Абхазские негры: откуда они взялись

Увеличить/уменьшить шрифт +A -a

3 июля 2018 | Алла ЛЕСКОВА

Абхазские негры: откуда они взялись— Ну а как живется неграм в Советском Союзе? — Каким неграм? — заинтересовался хозяин. — Как каким? — удивился принц, оглядывая местных негров, сидевших за этим же столом. — Вам! — Мы — не негры, — сказал хозяин, улыбаясь своей характерной улыбкой и кивая на остальных негров, — мы — абхазцы.

  •   (Фазиль Искандер, «Сандро из Чегема»)
  • В
  • сегда знала,  что в Абхазии с 19-го века жили эстонцы. Что есть там село «Эстонка»,  есть и другие села с эстонскими названиями, что когда-то они переселялись на опустевшую после   Кавказской войны землю в поисках лучшей доли…  Наконец, смотрела, как и вы, прекрасный фильм «Мандарин», там герой — абхазский эстонец…
  • Знала, что сумели  абхазские эстонцы частично сохранить язык, говорили  на забавной смеси русского с эстонским, но с кавказскими интонациями, акцентом.

Но чтобы негры!  В Абхазии!

Да. В Абхазии есть несколько деревень с негритянским населением, которое появилось там всего-навсего в 17-м или 19 веке (единого мнения нет).

Они говорят по-абхазски и считают себя абхазами.

Не миллионы лет назад появились эти люди там, а всего-то три или даже полтора века. И казалось бы, несложно выявить истоки и причины их появления на этой территории.

  1. Но, как ни удивительно, ученые до сих пор, как они это любят делать по каждому поводу, спорят – откуда там появились негры, к какому народу они ближе? А мнения единого нет до сих пор, как будто речь идет о древних-предревних скифах…
  2. Версий у ученых масса, и у народа легенд не меньше.
  3. Абхазские негры: откуда они взялись

Историки сходятся, пожалуй, только в том, что заселение неграми ряда деревень в окрестностях Адзюбжи в Абхазии (тогда — часть Османской империи) скорее всего произошло в XVII веке.  Хотя некоторые все же считают, что в 19-м. Но таких — меньшинство.

Популярна версия, что несколько сотен чернокожих рабов закупили и ввезли князья Шервашидзе (Чачба). Рабы нужны были им для работ на плантациях цитрусовых. Этот случай стал единственным опытом массового импорта африканцев, произошедшим на территории Черноморского побережья Кавказа.

По другой, не менее красивой версии, негры-абхазы — потомки колхов. (Колхида). Однако вопрос  этот до сих пор открыт, достоверных свидетельств о вероятности хотя бы минимальной преемственности между античными колхами и нынешними абхазскими неграми нет. Как нет доказательств  существования негроидного населения в исторической Колхиде.

Некоторые склонны лелеять версию о происхождении  привезенных в Абхазию негров от египетских коптов или от фалаша, эфиопских иудеев.

Дмитрий Гулиа, известный абхазский писатель, в книге «История Абхазии» сравнил данные по топонимике Абхазии и соответствующей местности Эфиопии и  радостно обнаружил, что некоторые из географических названий «совершенно одинаковы»: Багада — Багада, Гумма — Гумма, Табакур — Дабакур и т. д.

  • Что ж, тоже красивое открытие.
  • Как и история с кораблекрушением.
  • Согласно этой, самой романтичной гипотезе, бытующей в абхазском народе, никакие князья не покупали рабов для выращивания мандаринов.
  • А  вовсе все было по-другому.
  • Абхазские негры: откуда они взялись

Однажды у берега Абхазии потерпел крушение корабль, перевозивший невольников.

Чернокожих людей, рабов Османской империи, жадные до наживы торговцы планировали продать русским аристократам, уж больно много платили за такой экзотический товар.

Но на Черном море случился шторм, он и помешал осуществлению этих планов. Многие невольники добрались до берега вплавь. Так что современные абхазские негры, не исключено, являются потомками людей, выживших в кораблекрушении.

Скорее всего, частично верна каждая из гипотез, и все же не покидает удивление, недоумение даже – почему  совсем недавнее по историческим меркам появление чернокожих рабов на  черноморском побережье Кавказа до сих пор серьезно не изучено и не имеет однозначного ответа…

Но во всем можно найти приятную, хорошую сторону. Потому что масса предположений и фактов сами по себе очень интересны.

Например, археологические артефакты  подтверждают, что негры жили на Кавказе в очень давние времена. В абхазском эпосе можно найти «чернолицых джигитов, пришедших на Кавказ из южных земель».  Факты уже не отделить от легенд…

Известна легенда  и о нартах, ходивших на Африканский Рог и вернувшихся оттуда с сотней негров, которые остались жить в Абхазии.

О! А вот и «наш Геродот».

В V веке до н. э. Геродот рассказывал о «темнокожих, с курчавыми волосами» обитателях этих мест, отметив сходство «черных кавказцев» с египтянами и эфиопами.

Через тысячу лет, в V веке н. э. сосланный на Кавказ Иоанн Златоуст тоже упомянул об «эфиопах», обосновавшихся в окрестностях Питиунте (Пицунда).

В 1884 году про абхазских негров писал известный винодел В. Тьебо: «Тип лица у них абиссинский».

И вот, ближе к нашему времени, в 1913 году этнограф Марков описывает «курчавых негритят» и «черных людей в белых одеждах» и отмечает, что «негры ничем не отличаются от абхазцев, говорят только по-абхазски, исповедуют ту же веру».

Абхазские негры: откуда они взялись Всадники Абхазской сотни Черкесского полка Туземной (Дикой) дивизии. Один из воинов-абхазов (других в Абхазской сотне и быть не могло) выглядит как типичный негр. 1914 г.

К счастью,  есть не только легенды и красивые версии, но и документальные свидетельства. Например, о том, что в начале ХХ века наместник Кавказа Воронцов-Дашков имел в своем личном конвое негров из Адзюбжи, а основатель курорта в Гаграх, принц Ольденбургский держал при своем дворе абхазских негров.

Есть, параллельно, много местных легенд о попытке князей Шервашидзе использовать чернокожих рабов на своих мандариновых плантациях, о Петре I, который привез в Россию так много арапов, что раздавал их своим подданным, абхазским князьям.

В общем, добрались и до Петра… Только до истины пока не добрались.

Кстати, эфиопскую версию любят писатели. Ее поддержал и Максим Горький, и абхазский писатель Самсон Чанба, одновременно один из руководителей Абхазской Республики. Писатели специально поехали в места компактного проживания абхазских негров и почему-то решили: это, скорее всего, эфиопы.

Возможно, правы. Поскольку есть еще одно подтверждение эфиопской версии — тесные контакты между Россией и Эфиопией.

Они  начались еще во времена Алексея Михайловича и продолжились при Петре I, Екатерине II, Николае I и Николае II, который во время кругосветного путешествия встречался с эфиопским императором.

Сегодня негры продолжают жить в Абхазии. Они говорят на абхазском языке, выращивают мандарины и виноград, делают вино, работают на фабриках и в портах и считают себя абхазами. Многие уже отдаленно напоминают своих предков, ассимилировались, смешанные браки также повлияли… Негритянские сыновья часто женились на абхазских девушках.

Абхазы спокойно относятся к тому, что потомки негритянских рабов считают себя абхазами, а родной язык абхазским. А что же с вероисповеданием?

И здесь нет единства.

В Абхазии существовали и негры-христиане, и негры-иудеи, и негры-мусульмане…

Свобода вероисповедания в действии, так сказать. И никакого расизма.

ФОТОИСТОРИЯ СЕМЬИ АБАШ
(©Наира Абаш- Бобылева)

Абхазские негры: откуда они взялись
Абхазские негры: откуда они взялись
Абхазские негры: откуда они взялись
Абхазские негры: откуда они взялись
Абхазские негры: откуда они взялись
Абхазские негры: откуда они взялись

На  десерт вам письмо  Бараку Обаме от  «соплеменницы» из Абхазии.

Наиболее активные потомки африканского населения в лице начальника Собеса г. Сухуми Наиры Соболевой не упустили возможность  поздравить своего собрата по исторической родине с избранием на пост президента США. Письмо было опубликовано в газете «Эхо Абхазии» в ноябре 2008-го.

«Уважаемый господин Обама!

Я и моя семья присоединяемся к поздравлениям в Ваш адрес, звучащим в эти дни в связи с избранием Вас 44-м президентом США.

Вряд ли Вам известно, что в маленькой стране Абхазии, расположенной на восточном берегу Черного моря, вот уже более полутора веков живут потомки нескольких семей чернокожих рабов. Эти рабы были завезены в 40-е годы XIX века с турецкого невольничьего рынка местным князем и поселены в абхазском селе Адзюбжа.

Они заключали браки с местными жителями и по языку, культуре вскоре стали абхазами. Моему прадеду Амберу было 8 лет, когда он попал в Абхазию.

Его сын Ширин Абаш родился в 1898 году, а умер в 1958-м, и на его похоронах выступил находящийся в тот момент на отдыхе в Пицунде лидер компартии США афроамериканец Генри Уинстон.

Дочь Ширина Нуца работала акушеркой в адзюбжской больнице, и в 1949 году её фотопортрет напечатала выходящая в Москве газета «Комсомольская правда». Мой будущий отец Семен Бобылёв, живший тогда в российском городе Орле, написал ей письмо, и после пяти лет переписки они поженились, и стали жить в столице Абхазии, Сухуме. Ныне их уже нет в живых.

Как видите, у меня и моего брата Вячеслава, также живущего с семьёй в Сухуме, мать была темнокожей, а отец — белым. Сегодня почти все потомки африканских рабов из Адзюбжи и других абхазских сёл внешне мало отличаются от аборигенов края, но мы хорошо знаем о своих корнях и чтим память своих предков. В таком духе мы стараемся воспитывать и своих детей.

  1. И одновременно мы — патриоты своей родной Абхазии!»
  2. Алла ЛЕСКОВА
  3. Рубрика: История -> История в деталях -> Легенды и мифы

Источник: https://gorets-media.ru/page/afro-abhazy

Абхазские негры :: Общество :: РБК

В селе Адзюбжа в устье реки Кодор и нескольких окрестных селениях проживает любопытная группа абхазского народа — абхазские, или кавказские негры. У специалистов нет единого мнения по поводу того, как представители негроидной расы заселили Абхазию. Историки склоняются к тому, что это произошло еще в XVII веке, когда эта территория была частью Османской империи.

Абхазские негры: откуда они взялись

Global Look Press

По одной из версий, несколько сотен чернокожих рабов было закуплено и ввезено князьями Шервашидзе (Чачба) для работ на плантациях цитрусовых.

Английский писатель и историк Джейсон Гудвин в своей книге «Величие и крах Османской империи» приводил примеры и других африканцев, живших в европейской части империи: чернокожих черногорцев, потомков вывезенных из Африки в XVI веке рабов, живших в городке Улцин по крайней мере до 70-х гг. XX века, и негров-язычников, обитавших в пещерах и развалинах под афинским Акрополем.

Другие ученые предполагают, что абхазские негры являются потомками колхов, древнекартвельских племен, занимавших территорию юго-восточного и восточного Причерноморья и подаривших Западной Грузии античное название Колхида, которое впоследствии столь полюбилось русским поэтам. Однако достоверных свидетельств о существовании чернокожего населения в Колхиде не имеется. Некоторые авторы склоняются к эфиопской версии происхождения негров-абхазов. Ее поддерживал в том числе писатель Максим Горький, который встречался со старожилами села Адзюжба.

Абхазские негры: откуда они взялись Wikimedia.org Семейство негров из Адзюбжи. Фотография из книги Ковалевского П.И. «Кавказ. Том I. Народы Кавказа», СПб., 1914г.

Кроме того, существует целый ряд народных легенд о появлении негров на Кавказе.

Согласно одной из них, упоминавшейся советским адмиралом Иваном Исаковым в докладной записке Никите Хрущеву, у берегов Абхазии однажды потерпел крушение османский корабль с невольниками, которых везли на продажу.

Однако легенда не объясняет, как это судно могло оказаться так далеко от основных морских путей, которыми обычно следовали работорговцы.

Другая легенда рассказывает о том, что нарты (полумифические кавказские богатыри) привезли «чернолицых людей» из дальнего африканского похода. Негры с Африканского рога, которые выполняли функцию провожатых, остались жить в Абхазии. Еще более странная легенда гласит о том, что российский император Петр Великий якобы дарил арапов абхазским князьям.

В уже упомянутой докладной записке И.

Исакова отмечалось, что в XIX веке наместник Кавказа Илларион Воронцов-Дашков, подражая тому же Петру I, имел в своем личном конвое абхазов-негров из Адзюбжи, которые всюду его сопровождали.

Принц Александр Ольденбургский, основатель Гагры, держал при своем дворе по нескольку представителей от каждого из народов Черноморского побережья Кавказа, в том числе местных негров.

Абхазские негры: откуда они взялись Wikimedia.org Фотография карабахского негра, сделанная Джорджем Кеннаном в 1870г., из Библиотеки Конгресса США

Уже в XIX веке все абхазские негры говорили только по-абхазски и отождествляли себя исключительно с абхазским народом. Остальные абхазы воспринимали и воспринимают это как должное.

Совокупное количество кавказских негров оценивается разными наблюдателями в диапазоне от нескольких семей до нескольких деревень. Они занимаются выращиванием цитрусовых, винограда, кукурузы, работают на угольных шахтах Ткуарчала и на предприятиях Сухума.

 Как и многие абхазы, абхазские негры сегодня владеют и русским языком.

Источник: https://www.rbc.ru/society/23/05/2013/570408f99a7947fcbd449386

Абхазские негры

«Моя Планета» рассказывает о том, что происходит на старинных и странных фото.

На фотографии — всадники Абхазской сотни Черкесского полка Туземной (Дикой) дивизии. Дело происходит в 1914 году. Один из воинов-абхазов (других в Абхазской сотне и быть не могло) выглядит как типичный негр. И это никого не смущает.

Абхазские негры: откуда они взялись

Абхазские негры признаны расово-этнической группой абхазского народа. Они живут в селе Адзюбжа и ряде окрестных сел (Агдарра, Меркула, Поквеш, Члоу и др.). Но внятного ответа на вопрос «Откуда в Абхазии чернокожие?» нет.

Читайте также:  Сколько на самом деле в россии было крепостных крестьян

Есть археологические артефакты, подтверждающие, что негры жили на Кавказе в очень давние времена. Есть абхазский эпос, в котором действуют «чернолицые джигиты, пришедшие на Кавказ из южных земель».

Есть легенда о нартах, ходивших на Африканский Рог и вернувшихся оттуда с сотней негров, которые остались жить в Абхазии.

В V веке до н. э. о «темнокожих, с курчавыми волосами» обитателях этих мест писал Геродот, отметивший сходство «черных кавказцев» с египтянами и эфиопами. Через тысячу лет, в V веке н. э.

сосланный на Кавказ Иоанн Златоуст тоже упомянул об «эфиопах», обосновавшихся в окрестностях Питиунте (Пицунда). В 1884 году про абхазских негров писал известный винодел В. Тьебо: «Тип лица у них абиссинский».

В 1913 году этнограф Марков описывает «курчавых негритят» и «черных людей в белых одеждах» и отмечает, что «негры ничем не отличаются от абхазцев, говорят только по-абхазски, исповедуют ту же веру».

Есть документальные свидетельства о том, что в начале ХХ века наместник Кавказа Воронцов-Дашков имел в своем личном конвое негров из Адзюбжи, а основатель курорта в Гаграх, принц Ольденбургский держал при своем дворе абхазских негров.

Есть куча местных легенд о крушении у берегов Абхазии османского корабля с черными невольниками, которые спаслись и основали первое негритянское поселение, о попытке князей Шервашидзе использовать чернокожих рабов на своих мандариновых плантациях, о Петре I, который привез в Россию так много арапов, что раздавал их своим подданным, абхазским князьям.

Сегодня принято считать, что негры появились в Абхазии в XVII веке, а их предками, скорее всего, были эфиопы или египтяне.

Но чаще говорят об «эфиопском следе», базирующемся не только на внешнем сходстве, но и на совпадении географических названий: Багада — Багада, Табакур — Дабакур и пр.

В 1927 году эту эфиопскую версию поддержали Максим Горький и абхазский писатель Самсон Чанба, бывший тогда одним из руководителей Абхазской Республики. Они специально поехали в места компактного проживания абхазских негров и вынесли вердикт: скорее всего, эфиопы.

  • Еще одно подтверждение эфиопской версии — контакты между Россией и Эфиопией, начавшиеся еще во времена Алексея Михайловича и продолжившиеся при Петре I, Екатерине II, Николае I и Николае II, который во время кругосветного путешествия встречался с эфиопским императором Мениликом II.
  • Сегодня негры продолжают жить в Абхазии. Они говорят на абхазском языке, выращивают мандарины и виноград, делают вино, работают на фабриках и в портах и считают себя абхазами, что с присущим ему юмором засвидетельствовал Фазиль Искандер в книге «Сандро из Чегема»:
  • «— Ну а как живется неграм в Советском Союзе?

— Каким неграм? — заинтересовался хозяин.

— Как каким? — удивился принц, оглядывая местных негров, сидевших за этим же столом. — Вам!

— Мы — не негры, — сказал хозяин, улыбаясь своей характерной улыбкой и кивая на остальных негров, — мы — абхазцы».

Источник: https://moya-planeta.ru/travel/view/abhazskie_negry_10287

Абхазские негры: откуда они взялись

В селении Адзюбжа и его окрестностях, примостившихся в живописном Кодорском ущелье Абхазии, проживает крошечная по численности негроидная расовая общность абхазов.

Версии происхождения

Ученые до сих пор не сошлись во мнении, когда и как в Абхазии, далекой от пролегания традиционных путей мировой работорговли, появились негры, которые, полностью ассимилировавшись на новом месте обитания, идентифицируют себя абхазами.

Одна из версий гласит, что чернокожие жители на этот черноморский берег были завезены в XVII веке князьями Шеваршидзе, желавшими занять их работами на цитрусовых плантациях.

Этот опыт, судя по всему, оказался неудачным, а попавшей на новое место горстке африканцев ничего не оставалось, как принять устои аборигенов и постепенно слиться с ними в один этнос.

Согласно другим интерпретациям, абхазские негры являются прямыми потомками то ли античных колхов, населявших древнюю страну Колхиду, то ли коптов из Египта или иудеев из Эфиопии. Последнее предположение активно поддерживал литератор Максим Горький, а историк Дмитрий Гулиа в качестве доказательства представлял очевидное сходство в некоторых топонимических названиях Абхазии и Абиссинии: Табакур — Дабакур, Гумма — Гумма, Багада — Багада. Иные этнографы предпочитают считать, что африканцы оказались на абхазском берегу из-за крушения судна, перевозившего рабов на один из многочисленных невольнических рынков Османской Турции.

Альтернативная версия гласит, что их появлению способствовал большой любитель экзотики император Петр Великий, который заказал для своего двора несколько десятков арапов, но когда выяснилось, что они с большим трудом проходят акклиматизацию в суровом климате Петербурга, правитель распорядился подарить их князьям из абхазской земли.

Негры на службе

Потомки причерноморских негров были заняты не только в сфере земледелия и садоводства, но проявляли себя еще и на боевом поприще.

На фотографиях начала ХХ века запечатлены негры, служившие в Абхазской сотне Черкесского полка Туземной (Дикой) дивизии.

Кроме того, задокументирован факт, что в личном конвое Иллариона Воронцова-Дашкова, в 1905—1916 годах занимавшего пост наместника на Кавказе, присутствовало несколько африканцев из Адзюбжи, одетых в традиционную черкеску.

А основавший великосветский рекреационный центр Гагры принц Александр Ольденбургский содержал небольшую группу абхазов-негров при своем дворе, в котором, помимо них, присутствовало по несколько представителей от каждого этноса, населявшего причерноморскую территорию Кавказа.

Полная ассимиляция

Приблизительно к середине XIX века произошла полная культурная ассимиляция негров Абхазии, которые из-за своей малочисленности просто не смогли бы противостоять влиянию доминирующего народа.

Переняв религию, язык, обычаи, манеру поведения и образ жизни абхазов, негры охотно заключали браки с местным населением, в результате чего на свет появлялись дети мулаты, в потомстве которых нет-нет да проскакивали характерные для негроидной расы черты внешности.

Когда в 1926 году СССР провел первую перепись населения, все чернокожие жители Абхазии по национальному признаку были записаны как абхазы.

Только один год
В книге «Только один год», вышедшей в 1969 году из-под пера Светланы Аллилуевой, описана несколько иная картина быта абхазских негров. Дочь Иосифа Сталина поведала, что осевшие на черноморском побережье негры вынуждены были вести обособленный образ жизни, поскольку абхазы избегали с ними всяческих контактов. Оттесненные аборигенами в неплодородную гористую местность африканцы, существовавшие практически в тех же условиях, что их сородичи в Африке, были лишены возможности обучаться грамоте и получать профессии. Констатируя, что никто из местных жителей не горел желанием общаться и тем более связывать себя узами брака с загнанными в природное гетто неграми, Аллилуева предрекала этой «расе» вымирание.

Советская пропаганда

Аналитики интернет-портала «Грузия онлайн» в статье «Абхазские „негры“ — народ, которого нет или еще один миф сепаратистов» заявляют, что на территории страны Апсны африканцы никогда не жили.

По их мнению, эта выдумка была сотворена советскими пропагандистами, желавшими показать многонациональность нового социалистического государства.

Кроме того, они утверждают, что русские по ошибке принимали за негров смуглых подданных Османской империи, частью которой некогда была и территория Абхазии.

Видео дня. Десятки жилых домов рухнули в гигантскую яму

Источник: https://news.rambler.ru/other/42438832-abhazskie-negry-otkuda-oni-vzyalis/

Абхазские негры — откуда взялись? | Исторические версии | Багира

Удивительно, но на Кавказе в горных сёлах Абхазии действительно до сих пор живут люди с чёрным цветом кожи. Откуда они здесь и как сюда попали, доподлинно неизвестно. Широкой публике об их существовании стало известно в XIX веке.

Негров в Абхазию завёз Пётр Первый?

Назначенный в 1905 году наместником Кавказа граф Илларион Иванович Воронцов-Дашков докладывал о чернокожих абхазцах в Санкт-Петербург, а нескольких даже нанял в личный конвой.

Чернокожие конвоиры носили абхазские черкески, говорили на абхазском языке и искренне считали себя уроженцами Абхазии.

Причём никакого удивления со стороны самих абхазцев это не вызывало; это говорило о том, что чернокожие люди жили здесь уже долго и все к ним привыкли. Более того, местные жители охотно отдавали им в жены своих дочерей.

Любители мандаринов

Примечательно, что абхазские негры были разного вероисповедания — среди них были мусульмане, православные и иудеи. Французский путешественник Тьебо, посетивший Кавказ в начале XX века, нанял одного их них в слуги и писал, что тот показал себя удивительно верным работником, спал у двери и был католиком.

По воспоминаниям русского этнографа Евгения Маркова, чернокожие люди в российских субтропиках производили неизгладимое впечатление: «На яркой зелени густых девственных зарослей вырисовывались хижины и постройки из дерева, крытые тростником, копошились курчавые негритята, важно проходила с какой-то ношей негритянка.

На ослепительном солнце чёрные люди в белых одеждах представляли характерное зрелище какой-нибудь африканской сценки! — восторгался учёный. — Оказалось, что негров в селе Адзюбжа имеется 2-3 дыма (двора). По словам сопровождавших меня абхазцев, есть отдельные дворы и в других общинах».

По свидетельству учёного, абхазские негры выращивали мандарины, виноград и кукурузу, работали в порту Сухума, на угольных шахтах и даже на фабриках. В XX веке негры жили в девяти абхазских селениях, в самом Сухуме и в аджарском городе Батуми. В последнем нет ничего удивительного, ведь в конце XIX века Батуми переживал экономический подъём, сюда съезжались люди со всей России и из Европы.

В это время здесь проживало 30 чернокожих семей. В начале XX века неграми интересовался писатель Максим Горький. Он общался с ними и остался уверенным, что они попали сюда из Эфиопии. Путешественник Тьебо тоже обращал внимание, что тип лица у негров абиссинский (то есть эфиопский).

Откуда же они взялись на самом деле?

Мигранты поневоле

Версий их появления на Кавказе множество. Например, в советское время считали, что этническая группа чернокожих появилась на берегах Чёрного моря после кораблекрушения рабовладельческого судна, принадлежавшего Османской империи. Невольники выплыли, очутились на чужом берегу и волей-неволей остались здесь жить.

Другая версия гласит, что чернокожих слуг на Кавказ завозили турки.

Третья версия опирается на свидетельства древних греков — поэта Пиндара и историка Геродота, которые в один голос утверждали, что население Колхиды имеет чёрный цвет кожи и курчавые волосы, причём Геродот даже утверждал, что это потомки воинов египетского фараона Сезостриса, которые пришли сюда во время военного похода и остались надзирать за покорённой территорией.

Есть даже утверждение, что абхазские негры — это потомки библейских кушитов, правнуки ветхозаветного Хама. Но всем этим версиям противоречат две вещи: то, что сами негры считают себя «абхазами», и то, что они имеют разное вероисповедание.

Скорее всего, этническая группа могла формироваться постепенно: на Кавказ могли бежать и рабы-негры турок, и невольники с судов, но, скорее всего, немалую лепту внесли российские императоры, со времён Петра Великого взявшие моду завозить в Россию арапчат. Обычай этот начался в XVII веке и продолжался вплоть до 1918 года.

Даже при дворе императора Николая II были арапы — их строй встречал гостей во время балов. Известно, что в 1958 году один из старых негров по имени Ширин Абаш, живущий в селение Адзюбжа, рассказал журналисту, что его предки попали в Россию в XIX веке. Их, словно породистых собак, привёз в Россию купец и подарил императору. Однако климат Северной столицы не пришёлся по вкусу жителям жарких стран, и тогда царица милостиво подарила их вельможе, у которого на побережье Чёрного моря было поместье. Подобных «подарков» могло набраться на юге России несколько десятков человек.

Кроме этого, чернокожих слуг в Россию в XIX и даже в XX веках привозила русская и европейская знать. Некоторые из слуг увольнялись и оставались жить в России, предпочитая для этого регионы с более тёплым климатом.

  • Журнал: Загадки истории №45, ноябрь 2019 года Рубрика: Версия
  • Майя Новик
  • Tags эпоха Романовых Загадки истории народ Кавказ Абхазия Эфиопия Пётр Первый негры этнография

Источник: https://www.bagira.guru/historical-versions/abkhazskie-negry-otkuda-vzyalis.html

Абхазские негры, или Ирония судьбы африканских джигитов

Порой история некоторых народов и национальностей складывается весьма причудливым образом. Иногда войны, переселения, катаклизмы или даже прихоть отдельных людей закручивает историю народов так витиевато, что потомки не устают удивляться пути, пройденному народом.

На фотографии 1914 года — всадники Абхазской сотни Черкесского полка легендарной Дикой дивизии. Один из воинов-абхазов ( в Абхазской сотне других и быть не могло) выглядит как типичный негр.

И это никого не смущает. Потому что говорят они только на абхазском языке и считают себя коренными жителями этих мест.

Так откуда негры на Кавказе? У специалистов единого мнения нет, существует лишь множество версий.

Их происхождение может быть древнее, чем сама Абхазия, в древности- Колхида. Жили здесь, естественно, колхи. Энциклопедия гласит: колхи — собирательное название древнекартвельских племен, занимавших территорию Восточного Причерноморья.

Однако, древнегреческий историк Геродот описывал колхов как темнокожих потомков египтян: «Ведь колхи, по-видимому, египтяне: я это понял сам ещё прежде, чем услышал от других. Заинтересовавшись этим, я стал расспрашивать об этом родстве как в Колхиде, так и в Египте.

Колхи сохранили более ясные воспоминания о египтянах, чем египтяне о колхах. Впрочем, египтяне говорили мне, что, по их мнению, колхи ведут своё происхождение от воинов Сесострисова войска. Сам я пришел к такому же выводу, потому что они темнокожие, с курчавыми волосами. Впрочем, это ещё ничего не доказывает.

Ведь есть и другие народы такого же вида…» — «История» Книга вторая, гл. 104.

Справка: Сесострисово войско — по сообщениям всё того же Геродота и других древних авторов, войску египетского царя Сесостриса приписывали завоевание территории до самого Каспийского моря, включая Кавказ. Геродот пишет об этом в своей истории 2500 лет назад.

Читайте также:  Почему монахи не отмечают свой день рождения

Ему вторит Иоанн Златоуст, богослов IV века, пребывавший в ссылке в Питиунте (ныне Пицунда). Он пишет о неких эфиопах, как части населения Абхазии.

Однако далеко не факт что упоминаемые Геродотом чернокожие и курчавые колхи — предки абхазских негров.

Другая легенда гласит, что некогда на Кавказе жил целый народ Нарты. Эти самые Нарты поголовно было богатырями-великанами. На месте им не сиделось и отправились они покорять дальние страны.

В направлении, противоположном Сесострисову войску. Из африканского похода Нарты вернулись на Кавказ с сотней проводников-негров. Последние и остались жить в Абхазии.

Правда, лично у меня африканцы-проводники вызывают некоторое сомнение: откуда они знали дорогу, которую сами Нарты забыли?

Никита Хрущёв, будучи некогда главой СССР, так же заинтересовался происхождением чернокожих абхазов (Заметим, что товарища Сталина этот вопрос не задевал совершенно. Может, он знал ответ?).

В одной из докладных записок Хрущёву высказывалось предположение, что ещё в XVII веке вблизи абхазских берегов во время шторма потерпел крушение османский корабль с невольниками, которых везли на продажу. И нынешние негры-абхазы — потомки спасшихся с того корабля и основавших колонию в Абхазии.

Эта легенда, правда, не объясняет, как такой корабль могло занести в воды этой части Чёрного моря настолько далеко от основных морских путей негритянской мировой работорговли.

В другой записке высказывалось мнение о причастности к появлению негров-абхазов Пётра Великого: он-де ввозил в Россию много арапов — и тех из них, которые не смогли акклиматизироваться в северной столице России, Санкт-Петербурге, щедро дарил абхазским князьям.

Таких «подарков Петра» в Абхазии действительно могло оказаться несколько десятков. Впервые в России слуги-арапы появились при дворе матери царя Михаила Фёдоровича. В первой четверти XVIII века должность арапов была закреплена штатно.

При Екатерине II на царской службе находилось десять арапов. В начале XIX века их число выросло до двадцати. В документах середины XIX — начала XX веков темнокожих слуг именовали «арабы Высочайшего двора». При Николае I число арапов уменьшилось до восьми.

Арапы относились к придворнослужителям «подвижного состава» и всегда следовали за двором. Во дворце они дежурили при дверях во внутренних залах. Они могли сопровождать гостей к кабинету императора. Дежурство несли по двое: «старший» и «младший арап». Арапы считались привилегированной частью служителей двора. В начале XX века годовое жалованье старшего арапа составляло 800 рублей, младшего — 600 рублей .

Возможно, в определённой степени верными являются сразу несколько научных гипотез и легенд одновременно: многие из них не исключают, а дополняют друг друга.

Абхазские негры говорили только на абхазском языке и считали себя неотъемлемой частью абхазского этноса. К середине 19 века процесс культурной ассимиляции уже полностью прошел и только сильное внешнее отличие от окружающего населения говорила об особой судьбе и особом происхождении этих людей.

Фотография из Библиотеки Конгресса США сделана Джорджем Кеннаном в 1870 году, и подписана «Карабахский Арап». Что имел ввиду автор под этим термином-не понятно. Возможно, слово «кара», то есть «чёрный» по- тюркски, показалось ему самым подходящим для названия «чёрного казачка».

Так или иначе, вопрос о происхождении Абхазских, Батумских и Карабахских негров всё ещё открыт. Скорее всего ещё не одно десятилетие историки будут биться над этой проблемой. И,вполне вероятно, загадку эту разгадают. Ведь у них на вооружении теперь есть генетика с её богатейшими инструментами определения родственных связей. Ну а мы с интересом будем ждать ответа.

Чем больше подписчиков на канале, тем чаще будут появляться новые публикации.Не пропустите самое интересное!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5aa4f0b657906a4337d12389/abhazskie-negry-ili-ironiia-sudby-afrikanskih-djigitov-5ad114471aa80c39a7a6a45f

Африканцы в Абхазии: эфиопская родословная одной семьи

Семья Абаш почти два века назад получила свою фамилию от князя Абашидзе. Как и откуда появились темнокожие абхазы в селе Адзюбжа, как складывалась их судьба и почему африканские переселенцы называют себя абхазами.

Асида Квициния, Sputnik

История из уст в уста

— Ну а как живется неграм в Советском Союзе?

— Каким неграм?— заинтересовался хозяин.

— Как каким?— удивился принц, оглядывая местных негров, сидевших за этим же столом. — Вам!

— А мы не негры, — сказал хозяин, улыбаясь своей характерной улыбкой и кивая на остальных негров, — мы — абхазцы. (Фазиль Искандер, «Сандро из Чегема»)

© Фото : из архива семьи Абаш

Существуют несколько гипотез появления темнокожих абхазов (именно абхазами они себя и считали), но однозначного ответа до сих пор нет. Корреспондент Sputnik нашла прямого потомка некогда известной в Абхазии семьи Абаш из Адзюбжи, молодую девушку Диану Бобылеву.

Диана Бобылева —  девушка лет тридцати с четко выраженными скулами, большими глазами и полными губами, она сохранила в себе все, что определяло ее происхождение, и только цвет лица заставлял сомневаться.

© Фото : из архива семьи Абаш

Все представители семьи Абаш считали себя абхазами, говорили и даже думали на абхазском. Нуца и Семен прожили долгую счастливую жизнь, у них было двое детей и пятеро внуков.

«В свое время к нам приходило много разных журналистов со всего Советского Союза. И историю нашей семьи бабушка рассказывала часто, теперь ее рассказываю я», — улыбаясь, она стала раскладывать семейные фотографии на столе, черно-белые снимки разных эпох из истории семьи Абаш.

  • Фотоленту об этом смотрите здесь >>
  • Видео об этом смотрите здесь >>
  • На одной из старых карточек в окружении своих соседей стоял сын одного из первых чернокожих переселенцев Ширин Абаш.

«Моего прадеда глубоко уважали соседи, он был одним из основателей колхоза в своей деревне. На этой фотографии ему  вручают грамоту за труд», — с гордостью показывает снимок Диана.  

© Фото : из архива семьи Абаш

Ширин Абаш, дедушка Нуцы, был одним из основателей колхоза. На этой фотографии ему вручают грамоту за труды

Княжеская фамилия для эфиопских рабочих

В 1840 году князь Абашидзе привез из Эфиопии около 20 негров, чтобы они помогали работать на чайных плантациях. Амбер Абаш, один из первых темнокожих в Абхазии, был привезен со своей матерью в возрасте восьми лет.

Как было принято в Абхазии, спустя некоторое время князь давал подчиненным надел земли и свою фамилию, чтобы они могли свободно и спокойно строить свою жизнь, объяснила Диана.

© Фото : из архива семьи Абаш

На протяжении всей жизни Нуцы журналисты приходили к ней за рассказом «африканской» истории

«Таким образом отец моего прадеда обосновался здесь и стал носить фамилию Абаш. На первых порах ему сильно помогали соседи. Он рос у них на глазах, они строили ему дом, показывали, как ухаживать за фруктами и работать в огороде, поддерживали и заботились о нем. Повзрослев, он стал считать себя абхазом, и во всех документах был записан также», — рассказала правнучка.

Когда пришло время жениться, Амбер Абаш выбрал себе в жены девушку из села Старый Кындг, ее звали София Мазалия, она была мулаткой. О ее происхождении бабушка Дианы ничего не знала, это так и осталось неизвестным.

«Если будешь чай низать, научишься и вязать»

Несмотря на то, что у Амбера и Софии было 12 детей, известна судьба только двоих, Ширина, прадеда Дианы, и его старшего брата Шаабана. 

По словам Бобылевой, Шаабан Абаш был хорошо известен в Абхазии. Он прошел Первую мировую войну и за службу Родине был награжден боевой грамотой. У реки Кодор до сих пор есть памятная доска, посвященная ему. В 1931 году он стал членом ЦИК Абхазии и был одним из ближайших соратников Нестора Лакоба, женился на абхазке Лили Киут. У них было двое детей, Валерий и Лидия.

Диана приподняла старую черно-белую фотографию, на которой была изображена молодая девушка лет семнадцати. На снимке она сидела возле старого камина и вязала крючком красивую белоснежную салфетку.

© Фото : из архива семьи Абаш

Нуца Абаш вяжет салфетку у камина

— Это моя бабушка Нуца Абаш, совсем молодая, перед поступлением в медучилище, – показывая фотографию, продолжала она свой рассказ.

— Ваша бабушка умела вязать такие красивые салфетки, – спросила я.

— Да, я ее не раз спрашивала, как ты научилась так красиво вязать, а она отвечала: «Если будешь чай низать, научишься и вязать». Она была очень острой на язык и любила говорить безобидные колкости, – улыбаясь, поделилась воспоминанием Диана.

Как рассказывает внучка афроабхазки, детство у Нуцы Абаш было тяжелым. Ее отец Ширин женился на абхазке Лии Кация, которая оставила своих детей в детском возрасте и покинула дом по непонятным причинам. И только спустя много лет, практически перед смертью, она вернулась домой, чтобы дочь могла о ней позаботиться.

«Бабушка редко говорила о своей матери, и  мы, зная, что она болезненно воспринимает эту тему, старались никогда ее об этом не спрашивать», — сказала Диана.

Описывая Нуцу Абаш, Диана подчеркивала сильный характер бабушки и умение хорошо разбираться в людях.

«Была у нашей бабушки одна особенность, ей хватало одного взгляда, чтобы определить, стоит доверять человеку или нет. И она почти никогда не ошибалась», — вспомнила она.

Из  Донецка с любовью

Нуца Абаш, окончив медучилище в Сухуме, получила возможность продолжить учебу в Тбилиси. Оттуда она вернулась уже квалифицированным врачом, акушером-гинекологом.

Как рассказывает внучка, во время учебы в Тбилиси Нуца стала очень известной во всем Советском Союзе. Темнокожую жительницу Абхазии воспринимали как феномен в то время. История семьи Абаш была опубликована во многих советских газетах, и на протяжении всей ее жизни все новые журналисты приходили с просьбой рассказать эту историю вновь и вновь, добавила она.

© Фото : из архива семьи Абаш

Нуца Абаш стала врачом, акушером-гинекологом.

Популярность Нуцы Абаш дошла и до Донецка. Семен Бобылев случайно наткнулся на одну из таких газет, где, помимо истории семьи Абаш, была напечатана фотография самой Нуцы.

«Мой дедушка Валерий Бобылев влюбился в нее с первого взгляда и начал писать ей письма сначала как тайный поклонник, затем как друг. Спустя несколько лет он приехал в Абхазию с предложением руки и сердца. Наша бабушка прожила долгую жизнь со своим мужем Семеном Бобылевым. У них было двое детей — Вячеслав и Наира», — поделилась подробностями Диана.

Все представители семьи Абаш считали себя абхазами, говорили и даже думали на абхазском. Сейчас в стране продолжают жить потомки выходцев из Африки. Отличить их практически невозможно, но потомки, как видно на примере Дианы Бобылевой, бережно хранят историю своего происхождения  и гордятся ей.

Источник: https://sputnik-abkhazia.ru/Abkhazia/20191007/1020373329/Afrikantsy-v-Abkhazii-efiopskaya-rodoslovnaya-odnoy-semi.html

Коренные жители Абхазии — негры

?

Categories: Терпеть я не буду покорноПроклятую эту судьбу,Шахтерам из темени чернойПора выходить на борьбу!      (Шахтерская песня.)

Откуда мы пришли? Куда свой путь вершим?

В чем нашей жизни смысл? Он нам непостижим.Как много чистых душ под колесом лазурным.Сгорает в пепел, в прах, а где, скажите, дым?(Омар Хайям.)

Да, все мы — смертны, хоть не по нутру

Мне эта истина, страшней которой нету.Но в час положенный и я, как все, умру,И память обо мне сотрёт седая Лета.Мы бренны в этом мире под Луной:Жизнь — только миг, небытие — навеки;Крутится во Вселенной шар земной,Живут и исчезают человеки,Но сущее, рождённое во мгле,Неистребимо на пути к рассвету,Иные поколенья на ЗемлеНесут всё дальше жизни эстафету.                                    ( Ю. Андропов ).Предисловие от Дени Дидро.Да да именно так, и это не шутка. На самом деле, мало кто об этом знает, но в Абхазии издавна  проживает коренное чернокожее население, самая большая община живёт в общине -Адзюбжи. Но помимо её проживают абхазские чернокожие аборигены и в других посёлках и общинах, раскиданных по горам страны «Золотого Руна».Причём, они настолько давно здесь проживают и настолько сроднились с абхазами, что никто не знает и не помнит, когда, в какое время и в связи с какими событиями появились чернокожие люди на благословенной абхазской земле.Приведу здесь две версии, двух разных авторов на данную историческую загадку, которая, скорее всего, так никогда уже, и не будет разгадана.Древняя Абхазия… Неширокой зеленой полосой протянулась она между Главным Кавказским хребтом и берегом Черного моря. Овеянная фантастическими преданиями, поверьями и легендами история этой цветущей земли полна романтических тайн. Среди них тайны Великой Абхазской стены и покоящегося под водой города Диоскурии, тайны мертвого городища карликов Аиангвара и феномен культуры дольменов.                                                     Одна из самых интересных этнографических и исторических загадок — абхазские негры, исстари живущие в здешних краях. Негры-колхозники. Негры — врачи, учителя… Откуда они?Негры-колхозники. Негры — врачи, учителя… Откуда они? Когда появились негры в Абхазии? Существовали ли в древности связи между Африкой и побережьем Черного моря? С этими вопросами я обратился к известному абхазскому этнографу, кандидату исторических наук Вианору П а ч у л и а. Вот что он рассказал. «Небо мертво, и земля мертва, — причитала колдунья, — и ты, пасущий стада облаков, повелевающий когортами звезд, ты, пастырь мирского стада, смилостивись над золотушной землей и прокаженным небом. Не отврати свой лик от заговора моего!»Причитая, колдунья трижды обошла убогую свою хижину, где на стенах были распластаны чучела рыб и птиц, где качались пучки диковинных засохших цветов. Потом она приостановилась, обратилась черным лицом к закату, приподнялась на носки, как бы собираясь воспарить, и возопила вдруг высоким речитативом : Огненный всадник на огненном скакуне: Башлык — что огонь,- черкеска — огонь, чувяки — огонь, шаровары — огонь. Седло и уздечка — как пламень, Объятая пламенем плеть. Он мчится, как пламя, — и ты, как огонь, — вслед за ним. Он прыгнет, как пламя, — и ты, как огонь, — вслед за ним. Асинис минули, и Мыру, и Джиру минули. На огненных скалах убили огненную змею!..Едва колдунья выкрикнула это страшное «змею-у-у», трое моих сверстников не выдержали и задали стрекача. Туда, в густые кустарники, к прохладным ручьям, к песчаным берегам, к ласковым волнам Понта Эвксинского, к родному селу Адзюбжа! И зачем только я упросил старуху Абаш позаклинать духов, как в старину! Превозмогая искушение улизнуть вслед за друзьями, я в ужасе взирал на заклинательницу стихий неба и земли.  И тут случилось чудо. Чернокожая волшебница смахнула со лба капли пота, пригладила седые пряди и проговорила:— Ну как, страшно?— Страшно, — восхищенно сознался я.— Это еще не страшно. Вот бабка моя настоящая была колдунья. Деревья заставляла летать над горами, как стаи птиц. Ручьи сворачивала в клубки, горы шатала.— Бабушка Абаш, а почему ты вся черная?— Потому что родители мои были негры. И родители родителей тоже негры. И так от сотворения мира.— А где живут негры?— В Африке живут.— А у нас в Абхазии, кроме Адзюбжи, где?— В Поквеше живут. В Ачандаре. В Члоу живут. В Тхине, Меркуле, Кындге живут.— Давно живут?— Всегда жили, от сотворения мира.Одно из первых печатных упоминаний об абхазских неграх я обнаружил в газете «Кавказ» за 1913 год. В заметке от 16 марта этнограф В. И. Врадий рассказал о своей встрече с негром-метисом Аджи-Абдул-оглы. Ученый расспросил его о негритянских семьях из окрестных сел, уговорил сфотографироваться. Сама по себе заметка В. И. Врадия не бог весть какая ценность для исторической науки. Зато отклики, напечатанные в той же газете, довольно любопытны. Вот что сообщал некий Е. Марков:«Проезжая в первый раз абхазскую общину Ад-зюбжу, я был поражен чисто тропическим ландшафтом: на яркой зелени густых девственных зарослей вырисовывались хижины и постройки из дерева, крытые тростником, копошились курчавые негритята, важно проходила с какой-то ношей негритянка. На ослепительном солнце черные люди в белых одеждах представляли характерное зрелище какой-нибудь африканской сценки… Негры эти ничем не отличаются от абхазцев, среди которых живут уже с давних времен, говорят только по-абхазски, исповедуют ту же веру. Мне думается, что негры являются в этих местах случайным элементом и привезены сюда не ранее появления на черноморском берегу Кавказа турок, у которых, как известно, всегда бывало много слуг из африканцев, доставлявшихся из турецких африканских владений. Ничего удивительного нет в том, что часть этих бывших рабов осела кое-где на побережье и во всем, кроме цвета кожи, ассимилировалась с окружающим их населением».

Читайте также:  10 святых, у которых можно попросить успехов в учебе

Как видим, выводы автора вполне категоричны. Негры — потомки рабов прежних владетелей Колхиды.

Интересно, что за минувшие полвека почти никто из историков не пытался опровергнуть подобную точку зрения. Это и понятно. Письменность в Абхазии появилась незадолго до Октябрьской революции, так что воссоздать документально историю легендарного края золотого руна попросту невозможно. Приходится довольствоваться материалами фольклора (правда, довольно богатыми), косвенными источниками иноземных авторов, некогда посетивших Колхиду или слышавших о ней из уст купцов, пилигримов, пиратов, путешественников. Подобные розыски осложняются еще и тем, что Абхазия — страна необычайно древней и самобытной истории.Еще в середине I тысячелетия до н. э. могучая греческая держава основала на абхазском берегу свои колонии. В те времена Абхазия, как и все черноморское побережье Колхиды, населенное древнегрузинскими и абхазскими племенами, была своеобразным посредником в торговых связях стран Средиземного моря с Азией, Китаем и Индией.Более двух тысячелетий тому назад эти колонии подпали под власть Митридата Понтийского, а затем были покорены Римом. В эпоху правления Диоклетиана сюда ссылали христиан. В союзе с Византией Абхазия неоднократно вела войны с Персией, И наконец, в 1578 году страна была покорена турками и долгих три столетия изнывала под тяжким бременем султанского владычества. Нет ничего удивительного в том, что любой турецкий наместник мог привезти в Абхазию свою живую собственность — чернокожих рабов и продать их здесь местным князьям.Однако в той же газете «Кавказ» историк Е. Лавров высказал и другое, куда более оригинальное мнение. Его выводы опирались на известные сказания о древних обитателях восточного побережья Черного моря. О чем же писал Е. Лавров?«Восточный берег Черного моря в древности был известен грекам под названием Колхиды, населенной народом колхами. Впервые имя колхов встречается в отрывках из поэм, относящихся к VII веку до н. э., следовательно, еще в то время, когда греки обычно не знали побережья, а только по каким-то смутным воспоминаниям считали, что на востоке от них, там, за бесконечным Понтом Эвксинским, лежит блаженная страна, богатая светом, теплом и золотом, страна колхов. Фантастический поход аргонавтов в рассказах и песнях возник, вероятно, еще в ту отдаленную эпоху, когда греки знали заморские страны лишь понаслышке, дополняя воображением свои скудные о них сведения.Самих колхов в то время, когда слагалось сказание об аргонавтах, греки не видели и, конечно, наделяли их всевозможными качествами сообразно своим понятиям о людях. Оки предполагали у них государственное устройство (царь Аэтес, царица Медея, стража), земледелие (волы и плуг), воинство, вооруженное копьями и мечами, с блестящими шлемами и проч. Ясно, что сказания эти фантастичны и что народ кол-хи не был им известен.Первый из греков, посетивший Колхиду лично и давший нам исторические сведения о колхах, был Геродот (484—425 годы до н. э.). У него мы читаем:«Колхи, по-видимому, египетского происхождения: я о том догадывался, прежде чем услышал от других, но, желая удостовериться, расспрашивал оба народа: колхи сохранили гораздо больше воспоминаний о египтянах, чем египтяне о колхах. Египтяне полагают, что народы эти суть потомки части войска Севострисова.Я также заключил это на основании примет: во-первых, они черномазы и курчавы» и т. д.Трудно предположить, чтобы Геродот — житель Греции, где смуглый и далее очень смуглый цвет лица обычен, мог бы назвать черномазым народ просто загорелый, темноволосый, живущий и поныне на побережье. Затем курчавость является несомненным признаком негрского и эфиопского племен, а отнюдь не индоевропейских.Пиндар (522—448 годы до н. э.), живший до Геродота, тоже называет колхов черными.Более или менее достоверные сведения о кавказском побережье Черного моря относятся к временам Митридата (132—63 годы до н. э.), когда уже черных колхов как племени не существовало. Далее раньше, во времена Гиппократа (460—377 годы до н. э.), жители нынешней Мингрелии описываются уже как белые: «Цвет их желто-зеленоватый, как у страдающих желтухой…»Вывод из этих данных таков, что в доисторические времена Колхида была населена народом кушитского (эфиопского, негрского) племени. Остатки (вероятно) его еще были довольно многочисленны: в начале V века их видел, с ними беседовал Геродот. Затем, к концу того же века, они совсем исчезают, за исключением, быть может, единичных семей».История берегов Понта Эвксинского — это невообразимое средоточие и переплетение битв и нашествий, переселений целых народов, возникновения и полного исчезновения государств. Проблема происхождения абхазских племен и доныне далека от полного разрешения. На этот счет существуют самые различные гипотезы и теории (эфиопско-египетская, северокавказская, малоазиатская, автохтонная и др.). Вряд ли стоит отдавать предпочтение любой из них, за исключением автохтонной, покуда еще не собраны достаточно надежные и веские доказательства. Во всяком случае, достоверных свидетельств о существовании негроидного населения в исторической Колхиде у нас не имеется. Так что сообщение Геродота можно скорее отнести к легендам, связанным с Колхидой. Но коль скоро речь идет об абхазских неграх, я хочу рассказать об исследованиях замечательного абхазского ученого и писателя Дмитрия Гулиа. В книге «История Абхазии» он в свое время сделал предположение, что абхазцы — выходцы из Египта и Абиссинии. При этом Д. Гулиа многократно цитирует высказывания Геродота, Каллимаха, Периегета, Марцеллина, Диодора Сицилийского, Страбона, Дионисия, Евстафия, доказывавших, что колхи вышли из Египта. Впрочем, сами по себе цитаты еще не доказательство. Значительно весомей приводимые автором аналогии в географических названиях, именованиях божеств, именах людей и в сходстве нравов, обычаев и поверий абхазских с абиссинско-египетскими. Вот некоторые из них. Не буду приводить здесь всех доказательств Д. Гулиа, Мне важно другое: показать читателю, что маленькая тайна, именуемая «абхазскими неграми», — это клубок загадок, неясностей и противоречий. Кто сможет помочь распутать этот клубок? Негры, и доселе живущие в Абхазии, ассимилировавшиеся с абхазцами, ничем, кроме внешнего обличья, от них не отличаются, Они трудятся на цитрусовых плантациях, в шахтах Ткварчели, на предприятиях Сухуми. Для них Абхазия — родина. Исстари, издревле. Со дня сотворения мира, как говорила когда-то мне столетняя старуха Абаш. Она еще помнила какие-то смутные предания и поверья старины, еще соглашалась иногда погадать или позаклинать духов. Это ее неподражаемым искусством перевоплощения в волшебницу восхищался Максим Горький, когда в 1927 году он вместе с драматургом Самсоном Чанбой посетил село Адзюбжу. Иногда я мысленно представляю великого писателя сидящим у костра над бурной горной рекой Кодер, размышлявшим над отголосками тех битв, что разметали народы по разным континентам.ВЛАДИМИР ДРОБЫШЕВ.И немного другая точка зрения на данный вопрос.От местного уроженца — В. Анкваба.СТРАНИЧКА АБХАЗСКОГО ЭПОСА

Эпос о нартских богатырях бытует почти у всех народов Кавказа, но у абхазов, адыгов и осетин он наиболее распространен, Ученые-нартоведы (В. Абаев, Ш. Иналипа, Ш. Салакана, А. Аншиба и т. д.) вот уже много лет проводят кропотливые фольклорные и этнографические исследования, пытаясь воссоздать облик той эпохи, когда мог возникнуть эпос.

Эти исследования ученых и их споры, надеемся, со временем откроют истину. Но одно тут несомненно: эпос о нартских богатырях — исконно кавказского происхождения. Его возраст исчисляется несколькими тысячелетиями.

Эпоха матриархата и переходного к патриархату периода явствуется в рассказах эпоса, в героических его образах, наполненных поэтической символикой и мощью.

Можно ли отыскать в эпосе о деятелях нартских богатырей какое-то упоминание об абхазских неграх? Оказывается, да. Давайте попытаемся проанализировать один из эпизодов нартского эпоса. Итак:«Нарты, все сто братьев, оседлали однажды своих скакунов — аращи — и двинулись в путь-дорогу, как всегда, славу добывать. Едут, едут они, где ночь застанет, там и ночлег. Утром седлают коней и в путь-дорогу. Так они путешествовали полтора года. И однажды к вечеру остановились под тенистыми ветвями большого развесистого дерева, посреди широкого поля, спрыгнули с коней, выпустили их попастись. Сами расстелили бурки в тени дерева и уселись. Младшие разожгли костер и начали готовить пищу. От костра дым взметнулся к небу, и заметили этот дым люди, обитавшие на расстоянии полдневного пути от того места, где отдыхали нарты. Это были чернокожие люди — негры. Они все были такие черные, что отважный джигит и тот испугался бы, увидев их. Снарядили черные люди воинов и наказали им разузнать, что это за дым. Вернулись из разведки чернолицые воины, поведали старейшинам обо всем.Собрались чернолицые мужчины и женщины, старые и молодые, посоветовались и решили достойно встретить незваных гостей — биться, пока живы. И начали строить укрепления с той стороны, откуда идут белокожие богатыри.На другое утро нарты, как обычно, отправились в путь и очень обрадовались, когда в полдень увидели чернолицых. Но вскоре нарты заметили, что черные люди собираются встретить их копьями и стрелами. Тогда карты, не любившие кровопролития, отобрали нескольких своих воинов и послали их без оружия, чтобы те, чернокожие, убедились, что идут к ним не враги, а друзья. Но чернолицые пустили в них стрелы, ранили двух нартов, и пришлось воинам вернуться. Посовещались нарты и опять отправили своих безоружных посланцев. Но случилось то же, что и поначалу. Тогда все сто нартов сели на своих огнеподобных коней-аращи и бросились на чернолицых, как разъяренные зубры, разрушили стены укрепления, многих потоптали копытами своих коней, отчаянных храбрецов сбивали с ног ударом кнута, а шашки пока нарты в ход не пускали.

Поняли чернолицые, с кем дело имеют и что нарты невинным зла не причиняют, попросили мира и помирились. Задали чернолицые большой пир. Нарты ровно один месяц прожили у чернолицых. А когда возвращались обратно к себе на родину, чернолицые подарили им много скота, и сто лучших чернолицых джигитов отправились с ними, чтобы посмотреть, как живут знаменитые нарты, и погостить у них.

Источник: https://deni-didro.livejournal.com/54759.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector