Волковы, макаровы и другие фамилии, которые носят только ханты и манси

Волковы, Макаровы и другие фамилии, которые носят только ханты и манси

  • Тысячи лет назад, из племён неолитической культуры образовались две северные народности – ханты и манси*. 

Волковы, Макаровы и другие фамилии, которые носят только ханты и манси

  1. До 1930 годов их называли вогулами. 

Волковы, Макаровы и другие фамилии, которые носят только ханты и манси

  • И в наше время эти российские народы сохранили свои древние традиции: шаманизм, язычество и поклонение тотемам. 

Волковы, Макаровы и другие фамилии, которые носят только ханты и манси

  1. Ханты и манси, так же, как и их предки, занимаются скотоводством и охотой.

Волковы, Макаровы и другие фамилии, которые носят только ханты и манси

Основную часть территории округа представляет собой непроходимые леса и тайгу, местами сильно заболоченную. 

Среди них расположено более 25 тысяч озёр, богатых рыбой и водоплавающими птицами. В лесах водятся олени и другие дикие животные. 

Территорию Ханты-Мансийского округа пересекают две полноводные реки — Обь и Иртыш, крупнейшие в России. 

Волковы, Макаровы и другие фамилии, которые носят только ханты и манси

  • Издревле основным занятием местного населения была охота, рыболовство и оленеводство. 
  • Женщины занимались рукоделием – тканеплетением, вышивкой. 

Волковы, Макаровы и другие фамилии, которые носят только ханты и манси

  1. Национальные костюмы ханты и манси отличаются яркими вышивками и аппликациями. 
  2. В обрядах и праздниках этих северных народов отложился огромный опыт человечества в освоении Севера. 
  3. Огромную роль в жизни народов ханты и манси играют самые разные запреты, например нельзя ранить землю острыми предметами.
  4. В местах поселений этих народов существуют участки земли, на которые не должна ступать нога человека, в случае если необходимо было перейти то место, к обуви привязывали бересту. 
  5. Проходя мимо таких запретных мест, нужно было совершить определенные обряды, например, принести и пожертвовать пищу или приклад из ткани. 
  6. Во время жертвования принято было обращаться к духам, хозяевам этих мест.
  7. Род — основа основ для народов ханты и манси. 
  8. Один род считает своим предком медведя, другой — лося или волка. 

У такого священного животного должно быть культовое место рядом с общим поселением, чтобы его потомки могли воздавать ему почести и приносить жертву.Родственные связи у ханты и манси очень сильны. Каждому роду присущ особый знак.

По сей день у ханты и манси при обращении друг к другу родственные связи значат больше, чем имена. Кто кому и кем приходится — для обозначения этих понятий в этих языках существует более ста слов!

Глава семьи у коренных северян — всегда мужчина, а женщина — его верная спутница. 

Женские и мужские семейные обязанности строго разделены. Женщине запрещено брать мужские вещи.

  • Современные ханты и манси очень радушны и любят гостей. 
  • Гостю дарят подарки, угощают самыми вкусными лакомствами, он всегда желанный человек в доме. 
  • Особый случай — это большие праздники, например, «Медвежий праздник». 
  • Его устраивал один род и созывал гостей из других родов. 
  • Священные обряды, танцы, застолье — это и важное событие, и грандиозное зрелище,

Волковы, Макаровы и другие фамилии, которые носят только ханты и манси

  1.  но в первую очередь — таинство приобщения, «вкушения плоти и крови» первопредка — медведя. 

Волковы, Макаровы и другие фамилии, которые носят только ханты и манси

  • Отношение к мясу священного животного — особенное. 
  • Кости нельзя рубить, надо разделывать тушу по суставам. 
  • Рвать медвежатину зубами за столом — значит обижать медведя, поэтому мясо заранее разрезали на мелкие куски. 
  • Эти кусочки даже руками брать нельзя — только специально сделанными деревянными палочками. 
  • Ханты и манси верят: соблюдение этих правил позволит их грозному предку возродиться после смерти. 
  • В северном доме принято, чтобы прибывших встречал глава семьи и его ближайшие родственники-мужчины. 

Хозяйка тем временем готовится ко встрече в доме, накрывает на стол. Гости входят по порядку: сперва мужчины, затем женщины и дети. 

  1. Следует обмен приветствиями, а потом прибывших усаживают на почетное место — за очагом, напротив входа. 
  2.  За столом не принято говорить, что объелся, оставлять еду недоеденной, есть в головном уборе и стоя. 
  3. Также нельзя выходить из-за стола во время угощения. 
  4. Но если все-таки необходимо отлучиться на время, гость говорит хозяевам: «стол держите».
  5. Но вот приходит время прощаться: гостей угощают, дают еду в дорогу; перед самым отъездом гости кланяются родовым реликвиям семьи. 

Волковы, Макаровы и другие фамилии, которые носят только ханты и манси

  •  После отъезда гостей о них стараются не говорить и не вспоминать часто, а если и думать — то только хорошее!

Но так было отнюдь не всегда, ещё пару столетий  назад эти два народа были самыми воинственными на всём русском Севере…

В истории покорения русскими Сибири мало было народов, которые противостояли бы русским с такой жестокостью и воинственностью, как «уральские индейцы» — ханты и манси

  1. Эти народы, которых в XV веке русские называли югрой, остяками и вогулами, уже платили дань сибирскому хану Кучуму, для виду принимая ислам, но на самом деле продолжали поклоняться языческим божествам и приносили идолам кровавые жертвы — часто человеческие.
  2. Столкновения русских с народами Урала носили кровопролитный характер и заканчивались пленением то для хантов и манси, то для русских. 
  3. К сожалению, надо признать, что и русские тоже не отличались милосердием. 

Спустя два века первопроходец Петр Бeкeтов писал о происходящем в Забайкалье, что : «…тeнгуские люди для тово отшатнулись от места, что их тeнгуских людей имaли служивые люди в аманаты (заложники) для своей бездельной корысти. Для торгу своего их, тeнгуских людей мучили, вымучили у них… соболей и шуб собoльих…» 

Так что жестокость была взаимной.

Войны с уграми

  • Известно, что уже в конце XV века было предпринято масштабное покорение края отрядом во главе с воеводой Семеном Курбским и воеводами Василием Гавриловым и Петром Ушатым. 
  • Под предводительством воевод находились лихие люди — ушкуйники, татары и удмурты. 
  • Литературные источники описывают взятие 40 местных городков, захват добычи, убийство мирных самоедов, пленение больше тысячи местных жителей и 50 князей, многие из которых были свезены к Ивану III в Москву, где получили от него жалованную грамоту и свободу. 
  • Но окончательное присоединение произошло лишь в конце XVI века и было связано с уничтожением конкурирующего Сибирского ханства и походом воеводы Мансурова на остяков.

В течение века, который понадобился на то, чтобы окончательно привести к шерту ** хантов и манси, уральские народы доставили русским много хлопот, так как превосходно знали местность, умели выживать в глухой тайге и были превосходными воинами, ведь они вели нескончаемые войны с ненцами и с самоедами. 

Ханты или манси передвигались часто по ночам, скрытно, устраивали засады, нападали неожиданно, заставая русских врасплох. 

Например, однажды они сплавились по реке до лагеря русских, держась за стволы деревьев и прикрываясь еловыми ветками, а когда деревья доплыли до лагеря, неожиданно появились из воды и перебили врагов.

По отношению к врагам ханты и манси были жестокими. 

Это единственный народ на территории России, который вплоть до начала XX века сохранил обычай скальпирования врагов. 

Связан этот обычай был с верованиями угров, будто одна из пяти душ, которыми обладает мужчина, находится в его волосах. 

И если вырвать их с корнем, то дух воина никогда не воскреснет, а значит, врага бояться больше не надо. Он не вернется с того света и не сможет отомстить.

  1. Об этом зверском обычае писал монах из Венгрии Йоганка, который описывал, что в Сибири есть народ, который «стаскивает с мертвых кожу с волосами и почитает ее, словно божество». 
  2. Действительно, у угров был распространен обычай подносить скальпы врагов своим богам и развешивать их на деревьях. 
  3. При этом сложно сказать, когда именно уральские народы скальпировали врагов — сразу после смерти или еще до нее. 
  4. Археологические находки под Сургутом 

в могильнике Сайгатский-4 и 5  позволяют выяснить это точно.

Участь пленных была ужасна

Но как же угры поступали в пленными? 

Ответ можно найти в работе этнографов Т. Р. Пятниковой и Е. Ю. Матросовой «Легенды и предания хантов полноватского Приобья». 

  • Оказывается, пленных ханты убивали и обезглавливали, а головы ради какого-то обряда выставляли вокруг озера вперемешку с собачьими головами.
  • Хантами были перебиты 30 русских мужчин — уроженцев села Войтехово, которое находится недалеко от города Березова. 
  • Воинственные таежные охотники нашли стоянку местных жителей в тайге по лаю собак и всех перебили, напав ночью, после чего оскальпировали.
  • Историк Елена Валерьевна Перевалова, специализирующаяся на народах Урала, в работе «Войны и миграции северных хантов» рассказывает о войнах хантов с самоедами. 
  • Она упоминает о «клятве вечного мира», который самоеды*** были вынуждены заключить с хантами. 

Для совершения обряда самоеды по жребию выбрали одного «из среды своей», после чего принесли его в жертву и сварили. Потом была срублена ель, на пень которой было поставлено корыто с мясом, из которого все ели человечину. 

Историк упоминает и о капище хантского рода Тайшиных на мысу Ангал, где регулярно совершались человеческие жертвы.

Игумен Иринарх (очевидно, Соловецкий) записал сказание, по которому после того, как остяки победили самоедов, они обезглавили их, а головы отнесли в свое святилище — к ручью, где насадили на копья и оставили как жертву богам.

Перевалова пишет, что «остяцкие князья» держали пленных самоедов не только для приношения жертв, но и принуждали их работать на себя, используя как рабочую силу. Отношение к рабам было жестоким — например, князек Гында Момиков имел 13 рабов и морил их голодом.

  1. Как видим, отношение к русским мало отличалось от отношения хантов и манси к другим народам. 
  2. То есть русских точно так же брали в плен, но из осторожности не заставляли работать на себя. 
  3. Их убивали, как сильных и злых противников, потом скальпировали, развешивая скальпы на деревьях, либо использовали тела для ритуальных целей — выставляли головы на копьях напоказ для устрашения, а тела могли съесть. 
  • Пленных, особенно самых сильных и ловких, приносили в жертву идолам, скрепляя их кровью и плотью договоры или надеясь таким образом получить силу врага.
  • Ханты и манси были настолько привержены своим диким верованиям, что русским приходилось учитывать это и изобретать разные способы заключения договора, чтобы уважить местные народы, но и самим не испоганиться — не отречься от православной веры. 

    Поэтому во время договоров «изобретали» идолов, увенчанных крестом.     Угры поклонялись идолу, а христиане — кресту, и все считали, что их обычай соблюден.

  1. Среди ханты и манси есть и христиане, но несмотря на различные вероисповедания, они все равно остаются язычниками. 
  2. Верят в нескольких богов, и даже приносят им «жертвы».
  3. Православные иконы воспринимаются ими как их языческие изображения, а сами святые заняли места верховных божеств, например, Дева Мария считается у них богиней земли.
  4. В народном эпосе говорилось, что у людей несколько душ, причем у мужчин – пять или семь, а у женщин – четыре. 
  5. Но чтобы в человеке оставалась жизнь, у него должно быть всего две души. 
  6. После смерти, одна должна была вселиться в новорожденного ребенка, а вторая — перейти в мир мертвых.
  7. Кстати, в любимых многими сказах Бажова очень много персонажей из эпоса уральских народов. 
  8. Так, Олень Серебряное копытце взят из мифа про небесного лося, под ноги которому ставили блюдо из серебра. 
  9. А дух огня, которого представляли в виде женщины в красной одежде, стал прообразом Огневушки-поскакушки. 

В одной из хантыйских сказок, отец с матерью предали огню свою дочь, чтобы тот смилостивился над ними.

*… Манси-народ…

Самым известным представителем народа манси является Мэр г.Москвы С.Собянин, 

хотя в своей  автобиографии для избирательной комиссии на пост губернатора Тюменской области Собянин назвал себя русским и опроверг информацию о том, что он – представитель народности манси, о чем написано в некоторых справочниках и энциклопедиях.

* *приведение к шерту…

-Шерт (от араб. šart «соглашение, условие», см.: алт. šert «клятва»; хак. сирт) — присяга на верность договорным отношениям с Русским государством. Слово «шерть» впервые встречается в русских грамотах 1474 года.

Тюркоязычные народы заимствовали арабское слово для процедуры заключения договора международного характера и передали эту практику русским властям. Процесс заключения договоров с принимаемыми под «высокую государеву руку» назывался шертованием.

***…Самоеды…

Самоеды, они же Самодийцы  — общее название коренных малочисленных народов России: 

  • ненцев, энцев, нганасан, селькупов и ныне исчезнувших саянских самодийцев (камасинцев, койбал, моторов, тайгийцев, карагасов и сойотов)
  • История
  • Российская империя
  • Древняя Русь
  • Факты
  • 18+

Источник: https://cont.ws/@bia354444/1247807

Кто такие манси Пеликовы, семья из рода которых погибла на севере Свердловской области

Волковы, Макаровы и другие фамилии, которые носят только ханты и мансиhttps://www.znak.com/2019-08-01/kto_takie_mansi_pelikovy_semya_iz_roda_kotoryh_pogibla_na_severe_sverdlovskoy_oblasti

2019.08.01

Волковы, Макаровы и другие фамилии, которые носят только ханты и мансиЕвгений Жирных

Мансийский род Пеликовых, трое членов которого погибли накануне на реке Лозьва по пути в таежный поселок Ушма на севере Свердловской области, считается одним из самых известных на Северном Урале. В письменных источниках первые упоминания о носителях этой фамилии датируются XVIII веком.

Происхождение самой фамилии «Пеликов» не вполне ясно. По одной из версий, она относится к русской фамилии Беликов. Однако наиболее вероятной считается, что фамилия происходит от мансийского «пелаяцкве» — разогретый огнем, иначе вспыльчивый, горячий человек.

На севере нынешней Свердловской области Пеликовы, как считают историки и этнографы, вероятно, появились в начале XX века. Они перебрались в эти места с реки Тапсуй, притока Северной Сосьвы (теперь Ханты-Мансийский автономный округ), где их деревню смыло водой.

Читайте также:  Гопники: когда они впервые появились

На притоках в верхнем течении реки Пелым появляются поселения Пеликовых — Посыръя-пауль и Порсь-хульм-пауль. Известно, что семья занималась оленеводством. В 1960–1970-х годах Пеликовых посещали участники этнографических экспедиций Уральского госуниверситета (УрФУ).

Для ученых они служили информаторами о быте и культуре коренных народов Урала.

Родовой поселок Посыръя-пауль, отмеченный на более поздних картах как «Юрта Пеликова», располагался на границе Свердловской области и ХМАО по реке Посырья, левому притоку Пелыма. Он просуществовал до конца XX века.

Захирел населенный пункт, как и многие другие таежные поселки манси, в 1990-х годах. Государство прекратило централизованные закупки оленины и шкур. Старинный промысел манси, дававший им столетиями средства к существованию, прекратился.

Численность этой народности на севере Свердловской области резко сократилась, и многие поселки обезлюдели.

Волковы, Макаровы и другие фамилии, которые носят только ханты и мансиЕвгений Жирных

Поселок «Юрта Пеликова» в Ивдельском городском округе был официально упразднен в 2004 году. Часть носителей этой фамилии переселилась с поселки Тресколье и Ушма, расположенные на реке Лозьва.

Последний свердловские власти специально построили для манси неподалеку от бывшей колонии системы «Ивдельлаг», так как сюда хотя бы подходит грунтовая дорога. Часть Пеликовых мигрировала на север, в ХМАО.

Впрочем, верховья Пелыма до сих пор считают их родовыми территориями.

Волковы, Макаровы и другие фамилии, которые носят только ханты и мансиМихаил Пеликовсайт «Команды искателей приключений»

Про отца погибшего семейства, 37-летнего Михаила Пеликова, известно, что он долгое время жил в поселке Тресколье (расположен чуть севернее Ушмы по реке Лозьва) вместе с братом Унтей. Они имели славу очень мастеровитых людей.

Про Унтю, например, рассказывали, что он сумел собрать генератор, вырабатывавший электричество для поселка, из бензопилы.

Сам Михаил Пеликов много лет подряд активно помогал «Команде искателей приключений» туристов-этнографов, возглавляемых Алексеем Слепухиным, строить частный этнографический парк «Земля предков».

Это реконструированная деревня манси, расположенная неподалеку от Екатеринбурга по Серовскому тракту возле реки Шитовской исток, притока озера Исетского. Племянник Пеликовых из деревни Пома воспитывается в спецшколе для детей-инвалидов по зрению в Верхней Пышме.

Волковы, Макаровы и другие фамилии, которые носят только ханты и мансиЕвгений Жирных

Как ранее сообщал пресс-секретарь ГУ МВД РФ по Свердловской области Валерий Горелых, 31 июля около 14:30 из поселка Вижай в сторону поселка Ушма вверх по течению реки Лозьвы выдвинулась деревянная моторная лодка, оборудованная мотором «Вихрь 30».

Управлял ею 31-летний житель поселка, среди пассажиров была 32-летняя Светлана Пеликова и трое ее детей: 13-летняя дочка, 10-летний сын и полугодовалый мальчик. Они плыли к главе семейства, 37-летнему Михаилу Пеликову, который ждал их в Ушме. Он и забил тревогу, когда его родные не прибыли в назначенное время.

Вместе с приятелем он в 15 километрах от населенного пункта обнаружил пустую лодку, прибитую к берегу, и сообщил обо всем полиции.

Волковы, Макаровы и другие фамилии, которые носят только ханты и мансиЕвгений Жирных

Лодка была обнаружена в районе слияния реки Лозьвы и реки Вижай. Из-за дождей уровень воды там значительно поднялся.

Сегодня в 7:00 из поселка Ушма спасатели из МЧС на моторной лодке начали обследовать реку, спускаясь по ее течению к Вижаю.

Дополнительно в район поисков из Екатеринбурга направлены спасатели Уральского регионального поисково-спасательного отряда МЧС России в составе семи человек, семь единиц техники, в том числе три плавсредства и два квадроцикла.

По последней информации, им удалось найти тела 32-летней Светланы Пеликовой, ее 13-летней дочки и 10-летнего сына. Поиски еще двоих пропавших продолжаются.

Источник: https://www.znak.com/2019-08-01/kto_takie_mansi_pelikovy_semya_iz_roda_kotoryh_pogibla_na_severe_sverdlovskoy_oblasti

Как отличить ханты и манси от других народов в Сибири, один пример – Uralistica

Много раз, когда я вижу какую-то статью о хантов или ненцев, вижу приставленную фотографию, где изобрежен(-ы) человек(-и), которые явно хантами или мансами не являются.

Ладно, если там поставлено фото с человеком(-ами) ненецкой или селькупской национальности, это еще понятно, потому что ненцев не всегда удается отличить от обских угров с первого взгляда тем людям, которые не близко знакоми с их культурами. У ненцев и селькупов культура во многом очень похожа на обско-угорскую, и это еще в каком-то смысле простительно, если они путаются между собой. Соседи все же.

  • Например, в этой фотографии по-моему есть скорее ненцы, а не ханты, судя по одежде:
  • Эта фотография была помещена в статье, которая кратко описывает хантыйский народ:
  • http://nazaccent.ru/geo/hanti/
  • Но бывают случаи хуже, когда обские угры путаются с народами из Южной или Восточной Сибири, культуры которых явно отличаются от культур Западной Сибири.

Например, в этой фотографии отображена девочка из Восточной и/или Южной Сибири. Халат по дальневосточной моде, растительный орнамент итд., очень не характерен для Северо-запада Сибири.

Эта фотография помещена к статье, которая посвящана новостьям по обско-угорским народам:

http://www.t-i.ru/article/25742/

Очевидно, что есть люди, которые думают, что все народы из Сибири «одинаковые», или они «мало» отличаются между собой. Кладут всех в один мешок. Я с таким мнением не раз сталкивалась в англо-язычных сайтах. Но меня огорчает, что русско-язычные сайты этим грешат тоже. Вроде бы в России должно быть доступно больше информации об народовой, культурной, языковой итд. разнообразии в Сибири?

Дальше здесь я буду писать об культурных отличий у хантов и ненцев. Они два народа, которые долгое время жили в соседстве, многое переняли друг от друга, во многом их культуры похожи. Но! Есть не малые различия между этими народами тоже. Вы увидите, что отличить ненцев от хантов не всегда трудная задача. Я научу пару отличий в их одежде.

  1. Если уже ненцы отличаются во многом уже в одежде от хантов и манси, то что уж говорить об других народов из Сибири, проживающих еще дальше?
  2. Ненцы и ханты — отличия в одежде.
  3. Обские угры, в отличии от ненцев, намного больше традиционно используют легкую текстилию для своих одежд.
  4. Вот так выглядет хантыйская летняя одежда:
  5. Волковы, Макаровы и другие фамилии, которые носят только ханты и мансиВолковы, Макаровы и другие фамилии, которые носят только ханты и манси
  6. А ненецская летняя одежда выглядет так (кстати, в качестве летней одежды часто носится старая, поношенная зимняя одежда):
  7. Волковы, Макаровы и другие фамилии, которые носят только ханты и мансиВолковы, Макаровы и другие фамилии, которые носят только ханты и манси

Вы видете разницу, при этом довольно большую? Ханты летнюю одежду основывают на более легкие материалы, как хлопчатнобумажные текстилии итд., когда ненцы используют более тяжелые материалы, такие как сукна, шкуры итд. Ханты одевают туникообразные рубахи-платья, а ненцы скорее всего нет.

Правду говоря, у одной ненецкой группы, лесных ненцев, есть платья по хантыйской выкройке и стиле, но они настолько похожи на платья восточных хантов, что лесные ненцы скорее всего заимствовали от них. И лесных ненцев численно мало, в отличии от тундровых ненцев. Поэтому найти фотографий лесных ненцев в их национальной одежде в интернете задача не самая легкая.

Что интересно, больше чем 100 лет назад у южных хантов существовала вышитая нитками летняя одежда, во многом очень схожая на одежду многих европейских финно-угров.

Эта одежда была в основном изготовлена из крапивы, или импортного конопли или лена.

В многих советских источниках я часто читаю мнение, что эта одежда у хантов появилась из-за русской или татарской влиянии. Вы этому верите? Цитата:

«…Ханты и манси переняли от татар и русских технику прядения и ткачества. Их домотканые холсты, сделанные из волокна крапивы, очень близки по своим качествам к обычным крестьянским холстам яз конопли.

Из крапивных холстов женщины шили различные одежды: рубахи, шаровары, навершницы. Одновременно с крапивной пряжей, изготовлялась и пряжа из шерсти овец, издавна разводившихся в Березовском и Шурышкарском районах.

Шерстяную пряжу окрашивали местными красителями в алый, синий, черный, светло-коричневый. Окрашенными шерстяными нитками мастерицы расшивали по крапивному холсту чудесные узоры, основой которых были фигуры «птичьего «рыла», «змеи», «тетери» и др.

Черно-красные с коричневым вышивки большими плоскостями имели распространение среди манси, хантов и коми-зырян…»

http://tradtextil.livejournal.com/30488.html

Я не совсем верю, что обские угры переняли одежду такого типа только от русских и татар…

  • Вот старинная одежда южных хантов:
  • Волковы, Макаровы и другие фамилии, которые носят только ханты и мансиВолковы, Макаровы и другие фамилии, которые носят только ханты и манси
  • Скорее правда есть где-то в этой фразе:

«В среде сибирских народов вышивка обских угров по своей технологии не имеет аналогов. Поиск способов вышивки, сходных с обскоугорскими, уводит в Поволжье и Приуралье.

Здесь фиксируются наиболее близкие приемы вышивки по технике и способу расположения ее на одежде. Этот ареал позволяет говорить о единых источниках вышивки обских угров и народов Поволжья и Приуралья.

Кроме того, выявляются параллели более широкого плана, включающие вышивку карел, русских, украинцев и болгар.»

http://skmuseum.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=33:r-&catid=20:—&Itemid=217#met

  1. Я хочу затронуть тему халат, или распашной одежды. Я затрагивала фотографией тему халат из сукна немного:
  2. Похожие суконные халаты встречаются и у обских угров, но больше в качестве весенной-осенной одежды, они обычно орнаментированны по-другому чем у ненцев (орнаменты часто более мелкие, они вышиты бисером, пуговицами итд.):

Есть у хантов (и манси) халаты также из более тонких текстилий (хлопчатобумажная ткань итд.), они летние халаты. Их одевают поверх рубах. Таких халатов у ненцев нет:

  • В старине у хантов халаты выглядели еще так:

Вы уже заметили еще одну разницу, бросающейся в глаза между ненцами и хантами? Стиль орнаментов. У ненцев они проще, аскетичнее. А у хантов мельче, сложнее, более пышные. У ненцев орнамент на одежду обычно нанесывается тканной аппликацией, а у хантов — вышивается бисером. Правда, ханты также используют тканную аппликацию, но она часто идет вместе с бисерной вышивкой.

У ненцев тоже иногда встречается вышивка бисером, но это скорее исключение из правила, при этом это заимствованно от хантов. У хантов еще часто есть вышивка пуговицами. Еще различия видны в цветовой гамме.

Она у ненцев обычно очень яркая, контрастная, а у хантов контраст между цветами меньше выражен, и ханты не стесняются использовать «ненатуральные» цвета как фиолетовый, розовый итд.

  1. Зимних шуб из оленей шкуры сложнее всего отличать между ненцами и хантами, и поэтому многие их, неудивительно, путают между собой, но иногда отличия видны довольно легко.
  2. Например, если видите шубы с очень роскошной вышивкой из бисера, то не сомневайтесь — это ханты:

Но есть случаи, когда можно запутатся. Особенно это касается лесных ненцев, потому что они ходят в очень хантыйско-подобной одежде.

Например, в этой фотографии, наверное, лесные ненцы. Я в начале даже почти отказывалась верить, что они — ненцы. Есть там шубы очень хантыйского стиля (вышивка пуговицами итд.), но в источнике есть комментарий, который говорит, что эти люди — лесные ненцы.

Но возможно, там ханты есть в перемешку в ненцами?  Шубы с тканной поверхностью и вышивками из пуговиц выглядят как хантыйские, а шуба на крайне правом стороне выглядит как ненецская. Еще два шубы выглядят подозревательно хантыйские.

Я, к сожалению, в этом уже не разбираюсь.

Источник: http://www.liveinternet.ru/users/2001922/post64285167/

Какие еще разницы между хантами и ненцами? Ожерелья, бисерные украшения! Ненцы почему-то не носят такие ожерелья как ханты. Хантыйские ожерелья:

Если вы видите такие ожерелья в сочетании с традиционной одеждой, не сомневайтесь — это обско-угорская одежда.

До сих пор я говорила более-менее об женской одежде. Говоря о мужской одежде, скажу, что в зимней одежде между хантами и ненцами особой разницы нет, но есть видимая разница в летней одежде. Ханты носят рубахи из легких текстилий (см. фотографии выше), а ненцы из суконной малицы или поношенной зимней малицы.

Кстати, все что здесь сказано о хантыйской одежде, можно быть относено и к мансийской одежде. Культуры хантов и манси очень близки. Но существуют некоторые разницы между разными группами хантов и манси. Сугрутские ханты носят одежду с немного другой орнаментацией итд.

чем аганские ханты или казымские ханты итд. По одежде обских угров, особенно женщин, можно судить, какую группу представляет человек. Но это уже отдельная тема, которая есть для тех, которые заинтересованные в внутриэтнической разнообразии в обско-угорских народах и группах.

Источник: http://uralistica.com/m/blogpost?id=2161342%3ABlogPost%3A179164

Семья

Волковы, Макаровы и другие фамилии, которые носят только ханты и манси

Основой общества были семья и поселок, называвшийся «сорт» у манси и » юрт» у хантов.Семья была патриархальной: главой семьи считался мужчина, счет родства велся по мужской линии. Дети при разводе оставались у отца. Однако женщина обладала определенной свободой в семье, имела возможность развестись; сильным был культ женщины-родоначальницы.

В конце XIX — начале XX в. у хантов и манси существовали фратрии и роды. У северных хантов и манси под фратриями (объединением родов) подразумевались две группы: Пор и Мось.

Члены одной фратрии считались кровными родственниками и вели свое происхождение от одного мифологического предка: у Пор предком считался медведь, у Мось — женщина Калтась, которую представляли в виде зайца или гусыни.

У каждой фратрии был свой собственный центр: селения на Оби, которые считались местом обитания тотемов. У восточных хантов было три рода, которые назвались Лосем, Бобром и Медведем.

Уклад семейной жизни был в целом патриархаль­ным. Главой считался мужчина, а женщина во многих отношениях подчинялась ему, при этом каждый имел свои обязанности, свою функцию, благодаря чему регу­лировались межличностные отношения, создавалась га­рантия от конфликтов.

Бревенчатый дом строил мужчи­на, а чум из легких шестов воздвигала женщина; рыбу и мясо добывал мужчина, а готовила их на каждый день и впрок женщина; нарты и лыжи изготовлял мужчина, а одежду — женщина.

В некоторых сферах существова­ло и более тонкое разграничение: например, посуду из бересты делала женщина, а из дерева — мужчина; поч­ти всеми приемами орнаментации владела женщина, но штампованные узоры на бересту наносил мужчина. Ко­нечно, распределение обязанностей было неабсолют­ным.

Мужчина при необходимости сам мог приготовить пищу, а среди женщин были замечательные охотницы. В современных молодых семьях все чаще мужья помога­ют женам в тяжелых работах — доставке воды, дров. Разной интенсивностью мужского и женского труда объ­яснялось его дозирование.

Читайте также:  Какие молитвы не могут читать обычные верующие

Мужчине иногда приходилось несколько дней гнать лося, после чего требовался дли­тельный отдых для восстановления сил. Женские еже­дневные хлопоты начинались с разведения огня ранним утром и заканчивались лишь с отходом ко сну. Даже в пути по ягоды женщина иногда ссучивала на ходу ни­тки. Посторонние люди чаще всего наблюдали лишь внешнюю сторону жизни семьи, и у них могло сложить­ся неверное представление о положении женщины.

Рассуждая на эту тему, следует, конечно, помнить, что в почти всемирной традиции принижения в той или иной мере статуса женщины ханты — не исключение. У них часть ограничений объяснялась физиологически­ми особенностями женщины — менструацией и родами. Считалось также, что она связана с миром духов.

Жен­щине запрещалось переступать через вещи, связанные с мужчиной и его трудом, а также соприкасаться со свя­щенными предметами и местами. Запретызиждились на мысли о том, что от женщины исходит нечто, переходящее на другие предметы и приносящее им вред.

Другая группа ограничений — в пище, в общении с духами и умершими — диктовалась заботой о самой женщине, желанием оградить ее самое от вреда.. В социальной сфере важен еще один фактор — регуляция половых связей. Частично на этой основе развился обычай «избегания» между определенными категориями родственников.

Так, женщина стыдилась показывать волосы и лицо старшему брату мужа и его отцу, поэтому при них низко опускала на лицо платок. Это делалось и в присутствии чужих мужчин. Будучи рядом с ними, она вела себя очень сдержанно, не говорила громко, не смеялась, и только с их уходом женщину как будто подменяли.

Мужчины тоже избегали смотреть на нее прямо, а предназначенные ей слова говорили в про­странство, как бы безадресно. Входя в помещение, где могла находиться «стыдящаяся» женщина, они предуп­реждали о себе покашливанием, чтобы та успела за­крыться.

В наши дни можно увидеть молодых женщин и с опущенным на лицо платком, и в спортивной шапоч­ке, которая волосы скрывает, а лицо нет. Со стороны кажется это дикостью, но это не совсем так. Одна пожилая женщина ханты сказала что в большой семье, где много детей и мало свободного места, платок позволяет прикрыть лицо и скрыть свои чувства, на несколько минут попасть в «свой» уголок, куда к тебе никто не полезет.

Волковы, Макаровы и другие фамилии, которые носят только ханты и манси

Социальная функция женщины, ее роль жены, мате­ри и члена коллектива была достаточно высока. В фоль­клоре нередко упоминается о девушках, самостоятельно находящих себе мужей, там же красочно описываются походы героев, их сражения при добывании себе жен.

Согласно историческим источникам, невесту для сына обычно находили родители, и иногда молодые до свадь­бы не видели друг друга. В невесте ценились более всего трудолюбие, умелые руки и красота. Согласно хантый­ским нормам, старший сын после женитьбы мог отде­литься, поэтому нередко в жены ему подыскивали ту, что постарше, умеющую самостоятельно вести хозяйст­во.

Для младшего сына это не имело особого значения, так как с ним оставались жить родители и мать могла научить неопытную невестку.

К родителям невесты отправляли свата, и начина­лись переговоры. Своеобразие их заключалось в. том, что первые как бы хотели принизить достоинства своей дочери, говоря о том, что она «грязнуля, неумеха», а второй от имени родителей жениха уверял: «Нам такую и надо». Если в конце концов достигалось согласие, то начинался торг о размере выкупа — вещами, деньгами, оленями.

Однако семейная жизнь начиналась еще до внесения полного выкупа.Невеста приносила в дом при­даное — одежду, утварь. Свадебный обряд не отличался пышностью. Он состоял из угощения в доме невесты, а затем жениха, увоза ее от родителей и приобщения к дому мужа, к святыням новой родни.

Здесь молодая женщина вначале чувствовала себя не очень уверенно, не смела, например, громко

разговаривать. Однако по­сле рождения первого ребенка ее социальный статус сразу повышался. Не всегда молодых объединяло чувст­во любви, но сознание долга и дети скрепляли семью.

Нам приходилось слышать суждение такого рода и со стороны женщин: «Мой муж — плохой человек, но он дан мне богом», и со стороны мужчин: «Я люблю свою жену, потому что она — мать моих детей».

Разводы бы­ли крайне редки, причем инициатором могла выступать и женщина.

Взаимоотношения родственников подчинялись этиче­ским установкам, сложившимся в течение веков. Основ­ные из них — почитание старших и забота о младших, беззащитных. Было не принято возражать родителям ,даже если те бывали не правы. Не повышали голос и уж тем более не поднимали руку на ребенка.

Обращаясь друг к другу или говоря об отсутствующем, пользова­лись чаще не именами, а терминами родства. Они со­ставляли сложную систему с учетом возраста, родства по мужской или женской линиям, кровного или по бра­ку.

Например, старшая и младшая сестры назывались по-разному — эним и текаем, а старший брат и млад­ший брат отца одинаково — этим’, брат мужа называл­ся иначе, чем брат жены,— иким и емкёлям; дети де­тей, т. е. внук и внучка, обозначались одинаково, неза­висимо от пола,— кылхалим.

В этой сложной системе женщины ориентируются лучше, чем мужчины. В 1970-х гг. они называли нам более 120 терминов, ко­торыми обозначаются те или иные конкретные родст­венники.

У ханты и манси существует своя система имен. Сейчас для тех, кто сохранил традиционную культуру, она является двойной: русское имя и национальное. Часто имя давалось в честь умершего родственника.

Кроме упомянутого обычая давать новорожденному имя кого-либо из родственников была и другая традиция — называть человека по характерному при­знаку, поступку или событию. Такое описательное имя могло появиться в любом возрасте. В эпизоде одной из героических песен описывается, как это происходило.

Герой отправляется в путь, встречает старушку и просит дать ему имя. «Пусть твое имя будет: Подобно осиново­му листу верткий муж, подобно осиновому листу неспо­койный муж».— «Ай, ай, старушка, ты умеешь давать имена!».

В XVII в. проводилось крещение ханты, при этом им давали христианские имена. Затем царской админи­страции потребовался учет жителей, при котором были введены отчества и фамилии, образованные от имен.

Например, от имени Кырах Мешок’ была образована фамилия Карауловы, от Мюх ‘Кочка’ — Микумины, от Щащи ‘Бабушка’ — Сязи. С тех пор сосуществуют две антропонимические системы — народная и офици­альная.

 

Источник: https://nyagan.life/specprojects/narod-hanty-mansi/semya

Как ханты и манси воевали против русских колонизаторов

Волковы, Макаровы и другие фамилии, которые носят только ханты и манси

Как ханты и манси воевали против русских колонизаторов

Русские издревле призывали хантов остяками, а манси вогулами или вогуличами. Территорию их проживания называли Югрой, что прямо указывает на родство этих народов с венграми, удалившимися отсюда в IX веке в Европу.

Непосредственное знакомство русских (точнее, русов) с остяками и вогулами началось не позднее XI века. Первые известия об этих народах, угодившие в летопись, уже свидетельствуют о налаженных торговых отношениях между Русью и Югрой. Первопроходцами здесь, как и во многих других местах грядущей России, явились новгородцы.

Только торговые отношения

Первоначально контакты носили характер торговых экспедиций. В обмен на железные изделия, каких не было у Югры – топоры, ножи – новгородские купеческие ватаги получали пушнину, которую потом перепродавали с большой выгодой на европейских базарах.

Довольно скоро правящая верхушка Новгорода приступила к систематической эксплуатации богатств края, и от торговли перешла к прямому обложению туземных народов данью ценными мехами. Как она именовалась исходно, мы не знаем, в XV же веке за нею закрепилось татарское слово «ясак».

Определённые территории для сбора дани (которую платили Новгороду и ближние племена «инородцев»: самоядь или ненцы, лопари или саами, печора или коми, карелы и др.) фиксировались в наследственное пользование за определёнными боярскими родами.

Естественно, хантам и манси (как и другим народам Новгородской державы) не нравились такие новоиспеченные «порядки», и уже в XII веке отмечаются их восстания против колонизаторов. Так, в 1187 году жители Югры убили новгородских чиновников, приехавших к ним для сбора дани, и это послужило предлогом для изгнания новгородцами князя Мстислава Давидовича.

Очевидно, князь преступил права бояр на сбор дани; этим же, видимо, объясняется и восстание туземцев: им пришлось платить дань вторично. Бояре же бывальщины заинтересованы в постоянном поступлении доходов и не особо напрягали «инородцев». Но в 1193 году новгородцы решили отомстить Югре и отправили туда карательный отряд во главе с воеводой Ядреем.

Ядрей осадил одно из укреплённых мест в Югре. Его жители сформулировали желание покориться и пригласили Ядрея на переговоры, однако зарубили его вместе с двенадцатью чиновниками. Та же участь постигла ещё 80 человек, каких югорцам удалось заманить следом. Оставшиеся какое-то время ещё осаждали городок, но были вынуждены уйти, так как не меньше осаждённых бывальщины изнурены голодом.

Конфликты возникали и после.

Источник: http://imperhans.ru/kak-xanty-i-mansi-voevali-protiv-russkix-kolonizatorov/

Какие русские фамилии являются финно-угорскими

Финно-уграми называют языковую общность народов, говорящих на так называемых финно-угорских языках. Они проживают на территории Западной Сибири, Центральной, Северной и Восточной Европы. Представителей этих народностей много и в России, о чем свидетельствуют фамилии, имеющие финно-угорское происхождение.

Кто относится к финно-уграм?

Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года на территории Российской Федерации проживает более 2 миллионов представителей финно-угорских народов. Среди них мордва, удмурты, марийцы, коми-зыряне, коми-пермяки, ханты, манси, эстонцы, вепсы, карелы, саамы, ижорцы. У русского народа также есть общие хромосомы с финно-уграми.

Исследователи разделяют финно-угорские народы на пять подгрупп. В первую, прибалтийско-финскую, входят эстонцы, карелы, вепсы и ижорцы, а также водь и ливы. Вторая подгруппа носит название саамской или лопарской. Ее представители в России проживают в районе Кольского полуострова. По мнению ученых, некогда они занимали большую территорию, но были вытеснены на север.

Кроме того, их собственный язык был заменен одним из финских наречий. К третьей подгруппе — волжско-финской — относятся марийцы и мордва. Четвертая, пермская подгруппа, включает коми, коми-пермяков и удмуртов. Пятая подгруппа носит название угорской. К ней относятся, в частности, народы ханты и манси, населяющие низовья Оби и северный Урал.

В XVI-XVIII столетиях активно происходила экспансия русских переселенцев на земли, населенные финно-уграми. Постепенно христианская религия, русская письменность и культура стали вытеснять местные традиции. Сегодня большинство финно-угров в России говорят по-русски и исповедуют православие.

Между тем следы финно-угорской культуры сохранились на территории нашей страны в виде топонимов, особенностей диалектов и фамилий. Кстати, по последним иногда можно вычислить потомков финно-угров.

Карельские фамилии

Карельские фамилии имеют обычно либо русское происхождение, либо образованы по «русскому» типу. Чаще всего в основе их лежит имя кого-то из предков. До революции фамилии многим карелам заменяли прозвища. Впоследствии они были записаны как фамилии.

Так, фамилия Тухкин произошла от слова «тухка» (зола), Лангуев — от «лангу» (силок, петля), Липаев — от «липата» (моргать). Некоторые фамилии связаны с языческими прозвищами: Лембоев (от «лембо» — черт, леший), Ребоев (от «ребо» — лисица). Причем суффиксы -ов и -ев часто присоединяются к гласной основе.

Ряд карельских фамилий также произошел от различных топонимов: Кундозеров от «Кундозеро», Паласёлов — от названия населенного пункта Паласельга. Кроме того, некоторые фамилии произошли от русских имен, переведенных на карельский язык.

Среди них Гарлоев (от имени Хаурой — Гавриил), Ануков (от Онёкка — Ондрей или Андрей), Теппоев (от Теппана — Степан), Годарев (от Ходари — Фёдор).

Мордовские фамилии

Фамилии у мордвинов появились в XVII веке. Сначала они происходили от отчеств. Так, сын Лопая становился Лопаевым, сын Худяка — Худяковым, Кудаша — Кудашевым, Кирдяя — Кирдяевым. Но в принципе все мордовские фамилии можно поделить на четыре разновидности.

Первая происходит от дохристианских личных имен: например, Аржаев от Аржай («аржо» — шрам, зазубрина), Вечканов от Вечкан («вечкелс» — любить, уважать). Вторая — от канонических личных имен, которые давались при крещении. Но часто крещеных мордвинов называли уменьшительными именами.

Отсюда фамилии Федюнин (от Федора), Афонькин (от Афанасия), Ларькин (от Иллариона). Третья группа произошла от русских нарицательных слов: Кузнецов, Кочетков, Французов. Наконец, четвертая — это фамилии, позаимствованные от тюркоязычного населения, с которым ассимилировалась мордва, в частности, от татар: Булаткин, Карабаев, Исламкин.

В мордовских фамилиях гораздо чаще встречаются «уничижительные» суффиксы, чем в русских: Исайкин, Агейкин, Ерошкин, Тараскин.

Фамилии коми

У коми фамилии появились начиная с XV столетия. Дело в том, что Пермь Вычегодская и Пермь Великая первоначально подчинялись Новгородской республике, где фамилии присваивались представителям всех слоев населения.

Таким образом все ныне существующие фамилии народов коми образованы по «русскому» типу — с помощью суффиксов -ов (-ев), -ин, -ский. Однако корни, лежащие в основе фамилий, можно разделить на три разновидности. К первой относятся корни, позаимствованные из языка коми. Ко второй — корни, взятые из русского языка.

К третьей — корни, имеющие интернациональное происхождение от собственных имен.

Так, фамилия Бурматов происходит от «бур» (добрый) и «морт» (человек), Ичеткин — от «ичет» (маленький), Кудымов — от мифологического коми-пермяцкого героя Кудым-Оша, Колегов — от «кальог» (болтливый), Кычанов — от «кычи» (щенок), Пупышев — от «пупыш» (прыщ), Ческидов — от «ческыд» (сладкий, приятный), Юров — от «юр» (голова).

Удмуртские фамилии

Они также образованы по «русской» системе. Среди них можно выделить следующие группы: Фамилии с корнями из удмуртского языка. К ним относятся, например, Агаев (от «агай» — старший брат или дядя), Вахрушев (от «вахра» — ветер), Гондырев — (от «гондыр» — медведь), Юберов, Юберев (от «юбер» — дятел).

Читайте также:  Как турция владела частью украины

Фамилии от удмуртских личных имен. К примеру, Будин, Булдаков (с ударением на второй слог), Удегов, Шудегов. Фамилии неудмуртского происхождения. Например, они могут иметь русское или тюркское происхождение: Владыкин, Ившин, Лукин, Снигирев, Ходырев.

Разумеется, в таком случае их происхождение определить сложнее.

Источник: https://news.rambler.ru/other/38763729-kakie-russkie-familii-yavlyayutsya-finno-ugorskimi/

Россия. Тихий геноцид коренных малочисленных народов Севера | Политика

Речь пойдет о Ханты-Мансийском автономном округе. В России, пожалуй, три таких специальных региона, где ситуация выставляется государственными СМИ и органами, как стабильно развивающаяся, благополучная, восхитительно-медовая: это — Ханты-Манскийский и Ямало-Ненецкий автономные округа и Чечня.

Чечня — потому что там была самая кровавая войнища в современной истории России. Ямал — потому что там до 90 процентов месторождений, принадлежащих «Газпрому», по сути это фундамент «Газпрома». Ханты-Мансийский (или Югра, другое его название) — потому что там основные нефтяные разрабатываемые активы страны.

 

Четыре месяца я провел в Березовском районе Югры, но проездом побывал почти во всех районах и крупнейших городах региона. Буду рассказывать про Березовский район, ситуация в котором типична для всего округа.

Ханты и манси — это малочисленные народы России, относятся они к категории коренных народов Севера. По официальным данным, народ ханты насчитывает 31 тысячу человек, манси — 12 500.

В Березовском районе проживают свыше 6 тысяч ханты (название народа «ханты» не склоняется, от незнания некоторые журналисты пишут «хантов», «хантами» — это неправильно) и манси — это муниципальное образование с самой большой долей представителей коренных малочисленных народов Севера (КМНС) в округе. Общая численность населения района — около 26 тысяч человек и она неуклонно снижается год от года. То есть каждый пятый ханты или манси. Из района уезжает русское население, украинцы — их здесь очень много, в советское время они активно приезжали «за длинным северным рублем» — и другие представители многочисленных народов.

Численность ханты и манси остается относительно стабильной, даже растет. Одна из ключевых причин — представители коренных малочисленных народов Севера имеют всевозможные преференции со стороны Югры и государства в целом.

Им выделяют промысловые квоты — на охоту, на рыболовство. Помогают деньгами — пособиями, субсидиями. Поэтому если у человека есть хоть какое-то отдаленное родство с КМНС, он всеми способами постарается, чтобы его внесли в реестр того или иного КМНС.

У русских старожилов, к примеру, подобных преференций нет совсем.

Хотя Березово — одно из первых постоянных русских поселений в Сибири, основано в 1593 году, еще хан Кучум был жив и пытался обратно отбить свое Сибирское ханство, когда казаки построили острог Березов.

Русские старожилы, потомки казаков, первых переселенцев, во многом переняли традиционные промыслы ханты и манси — охоту, рыболовство, собирательство — и ведут образ жизни точно такой же, как представители КМНС, особенно это касается удаленных деревень, где работы нет никакой вообще и выживать можно исключительно традиционными промыслами.

Однако, государственные власти и региональные это не считают поводом помогать старожилам. На этой почве происходят трения между старожилами и КМНС.

Из-за слабости организма в смысле усвоения алкоголя, из-за пристрастия к нему, ханты и манси, значительное число из них, не хочу употреблять «большинство», потому что не обладаю точной, до человека, статистикой, просто пропивают получаемые ими пособия и субсидии.

В Березово будним днем обычно такая картина: редко увидишь русских, почти все где-то работают, но бродят по улицам КМНС, неухоженные, в замызганной одежде, уже «поддавшие». Еще можно увидеть таджиков или узбеков — они что-нибудь обязательно строят. Есть еще некоторое количество дагестанцев — они, как правило, заняты в торговле.

Ханты и манси на работу предпочитают не брать — нет гарантий, что они завтра же не напьются и не плюнут на работу.

Да и сами представители КМНС особо не стремятся работать. А зачем? Если округ или государство обязательно тебе поможет: обязано.

Русские старожилы тихо недовольствуют, что ханты и манси продолжают получать деньги ни за что, а они не могут добиться государственной помощи на самый, что ни на есть традиционный промысел — например, поставить новую избушку на охотничьих угодьях, получить бесплатную квоту на добычу рыбы и зверя. Охота и рыболовство — в разряде традиционных промыслов Севера. КМНС, спускающие деньги на алкоголь, утрачивают навыки ведения традиционных промыслов.

Сейчас уже растет второе поколение ханты и манси, которые ни родного языка не знают, не знают, как выслеживать зверя и ставить на него капкан, как ловить рыбу. То есть по советской терминологии — они тунеядцы, но государство и правительство Югры продолжают им помогать.

А потомки казаков и первых переселенцев — они, кстати, ассимилировались отчасти и в плане традиционных верований ханты и манси, хотя и носят православные кресты, но уважают и «подкармливают» местных духов, почитают местные святые места.

Однако отношение к ним ровно такое же, как к москвичам или новосибирцам, людям, живущим в несравненно более комфортных мягких условиях, которым не надо добывать себе пропитание, обходя или проплывая на лодке десятки и сотни километров при отсутствии электричества, теплого туалета и стиральной машинки. 

Создавая предпосылки для неприязни между старожилами и ханты-манси, государственные органы к тому же способствуют вымиранию представителей КМНС — ухудшается их здоровье от алкоголя, растет смертность от травматизма, связанного с пьянством. 

На самом деле помощь от органов региональной и государственной власти в Югре в нынешней ее форме является «помощью».

Представьте, человек не знает, как прожить, как научиться жить в суровых условиях Севера, а вы вместо того, чтобы научить его ловить рыбу и тропить зверя, постоянно даете ему эти рыбу и мясо, постоянно подкармливаете его вместо того, чтобы научить его стать самостоятельным. Более того, вы даете ему возможность использовать вашу помощь, как он захочет — а он идет и выменивает ее на водку.

В организме КМНС недостаточное количество ферментов, отвечающих за расщепление алкоголя, поэтому алкоголь вызывает у них совершенно непредсказуемые реакции — в частности, сумасшествие, состояние аффекта.

Пьяные ханты легко ссорятся между собой из-за чепухи и хватаются за ножи или ружья (у кого-то еще дедовские остались).

Если пообщаться с КМНС в Березово, то практически в каждой семье найдется кто-то, кто погиб во время пьяной ссоры.

В Югре нет ни одной действительно функционирующей программы по борьбе с алкоголизацией КМНС. В округе, в поселках, где значительную долю составляют представители КМНС, свободно торгуют алкоголем, хотя заведомо ясно, что ни к чему положительному это не приведет.

Дети из неблагополучных семей ханты и манси начинают пить пиво иной раз уже в 10 лет.

Когда я разговаривал с Анной Вандор, исследователем угорских народов из Венгрии (ханты и манси относятся именно к угорской группе), она уже несколько десятилетий занимается исследованиями в Югре и близлежащих регионах, мы сошлись с ней на том, что нынешняя политика российских и региональных властей в отношении ханты и манси — это тихий геноцид. Не газовые камеры и массовые расстрелы, как уничтожали славян, евреев и цыган нацисты, а укладывающееся в нормы «демократического общества» уничтожение. Ведь ясно, что ханты и манси должны быть ограждены от алкоголя, но государство этого не делает, оно, наоборот, поощряет их тягу к спиртному, раздавая им деньги просто так. 

Точно такая же форма тихого геноцида проводится властями США в отношении индейцев. Это рассказал мне один из представителей племени лакоты. В резервации активно завозится алкоголь, несмотря на известные проблемы индейцев с «огненной водой», постоянно раздаются денежные пособия. Никакой борьбы с алкоголизацией индейцев власти штатов и федеральные не осуществляют. 

Несколько лучше ситуация в соседнем Ямало-Ненецком округе. Там большая часть КМНС — ненцы, они кочевники, занимаются оленеводством, полгода гонят оленей с севера на юг округа, полгода в обратном направлении, живут на горах Полярного Урала и в тундре.

В поселки и на фактории заезжают по несколько раз в году, получают пособия, покупают муку и консервы, в некоторых поселках во время массового приезда ненцев запрещают продажу спиртного в магазинах. Но в целом ситуацию спсает именно то, что ненцы — кочевники.

Они постоянно должны перемещаться, перегонять стада оленей. Это их и спасает от массовой алкоголизации. 

Ханты и манси традиционно народы оседлые. Они всегда вели промыслы, привязанные четко к тем или иным местам. У них есть сезонные переходы — например, с места зимней охоты к местам летней рыбалки, но не более того. Оседлость ханты и манси и способствует их алкоголизации. 

Есть еще и такой нюанс. Нефтяные компании сознательно занимаются алкоголизацией ханты и манси в Югре, если нужно добиться от них разрешение на строительство нового нефтепровода или разработку нового месторождения.

У ханты и манси есть свои земля для традиционного природопользования, то есть охоты, рыболовства и собирательства, часто они так или иначе попадают в зону интересов нефтяных компаний.

В деревни КМНС нефтяники завозят алкоголь и устраивают некий «праздник», выпив, представители КМНС уже себя не контролируют и за дополнительные 100 грамм подпишут какую угодно бумагу. 

Но обо всем этом информация из Югры просачивается крайне редко. Все СМИ в округе принадлежат либо региональным властям, либо нефтяным компаниям — ни одного независимого печатного или телевизионного СМИ. Будешь лезть «поперек батьки» очень быстро уволят.

Я отчетливо знаю, о чем пишу — я попробовал быть честным журналистом муниципальной газеты, продержался 4 месяца. В итоге из-за конфликта с местными властями меня выдавили. Если учесть, что в селах и поселках практически все виды работы завязаны на бюджетных сферах, конфликт с властями закрывает все возможности заработка. Местные поэтому в конфликты не лезут.

Накопив денег, просто уезжают на «Большую землю». Остаются ханты и манси. Спиваться, деградировать и вымирать.

Алекандр РыбинАКраткая биографическая справка: Родился в 1983 году в Тверской области. По высшему образованию журналист. Два года проучился в очной аспирантуре ДВО РАН по специальности этнография.

За последние 10 лет работал и жил в различных регионах России от Москвы до Владивостока, в Китае, Таджикистане и Сербии. Текстов научного характера написал совсем не много, еще меньше было опубликовано.

Гораздо лучше с моими художественными текстами: они публиковались в литературных журналах в России, в изданиях Канады и Ирана.

Источник: https://maxpark.com/community/13/content/2140214

Сибирские индейцы

Ма́нси (вогулы, вогуличи, меньдси, моансь) — малочисленный народ в России, коренное население Ханты-Мансийского Автономного Округа — Югры. Ближайшие родственники хантов и венгров. Говорят на мансийском языке, но около 60% считают родным русский язык. Около 100 человек проживают на севере Свердловской области.

Общая численность 11432 чел. (по переписи 2002).

Этноним «манси» (на мансийском — «человек») — самоназвание, к которому обычно прибавляют название местности, откуда происходит данная группа (сакв маньсит — сагвинские манси). Соотносясь с другими народами, манси называют себя «манси махум» — манси народ.

Мансийский язык относится к финно-угорской группе уральской (по другой классификации — уральско-юкагирской) языковой семьи. Диалекты: сосьвинский, верхне-лозьвинский, тавдинский, одна кондинский, пелымский, вагильский, средне-лозьвинский, нижне-лозьвинский.

Мансийская письменность существует с 1931 года — на основе латинского:

С 1937 года — на основе русского алфавита:

Как этнос манси сложились в результате слияния местных племен уральской неолитической культуры и угорских племён, двигавшихся с юга через степи и лесостепи Западной Сибири и Северного Казахстана.

Двухкомпонентность (сочетание культур таёжных охотников и рыболовов и степных кочевников-скотоводов) в культуре народа сохраняется и поныне.

Первоначально манси жили на Урале и его западных склонах, но с появлением в тех местах коми и русских в XI-XIV веках переселились в Зауралье.

Наиболее ранние контакты с русскими, в первую очередь с новгородцами, относятся к XI веку. С присоединением Сибири к Российскому государству в конце XVI века русская колонизация усилилась, и уже в конце XVII века численность русских превысила численность коренного населения.

Манси постепенно переселились на север и восток, частично ассимилировались, в XVIII веке формально были обращены в христианство. В становлении и развитии этноса большую роль играли контакты с различными народами.

Верующие — формально православные, однако сохраняются традиционный шаманизм, культ духов-покровителей, предков, медведя (медвежьи праздники). Богатый фольклор, развитая мифология.

Манси делятся на две экзогамные фратрии: Пор и Мось, исторически различающиеся происхождением, а также обычаями.

Браки заключались только между представителями противоположных фратрийСудя по археологическим находкам, о которых сказано будет ниже, манси активно участвовали в боевых действиях наряду с соседними народами, знали тактику, У них выделялись и сословия князей(воевод), богатырей, дружинников. Все это отражено и в фольклоре.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

1

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Источник: https://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43499051145

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector