- Владимир Медведев
- Изольда
- Рассказ
Во избежание обвинений в диффамации все подлинные имена, а также названия газет, журналов, телевизионных каналов, организаций и увеселительных заведений в этой подборке материалов, взятых из открытой прессы, заменены на вымышленные. С любыми претензиями следует обращаться в издания, ответственные за первоначальную публикацию спорной информации.
Собака не прошла фейс-контроль
…остановил швейцар ночного клуба «Асгард»:
— С собаками не пускаем.
— Ослеп?! Не видишь: я с дамой.
— С дамой — уэлкам. А собачку оставьте снаружи. Пусть подождет в машине или еще где…
- — А в рыло?
- Задав этот весьма неопределенный с грамматической точки зрения вопрос,
- г-н Каразов тут же собственноручно дал на него швейцару совершенно конкретный ответ, после чего его телохранители смяли клубную охрану и миллионер с афганской борзой, элегантной, как топ-модель, проследовали в клуб.
К сожалению, нашему корреспонденту не удалось выяснить деталей дальнейшего пребывания Каразова в «Асгарде».
Однако мы обещаем в одном из следующих номеров сообщить читателям все подробности эпатажной выходки эксцентричного предпринимателя, который провел собаку в высшей степени закрытое заведение, куда закрыт вход не только простым смертным, но и многим небожителям с платиновыми кредитными картами.
Московская зорька, 12 апреля 200*
Мельчает самодур…
Калигула ввел в сенат коня. Каразов — всего лишь собаку и всего лишь в кабак. А в Государственную Думу слабо?
Стрелец, № 234
Есть, есть в Думе собаки
Автор заметки «Мельчает самодур» явно плохо информирован. Марк Каразов давно уже пристроил в Думу собаку, да притом не одну — у него там целая свора верных псов. Причем привел он их безо всякого шума и без особых сложностей. Стоит задуматься, почему фейс-контроль в ночном клубе организован лучше, чем в нашем парламенте…
Н.Е.Известный.
Стрелец, № 235
Редакция «Московской зорьки» приносит извинения Марку Каразову за нетактичное освещение газетой инцидента в ночном клубе «Асгард». Автор заметки, позволивший себе оскорбительные высказывания в адрес спутницы г-на Каразова, а также дежурный редактор строго наказаны.
- Московская зорька, 13 апреля 200*
- Верю в Россию
- Марк Каразов приоткрывает завесу своей личной жизни
- перед корреспондентом «МЗ» Костей Санкиным
- (Ниже помещается большая, на четверть газетной полосы,
- фотография Каразова, обнимающего роскошную афганскую борзую)
- — Марк Борисович, представьте, пожалуйста, читателям вашу подругу.
— Изольда. Прошу любить и жаловать.
— Не возражаете, если мы поставим под снимком подпись: «Счастливые любовники»?
— Возражаю. Напишите: «Счастливые возлюбленные». Так будет вернее.
— М-м-м… я, разумеется, понимаю, что интимная жизнь двух… любящих
существ — святая святых. Но читатель имеет право на информацию, и право это — тоже святое. Поэтому хотелось бы уточнить… Не имеете ли вы в виду…
— Имею. У нас с Изольдой пока чисто платонические отношения. Не хочу торопить события.
— Понимаю… Проверка чувств.
— Чушь! Проверять нечего. Я люблю Изольду, и это всерьез и надолго.
— В таком случае, видимо, хотите убедиться, что вас любят?
— Опять мимо. Я и в ее чувствах не сомневаюсь. Ни одна женщина не будет так мне предана, как Изольда. Ни одна не сумеет меня понять так, как она.
— В чем же фишка?
— Ларчик открывается просто. Я человек традиции, да и где-то, пожалуй, религиозный… Не хочу жить в грехе. А соитие до свадьбы — грех.
— Так вы собираетесь на ней… жениться?!!
— Разумеется. А как иначе?
— И после свадьбы намерены выполнять все супружеские обязанности?
— Вопрос оскорбительный, но я отвечу. Чтобы не возникало кривотолков. Да, я намерен выполнять все обязанности. На мужские способности не жалуюсь. Так что жена в этом смысле не будет обижена.
Но это еще не все. Я — человек серьезный, ответственный. Привык думать не только о дне сегодняшнем. Мало ли что со мной может случиться.
При любых обстоятельствах Изольда никогда ни в чем не будет нуждаться…
— Марк Борисович, не сочтите меня бестактным, но вы рискуете оставить свою невесту вечной девой.
— Чушь!
— Видите ли… вернее всего, вас никто не согласится обвенчать.
— А мы и не собираемся венчаться в церкви. По крайней мере на первом этапе. Для начала зарегистрируем брак.
— Да, но и загсы еще не настолько продвинуты…
— Плохо следите за тем, что происходит в цивилизованном мире… Еще несколько лет назад об однополом браке никто и помыслить не мог. А сейчас они стали обыденными в Дании, Швеции, Бельгии, Голландии и даже Германии… Скоро настанет и наш с Изольдой черед.
— Да, но то Швеция… А мы в России.
— Я верю в Россию. У нас медленно запрягают, но быстро ездят. Да вы глаза-то разуйте. Идем к прогрессу семимильными шагами. Ни в одной стране нет такой полной свободы слова, как сейчас в России. Ни в одной стране приватизация не идет такими темпами, как у нас…
— Однако однополые браки не разрешены.
— При чем здесь однополые?! Мы-то с Изольдой разных полов.
— А она разделяет ваши воззрения?
— На Россию?
— Нет, пожалуй, на брак и добрачные отношения. Она согласна ждать так долго?
— Во-первых, долго ждать не придется. Об этом я позабочусь. А во-вторых, жена обязана разделять взгляды мужа. А уж невеста тем более…
- — В таком случае, позвольте от имени редакции «МЗ» и всех наших читателей пожелать вам и вашей невесте скорейшего воссоединения и супружеского счастья.
- Московская зорька, 15 апреля 200*
- Не поев пирога, губу не распускай
…Мы не пропагандируем половую распущенность, однако стоит вспомнить пословицу: «The proof of the pudding is in the eating»1 . Стоит лишь посочувствовать Марку Каразову, которого может ожидать жестокое разочарование, если после свадьбы окажется, что они с молодой женой сексуально несовместимы…
Sex&Lex, № 26, 200*
Кто следующая?
Возможно, ларчик открывается даже проще, чем желает убедить нас г-н Каразов. Его добрачное воздержание, вернее всего, вызвано не высокими принципами, а низким уровнем тестостерона.
Как известно, тяга к животным возникает у тех, кто не в состоянии иметь дела с женщинами. Однако у бедняги миллионера даже с собачкой не выходит. Видно, ему надо кого-то попроще, а то, судя по фотографиям, его нынешняя пассия — настоящая Шамаханская царица.
К такой и подступиться боязно. Кто же следующая? Так ведь и до мышей дойти недолго.
- Из редакционной почты.
- Sex&Lex, № 26, 200*
- Президент ЛССМ заявляет: «Это гнусная провокация!»
- Лига сплочения сексуальных меньшинств (ЛССМ) опубликовала коммюнике, в котором, в частности, говорится:
«Мы не можем оставаться в стороне и смотреть, как дикая затея Марка Каразова бросает тень и на наше движение. Попытки придать перверсии законный статус порочит саму идею нетрадиционной любви. Необходимо пресечь противоестественный замысел в самом корне, а то не за горами день, когда и некрофилы начнут требовать, чтобы их венчали с покойниками».
Sex&Lex, № 27, 200*
Избран почетным собаководом
Руководство Клуба служебного собаководства, являясь безусловным противником любой формы равноправия Человека и животного, тем не менее считает, что акция М.Б.Каразова поднимает престиж собаки и собаководства во всех сферах современной жизни. В связи с этим принято единогласное решение избрать Каразова Марка Борисовича пожизненным почетным членом Клуба.
Вестник служебного собаководства. Выпуск XVIII. Май 200*
К.Л.Калюжый, профессор зооэратологии
Возрождая древние традиции
Позволю себе опровергнуть утверждение профессора Н.И.
Брудатого, который в статье «Парафилические тенденции и деформация либидо» (Миqъ и мiръ, № 2, 200*) сводит «феномен Каразова» к банальной патологии и заявляет, что тяга к «братьям нашим меньшим» вызывается отклонениями в психике. К сожалению, все эти рассуждения моего уважаемого коллеги доказывают лишь то, что он плохо знаком с данной проблемой в ее историческом развитии.
История интимных контактов между человеком и животным уходит в глубину веков, что находит свое отражение в сказках. Сказочные герои не видели ничего невозможного в женитьбе на лебеди или даже на лягушке.
Примечательно, что, вступая в брак с представительницей фауны, они не могли заранее знать, что она впоследствии превратится в женщину.
(Впрочем, за этой волшебной метаморфозой могло скрываться всего лишь иносказание: в конце концов, в брачную ночь становится женщиной любая невеста, сколько бы у нее ни было ног.)
Древность контактов подобного рода подтверждается и документально. Так, в наскальной живописи в Вал Камоника (Val Camonica), Италия, запечатлены эпизоды коитуса людей каменного века с дикими ослами.
Эти изображения, сделав поправку на технические возможности той далекой эпохи, можно бесспорно приравнять к фотографическим документам.
Подобного же рода визуальные свидетельства, относящиеся к более поздним временам, найдены в Персии, Индии, Китае.
Однако вполне ли мы понимаем суть того, что зафиксировал для нас древний «фотограф»? Ведь ни один из снимков не снабжен подписью…
Пояснения к наскальным снимкам хранятся в отдельной «папке» — в древних мифах.
Вдумайтесь, что объединяет истории о греческих Зевсе и Леде, Посейдоне и Пасифае, о литовском Лачплесисе или другом медвежьем сыне древнем зырянском вожде и жреце Кудым-Оше и о тому подобных любовных парах или их потомстве? Общее у всех одно — в сексуальный контакт с животным вступает бог (богиня) или, по меньшей мере, царь (царица). Эта же закономерность проявляется и в русской сказке — на лягушке женится не кто иной, как царевич.
Таким образом, наскальные рисунки и храмовые изображения коитуса Человека и Зверя запечатлели для нас архаический ритуал, в ходе которого персоны, занимающие наивысшее положение в сообществе, царь или жрец, вступали в контакт с тотемом данного сообщества, или, говоря иными словами, с самой матерью-природой, чтобы получить магические силы.
Однако по мере удаления от Золотого века — то есть периода в человеческой истории, когда Homo sapiens был настолько полно включен в окружающую среду, насколько это вообще допускает его собственная природа, сексуальные контакты с животными постепенно теряли свое магическое наполнение и превращались в грубое средство утоления физиологической потребности. Так акт, бывший прежде привилегией лидера — высшим действием, кульминацией сакрального общения с миром, стал уделом парии, аутсайдера образцом низменного поведения, презираемого большинством*.
Оба они — и лидер, и аутсайдер — практикуют нечто, запретное для остальных членов сообщества. Однако лидер совершает свой акт открыто, прилюдно, сознавая свое исключительное право, в то время как аутсайдер действует тайком, украдкой. Он как бы признает, что берет не по праву.
Приведу в заключение таджикскую сказку, которую мне удалось записать в начале 60-х годов в одном горном селении близ Куляба и которая может в некоторой мере дать ключ к «феномену Каразова».
Было ль, не было, а жила одна царица. Имела она жеребца, по ночам тайно ходила к нему в конюшню, и тот жеребец ее имел.
Для этой цели использовала та царица деревянную кобылу, внутри полую, с окошком под хвостом, и сухую тыкву-горлянку с двумя отверстиями — в донышке и горле.
Тыкву она надевала тому жеребцу на кол, а сама залезала в кобылу и там пристраивалась как надо, задом к окошку. Жеребец взгромождался на кобылу, тыква препятствовала ему воткнуть кол во всю длину, по самый корень, и все шло своим чередом,
Одна из служанок подсмотрела, как забавляется царица, и захотелось ей испытать того же. Пришла она на конюшню, сняла изоры и забралась в деревянную лошадь, забыв про тыкву. Вскочил жеребец, проткнул своим колом ту служанку насквозь, как куропатку вертелом, и она испустила дух. Вот с тех-то пор и пошло присловье «Кол разглядела, а тыкву не заметила».
На первый взгляд, мораль этой истории о таджикской Пасифае сводится к наказанной неспособности оценить ситуацию во всей ее полноте. Однако это явно позднейшее осмысление сюжета. На более глубинном, архаическом уровне сказка выражает отнюдь не демократическое убеждение — то, что позволено царям, запретно под страхом смерти для простолюдинов.
- И как знать, не это ли убеждение движет Марком Каразовым в его стремлении получить то, что запретно для других?
- * Об амбивалентности и взаимной смене позиций высокого и низкого в человеческой культуре читай мою статью «Король умер, да здравствует шут» (сборник «Сакральные профанации», Саранск: «Лигейя», 1999).
- Миqъ и мiръ, № 3-4, 200*
- К.Лосев
- Фракция шьет фрак
- Будет ли Дума обсуждать поправки к Закону о семье и браке?
- На что нужен барину фрак?
- Не хочет ли барин жениться?
Да-с, именно так. Барин надумал сочетаться законным браком. И семь храбрых портняжек из думской фракции «Утилизация» срочно взялись за дело и торопятся сшить ему к свадьбе… да нет, не новый фрак, а новый закон. И не сшить даже, а перелицевать уже имеющийся. А это вообще раз плюнуть.
И вот, поплевав на руки, за дело взялся депутат от земли Франца-Иосифа Павел Канис. «Караул! — закричал он. — Россия переживает острейший кризис семьи и брака.
Катастрофически падает рождаемость, бушует эпидемия разводов — распадается каждая вторая молодая семья, растут детская беспризорность и преступность… А наши законы о семье не в силах помочь решению этих острейших проблем. И неудивительно.
Они и сегодня остаются такими же, какими были еще при царе Горохе. Необходимо принимать срочные меры…»
Источник: https://www.bookol.ru/proza-main/russkaya_klassicheskaya_proza/250282/fulltext.htm
«Венчанный брак» на Руси: почему жених и невеста не могли встречаться наедине
- Исследователи матримониальных отношений, говоря о способности женщины на Руси самостоятельно выбирать себе мужа, выделяют два исторических периода, когда на эту проблему смотрели по-разному.
- Браки, совершавшиеся во времена многобожия и после принятия христианства, отличаются не только церемониалом, но и границами свободы волеизъявления представительниц прекрасного пола.
- Умыкание невесты
У древних славян, поклонявшихся языческим богам, существовал обряд умыкания, то есть похищения невесты.
Это деяние в те далёкие времена считалось весёлым действом, имевшим, по мнению Рамбо, символическое значение, поскольку совершалось исключительно по доброй воле девушки.
Это основополагающее условие свидетельствует о том, что в дохристианской Руси учитывались индивидуальные интересы и мнение женщины, которая была вовлечена в матримониальные дела.
Летописец Нестор в «Повести временных лет», описывая ритуал умыкания, повествует о том, что обычно он проводился с середины весны до середины лета, в период между двумя праздниками, посвящёнными богине любви Ладе и Ивану Купале.
Девица, заблаговременно давшая своё согласие на брак, якобы невзначай приходила к воде, где её «вероломно» похищал поджидавший суженный. Поскольку все вокруг знали о готовившемся умыкании, это действие расценивалось не как преступление, а как инсценировка, отсюда пошло выражение «играть свадьбу».
Историк Цитович, убеждён, что в церемонии умыкания невесты не было явного насильственного элемента, зато отчётливо прослеживается свободное волеизъявление девушки на вступление в брак: «При всех своих безобразиях, умычка всё-таки сослужила службу великого этического принципа семейной жизни — признанию свободы женщины при выборе своего суженого».
А Шпилевский замечает, если даже умыкание происходило без ведома невесты, за женщиной всё равно оставалось право самостоятельного выбора, вернуться в отчий дом и подвергнуть похитителя суду, или остаться с мужем.
В своей книге «Женщины Древней Руси» Пушкарёва отмечает, что традиция умыкания среди высших сословий сошла на нет с крещением Руси в Х веке, хотя в среде простого населения она просуществовала вплоть до XV века. Об этом факте свидетельствуют многочисленные песни, былины, а также церковные епитимии, стремившиеся искоренить этот языческий обычай.
Рогнеда
О том, что в дохристианской Руси свободная воля женщины учитывалась родителями при заключении брака, красноречиво доказывает трагическая судьба полоцкой княжны Рогнеды. Когда еще некрещёный князь Владимир решил жениться на ней, он послал к её отцу сватов, однако Рогволод, прежде чем дать ответ, обратился к дочери, чьё мнение было определяющим.
Рогнеда, будучи влюбленной в сводного брата Владимира, отказала князю, причём в весьма оскорбительной форме, заявив «…не хочу разути сына робичича (сына рабыни)». Хотя родители Рогнеды не пошли против её воли, что подтверждает право женщины на личный выбор мужа, однако она всё-таки стала женой Владимира.
- Венчанный брак
- С принятием христианства на Руси, то есть с 988 года, священнослужители начали активную борьбу с языческими традициями, в числе которых значилось умыкание невест.
- На смену обычаю умыкания пришёл венчальный брак, который должен был быть оформлен с согласия родителей молодожёнов исключительно в стенах храма.
- Таинство венчания предваряли помолвка и брачный сговор, которые, как отмечает Пушкарёва, практически в одинаковой степени не учитывали чаяний, как женщины, так и мужчины, поскольку в большей части представляли собой имущественную сделку.
Родители выбирали пару своим детям, исходя из своих интересов, не считаясь с их чувствами и желаниями, именно поэтому нельзя утверждать, что X-XV веках наблюдалось ущемление брачных прав исключительно девушек, поскольку юноши тоже не обладали своеволием. Подобранные родственниками жених и невеста не могли встречаться наедине, обсуждать детали брачного дела или объявлять о помолвке, за них всё делали родные.
- Хотя в 50-ой главе Кормчей книги — своде религиозных и светских канонов, которыми руководствовались при управлении церковью и в церковном суде, согласие молодых обоих полов на союз было обязательным условием заключения брака.
- Устав Ярослава Мудрого
- О возможности женщин принимать участие в собственной судьбе повествуют статьи, зафиксированные Ярославом Мудрым в сборнике законов «Русская Правда».
- В 24-ой статье своего Устава, Ярослав Мудрый постановил наказывать родителей и рублем, и церковной епитимией, если вступивший по их принуждению в брак ребёнок вне зависимости от пола «что сотворит над собою», например, попытается покончить жизнь самоубийством или совершит его.
33-я статья того же юридического акта гласит о запрете принуждать девушку к неугодному браку, и если «…девка восхощет замуж, а отец и мати не дадять», наложить на них денежные пени. Но, несмотря на законы, многие браки по-прежнему заключались по принуждению родственников.
- Не в первый раз
Исследуя матримониальные отношения, Пушкарёва выяснила, что женщины вступавшие в брак не в первый раз, могли самостоятельно выбирать себе супруга, без согласования его кандидатуры с родственниками. - Вообще повторные свадьбы на Руси не приветствовались, но если молодая становилась вдовой с малолетними детьми или не могла родить ребёнка в предыдущем браке, то повторный брак вполне был возможен.
- Самовольный брак
Не желая мириться с выбором родителей, некоторые девицы убегали из дому и заключали самостоятельный брак с избранником сердца. Такой способ супружества назывался «самокруткой» и совершался церковью тайно, без соблюдения протокола и лишних церемоний.
- Став законными супругами, молодожёны отправлялись к отцу с матерью за благословением, и если родители мужа быстро мирились с фактом ослушания, то родственники жены могли никогда не простить дочери этого проступка.
- Примак
- Наряду с традиционным браком, когда жена после свадьбы уходила жить в дом мужа, с древних времён существовал союз, когда зять переезжал в дом супруги.
При этом жених с невестой как бы менялись местами и обязанностями: девушка сама шла сватать парня, который готовил себе приданое и собирал накануне свадьбы не мальчишник, а девичник. Считалось, что этот молодец, которого в народе называли примаком, «выходит замуж» и имеет меньше прав, чем его жена.
Источник: https://woman.rambler.ru/love/42073851-venchannyy-brak-na-rusi-pochemu-zhenih-i-nevesta-ne-mogli-vstrechatsya-naedine/
"Венчанный брак" на Руси: почему жених и невеста не могли встречаться наедине
Исследователи матримониальных отношений, говоря о способности женщины на Руси самостоятельно выбирать себе мужа, выделяют два исторических периода, когда на эту проблему смотрели по-разному.
Браки, совершавшиеся во времена многобожия и после принятия христианства, отличаются не только церемониалом, но и границами свободы волеизъявления представительниц прекрасного пола.
Умыкание невесты
У древних славян, поклонявшихся языческим богам, существовал обряд умыкания, то есть похищения невесты. Это деяние в те далёкие времена считалось весёлым действом, имевшим, по мнению Рамбо, символическое значение, поскольку совершалось исключительно по доброй воле девушки.
Это основополагающее условие свидетельствует о том, что в дохристианской Руси учитывались индивидуальные интересы и мнение женщины, которая была вовлечена в матримониальные дела.
Летописец Нестор в «Повести временных лет», описывая ритуал умыкания, повествует о том, что обычно он проводился с середины весны до середины лета, в период между двумя праздниками, посвящёнными богине любви Ладе и Ивану Купале.
Девица, заблаговременно давшая своё согласие на брак, якобы невзначай приходила к воде, где её «вероломно» похищал поджидавший суженный. Поскольку все вокруг знали о готовившемся умыкании, это действие расценивалось не как преступление, а как инсценировка, отсюда пошло выражение «играть свадьбу».
Историк Цитович, убеждён, что в церемонии умыкания невесты не было явного насильственного элемента, зато отчётливо прослеживается свободное волеизъявление девушки на вступление в брак: «При всех своих безобразиях, умычка всё-таки сослужила службу великого этического принципа семейной жизни — признанию свободы женщины при выборе своего суженого».
А Шпилевский замечает, если даже умыкание происходило без ведома невесты, за женщиной всё равно оставалось право самостоятельного выбора, вернуться в отчий дом и подвергнуть похитителя суду, или остаться с мужем.
В своей книге «Женщины Древней Руси» Пушкарёва отмечает, что традиция умыкания среди высших сословий сошла на нет с крещением Руси в Х веке, хотя в среде простого населения она просуществовала вплоть до XV века. Об этом факте свидетельствуют многочисленные песни, былины, а также церковные епитимии, стремившиеся искоренить этот языческий обычай.
Рогнеда
О том, что в дохристианской Руси свободная воля женщины учитывалась родителями при заключении брака, красноречиво доказывает трагическая судьба полоцкой княжны Рогнеды. Когда еще некрещёный князь Владимир решил жениться на ней, он послал к её отцу сватов, однако Рогволод, прежде чем дать ответ, обратился к дочери, чьё мнение было определяющим.
Рогнеда, будучи влюбленной в сводного брата Владимира, отказала князю, причём в весьма оскорбительной форме, заявив «…не хочу разути сына робичича (сына рабыни)». Хотя родители Рогнеды не пошли против её воли, что подтверждает право женщины на личный выбор мужа, однако она всё-таки стала женой Владимира.
Венчанный брак
- С принятием христианства на Руси, то есть с 988 года, священнослужители начали активную борьбу с языческими традициями, в числе которых значилось умыкание невест.
- На смену обычаю умыкания пришёл венчальный брак, который должен был быть оформлен с согласия родителей молодожёнов исключительно в стенах храма.
- Таинство венчания предваряли помолвка и брачный сговор, которые, как отмечает Пушкарёва, практически в одинаковой степени не учитывали чаяний, как женщины, так и мужчины, поскольку в большей части представляли собой имущественную сделку.
Родители выбирали пару своим детям, исходя из своих интересов, не считаясь с их чувствами и желаниями, именно поэтому нельзя утверждать, что X-XV веках наблюдалось ущемление брачных прав исключительно девушек, поскольку юноши тоже не обладали своеволием.
Подобранные родственниками жених и невеста не могли встречаться наедине, обсуждать детали брачного дела или объявлять о помолвке, за них всё делали родные.
Хотя в 50-ой главе Кормчей книги – своде религиозных и светских канонов, которыми руководствовались при управлении церковью и в церковном суде, согласие молодых обоих полов на союз было обязательным условием заключения брака.
Устав Ярослава Мудрого
О возможности женщин принимать участие в собственной судьбе повествуют статьи, зафиксированные Ярославом Мудрым в сборнике законов «Русская Правда».
В 24-ой статье своего Устава, Ярослав Мудрый постановил наказывать родителей и рублем, и церковной епитимией, если вступивший по их принуждению в брак ребёнок вне зависимости от пола «что сотворит над собою», например, попытается покончить жизнь самоубийством или совершит его.
33-я статья того же юридического акта гласит о запрете принуждать девушку к неугодному браку, и если «…девка восхощет замуж, а отец и мати не дадять», наложить на них денежные пени. Но, несмотря на законы, многие браки по-прежнему заключались по принуждению родственников.
Не в первый раз
Исследуя матримониальные отношения, Пушкарёва выяснила, что женщины вступавшие в брак не в первый раз, могли самостоятельно выбирать себе супруга, без согласования его кандидатуры с родственниками.
Вообще повторные свадьбы на Руси не приветствовались, но если молодая становилась вдовой с малолетними детьми или не могла родить ребёнка в предыдущем браке, то повторный брак вполне был возможен.
Самовольный брак
Не желая мириться с выбором родителей, некоторые девицы убегали из дому и заключали самостоятельный брак с избранником сердца. Такой способ супружества назывался «самокруткой» и совершался церковью тайно, без соблюдения протокола и лишних церемоний.
Став законными супругами, молодожёны отправлялись к отцу с матерью за благословением, и если родители мужа быстро мирились с фактом ослушания, то родственники жены могли никогда не простить дочери этого проступка.
Примак
Наряду с традиционным браком, когда жена после свадьбы уходила жить в дом мужа, с древних времён существовал союз, когда зять переезжал в дом супруги.
При этом жених с невестой как бы менялись местами и обязанностями: девушка сама шла сватать парня, который готовил себе приданое и собирал накануне свадьбы не мальчишник, а девичник. Считалось, что этот молодец, которого в народе называли примаком, «выходит замуж» и имеет меньше прав, чем его жена.
Источник: https://cyrillitsa.ru/history/87403-venchannyy-brak-na-rusi-pochemu-zhenikh-i.html