Зачем кавказ в vii веке начал принимать ислам

02 Декабрь 2013

Зачем Кавказ в vii веке начал принимать исламЭта статья написана специально для того, чтобы люди знали, как появился Ислам на Кавказе. В частности сама история ислама на северном Кавказе.

Ислам начал распространяться по территории Российской Федерации именно с Северного Кавказа. В 642 году арабские мусульмане прошли по территории Азербайджана в Дагестан. До сих пор полной исламизации на Северном Кавказе так и не произошло.

Появление Ислама на Северном Кавказе

Если окунуться в историю появления этой монотеистической религии на территории Северного Кавказа, то она была привнесена извне, а потому совершенно не имеет там своих корней. В том региона Ислам насаждали при помощи арабов, монголов, персов и турков.

Что способствовало распространению ислама?

Тому было много причин:

  1. Простота общения;
  2. Новообращенный мусульмане освобождались от налогов (их накладывали арабы на селения, которые завоевывали);
  3. Освобождение от поземельной и подушной подати.Зачем Кавказ в vii веке начал принимать ислам

Понадобилось совсем немного времени, чтобы арабы развернули настоящую миссионерскую деятельность. В восточной части Северного Кавказа исламизация шла с юга, по направлению на север. В конечном результате, проживающие на той территории этносы постепенно приобщались к исламу:

  • — VII-Х век – табасараны, лезгины и рутульцы;
  • — XI-XIII век – лакцы и агулы;
  • — конец XIV века – даргинцы, ногайцы и ещё несколько иных этносов;
  • — XIII-XV – аварцы и кумыки;
  • — конец XV  андо-цезские народы и чеченцы-акинцы.
  • Существует несколько взаимоисключающих мнений по поводу того, как распространялся ислам между вайнахскими народами (ингушами и чеченцами).
  1. VII век. В том периоде арабы ознакамливали их с исламом.
  2.  XVI  век. Добровольный переход чеченских тейпов, которые обосновались в долинах возле рек Сунжи, Сулака и Аксая.

Влияние ислама по территории Ингушетии и Чечни возрастало практически мирно, ведь постепенно он приспосабливался к местным обрядам, традициям, нормам адата, а также социальному устройству свободных сообществ, в которых вся общественная жизнь была в пределах городской демократии.

Зачем Кавказ в vii веке начал принимать исламВлияние ислама стремительно выросло при Шамиле, но в Ингушетии он утвердился только благодаря учениям Кунта-хаджи Кишиева, который проповедовал в третьей декаде девятнадцатого века суннитский суфизм шафиитского толка в виде тарика-та кадирийя.

Не существует единой точки зрения касательно исламизации центральной части Северного Кавказа, где проживали тюркские народы (балканцы и карачаецы). Но известно точно, что это происходило в XVII-XVIII веках. Совсем недавно начали появляться материалы, в которых фиксация ислама в Балкарии и Карачае начинается с XV  века и заканчивается VIII-IХ веками.

В западной и центральной части Северного Кавказа исламизация происходила под 100% влиянием Турции. В конце XV  века турецкое проникновение было осуществлено в приморские районы северной части Кавказа, а вот вглубь оно вошло только в начале XVI  века. Середина XVI  века – начало исламизации народов, проживающих в северной и западной части Кавказа, с участием крымских ханов.

Длительный период мусульманское духовенство не являлось авторитетным среди местного населения. Кадии и муллы являлись выходцами из Турции и Крыма. Она насаждали чуждые обычаи и нравы среди горцев. Приспосабливали свою деятельность к адатам (местным).

Но адыгские народы не стали ортодоксальными мусульманами, в отличие от народов, проживающих на территории Северного Кавказа. Ислам, как религия, у адыгов и в наше время занимает положение, подчинённое обычному праву.

На Северном Кавказе уже в начале девятнадцатого века были у ислама достаточно прочные позиции, а вот мусульманское духовенство являлось серьёзной идеологической и политической силой.

В то время в Чечне насчитывалось 300 мечетей, в Кабарде около 100, а в Дагестане более полутора тысяч.

В 1785 году началось активное военное сопротивление российской экспансии одним чеченцем – Ушурмой, который более известен под именем Мансура. Он боролся против России под религиозным лозунгом.

Все больше горцем становилось мусульманами под жестким влиянием Мансура. Часто он разрушал селения и убивал их жителей с целью нарастания темпа исламизации.Зачем Кавказ в vii веке начал принимать ислам

1818-1864 годы. Кавказская война. Усиливается роль общественной и политической жизни всех северокавказских народов.

Воины дагестанских вождей Гамзатбека, Гази-Магомеда и с 1834 года Шамиля воевали под зелёным знаменем ислама, они вели священную войну газават (или джихад).

Исторические события, связанные с кавказским газаватом, а также практические применения предписаний в Коране о войне с неверными людьми (русскими и мусульманами, которые им покорились), может быть наглядным примером того, как используя религиозную идеологию можно подчинить себе народные массы.

На северном Кавказе военные действия длились не один десяток лет. Завершились они только в 1864 году, но это не означает, что сразу возникло полное примирение.

Начался вынужденный исход в Османскую империю сотен тысяч людей.

Турция полностью поощряла миграцию мусульман и даже отправляла «миссионеров» на Северный Кавказ, которые должны были призывать местное население покидать «мир неверия» и переселяться в «мир ислама».

После появления русской государственности на Северном Кавказе, практически завершились межродовые и межплеменные распи, также стала запрещённой работорговля и рабовладение. Отменили смертную казнь и ввели местное и городское самоуправление и выбор судей.

Что касается повседневной жизни мусульман, то она практически не изменилась. Сохранилась традиционная система образования (медресе и мектебы), также поощрялось открытие новых духовных школ для мусульман.

Всего на Кавказе их было около двух тысяч. Тогда Россия в этом опережала даже мусульманские страны за рубежом.

В 1917 году издавалась мусульманская литература даже на русском языке, и вырастало количество мечетей.

Середина 20-х годов. Противостояние власти и ислама. В те годы ислам служил идейным знаменем вооруженной оппозиции советской власти на территории Кавказа.

В конце двадцатых годов начался процесс по прекращению религиозного образования на Северном Кавказе. В тридцатые годы закрыли практически все мечети, и уничтожалась вся литература. После длительных репрессий с 30-х годах уже не было ни одной мечети в Адыгее и Кабардино-Балкарии.

Северокавказскому исламу удалось устоять даже в годы Великой Отечественной войны!

Сегодня наблюдается политизация и радикализация ислама, что проявилось в очень жесткой борьбе на Северном Кавказе салафийи и традиционализма.

Видео: История распространения Ислама в мире

Источник: http://www.alaniatv.com/istoriya-poyavleniya-islama-na-severnom-kavkaze.html

Ислам на Кавказе — от колхоза к джамаату. Судьба Ислама на Кавказе

Здравствуйте, уважаемые читатели. Сегодня я решил написать статью на больную и резонансную тему, которая в последние годы очень сильно проникла во все сферы деятельности жителей Северного Кавказа. Речь пойдет об Исламе на Кавказе, современных тенденциях и перспективах его развития, понятии традиционного и радикального Ислама, а также о причинах его радикализации.

Зачем Кавказ в vii веке начал принимать ислам

На протяжении последних 1350 с лишним лет именно Ислам определяет и корректирует исторический процесс развития и становления материальных и, самое главное, духовных приоритетов народов Северного Кавказа. Нужно четко понимать, что Ислам на Кавказе и в остальной части России – это два абсолютно разных явления с присущими им чертами.

Например, в Татарстане и Башкирии нет такой пестрой мозаики Ислама, которая исторически сложилась в регионах Северного Кавказа. Отдельными весомыми элементами этой мозаики можно считать:

  • Многоликость кавказского Ислама.  Данный факт признан многими историками и объясняется тем, что самые различные народы на территории современного Кавказа исповедуют Ислам. Соответственно, он не может быть однородным на всем Кавказе.
  • Историческое сплетение устоев Ислама с традициями, обычаями и нравами кавказских народов. Свидетельством этому является значение и важность шариата в жизни мусульман Северного Кавказа. Ведь, он регулирует не только сферу материальных вопросов, многие проблемы духовного и культурного значения нашли отражение в своде исламских законов. Кстати, на тему шариата и шариатских судов можете прочитать очень интересную статью.
  • Исповедование разных направлений Ислама. На Кавказе наибольшее распространение получили два направления – это шиизм и суннизм. Приверженцев суннизма намного больше, но суть в том, что кавказские народы исповедуют самые различные течения. Более того, если для примера взять лезгинский народ, то известно, что его представители являются суннитами, но в Дагестане есть небольшое лезгинское село Мискинджа, жители которого являются приверженцами шиизма.
  • Принадлежность к разным суфийским братствам и правовым школам. Если встретятся даже два суннита, то не факт, что они будут последователями одного течения. Например, один может быть суннитом ханафитского мазхаба, а другой — шафиитского мазхаба. Здесь не стоит вдаваться в подробности о различиях этих направлений. Просто нужно запомнить, во-первых, мазхаб — это богословско-юридическая школа, второе – такие различия существуют, причем они существенные.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что тот, Ислам, который распространился на Северном Кавказе, не имеет аналогов не только в России, но и во всем мире.

Его нельзя сравнивать ни с тем, Исламом, который распространен в Поволжье, ни с тем, что на Ближнем Востоке.

Дальше я глазами обывателя, то есть человека, который «варился в этой каше» на протяжении 17 лет своей жизни (кстати, и сейчас продолжаю «вариться»), попытаюсь дать трезвую оценку всему, что происходит с религией на Кавказе.

Ислам на Кавказе – куда делись 70 лет гонений на религию?

Провозглашенный еще Карлом Марксом лозунг «Религия – опиум для народа» довольно успешно претворялся в жизнь на протяжении 70 лет советской истории. Правда, были небольшие послабления во время Великой Отечественной, но партийная линия практически всегда соответствовала завещанию Маркса.

Зачем Кавказ в vii веке начал принимать ислам

Но, можно ли говорить о том, что то же самое относилось к Кавказу? Да, но в меньшей степени, чем во всем СССР. Даже в это тяжелое для религии время Ислам на Кавказе был и развивался.

Конечно же, советская власть хорошо была осведомлена об этом, но почему-то никто не предпринимал кардинальных шагов для его искоренения.

Я могу предположить, почему это не делалось, но, памятуя о том, что в истории не бывает условных наклонений,  оставлю свои мысли на сей счет при себе.

Давайте лучше затронем итоги этого 70-летнего антирелигиозного ига. Главные итоги были обозначены и подведены в двух Чеченских военных кампаниях, когда тысячи людей стали жертвами полной анархии (читайте статью об этом «Чеченская республика выходит из состава Российской Федерации»). Но, как это время «принудительного безбожия» сказалось на религии, в частности, на Исламе?

После распада Советского Союза на Кавказе наметились две очень любопытные тенденции. В одних регионах коммунистическая пропаганда все-таки добилась своего, и Ислам практически ушел на третий-четвертый план в жизни общества.

Например, известно, что в мусульманстве заложена традиция обрезания мальчиков и веками жители Северного Кавказа соблюдали ее.

 Знаете ли вы то, что в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгеи и других регионах Северо-Западного Кавказа исламские традиции настолько утрачены, что многие люди в старшем возрасте не прошли даже процедуру обрезания.

Я тут подобрал очень интересное видео, которое показывает утратившую силу Ислама в отдельных регионах:

В Азербайджане, в шиитской стране, уже не раз поднимали вопрос о запрете ношения хиджаба в общественных местах, в частности, в школах. На эту же тему в 2009 году Президент Ингушетии Евкуров сказал: «Никогда ингушские женщины в хиджабе не ходили. Наши женщины носили платки, но как-то по-своему, по-ингушски…». Предлагаю вам прочитать статью «Нужно ли в России запретить ношение хиджаба?».

Вторая, абсолютно противоположная первой, тенденция очень наглядно отражает известную поговорку «запретный плод — сладок». Я думаю, многих из вас зацепило название статьи «от колхоза к джамаату». На самом деле, все так и произошло. Как только были сняты все запреты, люди снова занялись тем, что им нравится. Ведь, вера в Бога всегда дает надежду на спасение и на лучшее будущее.

Читайте также:  Как простительные грехи могут превратиться в смертные

Стоит ли в контексте данной статьи говорить о том, как проходил процесс трансформации бывших «атеистов» в ярых поклонников Ислама? Нам важнее выявить причинно-следственную связь между усилением влияния религии и тем, что мы получили в результате этого усиления. Вообще, так уж сложилось, что религия практически всегда усиливает свои позиции во время кардинальных изменений в обществе, сопровождающееся социальными потрясениями, отказом от традиций и обычаев, потерей преемственности поколений и духовным кризисом.

Все обозначенные проблемы имели место в 90-е годы республиках бывшего СССР. Но, почему-то, особо ярко религия себя проявила в Дагестане, Ингушетии и Чечне.

Свидетельством этого служит тот факт, что в 1992 году на территории Кавказа действовали всего 800 мечетей, но уже к началу 1994 года их стало свыше 5000! Конечно же, основная их масса была построена, как вы уже поняли, в трех вышеназванных республиках.

Вроде, что такого плохого в том, что строятся мечети! Но есть одна очень глобальная проблема – это абсолютная безграмотность местного населения в вопросах веры. Что бы мне ни говорили, я уверен в том, что кавказцы в подавляющем большинстве не знают о своей религии практически ничего. Возможно, эти строки сейчас многих из вас очень сильно задели, но это так.

Источник: https://tanci-kavkaza.ru/problemi-islama-na-kavkaze/

Кавказ: начало распространения ислама на территории России

Зачем Кавказ в vii веке начал принимать ислам

История ислама на территории России начинается в Дагестане. Распространение ислама проходило здесь в два этапа — в VII–X вв. и X–XV вв. Первый этап пришелся на ожесточенные арабо-хазарские войны, в ходе которых правители Арабского халифата предпринимали многочисленные походы на территорию Дагестана, но прочно закрепиться они смогли лишь в южной части Страны гор. Наиболее ранние походы арабов в Дагестан относятся к первой половине VII в., когда они в 642-643 гг. завоевали Дербент. В последующем город переходил из рук в руки, подчиняясь то арабам, то хазарам, пока в начале VIII в. здесь окончательно не закрепились арабы.

Начиная с этого вре-мени, Дербент превращается в крупнейший на Кавказе центр ислама, опорный пункт для распространения ислама и арабо-мусульманской культуры на всем Северном Кавказе. Первая половина VIII в. — это время беспрерывных вторжений арабов на территорию Дагестана. Эти походы привели к вытеснению хазар в районы Нижнего Поволжья.

Завоевания арабов сопро-вождались насаждением ислама среди покоренных народов. Однако, несмотря на опустошительные набеги, массового рас-пространения ислама в этот период не произошло. Лишь район Дербента долгое время был арабским форпостом на дагестанской земле, ставшим к середине X в.

мусульманским городом, которым управляла местная мусульманская династия.

Со второй половины X в. начинается новый этап в исламизации Дагестана. В этот период происходит упрочение торговых и культурных контактов со странами Ближнего Востока: добившиеся фактической самостоятельности местные правители начинают способствовать распространению ислама в своих владениях для усиления собственной власти.

С середины X по XV вв. наступает новый этап в истории распространения ислама в Дагестане, который окончательно утвердился в регионе в этот период. Сюда активно проникает суфизм, ставший духовной опорой распространения ислама.

Дербент становится крупным духовным центром, в котором сложились устойчивые традиции мусульманского права, су-фийской и исторической литературы. В XIII в. здесь уже было несколько медресе.

Значительную роль в распространении ислама сыграли тюркские племена (турки-сельджуки, монголы, войска Тимура).

После принятия верхушкой Золотой Орды ислама Дагестан оказался включенным в состав об¬ширного исламского государства, объединяющего не только весь Северный Кавказ, но и Поволжье, и Центральную Азию.

В XII-XIV вв. ислам закрепляется среди даргинцев в Кубачи.

В Аварии распространение ислама столкнулось не только с до-монотеистическими религиозными верованиями, но и с христианством, имевшим в ряде мест прочные позиции.

К XV в. в Дагестане ислам практически вытеснил другие религиозные верования, что свидетельствовало о завершении процесса распространения этой религии в регионе. Однако исламу не удалось полностью вытеснить местные обычаи. На Северном Кавказе вплоть до начала XX в.

параллельно существовал суд по адату и шариату. По шариату решались все дела, касающиеся религии, семейных отношений, наследования и некоторых гражданских исков. Уголовные дела, общественные постановления и дела по изменению собственности продолжали решаться по адатам.

Начиная с XVI в., преобладающее влияние на развитие ислама на Кавказе начинают оказывать Османская империя и Персия. Оно сказывалось не только в стремлении включить этот регион в состав этих государств, но и привело к распространению суфийского тариката накшбандийя. Тарикат — это метод мистического познания, зародившийся в Х-ХI вв. на Ближнем Востоке.

Организационно это движение опиралось на институт «учитель-ученик». Центральной фигурой был наставник, которому ученик (мюрид) беспрекословно подчинялся как единственному проводнику по пути познания ис-тины. На базе этих отношений постепенно сформировалась иерархическая система религиозных школ, которая получила название суфийских орденов. К ХVI-ХVII вв.

отношения «наставник-ученик» сменились связью «святой-послушники».

Суфизм способствовал углублению влияния ислама, а, с другой стороны, накладывался на традиционное деление общества, сливаясь с его социальной организацией.

На Кавказе, где власть местных правителей опиралась преимущественно на традиции и обычаи, которые ислам не приветствовал, вспыхивающие выступления против местных феодалов зачастую принимали оттенок борьбы за чистоту следования законам шариата. Начиная с XVII в.

, предводителями такого движения становились суфийские шейхи, которые противо¬стояли так называемому официальному духовенству.

В отличие от Дагестана, в других районах Северного Кавказа, в частности, в Чечне и Ингушетии, распространение ислама начинается сравнительно поздно. Только с XVI в. благодаря деятельности мусульманских миссионеров из Дагестана постепенно начинается распространение ислама в Чечню.

В Кабарду ислам проник также в XVI в. В позднее Средневековье кабардинцы представляли собой основную группу мусульманского населения в центральной части Кавказа.

Исламизация местной знати, а впоследствии и большинства населения этой страны, была прямым следствием господства над ними крымских ханов.

• В XVIII в. распространению ислама в Осетии способствовало влияние соседней Кабарды, Дагестана и Чечни. Но ислам все-таки не стал господствующей религией в Осетии. Довольно большая часть осетин признавала православие.

• На территорию современной Карачаево-Черкесии ислам проник еще в XIV-XV вв. Его реальное распространение среди местных черкесских и адыгейских племен, как и среди остальных адыгейцев северно-западного Кавказа, начинается только с XVII века.

Исламу помогло ослабление россиийско-черкесских взаимосвязей и усиление влияния в этом регионе Крымского ханства. Среди тюркоязычных карачаевцев (потомков древних половцев) ислам стал распространяться только в XVIII в.

, и то под влиянием Крымского ханства, а окончательно в Кабарде ислам утвердился только в XIX в.

Рафик Мухаметшин. «История Ислама в России»

Источник: https://islam-today.ru/blogi/rafik-muhametsin/kavkaz-nacalo-rasprostranenia-islama-na-territorii-rossii/

Некоторые аспекты распространения ислама среди народов Северного Кавказа в VIII-XVIII вв

[219]

Принятие ислама народами Северного Кавказа растянулось почти на тысячу лет по причине их большой этнической и политической дробности. Если в Дагестане, Осетии и Кабарде, например, в XVIII в. уже существовали государственные образования, то горцы Чечни и Западного Кавказа до самого начала XIX в. сохраняли родовой уклад.

Первыми на Северном Кавказе приняли ислам народы Дагестана (аварцы, агулы, лакцы, лезгины, рутульцы, табасараны, цахуры и другие этносы дагестанской группы кавказской языковой семьи, а так и кумыки — тюркский этнос кыпчакского происхождения).

Проникновение в Дагестан новой религии происходило первоначально как результат арабских завоеваний. В 685-686 гг. арабы захватили Дербент, который с тех пор стал центром исламизации Северо-Восточного Кавказа, получив название «Баб ал-Джихад» («ворота борьбы за веру»). В 722-723 гг.

арабское войско полководца Джерраха вступило во внутренние районы Дагестана. В 732-739 гг. Арабский полководец Мерван ибн Мухаммад совершил 6 походов в Дагестан. А уже к концу VIIIв. относится появление на территории Дагестана мечети в ауле Кумух, постоенной в 779 г. (ныне Лакский район).

О том, что ислам укоренился у лакцев, жителей Кумуха, свидетельствует тот факт, что в XIII в., когда еще не все дагестанские народы приняли ислам, кумухцев уже именовали «гази» («воители за веру»).

Несмотря на то, что Арабскому Халифату не удавалось надолго закрепиться в Дагестане (уже в IXв. появляется южнодагестанское государство, горские общины Севера Дагестана становятся независимыми), распространение ислама продолжалось. В 913 г.

арабский проповедник Абу Муслима распространял ислам среди лезгин. В XI-XII в. ислам принимают другие народы юга Дагестана — агулы, рутульцы, цахуры.

К этому времени относятся мечети в аулах Ихтек (Рутульский район), Рича (Агульский район), Кара-Кюре (Ахтынский район).

К XIV в. относится распространение ислама среди наиболее многочисленного дагестанского народа — аварцев, чему способствовала деятельность проповедника Хаджи-Удурата. Отдельные горские общины принимают ислам еще позже: в 1435 г. — Караханское и Цунтинское, а в 1475г. — Гидатлинское горское общество. Таким образом, окончательное принятие ислама народами Дагестана завершилось к концу XVв..

В XVI-XVIII в. происходит расцвет мусульманской культуры дагестанских народов. Возникают очаги мусульманской образованности. Уже в начале XVI в. в ауле Обода (Хунзахский район) существовали медресе, которым руководил учившийся в Аравии проповедник Шаабан ибн Исмаил.

[220] Большую известность получили медресе в аулах Кумух (Лакский район), Акуши (Акушинский район), Эндери (Хасавюртовский район), где в начале XIX в. учился первый кабардинский историк Шора Ногмов. Свидетель этого периода отмечал, что у горцев Дагестана считается священным долгом обучать детей арабской грамоте.

При этом ученики — мута’алимы — содержались за счет закята и доходов от вакуфов, а учителя нанимались горскими общинами, часто даже из других аулов.

При наиболее крупных мечетях (Кумухской, Хунзахской, Чохской, Кудалинской) существовали богатые библиотеки.

Это способствовало формированию в Дагестане традиций классического исламского образования и появлению влиятельного слоя мусульманского духовенства (эфенди).

Среди них выделилась группа ’алимов — мусульманских ученых, знатоков Корана и шариата, владеющих арабским, персидским, турецким языками. Алимы считались также хранителями традиционных и нравственных норм.

Об исключительном авторитете алим(ов в горских общинах свидетельствуют исследователи и очевидцы начала XIX в.

«Такое лицо всегда стоит в мечети в первом ряду; на похоронах, свадьбах и общественных сходбищах дают ему почетное место, а когда случается общественное дело, как, например, тяжба между аулами или обществами, тогда такого ученого посылают в качестве депутата или уполномоченного поверенного по общественным делам…. Такие люди вообще придерживаются строгой нравственной жизни, потому что на них заметна всякая малость в отступлении от правил религии и от них не терпится то, что от другого, неграмотного, считается ни за что… Никаких экзаменов или испытаний в степени учености не делается. Кто поставит себя в глазах народа на хорошем счету, как в отношении своей нравственности, так и в отношении своих способностей и знаний, того называют алим(ом и почитают его».

Среди наиболее авторитетных дагестанских ’алимов XVII-XVIII вв. выделяются Абу Бекр Аймакинский, Дауд Акушинский, Мухаммад Кудухский, Абдула Сугратлинский (известен своими занятиями астрономией).

Особо следует выделить ученых — энциклопедистов Дамадана Мучинского, или Дамадана-эфенди (1642-1708) из аула Мучи (Акушинский район), оставившего многочисленные научные труды в области философии, математики, астрономии, медицины.

Составленный им медицинский справочник «Дамадан» имел широкое хождение среди медиков Кавказа.

В XVIII в. на основе арабской графики ’алимами была создана система письма для аварского, лакского, кумыкского, даргинского языков. К тому же периоду относится увеличение строительства мечетей.

Сохранилась, в частности, мечеть в ауле Тинди (Цумандинский район), построенная в XVIII в.

Вообще, в оценке специалистов, из всех регионов Северного Кавказа Дагестан в наибольшей степени оказался интегрирован в единое поле арабской мусульманской культуры.[221]

Читайте также:  Утерянный архив ермака: где он может находиться

В XV-XVI в. ислам распространяется в Чечне, коренное население которой — вайнахи (чеченцы и ингуши) — принадлежит к нахской группе кавказских языковых семей. Этому способствовали аварские и кумыкские проповедники, нанимавшиеся пастухами в чеченские аулы. Хотя, как отмечает А.

 Берже, «до Шамиля духовенство в Чечне далеко не пользовалось тем значением, — каким оно вообще пользовалось на мусульманском Востоке» Со временем чеченцы сделались одними из наиболее ревностных мусульман. На это как на отличительную черту характера обращает внимание и А. Авторханов.

Иная ситуация сложилась на Западном Кавказе. Его население состояло из народов адыго-абхазской группы кавказской языковой семьи (адыгейцы, кабардинцы, черкесы, шапсуги), многие из которых до сих пор считают себя частью единого народа — адыгов, в прошлом именуемых черкесами.

Другую группу составляли тюркские народы — балкарцы и карачаевцы, генетически связаны с волжско-камскими булгарами. Уже в VIв. адыги попадают в зону византийского политического и культурного влияния: они были союзниками византийского императора Юстиниана I (527-565) в его войнах с иранскими Сасанидами.

В результате, среди адыгов распространилось христианство. На Западном Кавказе существовали 4 епископства, входившие в состав Анапской митрополии Греческой православной церкви. В X-XI вв.

возводятся многочисленные православные храмы, некоторые из которых сохранились до сих пор, как, например, Сетинский храм в селе Нижняя Теберда и Шоанинский храм в селе Ката Хетагуров (ныне оба села в Карачаевском районе Карачаево-Черкесской Республики).

Все это привело к тому, что после взятия Константинополя турками в 1453 г. христианство в западной части Северного Кавказа стало исчезать. Исключение составляют осетины (аланы) — народ иранской языковой группы — среди которых православное христианство распространилось из Грузии. В X-XII в. в Осетии сформировалась самостоятельная церковь.

Ислам начал проникать на Западный Кавказ в XIII-XIV в. из Золотой Орды: часть адыгов платила дань золотоордынским ханам. С XIII в. известен мусульманский мавзолей в станице Усть-Джегушинской (ныне Прикубанский район Карачаево-Черкесской Республики). В 1334 г.

в районе Пятигорья (ныне окрестности города Пятигорска Ставропольского края) существовала соборная мечеть. С Золотой Ордой генетически связаны ногайцы — тюркский мусульманский народ, с XIII в.

кочевники степных районов Предкавказья (ныне компактные группы проживают в Ставропольском крае, Карачаево-Черкессии, Чечне, Дагестане).

В XVI-XVII вв. ислам распространился в Кабарде, оттуда в Осетию. Но ислам воспринимался только незначительной частью осетин, тогда как большинство сохраняли христианство. В XVIII в.

на Северном Кавказе из района Мангышлака переселяются теснимые хивинскими ханами туркмены (ныне проживают в Туркменском районе Ставропольского края).

[222] Их кочевья по течению рек Маныга и Кумы также становились очагами мусульманского влияния.

Таковыми, в наиболее общих чертах, были первые подступы ислама к Кавказу. Следующий шаг к дальнейшему укоренению ислама был связан с военно-политической активностью в регионе Османской империи и Крымского ханства…

Источник: http://anthropology.ru/ru/text/sergeev-m/nekotorye-aspekty-rasprostraneniya-islama-sredi-narodov-severnogo-kavkaza-v-viii

Взаимоотношение христианства и ислама на Северном Кавказе в дореволюционный период: к постановке проблемы

  Сегодня одной из актуальных проблем современности является борьба с религиозным экстремизмом, громко заявляющим о себе очередными террористическими актами.

Создается впечатление, что чья-то невидимая рука пытается искусственно раздуть религиозное противостояние на Кавказе. В этом смысле представляется целесообразным обратиться к истории взаимоотношения христианства и ислама  в данном регионе.

В многочисленной исторической литературе, посвященной данной проблематике, до сих пор нет однозначного мнения о времени проникновения ислама на Кавказ, самая ранняя дата относится к VII в. самая поздняя ХVIIIв.

С нашей точки зрения, говоря о распространение ислама на Северном Кавказе, можно выделить три волны его проникновения.

1) VII в. – появление первых приверженцев данной религии на Северном Кавказе. В это время, как правило, носителями ислама были выходцы с Ближнего Востока, их контингент был не значителен, в связи с чем, ни о какой миссионерской политики не могло быть и речи.

2) ХIII – ХV вв. – первые попытки исламизации северокавказских народов. Активизация миссионерской деятельности среди исламских проповедников в это время была обусловлена тремя факторами.

  • А) принятие ислама в Золотой орде, власть которой распространялась и на многие народы Северного Кавказа.
  • Б) Падение Византийской империи, под покровительством которой долгое время находилось христианское население Кавказа.
  • В) Складывание Османской империи и усиление ее геополитических интересов на Кавказе.

3) ср. ХVIII в. – массовая исламизация народов Северного Кавказа турецкими миссионерами. Главной причиной активизации миссионерской деятельности мусульманских проповедников на С. Кавказе стало усиление российских позиций в этот регион.

Таким образом, несмотря на первое проникновения ислама на Кавказ еще в VII в., о его массовом распространение среди северокавказских народов можно говорить лишь с ср. ХVIII в. Все эти замечания особенно важно учитывать при рассмотрение межконфессиональных отношений в данном регионе.

На взаимодействие ислама и христианства на Северном Кавказе заметное влияние оказало три фактора:

1)    Исторический.

Христианство существовало на Кавказе задолго до проникновения сюда ислама. Таким образом, исламизации народов Северного Кавказа предшествовала их христианизация. Уже к VI в.

, за четыри столетия до крещения Руси,  основная часть местного населения стала исповедовать христианство. В это время на Кавказе существовали такие христианские епархии как Зихская, Фанагорийская, Никопсиская.

Примерно в это же время в адыгском языке появляются новые термины шогень-священник, епископ – шехник…

Массовая исламизация Северного Кавказа в средине ХVIII в.

нередко встречала сопротивление среди местного населения, сохраняя память о своих христианских предках, горцы отказывались принимать мусульманство, заявляя, что поклонение распятию древнее ислама.

Таким образом, историческая память большинства кавказских народов, сохраняя представления о христианских верованиях их предков, не позволяла развитию в этом регионе религиозного экстремизма.

2) Политический

Основной мотивацией принятия новой веры являлся не духовный фактор, а геополитические интересы, соседних держав. Именно близлежащие государства выступали инициаторами распространения на Кавказе их государственной конфессии.

Таким образом, изначально в данном регионе, религии выступала орудием в руках мировых политиков, радеющих за укрепление собственных позиций, а духовенство являлось главным адептом и проводником интересов соседних держав.

Все это создавало благодатную почву для процветания национальных верований под эгидой мировых религий, каноническая суть которых для большинства северокавказских народов сводилась исключительно к обрядовой стороне. Даже в начале ХХ века мало кто из горцев готов был погибнуть за веру, а вот отдать жизнь, защищая память предков, вековые традиции и обычаи, готов был каждый.

Анализ многочисленных источников периода Кавказской войны наглядно показывает, что именно политический, а не религиозный фактор лежал в ее основе. Религия же была средством объединения разрозненных, воюющих друг с другом племен, единственной общностью которых являлась совместная вера.

Примечательно, что умелое использование такой национальной черты как мистицизм (вера в сверхъестественное), а также главного принципа адата – кровомщения, привили к искусственному созданию движения мюридизма, активно поддерживаемого Оттоманской Турцией, мечтавшей любой ценной, вернуть свое влияние на Кавказе.

Не случайно, прекращение финансирования участников газавата постепенно привело к угасанию религиозного пыла.

3) Религиозно-культурный.

Христианизация, как и исламизация Кавказа тесно переплеталась с сохранением языческих традиций. Не случайно на Северном Кавказе, несмотря на раннее проникновение, христианство так и не смогло стать элементом массового сознания.

Низкий уровень религиозного образования, способствовал складыванию двойственной ситуации, с одной стороны население принимало новую веру, с другой стороны, не было знакомо со всей ее атрибутикой. Христианская обрядность, как позже и мусульманская тесно переплетались с языческими традициями.

Не удивительно, что мусульманский Кавказ, в отличие от исламского Ближнего Востока сохранил приверженность адату, а законы шариата всегда  ему были чужды. Все это создавало благодатную почву для синкретизма христианства, язычества и ислама. Неслучайно, даже в ср. ХIХ в.

на Кавказе можно было наблюдать как горцы, свершали намаз под сенью священных деревьев с привязанными к ним крестами и тут же зажигали свечи и клали поклоны по христианским обычаям [1].

Таким образом, рассматривая взаимоотношения христианства и ислама на Северном Кавказе, можно выделить следующую специфику.

1) Историческое своеобразие распространения этих конфессий на Кавказе способствовало их мирному существованию. Войдя в состав России и приняв русское подданство, кавказские народы, защищали империю, бок о бок сражаясь с православными.

Нередко были случаи взаимовыручки и помощи во время боя. Долгие годы весьма мирно уживались чеченцы и терские казаки и не только перенимали обычаи друг друга, но и часто заключали межэтнические браки.

Естественно при наличии религиозного противостояния, такая ситуация была бы невозможной.

2) Религиозная толерантность, чему в не малой степени способствовало как исторические условия, так и продуманная конфессиональная политика царской России. Просвещая горские народы, вместе с тем монархическая власть, трепетно оберегала их религиозные представления.

Не случайно, в отличие от других регионов России на Кавказе главным объектом православных миссионеров были не представители иных конфессий, а прежде всего староверы и сектанты. В ответ северокавказские народы вполне лояльно относились к христианам.

Так православный епископ, совершая объезд своей епархии, спокойно мог посетить горский аул, жители которого оказывали ему достойный прием [2].

3) Родственность образа жизни казаков и горцев способствовала их взаимовлиянию и относительно мирному существованию на религиозной почве. Все военные конфликты носили сугубо бытовой характер.

Примечательно, что в годы Кавказской войны, развивая идею газавата авторы мюридизма основной акцент делали не на борьбе ислама и христианства, а на противостояние горцев и русских. Именно тогда впервые понятие христианин стало синонимом термина русский.

Весьма показателен в этом плане одна из историй из жизни имама Шамиля, яростный противник христианства, он позволил в одном из древних Дагестанских православных храмов поселиться 4 инокам, когда двое из них были ограблены и убиты, Шамиль лично занялся следствием и жестоко наказал виновных [3]. Не случайно вплоть до конца ХХ века Кавказ не знал такого явления как шахидство, и жил по законам адата, а не шариата.

В целом же, подводя итог исследованию, можно заключить: обращение к истории, с одной стороны наглядно демонстрирует толерантное отношения ислама и христианства, с другой, показывает опасность искусственного разжигания религиозного противостояния и активного вмешательства соседних держав во внутренние дела с целью усиления собственных позиций в данном регионе.

Библиографические ссылки:

1. Исторический обзор Терека, Ставрополья и Кубани. СПб. 1851. С.304.

2. Ставропольские епархиальные ведомости. 1888. февраль. С. 720

3. Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, бытовом описании. Кавказ. Т. IX. СПб. 1898. С. 254

Источник: https://histrf.ru/uchenim/blogi/post-220

Когда чеченцы приняли ислам?

   Без всякого преувеличения можно сказать, что в последнее время не успеваешь уследить за новинками литературы, выходящими в свет по истории, экономике, культуре, искусству и т.д. чеченского народа. О некоторых из них я уже писал в «Вестях Республики».

Сегодня речь пойдет о только что изданной монографии «Ислам в контексте традиционной культуры чеченцев», кандидата философских наук, Махмуда Магомедовича Керимова, проректора Чеченского госуниверситета. В ней дана характеристика традиционной культуре чеченцев и раскрыта системообразующая роль ислама в формировании ценностей системы чеченского общества.

Критикуются исламофобские, то есть исламонена-вистнические взгляды в современной публицистике и некоторые научные концепции.

Автор особое внимание уделяет таким проблемам, как: особенности распространения ислама в Чечне; ислам и традиционная куль¬тура чеченцев; газават и учение Кунта-Хаджи; вирдовые братства и их деятельность; коллизии, то есть столкновения противоположных взглядов в вопросе исламского возрождения в Чечне; ваххабизм и пути противодействия ему. На все эти вопросы М.М.

Керимов отвечает на высоком профессиональном уровне. Как человек, занимающийся древней и средневековой историей Чечни, мне более близки взгляды автора книги на проблемы исламизации вайнахов. Поскольку этот процесс был длительным и сложным, сделаю не¬большой экскурс в более ранний период. Хорошо известно, что во 11-м тысячелетии до н.э.

Читайте также:  Как генерал лебедь в 1992 году остановил войну в приднестровье

начинают возникать монотеистическиё религии: в Х/в. до н.э. в Египте (религиозная реформа фараона Аменхотепа IV (Эхнатона); в конце 11-го тыс. до н.э. возникает иудаизм; в 1-ом веке н.э. окончательно оформляется христианство, а в VII в н.э. возникает ислам.

Все эти религии в той или иной степени, в определенные периоды повлияли на историю вайнахского этноса (иудаизм — через Хазарский каганат, христианство — через Византию и Грузию, ислам — через татаро-монголов и орд Тимура, а также Арабского халифата, дошедшего до Дербента). До этих событий духовная культура чеченских пращур зиждилась на основах язычества.

И, тем не менее, сама идея Верховного Бога (Дела) древними чеченцами ни у кого не заимствована. Она зародилась в недрах древней вайнахской культуры, хотя некоторые боги чеченцев напоминают религии восточного и античного миров.

В 1893 году выдающийся кавказовед Башир Керимович Далгат, завершая свою уникальную книгу «Первобытная религия чеченцев и ингушей» писал, что идея постепенного развития религиозного мировоззрения чеченцев, строгая мораль, построенная на религии, и многое другое говорят в пользу способности этого народа к культурной жизни.

«В свое время, — пишет этнограф, — высшие нации мира проходили через ту же ступень развития, в которой находились не так давно и чеченцы: их (чеченцев) религиозные верования во многом сходны с религиями греков, римлян, иранцев, инду¬сов и других культурных народов в период зачатков их культуры».

«Характеризуя в немногих словах религиозные воззре¬ния чеченцев, — подчеркивает Б.К.

Далгат, мы видим, что они вообще не представляют строгой, стройной, цельной системы мировоззрения, исходящей из одной основной идеи; наряду с культом предков и связанных с ним культом домашнего очага, мы видим у этого народа совершенно самостоятельное учение о богах, олицетворяющих силы и явления природы.

Попытки примирить эти две системы рели¬гии, выразились у чеченцев в подчинении всех богов одному Высшему Богу». Как бы продолжая эту мысль Б.К.Далгата, чеченский археолог и историк С.Ц.Умаров пишет: «Возьмем для примера культ обще вайнахского Верховного Бога — Дела.

Он является создателем всего сущего: живой и неживой природы. Вселенная (Делан дуьне) названа его именем. С возвышением Дела над прочими местными божествами, последние стали трансформироваться в обычные святые, становясь ходатаями и посредниками между верующими и Делой».

«Однако идея подчинения всех богов одному Высшему Богу — Дела не успела ещё выработаться вполне самостоятельно и вылиться в самобытную форму, — продолжает свою мысль Б.К.Далгат, — как наступила эпоха влияния христианства, оказавших сильное влияние на судьбу народной чеченской религии».

В самом деле, с VII века Арабский халифат стремится закрепиться в прикаспийских просторах и на всем Кавказе. Исламизации были подвергнуты, в первую очередь, Дагестан и Закавказье. Совершенно новая для кавказского региона религия медленно, но основательно расширяла ареал своего влияния. Дагестанский востоковед А. Р.

Шихсаидов отмечает, что процесс этот прошел два этапа. Первый -/Ш — первая половина X в. Он связан в основном с арабскими завоеваниями и с самими арабами, сыгравшими значительную роль в исламизации. Второй этап — вторая половина Х — XV вв. — это время сравнительной исламизации районов Дагестана, когда ислам стал здесь официальной идеологией.

В эти хронологические рамки исламизации Дагестана не вписываются Чечня и Ингушетия. Как отмечают С.Ц. Умаров и М.Б.Мужухоев, мусульманство более активно распространяется в Чечне в веках и легко уживается в это время с язычеством и христианством.

Судя по письмам («челобитным») чеченцев русскому царю Ивану IV (Ивану Грозному) в XVI веке вайнахи делились на мусульман, христиан и язычников. Об этом свидетельствуют документы, опубликованные кавказоведом С.А.Белокуровым в 1889г. в книге «Сношения России с Кавказом» об этом свидетельствуют и археологические изыскания.

Так, самая ранняя надмогильная плита (чурт), найденная на древнем могильнике у селения Гачалк (Ножай-Юртовский район), датирована 990 годом хиджры, что соответствует 1582 году.

Как пишет М.Б.Мужухоев, датированных стел на этом могильнике встречено примерно две третьих от общего их числа. Это позволило археологу датировать погребения под плитами без арабских надписей и дат самым началом XVI века. На могильниках же у селений Хой, Макажой, Кезеной, Тазбичи, Дышни, Боторч, Нижний Кокадой, и др. обнаружены чурты уже Х-Х1Хвв.

Все сказанное подтверждает правильность вывода М.М.Керимова о том, что ислам на значительной территории Чечни уже до Х в. утвердился прочно.

Время активного распространения ислама в Чечне, в отличие от Дагестана, совпало с периодом активизации царской политики на Кавказе. Чеченцы не воспринимали распространение на них формы административного правления, принятые в России. Они жили по испытанному веками горскому обычному праву (адатам).

Одновременно чеченцы с трудом соглашались и с новыми для них суровыми шариатскими порядками. Говоря иначе, в XVI-XIX вв.

на чеченцев обрушились две силы — во-первых, жесткий шариат, старавшийся разрушить адатские устои; во-вторых, царские власти, пытавшиеся лишить горцев не только их обычного права и вновь зарождающихся шариатских порядков, но и насадить в чеченском обществе, равно как и на всем Кавказе, российские административные законы и формы правления. В итоге безграмотные, но свободолюбивые чеченцы оказались между выбором — либо исламский шариат, либо царский имперский режим. Выбор пал на шариат, а отторжение второго — вовсе не означало антирусское движение чеченцев. Оно было антиколониальным, чем и воспользовались Шейх Мансур, имам Шамиль и многие дру¬гие предводители горцев. Ислам, таким образом, выступил как бы в двух лицах — с одной стороны как монотеистическая религия, сметающая старые языческие устои в лице адатов, во-вторых, как сила, объединяющая горцев в борьбе против политики царизма на Кавказе.

В контексте этого вопроса, в частности, рассматривая роль ислама в период Кавказской войны, особенно в период движения Шамиля, М.М.

Керимову удалось выявить социальные и военно-политические условия трансформации накшбанддийа-халидийа в мюридизм — радикалистское религиозно-политическое направление, оформившееся как реакция на завоевательную политику царизма в Дагестане и Чечне.

В его основе находится идеология газавата, сформулированная дагестанскими муллами Мухаммадом Ярагским, Гази- Мухаммедом, Шамилем, которая в тех условиях сыграла объединительную роль для горцев в их борьбе против колониальной политики царизма.

Но с ослаблением сопротивления горцев и явной победой царизма, на смену идеологии газавата,- подчеркивает М.М. Керимов,- призывавшей горцев к борьбе с царскими войсками до победного конца, приходит миролюбивое учение чеченского суфия Кунта-Хаджи Кишиева.

Сравнительный анализ идеологии газавата и учения Кунта-Хаджи, вирдовая сегментация, то есть деления, накшбандийа и кадирийа маркируют (выделяют) местную специфику традиционного ислама. В любом случае, как подчеркивает М.М.

Керимов, ислам в Чечне имеет свои существенные особенности, основанные на этнокультурных ценностях народа. Свой отпечаток на ислам в Чечне,- заключает автор, отложили коллизии, столкновения традиционной культуры чеченцев с радикалистскими и экстремис¬тскими течениями, носите¬лями которой были ваххабиты. Преобладающая часть Чечни, будучи последователями традиционного ислама, отвергли идеологию и практику ваххабизма, которые навязывались насильственными мерами. Эти выводы подтверждены в монографии яркими и убедительными фактами.

Таков далеко не полный обзор монографии М.М. Керимова. Надеюсь, что эта книга явится основой докторской диссертации автора, а пока же отметим, что названное монографическое исследование адресовано научным экспертам, исследователям всем тем, кто интересуется проблемами регионов. Монография вышла редакцией доктора философских наук, профессор В.Х. Акаева.

М. Багаев «Вести республики» №128, 5 Сентября 2007 г.

ChechenAsso.ru

Источник: https://nohchalla.com/history/religiya-chechni/266-kogda-chechency-prinyali-islam

Почему кавказцы принимали ислам добровольно?

Кавказские народы без исключения приняли ислам добровольно, причем начало распространения мусульманской веры среди них, уходит аж во времена праведного халифа Умара аль-Фарукъа в Дагестане (Восточный Кавказ), и в 8-9 вв в Алании (Центральный и Западный Кавказ), потомками алан считают себя практически все народы этого региона.

Причем ислам распространялся во всем регионе в течении тысячи лет волнами, переживал подъем и падение. Уже после разрушительных походов сперва монголов, а потом и Темирлана и падения Аланского государства, среди потомков алан началось новое движение распространения религии Аллаха. И опять, суровые горцы принимали ислам добровольно, передает IslamNews.

Одной из самых важных черт кавказских горцев была преданность всему своему, и вдруг они добровольно принимают религию, пришедшую из глубины Аравийской пустыни. Почему?

А потому что религия Творца, Всевышнего Аллаха, – ислам, как ни одна другая так логично и мудро не отображала характер горцев, их представления о чести, совести, праведности, правдивости, отношения к старшим и младшим, к жизни и смерти и так далее.

Cдетства я слышал от карачаевских стариков древнюю историю принятия ислама нашими предками. Когда то к ним пришел некий шейх Абдулла. Он получил разрешение поселиться в одном из горных аулов.

Он оказался человеком ученым и благородным. Его мудрость и хорошие манеры, очень скоро снискали уважение к чужестранцу.

Когда горцы восхищались его очередным благородным поступком или мудрым словом, он говорил, что этому его научила Единый Бог – Аллах и Его Пророк Мухаммад.

Прошло немного времени, как столь же искренние, сколь и правдивые и мужественные кавказцы сказали, что исламская религия своими призывами ко всему благому и возвышенному и запретами всего вредного и порочного, очень близка их духу, их представлениям, и что в исламе новое для них лишь имя Единственного Бога – Аллах, и имя Пророка Ислама – Мухаммад. И они добровольно приняли ислам.

Некоторые важные принципы из горского этикета:

1. Не перечь старшему, если даже ты считаешь, что он не прав.
2. Будь немногословен.
3. Никогда ни над кем не насмехайся.
4. Будь первым там, где нуждаются в помощи.
5. Никого не считай ниже и глупее себя.
6. Опускай взор при виде чужой женщины.
7.

Если ты в гостях, то относись к женщинам этого дома, взрослым как к матери, к младшим как к сестрам.
8. Даже наедине с собой избегай непристойных, низких или подлых мыслей.
9. Относись к проблемам родственников, своих соседей, села, и края, как к собственным.
10.

Ни при каких обстоятельствах не теряй самообладания, не выходи из себя и не впадай в отчаяние.
11. Где бы ни находился, не позорь родителей, предков, род, народ.
12. Уважай жену, будь справедлив к ней, воспитывай детей верными и честными.
13.

Кто бы ни был перед тобой, старшего почитай за отца, равного за брата, а младшего как за сына!
14. Не ропщи на свою судьбу, довольствуйся малым!

15. До и после всего этого – храни веру во Всевышнего Аллаха, руководствуйся в жизни Кораном, следуй благородному Пророку Мухаммаду и соблюдай религию Ислам!

Таким были характер и этика наших предков, а какие они у нас?

Всевышний Аллах да вернет наши народы, и все братские народы к своей религии, красивым возвращением! Всевышний Аллах да сделает все народы праведными, всех правителей богобоязненными! Амин!

www.yenicag.ru

Источник: https://yenicag.ru/pochemu-kavkazcy-prinimali-islam-dobr/222258/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector