В каких случаях священник отказывал в венчании хантам

Венчание – самая торжественная и трогательная часть свадьбы. Чтобы церемония прошла успешно и не была испорчена досадными мелочами, к ней нужно подготовиться. Необходимо знать, что представляет собой обряд, и какие правила таинства следует соблюдать.

Особенности обряда

В каких случаях священник отказывал в венчании хантам
Для истинно верующих обряд не дань моде. Это освящение союза людей, решивших соединить свою судьбу перед Богом.

В браке благодать Святого Духа объединяет супругов в единое целое. Любовь, нравственная связь, уважение и взаимопонимание четы становятся настолько крепкими, что их не смогут ослабить никакие жизненные трудности. Церковь дает благословение на счастливую семейную жизнь.

Важно! Без совершения таинства никто из православных христиан не признается Церковью супругами, поэтому повенчаться не поздно в любом возрасте. Если чета и без того живет в любви и согласии, благодать еще больше укрепит их семью.

Атрибуты ритуала и их символика

Использование атрибутов во время таинства имеет сакральный смысл, символика которого уходит в глубину веков.

Обручальные кольца

Обручальные кольца – символ того, что брачный союз нельзя расторгнуть. Обменивающиеся кольцам молодожены подтверждают готовность к полному доверию и единению друг с другом.
В каких случаях священник отказывал в венчании хантам
Раньше кольцо жениха делалось из золота. Это значило, что муж, как солнце, будет освещать жену благочестием. Колечко новобрачной – из серебра. Подобно луне, жена будет отражать свет солнца и покоряться ему.

Сейчас материал для колец выбирают не так строго, поэтому они могут быть изготовлены из любых металлов, но предпочтение все же отдают золотым или серебряным колечкам.

Венчальные свечи и венцы

Свечи означают, что венчающиеся чисты и целомудренны перед Богом, а их желание сочетаться браком является искренним.

Пламя венчальной свечи символизирует начало новой жизни, освященной благодатью.

Венцы символизирует корону, а их надевание – коронование. Молодые знаменуют собой венец творения Божьего – первых людей, Адама и Еву.
В каких случаях священник отказывал в венчании хантам
Также венцы надеваются в качестве награды за целомудрие и стремление к освященному союзу. И еще они напоминают о мученичестве, о том, что супружеская жизнь – это добровольное несение трудностей, умение прощать и понимать супруга.

Рушники, кагор, каравай

В ритуале обязательно используют два белых полотенца или два отреза белой ткани. Одно из них обрамляет иконы. На другое – встают молодые во время таинства. Рушники символизируют такую же чистоту мыслей четы, как и белоснежный плат на голове новобрачной.

Кагор олицетворяет кровь Христа. Сладкое крепленое вино молодожены троекратно испивают из чаши в конце церемонии.

Каравай олицетворяет тело Христа. Батюшка в конце церемонии благословляет его. Обычно каравай оставляют в храме в знак благодарности.

Прочие

В каких случаях священник отказывал в венчании хантам

  • Брачующиеся и свидетели непременно надевают нательные крестики;
  • Нужна также освященная икона Спасителя (для жениха) и Божьей Матери (для невесты);
  • Могут понадобиться белые платочки, чтобы держать венцы и свечи.

Совет! Каждая церковь может вводить небольшие корректировки в традиционный набор обязательных для венчания принадлежностей, поэтому лучше обсудить с батюшкой список необходимых предметов заранее.

Особенности процедуры

Рекомендуется записаться на церемонию заранее, минимум за неделю, чтобы выбрать подходящий день и обсудить со священником все детали.

В России венчают тех, кто предварительно заключил официальный брак в загсе. Только церковный брак в России не имеет юридической силы. В храм нужно принести паспорта и брачное свидетельство. Будет ли официальная регистрация и венчание в один день или в разные – это решают брачующиеся.
В каких случаях священник отказывал в венчании хантам
В качестве редкого исключения возможно венчание без официальной регистрации. Священнослужители могут пойти навстречу, если сложились экстремальные обстоятельства. Например, одному из желающих заключить брак предстоит срочная опасная операция. Тогда разрешение сможет выдать епархиальный архиерей.

Запретные дни

Дни, когда нельзя венчаться:

  1. Периоды, пока идут четыре длительных поста;
  2. От Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января);
  3. Масленичная неделя (Сырная седмица) перед Великим постом;
  4. Светлая (Пасхальная) седмица после Пасхи;
  5. Во вторник, четверг и субботу;
  6. В день перед великими церковными праздниками;
  7. Накануне и в дни, когда празднуется Воздвижение Креста Господня и Усекновение Главы Иоанна Предтечи (идет строгий пост);
  8. Перед престольными храмовыми праздниками. Они в каждой церкви бывают свои, следует предварительно уточнять;

В каких случаях священник отказывал в венчании хантам

Кого не обвенчают?

Венчанный брак не заключается в случаях:

  1. Кто-либо из венчающихся является атеистом и пришел в церковь, подчиняясь принуждению;
  2. Кто-либо из пары уже связан браком;
  3. Брачующиеся находятся в родственной связи. Нельзя жениться родственникам вплоть до троюродных братьев и сестер;
  4. Брачующиеся состоят в духовном родстве (крестные и крестники). Раньше это правило строго соблюдалось, сейчас в порядке исключения можно получить разрешение архиерея;
  5. Не совершат обряд над некрещеными;
  6. Венчаться можно только три раза, четвертый раз запрещено.

Подготовка к церемонии

Для начала будущим супругам надо подойти в церковь и побеседовать с батюшкой. Это нужно, чтобы решить организационные моменты и получить ответы на интересующие вопросы. Батюшка обязательно спросит, состоят ли люди в официальном браке, а если нет, то когда собираются его заключить.

Он непременно поинтересуется, по доброй ли воле решено обвенчаться, а также уточнить взгляды на семейную жизнь.
В каких случаях священник отказывал в венчании хантам
В течение минимум трех суток до обряда следует выдержать пост. Надо отказаться от скоромных продуктов (мясной, молочной пищи, яиц), алкоголя, курения, а также воздержаться от сексуальных отношений.

Важно! Поощряется чтение молитв (батюшка подскажет, каких), посещение вечерней службы. Жених с невестой могут посещать храм как вместе, так и порознь.

Требуется пройти исповедь и принять причастие. Это можно сделать как накануне венчания, так и непосредственно перед ним. Главное для будущей четы в эти дни – сохранять светлое, радостное настроение в ожидании благодати.

Этапы процесса

Таинство совершается последовательно и состоит из нескольких плавно сменяющих друг друга этапов.

Обручение

Начинается, когда завершится Божественная Литургия. Жениху нужно встать по правую руку от батюшки, невесте – по левую.

Начало обряда – каждение. Батюшка трижды благословляет молодоженов по очереди. Молодые крестятся, и священнослужитель вручает им горящие свечи.
В каких случаях священник отказывал в венчании хантам
Далее идет молитва об обручающихся, спасении их души, благословении на благодеяния. Затем батюшка надевает кольцо жениху, дальше невесте, три раза крестообразно осеняет их.

Кольца предварительно освящаются на святом престоле данной церкви. Молодожены трижды меняются кольцами, и батюшка читает молитву о благословении и обручении Господом этой пары.

Обручиться можно заранее. Обычно это делается за месяц до венчания. Некоторые пары считают, что в этом случае совершается настоящее таинство, ведь на обряде не присутствуют посторонние люди. Кроме того, в дальнейшем значительно сокращается общее время церемонии. Это может оказаться важным, если среди гостей будет много детей и пожилых людей.

Брачные обеты

  • В каких случаях священник отказывал в венчании хантам
    Молодожены с горящими свечами выходят на середину храма, встают на белое полотенце возле аналоя.
  • Священник задает вопросы, добровольно ли молодые заключают брак, не держат ли они друг друга в заблуждении относительно своих намерений.
  • Звучат три молитвы, где испрашивается благословение для брачующихся.
  • Затем наступает самый торжественный момент – батюшка, взяв венец, благословляет жениха, далее невесту со словами «Господи, Боже наш, славою и честью венчай их».

Чтение Священного Писания и Общая чаша

Зачитывается отрывок послания апостола Павла, где говорится об обязанностях супругов в семье. Затем читают Евангелие, и снова возносится молитва о новобрачных.

Потом все читают молитву «Отче наш». Ее лучше выучить заранее. Молодожены в ней свидетельствуют о готовности служить Господу и выполнять Его волю в семье.
В каких случаях священник отказывал в венчании хантам
Батюшка подает чашу с вином. Новобрачные поочередно тремя глотками должны из нее испить.

Обхождение аналоя

Священнослужитель скрепляет правые руки четы и накрывает их концом епитрахили (длинной ленты) в олицетворение того, что жена вручается мужу.

Затем он, держа крест, троекратно обводит пару вокруг аналоя. Круг является символом нерасторжимости заключенного союза. В это время поются церковные тропари, которые воссылают благодарение за заключение брака.

Затем с супругов снимаются венцы. Они преклоняют головы и скрепляют союз целомудренным поцелуем.

Какие слова говорит священник?

Батюшка торжественно приветствует вновь созданную семью. Жениху предписывается «умножаться и ходить в мире», а невесте – заботиться о «веселии мужа».

Затем молодоженов ведут к царским вратам. Там они целуют крест и им вручаются венчальные иконы. Батюшка обращается с напутствием.

Суть его в том, что для сохранения любви надо вести праведную жизнь, уважать и почитать супруга.

Что делают свидетели?

Присутствие свидетелей необязательно, но желательно. После совершения обряда они становятся духовными наставниками свежеиспеченной семьи.

Важно! Свидетели должны быть крещены. Предпочтение отдается состоящим в венчанном браке.

Как помогают свидетели:

  • подают обручальные кольца;
  • держат венцы над головами брачующихся;
  • стелют белое полотенце возле аналоя;
  • сопровождают супругов, когда идет обход вокруг аналоя.

Свидетелям лучше подстраховаться и предварительно обсудить со священником детали церемонии. Это надо, чтобы не возникло мелких накладок.

Сколько длится?

В древние времена венцы снимали только на восьмой день. Сейчас обычно длительность обряда составляет от 40 минут до часа.

Если венчает священник, хорошо знающий пару, его напутственное слово может быть более развернутым. Тогда церемония продлится несколько дольше.

Фото и видеосъемка

О том, можно ли снимать церемонию, надо узнать заранее. Необходимо выяснить, можно ли использовать вспышку, так как она может испортить старинные иконы. Фотографу нельзя ходить по коврам, проходить между священником и иконостасом, вставать на амвон.

Если благословение на съемку не дано, молодым не следует расстраиваться. Отлично получаются эффектные снимки на фоне самой церкви.

    Источник: https://wedus.online/tradisii/venchanie/kak-prohodit.html

    Отказали в венчании. Что делать? — Православный журнал "Фома"

    Вопрос читателя:

    Здравствуйте! Мне 26 лет, и мы с женой живём 3 года в браке. Пусть это не так много, но для себя мы многое поняли, а главное, что любим друг друга и хотим так прожить всю жизнь. Сейчас решили повенчаться.

    Для нас обоих это много значит (но мы не думаем, что это какая-то магия, которая позволит нам вечно быть вместе, а, скорей, наоборот, поскольку мы хотим всю жизнь быть вместе и мы оба верим в Бога, мы хотим перед Его лицом скрепить наш союз и подходим к этому со всей ответственностью и осознанием того, что это за Таинство).

    Придя в храм, я не нашёл понимания. Один батюшка сказал, что не проводит Таинство без певчих, а это стоит немалых денег (но не он вызвал моё негодование, он объяснил это тем, что это великое Таинство. И я с ним отчасти согласен и могу его понять в стремлении сделать его для нас с женой незабываемым).

    Поразил меня, скорей, другой батюшка, с которым мы общались на протяжении примерно 15 минут. Всё это время он убеждал меня, что я неверующий человек, так как давно не был на службе и в какой-то мере корил меня за то, что я не читал священных книг.

    Я пытался спросить у него: “Разве то, что я не хожу в церковь, делает меня неверующим?” На что он сказал, что я пытаюсь внести какие-то свои законы, и предложил мне открыть свою церковь и там говорить о таком…  В разговоре он постоянно говорил о том, что я с ним спорю или говорю что-то не то, хотя я лишь пытался дать ему понять, что я верующий человек. Пусть я давно не был в церкви, это не значит, что моя вера не крепка. Я не считаю себя святым и безгрешным и я не читал священных книг , но разве это делает меня неверующим или это повод отказывать мне в Таинстве, к которому мы с женой с таким трепетом относимся и о котором так просили? В итоге он сказал, что понял меня и какой я человек (за 15 минут общения) и сказал походить год или два в церковь и соблюдать все правила, и тогда посмотрим.

    И получается, что либо нам с женой платить за Таинство, либо 2 года соблюдать все законы, либо искать другой храм. Сказать по правде, ни один вариант для меня не выглядит привлекательным.

    И я лишь хочу понять, правда ли всё так, как сказал тот батюшка: не хожу в церковь – не верующий? Кто решает, достоин ли я повенчаться с женой? Нормально ли для священника отправлять человека, который обратился к нему с таким важным вопросом и пытается понять, почему ему отказывают, отправлять “открывать свою церковь” (и вообще так общаться). Видит Бог, я в разговоре ничего обидного не сказал, не говорил на взводе или с неприязнью и т.п. Да, я задавал  вопросы, а вместо ответов получил вот это…. И что Вы посоветуете – всё же идти в другой храм или пытаться поговорить (и есть ли смысл говорить, ведь я не считаю, что можно как-то доказать веру, так как думаю, что можно годами ходить в церковь, а, выходя, за ограду вести себя как…… а можно и наоборот)! Спасибо!

    Читайте также:  Чернобог: почему его называют славянским дьяволом

    Отвечает игумен Андрей (Мороз):

    В каких случаях священник отказывал в венчании хантамУважаемый Иван! Во всех затруднительных ситуациях, действительно, лучше переспросить, что Вы и делаете.

    Церковь устроена иерархически. Каждый отдельно взятый священник служит на том или ином приходе той или иной епархии (епархия — церковная область). Во главе каждой епархии есть правящий архиерей, он может быть в сане епископа, архиепископа, митрополита.

    Если Ваши поиски прихода, в котором Вас повенчают без дополнительных условий, не увенчаются успехом, Вы можете обратиться к правящему епископу епархии, на территории которой Вы проживаете.

    Возможно, те условности, о которых говорят священники – не их личная прихоть, а некоторое правило, существующее на всей территории епархии. В любом, случае Вас выслушают и дадут компетентный ответ.

    Материал по теме

    В каких случаях священник отказывал в венчании хантам

    Священник всегда прав? И как смириться с несправедливостью в храме?

    Что делать, если священник неправ, а вы, простой прихожанин, правы и точно это знаете? Как строить свои отношения с духовным отцом, если вы с ним не согласны? Отвечает Протоиерей Игорь Фомин

    А теперь в качестве размышления. Если признать полную аутентичность передаваемых Вами собеседований с духовенством, то, конечно, причины для Вашей досады есть.

    Во-первых, Вам приходится общаться с реальными людьми, у которых есть чёткая позиция (у первого священника — меркантильная, у второго — вероятно, по-своему миссионерская), и Вам приходится принимать эту позицию в расчёт. Могу предположить, что Вам ближе позиция первого священника, который венчает с хором.

    Этот тип близок многим нашим современникам, которые считают, что храм со всем происходящим в нем – не более как супермаркет духовных приобретений, парикмахерской благодатных причесываний или ресторан обрядовых блюд. Если придерживаться такой позиции, то платите, сколько напишут в счете, и делайте, что хотите.

    Но, правильно ли так поступать?

    Второй священник обратил Ваше внимание на то, что участвовать в таинствах Церкви могут православные христиане, живущие реальной духовной жизнью.

    То есть, которые молятся, исповедуются и причащаются, чья жизнь хотя бы внешне характеризует человека как верующего в Господа Иисуса Христа. Здесь вспоминается шукшинский Максим Яриков в его застольной беседе со священником. Верить «в авиацию, в механизацию сельского хозяйства, в научную революцию-у! В космос и невесомость!», конечно, можно, но это не христианская вера.

    Христианская вера мыслит себя причастной к жизни в Церкви, в реальной, а не мечтальной, причастности Христу в одной из православной общин, в освящении через Таинства Церковные и личный духовный подвиг. Что это означает?

    А это означает, что надо пойти и найти такой храм, в котором вы со своей супругой станете постоянными прихожанами, где будут знать, что Вы по воскресеньям бываете за богослужениями, бываете причастниками Тела и Крови Христовой, имеете добрую совесть. И уже после этого можно попросить, чтобы было совершено ожидаемое Вами венчание.

    В свою очередь, хочу попросить у Вас прощения за то, что мы, священники, не всегда подбираем разумные слова в наших беседах.

    Но есть и объективные вещи. Сначала должно быть свидетельство (не документ, а подтверждение делами) о Вашей вере в Господа Христа, а потом и таинство Брака.

    В обсуждаемом ныне общецерковном документе «О церковном браке» в первом разделе есть такой абзац: «Следует стремиться к тому, чтобы венчание православных христиан совершалось в том приходе, к которому они принадлежат».

    Дойдите до своего приходского храма, и у Вас все получится!

    Венчание: чем церковный брак отличается от обычного?

    Красивая традиция. «Приложение» к свадьбе. Гарантия крепости семейных уз. Это наиболее часто встречающиеся представления о Таинстве Венчания. А между тем есть и молодые, и зрелые семейные пары, живущие церковной жизнью, но откладывающие совершение этого Таинства иногда по многу лет.

     Что же действительно стоит за венчанием? Насколько допустимо для верующего человека жить в невенчанном браке? Как готовиться, если вы решились на этот шаг? Об этом беседуем с главным редактором портала Богослов.

    ру, кандидатом богословия, настоятелем Пятницкого подворья Троице-Сергиевой Лаврыпротоиереем Павлом Великановым.

    Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

    Фото Юлии Маквейчук

    Источник: https://foma.ru/otkazali-v-venchanii-chto-delat.html

    Когда отказывать в венчании, о браке крестных, скелетах в шкафу и любви

    В Русской Православной Церкви ко всеобщему обсуждению был предложен проект документа «О церковном браке». Над документом размышляет протоиерей Алексий Уминский.

    Очевидно, что специальный документ о церковном браке сегодня нужен. В наше время отношение к браку как таковому резко изменилось, и само это понятие сильно размыто, в том числе, в церковном сознании.

    В каких случаях священник отказывал в венчании хантам

    Протоиерей Алексий Уминский

    Особенно это актуально, если учесть, что в последние двадцать лет в Церковь пришло много людей, которые принимают святое крещение уже в зрелом возрасте. Их жизнь, в том числе семейная, складывалась по законам советского времени – государственного законодательства, которое сильно отличается от канонических норм.

    Более того, в общественном сознании появилась тенденция вообще отвергать институт государственного брака. Многие люди не понимают, зачем нужна государственная регистрация, считают, что штамп в паспорте ни к чему.

    Они думают: мы призваны к более свободным отношениям, и даже то, что сегодня называется семьей как сожительством, не требует специального законодательного утверждения.

    То есть люди могут любить друг друга, создавать некое сообщество, подобное семье, но при этом не регистрировать свои отношения.

    Обращаясь к вере и принимая участие в таинствах, они сталкиваются, в том числе, с проблемой правильного разрешения их семейных ситуаций.

    Конечно, эта сумятица требует некоего определения, приведения в порядок. Но, прежде всего, мне кажется, необходимо заново осмыслить понятие «брак», сформулировать богословие брака.

    Новое не с точки зрения христианской антропологии, но новые слова для вечной истины.

    Это не значит, что само понятие «брак» должно быть пересмотрено с каких-то модернистских позиций. По-новому должна быть объяснена сущность брака, его цель, его составляющие.

    Нужно объяснить для людей: как надо жить в браке, как этот брак хранить, как приумножать в нём любовь, воспитывать детей.

    Конечно, об этом много говорится, но как-то очень фрагментарно, и каждый говорит о чем-то своем. Общего учения о браке сегодня нет.

    Жена да убоится мужа – и все?!

    Сегодня в документе есть очень краткое определение брака. Но этого совершенно недостаточно. Возникает парадоксальная ситуация: в документе о браке нет ни слова о любви. Зато там есть большой корпус положений, которые объясняют, что является препятствием к браку, и по каким причинам брак может считаться недействительным или расторгнутым. И это – главный вопрос к этому документу.

    Надо знать, например, о чем говорить на беседах перед венчанием, понять, чему они посвящены. Надо дать людям, которые будут заниматься этими беседами, основания, о чем говорить. Нельзя же все время повторять только две строчки пятой главы «Послания к Ефесянам»: «Муж любит свою жену, как самого себя, жена да убоится мужа своего».

    Чтобы такие беседы состоялись, необходимо чтобы церковное учение о браке было осмыслено и преподано в качестве материала для катехизации. Если этого нет, то о чем будут говорить катехизаторы?

    Сейчас у меня есть ощущение, что документ составляли монашествующие или канонисты и делали это формально.

    Документ как защита для несведущих

    С другой стороны, документ хорош уже тем, что поднял проблему на серьезном законодательном уровне. И первое важнейшее его положительное качество – в том, чтобы обезопасить нецерковных, ничего не понимающих людей от неосмысленных действий, разъяснить ту колоссальную ответственность, которую они берут на себя, когда подходят к Христовому венчанию.

    Важно дать понять, что необдуманные поступки, неподготовленность к браку может создать огромные проблемы в их семейной жизни. И очень важно, что документ озвучивают эти темы: как, кому, почему нельзя это делать ни при каких обстоятельствах.

    С помощью документа можно отсечь желающих повенчаться, например, потому что «это красиво». Или, по крайней мере, обозначить способ разрешения такой болезненной ситуации для тех, кто уже наломал дров.

    Например, раньше они не знали, а теперь созрели и, наконец, хотят венчаться. Бах! – а у кого-то из них уже есть за плечами венчанный брак, который никаким образом не расторгнут, и вообще о нем никто не знает. Такие «скелеты в шкафу».

    В каких случаях священник отказывал в венчании хантам

    Марат Ахметзянов

    Повод для священников познакомиться с «Основами социальной концепции»

    Да, возможность разрешить эту ситуацию давала ещё «Социальная концепция РПЦ». Вообще-то известно: существует богослужебная комиссия, канонические комиссии при всех епархиальных отделах, которые этим занимаются.

    Но когда такой документ обнародован, открыт для обсуждения, он дает возможность всем ещё раз с ним познакомиться, в том числе, некоторым священникам, которые, может быть, и «Социальную концепцию» не открывали.

    Новый документ не просто открывает некие нормы канонического права. Сейчас все священники будут обязаны его изучить и дать ответ, написать отчет. В нашем приходе мы обязательно будем его обсуждать со всем приходом. Потом нас, всех священников и настоятелей, обязательно соберет благочинный, и мы будем вносить свои поправки и какие-то идеи, которые будут зафиксированы.

    Это все очень хорошо в том смысле, что появилась возможность участия в обсуждении важных церковных проблем. На самом деле, когда, наконец, всем людям дается возможность обсудить нечто важное — это грандиозно! Не за ширмой, не какое-то узко клановое знание, а широкий спектр обсуждения.

    Источник: https://www.pravmir.ru/protoierey-aleksiy-uminskiy-o-brake/

    Когда венчание запрещено

    В каких случаях священник отказывал в венчании хантам

    Существуют принципиальные различия в подходе к заключению брака со стороны гражданского законодательства и церкви. Нередко священнослужители отказываются освятить таинство брака, даже если он официально зарегистрирован в ЗАГСе. Перечислим самые распространенные причины отказа в венчании. Возможно, некоторые из моментов покажутся вам слишком уж очевидными, но это не означает, что их знают все.

    Когда и кому отказывают в венчании

    1. Церковь официально признает только первые два брака в жизни человека. Если вы выходите замуж или женитесь в третий, четвертый, пятый (и так далее) раз, будьте готовы, что вас не станут венчать. Столь многочисленные попытки узаконить отношения не делают вам чести, да и сами отношения будут признаны церковью блудным сожительством.

    2. Церковнослужители никогда не освящают брак, если супруги являются близкими родственниками. Под словом «близкие родственники» подразумевается «до четвертого колена или восьмой степени родства». Например, не могут быть обвенчаны троюродная сестра и троюродный брат.
    3. Ни в коем случае нельзя венчаться двум крестным родителям одного крестника.

      И уж тем более, крестному родителю со своим крестником.

    4. Нельзя идти к алтарю некрещеным, особенно, если один из супругов в душе атеист и согласился на венчание под давлением родственников и своей супруги.
    5. Не обвенчают пару, в которой есть представитель другого вероисповедания, не имеющего отношения к христианству (ислам, буддизм, язычество и так далее).

      Однако, если вы собрались идти под венец с христианином другой конфессии (протестантом или католиком), который дает согласие на воспитание ваших будущих детей в православных традициях, от вас потребуют получить разрешение местного архиерея.

    6. Не обвенчают пару, если будущий супруг был ранее рукоположен в священники или принял монашество.

    7. Не обвенчают пару, если хотя бы один из будущих супругов не достиг возраста, когда разрешено вступать в брак по официальным законам страны.
    8. Не обвенчают пару, если один из будущих супругов венчается против своего желания (по принуждению) и во время церемонии заявит о своем несогласии вступать в брак.

    Важно! Если родители не дали новобрачным родительское благословение на брак, это не влечет за собой отказ в венчании, но является дополнительным усугубляющим моментом.

    Чтобы отказ в венчании не стал неожиданностью для молодоженов и их близких, жениху и невесте необходимо заблаговременно побеседовать со священником.

    Священник выяснит, есть ли препятствия для венчания, оценит психологическое состояние жениха и невесты, их здоровье, узнает, первый это брак или повторный, не принуждают ли их к вступлению в брак, достигли ли они совершеннолетия, соответствует ли их образ жизни и верование священным канонам православной церкви.

    Помните, что обманывая священника и скрывая от него некоторые факты из вашей личной жизни, вы рискуете вступить в брак, который будет незаконным в глазах Всевышнего.

    Если вы посчитаете, что отказ в венчании несправедлив, следует обращаться к местному архиерею для разрешения спорного вопроса.

    Источник: http://pozdravlenie.biz/kogda-venchanie-zapreshheno/

    В каких случаях священник отказывал в венчании хантам

    В XVIII веке географ немецкого прохождения, Герард Миллер, описывал остяков (хантов) как многоженцев, которые имели по две-три жены, у которых ночевали по очереди.

    Количество жен зависело от состоятельности ханта – за каждую жену ему приходилось выплачивать калым, состоявший из одежды, рыболовных снастей, оленей, шкурок пушных зверей, котлов, топоров и табака.

    Стоимость минимального калыма составляла 1–2 рубля, среднего оценивалась в 10 рублей, а за красавиц давали намного больше.

    Сватовство ханта

    Обряд сватовства осуществлялся родителями ханта, как только тому исполнялось 18 лет. Главным был торг – родители невесты и жениха должны прийти к соглашению по калыму. Торговались долго и жарко, при этом выпивали, и потому сговор мог приводить к неожиданным результатам, когда отец невесты заламывал за дочь большую цену или наоборот, отдавал ее за рубль.

    Если договоренности удавалось достичь, то за невесту уплачивалась часть калыма, а жених имел право остаться на ночь у невесты и жить у неё восемь дней, после чего был обязан уехать за калымом и возвращался только тогда, когда мог выплатить хотя бы его часть.

    После этого хант оставался в семье невесты до тех пор, пока не выплатит калым полностью. Даже богатые хаты, которые могли выплатить весь калым сразу, жили у тестя и работали на него не менее месяца.

    Поскольку все это время жених выполнял супружеские обязанности мужа, бывало и так, что дети у пары рождались еще до бракосочетания, а если брак по каким-то причинам отменялся, то дети оставались с матерью. Если жених отказывался от невесты, калым оставался у её родителей, но хуже всего была участь женщины, которую хант считал нелюбимой женой – она оказывалась на положении рабыни.

    Если же жениха все устраивало, он после «отработки» возвращался с невестой домой и устраивал пир, на который созывал своих родственников и родных невесты.

    Умыкание невесты

    Миллер уточнял в «Истории Сибири», что ханты невест не воруют.

    Тем не менее в некоторых местах обычай умыкания существовал: его приводит историк Виктор Владимирович Митрофанов из Нижневартовска в работе «Обычаи свадебные, похоронные и поминок у остяков района реки Чая Томской губернии». В ней описывается традиция умыкания невесты в том случае, когда хант не мог договориться с ее родителями о выкупе.

    В этом случае хант в вечер отказа устраивал вечеринку, на которую приглашал и девушку. На вечеринке он показывал себя «во всей красе» и уговаривал её бежать с ним. Если же девица не приходила, хант пытался уговорить ее через подруг или родственниц.

    Если невеста соглашалась, то под благовидным предлогом выходила из дома, а влюбленный жених ждал ее в санях. Девушка садилась к нему, и жених что есть мочи мчал домой. Иногда невеста была одета настолько легко, что жениху приходилось заезжать в ближайшие юрты, чтобы отогреть ее и попросить теплой одежды.

    Когда в семье узнавали, что дочь украли, мать плакала, а отец делал вид, что ему все равно, зная, что жених придет просить прощения.

    Свадьба «убегом»

    А жених, боясь погони, ехал к священнику, которому признавался, что украл девушку и просил их обвенчать.

    Но православные священники часто не торопились с Таинством венчания. Венчали быстро лишь в том случае, если невеста была из их прихода, и они знали обоих. Если же о девушке ничего не было известно, то нужно было навести справки о ней и о ее семье. Жених был обязан съездить в приход избранницы и там взять бумагу, что девушка совершеннолетняя.

    Тогда священник венчал молодых на следующих день. Православные традиции при этом почти не соблюдались, был только дружка», который обходил с иконой свадебный поезд и благословлял жениха и невесту.

    После Таинства венчания в доме жениха начинался свадебный пир, ведь венчание давало ханту индульгенцию и возводило его в ранг мужа не только перед Богом русских, но и перед обществом, в том числе – перед родителями жены.

    Венчать нельзя!

    Но бывало и так, что священник наотрез отказывал ханту в венчании. Происходило это из-за неграмотности остяков: многие понятия не имели о степенях кровного иди духовного родства между невестой и женихом и не были знакомы с запретами, существовавшими в православной церкви.

    Между тем, в 1810 году указом Святейшего Синода запрещались и даже подлежали расторжению браки между лицами, состоявшими в четвертой степени кровного родства (двоюродными братьями и сестрами), кроме этого, были запрещены браки между свояками, так как свойство приравнивалось к кровному родству (муж и жена – одна плоть); препятствием к браку было и наличие духовного родства, которое появлялось у крестных родителей ребенка.

    Согласно правилу No 53 Трулльского собора в православии запрещены браки между крестными родителями и их ближайшими родственниками, так как крестные по отношению к младенцу имеют родство первого уровня, а с его родителями имеют родство второго уровня.

    Автор приводит случай, который действительно имел место в Томской губернии. Два ханта-брата влюбились в двух сестер. Один из них женился раньше, и его венчали без проблем. Но после Таинства венчания, между вторыми влюбленными возникла степень родства — свойство, приравниваемое в церкви к кровному. Поэтому второй паре пришлось жить без венчания и даже прижить несколько детей.

    Если же пару венчали без проблем, то уже на следующий день с извинениями к родителям невесты отправляли дружку, вооружившегося бутылкой водки. Церемония «уламывания тестя» длилась долго, иногда по 4 часа, после чего молодые падали в ноги отцу, и тот прощал беглецов.

    Если же тесть упорствовал и сердился, то молодые уезжали и возвращались летом или через год. В случае бегства невесты калым выплачивался исключительно по желанию жениха.

    В XIX веке ханты уже обращали внимание на девственность невесты. И в том случае, если невеста оказывалась «порченой», хант имел право не платить за нее весь калым, а ограничится его частью. Если же невеста оказывалась невинной, но обрадованный хант дарил её отцу дополнительный подарок.

    Источник: https://cyrillitsa.ru/narody/121828-v-kakikh-sluchayakh-svyashhennik-otkazyval-v.html

    В каких случаях священник не имеет права венчать?

    • Отвечает протоиерей Андрей Николаиди.
    • Священник не имеет права совершать Таинство Брака только в том случае, если его заключение противоречит нормам канонического права.

    Самым главным препятствием для заключения брака является отсутствие добровольного согласия со стороны жениха и невесты, ведь одно из самых главных условий брака – взаимное согласие на него. Именно поэтому перед началом собственно последования Таинства Брака священник обращается к вступающим в него с вопросом о добровольности и отсутствии принуждения со стороны кого бы то ни было.

    Препятствие для заключения брака – близкие родственные связи между женихом и невестой. Согласно канонам, невозможно заключение брака между кровными родственниками вплоть до седьмой степени, также запрещены браки в случае непрямого родства (то есть родственные связи, возникшие в результате браков), но уже до четвертой степени в случае двоюродного или троюродного родства.

    Препятствием к браку является также телесная или душевная болезнь, делающая жениха или невесту неспособными к брачной жизни.

    Кроме этого, священник на основании канонов может отказать желающим венчаться в случае, если они не достигли брачного возраста или уже вышли из него.

    Нижняя возрастная граница решением церковных законодательных органов определена в 17 лет для невесты и 18 для жениха. Верхняя, находящая свое основание в правилах святителя Василия Великого, – 70 для невесты и 80 для жениха.

    Христианский брак, безусловно, моногамен, то есть лицо, уже состоящее в браке, не может вступить во второй брак. Именно с этим связан второй вопрос священнослужителя перед венчанием.

    Отдельно стоит рассмотреть случаи второго и третьего брака. Если один из супругов умирает, церковные правила разрешают вдовцу или вдове вступить во второй брак.

    Однако этот брак рассматривается уже как снисхождение к человеческой немощи. Третий же брак при повторном вдовстве рассматривается лишь как послабление, которое лучше, чем открытый блуд.

    Четвертый брак после третьего вдовства запрещен категорически.

    Кроме этого, отдельного анализа требует вопрос венчания людей, ранее состоявших в браке, который завершен не смертью одного из супругов, а расторжением брака. Согласно учению Христа Спасителя, брак как установление Божественное не может быть расторгнут людьми.

    Евангелие указывает нам на вескую причину для расторжения брака по прямому указанию Господа – это прелюбодеяние, то есть нарушение супружеской верности. По сути такое предательство является не чем иным, как смертью брака.

    Исходя из этого, церковное законодательство утвердило связанные с ним причины, которые следует рассматривать как аналогию смерти одного из супругов или предательства.

    «Основы социальной концепции» как современный канонический документ указывают, что, кроме прелюбодеяния и вступления в новый брак одного из супругов, достаточными и законными причинами для расторжения брака являются: отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа.

    Однако, как указывают «Основы социальной концепции», «развод как крайняя мера может иметь место только в случае совершения супругами деяний, которые определены Церковью как поводы для развода.

    Согласие на расторжение церковного брака не может даваться ради угождения прихоти или для ‟подтверждения” гражданского развода.

    Впрочем, если распад брака является свершившимся фактом – особенно при раздельном проживании супругов, – а восстановление семьи не признается возможным, по пастырскому снисхождению также допускается церковный развод.

    Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу.

    Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами.

    В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимии, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается».

    В связи с тем, что сейчас в нашей стране церковный брак не имеет юридической силы, согласно церковным постановлениям, гражданская регистрация брака в ЗАГСе или другом уполномоченном представительстве должна предшествовать церковному обряду венчания.

    Это сделано потому, что гражданские постановления о браке во многом связаны с церковными и вступление пары в гражданский брак позволяет избегать венчания тайных полигамных браков, когда одна из сторон уже связана брачными обетами.

    Поэтому священнослужители не имеют законного основания для совершения венчания над людьми, не оформившими свои отношения в органах государственной власти и не зарегистрировавшими свой брак.

    Источник: https://pravlife.org/ru/content/v-kakih-sluchayah-svyashchennik-ne-imeet-prava-venchat

    Прот. Валериан Кречетов. О повторных браках и венчании / Православие.Ru

    Брак, семья, венчание – это вопросы, которые сегодня активно рассматриваются с различных точек зрения не только в церковных СМИ.

    Остроту этим дискуссиям придает и ставшая уже для многих привычной практика частой смены так называемых «партнеров», без скрепления отношений рамками семьи и каких-то обязательств друг перед другом.

    Конечно, это касается в первую очередь людей, далеких от Церкви, но что греха таить, ведь и церковные браки не всегда выдерживают испытание временем и обстоятельствами.

    Вот почему, вероятно, одной из главных тем, вокруг которой сосредоточилось обсуждение проекта документа «Об упорядочении практики совершения браков, в частности повторных», стал повторный брак. А насколько возможно вступление во второй и третий брак по благословению Церкви, то есть в брак, освященный церковным Таинством? Об этом мы беседуем с известным духовником протоиереем Валерианом Кречетовым, настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Акулово.

    Протоиерей Валериан Кречетов     

    – Отец Валериан, а разве возможно в принципе совершение второго венчания при живом супруге?

    – При живом супруге, согласно Святому Евангелию, только при одном условии: если прежний брак распался из-за прелюбодеяния. При живом супруге во второй раз венчалась, например, Маргарита Тучкова (по благословению митрополита Филарета). Конечно, это был исключительный случай, но бывает всякое. Церковь ведь идет по пути милосердия, по пути любви.

    В Церкви существуют три положения: «нельзя», «не положено» и «не принято». «Нельзя» – значит, нельзя. «Не положено» – например, не положены поклоны по уставу, бывают еще какие-то обстоятельства, когда что-то не полагается. А есть некоторые вещи, которые совершать принято определенным образом – или же не принято.

    Существует всего два чина совершения таинства брака. Причем второй чин – для вступающих во второй брак (если один из супругов овдовел). А при живом супруге – особый случай.

    Если вторая половина уходит из семьи и не желает жить с бывшим супругом, то – как сказал Господь: «даст книгу распустную…» Но, добавляет Он, – «за жестокосердие ваше». А вообще-то, кроме как из-за прелюбодеяния, не должен супруг отпускать свою вторую половину.

    Но бывает, что по-человечески один из супругов не выдерживает, например, пьянство другого или что-то еще.

    А сейчас большим бедствием стало то, что теперь всё переводят на деньги. Часто слышатся упреки супругов: «Ты не зарабатываешь!» или «Ты мало зарабатываешь!» Да мало ли кто сколько зарабатывает! Но сегодня миром правит капитал, деньги, они в современном мире находятся «во главе угла».

    Разумеется, третьего венчания не существует. Но сегодня у нас всё настолько перепутано, что трудно понять: они венчались? А как считать, в который раз: в третий, в четвертый или в пятый? Они повенчались, брак считается… А теперь еще появился так называемый «гражданский брак» (ГБ). «Гражданский блуд» в сокращении, он же – «гражданский брак». Это, конечно, беда нашего времени…

    В этих случаях один только выход: молиться и просить вразумления от Бога. Разобраться, кто прав, кто виноват, сложно: в любой истории есть вина каждого человека. Конечно, больше виноват тот, кто умнее. А как Господь судит – это уже Его святая воля.

    – Когда рукополагается священник, он снимает свое венчальное кольцо, кладет его на престол, символизируя тем самым, что он обручается с Богом…

    – Это его особое служение. Венчаться священник может только один раз.

    – Однако проект нового документа выносит на обсуждение вопрос о возможности второго венчания и для священника в том числе.

    Всем нам известны ситуации, когда молодой батюшка после внезапной или трагической кончины своей супруги остается в одиночестве с многочисленной семьей на руках.

    Помимо своего церковного служения, он оказывается связан и бытовыми обязанностями, а часто эти батюшки вообще еле сводят концы с концами – у нас множество и бедных приходов.

    – Вообще-то такие примеры история Церкви знает, но ни о каком «втором венчании» речи никогда не шло. Например, отец Алексий Мечёв овдовел и остался с семей на руках. Все мы знаем его жизненный путь…

    Дело в том, что здесь важно усматривать пути Промысла Божия – невозможно говорить отвлеченно. Значит, такова воля Божия.

    Видите, в чем дело: если мы идем на какие-то поступки, выбираем себе какие-то обходные пути, значит, мы не честны перед Богом и самими собой.

    Пример военных: если ты выбрал военную карьеру, ты знаешь: или ты останешься калекой после войны, или вообще погибнешь! Но ты выбрал этот путь и готов к нему.

    Или ты выбрал себе карьеру моряка: они по полгода часто вообще не видят свою семью – и должен принимать такое положение вещей. Это уже выбор каждого отдельного человека! Другое дело, что не все серьезно осознают это.

    Когда-то я сказал своему отцу о желании уйти в дальнее плавание, а он ответил: «Пока ты молодой, тебя тянет в путешествия.

    А когда у тебя будет семья и ты будешь где-то болтаться вдалеке от нее, так белугой завоешь!» Это он просто так образно сказал, но была в его словах и подсказка: кто может выдержать? И врачами не все могут быть, и в морге не у всех получится работать. Это – особенности каждого служения.

    – Часто у многих вызывает вопросы связь Церкви и современного государства. Ведь сегодня Церковь считает брак действительным и совершает венчание лишь в том случае, если существует гражданское оформление брака.

    Да, нам известны слова апостола Павла: «Нет власти не от Бога» И всё же… Как может Церковь признавать брак, лишь документально зафиксированный, и только на основании этого документа совершать Таинство венчания? Разве недостаточно одного церковного венчания, именно Таинства, ведь «браки совершаются на Небесах» (если опустить, конечно, формальную сторону этого вопроса)?

    – Мы не больше апостола Петра, который сказал: «Если и все отрекутся, я не отрекусь!» – а потом трижды отрекся, да еще с клятвою. Поэтому предусмотреть, как себя поведут люди, вступающие в брак, очень трудно. Часто про себя не знаешь, что сказать, а уж тем более о чужих планах. Нам, конечно, нередко приходится с этим сталкиваться и разбираться. Вот, например, люди разошлись.

    Кому принадлежит дом? А он ни на кого не оформлен – получается: никому не принадлежит… И так далее.

    Конечно, это не самое главное в духовном смысле, но если формальная сторона так уж не важна – почему ее не выполнить? Почему и не расписаться, если никакой разницы нет? Для Таинства это никакого отношения не имеет, почему не сделать? Если нет никакой разницы: распишись, венчайся, живи…

    Это как в случае с соблюдением поста. Говорят: «Не всё ли равно, что нам есть?» Да, всё равно: так и ешь постное! Или еще: «Да какая разница, с маслом мы едим или без масла (растительного)?» Ну, если нет никакой разницы, так и ешь без масла!

    – Важно послушание Церкви?

    – Да, послушание Церкви. Ведь не сложно это, в самом деле: ну почему не расписаться? Дело в том, что Церковь все-таки признает брак, с уважением относится к браку.

    Надо понимать, что вообще брак – это не церковное, это гражданское установление. Брак существовал еще до христианства, это древнее установление у многих народов. Но если у человека был второй брак, конечно, он не может быть священником (пусть даже это был и невенчанный брак). Всё равно это был брак! По уставу – так.

    Конечно, бывают тут и исключения, бывает власть архиерейская, но вообще-то – это так!

    – Некоторые священники поступают в каких-то случаях «по икономии», хотя часто подобная «икономия» не встречает отклика в сердцах верующих. А бывают редкие случаи, когда человек из монастыря приходит в мир и венчается…

    – По Уставу, такой не имеет права венчаться! Гражданский брак в таких случаях возможен, но не церковный!

    – Хотелось бы попросить вас, дорогой отец Валериан, обратиться к нашим читателям с пастырским словом.

    Сегодня такое лукавое время, когда многие из нас вроде бы живут в ограде Церкви, но подчиняются своим законам и установлениям, выработанным лично для себя, которые кажутся более приемлемыми.

    Часто каждый строит какую-то частную церковную жизнь для себя, не имея возможности жить жизнью прихода.

    Когда мы говорим о приходской жизни, которая была до революции и существует сегодня в некоторых Поместных Церквах (например в Сербии), нам трудно представить себе, что это такое в действительности. Там на приходе часто собираются после Литургии, обсуждают какие-то животрепещущие вопросы, да просто говорят о прочитанном Евангелии… Как вы думаете, что сегодня является важным для прихода?

    Протоиерей Валериан Кречетов – Тут нужно помнить одну важную вещь: давайте сравним Сербию и Россию по размерам: малым коллективом всегда легче управлять!

    Когда-то, в свое время, мне был задан вопрос по поводу глобализации.

    А до этого я как-то прочитал одну статью (независимо от этого) о том, что если человек создаст аналог человеческого мозга (начиненный всякими микрочипами), а одна десятитысячная этих элементов его не сработает – значит, и вся эта система работать уже не будет, безнадежно! Потом уже отец Иоанн Вавилов сказал мне: вроде бы пришли к выводу, что чем человек сложнее, тем надежнее. А оказалось наоборот: чем сложнее – тем безнадежнее. Еще один западный вольнодумец сказал: «Для больших государств необходима диктатура». Такое вот общественное управление возможно только для небольших обществ, потому что там еще как-то можно удержаться.

    Больше того, келейник владыки Нестора, ныне покойный, рассказал мне интересную историю.

    Когда спросили его, как он относится к построению коммунизма, он ответил: «Бесполезное занятие!» Его спросили: «Вы что, против?» – «Нет, не против, но занятие бесполезное!» – «А почему?» – «Да потому что у первых христиан уже было всё общее, но долго они не продержались!» А дальше уже больше не экспериментировали, потому что дальше уже невозможно.

    Так вот, сравнение это с Сербией, например, можно как-то понять из этого примера: если организация небольшая, там легче всё это устроить.

    У нас ведь тоже есть отдельные приходы, где идет настоящая приходская жизнь. Но территориально в больших городах они рассредоточены, поэтому тут и сложнее всё! Это что касается приходской жизни.

    А если говорить о самочинии, то об этом сказал еще святитель Феофан Затворник. Он писал, что дух самости, дух разделения привел к тому, что Западная Церковь отделилась от Восточной. А потом этот дух самости стал делить и Западную Церковь (и Восточную, кстати) на всякие национальные и еще какие-то ветви.

    Пытается он разделить Церковь. Сначала была одна Церковь, потом – две, потом возникли различные государства. Теперь что ни город – своя Церковь. А под конец, как говорят, будет так: «что ни голова – своя вера». Об этом писал святитель Феофан. Так что это всё предсказано.

    Нам нужно вернуться к истокам, к тому, что было до нас.

    Например, была Оптина, были отец Иоанн Кронштадтский, отец Георгий Коссов… Были отдельные светильники со своими приходами – мы и должны к этим образцам возвращаться. А там – как уж получится. Так и получится!

    – На днях в свет выходит ваша новая книга «Как нам обустроить себя?». Расскажите, пожалуйста, немного о ней.

    – В эту книгу собрали слова, сказанные перед исповедью. Ведь когда блудный сын «ушел на страну далече», по возвращении к отцу он (как сказано в Евангелии) «пришел в себя». «Пришел в себя» – то есть он оценил свою жизнь, сравнил ее с прежней, и с этого началось у него движение к покаянию, движение к возвращению в родной дом.

    Вот это как раз и есть: «обрести себя». Об этом отец Сергий Мечёв говорил: «Нужно в себе самом найти образ Божий». И в каждом человеке видеть образ Божий. Потому что именно об этом сказано в Евангелии: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят».

    И не только Бога они узрят – они в каждом человеке увидят образ Божий! Поэтому для чистого всё чисто, а для нечистого – всё нечисто. И признак чистоты – не видеть грехи других людей.

    А признак нечистоты – это именно когда мы видим только грехи другого человека.

    Этот образ Божий – его в себе именно нужно, прежде всего, обрести и восстановить. Собственно, что такое образование? Образование – это воссоздание в человеке образа Божия. Это – первое. Второе – умение мыслить. И только на третьем месте стоят знания. Но первое – это восстановить в себе образ Божий, образоваться! То есть быть совершенным, «как Отец ваш Небесный совершен есть»!

    Источник: https://pravoslavie.ru/66120.html

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector