Разделение вод на неве: что русские увидели в канун смутного времени

Приветствую вас, жители прогрессивного города Мурино, где, как показывают социальные опросы, живут одни из самых счастливых людей в России! ‌На связи ваш сосед, простой житель этого города Павел Синявин. Разрешите поздравить вас с праздником – с Днём народного единства. Мир дому вашему!

Что это за праздник для
меня лично и каково его значение для русского народа? Прежде всего, это день
пресечения попытки интегрировать Россию в Западный мир в качестве колонии.

Выражаясь простым языком, в 1584-1613 годах сделать нас рабами Европы у польско-литовских
захватчиков не получилось! Ура! Ровно 407 лет назад объявил о капитуляции
польский гарнизон, засевший в московском Кремле, сдавшись сил русского
ополчения под предводительством земского
старосты Кузьмы Минина
и князя
Дмитрия Пожарского.

Но как же так вышло, что
поляки до добрались до Кремля? Как это на Руси допустили? Предшествовал этому
ряд событий в истории.

В основном поспособствовала смерть царя Ивана Грозного и разобщенность русских бояр в период Смутного
времени.

Они, крупные землевладельцы и чиновники, были не способны дать
решительный бой и одержать в нём победу, так как после смерти царя были заняты корыстными
склоками друг с другом. Они гораздо больше сил уделяли своему обогащению, а не
защите Отечества.

В результате войска Руси
теряли город за городом и в конце концов – Речь Посполитая добралась до Кремля.
В те времена Русь познала весь ужас вражеской оккупации. Захватчики вызвали
страшный гнев русского народа.

Собралось народное ополчение, которое под
предводительством Минина и Пожарского двинулось из Ярославля на Москву, и 22
октября (1 ноября по новому стилю) штурмом взяло Китай-город. Польские интервенты
отступили в Кремль, но вскоре, 23 октября (2 ноября), польский гарнизон объявил
о капитуляции.

В ХХ и XXI веках 22 октября по
юлианскому календарю соответствует в григорианском календаре 4 ноября.
Но даже если это произошло на день раньше – что из этого? Для нас важно, что русские
ополченцы освободили стольный город Руси с его храмами и святынями!

Павел Синявин с командой друзей на экологической акции в Новом Девяткино

За последующие шесть лет
территория Руси была очищена от польско-литовских гарнизонов. Смутное время
закончилось. На земском соборе был избран царь
Михаил Федорович Романов
. А российское государство стало снова утверждаться
как самое мощное государство в Европе. Всё это произошло благодаря сплочённости
и решительности простых русских людей.

С 2004 года в России праздник
как государственный учреждён новый праздник – День народного единства. Сейчас
некоторые утверждают, что он вводился как некий компромисс между советскими
ноябрьскими праздниками и возможностью иметь дополнительные выходные – как и
раньше.

Даже если и так, то компромисс достаточно удачный, ибо, как ни крути, в
1613 году русский народ взял инициативу в свои руки и отстоял независимость
собственного государства от иноземных захватчиков. Это момент в истории, когда
простые люди сами начали строить судьбу, свою и своей Родины, своими руками.

И
старшие поколения, воспитанные в советские годы, и нынешняя молодёжь не может
отрицать того факта, что это был крайне важный момент в истории России.

Как ни крути, в 1613 году русский народ взял инициативу в свои руки и отстоял независимость собственного государства от иноземных захватчиков.

Хочется обратиться к вам
в этот день с призывом, но по-простому, по-соседски. Сегодня мы, как жители
Мурино, тоже проживаем непростой период жизни нашего города.

Очень хочется
сказать, в первую очередь – самому себе, и вам друзья: давайте оставим всякие
распри и споры, проблемы неустройства и всё худое.

Пусть не будет разделений
между нами – на западное и центральное Мурино, которое, кстати, называют восточным
(наверное, по аналогии с западным и восточным Берлином или, не дай Бог, Бейрутом).

Пусть не будет разделений по возрасту: на старых и молодых, на коренных и «понаехавших»,
на наших и не наших депутатов и избирателей, на новосёлов, которые уже живут
здесь, и обманутых дольщиков и пайщиков, которые, очень надеюсь, обязательно в
конечном итоге получат своё жильё и станут нашими дружными соседями.

Являясь жителем
исторической части Мурино, я очень люблю это место, и мне, как и любому муринцу,
хочется, чтобы наш город в целом и центральная его часть стали ещё лучше.

Помню, как вместе с дочкой бегали поливать клён у Бранчева ручья, спасая его от
жары, и другие деревца, которые посадили вместе с жителями на Аллее Славы в
Западном Мурино. С удовольствием с семьёй посещаем ресторанчики на западной
стороне – за железнодорожными путями.

Недавно у Лавриков мы, команда друзей,
сажали саженцы, было приятно познакомиться с соседями и с той стороны.
Приходите и вы в гости к нам – в центральное Мурино. Тут есть чудесный парк и
красивейший пруд – на территории бывшего поместья графов Воронцовых, с живой
липой, оставшейся ещё с графских времён.

Храм Святой Екатерины всегда открыт. Надеюсь,
что всё-таки появятся и музей Мурино в старинной водонапорной башне, и это
будет прекрасным поводом жителям других частей города почаще посещать историческую
часть Мурино – дабы знакомиться с его богатым прошлым.

Сегодня мы, как жители Мурино, тоже проживаем непростой период жизни нашего города. Очень хочется сказать, в первую очередь – самому себе, и вам друзья: давайте оставим всякие распри и споры, проблемы неустройства и всё худое.

Давайте не будем искать
каждый своего, как те бояре в Смутное время, а будем проявлять взаимопонимание,
умение найти компромисс, дабы делать вместе жизнь в нашем городе лучше. Не
искать повод для того чтобы задеть друг друга при общении, а искать повод, как
помочь друг другу.

Пусть День народного единства станет для нас продолжением дальнейшего объединения западного, центрального и Восточного Мурино в одно дружное целое – в наш любимый город. Ещё раз с праздником вас соседи! С днём народного единства!

Источник – газета «Муринская панорама» №23 (118) от 29.10.2019

Поделиться ссылкой:

Источник: https://rodinananeve.ru/pavel-sinyavin-murino-my-silnee-vmeste-chem-porozn/

Русские возвращаются на Неву

Шведы еще в XIII веке пытались укрепиться в устье Невы. В ходе произошедшей на берегах этой реки битвы их тогда разгромил новгородский князь Александр, навечно вошедший в русскую историю как Невский.

Но борьба России и Швеции за берега Невы на этом не закончилась.

Родному сыну Александра Невского князю Андрею Городецкому удалось в 1301 году взять и разрушить крепость Ландскрона, которую шведы возвели в устье Невы на территории современного Петербурга.

Впоследствии Швеции удалось утвердиться на берегах Невы только в начале XVII века, воспользовавшись Смутой в России. В 1611 году шведский король Карл IX на землях, отторгнутых у России, на месте порта, основанного в 1557 году Иваном Грозным в устье Невы, построил мощную крепость.

Эта крепость, которую шведы называли Нюенсканс («Невское укрепление»), обеспечивала полный контроль за устьем Невы и выходом в Балтийское море. В русском языке со времен Петра закрепился немецкий вариант названия — Ниеншанц.

К началу XVIII столетия шведская крепость на Неве представляла собой самое современное по тем временам фортификационное сооружение — пять бастионов, расположенных в форме звезды, усиленных равелинами и кронверками. Укрепления Ниеншанца располагались на обоих берегах, надежно прикрывая друг друга пушечным огнем.

Русская армия подошла к крепости 6 мая (25 апреля по ст. ст.) 1703 года, через 7 месяцев после того, как была взята штурмом шведская крепость Нотебург, располагавшаяся в истоке Невы, там, где река вытекает из Ладожского озера. Наши войска, 20 тысяч человек, в том числе первые полки русской гвардии — Семеновский и Преображенский, двигались по правому берегу Невы и на лодках.

Шведский гарнизон насчитывал 600 солдат, но превосходил русских по количеству пушек — 78 артиллерийских орудий против 54. Однако полководцы Петра I сумели доставить в устье Невы почти 10 тысяч бомб, как тогда называли разрывные снаряды для осадных мортир.

Сам Петр прибыл к Ниеншанцу 7 мая 1703 года и лично произвел разведку и осмотр фортификационных сооружений крепости. Через сутки монарх вместе с несколькими ротами гвардейцев на лодках проплыл к устью Невы, чтобы устроить там посты на случай появления шведского флота с подкреплениями для осажденного Ниеншанца. Петру пришлось плыть мимо шведских бастионов, под обстрелом их пушек.

К полудню 11 мая 1703 года русские солдаты окончили строительство осадных батарей и расположили на них пушки и мортиры, готовые к стрельбе. По традиции русское командование перед началом обстрела предложило шведскому гарнизону сдаться. Шведы отказались, и в 7 часов вечера русская артиллерия открыла огонь по крепости.

Снарядов было в достатке, стреляли всю ночь — наши мортиры буквально засыпали Ниеншанц разрывными бомбами. К 5 утра 12 мая (1 мая по ст. ст.) ответный огонь шведской артиллерии стих: позиции пушек на бастионах были разрушены.

Комендант крепости полковник Иоганн Аполлов (чьи предки были русскими перебежчиками, согласившимися служить шведскому королю в годы Смутного времени), опасаясь штурма, пошел на переговоры о капитуляции. По условиям сдачи русские отправляли капитулировавший гарнизон Ниеншанца под конвоем в Нарву, тогда еще принадлежавшую шведам.

После проведения торжественного молебна в честь взятия вражеской твердыни шведский комендант вручил фельдмаршалу Борису Петровичу Шереметьеву ключи от крепости. Отныне Нева на всем своем протяжении от истока до устья становилась русской. Одержав победу под Ниеншанцем, наша страна сделал первый важный шаг к окончательному утверждению на берегах Балтики.

Источник: https://rusplt.ru/wins/nienshants-neva-petr-i-24763.html

Смутное время: кратко и понятно

Смутное время: кратко и понятно

Смутное время: кратко и понятно

Смутное время занимает в истории России серьезное место. Это время исторических альтернатив. В этой теме много нюансов, которые вообще важны для понимания и скорейшего усвоения. В рамках этой статьи мы кое какие из них разберем. Где взять остальные — смотри в конце статьи.

Причины смутного времени

Первая причина (и основная) в пресечении династии потомков Ивана Калиты, правящей ветви рюриковичей. Последний царь этой династии — Федор Иоаннович, сын Ивана Грозного — умер в 1598 году, и с этого же времени начинается период Смутного времени в истории России.

Вторая причина — больше причина интервенции в этот период — что по завершении Ливонской войны Московское государство заключило не мирные договоры а лишь перемирия: Ям-Запольское — с Польшей и Плюсское со Швецией. Отличия перемирия от мирного договора в том, что первое является лишь перерывом в войне, а не ее завершением.

Ход событий 

Как вы видите, мы разбираем данное событие по рекомендуемой мной и другими коллегами схеме, о которой вы можете прочитать здесь.

Смутное время началось непосредственно со смертью Федора Иоанновича. Потому что это период «бескоролевья», бесцарствия, когда правили самозванцы и люди в общем-то случайные. Однако в 1598 году был созван Земский собор и к власти пришел Борис Годунов — человек, который долго и упорно шел к власти. 

Правление Бориса Годунова продолжалось с 1598 года по 1605 год. В это время произошли следующие события: 

Борис Годунов

  1. Страшный голод 1601 — 1603 годов, следствием которого было восстание Хлопка Косолапа, и массовое бегство населения на юг. А также недовольство властью.
  2. Выступление Лжедмитрия первого: с  осени 1604 года по июнь 1605 года.

Правление Лжедмитрия Первого продолжалось один год: с июня 1605 по май 1606 года. В его царствование продолжались следующие процессы:

Лжедмитрий Первый (он же Гришка Отрепьев)

Рост недовольства его правлением у боярства, так как Лжедмитрий не уважал русских обычаев, женился на католичке, стал раздавать русские земли в вотчины польскому дворянству.В мае 1606 года самозванца свергли бояре во главе с Василием Шуйским.

Правление Василия Шуйского продолжалось с 1606 года по 1610 год. Шуйский даже не был избран на Земском соборе. Его имя просто «прокричали», так он «заручился» поддержкой народа. К тому же он дал так называемую крестоцеловальную клятву, что будет во всем советоваться с боярской думой. В его правление произошли следующие события:

Василий Шуйский

  1. Крестьянская война под предводительством Ивана Исаевича Болотникова: с весны с 1606 года по конец 1607 года. Иван Болотников выступил как воевода «царевича Дмитрия», Второго Лжедмитрия.
  2. Поход Лжедмитрия Второго с осени 1607 года по 1609 год. В ходе похода самозванец не смог взять Москву, поэтому сел в Тушино. Появилось двоевластие в России. Ни одна сторона не имела средств, чтобы одолеть другу сторону. Поэтому Василий Шуский нанял шведских наёмников.
  3. Разгром «Тушинского вора» войсками шведских наемников во главе с Михаилом Васильевичем Скопиным-Шуйским.
  4. Интервенция Польши и Швеции в 1610 году. Польша и Швеция находились в это время в состоянии войны. Так как в Москве оказались шведские войска, пусть и наемников, Польша получила возможность начать открытую интервенцию, посчитав Московию союзницей Швеции.
  5. Свержение Василия Шуйского боярами, вследствие чего появилась так называемая «семибоярщина». Бояре де-факто признали в Москве власть польского короля Сигизмунда.
Читайте также:  Зачем в ссср делали окна в ванной комнате

Далее возникает период хаоса и анархии, конец которому положило Второе ополчение во главе с Козьмой Мининым и Дмитрием Пожарским в конце октября 1612 года.

Итоги Смутного времени для истории России

Первым итогом Смуты стало избрание новой царствующей династии Романовых, которая правила с 1613 года по 1917 год, которая началась Михаилом и закончилась Михаилом.

Вторым итогом стало отмирание боярства. Весь 17 век оно теряло свое влияние, а вместе с ним и старое родовое начало.

Третий итог — разруха, хозяйственная, экономическая, социальная. Ее последствия были преодолены только к началу царствования Петра Великого.

Четвертый итог — вместо боярства, власть сделала опору на дворянство.

PS.: Разумеется, все что вы здесь прочитали, доступно и на миллионе других сайтов. Но цель поста сжато, вкратце рассказать о Смуте.

К сожалению всего этого недостаточно, чтобы выполнить тест ЕГЭ по истории. Ведь за кадром осталось множество нюансов, без которых немыслимо выполнение второй части теста.

Поэтому я вас приглашаю на курсы подготовки к ЕГЭ Андрея Пучкова.

С уважением, Андрей Пучков

Источник: https://ege59.ru/2016/09/07/smutnoe-vremya-kratko-i-ponyatno/

Смутное время в 15 картинах русских художников

История России знавала тяжелые времена, но Смутное время (1598–1613 гг.) ознаменовалось и стихийными бедствиями, и иностранной интервенцией, и государственными нестроениями.

Русское государство превратилось в ничто, почти перестало существовать. Но захватчики были изгнаны, престол заняла новая династия, страна начала возрождаться.

Как видели русские художники те события? В праздник, приуроченный к изгнанию захватчиков из Кремля – пятнадцать картин о Смутном времени.

Хоть многие историки с этим и не согласятся, благодаря Александру Сергеевичу Пушкину все мы со школьных лет уверены, что Лжедмитрий – это именно Гришка Отрепьев, беглый монах из Чудова монастыря. На картине как раз сцена из «Бориса Годунова», в которой Отрепьева пытаются арестовать.

«Чудова монастыря недостойный чернец Григорий, из роду Отрепьевых, впал в ересь и дерзнул, наученный диаволом, возмущать святую братию всякими соблазнами и беззакониями. А по справкам оказалось, отбежал, окаянный Гришка, к границе Литовской…»

Критик Владимир Стасов назвал эту картину одной из первых заявок на пути создания реалистических исторических картин. До того исторические события чаще изображали в романтическом ключе.

2. Николай Неврев. Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма. 1874

В почтительном поклоне согнулся нунций Клаудио Рангони, представитель Папы Римского, над головой поднял шляпу король польский и великий князь литовский Сигизмунд III. А перед ним стоит, приложив руку к груди, Лжедмитрий I. Самозванца объявляют законным претендентом на русский престол.

Наигранность и неестественность происходящего – не только дань нередкой для исторической живописи театральности. Художник подчеркивает, насколько все участники происходящего понимают, что выполняют правила определенной игры.

Интересно, что в кабинете, где происходит действие, можно увидеть фигурки египетских сфинксов. В Европе они стали популярны спустя двести лет после Смутного времени, в XIX веке, после походов Наполеона в Египет.

3. Константин Маковский. Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова. 1862

Династия Годуновых не сложилась – сын Бориса Годунова Федор правил всего лишь с апреля по июнь 1605 года, его даже не успели короновать. Источники говорят о нем как о добром и умном человеке. Его современник, князь Иван Катырев-Ростовский, пишет о Федоре так: «Пустотное и гнилое слово никогда из его уст не исхождало; о вере же и поучении книжном со усердием прилежаше».

Федора готовили к тому, чтобы он стал просвещенным государем, но долго править ему было не суждено. По приказу Лжедмитрия I Федора сначала арестовали, а потом задушили вместе с его матерью Марией.

Молодой царь отчаянно сопротивлялся, поэтому потом, когда тела были выставлены на широкое обозрение, никого не обмануло официальное объявление о том, что Годуновы-де «сами отравились».

Москвичи отчетливо видели следы от веревки, которой были задушены Федор и его мать.

4. Сергей Иванов. В Смутное время. 1908

Второе название картины – «Лагерь самозванца». Здесь художник написал лагерь уже Лжедмитрия II, которого история запомнила под кличкой «Тушинский вор». Это был уже «самозванец в квадрате» – он выдавал себя не только за сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия, но и за якобы спасшегося царя Лжедмитрия I.

Новый самозванец в Стародубе начал формировать настоящую повстанческую армию. В нее собирались самые разные люди: казаки, татары, остатки такой же повстанческой армии Болотникова, польские мятежники. Окончательной резиденцией самозванца стало Тушино.

В нем заседала своя Боярская Дума, был патриарх, чеканилась собственная монета.

5. Павел Рыженко. Смутное время. 2003

Павел Рыженко говорит о полотне «Смутное время» так:

«В самом названии картины я заложил ответ. «Кругом трусость, измена и обман», – так сказал о своем времени святой Николай II. То же мы можем сказать и о своем времени, и еще многое добавить к словам императора-страстотерпца. Есть от чего прийти в уныние.

Думается, что те же мысли посещали русских людей и во времена польского нашествия. Рыдали дети-сироты, грех и его следствие – мор, голод и войны – обескровили тогда Родину. Но русские люди нашли выход – обратились к покаянию.

И как ребенка прижал Господь к своей груди русский народ. Простил, утешил, вновь поставил на окрепшие ноги. Вспоминая то смутное время, обратимся к теперешнему, но не в унынии, а в деятельном исправлении каждого своей жизни».

6. Аполлинарий Васнецов. Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века. 1913

Боярские хоромы, дома служилых, церкви стоят вдоль мостовой, по которой мчатся два всадника: монах и воин. Кажется, что слышишь гулкий топот копыт в предутренней тишине, в воздух взметнулась стая птиц. Мастер точно передает тревожную обстановку начала смутного XVII века.

7. Сергей Милорадович. Оборона Троице-Сергиевой лавры. 1894

Шестнадцать месяцев, с 1608 по 1610 год русский гарнизон, монахи, жители обороняли Троице-Сергиев монастырь от войск Лжедмитрия II. Огромное польско-литовское войско гетмана Яна Сапеги и тушинских бунтовщиков совершенно не ожидало такого яростного сопротивления. Осажденные терпели лишения, началась цинга – но они раз за разом отбивали штурмующих.

Гарнизон монастыря придерживался тактики активной обороны. Не только сопротивлялись наступающим ордам – но и дерзкими вылазками отбивали у осаждавших скот и съестные припасы, громили укрепления. Многочисленная русская артиллерия нанесла значительный урон нападающим.

На картине – совместная оборона монастыря, монахи вместе с воинами дают отпор штурмующим.

8. Осада Троицкого монастыря. Явление преподобного Сергия и Никона врагам. Литография. XIX век

Сказание об осаде монастыря повествует о многократных явлениях преподобного Сергия. Он являлся не только защитникам Лавры. По преданию, в одну из ночей он пришел во сне ко многим осаждающим и предрек им гибель. Некоторые из них, устрашенные этим явлением, оставили лагерь и ушли домой.

9. Василий Демидов. Предсмертный подвиг Михаила Константиновича Волконского. 1841

Воевода из рода Волконских Михаил Константинович, прозванный Хромым, в конце XVI века служил в Сибири, был тобольским воеводой, основал город Березов. При Василии Шуйском он стал воеводой Боровска. Когда Лжедмитрий II направил войска на Москву, польские отряды под предводительством Яна Сапеги осадили Боровск, расположенный на пути к столице.

По преданию, после того как поляки взяли город, воевода заперся в церкви Свято-Пафнутьева монастыря. Когда враги ворвались и в церковь, он храбро отбивался и погиб со словами «Умру у гроба Пафнутия Чудотворца».

Художник написал картину в духе классицизма, потому герои картины одеты не так, как одевались люди, жившие в XVII веке.

10. Константин Маковский. Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям. 1896

Картина огромная – 698 на 594 сантиметра. О ней писал Максим Горький:

«Первое впечатление не в пользу картины.

Она кажется тусклой, в ней мало солнца, и кучи ярких одежд, набросанные на земле, кубки, стопы, братины – всё это недостаточно ярко, недостаточно вырисовывается, как-то очень массивно.

И толпа тоже кажется массивной, неживой, без движения. Но стоит посмотреть минут десять, и картина оживает, и вы видите действительную, возбужденную, полную страшной силы толпу, собравшуюся «делать историю».

Фигура Минина, стоящего на бочке, – очень хороша; понятно, почему всё вокруг него так кипит: это его огонь зажег толпу.

Всё более и ярче вырисовываются в ней отдельные фигуры – убогие, калеки, снимающие с себя крест, красавица боярыня, вынимающая из ушей серьги, кожемяка, сующий свою кису возбужденному Козьме, стрелец, свирепо взмахнувший над головой своей секирой.

Очень оживляют толпу личики детей, выписанные кистью художника, должно быть, очень любящего их. Особенно хороша заспанная девчурка, в одной рубашонке, стоящая почти на первом плане об руку со своей сестрой; старуха, сидящая на земле, около кучи всякого скарба и открывающая бурак, не обращая ни на что внимания, тоже очень типична.

Вдали сквозь толпу пробивается вершник, толпа течет из ворот кремля такой густой волной, над ней туча пыли, и выше всего старик кремль. Его серые хмурые стены очень хороши на фоне неба в легких, белых облаках. Левый угол картины открывает зеленый кусок Заволжья с церковью, утонувшей в купе деревьев.

Можно повторить, что в картине мало воздуха и солнца, но едва ли можно отрицать ее историческую и художественную правду. Толпа Маковского глубоко народна, – это именно весь нижегородский люд старого времени собрался отстаивать Москву и бескорыстно, горячо срывает с себя рубаху в жажде положить кости за родную землю».

11. Василий Савинский. Нижегородские послы у князя Дмитрия Пожарского. 1882

Нижний Новгород стал центром сопротивления интервентам. В 1611 году почти ежедневно на площадях и улицах собираются люди, обсуждают, как собрать войско и где взять на это деньги. На картине переломный момент.

Посольство из духовенства, бояр и простого люда под предводительством Козьмы Минина явилось в нижегородское имение князя Дмитрия Пожарского с просьбой возглавить Второе народное ополчение.

Именно это ополчение в ноябре 1612 года изгонит поляков из Кремля.

12. Вячеслав Моргун. Поляки ведут святого Гермогена в темницу. 2008

Священномученик, второй Патриарх Московский и всея Руси Гермоген прославился многими своими делами. Известны его воззвания к русскому народу с призывами к борьбе против интервентов.

Патриарх Гермоген благословил оба ополчения на освобождение Москвы от поляков. Когда в 1611 году ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, поляки бросили Патриарха в заточение.

Тюремщики требовали, чтобы он призвал ополченцев отойти от города.

Ответ Патриарха был твердым: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за православную веру».

17 февраля 1612 года, не дождавшись освобождения Москвы, он умер от голода.

13. Эрнст Лисснер. Изгнание польских интервентов из Московского Кремля. 1908

Второе ополчение полностью окружило польские силы в центре Москвы. 1 ноября 1612 года (по новому стилю) Второе ополчение под командованием Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского успешно штурмовало Китай-город. Дмитрий Пожарский вошел в него с Казанской иконой Божьей Матери. Через два дня польский гарнизон капитулировал, а 4 ноября – сдался.

14. Адриан Волков. Смерть Ивана Сусанина. 1855

Подвиг Ивана Сусанина главным образом известен нам из устных народных сказаний, но есть и исторический источник – царская грамота от 30 ноября 1619 года.

Иван Сусанин был крестьянином и вотчинным старостой села Деревеньки, расположенного близ села Домнина Костромского уезда.

Поздней зимой 1613 года польско-литовский отряд взял Сусанина проводником до вотчины Романовых, где жил только что избранный на престол Михаил Федорович. Поляки хотели убить молодого царя.

Сусанин намеренно завел отряд в непроходимый лес. По преданию, за отказ указать верный путь его подвергли пыткам, а затем «изрубили в мелкие куски».

Позже подвиг Сусанина был отражен во многих литературных произведениях и в одной из самых известных русских опер – «Жизнь за Царя» авторства Михаила Глинки.

Читайте также:  Михаил ii романов: что стало бы с россией, если бы он в 1917 году сменил николая ii на престоле

15. Алексей Кившенко. Михаил Федорович. Депутация от Земского собора. 1880

За годы Смуты русская земля устала от безвластия. Но выбор нового царя был непростым делом – должно было сложиться слишком много условий и обстоятельств. В начале 1613 года в Москву стали съезжаться выборные «всей земли», из разных городов и земель.

21 февраля 1613 года Земский Собор избрал на царство Михаила Романова, представителя рода, наименее запятнавшего себя сотрудничеством с интервентами. Кроме того, молодой царь состоял в родстве с первой женой царя Иоанна Грозного, Анастасией Захарьиной-Юрьевой, что обеспечивало преемственность власти.

Источник: https://www.pravmir.ru/smutnoe-vremya-v-15-kartinah-russkih-hudozhnikov/

Исторический квест "Загадки Смутного времени"

  • Загадки Смутного времени
  • Цель: развитие познавательного интереса к истории России.
  • Задачи:

1. Воспитание чувства патриотизма и гражданственности у учащихся.

2. Воспитание творческих способностей учащихся посредством сценического искусства.

3. Совершенствование умений и навыков коллективной деятельности.

  1. Форма проведения: игра.
  2. План проведения: 1) вступительное слово учителя,
  3. 2) игровая деятельность учащихся,
  4. 3) подведение итогов игры,
  5. 4) заключительное слово.
  6. 1) Вступительное слово:
  7. 4 ноября день народного единства — российский национальный праздник.

В жизни большинства народов есть такие моменты, когда речь идёт о самом их существовании. О существовании даже не как государства, а как самостоятельной нации.

  • У русского народа таким переломным моментом было начало XVІІ века, которое вошло в нашу историю под названием Смутного времени.
  • Правила игры:
  • Игра состоит из трех туров, в каждом из которых команды набирают определенное количество верст (за каждый правильный ответ – 10 верст).

После каждого тура проводится игра со зрителями – болельщиками. Болельщики могут принести своей команде 10 верст во время игры, правильно ответив на вопрос.

Игра заканчивается подсчетом верст команд. Выигрывает та команда, которая набрала наибольшее количество верст.

Ход мероприятия

1. Вступление.

Впервые в нашей стране с 2005 года 4 ноября отмечается как День народного единства. День народного единства также совпадает по времени с одним из наиболее почитаемых русской православной церковью праздников – Днем Казанской иконы Божьей Матери, с заступничеством которой предание связывает и изгнание интервентов.

Казанскую икону святитель Иннокентий Херсонский называл “Русским покровом”. Осеннее празднование Пресвятой Богородице, в честь иконы Ее, именуемой “Казанская”, установлено в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. Время то было страшное и смутное.

Вопрос стоял о самом существовании нашего Отечества! В этот смутный период страна осталась без царя и без царской династии, которая долгое время объединяла народ в государство, державу. Всюду царило безвластие, более страшное и для знати, и для простого народа, чем самая жестокая власть. Поляки, обманным путем овладев Москвой, глумились над православной верой.

Казалось, что русское государство погибло, что Россия не сможет подняться с колен и никогда не обретёт былого могущества. И тогда по призыву патриарха Ермогена весь русский народ встал на защиту своей Родины. В ополчение, которое возглавляли князь Дмитрий Пожарский и нижегородский купец Кузьма Минин, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы.

“Станем, как один, за Русь, за Дом Пресвятой Богородицы!” — восклицал народ.

И произошло великое чудо: представительством Богоматери суд Божий об Отечестве нашем был преложен на милость! Русские войска освободили Москву от врагов! Вскоре и вся русская земля была очищена от иноземных захватчиков.

На нашей викторине встречаются три дружины: красная, зеленая и синяя. Начинаем игру.

  1. 2. Основная часть
  2. I турА это было…
  3. К киевскому князю Мстиславу Романовичу прибыл гонец.

Гонец: Великий князь! Беда страшная идет – кочевники. Вооружаться надо!

Князь: Сколько же их?

Гонец: Тьма воинов, князь! На три дня конного пути растянулось их войско!

ВОПРОС. Что же означает слово “тьма” в то время?

  • 1000.
  • 10000.
  • 100000.
  • 2.
  • Сидит нищий, просит милостыню, мимо проходит господин с дамой.
  • Нищий: Подайте, господа хорошие, Христа ради.
  • Дама (господину): Дай же убогому на пропитание.

Господин (даме): Перестань. На всех никакой мошны не хватит.

Нищий: У-у-у, мироеды проклятые.

ВОПРОС. Многие знают, что слово “мироед” является оскорбительным прозвищем. Какое же значение это слово имело в XVIII веке?

  1. Куркуль, богатый человек;
  2. Старик, живущий за счет общины;
  3. Человек, обирающий других.
  4. 3.
  5. В трактир входит барин и сталкивается с бедняком-тарачонком.

Барин (дает бедняку подзатыльник): Ах ты, рожа неумытая, вертишься под ногами. Не видишь, барин идет.

Бедняк (кланяясь): Прошу прощения, барин (Убегает).

Барин: Ах ты, негодник! Развели тут нехристей-инородцев тьму тьмущую!

ВОПРОС. В Российской империи существовал термин “инородец”. Кого же так называли?

  • Живущих на окраине страны, людей другой религии;
  • Жителей Сибири;
  • Иностранцев.
  • 4.
  • Сидит царь, в ногах бьет челом холоп.

Царь: И поселить этого холопа в курной избе на хлеби на квас, чтоб навсегда запомнил, как перечить своему государю. Убрать его!

ВОПРОС. Что за помещение “курная изба”, просуществовавшая на Руси до XIX века?

  1. крестьянская изба, топившаяся по черному – без трубы;
  2. избушка, где содержали кур;
  3. тюремная камера.

ПЕРЕЕЗД. Команды вытягивают жетоны.

Вопросы зрителям:

Назовите первую печатную книгу на Руси (Апостол, И. Федоров. XVI век).

Кого из князей прозвали “денежный мешок”? (Иван Калита, XIV век).

  • Разминка
  • Вопросы:
  • Назовите хронологические рамки Смутного времени (1598 — 1613).

Какое событие получило в истории название «Угличская драма»? (смерть Дмитрия).

На каком правителе прервалась династия Рюриковичей? (Фёдор Иванович).

Объясните, почему возник в XVІ в. династический кризис. (убийство Иваном Грозным старшего сына, болезненность Фёдора и его бездетность, гибель царевича Дмитрия).

Назовите первого патриарха Москвы и всея Руси (Иов).

Что такое Земский собор? (представительный орган).

Кто из русских царей того периода был задушен вместе с матерью? (Фёдор Годунов).

10) В каком году Лжедмитрий І пересёк границу Русского государства? (1604).

Настоящая фамилия Лжедмитрия І? (Отрепьев).

Супруга Лжедмитрия І? (Марина Мнишек).

Глава заговора против Лжедмитрия, его приемник на престоле? (Шуйский).

Какова была расправа над Лжедмитрием? (убит, сожжён, прах выстрелили из печи по направлению Польши).

Кто из русских царей впервые присягнул подчинённым — дал «крестоцеловальную запись»? (В. Шуйский).

Вождь восстания крестьян и казаков, противник Шуйского? (Болотников).

Назовите город — центр восстания И. И. Болотникова? (Путивль).

Деревня, в которой находился лагерь Лжедмитрия ІІ на подступах к Москве? (Тушино).

Подлинная «возможно» фамилия Лжедмитрия ІІ? (Молчанов).

Назовите монастырь, ставший центром борьбы против Лжедмитрия ІІ? (Троице-Сергиев).

Кого называли «тушинским ворёнком»? (сын Марины Мнишек).

Что означает выражение «тушинские перелёты»?(переходили из- за материальной выгоды от Шуйского к Лжедмитрию Второму).

Как называлось время боярского правления после свержения Василия Шуйского? (семибоярщина).

Кто возглавил семибоярщину? (Мстиславский).

Польский королевич, призванный боярами на русский престол? (Владислав).

Город, более полутора лет, выдерживавший осаду польских войск? (Смоленск).

Город, занятый Шведами во время смуты? (Новгород).

Назовите центр І ополчения? (Рязань)

Назовите центр ІІ ополчения?(Нижний Новгород)

Фамилия царя, избранного в 1613 году? (Романов).

Монашеское имя отца царя Михаила Фёдоровича? (Филарет).

Кого называли бобылями?(обнищавших крестьян).

В каком году Польша объявила войну с Россией? (1609).

В каком году ополчение Минина и Пожарского освободило Москву?

.Заключительная часть

этот страшный период длился годами. Разрасталась национальная катастрофа. У многих современников, тогда уже не было никакой надежды на возрождение. Разрушительные процессы казались необратимыми. Трудно было представить, что такое разложившееся общество сможет не то что дать отпор интервенции, но просто сохраниться, встать на ноги, если бы даже и не было никакой внешней угрозы.

И, тем не менее, нашлись здоровые силы — и в простом народе, и в среде знати.

Мы помним их предводителей Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, они объединились, спасли, сохранили страну, сделали возможным её будущее возрождение.

Уже к середине XVІІ века Русь вновь стала сильной державой, причём не только в военном, но и в политическом, экономическом отношениях. Вернулось национальное самосознание. Укрепились духовные, патриотические начала.

«Именно поэтому мы празднуем эту дату как день сохранения и спасения не только русского государства, но и русского народа — его просто не было бы, если Смутное время не удалось преодолеть»

(цитата патриарха Всея Руси Алексия ІІ).

Подведение итогов. Награждение.

Источник: https://infourok.ru/istoricheskiy-kvest-zagadki-smutnogo-vremeni-2168040.html

Этот день в истории: 1703 год. 27 (16) мая Петр I основал город Санкт-Петербург

27 мая 2010, 13:24 — REGNUM

Санкт-Петербург. Питер Пикарт. Гравюра 1704 года

1703 год. 27 мая (16 мая ст.ст.) Петр I основал город Санкт-Петербург

«Для многих из нас Санкт-Петербург начинается с 16 мая 1703 года — даты, хорошо известной из школьных учебников. Задолго до Петра I территория будущего Санкт-Петербурга была просто усыпана русскими деревнями и селами.

Там, где сейчас начинается Литейный проспект, находилась деревня Фроловщина; а у истоков Фонтанки, возле Летнего сада, — деревня Кандуя. На месте Смольного располагалось село Спасское, на берегу Охты — двенадцать деревень Села и деревни, деревни и села — Чучелово, Минино, Дорогуша, Бродкино, всех и не перечислишь…

Были, конечно, в этих районах и финские поселения, но по составу населения в основном это был русский край Издавна эти земли населяли племена ижора, водь и корелы, по имени этих народов и занимаемые ими местности называли Ижорской, Водской и Корельской землями Все вместе они составляли так называемую «Водскую Пятину», которая входила в Новгородскую губернию.

Начиная войну со Швецией Петр I прежде всего хотел возвратить России земли «отцов и дедов», отторгнутые во время смут в Московском государстве и уступленные шведам по Столбовскому миру в 1617 году. Поэтому, когда действия отряда Ф М. Апраксина, посланного в 1702 году против шведов, сопровождались страшными опустошениями деревень на берегах Невы, царю Петру было это «не зело приятно». Более всего царь был недоволен еще и потому, что в инструкции воспрещалось опустошать Ижорские земли. Ф.М. Апраксин, ожидавший высочайшей похвалы, вынужден был оправдываться: на разорение деревень пришлось, мол, пойти, чтобы утеснить неприятеля в подвозе съестных припасов. Но царь все равно остался недоволен, ибо была «развоевана страна», которую Петр I считал русскою.

Когда осенью 1702 года русские взяли штурмом шведскую крепость Нотебург — древний новгородский город Орешек, Петр I был в восторге, что добыли «ключ к морю», и писал по поводу этой победы: «Правда, что зело жесток был сей орех, однакож, слава Богу, счастливо разгрызен».

Царь собственноручно прибил крепостной ключ над воротами и объявил, что отныне город будет называться «Шлиссельбург» («Ключ-город) — ключ к Неве. Государь пожаловал А.Д. Меншикова шлиссельбургским, корельским и ингермаландским губернатором, однако эти земли надо было еще завоевать, чтобы титул не был пустым звуком.

Нева находилась тогда в руках шведов, но название оказалось пророческим: постепенно путь к морю был добыт, и река на всем протяжении стала принадлежать России.

Правда, природа в этих местах была скудна и негостеприимна: почва бесплодная, повсюду топи да болота, кругом дремучий лес, поселения встречались редко. Но в сопровождении приближенных Петр I отправился осматривать невские берега, чтобы выбрать место для будущей столицы.

Он остановил свой выбор на острове Иени-Саари (Заячьем), который располагался в том месте Большой Невы, где она разделяется на Неву и Невку. Весной, когда расцветает и скудная природа севера, березовые рощи Заячьего острова тоже оделись в ярко-зеленый наряд и огласились ликующим пением птиц, а среди молодой травы запестрели первые цветы.

Петр I назвал этот остров Люст-Эйланд (Веселый), и на нем заложили Петропавловскую крепость, с которой утвердился Санкт-Петербург.

Хотя считается, что русский царь назвал возводимый город «в свою честь», однако на самом деле все было не совсем так. Город был назван не в честь царя Петра, а в честь Святого Петра — «ангела Петрова». С.П.

Заварихин, автор книги о городе времен Петра I, вообще считает, что 16 мая — день основания крепости — еще не день основания города, так как крепость и город — это не одно и то же. До сих пор нет никаких документов, что вместе с крепостью подразумевалось и возведение города, тем более столичного.

Зато известно, что идею построить в устье Невы город первым высказал адмирал Ф. Головин. Правда, и он имел в виду возведение небольшого городка для разделения Финляндии и Ливонии (Латвии и Эстонии), а также для хранения военных запасов.

Так что о городе речь вообще сначала не шла, так как срочно нужно было строить порт и крепость, а роль города при крепости играл Ниеншац — Шлотбург.

Правда, рассказывают и так: когда происходила закладка крепости, Петр I вырезал два дерна и положил их крестообразно, сказав при этом: «Здесь быть городу». Потом стал копать ров, который должен был окружать крепость. Народное предание добавляет, что в это время в небе появился орел и стал парить над царем.

В ров опустили каменный ящик, духовенство окропило его святой водой, а государь поставил в него золотой ковчег с частицей мощей Святого апостола Андрея (Потом покрыл ящик каменной доской, на которой было написано, когда произошло основание Санкт-Петербурга.

Между тем кто-то из царской свиты поймал орла, и царь увидел в этом доброе предзнаменование.

Читайте также:  Зачем красные партизаны в 1920 году уничтожили николаевск-на-амуре

Сначала над возведением крепости работали пленные шведы, солдаты и местные жители, потом сюда стали присылать работников со всех концов России. Работа была очень тяжелой: надо было рубить лес, засыпать болота, очищать землю от хвороста и кустарников, строить дома, прорывать каналы. Работали в любую погоду, нередко под выстрелами неприятеля.

Дело велось с таким усердием, что уже к 22 июня 1703 года гвардия и дивизия князя Н.И. Репнина перешли в новозаложенную крепость.

28 июня, накануне дня Святых Петра и Павла, крепость считалась в известном смысле законченной, и с этого времени на письмах Петра Великого появляется пометка: «Изъ Санктпетербурха» или «Изъ Сан-Петербурха», а раньше он надписывал «Изъ Шлотбурха» (или «Шлютербурга»).

Однако в новой крепости, которая должна была служить опорным пунктом для русских войск и охранять устье Невы, дел было еще много. Для снабжения гарнизона водой вдоль всего острова (с востока на запад) был прорыт канал, ныне не существующий.

По его сторонам стояли 4 ряда деревянных домиков, в которых жили солдаты; строились дома для коменданта и плац-майора, цейхгауз, арсенал и провиантские склады. Первые укрепления крепости состояли из земляного вала и бастионов, названных именами тех особ, которые надзирали за их возведением.

К северу от крепости, со стороны Финляндии, был построен кронверк — вспомогательное укрепление, сооруженное для охраны крепости в наиболее опасном месте, где враг мог ближе всего к ней подойти.

На противоположной стороне был выстроен равелин, на Государевом бастионе водрузили флаг, который в торжественные дни заменяли штандартом — желтым знаменем с русским орлом Чтобы царь мог наблюдать за работами, для него неподалеку от крепости выстроили небольшой домик, который издали можно было принять за кирпичный, так как он был в голландском вкусе выкрашен по дереву красной краской с белыми полосами. Внутреннее устройство «домика Петра» было очень простым. Состоял он из двух комнат, разделенных тесными сенями и кухней. Все его украшение заключалось в холстинных выбеленных обоях да в разрисованных букетами дверях, рамах и ставнях. В одной из комнат, когда-то служившей царю спальней, теперь устроена часовня, в ней находится икона Спасителя, которая сопутствовала царю Петру во многих сражениях, в том числе и в битве под Полтавой В «домике Петра» до настоящего времени сохраняются некоторые вещи того времени: ялик с остатками паруса, сделанный самим Петром I; скамейка, которая при жизни царя стояла у ворот домика; деревянный стул с кожаной подушкой…

Первоначально город застраивался без всякого плана, деревянные дома строились как попало, были низкими и без дворов, с входом прямо с улицы. Если по улице проезжал экипаж, то из-за зыбкости почвы стекла и посуда в таких домах звенели.

При Петре I улицы не имели названий, дома были без номеров, так что приезжим было трудно отыскать своих знакомых. Пожар 1710 года истребил большой рынок, так как в узкие проходы между домами проникнуть было невозможно, разбушевавшееся пламя быстро превратило рынок в один большой костер, и всего лишь за час от него ничего не осталось.

Пожар также показал, что улицы следует располагать правильно, а дома строить на расстоянии друг от друга.

Санкт-Петербург застраивался медленно, так как до окончания Северной войны никто не мог быть уверен в окончательном обладании этой местностью. И мало было желающих ехать в новый город — в «пустыни, обильные» только болотами и слезами.

В 1705 году в Петербурге числилось всего 3000 жителей, не считая, конечно, солдат. Для заселения своего «парадиза» Петру I приходилось даже прибегать к принудительным мерам.

С первых лет основания города целым рядом указов изнутри России высылались на житье в Санкт-Петербург «люди всякого звания, ремесел и художеств; не убогих, малосемейных или маломочных, а таких, которые бы имели у себя торги, промыслы или заводы какие свободные».

Все переселенцы должны были строить себе в городе дома и жить в них безвыездно. Однако тяжелые условия жизни заставляли многих спасаться бегством, и нередко нарочные гонцы ловили первых петербургских жителей.

Постепенно вслед за Петербургской стороной мало-помалу начал застраиваться и Васильевский остров. Петр I приказал всем духовным и светским владельцам деревень и дворянам строить здесь себе дома, причем их надо было возвести за три года, чтобы не лишиться имения. Землю и лес под постройки раздавали бесплатно, но дома следовало строить каменные.

Некоторым «именитым» людям по царскому указу приходилось строить два, а то и три дома, но ведь сразу во всех жить не будешь! Вот и получалось, что здания стояли снаружи полностью оштукатуренные и окрашенные, а внутри оставались пустыми — без всякой отделки.

Лишь бедные люди могли строить для себя деревянные дома, но только в переулках и на окраинных улицах».

Цитируется по: Ионина Н.А. Сто великих городов мира. М.: Вече 2000, 2003

История в лицах

О зачатии и здании царствующаго града Санкт-Петербурга:

14-го царское величество изволил осматривать на взморье устья Невы реки и островов и усмотрел удобной остров к строению города (Оной остров тогда был пуст и обросши был лесом, а именовался Люистранд, то есть веселый остров.).

Когда сшел на средину того острова, почувствовал шум в воздухе, усмотрел орла парящаго, и шум от парения крыл его был слышан; взяв у салдата багинет и вырезав два дерна, положил дерн на дерн крестообразно и, зделав крест из дерева и водружая в реченные дерны, изволил говорить: «Во имя Иисус Христово на сем месте будет церковь во имя верховных апостолов Петра и Павла» (Ныне на оном месте каменная соборная церковь верховных апостолов Петра и Павла.). По довольном осмотрении онаго острова изволил перейтить по плотам, стоящим в протоке, которой ныне меж городом и кронверхом имеет течение (Во оном протоке стояли в плотах леса, заготовленные в отпуск в Стокголм.). По прошествии протока и сшествии на остров (Которой ныне именуется Санктпетербурской.) изволил шествовать по берегу вверх Невы реки и, взяв топор, ссек куст ракитовой (На оном месте ныне церковь Живоначалныя Троицы.), и, мало отшед, ссек второй куст (Ныне на оном месте первой дворец.), и, сев в шлюбку, изволил шествовать вверх Невою рекою х Канецкой крепости.

15-го изволил послать неколико рот салдат, повелел берега онаго острова очистить и, леса вырубя, скласть в кучи. При оной высечке усмотрено гнездо орлово того острова на дереве.

16-го, то есть в день Пятидесятницы, по Божественной литоргии, с ликом святительским и генералитетом и статскими чины от Канец изволил шествовать на судах рекою Невою и по прибытии на остров Люистранд и по освящении воды и по прочтении молитвы на основание града и по окроплении святою водою, взяв заступ, и первые начал копать ров. Тогда орел с великим шумом парения крыл от высоты опустился и парил над оным островом.

Царское величество, отошед мало, вырезал три дерна и изволил принесть ко означенному месту.

В то время зачатаго рва выкопано было земли около двух аршин глубины и в нем был поставлен четвероугольной ящик, высеченной из камня, и по окроплении того ящика святою водою изволил поставить в тот ящик ковчег золотой, в нем мощи святаго апостола Андрея Первозваннаго, и покрыть каменною накрышкою, на которой вырезано было: «По воплощении Иисус Христове 1703 майя 16 основан царствующий град Санктпетербург великим государем царем и великим князем Петром Алексиевичем, самодержцем Всероссийским». И изволил на накрышку онаго ящика полагать реченные три дерна з глаголом: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь. Основан царствующий град Санктпетербург».

Тогда его царское величество от лика святительскаго и генералитета и от всех ту бывших поздравляем был царствующим градом Санктпетербургом; царское величество всех поздравляющих изволил благодарить, при том была многая пушечная пальба Орел видим был над оным островом парящий.

Царское величество, отшед к протоку, которой течение имеет меж Санктпетербургом и кронверхом, по отслужении литии и окроплении того места святою водою, изволил обложить другой роскат.

Тогда была вторишная пушечная пальба, и между теми двумя роскатами изволил размерить, где быть воротами, велел пробить в землю две дыры и, вырубив две березы тонкие, но длинныя, и вершины тех берез свертев, а концы поставлял в пробитые дыры в землю на подобие ворот.

И когда первую березу в землю утвердил, а другую поставлял, тогда орел, опустясь от высоты, сел на оных воротах; ефрейтором Одинцовым оной орел с ворот снят.

Царское величество о сем добром предзнаменовании веема был обрадован; у орла перевязав ноги платком и надев на руку перчатку, изволил посадить у себя на руку и повелел петь литию.

По литии и окроплении ворот святою водою была третичная ис пушек пальба, и изволил вытти в оные ворота, держа орла на руке, и, сшед на яхту, шествовал в дом свой царской канецкой.

Лик святительской и генералитет и статские чины были пожалованы столом; веселие продолжалось до 2 часов пополуночи, при чем была многая пушечная пальба.

Оной орел был во дворце; по построении на Котлине острову крепости святаго Александра оной орел от его царскаго величества в оной Александровой крепости отдан на гобвахту с наречением орлу коменданскаго звания (Жители острова, которой ныне именуется Санктпетербурской, и близ онаго по островам жившие сказывали, будто оной орел был ручной, а житье ево было на острову, на котором ныне город Санктпетербург; выгружались по берегам реки Невы маштовые и брусовые королевские леса, и караульными салдаты тех лесов оной орел приучен был к рукам.).

Подобное древле благочестивому царю Константину в сонном видении явил Бог о построении в Востоке града.

Великий и равноапостольный царь Константин разсматривал места к зданию града и во время шествия от Халкидона водою к Византии увидел орла, летящаго и несущаго верф и протчие орудия каменоделателей, которые орел положил у стены града Византии. Великий царь Константин на том месте построил град и наименовал во имя свое Константинград.

Цитируется по: Петербург Петра I в иностранных описаниях. Л. Наука. 1991. с.258-259

Мир в это время

В 1703 году между Англией и Португалией был заключен Метуэнский договор

Портрет дипломата сэра Пол Метуэн. А.Карпентер. Середина XVIII века «Метуэна договор 1703 года — между Англией и Португалией; подписан 27. XII в Лиссабоне первым министром Португалии маркизом Алегрете и чрезвычайным посланником Англии лордом Метуэном, по имени которого договор и был назван.

Метуэнский договор явился дополнением к Лиссабонскому договору 1703 года. По Метуэнскому договору Англия получила право ввозить беспошлинно в Португалию все свои промышленные изделия и, главное, текстильные товары (ст. 1), импорт которых всем государствам, в т. ч.

и Англии, ранее запрещался португальским правительством. В обмен на это Португалия получила право ввозить в Англию свои вина со скидкой пошлины на 1/3 по сравнению с пошлиной, взимавшейся с французских вин (ст. 2).

Предоставленные Англии по Метуэнскому договору преимущества позволили англичанам в короткий срок овладеть почти всей торговлей Португалии (уже к 1775 торговля Англии с Лиссабоном в 2,5 раза превышала торговлю с этим портом всех других стран, вместе взятых) и вместе с тем подавить развитие местной промышленности, что обусловило экономическую, а затем и политическую зависимость Португалии от Англии. По словам португальского историка Лимы, «за несколько бочек вина Португалия… переложила из своего кармана в карман негоциантов Лондона и Ливерпуля свыше 2 млрд. фр.» В 1836 году Метуэнский договор формально был отменён, однако упроченная почти полуторавековым его существованием зависимость Португалии от Англии сохранилась и в дальнейшем».

Цитируется по: Дипломатический словарь. Под ред. А. Я. Вышинского и С. А. Лозовского. М.: Огиз. Государственное издательство политической литературы, 1948

Материал предоставлен АНО «Руниверс»

Источник: https://regnum.ru/news/1287865.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector