Рюрик: кем на самом деле он был по национальности

В предыдущей статье цикла уже был вскользь затронут вопрос происхождения родоначальника великокняжеской (а позже и царской) русской династии – Рюрика. Правда, там действующих лиц в основном интересовал вопрос, был ли он шведом или же нет.

Самим шведам, а вслед за ними и немцам, такой вариант, конечно, нравился, но в XVIII в. мало ли что кому нравилось. В «Повести временных лет», например, отдельно указано, что есть шведы, а есть русь, и объединяет их только то, что они варяги.

Впрочем, не «Повестью…» же единой – мы всегда можем обратиться к другим европейским хроникам и уточнить, что там с рюриками за отчётный период.

Рюрик

А с ними, прямо скажем, негусто. Ни один из шведских, датских или норвежских источников не упоминает никого подобного. Исландцы, которые в какой-то момент оказались летописцами для континентальной Скандинавии, тоже никакого отдалённо-приблизительно подходящего Рюрика не упоминают. Это наводит на определённые мысли любого, кто знаком с саговой традицией.

Дело в том, что важнее генеалогии для авторов саг не было вообще ничего. Зачастую информация о том, кто от кого произошёл и кто кого породил, занимает до половины насыщенного событиями текста.

И если в предках или потомках персонажа, да и просто хотя бы в дальней родне, есть какой-то правитель, то об этом будет упомянуто всенепременно.

Так что мы можем если и не сделать прямой вывод, то как минимум заподозрить, что на территории средневековой Скандинавии родственники Рюрика не проживали.

Рюрик: кем на самом деле он был по национальности Страница Бертинских анналов, где упоминается народ «русь» (рос)

Впрочем, это смотря с какой стороны посмотреть. Некий Рорик (а древнесеверный Рёрик на средневековой местечковой латыни будет выглядеть именно так) появляется в Бертинских анналах, они же анналы Пруденция, которые уже упоминались в прошлой статье. Эта летопись была составлена в Сен-Бертенском монастыре и описывает историю франкского королевства за 830–882 годы.

С нашей точки зрения это, конечно, издевательство, а не хроника: именно в ней содержится самое первое упоминание народа «русь» и в ней же есть некто Рёрик, который, считай, Рюрик — и при этом в тексте они не имеют друг к другу никакого отношения! Собственно, они и упоминаются с разницей в 11 лет — «русь» в записи за 839 год, а Рёрик впервые в 850 году. Зато (как причудливо тасуется колода) он происходил из династии датских конунгов, правившей в Хедебю. Ну не швед — так хоть датчанин, что тоже неплохо.

Рюрик: кем на самом деле он был по национальности Хедебю, реконструкция

Естественно, идея объявить этого Рёрика «тем самым» Рюриком должна была появиться неизбежно. Возникла она ещё в XIX в., и пионерами здесь снова стали историки-немцы. Впервые эта версия была высказана пастором Г.

Холлманом (Hermann Friedrich Hollmann) в сочинении «Рустрингия, первоначальное отечество первого российского великого князя Рюрика и братьев его. Исторический опыт», изданном в 1816 г.

Через двадцать лет она была подхвачена профессором Дерптского университета Фридрихом Крузе, а в советское время обрела вторую жизнь.

Понятно, что Рёрик Датский (он же Ютландский, он же Фрисландский) полюбился учёным не только за своё имя. Он вообще был товарищ довольно интересный, и по многим параметрам в рюрики вполне подходил.

С одной стороны, его история вполне характерна для тех лет, и даже где-то типична. Ну, разве что не все норманнские разбойники происходили из конунгских династий. По имеющимся сведениям, Рёрик родился в семье ютландского конунга Харальда Клака и вместе с ним был изгнан из страны после очередной кровавой драки за престол.

Какое-то время они жили грабежом фризского побережья, после чего поступили на службу к Лотарю, франкскому императору, постоянно воевавшему то с отцом, то с братьями. Норманны есть норманны — после первых побед Харальд и Рёрик были вознаграждены земельными владениями на фризских территориях.

Самым крупным поселением в новых землях был город Дорестад — и Дорестадским нашего Рёрика тоже называют.

Рюрик: кем на самом деле он был по национальности Рюрик на памятнике «Тысячелетие России». Великий Новгород. Скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман

А потом происходит неожиданная вещь. Хроники сообщают о том, что Рёрик был вынужден покинуть свои земли, и после этого в текстах наступает тишина. Примерно через десятилетие летописи фиксируют его возвращение и союз с Карлом Лысым, другим императором франков.

И вот эта лакуна в хрониках, когда никто не знает (и никому особо не интересно), чем занимался наш датчанин и что с ним было, довольно точно и красиво совпадает со временем вокняжения Рюрика, указанным автором «Повести временных лет».

И соблазн заявить, что легендарный варяг найден, конечно, практически непреодолим. Но…

Всё-таки несовпадающие детали есть, и их довольно много. Бросается в глаза, что Рюрик из «Повести временных лет» никуда не исчезал и с Карлом Лысым не водился, а честно умер, откняжив своё. Кроме того, датчане в «Повести…» упоминаются.

Помните: «Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы». Сейчас это смотрится немного странно, но англы — это, в общем-то, на тот момент и есть датчане. И про Рюрика сказано, что он не из них.

Про народ «русь» во Фрисландии тоже как-то нигде не упоминается.

Рюрик: кем на самом деле он был по национальности «Прибытие Рюрика в Ладогу», В. М. Васнецов

Наконец, существуют упоминания, что Рёрик Датский крестился ещё в 826 г., но в Старой Ладоге, сколько её ни раскапывали археологи, нет никаких следов христианства в предположительные времена княжения Рюрика.

Впрочем, это как раз довольно сомнительный аргумент: норманны, как мы помним, крестились массово, охотно и часто не по одному разу – просто бизнес, ничего личного.

На новом месте они вполне могли и не вспоминать ни про какое христианство.

В общем, к настоящему времени исследователи так и не пришли к единому мнению о Рёрике Датском.

Кто-то на все сто уверен, что это и есть Рюрик из российских государственных легенд, а кто-то убеждён, что версия притянута за уши, и её следует отмести с негодованием.

Существовало ещё несколько попыток идентифицировать Рюрика с историческими персонажами — например, с датчанином же Хрёреком — Метателем Колец, но эти версии расползаются по швам даже от пристального взгляда.

Рюрик: кем на самом деле он был по национальности Город Рерик, наши дни

Если посмотреть не в тексты средневековых летописей, а на географическую карту, то можно обнаружить ещё один интересный вариант.

На территории современной Германии, в земле Мекленбург-Передняя Померания, есть город Рерик, бывшая рыбацкая деревня Альт-Гаарц.

Своё современное название эта деревня получила неслучайно: где-то в этих краях располагалась древняя столица славян-ободритов, которая как раз и называлась Рерик.

Ещё Ломоносов утверждал, что Рюрик происходит из полабских (живущих на реке Лабе, сиречь Эльбе) славян, то есть именно отсюда.

Именно вокруг ободритской ономастики строятся предположения о том, что имя Рюрик означает «сокол» и является скорее родовым прозвищем, чем именем собственным.

Впрочем, жители-славяне называли свою столицу не Рериком, а, по некоторым сведениям, Велиградом, что самую малость портит сложившуюся было идиллическую картину.

Синеус и Трувор

В общем, с Рюриком понятно, что ничего не понятно, и потому пока можно с чистой совестью вернуться к «Повести…».

«И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске».

Если Рюрик звучит ещё туда-сюда и навевает ассоциации хотя бы то с датскими конунгами, то с ободритской столицей, Синеус и Трувор вызывают у читателей «Повести временных лет» (да порой и у исследователей) стойкое недоумение. Какие-то люди со странными именами, скоропостижно скончавшиеся и не оставившие после себя ни наследников, ни вообще хоть чего-нибудь. И, конечно же, на их счёт тоже есть самые разные соображения.

Рюрик: кем на самом деле он был по национальности Скандинавская фибула 9–11 вв., найденная в Ладожском озере

Наиболее радикальная (но и наиболее распространённая) точка зрения гласит, что никаких братьев у Рюрика не было. Ну, по крайней мере, именно этих. Но объясняют это по-разному. Например, общей индоевропейской традицией, требующей, чтобы в подобных историях обязательно было трое братьев, а если их нет, толь фольклор сам добавит.

Или же (как настаивал Б. А. Рыбаков) летописцы просто неправильно поняли слова sine hus (свой дом) и thru varing (верные воины). Такой выверт вполне возможен, правда, только при наличии изначального текста, который переводили славянские летописцы, на каком-нибудь древнесеверном языке.

Но ничего подобного до нас не дошло, хотя, конечно, это не значит, что его не было.

Сейчас принято считать, что Синеус и Трувор – всё-таки личные имена, восходящие к скандинавским Signjótr и Þórvar[ð]r. Но даже от этого легенда не становится более убедительной. Синеус не мог княжить в Белоозере, потому что этот город был основан только в X в.

(по крайней мере, археологических подтверждений его более раннего существования пока не найдено), а Новгород (также по археологическим данным) – и того позже, то есть Рюрику, по-хорошему, править было тоже негде. Ну, хотя бы Изборск в это время уже существовал.

К слову, Рюрик не мог и «срубить Ладогу», которая к тому времени уже существовала как минимум сто лет и, очевидно, уже являлась столицей.

Аскольд, Дир и Олег

Но, кроме загадочных Синеуса с Трувором, легенда говорит ещё о двух сподвижниках Рюрика. Аскольд и Дир. И их имена, для разнообразия, особых сомнений не вызывают.

«Повесть…» говорит, что эти двое не были родственниками ни Рюрику, ни друг другу, а были, скорее, знатными дружинниками. Они не стали засиживаться на северах, а отправились было в поход на Царьград (Константинополь), но по дороге им попался Киев. Ну и какой же уважающий себя варяг прошёл бы мимо на их месте?

Рюрик: кем на самом деле он был по национальности Рюрик разрешает Аскольду и Диру отправиться с походом на Царьград, Радзивилловская летопись

Позже, конечно, они добрались и до Константинополя, но там им не повезло. Войско было разбито, то ли в морском сражении, то ли просто неудачно попав в шторм. Шторм, как и следовало ожидать в подобном случае, был объявлен чудом Богородицы, и вскоре после разгрома Аскольд и Дир крестились в Киеве. Для самого Киева, традиционно, это крещение религиозных последствий не имело.

Впрочем, кто знает, как повернулось бы дело, если бы не преемник скончавшегося к тому времени Рюрика Олег. Олег как раз был очень занят расширением бывших Рюриковых, а теперь своих владений, и мимо такой добычи, как Киев, тоже пройти не смог.

В «Повести…» довольно интересно описано, как он обосновал своё нападение на Аскольда с Диром. Дескать, они происходили не из княжеского рода и не имеют права на власть, а вот Олег и его подопечный Игорь (малолетний сын Рюрика) — как раз имеют.

Читайте также:  Литвины и литовцы: почему это не одно и то же

Рюрик: кем на самом деле он был по национальности Археологические находки культовых серебряных предметов скандинавского происхождения на Рюриковом городище под Новгородом

С одной стороны, такое заявление выглядит немного странно: у норманнов права принадлежали тому, кто смог их взять, и помешать этому могло только совсем уж крестьянское происхождение.

С другой стороны, в словах Олега содержится косвенная информация о том, что Рюрик был не просто знатным воеводой, а таки принадлежал к какому-то конунгскому роду.

Ну, это если доверять тексту «Повести…», конечно, а этого точно не стоит делать без оглядки.

Убив Аскольда с Диром, Олег стал ещё и киевским князем, и, как известно, на этом не успокоился.

Рюрик: кем на самом деле он был по национальности Смерть Аскольда. Неизвестный художник конца XIX в.

Собственно, речь теперь идёт о том самом Вещем Олеге. Относительно его личности тоже существуют очень интересные соображения. Вероятно, он был родственником и близким сподвижником Рюрика, возможно, соотечественником.

Олега некоторые исследователи ассоциируют с Оддом Орваром (Стрелой), героем сразу нескольких норвежско-исландских саг.

Эта ассоциация, конечно, просто напрашивается — в «Саге об Одде Стреле» описывается хорошо знакомый нам из «Песни о Вещем Олеге» (а кому и из «Повести временных лет») сюжет с прорицанием и смертью от укуса змеи, выползшей из конского черепа.

Одд Орвар был норвежцем из Халогаланда (область на западном побережье Норвегии). Именно с этой областью связывают имя собственное Хельги, русифицированной формой которого считается Олег. Иоакимовская летопись считает, что Олег был связан с Рюриком родственными узами через жену последнего — собственную сестру.

Так это или нет — проверить невозможно, о супруге Рюрика мы не знаем, в общем-то, ничего. Летопись называет её имя — Ефанда (возможно, Альфвинд) и говорит, что та была норвежской княжной.

Это ещё одна ниточка от Вещего Олега к Одду Стреле, хотя в «Саге об Одде» у последнего нет никакой сестры, да и роду он хотя и хорошего, но всё-таки не конунгова.

Рюрик: кем на самом деле он был по национальности Раскопки в Старой Ладоге. Культурный слой X в., фрагмент скандинавского большого дома

Вероятнее всего, мы так никогда и не узнаем точно, кем были все эти люди, и что является правдой из того, что о них рассказывают. После Олега князем стал сын Рюрика Игорь, и это, в некотором роде, уже совсем другая история, гораздо лучше задокументированная. Поэтому в ней уже можно в целом разобраться, кто кому кем приходится. В общем, совсем-совсем другая.

Источник: https://warspot.ru/6155-a-byl-li-ryurik

Рюрик, которого не было

Рюрик… Вряд-ли найдётся у нас человек, который хоть что-то не слышал об этой легендарной личности… И по истории мы учили, и фильмов сейчас хватает о нём, и книг, и иных публикаций…

Но был ли он в действительности? Давайте попробуем разобраться. И для начала попытаемся обратиться к первоисточникам: откуда мы вообще о нём услышали?

  • Кто-то может усмехнуться, мол, ясное-же дело, из древнерусских летописей, откуда-же ещё?
  • Ведь легендарное призвание в 862 году славянскими племенами варягов во главе с Рюриком и его братьями Синеусом и Трувором на княжение в Ладогу или Новгород и другие города, по сути и положило начало Руси!

Рюрик: кем на самом деле он был по национальности

Так-то оно так, но давайте «копнём» глубже — как Рюрик в летописи-то попал?

Рюрик в русских летописях

Как пишутся летописи

Что составляет основу летописи? Правильно, события!

  • Очевидцем или участником которых был сам летописец;
  • О которых летописцу рассказывали другие очевидцы или участники;
  • Информацию о которых летописец почерпнул из более ранних источников. Очевидцев или участников таких событий за давностью лет не осталось.

Пожалуй, это три основные первоначальные составляющие любой летописи. Но при этом надо учитывать ещё и, так называемую, политическую составляющую. Цензура, либо прямой заказ правящей верхушки.

Под воздействием этой незримой, но реальной силы одни события вдруг просто исчезают, как их и не было, другие переписываются в нужной интерпретации, третьи вообще выдумываются в угоду определённой идеологии.

Надо понимать, что это только базовая основа. В дальнейшем, уже другими, более поздними авторами, летописи могут переписываться (догадайтесь зачем), что-то изыматься, что-то добавляться, а что-то излагаться с точностью до наоборот.

Я уже писал о том, как это происходит, в статье о летописях Древней Руси.

Для чего столь долгое предисловие? Думаю, что иначе полного понимания дальнейшего материала может и не быть. Да и вы вряд-ли захотели бы, чтобы статья выглядела, например, вот так:

Рюрик: кем на самом деле он был по национальности

Именно в таком виде она несколько месяцев пролежала у меня в черновиках.

Но вернёмся к Рюрику…

Рюрик летописный

Иаков Черноризец (Иаков мних)

Рюрик: кем на самом деле он был по национальности

Самое древнее упоминание о Рюрике содержится в «Житии святого князя Владимира», написанном предположительно около 1070 года монахом Иаковом Черноризцем.

Именно в «Житии» впервые и появляется Рюрик! Вот как он упоминается: «самодержцю всея Рускыя земля Володимеру, вънуку же Ольгину, а правнуку Рюрикову».

Всё! И больше ни слова!

Со времени смерти Рюрика прошло не менее 180 лет. Значит, Черноризец не мог общаться с теми, кто Рюрика знал лично. Он мог пользоваться только устными преданиями и рассказами, а также письменными источниками, которые до нас не дошли.

Но он мог знать тех, о ком писал в «Житии» , а это ведь прямые потомки Рюрика, причём по времени очень близкие и уж они-то могли порассказать… Если бы было о чём…

Точная дата рождения Иакова Черноризца неизвестна, но если допустить, что он родился в 1010-м или 1020-м году, то он вполне мог говорить с участниками описанных в «Житии» событий — крещение Руси — 988 год .

Более того, даже с людьми, которые Владимира и Ольгу знали лично!

Исследователи летописей утверждают что заимствований из других сочинений в текстах Черноризца не заметно, а вот его самого часто и обширно цитируют. В частности, труды Иакова Черноризца послужили источником для летописца Нестора.

Летописец Нестор

Нестор жил в Печерском монастыре позже Черноризца. В 1074 году, когда Иакову уже предлагали пост игумена, Нестору не было и 20 лет (родился он в 1056-м).

Таким образом понятно, что никаких очевидцев, живых свидетелей событий, описанных Иаковом Черноризцем, уже не было. Но всё, что Черноризец писал о Владимире, полностью вошло в «Повесть временных лет» Нестора. Как у нас говорят — скопипастил…

  1. «Повесть временных лет» — это самая ранняя из дошедших до нас летописей Руси. 
  2. Первоначальная редакция «Повести» легендарного Нестора утрачена, мы имеем только доработанные позже версии, в которые вносились те или иные изменения.
  3. Вот для чего писалось длинное предисловие! О Рюрике говорится во всех версиях «Несторовой летописи», говорится много и примерно одинаково…

Славяне, жившие у озера Ильмень и в Южном Приладожье, около Ладожского озера, жили под властью варягов. Потом они подняли восстание, освободились от гнета, но между ними самими начались всякие междоусобицы. Как говорит летописец, «встали сами на себя воевать, и была между ними рать великая и усобица, вста род на род и град на град, и не было в них правды».

Когда «вста род на род», жители Приильменья и Приладожья «реша себе: князя поищемъ, иже бы владелъ нами и рядил ны по праву».

Они собрали сход представителей нескольких племен: словен ильменских, кривичей, чуди и веси. На сходе обсуждались кандидатуры князей из разных племен: «от варяг, или от полян, или от хазар, или от дунайцев».

В конце концов в год 6370-й, они «…пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы — вот так и эти.

Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».

И избрались трое братьев со своими родама, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля.

Вольное изложение, но близко к текстуРюрик: кем на самом деле он был по национальностиРюрик

Кстати, некоторые исследователи утверждают, что Рюрик не мог сесть в Новгороде, поскольку такого города ещё не было. Мы не будем сейчас разбираться в этом вопросе — сел-ли он в Новгороде, или в Ладоге, а Новгород построил позже — не цель данной статьи… Важен сам факт его призвания.

Меня вот другое заинтересовало: » и взяли с собой всю русь «… Но и в этом сейчас не будем разбираться — со временем будет отдельная статья на эту тему.

Так или иначе, но призвание варягов фундаментальным камнем легло в основу истории русского государства. С лёгкой руки Нестора или его поздних переписчиков, но это так.

Однако камень хоть и фундаментальный, но довольно шаткий — нет никаких достоверных фактов, что было именно так. Нет даже подлинников летописей, за которые хоть как-то можно было ухватиться — всё сплошь чьи-то переписки, причём в большинстве своём людей, к России враждебно настроенных.

Рюрик — другие источники

Легенды и мифы, эпосы и хроники разных народов

Имя Рюрик, либо его производные, встречаются в преданиях и эпосах разных народов довольно часто.

Подавляющее большинство из них имеют ярко выраженный норманнский уклон. И этот факт активно используют норманисты в подтверждение своей версии: Рюрик — скандинав (швед, датчанин, викинг), в крайнем случае германец…

Но тот ли это Рюрик? Ведь имя это, в разных интерпретациях, было достаточно широко распространено. Кого заинтересует — посмотрите в википедии…

Но есть ли среди всех перечисленных там персонажей тот самый Рюрик, о котором говорим мы?

Рюрик: кем на самом деле он был по национальностиРюрик

Представьте себе, что где-то через тысячу лет, при раскопках какого-нибудь города, найдут полуобломанную табличку названия улицы, где разберут лишь одно слово «Фёдор»…

И будут новоявленные исследователи доказывать каждый свою версию… Это Фёдор Шаляпин, значит он жил в этом городе. Это Фёдор Ушаков, значит он родился в этом городе.

Это дядя Фёдор из Простоквашино — вот где нашлась его родина!

Появятся и свои «норманисты», которые заявят, что у русских всегда всё неправильно и на самом деле это они исковеркали имя Фридрих… Со всеми вытекающими последующими сентенциями…

Кстати, о норманистах..

Здесь совсем коротко. Я никак не могу понять почему даже наши учёные и околоучёные зачастую отождествляют варягов с викингами в частности и скандинавами в целом?

Рюрик: кем на самом деле он был по национальностиВаряги

  • Я ещё вернусь к этому вопросу в одной из следующих статей, но пока приведу всего лишь один аргумент — боги.
  • У викингов главный бог — Один, у варягов славянский тотем богов во главе с Перуном.
Читайте также:  В каком возрасте на руси девушек выдавали жамуж

Следы Рюрика

А вот следов-то как раз и нет…

Лингвистические памятники ничего не говорят о князе Рюрике. Есть в Новгороде район — «Ярославово городище» — память о Ярославе Мудром. Но вот ни одного памятного места, связанного с именем Рюрика!!! Нет нигде.

Наши фольклорные памятники, в том числе и былины — о нем ни слова. Хотя они прекрасно помнят князя Владимира Красное Солнышко (988 год). Причём в основном, по его пирам…

Половецкого хана Тугоркана, хоть и не светлой памятью, но всё-же запечатлели былины под видом Змея Тугарина…

Илья Муромец, 30 лет просидевший сиднем, есть. Его изучают и уже связывают с реальным историческим персонажем, даже могилу нашли…

А вот своего первого князя, Рюрика, с которого Русь началась, не запомнили даже Новгородские былины.

Странно, не правда-ли?

Заключение

Что мы имеем в сухом остатке

У нас нет ни одной буквы, написанной не то что самим Рюриком, но даже любым его современником.

Рюрик: кем на самом деле он был по национальности

Рюрик существует лишь в летописях. Причём в первой, «Житие святого князя Владимира» Иакова Черноризца, наиболее близкой к Рюрику по времени и описывающей его правнука Владимира, сам Рюрик упоминается лишь вскользь.

Во второй, «Повесть временных лет» , которая, как мы уже знаем, неоднократно переписывалась, вдруг, откуда ни возьмись, появляются подробности. И где-же Нестор их взял, если даже для описания более поздних событий, крещение Руси, просто «слизал» «Житие святого князя Владимира». Не являются ли эти вставки идеологическим вымыслом по заказу правящей верхушки?

Да и Нестор ли делал эти вставки? А может более поздние «корректоры»? Подобные вставки, кстати, имеют множество нестыковок. Вот например (простите — повторюсь):

И избрались трое братьев со своими родама, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске.

А через два года Синеус и Трувор вдруг, практически в один день (в разных городах!), умирают… И Рюрик становится единоличным правителем. Не потому ли, что «корректоры» просто не знали куда их деть? Или их и не было вообще?

Кроме этих летописей, Рюрик не «засветился» нигде! Ни в памяти людской, ни в устном фольклоре, ни в былинах, ни в топонимах… Нигде нет ни Рюрик-града, ни Рюриковой горы, ни деревни с таким названием, ни района — ничего и нигде.

Даже в сказках его нет.

Пара мыслей по поводу..

Имеется в виду, был-ли вообще Рюрик? Может это выдумка от начала до конца?

Я не историк и тех летописей, о которых писал, даже в руках не держал. Каких-либо других тоже. Читал лишь их исследования, правда различные и в разное время.

Рюрик: кем на самом деле он был по национальностиРюрик на монументе к 1000-летию России

Но что меня, в какой-то степени, уравнивает с маститыми историками, так это то, что ни у них, ни у меня нет никаких доказательств и фактов, подтверждающих наши гипотезы. Тут всё на уровне допусков и предположений.

А раз так, то чем мои предположения хуже других, пусть даже официально принятых исторической наукой?

Тем более, что я ничего нового и не выдумал, лишь присоединился к уже высказанным кем-то версиям.

Так был-ли Рюрик?

Я думаю — был. Вот только никакого «призвания варягов» не было. Иначе странно: славяне, подняв восстание, силой оружия, изгоняют варягов, а затем тут-же кидаются к ним с просьбой «Придите к нам и владейте», а то мы в своём бардаке сами не можем разобраться…

Да, варягов изгнали, но они, собрав силы, вновь захватили утраченные земли и обосновались уже надолго. Всё остальное, в том числе и летописные вставки, делались уже гораздо позднее под диктовку рюриковичей для того, чтобы обосновать законность своего пребывания у власти и захвата новых территорий на славянских землях.

В пользу того, что Рюрик на самом деле существовал, говорит и такой немаловажный аспект его упоминания — помните, как он всплыл в летописях самый первый раз? Позволю себе повториться — это мне показалось важным:

«самодержцю всея Рускыя земля Володимеру, вънуку же Ольгину, а правнуку Рюрикову»

Речь о князе Владимире — это центральная фигура. Но летописец посчитал нужным обозначить его бабку — Ольгу и прадеда — Рюрика.

Заметьте, не отца князя или мать, а именно бабку и прадеда! Что же за этим кроется? Думается мне, что для современников князя Владимира и его потомков факт, что он через Ольгу имеет родство с самим Рюриком, имел большое значение.

Кстати, по этой причине он, этот факт, мог быть и сфабрикован по каким-то политическим соображениям… Но даже и в этом случае он косвенно подтверждает, что Рюрик действительно был!

И вот, размышляя над всем этим, я пришёл к следующему:

Рюрик, которого не было — это Рюрик , которого нам преподносит официальная версия истории.

А того, который был — мы не узнаем никогда. Разве что машину времени, наконец, изобретём…

Ну вот, пожалуй и всё про Рюрика.

Рюрик: кем на самом деле он был по национальности

Источник: https://obg.kz/rjurik-kotorogo-ne-bylo.html

А был ли рюрик? кто на самом деле правил русью

Рюрик: кем на самом деле он был по национальности

Когда где-то освобождается «хлебное» местечко и коллектив начинает живо обсуждать, кто же его займет, непременно раздается мрачный прогноз: «Вот увидите, пришлют варяга». Трудно поверить, но это выражение уходит своими корнями в 862-й год.

Со скандинавским спокойствием

Древний литературный памятник, «Повесть временных лет», утверждает: в 862 году уставшие от междоусобных войн племена «ильменских словен, мери, чуди и веси» подумали и решили, что лучше пригласить независимого князя-варяга из-за моря. Варягами тогда называли скандинавов.

На призыв русичей якобы откликнулись три брата — Рюрик, Синеус и Трувор. Старший, Рюрик, стал править в Новгороде, Синеус — на Белом озере, Трувор — в Изборске.

В некоторых поздних летописях встречается другая версия — будто братья не были совсем чужими для славян. Они могли быть внуками легендарного новгородского князя-старейшины Гостомысла от его дочери, отданной замуж за некоего варяжского князя. Эти же источники утверждают, что два года спустя Синеус и Трувор умерли (возможно, и не своей смертью), а Рюрик взял их области себе.

Но бытует и совершенно другая теория — что Рюрик изначально был единовластным правителем, а упоминание о его братьях — следствие ошибочного перевода древнего текста.  В любом случае, с момента призвания Рюрика отмечается зарождение Древнерусского государства, которое значительно укрепилось еще через 20 лет – когда при Олеге Вещем объединились Киев и Новгород.

Рюрик: кем на самом деле он был по национальности

Олег Вещий. Источник: diafilmy.su

Такой милый исторический сюжет с вариациями впоследствии породил целое противостояние, сторонников так называемой Норманнской теории и соответственно их противников.

Норманисты утверждали: раз славяне обратились к варягам, значит, сами они были совершенно неспособны обустроить собственную государственность.

Антинорманисты решали вопрос радикально: Рюрик – вообще мифическая личность, не было его никогда.

Исторические исследования XIX и XX веков показали, что обе крайности ошибочны. Приглашение на княжение Рюрика, скорее всего, имело место. Но обвинять славян в каких-то слабостях, особенно в плане заиметь себе правителей, — смешно. Государственное правление было в Новгороде и в других регионах Древней Руси до призвания Рюрика.

Кто был последним Рюриковичем-царем

Может быть, и не стоило углубляться в исторические дебри, но все-таки Рюриковичи — первая царская династия в нашей стране. Хотя путь их к трону был расчищен сомнительными методами. К концу X – началу XI вв.

они потихоньку оттерли от престола или вообще убили местных вождей в восточнославянских землях. Рюриковичи были уверены, что править должны исключительно представители их рода.

Если какой-либо город возражал, то рисковал попасть в блокаду.

Князья, независимо от степени родства, называли себя «братьями». Но Русь все равно к середине XII века разделилась на несколько земель, а амбициозный род распался на отдельные ветви Ольговичей, Мономаховичей, Всеславичей и других фамилий.

Из рода Рюриковичей происходили первые русские цари — Иван IV Грозный и его сын Федор Иванович.

Со смертью в 1598 году царя Федора Ивановича и избранием на царский престол Бориса Годунова Рюриковичи потеряли верховную государственную власть.

Последним истинным Рюриковичем на русском престоле был царь Василий IV Шуйский (1606–1610 гг.)

Рюрик: кем на самом деле он был по национальности

Свидание Скопина-Шуйского с Василием Шуйским в Москве. Источник: wikimedia.org

Крупные политики, которые трудились в других странах

В 1572 году королем Польши стал французский принц Генрих Анжуйский, а в 1576 году — правитель Трансильванского княжества Стефан Баторий.

— В период Великой смуты русские бояре, свергнув в 1610 году Василия Шуйского, пригласили на престол польского королевича Владислава.  Но он не стал русским царем.

— В Швеции в 1818 году после пресечения королевской династии Вазов королем стал французский маршал Наполеона I Жан Бернадотт, потомки которого царствуют в Швеции и поныне.

Рюрик: кем на самом деле он был по национальности

Жан Бернадотт. Источник: home.snafu.de

— В 1862 году в православную Грецию на трон был приглашен 18-летний лютеранин – Георг I — принц Шлезвиг-Гольштейн-Зонденбург-Глюксбургский.

— В наше время наиболее резонансной «командировкой» подобного рода стало приглашение бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили в Украину на пост председателя Одесской областной государственной администрации, где он проработал полтора года.

Источник: https://www.eg.ru/society/67484/

Кем был Рюрик по национальности? — Достояние планеты

Рюрик: кем на самом деле он был по национальности Кем был Рюрик по национальности?

Мог ли Рюрик быть скандинавом? Что говорят об этом скандинавские саги? Какие новейшие археологические открытия проливают свет на этническое происхождение Рюриковичей? Лев Прозоров приводит многочисленные факты, приоткрывающие завесу тайны над происхождением легендарного правителя Руси.

– А знаете ли вы, что Рюрик, основатель княжеского дома, правившего Русью семь веков и давшего первого царя, выходец не из скандинавских стран, как нам объясняют учебники? Если мы обратимся к источникам, к скандинавским сагам и собственным приданиям, становится немножко непонятно о том, как такая мысль могла прийти в голову. Скандинавы очень ревниво относились к славе и бережно хранили любое упоминание о подвигах и достижениях своих соплеменников. Спустя столетия скандинавы помнили, что Англией правят потомки герцога Вильгельма Нормандского, а он был потомком конунга Рольфа, пришедшего из Скандинавии во Францию.

Те же самые скандинавы исхитрились совершенно забыть о родстве с княжеским домом, правившим территорией, в которую Английское Королевство, не говорю о Нормандском Герцогстве, уложилось бы раз 10.

Если мы посмотрим на саги Руси, на то, что в сагах скандинавы говорят о нашей с вами стране «Гардар», «Гардарика», как они нас называли, окажется, что они, во-первых, не имеют никакого понятия о правителях Руси до конунга Вальдемара (так они называли Владимира Святославовича), а, во-вторых, что они не имеют никакого понятия, что конунг Вальдемар приходится роднёй их конунга.

Более того, сын Вальдемара Ярислейв, то есть Ярослав Мудрый, говорит своим скандинавским наемникам «Вы – норманны», то есть себя явно, согласно скандинавским сагам, к норманнам он себя не причислял. Для сравнения, дальний потомок норманнских конунгов, правитель Сицилии, посмотрите на карту, где Сицилия и где Новгород, что ближе к Швеции и Скандинавскому полуострову.

Читайте также:  Скатерть-самобранка: действительно ли она символизирует смерть

Согласно скандинавским сагам, всецело признает своего в приплывшем к нему в норвежском короле Харальде Крестоносце, из его рук принимает повышение по феодальной лестнице, превращаясь из герцога в конунга (короля). До такого хранилось родство, а про родство с соседними правителями Новгорода почему-то забыли.

Некоторые ученые пытаются доказать, что Рёрик Ютландский – это и есть наш Рюрик.

Однако жизнь Рёрика Ютландского по западным хроникам известна едва ли не по году и из того, что мы знаем из жизни конунга Рёрика, известно, что он всю свою жизнь провел воюя, склочничая, дерясь за крохотный, болотистый кусочек Фрисландии (это часть современной Голландии). Это ли правитель земли великой и обильной по ту сторону Балтийского моря? Зачем была ему эта Фрисландия? Вот что совершенно непонятно, если мы будем считать Рёрика Ютландского и Рёрика Фрисландского за одно лицо с нашим Рюриком.

Рюрик: кем на самом деле он был по национальности

В отличие от Скандинавии, Мекленбург (Восточная Германия), земли, где когда-то жили славяне, сохранил память о том, что когда-то правитель ободритов славянского народа породил трех сыновей и три этих сына ушли на Восток по приглашению жившего там народа, стали править восточными землями.

Эту легенду записал еще в XIX веке французский путешественник Ксавье Мармье. Трех сыновей ободритского князя звали: Рюрик, Синеус, Трувор. Само имя Рюрик совпадает с племенным самообозначением ободритов – Рерики, так их называет саксонский анналист, так их называет Адам Бременский.

О столице ободритов Рерике, разграбленном датчанами в начале IX века, упоминает Ингард хронист франков, а другая франкская хроника упоминает Рерика короля Вендов. Вендами называли германские народы, в том числе франки называли балтийских славян, ободритов.

Более того, сам символ рода Рюриковичей, вы все сейчас можете увидеть его на гербе Украины, сам символ Рюриковичей, как это предположил еще в XIX Гедеонов и как в советские годы доказал Рапов, видный ученый, происходит от символа атакующего сокола.

Средняя черта, что обычно называют трезубцем хвост, боковые острые крылья соколиные, атакующей хищной птицы.

Если мы посмотрим на русскую поэзию, на русскую литературу, фольклор, былины, мы везде увидим, что сокол – это один из главных символов добрых молодцев, витязя, князя.

Возьмите «Слово о полку Игореве», там буквально на каждой странице «соколиное гнездо», «Игорь соколом полетел» и так далее.

Только в одном месте сокол вдруг в «Слове о полку Игореве» появляется в качестве врага, когда «Ольгово храброе гнездо», то есть род Ольговичей, которому принадлежал Игорь Святославович, «Не было оно в обиду порождено ни соколу, ни кречету, ни тебе, черный ворон, поганый половец». Если черный ворон – это поганый половец, то, следовательно, стоит полагать что и под соколом-кречетом тоже имеется в виду не птица, которая при всем желании затруднилась бы обидеть даже одного русского князя.

Мы действительно видим, что у рода Ольговичей, которому принадлежал Игорь Святославович, был сильный враг – Рюрик Ростиславович, тезка древнего князя, основателя рода.

Это все прикажете считать случайностью? В Скандинавии для обозначения знатного воина в поэзии не употреблялся, обозначением сильного воина, героя, богатыря в скандинавской поэзии являлся кабан.

Нашей поэзии, нашему эпосу кабан, как символ воина неизвестен совершенно. Бывают сравнивают с соколом, с волком, с туром, но никогда – с кабаном.

Возьмите «Слово о полку Игореве» –  вы там вообще не встретите упоминания этих животных, в то время, как у скандинавов это был самый любимый символ и даже на шлемах скандинавских бойцов изображались вепри, кабаны.

Наша археология при всем желании до сих пор до середины IX века так и не нашла присутствия скандинавов южнее Ладоги.

Естественно, через Ладогу славянские земли общались с землями финнов и скандинавов, но до середины IX века скандинавы не отмечены южнее Ладоги, а к середине XX века Олег и Игорь давным-давно побывали в Киеве.

Вместе с тем присутствие вендов, балтийских славян, археологически отмечено в Восточной Европе с VII века.

Раскопаны крепости, возведенные по вендскому образцу в Юго-Восточном Приильменье, так называемом, Городке на Маяте, и сенсационное открытие — в конце VII и начале VIII века на берегу маленькой речушки Любша, впадающая в Волхов, неподалеку от Ладоги, оказывается, существовала каменная крепость.

У нас объясняют, что до крещения Руси у нас не было каменного зодчества. Так вот, в конце VII века в глухих северных землях неподалеку от озера Ладоги поставили наши с вами предки каменную крепость, которую сейчас называют по имени речки – Любша.

Эта крепость построена, как Городок на Маяте по архитектурным канонам балтийских славян, тех самых Рериков, чье имя так неслучайно созвучно имени основателя княжеского рода на Руси. Более того, слово «рюрик» или, как чехи выговаривали, «Рарог» (сокол), в славянских языках встречается достаточно часто.

«Рарог» переходит «рюрик», у славян есть «рог», а у балтийских славян «рик», «отрок» как «отрик» и «рарок», как «рерик». Для того, чтобы прислонить к своей теории названия столицы, договорились из-за того, что ободритская столица Рерик, разграбленная датчанами, якобы носила датское имя и якобы это происходит от датского названия камыша.

Я не могу отвечать за зулусов, ацтеков или китайцев, но в Европе я не знаю ни единого крупного города названного в честь камыша, лопуха, или другой какой-то травы. А вот городов, названных в честь великих князей или в честь названия племени – очень много.

О соколином значении имени Рерика сейчас стало широко известным благодаря фильму, снятому Михаилом Николаевичем Задорновым о происхождении Рюрика, его имени и нашего народа, но об этом говорили ученые задолго до Михаила Николаевича.

Михаил Николаевич ничего не выдумал, а лишь широкую аудиторию познакомил с тем, что широкой аудитории, к сожалению, неизвестно.

Во многих аспектах в этом фильме Михаил Николаевич дал волю фантазии, говоря о преданиях своего художественного домысла, где-то сатирически чересчур подошел по многолетней своей привычке. Все знают, что карьеру Михаил Николаевич сделал как сатирик.

В целом это человек, который до этого ничего не знал о балтийских славянах и очень часто он натыкался людей, которые вообще впервые слышали, что юг Балтики когда-то был населен славянами, а эти славяне были ближайшей родней нам с вами, такому человеку фильм «Рюрик. Потерянная быль» Михаила Николаевича Задорнова будет полезен.

  • Источник: Концептуал ТВ
  • Материалы по теме:
  • Исторические зарисовки. О сути и истоках норманской проблемы
  • Археологи: варяги пришли на Русь раньше, чем мы думали
  • Рерик (Rerik) (Германия)
  • Свинцовая печать князя Рюрика
  • Русский народ от Потопа до Рюрика. Апгрейд человека
  • Полоцкий князь Рогволод с острова Рюген
  • Князь Рюрик был нашим земляком? О гипотезе Ломоносова
  • Как древних русов превратили в колонизаторов на родной земле
  • В Великом Новгороде найдены следы поселения ильменских словен
  • Русские и германцы: Северная прародина. Светлана Жарникова

Древние тайны Русского Севера. С.В.Жарникова

Источник: http://dostoyanieplaneti.ru/5492-kem-byl-ryurik-po-natsionalnosti

А всё-таки рюрик был славянином

Одни доказывают, что это были славяне, другие указывают на норманнов, то есть скандинавов. Свои доводы в пользу славянской версии нашел кандидат исторических наук Вячеслав Фомин из Липецкого государственного педагогического университета.

По его мнению, варяги — это славяне, жившие на южном берегу Балтики. Каковы аргументы? Например, такой: у проживающих на данной территории народностей были славянские обычаи и религия, а главное — они говорили на славянском языке.

И тогда логично, что новгородцы призвали на княжение варягов Рюрика, Синеуса и Трувора: ведь это были не иностранцы-иноверцы, а «свои».

Кстати, в «Повести временных лет» постоянно подчеркивается славянское происхождение Руси. Кроме того, важно, что среди названий русских городов нет ни одного скандинавского, а ведь варяги на Руси очень активно строили города.

Фомин приводит еще один аргумент, подтверждающий, что Рюрик и два его брата были славянами. Это легенда, записанная французским ученым Мармье в Прибалтике в 30-х годах ХIХ века.

Она гласит, что у короля славян-бодричей было три сына — Рюрик Миролюбивый, Сивар Победоносный и Трувор Верный. Они пошли на Восток и сели княжить в Новгороде, Изборске и Белоозере.

После смерти братьев Рюрик объединил их владения со своими и стал основателем династии Рюриковичей на Руси.

Пытаясь все же отыскать скандинавские корни варягов, Фомин обратился к знаменитым исландским сагам. Однако там нет даже упоминания о каких-либо русских князьях вплоть до Владимира Святославовича.

Выходит, вплоть до правления Владимира норманны не имели связи с Русью.

Более того, ни в одной саге не сказано, что Владимир состоял в родстве с норманнами, а русские князья представлены как чужие, неизвестные.

Важный вопрос — имена наших первых правителей. Считалось, что они скандинавские, и это одно из самых убедительных доказательств норманнской версии. Но Фомин утверждает, что имя Рюрик шведам вовсе не известно. А шведское имя Helge появилось лишь в XII веке, тогда как русское Олег — якобы производное от шведского — на самом деле старше на двести с лишним лет.

Княгиню Ольгу исландские саги называют не Helga, как можно было бы предположить, а Allogia, то есть Ольга. Значит, оно тоже не связано со Скандинавией. Имена Игорь и Ингвар в древности тоже не смешивались. Иначе зачем было рязанскому князю Игорю Глебовичу называть сына Ингвар.

Имя Игорь известно с X века, а Ингвар появилось на Руси лишь в конце XII века — в результате брака того самого князя Игоря Глебовича с норманкой.

Аргументы славянского происхождения варягов есть и у археологов, и у антропологов. Ученые отыскали на северо-западе современной России посуду, аналогичную той, что находят на южном побережье Балтики, в междуречье нижней Вислы и Эльбы. Также и клады — они очень похожи на южнобалтийские, зато не имеют ничего общего со скандинавскими.

По словам ученых, они свидетельствуют, что торговля между Новгородской землей и Южной Балтикой началась в середине VIII века. И только через сто лет она добралась до Скандинавии.

В свою очередь антропологи установили, что найденные в новгородской земле средневековые черепа ближе всего к находкам из славянских могильников междуречья Нижней Вислы и Одера.

Фомин указывает еще на одно принципиальное различие в поведении норманнов и варягов в IX веке: первые жили грабежом и насилием, наводя ужас на всю Западную Европу, а жители варяжской Руси строили города и участвовали в создании Древнерусского государства.

Источник: https://rg.ru/2004/09/15/varyagi.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector