Аланы: куда исчез этот крымский народ

Аланы: куда исчез этот крымский народ

Po-Krymu.ru > Отдых > Необычный Крым

Интересно, что в Крыму сарматы жили почти столько же, сколько и родственные им скифы, но в отличие от них, почти не оставили предметов материальной культуры. Да что там, жившие намного раньше тавры оставили о себе куда больше памяти. Почему так получилось? Причин несколько.

Сарматы были кочевниками, не строили городов, не имели письменности, весь их нехитрый скарб разъезжал с ними в кибитках от Уральских гор до границ Римской империи.

Крым для большей части сарматских племен был одним из мест, куда они кочевали, в основном жизнь их была сосредоточена на материке.

И все же они на полуострове жили, воевали, хоронили умерших, молились своим богам, а значит, у нас есть возможность организовать себе путешествие в сарматский Крым.

Аланы: куда исчез этот крымский народ

Сарматы в Крыму – кто они, откуда пришли, куда исчезли

Известно, что Алтай более тысячи лет стабильно являл миру орды кочевников, которые доходили до южной Европы, а то и до Африки, наводя ужас на все народы по дороге и постепенно в них растворяясь. Так как Крым всегда был «по дороге», то доставалось и ему.

Мы уже рассказывали про киммерийцев и скифов, дошла очередь до сарматов (савроматов). Близкие скифам по языку и образу жизни, они в IV — III вв. до н.э. появляются в Подонье, Северном Кавказе и Приазовье. Во II в. до н.э.

осваивают степи Северного Причерноморья, доходят до Нижнего и Среднего Дуная.

Быт их был типичным для кочевников, разве что летописцы часто упоминают, что роль женщины была весьма значительной.

Гиппократ утверждал, что женщины савроматов учились воевать наравне с мужчинами, и девушка не могла выйти замуж, не убив трех врагов.

По легендам, предками сарматов были скифы, взявшие в жены амазонок, а их потомки выжигали девочкам одну грудь, чтобы она не росла и не мешала натягивать тетиву лука.

Сарматы были неплохими ремесленниками, делали красивую керамику, изделия из кожи, панцири из конских копыт, крепостью не уступающие металлическим. Их золотые украшения, богато инкрустированные драгоценными камнями, где как у скифов преобладает звериный стиль, потрясают воображение.

Аланы: куда исчез этот крымский народ

Первые упоминания о сарматах в Крыму появляются в письменных источниках, повествующих о событиях III – II вв. до н.э. В основном авторы называют их в числе народов, объединяющихся для участия в том или ином боевом походе. Но только в I в. н.э.

какое-то из сарматских племен выбирает полуостров для постоянных кочевий, о чем свидетельствуют сарматские захоронения в степном Крыму, датируемые этим временем. Ко II веку сарматы уже живут и в крымских предгорьях, селятся в скифских поселениях, образуют собственные.

В основном это роксаланы, а позднее аланы.

Что напоминает в Крыму о сарматах

Кроме записей античных авторов, погребальные памятники, это почти единственное доказательство того, что сарматы жили в Крыму. Условно их делят на курганы и могильники в грунте. Последние применяли оседлые сарматы или кочующие на небольшой территории. Такие захоронения найдены в долинах рек Черной, Бельбека, Качи, Альмы, Салгира, Зуи. 

Курганов значительно меньше, они сосредоточены в степном Крыму и, судя по всему, принадлежали людям небогатым. Резко выделяется лишь один — Ногайчинский курган (с. Червоное, Нижнегорский р.).

Там была похоронена женщина, видимо знатная, так как возле нее нашли более 500 золотых бляшек и массу золотых и серебряных украшений тончайшей работы.

Но самой интересной находкой был хрустальный дельфин с золотой отделкой, который позволил предположить, что в кургане похоронена сарматская царица Амага.

Македонец Полиэн (II век) в своем сочинении «Военные хитрости» рассказывает, как царица Амага, энергичная жена непутевого царя Медосака, помогла Херсонесу по просьбе его жителей, пожаловавшихся ей на набеги скифов. Выдав 120 отборным воинам по три коня, она с этим отрядом за сутки преодолела более 200 км.

Ворвалась в скифский город (охрана на воротах с перепугу решила, что врагов куда больше), убила скифского царя, власть передала его сыну, наказав не воевать с соседями.

Благодарные херсонеситы прислали ей богатые дары, в том числе фибулу-дельфина из горного хрусталя (сейчас она хранится в киевском музее исторических драгоценностей).

Аланы: куда исчез этот крымский народ

Возвращение в прошлое

Итак, чтобы побывать в сарматском Крыму, можно смело отправляться в крымские степи – на север и северо-восток Крыма.

Чтобы познакомиться с местами, где сарматы постепенно переходили к полукочевому и оседлому образу жизни, стоит съездить к Белой скале. Она хранит практически единственное материальное место в Крыму, связанное с сарматами – Большой грот, где было их святилище.

Аланы: куда исчез этот крымский народ

Это просторная пещера в центре которой лежит несколько больших камней. Считается, что самый крупный использовался для каких-то ритуалов. Сейчас о том, что грот был священным местом, свидетельствуют лишь несколько петроглифов под потолком у входа.

Аланы: куда исчез этот крымский народ

Можно посетить долины рек, текущих в предгорьях Крыма. Особенно интересны раскопки в устье Альмы (городище Усть-Альминское над Песчаным). Там на высоком мысу Керменчик когда-то стоял один из крупнейших скифских городов (ученые спорят – Паллакий или Напис). Фото раскопок можно посмотреть здесь.

Аланы: куда исчез этот крымский народ

В 2001 году там археологами был раскопан комплекс захоронений сарматской знати, названный «склеп героев». В мужских захоронениях найдены мечи и другое оружие, рядом похоронены боевые кони. На головах воинов венки с листьями из золотой фольги – символ отваги.

В женских захоронениях большое количество драгоценных украшений, бронзовые зеркала, посуда, флакончики для масел и косметических средств. Интереснейшая находка – китайская расписная шкатулка из бамбука, покрытая лаком.

Доказательство тому, что Шелковый путь уже был проложен и китайские товары расходились по всему миру.

Полюбоваться на драгоценные артефакты, найденные в Усть-Альминском городище можно в «Золотой кладовой» музея Тавриды, в Симферополе.

Куда исчезли сарматы

В III в. н.э. на Северное Причерноморье накатила очередная волна кочевников — германские племена под предводительством готов. Ворвались они и в крымские степи, частично вобрав в себя местные кочевые племена, частично вытеснив в горные районы. Это время считается концом сарматской культуры и началом новой эпохи – Великого переселения народов.

Аланы: куда исчез этот крымский народ

Источник: https://po-krymu.ru/sarmatyi-v-kryimu.html

Древние аланы и их потомки: краткая история происхождения и описание языка народа

Из невообразимых глубин истории дошло до нас название древнего народа – аланы. Первые упоминания о них встречаются в китайских хрониках, написанных две тысячи лет назад.

Интересовались этим воинственным этносом, жившим на границах империи, и римляне.

И если сегодня в атласе ныне живущих народов мира нет страницы «Аланы» с фото, то это не значит, что этот этнос исчез с лица земли бесследно.

Их гены и язык, традиции и мироощущение унаследовали прямые потомки – осетины. Кроме них, потомками этого народа некоторые ученые считают и ингушей. Приоткроем же завесу над событиями давно минувших эпох, чтобы расставить все точки над «i».

Аланы: куда исчез этот крымский народ

Тысячелетняя история и география расселения

Византийцы и арабы, франки и армяне, грузины и русичи – с кем только не воевали, не торговали и не заключали союзы аланы за свою более чем тысячелетнюю историю! И почти все, кто сталкивался с ними, так или иначе фиксировали на пергаменте или папирусе эти встречи. Благодаря свидетельствам очевидцев и записям хронистов мы можем сегодня восстановить основные этапы истории этноса. Начнем с происхождения.

В IV-V ст. до н.э. по обширной территории от Южного Приуралья до Кавказских гор кочевали племена сарматов. Восточное Предкавказье принадлежало сарматскому союзу аорсов, о которых античные авторы отзывались как об искусных и отважных воинах. Но даже среди аорсов было племя, которое выделялось особой воинственностью – аланы.

Историки считают, что, хотя родство между этим воинственным народом со скифами и сарматами очевидно, нельзя утверждать, что только они являются их предками: в их генезе в более поздний период – примерно с IV ст. н.э.– принимали участие и другие кочевые племена.

Как видно из этнонима, это был ираноязычный народ: слово «алан» восходит корнями к общему для древних ариев и иранцев слову «arya». Внешне они были типичными европеоидами, о чем свидетельствуют не только описания летописцев, но и данные ДНК-археологии.

Около трех веков – с I до III н.э. – они слыли грозой как соседей, так и отдаленных государств. Поражение, нанесенное им гуннами в 372 г., не подорвало их сил, а, наоборот, дало новый толчок к развитию этноса.

Одни из них во времена Великого переселения народов ушли далеко на запад, где вместе с гуннами разгромили царство остготов, а позднее сражались с галлами и вестготами; другие – расселились на территории центрального Кавказа.

Нравы и обычаи этих воинов тех времен были суровыми, а способ вести войну – варварским, по крайней мере, по мнению римлян. Главным оружием аланов было копье, которым они владели виртуозно, а быстрые боевые кони позволяли без потерь выйти из любой стычки.

Излюбленным маневром войск было ложное отступление. После якобы неудачной атаки конница отступала, заманивая врага в ловушку, после чего переходила в наступление. Не ожидавшие новой атаки враги терялись и проигрывали сражение.

Доспехи аланов были относительно легкими, сделанными из кожаных ремней и металлических пластин. По некоторым данным, такие же защищали не только воинов, но и их боевых лошадей.

Если посмотреть на территорию расселения на карте в эпоху раннего Средневековья, то в глаза бросятся, прежде всего, огромные расстояния – от Прикаспия до Северной Африки. В последней появилось их первое государственное образование – недолго просуществовавшее в V-VI вв. Королевство вандалов и аланов.

Аланы: куда исчез этот крымский народ

Однако та часть этноса, которая оказалась в окружении далеких по культуре и традициям племен, довольно быстро утратила свое национальное своеобразие и ассимилировалась. А вот те племена, которые остались на Кавказе, не только сохранили свою идентичность, но и создали мощное государство – Аланию.

Государство сформировалась в VI-VII вв. Примерно в то же время на ее землях начинает распространяться христианство. Первым весть о Христе, согласно византийским источникам, сюда принес Максим Исповедник (580-662), а первым христианским правителем страны византийские источники называют Григория.

Окончательное принятие аланами христианства имело место в начале X ст., хотя иностранные путешественники отмечали, что христианские традиции в этих землях нередко причудливо переплетались с языческими.

Столицей страны был Магас (Ма’ас) – ныне не существующий город, предположительно располагавшийся на территории Нижне-Архызского городища в Карачаево-Черкессии. Однако, ингуши считают, что их одноименная столица расположена именно на той же территории. Это утверждение основано на археологических раскопках.

В раскинувшемся на 95 га Ма’асе, в период расцвета, проживало 15 тыс. человек. Город поражал иноземных гостей не только населенностью, но и богатством: даже простые люди одевались в шелковые одежды, а наряды великих аланов были расшиты золотом. Школы и рынки, дворцы и постоялые дворы, мастерские ремесленников и храмы создавали величественный образ богатого и сильного города.

Своим благосостоянием Ма’ас был обязан как выгодному месторасположению (через него проходил Великий Шелковый путь), так и военной мощи государства. В распоряжении царя была тридцатитысячная армия конников. В Х веке их царство приняло участие в разгроме Хазарского каганата, что позволило расширить свою территорию до земель адыгов на западе и реки Кумы на севере.

В Х-XII ст. это государство было одним из самых сильных в регионе. Его благорасположения искали, с ним стремились заключить союзы и династические браки. Кстати, мать легендарной грузинской царицы Тамары – Бурдухан – была аланкой, дочерью могущественного царя Худдана.

Как и многие другие государства и этносы, Аланию и аланов погубило татаро-монгольское нашествие. После взятия Ма’аса в 1239 г. царство фактически прекратило свое существование. Выжившие после нашествия жители равнин ушли в горы.

Однако, напасти не переставали их преследовать: сильные лавины, характерные для XIII–XIV вв., погубили немало высокогорных селений. Последнее упоминание о народе относится к битве Тохтамыша с Тамерланом, имевшей место в 1395 г.

Однако они не были «унесены ветром» истории. Та часть народа, которая сумела закрепиться в горах, выжить в горных ущельях, дала начало новому этносу — осетинам, и, возможно, не только им.

Аланы: легенды, факты и современность

Если не только человек, но и этнос жив, покуда о нем помнят, то этот народ и сегодня живее живых. Журналисты пишут о нем статьи, исследователи изучают традиции осетинов – потомков великих воинов тех времен, режиссеры (в частности, Темина Туаева) снимают фильмы про аланов. Подобный интерес обусловлен не только участием этноса в этногенезе других наций, но и своеобразием их культуры.

Читайте также:  Какой стала бы россия, если бы александр ii не продал аляску

Современники оставили немало описаний аланов и их обычаев. Описывали как весьма привлекательных и сильных людей.

Среди характерных черт культуры отмечают культ воинской доблести, сочетающийся с презрением к смерти, и богатую обрядность. В частности, немецкий путешественник И.

Шильтбергер оставил развернутое описание свадебного обряда, придававшего большое значение целомудрию невесты и первой брачной ночи.

«У ясов есть обычай, по которому перед выдачей девицы замуж родители жениха условливаются с матерью невесты о том, что последняя должна быть чистая дева, чтобы в противном случае брак считался несостоявшимся.

Итак, в назначенный для свадьбы день невесту приводят с песнями к постели и кладут её на неё. Затем приближается жених с молодыми людьми, держа в руках обнаженный меч, которым он ударяет по постели.

Затем он вместе с товарищами садится перед постелью и пирует, поет и пляшет.

По окончании пира они раздевают жениха до рубахи и удаляются, оставляя новобрачных в комнате наедине, а за дверями появляется брат или кто-нибудь из ближайших родственников жениха, чтобы сторожить с обнаженным мечом.

Если окажется, что невеста уже не была девицей, то жених извещает об этом свою мать, которая приближается к постели с несколькими подругами для осмотра простыни.

Если на простыни они не встречают искомых ими знаков, то печалятся.

А когда утром являются родственники невесты для праздника, мать жениха уже держит в руке сосуд, полный вина, но с отверстием на дне, который она заткнула пальцем.

Она подносит сосуд матери невесты и убирает палец, когда последняя захочет выпить и вино выливается. „Такой точно была твоя дочь!“ – говорит она.

Для родителей невесты это большой срам и они должны взять свою дочь обратно, так как условливались выдать чистую деву, но дочь их таковой не оказалась.

Тогда священники и другие почетные лица заступаются и убеждают родителей жениха спросить своего сына – хочет ли он, чтобы она осталась его женой.

Если он соглашается, то уже священники и другие лица приводят её к нему снова.

В противном случае их разводят, и он возвращает жене приданое, подобно тому, как и она должна возвратить платья и другие подаренные ей вещи, после чего стороны могут вступить в новый брак»

Аланы: куда исчез этот крымский народ

Язык аланов, к сожалению, дошел до нас весьма фрагментарно, однако сохранившегося материала достаточно, чтобы отнести его к скифо-сарматским. Прямым носителем диалекта является современный осетинский.

Хотя в историю вошло не так много известных аланов, их вклад в историю несомненен. Если кратко, то они со своим боевым духом были первыми рыцарями. По мнению ученого Говарда Рейда, в основе легенд о знаменитом короле Артуре лежит то огромное впечатление, которое произвела на слабые государства раннего Средневековья военная культура этого народа.

Их поклонение обнаженному мечу, безукоризненное владение оружием, презрение к смерти, культ благородства заложили фундамент позднейшего западноевропейского рыцарского кодекса. Американские ученые Литтлтон и Малкор идут дальше и полагают, что и образом священного Грааля европейцы обязаны нартскому эпосу с его волшебной чашей Уацамонгой.

Аланы: куда исчез этот крымский народ

Споры вокруг наследия

Родственная связь с осетинами и аланами не подвергается сомнению, однако в последние годы все чаще звучат голоса тех, кто полагает, что такая же связь есть и с ингушами, или шире – вайнахами.

Можно по-разному относиться к аргументам, которые приводят авторы подобных исследований, но нельзя отрицать их пользы: ведь попытки разобраться в генеалогии народов позволяют по-новому прочесть малоизвестные или забытые страницы истории родного края. Возможно, дальнейшие археологические и генетические исследования позволят дать однозначный ответ на вопрос, чьими же предками являются аланы.

Этот очерк хотелось бы закончить несколько неожиданно. Знаете ли вы, что сегодня в мире живет около 200 тыс. алан (точнее, их частично ассимилированных потомков)? Современности они известны как ясы, живут в Венгрии с XIII в.

и помнят о своих корнях. Хотя язык ими давно утрачен, они поддерживают контакты со своими кавказскими родственниками, вновь обретенными ими более чем через семь столетий. А значит, в истории этого народа рано ставить точку.

Аланы: куда исчез этот крымский народ

Источник: https://tanci-kavkaza.ru/alany/

Александр Назаренко (Лукьяненко): Аланы: куда исчез этот крымский народ

Аланы: куда исчез этот крымский народ

Даже из одного названия Северной и Южной Осетии, недавно добавившим к своему титулу также и слово «Алания», всем известно, что древние аланы – это предки современным осетин. Однако о том, что часть этого интересного народа проживала также и в Крыму, а также о том, что там была историческая область «Крымская Алания», известно гораздо меньше.

Аланы во время великого переселения народов

Аланы, во многом похожие на скифов и сарматов, были одним из грозных кочевых племен ираноязычного происхождения, в I-III веках н. э. вторгшихся на территорию Северного Кавказа и Причерноморья, а позднее участвовавших в великом переселении народов по территории всей Европы. Об их обычаях подробно рассказывает Аммиан Марцеллин, римский историк IV века н. э.

: «Почти все аланы высокого роста и красивого облика, волосы у них русоватые, взгляд если не свиреп, то все-таки грозен; они очень подвижны». Те аланы, которые добрались в рамках завоевательных походов до Западной Европы и Северной Африки, уже к IV-V векам н. э. были полностью ассимилированы и растворились среди других народов.

И лишь в Крыму и на Северном Кавказе они продолжали существовать и после этого.

В Крыму

В Крыму аланы появляются, предположительно, еще в I веке н. э. В III веке они начинают продвигаться к третьей гряде крымских гор и разрушают позднескифские поселения Усть-Альма, Альма-Кермен и Неаполь.

В III-IV веках в Крыму появляются многочисленные могильники алан: по конструкции склепы, в которых они хоронили своих мертвых, практически совпадают с погребальными сооружениями этого народа на Кавказе. В IV-V веках аланы расселяются практически по всему Крыму.

Так, три крымских города этого времени – Ардавда (Феодосия), Дандака (Алма-Тамак) и Судак – можно уверенно связывать именно с аланами. Практически все эти названия допустимо перевести, используя современный осетинский язык. «Ардавда (Ардабда)» можно перевести как «Семибожная».

«Дандака» – очень напоминает осетинское дæндаг («зуб»); так могли называть выдающийся вперед мыс или укрепление. Судак (Сугдак) очень напоминает осетинское сыгъдæг – «чистый».

Аланы и готы

В IV-VI веках начинает происходить смешение ираноязычных алан с другими воинственными варварскими племенами, также проживавшими в Крыму. Особенно тесные узы связывают их с германоязычными готами. В могильниках возле Мангупа, Чуфут-Кале, Лучистого, Артека, Суук-Су, Эски-Кермена, Пантикапея и др.

в типичных для алан склепах и подбойных могилах начинают производиться захоронения с характерным для готов женским костюмом, в гарнитур которого входила пара фибул, скреплявших на плечах верхнюю одежду, и пояс с массивной пряжкой с изображением головы орла.

Этот костюм крымские аланы восприняли от готов.

Тем не менее тот факт, что захоронения производились в типичных для алан склепах, а также зачастую с аланским обрядом деформации черепа, заставил большинство ученых предполагать, что в проживавших в горном Крыму смешанных алано-готских общинах численное большинство принадлежало все же аланам.

Византинизация крымских алан

В VI веке во время правления императора Юстиниана I (527-565 годы) Византия начинает привлекать живших в юго-западном Крыму варваров (прежде всего, готов и алан) на военную службу в качестве федератов (союзников) и возводить в стратегически важных районах укрепления.

Не вызывает сомнений, что после строительства крепостей в юго-западном Крыму в VI веке значительно усиливает свои позиции христианство.

На Мангупе и его окрестностях, в Эски-Кермене и, возможно, Чуфут-Кале строятся монументальные базилики, а среди местных готов и алан обретает популярность христианская символика.

Несмотря на то, что погребальный обряд продолжал мало чем отличаться от прежнего, сами захоронения стали осуществляться не только в склепах, но и в типичных для византийских христиан плитовых могилах. Да и в склепной архитектуре часто можно найти подражание устройству интерьера наземных христианских храмов.

В хазарское время

Вполне возможно, что дополнительный приток в Крым алан, носителей салтово-маяцкой археологической культуры, произошел в VII-IX веках, когда частью Крыма завладели тюрки-хазары: как известно, аланы входили в племенной состав Хазарского каганата. С некоторой осторожностью можно также предположить, что хазары захватили многие крепости, находившиеся на территории проживания готов и алан – Баклу, Дорос (Мангуп), Эски-Кермен, Кыз-Кермен, Тепе-Кермен и Кырк-Йер (Чуфут-Кале).

Крымская Алания: независимое княжество?

Некоторые исследователи считали, что крымский город Кырк-Йер (Чуфут-Кале) был столицей аланского княжества, находившегося в вассальной зависимости по отношению к византийскому Херсону.

Пожалуй, единственным источником, говорящим нам об «аланском селении неподалеку от Херсона», под которым, видимо, следует понимать Кырк-Йер, является «Аланское послание епископа Феодора», написанное в 1225 или 1240 году.

По свидетельству Феодора, аланы жили в этом поселении «столько же по своей воле, сколько и по желанию Херсонесцев, словно некое ограждение и охрана [города]».

Вторжение татаро-монголов и их влияние на историю крымских алан

В первой половине XIII века на Кавказе и в Крыму проходят глобальные геополитические процессы, оказавшие значительное влияние на историю как крымских, так и кавказских алан.

Если до XIII века крымские аланы прослеживаются только археологически, то со времени татаро-монгольского нашествия о них начинают писать и многочисленные письменные источники. По мнению археолога И. Н.

Храпунова, это свидетельствует о том, что какая-то часть кавказских алан переселилась в это время в Крым из опасения перед татаро-монголами.

Некоторые источники сообщают нам о том, что татары не просто опустошили территории, на которых проживали крымские готы и аланы, но и подчинили себе эти народы.

Марино Санудо в письме французскому королю Филиппу VI от 13 октября 1334 года сообщал о том, что среди народов, зависящих от татар, есть также проживающие в Крыму готы и немногочисленные аланы.

Около 1290 года византийский историк Георгий Пахимер упоминал о том, что аланы и готы переняли одежду и обычаи татар, а также стали их союзниками. В этом свидетельстве можно видеть, как закладывается основа для последующего объединения крымских готов, алан и греков в единую общность, известную под названием «таты».

Готаланы: свидетельство Иосафата Барбаро

К началу XV века внутри православной общины Крыма начинают происходить интеграционные процессы, в ходе которых местное аланским население начинает смешиваться с греческим и готским. Яркое свидетельство о смешении готов с аланами оставил венецианский купец Иосафат Барбаро (1413-1494).

Описывая Крым и его регионы, Барбаро локализовал Крымскую Аланию рядом с Крымской Готией, а также разъяснил, что в результате смешения алан и пришедших вслед за ними готов появилась новая смешанная этническая общность «готаланы»: «Первыми в этом месте были аланы, затем пришли готы; они завоевали эти страны и смешали свое имя с именем аланов.

Таким образом, ввиду смешения одного племени с другим, они и называют себя готаланами».

Ассимиляция крымских алан и их уход с исторической арены

Ситуация меняется после османского вторжения в Крым в 1475 году. Часть христианских алан и готов (готалан) была уничтожена завоевателями. Часть продолжала жить на территории бывшего княжества Феодоро и, возможно, Кырк-Йера.

Анализ письменных источников XVII века позволяет предположить, что к этому времени аланы и готы вместе с другими христианами греческой веры объединились в макроэтнос, известный под названием «таты».

О слиянии готов, алан и греков в один народ писал и немецкий географ Бюшинг: «остаток готов и алан, вероятно, сплавился вместе с греками в один народ».

Что же случилось с крымскими аланами дальше? К сожалению, после XVI-XVII веков аланы не прослеживаются уже ни по данным археологии, ни по письменным источникам. Однако антропологически среди крымских татар, а также татов и урумов Крыма, Добруджи и Приазовья до сих пор можно встретить голубоглазых и рыжеволосых индивидуумов, которые вполне могут быть потомками этого удивительного народа.

                Михаил Кизилов

Источник: https://cont.ws/post/1418436

Аланы: куда исчез этот крымский народ

Даже из одного названия Северной и Южной Осетии, недавно добавившим к своему титулу также и слово «Алания», всем известно, что древние аланы – это предки современным осетин. Однако о том, что часть этого интересного народа проживала также и в Крыму, а также о том, что там была историческая область «Крымская Алания», известно гораздо меньше.

Читайте также:  Как на руси проверяли способности ребенка во время развязывания пуповины

Аланы во время великого переселения народов

Аланы, во многом похожие на скифов и сарматов, были одним из грозных кочевых племен ираноязычного происхождения, в I-III веках н. э. вторгшихся на территорию Северного Кавказа и Причерноморья, а позднее участвовавших в великом переселении народов по территории всей Европы. Об их обычаях подробно рассказывает Аммиан Марцеллин, римский историк IV века н. э.

: «Почти все аланы высокого роста и красивого облика, волосы у них русоватые, взгляд если не свиреп, то все-таки грозен; они очень подвижны». Те аланы, которые добрались в рамках завоевательных походов до Западной Европы и Северной Африки, уже к IV-V векам н. э. были полностью ассимилированы и растворились среди других народов.

И лишь в Крыму и на Северном Кавказе они продолжали существовать и после этого.

В крыму

В крыму аланы появляются, предположительно, еще в I веке н. э. В III веке они начинают продвигаться к третьей гряде крымских гор и разрушают позднескифские поселения Усть-Альма, Альма-Кермен и Неаполь.

В III-IV веках в Крыму появляются многочисленные могильники алан: по конструкции склепы, в которых они хоронили своих мертвых, практически совпадают с погребальными сооружениями этого народа на Кавказе. В IV-V веках аланы расселяются практически по всему Крыму.

Так, три крымских города этого времени – Ардавда (Феодосия), Дандака (Алма-Тамак) и Судак – можно уверенно связывать именно с аланами. Практически все эти названия допустимо перевести, используя современный осетинский язык. «Ардавда (Ардабда)» можно перевести как «Семибожная».

«Дандака» – очень напоминает осетинское дæндаг («зуб»); так могли называть выдающийся вперед мыс или укрепление. Судак (Сугдак) очень напоминает осетинское сыгъдæг – «чистый».

Аланы и готы

В IV-VI веках начинает происходить смешение ираноязычных алан с другими воинственными варварскими племенами, также проживавшими в Крыму. Особенно тесные узы связывают их с германоязычными готами. В могильниках возле Мангупа, Чуфут-Кале, Лучистого, Артека, Суук-Су, Эски-Кермена, Пантикапея и др.

в типичных для алан склепах и подбойных могилах начинают производиться захоронения с характерным для готов женским костюмом, в гарнитур которого входила пара фибул, скреплявших на плечах верхнюю одежду, и пояс с массивной пряжкой с изображением головы орла.

Этот костюм крымские аланы восприняли от готов.

Тем не менее тот факт, что захоронения производились в типичных для алан склепах, а также зачастую с аланским обрядом деформации черепа, заставил большинство ученых предполагать, что в проживавших в горном Крыму смешанных алано-готских общинах численное большинство принадлежало все же аланам.

Византинизация крымских алан

В VI веке во время правления императора Юстиниана I (527-565 годы) Византия начинает привлекать живших в юго-западном Крыму варваров (прежде всего, готов и алан) на военную службу в качестве федератов (союзников) и возводить в стратегически важных районах укрепления.

Не вызывает сомнений, что после строительства крепостей в юго-западном Крыму в VI веке значительно усиливает свои позиции христианство.

На Мангупе и его окрестностях, в Эски-Кермене и, возможно, Чуфут-Кале строятся монументальные базилики, а среди местных готов и алан обретает популярность христианская символика.

Несмотря на то, что погребальный обряд продолжал мало чем отличаться от прежнего, сами захоронения стали осуществляться не только в склепах, но и в типичных для византийских христиан плитовых могилах. Да и в склепной архитектуре часто можно найти подражание устройству интерьера наземных христианских храмов.

В хазарское время

Вполне возможно, что дополнительный приток в Крым алан, носителей салтово-маяцкой археологической культуры, произошел в VII-IX веках, когда частью Крыма завладели тюрки-хазары: как известно, аланы входили в племенной состав Хазарского каганата. С некоторой осторожностью можно также предположить, что хазары захватили многие крепости, находившиеся на территории проживания готов и алан – Баклу, Дорос (Мангуп), Эски-Кермен, Кыз-Кермен, Тепе-Кермен и Кырк-Йер (Чуфут-Кале).

Крымская Алания: независимое княжество?

Некоторые исследователи считали, что крымский город Кырк-Йер (Чуфут-Кале) был столицей аланского княжества, находившегося в вассальной зависимости по отношению к византийскому Херсону.

Пожалуй, единственным источником, говорящим нам об «аланском селении неподалеку от Херсона», под которым, видимо, следует понимать Кырк-Йер, является «Аланское послание епископа Феодора», написанное в 1225 или 1240 году.

По свидетельству Феодора, аланы жили в этом поселении «столько же по своей воле, сколько и по желанию Херсонесцев, словно некое ограждение и охрана [города]».

Вторжение татаро-монголов и их влияние на историю крымских алан

В первой половине XIII века на Кавказе и в Крыму проходят глобальные геополитические процессы, оказавшие значительное влияние на историю как крымских, так и кавказских алан. Если до XIII века крымские аланы прослеживаются только археологически, то со времени татаро-монгольского нашествия о них начинают писать и многочисленные письменные источники. По мнению археолога И. Н.

Храпунова, это свидетельствует о том, что какая-то часть кавказских алан переселилась в это время в Крым из опасения перед татаро-монголами.Некоторые источники сообщают нам о том, что татары не просто опустошили территории, на которых проживали крымские готы и аланы, но и подчинили себе эти народы.

Марино Санудо в письме французскому королю Филиппу VI от 13 октября 1334 года сообщал о том, что среди народов, зависящих от татар, есть также проживающие в Крыму готы и немногочисленные аланы. Около 1290 года византийский историк Георгий Пахимер упоминал о том, что аланы и готы переняли одежду и обычаи татар, а также стали их союзниками.

В этом свидетельстве можно видеть, как закладывается основа для последующего объединения крымских готов, алан и греков в единую общность, известную под названием «таты».

Готаланы: свидетельство Иосафата Барбаро

К началу XV века внутри православной общины Крыма начинают происходить интеграционные процессы, в ходе которых местное аланским население начинает смешиваться с греческим и готским. Яркое свидетельство о смешении готов с аланами оставил венецианский купец Иосафат Барбаро (1413-1494).

Описывая Крым и его регионы, Барбаро локализовал Крымскую Аланию рядом с Крымской Готией, а также разъяснил, что в результате смешения алан и пришедших вслед за ними готов появилась новая смешанная этническая общность «готаланы»: «Первыми в этом месте были аланы, затем пришли готы; они завоевали эти страны и смешали свое имя с именем аланов.

Таким образом, ввиду смешения одного племени с другим, они и называют себя готаланами».

Ассимиляция крымских алан и их уход с исторической арены

Ситуация меняется после османского вторжения в Крым в 1475 году. Часть христианских алан и готов (готалан) была уничтожена завоевателями. Часть продолжала жить на территории бывшего княжества Феодоро и, возможно, Кырк-Йера.

Анализ письменных источников XVII века позволяет предположить, что к этому времени аланы и готы вместе с другими христианами греческой веры объединились в макроэтнос, известный под названием «таты».

О слиянии готов, алан и греков в один народ писал и немецкий географ Бюшинг: «остаток готов и алан, вероятно, сплавился вместе с греками в один народ».

Что же случилось с крымскими аланами дальше? К сожалению, после XVI-XVII веков аланы не прослеживаются уже ни по данным археологии, ни по письменным источникам. Однако антропологически среди крымских татар, а также татов и урумов Крыма, Добруджи и Приазовья до сих пор можно встретить голубоглазых и рыжеволосых индивидуумов, которые вполне могут быть потомками этого удивительного народа.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a58c45d168a91fd9b027f16/5d8fa2341e8e3f00ad84bfae

Куда исчезли крымские готы?

Крымские готы бесследно пропали в XVII веке — после завоевания полуострова турками-османами. Куда ушел целый народ? Каким был его язык? Историкам крымские готы оставили много работы.

Некоторые ученые считают, что Великое переселение народов спровоцировали именно готы, вытеснившие вандалов и ругов с их земель. Готы разговаривали на германском языке – готском, а в IV веке легендарный епископ Вульфила создал для них готский алфавит, а вскоре и перевел Библию, так как именно готы стали первыми германскими племенами, принявшими христианство.

Готы прославились тем, что сокрушили римские легионы, захватили Рим и покорили множество земель, за что впоследствии эпоха Ренессанса, преклоняющаяся перед античной классикой, отомстила им, сделав слово «готический» синонимом варварского, и заклеймив последующие достижения всех германских народов

Переселившись к низовьям Вислы, готы запустили цепную реакцию. Под давлением варварских племен, Римская империя быстро пала, и готы распространили свое влияние от Восточной Европы до Поволжья и Крыма.

В Крыму часть готов подчиняет себе аланов, одно из сарматских ираноязычных кочевых племен, после чего совместно с ними совершают набеги на полуостров. В исторических источниках того времени даже встречается память о таком тесном союзе двух народов – этноним гото-аланы.

Готы расселились по южной части Крыма и на Керченском полуострове. Затем Европа была потрясена наступлением гуннов, или хунну – кочевников из Азии.

Готы в это время находились между византийскими владениями, в частности, крупнейшим городом Херсонесом, и гуннами.

Оплотом Готии стала крепость Дорос, после завоевания хазарами и до наших времен называемая Мангуп-кале – огромный пещерный город, до сих пор являющийся туристической меккой Крыма. Изолированное горное плато было снабжаемо питьевой водой из горных источников, и потому являлось уникальной, наполовину искусственной, а наполовину природной фортификацией.

У крымских готов был надежный союз с Византийской империей, из которой на полуостров стекалась интеллектуальная элита Византии, бегущая от преследований иконоборцев – образованные монахи, а однажды – даже сосланный император Юстиниан II, а иноземцы называли их государство «страной сорока замков».

С XII века готы начинают платить дань татарам и половцам: даже в «Слове о полку Игореве» крымские готы описываются как народ, тяготящийся чужеземным игом.

Несмотря на тяжелые времена, они продолжали заниматься торговлей, и до нас дошли даже упоминания об их торговых контактах с Новгородом (XII век).

Общемировая перестановка сил затрагивает хороших соседей крымских готов, византийцев, с которыми начинает конкурировать Трапезундская империя.

Тем временем, земли у Кафы (современная Феодосия) покупают генуэзские колонисты, а затем, при помощи договора с ханом Мамаем, основывают там небольшое княжество Феодоро, называемое еще «Княжество Готия», вытеснив самих готов ближе к горам. Территория крымских готов с этого момента простиралась от Балаклавы до Алушты – древних Ямболи и Алистона, а важнейшие крепости перешли в руки генуэзцев.

Так Готия разделилась на две части, но упорные готы не сдались в этой борьбе, и продолжали строить крепости – исары, и возвращать назад свои земли. Крымские готы показывали себя и как успешных политиков, заключив брак княжеской дочерей с императором Трапезунда.

Однако после немногочисленных побед, Готия терпит сокрушительное поражение: турки берут в 1475 году Кафу (в настоящее время сохранилась крепость), а затем осаждают Мангуп, что приводит к разрушению государства крымских готов.

Край приходит в упадок, оказавшись на окраине турецких земель, а готский княжеский род сохраняется в боярской семье Головиных – готских князей-эмигрантов, живших в Москве.

Готы-крестьяне, тем временем, продолжали изолированно жить в горах, и ассимилировались лишь спустя века

Несмотря на то, что после IX века слово «гот» стало личным именем, и археологам не удавалось найти каких-либо более новых непосредственно готских источников, о крымских готах было известно благодаря историческим документам стран-соседей.

Но судьба готов не закончилась с падением их государства в XV веке.

Посланник австрийского императора Фердинанда, барон Ожье Гислен де Бусбек, в конце XVI века в своем письме упоминает, что однажды во время дипломатической миссии в Османской империи, он встретил в Стамбуле одного человека, утверждавшего, что он – крымский гот.

Он забыл свой родной язык, однако его спутник, грек, якобы владел крымско-готским языком, и после краткой беседы Бусбек составил небольшой крымско-готский словарь, являющийся единственным письменным памятником этого языка, похожего на готский времен Вульфилы.

В XVIII-XIX веках среди крымских татар этнографы обнаруживают нетипично выглядящих людей, отдаленно напоминающих по антропологическим признакам крымских готов, вследствие чего рождается теория о том, что готы продолжают существовать на территории Крыма. За эту теорию цепляются нацистские ученые, планирующие присоединить Крым к Рейху и создать там «Готенланд», то есть, землю готов.

Читайте также:  Почему считается, что у русских «женская душа»

Таким образом, «готский вопрос» давал немцам повод предъявить свои исторические права на владения исконной территорией, землей предков. В 1942 году была снаряжена экспедиция на полуостров, в ходе которой обследовались Бахчисарай и Мангуп. Гитлер отдал приказ заселить в будущем территорию Крыма немцами-эмигрантами из Южной Америки и Палестины, или южнотирольцами.

Население Крыма, наводненного немецкими эмигрантами, по плану фюрера, должно было поддержать этот план. Однако грандиозная схема провалилась: последовали депортации немцев Крыма и Вторая мировая, разрушившая национал-социалистическую Германию. Симферополь так и не стал «Готенбургом» – городом готов,  Севастополь – «Готенсхафеном», готской гаванью, а сам Крым — «Готенлендом»

Источник: https://russian7.ru/post/kuda-ischezli-krymskie-goty/

Аланы в Крыму

Аланы — одно из сарматских племен, зафиксированное впервые письменными источниками середины I в. н. э. По словам историка IV в. н. э. Аммиана Марцеллина, «…они мало-помалу постоянными победами изнурили соседние народы и распространили на них название своей народности». К III в. н. э. аланами именуют многие ираноязычные племена, жившие на юге Восточной Европы и на Северном Кавказе. Готы, продвинувшись в Северное Причерноморье, как бы рассекли аланский массив на две части. Аланы, оказавшиеся в то время на Дунае и западнее, многократно упоминаются письменными источниками как сила, действовавшая в Западной Европе и даже в Северной Африке вплоть до V в. н. э. Еще более мощная аланская группировка осталась на востоке — Нижнем Дону, Приазовье и Северном Кавказе. В Подонье аланы-танаиты были разгромлены гуннами около 375 г. н. э. На Северном Кавказе они жили до монголо-татарского нашествия XIII в. н.э.
Населявшие степь аланы были классическими кочевниками. Их образ жизни, а, заодно, и внешний облик довольно подробно описал Аммиан Марцеллин: «Разделенные таким образом по различным частям света, аланы (нет надобности перечислять теперь их разные племена), живя на далеком расстоянии одни от других, как номады, перекочевывают на огромные пространства; однако с течением времени они приняли одно имя, и теперь все вообще называются аланами за свои обычаи и дикий образ жизни и одинаковое вооружение. У них нет никаких шалашей, нет заботы о хлебопашестве, питаются они мясом и в изобилии молоком, живут в кибитках с изогнутыми покрышками из древесной коры и перевозят их по беспредельным степям… Почти все аланы высоки ростом и красивы; с умеренно белокурыми волосами; они страшны сдержанно-грозным взглядом очей, очень подвижны вследствие легкости вооружения и во всем похожи на гуннов, только с более мягким и более культурным образом жизни».

В предгорных районах Северного Кавказа кочевники контактировали с местным населением и переходили к оседлости. Потомки этого населения, именовавшиеся аланами, занимали большую часть Северного Кавказа в эпоху средневековья.

Оттуда, через Боспор Киммерийский (Керченский пролив) и территорию Боспорского царства, аланы переселились в Крым. Это переселение осталось не замеченным авторами сохранившихся письменных источников. Зато в сарматских могильниках появились склепы не известной в Крыму конструкции.

Такие склепы имеют прототипы и даже точные аналогии на Северном Кавказе, где жили аланы. На полу погребальных камер находят обычно по 8-9 погребенных. Интересно, что меч клали на голову или плечо умершего воина. Такой обычай очень специфичен, зафиксирован только в Крыму и на Северном Кавказе.

Предметы вооружения еще представлены боевыми топорами, копьями и наконечниками стрел. Среди многочисленных и разнообразных украшений встречаются очень красивые серьги и браслеты из золота и серебра, орнаментированные крупными сердоликами. Деталями одежды служили серебряные и бронзовые фибулы, пряжки и наконечники поясов.

За головами погребенных у стены склепа ставили, нагромождая их друг на друга, десятки керамических сосудов. Многие из них имеют аналогии на Северном Кавказе. Таковы археологические факты, позволяющие, конечно с известной долей вероятности, заключить, что в Крым в III в. н. э. переселилась значительная группа северокавказских аланов.

В IV в. н. э. аланские склепы становятся господствующим типом погребальных сооружений в предгорных крымских могильниках, раскопанных близ сел Дружное Симферопольского района, Баланово Белогорского района и в других местах.

Некоторые сведения о расселении алан в Крыму можно извлечь из письменных источников. Так, в анонимном описании берегов Черного моря, составленном в VI в. н. э.

, приведено другое название опустевшей к тому времени Феодосии — Ардабда («семибожный»), которое принадлежит «аланскому, то есть таврскому языку».

Многие исследователи полагают, что название крымского средневекового города Сугдея (современный Судак) на аланском языке означало «чистый, святой». Согласно церковному преданию, записанному в XIII в., этот город был основан в 212 г. н. э.

В самом конце IV или начале V в. почти все упоминавшиеся выше могильники перестали использоваться. Вероятно, в связи со страшной угрозой, которую представляли собой шедшие с востока кочевники-гунны, аланы перешли на новые места.

Возникают могильники Лучистое, Скалистое, Баклинский овраг с такими же, как и раньше, склепами и лепной посудой, но с новыми, присущими гуннскому времени, наборами гончарной и стеклянной посуды, конской сбруи, оружия, украшений и пр. Параллельно с ними существуют возникшие около середины III в.

некрополи с трупосожжениями Харакс (на мысе Ай-Тодор, близ Ласточкиного Гнезда) и на южном склоне Чатыр-Дага. Они были оставлены германцами из племенного союза, возглавляемого готами. К VI в. трупосожжения исчезают. Высказано предположение о том, что это произошло в связи с принятием готами христианства.

В результате формируется своеобразная культура средневекового населения Крымских гор и предгорий. Ее создателями, как полагают практически все современные исследователи, были преимущественно аланы и готы.

Однако вплоть до XIII в. письменные источники об аланах, живших в Крыму, ничего не сообщают. Правда, известно, датированное 706 г., надгробие, на котором высечены имена Моисея, Иосифа и Гошла Алани. Обнаружено оно в весьма примечательном месте — близ «пещерного города» Чуфут-Кале.

Согласно более поздней письменной традиции, эта крепость, именовавшаяся Кырк-Ор, находилась в стране крымских асов — алан. Однако упомянутое надгробие происходит с кладбища, где активно работал Авраам Фиркович, известный подделками многих средневековых эпиграфических памятников.

Поэтому использовать надпись в качестве полноценного исторического источника без дополнительной проверки нужно с величайшей осторожностью.
Начиная с XIII в. крымские аланы или асы многократно упоминаются в письменных источниках.

Последний этноним (название народа) с полным основанием сопоставляется с ясами (так в русских летописях именовали аланов) и потому отождествляется с аланами. Внезапное открытие авторами средневековых сочинений крымских алан на фоне предшествующего долгого умолчания вряд ли случайно.

Создается впечатление, что в Крым с Северного Кавказа приблизительно в начале XIII в. переселилась какая-то группа алан. Сугубо гипотетически, основываясь лишь на совпадении дат, можно предположить, что эта миграция произошла в результате или в связи с угрозой монголо-татарского нашествия.

В первой половине XIII в. христианский миссионер епископ Феодор по дороге в северокавказскую Аланию прибыл морем в Херсон (так в средние века назывался древний Херсонес, руины которого расположены близ современного Севастополя). Преследуемый врагами, он бежал и нашел приют в аланском селении, расположенном неподалеку от города.

«Близ Херсона живут аланы, столько же по своей воле, сколько и по желанию херсонцев, словно некое ограждение и охрана города», — пишет Феодор. Чуть выше он называет этих алан «малыми».

Сведения Феодора кажутся особенно достоверными в свете того факта, что он, в конце концов, добрался до кавказской Алании и, следовательно, имел возможность сравнивать жителей Крыма и Кавказа.

Вероятно, в результате такого сравнения он назвал крымских алан «малыми», в отличие от гораздо более многочисленных, но родственных им жителей Северного Кавказа. Благодаря свидетельству Феодора становится ясно, что аланы концентрировались в Юго-Западном Крыму, где охраняли подступы к Херсону.

В июле 1253 г. Вильгельм Рубрук на пути из Судака к Перекопу в степи встретил алан. Они «… христиане по греческому обряду, имеющие греческие письмена и греческих священников. Однако они не схизматики подобно грекам, но чтут всякого христианина без различия лиц». Краткое замечание Рубрука позволяет сделать некоторые выводы.

Во-первых, алан он встретил в степи, следовательно, они жили не только близ Херсона. Во-вторых, по-видимому, в Крыму аланы были не очень многочисленны. Во всяком случае, Рубрук встретил их впервые уже покидая полуостров.

В-третьих, аланы, православные с точки зрения путешествующего католика, по-видимому, были не особенно искушены в вопросах вероисповедания, возможно, даже не знали о расколе церкви 1054 г.
Во второй половине XIII в. аланы упоминаются среди жителей недавно основанного города Крым (ныне — Старый Крым).

Аланские купцы участвуют иногда в дипломатических миссиях, посредничая, в частности, в переговорах египетских султанов и ханов Золотой Орды.

Важнейшее свидетельство о крымских аланах принадлежит арабскому географу Абу-ль-Фиде (Абульфеда). «Керкер или Керкри …находится … в стране асов, его имя значит по-турецки сорок человек; это укрепленный замок, трудно доступный; он опирается на гору, на которую нельзя взойти. На верху горы есть площадь, где жители страны (в минуту опасности) находят убежище.

Этот замок на некотором расстоянии от моря; жители принадлежат к племени асов… Керкер находится на север от Сары-Кермена; между этими двумя местами один день пути».

Благодаря довольно точным топографическим указаниям, никто из исследователей не сомневается, что Керкер (у других авторов часто — Кырк-Ор) — это знаменитый «пещерный город» Чуфут-Кале, расположенный неподалеку от современного Бахчисарая. Сары-Керменом некоторые позднесредневековые арабские и тюркоязычные авторы именовали Херсон.

Таким образом выясняется, что аланы, как и в XIII в., населяли Юго-Западный Крым и обладали одной из мощнейших на полуострове крепостей.
Об этом же писали в начале XV в. арабский географ Ал-Кашкаиди, а в XVIII в. — турецкий историк Аали-Эфеиди.

Венецианец Марино Санудо в письме французскому королю Филиппу IV от 13 октября 1334 г. отмечал, что в Крыму в зависимость от татар попали готы и небольшое число алан.

В актах Константинопольской патриархии дважды, в 1385 и 1390 гг., упомянут крымский приход Алания. Его точное местоположение неизвестно. Однако порядок перечисления населенных пунктов позволяет предположить, что он находился в Юго-Восточной части полуострова, где-то между Алуштой и Судаком.

Весьма интересные сведения об Алании и аланах удалось разузнать в XV в. венецианскому купцу Иосафато Барбаро: «Далее за Каффой по изгибу берега на Великом море, находится Готия, за ней Алания, которая тянется по «острову» в направлении Монкастро. … благодаря соседству готов с аланами произошло название готаланы.

Первыми в этом месте были аланы, затем пришли готы, они завоевали эти страны и смешали свое имя с именем алан. Таким образом, в виду смешения одного племени с другим, они и называют себя готаланами. И те, и другие следуют обрядам греческой церкви».

Несмотря на неопределенность местоположения Монкастро, о локализации которого высказаны разные мнения, последовательность перечисления Каффы ( Феодосия), Готии и Алании оставляет мало сомнений в том, что последняя располагалась в Юго-Западном Крыму.

Исторический экскурс Иосафато Барбаро во многом совпадает с новейшими представлениями археологов об этнической истории Крыма в позднеримское время и в раннем средневековье, о чем уже говорилось выше. Именно в этом источнике впервые употреблен этноним готаланы, который многие современные авторы смело распространяют на раннесредневековое население Крымских гор и предгорий.

Резюмируя, историю алан в Крыму можно представить следующим образом. В конце III-IV вв. они в значительном количестве переселяются на полуостров с Северного Кавказа. В раннее средневековье аланы, наряду с готами, стали одним из основных компонентов формирующейся в Крымских горах и предгорьях новой народности, которую некоторые современные историки называют готаланами.

В начале XIII в., возможно, происходит новая миграция алан в Крым с Северного Кавказа. В позднем средневековье они населяют два региона. Один из них — густо заселенный с центром в Кырк-Оре — Чуфут-Кале — локализуется в Юго-Западном Крыму, другой, менее значительный — в Юго-Восточной части полуострова. Отдельные группы алан расселились в Крымской степи.

В XVI в., после захвата Крыма турками, аланы, по-видимому, принимают участие в этногенезе крымских греков и крымских татар (горная этнографическая группа), утрачивают свои этнические особенности и перестают существовать как этнос. Их длительное пребывание в горном Крыму зафиксировано многими топонимами, включающими элементы — алан или -ас.

И. Н. Храпунов

Источник: http://www.nykhas.ru/13471/alany-v-krymu/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector