Почему православным нельзя говорить с умершим человеком

Почему православным нельзя говорить с умершим человекомПочему православным нельзя говорить с умершим человеком

  • Календарь питания:
  • Cухоядение
  • Особенности богослужения: 
  • Утром: Литургия Преждеосвященных даров, вечером: Утреня 1-ый час, Парастас.

Почему православным нельзя говорить с умершим человеком

Аудиокалендарь:

23 марта – первая из трех (в 2019 году – двух) родительских суббот Великого поста. Родительские субботы – это дни особого поминовения усопших. Подробнее о них читайте здесь. 

Два случая общения с умершими, – рассказ священника Александра Авдюгина

Почему православным нельзя говорить с умершим человеком

Красивый особняк с дорогой мебелью, продуманной планировкой и оборудованный всем необходимым для комфортной жизни. Особняк украшали практически определившиеся два взрослых чада, солидный хозяин и вполне соответствующая ему хозяйка.

После освящения пригласили отобедать, и я, конечно, спросил: что стало причиной освящения дома?

Вопрос вполне естественный, так как среди прихожан я их никогда не видел, а с главой семейства общался лишь в его большом рабочем кабинете.

– Понимаете, батюшка, у нас год назад умер отец, – начала повествование хозяйка. – Все было благополучно, но вот уже прошло почти два месяца, как он стал к нам ночью приходить.

– Ко всем сразу или к кому-то конкретно? – встрял я с вопросом.

– Да всех он пугает – вступила в разговор дочь семейства, – вот, только к папе раньше не заходил никогда…

– Что, и вы его видели? – обратился я к главе дома.

– Видел. Как вас вижу, видел – ответил он и продолжил. – Знаете, батюшка, я не верил раньше рассказам ни жены, ни дочек. Думал это у них женские фантазии какие-то.

А здесь, на тебе, просыпаюсь три дня назад, я обычно в своей комнате сплю, от чувства, что на меня кто-то пристально смотрит. Открываю глаза – рядом отец покойный что-то мне говорит. Голос слышу, а слова понять не могу… Я даже испугаться толком не успел.

Поднялся переспросить, что ему надо, он тут и пропал, как растворился куда-то. Лишь потом до меня дошло, что отца уже год как похоронили.

– Вы его хорошо рассмотрели? – спросил я.

– Да, как вас вижу, – ответил хозяин.

– Знаете, отец, не страшно, когда его видишь ночью, – вступила в разговор вторая дочь. – Но вот потом, когда он пропадает, такой, иногда, ужас накатывает.

– Действительно испугаешься, – подумал я.

Расспросил, как и отчего умер их дед и отец, отпевали ли. Оказалось, что о смерти своей покойный говорить начал месяца за два, хотя внешне образ его жизни ничем не изменялся. Все думали – чудит дед. А он возьми и умри, прямо в кресле, после обеда с альбомом в руках. Для всех это было столь неожиданно, что и поверить не могли: вот только что с ними говорил за обедом, а тут уже и нет его…

Похоронили, в храм землю с кладбища принесли, отпели.

– Не молились больше о нем дома или в храме?

– Да не научены мы молиться, батюшка. Жена ходила на сорок дней, службу заказывала – начал объясняться хозяин, – да дочки, когда отец начал по комнатам ночью ходить, к вам в храм забегали. Свечи за упокой ставили.

Рассказал я всем им, как поминать надобно, молиться попросил о благополучии души деда своего, да и поехал на приход.

На поминальную субботу, увидел я в храме всю женскую половину того семейства. Уже после панихиды подошел к ним с мыслью, что опять неблагополучно в их доме и оказалось, что ошибся. Вот, что они мне рассказали.

После моего ухода, долго обсуждали в семье происходящее и неожиданно, каждый в отдельности и все месте, вспомнили, что покойный как будто, что-то об альбоме им говорил. О том альбоме с фотографиями, с которым он в руках и умер.

Открыли они этот альбом и там, среди пожелтевших листов и ветхих снимков с их далекими предками конвертик лежит, а в том конверте записка к сыну, невестке и внучкам, что-бы когда он умрет, его обязательно отпели, но только не с именем Григорий, а как Дмитрия.

Именно так его когда-то окрестили, но так уж сложилась жизнь, что стал он Григорием…

Отпели мы приснопоминаемого Димитрия, в синодик храмовый его записали и не беспокоит он больше семью моих новых знакомых, да и в храм они теперь приходят, о нем и себе молятся

Почему православным нельзя говорить с умершим человеком

Часто люди подобное общение с умершими воспринимают исключительно как мистику, что-то полное пугающих загадок, на которые нет ответа. Но ответ есть – и его мы получаем в личной и церковной молитве о них. Более того, ответ мы даем сами, когда стараемся стать лучше, изменить свою жизнь в память о них, в благодарность им.

О подобных случаях участия душ умерших в нашей повседневной реальности каждый священник поведать может. Да, и не только священник! Практически каждый из нас, в дни поминальные на кладбище отправляется. Логике земной это наше действие не поддается определению, но на прямой вопрос: «зачем вы на кладбище идете?», ответ практически однозначный – «Своих проведать».

Проведать, то есть пообщаться, вспомнить и поговорить. Да, да! Именно поговорить!

Если хорошенько присмотреться в лица тех, кто на места захоронения приехал или на панихиду пришел, то кроме печали радость тихую на них увидишь с простым определением-выводом: «Слава Богу, пообщались!».

Это утешительное, на жизнь и служение вдохновляющее общение, напрямую и нас, священников касается.

Не столь давно рассказал мне знакомый батюшка вот эту историю. Беседовал он как-то со своим духовником и пожаловался ему:

– Не идет молитва, отче! Механически все. Наизусть ведь знаю и правило, и богослужебное. Слова произношу, а мысли…

– В лукавствии мира находятся? – подняв голову, спросил духовник.

– Там, отче, там. Сам понимаю, что так нельзя, а на деле от этого понимания ничего не остается. Выгорел я, наверное.

Духовник задумался. Перекрестился. Внимательно посмотрел на исповедующегося священника и неожиданно сказал:

– После службы со мной поедем.

– Куда? – удивился священник.

– Душу зажигать…

На кладбище было сыро и пусто. Да и кто пойдет, если весна только-только теплом определяться начала? Солнышка еще и не видели весеннего.

– Сколько твоих прихожан здесь? – спросил духовник у священника.

– Да я и не помню, отче, сколько. В каждом ряду лежат. За восемь лет я их столько отпел, не перечесть.

  1. Священник медленно брел вдоль центрального ряда захоронений, вчитываясь в подписи на памятниках и на табличках к крестам прибитым.
  2. – Вот бабушка и эти двое с нашего прихода.
  3. Священник перекрестился.
  4. Духовник шел за молодым батюшкой и тихо пел:
  5. – Со духи праведных скончавшихся…
  6. Подошли к недавнему, еще «свежему» холмику с большим деревянным крестом.
  7. Священник так резко остановился, что духовник чуть в спину его не уперся.
  8. – Ты что?
  9. – Так это, – священник, выдохнул и каким-то чужим голосом закончил, – дядь Коля это…

– Какой дядя Коля? – спросил духовник.

– Он мне лет десять назад книжку дал о духовной жизни. Затворника книжка, Феофана. Я после нее в церковь пошел. Как же я не знал, что он умер…

Батюшка перекрестился несколько раз и упал на колени перед могилой. Прямо, в мокрую и грязную, от недавней могильной земли траву.

  • – Упокой, Господи, раба Твоего…
  • И они вдвоем запели: «Со святыми упокой»
  • * * *

– Тебя куда подвезти? – спросил духовник.

– В храм. Панихиду отслужу.

  1. – Ты же «выгорел»?
  2. Батюшка лишь рукой махнул, да добавил:
  3. – Простите.

Почему православным нельзя говорить с умершим человеком

Фото flickr.com

Полны храмы в дни поминальные.

Слезы печали в глазах? Есть и будут. Как обязательны и слезы утешения и тихой всепобеждающей радости. «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22: 32)  и если мы с Ним, то и для нас они, родные и любимые, рядышком. Встречи ждут.

Именно поэтому святитель Иоанн Златоуст сказал:

«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц — нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им и нам получить обетованные блага».

Истинная сущность каждого из нас – душа. Она же, как нынче говорят, – «по умолчанию» бессмертна. Отсюда и понятия «боль душевная», «душа радуется», «не тереби мне душу» и т.п.

Увидеть не можем, пощупать не получается, понюхать не удается, но точно знаем – она есть.

Читайте также:  Левират у чукчей: в чем его плюсы

За качества души любим человека или терпеть его не можем. Причем это отношение к душам нас окружающим остается и после обязательного и неминуемого часа смертного. Любовь не умирает, а претензии к тем, кто досадил или обидел, уходят в небытие, утихомириваются…

Знакомо состояние?

Думаю, что «да», особенно для тех, для кого вечность чрез Бога мыслится. Для священника же примеры реального утешения после общения с душами тех, кого любили и любим многочисленны и многократны.

Источник: https://foma.ru/dva-sluchaya-obshheniya-s-umershimi-rasskaz-svyashhennika.html

Вопрос священнику. Новые ответы

Вопрос священнику. Новые ответы

Просмотров: 2619     Комментариев: 0

Отвечает иеромонах Петр (Бородулин)

Почему православным нельзя говорить с умершим человеком

Сейчас в социальных сетях часто можно увидеть изображения икон, святых, всевозможные молитвы. Предлагается ставить «класс», и сразу все желания исполнятся, жизнь станет лучше. Как к этому относиться?

Как к этому относиться? Однозначно — не воспринимать эти обещания всерьез. Видимо, для тех, кто предоставляет данные «услуги», это не более чем игра, не более чем стремление развлечь посетителей их Сети. Вот они и стараются найти игрушку на любой вкус.

Только вот в качестве игрушки они предлагают святыню… а это равнозначно хуле на нее. Это десакрализация святыни: сведение молитв и святых икон до уровня подковки «на счастье» или талисмана фэншуй. Это разрушает чувство благоговения перед святыней.

Да и вообще, старайтесь бывать в социальных сетях как можно меньше.

Соцсети — это убийцы Вашего времени; пребывание в Сетях — это в основном пустое времяпрепровождение, разговоры по большей части ни о чем, а нередко это в лучшем случае захламление, а в худшем — отравление Вашего сознания пустой и вредной информацией.

Здравствуйте! Наша семья верующая, мы постоянно ходим в храм. Но что-то случилось с моей мамой, она уже в почтенном возрасте, но недавно покрестилась еще раз, причем с другим именем. Ответьте, пожалуйста, каким именем молиться за маму, чтобы она вразумилась?

Видимо, Ваша мама столкнулась с какими-то проблемами: наступила полоса невзгод, или мама тяжело заболела и решила, что кто-то «наслал порчу»,— тогда она захотела избавиться от этих проблем путем повторного крещения, захотела начать «новую жизнь» с чистого листа с новым именем. Может быть, кто-то посоветовал ей сделать это.

Но в Символе веры, который православные христиане читают в утреннем молитвенном правиле и поют за каждой Божественной литургией, есть слова: «Исповедую едино (то есть одно) крещение во оставление грехов». Попробуйте поговорить с мамой, объяснить, что повторное крещение не решит ее проблем.

Более того, оно является тяжким грехом, в котором надо покаяться. Если первое крещение было совершено над ней священником, полно и правильно, то повторное крещение не вменяется ей в крещение. Поэтому в молитве за нее ее надо называть тем именем, которое было дано ей при первом крещении.

А ей самой надо срочно исповедать этот грех и причаститься, если она еще этого не сделала.

Батюшка, добрый день! Скажите, пожалуйста, могу ли я спрашивать в Интернете у батюшки про свой исповеданный грех, или это означает, что я боюсь спросить про это у батюшки на исповеди? Я очень дотошный человек.

Спросив у батюшки про свой исповеданный грех, получил ответ, что, так как я рассказал про него, так достаточно! Но потом начинаю накручивать себя, начинаю думать, что боюсь спросить лично. Да и ответа на мой вопрос я не понял.

Спасибо.

Когда Вы исповедуете грех на исповеди, нужно назвать суть греха, то есть дать ему краткое определение, объяснить, в чем конкретно он состоял. Чаще всего для этого бывает достаточно одного слова: осуждение, ложь, жадность, злопамятство, обида и т.д.

Если же Ваш грех содержал в себе какие-то детали, усугубляющие его, делающие его более тяжким, их тоже необходимо назвать на исповеди. Также на исповеди Вы должны рассказать о тех подробностях совершенного греха, без которых суть греха останется неясной.

Нельзя также умалять тяжесть греха на исповеди, не называя каких-то его подробностей и тем самым желая представить его не таким уж и тяжким. В остальных случаях подробно, детально описывать совершенный Вами грех не надо.

Если в ответе священника на Ваш вопрос что-то осталось неясным для Вас, не бойтесь спросить его еще раз. Если у Вас есть какие-то сомнения по поводу Вашей исповеди, не бойтесь рассказать о них священнику.

Если же ответ священника Вас не удовлетворит или у Вас появятся сомнения по поводу правильности его ответов, Вы можете обратиться с этим вопросом к другому священнику либо задать его заочно священнику в Интернете.

Однако позволю себе заметить, дело здесь может быть не в неправильном ответе священника, а в несогласии вопрошающего с этим ответом и в его нежелании принять этот ответ. Храни Вас Господь.

Отвечает протоиерей Михаил Воробьев

Батюшка, скажите, пожалуйста,— хочу нарисовать свою жену и дочку рядом с бабушкой и мамой (бабушка и мама умерли). Можно ли рисовать их вместе? Спасибо.

Если посмотреть на любой групповой портрет, то обязательно наступит время, когда кто-то уйдет из жизни, в то время как другой будет продолжать жить. Каких-либо опасений по этому поводу никто никогда не высказывал. Поэтому и Вы можете изобразить всех дорогих для Вас людей, как живых, так и умерших, на одном портрете.

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, непременно ли все умершие воскреснут во Второе Пришествие или только «находящиеся в гробах»? Если тело человека было кремировано и урна с прахом захоронена в земле, кремация точно не помешает воскрешению? При жизни человек не настаивал быть кремированным, имел очень доброе сердце. Родственники не хотели никоим образом навредить его душе и будущей судьбе его души, они не знали, что погребение предпочтительнее. Отпевание и панихида были. Можно ли что-то сделать в данной ситуации? Спасибо большое за внимание.

В Символе веры Православной Церкви сказано: «Чаю воскресения мертвых…» — без каких-либо оговорок по поводу способа погребения.

Христианская Церковь свято верит в то, что телесное воскресение и последующая «жизнь будущего века» ожидает всякого человека. Непременно воскреснет и Ваш умерший родственник, тело которого было кремировано.

При этом на Последнем Страшном Суде Божием это обстоятельство никоим образом не будет поставлено ему в вину.

В эпоху становления христианства погребение в земле противопоставлялось языческому погребению, которое чаще всего совершалось через сожжение тела. Эта традиция глубоко укоренилась в культурной традиции всех христианских народов и, безусловно, является предпочтительной.

Однако и кремация, особенно в тех случаях, когда традиционное христианское погребение является затруднительным, не наносит умершему человеку какого-либо ущерба.

Не забывайте почаще заказывать заупокойные обедни и панихиды за близкого Вам человека, и его посмертная участь будет существенно облегчена.

 Отвечает священник Дионисий Каменщиков

Моей бабушке 74 года. Человек она верующий. Но она постоянно утверждает, что ее соседи колдуны, причем все. Она боится выйти из дома, говоря, что они сразу же войдут и начнут колдовать. Любой свой недуг она соотносит с колдовством.

Все наши разговоры о том, что Господь сильнее колдунов, что Бог с ней и нечего страшиться, бесполезны. Она соглашается, а потом начинается все заново. Она устала сама, и измучились соседи. Она громко ругает их, чтобы они слышали, посыпает солью все что возможно и у себя, и у них.

Во дворе каждая соринка для нее проделки колдунов. Мне очень жаль ее. Соседи одни терпят, другие ругают ее. Дело еще в том, что в молодости она часто ездила к гадалкам, лекарям. Может, это повлияло на нее? Во всем остальном она вполне адекватный человек.

Долго помогала в храме, дома молится, соблюдает посты. Помогите, батюшка, посоветуйте, как быть, что делать?

Думаю, нужно как можно чаще напоминать Вашей бабушке слова из 26-го псалма: Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся? (Пс. 26, 1).

А также слова Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.

Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы (Мк. 16, 16–18).

Эти слова означают, что вера и надежда на Господа являются самым лучшим средством преодоления наших человеческих страхов перед чем бы то ни было. Кроме этого, в житиях святых можно найти немало повествований о том, что языческие колдуны и маги не могли причинить никакого вреда христианам, имевшим защитником Самого Господа Иисуса Христа. Тем более, Вы пишете, что бабушка соглашается с тем, что Господь сильнее колдунов.

Читайте также:  Гоголь был не единственным: кто ещё из русских писателей уничтожил свои произведения

С другой стороны, Вы пишете, что Ваша бабушка когда-то сама активно пользовалась помощью «лекарей» и «гадалок». К сожалению, обращение к всевозможным «лекарям» и «гадалкам» не проходит для человека бесследно, порою за это приходится расплачиваться всю оставшуюся жизнь.

Обращение к таким «специалистам» фактически можно признать отказом от Господа. Человек начинает искать помощи не у Бога, а у темных, бесовских, противных Богу сил. Такой человек открывает себя для власти диавола.

Способ исправить ситуацию только один — искренняя исповедь во всех прошлых и настоящих грехах и участие в Таинстве Евхаристии — Причащения Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Глубокая, искренняя исповедь и Причастие способны как минимум облегчить состояние Вашей бабушки.

Вам бы я посоветовал молиться за бабушку, читать ей Священное Писание, беседовать о Господе и Его помощи нам, грешным.

Скажите, не является ли грехом слушать тяжелый металл? Разумеется, не сатанинские или другие темные направления. В текстах часто встречаются христианские темы. Но существует мнение, что эта музыка и направление (чуть ли не рок в целом) чуждо и даже противно христианству.

Но ведь существует и в России христианская тематика песен, та же «Алиса», а на фоне остального, что звучит по радио, это вообще высокое искусство, и тексты там более чем достойные. Тем не менее критика относится ко всей тяжелой музыке, практически не разделяя ее по смыслу и тематике.

Сначала давайте определимся с понятиями: тяжелый металл и рок — это два разных направления в музыкальной культуре. Вы прямо спрашиваете, является ли грехом слушать тяжелый металл? По моему личному мнению, да, является. Что такое грех? Это то, что отдаляет человека от Бога.

Я не большой специалист в области тяжелого металла, но то, что я слышал в юности, вряд ли кого-то могло приблизить ко Христу, скорее наоборот. Вообще искусство неминуемо преображает самого художника. Как «преображаются» исполнители тяжелого металла, очень часто можно видеть из жизнеописания этих «героев», которыми изобилуют СМИ.

По плодам их узнаете их (Мф. 7, 16).

Если говорить о роке, особенно русском, то здесь все сложнее. Опять-таки по моему мнению, некоторые произведения этого жанра, личность их исполнителей могут послужить для слушателя дорогой ко Христу, вернее, некой отправной точкой, стартом. Но старт — это всего лишь старт; если на нем топтаться, то никогда не прибудешь к финишу.

Так же и человек, который рассматривает творчество рок-музыканта, в произведениях которого звучат христианские мотивы, как руководство к духовной жизни, останется в самом начале своего пути к Богу. Лишь Церковь обладает той духовной полнотой, прибегая к которой человек способен добраться до «финиша», то есть до Небесного Царства.

Здравствуйте. У меня проблема. Мой сын Олег очень увлекается музыкальным жанром вlack мetal и этой культурой.

Пожалуйста, подскажите, что это???? Какой от этого вред? Я знаю, что там раскрывается тема сатанизма, оккультизма и ненависти, но сын сказал, что концепция этой музыки также в северной природе, в чувствах, связанных с единением с окружающим миром, и т.п. Правда ли это? Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы как можно более подробно. Большое спасибо.

Здравствуйте. Ситуация у Вас, действительно, очень серьезная.

Если Вы хотите подробно узнать, что такое вlack мetal, воспользуйтесь Интернетом. Скажу лишь несколько слов об этом направлении. Возникло оно в начале 1980-х годов на Западе на почве антихристианской идеологии, поэтому многие группы используют сатанинскую и оккультную тематику.

На выступлениях этих групп создается мрачная атмосфера, демонстрируется надругательство над христианскими святынями, нередко исполнители надевают фашистскую форму. Во время выступлений сцена украшается отрубленными головами животных, перевернутыми распятиями, сами музыканты перемазываются в крови.

Этих фактов достаточно, чтобы понять, какие духи движут музыкантами, работающими в направлении вlack мetal, даже если они сами воспринимают происходящее как веселый маскарад.

Направление это включает в себя множество групп, и Вам следует выяснить, какие из них слушает Ваш сын Олег. Понять, что в этом направлении его привлекает.

К сожалению, сегодняшние родители не хотят или за отсутствием времени не могут дать своим детям представление о настоящем искусстве.

У современной молодежи совсем нет понятия о том, что такое настоящая литература и поэзия, что такое классическая музыка и изобразительное искусство. Хорошего они не знают, а иммунитета к плохому у них нет.

За цветами надо ухаживать, лишь сорняки растут сами, и именно их приходится пожинать несчастным родителям.

Мне сложно давать советы, совсем не зная Вашего сына. Если сможете, постарайтесь открыть ему мир настоящего искусства и дать альтернативу тому направлению, которым он увлечен.

И конечно, изо всех сил молитесь за раба Божия Олега!

Рубрика «Вопросы священнику»

Источник: http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/2014-01-03-02-22-59-voprosy

День рождения умершего

Есть святоотеческое выражение: «День смерти важнее дня рождения». На основании учения Церкви можно говорить, что православный христианин претерпевает за время своей жизни три рождения. Первое — когда приходит на свет Божий из материнского чрева.

Второе рождение — когда человек принимает крещение, становится чадом церковным. И третье рождение — когда он заканчивает земную жизнь и переходит в мир иной. Почему православным нельзя говорить с умершим человекомВ соответствии с этим, третье рождение, т.е. день смерти для самого человека, перешедшего в иное бытие, важнее двух предыдущих. Поэтому в отношении усопшего мы, христиане, стараемся приурочить дни особой памяти об усопшем к изменившимся условиям жизни его души. Если приходит много времени с момента смерти человека, то, как правило, обращают внимание на годовщины. То есть ежегодно отмечают саму дату успения человека.

Как помянуть умершего

Что надо делать? Для души усопшего наиболее важны молитвы всей Церкви, близких и дела милосердия, совершаемые ради умилостивления Бога по отношению к этой душе. Обычно люди приходят, в день годовщины, или накануне, в храм Божий, подают за свечным ящиком записку об упокоении души усопшего.

Эта записка должна попасть на литургийное поминовение. Желательно молиться на этой Божественной Литургии в храме. После Литургии обычно бывает еще поминовение на панихиде или литии.  Когда есть желание, то можно принести что-то съестное на церковный канон, вложив туда записку о ком просите молитв, т.е.

написать имя усопшего христианина.

Можно попросить священника послужить панихиду на могилке усопшего. Посещение кладбища в день рождения усопшего — древняя традиция, поощряема церковью.  Если прийти на могилку в этот день не получается, не страшно. Главное, тепло помнить о тех, кого больше нет рядом. Посещая кладбище, мы отдаем должное уважение покойному и по возможности этим не стоит пренебрегать.

Есть традиция помянуть в этот день усопшего за трапезой, где собираются родные и близкие. В древние времена кормили также нищих и убогих, прося их молитв об усопшем. Братская трапеза должна быть чинной и спокойной. Желательно воздержаться от употребления спиртных напитков. Такое поминовение угодно Богу и послужит ко многой пользе душе усопшего близкого человека.

В храмах, где совершается ежедневное богослужение, обычно есть возможность заказать ежедневное поминовение усопшего христианина в течение 40 дней, полугода или годичное поминовение. С такой же просьбой можно обратиться и в монастыри и храмы.

Рекомендуем к прочтению

Источник: http://www.pemptousia.ru/2018/02/день-рождения-умершего/

Почему православным нельзя говорить с умершим человеком

Нет больше никакого другого предмета, с которым было бы связано столько нелепых и странных суеверий, как смерть человека и его похороны. Чего только не придумывают люди в страхе от кончины родственника.

И блины на лицо покойника кладут, и оградки не запирают, и на кладбище ходят или не ходят (бывает, что некоторые суеверия запрещают посещение кладбищ в определенные дни) строго по расписанию.

Но что положено делать православным христианам?

Чистота не помешает

Духовник Московской епархии, священник Ульян Кречетов, своим подопечным приводил пример, когда к родным скончавшегося Святителя Филарета Московского святой явился во сне и попросил сходить на его могилку, навести там порядок.

Очевидно, что для отошедших в мир иной важно, чтобы место погребения было убранным, чистым, ведь могила — это не просто место, где лежат останки человека после того, как душа покинула тело. Могила — это место будущего телесного воскресения, место, где человек восстанет во время Второго Пришествия Спасителя.

Кроме этого, родственник, прибирая, следя за могилой, может выразить этим свои чувства к усопшему.

Читайте также:  Как православному исповедоваться в католическом храме

Однако следует помнить, что основным и главным делом, которым живой может помощь усопшему, в христианстве остается непрерывная, горячая молитва о нем: сначала новопреставленного отпевают, а затем заказывают поминовения в церкви — на 40 дней, на полгода, и наконец, годовое поминовение; кроме этого, о нем молятся каждый день дома — в течение сорока дней читают Псалтирь по одной кафисме. Многие священники подчеркивают, что церковная молитва — поминание почившего на Литургии, — очень важна для его души. Особенно важно и действенно бывает подать «записки» на Проксомидию. Это часть Литургии, когда священник подготавливает вино и хлеб для будущей Евхаристии. Во время этого он читает особую молитву за почивших и за каждого из них опускает в потир с Христовой Кровью частички просфоры и говорит: «Oмый, Господи, грехи поминавшихся зде Kрoвию Tвoею Честнoю молитвами святых Tвoих».

Молиться на могиле надо, а беседовать с умершими — нет
Можно молиться о скончавшемся и на кладбище — именно для этого православные христиане приходят на могилу вновь почившего родственника на девятый и на 40-й день, а вовсе не для того, что поесть там блинов, выпить или угостить ими друзей. Часто приходят на День Ангела или годовщину смерти с той же целю — помолиться Богу.

Бывает и так, что живой очень тоскует по усопшему, часто ходит на кладбище, беседует с ним на могилке, — такое поведение священники не одобряют. Потому что собеседовать об умершем можно только с Богом — в молитве. Если же все время проводить на могиле и разговаривать невесть с кем, можно договориться и до того, что тоскующим человеком овладеют бесовские силы.

Происходит это от того, что тоскующий замыкается на своем горе и не понимает, что в земле покоится лишь тело любимого человека, душа же его жива и находится теперь в ином мире, и что все родные обязательно смогут встретиться в Страшном Суде, по воскресении.

Вместо того, чтобы тосковать на могиле, следует просто продолжать любить человека после его упокоения, молиться о его душе и совершать добрые дела, — все это дарует усопшим великое утешение.

В родительские субботы

Кроме этого, православные ходят на кладбища в поминальные субботы — но тоже по мере возможности, так как главное в эти дни — сходить в храм, помолиться о почивших людях. Два раза в год РПЦ празднует Вселенские субботы — один раз о время Великого поста, а вторую — перед Троицей. Большую популярность в народе имеет родительская суббота на Фоминой неделе после Пасхи — Радоница. 9 мая и 11 сентября и 8 нoябpя в РПЦ установлены Дни поминовения воинов, павших на полях сражений. На кладбище следует ездить по возможности, после посещения храма; при желании вечером можно созвать родных на скромный поминальный обед без спиртного. Ни зимой, ни летом не стоит приносить на могилы роскошные венки. Настоятель Храма Всех Святых священник Федор Яблоков указывает, что обычай этот восходит к языческому обычаю римлян, которые усыпали могилы цветами. В России эта традиция появилась только в конце XIX века. После её повсеместного распространения Святейший Синод был вынужден запретить венки с надписями специальным указом 1889 года. В этом же году была запрещена светская музыка на похоронах православных христиан. После революции большевики реанимировали этот языческий обычай в пику церковникам. Сейчас священники допускают принесение на кладбище живых цветов — как символа надежды на будущую жизнь, однако указывают, что основой цветочной композиции должен служить крест — символ вечной жизни. Итак, основной задачей людей, недавно похоронивших родного человека, становится сохранение с ним духовной связи, любви к нему, беспрестанной молитвы за него и делание добрых дел. Ну а посещать кладбище следует по мере возможности для уборки могилы и для искренней молитвы над ней. Что же касается излишне роскошного обустройства места захоронения, то тут можно привести завещание Святого Нила Сорского, который при кончине завещал ученикам своим выбросить свое тело в чащу на съедение волкам, а останки закопать без почестей со словами «Ибо много тело сие согрешило Богу».

Читать ещё •••

Видео дня. У 70-летней звезды будет ребенок

Источник: https://woman.rambler.ru/other/42429081-pochemu-pravoslavnym-nelzya-govorit-s-umershim-chelovekom/

Почему православным нельзя говорить с умершим человеком

Нет больше никакого другого предмета, с которым было бы связано столько нелепых и странных суеверий, как смерть человека и его похороны. Чего только не придумывают люди в страхе от кончины родственника.

И блины на лицо покойника кладут, и оградки не запирают, и на кладбище ходят или не ходят (бывает, что некоторые суеверия запрещают посещение кладбищ в определенные дни) строго по расписанию.

Но что положено делать православным христианам?

Чистота не помешает

Духовник Московской епархии, священник Ульян Кречетов, своим подопечным приводил пример, когда к родным скончавшегося Святителя Филарета Московского святой явился во сне и попросил сходить на его могилку, навести там порядок.

Очевидно, что для отошедших в мир иной важно, чтобы место погребения было убранным, чистым, ведь могила – это не просто место, где лежат останки человека после того, как душа покинула тело. Могила – это место будущего телесного воскресения, место, где человек восстанет во время Второго Пришествия Спасителя.

Кроме этого, родственник, прибирая, следя за могилой, может выразить этим свои чувства к усопшему.

Однако следует помнить, что основным и главным делом, которым живой может помощь усопшему, в христианстве остается непрерывная, горячая молитва о нем: сначала новопреставленного отпевают, а затем заказывают поминовения в церкви – на 40 дней, на полгода, и наконец, годовое поминовение; кроме этого, о нем молятся каждый день дома – в течение сорока дней читают Псалтирь по одной кафисме. Многие священники подчеркивают, что церковная молитва – поминание почившего на Литургии, – очень важна для его души.

Особенно важно и действенно бывает подать «записки» на Проксомидию. Это часть Литургии, когда священник подготавливает вино и хлеб для будущей Евхаристии. Во время этого он читает особую молитву за почивших и за каждого из них опускает в потир с Христовой Кровью частички просфоры и говорит: «Oмый, Господи, грехи поминавшихся зде Kрoвию Tвoею Честнoю молитвами святых Tвoих».

Молиться на могиле надо, а беседовать с умершими – нет

Можно молиться о скончавшемся и на кладбище – именно для этого православные христиане приходят на могилу вновь почившего родственника на девятый и на 40-й день, а вовсе не для того, что поесть там блинов, выпить или угостить ими друзей.

Часто приходят на День Ангела или годовщину смерти с той же целю – помолиться Богу. Бывает и так, что живой очень тоскует по усопшему, часто ходит на кладбище, беседует с ним на могилке, – такое поведение священники не одобряют. Потому что собеседовать об умершем можно только с Богом – в молитве.

Если же все время проводить на могиле и разговаривать невесть с кем, можно договориться и до того, что тоскующим человеком овладеют бесовские силы.

Происходит это от того, что тоскующий замыкается на своем горе и не понимает, что в земле покоится лишь тело любимого человека, душа же его жива и находится теперь в ином мире, и что все родные обязательно смогут встретиться в Страшном Суде, по воскресении.

Вместо того, чтобы тосковать на могиле, следует просто продолжать любить человека после его упокоения, молиться о его душе и совершать добрые дела, – все это дарует усопшим великое утешение.

В родительские субботы

Кроме этого, православные ходят на кладбища в поминальные субботы – но тоже по мере возможности, так как главное в эти дни – сходить в храм, помолиться о почивших людях. Два раза в год РПЦ празднует Вселенские субботы – один раз о время Великого поста, а вторую – перед Троицей.

Большую популярность в народе имеет родительская суббота на Фоминой неделе после Пасхи – Радоница. 9 мая и 11 сентября и 8 нoябpя в РПЦ установлены Дни поминовения воинов, павших на полях сражений.

На кладбище следует ездить по возможности, после посещения храма; при желании вечером можно созвать родных на скромный поминальный обед без спиртного. Ни зимой, ни летом не стоит приносить на могилы роскошные венки.

Настоятель Храма Всех Святых священник Федор Яблоков указывает, что обычай этот восходит к языческому обычаю римлян, которые усыпали могилы цветами. В России эта традиция появилась только в конце XIX века. После её повсеместного распространения Святейший Синод был вынужден запретить венки с надписями специальным указом 1889 года.

В этом же году была запрещена светская музыка на похоронах православных христиан. После революции большевики реанимировали этот языческий обычай в пику церковникам.

Сейчас священники допускают принесение на кладбище живых цветов – как символа надежды на будущую жизнь, однако указывают, что основой цветочной композиции должен служить крест – символ вечной жизни. Итак, основной задачей людей, недавно похоронивших родного человека, становится сохранение с ним духовной связи, любви к нему, беспрестанной молитвы за него и делание добрых дел. Ну а посещать кладбище следует по мере возможности для уборки могилы и для искренней молитвы над ней.

Что же касается излишне роскошного обустройства места захоронения, то тут можно привести завещание Святого Нила Сорского, который при кончине завещал ученикам своим выбросить свое тело в чащу на съедение волкам, а останки закопать без почестей со словами «Ибо много тело сие согрешило Богу».

Источник: https://cyrillitsa.ru/tradition/95038-pochemu-pravoslavnym-nelzya-govorit.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector