«спасибо!»: почему это слово стало запретным для старообрядцев

Борьба с печатью «антихриста» имеет длинную смешную и трагическую историю, о чем мы сейчас поговорим.

«Спасибо!»: почему это слово стало запретным для старообрядцев

(Древняя литография с книги 17 века, антихрист наносит печать)

«Кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией (…) и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» (Откр. 14, 9 -11)

Вместо предисловия притча. «Пастух пас овец – в одиночестве. И захотелось ему повидать людей. Он и закричал «Волки, волки идут!» Люди из селения прибежали с палками и цепями… И так дважды были обмануты. Когда действительно волки пришли, то крикам пастуха не поверили. Волки съели пастуха и всех овец».

Соблюдение чистоты веры, ограждения себя от предсказанного будущего зла – печати антихриста, тема не новая, и совсем не изобретение современных ревнителей чистоты веры в разных конфессиях.

«Печать антихриста», как и сам «антихрист» появляются чуть не каждое столетие, и, эта тема культивируется в разных конфессиях по разному.

Но жестокий самообман как обычно заканчивался трагедией – «пришли волки съели пастуха и овец».

Тема борьбы с антихристовой печатью становилась лакомым кусочком слуг антихриста для разрушения христианства, с помощью религиозных манипуляций вводящие человека в прелесть. И, для этих манипуляций есть повод в самых носителей боязни печати. Вот кратко о них:

1) Предмет и тема о «печати» рассматривается вне контекста цельности промысла Божьего и вероучительных истин христианства, превращается в отдельный вероучительный компонент, а значит со всевозможными трактовками.

2) Искажение духовной жизни и духовных приоритетов, когда вместо средоточения на внутреннем мире души христианина, ибо «Царство Божие внутри вас есть», духовное внимание и подвиги переносятся на внешнюю деятельность: обряды, религиозно-социальные движения и т.д. А иногда даже из-за слабой веры все превращается в суеверие и в страх перед будущим злом.

3) Религиозное тщеславие, гордость и «геройство», это когда в «своей вере» — в искаженном мировоззрении – с помощью не хитрых технических приемов, без нравственных усилий и труда, можно легко уязвлять и побеждать антихриста и его слуг, и, при этом чувствовать себя победителем и героем. При этом самоутверждаться; все те, кто не разделяют эти представления уже в плену антихриста, а я спасенный! Что немало тешит религиозное самолюбие. Это становиться поводом разных расколов.

Тема печати антихриста, прихода антихриста, слуг антихриста в лице государственной власти и ее государственной атрибутики, символов, документов, денег особо культивировалась на уровне религиозного вероучения на протяжении прошлых столетий в различных толках старообрдцев. И для такой религиозной позиции есть исторический повод – гонения на старообрядцев от официальных властей – дома Романовых и Российской Православной Церкви.

«Спасибо!»: почему это слово стало запретным для старообрядцев

(община старообрядцев)

Старообрядцы не являлись монолитным религиозным образованием, они деляться на две группы: «поповцев» и «беспоповцев». Уже сами эти названия говорят о существовании или отсутствии в этих группах духовенства.

Кроме того, внутри групп также происходили разделения и создавались различные толки, которые переплетались с разными сектами.

За прошедшие века таких толков, с ужасными извращениями Евангельских истин, возникло до сотни.

После раскола, старообрядцы именовали Русскую Церковь (РПЦ) принявшую реформы патриарха Никона, самое мягкое – новообрядцы, а обычно еретики-никониане (даже не раскольники), «слуги антихристовы», «церковь антихриста». В общем-то, такими эпитетами наделяли друг друга и очередные толки, которые порождались в среде старообрядцев. 

Но, все же, многие толки и общины объединяла общая ненависть к РПЦ и царской власти.

Если говорить о каждом течении, то это много затратное и не благодарное дело. Иногда незначительная мелочь и деталь в истолковании Писания, в написании буквы в слове (!), в укладе жизни общины, в совершении обряда, в материале – с чего изготовленная икона, или как написана, в регламенте отношения к власти и к другой конфессии (к РПЦ), могли послужить поводом очередного толка и раскола. 

К этому располагал внутренний настрой религиозного мировоззрения и образа жизни – соблюдение в строгости обряда, закона, уклада, но вместо религиозного единства «фарисейская закваска» порождала очередной раскол.

Немного ознакомлю вас с теми старообрядческими толками и частично с их вручением, у которых были ярко выраженные постулаты связанные с борьбой антихриста, с его слугами, с его печатью.

Беспоповцы – это старообрядцы, отвергшие священников нового поставления, после реформ патриарха Никона.

Они решили, что от последователей Никона нельзя принимать не только священства, но и крещения, поэтому всех приходящих к ним из новообрядческой церкви крестили заново.

С течением времени у беспоповцев образовался особый чин наставников — миряне, избранные обществом для исполнения духовных служб и дел. Одно из многочисленных течений Древлеправославная поморская церковь.

Аароновцы не признавали венчание, совершенное в православной церкви, требуя в этом случае развода или нового брака. Как и многие другие раскольники, они чурались паспортов, считая их «печатями антихриста».

«Спасибо!»: почему это слово стало запретным для старообрядцев

(Паспорт Российской империи, для старообрядцев это «печать антихриста» ведь их раздавал (ставил печать) «антихрист» (царь) бесплатно!)

Федосеевцы были убеждены в исторической испорченности Российского государства. Они верили, что наступило царство антихриста, отрицали моление за Царя на имя. Царь это образ антихриста. Впоследствии учение федосеевцев восприняли поморцы. Во время Великой Отечественной войны федосеевцы проявили себя злостными коллаборационистами, сотрудничавшими с гитлеровской Германией. 

Уничтожение портретов и царской символики Дома Романовых для них имело глубоко религиозный характер.

«Спасибо!»: почему это слово стало запретным для старообрядцев «Спасибо!»: почему это слово стало запретным для старообрядцев

(Эти картины революционных событий глазами старообрядцев, что ни есть поругание слуг антихриста и иконы (картины царя) антихриста)

Неплательщики отвергали богослужения, таинства и почитание святых. Они не совершали крестного знамения, не носили креста, не признавали постов. Били в опозииции к Царской власти – к «слугам антихриста». Молитвы им заменяли религиозные домашние беседы и чтения. Они были самыми активными революционерами.

  • «Бегунами» называли тех, кто отвергал новое крещение, считал, что необходимо порвать все связи с обществом (антихриста), уклониться от всех гражданских повинностей.
  • Безденежники не брали в руки деньги, так как это изобретение антихриста и на них был символ антихриста – герб.

«Спасибо!»: почему это слово стало запретным для старообрядцев

  1. (Царские деньги России, на них изображена «печать антихриста» – герб: двухглавый орел)
  2. Самокрещенцы – старообрядцы крестили себя сами, без священников, были в оппозиции к «антихристовой церкви».

Средники, в отличие от других самокрещенцев, не признавали дни недели. По их мнению, когда во время Петра I перенесли празднование нового года с 1 сентября на 1 января, придворные ошиблись на 8 лет и передвинули дни недели. Таким образом, для них среда – это бывшее воскресенье.

Рябиновцы отказались молиться на иконы, где присутствовал кто-либо еще, кроме изображаемого образа. Они стали вырезать для молений восьмиконечные кресты из рябинового дерева без изображений и надписей. Утверждали, что крест Христов был из рябины. Кроме того, рябиновцы не признавали церковных таинств «в лютое правление антихриста таинств уже нет на земле».

Дырники не почитали икон, так как никонианские еретические, а правильных уже нет, потому молились на дырки. Будучи среди революционеров они с удовольствием жгли и уничтожали православные иконы (иконы антихриста).

Пастухово согласие

его последователи осуждали пользование паспортами и деньгами с изображением императорского герба, которое они считали печатью антихриста. 

Новых сторонников своего учения перекрещивали.

«Спасибо!»: почему это слово стало запретным для старообрядцев

(Глазами старообрядцев, свержение государственного герба это борьба с антихристовой «печатью»)

Нетовское согласие (спасовцы): главная идея этого учения заключается в том, что в мире воцарился антихрист, благодать взята на небо, Церкви больше нет, таинства истреблены.

Спасовцы произошли от стригольников, которые отвергали церковную иерархию.

Последователи этого согласия делятся на староспасовцев и новоспасовцев, которые, в свою очередь, разделились на малоначальных и большеначальных.

Аристовский толк: создан санкт-петербургским купцом Аристовым, который считал, что всякие отношения со светской властью, как, по его мнению, еретичествующей и служащей антихристу, незаконны. Вследствие этого, истинный христианин должен избегать распоряжений власти и не относиться к ней ни в каком случае.

Некрещеные старообрядцы — самое радикальное направление старообрядчества, созданное в Васильсурском и Макарьевском уездах Нижегородской губернии.

Его последователи дошли до того, что отрицали возможность осуществления таинства крещения даже мирянином (то есть беспоповским чином), поэтому представители этого согласия оставались вовсе без крещения, заменив его надеванием на новорожденного креста при чтении 50-го псалма. Советская власть по началу им очень импонировала.

Неокружники (противоокружники, раздорники) — часть приверженцев белокриницкого согласия (поповцев), не принявшая «Окружное послание Российских архипастырей Белокриницкой иерархии» 1862 года.

Наибольшее возмущение у радикально настроенных членов белокриницкого согласия вызвали утверждения «Окружного послания» о том, что «господствующая ныне в России Церковь, равно и Греческая, верует не во иного Бога, но во единого с нами», что под именем «Иисус» Русская церковь исповедует того же «Исуса» и поэтому называющий «Иисуса» иным Богом, антихристом и т.п. есть богохульник. 

Противоокружники, напротив, утверждали, что в Русской и Греческой церквях царствует антихрист.

Они настаивали на восьмиконечной форме креста и написании имени «Исус» на том основании, что Иисус Христос был рождён восемью годами позже Исуса.

По своей сути, это было крайнее проявление беспоповского учения, проникшего в среду старообрядцев-поповцев, против которого и было направлено «Окружное послание».

«Спасибо!»: почему это слово стало запретным для старообрядцев

(Взрывы и разрушение православных храмов «антихриста»)

Итак, подведя итог вероучительных истин старообрядцев разных толков, можно прийти к выводу, что они были убеждены: ради воцарения эры свободы – эры Христа, которая пришла с большевиками после «лютого правления царской антихристовой власти» доносить на священников — еретиков никониан, расстреливать их, взрывать православные храмы и жечь иконы — святое и богоугодное дело, а не грех. И, чем больше будет уничтожено «слуг антихриста», чем будет больше уничтожено-низвергнуто «печатей антихриста» (царской символики), тем лучше!

Читайте также:  «мины с «сюрпризом»» на могиле пушкина: на что рассчитывали немцы

Старообрядцы и сектанты сформировали костяк советской власти. Поэтому весь комплекс антирелигиозных мер был заимствован ими у Синода Российской Православной Церкви, занимавшегося как раз борьбой с раскольниками, которая выражалась в закрытии их храмов, лишении юридических прав и прав регистрации браков, доносы и казнях, ссылках на каторгу и т.д. 

Портреты немецких вождей революции так же вдохновляли доверия, ведь у них были большие бороды! А для старообрядцев это было важно.

Красный цвет большевиков для старообрядцев имел религиозно-культовый характер, ассоциировался с Красной Пасхой, и они вполне серьезно с религиозным смыслом подписывали на революционных плакатах «Большевицкая Пасха».

Это было связано с их чаянием новой эры свободы – эры Христа после «лютого антихриствого (Романового) правления».

«Спасибо!»: почему это слово стало запретным для старообрядцев

(Пасхальная открытка революционного периода 1917-18гг, мне чем то напоминает, пасхальные яйца украинцев на Майдане на которых они рисовали горящие автомобильные покрышки )

Старобрядцы принимают самое активное участия в революции 1917 г. и поддерживают большевиков и лично Ленина. Обе стороны объединяла ненависть к дому Романовых.

Достаточно посмотреть картины и плакаты революционной тематики художников, где действующими персонажами являются бородатые мужики-старообрядцы: Владимира Серова «Ходоки у Ленина», Бориса Кустодиева «Большевик», его плакат «Заем свободы» и т.д. 

«Спасибо!»: почему это слово стало запретным для старообрядцев

(Большевик Бонч-Бруевич, он же старообрядец Семен Гвоздь близкий друга Ленина!)

Пролетарские низы к концу XIX века приблизительно на 80% составляли старообрядцы-беспоповцы. Именно из среды этих «сознательных рабочих» происходило рекрутирование новых народных партийных кадров, «ленинский призыв», «второе завоевание души рабочего класса» и т.д. Беспоповцы составили основу первого советского поколения управленцев, партработников и комиссаров.

Хочу сказать, что тема «печати» в начале 20-го века остро культивировалась в протестантской среде Америки с не меньшей отчаянностью и актуальностью, чем у старообрядцев.

Били целые отдельные поселения, которые удалялись в незаселенные места в «обетованную землю» с целью бегства от «печати антихриста».

Их мировоззренческие представления перекочевали и в нашу православную среду, но среди местных баптистов, пятидесятников и прочих сектантов эта тема не приобрела широкой огласки и поддержки.

Современные религиозные манипуляции, связанные с вышесказанной темой, стают возможны, в связи искажения духовной жизни христианина, извне целиком координированы.

Манипуляции под благочестивым поводом и намерением направлены с конкретной целью – на раскол Церкви.

С помощь таких манипуляций, мы видим, как в прошлом старообрядцы были мотивированы на революцию и разрушение страны, став, таким образом, и палачами и жертвой.

протоиерей Олег Трофимов, доктор богословия, магистр религиоведения и философских наук

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ! Дорогие друзья, написание статей — это мой хлеб, из-за гонений в Украине я лишен имущества, жилья, нуждаюсь в вашей помощи. Карта Сбербанка России: 5336 6900 3926 2896. Яндекс кошелек: 410014004754153

Источник: https://cont.ws/post/1416713

Староверы – что мы о них знаем? Часть 1

Самые известные нам староверы — это семейство Лыковых, которые в начале прошлого века ушли жить в глухие сибирские леса. О них несколько лет назад рассказывал в серии очерков «Таежный тупик» на страницах «Комсомольской правды» Василий Песков.

Мои школьные годы прошли в Нарьян-Маре, городе, основанном в 1935 году всего в 10 км от Пустозерска — места сожжения «главного старовера» России, протопопа Аввакума. По всей реке Печоре, от верховьев до устья, жили староверы, были села, где они составляли основную массу жителей, например Усть-Цильма.

Жили они и в Нарьян-Маре, рядом с нами, тайком собирались в домах на молитвенные собрания, а мы ничего о них не знали. Уже став студенткой, я узнала, что у моей школьной подруги, с которой три года за одной партой сидели, мама истинная староверка, чуть ли не самая главная в их общине. И подружке немало пришлось поплакать, чтоб ей разрешили вступить в пионеры, а потом и в комсомол.

Больше я узнала о староверах, когда приехала жить в Клайпеду. Там была большая община — староверы селились в Литве с 17−18 веков, в городе имелся молитвенный дом. По нашей улице ходили длиннобородые мужчины и женщины в длинных юбках и платочках, завязанных под подбородком.

Как оказалось, родители моего мужа были из староверов! Свекор, конечно, не ходил в молельный дом, не носил бороды, считал себя атеистом, курил и выпивал, как большинство мужчин, прошедших войну.

А свекровь почитала себя верующей, хотя тоже нарушала предписания старой веры.

У истинных староверов запрещено брить бороду, курить, нужно воздерживаться от спиртного, особенно от водки, каждый должен иметь свои кружку-миску-ложку, для посторонних должна быть отдельная посуда, и т. д.

Позднее я прочитала прекрасный роман П.И.Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах», посвященный описанию жизни староверов в районе Предуралья. Так много узнала нового для себя, книга просто потрясла меня!

В чем же отличие старого православия от нового, никонианского? За что претерпели столько гонений, страданий и казней поборники старой веры?

Раскол произошел при патриархе Никоне, который предпринял церковную реформу в 1653 году.

Как известно, составной частью «реформ» Никона, поддержанных «тишайшим» царем Алексеем Михайловичем Романовым, было исправление богослужебных книг по греческим образцам и ведение церковных обрядов по канонам греческой православной церкви, что и привело к церковному расколу.

Тех, кто последовал за Никоном, народ стал называть «никонианами», новообрядцами. Никониане, пользуясь государственной властью и силой, провозгласили свою церковь единственно православной, господствующей, а несогласных нарекли оскорбительной кличкой «раскольники».

На самом же деле противники Никона остались верны древним церковным обрядам, ни в чем не изменив той православной церкви, которая пришла с крещением Руси. Поэтому они называют себя православными старообрядцами, староверами или древлеправославными христианами.

«Спасибо!»: почему это слово стало запретным для старообрядцев

Между старой и новой, никонианской верой, нет никаких различий в учении, а только чисто внешние, церемониальные. Так, староверы продолжают креститься двуперстием, а новообрядцы — тремя перстами. На старых иконах имя Христа пишется с одной буквой «и» — «Исус», на новых «Иисус». Староверы отвечают на молитву священника в честь Св.

Троицы двукратным «Аллилуйя» (сугубая аллилуйя), а не троекратным, как в новом православии. Крестный ход староверы совершают по часовой стрелке, Никон же распорядился — против часовой стрелки. Совершенной формой креста у старообрядцев считается восьмиконечная, а четырёхконечная, как заимствованная из латинской церкви, не применяется в ходе богослужения.

Есть разница в поклонах…

«Спасибо!»: почему это слово стало запретным для старообрядцев

Конечно, цель, которую преследовал Никон, начиная реформу, была не только в изменении внешних атрибутов богослужений. В. Петрушко в своей статье «Патриарх Никон. К 400-летию со дня рождения. Богослужебная реформа» пишет:

«Церковная реформа Патриарха Никона, повлекшая за собой возникновение старообрядческого раскола, нередко воспринимается как главная цель его деятельности. На самом деле она была, скорее, средством.

Во-первых, через реформу Патриарх угождал царю, чающему стать вселенским православным государем — именно с этого и началось возвышение Никона.

Во-вторых, благодаря преобразованиям Никон укреплял свое положение и мог надеяться, со временем, стать таким же вселенским Патриархом».

  • и там же:
  • «Со стороны организации он хотел исправить церковь, но не установлением в ней соборного начала, а посредством проведения в ней строгого единовластия патриарха, независящего от царя, и посредством возвышения священства над царством».

(Желающие могут прочесть всю статью: www.sedmitza.ru/text/436332.html).

Возвыситься над царем Никону не удалось, он возглавлял Церковь всего шесть лет, потом восемь лет жил в Новоиерусалимском монастыре под Москвой, фактически на положении опального, и ещё 15 лет провел в ссылке в Ферапонтовом и Кирилловом — Белозерском монастырях.

После раскола в старообрядчестве возникло несколько ветвей. Одна из них — поповство, которая меньше всего отличается в догматике от нового православия, хотя обряды и традиции соблюдаются старинные.

По некоторым данным их насчитывается на постсоветском пространстве около 1,5 миллиона человек, и они образуют две общины: Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ) и Русская древлеправославная церковь (РДЦ).

Вторая ветвь старообрядцев — беспоповство, возникла в XVII веке после смерти священников старого рукоположения, а новых священников принять не хотели, так как не осталось ни одного епископа, поддерживающего старую веру. Они стали именоваться как «древлеправославные христиане иже священства не приемлющие».

Изначально они искали спасения от гонений в диких необжитых местах на побережье Белого моря, и потому стали называться поморами. Беспоповцы объединены в Древлеправославную поморскую церковь (ДПЦ). Сторонников ДПЦ много в Нижегородской обасти и в Карелии, встречаются они и в других местах.

«Спасибо!»: почему это слово стало запретным для старообрядцев

Вековые преследования со стороны официальной религии и властей выработали у староверов особый, сильный характер. Ведь отстаивая свою правоту, они целыми семьями шли в огонь, подвергая себя самосожжению. По архивным данным, в XVII—XVIII веках самосожжению подвергли себя более 20 тысяч старообрядцев, особенно в годы правления Петра I.

При Петре указом 1716 года староверам было разрешено жить в селениях и городах, при условии платежа двойной подати, староверы не имели права занимать общественные должности и быть свидетелями в суде против православных. Им запретили носить традиционную русскую одежду, брали налог за ношение бород, и т. д.

При Екатерине II староверам было разрешено селиться в столице, но был издан указ о собирании с купцов-старообрядцев двойной подати. Видимо, обязанность платить лишние налоги способствовала воспитанию у староверов привычки к упорному труду, и староверы оказали заметное влияние на деловую и культурную жизнь России.

Староверы всегда старались держаться вместе, поддерживая друг друга. Некоторые из них стали удачливыми купцами, промышленниками, меценатами — семьи Морозовых, Солдатенковых, Мамонтовых, Щукиных, Кузнецовых, Третьяковых хорошо известны большинству россиян. Знаменитый мастер-изобретатель И. Кулибин также был выходцем из семьи староверов.

Продолжение следует…

«Спасибо!»: почему это слово стало запретным для старообрядцев «Спасибо!»: почему это слово стало запретным для старообрядцев «Спасибо!»: почему это слово стало запретным для старообрядцев

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/world/articles/29376/

Что общего у старообрядческих традиций и воровского кодекса

У преступников, сидящих за решёткой, и староверов, не принявших никонианские реформы Церкви, на самом деле много общего. Но не в вопросах религии, а в общественном укладе, правилах поведения и решении бытовых вопросов.

Кроме того, старообрядческие традиции и воровской кодекс возникли примерно в одно и то же время. Старообрядцы объединились в общины со своими правилами жизни в XVII веке. А первый вор в законе — Ванька Каин, придумавший основные воровские понятия, жил и «трудился» в начале XVIII века. Так что же общего у сидельцев и староверов?

Читайте также:  Какие территории россия потеряла в результате революции 1917 года

«Спасибо!»: почему это слово стало запретным для старообрядцев

Старообрядцы, в отличие от воров, грабителей и убийц, подчиняются законам Российской Федерации. Однако в тюрьмах их всё-таки не встретишь — староверы чрезвычайно законопослушны и преступлений не совершают. Однако случается и так, что кто-то из общины нарушает принятые в ней нормы поведения и правила. Хотя это происходит крайне редко, потому что свои традиции старообрядцы свято соблюдают.

В случае совершения какого-либо проступка участником общины собирается совет или сход. В него входят самые уважаемые члены старообрядческой общины, но главным считается старейшина. Сход обладает правом решать, какое наказание следует применить в том или ином случае.

Чаще всего провинившийся в качестве наказания должен сделать 100 или 200 земных поклонов. Самым страшным наказанием у старообрядцев считается изгнание из общины без права на возвращение. Назначить такое наказание может только старейшина.

Есть свой «старейшина» и у криминальной братии — вор в законе, контролирующий определённую территорию или тюрьму, или колонию.

У преступников все спорные вопросы касательно наказаний за отступление от тюремных понятий принимаются на общей сходке. Её структура такая же, как у старообрядцев. Принятие решений возлагается на самых авторитетных бандитов во главе с вором в законе.

Впрочем, последнее слово на сходке остаётся за вором в законе. Только он в праве окончательно решать, какое наказание заслужил отступник — простое понижение в преступной иерархии или же смерть.

Кстати, и на воровских сходках, и на старообрядческих сходах решаются вопросы насчёт распределения денег из общака.

Общаки на зоне и в общинах российских старообрядцев

Общая казна, или сокращённо общак, есть и у староверов, и у преступных группировок, и у заключённых, сидящих в одной тюрьме. Разнятся только пути добычи этих денег. В традициях старообрядцев заложена любовь к труду, поэтому приверженцы старой веры работают, не покладая рук.

А все вырученные за работу деньги они отдают в общинную кассу. Преступники же, понятное дело, денежные средства добывают в основном нечестным путём. Но каждый, сидящий в той или иной тюрьме, обязан внести свой вклад в тюремный общак.

Схожи уголовные понятия и традиции старообрядцев в том, на что тратятся деньги, находящиеся в общаке.

Так, старообрядцы охотно выделяют средства своим собратьям, оказавшимся в трудном финансовом положении. Воры в законе, держащие общак, тоже очень редко отказывают своим «подопечным» в выделении средств.

Деньги нуждающимся зекам и даже их семьям выдают только после того, как они докажут, что без этих денег они просто-напросто не выживут. Оказавшиеся в затруднительном положении староверы тоже должны доказать свою финансовую несостоятельность.

А ещё в случае крайней нужды староверы выделяют из общего фонда деньги на подкуп чиновников и других представителей власти. Обычно так поступают, если кто-то мешает старообрядцам вести свой бизнес. А таких немало.

У преступников же это обычное дело: если нужно «отмазать» ценного человека или подкупить судью, то деньги из общака изымаются незамедлительно. К слову, говорить «спасибо» за выданные средства из общака на зоне и в общинах старообрядцев не принято.

«Спасибо!»: почему это слово стало запретным для старообрядцев

У старообрядцев запрет на «спасибо» в качестве словесной благодарности появился из-за этимологии этого слова. Согласно некоторым исследованиям слово «спасибо» образовалось от выражения «спаси Бог». По другой версии, говоря спасибо, благодарили не христианского Бога, а языческого — Бо, Бая или Абу.

Конечно же, христиане-староверы не могли принять тот факт, что в слове «спасибо» есть частичка от языческого бога. Поэтому это слово начисто исчезло из их лексикона.

Между собой старообрядцы благодарят друг друга, говоря «Спаси Христос!». А людям иной веры, оказавшим услугу или какую-либо помощь, староверы говорят «благодарю».

Точно так же благодарят кого-либо и преступники, соблюдающие тюремные традиции. Но почему зеки не говорят «спасибо»?

Согласно тюремным понятиям, говорить своим сокамерникам «спасибо» за что-то не принято. Обычно друг друга заключённые благодарят словами «благодарю», «душевно», «благодарствую» или «от души». Запрет на слов «спасибо» появился неслучайно, и тому было несколько причин.

Во-первых, такие слова, как «пожалуйста» и «спасибо» в речи заключённого расцениваются как проявление излишней интеллигентности. Слишком вежливых считают заносчивыми и стремящимися поставить себя выше других.

Во-вторых, излишняя вежливость во времена Советского Союза с головой выдавала партработников, которых специально подсаживали к зекам, чтобы те попытались «перевоспитать» их. Разумеется, этих людей не любили.

И, в-третьих, слова «пожалуйста» и «спасибо» используют ненавидимые заключёнными начальники тюрьмы, следователи, судьи и надзиратели. Один этот последний факт заставляет сидельцев отказаться от использования слова «спасибо» в своей речи. Но не только неупотребление слова «спасибо» роднит заключённых и старообрядцев.

Запрет на сквернословие

Пожалуй, одной из главных общих традиций у староверов и заключённых является табу на употребление нецензурных слов. У людей, входящих в общины старообрядцев, есть свои причины на то, чтобы не материться. По мнению староверов, нецензурная брань, звучащая из уст людей, даёт силу дьяволу. А тот, напитавшись этой силой, может разрушить наш мир, сотворённый Богом.

Кроме того, матерные слова обладают отрицательной энергетикой, что является причиной саморазрушения человека. Старообрядцы верят, что тот, кто произносит ругательства, таким образом призывает бесов к себе в помощники. А те в свою очередь наделяют сквернослова злостью и жестокостью.

Но есть и одна причина, общая для старообрядцев и заключённых, из-за которой они не употребляют бранные слова.

Матерные слова, произошедшие от названий испражнений, сексуальных действий и нечистот и у заключённых, и у староверов считаются источником бед. Тот, кто произносит эти слова, автоматически притягивает их к себе и к окружающим его людям. Поэтому зеки, чтящие тюремные понятия, стараются не материться.

Например, последний вор в законе, считающийся «правильным», Владимир Бабушкин за всё время своего пребывания на зоне не произнёс ни одного бранного слова. В общем-то, они заключённым и не нужны, ведь практически все они разговаривают на особом тюремном языке — фене. Некоторые общины старообрядцев тоже разговаривают на кажущемся отличным от русского языке.

Однако это не секретный язык, а всего лишь уникальный диалект.

В русской фене есть множество заменителей матерных слов. Поэтому запрет на сквернословие не обедняет лексикон преступников, сидящих в тюрьмах и разгуливающих на воле.

Они охотно используют заменители, чтобы не схлопотать от старших. К слову, и у зеков, и старообрядцев за сквернословие следуют довольно серьёзные наказания.

К тому же, представителей этих сообществ могут наказать и за воровство у своих, и за обман.

Чем занимаются смотрящие на зоне

Источник: https://www.factroom.ru/obshchestvo/chto-obshchego-u-staroobryadcheskih-tradicij-i-vorovskogo-kodeksa

«Спасибо!»: почему это слово стало запретным для старообрядцев

Сегодня большинство россиян, выражая признательность за оказанную услугу, подарок, съеденный обед и пр., говорят «Спасибо!», не вдумываясь глубоко в этимологию этого слова.

Немало также тех, кто, желая сформулировать те же чувства одним словом, произносят «Благодарю!». Удивительно, но правильность употребления этих двух тождественных (на взгляд обычного человека) выражений вызывает споры и поныне.

Стоит, видимо, разобраться, кто же прав в этом затянувшемся уже на века препирательстве.

Когда появилось слово «спасибо»

Некоторые пишущие на эту тему авторы, желая принизить значимость слова «спасибо», относят популярность его массового употребления к началу 20 века.

Это – явное (вольное или невольное) заблуждение, ведь в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля, созданию которого он посвятил 53 года, уже анализируется этимология этого слова. Даль пишет, что это – наречие, сокращенное от «спаси Бог». Активно употреблялось слово «спасибо» и в русской литературе 19-го века. Читаем у А. С.

Грибоедова: « Спасибо, научил двоюродный ваш брат» («Горе от ума», 1818–1824гг.) и у Л. Н. Толстого: «Спасибо ещё к стогам прибились, а то все бы чисто позамёрзли — холод был» («Метель», 1856 г.).

А в «Этимологическом словаре русского языка» М. Фасмера (и поныне наиболее объемный труд по этой тематике) отмечается, что именно праславянское «съпаси богъ» было предшественником выражения «спасибо».

О слове «благодарю»

И все же, возможно, более древнее происхождение имеет выражение «благодарю». Во всяком случае, в первом переводе на русский Библии (1818 г.) употребляется именно это слово. Например, «Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня» (Ин.

11:41). Или «Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди…» (Лк. 18:11). Слово же «спасибо» в тексте первой переведенной на русский Библии не употребляется ни разу.

Специалисты относят его появление, по крайней мере, к концу 16 века.

Кто не приемлет слово «спасибо»

Судя по всему, негативное восприятие слова «спасибо» стало результатом церковной реформы, начатой патриархом Никоном в 50-ых годах 17-го века. Во всяком случае, именно в старообрядческой среде и до сих пор не принято в качестве благодарности употреблять слово «спасибо».

По мнению староверов, в нем из-за сокращения буквы «Г» упоминание Господа становится «усеченным». Некоторые старообрядцы считают, что в слове «спасибо» скрывается имя языческого бога – «спаси Бай», в другом варианте именем идола является Аба.

Некоторым же претит это выражение, поскольку часто всуе упоминается имя Божье. Старообрядцы (поповцы, кержаки, гусляки и др.) предпочитают вместо «спасибо» говорить «Спаси (тебя) Христос» или же «Благодарю». Придерживались (да и сейчас тоже) такого обращения и многие казаки.

Чтобы в этом убедиться, стоит внимательнее прочитать Шолоховский «Тихий Дон».

Возможно, со временем разногласия по поводу значения и употребления выражения «спасибо» утихнут.

Источник: https://cyrillitsa.ru/tradition/98551-spasibo-pochemu-yeto-slovo-stalo-zapr.html

СТАРООБРЯДЧЕСТВО

Авторы: Е. М. Юхименко

Ста­ро­об­ряд­че­ст­во в Рос­сий­ской им­пе­рии. С на­ча­лом ре­форм Пет­ра I прекра­ти­лись от­кры­тые го­не­ния на ста­ро­об­ряд­цев. Дек­ла­ри­руе­мый пра­ви­тель­ст­вом прин­цип ве­ро­тер­пи­мо­сти стал ис­поль­зо­вать­ся для по­пол­не­ния гос.

каз­ны (в 1705 вве­де­на по­шли­на на бо­ро­ду, в 1716 ста­ро­об­ряд­цам доз­во­ле­но на­рав­не с др.

под­дан­ны­ми от­кры­то жить в се­ле­ни­ях и го­ро­дах, но при ус­ло­вии пла­те­жа двой­но­го по­дат­но­го ок­ла­да и без пра­ва про­по­ве­ди сво­его уче­ния; за­пи­сав­шие­ся в двой­ной ок­лад бы­ли ог­ра­ни­че­ны в гра­ж­дан­ских пра­вах и долж­ны бы­ли не­сти не­ко­то­рые осо­бые по­вин­но­сти).

На­чал­ся пе­ри­од ор­га­ни­за­ции круп­ных ста­ро­об­ряд­че­ских цен­тров, ус­пеш­но осу­ще­ст­в­ляв­ших хо­зяй­ст­вен­ную дея­тель­ность и куль­тур­ное строи­тель­ст­во (Вы­гов­ское об­ще­жи­тель­ст­во и др.).

Од­на­ко го­су­дар­ст­вен­ные и цер­ков­ные вла­сти ста­ра­лись не до­пус­тить ши­ро­ко­го рас­про­стра­не­ния ста­ро­об­ряд­че­ст­ва, его про­па­ган­да ка­те­го­ри­че­ски за­пре­ща­лась, а уже во 2-й по­ло­ви­не цар­ст­во­ва­ния Пет­ра I при­тес­не­ния ста­ро­об­ряд­цев вновь уси­ли­лись. С нач. 18 в.

при под­держ­ке го­су­дар­ст­ва РПЦ ста­ла осу­ще­ст­в­лять дея­тель­ность по об­ра­ще­нию ста­ро­об­ряд­цев в пра­во­сла­вие. Не­об­хо­ди­мость от­вет­ной по­ле­ми­ки с гос. цер­ко­вью спо­соб­ст­во­ва­ла на­ча­лу сис­те­ма­ти­че­ской ра­бо­ты по сбо­ру цер­ков­но-ар­хео­ло­ги­че­ских сви­де­тельств в за­щи­ту ста­рой ве­ры (об­шир­ные по­ле­ми­ко-дог­ма­ти­че­ские трак­та­ты «Дья­ко­но­вы от­ве­ты», 1719, «По­мор­ские от­ве­ты», 1723).

Читайте также:  Сколько кладов до сих пор не найдено в россии

В 1725 бы­ла соз­да­на осо­бая Рас­коль­ни­чья кон­то­ра, к ко­то­рой пе­ре­шли ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-по­ли­цей­ские де­ла по рас­ко­лу. По­сле не­ко­то­ро­го ос­лаб­ле­ния в цар­ст­во­ва­ние Ека­те­ри­ны I и Пет­ра II стро­гость за­ко­нов бы­ла уси­ле­на при имп.

Ан­не Ива­нов­не и осо­бен­но при Ели­за­ве­те Пет­ров­не. При Пет­ре III в 1762 ста­ро­об­ряд­цы бы­ли при­рав­не­ны в от­но­ше­нии ре­лиг. сво­бо­ды к ино­вер­цам, жив­шим внут­ри Рос­сии. В 1763 Рас­коль­ни­чья кон­то­ра бы­ла уп­разд­не­на.

Ека­те­рина II в 1762 раз­ре­ши­ла ушед­шим за гра­ни­цу ста­ро­об­ряд­цам воз­вра­тить­ся в Рос­сию и по­се­лить­ся в По­вол­жье, где воз­ник­ли Ир­гиз­ские мо­на­сты­ри – центр бег­ло­по­пов­цев (по­пов­ско­го со­гла­сия, при­ни­мав­ше­го к се­бе свя­щен­ни­ков, пе­ре­шед­ших из гос. церк­ви).

По­ли­ти­ка ве­ро­тер­пи­мо­сти Ека­те­ри­ны II спо­соб­ст­во­ва­ла смяг­че­нию дав­ле­ния на ста­ро­об­ряд­цев.

По­сле эпи­де­мии чу­мы в Мо­ск­ве в 1771 бы­ло раз­ре­ше­но ор­га­ни­зо­вать два ста­ро­об­ряд­че­ских клад­би­ща с ча­сов­ня­ми – Ро­гож­ское для по­пов­цев и Пре­об­ра­жен­ское для бес­по­пов­цев, ко­то­рые вско­ре пре­вра­ти­лись в мо­на­сты­ри и ста­ли ду­хов­ны­ми и адм. цен­тра­ми сво­их со­гла­сий. Их под­дер­жи­ва­ло бо­га­тое мо­с­ков­ское ку­пе­че­ст­во, в боль­шин­ст­ве сво­ём ста­ро­об­ряд­че­ское. В 1782 ста­ро­об­ряд­цы бы­ли ос­во­бо­ж­де­ны от двой­но­го ок­ла­да, с 1783 бы­ло за­пре­ще­но упот­реб­лять в офи­ци­аль­ных бу­ма­гах и раз­го­во­ре сло­во «рас­коль­ник» как бран­ное; в 1785 было раз­ре­ше­но вы­би­рать ста­ро­об­ряд­цев на об­ще­ст­вен­ные долж­но­сти.

С 1780-х гг. не­ко­то­рые об­щи­ны бег­ло­по­пов­цев вы­ра­жа­ли го­тов­ность вой­ти в под­чи­не­ние Свя­тей­ше­му Си­но­ду при ус­ло­вии со­хра­не­ния ста­рых об­ря­дов и раз­ре­ше­нии иметь свя­щен­ни­ков, по­став­лен­ных епи­ско­па­ми гос­под­ствую­щей церк­ви.

В 1800 ука­зом Пав­ла I ут­вер­жде­ны «Пра­ви­ла еди­но­ве­рия», ко­то­ры­ми уч­ре­ж­да­лись еди­но­вер­че­ские при­хо­ды ста­ро­об­ряд­цев, под­чи­няв­шие­ся епар­хи­аль­ной и си­но­даль­ной вла­сти (сво­их епи­ско­пов еди­но­вер­цы иметь не мог­ли). Еди­но­вер­че­ские церк­ви бы­ли от­кры­ты в С.-Пе­тер­бур­ге (1799), Мо­ск­ве (1801) и др. мес­тах.

Вве­де­ние еди­но­ве­рия ис­поль­зо­ва­лось пра­ви­тель­ст­вом как спо­соб вклю­че­ния ста­ро­об­ряд­че­ских об­щин в струк­ту­ру РПЦ, при­ме­ня­лись и ме­то­ды не­яв­но­го при­ну­ж­де­ния (по­сле ука­за 1827, за­пре­тив­ше­го пе­ре­ход свя­щен­ни­ков из офи­ци­аль­ной церк­ви в ста­ро­об­ряд­че­ские об­щи­ны, Ир­гиз­ские мо­на­сты­ри, в ко­то­рых в это вре­мя про­жи­ва­ло ок.

3 тыс. чел., ока­за­лись вне за­ко­на; к 1841 все они по рас­по­ря­же­нию пра­ви­тель­ст­ва бы­ли пе­ре­да­ны еди­но­вер­че­ской церк­ви).

Бла­го­да­ря по­ли­ти­ке ве­ро­тер­пи­мо­сти Алек­сан­д­ра I в 1-й четв. 19 в. су­ще­ст­во­ва­ние ста­ро­об­ряд­че­ст­ва бы­ло от­но­си­тель­но спо­кой­ным. При Ни­ко­лае I ме­ры про­тив рас­ко­ла зна­чи­тель­но уже­сто­чи­лись. Пра­ви­тель­ст­во не де­ла­ло раз­ли­чий ме­ж­ду ста­ро­об­ряд­че­ст­вом и сек­тант­ст­вом. В 1835 все про­ти­во­стоя­щие офи­ци­аль­ной церк­ви ре­лиг.

об­щи­ны бы­ли раз­де­ле­ны на: 1) «сек­ты вред­ней­шие», ку­да на­ря­ду с сек­та­ми вклю­ча­лись край­ние на­прав­ле­ния бес­по­пов­ст­ва (от­вер­гав­шие брак и мо­лит­ву за ца­ря); 2) «сек­ты вред­ные» – бес­по­пов­цы, прак­ти­ко­вав­шие брак (но­во­жё­ны) и мо­лит­ву за ца­ря; 3) «сек­ты ме­нее вред­ные» – по­пов­цы (разъ­яс­не­ния Свя­тей­ше­го Си­но­да по за­про­су МВД, 1842).

Это раз­де­ле­ние ста­ло ос­но­вой гос. по­ли­ти­ки. В 1831 был уч­ре­ж­дён сек­рет­ный Со­ве­ща­тель­ный ко­ми­тет, с 1838 по­доб­ные ко­ми­те­ты ор­га­ни­зо­ва­ны в гу­бер­ни­ях. На ста­ро­об­ряд­цев об­ру­шил­ся всё бо­лее на­рас­тав­ший к сер. 19 в. по­ток ог­ра­ни­че­ний и ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-по­ли­цей­ских мер.

Все де­ла, свя­зан­ные со ста­ро­об­ряд­че­ст­вом, от­но­си­лись к сфе­ре дей­ст­вия уго­лов­но­го пра­ва. Ста­ро­об­ряд­цам вос­пре­ща­лось за­ня­тие об­ще­ст­вен­ных долж­но­стей (1831, 1838); ста­ро­об­ряд­цы-бес­по­пов­цы бы­ли ли­ше­ны пра­ва на об­ще­ст­вен­ные от­ли­чия. Вла­сти за­пре­ти­ли строи­тель­ст­во но­вых ча­со­вен и ре­монт ста­рых (1826).

Эти по­ста­нов­ле­ния во­шли в Свод за­ко­нов 1857 и в той или иной ме­ре про­су­ще­ст­во­ва­ли до об­на­ро­до­ва­ния Ма­ни­фе­ста о ве­ро­тер­пи­мо­сти 17.10.1905. По­сле ут­вер­ждён­но­го в 1853 рас­по­ря­же­ния Осо­бо­го сек­рет­но­го ко­ми­те­та о по­сте­пен­ном уп­разд­не­нии «про­ти­во­за­кон­ных рас­коль­ни­че­ских сбо­рищ», в т. ч.

ски­тов и мо­на­сты­рей, в 1854–56 бы­ли опе­ча­та­ны ал­та­ри Ро­гож­ско­го клад­би­ща, часть Пре­об­ра­жен­ско­го мо­на­сты­ря пе­ре­да­на еди­но­вер­цам, Вы­гов­ское об­ще­жи­тель­ст­во за­кры­то.

Ма­ни­фест 17(30).10.1905 дал ста­ро­об­ряд­цам рав­ные с др. гра­ж­да­на­ми им­пе­рии пра­ва: раз­ре­ша­лось со­ору­же­ние и ре­монт ста­ро­об­ряд­че­ских мо­лит­вен­ных до­мов, уст­рой­ст­во ски­тов и мо­на­сты­рей, на­ча­лось бур­ное воз­ро­ж­де­ние цер­ков­ной и куль­тур­ной жиз­ни рос. ста­ро­об­ряд­цев.

К 1910 в Рос­сии бы­ло об­ра­зо­ва­но и офи­ци­аль­но за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­но 1,3 тыс. ста­ро­об­ряд­че­ских об­щин, к 1913 по­строе­но бо­лее 1 тыс. ­храмов, уст­рое­но неск. но­вых мо­на­сты­рей. Воз­ник­ли ста­ро­об­ряд­че­ские шко­лы, ин­сти­ту­ты, ти­по­гра­фии, пе­рио­ди­че­ские из­да­ния (ж. «Из­бор­ник», газ.

«Го­лос ста­ро­об­ряд­ца», «На­род­ная га­зе­та» и др.), му­зеи, бла­го­тво­ри­тель­ные ор­га­ни­за­ции.

Ста­ро­об­ряд­че­ст­во в СССР. Уже в 1917–18 за­кры­лись мно­гие ста­ро­об­ряд­че­ские церк­ви и мо­лит­вен­ные до­ма, бы­ли уп­разд­не­ны поч­ти все мо­на­сты­ри, за­кры­ты пе­рио­ди­че­ские из­да­ния, учеб­ные за­ве­де­ния.

Ста­ро­об­ряд­цы, в си­лу ис­то­ри­че­ских при­чин, в зна­чи­тель­ной сво­ей час­ти про­жи­вав­шие на ок­раи­нах Рос­сии (в Си­би­ри, на юге) и пре­об­ла­дав­шие сре­ди ку­пе­че­ст­ва и за­жи­точ­но­го кре­сть­ян­ст­ва, ак­тив­но уча­ст­во­ва­ли в Бе­лом дви­же­нии.

В ка­зачь­их час­тях А. И. Де­ни­ки­на дей­ст­во­ва­ли ста­ро­об­ряд­че­ские пол­ко­вые свя­щен­ни­ки. В ар­мии А. В.

Кол­ча­ка су­ще­ст­во­ва­ли со­сто­яв­шие из ста­ро­об­ряд­цев «доб­ро­воль­че­ские кре­сто­нос­ные дру­жи­ны», был соз­дан и ин­сти­тут во­ен­ных свя­щен­ни­ков Бе­ло­криниц­кой ие­рар­хии.

По­сле окон­ча­ния Гражд. вой­ны 1917– 1922 сов. пра­ви­тель­ст­во пред­при­ня­ло ряд ша­гов по при­вле­че­нию ста­ро­об­ряд­цев: 5.10.1921 из­да­но воз­зва­ние к ста­ро­об­ряд­цам и сек­тан­там, где ут­вер­жда­лось, что их те­перь «ни­кто, ни­ко­гда…

не бу­дет пре­сле­до­вать»; бы­ла соз­да­на пра­ви­тель­ст­вен­ная ко­мис­сия «по за­се­ле­нию сво­бод­ных зе­мель сек­тан­та­ми и ста­ро­об­ряд­ца­ми», дей­ст­во­вав­шая при­бли­зи­тель­но до 1924. В 20-е гг. ста­ло воз­мож­ным не­ко­то­рое воз­ро­ж­де­ние ста­ро­об­ряд­че­ской цер­ков­ной жиз­ни.

В 1923 ар­хи­епи­скоп Ме­ле­тий (Кар­ту­шин) и епи­скоп Пет­ро­град­ский и Твер­ской Ге­рон­тий (Ла­ком­кин) вы­пус­ти­ли «Ар­хи­пас­тыр­ское по­сла­ние» с при­зы­вом к сво­ей па­ст­ве быть ло­яль­ны­ми по от­но­ше­нию к но­вой вла­сти.

С раз­ре­ше­ния вла­стей ста­ро­об­ряд­цы раз­ных со­гла­сий про­ве­ли ряд со­бо­ров и со­бор­ных за­се­да­ний, на ко­то­рых рас­смат­ри­ва­лись во­про­сы ус­та­ва и бо­го­слу­же­ния, уст­рое­ния цер­ков­ной жиз­ни в но­вых ис­то­ри­че­ских ус­ло­ви­ях: бе­ло­кри­ниц­кие со­бо­ры (1925–27), ре­гио­наль­ные по­мор­ские со­бо­ры и съез­ды (1923–27), фе­до­се­ев­ский (1924), спа­сов­ские (1924–27). Во­зоб­но­ви­лось из­да­ние «Ста­ро­об­ряд­че­ских цер­ков­ных ка­лен­да­рей». В 1923 со­стоя­лось уч­ре­ж­де­ние трёх­чин­ной ие­рар­хии в бег­ло­попов­ском со­гла­сии.

В кон. 20-х гг. по­ли­ти­ка пра­ви­тель­ст­ва по от­но­ше­нию к ста­ро­об­ряд­цам ме­ня­ет­ся в свя­зи с на­чав­шей­ся в 1929 кол­лек­ти­ви­за­ци­ей сель­ско­го хо­зяй­ст­ва и раз­вер­нув­шей­ся кам­па­ни­ей по «ли­к­ви­да­ции ку­ла­че­ст­ва как клас­са».

Ста­ро­об­ряд­че­ское кре­сть­ян­ское хо­зяй­ст­во в боль­шин­ст­ве сво­ём бы­ло дос­та­точ­но за­жи­точ­ным, и это да­ло ос­но­ва­ние Н. К. Круп­ской ска­зать, что «борь­ба с ку­ла­че­ст­вом есть од­но­вре­мен­но борь­ба со ста­ро­об­ряд­че­ст­вом». Мас­со­вые ре­прес­сии 30-х гг. за­тро­ну­ли ста­ро­об­ряд­че­ст­во столь же силь­но, как и пред­ста­ви­те­лей др.

кон­фес­сий в СССР. За не­же­ла­ние всту­пать в кол­хо­зы мн. ста­ро­об­ряд­цы бы­ли аре­сто­ва­ны и со­сла­ны; часть ста­ро­об­ряд­цев эмиг­ри­ро­ва­ла, пре­иму­ще­ст­вен­но в Ру­мы­нию и Ки­тай.

В хо­де за­кры­тия церк­вей и мо­на­сты­рей про­во­ди­лась то­таль­ная кон­фи­ска­ция икон, ру­ко­пис­ных и пе­чат­ных книг, бо­го­слу­жеб­ных пред­ме­тов, об­ла­че­ний; лишь ка­кая-то их часть по­па­ла в му­зей­ный фонд, мн. па­мят­ни­ки ис­то­рии и куль­ту­ры бы­ли ут­ра­че­ны.

Ес­ли в 1927 Бе­ло­кри­ниц­кая ие­рар­хия на­счи­ты­ва­ла 16–18 епи­ско­пов, то к 1940 на сво­бо­де ос­тал­ся все­го один ар­хие­рей. Бы­ли за­кры­ты все мо­на­сты­ри, аре­сто­ва­но по­дав­ляю­щее боль­шин­ст­во свя­щен­но­слу­жи­те­лей, на­став­ни­ков По­мор­ско­го, Фе­до­се­ев­ско­го и др. бес­по­пов­ских со­гла­сий, мн. об­лас­ти, пре­ж­де счи­тав­шие­ся ста­ро­об­ряд­че­ски­ми, ли­ши­лись всех дей­ст­вую­щих хра­мов.

Свя­зан­ное с Вел. Отеч. вой­ной ос­лаб­ле­ние атеи­сти­че­ской по­ли­ти­ки сов. вла­сти кос­ну­лось и ста­ро­об­ряд­цев. В 1941 бы­ло раз­ре­ше­но вос­ста­но­вить в Мо­ск­ве ста­ро­об­ряд­че­скую ар­хи­епи­ско­пию Бе­ло­кри­ниц­ко­го со­гла­сия. Гла­ва Бе­ло­кри­ниц­кой ие­рар­хии ар­хи­еп.

Ири­нарх (Пар­фё­нов) вско­ре по­сле на­ча­ла вой­ны об­ра­тил­ся к сво­ей па­ст­ве с при­зы­вом встать на за­щи­ту Ро­ди­ны. Был ор­га­ни­зо­ван сбор средств в фонд обо­ро­ны. В во­ен­ные го­ды на­ча­ли воз­ро­ж­дать­ся ста­ро­об­ряд­че­ские при­хо­ды.

В 1945 бы­ла вновь за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­на Пре­об­ра­жен­ская фе­до­се­ев­ская об­щи­на в Мо­ск­ве.

Ан­ти­ре­ли­ги­оз­ная по­ли­ти­ка Хру­щё­ва при­ве­ла к за­кры­тию в 1959 един­ст­венно­го ста­ро­об­ряд­че­ско­го мо­на­сты­ря. В 1962 в Рос­сию (в Став­ро­поль­ский край) вер­ну­лись про­жи­вав­шие ра­нее в Тур­ции ста­ро­об­ряд­цы-не­кра­сов­цы.

Прин­ци­пи­аль­но но­вый этап в ис­то­рии ста­ро­об­ряд­че­ст­ва, свя­зан­ный с де­мо­кра­ти­за­ци­ей об­ще­ст­ва и из­ме­не­ни­ем от­но­ше­ния го­су­дар­ст­ва к ве­рую­щим, на­чал­ся с 1985.

Важ­ным со­бы­ти­ем ста­ло празд­но­ва­ние 1000-ле­тия Кре­ще­ния Ру­си (1988), в ко­то­ром ак­тив­ное уча­стие при­ни­ма­ли и ста­ро­об­ряд­цы. 24.7.1988 ар­хи­епи­скоп Мо­с­ков­ский и всея Ру­си Алим­пий был воз­ве­дён в сан ми­тро­по­ли­та. С кон. 1980-х гг.

на­ча­лась пе­ре­да­ча об­щи­нам цер­ков­ных зда­ний, а так­же зда­ний и тер­ри­то­рий ис­то­ри­че­ских цен­тров ста­ро­об­ряд­че­ст­ва – Ро­гож­ско­го и Пре­об­ра­жен­ско­го клад­бищ.

Про­шло ре­ги­ст­ра­цию боль­шое чис­ло но­вых об­щин; воз­ро­ди­лась цер­ков­но-при­ход­ская жизнь, ста­ло ре­гу­ляр­ным про­ве­де­ние ос­вя­щён­ных со­бо­ров и со­ве­тов ми­тро­по­лии Бе­ло­кри­ниц­кой ие­рар­хии, во­зоб­но­ви­лась ка­но­ни­за­ция свя­тых; важ­ные со­бор­ные со­ве­ща­ния бы­ли про­ве­де­ны так­же в По­мор­ском со­гла­сии. Поя­ви­лись но­вые пе­рио­ди­че­ские из­да­ния, из­да­ва­лась бо­го­слу­жеб­ная, ис­то­ри­че­ская и учеб­ная ли­те­ра­ту­ра. Ста­ло воз­мож­ным вос­ста­нов­ле­ние ду­хов­ных свя­зей с еди­но­вер­ца­ми, жи­ву­щи­ми за ру­бе­жом.

Ста­ро­об­ряд­че­ст­во в со­вре­мен­ной Рос­сии. На 1.1.2003 в РФ за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­но 288 ста­ро­об­ряд­че­ских ре­лиг.

ор­га­ни­за­ций раз­ных со­гла­сий, в том чис­ле: 13 цен­тра­ли­зо­ван­ных ор­га­ни­за­ций, 272 – ме­ст­ные, 1 ре­ли­ги­оз­ное учеб­ное за­ве­де­ние и 2 мо­на­сты­ря.

Зна­чи­тель­ное чис­ло ста­ро­об­ряд­че­ских об­щин про­дол­жа­ет су­ще­ст­во­вать без ре­ги­ст­ра­ции. В на­стоя­щее вре­мя ста­ро­об­ряд­че­ст­во пред­став­ле­но все­ми осн. со­гла­сия­ми, су­ще­ст­во­вав­ши­ми и пре­ж­де.

По­пов­цы. Рус­ская пра­во­слав­ная ста­ро­об­ряд­че­ская цер­ковь (РПСЦ, до 1988 Древ­ле­пра­во­слав­ная цер­ковь Хри­сто­ва). Наи­бо­лее мно­го­чис­лен­ная ор­га­ни­за­ция ста­ро­об­ряд­цев. Име­ет епи­ско­пат, ве­ду­щий своё на­ча­ло (1846) от быв. Бос­но-Са­ра­ев­ско­го (Кон­стан­ти­но­поль­ский пат­ри­ар­хат) митр. Ам­вро­сия (Пап­па-Ге­ор­го­по­ли).

РПСЦ со­сто­ит из 2 не­за­ви­си­мых друг от дру­га ми­тро­по­лий: Мо­с­ков­ской [центр – в Мо­ск­ве, во гла­ве с митр. Андрианом (Четверговым) – с февр. 2004] и Бе­ло­кри­ниц­кой [центр – в г. Браи­ла, Ру­мы­ния, во гла­ве с митр. Ле­он­тием (Изо­то­вым) – с 1996]. К 1.1.

2003 в под­чи­не­нии ми­тро­по­ли­та Мо­с­ков­ско­го, ие­рар­хи­че­ская власть ко­то­ро­го рас­про­стра­ня­ет­ся на ста­ро­об­ряд­цев, про­жи­ваю­щих на тер­ри­то­рии Рос­сии и стран ближ­не­го и даль­не­го за­ру­бе­жья, на­хо­дят­ся 11 епар­хий, ко­то­ры­ми управ­ля­ют 7 епи­ско­пов. В РФ су­ще­ст­ву­ют 184 при­хо­да, ещё ок. 70 – за ру­бе­жом, в осн.

в Ук­раи­не и Мол­да­вии. В со­ста­ве Мо­с­ков­ской мит­ро­по­лии дей­ст­ву­ют 2 мо­на­сты­ря, осу­ще­ст­в­ля­ют слу­же­ние ок. 100 свя­щен­ни­ков и диа­ко­нов. Ка­фед­раль­ный со­бор – По­кров­ский со­бор на Ро­гож­ском клад­би­ще в Мо­ск­ве. При нём же – ре­зи­ден­ция ми­тро­по­ли­та.

Су­ще­ст­ву­ют 2 учи­ли­ща: в Мо­ск­ве (во­зоб­нов­ля­ет­ся по ре­ше­нию Ос­вя­щён­но­го со­бо­ра 2002) и Ко­ст­ро­ме (за­оч­ное). Из­да­ют­ся жур­на­лы «Цер­ковь» и «Ду­хов­ные от­ве­ты».

Рус­ская древ­ле­пра­во­слав­ная цер­ковь (РДЦ, Но­во­зыб­ков­ская ие­рар­хия). Объ­е­ди­ня­ет со­гла­сие, на­зы­вав­шее­ся бег­ло­по­пов­ским и ве­ду­щее своё на­ча­ло со 2-й пол. 17 в. С 1923 – ар­хи­епи­ско­пия.

С 1963 ре­зи­ден­ция гла­вы Древ­ле­пра­во­слав­ной церк­ви на­хо­дит­ся в г. Но­во­зыб­ков Брян­ской обл. при ка­фед­раль­ном Спа­со-Пре­об­ра­жен­ском хра­ме. В 1990 РДЦ был пе­ре­дан мо­с­ков­ский храм во имя свт. Ни­ко­лы Чу­до­твор­ца на За­це­пе.

Су­ще­ст­ву­ет выс­шее древ­ле­пра­во­слав­ное ду­хов­ное учи­ли­ще в Но­во­зыб­ко­ве.

Источник: https://bigenc.ru/text/3041337

Ссылка на основную публикацию