Борьба с печатью «антихриста» имеет длинную смешную и трагическую историю, о чем мы сейчас поговорим.
(Древняя литография с книги 17 века, антихрист наносит печать)
«Кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией (…) и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» (Откр. 14, 9 -11)
Вместо предисловия притча. «Пастух пас овец – в одиночестве. И захотелось ему повидать людей. Он и закричал «Волки, волки идут!» Люди из селения прибежали с палками и цепями… И так дважды были обмануты. Когда действительно волки пришли, то крикам пастуха не поверили. Волки съели пастуха и всех овец».
Соблюдение чистоты веры, ограждения себя от предсказанного будущего зла – печати антихриста, тема не новая, и совсем не изобретение современных ревнителей чистоты веры в разных конфессиях.
«Печать антихриста», как и сам «антихрист» появляются чуть не каждое столетие, и, эта тема культивируется в разных конфессиях по разному.
Но жестокий самообман как обычно заканчивался трагедией – «пришли волки съели пастуха и овец».
Тема борьбы с антихристовой печатью становилась лакомым кусочком слуг антихриста для разрушения христианства, с помощью религиозных манипуляций вводящие человека в прелесть. И, для этих манипуляций есть повод в самых носителей боязни печати. Вот кратко о них:
1) Предмет и тема о «печати» рассматривается вне контекста цельности промысла Божьего и вероучительных истин христианства, превращается в отдельный вероучительный компонент, а значит со всевозможными трактовками.
2) Искажение духовной жизни и духовных приоритетов, когда вместо средоточения на внутреннем мире души христианина, ибо «Царство Божие внутри вас есть», духовное внимание и подвиги переносятся на внешнюю деятельность: обряды, религиозно-социальные движения и т.д. А иногда даже из-за слабой веры все превращается в суеверие и в страх перед будущим злом.
3) Религиозное тщеславие, гордость и «геройство», это когда в «своей вере» — в искаженном мировоззрении – с помощью не хитрых технических приемов, без нравственных усилий и труда, можно легко уязвлять и побеждать антихриста и его слуг, и, при этом чувствовать себя победителем и героем. При этом самоутверждаться; все те, кто не разделяют эти представления уже в плену антихриста, а я спасенный! Что немало тешит религиозное самолюбие. Это становиться поводом разных расколов.
Тема печати антихриста, прихода антихриста, слуг антихриста в лице государственной власти и ее государственной атрибутики, символов, документов, денег особо культивировалась на уровне религиозного вероучения на протяжении прошлых столетий в различных толках старообрдцев. И для такой религиозной позиции есть исторический повод – гонения на старообрядцев от официальных властей – дома Романовых и Российской Православной Церкви.
(община старообрядцев)
Старообрядцы не являлись монолитным религиозным образованием, они деляться на две группы: «поповцев» и «беспоповцев». Уже сами эти названия говорят о существовании или отсутствии в этих группах духовенства.
Кроме того, внутри групп также происходили разделения и создавались различные толки, которые переплетались с разными сектами.
За прошедшие века таких толков, с ужасными извращениями Евангельских истин, возникло до сотни.
После раскола, старообрядцы именовали Русскую Церковь (РПЦ) принявшую реформы патриарха Никона, самое мягкое – новообрядцы, а обычно еретики-никониане (даже не раскольники), «слуги антихристовы», «церковь антихриста». В общем-то, такими эпитетами наделяли друг друга и очередные толки, которые порождались в среде старообрядцев.
Но, все же, многие толки и общины объединяла общая ненависть к РПЦ и царской власти.
Если говорить о каждом течении, то это много затратное и не благодарное дело. Иногда незначительная мелочь и деталь в истолковании Писания, в написании буквы в слове (!), в укладе жизни общины, в совершении обряда, в материале – с чего изготовленная икона, или как написана, в регламенте отношения к власти и к другой конфессии (к РПЦ), могли послужить поводом очередного толка и раскола.
К этому располагал внутренний настрой религиозного мировоззрения и образа жизни – соблюдение в строгости обряда, закона, уклада, но вместо религиозного единства «фарисейская закваска» порождала очередной раскол.
Немного ознакомлю вас с теми старообрядческими толками и частично с их вручением, у которых были ярко выраженные постулаты связанные с борьбой антихриста, с его слугами, с его печатью.
Беспоповцы – это старообрядцы, отвергшие священников нового поставления, после реформ патриарха Никона.
Они решили, что от последователей Никона нельзя принимать не только священства, но и крещения, поэтому всех приходящих к ним из новообрядческой церкви крестили заново.
С течением времени у беспоповцев образовался особый чин наставников — миряне, избранные обществом для исполнения духовных служб и дел. Одно из многочисленных течений Древлеправославная поморская церковь.
Аароновцы не признавали венчание, совершенное в православной церкви, требуя в этом случае развода или нового брака. Как и многие другие раскольники, они чурались паспортов, считая их «печатями антихриста».
(Паспорт Российской империи, для старообрядцев это «печать антихриста» ведь их раздавал (ставил печать) «антихрист» (царь) бесплатно!)
Федосеевцы были убеждены в исторической испорченности Российского государства. Они верили, что наступило царство антихриста, отрицали моление за Царя на имя. Царь это образ антихриста. Впоследствии учение федосеевцев восприняли поморцы. Во время Великой Отечественной войны федосеевцы проявили себя злостными коллаборационистами, сотрудничавшими с гитлеровской Германией.
Уничтожение портретов и царской символики Дома Романовых для них имело глубоко религиозный характер.
(Эти картины революционных событий глазами старообрядцев, что ни есть поругание слуг антихриста и иконы (картины царя) антихриста)
Неплательщики отвергали богослужения, таинства и почитание святых. Они не совершали крестного знамения, не носили креста, не признавали постов. Били в опозииции к Царской власти – к «слугам антихриста». Молитвы им заменяли религиозные домашние беседы и чтения. Они были самыми активными революционерами.
- «Бегунами» называли тех, кто отвергал новое крещение, считал, что необходимо порвать все связи с обществом (антихриста), уклониться от всех гражданских повинностей.
- Безденежники не брали в руки деньги, так как это изобретение антихриста и на них был символ антихриста – герб.
- (Царские деньги России, на них изображена «печать антихриста» – герб: двухглавый орел)
- Самокрещенцы – старообрядцы крестили себя сами, без священников, были в оппозиции к «антихристовой церкви».
Средники, в отличие от других самокрещенцев, не признавали дни недели. По их мнению, когда во время Петра I перенесли празднование нового года с 1 сентября на 1 января, придворные ошиблись на 8 лет и передвинули дни недели. Таким образом, для них среда – это бывшее воскресенье.
Рябиновцы отказались молиться на иконы, где присутствовал кто-либо еще, кроме изображаемого образа. Они стали вырезать для молений восьмиконечные кресты из рябинового дерева без изображений и надписей. Утверждали, что крест Христов был из рябины. Кроме того, рябиновцы не признавали церковных таинств «в лютое правление антихриста таинств уже нет на земле».
Дырники не почитали икон, так как никонианские еретические, а правильных уже нет, потому молились на дырки. Будучи среди революционеров они с удовольствием жгли и уничтожали православные иконы (иконы антихриста).
Пастухово согласие:
его последователи осуждали пользование паспортами и деньгами с изображением императорского герба, которое они считали печатью антихриста.
Новых сторонников своего учения перекрещивали.
(Глазами старообрядцев, свержение государственного герба это борьба с антихристовой «печатью»)
Нетовское согласие (спасовцы): главная идея этого учения заключается в том, что в мире воцарился антихрист, благодать взята на небо, Церкви больше нет, таинства истреблены.
Спасовцы произошли от стригольников, которые отвергали церковную иерархию.
Последователи этого согласия делятся на староспасовцев и новоспасовцев, которые, в свою очередь, разделились на малоначальных и большеначальных.
Аристовский толк: создан санкт-петербургским купцом Аристовым, который считал, что всякие отношения со светской властью, как, по его мнению, еретичествующей и служащей антихристу, незаконны. Вследствие этого, истинный христианин должен избегать распоряжений власти и не относиться к ней ни в каком случае.
Некрещеные старообрядцы — самое радикальное направление старообрядчества, созданное в Васильсурском и Макарьевском уездах Нижегородской губернии.
Его последователи дошли до того, что отрицали возможность осуществления таинства крещения даже мирянином (то есть беспоповским чином), поэтому представители этого согласия оставались вовсе без крещения, заменив его надеванием на новорожденного креста при чтении 50-го псалма. Советская власть по началу им очень импонировала.
Неокружники (противоокружники, раздорники) — часть приверженцев белокриницкого согласия (поповцев), не принявшая «Окружное послание Российских архипастырей Белокриницкой иерархии» 1862 года.
Наибольшее возмущение у радикально настроенных членов белокриницкого согласия вызвали утверждения «Окружного послания» о том, что «господствующая ныне в России Церковь, равно и Греческая, верует не во иного Бога, но во единого с нами», что под именем «Иисус» Русская церковь исповедует того же «Исуса» и поэтому называющий «Иисуса» иным Богом, антихристом и т.п. есть богохульник.
Противоокружники, напротив, утверждали, что в Русской и Греческой церквях царствует антихрист.
Они настаивали на восьмиконечной форме креста и написании имени «Исус» на том основании, что Иисус Христос был рождён восемью годами позже Исуса.
По своей сути, это было крайнее проявление беспоповского учения, проникшего в среду старообрядцев-поповцев, против которого и было направлено «Окружное послание».
(Взрывы и разрушение православных храмов «антихриста»)
Итак, подведя итог вероучительных истин старообрядцев разных толков, можно прийти к выводу, что они были убеждены: ради воцарения эры свободы – эры Христа, которая пришла с большевиками после «лютого правления царской антихристовой власти» доносить на священников — еретиков никониан, расстреливать их, взрывать православные храмы и жечь иконы — святое и богоугодное дело, а не грех. И, чем больше будет уничтожено «слуг антихриста», чем будет больше уничтожено-низвергнуто «печатей антихриста» (царской символики), тем лучше!
Старообрядцы и сектанты сформировали костяк советской власти. Поэтому весь комплекс антирелигиозных мер был заимствован ими у Синода Российской Православной Церкви, занимавшегося как раз борьбой с раскольниками, которая выражалась в закрытии их храмов, лишении юридических прав и прав регистрации браков, доносы и казнях, ссылках на каторгу и т.д.
Портреты немецких вождей революции так же вдохновляли доверия, ведь у них были большие бороды! А для старообрядцев это было важно.
Красный цвет большевиков для старообрядцев имел религиозно-культовый характер, ассоциировался с Красной Пасхой, и они вполне серьезно с религиозным смыслом подписывали на революционных плакатах «Большевицкая Пасха».
Это было связано с их чаянием новой эры свободы – эры Христа после «лютого антихриствого (Романового) правления».
(Пасхальная открытка революционного периода 1917-18гг, мне чем то напоминает, пасхальные яйца украинцев на Майдане на которых они рисовали горящие автомобильные покрышки )
Старобрядцы принимают самое активное участия в революции 1917 г. и поддерживают большевиков и лично Ленина. Обе стороны объединяла ненависть к дому Романовых.
Достаточно посмотреть картины и плакаты революционной тематики художников, где действующими персонажами являются бородатые мужики-старообрядцы: Владимира Серова «Ходоки у Ленина», Бориса Кустодиева «Большевик», его плакат «Заем свободы» и т.д.
(Большевик Бонч-Бруевич, он же старообрядец Семен Гвоздь близкий друга Ленина!)
Пролетарские низы к концу XIX века приблизительно на 80% составляли старообрядцы-беспоповцы. Именно из среды этих «сознательных рабочих» происходило рекрутирование новых народных партийных кадров, «ленинский призыв», «второе завоевание души рабочего класса» и т.д. Беспоповцы составили основу первого советского поколения управленцев, партработников и комиссаров.
Хочу сказать, что тема «печати» в начале 20-го века остро культивировалась в протестантской среде Америки с не меньшей отчаянностью и актуальностью, чем у старообрядцев.
Били целые отдельные поселения, которые удалялись в незаселенные места в «обетованную землю» с целью бегства от «печати антихриста».
Их мировоззренческие представления перекочевали и в нашу православную среду, но среди местных баптистов, пятидесятников и прочих сектантов эта тема не приобрела широкой огласки и поддержки.
Современные религиозные манипуляции, связанные с вышесказанной темой, стают возможны, в связи искажения духовной жизни христианина, извне целиком координированы.
Манипуляции под благочестивым поводом и намерением направлены с конкретной целью – на раскол Церкви.
С помощь таких манипуляций, мы видим, как в прошлом старообрядцы были мотивированы на революцию и разрушение страны, став, таким образом, и палачами и жертвой.
протоиерей Олег Трофимов, доктор богословия, магистр религиоведения и философских наук
УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ! Дорогие друзья, написание статей — это мой хлеб, из-за гонений в Украине я лишен имущества, жилья, нуждаюсь в вашей помощи. Карта Сбербанка России: 5336 6900 3926 2896. Яндекс кошелек: 410014004754153
Источник: https://cont.ws/post/1416713
Староверы – что мы о них знаем? Часть 1
Самые известные нам староверы — это семейство Лыковых, которые в начале прошлого века ушли жить в глухие сибирские леса. О них несколько лет назад рассказывал в серии очерков «Таежный тупик» на страницах «Комсомольской правды» Василий Песков.
Мои школьные годы прошли в Нарьян-Маре, городе, основанном в 1935 году всего в 10 км от Пустозерска — места сожжения «главного старовера» России, протопопа Аввакума. По всей реке Печоре, от верховьев до устья, жили староверы, были села, где они составляли основную массу жителей, например Усть-Цильма.
Жили они и в Нарьян-Маре, рядом с нами, тайком собирались в домах на молитвенные собрания, а мы ничего о них не знали. Уже став студенткой, я узнала, что у моей школьной подруги, с которой три года за одной партой сидели, мама истинная староверка, чуть ли не самая главная в их общине. И подружке немало пришлось поплакать, чтоб ей разрешили вступить в пионеры, а потом и в комсомол.
Больше я узнала о староверах, когда приехала жить в Клайпеду. Там была большая община — староверы селились в Литве с 17−18 веков, в городе имелся молитвенный дом. По нашей улице ходили длиннобородые мужчины и женщины в длинных юбках и платочках, завязанных под подбородком.
Как оказалось, родители моего мужа были из староверов! Свекор, конечно, не ходил в молельный дом, не носил бороды, считал себя атеистом, курил и выпивал, как большинство мужчин, прошедших войну.
А свекровь почитала себя верующей, хотя тоже нарушала предписания старой веры.
У истинных староверов запрещено брить бороду, курить, нужно воздерживаться от спиртного, особенно от водки, каждый должен иметь свои кружку-миску-ложку, для посторонних должна быть отдельная посуда, и т. д.
Позднее я прочитала прекрасный роман П.И.Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах», посвященный описанию жизни староверов в районе Предуралья. Так много узнала нового для себя, книга просто потрясла меня!
В чем же отличие старого православия от нового, никонианского? За что претерпели столько гонений, страданий и казней поборники старой веры?
Раскол произошел при патриархе Никоне, который предпринял церковную реформу в 1653 году.
Как известно, составной частью «реформ» Никона, поддержанных «тишайшим» царем Алексеем Михайловичем Романовым, было исправление богослужебных книг по греческим образцам и ведение церковных обрядов по канонам греческой православной церкви, что и привело к церковному расколу.
Тех, кто последовал за Никоном, народ стал называть «никонианами», новообрядцами. Никониане, пользуясь государственной властью и силой, провозгласили свою церковь единственно православной, господствующей, а несогласных нарекли оскорбительной кличкой «раскольники».
На самом же деле противники Никона остались верны древним церковным обрядам, ни в чем не изменив той православной церкви, которая пришла с крещением Руси. Поэтому они называют себя православными старообрядцами, староверами или древлеправославными христианами.
Между старой и новой, никонианской верой, нет никаких различий в учении, а только чисто внешние, церемониальные. Так, староверы продолжают креститься двуперстием, а новообрядцы — тремя перстами. На старых иконах имя Христа пишется с одной буквой «и» — «Исус», на новых «Иисус». Староверы отвечают на молитву священника в честь Св.
Троицы двукратным «Аллилуйя» (сугубая аллилуйя), а не троекратным, как в новом православии. Крестный ход староверы совершают по часовой стрелке, Никон же распорядился — против часовой стрелки. Совершенной формой креста у старообрядцев считается восьмиконечная, а четырёхконечная, как заимствованная из латинской церкви, не применяется в ходе богослужения.
Есть разница в поклонах…
Конечно, цель, которую преследовал Никон, начиная реформу, была не только в изменении внешних атрибутов богослужений. В. Петрушко в своей статье «Патриарх Никон. К 400-летию со дня рождения. Богослужебная реформа» пишет:
«Церковная реформа Патриарха Никона, повлекшая за собой возникновение старообрядческого раскола, нередко воспринимается как главная цель его деятельности. На самом деле она была, скорее, средством.
Во-первых, через реформу Патриарх угождал царю, чающему стать вселенским православным государем — именно с этого и началось возвышение Никона.
Во-вторых, благодаря преобразованиям Никон укреплял свое положение и мог надеяться, со временем, стать таким же вселенским Патриархом».
- и там же:
- «Со стороны организации он хотел исправить церковь, но не установлением в ней соборного начала, а посредством проведения в ней строгого единовластия патриарха, независящего от царя, и посредством возвышения священства над царством».
(Желающие могут прочесть всю статью: www.sedmitza.ru/text/436332.html).
Возвыситься над царем Никону не удалось, он возглавлял Церковь всего шесть лет, потом восемь лет жил в Новоиерусалимском монастыре под Москвой, фактически на положении опального, и ещё 15 лет провел в ссылке в Ферапонтовом и Кирилловом — Белозерском монастырях.
После раскола в старообрядчестве возникло несколько ветвей. Одна из них — поповство, которая меньше всего отличается в догматике от нового православия, хотя обряды и традиции соблюдаются старинные.
По некоторым данным их насчитывается на постсоветском пространстве около 1,5 миллиона человек, и они образуют две общины: Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ) и Русская древлеправославная церковь (РДЦ).
Вторая ветвь старообрядцев — беспоповство, возникла в XVII веке после смерти священников старого рукоположения, а новых священников принять не хотели, так как не осталось ни одного епископа, поддерживающего старую веру. Они стали именоваться как «древлеправославные христиане иже священства не приемлющие».
Изначально они искали спасения от гонений в диких необжитых местах на побережье Белого моря, и потому стали называться поморами. Беспоповцы объединены в Древлеправославную поморскую церковь (ДПЦ). Сторонников ДПЦ много в Нижегородской обасти и в Карелии, встречаются они и в других местах.
Вековые преследования со стороны официальной религии и властей выработали у староверов особый, сильный характер. Ведь отстаивая свою правоту, они целыми семьями шли в огонь, подвергая себя самосожжению. По архивным данным, в XVII—XVIII веках самосожжению подвергли себя более 20 тысяч старообрядцев, особенно в годы правления Петра I.
При Петре указом 1716 года староверам было разрешено жить в селениях и городах, при условии платежа двойной подати, староверы не имели права занимать общественные должности и быть свидетелями в суде против православных. Им запретили носить традиционную русскую одежду, брали налог за ношение бород, и т. д.
При Екатерине II староверам было разрешено селиться в столице, но был издан указ о собирании с купцов-старообрядцев двойной подати. Видимо, обязанность платить лишние налоги способствовала воспитанию у староверов привычки к упорному труду, и староверы оказали заметное влияние на деловую и культурную жизнь России.
Староверы всегда старались держаться вместе, поддерживая друг друга. Некоторые из них стали удачливыми купцами, промышленниками, меценатами — семьи Морозовых, Солдатенковых, Мамонтовых, Щукиных, Кузнецовых, Третьяковых хорошо известны большинству россиян. Знаменитый мастер-изобретатель И. Кулибин также был выходцем из семьи староверов.
Продолжение следует…
Источник: https://ShkolaZhizni.ru/world/articles/29376/
Что общего у старообрядческих традиций и воровского кодекса
У преступников, сидящих за решёткой, и староверов, не принявших никонианские реформы Церкви, на самом деле много общего. Но не в вопросах религии, а в общественном укладе, правилах поведения и решении бытовых вопросов.
Кроме того, старообрядческие традиции и воровской кодекс возникли примерно в одно и то же время. Старообрядцы объединились в общины со своими правилами жизни в XVII веке. А первый вор в законе — Ванька Каин, придумавший основные воровские понятия, жил и «трудился» в начале XVIII века. Так что же общего у сидельцев и староверов?
Старообрядцы, в отличие от воров, грабителей и убийц, подчиняются законам Российской Федерации. Однако в тюрьмах их всё-таки не встретишь — староверы чрезвычайно законопослушны и преступлений не совершают. Однако случается и так, что кто-то из общины нарушает принятые в ней нормы поведения и правила. Хотя это происходит крайне редко, потому что свои традиции старообрядцы свято соблюдают.
В случае совершения какого-либо проступка участником общины собирается совет или сход. В него входят самые уважаемые члены старообрядческой общины, но главным считается старейшина. Сход обладает правом решать, какое наказание следует применить в том или ином случае.
Чаще всего провинившийся в качестве наказания должен сделать 100 или 200 земных поклонов. Самым страшным наказанием у старообрядцев считается изгнание из общины без права на возвращение. Назначить такое наказание может только старейшина.
Есть свой «старейшина» и у криминальной братии — вор в законе, контролирующий определённую территорию или тюрьму, или колонию.
У преступников все спорные вопросы касательно наказаний за отступление от тюремных понятий принимаются на общей сходке. Её структура такая же, как у старообрядцев. Принятие решений возлагается на самых авторитетных бандитов во главе с вором в законе.
Впрочем, последнее слово на сходке остаётся за вором в законе. Только он в праве окончательно решать, какое наказание заслужил отступник — простое понижение в преступной иерархии или же смерть.
Кстати, и на воровских сходках, и на старообрядческих сходах решаются вопросы насчёт распределения денег из общака.
Общаки на зоне и в общинах российских старообрядцев
Общая казна, или сокращённо общак, есть и у староверов, и у преступных группировок, и у заключённых, сидящих в одной тюрьме. Разнятся только пути добычи этих денег. В традициях старообрядцев заложена любовь к труду, поэтому приверженцы старой веры работают, не покладая рук.
А все вырученные за работу деньги они отдают в общинную кассу. Преступники же, понятное дело, денежные средства добывают в основном нечестным путём. Но каждый, сидящий в той или иной тюрьме, обязан внести свой вклад в тюремный общак.
Схожи уголовные понятия и традиции старообрядцев в том, на что тратятся деньги, находящиеся в общаке.
Так, старообрядцы охотно выделяют средства своим собратьям, оказавшимся в трудном финансовом положении. Воры в законе, держащие общак, тоже очень редко отказывают своим «подопечным» в выделении средств.
Деньги нуждающимся зекам и даже их семьям выдают только после того, как они докажут, что без этих денег они просто-напросто не выживут. Оказавшиеся в затруднительном положении староверы тоже должны доказать свою финансовую несостоятельность.
А ещё в случае крайней нужды староверы выделяют из общего фонда деньги на подкуп чиновников и других представителей власти. Обычно так поступают, если кто-то мешает старообрядцам вести свой бизнес. А таких немало.
У преступников же это обычное дело: если нужно «отмазать» ценного человека или подкупить судью, то деньги из общака изымаются незамедлительно. К слову, говорить «спасибо» за выданные средства из общака на зоне и в общинах старообрядцев не принято.
У старообрядцев запрет на «спасибо» в качестве словесной благодарности появился из-за этимологии этого слова. Согласно некоторым исследованиям слово «спасибо» образовалось от выражения «спаси Бог». По другой версии, говоря спасибо, благодарили не христианского Бога, а языческого — Бо, Бая или Абу.
Конечно же, христиане-староверы не могли принять тот факт, что в слове «спасибо» есть частичка от языческого бога. Поэтому это слово начисто исчезло из их лексикона.
Между собой старообрядцы благодарят друг друга, говоря «Спаси Христос!». А людям иной веры, оказавшим услугу или какую-либо помощь, староверы говорят «благодарю».
Точно так же благодарят кого-либо и преступники, соблюдающие тюремные традиции. Но почему зеки не говорят «спасибо»?
Согласно тюремным понятиям, говорить своим сокамерникам «спасибо» за что-то не принято. Обычно друг друга заключённые благодарят словами «благодарю», «душевно», «благодарствую» или «от души». Запрет на слов «спасибо» появился неслучайно, и тому было несколько причин.
Во-первых, такие слова, как «пожалуйста» и «спасибо» в речи заключённого расцениваются как проявление излишней интеллигентности. Слишком вежливых считают заносчивыми и стремящимися поставить себя выше других.
Во-вторых, излишняя вежливость во времена Советского Союза с головой выдавала партработников, которых специально подсаживали к зекам, чтобы те попытались «перевоспитать» их. Разумеется, этих людей не любили.
И, в-третьих, слова «пожалуйста» и «спасибо» используют ненавидимые заключёнными начальники тюрьмы, следователи, судьи и надзиратели. Один этот последний факт заставляет сидельцев отказаться от использования слова «спасибо» в своей речи. Но не только неупотребление слова «спасибо» роднит заключённых и старообрядцев.
Запрет на сквернословие
Пожалуй, одной из главных общих традиций у староверов и заключённых является табу на употребление нецензурных слов. У людей, входящих в общины старообрядцев, есть свои причины на то, чтобы не материться. По мнению староверов, нецензурная брань, звучащая из уст людей, даёт силу дьяволу. А тот, напитавшись этой силой, может разрушить наш мир, сотворённый Богом.
Кроме того, матерные слова обладают отрицательной энергетикой, что является причиной саморазрушения человека. Старообрядцы верят, что тот, кто произносит ругательства, таким образом призывает бесов к себе в помощники. А те в свою очередь наделяют сквернослова злостью и жестокостью.
Но есть и одна причина, общая для старообрядцев и заключённых, из-за которой они не употребляют бранные слова.
Матерные слова, произошедшие от названий испражнений, сексуальных действий и нечистот и у заключённых, и у староверов считаются источником бед. Тот, кто произносит эти слова, автоматически притягивает их к себе и к окружающим его людям. Поэтому зеки, чтящие тюремные понятия, стараются не материться.
Например, последний вор в законе, считающийся «правильным», Владимир Бабушкин за всё время своего пребывания на зоне не произнёс ни одного бранного слова. В общем-то, они заключённым и не нужны, ведь практически все они разговаривают на особом тюремном языке — фене. Некоторые общины старообрядцев тоже разговаривают на кажущемся отличным от русского языке.
Однако это не секретный язык, а всего лишь уникальный диалект.
В русской фене есть множество заменителей матерных слов. Поэтому запрет на сквернословие не обедняет лексикон преступников, сидящих в тюрьмах и разгуливающих на воле.
Они охотно используют заменители, чтобы не схлопотать от старших. К слову, и у зеков, и старообрядцев за сквернословие следуют довольно серьёзные наказания.
К тому же, представителей этих сообществ могут наказать и за воровство у своих, и за обман.
Чем занимаются смотрящие на зоне
Источник: https://www.factroom.ru/obshchestvo/chto-obshchego-u-staroobryadcheskih-tradicij-i-vorovskogo-kodeksa
«Спасибо!»: почему это слово стало запретным для старообрядцев
Сегодня большинство россиян, выражая признательность за оказанную услугу, подарок, съеденный обед и пр., говорят «Спасибо!», не вдумываясь глубоко в этимологию этого слова.
Немало также тех, кто, желая сформулировать те же чувства одним словом, произносят «Благодарю!». Удивительно, но правильность употребления этих двух тождественных (на взгляд обычного человека) выражений вызывает споры и поныне.
Стоит, видимо, разобраться, кто же прав в этом затянувшемся уже на века препирательстве.
Когда появилось слово «спасибо»
Некоторые пишущие на эту тему авторы, желая принизить значимость слова «спасибо», относят популярность его массового употребления к началу 20 века.
Это – явное (вольное или невольное) заблуждение, ведь в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля, созданию которого он посвятил 53 года, уже анализируется этимология этого слова. Даль пишет, что это – наречие, сокращенное от «спаси Бог». Активно употреблялось слово «спасибо» и в русской литературе 19-го века. Читаем у А. С.
Грибоедова: « Спасибо, научил двоюродный ваш брат» («Горе от ума», 1818–1824гг.) и у Л. Н. Толстого: «Спасибо ещё к стогам прибились, а то все бы чисто позамёрзли — холод был» («Метель», 1856 г.).
А в «Этимологическом словаре русского языка» М. Фасмера (и поныне наиболее объемный труд по этой тематике) отмечается, что именно праславянское «съпаси богъ» было предшественником выражения «спасибо».
О слове «благодарю»
И все же, возможно, более древнее происхождение имеет выражение «благодарю». Во всяком случае, в первом переводе на русский Библии (1818 г.) употребляется именно это слово. Например, «Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня» (Ин.
11:41). Или «Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди…» (Лк. 18:11). Слово же «спасибо» в тексте первой переведенной на русский Библии не употребляется ни разу.
Специалисты относят его появление, по крайней мере, к концу 16 века.
Кто не приемлет слово «спасибо»
Судя по всему, негативное восприятие слова «спасибо» стало результатом церковной реформы, начатой патриархом Никоном в 50-ых годах 17-го века. Во всяком случае, именно в старообрядческой среде и до сих пор не принято в качестве благодарности употреблять слово «спасибо».
По мнению староверов, в нем из-за сокращения буквы «Г» упоминание Господа становится «усеченным». Некоторые старообрядцы считают, что в слове «спасибо» скрывается имя языческого бога – «спаси Бай», в другом варианте именем идола является Аба.
Некоторым же претит это выражение, поскольку часто всуе упоминается имя Божье. Старообрядцы (поповцы, кержаки, гусляки и др.) предпочитают вместо «спасибо» говорить «Спаси (тебя) Христос» или же «Благодарю». Придерживались (да и сейчас тоже) такого обращения и многие казаки.
Чтобы в этом убедиться, стоит внимательнее прочитать Шолоховский «Тихий Дон».
Возможно, со временем разногласия по поводу значения и употребления выражения «спасибо» утихнут.
Источник: https://cyrillitsa.ru/tradition/98551-spasibo-pochemu-yeto-slovo-stalo-zapr.html
СТАРООБРЯДЧЕСТВО
Авторы: Е. М. Юхименко
Старообрядчество в Российской империи. С началом реформ Петра I прекратились открытые гонения на старообрядцев. Декларируемый правительством принцип веротерпимости стал использоваться для пополнения гос.
казны (в 1705 введена пошлина на бороду, в 1716 старообрядцам дозволено наравне с др.
подданными открыто жить в селениях и городах, но при условии платежа двойного податного оклада и без права проповеди своего учения; записавшиеся в двойной оклад были ограничены в гражданских правах и должны были нести некоторые особые повинности).
Начался период организации крупных старообрядческих центров, успешно осуществлявших хозяйственную деятельность и культурное строительство (Выговское общежительство и др.).
Однако государственные и церковные власти старались не допустить широкого распространения старообрядчества, его пропаганда категорически запрещалась, а уже во 2-й половине царствования Петра I притеснения старообрядцев вновь усилились. С нач. 18 в.
при поддержке государства РПЦ стала осуществлять деятельность по обращению старообрядцев в православие. Необходимость ответной полемики с гос. церковью способствовала началу систематической работы по сбору церковно-археологических свидетельств в защиту старой веры (обширные полемико-догматические трактаты «Дьяконовы ответы», 1719, «Поморские ответы», 1723).
В 1725 была создана особая Раскольничья контора, к которой перешли административно-полицейские дела по расколу. После некоторого ослабления в царствование Екатерины I и Петра II строгость законов была усилена при имп.
Анне Ивановне и особенно при Елизавете Петровне. При Петре III в 1762 старообрядцы были приравнены в отношении религ. свободы к иноверцам, жившим внутри России. В 1763 Раскольничья контора была упразднена.
Екатерина II в 1762 разрешила ушедшим за границу старообрядцам возвратиться в Россию и поселиться в Поволжье, где возникли Иргизские монастыри – центр беглопоповцев (поповского согласия, принимавшего к себе священников, перешедших из гос. церкви).
Политика веротерпимости Екатерины II способствовала смягчению давления на старообрядцев.
После эпидемии чумы в Москве в 1771 было разрешено организовать два старообрядческих кладбища с часовнями – Рогожское для поповцев и Преображенское для беспоповцев, которые вскоре превратились в монастыри и стали духовными и адм. центрами своих согласий. Их поддерживало богатое московское купечество, в большинстве своём старообрядческое. В 1782 старообрядцы были освобождены от двойного оклада, с 1783 было запрещено употреблять в официальных бумагах и разговоре слово «раскольник» как бранное; в 1785 было разрешено выбирать старообрядцев на общественные должности.
С 1780-х гг. некоторые общины беглопоповцев выражали готовность войти в подчинение Святейшему Синоду при условии сохранения старых обрядов и разрешении иметь священников, поставленных епископами господствующей церкви.
В 1800 указом Павла I утверждены «Правила единоверия», которыми учреждались единоверческие приходы старообрядцев, подчинявшиеся епархиальной и синодальной власти (своих епископов единоверцы иметь не могли). Единоверческие церкви были открыты в С.-Петербурге (1799), Москве (1801) и др. местах.
Введение единоверия использовалось правительством как способ включения старообрядческих общин в структуру РПЦ, применялись и методы неявного принуждения (после указа 1827, запретившего переход священников из официальной церкви в старообрядческие общины, Иргизские монастыри, в которых в это время проживало ок.
3 тыс. чел., оказались вне закона; к 1841 все они по распоряжению правительства были переданы единоверческой церкви).
Благодаря политике веротерпимости Александра I в 1-й четв. 19 в. существование старообрядчества было относительно спокойным. При Николае I меры против раскола значительно ужесточились. Правительство не делало различий между старообрядчеством и сектантством. В 1835 все противостоящие официальной церкви религ.
общины были разделены на: 1) «секты вреднейшие», куда наряду с сектами включались крайние направления беспоповства (отвергавшие брак и молитву за царя); 2) «секты вредные» – беспоповцы, практиковавшие брак (новожёны) и молитву за царя; 3) «секты менее вредные» – поповцы (разъяснения Святейшего Синода по запросу МВД, 1842).
Это разделение стало основой гос. политики. В 1831 был учреждён секретный Совещательный комитет, с 1838 подобные комитеты организованы в губерниях. На старообрядцев обрушился всё более нараставший к сер. 19 в. поток ограничений и административно-полицейских мер.
Все дела, связанные со старообрядчеством, относились к сфере действия уголовного права. Старообрядцам воспрещалось занятие общественных должностей (1831, 1838); старообрядцы-беспоповцы были лишены права на общественные отличия. Власти запретили строительство новых часовен и ремонт старых (1826).
Эти постановления вошли в Свод законов 1857 и в той или иной мере просуществовали до обнародования Манифеста о веротерпимости 17.10.1905. После утверждённого в 1853 распоряжения Особого секретного комитета о постепенном упразднении «противозаконных раскольнических сборищ», в т. ч.
скитов и монастырей, в 1854–56 были опечатаны алтари Рогожского кладбища, часть Преображенского монастыря передана единоверцам, Выговское общежительство закрыто.
Манифест 17(30).10.1905 дал старообрядцам равные с др. гражданами империи права: разрешалось сооружение и ремонт старообрядческих молитвенных домов, устройство скитов и монастырей, началось бурное возрождение церковной и культурной жизни рос. старообрядцев.
К 1910 в России было образовано и официально зарегистрировано 1,3 тыс. старообрядческих общин, к 1913 построено более 1 тыс. храмов, устроено неск. новых монастырей. Возникли старообрядческие школы, институты, типографии, периодические издания (ж. «Изборник», газ.
«Голос старообрядца», «Народная газета» и др.), музеи, благотворительные организации.
Старообрядчество в СССР. Уже в 1917–18 закрылись многие старообрядческие церкви и молитвенные дома, были упразднены почти все монастыри, закрыты периодические издания, учебные заведения.
Старообрядцы, в силу исторических причин, в значительной своей части проживавшие на окраинах России (в Сибири, на юге) и преобладавшие среди купечества и зажиточного крестьянства, активно участвовали в Белом движении.
В казачьих частях А. И. Деникина действовали старообрядческие полковые священники. В армии А. В.
Колчака существовали состоявшие из старообрядцев «добровольческие крестоносные дружины», был создан и институт военных священников Белокриницкой иерархии.
После окончания Гражд. войны 1917– 1922 сов. правительство предприняло ряд шагов по привлечению старообрядцев: 5.10.1921 издано воззвание к старообрядцам и сектантам, где утверждалось, что их теперь «никто, никогда…
не будет преследовать»; была создана правительственная комиссия «по заселению свободных земель сектантами и старообрядцами», действовавшая приблизительно до 1924. В 20-е гг. стало возможным некоторое возрождение старообрядческой церковной жизни.
В 1923 архиепископ Мелетий (Картушин) и епископ Петроградский и Тверской Геронтий (Лакомкин) выпустили «Архипастырское послание» с призывом к своей пастве быть лояльными по отношению к новой власти.
С разрешения властей старообрядцы разных согласий провели ряд соборов и соборных заседаний, на которых рассматривались вопросы устава и богослужения, устроения церковной жизни в новых исторических условиях: белокриницкие соборы (1925–27), региональные поморские соборы и съезды (1923–27), федосеевский (1924), спасовские (1924–27). Возобновилось издание «Старообрядческих церковных календарей». В 1923 состоялось учреждение трёхчинной иерархии в беглопоповском согласии.
В кон. 20-х гг. политика правительства по отношению к старообрядцам меняется в связи с начавшейся в 1929 коллективизацией сельского хозяйства и развернувшейся кампанией по «ликвидации кулачества как класса».
Старообрядческое крестьянское хозяйство в большинстве своём было достаточно зажиточным, и это дало основание Н. К. Крупской сказать, что «борьба с кулачеством есть одновременно борьба со старообрядчеством». Массовые репрессии 30-х гг. затронули старообрядчество столь же сильно, как и представителей др.
конфессий в СССР. За нежелание вступать в колхозы мн. старообрядцы были арестованы и сосланы; часть старообрядцев эмигрировала, преимущественно в Румынию и Китай.
В ходе закрытия церквей и монастырей проводилась тотальная конфискация икон, рукописных и печатных книг, богослужебных предметов, облачений; лишь какая-то их часть попала в музейный фонд, мн. памятники истории и культуры были утрачены.
Если в 1927 Белокриницкая иерархия насчитывала 16–18 епископов, то к 1940 на свободе остался всего один архиерей. Были закрыты все монастыри, арестовано подавляющее большинство священнослужителей, наставников Поморского, Федосеевского и др. беспоповских согласий, мн. области, прежде считавшиеся старообрядческими, лишились всех действующих храмов.
Связанное с Вел. Отеч. войной ослабление атеистической политики сов. власти коснулось и старообрядцев. В 1941 было разрешено восстановить в Москве старообрядческую архиепископию Белокриницкого согласия. Глава Белокриницкой иерархии архиеп.
Иринарх (Парфёнов) вскоре после начала войны обратился к своей пастве с призывом встать на защиту Родины. Был организован сбор средств в фонд обороны. В военные годы начали возрождаться старообрядческие приходы.
В 1945 была вновь зарегистрирована Преображенская федосеевская община в Москве.
Антирелигиозная политика Хрущёва привела к закрытию в 1959 единственного старообрядческого монастыря. В 1962 в Россию (в Ставропольский край) вернулись проживавшие ранее в Турции старообрядцы-некрасовцы.
Принципиально новый этап в истории старообрядчества, связанный с демократизацией общества и изменением отношения государства к верующим, начался с 1985.
Важным событием стало празднование 1000-летия Крещения Руси (1988), в котором активное участие принимали и старообрядцы. 24.7.1988 архиепископ Московский и всея Руси Алимпий был возведён в сан митрополита. С кон. 1980-х гг.
началась передача общинам церковных зданий, а также зданий и территорий исторических центров старообрядчества – Рогожского и Преображенского кладбищ.
Прошло регистрацию большое число новых общин; возродилась церковно-приходская жизнь, стало регулярным проведение освящённых соборов и советов митрополии Белокриницкой иерархии, возобновилась канонизация святых; важные соборные совещания были проведены также в Поморском согласии. Появились новые периодические издания, издавалась богослужебная, историческая и учебная литература. Стало возможным восстановление духовных связей с единоверцами, живущими за рубежом.
Старообрядчество в современной России. На 1.1.2003 в РФ зарегистрировано 288 старообрядческих религ.
организаций разных согласий, в том числе: 13 централизованных организаций, 272 – местные, 1 религиозное учебное заведение и 2 монастыря.
Значительное число старообрядческих общин продолжает существовать без регистрации. В настоящее время старообрядчество представлено всеми осн. согласиями, существовавшими и прежде.
Поповцы. Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ, до 1988 Древлеправославная церковь Христова). Наиболее многочисленная организация старообрядцев. Имеет епископат, ведущий своё начало (1846) от быв. Босно-Сараевского (Константинопольский патриархат) митр. Амвросия (Паппа-Георгополи).
РПСЦ состоит из 2 независимых друг от друга митрополий: Московской [центр – в Москве, во главе с митр. Андрианом (Четверговым) – с февр. 2004] и Белокриницкой [центр – в г. Браила, Румыния, во главе с митр. Леонтием (Изотовым) – с 1996]. К 1.1.
2003 в подчинении митрополита Московского, иерархическая власть которого распространяется на старообрядцев, проживающих на территории России и стран ближнего и дальнего зарубежья, находятся 11 епархий, которыми управляют 7 епископов. В РФ существуют 184 прихода, ещё ок. 70 – за рубежом, в осн.
в Украине и Молдавии. В составе Московской митрополии действуют 2 монастыря, осуществляют служение ок. 100 священников и диаконов. Кафедральный собор – Покровский собор на Рогожском кладбище в Москве. При нём же – резиденция митрополита.
Существуют 2 училища: в Москве (возобновляется по решению Освящённого собора 2002) и Костроме (заочное). Издаются журналы «Церковь» и «Духовные ответы».
Русская древлеправославная церковь (РДЦ, Новозыбковская иерархия). Объединяет согласие, называвшееся беглопоповским и ведущее своё начало со 2-й пол. 17 в. С 1923 – архиепископия.
С 1963 резиденция главы Древлеправославной церкви находится в г. Новозыбков Брянской обл. при кафедральном Спасо-Преображенском храме. В 1990 РДЦ был передан московский храм во имя свт. Николы Чудотворца на Зацепе.
Существует высшее древлеправославное духовное училище в Новозыбкове.
Источник: https://bigenc.ru/text/3041337