Зачем пушкину соорудили двухэтажный склеп

Как сложилась судьба первого в мире памятника великому русскому поэту

Алексей Букалов, Рим

Как это ни странно, но в Италии, куда Пушкин не раз устремлялся в помыслах и стихах, с именем нашего невыездного поэта связано многое.

И пусть не был Александр Сергеевич на берегах Тибра, но путешествие по пушкинскому Риму все-таки возможно, если всмотреться в его площади, дворцы и развалины, в таблички улиц и памятников.

И тогда внимательному взору откроются невидимые нити, связывающие Вечный город с именем и творчеством великого русского поэта, вспомнится немало римских пушкинских адресов.

Такую прогулку следует, безусловно, начать с виллы Волконской, этот адрес сохранился и в современной топонимике Рима: Villa Wolkonsky.

До наших дней, в глубине тенистого парка, совсем неподалеку от Латеранской базилики Иоанна Крестителя и церкви Санта-Скала («Святая лестница»), сохранился приземистый двухэтажный дом, где когда-то имя Пушкина звучало не реже, чем на берегах Невы.

Здесь в 30-е годы ХIХ века существовал настоящий русский салон, в котором бывали многие знакомые и друзья поэта. О римской вилле Волконской и ее хозяйке много написано (в том числе в популярной «Библиотеке «Огонька»»), а сама история этого уголка Рима удивительна и драматична.

«Царица муз и красоты»

Зачем Пушкину соорудили двухэтажный склеп

Valeam Massimo Valentini

Зинаида Александровна Волконская родилась в 1789 году в Турине, где ее отец, князь А.М. Белосельский-Белозерский, был русским посланником при дворе Сардинского короля.

Она рано вышла замуж за князя Никиту Волконского, флигель-адъютанта Александра I. Впервые княгиня приехала в Рим в 1819 году.

Уже тогда палаццо Поли, где она арендовала этаж (у знаменитого фонтана Треви), стал литературно-художественным центром русской диаспоры.

Ее отъезду в Рим поэт Евгений Баратынский посвятил такие строки:

Она спешит на юг прекрасный,Под Авзонийский небосклон Одушевленный, сладострастный, Где в кущах, в портиках палат Октавы Тассовы звучат…

В сентябре 1828 года уже сама Волконская восторженно писала об Италии своему и пушкинскому другу князю Петру Вяземскому: «Эта страна, где я прожила четыре года, стала моей второй родиной: здесь у меня есть настоящие друзья, встретившие меня с радостью, которой мне никогда не оценить в достаточной мере».

Волконская купила участок на Эсквилинском холме, в тогдашнем пригороде Рима, для строительства резиденции в 1830 году. Земля, на которой располагалась вилла, некогда принадлежала святой Елене — матери императора Константина.

Когда княгиня приобрела место для имения, там еще находились сельские угодья. Рядом располагался древний акведук, сооруженный императором Клавдием в 52 году н.э. Это величественное сооружение по настоянию княгини было отреставрировано.

Волконская превратила земли по обе стороны акведука в романтический сад, высадив сотни роз, кустарников и деревьев. Она спланировала дорожки, пруды и аллеи. Большое количество статуй и римских артефактов (ваз, амфор и др.

) украшали сад и были встроены в акведук и гроты. Здание усадьбы построил итальянский архитектор Джованни Аззури.

Зачем Пушкину соорудили двухэтажный склеп

На вилле было богатейшее собрание рукописей, картин, скульптур и отличная библиотека. Волконская держала, как тогда говорили, «открытый дом». Ее салон притягивал к себе многих блестящих представителей мира итальянского искусства, иностранных художников, музыкантов, архитекторов и писателей, живших в Риме или приезжавших в Вечный город.

Гостями его были и многие выдающиеся деятели русской культуры.

Список завсегдатаев тянет на абзац: Николай Гоголь и Василий Жуковский, Михаил Глинка и Александр Тургенев, Карл и Александр Брюлловы, Александр Иванов и Самуил Гальберг, Федор Бруни и Сильвестр Щедрин, Орест Кипренский и Василий Сазонов, Петр Басин и Федор Матвеев, Федор Иордан и Петр Орлов, Василий Стасов и Иван Киреевский, Сергей Шевырев и Михаил Погодин, Федор Буслаев и Константин Тон, Джакомо Россини и Гаэтано Доницетти, Бертель Торвальдсен и Антонио Канова, Джоаккино Белли и Виктор Гюго, Адам Мицкевич и Вальтер Скотт, Анри Стендаль и Фенимор Купер и многие другие, в том числе, предположительно, Александр Дюма. Доберись Пушкин до Рима, он, конечно, бывал бы на вечерах у княгини!

Личное знакомство Волконской с Пушкиным произошло в Москве, когда он только что вернулся из ссылки. Зинаида Александровна чрезвычайно гордилась своей дружбой с великим поэтом, а его стихотворное послание (6 мая 1827 года) украшало альбом Волконской до последних дней жизни:

Среди рассеянной Москвы, При толках виста и бостона, При бальном лепете молвы Ты любишь игры Аполлона. Царица муз и красоты…

Первый памятник

Зачем Пушкину соорудили двухэтажный склеп

Сообщение о дуэли и смерти Пушкина потрясло русскую колонию на Апеннинах. И мало кто знает, что самый первый в мире памятник Пушкину был установлен именно в Италии.

В 1837 году, как только весть о гибели поэта достигла Вечного города, княгиня Волконская распорядилась установить стелу в память о нем на своей вилле, на аллее друзей.

Этот первый скромный памятный знак был сооружен еще до мраморного надгробья, поставленного Натальей Николаевной Пушкиной в Святогорском монастыре.

Небольшой обелиск в честь Пушкина располагался неподалеку от остатков акведука. Там же потом размещались камни и стелы в память других дорогих для хозяйки виллы имен: Баратынского, Жуковского, Карамзина, Веневитинова, Гете, Байрона, Вальтера Скотта…

На той же алее был установлен и мраморный бюст императора Александра I — копия с известного оригинала Торвальдсена, воспетого Пушкиным («Властитель слабый и лукавый…»). Для постамента был использован фрагмент куска гранита знаменитой Александровской колонны, что до сих пор возвышается на Дворцовой площади Санкт-Петербурга.

К сожалению, пушкинская стела, в отличие от этого бюста, в первоначальном виде до наших дней не дожила, долгие годы оставался лишь маленький каменный столбик, а теперь и он утерян.

Княгиня Волконская умерла в 1862 году. По поводу ее ухода из жизни бытовали разные версии. Некоторые источники утверждали, что княгиня умерла чуть ли не в нищете.

С другой стороны, известно, что Зинаида Волконская, принявшая католичество и много жертвовавшая церкви, завещала похоронить себя в самой главной католической базилике — в римском соборе Святого Петра, где имеются всего три женских захоронения — королевы Швеции Христины, отрекшейся от протестантизма, графини Матильды, к воротам замка которой в Каноссе совершил унизительное паломничество король Генрих IV, и польской красавицы Марии Собесской, жены английского короля из династии Стюартов, ее большой овальный портрет украшает фамильный склеп рядом с баптистерием собора. Просьба Волконской не была удовлетворена папским двором, но княгине оказали большую честь: ее разрешили похоронить в стене одного из приделов церкви Святых Винченцо и Анастазио, известной также как храм Мазарини, на площади фонтана Треви, то есть напротив палаццо Поли, где раньше располагалась зимняя квартира Волконской и где Гоголь впервые читал отрывки из «Мертвых душ». Эта церковь тоже имеет в католическом Риме особый статус: в ее подземелье захоронены урны с сердцами многих умерших понтификов. В 2003 году решением папы Иоанна Павла II храм Святых Винченцо и Анастазио передан в пользование Болгарской православной церкви. В этом же храме покоится прах Никиты Григорьевича Волконского, мужа Зинаиды Александровны, и Марии Александровны, ее сестры.

Читайте также:  Исихасты: кто из знаменитых старцев относится к ним

Виллу Волконской унаследовал сын княгини Александр, а после его смерти в 1878 году она перешла к Надежде Васильевне Ильиной, маркизе Кампанари, которая была удочерена Александром. Потом вилла сменила ряд владельцев, пока не была приобретена правительством Италии (в 1922 году).

Перед Второй мировой войной ее передали в собственность немецкому государству, там разместилась официальная резиденция посла Германии.

В период нацистской оккупации Рима (1943-1944) на территории бывшей виллы Волконской была размещена штаб-квартира гестапо, сооружены бараки, где содержались арестованные участники движения Сопротивления.

В послевоенное время вилла Волконской оставалась иностранной собственностью, а с 1947 года она принадлежит британскому правительству и служит резиденцией посла ее величества в Италии.

Дипломатические обломки

Зачем Пушкину соорудили двухэтажный склеп

В честь 200-летия со дня рождения Пушкина в июне 1999 года в резиденции британского посла прошел большой дипломатический прием и гала-концерт. Звучала музыка Глинки, романсы на пушкинские стихи, впервые был исполнен вокальный цикл молодого английского композитора Джерарда Макберни, выпускника Московской консерватории, по мотивам прозы Пушкина.

Леди Мария Фэйрвезер, супруга посла, русская по происхождению, сохранила язык предков и собирала материалы о жизни и творчестве Зинаиды Волконской. Она водила нас, российских гостей, по дорожкам старинного парка и остановилась, чтобы показать замечательный вид на античный акведук, величественный остов которого — главное украшение виллы.

Я вспомнил, где видел эту панораму: на рисунке Василия Андреевича Жуковского. Поэт запечатлел на фоне возвышающейся вдали базилики Сан-Джованни-ин-Латерано Николая Васильевича Гоголя на крыльце усадьбы.

(Сохранилось свидетельство писателя: «Мы с Жуковским на лету рисовали виды Рима,— сообщал Гоголь Данилевскому, добавив: — Жуковский в одну минуту набрасывал по десятку рисунков, чрезвычайно верно и хорошо».)

И вот спустя 13 лет мне довелось вновь побывать на исторической вилле Волконской, где ее нынешние владельцы — посол Кристофер Прентис и его итало-американская супруга Нина Кинг — радушно принимали гостей по случаю бриллиантового юбилея коронации королевы Елизаветы II.

Кадровый дипломат (в Форин-офисе с 1977 года), сэр Кристофер, специалист по Ближнему Востоку и бывший посол ее величества в Аммане и Багдаде, работавший также в Будапеште, Вашингтоне и Хартуме, уже больше года занимается укреплением англо-итальянских отношений.

Его супруга, как и положено хозяйке большого поместья, ревностно поддерживает и улучшает, по своему разумению, доставшееся ей в управление бывшее имение русской аристократки.

Было еще достаточно светло, многочисленные гости с любопытством рассматривали старинный густой парк, арки акведука, пруды, фонтаны, клумбы, маленькую пасеку и даже плавательный бассейн, вырытый в этом заповедном саду по личному распоряжению гостившего здесь рейхсмаршала Геринга. Я тоже смотрел по сторонам, но не нашел, увы, аллею друзей…

То место, где эта аллея когда-то находилась, заросло высокой травой и было обнесено флажками. Поодаль я увидел белеющие на земле обломки статуй и колонн, осколки оград и отбитые каменные украшения, кучу щебня, собранную граблями или даже бульдозером… Заметив русские буквы, я вытащил из мусора мраморную табличку с заветной надписью «Пушкин». Сердце сжалось при мысли, что так бесславно завершилась история самого первого в мире памятника величайшему поэту России…

Зачем Пушкину соорудили двухэтажный склеп

Потом на официальном сайте британского посольства в Риме я прочел многословное описание парка и виллы Волконской, с перечислением всех пород деревьев, кустарников (200 наименований!) и даже птиц, населяющих эти четыре акра зеленого оазиса итальянской столицы.

Есть там, конечно, упоминания об античном акведуке, римских вазах и необыкновенных розах. Сказано и о бюсте царя Александра (все-таки родственник королевы!). Говорится и о «кусках мрамора с надписями в честь верных слуг и даже любимых домашних животных».

Но ни слова о Пушкине и сохранении его памяти.

В пояснительном тексте сказано, между прочим, что Управление недвижимости МИД Великобритании «заботится о главных залах виллы, а почти все картины предоставлены диппредставительству государственными художественными собраниями Соединенного королевства». Как говорится, «охраняется государством, и больше никем».

В Вечном городе есть немало и других заветных парков и садов, порой скрытых от посторонних взоров. Большинство принадлежат частным лицам, отпрыскам знатных фамилий, некоторые стали заповедными территориями, другие переданы иностранным миссиям и культурным центрам. К их числу относится, например, знаменитая вилла «Абамелек», резиденция российского посла.

Она раскинулась на 33 гектарах великолепного парка у Яникулинского холма и носит имя своего последнего владельца — русского князя Семена Семеновича Абамелек-Лазарева.

Все монументы, этрусские вазы, пещеры и сооружения на ее территории находятся под ответственностью российского правительства, и итальянские карабинеры время от времени лишь проверяют сохранность этих богатств, а нынешние обитатели виллы заботятся об их неприкосновенности. Вилле Волконской, к сожалению, повезло меньше.

Я, конечно, не призываю к очередному дипломатическому скандалу, поводов для них и так хватает. А лишь к подлинному уважению единого нашего культурного наследия, без сохранения которого все разговоры об общеевропейских ценностях звучат по меньшей мере фальшиво.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/1981894

Коммунальная могила Пушкина — МК

В склепе великого поэта захоронены ритуальные черепа?

05.06.2007 в 00:00, просмотров: 33795

…Реставрация могилы Александра Сергеевича Пушкина была в самом разгаре. Рабочие бережно разбирали надгробие. Отодвинули очередную плиту и — ахнули, в ужасе отпрянув в сторону. В гранитном цоколе обелиска, что над сводом подземного склепа с гробом поэта, оказалась вмонтирована небольшая кирпичная камера.

Из нее на каменщиков в четыре черные глазницы уставились два неизвестных черепа!Как бесхозные останки угодили в могилу, являющуюся культурным наследием? Могли они быть частью ритуального захоронения Пушкина как бывшего члена масонского братства? И почему отец русской литературы до сих пор делит свою обитель упокоения с подобными соседями?

В канун 208-летия со дня рождения Пушкина “МК” попытался раскрыть последнюю, посмертную, тайну великого русского поэта.

Один череп — хорошо. А два — лучше?

На Святую гору к могиле Пушкина ведет узкая витиеватая лесенка.— В 1941 году, во время войны, Пушкинские горы попали в зону оккупации, — говорит хранитель некрополя Ганнибалов Вера Герасимова. — В 44-м году могилу поэта на территории Святогорского монастыря фашисты заминировали и закрыли досками. Советские солдаты подорвались на этой лестнице.

Обелиск спасли саперы, памятник поэта лишь накренило взрывной волной.Мы подходим к памятнику великого поэта: на ступенчатом постаменте обелиск из белого мрамора — в основании арка, кверху переходящая в стелу. Работами по реставрации после войны, в 1953 году, заведовал директор пушкинского заповедника Семен Гейченко.

— Нужно было проверить, не обрушился ли свод подземного склепа от взрыва. Рабочие бережно разбирали надгробие Пушкина и заворачивали каждую деталь в одеяла. Так добрались до наземной плиты, — Вера Герасимова показывает на подножие памятника. — В центр гранитного цоколя указывала выбитая на нем же стрела. Чтобы рабочим было ясно, где лучше вскрывать плиту, пробиваясь к склепу.

Читайте также:  Что хорошего мазепа сделал для россии

Но когда каменщики раздвинули гранитные створки цоколя — отпрянули от ужаса. Склеп Пушкина оказался двухэтажным. “На второй день сняли наземные части памятника, очистив две большие плиты в его основании, — описывает этот момент в архивных документах Семен Гейченко.

— Когда убрали и их, то обнаружили квадратную камеру толщиной стенок в один кирпич и длиной каждой из них в 11 кирпичей. А на дне в юго-западном и северо-западном углах находились два человеческих черепа и кости. Останки сразу подверглись обмерам, и их поместили в специальный свинцовый ящик… Экспертиза показала, что они принадлежали мужчине и женщине пожилого возраста”.

— Следов насильственной смерти на черепах экспертиза не обнаружила, — подтверждает Герасимова. — А определить, когда умерли эти люди, никто и не пытался.Свод склепа оказался поврежден взрывом: “Два кирпича обвалились внутрь склепа. Принесли электрический фонарь и осторожно опустили его в отверстие… На дне склепа мы увидели гроб с прахом поэта.

Крышка сгнила и обрушилась внутрь гроба… Прах Пушкина сильно истлел. Нетленными оказались волосы…”Сотрудники заповедника не стали устраивать дознание, каким образом два черепа закатились в могилу любимого поэта.— Конечно, мы не рассказываем о “лишних” обитателях могилы Пушкина на экскурсиях.

Но бывший директор Семен Гейченко никогда не скрывал от нас, что черепа по-прежнему там, — Вера Герасимова указывает на цоколь пушкинской могилы.

— В 53-м году разрушенную кирпичную камеру просто заменили свинцовым ящиком и вмонтировали в плиту на прежнее место…У сотрудников заповедника даже имеется свое объяснение, почему захоронение Пушкина до сих пор является братской могилой. Ведь на Святой горе находится семейное кладбище предков поэта Ганнибалов. О чем свидетельствуют две надгробные плиты с надписью.

— Известно, что под плитами покоятся останки Ганнибалов — дедушки и бабушки Александра Сергеевича, — продолжает хранительница некрополя. — А вот точное местонахождение праха родителей поэта — Сергея Львовича и Надежды Осиповны — в документах не зафиксировано. Может, это они оказались в могиле своего сына? Мы побоялись что-либо менять, все-таки погост Пушкина для нас — святыня.

Версию акта вандализма над “священной могилой” работники заповедника во внимание не принимают. Но против их мирной гипотезы выступает сама история. Мать Пушкина скончалась в 1836 году, отец же умер в 1848-м. По документам, после установки памятника в 41-м году могилу классика никто “не беспокоил” аж до начала ХХ века. Да и никаких актов, подтверждающих, что родителей поэта подзахоранивали в могилу Пушкина, не сохранилось. А в середине XX века еще нельзя было сделать современную экспертизу, сверив ДНК “нетленных” волос поэта и найденных реставраторами в могиле “чужих” костей.

Работники заповедника упирают и на то, что черепа могли попасть в могилу Пушкина случайно. “На Святой горе издавна было много захоронений”, но кирпичная камера и расположение черепов больше походят на хорошо продуманную акцию — ритуальное захоронение.

Отпечатки масонской перчатки

— Масоны считают Пушкина своим культовым поэтом, — признает Герасимова. — Некоторые литературоведы в беседах с Гейченко приписывали найденные черепа некоему масонскому ритуалу “Мертвая голова”. Мы сами не раз находили возле памятников и на постаменте особые знаки почитания масонов — белые перчатки.

Пушкиноведы не отрицают причастности поэта к этой организации.Пушкин вступил в масонскую ложу “Овидий” в 1821 году, во время кишиневской ссылки. Александр Сергеевич сам признается в этом в письме из Михайловского к другому масону, Жуковскому.— В начале XIX века масонам покровительствовал сам Александр I.

Пока не столкнулся с их революционными идеями. В 1822 году он закрыл все тайные ложи, в одной из которых состоял его брат Константин, — говорит Владимир Новиков, автор книги “Масонство и русская культура”. — Среди русских деятелей искусства тогда масонские ложи были в моде.

Кроме письма Пушкина сохранились и другие доказательства: дневниковая запись и масонские стихи классика.— Известно, что дядя Пушкина Василий Львович, вступая в масонскую ложу, должен был пролежать несколько часов под грудой матрацев, словно под толщей земли, — говорит член современной масонской ложи с кодовым именем Зелот.

— Пушкин ради развлечения тоже участвовал в подобных процедурах. Обряды проходили в масонских традициях: участники затемняли окна черными шторами, надевали плащи и цилиндры, разбрасывали по полу атрибуты “вольных каменщиков” — молотки и прочие орудия труда.

В масонской иерархии ученик-подмастерье-мастер Пушкин за несколько месяцев достиг второй ступени. Об этом говорит и количество черепов, оказавшихся в его могиле. У масонов действительно существует древний культ “мертвой головы”, который мы переняли у средневековых рыцарей-тамплиеров.

Черепа по сей день участвуют в наших обрядах: разбрасываются по полу или используются вместо чаши — для причастия. Их кладут в склеп только к самым уважаемым членам ложи.Но если найденные в могиле русского гения черепа и оказались подброшены членами масонской организации, то Пушкин вряд ли сам это им завещал.

— Александр Сергеевич с возрастом отошел от революционных масонских идей, — продолжает исследователь масонов в рамках русской культуры Владимир Новиков.

— Однако ложа использовала все возможности, чтобы иметь на своей стороне такой козырь, как членство Пушкина. Исторический факт: во время прощания с поэтом Вяземский снял с руки и положил в гроб Пушкина белую масонскую перчатку.

Это традиционный обряд, означающий, что “братья” не расстанутся и после смерти.

Код на памятнике рукотворный

Обелиск на могиле Пушкина появился лишь в 1841 году. Изготовили стелу из белого мрамора на деньги вдовы Пушкина в петербургской мастерской Пермагорова. А вот автор рисунка могилы неизвестен до сих пор.— По мнению некоторых исследователей, проект могилы мог нарисовать Жуковский — не только поэт, но и живописец и гравер.

Он нарисовал план квартиры поэта и изобразил Пушкина в гробу, — предполагает хранитель склепа Вера Герасимова. — Стела — символ луча, духа, устремленного к небу. Нижняя его часть, свод, — единство неба и земли. Под ним урна — скорбь. Плащ на урне разделяет жизнь и смерть… Скрещенные факелы, опущенные к земле, — угасшая жизнь.

Вифлеемская шестиконечная звезда — память о божественном даре поэта. Лавровый венец — победа гения. Как видите, в лепнине использованы весьма поэтические символы.Только поэтические ли? Не зря масоны, к которым принадлежал и Жуковский, всюду отмечались каббалистическими знаками, понятными лишь посвященным.

Читайте также:  Китайский меч дадао: почему он легко справляется с лучшим оружием японцев

В эзотерических книгах черным по белому перечислены символы, которые использованы и на пушкинском надгробии. Подтвердили мне двоякую трактовку “кода” на могиле поэта и масоны.— Христиан не хоронят в урнах, а западные масоны всегда подвергали себя кремации.

О том, что на могиле Пушкина изображена масонская урна, свидетельствует накинутый на нее наш ритуальный плащ, — говорит Зелот. — В масонском учении шестиконечная звезда, так называемая тетраграмма, — печать Соломона, строителя первого храма. Это предназначение человека. По краю свода помещены ровно десять Cоломоновых звезд — полный жизненный путь поэта.

Лавровый венок — благотворение. Веревочная петля, которая завязана на обоих венках, — чисто масонский знак союза. А факелы в этой петле (как на обелиске) — целый комплекс, прописанный чернокнижниками. Он означает борьбу нашего братства против врагов и месть за репрессии против масонов.Конечно, символы можно трактовать как угодно.

Ритуальное захоронение — все же факт посильней. С помощью архивных документов из заповедника я попыталась вычислить, когда камера с двумя бесхозными черепами могла попасть в постамент на могиле классика. До реставрации 1953 года покой Александра Сергеевича Пушкина был нарушен посторонним вмешательством всего два раза (немецкие захватчики не вторгались в склеп).

Во время установки памятника в 1841 году в Михайловское наведался все тот же Вяземский. Возможно, он не ограничился проделкой с масонской перчаткой.— Однако в актах укрепления могильного холма и первой реставрации в 1902 году о черепах ничего не сказано, — возражает Герасимова.

— А между тем архитектор Назимов указывает в своих отчетах, что ремонтировал тогда свод могилы и подвел под памятник новый гранитный цоколь. Тот самый, под котором была найдена таинственная камера с чужими останками. Кроме того, рабочие заложили в него железные балки, то есть наверняка были осведомлены о внутреннем содержании гранитной плиты.

“Немедленно было приступлено к подведению под существующий кирпичный свод на известковом растворе нового свода, на цементном растворе”, — описывает процесс реставрации Назимов. А в 1953 году Семен Гейченко замечает, что кирпичи камеры с двумя черепами были промазаны только цементным раствором.

Получается, два черепа были заложены в могилу Пушкина во время реставрации 1902 года. Но кем?Кроме актов реставрации сохранилось свидетельство журналиста “Нового времени” В.К.Фролова. В репортаже он отметил, что рабочие трудятся на могиле без какого-либо надзора. Журналист даже умудрился стащить кусочек парчи с обнажившегося гроба Пушкина.

На это Назимов указывает, что во время своих отлучек с рабочего места поручал реставрацию земскому начальнику П.Ф.Карпову и члену комитета Я.П.Крестину. Кто из них прозевал (или заложил?) камеру с черепами, остается только гадать.— Накануне революции 1905 года масоны могли совершить подобную провокацию, — считает масонский исследователь Владимир Новиков. — Ведь это время считается апогеем активности масонских лож в России. И главные их деятели — художники и архитекторы. Как думаете, все-таки Назимов?

Ответа на этот вопрос нет. Возможно, современные археологи рискнут побеспокоить склеп великого поэта и провести экспертизу “соседей” Пушкина по последнему пристанищу. Тогда-то и выяснится, кто подложил черепа. Масоны? Или рабочие, оставленные без надзора, возложили над нетленной головой русского гения останки кого-нибудь из своих почтенных родственников?

Мария Черницына

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №24483 от 5 июня 2007

Источник: https://www.mk.ru/old/article/2007/06/05/144042-kommunalnaya-mogila-pushkina.html

Зачем Пушкину соорудили двухэтажный склеп

Казалось бы, о жизни, смерти и уж тем паче о захоронении великого русского поэта давно известно абсолютно все.

Однако, как выясняется, даже могила Александра Сергеевича Пушкина таит в своих недрах немало загадок. И многие из них, видимо, откроются для широкой публики еще нескоро.

Не зря же перед реставрацией надгробного памятника в 1953 году все, кто участвовал в этом событии, подписали документ о неразглашении информации.

Нету тела — нету дела

Одной из главных тайн захоронения известного поэта многие считают собственно сам процесс погребения Пушкина. Ссылаясь на свидетельства очевидцев этого странного действа, некоторые исследователи склоняются к тому, что в гробу вместо тела Александра Сергеевича упокоилось тело совсем другого человека. Дело в том, что поначалу отпевание Пушкина планировалось в Исаакиевском соборе. Однако ночью 31 января усопшего «по указанию высшего руководства» переместили в Конюшенную церковь. Жуковский писал об этом инциденте так: «…тело перенесли с какой-то тайною, всех поразившей, без факелов и без проводников». После отпевания загадки не закончились. Согласно желанию самого Пушкина, его решено было похоронить в Святогорском монастыре, расположенном на Псковской земле. Прежде чем тело поэта прибыло на место его упокоения, псковский губернатор Пещуров получил письмо от чиновника Мордвинова. Тот от имени императора требовал, чтобы «не было никакой встречи» и «никаких церемоний». Тело поэта перевозили опять-таки под покровом ночи. Примечательно, что всеми этапами похорон занимался непосредственно царь, а также граф Бенкендорф, еще при жизни которого ходили слухи о его участии в организации убийства Пушкина. А если это так, то графу необходимо было избавиться от главной улики — тела Александра Сергеевича или же подменить его на другое. Отсюда перемена церквей, ночь, секретность и другие подозрительные действия и обстоятельства.

Черепа в могиле поэта

Между тем покойник в могиле все-таки есть. И в этом смогли убедиться ученые, которые занимались реставрацией надгробного памятника Пушкина в 1953 году. Все они подписали документ о неразглашении информации.

Директор пушкинского заповедника Семен Гейченко, руководивший работами, писал о том, что когда рабочие разобрали наземную часть захоронения, они отпрянули от удивления: склеп Александра Сергеевича оказался двухэтажным.

В верхней квадратной камере могилы, по словам Гейченко, были найдены два человеческих черепа и кости. Эксперты установили, что останки принадлежали пожилым мужчине и женщине, но ничего более специалисты сказать не могли.

В частности, многие не могли предположить, как чужие кости вообще могли очутиться в могиле Пушкина да и еще и в будто специально отведенном для них помещении. Однако некоторые пушкиноведы до сих пор уверены в том, что великий поэт принадлежал к масонской ложе.

А черепа и другие останки в захоронении Пушкина очень напоминают масонский обряд под названием «Мертвая голова». На тот факт, что Пушкин являлся масоном, указывают и действия его товарищей после похорон: они оставили в гробу поэта белые перчатки. Это традиционный для масонов ритуал, означающий, что «братьев» не сможет разлучить даже смерть.

Ритуал 1902 года

Но самое интересное, что реставрация места погребения Александра Сергеевича была произведена и в 1902 году. И тогда ни о каких камерах с черепами никто из участников работ даже не заикнулся. Даже архитектор Назимов, который руководил всеми действиями, ни словом ни о чем таком не обмолвился. Таким образом выходит, что соорудить «второй ярус» и заложить туда останки неизвестных людей могли только те, кто занимался восстановлением надгробного памятника Пушкина в том самом 1902 году. Известный исследователь Владимир Новиков считает, что это вполне возможно, так как именно в то время масонские ложи особенно активизировались в России. Как и прежде, костяком масонов были образованные личности, так называемые люди искусства: литераторы, художники, архитекторы. Так что устроить ритуальное захоронение мог как сам Назимов, руководивший работами, так и его подчиненные. Кроме того, по свидетельствам очевидцев, реставрационные работы особенно никем не контролировались, поэтому заподозрить в данной провокации можно любого участника реставрационного процесса.

Читать ещё •••

Видео дня. 90-летний ученый оказался рецидивистом: ловил на коноплю

Другое
,

Владимир Новиков
,

Жуковский
,

Святогорск

Источник: https://news.rambler.ru/other/42363358-zachem-pushkinu-soorudili-dvuhetazhnyy-sklep/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector