Зачем русские девушки наносили на платья ромбовидный узор

Во многих странах сегодня существует прекрасная традиция: надевать национальный костюм не только на какой-либо тематический праздник, но и во время приятного досуга, например, в кругу друзей, после работы. Такую традицию я наблюдала в Швеции, Америке, Германии.

Это выглядит очень радостно, ярко, красочно и позитивно. В народных костюмах есть что-то волшебное, завораживающее, стабильное. Любому человеку очень важно знать свои истоки, корни, — принадлежность к вековым традициям даёт ему ощущение защищённости и значимости.

 

На формирование любого национального костюма, его покроя, орнамента и особенностей, всегда оказывали влияние такие факторы, как климат, географическое положение, хозяйственный уклад и основные занятия народа.  Национальная одежда подчёркивала возрастные и семейные отличия.

На Руси национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от региона и подразделялся на повседневный и праздничный. По национальной одежде можно было понять, откуда человек родом, к какому социальному классу он принадлежит. В русском костюме и его отделке была заложена символичная информация о целом роде, о его занятиях, обычаях и семейных событиях.

Зачем русские девушки наносили на платья ромбовидный узор

Наш народ издавна считался народом-земледельцем, и это, безусловно, повлияло и на особенности национального костюма: его орнамент, покрой, детали.

Учёные считают, что русский национальный костюм стал складываться примерно в XII веке. Его носили и крестьяне, и бояре, и цари вплоть до XVIII века, пока по указу Петра I не произошла принудительная смена костюма на европейский. Петр I считал, что для России очень важно культурное и торговое общение с Европой, а русский костюм для этого не слишком подходил.

К тому же, для работы он был не очень удобен. Возможно, это был политический шаг, а, может, просто дело вкуса самого Петра I, но так или иначе с тех пор русский национальный костюм сохранился в основной своей массе в крестьянском слое. Указом Петра I было запрещено производить и продавать русское платье, за это были предусмотрены штрафы и даже лишение имущества.

Только крестьянам было разрешено ношение национального костюма.
Зачем русские девушки наносили на платья ромбовидный узор

Быть может, из-за петровских нововведений русский народ утерял связь с национальным костюмом, но память предков во многих из нас так или иначе жаждет возвращения к истокам и народному колориту.

Зачем русские девушки наносили на платья ромбовидный узор

Зачем русские девушки наносили на платья ромбовидный узорДавайте вместе вспомним, чем отличался русский народный костюм. Основным отличием национального костюма была многосоставность/многослойность, богатство отделки и простой, прямой или слегка расклешенный силуэт. Талия не подчёркивалась. Цвета в основном были яркими, радостными.

При всём обилии различной одежды, на Руси выделялись несколько основных комплектов русского женского костюма. Это сарафанный комплект (северно-русский) и понёвный комплект (южнорусский, более древний). При этом издавна рубаха всегда была основой женского наряда.

Как правило, рубахи были изо льна или хлопка, а более дорогие — из шёлка.Зачем русские девушки наносили на платья ромбовидный узор

Подол, рукава и ворот рубах украшались вышивкой, тесьмой, пуговицами, блёстками, аппликациями и различными узорными вставками. Иногда плотный орнамент украшал всю нагрудную часть рубахи. Узоры, орнамент, детали и цветовая гамма в различных губерниях были особенными.

Например, рубахи Воронежской губернии, как правило, были украшены вышивкой чёрного цвета, что добавляло наряду строгость и изысканность. А вот в рубахах центральных и северных губерний можно в основном отметить вышивку золотыми нитями — шёлковыми или хлопчатобумажными.

В северных и центральных губерниях преобладали красный, синий и чёрный цвета, а также двустороннее шитьё. Для южнорусских рубах (например, Тульская и Курская губернии) были характерны различные узоры и плотная красная вышивка.Зачем русские девушки наносили на платья ромбовидный узор

Интересно, что на рубахах девушек (в основном Тверской, Архангельской и Вологодской губерний), которые уже были просватаны, встречались различные геометрические узоры: ромбы, круги, кресты. У древних славян такие узоры несли смысловую нагрузку.Зачем русские девушки наносили на платья ромбовидный узор

Сарафан (от иранского слова  sеrāрā — значение этого слова примерно «одетый с головы до ног») был основной одеждой северно-русских областей. Сарафаны были также нескольких видов: глухие, распашные, прямые.

Распашные сарафаны, популярные в районах Приуралья, имели трапециевидный силуэт, и отличались тем, что их перед был сшит из двух полотнищ ткани, а не одного (как в глухом сарафане). Полотнища ткани соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек.

Зачем русские девушки наносили на платья ромбовидный узор

Более простым в изготовлении был прямой (круглый) сарафан на лямках. Он появился несколько позднее. Самыми популярными цветами и оттенками для сарафанов были тёмно-синий, зелёный, красный, голубой, тёмно-вишневый.

Праздничные и свадебные сарафаны шили в основном из парчи или шелка, а повседневные из грубого сукна или ситца. Выбор ткани зависел от семейного достатка.Зачем русские девушки наносили на платья ромбовидный узор

Поверх сарафана одевалась короткая душегрея, которая для крестьян была праздничной одеждой, а для знати повседневной. Душегрейка шилась из дорогих, плотных тканей: бархата, парчи.Зачем русские девушки наносили на платья ромбовидный узор Более древний, южнорусский национальный костюм отличался тем, что состоял из длинной холщовой рубахи и понёвы. Понёва (набедренная одежда, типа юбки) была обязательной принадлежностью костюма замужней женщины. Она состояла из трёх полотнищ, была глухой или распашной; как правило, её длина зависела от длины женской рубахи. Подол понёвы украшался узорами и вышивкой. Сама понёва изготавливалась, как правило, из ткани в клетку, полушерстяной.

Понёва одевалась на рубаху, и оборачивалась вокруг бёдер, а на талии её держал шерстяной шнур (гашник). Спереди часто надевали ещё передник. На Руси для девушек, которые достигли совершеннолетия, существовал обряд одевания понёвы, который говорил о том, что девушка могла быть уже просватанной.

В разных регионах понёвы декорировали по-разному. Они также отличались по цветовой гамме. Например, в Воронежской губернии, понёвы богато украшались оранжевой вышивкой и блёстками.

А в Рязанской и Калужской губерниях понёвы были украшены сложными ткаными узорами. В Тульской губернии в основном была понёва красного цвета, а чёрная клетчатая понёва встречалась в Калужской, Рязанской и Воронежской губерниях.

Понёвы были украшены дополнительными деталями, в зависимости от семейного достатка: бахромой, кистями, бисером, блёстками, металлическим кружевом. Чем моложе была женщина, тем ярче и богаче была украшена её понёва.

Кроме сарафанов и понёв в русском национальном костюме встречались юбка-андарак и платье-кубелёк. Надо отметить, что эти наряды использовались не повсеместно, а лишь в отдельных регионах и сёлах.

Например, платье-кубелёк было отличительной одеждой казачества. Его носили донские казачки и казачки Северного Кавказа. Это было платье, которое надевалось поверх рубахи с широкими рукавами.

Под это платье часто носили шаровары.

Костюм с юбкой-андарак тоже не был типичным русским костюмом. Он получил распространение в некоторых сёлах Курской, Орловской, Смоленской, Вологодской и Рязанской губерниях.

В русском народном костюме существовало чёткое деление на повседневный и праздничный наряд.

Повседневный костюм был максимально простым, он состоял из самых необходимых элементов. Для сравнения, праздничный женский костюм замужней женщины мог включать в себя около 20-ти предметов, а повседневный всего 7. Повседневная одежда шилась обычно из более дешёвых тканей, чем праздничная.

Рабочая одежда была похожа на повседневную, но существовала и специальная одежда, именно для работы. Такая одежда шилась из более прочных тканей. Интересен тот факт, что рабочая рубаха для жатвы (жатвенная) была богато украшена и приравнивалась к праздничной.

Ещё существовала так называемая обрядовая одежда, которую носили на свадьбу, похороны, в церковь.

Женщина в костромском праздничном костюме (г. Галич)

И незамужние девушки, и замужние женщины украшали себя бусами, ожерельями, серьгами. Даже пуговицы принято было украшать особым образом: гравировкой, филигранью, тканью.

Ещё одной отличительной чертой русского народного костюма было разнообразие головных уборов. Головной убор завершал весь ансамбль, делая его цельным.

На Руси различались головные уборы для незамужних девушек и замужних женщин. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми, и были довольно простыми. Это были ленты, повязки, обручи, ажурные венцы,  сложенные жгутом платки.

А замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы под головным убором. Кика была женским нарядным головным убором замужних женщин. По древнерусскому обычаю поверх кики надевали платок (убрус).

Кику носили преимущественно в южных районах (Рязанская, Тульская, Орловская, Калужская губернии). Кика полностью закрывала волосы; впереди у неё была твёрдая часть в формы лопатки или рогов.

Поверх кики надевалась нарядная сорока из вышитой ткани, а сзади кики – позатыльник из бисера. В начале 20 века этот сложный убор сменился платком или повойником.

Кокошник был парадным головным убором замужней женщины. Кику и кокошник замужние женщины одевали, когда выходили из дома, а дома носили, как правило, повойник (чепец) и платок

Что касается социальных различий, то знатные женщины в основном носили платья из дорогих тканей поверх шёлковых туник и рубах. Чем богаче была женщина, тем больше слоёв одежды было на ней надето.

Одинаково неприличной для всех общественных слоёв была короткая одежда.

Нелегко далась перемена костюма русским женщинам, от сдержанной не приталенной одежды к декольтированным платьям и затянутой талии.

Источник: https://www.matrony.ru/osobennosti-nacionalnogo-russkogo-kostyuma/

IVANKA.CLUB

Зачем русские девушки наносили на платья ромбовидный узор

Опубликовано: 15.03.2015

История русского сарафана

Блуждая этим вечером по Сети, встретила целое исследование одной студии декоративного-прикладного творчества. Тема этой работы: «История русского сарафана». Исследование это достаточно большое, поэтому Ivanka.club «выжала» самое важное и спешит этим поделиться:

Народный костюм – бесценное достояние культуры

Русский народный костюм, русская народная одежда являясь объектом материальной культуры, является и богатейшим творческим источником. Неуёмная тяга к красоте, живущая в душе человека, воплощает его мечту о прекрасном не только в большом искусстве, но и в предметах быта, и особенно в создании внешнего облика людей.

Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нём ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм.

Из истории русского костюма

Народный костюм являет собой синтез различных видов декоративного творчества: искусство вышивки, народного ткачества, кружевоплетения, вязания и другие виды прикладного искусства.

На протяжении длительного периода, со времен Древней Руси до начала XVIII века, он не претерпевал резких перемен в своих основных формах, эволюционировал в рамках устойчивых традиций. XVIII век стал поворотной вехой в его развитии.

Это время социально-экономических и культурных преобразований в России было ознаменовано законодательной деятельностью Петра I, регламентирующей различные сферы жизни, общества и направленной на коренную ломку привычных устоев. Реформы широко затронули русский быт, в том числе одежду.

В 1700 году были изданы указы об обязательном ношении костюма западноевропейского образца. Исключение составляли лишь духовные лица и крестьянство. Европейский костюм становился нормой для русского общества, но эта норма должна была пробивать себе дорогу сквозь вековые традиции.

Таким образом, костюм в России с XVIII века получает два направления: в дворянском костюме господствуют западноевропейские формы; самобытные русские формы в — народном костюме.

Наряду с крестьянством городское купечество и мещане XVIII века, а отчасти и на протяжении XIX века остаются приверженцами русского платья, неохотно принимая европейские новшества.

Традиционная крестьянская одежда, не затронутая официальным законодательством, сохраняет обработанные веками устойчивые формы, определяющие ее своеобразие, до начала XX века. И с этой точки зрения крестьянский костюм интересен, как русский национальный.

Он сконцентрировал наиболее типичные черты древнерусского костюма: крой, приемы декора, способ ношения и многое другое.

Читайте также:  Запрет на посещение женщиной афона: что будет, если его нарушить

Для традиционного русского костюма характерен прямой крой со свободно падающими линиями. Сшиваемые по прямым линиям детали одежды дополнялись для свободы движения прямоугольными или косыми вставками (прямые, косые полики, ластовицы). Хотя одежда жителей каждой местности Руси имела свои отличительные особенности, весь русский женский костюм обладал общими чертами –малорасчленённым компактным объёмом и лаконичным, мягким, плавным контуром. Когда женщина шла, костюм её сохранял свою особенность – плавную текучесть линий. К характерным чертам также можно отнести значительную длину одежды, особенно большую длину рукавов женских рубах в некоторых районах, расположение декора, многослойность ансамбля, состоящего из нескольких одеваемых одна поверх другой одежд.

Русская народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, обрядовая), по ней можно было судить о возрасте, семейном положении. Как правило, при этом менялся не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров).Зачем русские девушки наносили на платья ромбовидный узорМатериалы для русского народного костюмаИз разноцветных, пестрых ниток льна ткали клетчатые и полосатые холсты – «пестряди». И только после всех этих трудов шилась одежда. Понятно, что полученную ткань использовали экономно, предпочитая выверенные веками гармоничные фасоны, допуская фантазии лишь в деталях, мелочах. В домашних условиях могли делать и сукно из шерстяных нитей.В праздничном костюме использовались не только домашние ткани: с XVIII века в России развивается текстильная промышленность. Фабричные ситцы проникают в быт деревни. А с развитием капитализма в России во второй половине XIX века на деревенских ярмарках крестьянин мог купить ситец и парчу, ленты, золотые и серебряные галуны (тканую тесьму из золотой и серебряной металлической нити вместе с хлопчатобумажной или льняной нитью), разноцветную гарусную шерстяную пряжу, шёлковые, шерстяные, и бумажные платки и шали. Но вплоть до начала XX века эти ткани считались дорогими, праздничными.Большая часть жителей деревни материалы для одежды окрашивала сама в домашних условиях или отдавала ремесленникам, работавшим в мастерских или бродившим по деревням. Народные мастера при окрашивании тканей использовали красители довольно широкой гаммы цветов и оттенков, применяя для этого настои трав, цветов, кореньев, древесной коры с прибавлением кислого хлебного кваса и некоторых химикатов (медного купороса, квасцов и т.д.).

Зачем русские девушки наносили на платья ромбовидный узорЦвет в крестьянской одеждеРаспределение основных цветовых пятен в костюме, эмоционально воздействует на людей. И именно женский костюм отличался многоцветностью, неповторимым своеобразием орнамента. Излюбленным цветом крестьянской одежды был белый цвет. Из белого холста преимущественно изготовляли рубахи, мужские штаны, женские передники. Распространёнными цветами были: чёрный, буро — коричневый, жёлто — оранжевый, синий. Но самым любимым праздничным цветом одежды у русских был красный. Слово «красный» в древнерусском языке понималось как «прекрасный».Известный с конца XIX века русский романс «Ты не шей мне, матушка, красный сарафан…» имел когда-то буквальный смысл, так как свадебные сарафаны были, как правило, красного цвета.

Символика в русской одежде

Одежда изолирует человека от внешней среды. А всякий вид защиты, по верованиям предков, можно было сохранить, упрочить с помощью магических действий, часто зашифрованных в рисунках орнамента. Из поколения в поколение передавались рисунки вышивки или ткачества, украшавшие народную одежду.

Они отнюдь не были случайными. Это была первая система кода, изобретённая людьми, имевшая для них магический смысл (позже Ivanka.club обязательно опубликует толкование символов на славянской одежде).

Орнамент сложный по рисунку, богатый сочными красками украшал народную одежду.

Спокойная красота геометрических — знак солнца с его сложными загнутыми концами, и знак поля в виде ромбов с точкой посередине, и знак человека.

Существовали и другие узоры, в которых чередовались более простые изображения людей, животных, птиц, но все они ведут своё начало от древней славянской мифологии.

  • История сарафана 
  • Типы конструкций сарафанов

Само название — не русское, а персидское и обозначает «одетый с головы до ног» и впервые в русских источниках упоминается в ХIV веке. Персидское слово «сарапай» могло означать и «почётная одежда». Но какого вида одежда скрывалась за этими семью буквами, что было в ней такого, что определило её исключительную роль в русском национальном костюме – нам неизвестно.Термин «сарафан» первоначально с IX по XVI век обозначал мужскую длинную распашную одежду. С XVI века этим термином стали определять женскую накладную одежду (надеваемую через голову) или распашную (со сквозной застежкой спереди) одежду.Исследователи (Б.А.Куфтин, Н.П.Гринкова, Л.В.Тазихина, Н.И.Лебедева, Г.С.Маслова) в зависимости от конструкции выделяют четыре основных типа сарафана:

1. Сарафан без среднего шва, туникообразный. Основной признак — цельные передние и задние полотнища.Зачем русские девушки наносили на платья ромбовидный узор Зачем русские девушки наносили на платья ромбовидный узор2. Косоклинный сарафан. Основной их признак – два прямых полотнища спереди (распашные или со швом) и одно цельное сзади, соединенные при помощи косых боковых клиньев, не доходящих до проймы. Такие сарафаны шили на плотной подкладке, иногда стегали на вате. С конца XVIII века линии застежки украшали полосами мишурного кружева или позументами. С середины XIX века эта отделка заменяется покупными лентами темно-желтого цвета с вытканными мотивами розоватых гвоздик.

  1. Зачем русские девушки наносили на платья ромбовидный узор Зачем русские девушки наносили на платья ромбовидный узор Зачем русские девушки наносили на платья ромбовидный узор
  2. Зачем русские девушки наносили на платья ромбовидный узор Зачем русские девушки наносили на платья ромбовидный узор 
  3. Традиции и современностьСтройность и лаконизм русских сарафанных форм, их конструктивные особенности легли в основу моделирования одежды нашего времени.

3. Прямой сарафан. Более позднее «прямые» или «круглые» («московские») сарафаны относятся к третьему типу. Их шили из нескольких цельных прямых полотнищ, собранных вверху в мелкие складки или сборки. Сборки прикрывались прямой обшивкой, к которой пришивались лямки. Круглые сарафаны могли быть сшиты из полотнищ одинаковой длины, либо из двух длинных спереди и трех коротких, доходивших до талии сзади. Обычно круглые сарафаны украшали по подолу двумя – тремя полосами кружев, лент или позумента.4. Сарафан «с лифом». Основной признак – наличие лифа, облегающего грудь и спину или только спину. Сарафаны «с лифом», пришедшие в деревню из города, по существу были юбками, пришитыми к лифу.5. Сарафан с лифом на кокетке, часто называемый полуплатьем.

Вышивка как декор в современном костюме оправдывает себя в том случае, когда угаданы орнаментальный мотив, объект декорирования, место расположения, обеспечена чистота исполнения.

В таких случаях народная вышивка, её композиционное построение, техника исполнения, орнаментальные мотивы выступают в основном как интересные декоративные элементы.

Примеры этого можно увидеть в нашем разделе «Русские сарафаны и платья».   

Благодарим авторов работы за ценную информацию — Барладян Юлию, Петровскую Ольгу, Аверину Евгению.

Источник: https://ivanka.club/blogs/ivanka-sarafan-kosovorotka/istoriya-russkogo-sarafana

Русский народный костюм

Несмотря на смену названий и политического строя, наша страна несёт древние и особенные культурные ценности наших предков. Заключаются они не только в искусстве, традициях, характерных чертах нации, но и в национальном костюме.

Зачем русские девушки наносили на платья ромбовидный узор Зачем русские девушки наносили на платья ромбовидный узор Зачем русские девушки наносили на платья ромбовидный узор

Древнерусским костюмом считается национальная одежда населения Руси домонгольского нашествия и Московской Руси, до прихода Петра I к власти.

На формирование особых черт нарядов повлияло сразу несколько факторов: тесные отношения с Византией и Западной Европой, суровые климатические условия, деятельность подавляющего числа населения (скотоводство, землепашество).

Зачем русские девушки наносили на платья ромбовидный узор Зачем русские девушки наносили на платья ромбовидный узор Зачем русские девушки наносили на платья ромбовидный узор Зачем русские девушки наносили на платья ромбовидный узор

Одежду шили в основном из льна, хлопка, шерсти и сама по себе она имела простой покрой и длинный, закрытый фасон.

Зато те, кто мог себе это позволить, всячески украшали скромный наряд нескромными декоративными элементами: жемчужинами бусами, шелковой вышивкой, вышивкой золотой или серебряной нитью, меховой отделкой.

Национальный костюм отличался и яркой расцветкой (багряный, червлёный, лазоревый, зелёный оттенки).

Зачем русские девушки наносили на платья ромбовидный узор Зачем русские девушки наносили на платья ромбовидный узор Зачем русские девушки наносили на платья ромбовидный узор

Костюм эпохи Московской Руси с XV по XVII века сохранил характерные особенности, но претерпел некоторые изменения в сторону более замысловатого покроя.

На различия нарядов населения повлияло классовое разделение: чем богаче и знатнее был человек, тем многослойнее был его наряд, причём носили его как в помещении, так и на улице, независимо от времени года.

Появились распашные и приталенные одежды, своё влияние оказала восточная и польская культура. Кроме льна использовались суконные, шелковые, бархатные материалы. Осталась традиция шить яркую одежду и богато украшать её.

На рубеже XVII – XVIII веков Петр I издал указы, запрещающие всем, кроме крестьян и священников, одеваться в национальные костюмы, что сыграло отрицательную роль в их развитии.

Указы были изданы с целью наладить политические отношения с европейскими союзниками, перенять их культуру.

Народу насильно привили вкус, заменив шикарные, но длиннополые и неудобные многослойные одежды более комфортными и облегчёнными общеевропейскими с короткими кафтанами, декольтированными платьями.

Русский национальный костюм остался в пользовании народа и купечества, однако всё-таки перенял некоторые модные веяния, например, подпоясанный под грудью сарафан. Во второй половине XVIII века Екатерина II сделала попытку вернуть некоторую национальную самобытность вошедшим в моду европейским костюмам, особенно в том, что касалось используемых материалов и пышности отделки.

XIX век вернул спрос на национальный костюм, в чём свою роль сыграл возрастающий из-за Отечественной войны патриотизм. Сарафаны и кокошники вернулись в обиход знатных барышень. Шились они из парчи, кисеи, батисты.

Появляющаяся одежда, например, «женский мундир», может внешне и не напоминала национальный костюм, но всё-таки имела определённое символическое разделение на «рубаху» и «сарафан».

В XX веке из-за отрезанности от европейских поставщиков произошло своеобразное возвращение национальных нарядов, а во второй половине, в 70-ых, оно являлось не больше, чем модной тенденцией.

Несмотря на то, что можно выделить определённый традиционный комплект одежды, из-за большой территории страны национальный костюм принимал характерные черты в тех или иных регионах. Северорусский комплект является сарафанным, а чуть более древний южнорусский – понёвным. В центральной России костюм был больше схож с северным, однако встречались черты южных регионов.

Сарафаны были распашные и глухие, имели трапециевидный фасон, шились из одного или нескольких полотен. Более простыми сарафанами являются изделия на лямках, прямого покроя. Праздничные шились из шёлка и парчи, а для ежедневных дел и жизни – сукна и ситца. Иногда поверх сарафана надевали душегрею.

Южнорусский костюм включал в себя длинную рубаху и набедренную юбку – понёвы. Понёву одевали поверх рубахи, оборачивая вокруг бёдер и закрепляя шерстяным шнуром на талии. Она могла быть как распашной, так и глухой, дополняться передником.

У каждой губернии были свои предпочтения и особенности в декорировании, цветах, элементах и даже названиях. В Воронежской губернии понёвы украшали вышивкой оранжевого цвета, в Архангельской, Тверской и Вологодской были распространены геометрические символы, а то что в Ярославской губернии называли «ферязь», в Смоленской было «сороклин».

В современном мире своя особенная мода, но в народе наблюдается интерес к истокам, национальной одежде.

Традиционные наряды можно увидеть в музеях и иногда на выставках, их используют для театральных и танцевальных постановок, на праздниках.

Многие дизайнеры и модельеры используют характерные черты русского народного костюма в своих коллекциях, а некоторые из них, как и исследователи, углубляются в подробное изучение, например, Сергей Глебушкин и Фёдор Пармон.

Несмотря на большие различия в регионах и даже губерниях, можно выделить общие характерные черты национальной русской одежды: многослойность, расклёшенный силуэт, яркие цвета, богатая отделка.

Многосоставность наряда была свойственна во всех слоях населения. В то время как у рабочего народа костюм мог состоять из семи элементов, у богатых дворян уже из двадцати.

Читайте также:  Кто на руси стал единственным королем

Одна одёжка одевалась поверх другой, будь то распашная, глухая, накидная, на застёжках и завязках.

Национальному наряду практически не свойственен приталенный силуэт, наоборот, в почёте свободные, трапециевидные фасоны, а длина в большинстве случаев в пол.

Издавна у русского народа существовала страсть к ярким цветам, несущим радость. Самые распространённые – красный, синий, золотой, белый, голубой, розовый, малиновый, зелёный, серый.

Но кроме них в каждой губернии были свои предпочтения в оттенках, коих было великое множество: брусничный, васильковый, дымчатый, крапивный, лимонный, маковый, сахарный, тёмно-гвоздичный, шафранный, — и это лишь немногие из них.

А вот чёрный цвет использовался лишь в элементах некоторых регионов, а затем долгое время ассоциировался исключительно с траурным нарядом.

Вышивка издревле имела сакральное значение для русского национального костюма. В первую очередь она всегда выступала не украшением, а оберегом, защитой от злых духов.

Языческая символика не канула в лету даже с приходом христианства, однако орнаменты приобрели новые элементы, соединив в себе старые славянские и новые церковные мотивы. Защитные обереги вышивали на вороте, манжетах, подоле.

Самым часто применяемым цветовым решение были красные нити по белому полотну, а уже после стала распространяться многокрасочность.

С течением времени вышивка приобрела скорее декоративный характер, хотя несла в себе сюжеты древних орнаментов и узоров. Свою роль в изменении значения сыграли и развитие золотошвейного искусства, вышивки речным жемчугом, промыслов, элементы которых перенесли с посуды и мебели на одежду.

Исконный русский узор предполагает геометрические строгие формы, почти полное отсутствие скругленных элементов, что обуславливалось техникой вышивки.

Самые распространённые мотивы и конкретные символы: солнце, цветы и растения, животные (птицы, кони, олени), женские фигурки, избушки, фигуры (ромбы, скошенный крест, ёлочка, розетки, восьмиугольные звёзды).

Использование элементов промыслов, например, хохломской или городецкой росписи, вошло в обиход позже.

Кроме вышивки наряды знати украшали пуговицами (деревянные пуговицы, обвитые канителью, кружевом, жемчугом, а иногда из драгоценных камней), кружевом и мехом по подолу и горловине, нашивками, ожерельями (расшитый жемчугом, пристёгивающийся воротник из атласа, бархата, парчи). Из дополнительных элементов – ложные рукава, пояса и кушаки, пришитые к ним сумки, ювелирные украшения, муфты, головные уборы.

Современный женский национальный костюм является своеобразной компиляцией сразу нескольких характерных черт, ведь на самом деле видов и вариантов исконного русского костюма очень много.

Чаще всего мы представляем себе рубаху с объёмными длинными рукавами, цветной или красный сарафан.

Впрочем, упрощённый вариант хоть и является самым распространённым, но далеко не единственным, так как многие дизайнеры и просто народные творцы возвращаются к традициям своих регионов, а значит в обиход входят различные фасоны и элементы.

Костюмы для девочек и детей очень сильно похожи на взрослые модели и включают в себя рубахи, косоворотки, штаны, сарафаны, переднички, юбки, головные уборы.

Совсем детские модели могут быть сшиты с короткими рукавами, для пущего удобства, да и в принципе иметь общий вид платья, но с определённой национальными элементами.

Для девочек-подростков встречается большее разнообразие взрослых моделей, причём не только сарафанов и рубах, но и шубок, понев.

Зимний народный костюм представляет собой уйму тяжёлой одежды. Кроме тёплого шерстяного сарафана частью наряда для холодного времени года являются короткая распашная шубейка, опашень, душегрея, телогреи, шубы, шерстяные чулки, тёплые головные уборы и шали. В более богатых вариантах присутствует натуральный мех.

Сценические костюмы бывают двух видов: наиболее схожие с настоящими национальными нарядами (для хора), в которых соблюдаются правила пошива и стилизованные, у которых присутствуют многие традиционные элементы, но допускаются необходимые отклонения.

К примеру, наряды для хоровода, русского народного танца или других танцевальных направлений должны, в первую очередь, быть максимально удобными, поэтому юбки могут быть укороченными, чрезмерно пышными, а рукава не только длинными, но и ¾, «фонарики».

К тому же, сценические костюмы, если только это не театральная постановка, богато украшены и максимально яркие, привлекающие внимание.

Особо нарядно и роскошно выглядят свадебные национальные костюмы. Для богатых и знатных они шились из тяжёлых дорогих тканей, а народ мог позволить себе более простые, такие как лён.

Белый цвет считался символом святости, поэтому свадебные платья выполняли в других расцветках – серебряном, кремовом или разноцветном, нарядном. Обязательным считалось наличие вышивки символов флоры — ягод, листьев, цветов.

Кроме того, в понятие свадебного наряда входило сразу четыре комплекта одежды – на предсвадебное гуляние, венчания, церемонии и празднования.

Фольклорные костюмы максимально приближены к исходникам. Умельцы воссоздают костюмы с характерными чертами того или иного региона, губернии. Карнавальные костюмы могут быть схожи с фольклорными или, наоборот, быть во многом упрощены. Однако праздничные наряды несомненно яркие и максимально декорированные.

Национальный колорит – один из особенных стилей в моде, ведь он предполагает переплетение современных модных тенденций и традиционных черт в культуре того или иного народа.

Славянские и русские мотивы любимы не только нашими соотечественниками, но и некоторыми заграничными дизайнерами.

В такой одежде можно появиться на любой мероприятии, при этом выглядеть ультра-стильно и уместно.

Современный стиль перенял в себя в первую очередь цвета, орнаменты, вышивку. Знакомые узоры встречаются на модных юбках-карандаш, платьях до колена, блузках. Длинные платья и сарафаны в пол выглядят наиболее аутентично национальному наряду. Переняла мода и отдельные элементы, особенно это касается палантинов и шалей, обуви, головных уборов.

Народный костюм включает в себя одежду, обувь, головные уборы. Основной элемент – длинная рубаха, поверх которой надевается сарафан, юбка или понева, закрепляемую специальным поясом. Поверх поневы и юбки иногда носят передник. Поверх рубахи и сарафана допустимы душегрею, шубки.

Традиционный головной убор, дошедший до наших времён, — праздничный кокошник, однако кроме него частью костюма являются обручи, ленты, повязки, платки. Аутентичный наряд предполагает обязательное использование ювелирных украшений, жемчужных ожерелий, вышитых отстёгивающихся воротников. Среди обуви стоит назвать полусапожки и длинные сапожки, лапти, валенки для зимы.

На Руси для пошива одежды использовались льняные, посконные, суконные, шёлковые, бархатные, шерстяные материалы, а в качестве подкладки – киндяк. Эти ткани были доступны для подавляющего числа населения. А вот богатое сословие могло себе позволить дорогие наряды из тафты, камки, парчи, объяра, атласа, кутни, сатыни, пестряди.

Современные костюмы шьют из хлопка, габардина, атласа, лёна, вискозного шёлка, трикотажа, креп-сатина, шифона, фатина, жаккарда.

Русский народный костюм легче всего взять на прокат в магазинах карнавальной одежды. Чаще всего костюмы довольно однообразны, просты, сделаны из доступных дешёвых материалов.

Танцевальный или сценический костюм можно сшить на заказах у костюмеров и в ателье, которые предоставляют такие услуги. А вот купить готовый наряд можно на многих сайтах, занимающихся пошивом не только стилизованной одежды, но и схожей с традиционной славянской.

Данные сайты легко найти в поисковике, а одним из самых известных является магазин «Русский винтаж» (bestavantage).

  • Костюм из коллекции «Чары Русского Севера». Нарядный сарафан насыщенного синего цвета с цветочным чёрно-оранжевым орнаментом, бежевая шубейка и коруна в тон (головной убор), а поверх тёплый платок. Так как костюм зимний, то самая подходящая обувь – валенки.
  • Свободный красный сарафан на бретельках, длиной в пол, подпоясанный под грудью поясом, вышитым орнаментом. Под сарафаном рубашка с длинными прямыми рукавами и принтом с традиционными узорами.
  • Зимний красный сарафан из плотной ткани и вышивкой из маков на подоле. Поверх костюма – чёрная шубка с меховой отделкой бортов и широких расклешенных рукавов, кожаными застёжками, вышивкой, как и на сарафане. На ногах сапожки, а на голове – шапка с меховой отделкой.

Источник: https://vplate.ru/kostyumy-nacionalnye/russkij-narodnyj/

Ромбовидный узор: о чем сообщало всем платье с такой вышивкой, надетое на девушку

На протяжении многих веков на Руси использовались различные орнаменты для украшения интерьеров домов. При этом каждый рисунок и форма имеют определенный смысл. Одной из наиболее распространенных фигур, использующихся для декорирования, является ромб.

Его можно увидеть на полотенцах, платьях, воротах и многих других предметах. Но что значит эта геометрическая фигура, и какой смысл заложен в ней? Давайте разберемся в этом вопросе более подробно и узнаем о старинных русских традициях, дошедших до наших дней.

Женская символика

Зачем русские девушки наносили на платья ромбовидный узор

Авторы труда «Загадки Русского Междуречья», посвятившие время изучению бытности старинных народов, проживавших много веков назад на территории нашей страны, полагают, что ромб символизирует детородную природу женщины. Обращенный вниз вершиной треугольник, также называемый «дельтой Венеры», олицетворяет женские гениталии, а спаренные имеют фривольный вагинальный ракурс.

Как правило, подобные символы использовали для украшения женской одежды. Помимо этого, они очень часто встречаются на языческих фигурках и амулетах.

Ромбы выступают в качестве оберегов от злых сил, отгоняя все плохое и способствуя продолжению рода. Но, кроме этого, есть в них и информативная составляющая. В доисторические времена по изображению символа можно было судить о статусе человека.

Чистый ромб символизировал целомудрие, поэтому им вышивали одежду непорочные молодые девушки.

Ромб в славянской культуре

Зачем русские девушки наносили на платья ромбовидный узор

У наших далеких предков значение фигуры было немного другим. Существовало четыре ее подтипа, каждый из которых имел определенное значение. Чаще всего символика использовалась для украшения одежды усопших. Считалось, что она поможет человеку быстрее попасть в загробный мир. Некоторые разновидности ромба вышивали на своих одеждах представители пожилого поколения, готовящиеся к смерти. Они могли носить подобные одеяния от нескольких лет до десятилетий. Женщины в возрасте старше 80 лет пришивали к своим рубашкам черные ленточки. При этом никакие другие знаки не использовались.

Зачем русские девушки наносили на платья ромбовидный узор

Как утверждают ученые, ромб у славян символизировал ограниченность человеческого бытия на земле, а также людское тело, в котором заключена душа. Несмотря на то, что изображение и форма ромба за несколько веков претерпели множество трансформаций, значение его осталось неизменным.

Ромб на сряде печального времени

На протяжении первых 40 дней после смерти человека его родственники носили траурные одеяния, украшенные ромбом одного типа, а после прошествия этого времени надевались наряды с фигурой другой формы.

Орнаменты вышивались исключительно черным цветом. Таким образом, все члены семьи скорбели по тому, кого больше никогда не будет рядом. Второй подтип носили в течение года, после чего меняли на другой.

Он уже говорил об окончании печали и приближении души к Богу.

Зачем русские девушки наносили на платья ромбовидный узор

Последний подтип представлял собой объединение первых двух. Такой орнамент говорил об истинном месте пребывания духа, а именно о самом человеке и загробном мире. При этом каждый из них — это творение Господа, поэтому использование ромба на сряде печального времени повествует о перемещении души из мира бренного на небеса.

Источник: https://HochyVseZnat.ru/rombovidnyi-yzor-o-chem-soobshalo-vsem-plate-s-takoi-vyshivkoi-nadetoe-na-devyshky.html

Каждой вещи свое место, или русский народный костюм

Зачем русские девушки наносили на платья ромбовидный узор

Народный костюм — предмет гордости, веками накопленный, каждой нации. Эта одежда, прошедшая в своем развитии долгий путь, символизирует характерные черты населения той или иной страны. Сейчас же, особенно в европейских странах, национальная мода уходит в прошлое. Все образы смешиваются, а на символику давно не обращают внимание. Автор diletant.media Анна Баклага предлагает вспомнить, что же означает русский национальный костюм.

Основные формы русской одежды сложились в эпоху Древней Руси

Славянский костюм отражает глубинные смысловые традиции народа, а его создание было возможностью проявить свою фантазию и мастерство. Множество вариантов сарафанов, бытовавших на Руси в разных уездах и деревнях и имевших свои отличительные особенности, создавали особый национальный облик русской женщины — величавый, грациозный, целомудренный.

Читайте также:  Пересвет: как русский богатырь смог победить лучшего монгольского воина

Символика же костюмов восходит к дохристианской эпохе, к языческим культам солнца, воды, земли. Поэтому основные формы русской одежды сложились в эпоху Древней Руси. Это были простые рубахи-сорочницы с длинными рукавами, обязательно спадающими до пят.

Белые полотняные рубахи, которых обычно надевалось несколько, были украшены на оплечье, рукавах и подоле вышивкой. Одежда была разной: праздничной — для воскресных дней и престольных праздников, будничной — для работы дома и в поле.

Так же были специальные обрядовые наряды, которые делились на свадебные, предсвадебные и погребальные.

Окаймление предметов одежды зигзагообразными линиями означал оберег

Нарядные рубашки надевали в день первой борозды, в день выгона скота или в день начала сенокоса и жатвы. Но самую красивую — в день свадьбы. Полотно, из которого изготовлялась одежда, шили из нескольких сортов ткани, различающихся толщиной и плотностью.

Верхнюю часть рубашки шили из лучшего полотна и называли «станом», а нижнюю — из грубой конопляной ткани. Украшалась одежда разнообразной вышивкой, которая играла роль оберега. Главными местами отделки были: ворот и запястья, поле рукавов, плечо и низ рубахи.

Ворот одежды, как женский так и мужской, считался границей, сквозь которую из внешнего мира на тело может проникнуть что-либо опасное. Окаймление предметов одежды зигзагообразными линиями означало непроницаемость на тело человека плохого. Вышивалась даже будничная и погребальная одежда, где соблюдались порядки в использовании узоров и цвета.

Например, траурной одеждой считалась белая. В такие дни взрослые носили белые рубахи с белой вышивкой, а дети — с черной. Без всякого украшения рубахи были только у женщин-вдов.

Зачем русские девушки наносили на платья ромбовидный узор

В XVII веке, в центральных районах России, поверх рубахи начали носить сарафан. Именно он ассоциируется в России с национальным костюмом. Существовало три основных типа сарафана: косоклинный, прямой, сарафан с лифом. Наиболее ранними считались косоклинные сарафаны.

Шились они из домотканого шерстяного материала черного, темно-синего или красного цветов. Их подолы были богато украшены красным сукном, лентами, блестками и золотой тесьмой.

«Прямой» сарафан состоял из четырех или пяти прямоугольных полотнищ, которые были собраны на груди и спине под обшивку и удерживались на плечах лямками, без застежки. Носили их, в основном, в праздники.

Передник прикрывал место вынашивания и вскармливания ребенка

В южных районах преобладала понева. Другими словами — юбка, состоящая из трех полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани, стянутых на талии плетеным узким пояском — гашником. Ее носили только замужние женщины.

Молодая девушка после венца надевала поневу с «хвостом» из красного сукна, шелка, бахромы и даже с бубенцами. Понева же, которую носила молодая жена до рождения первого ребенка, была самая красивая.

Фигура женщины в этой одежде казалась более приземистой, чем в сарафане. Да и вообще, деревенская одежда соответствовала укладу крестьянской жизни, а полнота женщины у крестьянки считалась признаком здоровья. Поверх всего вышеперечисленного надевали передник.

Он был важной частью женского костюма и прикрывал место вынашивания и вскармливания ребенка, а также сердце — центр жизнедеятельности.

Зачем русские девушки наносили на платья ромбовидный узор

Между тем, главным составляющим наряда являлись богато украшенные головные уборы. Они делились на девичьи и женские. По обычаю, девушка могла носить волосы распущенными или заплетенными в одну косу. А вот замужняя женщина заплетала волосы в две косы и не показывалась на людях с непокрытой головой. Отсюда и специфика головных уборов: у женщин они скрывали волосы, а у девушек оставляли голову открытой. Девушки носили всевозможные венцы, повязки, обручи. Все то, что охватывало голову и оставляло макушку открытой. Женские головные уборы имели твердую налобную часть, которая сверху обтягивалась кумачом, ситцем или бархатом. Затылок же прикрывался прямоугольной полосой ткани. В состав сложного головного убора входило до двенадцати предметов, общим весом до пяти килограммов. Позже, распространение получил платок. Ими покрывали голову как молодые, так и взрослые. Девушки завязывали его под подбородок, а замужние — концами назад.
По количеству полос на поясе можно было узнать откуда хозяин пояса Важной частью наряда были украшения. На шею надевали всевозможные ожерелья, а уши обрамлялись крупными серьгами, которые иногда достигали плеч. Завершали образ пояса и обувь. Стоит отметить, что большое значение в народе придавалось поясу. Он служил оберегом, талисманом и охранял человека от всего дурного. О человеке, поведение которого отклонялось от общепринятой нормы, говорили, что он распоясался. Женские пояса были плоскими с узором из ромбов, перекрещивающихся линий, косых крестов и зигзагов, длиной до пяти метров. Мужские, как правило, были витыми, плетёными или ткаными. По количеству полос на поясе, цветовой гамме и ширине этих полос можно было узнать место проживания хозяина пояса.

Зачем русские девушки наносили на платья ромбовидный узор

Будничная мужская одежда состояла из рубахи и штанов. Рубашку носили на выпуск и подпоясывали узким поясом. По мере надобности к поясу прикрепляли гребень, дорожный нож или другие мелкие предметы. Праздничную рубаху делали из тонкого отбеленного холста и украшали ворот, манжеты рукавов и подол вышивкой красно-черными нитями «настилом» либо «крестом».

Ноги обували в лапти или сапоги, а в зимнее время носили валенки. Поверх рубахи, в зависимости от сезона и погоды, надевалась распашная одежда из сукна: зипуны, кафтаны, свиты. Зимой носили овчинные полушубки, тулупы. Верхнюю одежду подпоясывали обычно широкими шерстяными домоткаными кушаками.

Одежда крестьянских мальчиков отличалась лишь размерами, а по крою, фасону, элементам была практически такой же, как одежда взрослых мужчин.

Источник: https://diletant.media/articles/28801196/

Почему подвенечное платье у славянок было не белого цвета

Невеста на Руси сама шила себе свадебное платье. И оно могло быть любого цвета, кроме белого.

С течением времени мода на цвет свадебного платья сильно изменилась. Но и сегодня некоторые невесты отдают дань славянским традициям и надевают на свадьбу платье не белого цвета.

Фактрум расскажет читателю, почему невесты наших предков шли под венец в ярких нарядах.

Зачем русские девушки наносили на платья ромбовидный узор

В древние времена свадьба у славян проходила с соблюдением множества традиций. И одной из них была та, что невеста обязана была сама сшить своё свадебное платье. Чаще всего это был цветной сарафан и рубашка, богато украшенные ручной вышивкой. И трудиться невесте на Руси приходилось много, ведь она должна была сшить целых три наряда.

Перед самой свадьбой во время девичника будущая жена должна была быть облачена в «девичий» сарафан. Обычно он был голубого, розового, жёлтого или зелёного цвета и имел простой крой.

Венчальный сарафан обычно шили из очень дорогих тканей, расшивали его камнями, золотыми нитями и жемчугом, а также украшали мехом. Такой сарафан изготавливали из тканей всех оттенков красного: малинового, бордового, багрового, багряного.

Украсив себя драгоценностями, подаренными женихом, невеста отправлялась в красном наряде под венец.

В день, следующий за свадебным праздником, невесты у славян представали уже в образе замужней женщины. По традиции эти наряды были золотого, коричневого или красного цвета.

Кроме обрядового платья жена надевала на себя традиционный головной убор, а её талию украшал широкий пояс. Изредка можно было увидеть на замужних женщинах на второй день свадьбы чёрный сарафан.

В то время этот цвет не был траурным, а символизировал цвет земли, которой славяне поклонялись.

Почему платье невесты на Руси не было белым

У древних славян названия цветов являлись синонимами слов. Так красный цвет были синонимичен слову «красивый». Именно поэтому невесты выходили замуж на Руси в красном, то есть красивом платье. На свадьбу, как и на другие праздники, было принято надевать всё самое лучшее.

Чистота — это то, что символизирует белый цвет, а во время свадебного обряда считалось, что невеста умирает и возрождается уже в статусе жены. По этой причине она не могла считаться полностью «чистой» и надевать одежду белого цвета. А ещё многие девушки к тому моменту, как их звали под венец, уже имели детей.

Это не сильно порицалось, но такая девушка переставала считаться «чистой» и не могла носить белое.

Кроме того, с белым цветом на Руси связана и другая традиция. Воины, уходя на битву надевали на чистое тело белую рубаху, показывая, что они готовы встретить смерть. Если исходить из этого толкования, то белоснежный наряд был не самым удачным выбором для девушки, готовящейся выйти замуж и стать матерью.

Почему невесты надевают белое платье сегодня

Зачем русские девушки наносили на платья ромбовидный узорЕкатерина II в подвенечном платье

Даже в древние времена люди следовали моде, менялись их вкусы на ту или иную одежду. В Европе первой белое платье надела Анна Австрийская. А в России положила конец традиции надевать красное платье на свадьбу Екатерина II. Именно эта монаршая особа отправилась под венец в белом платье и в белой длинной фате, следуя тогдашней европейской моде. Белый цвет начал считаться праздничным и стал в большей мере ассоциироваться с невинностью невесты и её чистотой.

После Екатерины II моду на белые свадебные платья переняли дворянки и иностранные аристократки, выходившие замуж за русских. А после них и представительницы более низких сословий стали венчаться в белоснежных расшитых нарядах. Сегодня же многие девушки решают отступить от этой традиции и надеть в ЗАГС платье не белого цвета.

 Каких девушек на Руси не звали под венец

Источник: https://www.factroom.ru/rossiya/pochemu-podvenechnoe-plate-u-slavyanok-bylo-ne-belogo-cveta

Зачем русские девушки наносили на платья ромбовидный узор

Затейливые русские орнаменты, придающие аутентичность экстерьеру домов, одежде и предметам народных промыслов, насквозь пронизаны символизмом. Не последнее место в череде разнообразных этнических узоров занимают те, что имеют непристойное значение.

Женские символы

Группа авторов издания «Загадки Русского Междуречья» полагает, что орнаменты, в основе которых изображались ромб и треугольник, в культуре практически всех народов планеты традиционно олицетворяли воспроизводящую, детородную силу женщины и её внешние половые органы.

Называемый «дельтой Венеры» треугольник с обращённый вниз вершиной представлял собой женские гениталии с наружной стороны, а ромб, получавшийся из сложения двух треугольников — во фривольном вагинальном ракурсе.

Обычно треугольно-ромбическими символами обильно украшали женскую одежду, кроме того их наносили на антропоморфные старинные фигурки и обереги, отождествлявшиеся с представительницами прекрасного пола.

Ромбические узоры кроме охранительной функции имели и информативную составляющую, сообщая окружающим о статусе стоящей перед ними дамы. Согласно зародившимся в доисторические времена понятиям, чистый ромб символизировал целомудрие, и одежду с подобным рисунком могла носить лишь непорочная девушка.

Если в центре ромба изображалась одна точка, то всем было ясно, что пред ними лишившаяся девственности замужняя женщина, а если четыре или больше точек, следовательно, она уже успела познать радость материнства.

Безусловную сексуальную нагрузку несут на себе изображения лебедей с туловищами из череды разнокалиберных ромбов, нанесённые на керамику, обнаруженную на полуострове Ямал. Этот предмет материальной культуры является ярким символом матриархата, не менее сочно проявившемся в мальтинских «узорах». Данные орнаменты были найдены при раскопках близ Иркутска и представляют собой отчётливо изображенную на непонятном артефакте женскую половую систему.

Еще одним орнаментом, указывающим на женское начало является символ рожаница, который обрисовывается в двух ипостасях: если «ножки» схематично представленной дамы направлены к центру, значит, плодоносная сила рассеяна в окружающем мире, а если внутрь – воспроизводящая мощь сконцентрирована в самом субъекте.

Мужские символы

К числу русских орнаментов, символизировавших мужское начало, относятся дубовые листья, очертания коней, прочих сильных животных, а также правосторонняя свастика и кривоножка. В чистом виде фаллические мотивы в русской орнаменталистике встречаются крайне редко, но увидеть их можно, например, на полотенце, вышитом в Тверской области.

Куда чаще на Руси мужская семантика переносилась не на орнамент, а на предмет материальной культуры, на который наносился узор. В связи с этим скалки, столбы, кнутовища, черенки ложек, ручки ковшей, а также иные предметы обихода, имевшие торчковую форму, наделялись непристойным значением и изобиловали эротическими картинами.

Особое место среди подобных вещей занимала прялка, которая делалась мужскими руками и слыла традиционным даром невесте, жене, дочери. Связанная с идеей плодородия и чётко выраженной символикой обезличенного мужского начала, она концентрировала в себе энергию всех представителей сильного пола конкретного рода.

Поэтому на донце некоторых прялок изображалась мужская полу фигура со скрещёнными на груди руками, с обрамлённым бородой лицом, пышными усами и шевелюрой.

С точки зрения эротического подтекста наибольший интерес представляют прялки, хранящиеся в Вологодском музее-заповеднике, на лопатке одной из которых помещено откровенное изображение мужчины с большими глазами и внушительным признаком пола.

А на других выставочных образцах отчётливо просматривается ненормативное трёхбуквенное слово, которое в русской нецензурной лексике обозначает мужское воспроизводящее начало.

Источник: https://cyrillitsa.ru/tradition/90865-zachem-russkie-devushki-nanosili-na-pla.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector