Зачем младенцам на руси давали тройные имена

Сегодня родители не знают проблем при выборе имени для своего чада — назвать ребёнка можно так, как нравится маме и папе. А ведь раньше все было не так просто, и при наречении следовало соблюдать строгие правила. Как выбирали имена в языческой Руси, что изменилось после христианизации, почему Разина называли Стенька – читайте в нашем материале.

Зачем младенцам на Руси давали тройные имена

Выбор имени для ребенка – воплощение эмоций родителей

В древней Руси родители проявляли большую фантазию, когда думали, как назвать своего ребёнка. До христианизации это можно было делать самостоятельно, потому имя могло отражать всё что угодно, в зависимости от настроения родителей.

Зачем младенцам на Руси давали тройные имена

Картина Николая Константиновича Рериха. Ярослав Мудрый, 1941 год. Сочетание языческого и христианского имени одновременно: Ярослав-Георгий Мудрый.

Долго ждали ребенка, и когда, наконец, появился наследник — называли Жданом. Родился второй ребёнок в семье, и его закономерно называли Вторак.

Если малыш был весёлый, шумный, игривый — почему бы не назвать его Забава или Шумело. Во время рождения малыша на улице трещал мороз – вот и имечко есть, Мороз.

Часто использовались название месяцев, например Травень, а это ничто иное, как май на древнеславянском.

В имени могло быть зашифровано всё что угодно, например, родителям очень хотелось, чтобы их ребёнок был богатым, сильным, известным, потому они назвали его Ярослав, что можно перевести как яркий, сильный, энергичный.

Бывало, что ребенка называли некрасивым именем, например, Нелюбом или Неустроем, и не потому, что не ждали его или не хотели, а для того, чтобы отогнать злых духов, которым будет не интересен ребёнок с таким неблагозвучные именем.

Имена-прозвища

Прозвища возникли на Руси очень давно, ещё когда страна не была христианской. Фантазия народа было неистощима, прозвищ было очень много, но использовали чаще всего самые распространенные. Получить их можно было за что угодно, за профессию, за странный внешний вид, за какие-то привычки.

Зачем младенцам на Руси давали тройные имена

Василий Суриков, картина Степан Разин. Стенька Разин – пример уменьшительного имени на Руси.

Например, если человека называли Кузнец, сразу становилось понятно, кем он работает. Встретив крестьянина, носящего имя Молчун, можно было не задумываться о его характере. Человек с именем Малюта наверняка желал бы иметь рост повыше.

Интересно, что в течение жизни человек мог иметь несколько прозвищ.

Существовали и защитные прозвища. В древние времена люди верили в порчу и сглаз, и не интересное и по нынешним меркам обидное имя помогало защитить от этого. Например, Злоба — пример защитного прозвища.

После того, как Русь стала христианской, прозвища стали прибавлять к основному имени человека. Не стоит думать, что этим увлекались лишь простолюдины, нет, достаточно вспомнить Ивана Калиту или Александра Невского. В дальнейшем прозвища стали основой для фамилий, которые знакомы современному человеку. Кстати, ярым противником прозвищ был Пётр I, который запретил их на территории России.

Имена в честь святых

После прихода христианства жители Руси стали получать новые имена: детей называли в честь христианских святых. На замену привычным именам, таким как Ждан или Храбр, пришли новые — Кирилл, Фёдор, Варвара. Сегодня они привычны для слуха, а во время реформы Владимира Великого люди с трудом привыкали к своим новым именам.

Зачем младенцам на Руси давали тройные имена

В.М. Васнецов. Царь Иван Грозный. Иван Грозный, прямое имя которого было Тит.

В XIV-XVI веках при рождении ребёнку давалось не только публичное христианское имя, но и прямое, в честь святого, чей день отмечался. Из исторических примеров: Василий III, чье прямое имя было Гавриил. Сын же его, Иван Грозный, имел прямое имя Тит. Еще примеры двойных имен, то есть сочетание языческого и христианского имени одновременно: Владимир-Василий Мономах и Ярослав-Георгий Мудрый.

Христианские имена

С развитием и укреплением христианства древнеславянские имена всё меньше использовались. Был составлен даже особый список, включающий запрещённые языческие имена. Когда на Руси появилось книгопечатание, написанию имени стало придаваться большое значение.

И Рюриковичам пришлось пережить христианизацию имен. Первым христианским именем на Руси считается Василий, его получил при крещении в Константинополе Киевский князь Владимир Великий в 988 году. Канонизированные имена Борис и Глеб имели сыновья Владимира, но при крещении дети звались вовсе не так, а Роман и Давид.

Зачем младенцам на Руси давали тройные имена

Табель о рангах, введенный Петром I.

Во времена Владимира Святославовича появился и ономастикон. Это список имен, даваемых новорождённому при его крещении. Выбиралось имя по святцам, и делал это сам священник.

Сегодня такие имена называются календарными, потому что для их выбора используются церковные календари.

В списках были только имена святых, поэтому, появившись на свет, ребенок вместе с именем получал и покровителя небесного.

Если продолжить тему династии Рюриковичей, надо сказать, что в ней существовали две категории имен, двухосновные славянские — Остромир, Святослав, Ярополк, и скандинавские — Игорь, Глеб, Ольга.

В те времена к каждому имени прикреплялся особый статус, например, вышеназванные могли носить исключительно особы с великокняжеским титулом. Сейчас это кажется странным, но только в XIV веке такое ограничение было снято.

Если имена, заимствованные из Скандинавии, были чрезвычайно популярны среди княжеских родов, то среди простолюдинов они встречались достаточно редко.

Имя передавалась от старшего поколения к младшему, если дед умирал, то его имя не должно была пропасть, его присваивали новорожденному внуку.

Иван, Ванюшка

Самое распространенное имя на Руси — Иван, считается, что до Октябрьской революции так звали каждого четвертого крестьянина.

Если спросить любого иностранца, какие русские имена он знает, ответ будет однозначным — Иван. С этим именем связана история возникновения выражения «Иван, не помнящий родства».

Когда полиция отлавливали бродяг, не имеющих паспортов, то чаще всего те назывались именно Иванами.

Государей стали называть Иванами со времен Иван Калиты, использовалось имя вплоть до 1764 года. В этом году погиб Иван VI и называть так царских младенцев запретили во избежание неприятностей.

Зачем младенцам на Руси давали тройные имена

Сегодня родители могут дать ребенку любое имя.

Уменьшительные имена были распространены на Руси в XVI-XVII веках. Обычно они произносились уничижительный тоном, потому присваивались государственным преступникам. Достаточно вспомнить Емельку Пугачёва или Стеньку Разина. Если человек обращался в вышестоящую инстанцию, то он должен был назвать себя именно уменьшительным именем, например, «обращаюсь к тебе я, Васька, царский холоп».

Сегодня уменьшительные имена могут выражать совершенно другие эмоции, например любовь или умиление. Хотя, некоторые понятия старины все же сохранились. Вряд ли уважаемого и солидного человека назовут Петька, скорее всего его имя будет произнесено как Петр или, в крайнем случае, Петя.

А есть у вас отчество?

Отчество в России подтверждает связь человека с отцом. Первоначально это звучало не так, как сегодня а, например, «Владимир, Петров сын». Только высокородным людям позволялось добавлять в отчество окончание «ич». Рюриковичам это было, естественно, позволительно, потому Святополк именовался Святополк Изяславич.

Правители России относились к отчеству очень трепетно, окончание «ов» и «ович» строго-настрого закреплялись в специальных документах, например при Петре I это был табель о рангах, при Екатерине II — чиновничьи роспись. Окончание отчества обозначало социальную принадлежность человека.

Наиболее активно отчества стали применяться с XIX века, а для крестьян разрешение на отчество было получено после отмены крепостного права. Сегодня очень сложно представить себе человека, не имеющего отчества, настолько прочно вошла в нашу жизнь это традиция.

Кроме того, наличие одинаковых имен и фамилий делает применение отчества необходимым.

Зачем младенцам на Руси давали тройные имена

Крестьяне получили отчества только после отмены крепостного права.

Если до Октябрьской революции имя человеку присваивала церковь, то после переворота это мог делать каждый желающий.

Началось массовое нашествие Владленов, Виленов и Вилов (сокращенно от Владимир Ильич Ленин), Кимов (сокращённо от Коммунистический Интернационал молодёжи), Трудомиров (труд + мир) и других чудных имен.

Пиком фантазии можно считать витиеватое женское имя Даздраперма, что означает «Да здравствует Первое мая».

Сегодня в Россию возвращается мода на привычные имена, Иван, Мария, Любовь, Владимир. Но отдельные люди по-прежнему изощряются при выборе имени для малыша. Только теперь это не Индустриализация, Интернационал или Энергия, а малопонятные придуманные конструкции, или имена кумиров, актеров и певцов, а также понравившиеся имена из фильмов, книг, комиксов.

Источник: http://valentin-pikul.ru/articles/Kak-vybirali-imena-detyam/

Зачем младенцам на Руси давали тройные имена

Дo пpинятия хpиcтиaнcтвa нa Pycи cчитaли, чтo yмepшиe пpeдки мoгyт oкaзывaть вoздeйcтвиe нa жизнь, пoмoгaть или, нaoбopoт, вpeдить, вepили в нeкyю мaгию имeни, и cтapaлиcь нaзывaть дeтeй в чecть пpeдкoв, чтoбы их cyдьбa былa пoдoбнa cyдьбe oтцoв, и yшeдшиe в миp инoй пoмoгaли пoтoмкaм, yзнaвaя их пo имeнaм.

Tpaдиция пpoдoлжилacь c пpишecтвиeм нa Pycь хpиcтиaнcтвa: млaдeнцaм cтaли дaвaть двoйныe имeнa, пepвoe из кoтopых былo язычecким, a втopoe – хpиcтиaнcким. Пpи этoм cлoжилacь cитyaция, кoгдa тo пepвoe, тo втopoe имя cтaнoвилocь ceмeйным, тo ecть eгo yпoтpeбляли иcключитeльнo внyтpи ceмьи, cкpывaя oт чyжих.

Место в семье

Bплoть дo вoзвышeния Mocкoвcкoгo княжecтвa на Pуси нe дoпycкaли, чтoбы peбeнoк нocил имя eщe живoгo poдcтвeнникa. Давая имя peбeнкy княжecкoгo poдa, oпpeдeляли eгo cyдьбy, eгo мecтo в иepapхии ceмьи, плaниpoвaли eгo бpaчный coюз и дaжe бyдyщиe вoeнныe кoнфликты, пoвтop имeн в семье oлицeтвopял пpeeмcтвeннocть княжecкoй влacти, пpaвo пoтoмкa нa влaдeниe yдeлoм.

Taк вoзникли княжecкиe poдoвыe имeнa, кoтopыe cнaчaлa были язычecкими, хpиcтиaнcкиe жe имeнa тoгo вpeмeни иcпoльзoвaлиcь кaк ceмeйныe — их знaли только poдcтвeнники и дyхoвник.

Coвpeмeнный лингвиcт Фeдop Уcпeнcкий пpивoдит интepecный пpимep выбopa имён в ceмьe cтapшeгo cынa Bлaдимиpa Moнoмaхa князя Mcтиcлaвa Beликoгo, жившeгo нa pyбeжe XI–XII веков и имeющeгo в кpeщeнии имя Фeoдop.

Cвoeгo cтapшeгo cынa князь нaзвал Bceвoлoдoм в чecть пpaдeдa, тaк кaк дeд eщe жив и имя зaнятo, и этo значило, что peбeнoк — глaвный пpeтeндeнт нa киeвcкий пpecтoл, втopoгo – в чecть пoгибшeгo в мeждoycoбицe дяди Изяcлaвoм, и peбeнoк нacлeдовал нe тoлькo имя, нo и со временем пpecтoл в Kypcкe (тo ecть нapeчeниe имeни былo зaявкoй нa влaдeниe Кypcкoм); a млaдший cын пoявилcя нa cвeт пocлe cмepти дeдa и был нapeчeн в чecть Bлaдимиpa Moнoмaхa Bлaдимиpoм.

Пpи этoм caм Mcтиcлaв имeл eщe и тpeтьe имя — пo мaтepинcкoй линии eгo звaли Xapaльд, в чecть дeдa со стороны матери, кopoля Aнглии Xapaльдa Гoдвинcoнa.

У дочери Mcтиcлaвa Дoбpoдeи было втopoe имя Eвпpacкия, cын Cвятoпoлк был кpeщeн Иoaннoм, дoчь Mapия былa eщe и Aгaфьeй, Pocтиcлaв звaлcя Mихaилoм. Сeмeйныe имeнa дpyгих дeтeй иcтopия нe coхpaнилa.

Право детей

  • C pacпpocтpaнeниeм пpaвocлaвия язычecкиe имeнa иcчeзaли, yжe в XI вeкe в лeтoпиcях пoявилocь нecкoлькo князeй, извecтных тoлькo пo хpиcтиaнcким имeнaм, были кaнoнизиpoвaны pyccкиe cвятыe Бopиc и Глeб, кoтopыe в кpeщeнии имeнoвaлиcь Poмaнoм и Дaвидoм, cтaли пoпyляpными пpaвocлaвныe имeнa князeй Bлaдимиpa Cвятocлaвичa — Bacилий, Яpocлaвa Myдpoгo – Гeopгий (Юpий) и Bceвoлoдa Cвятocлaвичa – Aндpeй.
  • Тpaдицию этy пoлoжил Bлaдимиp Moнoмaх, кoтopых хoтeл ceмeйными имeнaми пpeдкoв зaкpeпить пpaвa дeтeй oт втopoгo бpaкa, cдeлaв пpaвocлaвныe ceмeйныe имена poдoвыми, и дo кoнцa 600-лeтнeй динacтии Pюpикoв c иcтopичecкoй cцeны нe cхoдили Bacилии, Юpии, Aндpeи, Poмaны и Mихaилы.
  • Tpaдиция дaвaть дeтям имeнa тoлькo пoчивших пpeдкoв oтoшлa в пpoшлoe, князь Bceвoдoд Бoльшoe Гнeздo, кpeщeнный Дмитpиeм, дaл этo имя cынy, a eгo дpyгoй cын Яpocлaв (Фeдop) нaзвaл cвoeгo peбeнкa Яpocлaвoм, игнopиpyя тpaдиции.

Oт Pюpикoвичeй к Poмaнoвым

Bcкope княжecких дeтeй cтaли нaзывaть в чecть caмых зaмeтных cвятых, фopмиpyя кpyг нoвых poдoвых имeн, нo пpи этoм тeзки pacпoдoблялиcь пo cвятым, в чecть кoтopoгo были нaзвaны — нaпpимep, имeнa oтцa и cынa Иoaннoв yкaзывaли нa пpeeмcтвeннocть, нo пpи этoм oни были кpeщeны в чecть paзных cвятых: Иoaннa Кpecтитeля и Иoaннa Лecтвичникa.

Mлaдeнцeв бoльшe нe нaзывaли язычecкими имeнaми, нo тpaдиция ceмeйных имeн coхpaнилacь, тeпepь царский отпрыск имeл двoйнoe пpaвocлaвнoe имя — oднo млaдeнцy дaвaли в чecть cвятoгo, в дeнь кoтopoгo oн poдилcя, a ecли oнo нe мoглo вcтaть в oдин pяд c poдoвыми имeнaми, то пpи кpeщeнии нa вocьмoй дeнь peбeнкy дaвaли втopoe имя — poдoвoe.

Пepвoe имя иcпoльзoвaли тoлькo в кpyгy ceмьи, oчeвиднo, из cyeвepных пoбyждeний.

Читайте также:  Почему монголы освободили от дани церковь

Haпpимep, Ивaн Гpoзный нaзвaл cвoeгo пepвeнцa Уapoм, a кpecтили млaдeнцa Дмитpиeм; пocлe cмepти peбeнкa цapь дaл тaкoe жe имя дpyгoмy cынy – цapeвичy Дмитpию (Уapy).

Дpyгoй cын Гpoзнoгo Ивaн был кpeщeн в чecть Иoaннa Лecтвичникa, нo имeл eщe двa имeни — Mapк и Kиpилл, тaк кaк poдилcя в дeнь пpaзднoвaния cвятых Mapкa и Kиpиллa, – oб этoм иcтopикaм paccкaзaл нaтeльный кpecт цapeвичa.

Caм Гpoзный имeл ceмeйнoe имя Tит, eгo дeд Bacилий III нocил имя Гaвpиил, a пpaдeд Ивaн III был Tимoфeeм.

Филoлoг Aннa Литвинa cчитaeт, чтo двoйныe имeнa Pюpикoвичей были cвязaны c двoйнoй гeнeaлoгиeй пpaвитeлeй: ceмeйнoe имя cвязывaлo их c зeмлeю, c пpeдкaми, a пpaвocлaвнoe – дaвaлo cвязь c Бoгoм и ocвящaлo влacть.

Tpaдиция сейчас

С пpихoдoм динacтии Poмaнoвых двoйныe имeнa oтoшли в пpoшлoe: нoвaя динacтия иcпoльзoвaлa cвoи poдoвыe имeнa и имeнa динacтии Pюpикoвичeй для oбocнoвaния пpeeмcтвeннocти влacти, oднaкo их дaвaли, чaщe вceгo иcхoдя из динacтичecких cooбpaжeний, пoвтopяя имeнa вeликих пpaвитeлeй и вычepкивaя имeнa «нecчacтливых» цapeй.

Ужe caмый пepвый из poдa Poмaнoвых – Mихaил Фeдopoвич был кpeщeн в чecть cв. Mихaилa Maлeинa, в пpaздник кoтopoгo oн и poдилcя, пpичeм, пo тpaдиции имя былo poдoвым – eгo нocил дядя цapя Mихaил Hикитыч Poмaнoв.

У бoяp, вoeвoд, тыcяцких и y пpocтoгo людa язычecкиe имeнa ocтaвaлиcь ceмeйными гopaздo дoльшe; знaтныe люди нocили имeнa, пpиближeнныe пo блaгoзвyчию к княжecким: Tвopимиp, Mиpocлaв, Жиpocлaв, Гopecлaв, Xoтeмиp, a пpocтoлюдины имeли ceмeйныe имeнa – двoйныe и дaжe тpoйныe вплoть дo XVII–XVIII, тpeтьe имя дaвaли, чтoбы зaщитить peбeнкa oт cглaзa, oбычнo этo былo пpeнeбpeжитeльнoe пpoзвищe.

B пepeпиcнoй тюмeнcкoй книгe XVII вeкa вcтpeчaлиcь имeнa Eyфимкa (пo пpoзвищy Бoгдaшкo), Mapтынкo (Шyмилкo) и Якyшкo (Tpeнькa). Coхpaняeтcя этa тpaдиция и пo ceй дeнь – в миpy чeлoвeк мoжeт имeть oднo имя, в цepкви – дpyгoe, a в ceмeйнoм кpyгy тpeтьe — yмeньшитeльнo-лacкaтeльнoe имя.

Источник: https://cyrillitsa.ru/history/89129-zachem-mladencam-na-rusi-davali-troyny.html

Как давали детям имена на Руси?

Листопад, Кисель, Сорока, Сахар, Друган, Чулок – думаете, это обычные существительные? А вот и нет: еще в самом недалеком (по историческим меркам) прошлом вы бы могли всерьез рассматривать их как имя для своего будущего малыша.

Картина Алексея Ивановича Корзухина «Возвращение из города». | wikimedia commons

В Древней Руси очень серьезно относились к именам. Считалось, что имя, данное при рождении, влияет на дальнейшую судьбу человека. Кстати, некоторые восточные религии и сейчас полностью разделяют это мнение.

До принятия христианства восточные славяне (предки русских, белорусов и украинцев) использовали только личные имена, а вот после Крещения Руси каждый ребенок обретал еще и крестильное имя.

Но традиции язычества были крепки – в широком употреблении еще долго оставались имена-прозвища, которые нередко вытесняли имя, данное по святцам. 

По какому же принципу наши предки выбирали имена своим наследникам? Мог сыграть свою роль любой из следующих факторов.

– По тем жизненным обстоятельствам, при которых ребенок появился на свет. Например, Ждан – это долгожданный ребенок, Вторак и Третьяк – соответственно, второй и третий в семействе, Любава – любимая родителями. По схожим причинам нередко возникали и имена с негативным оттенком – например, Неждан или Ненаш.

– По отличительным признакам характера, которые чадо ярко проявляет – Смеяна, Забава, Будияко, Шумило, Бессон. Кстати, даже самые «резкие», на наш взгляд, имена, вовсе не обязательно имели отрицательный смысл. Так, Бессон – это недремлющий и всегда бодрый.

От подобных имен впоследствии произошло большое количество распространенных фамилий, таких, как Бессоновы, Шумейко, или Смеховы.

– Мальчики нередко получали имена в зависимости от времени, и даже от погоды, во время которой они родились. Так появились Суббота и Мороз. А еще наши предки нередко использовали славянские названия месяцев года: так, апрель – Березень, май – Травень, Август – Зарев и т.д. 

– Были и сложные имена, в которых родители «зашифровывали» свои пожелания. Самые распространенными элементами таких имен были -слав («славный»), -мир («большой»), и -волод («владеющий», «богатый»).

Очень показателен пример имени Ярослав, что означает «яркий», «сильный», «славный своей жизненной силой». Существует и другой вариант перевода – «яр» («сильный», «энергичный», «горячий») + «слав» («слава»).

Впоследствии христианская церковь приняла и канонизировала это языческое имя.

– Существовали и, наоборот, неблагозвучные имена – дань суевериям. Некоторые верили, что стоит назвать малыша Некрасом, Нелюбом, Неустроем, Злобой или Тугариным, как все болезни и несчастья отступят, а злые духи «не заинтересуются» чадом.

Иногда даже производили такой обряд: родственники по мужской линии выносили Милаву или Златослава из избы, а возвращали уже «Сорокой» или «Гнилозубом».

И приговаривали: мол, свой, любимый, ребенок выброшен, а его место занял другой, никому не нужный. 

– Еще имена давали, сообразуясь с профессией отца – Дуло или Шуба, его общественным положением – Барышник или Кузнец, национальностью – Карел или Чудин или просто выбирались «слова силы» – Гроза или Правда. Детям давали также имена языческих богов и богинь – Лада, Ярило и т.д.

Среди имен, прочно прижившихся в древней Руси, можно встретить немало заимствованных. Например, варяги, пришедшие в страну в IX веке, обогатили лексикон такими именами как Рюрик («слава» + «сила»), Олег («святой»), Игорь («молодой»).

Вообще «чисто славянских» имен сейчас используется не так уж много. В их числе – Глеб, Всеволод, Владимир, Святослав, Ярослав, Ярополк, Изяслав, Ростислав, Мстислав и некоторые другие.

Считается, что такой выбор удачен для ребенка, ведь их носили исторические персонажи, известные своими деяниями, и эти имена были впоследствии включены в святцы.  

После того, как страна приняла православие в Х веке н.э., наши предки, во время официальной церемонии крещения, стали получать крестильные имена.

Так, инициатор Крещения Руси, князь Владимир Святославич (один из прообразов былинного персонажа князя Владимира Красно Солнышко), получил имя Василий. Его сыновья – Борис и Глеб – получили имена Роман и Давид.

А его бабушка княгиня Ольга (считающаяся первой русской христианкой), была наречена Еленой. 

Памятник княгине Ольге в Пскове. | lori.ru

Как раз в те времена в церкви начинает складываться ономастикон – это набор имен, которые можно давать человеку при крещении. Имя тому или иному младенцу выбирал сам священник по святцам. Это были, как сейчас принято говорить, календарные имена, так как давались они по церковным календарям.

Согласно догме, таким образом новорожденный сразу же приобретал своего небесного покровителя – потому что в эти списки вносились только имена святых. Это могли быть имена древнееврейского происхождения, например, Анна и Яков, греческие – Федор и Екатерина, или латинские – Юлий, Галина и даже сирийские и египетские.

Постепенно к именам иностранного происхождения начали добавляться и старославянские имена, обладатели которых были канонизированы церковью: например, Святослав, Вячеслав и Ольга.  

Поначалу список крестильных имен был не слишком разнообразен (например, Иван – Иоанн встречается в святцах 170 раз). И наши предки, чтоб выделить своих детей из огромного числа других, продолжали по доброй старой традиции давать им «мирские» имена или прозвища.

При этом они охотно использовали привычные языческие имена, но, как правило, в уменьшительной форме. Например, до XVII очень популярными именами были Добрыня или Добрила (от Доброслава).

Такие имена постоянно использовались в повседневной жизни и ни у кого не вызывали вопросов. 

Но уже на рубеже XVII века в связи с коренными преобразованиями в государстве, этот обычай начал уходить в прошлое. И имена вроде Длинная Сабля, Кречет, Щука, Кольцо или Истома стали восприниматься именно как прозвища, не более того. 

До Октябрьского переворота 1917 года официальное имя человеку могла давать только церковь, однако сразу после этого события все ограничения были сняты, и воображение граждан СССР разыгралось не на шутку.

Очень скоро родились маленькие Кимы (Коммунистический Интернационал Молодежи), Донары (дочь народа), Вилены и Владлены (от «Владимир Ильич Ленин»), появились и другие «чудесные» девчачьи имена, такие как Сталина, Индустриализация и Энергия, подрастали Трудомиры (труд+мир), Тракторы, и даже Военморы (мальчики, названные в честь военно-морского флота). Этот список можно продолжать еще долго. 

Чудили наши сограждане и в перестройку – причем самым безобидным и частым именем для новорожденных девочек становилось Мария (в честь героини латиноамериканского культового сериала).

Нет-нет, да и сейчас некоторые родители пытаются блеснуть своей креативностью.

Например, в прошлом году в одной только Москве родились Принцесса Даниэлла, Заря-Заряница, Ангел Мария, Алеша-Каприна, а еще – Будда-Александр, Христамрирадос, Дмитрий-Аметист, Матвей-Радуга, Ярослав-Лютобор и даже Каспер Ненаглядный.

Также читайте о самых странных современных именах детей в России.

Источник: https://deti.mail.ru/article/kak-davali-detyam-imena-na-rusi/

Как давали имена на Руси?

Имя — очень важный “атрибут” каждого человека. Некоторые считают, что это не просто слово, с помощью которого к нам могут обращаться, а очень важный символ, который может повлиять на судьбу человека.

Во времена древней Руси к выбору имен подходили особенно оригинально и существовали свои, определенные правила. Например, знали ли вы, что некоторые имена были предназначены только для людей из богатых семей и было запрещено, чтобы простолюдины так называли своих детей? Но это далеко не все. Так какие традиции и принципы лежали в основе выбора имени для своего ребенка?

В первую очередь ведомости о старых именах мы получаем благодаря различным письменным источникам, летописям и монетам. Во времена правления киевских князей большинство монет делали с их изображением и их именем.

И вообще изготовление личных монет было доступно только князям и богатым людям, так как это трудоемкий процесс, доступный только людям из высшего общества, так как все монеты в то время делали из ценных металлов.

Но благодаря раскопкам ученые смогли найти монету, датированную временем Киевской Руси с выгравированным именем “Петр”. Удивительно, ведь такого князя и быть не могло, так как никто не смог найти какое-либо упоминание о таком человеке в старых летописях.

Возможно, историки упустили величественную персону истории Киевской Руси или это кто-то из не княжеского рода попытался оставить в памяти свое имя?

Люди из простых семей чаще всего называли детей в честь отца или матери, сравнивая с различными предметами или животными. Поэтому многим был понятен смысл, который стоял за именем человека. Так как сильному могли дать кличу Медведь, хитрому — Лис, и так далее. Помимо этого, имена были не только привычными для нас, как Иван, Василий, Петр.

Родители также могли назвать ребенка в зависимости от того, каким в семье он был. Если первым — Первуша, вторым — Вторак, третьим — Третьяк и так далее.

Также немаловажным фактором при выборе имени ребенка были сами обстоятельства его рождения, если его долго ждали, то так и называли — Ждан, если ребенок появился неожиданно — Нечайко, если беременность и роды были мучительными — Истома.

Внешние признаки тоже учитывались при выборе имени ребенка. Если ребенок имел бледную и светлую кожу, то его могли назвать Беляком, если он имел русый цвет волос — Русинко, Русак, если был худым — Худяк.

Но чаще всего учитывали не только внешность, а характер и манеры поведения ребенка. Если ребенок был буйным, то его так и прозывали — Буян, если девочка была веселой и жизнерадостной, то ее могли назвать Забавой, а если тихой — Молчанка.

Самыми почтенными и красивыми именами считались Богдан, Любава, Милован.

Как упоминалось выше, некоторые считают, что имя способно повлиять на судьбу ребенка. И этого мнения придерживались многие родители на Руси, поэтому старались выбрать такое имя, которое прослужит своеобразным оберегом от злого духа и нечистых помыслов. Например, Кощей, Неудача, Грязка и т.д.

В семье ребенка могли называть по одному имени, а другие люди — по другому. Повзрослев у человека, часто появлялось еще одно имя, которое было связано с его репутацией, профессией и образом жизни. Например, Гуляйко и Пьяйко доставались тем, кто любил провести свое время за стаканчиком спиртного. Такие имена называли прозвищами.

Но все эти имена были в обиходе только до принятия христианства. После этого величественного события появилась совсем другая традиция — давать ребенку только православное имя. Очень распространенными стали имена апостолов: Андрей, Павел, Петр, Иоанн и другие.

Но помимо славянских православных имен в обиходе (естественно, более редко) начали появляться греческие и римские имена. Часто православные имена только употреблялись для вида, а в реальной жизни использовались те имена, которые были актуальными до этого. А второе имя в документах учитывалось как прозвище.

Читайте также:  Для чего православные ходят нa cлyжбы

Например, Имя — Иван, по прозвищу — Медведь.

Но к концу семнадцатого века абсолютно все подобные имена и прозвища искоренились и в 90 % случаев остались только православные имена.

На самом деле это далеко не все примеры имен, которые давались на Руси, но они действительно очень оригинальные и интересные, так как учитывалось не просто имя, а характер ребенка, внешность, поведение, а затем такое прозвище и имя могло что-то рассказать о человеке собеседнику.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( ???? — палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/595a0de5e86a9e0b9a96c5ed/5bc48d7b782b5d00aed52430

Какие имена дворяне на Руси никогда не давали своим детям

На протяжении долгих веков аристократы отличались от простолюдинов практически всем: одеждой, манерой поведения, социальными запросами. Еще одним способом продемонстрировать свое высокое положение в обществе было соответствующее имя, которое и без всяких титулов свидетельствовало о дворянском происхождении человека.

  • Они делились по сословиям
  • Еще со времен Древней Руси и вплоть до ХХ века имена делились на три категории:
  • дворянские (княжеские);
  • мещанские (купеческие, служивые);
  • крестьянские.

Например, Акакий Акакиевич из повести Н. В. Гоголя «Шинель» не мог быть ни потомственным аристократом, ни крепостным. Выбрав это имя, ставшее нарицательным, великий писатель однозначно определил мещанское происхождение своего персонажа.

Аристократические

К изначально княжеским относились: Олег, Всеволод, Игорь, Ярослав, Ярополк, Святослав, Владимир, Изяслав, Мстислав. Обычно они чередовались среди представителей одного и того же рода через поколение, сыновей традиционно называли в честь их славных дедов. После крещения Руси в число аристократических вошли: Константин, Александр, Борис, Иоанн (Иван), Василий, Николай, Андрей, Михаил, Дмитрий, Федор, Петр, Платон, Илларион, Павел, Сергей. Все это были имена известных правителей или особо почитаемых святых. Достаточно вспомнить византийского императора Константина, знаменитого завоевателя Александра Македонского или апостола Павла. Если говорить о представительницах слабого пола, то девочки из знатных родов часто получали такие имена: Ольга, Софья, Елизавета, Елена, Анна, Наталья, Александра. Тоже в честь княгини Ольги, Софьи Палеолог или святой Анны.

Крестьянские

Учитывая, что положение землепашцев в дореволюционной России всегда было в самом низу социальной лестницы, им не полагалось многое из того, что сейчас называется гражданскими правами. Например, считалось непозволительной дерзостью дать своему сыну или дочери какое-нибудь из имен, не приличествующих по статусу.

До повсеместного распространения христианства земледельцев и скотников называли по внешности, характеру, личным особенностям или даже по порядку появления на свет в родительской семье: Беляк, Молчан, Первыш, Худяш, Рыжик, Ждан, Тугоух, Угрюм и т.п.

После принятия православия для выбора крестильного имени обязательно использовались церковные святцы. Но будучи людьми скромными, крестьяне даже не смотрели на царей или героев, следуя неписаному правилу о жестком сословном разделении всех сторон жизни.

В среде землепашцев наибольшее распространение получили имена менее значимых с общественной точки зрения святых: Потап, Антип, Никодим, Богдан, Вадим, Архип, Игнат, Терентий, Никита, Фрол, Анисим, Егор, Осип, Савелий, Ермолай, Кузьма, Тимофей.

Аналогичная то картина прослеживается и в случае с простыми русскими женщинами. Крестьянских девочек часто нарекали Ефросиньями, Фёклами, Марфами, Агафьями, Евдокиями, Матренами, Татьянами, Дарьями, Анфисами, Акулинами.

Разные формы имен

История знает несколько примеров, когда имена меняли свой сословный статус. Но при этом они часто принимали другую форму. Например, благородное «Иоанн» среди простолюдинов преобразовалось в «Иван». Но впрочем, впоследствии именно данная форма имени стала наиболее распространенной среди всех слоев общества. И как только дворян стали называть Иванами, дворовые холопы автоматически превратились в Ванек. Аристократическое имя «Мария» имеет народный вариант «Марья», Анастасия — Настасья, Екатерина — Катерина, Елена — Алëна. Кроме того, у дворянского «Георгий» есть крестьянский аналог «Егор». То же самое можно сказать о парах: Даниил — Данила, Гавриил — Гаврила. Иногда крестьянин опасался давать аристократическое имя своему сыну, ведь если также зовут какого-нибудь соседнего помещика, тот может осерчать: «Холоп приравнивает себя к дворянину! Безобразие». Поэтому использовались более скромные формы русских имен. Удивительная история произошла с «Татьяной», которая сумела стать аристократкой, изначально будучи крестьянкой. А все благодаря таланту А. С. Пушкина, великий писатель намеренно дал героине своего романа в стихах «Евгений Онегин» такое имя, желая приблизить к народу девушку Ларину. В результате, русские дворяне XIX века, зачитывавшиеся гениальным произведением, начали называть своих дочерей Танечками. Примечательно, что при переходе человека из одного сословия в другое, что случалось крайне редко, менялось и его имя. Например, простая девушка Фëкла Анисимовна Викторова в 1877 году вышла замуж за великого поэта Николая Алексеевича Некрасова и стала для всех Зинаидой Николаевной — словно бы совсем другим человеком. Не только крестьянское имя, но и отчество оказалось неподходящим для аристократической среды.

Подражание Европе

Начиная c XVIII века, благодаря реформам Петра I русская знать стремилась во всем подражать просвещенной Европе. В нашу страну пришла мода на заграничное, и это веяние коснулось всех сторон жизни.

Доктор филологических наук Александра Суперанская и известный специалист в области ономастики Анна Суслова в соавторстве написали книгу «О русских именах» (Лениздат, 1978 год), пережившую несколько редакций. Они утверждают, что европеизированная элита Российской империи стремилась максимально дистанцироваться от всего простонародного, исконно русского.

И такие имена, как Пантелеймон, Никодим, Агафон, Лукьян или Леонтий и многие другие, никак не могли носить дворяне. Европейское образование, которое стремились дать своим детям все русские аристократы, нанимая гувернерами французов или немцев, еще больше отдалило друг от друга разные слои общества.

Порой, юные барчуки и барышни даже не понимали языка, на котором холопы говорят между собой. Особенно в чести среди дворян оказались имена, имеющие французские, немецкие или английские аналоги. Например, Николя, Серж, Мишель, Алекс, Даниэль или Натали, Эльза, Элизабет, Марго, Кристина.

После Октябрьской революции 1917 года жесткая граница между сословиями была разрушена, и родители получили возможность называть своих детей, как им заблагорассудится. Возникла новая мода — на пролетарские имена, но это уже совсем другая история.

Источник: https://weekend.rambler.ru/other/41571290-kakie-imena-dvoryane-na-rusi-nikogda-ne-davali-svoim-detyam/

Как детям выбирали имя на Руси?

На Руси имянаречение младенца не было делом простым и обыденным. Когда родители давали новорожденному имя, они буквально «прописывали» его судьбу. По этой причине к выбору имени относились очень серьезно и скрупулезно. Мать и отец хотели счастья своему ребенку, поэтому подыскивали имя, которое уберегло бы его от болезней, несчастий и даже преждевременной смерти.

Обычно в русских семьях малышу давали по нескольку имен. Одно из них считалось прямым, то есть данным при рождении. Им мать называла только что рожденное дитя, исходя из своих ожиданий или пожеланий сыну/дочери.

Древнерусские прямые имена звучали красиво и очень содержательно: Ждан (долгожданный, трепетно ожидаемый ребенок), Любава (любимая, дорогая дочь), Любим (любимый ребенок), Смеяна (радостная, смеющаяся девочка), Голуб (кроткий, как голубок) и пр.

Старинные имена очень часто состояли из двух частей, каждая из которых выражала определенное понятие.

Например: Святополк (святой полк, священное воинство), Владимир (владеющий миром), Радогост (рад гостям, гостеприимный), Болемысл (радеющий за познание, любознательный, мудрый) и пр.

Если малыши в семье часто умирали, родители выбирали новорожденному старинное или какое-то достаточно редкое имя (Адам, Гордей, Ева и пр.). Для защиты ребенка ему нередко давали имя дедушки или бабушки, проживших долгую жизнь.

Если же в семье росло многочисленное и к тому же здоровое потомство, родители могли особо не заботиться о выборе очередного имени для новорожденного. Детей нередко называли по порядку рождения, характеру, а то и просто по времени года или погоде на улице.

Среди таких древнерусских имен можно упомянуть следующие: Май (рожденные в месяце мае), Пискун (крикливый, голосистый младенец), Неждан (незапланированный ребенок), Шестой (по порядку рождения шестой в семье малыш), Мороз (рожденный в сильный мороз) и пр.

После принятия Русью христианства прямое имя, данное при рождении, стало считаться временным. После обряда крещения младенец получал свое второе – крестильное – имя. Традиционно его выбирали по календарю христианских праздников и собственно наименованию святого, в день которого происходило крещение малыша в церкви.

Так на Руси появились дети с именами греческого происхождения: Агафья (в переводе с греческого означает «добрая»), Дмитрий (от имени древнегреческой богини плодородия Деметры), Евдоким («славный»), Ефросинья («радость»), Ирина («мирная», «спокойная»), Ксения («гостеприимная»), Макар («благословенный»), Пантелеймон («милостивый»), Поликарп («плодородный») и др. Отсюда пошла традиция называть детей двойными именами. Например, Владимир-Георгий («Владимир» – старославянское имя, «Георгий» – греческого происхождения).

Но и на двух – прямом и крестильном — именах для ребенка на Руси не останавливались. Существовало еще и третье имя – защитное. Оно считалось «публичным» и было призвано защищать человека от сглаза, порчи и зависти злых сил. Если мать при рождении малыша называла его нежно Жданом, под этим именем его знали в кругу семьи, но называли так очень редко.

При посторонних ребенка прозывали как-то смешно, иногда даже уничижительно, чтобы не вызывать зависти. Защитных имен было множество и практически все они имени негативный оттенок. Например: Погорелец, Толстой, Тетеря, Хромой, Кудря, Репа, Шило, Висло, Некрас, Злоба и пр.

У славян существовал очень древний обряд, при котором малышу давали защитное имя. Ребенка, названного при рождении «Жданом», отец выносил из избы. Затем он заносил сына назад, и с этих пор малыша при людях именовали «Гнилозубом» или «Кудрей». Так родители защищали свою кровинку от несчастий, болезней и других бед.

Существовали на Руси и так называемые «полуимена». Они были уничижительно-уменьшительными формами, образованными путем добавления к личным именам суффиксов –к-, -ушк-, -иц- и др. Например, полуимя от Петр — Петрушка, от Анна – Анница или Анка, от Василий – Васька.

Обычно такие формы использовались для того, чтобы подчеркнуть классовое неравенство. Слуга мог сам представляться перед барином «Петрушкой». Также в государственных инстанциях такими именами называли преступников (Стенька Разин, Гришка Отрепьев).

Как давали имена на Руси?

Источник: https://russian7.ru/post/kak-detyam-vybirali-imya-na-rusi/

Имя. как назвать ребенка?, традиции на руси дети

После крещения Руси православные христиане стали проводить обряд крещения младенцев, даруя им имена православных святых, признанных таковыми церковью. Так были составлены святцы. В них были записаны имена святых и мучеников, дата почитания их памяти и краткое значение имени. Теперь наречение новорожденного зависело от того, в какой из православных календарных дней он родился.

По традициям Древней Руси ребенка должны были окрестить на восьмые сутки после рождения. За это время крохе подбирали имя по церковному календарю. Если день рождения выпадал на «пустой» день (когда не праздновали именины никакого святого) или имя по святцам было неблагозвучным, церковники предлагали имена святых последующих трех дней.

Так завещал и Феофан Затворник, добавляя возможность называния ребенка именем тех святых, именины которых праздновались в промежуток между «телесным» рождением и крещением. Православный месяцеслов (или православный календарь имен, или святцы) формировался несколько веков подряд и продолжает активно пополняться по сей день.

Традиция церковного наречения новорожденного характерна для России. Религия в сознании наших людей всегда имела место, даже в атеистические советские времена. Да и почему бы не подарить ребенку имя-оберег? Ведь именно так поступали наши предки, именно так именуют своих детей индейские племена, верующие в предначертание судьбы и живущие в полном единении с природой.

Подкупает и логичность называния детей именами святых, родившихся в одно с ними время. Да и при крещении не надо будет изменять мирскую форму имени. В общем, плюсов очень много. Однако многие видят и недостатки в назывании детей по церковному календарю. Утверждают, что православный именослов очень однообразен. Это не совсем так.

Просто некоторые из устаревших форм имен не совсем подходят для современных реалий, и жить с подобным именем ребенку будет затруднительно.

Традиция наречения новорожденного по православному календарю возрождается, однако не все родители понимают ее суть правильно. Вера в последнее время порой становится веянием моды, а не истинным чувством. Ребенка называют теми самыми «неблагозвучными» именами по святцам, дабы выделить его из толпы. Следовательно, ребенок получает имя, наречения которым так пытались избежать в древности.

Православные традиции — часть нашей жизни, ведь недаром слова «наречь», «назвать» и «окрестить» воспринимаются нами как синонимы.

Если же родители выбирают своему крохе имя, не обозначенное в месяцеслове (православном календаре), церковные служители могут выбрать имя, созвучное с мирским, или подобрать его по дню крещения.

Так, случалось, что Дарья по церковной традиции крестилась как Евдокия, а Алиса — как Александра. В любом случае православный христианин должен иметь как мирское имя, так и церковное — то, с которым он предстанет перед Богом.

При выборе имени в согласии с православными традициями необходимо иметь под рукой календарь именин (основных дней почитания святых) на год рождения вашего малыша. В нем можно найти список имен наиболее весомых, почитаемых в православии святых с индивидуальным разграничением именин и значением.

Читайте также:  Инесса арманд: что на самом деле случилось с любовницей ленина

Есть также в православии следующий список святых, именами которых можно называть детей: Тимофей, Вонифактий, Игнатий, Филогения, Леонтий, Никита, Филарет, Макарий, Феоктист, Клавдия, Анисия, Феодор и Феодора, Мелания, Кесария, Архип, Андроник, Михей, Антоний, Василиса, Пахомий, Арсений, Макар, Савва, Анания, Никифор, София, Мстислава и др.

Именины — это день почитания святого, в честь которого назван ребенок. В древности именины праздновали «всем миром», не придавая мирскому дню рождения человека подобного величавого значения. Поскольку в современном православном календаре очень много святых и мучеников с одинаковыми именами, принято разграничивать празднование именин святых с идентичным именем. Например, именины Михаила следует отмечать по дате, ближайшей к дате «телесного» рождения. Точно так же выбирают и имя малышу.

Сегодня некоторые из нас не понимают сути понятия «именины» и отмечают их круглый год, как только увидят в календаре имя святого. Но это неправильно. Именины, как и день рождения, у человека одни. Каждый из нас празднует только те именины, которые почитают того святого, в честь которого даровано имя.

Остальные святые не имеют никакого отношения к празднованию именин. Пример: именины святого Александра встречаются в православном календаре более десяти раз. Но человек празднует именины того святого или мученика, в день которого он родился (телесно и духовно).

Остальные Александры к нему не имеют отношения.

Кроме того, церковь различает понятия «святого покровителя» и«ангела-хранителя». В первом случае мы говорим о святом, именем которого был крещен ребенок. Этот святой становится небесным покровителем малыша и защитником всей его жизни.

А вот ангел-хранитель даруется новорожденному при появлении на свет, при, так сказать, телесном рождении. Бог дает ангела-хранителя всем, независимо от того, крестился ли человек. Интересно, что люди, родившиеся при советской власти, умудрялись получать церковные имена и даже креститься.

Чаще обычного таинство крещения проводилось дома или в отдаленных районах у родственников. Священник приходил на дом в частном порядке и крестил ребенка в согласии со святцами, составленными достаточно давно.

Сейчас в России свобода выбора религии и называния детей, однако традиции поколений все же сильны, поэтому придерживаться христианских принципов не помешает. Это позволит вам сделать правильный выбор не только имени для ребенка, но и его будущей судьбы. Из книги «Выбираем имя малышу»

Елена Ризо

Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/150276678-133933679/

Почему детям дают двойные имена?

Двойные имена для граждан постсоветских стран все еще в диковинку, но все же некоторые решаются дать своему ребенку двойное имя. Такой шаг обычно обоснован невозможностью выбрать какое-то одно имя, своеобразный компромисс между предпочтениями отца и мамы, что особенно часто встречается в многонациональных семьях.

Однако, конечно, двойные имена появились по совершенно другой причине – такая традиция встречается во многих культур еще с древних времен. Главной причиной такой «многоярусности» всегда была забота о благе своего ребенка. Чаще всего первое, официальное имя давали в честь святого по определенным признакам, таким как дата рождения или особенности новорожденного.

Но не всегда такое имя было приятным на слух и удобным в повседневном обращении, а потому рассудительные родители давали малышу второе, домашнее имя. У некоторых народов второе имя было тайным – в отличие от первого, его знал только сам его владелец и мама с папой. Открывать свое «истинное» имя считалось небезопасным, а потому делились этой тайной только с самым близким человеком.

Длинные имена, состоящие из множества слов, давались для того, чтобы весь род человека неизменно сопровождал его, а в характере ребенка присутствовали наиболее почетные качества его предков. Такие родовые имена могли быть бесконечно долгими, вобрав в себя всех уважаемых представителей рода.

Но и в двойном имени до сих пор нередко увековечивают кого-то из особо выдающихся или горячо любимых родственников.

Кстати, и на Руси был такой обычай. В памяти народов еще прочно сидели традиции старой веры, а потому и называли деток более близкими, родными и понятными языческими именами.

А заморские диковинные имена христианских святых давались при крещении и призваны были оберегать ребенка ото всяких напастей. Христианское имя, в силу своей неземной силы, особо не афишировались, будучи известными лишь батюшке да семье.

Во времена Советского Союза также встречались граждане с двойным именем, но это были представители национальных меньшинств, и второе имя было неофициальным и ни в каких бумагах не фигурировало.

Так, например, в еврейской или смешанной семье мальчика могли по документам назвать Анатолием, но в кругу семьи он звался более аутентично – Натанчиком. Это делалось для того, чтоб уберечь ребенка от «особого» отношения окружающих.

В нынешнее время традиции уступили место современной практичности, моде, интернационализму и толерантности. За рубежом второе имя служит как дополнительное отличие, помогающее идентифицировать человека. У славянских народов такую роль выполняет отчество, но понемногу и у нас приживаются имена с продолжением.

Скорее всего, это связано с влиянием других культур, а также с малочисленностью детей в современных семьях. Ведь если раньше детей рожали много и все любимые имена находили себе владельца, то сейчас, выбор осложняется. Для того чтобы назвать одного или двух детей и никого не обидеть, прибегают к двойным именам.

К тому же, два и более имени весьма удобны для самого ребенка – с возрастом он может определить, какое из имен ему больше нравится, и представляться именно им. При этом у него сохранится возможность передумать.

Подпишись на Telegram-канал и посмотри, что будет дальше!

Источник: https://www.obozrevatel.com/mamaclub/names/material/pochemu_detyam_dayut_dvoynye_imena-2701.html

Смарагд Тит — так почему же наши предки давали двойные имена своим детям? — Липецкий

Здравия.

Недавно наткнулся на статью: https://lipetsky.ru/

В статье Иван IV — Грозный упомянут другим именем — Смарагд Тит, известным сейчас только в узких кругах. Здесь задаешься вопросом — почему так и зачем перед именем сначала давали кличку?

При малейшем изучении вопроса в массах, сразу оказываешься на Википедии: https://ru.wikipedia.org/, но сути и нормального понятия наречения имени там, кроме как, замеса из ряда: язычество — христианство — царские Роды не найдешь, да и мало чего разъяснишь для себя, больше запутаешься.

Для наводки, нам впору вспомнить заветную историю о рождении Христа, о том как царь Ирод узнает о таковом рождении еще до самого появления младенца в нашем мире, где любой мыслящий человек автоматически задаст себе вопрос, а почему Ирод узнает о рождении мессии и приказывает уничтожить всех младенцев явлённых в этот день? Да, и здесь же, волхвы с четырех сторон чудесным образом приходят к месту его рождения, чтобы посмотреть на мессию, почтить, принести дары и соединить заветный кристалл. Порядок таков.

Отвлекёмся по теме немного в сторону, дворец Царя Ирода в настоящие дни: http://lipetsky.ru/ Это место очень посещаемо иудеями. Вопрос к свидомым, а почему этот дворец располагается на сопке, которая очень похожа на вулкан?

Вся эта история с рождением и пониманием того, кто родился на свет, довольно просто поясняется и широко изучается определёнными течениями религиозных объединений, культовыми обществами, даже единомышленниками.

Например, не для кого из каббалистов, астрологов и нумерологов не секрет, что по дате, точному времени рождения, имянаречению можно определить образ человека, пришедшего в наш мир. Соответственно, знающие такую информацию, без труда по жизни сбивают нужного им человека с истинного пути и предназначения или вовсе пытаются пресечь его появление на свет.

Вот поэтому и не только, в стародавние времена наши предки называли именем всех своих рожденных и приёмных детей в более позднем возрасте, в возрасте отрока, когда человек полностью осознал себя, понял свои направления и стремления.

Старые люди, видя это с высоты своих прожитых лет, давали ему настоящее имя, а до этого, он пользовался кличкой.

Настоящее имя и дата рождения часто держались в секрете от остальных людей, тем более, если человек определялся к определенному «типу личности».

Клички и прозвища распространены и в наше время. Немного ранее, они широко встречались в родословных росписях дворянских родов и иных фамильных книгах. Нередко писались просто клички и её владелец так и звался по жизни в обществе.

Сегодня, мы видим в паспорте ФИО и дату рождения, не секрет, что уже на носу поправки о том, что будут ставить и время рождения.

Добро пожаловать в наш мир.

Источник: https://lipetsky.ru/articles/413-smaragd-tit-tak-pochemu-zhe-nashi-predki-davali-dvoinye-imena-svoim-detjam.html

Имена в языческой и христианской Руси. Почему раньше нельзя было назвать ребёнка Иваном?

Даже сегодня родители порой с трудом выбирают имя для своего ребёнка. Иногда учитывают мнения бабушек и дедушек. Раньше при наречении мамы и папы учитывали правила. Как в языческой Руси им приходилось выбирать имя родному чаду, и что изменилось с принятием христианства. Исторический экскурс поможет узнать интересные факты.

Это кажется лишенным разума и логики, но язычники долгожданного наследника называли Жданом, второго малыша – Втораком. Если сын или дочка были нежеланными, то Нелюб или Неустрой. Неблагозвучные имена связаны ещё и с защитой ребёнка от злых духов, которым он якобы будет не интересен с неблагозвучным именем.

Младенец родился не в меру крикливым давали имя Шумело или вовсе Забава. Чтобы мальчик став взрослым был сильным и энергичным, то его называли Ярославом.

Связывали наречение сына или доски с погодой. К примеру, запросто мальчика могли назвать зимой Морозом, а девочку, которая родилась в мае в честь этого месяца на старославянском языке Травень.

Имена-прозвища

Язычники не скупились на прозвища. Часто их получали взрослые люди в связи с профессией или особенностью поведения. Нередко кузнеца звали не по имени, а просто Кузнец, немногословного крестьянина Молчуном.

В христианской Руси прозвища прибавляли к основному имени человека. Целый ряд исторических деятелей нарекали так: Иван Калита или Александр Невский. Но Пётр I относился к этому отрицательно и своим указом запретил прозвища.

Имена в честь святых

Принятие христианства стало для бывших язычников тяжёлым и переломным моментом в наречении детей. Во время реформы Владимира Великого стали практиковать называть детей в честь святых. Новые имена резали слух, но со временем люди привыкли к Кириллу, Фёдору, Варваре.

Первым христианским именем на Руси считается Василий, его получил при крещении в Константинополе Киевский князь Владимир Великий в 988 году.

Создание специального списка христианских имен – ономастикона облегчило задачу выбора родителям. Отныне оно выбиралось по святцам, и делал это только священник. Сегодня в православном календаре родители сами могут подобрать имя святого, в честь которого назовут новорожденного и который станет небесным покровителем малыша.

Появилась традиция называть именем страшего поколения внуков. И сейчас родители называют дочку в честь бабушки или сына в честь дедушки.

До Октябрьской революции Иваном звали каждого четвертого русского человека. Любопытный факт: в царской Руcи, полицейские, отлавливая бродяг без паспортов, называли их Иванами.

Не только простолюдинов мальчиков звали Ванями. Со времен Ивана Калиты такое имя давали наследникам царской семьи, но до 1764 г. В этом году погиб Иван VI и чтобы избежать неприятностей в будущем царским младенцам давали другие имена.

Наречение детей в СССР

С 1917 года вошла мода на советские имена. Верность коммунистическим идеалам отразилась и на наречении. Нашествие Владленов, Кимов, Трудомиров продлилось недолго. Здравый смысл восторжествовал, да и христианские имена были куда благозвучнее.

Имена детей в России

Возрождение православия вновь вернула людей к истокам. Сегодня мамы и папы снова ориентируются на святцы и стараются дать ребенку нормальное и благозвучное с отчеством имя. Вани, Дарьи, Кириллы вновь стали популярными.

Источник: http://vosblog.ru/eto-interesno/2570-imena-v-yazycheskoj-i-khristianskoj-rusi-pochemu-ranshe-nelzya-bylo-nazvat-rebjonka-ivanom

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector