«венчанный брак» на руси: почему жених и невеста не могли встречаться наедине

  • Владимир Медведев
  • Изольда
  • Рассказ

Во избежание обвинений в диффамации все подлинные имена, а также названия газет, журналов, телевизионных каналов, организаций и увеселительных заведений в этой подборке материалов, взятых из открытой прессы, заменены на вымышленные. С любыми претензиями следует обращаться в издания, ответственные за первоначальную публикацию спорной информации.

Собака не прошла фейс-контроль

…остановил швейцар ночного клуба «Асгард»:

— С собаками не пускаем.

— Ослеп?! Не видишь: я с дамой.

— С дамой — уэлкам. А собачку оставьте снаружи. Пусть подождет в машине или еще где…

  1. — А в рыло?
  2. Задав этот весьма неопределенный с грамматической точки зрения вопрос,
  3. г-н Каразов тут же собственноручно дал на него швейцару совершенно конкретный ответ, после чего его телохранители смяли клубную охрану и миллионер с афганской борзой, элегантной, как топ-модель, проследовали в клуб.

К сожалению, нашему корреспонденту не удалось выяснить деталей дальнейшего пребывания Каразова в «Асгарде».

Однако мы обещаем в одном из следующих номеров сообщить читателям все подробности эпатажной выходки эксцентричного предпринимателя, который провел собаку в высшей степени закрытое заведение, куда закрыт вход не только простым смертным, но и многим небожителям с платиновыми кредитными картами.

Московская зорька, 12 апреля 200*

Мельчает самодур…

Калигула ввел в сенат коня. Каразов — всего лишь собаку и всего лишь в кабак. А в Государственную Думу слабо?

Стрелец, № 234

Есть, есть в Думе собаки

Автор заметки «Мельчает самодур» явно плохо информирован. Марк Каразов давно уже пристроил в Думу собаку, да притом не одну — у него там целая свора верных псов. Причем привел он их безо всякого шума и без особых сложностей. Стоит задуматься, почему фейс-контроль в ночном клубе организован лучше, чем в нашем парламенте…

Н.Е.Известный.

Стрелец, № 235

Редакция «Московской зорьки» приносит извинения Марку Каразову за нетактичное освещение газетой инцидента в ночном клубе «Асгард». Автор заметки, позволивший себе оскорбительные высказывания в адрес спутницы г-на Каразова, а также дежурный редактор строго наказаны.

  • Московская зорька, 13 апреля 200*
  • Верю в Россию
  • Марк Каразов приоткрывает завесу своей личной жизни
  • перед корреспондентом «МЗ» Костей Санкиным
  • (Ниже помещается большая, на четверть газетной полосы,
  • фотография Каразова, обнимающего роскошную афганскую борзую)
  • — Марк Борисович, представьте, пожалуйста, читателям вашу подругу.

— Изольда. Прошу любить и жаловать.

— Не возражаете, если мы поставим под снимком подпись: «Счастливые любовники»?

— Возражаю. Напишите: «Счастливые возлюбленные». Так будет вернее.

— М-м-м… я, разумеется, понимаю, что интимная жизнь двух… любящих

существ — святая святых. Но читатель имеет право на информацию, и право это — тоже святое. Поэтому хотелось бы уточнить… Не имеете ли вы в виду…

— Имею. У нас с Изольдой пока чисто платонические отношения. Не хочу торопить события.

— Понимаю… Проверка чувств.

— Чушь! Проверять нечего. Я люблю Изольду, и это всерьез и надолго.

— В таком случае, видимо, хотите убедиться, что вас любят?

— Опять мимо. Я и в ее чувствах не сомневаюсь. Ни одна женщина не будет так мне предана, как Изольда. Ни одна не сумеет меня понять так, как она.

— В чем же фишка?

— Ларчик открывается просто. Я человек традиции, да и где-то, пожалуй, религиозный… Не хочу жить в грехе. А соитие до свадьбы — грех.

— Так вы собираетесь на ней… жениться?!!

— Разумеется. А как иначе?

— И после свадьбы намерены выполнять все супружеские обязанности?

— Вопрос оскорбительный, но я отвечу. Чтобы не возникало кривотолков. Да, я намерен выполнять все обязанности. На мужские способности не жалуюсь. Так что жена в этом смысле не будет обижена.

Но это еще не все. Я — человек серьезный, ответственный. Привык думать не только о дне сегодняшнем. Мало ли что со мной может случиться.

При любых обстоятельствах Изольда никогда ни в чем не будет нуждаться…

— Марк Борисович, не сочтите меня бестактным, но вы рискуете оставить свою невесту вечной девой.

— Чушь!

— Видите ли… вернее всего, вас никто не согласится обвенчать.

— А мы и не собираемся венчаться в церкви. По крайней мере на первом этапе. Для начала зарегистрируем брак.

— Да, но и загсы еще не настолько продвинуты…

— Плохо следите за тем, что происходит в цивилизованном мире… Еще несколько лет назад об однополом браке никто и помыслить не мог. А сейчас они стали обыденными в Дании, Швеции, Бельгии, Голландии и даже Германии… Скоро настанет и наш с Изольдой черед.

— Да, но то Швеция… А мы в России.

— Я верю в Россию. У нас медленно запрягают, но быстро ездят. Да вы глаза-то разуйте. Идем к прогрессу семимильными шагами. Ни в одной стране нет такой полной свободы слова, как сейчас в России. Ни в одной стране приватизация не идет такими темпами, как у нас…

— Однако однополые браки не разрешены.

— При чем здесь однополые?! Мы-то с Изольдой разных полов.

— А она разделяет ваши воззрения?

— На Россию?

— Нет, пожалуй, на брак и добрачные отношения. Она согласна ждать так долго?

— Во-первых, долго ждать не придется. Об этом я позабочусь. А во-вторых, жена обязана разделять взгляды мужа. А уж невеста тем более…

  1. — В таком случае, позвольте от имени редакции «МЗ» и всех наших читателей пожелать вам и вашей невесте скорейшего воссоединения и супружеского счастья.
  2. Московская зорька, 15 апреля 200*
  3. Не поев пирога, губу не распускай

…Мы не пропагандируем половую распущенность, однако стоит вспомнить пословицу: «The proof of the pudding is in the eating»1 . Стоит лишь посочувствовать Марку Каразову, которого может ожидать жестокое разочарование, если после свадьбы окажется, что они с молодой женой сексуально несовместимы…

Sex&Lex, № 26, 200*

Читайте также:  Соляные воды и заброшенные месторождения: что уничтожает соликамск

Кто следующая?

Возможно, ларчик открывается даже проще, чем желает убедить нас г-н Каразов. Его добрачное воздержание, вернее всего, вызвано не высокими принципами, а низким уровнем тестостерона.

Как известно, тяга к животным возникает у тех, кто не в состоянии иметь дела с женщинами. Однако у бедняги миллионера даже с собачкой не выходит. Видно, ему надо кого-то попроще, а то, судя по фотографиям, его нынешняя пассия — настоящая Шамаханская царица.

К такой и подступиться боязно. Кто же следующая? Так ведь и до мышей дойти недолго.

  • Из редакционной почты.
  • Sex&Lex, № 26, 200*
  • Президент ЛССМ заявляет: «Это гнусная провокация!»
  • Лига сплочения сексуальных меньшинств (ЛССМ) опубликовала коммюнике, в котором, в частности, говорится:

«Мы не можем оставаться в стороне и смотреть, как дикая затея Марка Каразова бросает тень и на наше движение. Попытки придать перверсии законный статус порочит саму идею нетрадиционной любви. Необходимо пресечь противоестественный замысел в самом корне, а то не за горами день, когда и некрофилы начнут требовать, чтобы их венчали с покойниками».

Sex&Lex, № 27, 200*

Избран почетным собаководом

Руководство Клуба служебного собаководства, являясь безусловным противником любой формы равноправия Человека и животного, тем не менее считает, что акция М.Б.Каразова поднимает престиж собаки и собаководства во всех сферах современной жизни. В связи с этим принято единогласное решение избрать Каразова Марка Борисовича пожизненным почетным членом Клуба.

Вестник служебного собаководства. Выпуск XVIII. Май 200*

К.Л.Калюжый, профессор зооэратологии

Возрождая древние традиции

Позволю себе опровергнуть утверждение профессора Н.И.

Брудатого, который в статье «Парафилические тенденции и деформация либидо» (Миqъ и мiръ, № 2, 200*) сводит «феномен Каразова» к банальной патологии и заявляет, что тяга к «братьям нашим меньшим» вызывается отклонениями в психике. К сожалению, все эти рассуждения моего уважаемого коллеги доказывают лишь то, что он плохо знаком с данной проблемой в ее историческом развитии.

История интимных контактов между человеком и животным уходит в глубину веков, что находит свое отражение в сказках. Сказочные герои не видели ничего невозможного в женитьбе на лебеди или даже на лягушке.

Примечательно, что, вступая в брак с представительницей фауны, они не могли заранее знать, что она впоследствии превратится в женщину.

(Впрочем, за этой волшебной метаморфозой могло скрываться всего лишь иносказание: в конце концов, в брачную ночь становится женщиной любая невеста, сколько бы у нее ни было ног.)

Древность контактов подобного рода подтверждается и документально. Так, в наскальной живописи в Вал Камоника (Val Camonica), Италия, запечатлены эпизоды коитуса людей каменного века с дикими ослами.

Эти изображения, сделав поправку на технические возможности той далекой эпохи, можно бесспорно приравнять к фотографическим документам.

Подобного же рода визуальные свидетельства, относящиеся к более поздним временам, найдены в Персии, Индии, Китае.

Однако вполне ли мы понимаем суть того, что зафиксировал для нас древний «фотограф»? Ведь ни один из снимков не снабжен подписью…

Пояснения к наскальным снимкам хранятся в отдельной «папке» — в древних мифах.

Вдумайтесь, что объединяет истории о греческих Зевсе и Леде, Посейдоне и Пасифае, о литовском Лачплесисе или другом медвежьем сыне древнем зырянском вожде и жреце Кудым-Оше и о тому подобных любовных парах или их потомстве? Общее у всех одно — в сексуальный контакт с животным вступает бог (богиня) или, по меньшей мере, царь (царица). Эта же закономерность проявляется и в русской сказке — на лягушке женится не кто иной, как царевич.

Таким образом, наскальные рисунки и храмовые изображения коитуса Человека и Зверя запечатлели для нас архаический ритуал, в ходе которого персоны, занимающие наивысшее положение в сообществе, царь или жрец, вступали в контакт с тотемом данного сообщества, или, говоря иными словами, с самой матерью-природой, чтобы получить магические силы.

Однако по мере удаления от Золотого века — то есть периода в человеческой истории, когда Homo sapiens был настолько полно включен в окружающую среду, насколько это вообще допускает его собственная природа, сексуальные контакты с животными постепенно теряли свое магическое наполнение и превращались в грубое средство утоления физиологической потребности. Так акт, бывший прежде привилегией лидера — высшим действием, кульминацией сакрального общения с миром, стал уделом парии, аутсайдера образцом низменного поведения, презираемого большинством*.

Оба они — и лидер, и аутсайдер — практикуют нечто, запретное для остальных членов сообщества. Однако лидер совершает свой акт открыто, прилюдно, сознавая свое исключительное право, в то время как аутсайдер действует тайком, украдкой. Он как бы признает, что берет не по праву.

Приведу в заключение таджикскую сказку, которую мне удалось записать в начале 60-х годов в одном горном селении близ Куляба и которая может в некоторой мере дать ключ к «феномену Каразова».

Было ль, не было, а жила одна царица. Имела она жеребца, по ночам тайно ходила к нему в конюшню, и тот жеребец ее имел.

Для этой цели использовала та царица деревянную кобылу, внутри полую, с окошком под хвостом, и сухую тыкву-горлянку с двумя отверстиями — в донышке и горле.

Тыкву она надевала тому жеребцу на кол, а сама залезала в кобылу и там пристраивалась как надо, задом к окошку. Жеребец взгромождался на кобылу, тыква препятствовала ему воткнуть кол во всю длину, по самый корень, и все шло своим чередом,

Одна из служанок подсмотрела, как забавляется царица, и захотелось ей испытать того же. Пришла она на конюшню, сняла изоры и забралась в деревянную лошадь, забыв про тыкву. Вскочил жеребец, проткнул своим колом ту служанку насквозь, как куропатку вертелом, и она испустила дух. Вот с тех-то пор и пошло присловье «Кол разглядела, а тыкву не заметила».

На первый взгляд, мораль этой истории о таджикской Пасифае сводится к наказанной неспособности оценить ситуацию во всей ее полноте. Однако это явно позднейшее осмысление сюжета. На более глубинном, архаическом уровне сказка выражает отнюдь не демократическое убеждение — то, что позволено царям, запретно под страхом смерти для простолюдинов.

  1. И как знать, не это ли убеждение движет Марком Каразовым в его стремлении получить то, что запретно для других?
  2. * Об амбивалентности и взаимной смене позиций высокого и низкого в человеческой культуре читай мою статью «Король умер, да здравствует шут» (сборник «Сакральные профанации», Саранск: «Лигейя», 1999).
  3. Миqъ и мiръ, № 3-4, 200*
  4. К.Лосев
  5. Фракция шьет фрак
  6. Будет ли Дума обсуждать поправки к Закону о семье и браке?
  7. На что нужен барину фрак?
  8. Не хочет ли барин жениться?
Читайте также:  Как православному исповедоваться в католическом храме

Да-с, именно так. Барин надумал сочетаться законным браком. И семь храбрых портняжек из думской фракции «Утилизация» срочно взялись за дело и торопятся сшить ему к свадьбе… да нет, не новый фрак, а новый закон. И не сшить даже, а перелицевать уже имеющийся. А это вообще раз плюнуть.

И вот, поплевав на руки, за дело взялся депутат от земли Франца-Иосифа Павел Канис. «Караул! — закричал он. — Россия переживает острейший кризис семьи и брака.

Катастрофически падает рождаемость, бушует эпидемия разводов — распадается каждая вторая молодая семья, растут детская беспризорность и преступность… А наши законы о семье не в силах помочь решению этих острейших проблем. И неудивительно.

Они и сегодня остаются такими же, какими были еще при царе Горохе. Необходимо принимать срочные меры…»

Источник: https://www.bookol.ru/proza-main/russkaya_klassicheskaya_proza/250282/fulltext.htm

«Венчанный брак» на Руси: почему жених и невеста не могли встречаться наедине

  • Исследователи матримониальных отношений, говоря о способности женщины на Руси самостоятельно выбирать себе мужа, выделяют два исторических периода, когда на эту проблему смотрели по-разному.
  • Браки, совершавшиеся во времена многобожия и после принятия христианства, отличаются не только церемониалом, но и границами свободы волеизъявления представительниц прекрасного пола.
  • Умыкание невесты

У древних славян, поклонявшихся языческим богам, существовал обряд умыкания, то есть похищения невесты.

Это деяние в те далёкие времена считалось весёлым действом, имевшим, по мнению Рамбо, символическое значение, поскольку совершалось исключительно по доброй воле девушки.

Это основополагающее условие свидетельствует о том, что в дохристианской Руси учитывались индивидуальные интересы и мнение женщины, которая была вовлечена в матримониальные дела.

Летописец Нестор в «Повести временных лет», описывая ритуал умыкания, повествует о том, что обычно он проводился с середины весны до середины лета, в период между двумя праздниками, посвящёнными богине любви Ладе и Ивану Купале.

Девица, заблаговременно давшая своё согласие на брак, якобы невзначай приходила к воде, где её «вероломно» похищал поджидавший суженный. Поскольку все вокруг знали о готовившемся умыкании, это действие расценивалось не как преступление, а как инсценировка, отсюда пошло выражение «играть свадьбу».

Историк Цитович, убеждён, что в церемонии умыкания невесты не было явного насильственного элемента, зато отчётливо прослеживается свободное волеизъявление девушки на вступление в брак: «При всех своих безобразиях, умычка всё-таки сослужила службу великого этического принципа семейной жизни — признанию свободы женщины при выборе своего суженого».

А Шпилевский замечает, если даже умыкание происходило без ведома невесты, за женщиной всё равно оставалось право самостоятельного выбора, вернуться в отчий дом и подвергнуть похитителя суду, или остаться с мужем.

В своей книге «Женщины Древней Руси» Пушкарёва отмечает, что традиция умыкания среди высших сословий сошла на нет с крещением Руси в Х веке, хотя в среде простого населения она просуществовала вплоть до XV века. Об этом факте свидетельствуют многочисленные песни, былины, а также церковные епитимии, стремившиеся искоренить этот языческий обычай.

Рогнеда

О том, что в дохристианской Руси свободная воля женщины учитывалась родителями при заключении брака, красноречиво доказывает трагическая судьба полоцкой княжны Рогнеды. Когда еще некрещёный князь Владимир решил жениться на ней, он послал к её отцу сватов, однако Рогволод, прежде чем дать ответ, обратился к дочери, чьё мнение было определяющим.

Рогнеда, будучи влюбленной в сводного брата Владимира, отказала князю, причём в весьма оскорбительной форме, заявив «…не хочу разути сына робичича (сына рабыни)». Хотя родители Рогнеды не пошли против её воли, что подтверждает право женщины на личный выбор мужа, однако она всё-таки стала женой Владимира.

  1. Венчанный брак
  2. С принятием христианства на Руси, то есть с 988 года, священнослужители начали активную борьбу с языческими традициями, в числе которых значилось умыкание невест.
  3. На смену обычаю умыкания пришёл венчальный брак, который должен был быть оформлен с согласия родителей молодожёнов исключительно в стенах храма.
  4. Таинство венчания предваряли помолвка и брачный сговор, которые, как отмечает Пушкарёва, практически в одинаковой степени не учитывали чаяний, как женщины, так и мужчины, поскольку в большей части представляли собой имущественную сделку.

Родители выбирали пару своим детям, исходя из своих интересов, не считаясь с их чувствами и желаниями, именно поэтому нельзя утверждать, что X-XV веках наблюдалось ущемление брачных прав исключительно девушек, поскольку юноши тоже не обладали своеволием. Подобранные родственниками жених и невеста не могли встречаться наедине, обсуждать детали брачного дела или объявлять о помолвке, за них всё делали родные.

  • Хотя в 50-ой главе Кормчей книги — своде религиозных и светских канонов, которыми руководствовались при управлении церковью и в церковном суде, согласие молодых обоих полов на союз было обязательным условием заключения брака.
  • Устав Ярослава Мудрого
  • О возможности женщин принимать участие в собственной судьбе повествуют статьи, зафиксированные Ярославом Мудрым в сборнике законов «Русская Правда».
  • В 24-ой статье своего Устава, Ярослав Мудрый постановил наказывать родителей и рублем, и церковной епитимией, если вступивший по их принуждению в брак ребёнок вне зависимости от пола «что сотворит над собою», например, попытается покончить жизнь самоубийством или совершит его.

33-я статья того же юридического акта гласит о запрете принуждать девушку к неугодному браку, и если «…девка восхощет замуж, а отец и мати не дадять», наложить на них денежные пени. Но, несмотря на законы, многие браки по-прежнему заключались по принуждению родственников.

  1. Не в первый раз
    Исследуя матримониальные отношения, Пушкарёва выяснила, что женщины вступавшие в брак не в первый раз, могли самостоятельно выбирать себе супруга, без согласования его кандидатуры с родственниками.
  2. Вообще повторные свадьбы на Руси не приветствовались, но если молодая становилась вдовой с малолетними детьми или не могла родить ребёнка в предыдущем браке, то повторный брак вполне был возможен.
  3. Самовольный брак

Не желая мириться с выбором родителей, некоторые девицы убегали из дому и заключали самостоятельный брак с избранником сердца. Такой способ супружества назывался «самокруткой» и совершался церковью тайно, без соблюдения протокола и лишних церемоний.

  • Став законными супругами, молодожёны отправлялись к отцу с матерью за благословением, и если родители мужа быстро мирились с фактом ослушания, то родственники жены могли никогда не простить дочери этого проступка.
  • Примак
  • Наряду с традиционным браком, когда жена после свадьбы уходила жить в дом мужа, с древних времён существовал союз, когда зять переезжал в дом супруги.

При этом жених с невестой как бы менялись местами и обязанностями: девушка сама шла сватать парня, который готовил себе приданое и собирал накануне свадьбы не мальчишник, а девичник. Считалось, что этот молодец, которого в народе называли примаком, «выходит замуж» и имеет меньше прав, чем его жена.

Читайте также:  «деревня-призрак»: тайна исчезновения жителей уральской деревни растесс

Источник: https://woman.rambler.ru/love/42073851-venchannyy-brak-na-rusi-pochemu-zhenih-i-nevesta-ne-mogli-vstrechatsya-naedine/

"Венчанный брак" на Руси: почему жених и невеста не могли встречаться наедине

Исследователи матримониальных отношений, говоря о способности женщины на Руси самостоятельно выбирать себе мужа, выделяют два исторических периода, когда на эту проблему смотрели по-разному.

Браки, совершавшиеся во времена многобожия и после принятия христианства, отличаются не только церемониалом, но и границами свободы волеизъявления представительниц прекрасного пола.

Умыкание невесты

У древних славян, поклонявшихся языческим богам, существовал обряд умыкания, то есть похищения невесты. Это деяние в те далёкие времена считалось весёлым действом, имевшим, по мнению Рамбо, символическое значение, поскольку совершалось исключительно по доброй воле девушки.

Это основополагающее условие свидетельствует о том, что в дохристианской Руси учитывались индивидуальные интересы и мнение женщины, которая была вовлечена в матримониальные дела.

Летописец Нестор в «Повести временных лет», описывая ритуал умыкания, повествует о том, что обычно он проводился с середины весны до середины лета, в период между двумя праздниками, посвящёнными богине любви Ладе и Ивану Купале.

Девица, заблаговременно давшая своё согласие на брак, якобы невзначай приходила к воде, где её «вероломно» похищал поджидавший суженный. Поскольку все вокруг знали о готовившемся умыкании, это действие расценивалось не как преступление, а как инсценировка, отсюда пошло выражение «играть свадьбу».

Историк Цитович, убеждён, что в церемонии умыкания невесты не было явного насильственного элемента, зато отчётливо прослеживается свободное волеизъявление девушки на вступление в брак: «При всех своих безобразиях, умычка всё-таки сослужила службу великого этического принципа семейной жизни — признанию свободы женщины при выборе своего суженого».

А Шпилевский замечает, если даже умыкание происходило без ведома невесты, за женщиной всё равно оставалось право самостоятельного выбора, вернуться в отчий дом и подвергнуть похитителя суду, или остаться с мужем.

В своей книге «Женщины Древней Руси» Пушкарёва отмечает, что традиция умыкания среди высших сословий сошла на нет с крещением Руси в Х веке, хотя в среде простого населения она просуществовала вплоть до XV века. Об этом факте свидетельствуют многочисленные песни, былины, а также церковные епитимии, стремившиеся искоренить этот языческий обычай.

Рогнеда

О том, что в дохристианской Руси свободная воля женщины учитывалась родителями при заключении брака, красноречиво доказывает трагическая судьба полоцкой княжны Рогнеды. Когда еще некрещёный князь Владимир решил жениться на ней, он послал к её отцу сватов, однако Рогволод, прежде чем дать ответ, обратился к дочери, чьё мнение было определяющим.

Рогнеда, будучи влюбленной в сводного брата Владимира, отказала князю, причём в весьма оскорбительной форме, заявив «…не хочу разути сына робичича (сына рабыни)». Хотя родители Рогнеды не пошли против её воли, что подтверждает право женщины на личный выбор мужа, однако она всё-таки стала женой Владимира.

Венчанный брак

  • С принятием христианства на Руси, то есть с 988 года, священнослужители начали активную борьбу с языческими традициями, в числе которых значилось умыкание невест.
  • На смену обычаю умыкания пришёл венчальный брак, который должен был быть оформлен с согласия родителей молодожёнов исключительно в стенах храма.
  • Таинство венчания предваряли помолвка и брачный сговор, которые, как отмечает Пушкарёва, практически в одинаковой степени не учитывали чаяний, как женщины, так и мужчины, поскольку в большей части представляли собой имущественную сделку.

Родители выбирали пару своим детям, исходя из своих интересов, не считаясь с их чувствами и желаниями, именно поэтому нельзя утверждать, что X-XV веках наблюдалось ущемление брачных прав исключительно девушек, поскольку юноши тоже не обладали своеволием.

Подобранные родственниками жених и невеста не могли встречаться наедине, обсуждать детали брачного дела или объявлять о помолвке, за них всё делали родные.

Хотя в 50-ой главе Кормчей книги – своде религиозных и светских канонов, которыми руководствовались при управлении церковью и в церковном суде, согласие молодых обоих полов на союз было обязательным условием заключения брака.

Устав Ярослава Мудрого

О возможности женщин принимать участие в собственной судьбе повествуют статьи, зафиксированные Ярославом Мудрым в сборнике законов «Русская Правда».

В 24-ой статье своего Устава, Ярослав Мудрый постановил наказывать родителей и рублем, и церковной епитимией, если вступивший по их принуждению в брак ребёнок вне зависимости от пола «что сотворит над собою», например, попытается покончить жизнь самоубийством или совершит его.

33-я статья того же юридического акта гласит о запрете принуждать девушку к неугодному браку, и если «…девка восхощет замуж, а отец и мати не дадять», наложить на них денежные пени. Но, несмотря на законы, многие браки по-прежнему заключались по принуждению родственников.

Не в первый раз

Исследуя матримониальные отношения, Пушкарёва выяснила, что женщины вступавшие в брак не в первый раз, могли самостоятельно выбирать себе супруга, без согласования его кандидатуры с родственниками.

Вообще повторные свадьбы на Руси не приветствовались, но если молодая становилась вдовой с малолетними детьми или не могла родить ребёнка в предыдущем браке, то повторный брак вполне был возможен.

Самовольный брак

Не желая мириться с выбором родителей, некоторые девицы убегали из дому и заключали самостоятельный брак с избранником сердца. Такой способ супружества назывался «самокруткой» и совершался церковью тайно, без соблюдения протокола и лишних церемоний.

Став законными супругами, молодожёны отправлялись к отцу с матерью за благословением, и если родители мужа быстро мирились с фактом ослушания, то родственники жены могли никогда не простить дочери этого проступка.

Примак

Наряду с традиционным браком, когда жена после свадьбы уходила жить в дом мужа, с древних времён существовал союз, когда зять переезжал в дом супруги.

При этом жених с невестой как бы менялись местами и обязанностями: девушка сама шла сватать парня, который готовил себе приданое и собирал накануне свадьбы не мальчишник, а девичник. Считалось, что этот молодец, которого в народе называли примаком, «выходит замуж» и имеет меньше прав, чем его жена.

Источник: https://cyrillitsa.ru/history/87403-venchannyy-brak-na-rusi-pochemu-zhenikh-i.html

Ссылка на основную публикацию