Русские индейцы ительмены: где они живут

Ительмены — древнейший северный народ, предки которого поселились в Камчатском регионе 15 000 лет назад. Гены, мифология и обряды объединяют их с североамериканскими индейцами. Бытовые и семейные привычки шокируют, составляя самобытную ительменскую культуру.

Название

Ительмены — искаженное, адаптированное для русского звучания самоназвание народа итәмән, или итэнмэн. Переводы имеют похожее значение с разными оттенками: «тот, кто существует», «живущий здесь», «сущий». В XIX столетии этноним был зарегистрирован лишь у части народа, живущей на северо-западе региона. Ощущая единство, между собой ительмены называли себя именем рода, общности или местности: кшаагжи, кыхчерен, чупагжу, бурин, лингурин, кулес. Русские колонизаторы называли все народности региона камчадалами.

Где живут, численность

В XVIII столетии, по официальным данным, численность ительменов составляла 12 000, нынешние исследователи считают — нескольких десятков тысяч. Меньше чем за сотню лет их стало на 30% меньше из-за завезенных иностранцами болезней: горячки, оспы, сифилиса.

По данным переписи 2010 года, число ительменов в России составляет 3093 человека. Больше всего проживает в Камчатском крае — 2296 человек, Магаданской области — 643 человека. Незначительное число представителей народности зарегистрировано в Чукотском и Корякском АО.

Язык

Ительменский язык входит в состав чукотско-камчатской семьи, имеет три схожих диалекта. На протяжении истории существовал в устной форме: серьезные попытки создать письменность стали предприниматься лишь в последние десятилетия. Сегодня изучается в национальных школах, на нем издаются газеты, вещает местное радио. По данным переписи, языком владеет 18% представителей народности, большинство старшего поколения.

История

Территория нынешнего проживания ительменов начала заселяться еще 15 тысяч лет назад: по землям проходили, частично оседая, древние племена островов северной части Тихого океана, Дальнего Востока, Сибири.

Ительмены — древнейшее коренное население региона, образовавшееся путем смешения древних народов с эскимосами, алеутами, айнами. В XVIII веке территории были колонизированы русскими, порядок в ительменских селениях устанавливали казаки. В 1720-1740 года происходит повсеместная христианизация народа, воспринимавшаяся неохотно.

С приходом советской власти регион стал активно заселяться русскими, коренное население вытеснили на север, ассимилировали.

Внешность

Антропологи относят ительменов к арктической малой расе, принадлежащей к типу северных монголоидов. Ученые нашли схожие гены у индейцев североамериканского племени навахо и аляскинских тлинкитов. Визиты ительменов к оставшимся представителям племен подтвердили наличие схожих элементов в культуре, обрядах, мифологии.

Путешественники XVIII-XX веков отмечали непрезентабельную, отталкивающую, внешность ительменов. Они никогда не мылись, не стригли ногти, не расчесывали волосы, не чистили зубы, постоянно контактировали с рыбой, что сказывалось на их аромате и внешнем виде. Среди определяющих черт внешности отмечали:

  • низкий рост;
  • темную пигментацию кожи;
  • менее выраженные, чем у соседей, монголоидные черты;
  • слабый рост бороды и растительности на теле;
  • косолапость;
  • большой рот с пухлыми выступающими губами;
  • неуклюжесть;
  • бегающие глаза;
  • выступающие скулы;
  • цепкие и тонкие руки.

Ительмены отличались выносливостью, могли без одышки долгое время бегать, выполнять тяжелую работу. Несмотря на антисанитарию, отличались богатырским здоровьем и долголетием: средний возраст составлял 60-75 лет.

Одежда

Зимняя одежда обоих полов одинакова: двухслойные оленьи шубы до колен или до пят, мехом внутрь и наружу. Наружный слой красили в коричневый цвет корой ольхи. Из оленьей шкуры делали штаны, обувь и меховые чулки.

Летом в качестве материала применяли шкуры ластоногих. Домашней одеждой мужчин служила набедренная повязка, женщины надевали комбинезоны.

В холода голову покрывали меховыми капюшонами, капорами, летом шапочками из перьев, бересты.

Семейный уклад

К приходу русских на Камчатку среди ительменов главенствующую роль играл мужчина, однако значительное место занимали пережитки матриархата. Женщин не обижали, всячески почитали, исполняли любые прихоти. Сохранился обычай «отработки» потенциального жениха в доме невесты.

Мужчина переселялся в юрту приглянувшейся девушки, где на правах слуги выполнял любую работу. Иногда «служба» затягивалась на несколько лет, причем согласия невесты на женитьбу не означала.

Парадокс: во время совместного проживания при «отработке» потенциальные муж и жена предавались плотским утехам.

Препятствием к женитьбе выступал и свадебный обряд. Когда мужчина решал, что послужил уже достаточно и завоевал симпатии невесты, он предлагал провести обряд «Хватай». Выбранной девушке плотно связывали веревками ноги, опутывали ее сетями и наряжали в несколько слоев одежды. Цель жениха — распутать оковы и прикоснуться к ее лону.

Задача осложнялась собравшимися вокруг невесты родственницами женского пола, препятствовавшими совершению обряда. Они били, кусали, царапали мужчину не в шуточной форме, а в полную силу. Часто обряд заканчивался серьезными травмами: тогда после залечивания ран ритуал повторялся.

Если цель достигнута, невеста произносила «ни-ни»: после брак считался заключенным.Невинность в мире ительменов не относилась к числу добродетелей, нравы в общинах стояли свободные. Разрешались браки внутри рода между кузенами, активно практиковался левират и полигамия.

Единственное препятствие к многоженству — обычай сватовства, поэтому ительмены предпочитали заводить легкие, не обязывающие ни к чему отношения. Разрешалось это мужчинам и женщинам.

Если ительмен решался завести вторую жену, он просил разрешения у первой. Если дамы нравились друг другу, начинали жить вместе большой семьей. В противном случае, муж постоянно переходил из одной юрты в другую. Отказывать мужчине не решались: мог уйти насовсем, развод не считался постыдным.

Жилище

Ительмены селились родовыми общинами от 15 до 100 человек, называвшимися остожки. Во главе общины стоял старейшина, в его жилище проходили общие собрания, обсуждались важные вопросы. Социального неравенства у народности не было: роль старейшины ограничивалась большим вниманием к его советам.

Зимой родовая община жила в одном общем доме: полуземлянке, выкопанной вглубь на 1,5 метра, огороженной небольшим округлым навесом с крышей, покрытой дерном, снегом.

Его называли юртой, вдоль боковых стен размещались спальные места: нары, положенные на землю циновки. В дальнем углу размещали деревянного идола, хранителя рода.

В центре разводили очаг, дым выходил в окошко верхней боковой части: через него же спускались в жилище мужчины. Для женщин и детей строили боковой лаз: сквозь него пробираться внутрь удобнее.

Летом селились в шалашах, обустроенных на четырех шестах высотой до 4 м. Четырехугольные шалаши имели крышу конической формы. Издалека поселения ительменов выглядели как города с башнями.

Пришедшие казаки толковали причудливую форму по-своему, называя жилища балаганами. Между шестами свободно гулял ветер: место использовали для сушения, вяления рыбы.

Рядом возводили простые наземные постройки для чистки рыбы.

Жизнь

Основное занятие ительменов — речная рыбная ловля лососевых пород. Промысел занимал длительный период с апреля по ноябрь. Рыбу ловили сетями, неводами, ставили ловушки. Существовал обряд «Первой рыбы»: косу, сплетенную из лососевой икры первого улова с травами, опускали в воду против течения с наговорами о богатом новом рыболовном сезоне.

Морской промысел развит слабо: ловили мойву, корюшку, зимой навагу. Но морскому богу Митгу, хозяину моря, молились усердно. Ительмены считали, что благожелательное к ним настроение божества даст богатый рыбный улов. Охотились на ластоногих: тюленей, морских котиков. Стрелами с ядовитыми наконечниками убивали китов.

В пищу использовали мясо и жир, шкуры шли на изготовление обуви, из костей и бивней делали клинки, наконечники для стрел, иглы. Зимой охотились на суше, добывали снежных баранов, соболей, лисиц, оленей. До контактов с русскими колонизаторами пушной мех не имел высокой ценности: использовался для пошива одежды, ритуальных обрядов.

Из шкур оленей шили теплые шубы, штаны, зимнюю обувь, использовали для покрытия нарт, лыж. Медведь считался священным животным: после убийства проводили медвежий праздник, традиционный для северных народов, приносили хозяину леса дары.

Охотились с собаками, их любили больше других животных: хорошо кормили, тренировали, использовали в качестве ездовых.

Религия

Религиозные верования ительменов разнообразны: анимизм, шаманизм, фетишизм, тотемизм. Народ верил: земля плоская, в нижней части находится «подземное небо», где время года противоположное ительменскому. Единого бога не существовало, мир населяло множество духов:

  1. хозяев
  2. покровителей
  3. помощников
  4. спутников
  5. вредителей

Главный герой мифов — Бог-Ворон Кутх, творец неба и земли, присутствующий в верованиях северных народов, индейцев.

Забавно, но ительмены его не почитали: сочиняли нелепые и скабрезные истории о его приключениях. Властителем подземного мира считали сына Кутха по имени Гаеч, а его шпионами в мире живых — ящериц.

Чтобы они не передали владыке вести о жизни народа, встречавшихся ящериц разрубали на мелкие куски.

Ительмены верили: живые существа, от человека до мухи, после смерти возрождаются в подземном мире, где начинают жить лучше. Смерть не страшила: при малейшем недовольстве реальностью ительмены с легкостью шли на самоубийство.

После пришествия казаков, сильно осложнивших быт, начались массовые самоубийства. Отличавшийся сообразительностью народ подметил, что казаки после смерти, по их рассказам, попадают на небо.

А значит, в подземном мире докучать возродившимся северным жителям не будут.

Традиции

Большую роль для ительменов играла дружба: традиция посвящения в лучшие друзья необыкновенно причудливая. Выбранный кандидат приезжал в гости к будущему другу, готовящему к визиту роскошный пир и жарко топившему чум.

Оба заходили в жилище, раздевались догола, кандидат начинал трапезу, хозяин подливал воду на раскаленные камни, как в бане. Когда гость начинал просить о пощаде, у него забирали привезенные вещи, одежду, собак. Взамен давали обноски и больных животных.

Через некоторое время менялись ролями: после ответного визита дружба считалась скрепленной навеки.

Читайте также:  Какая мутация была у николая ii

Еда

Основу рациона ительменов составляла рыба лососевых пород. Национальное блюдо — юкола: разделанный на 6 частей высушенный лосось. Икру сушили с корой деревьев, ей и юколой питались всю зиму.

Шокирующее современного человека блюдо, слывшее любимым деликатесом ительменов — заквашенные в специальных ямах или бочках рыбьи головы.

Когда они достигали явного душка, их промывали и ели с особым удовольствием.

В отличие от других народов Камчатки, ительмены подвергали рыбу термической обработке. Поскольку металлических котлов не знали, придумали хитроумный способ: в деревянные емкости с водой бросали раскаленные на огне камни. Реже рыбу запекали на огне, коптили.

Солить начали лишь с приходом русских: трудность доставки соли не благоприятствовала этому способу заготовки.Ительменские женщины занимались собирательством грибов, кореньев, трав, кедровых орехов, ягод.

Хлеб заменяли луковицами сараны, истолченными с голубикой: иностранцы отмечали приятный вкус этого блюда.

Видео

Источник: https://travelask.ru/articles/itelmeny-deti-vorona-ili-kamchatskie-indeytsy

Русские индейцы ительмены: где они живут

Для того, чтобы познакомиться с настоящими индейцами, россиянам совсем не обязательно обращаться за визой в американское посольство, а достаточно отправиться на северо-восточную оконечность страны, где, не жалуясь на суровые природные условия, проживают представители малочисленной народности ительменов.

На краю света

Преодолев 9-часовой авиаперелет по маршруту Москва-Петропавловск-Камчатский, проехав 10 часов на автомобиле до поселка Эссо, а там, пересев на вертолет, путешественники через 1,5 часа приземлятся в селе Усть-Хайрюзово. Но, чтобы встретиться лицом к лицу с русскими индейцами, им придется еще 40 минут добираться на машине, а зимой и вовсе на собачьих упряжках или снегоходах, до селения Ковран.

https://www.youtube.com/watch?v=iYj_RIvOrQY

Именно в этом затерянном на краю света местечке, стараясь уберечь свою самобытную культуру, живет исчезающий этнос ительменов, имеющий родственные связи с коренным населением раскинувшейся на противоположном берегу Берингова моря Аляски.

Родство с индейцами

  • Первым сходство между камчатскими ительменами, самоназвание которых означает «живущие здесь», и североамериканскими индейцами племени тлинкитов заметил исследователь Георг Стеллер, в 1733—1743 годах участвовавший во Второй камчатской экспедиции Витуса Беринга.
  • Именно он предположил, что эти этносы имели общего предка, но в процессе расселения одна часть племени осталась на Крайнем Севере России, а другая, перебравшись через замерзший океан на собачьих упряжках, обосновалась на северотихоокеанском побережье Аляски.
  • О едином историческом корне этих народов красноречиво свидетельствуют поразительные сходства в их внешности, обрядовых песнопениях и танцах, родовых легендах, защитных тотемах и поклонение одному и тому же верховному божеству — ворону Кутху.

В пользу правомерности предположения родства между индейцами и ительменами указывает археологическая находка Николая Дикова, обнаружившего в середине ХХ века на берегу Ушковского озера древнее захоронение возрастом свыше 15 тыс. лет.

Сняв прикрывавший могилу слой земли, ученый увидел, что тела умерших ительменов перед погребением посыпались охрой. Ни один из коренных этносов Камчатки не пользовался этой манерой захоронения, зато подобным образом поступали индейцы из Северной Америки. Кстати, приезжавшие в Ковран для знакомства с русскими сородичами аборигены племени тлинкитов сами признали в них своих собратьев.

Антропология

Описывая в своем путевом дневники внешность камчадалов, как до проведения в 1926–1927 годах Приполярной переписи именовали ительменов, Владимир Атласов отмечал их антропологическое отличие от других народов Севера.

Согласно его заметкам, русские индейцы имеют низкий рост, смугловатую кожу, продолговатое и скуластое лицо с одутлыми щеками, большой рот с пухлыми губами, «покляпый» нос и не мохнатую бороду.

По этим признакам ученые улавливают связь арктической расы не с внутриконтинентальными монголоидами, а с их тихоокеанскими родичами.

На грани исчезновения

На сегодняшний день в России насчитывается всего 1500 ительменов, которые компактно проживают в четырех населенных пунктах Камчатки – Ковран, Хайрюзово, Палана и Тигиль, в то время как на рубеже XVII—XVIII веков, по данным этнографа Бориса Долгих, их численность достигала почти 13 тыс. человек. Причин для сокращения числа некогда самого многочисленного народа полуострова достаточно много.

После объявления Камчатки частью Российской империи началось ее постепенное освоение, сопряженное с вооруженными столкновениями между пришедшими сюда с материка казаками и ительменами, не желавшими жить под чужой диктат.

Поскольку силы были неравные, уцелевшие русские индейцы сложили оружие и стали подданными императора, проводившему в их отношении политику ассимиляции.

Более того, вместе с захватчиками с запада на Камчатку пробрались болезни, против которых у местного населения не было иммунитета.

Верования

До русской колонизации ительмены, как и североамериканские индейцы, исповедовали шаманизм, тотемизм и анимизм, поклоняясь животным и веря в одушевленность каждой вещи на планете.

Однако в 1740–1747 годах данный этнос перешел под покровительство православной церкви: так в их обрядовую жизнь вошли таинства крещения, венчания, отпевание, и появились русские имена.

Сегодня религиозные представления ительменов представляют собой устойчивый сплав христианства с язычеством, в котором находится место и вере во Христа, и культу огня.

Праздник «Алхалалалай»

Самым ярким событием в культурно-ритуальной жизни русских индейцев слывет знаменующий окончание лета праздник очищения «Алхалалалай», на который съезжаются не только камчатские ительмены, но и гости с разных уголков света, желающие окунуться в самобытный мир этой народности.

Уходящее корнями в глубокую древность данное торжество является своеобразным гимном благодарности природе, на протяжении года кормившей и оберегавшей ительменов. Прося прощения за причиненный ей ущерб, камчадалы приносят дары фигурам богов Ажушак, Нустахчах и Хантай.

Частью замечательного праздника «Алхалалалай» является подъем на священную гору Эльвель, а также многочисленные конкурсы, выявляющие лучшую ительменскую песню, байку, гримасу, самого искусного обработчика рыбы и совершенную хозяйку.

А самым ярким аккордом гулянья значится Открытый чемпионат России по танцам коренных народов Камчатки, который представляет собой зажигательный танцевальный марафон, однажды длившийся рекордные 16 часов 20 минут.

Источник: https://news.myseldon.com/ru/news/index/212968312

Ительмены — загадочные русские индейцы. Фотоцентр на Гоголевском

Камчатка – один из самых удалённых  районов России. До сих пор отсутствуют сухопутные дороги, соединяющие Камчатку с «Большой землёй». Поэтому она находится на положении острова, куда можно попасть морскими судами во время навигации или прилететь самолётом. Именно на этой земле и живут загадочные русские индейцы – ительмены.  Само название «ительмен» происходит от «итэнмэн» («живущий»).

Культура ительменов одна из древнейших на Камчатке. Этнически близка к культуре племени Тлинкиты, индейцев Аляски. Когда  то этот народ расселялся по всему полуострову от мыса Лопатка до бухты Корфа.

Ительмены — оседлое, наиболее многочисленное в прошлом население полуострова, пережившее за последние триста лет немало драматических событий. Эпидемии, суровый климат заметно сократили их численность. Значительная часть полуострова стала необитаемой. В пятидесятых годах прошлого столетия началось сселение ительменов. В настоящее время большинство живёт в сёлах Ковран, Хайрюзово, Тигиль.

Ительмены в первую очередь рыболовы. Любят рыбу, преимущественно лососевых пород, богатых красной икрой.  Ловят почти всё лето и до середины сентября. Её сушат, вялят, солят, коптят, закладывают в специальные ямы. Занимаются охотой на морзверя (лахтак, нерпа), на медведей, козлов и росомах.

Женщины — ительменки занимаются заготовкой разных дикорастущих трав и корений, одни из которых употребляются в пищу, другие применяются как средства народной медицины. Кроме того, они заготавливают на зиму ягоду (морошку, голубику, шикшу, клюкву, бруснику, княженику). Выделывают шкуры морзверя и даже рыбы. Шьют одежду, которую очень красиво украшают.

В конце сентября, когда сделаны все запасы продовольствия на зиму, окончены осенние работы, ительмены проводят обрядовый праздник очищения от грехов и благодарения Природы «Алхалалалай». В течение нескольких дней под звуки национальных инструментов – дудочках из тростника, местные жители исполняют свои зажигательные и очень эротичные танцы.

Танцевальный марафон длится около 16 часов. Ежегодно на Балаганной площади, где проводятся шаманские обряды, устанавливается вырезанный из дерева идол – Хантай в виде человека – рыбы, который оберегает ительменский род от бед и несчастий, приносит удачу в рыбной ловле. Возродил этот праздник шаман Борис Жирков.

И сейчас само действие праздника ничем не отличается от того, как его проводили предки.

Ительмены славятся искренностью и веселым нравом. Любят и петь и танцевать, Ительменский фольклорный ансамбль Эльвель – имеет мировую известность.

  • Ительмены гордятся тем, что у такого малочисленного народа (около  2500 человек) есть свои депутаты, композитор  и даже два человека, награждённых премией «Душа России» — это Борис Жирков и Лидия Кручинина!
  • Все высказанное найдет отражение в фотоэкспозиции, посвященной этому маленькому,  но замечательному этносу.

На открытии фотовыставки будут бить в бубны сопровождая выступление  фольклорного ительменского ансамбля «Эльвель» с зажигательными национальными танцами. Также пройдет дегустация экзотических блюд ительменской кухни.

Московская диаспора Ительменов: Наталья Богачева, Георгий Киселев, Андрей Карпенков.

Церемония открытия 16 декабря в 17.00.
Выставка будет работать с 14 по 18 декабря 2016 года, ежедневно с 11.00 до 19.00.Адрес: Гоголевский бульвар, 8, «Фотоцентр» (проезд ст. метро «Кропоткинская»)Контакты «Фотоцентра»:
Тел. 8(495)690-6996; (495)691-8602;
fotoexpo@yandex.ru

www.foto-expo.ru

Источник: https://photar.ru/itelmeny-zagadochnye-russkie-indejcy-fotocentr-na-gogolevskom/

Где живут русские индейцы

 7.12.2010 12:55

Индейцев Северной Америки знает любой россиянин. Нам всем знакомы благородные могикане, хитрые апачи и другие персонажи книг и вестернов, которые пользуются огромной популярность. Но мало кто знает, что в нашей стране есть свои собственные «индейцы» — ительмены. 7 декабря открывается фотовыставка, посвященная этому малочисленному народу.

Читайте также:  Как пушки xix века остановили немцев под москвой в 1941 году

Вообще, чтобы увидеть ительменов, надо проделать неблизкий путь. Девять часов на самолете из Москвы в Петропавловск-Камчатский. Потом — десять часов на машине к поселку Эссо. Потом полтора часа добираться на вертолете до села Усть-Хайрюзово.

И, наконец, минут сорок потрястись в машине вдоль побережья Охотского моря по отливу, а зимой по насту на снегоходах или на собачьих упряжках. Конечная цель — национальное село Ковран, где и живут ительмены.

Ительмены — индейцы настоящие, а не «киношные». Доказано, что у них близкие родственные корни с индейцами племени тлинкитов, которые и сегодня живут на Аляске. Много общего у ительменов и с другим известным индейским племенем — навахо. Например, общий бог — ворон Кутх, творец земли и всего живого на ней, который является верховным божеством у многих северных народов.

Причем американские индейцы ительменов признали: делегация последних специально ездила в США, чтобы сравнить свои родовые легенды, тотемы, обрядовые песни и танцы с обрядами заокеанских соседей. В итоге выяснилось, что у обоих племен удивительно много общего.

В русских документах ительмены известны с ХIХ века как «камчадалы». Хотя тогда под это определение попадали и другие коренные жители Камчатки — например, коряки. На сегодняшний день насчитывается всего около 1500 ительменов. А ведь когда-то ительменов насчитывалось 12-13 тысяч человек.

Как и многие малые народности, ительмены в условиях современного мира оказались на грани исчезновения.
Тем не менее, этому народу удалось сохранить свой многовековой уклад жизни, свой язык и традиции фактически в первозданном виде. А ведь анализ археологических раскопок на Камчатке показал, что самым ранним памятникам ительменской культуры 5200 лет.

Основным занятием ительменов во все времена было рыболовство.

Религией ительменов изначально был шаманизм, но после прихода русских поселенцев они приняли христианство. Сохранив, впрочем, и свои традиционные верования — анимизм, тотемизм, фетишизм. Все они связаны с поклонением духам природы: уже упомянутому выше Кутху и другим — например, хозяину моря Митгу, который посылал ительменам их основную пищу, рыбу.

Конечно, сегодня ительмены все-таки поддались прогрессу. У них есть своя, специально для них разработанная в 30-е года прошлого века письменность, свои школы. Некоторые из них по-прежнему занимаются рыболовством, многие стали артистами фольклорных коллективов.

Несколько фотографов, которым довелось пообщаться с этими русскими индейцами, организовали в Москве выставку, посвященную современной жизни и культуре этого самобытного народа. Авторы, Георгий Киселев, Андрей Карпенков, Наталья Богачева и Егор Богачев, считают, что «душевная теплота, искренность и веселый нрав — отличительные черты характера настоящего индейца России».

В фотообъектив попали: культовые обряды с участием шаманов, национальный праздник Алхалалалай с уникальным танцевальным марафоном, который у ительменов длится беспрерывно около 16 часов, а также много других удивительных и ярких моментов из жизни народа ительменов. Выставка продлится с 7 по 12 декабря 2010 года, ежедневно с 11:00 до 19:00, и будет проходить в Москве, в «Фотоцентре» на Гоголевском бульваре.

Конечно, посмотреть на ительменов было бы любопытно всякому, но не каждый может себе позволить такое долгое путешествие. А вот посмотреть фотографии может любой желающий, который интересуется историей России, фольклором и этнографией.

К тому же, кто знает, может быть, проникнувшись колоритом русских индейцев, кто-то из посетителей выставки в следующий раз отправится в отпуск не на морские курорты, а на далекую, но не менее прекрасную Камачатку.

В конце концов, за экзотикой вовсе не обязательно лететь в Австралию или Африку. У нас и своей с избытком хватает.
Анастасия Рогова

www

Источник: https://gifakt.ru/archives/index/gde-zhivut-russkie-indejcy/

Русские индейцы Среднее время прочтения:

«Камчадалы так, как мунгалы, ростом низки, телом смуглы, не мохнаты, малобороды, лицом колмыковаты с покляпыми носами, косолапы… Лица у камчадалов не столь продолговаты и скуласты, как у других народов, щеки у них одутловаты, губы толсты и рот превеликой».

Так описывал коренных жителей Камчатки ее исследователь Владимир Атласов. На период открытия полуострова камчадалов насчитывалось от 50 до 200 тысяч человек. Сегодня — не больше 3 тысяч.

Всего за пару-тройку веков многочисленный народ превратился в очень малочисленный.

— Salik.biz

ГОРНАЯ ПЕСНЬ

У камчадалов (или ительменов, что переводится как «живущие здесь») много общего с индейцами разных племен США и Канады во внешности, легендах, обрядах, танцах. Самые близкие родственные корни у ительменов с индейцами племени тлинкитов.

Последние живут совсем близко — на Аляске. Не исключено, что на Аляску индейцы прибыли с полуострова Камчатка: зимой Берингов пролив можно преодолеть на собачьих упряжках.

К тому же ительмены один из древнейших народов на планете, их возраст — около пятнадцати тысяч лет!

Изначально «ареал обитания» ительменов был довольно обширным. На юге они дошли до мыса Лопатка, на севере – до реки Тигиль, на востоке – до реки Ука. Древние камчадалы селились преимущественно по берегам рек Камчатка, Еловка, Большая, Быстрая, Авача и на берегу Авачинской бухты.

Сегодня большинство аборигенов проживает преимущественно в двух районах Камчатки – Тигильском и Мильковском. Неофициальной столицей камчадалов считается деревня Ковран.

Затерянная в сопках, с населением не более четырехсот человек, она не может претендовать на звание мегаполиса, но судьбой ей была уготована роль лидера. Добраться до Коврана – задача не из легких, особенно если держать путь с материковой части России.

Сначала надо доехать до города Елизово, оттуда — до Усть-Хайрюзово, поселка на западном побережье Охотского моря, а от него до Коврана 30 км. Ковран состоит из невзрачных серых домов, беспорядочно раскиданных вокруг одной-единственной улицы, расположенной на ничем не примечательной равнине.

Зато когда поднимаешься на другой, скалистый, берег Коврана, глазу предстает картина, от которой захватывает дух. Представьте себе широкую долину, справа от нее – еле приметная полоска моря, слева и прямо – стена невысоких гор, одна из них заметно возвышается над остальными.

О горе Эльвель у ительменов сложено множество легенд. Вот одна. Девушка Эльвель не могла решить, кого она больше любит из двух братьев — Каврала или Плахэна. Ее отец шаман Ухт превратил их в две реки.

Эльвель должна была сделать выбор и тем самым спасти одного из братьев, но так и не выбрала. Братья так и остались реками, а отец превратил себя и дочь в две горы между реками.

По словам местных, если прислушаться летней ночью к шорохам, то можно услышать плач девушки Эльвель и спор двух братьев о любимой женщине.

ВЕЗДЕСУЩИЕ ДУХИ

Рекламное видео:

Как ни странно, ительмены боятся всех высоких гор вообще, но больше всего – гор дымящихся и огнедышащих, а также горячих ключей. Они твердо убеждены: в таких местах и поблизости от них живут духи – так называемые гамулы.

Поэтому-то, будучи проводниками, они могли ходить по самым опасным местам, кроме высоких гор – подальше от того, что их так пугает. В прошлом мир ительменов был полностью заселен духами. Они обитали везде – в море, в земле, в небе, на этом свете и на том. Духи делились на злых и добрых.

Ительмены верили в свое родство с тем или иным животным, почитали хозяев моря и лесных обитателей. Даже предметы и явления природы – и те наделены духами, которые живут собственной жизнью. Степень почитания тех или иных духов находилась в прямой зависимости от степени их предполагаемого влияния на материальное благополучие человека.

Особо почитали дух моря Митг, который давал основу рациона – рыбу. В честь Митга в ноябре устраивали праздник очищения. Мир ительмены считали вечным, души – бессмертными.

Камчадалы были очень суеверны. Приметы и поверья в их жизни играли огромную роль. Так, весной нельзя разбирать старые дома и балаганы, в которых много юкольной моли: последнюю боится рыба и может уйти из реки.

Категорически запрещалось спасать утопающего или засыпанного снежной лавиной, так как считалось, что тем самым лишаются желаемой пищи духи воды и гор. Первых русских, которые пришли покорять Камчатку, последнее страшно удивляло.

«Сам погибай, а товарища выручай», — гласит известная русская поговорка. У камчадалов все по-другому.

Большое значение местные придавали обрядам, которые проводил шаман. В его роли обычно выступала женщина.

После обращения ительменов в 1740–1747 годах в христианство у них стали распространяться православные обряды — крещение, венчание, отпевание.

Уже в первой четверти XIX века путешественники замечали в камчадальских селениях православные кладбища. Тогда же установилась традиция при крещении давать детям русские имена.

Ительмены числились прихожанами камчатских церквей, и первые русские фамилии получили по фамилиям духовенства и служилых.

В ЗНАК БЛАГОДАРНОСТИ

Те немногие ительмены, что остались сегодня жить на Камчатке, стараются сохранить обычаи своих предков. У подножия горы Эльвель прямо под открытым небом более двадцати лет подряд устраивают праздник Алхалалай.

Длится он несколько суток, стартуя непременно в период полнолуния в конце сентября – начале октября. В старину праздник растягивался на целый месяц.

Зато неизменным остался смысл праздника: это благодарность природе, просьба о прощении за тот ущерб, который наносит ей человек своей деятельностью, кто бы он ни был: охотник, собиратель, земледелец, золотоискатель.

И заодно участники просят прощения у духов умерших животных за то, что их пришлось убить. А убивать приходиться аккурат накануне Алхалалалая — к празднику непременно надо поймать нерпу.

Читайте также:  Как православному исповедоваться в католическом храме

Это очень важное в быту камчадалов животное: мясо идет в пищу, нерпичий жир считается лечебным, его используют от многих болезней. Из него же делают приправы к разным национальным кушаньям.

Из шкуры нерпы шьют промысловую непромокаемую одежду и изготавливают много нужных вещей: коврики, обувь, ремешки, а главное, поплавки, столь необходимые в хозяйстве каждого ительмена.

ЛУЧШИЕ СРЕДИ ЛУЧШИХ

Праздник начинается с традиционной речи ительменских стариков: «От Кутхи (так ительмены зовут Ворона – свое главное божество) нам приказано воздавать тебе жертву раз в год, что мы и исполняем.

Ради чего мы просим, чтоб ты хранил нас и миловал, не причинял бы скорбей и бед, не делал пожару.

Алхалалалай!» Этим словом – приветствием камчадалы отныне будут сопровождать все, что происходит во время праздника.

В программу торжества входят различного рода состязания. Женская половина села с удовольствием участвует в конкурсе «мимсх» на звание лучшей хозяйки. В нем требуется искусно разделать рыбу и приготовить вкусное блюдо, а также приходится демонстрировать свои знания по кулинарии, краеведению и даже исполнять родовую песню на родном языке.

Мужчины тоже пыхтят изо всех сил, стараясь опередить своих соперников в том, кто лучше поставит на реке запоры и чиручи, кто скорее и «грамотней» обработает морского зверя, пойманную рыбу. Дети тоже не бездельничают – наравне со взрослыми участвуют в выставках прикладного искусства, рисуют, лепят, вышивают.

Центральное событие Алхалалалая — танцы. Танцы камчадалов – это вообще нечто из ряда вон выходящее.

В 1740 году знаменитый исследователь Камчатки Георг Стеллер, оставивший уникальные записки о жизни и быте ительменов, не решился описать местные пляски, настолько они эротичны! А если добавить к этому уникальные национальные костюмы и украшения, необычное музыкальное сопровождение – то подражание хриплому звериному дыханию с отбиванием ритма в шаманский бубен, то крик ворона, то стройное девичье пение – это зрелище невозможно описать!

Кульминация праздника – обряд очищения огнем от всего плохого, что было совершено в уходящем году. На площади разжигается костер, и вокруг него движется бесконечная цепочка взявшихся за руки людей – целое людское море.

Любовь ДЬЯКОВА

Источник: https://salik.biz/articles/15952-russkie-indeicy.html

где живут индейцы

Краснокожих Северной Америки знает хоть какой россиянин. Нам всем знакомы великодушные могикане, хитрые апачи и другие персонажи книжек и вестернов, которые пользуются большой популярность. Но не много кто знает, что в нашей стране есть свои собственные «краснокожие» — ительмены. 7 декабря раскрывается фотовыставка, посвященная этому немногочисленному народу.

Где живут российские краснокожие

Вообщем, чтоб узреть ительменов, нужно сделать неблизкий путь. Девять часов на самолете из Москвы в Петропавловск-Камчатский. Позже — 10 часов на машине к поселку Эссо.

Позже полтора часа добираться на вертолете до села Усть-Хайрюзово. И, в конце концов, минут 40 потрястись в машине повдоль побережья Охотского моря по отливу, а зимой по насту на снегоходах либо на собачьих упряжках.

Конечная цель — национальное село Ковран, где и живут ительмены.

Ительмены — краснокожие истинные, а не «киношные». Подтверждено, что у их близкие схожие корешки с индейцами племени тлинкитов, которые и сейчас живут на Аляске. Много общего у ительменов и с другим известным индейским племенем — навахо. К примеру, общий бог — ворон Кутх, творец земли и всего живого на ней, который является верховным божеством у многих северных народов.

При этом южноамериканские краснокожие ительменов признали: делегация последних специально ездила в США, чтоб сопоставить свои родовые легенды, тотемы, обрядовые песни и танцы с ритуалами заморских соседей. В конечном итоге выяснилось, что у обоих племен умопомрачительно много общего.

В российских документах ительмены известны с ХIХ века как «камчадалы». Хотя тогда под это определение попадали и другие коренные обитатели Камчатки — к примеру, коряки. На сегодня насчитывается всего около 1500 ительменов. А ведь когда-то ительменов насчитывалось 12-13 тыщ человек. Как и многие малые народности, ительмены в критериях современного мира оказались на грани исчезновения.

  боевой топор индейца

Все же, этому народу удалось сохранить собственный многолетний уклад жизни, собственный язык и традиции практически в первозданном виде. А ведь анализ археологических раскопок на Камчатке показал, что самым ранешным памятникам ительменской культуры 5200 лет. Главным занятием ительменов во все времена было рыболовство.

Религией ительменов вначале был шаманизм, но после прихода российских поселенцев они приняли христианство. Сохранив, вобщем, и свои классические верования — анимизм, тотемизм, фетишизм. Они все связаны с поклонением духам природы: уже упомянутому выше Кутху и другим — к примеру, владельцу моря Митгу, который посылал ительменам их основную еду, рыбу.

Где живут российские краснокожие

Естественно, сейчас ительмены все-же поддались прогрессу. У их есть своя, специально для их разработанная в 30-е года прошедшего века письменность, свои школы. Некие из их как и раньше занимаются рыболовством, многие стали артистами фольклорных обществ.

Несколько фотографов, которым довелось пообщаться с этими русскими индейцами, организовали в Москве выставку, посвященную современной жизни и культуре этого самобытного народа. Создатели, Жора Киселев, Андрей Карпенков, Наталья Богачева и Егор Богачев, считают, что «духовная теплота, искренность и радостный характер — отличительные черты нрава реального индейца Рф».

В фотообъектив попали: культовые ритуалы с ролью шаманов, государственный праздничек Алхалалалай с уникальным танцевальным марафоном, который у ительменов продолжается беспрерывно около 16 часов, также много других умопомрачительных и ярчайших моментов из жизни народа ительменов. Выставка продлится с 7 по 12 декабря 2010 года, раз в день с 11:00 до 19:00, и будет проходить в Москве, в «Фотоцентре» на Гоголевском бульваре.

Естественно, поглядеть на ительменов было бы интересно всякому, но не каждый может для себя позволить такое длительное путешествие. А вот поглядеть фото может хоть какой желающий, который интересуется историей Рф, фольклором и этнографией.

К тому же, кто знает, может быть, проникнувшись колоритом российских краснокожих, кто-то из гостей выставки в последующий раз отправится в отпуск не на морские курорты, а на дальную, но более красивую Камачатку.

В конце концов, за экзотикой совсем не непременно лететь в Австралию либо Африку. У нас и собственной с излишком хватает.

Источник: http://halopom-po-evropam.ru/gde-zhivut-indejcy/

Индейцы из США приехали в Петербург, чтобы сказать русским спасибо

Репортаж корреспондента Пятого канала Дмитрия Пищухина.

Перламутровые бусы на шее — единственное, что связывает современных индейцев с их древними потомками.

Даже в самой Калифорнии, где долгое время обитало влиятельное племя краснокожих «кошайя», как таковых артефактов практически не сохранилось.

Спустя два века после сбора коллекции для петербургского музея Кунсткамера, здесь не ожидали такого живого интереса к Залу коренных народов Северной Америки.

Эмилия Валенсия, председатель совета племени «Кошайя»: «Это необыкновенное счастье для меня, проехать полмира, чтобы увидеть эту коллекцию. Я очень тронут! Посмотрите, чего стоит одна только собрание масок и корзин. Человек, который их делал, вкладывал туда свою душу».

Зоя Градова, председатель Церковного комитета форта Росс: «Для нас сегодня был волнительный момент. Индейцы помолились перед тем как войти в Кунсткамеру.

Они попросили благословения у своих духов и сейчас вы видели как многие из них, просто плакали, потому что у них в резервации ничего этого не сохранилось».

Коллекция предметов индейского быта состоит из сотен ожерелий, стрел, предметов одежды и домашней утвари. В середине 19 века научные сотрудники музея собирали ее на побережье северной Калифорнии, недалеко от российского поселения Форт Росс. Интерес к чужой культуре оказался взаимным, а сотрудничество многолетним.

Уважение к русским коренных индейских племен вполне очевидно. Именно наши соотечественники приютили у себя в Форте Росс этих странных людей с перьями на голове. Тогда русские спасали индейцев от испанских колонизаторов, а получилось, что уберегли от вымирания целую культуру.

В этом году бывшее русское поселение отмечает двухсотлетний юбилей с момента своего основания. Одна из немногих российских территорий, которую не пришлось завоевывать. Земля в живописном месте на севере Америки была куплена у индейцев за три одеяла, три пары штанов, два топора и несколько ниток бус.

Владимир Колычев, президент общества «Русская Америка»: «Они пришли сюда с холодной и сырой Аляски в этот теплый благодатный край, чтобы развести здесь огороды развести сады. Крепость Росс или как ее теперь называют Форт Росс это житница русской Америки».

Между индейцами и русскими никогда не наблюдалось вооруженных столкновений. Поскольку своей рабочей силы всегда не хватало, коренные жители привлекались к наемному труду. С ними расплачивались одеждой и едой. Потомки последнего коменданта крепости Александра Родчева, сестры Светлана и Людмила Забаринские рассказывают, что многие индейцы даже приняли христианство и хорошо знали русский язык.

Светлана Забаринская, потомок последнего коменданта форта Росс Александра Родчева: «Злых отношений не было никогда. Все индейцы предпочитали иметь дело с русскими. Тем более, что русские выделяли общих детей от смешанных браков и самых талантливых отправляли учиться в Петербург».

На севере Америки русские продержались недолго. Из-за череды неурожаев, Форт был продан мексиканцам. Вскоре не стало и влиятельного племени «кошайя». Те единицы, которые спустя 200 лет сумели сохранить свою культуру, называют русских «единственными „белыми“, которые без оружия в руках познакомили нас с европейской цивилизацией».

Источник: https://www.5-tv.ru/news/59674/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector