Почему в албании больше всего бункеров в мире

Восточная Европа – не самое популярное туристическое направление. И специально для тех, кто не планирует расширять свой кругозор самостоятельной поездкой, – небольшой отчет о моем путешествии в Албанию.

  • Свой Сталин

Эта страна официально является одной из самых бедных (если не самой бедной) в Европе. Большая часть населения Албании работает в соседних государствах, своего рода страна гасторбайтеров (примерно как Молдова или Таджикистан в свое время).

Страна экзотична тем, что до конца восьмидесятых там был режим Энвера Ходжи, построенный по образу и подобию сталинского.

В 50-е албанцы переругались с СССР, в 70-е – с Китаем (когда умер Мао Цзэдун), в общем, отгородились от всего мира, кроме Румынии, Югославии и Северной Кореи. Попасть в Албанию раньше было практически невозможно.

А те иностранцы, которым это все-таки удавалось, должны были сдать на границе все свою одежду (джинсы, майки, бейсболки), аппаратуру (фотоаппараты и радиоприемники) и переодеться в национальную одежду.

У меня с собой кроме фотоаппарата и iPhone никакой электроники в тот раз не было, о чем я сильно пожалела. Конечно, тащить с собой ноутбук было бы неудобно.

Но вот планшетный компьютер пригодился бы – хотя бы просто для того, чтобы посмотреть в хорошем качестве отснятые фотки. Могла бы и в Интернет вылезти, чтобы сразу все интересное опубликовать, «по горячим следам», пока впечатления еще свежие.

Ноутбук таскать не хочу, потому что у меня MacBook Air: он, конечно, не тяжелый, но уж слишком дорогой для поездки в такие страны.

В ближайшую поездку планирую вместо ноутбука взять с собой новинку – Prestigio MultiPad 9.7 Ultra. Там, в отличие от предшественника MultiPad 9,7 Pro, добавилась «задняя» камера, больше встроенной памяти, более живучий аккумулятор и процессор с более высокой частотой. Оба мультипада Prestigio работают на привычном мне Android 4.

0, у обоих металлический задник, а дисплеи – точь-в-точь, как у второго iPad. Не просто похожие по характеристикам – а те же самые, включая IPS матрицу того же наивысшего грейда качества A+.

Плюс, в коробке с мультипадом лежит действительно качественный и стильный кожаный чехол (в магазине за такой придется выложить от 500 до 1 500 рублей), который просто незаменим в дороге.

  1. В путешествии мультипад пригодится мне для просмотра кино, прослушивания музыки и просто поиграть в злых птиц, например, а на месте я буду его использовать для работы с рабочими документами и выхода в Интернет.
  2. И за все это мне придется выложить всего около 9 000 руб — существенная разница с ценой iPad2, согласитесь.
  3. Двуспальные бункеры

Из-за натянутых отношений со всем миром албанцы активно готовились к войне и строили железобетонные бункеры. По всей стране их около 700 тысяч штук. При населении страны 2,8 миллиона человек, получается, по 4 человека на бункер.

Из этих бункеров простреливаются все дороги – чтобы враг не прошел.

Маленькие едва вмещают в себя пулеметный расчет из двух человек, большие куполообразные бункеры рассчитаны на артиллерийское орудие (однако албанские крестьяне сушат в них сено, см. фото).

  • Автобизнес и kastrati

Намного чаще, чем бункеры, встречаются автомобильные заправки. Часто встречаются заправки с названием, вызывающим улыбку у российского туриста (см. фото).

О тяге к чистоте говорят бесконечные лаважи (хлебобулочные изделия тут не причем, «лаваж» – автомойка по-албански). Албанцы умудряются мыть машинам даже колеса из пластиковых бутылок (притом, что вся улица в грязи, пыли и мусоре).

Едва ли не на каждом углу собирают, разбирают и ремонтируют старые иномарки. Сборище расчлененных автомобилей активно ржавеет на открытом воздухе, большинство – 90-го года выпуска и старше.

  1. Улицы

Вид албанских дорог вызывает гордость за нашу страну. По сравнению с албанскими нагромождениями из колдобин, ям и песка, по которым приходится ездить, наши дороги – немецкие автобаны. Не добавляют живописности повсеместные кучи мусора.

Однозначно возьму с собой в дорогу навигатор, когда поеду в следующий раз. Потому что развести «албаригенов» на внятное указание е дороги практически невозможно. Для путешествия предпочтительнее использовать компактную модель, вроде 5-дюймовых Lexand STR-5350 HD или Lexand STR-5350 HD+.

Причем именно Lexand – там есть возможность установить в дополнение к «Навителу » любую другую навигацию, у которой есть максимально проработанные карты нужной страны (ну или сразу 2-3 программы, для пущей надежности). Фишка этих моделей – HD-экран с разрешением 800 на 480 точек.

С таким легко различить на карте все мелкие детали.

С Lexand STR-5350 HD+ комфортно кататься по российским городам — есть возможность выйти в Интернет получать информацию о пробках, для этого нужно подключить свой телефон в качестве модема через Bluetooth.

Есть, конечно, и более продвинутые модели с собственным GSM/GPRS-модулем: в 6-дюймовый Lexand STR-6100 PRO HD достаточно засунуть SIM-карту, и аппарат самостоятельно, без «посредников» сможет подключаться к Сети.

Однако в Албании с проблемой пробок мы сталкивались не часто, а вот заблудиться пару раз все-таки повезло.

Цыгане и попрошайки

Недалеко от центра столица я совершила ошибку: остановив взятый на прокат автомобиль, попыталась пообщаться с местными — спросила дорогу у мальчишки-цыганенка.

Дорогу он не подсказал, зато быстро собрал компанию из 8-10 сверстников и начал просить деньги. Когда пионеры поняли, что денег им не дадут – начали подбирать камни и прицеливаться в стекла машины.

Находившийся поблизости полицай наблюдал за происходящим с полным безразличием, так что пришлось спешно ретироваться.

Сильно пригодился бы видеорегистратор: побей цыганята нам стекла, только видео помогло бы доказать, что нашей вины в этом никакой, и что полицейский все видел и ничего не предпринял.

Оптимально в путешествии иметь при себе регистратор AdvoCam-FD3: у него есть аккумулятор, чтобы снимать без подзарядки 4 часа подряд.

В комплекте с AdvoCam идет клипса на одежду – специально для экскурсий: камера висит и снимает видео прогулки, а турист спокойно гуляет со свободными руками.

Можно было бы дополнить его гермобоксом из набора Action Kit. Вообще он предназначен для подводной съемки на глубине до 20 метров, я его с этой целью возила в июле на море – понырять, поснимать.

А в Албании этот же гермобокс помог бы нам защитить гаджет от пыли и грязи. Да и крепление на шлем или руль велосипеда/мотоцикла лишним бы не было: двухколесный транспорт также сдается в прокат, и видеохроника получилась бы более живописной.

В крайнем случае, AdvoCam можно было бы оставить в офисе на стене (в режиме CCTV этот автомобильный регистратор становится настоящей камерой слежения) и увидеть, чем в мое отсутствие занимались подчиненные. На карту памяти объемом 32 Гб должно поместиться 14 суток вот такого видео.

Попрошаек на улицах столицы довольно много, один сидит под зонтиком даже на центральной площади под памятником Скандербегу. Кто не в курсе, Скандербег – защитник Албании от Османской Империи и главный герой чуть ли не единственного за всю историю Албании художественного фильма «Великий Воин Албании Скандербег», который был снят в 50-е годы при содействии Мосфильма.

  • А еще явно советского производства мозаика на здании на центральной площади – албанские товарищи с флагами и ружьями.
  • Медведев Я лублу, IT-индустрия и книжный рынок

Практически повсеместно торгуют сотовыми телефонами. Причем это не магазинчики вроде «Связного» и «Евросети», и даже не ларьки – это обыкновенные развалы, где подозрительные мужики продают подозрительные б/у телефоны с импровизированных прилавков.

Кстати, о телефоне: у меня был с собой iPhone, но в следующий раз я бы взяла что-нибудь такое же функциональное, но менее приметное и узнаваемое аборигенами (ведь Надкушенное Яблоко хорошо знакомо всем и пор всему миру, включая чуть ли не негров из племени Мумба-Юмба). Да, Албания – страна небогатая, и пользователей техники Apple в ней не так уж и много; зато желающих стать этими сами пользователями, да еще и не платя денег, хватает: вспомним тех же цыганят, а также других подозрительных личностей с неясными намерениями, коих здесь хватает.

В общем, что-то типа Higshcreen Alpha GT или GTR – самое оно для таких поездок.

Во-первых, потому что чисто визуально даже после айфона экран аппарата не будет «резать глаз» (IPS-дисплей для этих моделей производит та же компания, что будет делать дисплеи для iPhone 5, это компания Sharp). Во-вторых, 8-мегапиксельная камера, даёт неплохое качество съёмки в сумерках.

Дело ясное, что дело тёмное: Албания не Бродвей по уровню иллюминации, а исторические кадры случаются и ночью, и под кроватью. Встроенной карты памяти хватит где-то на пару тысяч фото. В-третьих, две симки. Мы живём, конечно, побогаче и поблагополучнее албанцев, но сэкономить в роуминге сегодня не пытаются только полоумные. Ну и в-четвёртых, цена.

Конечно, цена. 9 и 12 тыс. руб. соответственно стоят модели GT и GTR.

Вообще говоря, это не самые низкие цены на аппараты такого класса (двухсимовики), НО: двухъядерный процессор + HD-экран + IPS-дисплей Sharp + две симки + огромная встроенная память (1 Гб, а не 512 Мб, как у большинства) = аппарат с техспеками уровня A-брендов, которые стоят в 1,5 раза выше. Наконец-то, товарищи, мы имеем дело с доведёнными до ума двухсимочными аппаратами на Android. Не будет преувеличением сказать, что подавляющая часть всего, что было ранее самых разных брендов – это ещё та, товарищи, наколеночная китайчатина.

Читайте также:  Что делать православному, если он потерял крестик

Около российского посольства в столице на стене сделана надпись RUSIA MEDVEDEV JA LJUBLJU. Безответная любовь, очень трогательно.

Там же, чуть поодаль, местный книжный рынок. Бомжеватого вида мужичок предлагает приобрести книжки на всех языках мира. Для российских туристов – увлекательный труд «Расчет характеристик сопротивлений электродвигателей» эдак 50-го года выпуска.

  1. Архитектура столицы и албанский МакДональдс
  2. По всей Тиране множество советских построек – есть даже самые настоящие хрущевки.

Надо отдать должное мэру города, который был членом Академии Художеств Албании: все хрущевки креативно и ярко разукрашены. Оригинально! Никогда и нигде такого не видела.

  • Есть свой МакДональдс – называется «Колонат», заходить не рискнула, но вывеску сфотографировала.
  • Вместо заключения
  • В целом, страна экзотичная и всем любителям нестандартных путешествий я бы однозначно её порекомендовала – такого, как на Балканах, вы больше нигде не увидите.

Вот только к поездке следует отнестись ответственно и как следует экипироваться. Тогда масса впечатлений и интересного фото-видео гарантированы.

На этом, пожалуй, всё.

Надеюсь, вам понравились мои зарисовки об Албании.

В следующем выпуске я расскажу о путешествии в еще одну экзотическую страну. Какую – пока секрет.

Источник: http://zyalt.livejournal.com/613904.html

Источник: https://www.albaniainside.com/ru/reports/1649-albaniya—strana-bunkerov-i-avtozapravok.html

Страна бункеров и «Мерседесов»: чем заняться в Албании? — Вокруг Света

Долгое время на территории Европы существовал свой аналог Северной Кореи. Этим государством была Албания, чей лидер Энвер Ходжа за сорок лет своего правления умудрился поссориться почти со всем миром.

Страна оказалась в изоляции и открыла свои границы миру только в 1985 году, после смерти диктатора. Но даже тридцать лет спустя Албания остается «белым пятном» на туристической карте многих путешественников.

Название «Албания» я впервые встретила в серии романов о Гарри Поттере. По сюжету, второстепенные герои саги в разное время прятали в лесах этого края магические артефакты или скрывались от преследователей.

Не было понятно, реальная ли это страна или какая-то выдуманная провинция магического мира. Очень долго Албания ассоциировалась у меня с опасной глушью.

Но когда я туда приехала, то увидела страну с радушными жителями, красивой природой и интересной историей.

История Албании

История Албании ведет своё начало еще с античной эпохи. Однако та страна, которую мы знаем сейчас, мало что унаследовала от того периода.

А вот правление Энвера Ходжи, который руководил государством с 1941 по 1985 годы, так повлияло на обстановку в Албании, что она до сих пор остается на задворках туристического мира.

  Первые несколько лет деятельности диктатора ознаменовались для страны экономическим подъемом, индустриализацией, повальным увеличением грамотности населения. Но через некоторое время Албания стала разрывать дипломатические отношения с разными странами, погружаясь в международную изоляцию.

К семидесятым годам страна осталась без  союзников, с нестабильной экономикой и нищим населением. И то ли из-за личной паранойи, то ли из-за желания объяснить внутренние проблемы государства происками  врагов, Энвер Ходжа внедрил массовое строительство бетонных бункеров. По разным подсчетам, их на всей территории Албании насчитывается от 600 до 900 тысяч.

Часть из них были снесены, но большинство так и стоят там, где были построены, став символом Албании. Демонтаж стоит дорого, поэтому многие местные жители либо переделывают бункеры под свои нужды, либо обсаживают их деревьями вокруг, маскируя.

Так что когда едешь по стране на автомобиле, то надо очень сильно вглядываться, чтобы найти бетонированную огневую точку.

Пока возводились бункеры, остальная инфраструктура Албании разрушалась. Дороги не строились, а на тех, что были, отсутствовали дорожные знаки и указатели. Считалось, что отсутствие указательных табличек должно дезориентировать потенциального врага. Мол, местные и так спросят, куда им проехать, а чужакам незачем знать, где находится столица и другие важные объекты.

Также албанцам запрещено было купаться в море, с берегов которого ожидался десант иностранных захватчиков. Про «мелочи» вроде запрета религии и репрессии против инакомыслящих вообще говорить не приходится. Они были самой собой разумеющимися для многих тоталитарных государств того времени.

Дороги в Албании

Всё постепенно начало меняться в 1985 году. Энвер Ходжа умер, а его преемники осознали бесперспективность политики изоляции и стали сотрудничать с соседними государствами.

Границы открылись, албанцы поехали на заработки в Европу, на дорогах страны появились «мерседесы»… До этого момента их было около 700 на всю страну и водила их исключительно партийная верхушка.

Неудивительно, что сейчас для среднестатистического местного новенький или не очень «мерс» является показателем успеха. При этом нормальная картина, когда рядом с иномаркой трясется старенькая бричка с осликом в упряжке.  

Цены на покупку машины в Албании стартуют от 500 евро. Предложение заманчивое, только покидать пределы страны на такой машине не стоит: при пересечении границы вполне может оказаться, что ваш автомобиль числится в угоне.

Отдельная тема путешествия – правила дорожного движения в Албании. Их там нет в общепринятом понимании. Дорожные знаки здесь появились только в девяностых годах, а культуре вождения, в эпоху массового запрета авто, было попросту не на чем формироваться. 

Албанские водители и пешеходы воспринимают «зебры» и светофоры скорее как часть пейзажа, напрочь игнорируя ПДД. В столице Албании, Тиране, еще заметны какие-то попытки следовать правилам. А в маленьких городах порой даже нет обозначенных пешеходных переходов. Правда, там и трафик не такой большой, поэтому пешеходы бродят где угодно и как угодно. А вот автомобилистам важно быть начеку. 

Цены в Албании

Цены не выше (а то и ниже) украинских. Например, килограмм черешни на рынке можно купить в пределах одного евро.

Как добраться?

Чартерные авиарейсы привозят отдыхающих на морские курорты Саранды и Дурреса, из соседней Черногории организовываются автобусные экскурсии.

Тирана — столица Албании

Изначально все маршруты (как наземные, так и воздушные) ведут в столицу – Тирану. Главный город Албании не особо богат туристическими достопримечательностями. Памятник национальному герою Скандербергу, здание оперы в стиле соцреализма, мечеть Хаджи-Эфем-Бэй… Все это находится в одном месте, на центральной площади.

Кстати, здесь действительно начинаешь понимать, какой албанцы гостеприимный народ. Оставить столько точек с незапароленным вай-фаем в одном месте могли только очень дружелюбные люди.

От Тираны не надо ожидать чего-то особенного, но обходить её вниманием тоже не стоит. Центр города достаточно чист и ухожен, проложены дорожки для велосипедистов. Фасады домов (пусть только и с внешней стороны) выкрашены в яркие цвета – такова была инициатива одного из мэров города, чтобы люди чувствовали себя веселее.

Также в столице Албании я впервые увидела достопримечательность, которая выглядит унылей, чем все вокруг: пирамида Энвера Ходжи, бывший «интернациональный центр культуры», изрядно портит вид.

Круя — милая глубинка Албании

Если хочется узнать Албанию лучше, надо ехать в маленькие города. Например, в Крую, которая расположена в тридцати километрах от Тираны.

В прошлом она была столицей княжества Арберия – первого этнического государственного формирования албанцев. Сейчас это скромная албанская глубинка, где проживает 20 000 тысяч человек.

Город расположен высоко в горах, куда не каждая машина заедет. Поэтому чтобы дойти до туристических мест, придется попотеть. 

Самая главная (и бесплатная) достопримечательность Круи – руины одноименной крепости, разрушенной в XV веке.

  Путь к ней идет через блошиный рынок, на котором можно купить много интересных сувениров по доступной цене. Я, к сожалению, не взяла с собой наличку, а кредитные карточки на рынке не принимают.

Расплатиться можно как в евро, так и в местных деньгах — албанских леках. Обменники есть вдоль дороги, ведущей в центр города.

От руин крепости открывается замечательный вид на город и Балканские горы.  Говорят что в хорошую погоду с крепости открывается вид на Адриатическое море. Но даже если вам не повезет, вид сливающихся с пасмурным небом гор завораживает сам по себе.

Можно побродить по улочкам Круи. Во дворах свободно пасутся куры, на окраинах города запросто можно встретить греющихся черепах и змей.

Некоторые из них ядовитые, так что поаккуратнее там.  Но в общем Албания оказалась совсем не такой страшной, какой рисовало её мое детское воображение.

  • Читайте также блоги Марии Шевчук:
  • Парк «Александрия» в Белой Церкви: что вы получите за 25 гривен?
  • Уикенд на острове Хортица: казаки близко, скифы далеко

Источник: https://vokrugsveta.ua/blogs/strana-bunkerov-i-mersedesov-chem-zanyatsya-v-albanii-12-07-2019

Албания — страна бункеров — Альтернативная История

Более 750 000 бетонных бункеров было построено во времена правления коммунистического диктатора Энвера Ходжи. Энвер Ходжа правил Албанией, как один из наиболее ярых приверженцев сталинизма, с конца Второй мировой войны и вплоть до своей смерти в 1985 году.

Начиная свое правление как советский союзник, после смерти Сталина он объявил политический курс Советского Союза ревизионистским и антимарксистским.

В результате этого все страны Варшавского договора прекратили всякие отношения с Албанией.

Читайте также:  Пересвет: как русский богатырь смог победить лучшего монгольского воина

Энвер Ходжа подписал союзнический договор с Китаем, действие которого продлилось до 1977 года, после чего он предпринял попытки сделать страну самодостаточной.

Во время своей диктатуры Энвер Ходжа запретил религию, поездки за границу и часто прибегал к помощи тайной полиции для пресечения всякого инакомыслия. Почти четверть бюджета была потрачена на военные нужды, в частности на строительство бункеров.

Первые прототипы были построены уже в 1950 году и по утверждению главного инженера должны были выдержать прямое попадание танковым снарядом. Ходжа решил провести испытание, поместив внутрь одного из бункеров инженера и выстрелив из танка.

После того, как инженер вышел из бункера целым и невредимым, началось массовое строительство бункеров по всей стране.

Сначала долговременные огневые точки — доты — планировали строить в стратегических местах. Затем Ходжу понесло. «Каждый житель — солдат, а народ — армия», — эта его фраза стала законом.

Согласно доктрине народной войны, Албании не нужны были профессиональная армия, офицеры, звания, военная подготовка. В 1967 году Ходжа все это отменил, и армию заполнили гражданские партийные работники.

Теперь диктатор мог развернуться — его не могли свергнуть военные.

Фортификационные планы лидера Албании становились все безумнее. Реальные защитные сооружения строят втайне и маскируют. Албания строила доты демонстративно. Сооружение бункеров стало гигантским пропагандистским проектом. С одной стороны, он убеждал жителей, что кругом враги. С другой, был наглядным примером заботы о населении.

Бункер стал идеальной метафорой самой Албании, словно засевшей в бетонной коробке и смотревшей на мир через узкую прорезь бойницы.

Опасаясь военного вторжения со стороны бывших союзников и войск НАТО, Ходжа приказал соорудить десятки тысяч бункеров, чтобы остановить многомиллионную армию.

Бункеры вырастали как зловещие серые грибы: на побережье, в горах, у государственных границ, на полях и игровых площадках, на кладбищах и пляжах.

Строительство достигло пика в 1977—1981 годах, когда оно составляло 2% валового внутреннего продукта страны.

Они явились причиной постоянной паранойи у албанцев, которые на каждом шагу лицезрели бойницы бункеров: но враг так и не явился. Спустя десятилетия после падения диктатуры Энвера Ходжа, бункеры оставляют шрам на территории Албании.

Большинство бункеров поросли сорняками или стали убежищем для бездомных, но единицы были превращены в дома и отели усилиями творческих албанцев.

Огромное количество бункеров до сих пор загромождают все виды ландшафта небольшой страны, площадью 28 500 кв. км.

Самый распространенный тип бункера назывался Qender Zjarri («огневая точка»). Железобетонный гриб диаметром 3 метра в районе шляпки вкапывался в землю и должен был укрыть одного-двух героических албанцев.

По рассчетам проектанта, инженера Йозифа Загали, снаряды будут отскакивать от купола. Вскоре Йозиф стал министром обороны страны и поставил производство на поток.

Средний строительный завод выпускал чуть больше одного гриба в день.

Второй наиболее распространенный тип назывался Pike Zjarri («огневая позиция»). Эти бункеры площадью около 30 м² были рассчитаны на 10 человек. Естественно, существовали модели убежищ побольше — секретные подземные объекты предназначались для партийной верхушки.

Беpя пример сo стaршего товарища в лице Иосифа Сталина, Хорxе построил два огромных объекта на морском побережье. Глyбоко под землей, под массивными бетонными плитами были прорыты каналы для захода подводных лодок.

Два канала, каждый по 800 метров длиной могли принимать подводные лодки любых типов. Один из таких бункеров Советский Союз использовал для проведения разведки в регионе Средиземноморья.

Соорудили также два больших бетонных укрытия для боевой техники, в которых могло разместиться до 50 самолетов.

Считается, что возведение сети дотов обошлось каждому албанцу в 760 евро по курсу 2006 года. При Ходже средний житель страны зарабатывал 19 евро в месяц.

Годы правления коммунистов, сопровождаемые неконтролируемым капитализмом, сделали Албанию одной из беднейших стран Европы. Уничтожение каждого бункера стоит около 800 евро, а на каждых 4 жителя Албании приходится один бункер.

В 2009 году на албанские пляжи были переброшены танки Т-59 (модель советского танка китайского производства) для уничтожения бункеров, угрожающих жизням людей, для защиты которых они были сооружены. Причиной такого решения послужили смерти людей, утонувших в водоворотах, созданных ручьями вокруг бункеров, и разрушение бетонных конструкций под действием морских волн.

Уничтоженные в 2009 году бункеры являются всего лишь крошечной частью от общего количества сооружений, разбросанных по всей стране, которая до сих пор пытается оправиться от диктатуры Энвера Ходжа.

Источник:

https://account.travel/place/bunkers-of-albania.html

https://was.media/2017-08-21-bunkery-albanii/

Источник: http://alternathistory.com/albaniya-strana-bunkerov/

Бункеры Албании. Монолитные призраки коммунизма (+ ФОТО)

По окончании Второй мировой войны Албания вошла в социалистических лагерь государств, но ее лидер, ярый сталинист Эрнест Ходжа смог рассориться не только с врагами, но и с друзьями.

Заявив, что «Каждый житель — солдат, а народ — армия», руководитель маленького балканского государства начал готовиться к нападению на свою страну, и приказал соорудить более 700 тысяч Долговременных огневых точек по всей стране.

Сегодня бункеры Албании, как называют их сами жители, молчаливые и суровые свидетельства эпохи тоталитаризма.

Каждый албанец — солдат

В конце 60-х Албания стала готовиться к нападению, а ее лидер Ходжа провозгласил доктрину народной армии, отказался от профессиональных военных. В армию были призваны гражданские лица, и даже партийные руководители.

Одновременно в стратегических районах стали возводить бетонные ДОТы. Казалось бы, на этом можно остановиться, но страх войны завладел албанским руководителем, и бункеры появились по всей стране.

Кстати, на topcafe.su есть интересная статья о самых сильных армиях мира.

Обычно возведение военных объектов проходит втайне, но в Албании это был масштабнейший общенациональный пропагандистский проект. Диктатор убедил албанцев, что вокруг одни враги, а постройка бункеров — забота руководителя о безопасности своего народа.

В 1970-е годы Албания, разорвав дипломатические отношения с СССР, закрылась от всего мира, и эти сооружения стали своеобразным олицетворением страны, которая будто засела в бункере, и смотрела на мир сквозь узкие огневые щели ДОТов.

На любой вкус…

В конце 70-х — начале 80-х строительство бункеров было поставлено на поток, и на их строительство выделялось 2% от Внутреннего валового продукта страны. Посчитали, что на 1 квадратный километр приходится в среднем 24 бункера, и исходя из населения чуть менее 3 миллионов человек, получалось, что на один бункер приходилось около четырех жителей страны.

«Qender Zjarri («огневая точка»)

Бункеры строили по типовому проекту, основным из которых был «Qender Zjarri» («огневая точка»). Он представлял собой гриб диаметром в 3 метра, который на уровне куполообразной шляпки зарывался в землю.

Архитектор Йозиф Загали наивно полагал, что снаряды будут просто отскакивать от купола, защищая тем самым находящихся в бункере отважных албанцев. Такие «грибы» выросли в самых необычных местах Албании, и могли вместить 2-3 человека.

Zjarri («огневая позиция»)

Эти сооружения были немного больше, их площадь составляла 30 квадратных метров, и внутри могло разместиться до 10 человек. Это были массивные бетонные полусферы, в задней части которых располагалась входная дверь, а с фронта сделано отверстие для ствола артиллерийского орудия.

Многие из бункеров, направленные в сторону нападения вероятного противника имели между собой подземные переходы.

Подводные объекты…

Беря пример со старшего товарища в лице Иосифа Сталина, Хорхе построил два огромных объекта на морском побережье. Глубоко под землей, под массивными бетонными плитами были прорыты каналы для захода подводных лодок.

Два канала, каждый по 800 метров длиной могли принимать подводные лодки любых типов. Один из таких бункеров Советский Союз использовал для проведения разведки в регионе Средиземноморья. Соорудили также два больших бетонных укрытия для боевой техники, в которых могло разместиться до 50 самолетов.

Главный бункер Албании

  • На окраине албанской столицы по указу Ходжа выстроили огромный бункер, в котором в случае ядерной войны могло бы укрыться все правительство Албании.

Пятиэтажное сооружение под землей насчитывает 106 помещений. Кроме помещений управления, здесь есть и комнаты для отдыха, кухни, столовая, и даже актовый зал.

В 2010 году главный бункер советской Албании, расположенный на территории национального парка Дайти, открыли для посещения туристами.

Интересное…

Когда был возведен первый опытный образец, Эрнест Ходжа приказал инженеру Й. Загали разместиться внутри, и по бункеру произвели массированный артиллерийский обстрел. Сооружение выдержало, и Хорхе приказал строить их по всей стране.

Сегодня в Албании существуют и процветают компании по демонтажу бункеров. Выкорчевать один такой объект стоит 1 000 евро.

В 2009 году начала действовать государственная программа, согласно которой все бункеры страны были занесены в специальную базу. Если с городских улиц они постепенно исчезают, то на морском побережье сохранилось 99% от их общего числа.

А теперь после представления моделей и интересных фактов, отправимся в путешествие по Албании, чтобы рассмотреть все многообразие уникальных достопримечательностей современности, доставшейся маленькой стране от прошлой эпохи.

У дороги…

Автомобильные трассы, естественно, входят в число стратегических объектов. Многие ДОТы были построены вдоль основных трасс. Вот эти «три брата» уютно разместились на обочине в небольшом лесочке.

Холмы Аполлонии…

Туристы, посещая Албанию, отмечают, что бункеры великолепно вписываются в горно-лесистый ландшафт страны. Вот такой вид на оборонительную линию открывается с холмов Аполлонии.

Рестораны…

Перед албанцами встала острая проблема, что делать с таким вот наследием тоталитаризма. Многие бункеры были разрушены и разрушаются.

  1. Но многие практичные албанцы приспособили их под свои нужды, разместив в них кафе и рестораны, а некоторые даже сделали из бункера жилое помещение.

Волнорезы…

Городские власти курортных городов нашли бетонным объектам полезное применение. Распилив купола и плиты бункеров, они приспособили их под волнорезы.

Детские площадки…

Большинство бункеров, выкрашенные в яркие цвета, великолепно вписываются в интерьер детских площадок. Можно совмещать приятное с полезным — и играть, и изучать один из периодов отечественной истории.

На берегу Адриатики…

  • Недалеко от местечка Черрет на пляже Адриатического моря расположился массивный бункер, который местные жители выкрасили в цвета венгерского флага, и написали «Я люблю Венгрию». Албания становится открытой миру…

Сувениры…

Бункеры, став своеобразным символом страны, нашли отражение и в сувенирной продукции. Такие вот милые изделия пользуются у туристов большой популярностью. Самые оригинальные — это пепельницы или держатели для карандашей.

  1. Так что тем, кто свято верит в конец света, лучшего места, чем Албания, где можно укрыться от мировых катаклизмов, не найти ни в одной другой стране мира.
  2. Период «холодной войны» дал жизнь множеству необычных проектов в области вооружения и обороны, но пусть эти объекты, как и ДОТы Албании сегодня, остаются только интересными и необычными туристическими достопримечательностями, и никогда не используются по назначению.
Читайте также:  Испанцы, португальцы и баски: что их объединяет

Источник: https://topcafe.su/puteshestviya/bunkery-albanii.html

Албания, уже не закрытая, но малознакомая: особняки, бункеры и проблемы с банковской картой

Фото: unsplash.com, pixabay.com

Автор материала: Сергей Гаврилов

Балканская страна Албания до сих пор является самым неизведанным государством Европы, десятилетиями жившим за плотно закрытыми дверями-границами.

Блиц-визит на экскурсию в три крупнейших города Албании позволили составить первые впечатления о стране орлов – это символ страны, изображенный на ее гербе. Спешу поделиться путевыми заметками. Страна очень самобытная.

Все дело в том, что с 1962 по 1990 гг. никаких отношений между Албанией и СССР не существовало, они были разорваны «албанским Сталиным» Энвером Ходжой.

Даже при жеребьевке футбольных еврокубков албанские команды сразу отказывались играть с советскими – на моей памяти в начале 80-х гг. прошлого века так повезло киевскому «Динамо», вышедшему в следующий этап без игры с албанцами.

До СССР Албания разорвала в 1948 гг. отношения с Югославией, а в 1978 после смерти Мао Цзе дуна и с лучшим другом Китаем. Полная изоляция.

Ходжа по части внутренней политики был мини-копией нашего вождя народов. За пять визитов в СССР албанский лидер, кавалер ордена Суворова, врученного ему лично Иосифом Виссарионовичем в 1947 г.

, стал истовым поклонником Сталина, даже орден Сталина учредил в 1959 в честь 80-летия вождя страны Советов. Оттого и разругался с Никитой Хрущевым после разоблачения культа личности.

А в 1986 году после смерти правой руки Сталина – Молотова в Албании был объявлен траур!

Хожда рулил страной до самой смерти – с 1943 по 1985 гг., дожив до нашей перестройки, оставив после себя собрание сочинений в 70 томов на албанском, а также 6 томов избранных трудов на русском языке! Вдова и трое его детей спокойно живут сейчас в Италии.

Масссовые репрессии, гонения на церковь, нищета и голод. С 1967 года Ходжа торжественно провозгласил свою страну первым атеистическим государством в истории. Он подверг конфискации имущество и здания мечетей, церквей, монастырей и храмов.

Многие из них были демонтированы, в других размещали мастерские, склады, конюшни и кинотеатры – все как в СССР при Сталине. Родителям запрещали давать детям церковные имена. Преследованиям подвергалось даже тайное соблюдение религиозных обрядов.

Вот и выросло в стране целое поколение, не посещавшее церквей и мечетей.

В столь внушительном вступлении я постарался объяснить, отчего Албания до последнего времени была самой закрытой страной Европы, открывшей свои двери лишь в 21 веке со стартом процесса декоммунизации.

При средней зарплате в 400 евро уже при въезде в страну бросаются в глаза шикарные особняки, под стать замкам новых русских. Местным такие постройки не по карману, но им помогают родственники.

В Албании живет около 3 млн. человек, за ее пределами албанцев много больше, вот они и помогают деньгами родне.

Хорошо знакомая нам практика на примере работяг из Средней Азии, отсылающих свои российские заработки домой.

Албания страна аграрная, полностью обеспечивающая себя продовольствием высокого качества.

Не могу не отметить отменный вкус местного коньяка «Скандербег», названного в честь национального героя XV века. На обратном пути наша группа смела напиток в приграничном дорожном магазинчике. Стоит он от 6 до 8 евро за 0,5 или 0,7 литра.

Любопытно, что большинство автозаправок принадлежит сети Kastrati, это практически фамилия Скандербега, прозванного так турками, которых он выгнал из Албании. Звали его Георгий Кастриоти. Видел в местечке Лежа (это по дороге из Черногории) его мавзолей.

Кстати, по всей дороге после черногорской границы создается впечатление, что у албанцев превалирует торговля хлебом. Кругом вывески Lavash, оказалось, это автомойки!

Национальная валюта Албании – лек, за 1 евро дают 122 лека. Мелкие еврокупюры и евромонеты принимаются к оплате по всей стране, но сдачу дают только леками, имейте это ввиду. Поэтому рекомендую менять валюту.

Добраться до Албании проще всего из Черногории, что я и сделал, заплатив за полудневную автобусную экскурсию 18 евро. От границы с Черногорией (к слову, при ее пересечении ни у кого из нашего автобуса пограничники даже паспорта не спросили) до третьего по величине албанского города Шкодера всего 13 км. Да и виза росссиянам для визита в Албанию не нужна.

Новая жизнь Албании хорошо видна уже по этому городу, в самом центре которого в одном квартале стоят восстановленные мечеть Xhamia e Madhe (саудовцы финансировали), православный храм (сербская и русская церкви помогли) и католическая церковь.

Нас, конечно, таким мирным соседством не удивить, а вот цены на прекрасные серебряные изделия местных умельцев, в изобилии представленные на соседней пешеходной улице, стали приятной неожиданностью. Женщины быстро поймут разницу.

За грамм серебра в браслете просят 350 лек, цепочки и все остальное – 400 лек за грамм. Считайте сами.

Сам Шкодер расположен на великолепном Скадарском озере (туда есть отдельные экскурсии), это самое большое озеро на Балканах, где обитают 282 вида птиц и 38 видов рыб, над городом на горе возвышается впечатляющая крепость Rozafa, вот только добраться до нее будет сложно.

Второй по величине город Албании Дуррес является главным портом, индустриальным центром и курортом страны. Только здесь удалось увидеть небольшой участок действующей железной дороги, в этой стране практически не осталось привычного всеми миру транспорта.

Рекомендую поглазеть на развалины римского амфитеатра – пока итальянцы не возобновят финансирование раскопок, никто здесь копать не будет. В городе с древнейшей, в две с половиной тысячи лет, историей осталось множество хорошо сохранившихся памятников.

Набережная Адриатического моря в Дурресе тоже крупнейшая в стране, длиной от 15 до 30 км, по разным данным. Правда, сейчас она на реконструкции.

И хотя инфраструктура этого курорта заметно беднее соседей, Черногории и особенно Хорватии, иностранные туристы в городе попадаются нередко.

Но, как и в других городах, общение с албанцами предельно проблемно – ни по-русски, ни по-английски 99% аборигенов не понимают. Издержки многолетней закрытости.

В общепите старайтесь расплачиваться леками, иначе обуют, как меня – за стандартную пиццу, испеченную на моих глазах за 5 минут, и бутылку местного пива в одном из кафе с меня содрали 10 евро. Разбираться бесполезно. Сделают вид, да так и будет на самом деле, что ничего не понимают.

И, наконец, столица Албании Тирана, где проживает почти миллион человек, это треть всего населения страны. За последние пять лет популяция столицы увеличилась на 600 тыс. человек!

Только здесь удалось полазить по ДОТу, долговременной огневой точке, при Ходже таких бункеров в стране было 750 тыс.! От всего мира собирались защищаться, один из самых популярных сувениров Албании – это как раз миниатюрная модель ДОТа. Сейчас таких ДОТов в Албании мало осталось, самый интересный – личный бункер Ходжи, вход 5 евро, находится рядом с центральной улицей Дешморет.

На этой улице расположены все главные здания страны, правительство, парламент, президентский дворец и российское посольство. Эффектно смотрится заброшенный Музей коммунизма, где сейчас вовсю резвится детвора.

Следствие современной политики толерантности не только новые мечети, храмы и церкви, но и памятник матери Терезии. Рядом с улицей Дешморет площадь Скандербега, национальный парк Дайти, городской замок.

Опять же недалеко можно увидеть статую Ленина с оторванной рукой между двумя целыми Сталиными.

Основную массу жилых домов Тираны составляют местные хрущевки, правда, в массе своей крассочно разрисованные. Новые дома стильной планировки тоже попадаются.

Процесс европеизации, модернизации Албании идет полным ходом, это бросается в глаза, но с банковскими картами просто беда – за два часа поисков лишь в одной сувенирной лавке удалось использовать свою Visa. Так что еще раз посоветую запастись местной валютой.

Благо и приличные торговые центры в городе есть. Например, хорошие турецкие джинсы мне обошлись в 10 евро, но это по скидке, а привычные мировые бренды и там стоят, как в Европе.

Но страна в целом очень дешевая, роскошный арбуз в 7 кило обошелся мне в 1,7 евро, а в Черногории – евро за кило. И работают кругом в массе своей мужики, женщины по исламским традициям больше домом занимаются, но стараются выходить замуж за соседей из Сербии и Черногории, где у замужних дам жизнь гораздо свободнее. Это слова гида-черногорца, проверить информацию не удалось.

Словом, есть, что в Албании посмотреть, есть, где отдохнуть, есть, что поесть (кухня здесь традиционная, средиземноморская с морепродуктами), и купить. Любопытная страна. Очень своеобразная.

Источник: https://sntat.ru/poleznaya-informatsiya/albaniya-uzhe-ne-zakrytaya-no-maloznakomaya/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector