«жлоб»: кого так называли русские

«Жлоб»: кого так называли русскиеСовсем недавно «ЖЛОБ» рассказал о том, как выпивали на Руси в XVII веке. Было бы несправедливо обойти вниманием и времена не столь отдаленные, когда у слова «советский» еще не было унылой приставки «пост». Доступны живые носители истории, к которым «ЖЛОБ» и обратился. Разговор получился долгим и задушевным. Перед вами лишь краткий конспект беседы.

Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Отцы давились «Солнцедаром»

Заметили ли вы, что в последнее время варварский напиток виски стал вытеснять нашу водку? Так оно всегда и бывает: покажи народу западные излишества, он сразу потянется. Советское правительство это понимало, поэтому выбор у тогдашних людей в смысле выпить (да и вообще) был невелик.

Своеобразным символом советской эпохи стало вино «Солнцедар», которое продавалось в «огнетушителях» (бутылях по 0,8 литра). Свое название вино унаследовало от черноморского поселка, влившегося в славный город Геленджик.

Поговаривали, что именно «Солнцедаром» красят заборы, а если он попадет на одежду, обязательно прожжет дыру. «Википедия» утверждает, что «значительное число людей умерло от употребления «Солнцедара» (см. статью «Бормотуха»). Все вышесказанное не имеет фактического подтверждения.

Но пятна, оставленные знаменитым напитком на одежде, и в самом деле не выводились.

«Жлоб»: кого так называли русские«Солнцедар» и бесчисленные похожие вина были кислыми или приторно-сладкими, липкими, мутными, нередко с убийственным химическим послевкусием, но имели одно неоспоримое достоинство для большинства населения страны – они были дешевыми. Их так и называли: плодово-выгодные вина (вместо плодово-ягодных). На случай, если душа все-таки не принимала правильную по цене выпивку, были заготовлены примиряющие с суровой действительностью фразы вроде: «Стоит рубль-двенадцать, а пьется как за рубль-двадцать четыре». В то же время народ умел находить и откровенные названия тому, что с некоторым отвращением употреблял внутрь для веселья. Например, одним из аналогов «Солнцедара» было вино «Волжское», метко прозванное «Угрюм-рекой».

Не отличались особым разнообразием и пиво с водкой. Тут даже названий было немного. Пиво в Советском Союзе обычно разливали «Жигулевское» или «Мартовское», водку продавали «Московскую» или «Столичную», «Русскую» или «Пшеничную». Это не значит, что хорошего и разного алкоголя не было, речь идет только об общедоступных, «народных» вариантах.

Напитки, кстати, своеобразно отражали имущественное расслоение страны социальной справедливости: бормотуху пили пролетариат и трудовое крестьянство – два главных класса советского общества. А социальная прослойка – интеллигенция – предпочитала «сухенькое» (сухое или полусладкое вино, которое тоже так называли).

Зато пиво и водка были объединяющим началом, их пили все.

«Жлоб»: кого так называли русскиеПиво в СССР продавали по-разному. В Воронеже недалеко от современной площади Победы работало кафе-стекляшечка «Улыбка» (в народе «Ухмылка»), в котором можно было попить пивка в цивильной обстановке, недорого и сердито закусить его трехдневным чебуреком. Знакомым посетителям директор кафе «открывал кредит», особенно когда зарплата приближалась. Ну а по-простому пиво можно было купить, отстояв очередь, на улице из бочек – желтые такие бочки, как те, в которых продают квас. У студентов Воронежского университета, живших в общежитиях на улице Энгельса, большой популярностью пользовалась бочка в Первомайском саду, там, где теперь построили кафедральный собор. За пивом студенты ходили с чайниками, которые им выдавали по одному на комнату. Чайники были вместительные, семилитровые. Студенты сбрасывались, собирали штуки четыре чайника, приносили пиво и устраивали пивной день.

О водке стоит сказать отдельно.

Товарищ, верь, придет она –
На водку старая цена

«Жлоб»: кого так называли русскиеПоговорим о классике жанра – о наиболее академичном, пожалуй, ритуале употребления спиртного в СССР. Это когда мужчины «соображают на троих». Особенно часто такое случалось в приятные дни зарплаты. Дома ждет умудренная жена, заготовившая длинную речь о том, на что конкретно нужны полученные деньги семье – все до копеечки. Соответственно, успеть выпить необходимо, не доходя до этой обыденности. Связанные одной целью мужчины, в том числе ранее не знакомые, встречались у «гастрономов» и находили друг друга по «масонскому» знаку – два пальца на лацкане. Где-то на рубеже 60–70-х опознавательным знаком мог служить и зажатый в трудовом кулаке рубль: бюджет мероприятия тогда укладывался ровно в три рубля – по рублю с носа. 2,87 рубля уходило на водку и 13 копеек – на плавленый сырок. Двое объединялись и начинали искать третьего. Здесь паролем могла быть откровенная фраза «Третьим будешь?», но чаще использовались иносказания. Один из вариантов: «Башашкиным будешь?» – по фамилии защитника футбольного клуба ЦСКА, выходившего на поле под номером три.

Когда команда была сформирована, закупались и определялись с местом. Важный момент, поскольку милиция и ее добровольные помощники дружинники не дремали.

Не так давно у нас приняли правовые нормы, запрещающие употребление спиртного в общественных местах, и все равно на улицах и в транспорте нетрудно встретить молодежь с пивом. Тогда это было чревато.

Застанут за «распитием спиртных напитков», разбирательство обеспечено. Сообщат по месту работы или учебы, а там примут меры.

В учебном корпусе ВГУ на площади Ленина студенты порой выпивали в актовом зале (ныне аудитория 100). Помещение большое, есть где укрыться от чужих глаз небольшой, но теплой компании – главное, свет не включать. Но комсомольский оперотряд периодически устраивал рейды. Пойманным с поличным студиозусам грозило отчисление.

Однако надежные и при этом всем известные места, конечно, были. В 70-е годы в Воронеже года чуть ли не четыре строили Дом актера. Стройка была обнесена забором, но не охранялась.

В заборе скоро обнаружилась брешь, сквозь которую легко можно было проникнуть внутрь и относительно комфортно устроиться: летом присесть на что-нибудь, зимой – постоять, к чему-нибудь прислонившись.

Между первой и второй перерывчик небольшой, а вовремя не выпитая третья – это загубленная вторая.

В местной комсомольской газете «Молодой коммунар» публиковалась серия репортажей о важной культурной стройке под названием «Дом для Гамлета». Заголовок был недалек от истины. Среди обсуждаемых после третьей вопросов «Быть или не быть?» пользовался неизменной популярностью. Ведь советские пьянки чаще всего приобретали философское направление – образование в стране было на уровне.

Кто умен, а кто дурак!
Один за книгу, другой в кабак

«Жлоб»: кого так называли русские

Нельзя не рассказать под конец историю какой-нибудь пирушки с «залетами» во сне и наяву, как в добрых советских фильмах. Например, у Георгия Данелия в «Осеннем марафоне». Помните, там еще иностранец был, датский профессор, и потом они с Евгением Леоновым в «трезвеватель» попали? Так вот.

Решили как-то студенты из тех самых общежитий на Энгельса отметить окончание зимних каникул. Купили пять бутылок «Буджакского» по 0,7. Начинали классически втроем, впоследствии добавился четвертый – немецкий стажер, обер-лейтенант армии Германской демократической республики в запасе. Как все немцы, очень компанейский парень, если «на хальяву».

Далее – как у Высоцкого: «Считай по-нашему, мы выпили немного…». Возникло желание «залакировать» пивком.

В начале десятого вечера в Советском Союзе магазины уже не работали, пришлось идти в ресторан. Чтобы проверить готовность личного состава к дальнейшим подвигам, к месту дислокации решили пробежаться. Один из четверых сразу же отстал. Потеряв друзей из виду, парень засобирался домой. Был он из городских.

Показаться маме и папе в таком состоянии стеснялся, поэтому долго еще прогуливался на морозце по Первомайскому саду. Потом долго ехал, уже кемаря, в городском автобусе. Проснулся в собственном подъезде оттого, что кто-то снимал с его руки часы. Шапка к тому времени была уже снята.

К счастью, была она обычной кроличьей, а не какой-нибудь норковой. Студент инстинктивно двинул в направлении грабителя ногой, за что тут же поплатился. Скорее всего, парня заметили еще в центре, а потом «проводили» до дома – обычное дело.

В общем, родители были под впечатлением, увидев пьяного сыночка с фингалом под глазом, который потом очень долго заживал.

Оставшейся троице тоже есть что вспомнить. В ресторане «Москва» на проспекте Революции (здание гостиницы «Бристоль») пива не оказалось (представляете?). Прошли чуть дальше – в ресторан «Чайка» (всем известный дом-«утюжок»).

Расположились на первом, более демократичном, этаже, где даже музыки не было, и потребовали 12 бутылок пива. Официантка принесла по одной и больше выдавать отказалась, мотивируя тем, что явно уже хватит. Ребята пересели за другой стол, обслуживаемый другой официанткой, и повторили заказ.

Официантки, естественно, маневр разгадали. Препирательства дошли до вызова дружинников, а потом и милиции.

«Жлоб»: кого так называли русскиеЧто в нашей стране не меняется, так это методы работы правоохранительных органов. Милиционеры первым делом дали по лицу самому тихому из компании, который к тому моменту почти спал. У официанток тут же проснулись чувство справедливости и материнский инстинкт, и они стали истово объяснять, что «этот-то тихий», его нужно отпустить. Отпустили, однако. По свидетельствам очевидцев, парень сумел добраться до комнаты в общаге, упал на кровать в чем был и умер до утра. Немца и последнего русского в компании увезли в отделение. Там достаточно быстро выяснилось, что немец – и правда немец, не прикидывается, а с иностранцами лучше не связываться, мы же гостеприимная страна. Отпустили обоих, но на нашего студента прислали бумагу по месту учебы. Вот так и лишались порой должности комсорга (главного комсомольца) курса. Парень, правда, комсоргом быть и не хотел.

  • Юрий Егоров
  • В качестве небольшого видеопостскриптума«ЖЛОБ» предлагает читателям поностальгировать, пересмотрев известный фрагмент из мультфильма «Митьки никого не хотят победить».
  • «ЖЛОБ» рекомендует также: СССР: формула кайфа

Источник: http://zhlob.info/?p=451

О ментальности в современном обществе. быдло, гопник и жлоб

В современном обществе часто употребляются слова-понятия. Значение их не всегда трактуется одинаково. В свою очередь их применение (особенно в идеологических целях, тем более с экранов телевизоров) с одной стороны озадачивает, а с другой —  заставляет задуматься.

Быдло (польск. bydło — скот) — польское ругательство, изначально употреблявшееся в значении «крупный рогатый/тягловый скот» и/или телегу, этим скотом запряжённую.

Произрастает это всё из неспособности и, соответственно, боязни принятия собственных решений; даже сама мысль о необходимости что-то сделать самому, а не получить в виде указаний (приказов, линии партии и т. п.) от кого-либо вводит в ужас.

«Жлоб»: кого так называли русскиеБыдло — это те, кто не способен отрефлексировать свои действия с нескольких разных точек зрения. То есть, быдло не может посмотреть на себя со стороны глазами другого и вообще воспринимать какую-либо точку зрения, отличную от общепринятой.

Они говорят: «Мы на все согласны, только вы нас кормите и на водку давайте. Если мало дадите, то мы на троих скинемся». И им находят место, и они размножаются, потому что им больше делать нечего. Диссертаций-то они не пишут.

К концу инерционной фазы этногенеза они образуют уже не скромную маленькую прослойку в общем числе членов этноса, а значительное большинство. И тогда они говорят свое слово: «Будь таким, как мы!», т.е. не стремись ни к чему такому, чего нельзя было бы съесть или выпить.

Всякий рост становится явлением одиозным, трудолюбие подвергается осмеянию, интеллектуальные радости вызывают ярость. В искусстве идёт снижение стиля, в науке — оригинальные работы вытесняются компиляциями, в общественной жизни узаконивается коррупция, в военном деле — солдаты держат в покорности офицеров и полководцев, угрожая им мятежами.

Всё продажно, никому нельзя верить, ни на кого нельзя положиться, и для того чтобы властвовать, правитель должен применять тактику разбойничьего атамана: подозревать, выслеживать и убивать своих соратников. Л.Н. Гумилёв

Читайте также:  «зая»: почему русские женщины называют так своих мужей

В малой психиатрии существует диагноз — конституциональная (физиологически обусловленная) глупость.

Быдлом являются низкоранговые особи с высокой примативностью (животностью).

Примативность не является показателем примитивности. Высокопримативный человек может обладать вполне хорошим IQ (показатель скорости работы мозга), высокоразвитым аналитическим мышлением, успешно рубить баблос, иметь отличное чувство юмора, быть профессором… Но при всём этом может быть:

  • Религиозным, суеверным.
  • Озабоченным иерархической субординацией.
  • Извращённым или нестабильным чувством собственной важности (любит доминировать над пешками и пресмыкаться перед мутными ферзями, при этом путаясь в этом).
  • Быть внушаемым, чем особенно ловко пользуются доблестные представители канадских фирм.
  • Показушным, хвастливым, озабоченным внешними атрибутами благополучия и престижа. Результаты плачевны.
  • Для мужчин — повышенная склонность к промискуитету, для пелоток — склонность влюбляться в мужчин, в которых влюбляться, по-хорошему, не следовало бы (то есть, для таких женщин любовь, как правило, зла);
  • Слабая способность к самосдерживанию и самоконтролю.

Гопник — мелкий уличный уголовник, экземпляр одного из видов уличных животных наряду с кошками и собаками, основной деятельностью которого является отжимание у прохожих денег и мобильников, мелкое воровство и мошенничество и т. д.

Философия и жизненные принципы«Жлоб»: кого так называли русские

  • Быть как все и одновременно срать на всех.
  • Опускать одних, чтобы в глазах других возвышаться.
  • Бить слабых и бояться сильных, ненавидеть и первых, и вторых.
  • Завидовать черной завистью всем тем, кто живет лучше.
  • Деньги — всё, остальное — ничто.
  • Не воруешь, не убиваешь, не сидел в тюрьме — Бык, чорт, НИ ПАЦАН.
  • Чёткость измеряется в поступках.

На западе гопники называются по-разному. Чав — уничижительное прозвище определённой группы молодых людей в Великобритании. Когда-то было в ходу и другое название — «yobs», от «yob», то есть просто «boy» шиворот-навыворот. В Австралии гопоту и поныне называют словом «yobbo».

«Жлоб»: кого так называли русскиеЧМО — неопрятный, не следящий за собой, не умеющий постоять за себя человек.

1) Руг. Чудить, Мудить, Обманывать.
2) как аббрев. «Человек, морально опустившийся».
3) начальное значение — Человек, Мешающий Обществу.
4) груб., унич., никчемный, презренный человек
5) крим. то же, что придурок в значении заключённого, сотрудничающего с лагерной администрацией
6) Происходит от американского идишизма «шмо» (эвфемизм не очень печатного — уже идишского — слова «шмок» (груб.руг. пенис)

Чмо (рас. евр. שמאָ) — ругательство. Указывает на человека, лишенного внутреннего стержня, морали и вообще лоха и неудачника. Глагол чморить означает процесс травли.

Происходит от «ЧМОшник» — презрительного обозначения солдатами Красной Армии служащих частей материального обеспечения (ЧМО). Перекочевав в уголовный жаргон, слово «чмо» приобрело сходное значение — человек, старающийся занять более «хлебную» позицию «недостойным» с точки зрения уголовной этики способом. Синонимы: урод

Жлоб — это Железный Лоб, образно говоря. Этакий твердолоб, которому трудно дается законопослушность и исполнительность, кто слишком жёсток в суждениях — зациклен на своем. Короче, человек с недоразвитым кругозором.

Жлоб — наиболее распространённый подвид быдла, повзрослевший гопник. Также именуется «настоящим русским мужиком», но не суров. В русском языке под этим часто подразумевают жадного, а вследствие этого фактора (и ряда других) очень неприятного человека.

Я ненавижу формат «настоящего мужика», такого русского мифа о нём. В моём представлении «настоящий мужик» — это заплывшее гнусное существо из рекламы пива «Толстяк». «Настоящий русский мужик» много бухает, любит подраться, а к женщинам относится со смешанным чувством презрения и боязни… Когда я вижу их — начиная от ментов, заканчивая депутатами, то считаю, что они, в принципе, должны вымереть. Чем они, к счастью, сейчас успешно и занимаются. А. Троицкий
«Жлоб»: кого так называли русскиеЖлоб — значение которого сейчас почти утеряно — горожанин совсем недавнего поколения. Именно это значение мы встречаем у Андрея Платонова. Посмотрите его «Рассказ не состоящего больше во жлобах» или «Сокровенный человек». Мигранты не желают приспосабливаться и переделываться под традиционную культуру нового места жительства. Поэтому идет переделка под них. Возникают эдакие мутанты социума. В Одессе «жлобок пересыпский» говорили, когда хотели указать на незамутнённое интеллектом сознание некоторой части обитателей Пересыпи. После того, как слово «жлобок» трансформировалось в жлоб, оно приобрело более негативную окраску за счёт примешивания к первоначальному значению интеллектуальной убогости значений хамовитой ограниченности и самодовольной тупости. Некультурный, хам, деревенщина. В Одессе употребляется гораздо чаще, чем в других городах, так как одесситы очень трепетно относятся к культуре. Не дай Бог когда то было обозвать жлобом коренного одессита. Наиболее правдоподобно также происхождение «жлоб» от адаптации из английского «сноб» из-за категории прагматической пронырливости и наивной демонстративности, невежества, несоответствия качеств личности и социальной страты.

Нравится это или нет, но дать наиболее правильное и полное определение жлоба можно только признав, что в обществе есть две культуры.

Исторически первая — сельская с поведенческим императивом «всё моё, и я своё огораживаю».
И вторая — с как бы императивом «не делай другому того, чего не хотел бы себе».

Быдло всегда следует нормам первой, небыдло до некоторой степени — второй. Жлоб не принадлежит ни к одной из них.

Чаще и быстрее всего жлоб образуется при переезде субъекта в город. Там он обретает иллюзию невидимости для общества и почти полной безнаказанности. Одежда, стиль поведения, манеры могут меняться, адаптируя его к новой локации.

Умственная ограниченность не позволяет ему видеть иных способов заработка, кроме банального «купить подешевше — продать подороже», построенном на принципе «не обманешь — не проживёшь».

Расовый девиз жлобов: «Зачем соблюдать заповеди, если можно повесить на пузо крест потяжелее, который видно издалека?» Жлоб везде и всегда «за справедливость», правда, только в его пользу, посему всегда и всеми силами старается везде пролезть без мыла, втереться, надурить и что-нибудь украсть, даже если это ему не нужно и очень возмущается, если ему этого не позволяют (или если то же самое делает кто-то другой). Своей способностью к одурачиванию и мелкому кидательству гордится, так как считает это признаком смекалки и «умения жить», принцип обмана у жлоба на вершине ментальных ценностей.

Ценность жлобов для страны

  Жлобы составляют основную и немаловажную для власти часть населения, являясь пушечным мясом, электоратом, паствой и рынком сбыта. За это власть всячески воспитывает и восхваляет жлоба, прилагая немало сил для популяризации облика «правильного» жлоба. И вообще это, можно сказать, тот самый средний класс!
  Взращивается будущий жлоб на российских фильмах и сериалах, где все «мужыки» носят пивной живот, любят пить пиво и ловить рыбу, а также ездят на драндулетах русского автопрома. Такое искажение правды действует на мозг пока ещё ребёнка (а потом уже подростка или взрослого), так как он воспринимают жизнь в зомбоящике, как реальное назидание, каким должен быть человек. Это действует непосредственно как реклама «мужского образа жизни» и ребёнок ХОЧЕТ вырасти жлобом.

Большинство текста в статье заимствование с lurkmore.to

Луркмоар (от англ. жарг. lurk moar; lurk значит «таиться», перен. «искать», «шариться», созвучно look more — «смотри больше», «ищи ещё») — призыв к новичку «ещё поискать», разобраться самому, а не задавать дурацкие вопросы.

  • __________________________________________________________________________
  • Автор Сергей Курий рассмотрел происхождение других слов
  • Кретин

Если бы веков пять-шесть назад вы обратились к жителям французских Альп: «Привет, кретины!», никто бы вас в пропасть за это не скинул. А чего обижаться — на местном диалекте слово cretin переводилось как «христианин».

Так было до тех пор, пока не стали замечать, что среди альпийских кретинов частенько встречаются люди умственно отсталые с характерным зобом на шее. Врачи при описании болезни решили не изобретать ничего нового и воспользовались словом «кретин».

Так альпийские «христиане» стали «слабоумными».

Идиот

Источник: https://medorgconsult.ucoz.com/load/pressa/o_mentalnosti_v_sovremennom_obshhestve_bydlo_gopnik_i_zhlob/18-1-0-272

Так ругались на Руси

«Жлоб»: кого так называли русские

Болван

«Болванами» на Руси называли каменных или деревянных языческих идолов, а также сам исходный материал или заготовку — будь то камень, или дерево (ср. чешское balvan – «глыба» или сербохорватское «балван» — «бревно, брус»).

Считают, что само слово пришло в славянские языки из тюркского. Вспомним также болван для шляп, болванку снарядов, да и сегодня чистые компакт-диски для записи в народе называют «болванками».

Поэтому этимология слова в применении к человеку предельно ясна – «тупой, неотесанный, глупый, невежа».

Дурак

Очень долгое время слово «дурак» обидным не было. В документах ХV-ХVII веков это слово встречается в качестве… имени.

И именуются так отнють не холопы, а люди вполне солидные – «Князь Федор Семенович Дурак Кемский», «Князь Иван Иванович Бородатый Дурак Засекин», «московский дьяк Дурак Мишурин». С тех же времен начинаются и бесчисленные «дурацкие» фамилии — Дуров, Дураков, Дурново.

А депо в том, что слово «дурак» часто использовалось в качестве второго нецерковного имени. В старые времена было популярно давать ребенку второе имя с целью обмануть злых духов — мол, что с дурака взять? Позднее дураками стали называть шутов. А историк И.

Костомаров, описывая уклад древней России, упоминает о том, что «дураком» именовалась плетка, которой муж наказывал нерадивую жену. Ну а в XVIII веке слово «дурак» становится нарицательным и обидным.

Жлоб

Есть теория, что сперва «жлобами» прозвали тех, кто пил жадно, захлебываясь. Так или иначе, но первое достоверно известное значение этого слова – «жадина, скупердяй». Да и сейчас выражение «Не жлобись!» означает «Не жадничай!». Правда, в последние годы слово «жлоб» стало ассоциироваться еще и с грубым, неотесанным, угрюмым и обязательно здоровым мужиком.

Зараза

Девушки бывают разные. Возможно, и на слово «зараза» не все обижаются, но комплиментом его уж точно не назовешь. Тем не менее изначально это был все-таки комплимент. В первой половине XVIII века светские ухажеры постоянно «обзывали» прекрасных дам «заразами», а поэты даже фиксировали это в стихах.

А все потому, что слово «заразить» изначально имело не только медицинско-инфекционный смысл, но и было синонимом «сразить». В Новгородской Первой летописи, под 1117 годом стоит запись: «Единъ от дьякъ зараженъ быль оть грома». В общем, заразило так, что и поболеть не успел.

Так слово «зараза» стало обозначать женские прелести, которыми те сражали (заражали) мужчин. Церковь все эти бесовские искушения осуждала, и всячески с ними боролась. И кое-чего в этой борьбе добилась, придав слову «зараза» сначала греховный, а затем и оскорбительный смысл.

Термин перешел в вотчину медицины, и выражение «заразная женщина» ныне звучит совершенно не соблазнительно.

Идиот

Источник: http://sotok.net/russkij-mir/2767-tak-rugalis-na-rusi.html

Историк рассказал, откуда появились воронежские жлобы

Эти люди ведут свое начало еще от коренных жителей Придонья, в том числе и от племен вятичей, которые раньше жили в наших местах.

С давних пор отдельных жителей нашего региона называют воронежскими жлобами. В русском языке под этим термином понимают жадного, хамоватого и весьма неприятного человека.

В России очень часто под жлобами понимали именно воронежцев. Недаром ходит легенда, что еще Владимир Даль в своем бессмертном словаре «живаго великорусского языка» обессмертил этим термином наших земляков.

У великого этнографа и лексикографа житель Воронежской губернии — есть жлоб.

Однако поиски в словаре Владимира Даля ничего не дают, и мы не можем найти там термина «жлоб». Так значит воронежцы попусту на себя наговаривают? Или они говорят правду?

Читайте также:  Как можно спасти душу, которая попала в ад

О феномене воронежского жлобства корреспондент нашего издания пообщался с историком, краеведом и писателем Николаем Сапелкиным.

Оказалось, что у Даля в словаре есть термин «талагай». По своему содержанию он очень похож на польско-еврейское слово «жлоб». Талагаями называли жителей Придонья, которые вели свой род от упоминаемых в летописях обитателей лесостепного пограничья – бродников. Также есть версия, что они пошли от племен вятичей, чьи поселения были на территории Воронежской области в VIII-X веках.

«Жлоб»: кого так называли русские

Вятичи

— Эти люди имели уникальный опыт выживания без государства и в суровых природных условиях. Жили не богато, но зато и налогов не платили. Если приходили разбойники или татары, талагаи умело прятались: пусть разграбят хозяйство — лишь бы самим спастись.

Поэтому и стали считать талагаев нелюдимыми, изворотливыми и всегда готовыми на обман. А потом добавились такие характеристики, как «грязнуля», «грубиян», «невежда». Именно так и трактует слово «талагай» толковый словарь Даля.

Но как можно быть другим, выживая в дикой степи?! – рассказывает историк Николай Сапелкин.

Стоит отметить, что талагаи положили начало такой социальной группе, как однодворцы или дети боярские. Это были служилые люди, которые являлись потомками защитников от прорвавшихся на Русь кочевников. Талагаи жили только на правой, самой опасной крымской стороне Дона, по которой совершали свои походы татары.

Постепенно граница нашей страны отодвинулась на юг, и однодворцы стали государственными крестьянами. Однако они сохранили свою самобытность. А слово «талагай» сохранилось, как прозвище, которым называли коренных воронежцев вплоть до начала XX века. А дальше настали события, которые и положили начало термину «жлоб».

— В годы Первой мировой в наши края эвакуировали население западных губерний. В Воронеже численность только еврейской общины выросла в шесть раз, и евреи стали играть заметную роль в жизни города.

С собой переселенцы принесли и еврейско-польское слово «жлоб», которое попало даже в литературу. Например, в рассказы Андрея Платонова.

Оно стало означать то же самое, что и «талагай», — рассказывает Николай Сапелкин.

Евреи во время Первой мировой войны

Сейчас понятие жлоб распространилось на все постсоветское пространство. Однако только в Воронеже, как родине этого феномена, за областной администрацией установлен своеобразный памятник этой категории людей. В 2011 году в сквере за региональным правительством открыли своеобразный стул. Он якобы лечит людей от жлобства.

Илья Ершов

Новости на Блoкнoт-Воронеж

Источник: http://bloknot-voronezh.ru/news/istorik-rasskazal-otkuda-poyavilis-voronezhskie-zh-1041212

Про жлобов и жлобство. Ваше мнение

«Жлоб»: кого так называли русскиеКлючевое слово последних дней – «жлоб». Напомним, недавний проезд кортежа с Дмитрием Медведевым по Петербургу заставил весь город так замереть в автомобильных пробках, что местное население взъярилось. Мало того, что сигналили клаксоны – в едином порыве премьер-министра встречали пришедшим с Запада неприличным жестом, поднятым вверх пальцем.

Вскоре петербургский губернатор Георгий Полтавченко решил публично пожурить горожан. Вот точная цитата:

«Мне как петербуржцу было стыдно. Этим отличаются жители и других городов. Но такого откровенного жлобства я не видел!»

Реакция последовала болезненная. Многие оскорбились. Апофеозом скандальной перебранки стало скандирование болельщиками «Зенита»: «Губернатор жлоб! Губернатор жлоб! Губернатор жлоб!». Слово «жлоб», конечно же, бранное. Но все же – литературное, хоть и принадлежит к пласту разговорной лексики.

Кроме того, и это самое главное, Полтавченко ведь не назвал петербуржцев жлобами. Он только соответствующее поведение окрестил жлобством.

Отчего же высказывание губернатора задело столь многих? С этим вопросом обратимся к известному лингвисту Гасану Гусейнову, в сфере многообразных научных интересов которого – язык политики и язык протеста:

– Вообще, есть люди, которые более обидчивы и менее обидчивы. А русское слово «обида» даже не переводится на другие языки, буквально не переводится. Русские или советские люди, россияне страшно обидчивы, почти как арабы.

Что такое обида? Это очень сложное комплексное многослойное чувство. С одной стороны, человек обижается на то, что его как бы несправедливо обидели, но тогда это просто оскорбление.

А комплекс обиды – это реакция на то, что о тебе что-то сказали неприятное. Ты понимаешь, что тебе присуще это. Ты понимаешь, что ты не хотел бы, чтобы это при других было сказано.

Поэтому обиженный взрывается именно так, именно в такой форме.

Я ничего не хочу сказать хорошего о губернаторе, но губернатор и его губерния стоят друг друга. Во-первых, политический деятель у нас произносит часто гораздо более грубые оскорбления, но невидимые и неслышимые никому. На эти оскорбления никакой реакции нет.

– Иными словами, нет точного адресата?

– Нет точного адресата. Эти оскорбления, просто висят в воздухе. Если бы губернаторов действительно избирали, если бы это были избранники, они бы очень выбирали слова. Но их назначают. Поэтому они могут говорить о людях все, что угодно. Люди же ведут себя так грубо, главным образом потому, что не могут ничего иного.

Вот и выражают в такой форме свое отношение. Так что, в данном случае мы имеем дело с таким выражением обиды: «жлобства нет, мы не жлобы, а ты сам жлоб» или «да, мы жлобы, но и ты жлоб». Возможный вариант: «мы живем в атмосфере жлобства, но мы сами ни в коей мере не жлобы».

Это состояние, я бы сказал, языковой слепоты на один глаз – я вижу, что другой плохой, только мы не жлобы.

– Стало быть, этот случай – проявление такого свойства русской брани, которое укладывается в известную модель «сам дурак», когда обязательно требуется ответ, причем ответ зеркальный. Если кого-то назвали дураком, он должен сказать «сам дурак». Если про кого-то обвинили в жлобстве, значит надо сказать «Полтавченко жлоб».

– Это так. Но когда в стране за политические высказывания нужно отвечать, тогда таких вещей не возникает. На следующих выборах мы бы тебе показали, кто у нас жлоб. Сейчас мы промолчим, потому что это твое дело, а мы ответим на выборах. Но люди не могут на выборах ответить, потому что выборов нет. И вот они ругаются.

– Вернемся к высказыванию Полтавченко. Он же не сказал, что горожане жлобы, он сказал, что такое поведение жлобское. Все-таки это было публичное высказывание высокопоставленного чиновника. Как вы полагаете, не следовало ли аккуратнее обращаться с русской лексикой? Если бы он употребил более мягкое слово, может быть, и не спровоцировал бы всего этого?

– Дело в том, что у них у всех общий учитель – их главный начальник, который слов не выбирает, или наоборот выбирает так, чтобы они были поязвительней, погрубее, попроще.

– Выбирает, сознательно выбирает.

– Вот они все и научились. Поэтому время от времени они себе позволяют что-то такое брякнуть, сказануть – начиная с Жириновского и кончая сегодняшними временами. Такая вот безнаказанность. Правда, временами кое-кто получает сдачу.

Кстати, главный начальник тоже получил, когда были состязания по единоборствам, на который он пришел, – его освистали. В общем, это правильное и хорошее поведение – нужно хоть как-то отвечать, с использованием ресурсов русской речи. Других средств нет.

Я сторонник мирного гражданского сопротивления безобразиям.

Источник: http://www.svobodanews.ru/content/article/24752897.html

Статья размещена по просьбе участника сообщества.

Источник: https://Professionali.ru/Soobschestva/mozgovoj_shturm/pro-zhlobov-i-zhlobstvo-vashe-mnenie/

О драме и комедии украинского жлобства

Русские никогда не согласятся с тем, что во времена Советского Союза шла «насильственная» русификация населения Украины. Они приведут множество примеров того, как трогательно заботилась советская власть об украинской культуре и языке. Отчасти русские будут правы. Образование, теле-радио вещание, масса печатной продукции и всё это было на украинском языке. О какой русификации идёт речь?

Тем не менее, русификация всё-таки шла, и в определённом смысле была насильственной. Насилие заключалось в том, что говорить на украинском языке было не престижно. Всех тех, кто «розмовлял на мове» в УССР называли «жлобами». Можно ли считать это дискриминацией по национальному признаку? Думаю, нет, поскольку жлоб в радянськой Украине — это не украинец, а просто выходец из села.

Трения между «городом» и «селом» существовали всегда и везде. К примеру, в России горожане тоже несколько высокомерно относятся к деревенщине. Однако это не воспринимается, как высокомерие по национальному признаку.

Какой-нибудь сибирячке Фросе Бурлаковой (героиня фильма «Приходите завтра») не надо становиться более русской чем она есть при переезде в город.

Обтёрлась, начиталась, приоделась, нахваталась городских привычек и уже горожанка.

На Украине ситуация оказалась несколько сложней и запутанней. Противостояние «города» и «села» приобрело черты межнационального конфликта в силу сельской природы самого украинства. Хочешь стать горожанином? Не проблема, но переходи на литературный русский язык, забудь не только свои деревенские замашки, но и «ридну мову». Как говорится, ничего личного, но так исторически сложилось.

Комедию украинского жлобства, переходящую в драму, великолепно описал Михаил Старицкий в своей сатирической пьесе «За двумя зайцами». Проня Прокоповна Серкова — классическая жлобиха, которую вытащили из села и привезли в город.

Но ни городская среда, ни обучение в пансионе для «благородных девиц» не смогли изменить нутро прославленной героини. Искусство саморазвития Проне Прокоповне было чуждо и все её мысли оказались заняты лишь тем, как найти презентабельного жениха.

Таким представлялся ей «русскоязычный пижон» Свирид Петрович Голохвостый.

Никто из русских не обидится на то, что я назвал Голохвастова «русскоязычным пижоном», но за «жлобиху» украинцы оскорбятся. Дело тут в том, что русские не комплексуют из-за того, что среди них есть, мягко говоря, не очень совершенные персонажи.

Есть люмпен, матершинник, дурак, есть тот, кто заслушивается  «эх, хвост, чешуя…», но есть и другие, те, кем можно восторгаться и гордиться. Существует русская элита, служащая образцом для подражания миллионов людей.

Есть деятели науки, культуры, искусства, то есть всё то, что формирует Русский мир.

Украинцам не повезло. Созданное русскими государство (УССР), и ими же созданную украинскую культуру, они после провозглашения «нэзалэжности» благополучно «похерили». Они не смогли это развить. И за несколько лет всё созданное уничтожили под шум патриотических воплей.

Всё действительно великое, прекрасное, талантливое осталось в столь ненавидимом на Украине советском прошлом. Сегодня гордиться украинцам нечем, поскольку достижений ни в одной сфере жизни государства и общества не наблюдается.

От советского и имперского они открестились и остались вообще без ничего.

Как правило, все рассуждения об Украине носят абстрактный и беспредметный характер. Поэтому совершенно невозможно понять, что происходит в стране и почему государство попало в «чёрный список» несостоявшихся. Между тем, ничего удивительно в этом нет. Деградация Украины — это не происки злых сил, а закономерность, которая опять-таки вызвана самой природой украинства.

Если называть вещи своими именами, то украинской элиты не существует. Всмотритесь в лица тех, кого в незалежной называют политиками и государственными деятелями.

Узнали? Это ведь слившиеся в любовном экстазе Прони Прокоповны Серковы и Свирид Петровичи Голохвостые! Как и подобает нравоучительной литературе, у Старицкого два главных героя разругались, но в реальной жизни, они бы непременно помирились, поскольку идеально подходят друг для друга.

Точно так же нашли друг друга русскоязычные барыги и украиномовные жлобы. Союз олигархата и украинства состоялся. Правда с государством у них не сложилось, поскольку подобные типы не способны к какой-либо созидательной деятельности.

Задумайтесь, ведь для украинского панства вся Украина не более чем «цырюльня» для Голохвостого, и плевать они хотели на народ с высокой Лаврской колокольни, как литературный герой Старицкого.

Все украинские националисты — это и есть Проньки Серковы, которых волнует исключительно их статус. О каком государстве речь? Пыль в глаза! Визитная карточка с золотым тиснением! Визит в Европу с «шопинг-туром».

Вот и вся Украина вместе с её независимостью. Не ясно кого и от чего?

Украинцы искренне не понимают причины непопулярности их мовы. Но какая может быть популярность, если носителями языка являются крайне непривлекательные типажи?!  Порошенко, Луценко, Турчинов — это и есть ум, честь и совесть украинской нации? Бесноватые, которые нынче бегают по городам и строчат доносы за русскоязычные меню в системе обслуживания — это и есть борцы за украинскую мову? Н-да…

Читайте также:  Почему крестителя руси князя владимира похоронили в сенях дома

С другой стороны, а где ещё могут реализовать себя все эти бездари? Кто знал о детской писательнице Ларисе Ницой до того момента, как она провозгласила себя «мовным инспектором»?! Теперь она знаменитость, и в случае выборов непременно станет выдающимся государственным деятелем Украины с соответствующим содержанием.

Наблюдая за всем этим украинским балаганом, порой хочется воскликнуть — Боже, как стыдно! До чего докатилась страна! Что за бред несут эти идиоты, и какие решения они принимают! Однако стыдно может быть только тем, кто знает, какой образ должен иметь человек. Но ведь украинствующие этого не знают, как не знала Проня Прокоповна, насколько комичны её претензии на образ светской дамы!

Ничего не изменилось за сотни лет. В ушах «светских львиц» крыжопольского разлива бриллианты, одеты они по самому последнему писку моды с европейского секонд-хенда, а в голове шаром покати. Им ведь не стыдно! Им вообще не может быть стыдно, поскольку они вообще ничего не понимают. Ты им хоть кол на голове теши, но они жлобихи, потомственные и неисправимые.

Несомненно, на Украине есть адекватные и талантливые украинцы. Они были во времена Российской Империи и Советского Союза. Именно они создали тот образ великого, талантливого, щедрого украинского народа, который мы знали и ещё не забыли.

Но в современной Украине они ничего не смогли противопоставить хамскому напору Прони Серковой в содружестве со Свиридом Голохвостым. Это неудивительно, поскольку в соревновании без правил и понятий всегда побеждает более беспринципный, циничный и наглый…

Дурно смердит от украинского народа.

Политика украинизации, которую проводят нынешние киевские власти, мне напоминает месть за то унижение, которое испытывали сельские жлобы при переселении в город. Они мстят за свою бездарность, за свою неспособность создать что-либо великое, доброе, вечное. А ещё, все эти современные Прони Прокоповны стесняются своих предков и своих корней.

Они уже не украинцы, а европейцы, пытающиеся на своих мам и пап напялить европейский чепчик, как это делала героиня пьесы «За двумя зайцами». В силу своей бездарности, они ненавидят Россию и русских за собственную духовную пустоту и творческое бесплодие. Они не хотят в Россию, поскольку хорошо знают, что в равных условиях конкурентной борьбы проиграют.

Зато на Украине им полное раздолье для реализации своего жлобского тщеславия.

К сожалению, Украину уже нельзя изменить. Как говорится, поезд ушёл. Нет донора, которым в своё время выступал Советский Союз, пытаясь создать украинскую нацию. Не получилось. Проект оказался провальным. Поднимать жлоба до уровня человека с большой буквы – сизифов труд. Не надо ему это. Не поймёт, и даже возненавидит за это, в силу своей рабской природы.

Сергей Белов,

специально для alternatio.org

Источник: http://alternatio.org/articles/item/53851-

Евгений Якунов: Русский жлоб. Происхождение вида

«Я — русский оккупант». Видеоролик с таким названием собрал три миллиона лайков в российском интернете. Смысл его прост: куда бы ни ступал сапог российского оккупанта, всюду «жизнь становилась лучше», а там, откуда его прогоняли, все сразу шло наперекосяк.

Такой себе рекламный ролик, продвигающий главный продукт, экспортируемый Россией сегодня.

Не буду спорить с авторами — они, судя по стилю, люди служивые, при погонах, спорить с ними бессмысленно. Объясню лишь высокую популярность сего творения в Раше.

Россиянам, наконец, высочайше позволили называть вещи своими именами: все, что происходит сегодня — это не освобождение Донбасса от «укрофашистов», не строительство «Новороссии» и даже не защита «русского мира».

Это — оккупация! И это многим в России принесло облегчение и чувство свободы.

Жлобу разрешили отрыгивать и сморкаться за общим столом!

В России прекрасно понимают смысл слова «жлоб», об этом в интернете написаны сотни статей. Бытовой жлоб терроризирует семью, дом или улицу. Он не желает работать, а живет с отжима и отъема, он считает себя вечно правым, а главным аргументом в интеллектуальном споре — кулаки. Но это бытовой жлоб.

Россия выпестовала новый таксон жлоба. Это жлоб геополитический, пытающийся накрыть пятерней с татуировкой «Вова» весь мир.

…Впервые с подобным типом русского я встретился еще в 1981 году в Лейпциге (тогда это была ГДР). В молодежном кафе пьяный недоросль требовал у кельнера бесплатной добавки пива на том основании, что он недоросль — русский.

Крики: «Ты, гитлер-югенд, должен знать, что мы вас скотов победили! Мы взяли ваш гребанный Рейхстаг!» порой заглушали оркестр. Круглолицый, с покатыми плечами и толстыми лапищами, он добрался до музыкантов и пытался заставить их кричать: «Гитлер капут».

У немцев желваки ходили на скулах , но они молчали.

Позже я понял, почему. Молодой хам был сынком советского посла в Лондоне, отправленным папашей после МГИМО в ГДР качестве наказания за гулянки. Тронь его — очутишься в застенках Штази.

Тогда показалось, что сей тип — исключение. Я бывал в Москве и встречался там с порядочными людьми — выходцами из Украины, Прибалтики, Грузии, из старой московской интеллигенции -именно они формировали тогда столичную элиту. А потом случилась Перестройка, и с советским великодержавным хамством, казалось, покончено навсегда.

Увы, все эти годы российский жлоб размножался в невероятных масштабах в сырых подвалах путинской ограниченной демократии.

В 2010-м на просмотре пропагандистского фильма о Второй мировой в Российском центре в Киеве, я приметил двух посольских работников, разительно напомнивших внешне того давешнего дипломатического жлоба.

Такие же розовощекие и круглолицые, они высокомерно разъясняли мне, недалекому провинциалу, что Сталин в 1940-м году справедливо оккупировал страны Балтии: «Он защищал родину. Да и разве плохо жилось прибалтам в СССР? Вся советская электроника у них делалась, а теперь только шпроты…»

Дались им эти шпроты! В нынешнем ролике, рекламирующем прелести российской оккупации, те же консервы — как аргумент. Словно их и авторов ролика в одном инкубаторе выращивали…. А может, и в одном.

Откуда взялось в современных великороссах жлобство? Ведь и у славян древних его не было, и угро-финны люди скромные. И нельзя свалить все на национальную ограниченность, хуторянство, поражающее, порой, народы, отстаивающие свою идентичность в условиях угнетения. Нет в российском жлобе ничего национального! Поверьте мне, человеку с русскими корнями.

Я думаю, вся причина в истории Московии, гипертрофировано сводившейся к захвату и оккупации чужих земель. И тут авторы ролика правы: сначала была Украина, потом Сибирь и Средняя Азия, Дальний Восток и Восточная Европа.

Для заграбастания и удержания беспрецедентной по размерам территории от Балтийского до Японского моря требовались сотни тысяч и миллионы профессиональных оккупантов! Чтобы усмирять и держать в рабстве народы, обитающие на ней, обогащаться за их счет, вырывать местные этносы из их природной среды и превращать в безликих подданных. И потом уже этих подданных заставлять тянуть вечную лямку оккупанта своей собственной родины.

Потомки оккупантов и эволюционировали в современных жлобов. Они не пашут и не сеют, а способны быть лишь карателями, гордящимися своей ролью геополитического вертухая. В парадигме российского жлоба заложено, что работать за него должны покоренные народы.

Согласно тому же видеоролику: жители Балтии — выпускать транзисторы и духи, украинцы -тепловозы и самолеты, Средняя Азия бытовую химию и унитазы… А русский жлоб будет нами командовать. Присмотритесь — в том видео не показано, а что же, собственно, в советские времена производила метрополия? Москва с околицами? И неспроста.

Все что она делала, это охраняла свой концлагерь и угрожала всем вокруг ядерным оружием!

У великорусского жлоба чувство надзирателя привито от рождения. Как и заветная мечта дослужиться до начальника этого самого лагеря.

Великорусский жлоб возмужал, перерос кухни и кабаки, мелкой вошью посыпал в органы власти, Думу, министерства и ведомства. Это он додумался перегородить Днепр, чтобы украинцы умирали от жажды, в отместку пиндосам запретить усыновлять детей и покупать на западе пармезан и моцареллу.

Этот жлоб ужаснулся, найдя на своей сторублевке голого Аполлона, и потребовал убрать эту порнографию. Это он, родимый, увидел в изучении иностранных языков опасность для России, но зато заставил чиновников администрации президента учить на память Бердяева.

Розовощекий идиот требует установить курс доллара в 65 копеек, советует русским женщинам рожать исключительно от Путина, запретить ввоз в страну огурцов (из-за чего в некоторых областях они подорожали на 500 с лишним процентов), наказывать за аборты.

Это он борется с геями, «Правым сектором», макдональдсами, кока-колой и всем, что не русское. Это он — «антимайдан». Это он — ватник.

Русский жлоб вырос на почве, удобренной компостом из усохших надежд русской интеллигенции. Чтобы он дозрел до геополитического жлоба, эти поля нужно было спрыснуть свежей людской кровью (помните чем занимались марсиане в «Войне миров» Спилберга?). И как это происходит, мы, к сожалению, знаем.

Русский интеллигент, прежде чем убить, долго рефлексирует, а после преступления отправляется в монастырь.

Русский жлоб нажимает на спуск до того, как в его скудном мозгу зашевелилась мысль, и — отправляется пить пиво. Жлоб не способен спорить с оппонентом, он «убеждает» четырьмя пулями в спину.

Чтобы «освободить» Дебальцево, он не оставит в нем камня на камне и живьем похоронит тысячи спрятавшихся в подвалах мирных жителей.

Русский интеллигент играет в русскую рулетку, отдавая свою жизнь на волю случая. Русский жлоб устраивает рулетку для других, пуляя из миномета по жилым районом Донецка и приговаривая с каждым выстрелом: «на кого бог пошлет». Жлобский бог разрешает убивать на Донбассе всех без разбора. Ибо его цель — расчистить территорию от людей для осеменения ее «русским миром».

Жлоб по Гумилеву абсолютно противоположен пассионарию. Он нагл и самонадеян лишь потому, чувствует себя безнаказанным под зонтиком ядерного оружия, которое чета Розенбергов за деньги КГБ украла у американцев.

Жлоб уверен, что обладание Большой Бомбой добавляет ему ума и интеллекта.

Он обещает Америке атомное пепелище, не понимая своими куриными мозгами, что в качестве радиоактивной грязи уже никак не сможет порадоваться этому зрелищу.

Русский жлоб бессмыслен и беспощаден. И справиться с ним может лишь царская ногайская плетка да дыба московского православия. Это на случай, если царь вдруг околеет, а жлоб осатанеет.

Сегодня великорусский политический жлоб пирует. И жирует на нашем горе. Но век его недолог. Он нужен нарождающейся диктатуре лишь в качестве монтировки, чтобы сломить сопротивление культурной среды, разрушить законы морали и общежития.

Жлоб окажется ненужным, когда фашистский режим в России оформится окончательно. С ним поступят так же, как поступил Гитлер со штурмовиками Рема, Сталин с со старыми ленинцами, Мао с хунвейбинами. Каждый попадет под «хрустальный нож».

Чтобы уступить место некромантам, людям-шестеренкам, получившим инъекцию бесчувствия.

Таким как основатель и комендант Освенцима Рудольф Гесс, который производство смерти перевел из разряда удовольствий для избранных в ранг всеобщей «тяжелой повседневной работы на благо родины» — и сам на этом поприще, в конце концов, обратился в ходячего мертвеца…

Подписывайся на наш Telegram. Получай только самое важное!

Источник: https://www.obozrevatel.com/blogs/83697-russkij-zhlob—proishozhdenie-vida.htm

Ссылка на основную публикацию