Почему русским было запрещено ломать хлеб

Традиции и обычаи часто противоречивы, и многие наверняка слышали, что хлеб не стоит ломать руками. Значит, остаётся его резать? Нет, ведь резать хлеб, согласно другой версии народных примет, запрещено. Так что же делать с хлебом?

Если вспоминать Священное Писание, то в нём сам Спаситель — Иисус Христос — заповедовал своим апостолам на Тайной Вечере, что хлеб, поданный им, есть тело его. Раз так, то разрезать хлеб — значит, резать тело Христа, автоматически приравнивая себя к римскому солдату, пронзившего копьём подреберье Иисуса.

Легенда красивая, но не стоит забывать, что Иисус Христос в своих высказываниях предельно метафоричен, и система символов не позволяет так прямо толковать запрет на то, что хлеб нельзя ни в коем случае резать.

Хлеб — символ спасения: «ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и даёт жизнь миру… Я есмь хлеб жизни… Я — хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век», то есть Иисус отождествляет себя с добродетелями, необходимыми для спасения.

«Умножение хлебов». А. Иванов

Но если обратиться к истории хлеба, то его прообраз появился в неолите и представлял собой запечённую кашицу, приготовленную из воды и крупы.

В этот и последующие периоды, когда в распоряжении людей появились керамические и металлические орудия труда и быта, хлеб было удобнее ломать, так как острота ножей не позволяла разрезать его без огромного количества крошек. Поэтому в традиции запрета разрезать хлеб можно выделить и эволюционно-традиционную природу.

Если продолжить рассмотрение этого аспекта, то нужно вспомнить и форму хлеба, который ели древние: чаще всего он представлял собой лепёшку, которую, конечно же, удобнее разломить, чем прибегать к сложному процессу нарезки.

Многие знают, что узбекский плов нужно есть руками. Хранители
традиций объясняют это тем, что блюдо — живой организм с частичкой души,
которую в него вложил готовящий, поэтому прибегать к помощи металлических
предметов нельзя. Но, позвольте, то есть протыкать вилкой нельзя, а поедать
можно? Каннибализм какой-то получается.

Вероятно, эту традицию можно перенести
и на разделку хлебобулочных изделий.

Но на самом деле, поедание блюда руками, в том числе и
хлеба, благоприятно сказывается на пищеварении: тактильные ощущения передают
сигналы в спинной мозг, из-за чего начинается обильное выделение желудочного
сока, необходимого для максимального усвоения пищи.

Стоит обратить внимание на то, что люди, придерживающиеся традиции не резать хлеб и исповедующие православие, а значит, и таинство Евхаристии (причастия), почему-то не смущаются, что священнослужитель перед приготовлением хлеба для совершения таинства вырезает из середины просфоры агнца, символизирующего плоть Христа.

Напомним, Иоанн Предтеча назвал Иисуса «агнцем Божьим, который берёт на Себя грех мира». Также на просфоре проделываются глубокие надрезы, образующие крест, и прокалывается боковая часть — отсылка к сюжету с уже упомянутым римским легионером.

Но тут есть интересный момент: до определённого времени просфору для причастия не разрезали, а надламывали, делая на тесте крестообразные надрезы ещё до выпекания.

Откуда пошло суеверие не праздновать 40-летие?

Источник: https://www.factroom.ru/rossiya/drevnyaya-rus/pochemu-ranshe-bylo-prinyato-lomat-hleb-a-ne-rezat

Почему старые люди утверждают, что хлеб нужно ломать, а не резать? Ответы неординарны (7 фото)

В народе многие традиции и приметы истолковывают весьма противоречиво. Все слышали, что ломать хлеб руками — значит ломать свою судьбу. Но в то же время резать хлеб запрещают христианские обычаи. Что же делать? Какое значение придают хлебу люди с давних времен? Разберемся подробнее.

Тело Христово

Если внимательно изучить Священное Писание, то можно найти там описание тайной Вечери, когда Иисус Христос заповедовал апостолам, что хлеб, который он подал, является телом его. Если это так, то нельзя резать хлеб ножом, это будет означать — резать Христово тело, как делали это римские солдаты, пронизывающие копьем Иисуса.

Нельзя забывать, что все высказывания Иисуса были весьма метафоричны и не стоит так прямо толковать его выражения и делать выводы, что резать хлеб строго запрещается. Хлеб в Писании является символом жизни, спасения, как и сам Иисус, которому принадлежат слова «Я есмь хлеб жизни…». Он отождествляет свой образ с добродетелью, которая принесет спасение миру.

Хлеб в истории

Прообраз хлеба появился еще в неолите, собой он представлял лепешку, изготовленную из муки и воды. В те времена, когда только стали появляться металлические орудия для быта, керамическая посуда, конечно же, хлеб было удобнее ломать.

Ножи еще не были так тонки и остры, чтобы разрезать этот продукт без большого количества крошек. В этом случае запрет на разрезание хлеба можно отнести к эволюционно-традиционным причинам.

Форма лепешки тоже была таковой, что легче было ее разломить руками, чем резать.

Тонкая традиция

Многим известно, что плов узбеки едят только руками, и объясняют это они просто. Блюдо считается живым организмом, в него вложена частичка души готовящего и нельзя касаться его металлическими предметами. Странное, конечно, объяснение. Вилкой трогать этот «живой организм» нельзя, а поедать, значит, можно.

Вероятнее всего, подобная традиция переносится и на разделку хлеба. Если рассматривать этот вопрос с точки зрения физиологии, то действительно, есть руками полезно для пищеварения, так как тактильные ощущения помогают быстрее передать сигналы в мозг, желудочный сок начинает активнее вырабатываться, пища при этом максимально усваивается.

Живой хлеб

Как и в случае с узбекским пловом, не рекомендовалось исстари резать хлеб, потому что он считался чем-то живым. Резав его ножом, можно было навредить тому человеку, который его выпекал.

Другое, не менее мистическое поверье говорит о том, что если первую буханку разрезать ножом, то все остальные из партии будут непригодными, они либо подгорят, либо опадут.

Противоречивые приметы

Некоторые приметы, уверяющие, что, ломая хлеб, вы ломаете свою судьбу, заверяют, что буханку нужно нарезать только ровными кусочками, иначе вся жизнь будет неровной.

Нельзя резать от себя, считалось, что такой хлеб ворованный. Ну а как быть крестьянину в поле, когда рядом под рукой у него нет никакой доски, чтобы нарезать ровно краюху.

Свадебные традиции

При всех противоречиях существует такой свадебный обряд: разламывание каравая над головами новобрачных. Главной его функцией является защита от порчи и сглаза вновь сложившейся семьи. При этом изготавливали маленькие куклы, которые символизировали невесту с женихом, фигурки прятали внутри каравая и запекали. Кстати, отсюда и повелась традиция использовать свадебных кукол.

В Армении тоже существует свадебная традиция, связанная с хлебом. Свернутый лаваш за противоположные концы до помолвки тянут главы семейств. Означает это, что теперь семьи объединяются, и быт, и хлеб у них будут общими.

Не оставляйте крошек

Преломление хлеба в разных культурах означает дружбу, согласие в каком-то договоре. Какими бы не были противоречия в вопросе о том, ломать хлеб или резать, во всех культурах главное — не оставлять крошек. Старые люди уверяли, что ими питаются духи, а они не всегда доброжелательны к хозяевам или их гостям. Если крошки и остаются, следует их собрать и скормить птицам.

Наши предки не одобрили бы поведение жителей Европы. Так, в Англии нарезаются свадебные лепешки мелкими кубиками, ими посыпают невесту и жениха, раскидывая по банкетному залу. Еще одна непонятная нам традиция — лепешку ломают над головой невесты и кидают ее в толпу гостей.

Основные «хлебные законы»

Нижеприведенные «хлебные законы» соблюдаются и почитаются многими и в наши дни. Большинство из них ведутся еще от наших далеких предков. Итак.

  • Благословение. Сейчас мало кто печет хлеб самостоятельно, а вот в давние времена ни одна хозяйка не могла этого делать без благословения. Перед каждым этапом: закваской, замесом, а потом и выпеканием хозяйка должна была обязательно прочесть молитву, прося благословения у Господа. Тесто, а затем и готовый хлеб всегда осеняли крестным знамением.
  • Церковная чистота женщины. К выпечке и даже к замесу теста не допускали хозяйку на сносях или во время «женских» дней.
  • Скатерть. Только на застеленный скатертью стол полагалось класть хлеб. На голом столе буханка предвещала нищету и упадок семье.
  • Запрет на смех. Хлеб всегда считался священным продуктом, и во время трапезы каждый должен был вести себя строго. Засмеявшийся человек мог навлечь на себя беду.
  • Все крошки, оставшиеся после обеда, нужно было тщательно собрать со стола, ни одной не должно было упасть на пол. При их потере семья навлекала на себя гнев Господа. Нельзя было отдавать остатки хлеба даже собакам, только домашней птице можно было их скармливать.
  • Каждый укушенный кусок обязательно нужно было доесть. Недоеденные ломти грозили потерей благополучия и жизненных сил. Если куски не доедали дети — грозило им сиротство, если женщины — вдовство. Прежде чем отрезать новый ломоть хлеба от целой буханки, обязательно нужно было доесть начатый.
  • Ни в коем случае не выбрасывать хлеб, даже если он заплесневел. Это считалось смертным грехом. Остатки можно отдать только птицам, в противном случае можно было навлечь на себе несчастья и беды.
Читайте также:  Русский фотограф персидского шаха. уникальные фотографии начала xx века

Мы не можем судить строго, какая традиция правильная, а какая — нет. Нужно ломать хлеб или резать. Мы привели достаточно противоречивые обычаи. Уяснить для себя нужно главную суть «Хлеба бери в меру». Относиться к этому продукту нужно с почтением и трепетом, хотя бы, отдавая дань уважения нашим предкам.

Источник: https://nlo-mir.ru/bezrubriki/pochemu-starye-ljudi-utverzhdajut.html

Почему русские ломали, а не резали хлеб — Легенды нашей эпохи

  • Почти всегда ответ, который можно услышать на этот вопрос, звучит так: хлеб это тело Христово, и поэтому его не должен касаться нож, но это неправильно, поскольку на Литургии священник специальным ножом, называемым «копие», пронзает хлеб, символизирующий плоть Христа-Спасителя, а потом режет его на кусочки.
  • Копие в этот момент является не только копьем римского воина, но и представляет собой волю Божью.
  • На самом деле ритуал размалывания хлеба более древний, и родился он на языческой почве, которая весьма благодатна для появления самых невообразимых суеверий.

Один каравай разрежешь все пропадут! На Руси хлеб всегда был основой крестьянского хозяйства: уродился хлеб, рожь или пшеница все сыты, здоровы и веселы; не уродился хлеб жди голода, болезней и несчастий.

Хлеб был основой жизни и потому всегда нёс большую сакральную нагрузку с ним было связано много примет и поверий. Считалось, что печь его может только «чистая» женщина; нельзя было, чтобы стряпуха была беременной и запрещалось резать ножом первый каравай, который доставали из печи.

Во-первых, считалось, что этим можно повредить человеку, который пёк хлеб, ведь верили, что частица его сил как бы переходила на продукт; а во-вторых, как пишет в одной из своих статей литератор и этнограф Александр Страхов, архаическое сознание наших предков переносило свойства одного отдельного предмета на все остальные. И в этом случае, если первый каравай резали ножом, то остальные должны были каким-то мистическим способом испортиться: опасть или подгореть.

  1. Хочешь забыть ешь «забытый» хлеб Забытый в печи хлеб наделялся свойствами забвения: « Забудецца хлеп ф пэчй, tó, хто умріть ф семьй (едят этот хлеб), щоп забывши», «хто умрё, кто забуцца не мбжэ, хлеб тот ест…».
  2. Жители Воронежской губернии верили, что если забыть в печи целую партию караваев, то это грозит разорением, которое, очевидно, должно было последовать за неуважение к хлебу.
  3. Большим грехом считалось класть хлеб на стол коркой вниз это якобы призывало в дом смерть; если коврига падала на пол коркой вверх считалось, что это к счастью, если коркой вниз к беде и обнищанию, а покатившийся каравай предвещал скорую кончину.

Как на Руси «кормили» покойников В научной работе «Культ хлеба у восточных славян. Опыт этнолингвистического исследования» Александр Стахов указывает, что зев печи у славян всегда был связан с потусторонним миром.

То есть каждая выпечка хлеба была своеобразным контактом с миром мёртвых, с миром, где обитают души предков, и обязанностью живых было в обязательном порядке в знак благодарности приглашать их на совместную трапезу.

Для этого в одних сёлах умерших призывали на блины, когда по сковороде разливали первый блин, в других звали их на трапезу после выпечки. В некоторых сёлах во время разделения теста на караваи, от первого каравая отрывали кусок и бросали его в печь, в огонь, как жертву душам умерших.

Первый же вынутый из печи каравай обильно смачивали водой, словно бы умывая умерших, что способствовало образованию пара, потом хлеб разламывали руками и клали на окно, к которому якобы слетались души покойников кормиться паром, идущим от хлеба.

Иногда для большего удобства предков даже в зимнюю стужу приоткрывали окно, чтобы пар вышел из избы, а если в семье был утопленник, то хлеб для него клали над кадкой с водой.

Обряд этот делали не только в поминальный день, но каждый раз, когда пекли хлеб. Под Гомелем был обряд разламывать первую булку хлеба руками и оставлять его парить существовал и в конце XX века.

Обычай этот преобразовался и в православии, например, в Великороссии набожные люди первый масленичный блин ели за упокой умерших родственников, под Тамбовом первый блин даже в XIX веке клали на слуховое окно «для предков», в калужских сёлах его мазали мёдом и клали на божничку «родителям», а в других местах России несли на могилу, как символ языческой тризны.

«Возврат к природе» или страх смерти Именно с похоронными обрядами было связано и ломание, разрывание хлеба руками по аналогии с раздиранием полотна, на котором опускали в землю гроб покойника верили, что если его разрезать, то «зарежешь» ещё одного члена семьи, и он быстро умрёт.

Очевидно, что само действие раздирание, размалывание символизировало возврат к природе, к предкам, к их обычаям. Разламывание хлебов означало обращение к культу предков, а следовательно, означало и обращение к древнему страшному божеству Роду.

  • В этом ключе обряд преломления хлеба для скрепления заключённого договора предстает как призывание в свидетели всех предков как с одной, так и с другой стороны.
  • От преломления хлебов пошли различные пословицы и поговорки, призывающие ломать, а не резать хлеб: «Ломать хлеб ломком, будем жить домком».
  • Современные учёные связывают запрет на разрезание хлеба со страхом смерти, который испытывает каждый человек, и этим объясняют ритуализацию действий.

Каравай защита от сглаза Ещё один обряд, при котором хлеб рвут или ломают, связан с языческой свадьбой; о нём рассказывают старожилы Пермского края. Перед свадьбой раньше изготавливались две небольших куклы, одна символизировала жениха, а вторая невесту.

Куклы эти назывались одноручниками и предназначались для защиты молодых во время свадьбы от сглаза: на них должны были перейти все проклятья, которыми на свадьбе сыпали завистники.

Чтобы куклы были незаметны, их запекали в большой каравай, который в конце праздника разламывали руками над головой молодых.

Именно от этого старинного обычая появилась советская традиция сажать кукол на капот свадебных машин.

  1. В остальных же случаях хлеб даже в старину резали ножом, правда, для этого нужно было провести определённые ритуальные действия, например, хозяин должен был перекрестить каравай ножом, разрезать его на куски и раздавать всем членам семьи.
  2. В некоторых случаях запрещалось резать хлеб снизу, а если человек резал хлеб от себя, то это якобы указывало на то, что он ворованный.
  3. Источник

Источник: https://humaninside.ru/vokrug-nas/50766-pochemu_russkie_lomali_a_ne_rezali_hleb.html

Почему русские ломали, а не резали хлеб. Почему нельзя ломать хлеб руками

12.10.2019

К хлебу на Руси искони отношение было благоговейно-почтительное: «всему голова», а пекарей никогда не кликали «Ивашка», «Федька», но величали «Иван», «Федор».

Секрет прост – зерно самый удобохранимый продукт, если его запасти впрок, никакой голод не страшен. Отсюда и экономная привычка хозяек, выпекая каравай, тщательно выскребывать остатки теста и делать из них крендельки для детишек.

Выбросить крошки, сухую корку считалось величайшим грехом. Нехорошо выбрасывать и остатки хлеба.

Плохая примета
накладывать тесто ножом или вилкой перед посадкой его в духовку.

Нельзя пересчитывать буханки, вынутые из печи, иначе они быстро зачерствеют. «Лопнувшая» в печи буханка – к гостю. Хлеб, испеченный в сочельник, никогда не плесневеет.

Русские крестьяне урожай определяли по колосу: цветет снизу – ждать изобилия.

Хлеб крошится при резке – к семейной ссоре. Пустота внутри батона – к покойнику.

Хорошая примета, когда девушка доедает последний кусок хлеба на столе – ее ждет счастливое замужество.

Хлеб упал на пол. Приметы

Во все времена к хлебу всегда относились очень уважительно, считали его главной пищей в доме. Говорили, если есть хлеб – есть еда, а потому все приметы, связанные с ним, бережно хранятся и передаются из поколения в поколение. Так как хлеб всегда был почитаем, то и обращаться с ним следует бережно, с уважением. Есть ряд примет, которые связаны с тем, что хлеб роняют
.

Читайте также:  Первыми начали пользоваться зубной щеткой и другие удивительные факты о гигиене монголо-татар

Упавший кусок хлеба во время праздничного застолья – к скорому приходу долгожданного и почетного гостя, а вот уронить кусок хлеба в обычный, будничный обед или ужин означает, что прибудет неприятный и ненужный человек.

Ронять хлеб, в том числе и крошки от него – это примета плохая, поскольку это сулит отсутствие урожая в этом году и наступление голода. Упавший со стола на пол хлеб свидетельствует о том, что к вам кто-то очень сильно спешит.

С особенным трепетом относились к свадебному хлебу – караваю. По тому, каким получился каравай, судили о том, как будет жить новая семья. И особым значением обладали украшения каравая, а вот уронить откушенный или отломанный кусок, означает потерю авторитета в семье. А если уж целый каравай падал на свадьбе на пол – это сулило постоянные ссоры супругам и в конечном счете – развод.

Уронить бутерброд маслом вверх – к гостю.

Источник: https://www.nou-mo.ru/heart-disease/pochemu-russkie-lomali-a-ne-rezali-hleb-pochemu-nelzya-lomat.html

Почему русским было запрещено ломать хлеб ?

3:27

Народные приметы про хлеб

Знаки на пути

275K views

1:48:25

Vladimir Bukovsky. «Last interview». Heritage. About Brexit, EU, USSR, and post soviet nomenclature

TV gansta

50K views

1:31:37

Внимание. Россию ждёт великая катастрофа. Река Волга. Russia will face a great catastrophe. Volga

Волхонский ЛАЙВ

55K views

10:02

Послание от которого становится жутко! Российские ученые расшифровали сигнал из космоса

ЧУЖАЯ ПЛАНЕТА

720K views

19:55

Грудинин. Вот это поворот. Эксклюзив.

Белая Рысь

2.6M views

47:49

ГРЕЧКА.Что нашли диетологи в ГРЕЧКЕ,и почему ГРЕЧКУ не едят в Европе.Тайны Чапман

Гипотезы.Факты. Необъяснимое.Аномальное.

1.7M views

38:26

Рыбный день. Страшная тайна минтая. Хроники московского быта | Центральное телевидение

Центральное Телевидение

451K views

34:28

ЧЕБУРЕКИ — сочные, настоящие, крымские, узбекские! Самые вкусные!

Сталик Ханкишиев

3M views

15:24

Амарант – пища богов. И что еще запретил Петр-1 на Руси

НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ. Авторский канал Валерий

431K views

7:41

Что иностранцы думают о ЧМ-2018 в Казани?/What do foreigners think about the World Cup?

БИЗНЕС Online

181K views

13:43

ХЛЕБ РЖАНОЙ ДОМАШНИЙ.По рецепту от Варвары Петровны.

Света Молодцова

748K views

10:30

10 Продуктов, Которые Вы Перестанете Покупать Узнав Из Чего Их Делают

tophype

3.7M views

Источник: https://www.invidio.us/watch?v=314XHh7UB3Q

Какой хлеб было запрещено есть на Руси

У древних славян хлеб был одной из главных пищевых ценностей, с которой было связано множество суеверий. Хлеб, который с приходом христианства стал исключительно символом Тела Христова и Вечной жизни, в языческой среде был связан с культом мертвых, смертью и круговоротом времен года в природе. Древние славяне связывали и с культом солнца: видимо, для них зерно умирало в земле так же, как умирало каждый день солнце, исчезая во мраке на западе, а потом возрождалось новыми колосьями, как солнце, возродившееся утром на востоке.

Запретов было много

Люди верили, что печь, в которой пекут хлеб – это вход в мир мертвых, а выпечка хлеба – это ритуал, схожий со сжиганием умерших на костре.

Выпекание хлеба превращалось в некое действо, с котором было связано множество поверий, вплоть до того, что было запрещено переступать через печную утварь или подныривать под лопату с хлебом или вообще запрещалось находиться на кухне тем, кто не был задействован в хлебопечении.

Якобы все это ухудшало вкусовые свойства хлеба и влекло за собой несчастья, – об этом пишет историк Денис Александрович Ляпин в книге «Очерки этнографии Верхнего Подонья». Но скорее всего, подобные запреты должны были призвать всех домашних к тому, чтобы хозяйке не мешали заниматься важным делом – кормить семью.

Отголоски языческих запретов до сих пор звучат среди людей далеких от какой-либо веры или религии.

Связано это еще и с тем, что и Русь, а позже – Россия прошла через множество сложных, трудных и голодных времен, когда корка черствого хлеба могла спасти от смерти.

Поэтому до сих пор некоторые бабушки не выбрасывают заплесневевший хлеб, а мужчины бывают смущены вопросом – как лучше резать хлеб: от себя или к себе? А может, лучше не резать, а ломать? А то как-то нехорошо…

Суеверие на суеверии

Однако несмотря на периоды голода, случающиеся на Руси, бывали случаи, когда хлеб есть было запрещено, в том числе и из-за суеверий.

Например, строго запрещалось резать новый каравай хлеба после захода солнца. Очевидно, что это древнее суеверие было связано с почитанием Солнца, но как именно, теперь установить уже нельзя.

Днем строго настрого запрещалось есть хлеб за спиной у другого человека, якобы это могло каким-то образом забрать у того силу или жизнь.

Запрещалось доедать чужой кусок – якобы это могло мистическим образом обездолить другого человека, лишить его жизненной силы или здоровья.

Нельзя есть хлеб покойников

Нельзя было есть первый каравай, который хозяйка вынимала из печи – этим хлебом язычники «кормили» души умерших предков, которые слетались в дом на запах свежего хлеба.

Первый каравай «умывали» водой, чтобы от него было еще больше пару, а потом ломали руками и клали на подоконник или к слуховому окну на чердаке таким образом, чтобы дым непременно выходил наружу и приманивал к дому покойников.

А в некоторых случаях первый хлеб даже уносили на могилы родственников.

С этим же обычаем и связана русская традиция поминать покойных блинами, об этом пишет известный лингвист Александр Стахов в работе «Культ хлеба у восточных славян. Опыт этнолингвистического исследования». В некоторых селах Белоруси до сих пор суеверные старушки при готовке блинов откладывают самые первые блины для поминки покойников.

Запрещалось есть забытый в печи хлеб, считалось, что если его съешь, то и сам все забудешь. Этот запрет нарушали лишь в том случае, если кто-то действительно хотел забыть дорого, но уже почившего человека: «кто умре, кто забыцца не може, хлеб тот ест…»

Не ели хлеб после гаданий и заговоров

Историк Ляпин в книге «Очерки этнографии..» упоминает и о случаях, когда древние славяне гадали на хлебе или использовали его в лечении, якобы сводя на него болезни.

Например, он упоминает об обычае лечения расплавленным воском, который выливали в кувшин, который был покрыт плоским хлебом или блином, в котором проделывали отверстие.

По форме воска судили о сглазе или болезни, и дальше колдун уже действовал, исходя из собственной фантазии.

Заболевшего ребенка могли с головы до ног обмыть специальной наговоренной водичкой, затем эту воду сливали в сосуд, куда клали хлеб, который, очевидно должен был «впитать» болезнь.

И после заговоров, и после подобного «лечения» хлеб не ели, а скармливали его птицам, причем, диким или уносили в лес и оставляли там, в надежде опять же на птиц, голодных зверей или насекомых.

Кроме славянских запретов, Ляпин упоминает обычай германских племен в голодный год не съедать последний хлеб, а сжигать его, посвящая в жертву некой богине. Возможно, подобное существовало и у славян.

Запретов стало меньше?

С приходом христианства запретов, связанных с хлебом, стало немного меньше, но все-таки они не исчезли, сохраняясь в крестьянской среде в виде суеверий, узнавая о которых можно лишь удивляться изобретательности человеческого ума и нашей способности всего боятся.

Филолог из Кургана Екатерина Владимировна Рычкова в работе «Пищевые предписания и запреты в религиозно-обрядовой культуре старообрядцев Зауралья» упоминает оригинальные суеверия, связанные с хлебом. Например, старообрядцы хлеб не резали, как и язычники, но связано это было уже с тем, что «хлеб резать, это как Христа резать», поэтому хлеб ломали руками.

  • Хлеб нельзя было класть на круглую тарелку, потому что на такое блюдо в евангельские времена положили отрезанную голову Иоанна Крестителя.
  • Запрещалось есть хлеб, макая его в соль, якобы потому, что на Тайной Вечере Христос обмакнул хлеб в соль, прежде чем подал его Иуде – таким образом, кто ест хлеб, макая в соль, тот «Христа предает».
  • Разумеется, любой вам священник скажет, что все это – лишь суеверия, которых верующий христианин не должен боятся.
Читайте также:  Ксения деникина: что стало с женой белого генерала

Источник: https://zen.yandex.ee/media/cyrillitsa.ru/kakoi-hleb-bylo-zapresceno-est-na-rusi-5cb6421d80f66f00b3879a49?feed_exp=ordinary_feed&from=channel&rid=3752130200.434.1555492575196.27987&integration=publishers_platform_yandex

Sage: Хлебные правила на Руси

Русский хлеб — не просто продукт питания. Пожалуй, нигде в мире нет такого сакрального отношения к этому продукту, как в России. Тяжелые времена были практически у всех народов, но только у славянских народов веками сохранялось ритуальное отношение к хлебу, как к святому, главному и самому почитаемому продукту. Именно, у славян существует ритуал поднесения хлеба и соли жениху и невесте на свадебном обряде, или при встрече почётных гостей.

Хлеб в древнеславянской лексике «жито» – это всякий немолотый, зерновой хлебный злак – рожь, пшеница, овес, полба, ячмень и т.д., либо не сжатый хлебный злак. Жито образовано от слова «жать».

С древних времён зерновые культуры составляли основу рациона народа, а мясо было лишь редким гостем и праздничным украшением стола.

Фрукты из сада, грибы и ягоды из леса, овощи и корнеплоды с огорода, конечно, разнообразили рацион питания, но их не сравнить по калорийности с кашами и печёными хлебами, пирогами, которыми всегда славилась русская изба.

Хлеб в представлении наших предков был материальным воплощением благодати Божией, царским подарком на столе, и почитаемом, как долонь (лодонь) Бога, подателя хлеба насущного. Стол без хлеба считался «сиротским престолом», а дом, где не выпекают хлеб, был лишён внимания Божьего.

На Руси отношение к хлебу было почтительным и строгим. Требоварельные правила поведения были продиктованы ни столько этикетом, сколько вековыми народными традициями, тысячелетиями предающимися в семье от отца сыну.

Следование своду «хлебных правил» обещало людям достаток и размеренное, гармоничное течение жизни, прибавление в семействе.

Ведь в хлебе, согласно народным преданиям, воплощалась жизнь и сила русского человека, с хлебом связана и личная доля каждого.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ

Топить печь и готовиться к выпеканию хлеба хозяйки с молитвы начинали благословясь с раннего утра. И хлебную муку, и поднявшуюся хлебную квашню стряпухи крестили, прежде, чем посадить в печь.

В традициях двоеверия на Руси не забывали и специальные языческие заговоры, доставшиеся от прабабушек: «Печка-матушка, прикрой мой хлебца, испеки по-хорошему».

А прежде, чем приступить к нарезанию испечённого хлеба его трижды закрещивали ножом.

ХЛЕБ НА СКАТЕРТЬ

Хлеб никогда не клали на голый стол, только на скатерть, ритуальное хлебное полотенце — рушник вышитый по краям магическими знаками — оберегами. В противном случае люди рисковали обречь себя на «голую», как стол без скатерти, голодную жизнь. Хлеб никогда не клали на стол верхней коркой вниз — это считалось святотатством.

НИКАКОГО СМЕХА за столом

Хлеб почитался на Руси как святыня, за столом нельзя было смеяться и даже малышам не позволялось баловаться. Застолье — это строгий ритуал, по народным преданиям  даже самый невинный смех за столом мог обернуться слезами и самыми суровыми неприятностями.

ХЛЕБ ОТРЕЗАТЬ НОЖОМ, НО НЕ ЛОМАТЬ

На Руси не разрешалось ломать хлеб. Отломанный кусок хлеба подавали только нищим, но не себе, иначе вся жизнь будет ломанная, как у нищего попрошайки. Ломая хлеб, мы разрушаем правильное и ровное течение жизни.

ХЛЕБНАЯ ДОЛЯ

Древние дохристианские, глубоко народные знания и запреты глубоко засели в нашем сознании, русский человек с детства откуда-то знает, что нельзя оставлять надкусанный кусок хлеба.

Бабушка говорила: «Так ты свою силу оставляешь!», или «Надкусанный кусок за тобой гоняться будет», как сирота брошенная родителями. Оставленный недоеденным кусок хлеба грозил сиротством, вдовством, потерей сил человеческих и счастливой доли.

В религиозно сознании народа Руси кусок хлеба становился носителем благополучной судьбы человека и определял его будущий социальный статус. Нельзя было отрезать новый кусок хлеба, не доев первого куска.

Нельзя было доедать кусок хлеба даже за родными людьми, так вы можете их обездолить, чего-то важного лишить в жизни. Русская поговорка говорит, съешь чужой кусок – заберёшь чужую силу или долю.

ХЛЕБ НЕЛЬЗЯ ВЫБРАСЫВАТЬ

С древнейших времён в народном сознании сохраняется бережливое отношение к хлебу. Выбрасывать хлеб считалось на Руси тяжёлым, непростительным грехом. Даже заплесневевший хлеб выбрасывать нельзя, его следует скормить птицам.

С принятием в 988 г. христианства на Руси квасному хлебу стали придавать большее, чем раньше, значение, что было обусловлено богослужебной практикой, принятой на христианском Востоке. Из Византии в русское православие перешел обычай использовать квасной, или кислый, хлеб для совершения таинства Евхаристии.

Это вовсе не простой или некий незначительный факт из церковной жизни. «Хлебная» проблема была одной из самых горячих, порождала ожесточенные споры в религиозной среде в ту эпоху.

Дело в том, что греческая христианская церковь традиционно рассматривала хлеб, предназначенный для причастия как кислый, квасной.

К этому были свои причины, поскольку даже в библейских источниках назывался он artos, что означало пшеничный хлеб, поднявшийся на закваске.

В отличие от греческой ортодоксальной церкви, латиняне римско-католической церкви отстаивали необходимость использования для этого пресного хлеба, или по-русски «опресноков». Сторонники Римского папы цитировали апостола Матфея: «берегитесь закваски фарисейской и саддукейской».

На Руси с самого начала в хлебной традиции придерживалось именно кислого хлеба, ставшего основой питания наших предков, и так нелюбимого в католической западной Европе.

Многие рецепты выпечки квасного хлеба были заимствованы мирской общерусской кухней из монастырей, где монахи в качестве дрожжей использовали квас.

Об этом говорится в житии преподобного Феодосия (1031—1091), игумена Печерского монастыря, который не раз сам молол жито для хлеба, вместе с пекарями месил тесто и выпекал ржаной хлеб.

В начале XII века другой послушник той же обители, преподобный Прохор, первым стал печь хлеб из лебеды, а когда случился на Руси голод, кормил им нуждающихся.

Пшеничный хлеб упоминается в произведении XII века — «Слове», или «Молении Даниила Заточника», где сказано: «…пшеница бо, много мучима, чист хлеб являет». Известно также, что сам Сергий Радонежский, будучи игуменом Свято-Троицкой лавры в XIV веке, размалывал зёрна на ручных жерновах и выпекал хлеб.

Из свода житейских правил XVI века «Домостроя» узнаём, что хлеба тогда на Руси пекли много, причём в специальном помещении — «хлебне», отделенной от «поварни», где готовили еду; относились к хлебу бережно: «А в житницах, и в закромах, у ключника бы всякое жито и всякий запас брежно».

В «Домострое» рассказано о различных свойствах хлеба, например: «Хлеб ржаной свойством теплее ячменного, и есть его нужно здоровым людям, он им придаст силы; больным же людям следует есть хлеб пшеничный, он лучше и питательней». Далее следует совет остерегаться недопеченного, горячего и слишком мягкого хлеба, дабы не навредить желудку.

Хлеб XV-XVI веков был натуральной закваске, не похожей на нынешние «быстрые сухие дрожжи». Древнерусский хлеб наверное пришёлся бы по вкусу современному русскому человеку. Ржаной хлеб и сегодня, как и тысячу лет назад, очень тяжело воспринимался современниками-иностранцами.

Известно мнение Павла Алеппского, который в книге «Путешествие антиохийского патриарха Макария» писал: «Мы видели, как возчики и другие простолюдины завтракали им (хлебом), словно это была превосходнейшая халва. Мы же совершенно не в состоянии есть его, ибо он кисел, как уксус, да и запах имеет тот же».

Сегодня иностранцы именно так и говорят о ржаном русском хлебе «кисел, как уксус», и не понять им русской души, если они не понимают вкуса русского хлеба.

Источник

  • История
  • Древняя Русь
  • Тайны и Мифы

Источник: https://cont.ws/post/754167

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector