Зачем в основание храма принято закладывать мощи святого

Почему мы чтим мощи святых? Как Бог действует через останки давно умерших людей? Важен ли размер частицы мощей, к которой ты прикладываешься? Что вообще главное при обращении ко святому? За ответами на эти часто задаваемые и волнующие многих вопросы мы обратились к священникам.

Исцеляла даже тень проходящих мимо апостолов

Протоиерей Олег Стеняев: – Всякий раз, когда Господь проявляет Свое присутствие через материальные предметы: землю или целый город, помещение, какую-нибудь вещь и даже останки святых, – происходит освящение этого источающей благодатью. И в Библии тому множество примеров. Здесь важно понять, что Господь не мерою дает Духа (Ин. 3: 34).

Зачем в основание храма принято закладывать мощи святого

Некогда Моисею сказал Бог: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая (Исх. 3: 5). Очевидно, земля стала святой не потому, что изменился ее химический состав, а потому, что Господь освятил ее Своим общением с пророком. Может стать святым и целый город. Так, в Евангелии о Иерусалиме прямо сказано: святой город (Мф.

4: 5). А Давид восклицает: А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем (Пс. 5: 8). Вещи апостолов источали благодать исцеления. Читаем: Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них (Деян.

19: 11–12). Зачем в основание храма принято закладывать мощи святогоПротоиерей Олег СтеняевИсцеляла даже тень проходящих мимо апостолов. Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них (Деян. 5: 14–15). И останки мертвых угодников, их мощи приносили утешение, чудеса и защиту. Читаем: И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище (моавитян), погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои (4 Цар. 13: 21). Из Писания мы точно знаем, что все 40-летнее скитание по пустыне, когда Господь чудесами и знамениями оберегал Свой народ, в стане народа Божия сохранялись мощи Иосифа Прекрасного, и он сам заповедал, чтобы они унесли его мощи с собой, когда будут выходить из земли Египетской в Землю Обетованную. Как видим, действительно, не мерою дает Бог Духа (Ин. 3: 34), Он действует многоразлично и многообразно. Но всякий раз, когда совершается соприкосновение с чудесным, это может усилить нашу веру, а сомневающегося – поддержать, потому что чудо имеет великой целью оказать помощь нуждающемуся, в жизни которого это чудо может стать началом чего-то нового, неожиданного, с чем этот человек не сталкивался ранее.

Мощи – это соприсутствие святых с нами

Священник Валерий Духанин: – Мы чтим мощи святых, потому что нам дороги сами святые. Всё, что связано с близким и дорогим для тебя человеком, само становится дорогим и ценным. И обычно люди хранят вещи тех, кого любят.

Это не просто память, а в каком-то смысле связь и причастность тому, кого любишь. Поэтому нам так дороги вещи святых людей. Что же касается мощей святых, то это не просто память о давно жившем подвижнике, не реликвия древних времен, а соприсутствие святого с нами.

Своими мощами святой человек пребывает с нами и помогает тем, кто молится возле святых мощей.

Зачем в основание храма принято закладывать мощи святого Священник Валерий ДуханинПомню, когда я впервые приехал в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру и поступил в духовную семинарию, то посещение Троицкого собора, где покоятся мощи преподобного Сергия Радонежского, было сокровенной встречей с самим аввой Сергием. Это ни с чем невозможно сравнить. Ты идешь не просто к мощам – ты идешь к самому преподобному Сергию, который видит скорбь твоей души, слышит твою молитву и помогает. Такая горячая молитва была именно там. И это бывает всякий раз, когда ты подходишь к мощам любого угодника Божия. Расскажу одну историю из жизни близкого человека. Ксения, преподаватель и переводчица, в 2012 году упала и сильно повредила левую руку. Врач-травматолог, проведя обследование, неутешительно сообщил, что в области плеча пять разрывов мышц. Разрывы располагались настолько глубоко, что исправить их простым хирургическим вмешательством почему-то не представлялось возможным. Руку Ксении закрепили специальным приспособлением и объявили, что через год мышцы срастутся и только тогда это приспособление можно будет снять. Вскоре Ксению пригласили сопровождать в качестве переводчика приехавшего из Греции владыку Николая, митрополита Месогейского. А владыка очень чтит блаженную Матрону Московскую и каждый раз, как приезжает в Россию, непременно спешит приложиться к ее мощам. В Покровский монастырь владыка поехал вместе с Ксенией. Подошли к раке святой угодницы. Прикладываясь, Ксения почувствовала в левой руке в области плеча легкое покалывание, как от иголочек. При выходе из храма покалывание усилилось. Оно усилилось даже настолько, что, когда с владыкой они сели за трапезу, Ксения не могла ничего есть. А потом, еще через небольшое время, она вдруг что-то взяла левой рукой и только тогда заметила, что нет ни травмы, ни покалывания в плече. Когда она пришла к травматологу, который предвещал год лечения, тот сказал, что такое вообще невозможно, и стал расспрашивать, как это произошло. Выслушав об исцелении, травматолог посетовал: хотя он и ездил недавно на Афон, но не придавал большого значения святыням и не догадывался, что Господь может так наглядно помочь человеку.

Самое же главное, наверное, в том, что у святых людей и самое тело их стало богоносным. Это не останки умерших, а святыня, телесное одеяние тех, кто всем своим сердцем был со Христом.

Тела святых – это храмы Духа Святого, и вот почему Бог действует через их мощи

Мощи святых – это храмы Духа Святого, и вот почему Бог действует через мощи святых. Как души святых людей, так и тела их – это Божий удел.

Святые и душу, и тело подчинили Духу Святому, и потому Бог действует через них как через что-то Свое.

Посредством мощей святые продолжают действовать и поныне, они не покидают нас, и через них проявляет неизреченную милость Свою любящий нас Небесный Отец.

О почитании мощей или как научиться разговаривать со святыми

Зачем в основание храма принято закладывать мощи святого

Приложиться к мощам всё-таки нужно, как и постоять несколько часов вместе с теми, кто с тобой в одной Церкви. Лучше всего постоять одному и молча, всматриваясь в себя и переживая о других. Не только взывая из сердца к святому, но и слыша его ответы – ведь он совсем близко, и ему всё слышно. Будем просить, ждать и верить и никогда не посрамимся, ибо получим за временное и земное – вечное и небесное.

Божественная Благодать распространяется от мощей соразмерно с верою и благочестием поклоняющихся

Зачем в основание храма принято закладывать мощи святогоЗачем в основание храма принято закладывать мощи святого Священник Павел Коньков:

Размер частицы мощей неважен. Главное – с каким отношением мы приступаем к святыне

– Господь создал человека из праха. В прах мы все и перейдем. И в конце времен, как мы знаем из видения пророку Иезекиилю, Господь нас всех соберет из праха земного. То есть связь тела и души сохраняется и после смерти.

Если человек при жизни явным образом стяжал благодать Святого Духа, то эта связь с Богом не прекращается и после смерти: душа святого до Второго Пришествия Христова переходит в райские селения, но не теряет своей связи с телом, с которым соединится к Страшному Суду.

Именно это дает нам возможность получать видимым образом благодать Божию как при жизни святого, так и после его блаженной кончины, именно на этом основано почитание мощей святых. И при этом неважно, когда жил святой – в прошлом веке или же это мученик или апостол первых веков христианства.

Поскольку для измерения благодати нет специальных приборов, то и измерить благодать Божию мы не можем. Но точно можно сказать, что размер частицы святого не влияет на духовные дары. И неважно, к какой частице мощей мы прикладываемся – большой или маленькой. Главное – с каким отношением мы приступаем к святыне.

Если мы требуем от святого, принуждаем его нам помочь и при этом не стараемся даже вести богоугодную жизнь, то хоть перед нами будут лежать все мощи мира, Господь может и проигнорировать нашу просьбу. Все дело в нашей вере, и важна только она, а размер святыни или место, откуда она привезена, не играют никакой роли.

Единство во Христе

Священник Александр Сатомский: – Мы привыкли воспринимать человека как нечто сложносоставное. Теологи спорят о дву- или трехсоставности человека, только ли в нем душа и тело или же еще присутствует дух.

Но мы забываем, что Писание не знает такой проблемы, для него человек не равен сумме частей, а являет собой удивительное целостное творение. Поэтому и почитание тел святых – мощей – столь распространено в христианской традиции.

Ведь это не прах, не тлен, нечистота или что-то еще, а сияющий храм, в который однажды вселился Святой Дух.

Зачем в основание храма принято закладывать мощи святого Второй важный тезис, который нам нужно помнить, обращаясь к святым: это возможность единства с ними лишь во Христе. Поясню. Церковь – Тело Христово, призванное являть присутствие Бога в мире. Но являет она это присутствие лишь в Боге находясь, как бы объединяясь в Нем и Им: именно через Причастие Богу, Его Телу и Крови мы и становимся частью Его Тела, то есть Церкви. А становясь ею как клеточка организма, обретаем единство с остальными частями – верующими всех времен и народов, жившими тысячи лет назад или живущими сейчас на другом краю земли. Святые – наши братья, члены того же Тела, уже сияющие славой, но в ней не отдалившиеся от нас, а, наоборот, максимально приблизившиеся!

Источник

Ксения созерцатель Ксения созерцатель

Источник: https://religiya.temaretik.com/1171557503869913168/moschi-eto-hramy-duha-svyatago/

«Мощи святого – то же, что его икона, только ближе к нему»

«Мощи святого – то же, что его икона, только ближе к нему»

Просмотров: 1626     Комментариев: 0

Зачем в основание храма принято закладывать мощи святого– Почитание мощей в Православии – это то, к чему многим трудно привыкнуть, то, что не каждый может с ходу принять. Нецерковное сознание протестует против поклонения человеческим останкам, частицам мертвого тела. У многих людей это вызывает негативную реакцию, отторжение… Эти люди чего-то недопонимают, возможно, но чего именно?

– Пребывание в нашем городе таких святынь, как десница Иоанна Предтечи или мощи святой блаженной Матроны Московской, собрало огромное количество людей, вряд ли какие-то другие события в истории города собирали столько же народу.

О чем это говорит? О том, что даже и люди, не очень близкие еще к Церкви, не очень хорошо знакомые с христианским учением, интуитивно понимают, почему в Православии почитаются мощи святых, и принимают это. Однако я соглашусь, что такая сторона церковной жизни, как почитание мощей святых, вызывает вопросы как у людей, живущих уже этой жизнью, так и у тех, кто только начинает ее.

Атеисты несколько веков кряду зубоскалят и кощунствуют над почитанием мощей, но мы не будем сейчас отвечать на их кощунства – поговорим о том, чему учит Церковь.

Почитание останков святых в христианстве – это не культ смерти, как кому-то кажется. Христианство действительно относится к смерти очень внимательно и трепетно: «Помни последняя твоя, век не согрешишь». Память смертная – это одна из главных христианских добродетелей.

Внимание к смерти свойственно любой религии, достаточно вспомнить древних египтян с их культом усопших, сложными представлениями о загробном мире. Человек всегда чувствовал, что смерть – это граница, но не конец. Такие переживания были еще до христианства.

Читайте также:  Когда на руси начали есть пельмени

Но христианство выработало правильное отношение к смерти как к тому, к чему человек должен готовиться всю свою жизнь и чего он не должен бояться. Отсюда и отношение к мертвому телу – без страха, испуга, отвращения.

Но здесь надо вспомнить еще и о тех условиях, в которых зарождалось и жило христианство первых веков. Все слышали о том, что первые христиане скрывались в катакомбах. А что такое катакомбы? Это выработанные каменоломни, служившие кладбищем.

Первой формой легального существования христианства были погребальные сообщества – христиане объединялись именно для того, чтобы хоронить своих сограждан. И у них не было такого отношения к смерти, мертвому телу, как у человека нашего времени. Они относились к смерти очень спокойно.

Соседство с мертвецами не было для них чем-то страшным, ужасным, нестерпимым.

Таким образом, это вполне закономерно и логично – то, что почитание мощей стало неотъемлемой частью Священного Предания Православной Церкви. Но, чтоб это стало ясно окончательно, нужно сказать о христианском отношении к человеческому телу вообще.

Человек – двуединое существо, и тело – неотделимая часть этого существа. Оно не менее ценно, чем душа. Христианство воспринимает тело именно так – в отличие от восточных религиозных систем, для которых тело – темница духа, нечто скверное, то, от чего нужно поскорее избавиться, очиститься.

Если мы приносим покойника в храм, то Ветхий Завет отражает отношение к мертвому телу как к чему-то нечистому. То же мы видим и в исламе – покойника надо как можно скорее закопать, до захода солнца. А мы молимся над этим телом, мы кадим его ладаном, мы воздаем ему честь.

Казалось бы, что перед нами? Мертвая плоть, обреченная на разложение, грубо говоря – труп. Но мы помним, что это человек; это часть человека, но часть неотъемлемая. Благодать Божия преображает не одну только душу, а всего человека.

А если бы это было не так, мы бы и не причащались, и елеопомазание не было бы нам нужно. В мощах святых, в останках их тел мы видим следы благодати Божией и, поклоняясь им, поклоняемся Богу.

Это можно объяснить и несколько иначе. Мы бережно храним фотографии близких нам людей, уже ушедших от нас, потому что это то, что нам от них осталось.

И точно так же мы едем в Лавру поклониться мощам преподобного Сергия, потому что это, выражаясь современным языком, актуализирует нашу память о нем, это рождает в нас ощущение близости, сопричастности этому святому.

Эти «чисто человеческие» моменты, эти душевные переживания отнюдь не отвергаются Церковью.

– Тела преподобного Александра Свирского и святителя Иоасафа Белгородского практически нетленны. А от других святых остались одни косточки. Как реагировать на это различие? Вправе ли мы судить о святости по степени сохранности мощей?

– Мощи действительно могут находиться в разной степени сохранности, но Церковь почитает святыней как тленные останки, так и нетленные. Повышенное внимание к нетлению – это явление достаточно позднее.

В древности на Русь привозили с Афона костные останки, и это никого не ввергало в сомнение; среди останков киево-печерских подвижников есть как тленные, так и нетленные. Степень сохранности не является основанием для «характеристики святости».

Она не говорит о том, что кто-то из подвижников более свят, а кто-то менее. Не только вокруг почитания мощей, вокруг любого явления церковной жизни всегда возникают суеверия.

Люди пытливы, они всегда хотят знать побольше и потом других этим удивлять, вот так и возникает ложное знание: сохранно все тело – «более святой», сохранились лишь кости – «менее святой».

Своего рода ажиотаж возник при обсуждении вопроса о канонизации преподобного Серафима Саровского. Синодальный период в истории нашей Церкви не был простым, и главной добродетелью в те годы нередко оказывался крайний консерватизм: не предпринимать ничего нового, «как бы чего не вышло».

Потому и процесс прославления преподобного Серафима шел очень сложно, и членами Святейшего Синода был выдвинут такой аргумент: нельзя считать его святым, потому что нетленных останков нет, сохранились одни косточки. Иерархи Церкви, в свою очередь, настаивали на том, что никакого значения для прославления святого это обстоятельство не имеет.

В конце концов, все эти дискуссии прекратил император Николай II, который просто наложил резолюцию: «Немедленно прославить».

– Частицы мощей вшиваются в антиминс, а без антиминса в храме нельзя служить Литургию. Значит, Литургия служится только на останках святых. Но почему именно так?

– В первые века в катакомбах хоронили именно тех, кто мученически пострадал за Христа. Престолом, на котором служилась евхаристия первых веков христианства, служили именно эти гробы, саркофаги мучеников.

Престол изначально – это гроб мученика, вот почему при освящении храма в основание престола полагается частица мощей. Частицы мощей вшиваются также в антиминс, местопрестолие, без которого совершение богослужения в храме невозможно.

Такова наша преемственность, наша связь с христианами первых веков.

Гробы мучеников стоят в основании христианства, потому что ранняя Церковь видела в своих мучениках свидетелей Истины. Это очень интересный момент.

Не одни только христиане отдавали жизнь за свои убеждения, конечно, таких людей в истории человечества было достаточно – и до, и после эпохи первых христиан.

Далеко не всегда эти убеждения были истинными, однако единомышленники того, кто пожертвовал жизнью, всегда называли его героем и всегда ставили в пример другим. Идея, воспринимаемая как истина, делала человека героем.

Но в первые века христианства произошло нечто противоположное: мученики доказали истинность новой веры. Поэтому в Православии по сей день особое отношение к мученикам, они выделяются из всего сонма святых. Мученик – это столп и утверждение Церкви, это то, на чем Церковь построена. Вот почему их останки полагаются в основаниях храмов по всей земле.

– А всегда ли мы можем быть уверены в подлинности мощей, особенно если речь идет о святых из глубокой древности, о современниках Спасителя, об Иоанне Предтече, например? Приходилось читать о том, что в Европе в средние, да и в позднейшие века существовал целый рынок подделок.

– Спрос ведь рождает предложение. Достаточно вспомнить историю Четвертого крестового похода (1202–1204 гг.), когда крестоносцы завоевали Константинополь, они растащили мощи, хранившиеся в роскошных византийских мощехранительницах.

Эти мощи интересовали их больше, чем золото и драгоценные камни, они были гораздо ценнее в их глазах. И в результате католическая Европа оказалась переполнена этими византийскими мощами, их можно было видеть всюду – в храмах, монастырях, аббатствах.

Они и сейчас там, и европейцы, успевшие уже за эти века охладеть к останкам святых, смотрят на русских паломников, стремящихся приложиться к этим мощам, со странной смесью ужаса, удивления и тайной зависти… Но в средние века спрос на мощи был огромный, и рынок подделок, безусловно, существовал.

В эпоху Просвещения это породило массу памфлетов и карикатур. Иногда, впрочем, такое недоразумение порождается тем, что головой святого именуется всего лишь частица его черепной кости. Голова апостола Андрея Первозванного лежит в Патрах, в Греции, и в русском Андреевском скиту на Афоне.

Я лично видел ее в Андреевском скиту: серебряный реликварий в форме головы и вставленная кость. Люди, не задумываясь об этом обстоятельстве, говорят: голова.

Однако у таких святынь, как, например, десница Иоанна Предтечи, которая доставлялась в Саратов в 2006 году, очень долгая история, и она хорошо прослеживается. Нет никаких сомнений относительно мощей святых, живших совсем недавно, как, например, блаженная Матрона Московская.

Нет сомнений относительно преподобного Сергия, преподобного Серафима. И многих-многих других. И я бы не советовал верующим задаваться такими вопросами вообще.

Если мы когда-то и ошибемся невольно, то никакой беды, никакого греха в этом нет – Господь видит нашу искренность, и святой слышит нас все равно.

– Почему верующие стремятся именно приложиться, т.е. максимально приблизиться к мощам? Разве не достаточно просто постоять рядом, мысленно поклониться святому, попросить его о помощи?

– Потому именно, что человек – двуединое существо. Его душевные движения требуют еще и физического выражения. «Физика» – это ведь тоже часть нашего «я».

Именно поэтому мы не просто стоим у иконы или ковчежца с частицей мощей, а прикладываемся к нему. Мощи – это ведь, по сути, та же икона святого, только более близкая к нему.

Глядя на икону, мы возносим ум от образа к первообразу и точно так же, глядя на то, что осталось от земной жизни святого, возносим ум к нему самому.

– Когда частица мощей святого доставляется в конкретный город, в какой-то из его храмов, говорят так: «У нас побывал такой-то» или «…такая-то». Например: «У нас в Саратове побывала преподобномученица, великая княгиня Елисавета». Почему именно так принято говорить? Ведь это не человек, не сам человек, а только частица его тела.

– Потому что мы возносим молитвы к первообразу. И пребывание в нашем городе частицы мощей становится для нас поводом ко внутренней встрече со святым. И люди идут к мощам святого именно ради этой духовной встречи. Поэтому когда мы говорим: «У нас побывала великая княгиня Елисавета Федоровна» – это абсолютно точное выражение! У нас была сама святая.

Фото Дениса Елистратова

Взгляд-Православие

Источник: https://eparhia-saratov.ru/Articles/moshhi-svyatogo-to-zhe-chto-ego-ikona-tolko-blizhe-k-nemu

Судебные приставы изъяли из храма Российской православной автономной церкви раки мощей суздальских святых

В Суздале группа судебных приставов в сопровождении 15 сотрудников полиции произвела накануне изъятие у представителей Российской православной автономной церкви (РПАЦ), не признанной Московским патриархатом, раки мощей преподобных Евфимия и Евфросинии Суздальских. Наблюдатели отмечают, что властные структуры были привлечены в поддержку претензий РПЦ на владение имуществом «раскольников».

По информации Телерадиокомпании «Губерния-33», 25 марта в храм Иверской иконы Божией Матери в центре Суздаля, принадлежащий РПАЦ, пришли сотрудники центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов РФ в сопровождении вооруженных и экипированных сотрудников правоохранительных органов.

На месте был составлен акт об исполнении решения суда по изъятию «объектов, представляющих культурную ценность религиозного характера, именуемых как «мощи (костные останки) преподобного Евфимия Суздальского» и «мощи (костные останки) преподобной Евфросинии Суздальской», цитирует портал Credo.ru.

Соответствующее решение суда вступило в силу в феврале 2014 года. В середине февраля главный судебный пристав РФ отстранил от исполнительного производства по этому делу владимирских приставов и передал его сотрудникам центрального аппарата службы. По решению суда мощи святых должны быть переданы Росимуществу.

Прихожане и священнослужители РПАЦ пытались противодействовать судебным приставам.

Между тем, как передала телекомпания РЕН ТВ, визит судебных приставов и полицейских в Иверский храм закончился cкандалом и потасовкой.

Когда исполнители со стражами порядка явились в церковь, чтобы по решению суда изъять мощи святых, прихожане и служители преградили им путь.

Кроме того, прихожане, да и сами служители храма попытались оттолкнуть приставов. Происходящее они снимали на мобильные телефоны и небольшие камеры.

Когда стало ясно, что численное превосходство на стороне судебных исполнителей, верующие начали петь молитвы и угрожать приставам.

Приставам все же удалось изъять мощи, сообщает РЕН ТВ. После этого руководство храма объявило, что продолжит борьбу за свою собственность, которая по закону принадлежит государству. Позже храм по просьбе прихожан освятили. По их словам, помещение было осквернено мужчинами с оружием – судебными приставами.

Как сообщил позже корреспондент Credo.ru, раки с резными изображениями преподобных Евфимия и Евфросинии Суздальских, изъятые у верующих РПАЦ, в настоящее время находятся в единственном действующем храме Ризоположенского женского монастыря Русской православной церкви в Суздале, в чем 29 марта лично удостоверился корреспондент интернет-издания.

Читайте также:  Как пушки xix века остановили немцев под москвой в 1941 году

Изъятые из храма раки состоят на балансе РПАЦ как зарегистрированной религиозной организации, они были изготовлены на пожертвования верующих и имеют балансовую стоимость.

Многие суздальские верующие РПАЦ расценивают случившееся 25 марта как хищение с применением силы, поскольку никакого судебного решения, обуславливающего прекращение права собственности РПАЦ на раки и передачу их другому лицу, не принималось.

Судебное решение, на котором основывали свои действия сотрудники ФССП, касалось «объектов, представляющих культурную ценность религиозного характера, именуемых как «мощи (костные останки)» преподобных Евфимия и Евфросинии Суздальских.

Имущества с таким названием никогда в собственность или на баланс РПАЦ не поступало, кроме того, суд принципиально отказался дать какие-либо описания и обозначить признаки истребуемого имущества, а также провести судебную экспертизу, напоминают в Суздальском епархиальном управлении РПАЦ. Истцом по делу об изъятии «объектов» выступает территориальное управление Росимущества.

Точный путь следования изъятых у верующих рак преподобных Евфимия и Евфросинии Суздальских неизвестен.

По сообщению ГТРК «Владимир», к 27 марта они оказались в Ризоположенском женском монастыре РПЦ МП в Суздале, причем, как свидетельствует тот же источник, мощей в них уже не было. По данным корреспондента Credo.

Ru, неизвестные лица после выноса рак из Иверского Синодального храма РПАЦ вскрыли одну из них циркулярной пилой, нанеся урон резной раке как художественной ценности.

Принадлежащая РПАЦ рака с изобажением преподобной Евфросинии Суздальской стоит у северной стены храма Ризоположенского монастыря РПЦ Московского патриархата, а рака с изображением преподобного Евфимия Суздальского находится в центре того же храма, на стульях. Как заявила корреспонденту портала одна из насельниц обители, «мощей там нет, это только хранилища. Их украли раскольники, которых поддерживает Америка».

Среди суздальских верующих распространяется предположение, что в акте изъятия мощей могли участвовать лица, причастные к «черному рынку» мощей святых, о существовании которого неоднократно писали российские СМИ.

Протоиерей Михаил Ардов: случившееся говорит о всей серьезности гонений на РПАЦ

Настоятель находящегося в юрисдикции РПАЦ храма Новомучеников Российских на Головинском кладбище Москвы протоиерей Михаил Ардов убежден в том, что коль скоро изымать мощи в Суздаль приехали приставы из Москвы, «это говорит о всей серьезности гонений на нашу Церковь». Об этом священник заявил изданию Credo.ru.

Ардов считает, что история с изъятием мощей свидетельствует о новой волне преследований, направленных против священноначалия РПАЦ.

По словам священника, ему всегда казалось, что главная составляющая преследования скончавшегося в 2012 году первоиерарха РПАЦ митрополита Валентина (Русанцова) и ныне здравствующего его преемника митрополита Феодора (Гинеевского) «происходит на областном и епархиальном уровне Владимира».

«Но то, что приехали приставы из Москвы, очень огорчительно: это говорит о гораздо большей серьезности гонений на нашу Церковь», — констатировал Ардов.

«Я могу только вспомнить великую книгу Оруэлла «Ферма», или «Скотский хутор»…. Как мы помним, там власть захватили свиньи. А изначально в их звериной конституции было написано, что все звери равны.

Но, в конце концов, свиньи это подправили и было написано так, что все животные равны, но некоторые животные более равны, чем другие. Я предлагаю нашим парламентариям так называемым исправить Закон о религиозных объединениях.

И не писать там фальшиво, что все религиозные объединения равны перед законом, а написать, что одно из религиозных объединений гораздо более равно, чем другие», — сказал Ардов.

Священник не смог ответить на вопрос, что было украдено — мощи или раки. «Дело в том, что суды и приставы три года так и не могли описать, что именно и в каком количестве им нужно.

Они же в этом отношении дикари, они даже не знают, что им надо, они никогда с этим дела не имели.

Это все на каком-то таком диком совковском уровне происходит, и это очень все огорчительно», — сказал собеседник Credo.ru.

«Сейчас приняты поправки в Уголовный кодекс РФ об оскорблении религиозных чувств, — продоложил он. — И — опять-таки — чувства некоторых верующих, принадлежащих к определенной организации, нельзя оскорблять, а чувства прочих верующих можно оскорблять, на это закон об оскорблении религиозных чувств не распространяется».

Ардов полагает, что нынешнему первоиерарху РПАЦ после произошедшего, скорей всего, следовало бы обратиться в Европейский суд по правам человека. «Потому что здесь уже все юридические возможности исчерпаны, раз присылают приставов из Москвы», — отметил Ардов.

Людмила Алексеева: православие в виде Московской патриархии превращается в государственную религию

На вопросы Crado.ru ответила также Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсинкской группы, всегда защищавшей права верующих РПАЦ.

  • Cлучившееся она охарактеризовала как знак «превращения православия в виде Московской патриархии в государственную религию, что полностью противоречит нашей Конституции».
  • Комментируя то, что изъятые раки были перевезены не в здание Росимущества, которое выступает «взыскателем», а в монастырь Московской патриархии, Алексеева заявила, что «Церковь, используя государственный аппарат насилия, действует как государственная религия, поскольку государство соглашается на то, чтобы Церковь использовала государственный аппарат насилия в своих целях».
  • К истории конфликта

В мае 2012 года Арбитражный суд Владимирской области обязал РПАЦ вернуть государству в лице Росимущества «из незаконного владения» мощи святых преподобных Евфимия и Евфросинии Суздальских. Об этом в те дни говорилось в сообщении Российского агентства правовой и судебной информации (РАПСИ).

Представитель суда уточнил, что исполнительный лист будет выдан после вступления решения в законную силу, которое произойдет через два месяца, либо в случае обжалования решения — после вынесения постановления апелляционной инстанцией. В решении суда уточняется, что данные объекты имеют историческую и религиозную ценность.

Как ранее сообщил РАПСИ священник Владимирской епархии Русской православной церкви (РПЦ) Евгений Липатов, мощи православных святых Евфимия и Евфросинии были переданы РПЦ в 1988 году Владимирской епархии на вечное хранение в Цареконстантиновском храме Суздаля. Однако, по словам Липатова, после того, как в епархии в 1990 году произошел раскол, храм был захвачен РПАЦ вместе с находившимися в нем мощами.

Речь идет о том, что настоятель Цареконстантиновского храма архимандрит Валентин (Анатолий Русанцов) объявил о своем выходе из РПЦ. Позднее он был возведен в сан митрополита и стал предстоятелем Российской православной автономной церкви (РПАЦ), которая ранее именовалась Российской православной свободной церковью. В итоге Цареконстантиновский храм Суздаля перешел к РПАЦ со всем имуществом.

В 2009-2010 годах территориальное управление Росимущества добилось возвращения нескольких храмов, занятых приходами РПАЦ, государству, в частности, был возвращен Цареконстантиновский храм в Суздале. Тогда представители РПАЦ вынесли мощи святых Евфимия и Евфросинии из Цареконстантиновского храма и поместили их в Иверский синодальный храм.

На предварительном заседании суда, состоявшемся 21 марта, Росимущество поддержало исковые требования, а ответчики — РПАЦ и местная религиозная организация «Приход Цареконстантиновского собора и Скорбященского храма Суздальской Епархии РПАЦ» — отказались признать иск.

Ответчики обратили внимание суда на то, что в иске истребуются мощи Ефимия Суздальского и Ефросиньи Суздальской, в то время как среди русских православных святых известны имена преподобного Евфимия Суздальского (мирское имя которого не установлено, родившегося в 1316 году) и преподобной Евфросинии Суздальской (в миру — Феодулии Михайловны Черниговской, жившей в период с 1212 по 1250 годы).

Кроме того, по мнению ответчиков, имена преподобных Евфимия и Евфросинии Суздальских имеют статус православных имен, и они не могут быть использованы в качестве одного из признаков идентификации костных останков физических лиц в гражданском процессе. По мнению ответчиков, истцом также не доказан факт наличия у Российской Федерации права собственности в отношении спорных объектов.

Территориальное управление Росимущества в 2009-2010 годах добилось возвращения нескольких храмов, занятых приходами РПАЦ, государству, в частности, удалось вернуть и Цареконстантиновский храм в Суздале.

После этого, по словам Липатова, представителям РПАЦ предложили забрать из церкви свое имущество, но они вынесли с места постоянного хранения мощи святых Евфимия и Евфросинии и поместили их в свой Иверский синодальный храм.

Решение об изъятии 13 объектов недвижимости, в том числе Цареконстантиновского храма и еще 10 церквей, у РПАЦ было принято Арбитражным судом Владимирской области по иску территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в феврале 2009 года. Основной аргумент истца состоял в том, что с РПАЦ не были заключены договоры о передаче государственного имущества в безвозмездное пользование.

Грубую силу уже применяли

Отметим, что случившееся накануне в храме РПАЦ — отнюдь не первый случай во взаимоотношениях между властными структурами и непризнанной Церковью.

В конце августа 2013 года сотрудники Управления Федеральной службы судебных приставов РФ по Владимирской области применили грубую физическую силу в отношении первоиерарха РПАЦ Митрополита Суздальского и Владимирского Феодора, совершавшего богослужение в храме в литургических облачениях.

Утром 30 августа во время богослужения в Иверский синодальный храм РПАЦ в Суздале, где тогда пребывали останки святых, почитаемые верующими как мощи преподобных Евфимия и Евфросинии Суздальских, без предварительного оповещения явилась «группа налетчиков» из более чем 10 судебных приставов и произвела арест мощей, сообщал портал Credo.ru. Не представившиеся и не предъявившие никаких удостоверений приставы заявили, что действуют на основании некоего судебного акта, предъявить который отказались.

Потребовав от первоиерарха РПАЦ подписать какие-то бумаги, на что митрополит ответил отказом без присутствия адвоката, приставы наложили печати на раки с мощами святых. При этом Митрополита Феодора, совершавшего молебен перед мощами преподобной Евфросинии Суздальской, приставы грубо оттолкнули от мощей, хватаясь за его облачение.

А попытку первоиерарха РПАЦ продолжить богослужение приставы квалифицировали как хулиганство, пообещав возбудить против него уголовное дело.

Верующие воспрепятствовали группе неизвестных лиц, сопровождавших Анну Филиппову, вынести из храма раки с мощами святых. В результате раки были частично повреждены, неизвестные сломали ножки у ковчега с мощами преподобной Евфросинии Суздальской, однако святыни остаются в храме.

Митрополит Феодор подготовил тогда специальное заявление в связи с кощунством и насилием, имевшим место в Иверском синодальном храме.

Источник: https://www.newsru.com/religy/30mar2015/suzdal_rpac.html

Святейший Патриарх Кирилл совершил чин освящения закладного камня в основание храма св. Феодора Ушакова в столичном районе Южное Бутовo / Видеоматериалы / Патриархия.ru

15 апреля 2015 г. 18:01

15 апреля 2015 года, в среду Светлой седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин освящения закладного камня в основание храма святого праведного воина Феодора Ушакова в столичном районе Южное Бутовo.

Надпись на закладном камне гласит: «Во Славу Святыя Единосущныя и Нераздельныя Троицы, при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Кирилле, директоре ФСБ России Александре Васильевиче Бортникове, мэре Москвы Сергее Семеновиче Собянине, жертвами и трудами благочестивых горожан, установлен сей закладной камень на месте строительства храма святого праведного воина Феодора Ушакова г. Москвы в память о сотрудниках органов государственной безопасности, погибших при выполнении служебного долга. Освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в лето 2015 от Рождества Христова месяца апреля в 15 день».

Его Святейшеству сослужили благочинный Параскево-Пятницкого округа протоиерей Анатолий Кожа, настоятель строящегося храма игумен Дамиан (Залетов).

На богослужении присутствовали управляющий Юго-западным викариатством г. Москвы, наместник Андреевского ставропигиального монастыря епископ Дмитровский Феофилакт, директор ФСБ России генерал армии А.В. Бортников, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства, депутат Государственной Думы ФС РФ В.И.

Ресин, председатель комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками Л.Э. Слуцкий, префект Юго-Западного административного округа г. Москвы О.А.

Волков, а также сотрудники ФСБ России, учащиеся клуба юных моряков «Ушаковец» при школе № 1883 и колледжа при Московской государственной академии водного транспорта, благотворители и строители, жители Южного Бутова.

  • Песнопения чина освящения исполнил хор храма святого праведного воина Феодора Ушакова (регент — Светлана Форостяная).
  • По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом:
  • «Ваше Преосвященство, высокие представители государственной власти, дорогие отцы, братья и сестры!
Читайте также:  Какими были любимые женщины нестора махно

Всех нас хотел бы поздравить с замечательным событием — основанием храма в честь святого праведного адмирала Феодора Ушакова здесь, в Южном Бутово, в месте, где проживает так много людей. Важно, что именно в таких районах мы сейчас строим храмы.

В преддверии Святой Пасхи я имел возможность посетить несколько построенных храмов в таких районах и был поражен тому количеству людей, которые пришли в Великую Субботу освятить пасхи, куличи, помолиться в храме. Их было в несколько раз больше, чем может вместить храм, так много людей нуждаются в духовной поддержке.

В наше время во много раз возросли психологические, духовные нагрузки на человека. Находясь в круговерти огромных мегаполисов, мы действительно испытываем большое давление извне, и человек должен уметь восстанавливать свои духовные силы.

 Когда мы приходим в храм, когда мы прикасаемся к благодати Божией, то выходим из храма другими. И не потому, что нам кто-то что-то внушает, а потому что к нам Бог прикасается. И Он исцеляет наше душевное внутреннее состояние, а нередко и наши физические недуги. Люди хорошо это понимают и чувствуют.

Вот почему такую большую поддержку имеет строительство новых храмов в новых районах города Москвы.

Мы освятили этот храм в честь великого сына нашей земли — непобедимого адмирала Феодора Ушакова.

Наверное, кто-то может задать вопрос: а насколько вообще совместима военная деятельность, полководческая деятельность со святостью? Святой Феодор Ушаков отвечает на этот вопрос всей своей жизнью.

Он был непобедимым воином, он был готов отдать жизнь свою за Отечество, он мудро управлял вверенными ему войсками, кораблями Черноморского флота, он одерживал удивительные победы и оставался святым человеком.

Чему учит нас этот пример? Тому, что святость совместима почти с любой человеческой деятельностью. Есть только одно условие: если даже эта деятельность весьма сложная и протекает на стыке святости и греха, сам участник этой деятельности не должен впадать в грех; а если впадает, то он должен приносить покаяние Господу и своей верой искуплять свои собственные грехи.

В этом храме мы будем особо молиться о тех сотрудниках органов государственной безопасности, которые погибли при исполнении своего служебного долга, погибли в мирное время, защищая наше Отечество.

Сегодня им уже ничего не нужно от людей — ни званий, ни наград, ни почета, ни денег. Но им очень нужна наша молитва, потому что эта молитва им там очень помогает. Поэтому молиться за тех, кто жизнь свою отдал за Родину, это тоже наш христианский и патриотический долг.

И дай Бог, чтобы в этом месте никогда не была погашена эта молитвенная свеча.

Хотел бы поблагодарить всех, кто трудится в строительстве этого храма, — жертвователей, строителей, руководителей, и просил бы как можно энергичнее возводить сей дом Божий.

Он действительно нужен людям — и тем, кто живет здесь рядом, и тем, кто будет приезжать с тем чтобы помолиться святому защитнику Отечества нашего адмиралу Феодору Ушакову.

Пусть Господь споспешествует всем, кто будет участвовать в строительстве этого храма.

Христос Воскресе! С праздником всех вас поздравляю!»

***

Храм в честь святого праведного воина Федора Ушакова возводится в рамках программы строительства новых православных храмов в Москве, а также в рамках проведения Межрегиональной общественной организацией «Ветераны военной контрразведки» общероссийской благотворительной инициативы «Молчаливое эхо войны».

Храм будет пятикупольным, на 500 прихожан. Проект разработан ОАО «МНИИТЭП» в традициях владимирско-суздальской архитектуры. Рядом с храмом планируется построить дом причта со звонницей. В настоящее время на участке ведутся работы нулевого цикла. Подрядчиком и благотворителем стройки выступает ГК «СУ-155».

Знаменитого русского адмирала особо почитают именно в этом районе Москвы. В Южном Бутово в честь праведного воина Феодора Ушакова названа улица, центральный бульвар и станция метро.

Есть и памятник адмиралу, возле которого священнослужители и прихожане будущего храма регулярно совершают молебны и проводят праздники, связанные со страницами биографии этого прославленного воина.

День памяти Федора Ушакова отмечается здесь уже более 10 лет.

  1. В 2015 году запланирован ряд мероприятий, приуроченных к 270-летию святого.
  2. При храме работает воскресная школа, православный лекторий, проводятся встречи с молодежью, спортивные мероприятия, организуются паломнические поездки и экскурсии, ведется социальная работа с детским домом-интернатом.
  3. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/4042576.html

Битва за Евфимия и Евфросинию Судебные приставы силой забрали мощи святых из храма автономной православной церкви — Meduza

Росимуществу после многолетних судов удалось отобрать мощи святых Евфимия и Евфросинии у Российской православной автономной церкви, которую в РПЦ считают раскольнической. 25 марта судебные приставы пришли в Иверский храм в Суздале и силой забрали две раки. Их сразу же отвезли в монастырь РПЦ. «Медуза» коротко рассказывает историю судебной битвы за мощи. 

Российская православная автономная церковь была образована в 1990 году, когда священник Анатолий Русанцов (Валентин) отказался подчиняться Московскому патриархату РПЦ. Со временем община выросла до 150 приходов (не только в России). Центром этой церкви стала Суздальская епархия, где служил Валентин Русанцов, ставший предстоятелем. 

В 2009-м началась серия судов, которая продолжается до сих пор. Росимущество на разных уровнях пыталось через суд вернуть себе храмы, в которых проводили службы клирики РПАЦ. Главным образом суды шли во Владимирской области, где Росимущество судилось и в арбитражных судах, и судах общей юрисдикции. 

В результате федеральному ведомству удалось добиться возвращения почти всех храмов во Владимирской области — причем чиновники жаловались, что здания были в плохом состоянии. В РПАЦ парировали: в 1990-е годы храмы вообще представляли собой руины. Отобранные у РПАЦ здания Росимущество передавало РПЦ.

В 2012-м ведомство начало судиться не за здания, а отдельно — за мощи святых Евфимия и Евфросинии (если говорить на языке суда, то за «объекты, представляющие культурную ценность религиозного характера, именуемые как „мощи (костные останки)).

Росимущество выиграло суды один за одним — районный, областной и даже Конституционный. Ответчики из РПАЦ настаивали на том, что мощи как предмет культа не могут быть объектом гражданского разбирательства.

Конституционный судья Гадис Гаджиев выступил с особым мнением по этому поводу, указав на правовую неопределенность мощей. 

Отдельно в судах разбирались, можно ли сопоставить костные останки физических лиц с их православными именами, а также — есть ли у государства право собственности на мощи. 

Первый раз владимирские приставы пришли забирать мощи в августе 2013 года. Тогда раки с мощами им получить не удалось, поскольку прихожане выстроились в живую стену. Более того, местная полиция даже обнаружила признаки воспрепятствования свободе совести в действиях приставов. Правда, дело Следственный комитет так и не возбудил. 

О попытке изъятия мощей сняли получасовой документальный фильм „Приставное благочестие“, в котором патриарха Кирилла сравнили с Йозефом Геббельсом. В итоге этот ролик суд признал экстремистским — из-за негативных оценок РПЦ и почему-то представителей ЛДПР. 

В конце концов вернуть мощи в собственность государства поручили судебным приставам из центрального аппарата службы.

25 марта они в сопровождении полицейских пришли в Иверский храм в Суздале и, потолкавшись с прихожанами, вынесли две раки из храма.

 Как выяснилось, раки отвезли в Ризоположенский женский монастырь Московского патриархата РПЦ. По данным местной телекомпании, мощей в них уже нет. Куда они делись, неизвестно. 

По мнению настоятеля храма Новомучеников Российских на Головинском кладбище Москвы протоиерея Михаила Ардова (клирик РПАЦ), отобрав мощи, государство показало, что одни религиозные организации в России „равнее других“. В Московском патриархате изъятие мощей не комментировали. 

Источник: https://meduza.io/feature/2015/03/31/bitva-za-evfimiya-i-evfrosiniyu

Как разделяют (раздробляют) мощи

«Бог, — говорит он, — разделил с нами мучеников: Сам, взяв душу их, тела Он как бы дал нам, чтобы святые кости их были у нас постоянным напоминанием об их добродетели «

(св. Иоанн Златоуст).

  • Почему и как разделяют мощи святых на частицы?
  • Прежде всего, необходимо понять:
  • Что такое мощи?

Мощами, согласно святоотеческой традиции, называются различные останки святых, в той или иной степени сохранившиеся после их смерти. Мощи угодников Божиих почитаются, как святыни и с благоговением сохраняются верующими в храмах и монастырях.

Почему мы почитаем мощи?

Традиция почитания мощей берет свое начало еще в ветхозаветные времена (4 Цар.13:21). Продолжилась она и в новозаветную эпоху.

Христиане с первых веков благоговейно относились к останкам праведников, а VII Вселенский Собор в своих решениях вынес окончательную формулировку мощепочитания: «Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает».

Каждый Православный христианин знает, праведники, удостоившиеся прославления Божиего, и после своей земной смерти присутствуют среди нас, помогают нам.

Духовно устремляясь к Богу, телесно, они продолжают находиться в нашем материальном мире.

Освятив себя при жизни подвигами, после смерти, они изливают Божественную благодать в наш мир посредством своих мощей или останков (от греч. ta leipsana, leipo – оставляю).

Часто возникает вопрос, на сколько важен размер святых останков?

Не важен непосредственный размер останков, ведь Божественная благодать во всей своей полноте присутствует в каждой их частице. Источником благодати является не само по себе тело святого, а исключительно сила Божия, через него проявляющаяся. Эта сила неделима, она не может уменьшаться или увеличиваться, в зависимости от величины останков.

«Святые мощи — неисчерпаемые сокровища и несравненно выше земных сокровищ именно потому, что сии (земные сокровища – прим.

автора) разделяются на многие части и чрез разделение уменьшаются; а те от разделения на части не только не уменьшаются, но еще более являют своё богатство: таково свойство вещей духовных, что чрез раздаяние они возрастают и чрез разделение умножаются» (св. Иоанн Златоуст).

Какова связь святых мощей и Евхаристии?

В раннехристианские времена, когда Церковь подвергалась гонениям, было принято совершать Евхаристию тайно, в катакомбах. Престолом служили гробницы (мощи) первых мучеников. В современной практике, непременным атрибутом Божественной Литургии является антиминс (специальный матерчатый плат), в который вшиты частицы мощей какого-либо почившего святого.

Основанием для такого обычая служит отрывок из Откровения Иоанна Богослова «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (Откр.6:9).

«Души праведников, пострадавших за Христа, как видно из этого, находятся под алтарем небесного храма, подобно тому, как и на земле со времен мученических вошло в обычай в основание христианских храмов и алтарей полагать частицы мощей св. мучеников.

Молитва праведников объясняется, конечно, не желанием их личной мести, а ускорением торжества правды Божией на земле и того воздаяния каждому по делам его, которое должно произойти на Страшном Суде и сделать их причастниками вечного блаженства, как отдавших жизнь свою за Христа и Его Божественное учение.» архиепископ Аверкий (Таушев).

Присутствие мощей святых на Литургии призвано указать не только на их невидимое, духовное участие в Таинстве, но и на видимое, телесное единство с Земной Церковью, с верующими, находящимися в тот момент в храме.

Кроме литургического присутствия мощей святых в Таинстве, останки подвижников принято полагать под престолом каждого храма при его освящении епископом. Помимо этого, практически в каждом храме, находятся раки с частицами мощей любимых нами святых.

Откуда берется необходимое для всех храмов количество мощей?

В некоторых случаях, святые частицы мощей перекладываются из старого антиминса в новый. Но в епархиях, где старых антиминсов мало, а собственных мощей недостаточно, существует потребность в святых останках для освещения новых храмов.

В этих случаях, правящие архиереи обращаются с просьбой о предоставлении им мощей в другую епархию.

По возможности, эти просьбы удовлетворяются, частицы мощей после отделения передаются с доверенным лицом в епархию, из которой поступил запрос.

Как останки святых делятся на частицы?

Непосредственным отделением святых частиц занимается священник. С чтением молитвословий, «Господи, помилуй» или тропарями святым угодникам, обычно в утреннее время, в алтаре на жертвеннике храма, священник отделяет частицы.

Отделенные частицы полагаются на белой бумаге, потом заливаются воском и вкладываются в специальный ковчежец, запечатываемый церковной печатью.

После этого ковчежцы передаются в епархии, где частицы мощей расходуются по мере необходимости, для вложения в антиминсы или под престолы храмов во время их освещения.

Ирина Праслова

Источник: http://dishupravoslaviem.ru/kak-razdelyayut-razdroblyayut-moshhi/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector