Аполлинария суслова: феминистка, которая вдохновляла достоевского

Аполлинария Суслова — жена писателя и философа А. Розанова и возлюбленная великого Федора Достоевского. Ее современники считали ее патологической эгоисткой, скандалисткой, превратившей в кошмар жизнь любивших ее мужчин. Существование с ней их тяготило, но прожить без нее они не могли. Даже когда ее не было рядом, она продолжала мучить их.

Аполлинария Суслова: феминистка, которая вдохновляла Достоевского

Роковая встреча

Достоевский на одном из вечеров читал студентам университета избранные главы романа «Записки из Мертвого дома».

После того как он закончил, к нему подошла молодая девушка, слушательница университета, и заговорила с ним необыкновенно красивым, низким и медлительным голосом.

В ней чувствовалось нечто такое, что можно было объяснить как соединением силы и невероятной нежности. Это была Аполлинария Прокофьевна Суслова.

По воспоминаниям дочери Достоевского, поводом для встречи послужило письмо Аполлинарии к Федору Михайловичу. Оно было простым, и даже поэтически наивным.

В нем девушка, которой исполнился 21 год, признавалась в любви гениальному писателю, возраст которого достиг сорока лет.

Это бесхитростное послание послужило началом их отношений, которые растянулись на долгие годы и превратили жизнь обоих в кошмар.

Кто такая Аполиннария Суслова?

Она была дочерью простого крестьянина, бывшего крепостного графа Шереметьева. Прокофий Суслов сумел преуспеть на поприще торговли, став в силу своих способностей состоятельным купцом и фабрикантом. У него было две дочери — Аполлинария, Надежда — и сын Василий.

Отец сделал все, чтобы дать достойное образование своим детям. Надежда оправдала старания отца и стала впоследствии первой женщиной врачом в России. Старшая дочь не имела каких бы то ни было способностей к учебе.

Природа наделила ее другим качеством: она нравилась мужчинам.

Для получения образования Аполлинарию определили в пансионат благородных девиц. Она его не окончила из-за переезда семьи в Петербург.

Здесь молодая девица становится вольнослушальницей в университете, так как в то время женщин в него не принимали и, даже после самостоятельно прослушанных лекций, к экзаменам не допускали. Она посещала университет два года.

В 1861 году впервые попала на лекции, которые читал Достоевский. Следует отметить, что они имели невероятный успех у студентов. Может, эта популярность и побудила молодую Аполлинарию обратиться к нему.

Аполлинария Суслова: феминистка, которая вдохновляла Достоевского

Любовная связь

Что могло толкнуть молодую девушку написать письмо Достоевскому и было ли оно на самом деле, сказать достоверно нельзя.

Есть только воспоминания его дочери, которая не могла испытывать к Аполлинарии положительных чувств, так как в момент начала их отношений у Федора Михайловича была жена, которая болела.

Да и вздорный характер Аполлинарии Прокофьевны Сусловой не мог способствовать возникновению дружеских или даже просто человеческих отношений между ними.

Тем не менее Достоевский полюбил ее. Об этом свидетельствуют его воспоминания и письма. У них завязался роман, который современники охарактеризовали как «любовь-ненависть». Он готов был для нее на все. Она решила стать писательницей, и Достоевский Ф. М. помогает в публикации ее бездарной повести «Покуда», которую печатают в журнале «Время», где он был редактором.

Если во время их знакомства сорокалетний Достоевский – это умудренный жизненным опытом, прошедший каторгу, знающий свое место в жизни знаменитый писатель, то Аполлинария — молодая девушка без определенных взглядов, общающаяся с революционно настроенными студентами, не нуждающаяся в средствах и не имеющая определенных моральных принципов. Эти отношения заранее были обречены на крах. Она впоследствии во всех своих бедах и неустроенности в жизни будет винить Достоевского, который, по ее словам, сломал ее.

Аполлинария Суслова: феминистка, которая вдохновляла Достоевского

Любовь-ненависть

Достоевский и Суслова были полными противоположностями. Он, будучи цельной натурой, называл ее «сопряжением несопряжимого».

Она была его любимой музой, так как для большинства его самых ярких героинь прототипом послужила Аполлинария.

Любила ли она писателя? Если исходить из ее дневников, то это был единственный человек, которого она любила, при этом Суслова засыпала его бесконечными упреками, постоянно требовала от него развода с женой, больной чахоткой.

Но все упреки и требования не могли возникнуть из ничего. Может, он просто не смог выполнить своих обещаний.

Годы близости с Достоевским Аполлинария Суслова вспоминала без сожаления, это подтверждает и то, что на его предложение обвенчаться после смерти его жены ответила категоричным отказом.

Впоследствии он назвал ее «больной эгоисткой», так как, по его словам, самолюбование и себялюбие в ней были колоссальными. Она требовала ото всех совершенств по отношению к ней, но взамен не давала ничего. Что в начале отношений о нем думала Аполлинария Суслова, неизвестно.

В этой истории не может быть справедливого суждения, так как мы не можем услышать возражения противоположной стороны. Собираясь порвать с Ф. М. Достоевским, Суслова сожгла его письма к ней, уничтожила все, что могло напомнить о нем.

Знаем, что говорила о ней ненавидящая ее дочь Достоевского и он сам, обиженный ее отказом, измученный постоянными выяснениями отношений и непроходящими мыслями о ней.

Но несмотря на это, он по первому зову был готов бежать за ней на край Земли.

Аполлинария Суслова: феминистка, которая вдохновляла Достоевского

Первый мужчина

История их романа будет длительной, полной надежд и разочарований. В сохранившемся дневнике возлюбленной Достоевского и ее письмах можно прочитать, что он был первым мужчиной и первым ее ярким увлечением. Она любила его, хотела быть его женой.

Это означало, что до 21 года она была подвержена определенным моральным принципам. Ведь большинство упреков ее к нему были о том, что он не бросает свою чахоточную жену и не женится на ней, это подтверждают и воспоминания его дочери.

Это значит, что он давал ей какие-то обещания.

Ее общение с революционно настроенными людьми, проповедующими свободу отношений, о котором пишет в своих воспоминаниях дочь писателя, конечно же, наложили на сознание Сусловой определенные отпечатки, что скажется на дальнейшей ее жизни. До Достоевского у нее не было побудительного начала — предмета любви, он отсутствовал. С появлением в ее жизни Достоевского все изменилось, она полюбила.

Аполлинария Суслова: феминистка, которая вдохновляла Достоевского

Поездка в Париж

В своем дневнике Аполлинария Суслова пишет, что она ненавидит Достоевского за то, что он причинил ей страдания, без которых можно было обойтись. Он унижал ее, встречаясь с ней по расписанию и обращаясь с ней как с обыкновенной любовницей. И это ей пришлось терпеть долгие годы.

Почему? В деньгах она не нуждалась, к имени и славе Достоевского ее подпускали только с черного хода, как прислугу. Но она долгие годы провела с ним, этим некрасивым и больным человеком, в надежде, что они будут вместе.

Значит, любила его и, ослепленная своей страстью, поначалу не замечала много.

Назревало расставание. Но Достоевский хватался за Суслову как за спасительную соломинку, потому что не видел себя без нее. Было решено ехать в Париж вместе, но Аполлинария едет одна, так как Федора Михайловича задержали в Петербурге дела.

Была закрыта его газета, больная жена почувствовала себя очень плохо. Он не получает от своей возлюбленной писем, и это сильно тревожит. Наконец, он едет во Францию, по пути на несколько дней заезжает в Висбаден, чтобы поиграть в рулетку.

Да, Достоевский был не просто заядлым игроком, он был одержим этой пагубной страстью. Он пишет роман «Игрок» на основе собственного опыта. В Висбадене пробыл три дня. Выиграв 5000 франков, он едет в Париж, разделив деньги между умирающей женой и наслаждениями с любимой. Но в Париже его ждало письмо от Аполлинарии.

В нем она ставит в известность, что он слишком долго ехал. Она мечтала поехать с ним в Италию, но теперь поздно, так как без любви и надежды на взаимность отдалась первому встречному — студенту из Испании. Еще пишет, что она себя не знала, и он не знал. Она от этого не испытывает угрызений совести, не винит себя в том, что отдалась первому проходимцу.

Разрыв и месть

Между ними состоялось бурное выяснение отношений. Результатом его стало смирение Достоевского с ролью «друга», не претендующего ни на что. Они едут в Италию, и здесь Аполлинария в полной мере отыгралась за свои страдания. Если раньше он мучил ее, то теперь она наслаждалась своей местью. Она помыкала им, унижала и постоянно колола, третировала и упрекала.

Приехав в Петербург, Суслова окончательно объявила ему о разрыве. Но Достоевский готов терпеть все унижения, лишь бы она была рядом. За годы близости с Достоевским Аполлинария Суслова становится циничной и наслаждается его унижениями, памятуя о своих.

Она его ненавидит за обиженную любовь и сломанную жизнь. После смерти жены Достоевский, испытывающий несказанное наслаждение от этих мучений, несколько раз предлагает ей стать его женой.

Но она категорически отказывается, понимая, что нет более той Полины (так он ее называл).

Аполлинария Суслова: феминистка, которая вдохновляла Достоевского

Отъезд из Петербурга

Через пять лет после первой встречи, весной 1866 года, как следует из биографии Аполлинарии Сусловой, в жизни ее произошли изменения.

Они простились с Федором Михайловичем, точно зная, что они никогда больше не увидятся, и уехала к брату, в деревню, считая Достоевского виновным во всех ее бедствиях.

Поначалу занималась общественной деятельностью, но после окончила учительские курсы и открыла школу, которая проработала два месяца, после чего ее закрыли.

Дело в том, что Суслова в Петербурге считалась неблагонадежной, за ней устанавливалась слежка. Ее связи с революционерами, по мнению политического департамента полиции, не давали ей права заниматься педагогической деятельностью.

Она жила у брата в Тамбовской губернии, но чем занималась, неизвестно. Через десять лет она приезжает в Петербург, где столкнулась с Достоевским, который не узнал ее или сделал вид, что не узнал. К этому времени он женился на своей стенографистке Анне Сниткиной.

Это все задело и обидело Суслову. Может, она по-прежнему продолжала его любить?

Аполлинария Суслова: феминистка, которая вдохновляла Достоевского

Встреча с Розановым

Через некоторое время она знакомится с 24-летним студентом, будущим провинциальным учителем, журналистом, философом Василием Розановым.

Как он вспоминал впоследствии, Суслова сохранила черты поразительной былой красоты. По его словам, он был почитателем Ф. М. Достоевского.

Между возлюбленными была большая возрастная разница, не мешавшая, по его словам, любить Суслову, которая импонировала тем, что она была музой Достоевского.

В 1880 году, после длительной связи, они поженились. Это было еще при жизни Федора Михайловича, который продолжал любить Аполлинарию, наделяя героинь своих романов ее чертами. Этот брак не мог быть счастливым. Со стороны Аполлинарии это была надежда на удовлетворение своих физических потребностей. Никакой любви к молодому Розанову она не чувствовала.

Для него это так же была физическая связь с красивой, умной, обеспеченной, опытной в плотских утехах женщиной. Он благоговел перед ней, по его словам, только при одной мысли о ее близости с великим писателем.

Их брак не сложился, породив в Аполлинарии чувства неудовлетворенности и чудовищной ревности, так как Василий Розанов был любителем женщин. Она два раза бросала его, но он умолял ее вернуться.

Личная жизнь Аполлинарии Сусловой дала крен, до очередной катастрофы оставалось совсем немного.

Опять разочарования

Продержавшись так шесть лет, Суслова уезжает в Нижний Новгород к своему отцу. Розанов, потеряв с ней связь, начинает писать ей письма со слезными просьбами вернуться. Но она отвечала на них грубостью и отвращением. Возвращаться она не собиралась. Розанов сошелся с другой женщиной, от которой прижил четверых детей. Его вторая жена была набожной, и они обвенчались.

Другими словами, он был двоеженцем и очень боялся Аполлинарию Прокофьевну Суслову. Он умолял ее дать ему развод. Присылал к ней людей, которые уговаривали ее. Но ей нравились его унижения и страх.

Читайте также:  Какой народ россии считают потомками шумеров, гуннов и хазаров

Она не давала ему развода двадцать лет, обрекая его новую семью на страдания и переживания.

Розанов быстро нашел себе утешение в переписке со второй женой Достоевского Анной, с которой обсудил все поступки и черты характера своей жены Аполлинарии, еще один их союзник – Любовь Федоровна Достоевская, которая также ненавидела любовницу своего отца.

С их легкой руки среди друзей и знакомых распространялись невероятные слухи о Сусловой, о ее вздорном характере, половой распущенности. Особенно поднаторел на этом поприще Розанов, который рассылал всем письма с жалобами и кляузами на жену, пытаясь оправдать свое двоеженство. Страх перед наказанием заставлял его следить за ней, превращая каждый ее шаг в предосудительные поступки.

Два полюса

Наверное, Розанов и придумал обожание к великому писателю, чтобы оправдать свою связь с женщиной намного старше его, с которой он жил ради ее денег. В одном из своих писем к ней он ставит ей в вину такие разговоры о нем.

Его целью было представить себя как мученика, которого завлекла роковая женщина, при этом подчеркнуть, что не один он пострадал, но и великий Достоевский. Так что сейчас отличить правду от вымысла практически невозможно.

Ясно только одно: нельзя ставить знак равенства между Достоевским и Розановым ни по значимости таланта, ни по любви к Аполлинарии Прокофьевне.

Достоевский любил ее, но запутался, честно осознавал и признавался в этом. Он не мог бросить больную жену, написание своих романов, работу в журнале. Но также не мог оставить свою Полину, которая давала ему невероятное вдохновение.

Самое главное, что ставит его несравненно выше Розанова: он понимал, что обижает любящих его женщин: жену, Полину и дочь, но не мог ничего изменить. Он писал о ее эгоизме, но любил именно такой. Не оправдывал себя, обливая ее грязью.

Аполлинарии он прощал все, даже измену в Париже. Но она не поняла его и не простила.

Аполлинария Суслова: феминистка, которая вдохновляла Достоевского

Женские образы в романах Достоевского

Расставшись с Аполлинарией, Федор Васильевич продолжал любить, лишенный ее общества и обладания ею. Он, как великий художник, рисовал ее образ в своих произведениях.

Критики, знакомясь с романами Достоевского, находили в них героинь, по описанию и по характеру соответствующих Сусловой.

Это Катерина и Грушенька в «Братьях Карамазовых», Настасья Филипповна в «Идиоте» и, конечно же, Полина в «Игроке», недаром у нее даже имя его музы.

Последние годы

Со своим мужем Аполлинария воевала до 1898 года, когда он решился выдать ей вид на жительство.

После этого прошло еще около пяти лет, пока, после долгих переговоров и уговоров, она согласилась на развод. Для Розанова у нее не было других слов, кроме как «мерзкая тварь и лжец».

Больше всех страдала она. От грязных слухов, одиночества, чувства бездарно прожитой жизни, непонимания окружающих.

Воспитанница, которую она взяла, чтобы скрасить свое одиночество, утонула, умерли ее родители. С сестрой она не поддерживала никаких отношений.

От матери ей остался большой дом в Севастополе, куда она переехала жить. Она содержала его в идеальной чистоте и проживала в нем со старой служанкой, которая никогда не оставляла ее.

Она умерла в 1918 году в Крыму в полном одиночестве. Розанов умер в тот же год, что и она.

Источник: https://www.syl.ru/article/423611/suslova-apollinariya-prokofevna-vozlyublennaya-f-m-dostoevskogo-biografiya-lichnaya-jizn

Роковая страдалица Аполлинария Суслова

Федор Михайлович Достоевский –  один из величайших мыслителей XIX века, чьи пророческие размышления о революции и человеческом грехе впоследствии переосмыслялись русскими религиозными философами и западными писателями-экзистенциалистами. Подобно настоящему пророку, Достоевский искал спасение для человеческого духа, которое, по его мысли, возможно достичь лишь с помощью страдания.

Существует некий всечеловеческий идеал, не достигая который человек страдает, ощущая свою ущербность и слабость к земным страстям. Любовь в нашем земном понимании есть страдание по мысли Достоевского.  В его работах мы практически не найдём образа чистого непорочного чувства, но страсть, разрывающую душу.

Героиня его произведений не самодостаточная и сильная Наташа Ростова, не наивная тургеневская девушка, а вечно страдающая душа, узница своих обиды и разочарования.

От внутренних противоречий она убивает всё живое вокруг, сжигая пламенем страсти мужское сердце, столь падкое на красоту.

Многие исследователи жизни Фёдора Михайловича отмечают, что его произведения во многом автобиографичны: он словно переживал внутренние войны в своих романах, из чего можно сделать вывод о прототипах женских образов.

Аполлинария Суслова: феминистка, которая вдохновляла Достоевского

Женщиной, с которой, по мнению многих исследователей, был списан образ роковых героинь в романах “Идиот” и “Игрок”, была Аполлинария Суслова. Родилась будущая возлюбленная великого писателя в Нижегородской губернии (с.

Папино) в 1840 году в семье богатого купца и фабриканта Прокофия Суслова. Помимо самой Полины в семье была ещё одна дочь (младшая) –  Надежда, которая в будущем станет первой женщиной-врачом в России.

Юные годы сёстер прошли в пансионе благородных девиц, а уже в 1859 году девушки переехали в Санкт-Петербург.

Аполлинария и Надежда вращались в студенческих кругах, на тот момент увлеченных социалистическими идеями. Старшая сестра часто ходила на демонстрации, а младшая стала членом подпольной организации “Земля и Воля”. Мысль о женской эмансипации была очень близка молодым свободолюбивым девушкам, правда, повлияет она на жизнь обеих совершенно по-разному.

В 1861 году Аполлинария Суслова впервые посетила открытую лекцию Достоевского и влюбилась в него. Подобно пушкинской Татьяне, она без страха и сомнения пишет пламенное письмо-признание. Фёдору Михайловичу на тот момент было 40 лет, он был уже известный писатель, возглавлял журнал “Время”, правда, в личной жизни всё было не так гладко.

Аполлинария Суслова: феминистка, которая вдохновляла Достоевского

Жена Достоевского, будучи больна чахоткой, давно не жила с ним, но он продолжал помогать ей. Известно, что их отношения ещё до болезни зашли в тупик – Мария Дмитриевна изменяла ему. С письмом юной Поли в кромешную тьму разочарования от женщин проник лучик надежды. Аполлинария влюбляет в себя великого писателя, он печатает её первый не очень талантливый рассказ “Покуда” в своем журнале.

Молодая любовница просит бросить “чахотную” жену, но совесть не позволяет ему сделать этого. Возможно, именно эта преданность устоявшимся правилам, которые юная нигилистка полностью отвергала как “фарс”, оттолкнула её от светлого образа писателя-страдальца.

Через три года, на грани разрыва отношений,  они решаются на попытку всё наладить, встретившись в Париже. Фёдор Михайлович долгое время не мог выехать из-за своих долгов (он был игрок).

Когда заждавшийся встречи писатель всё таки приезжает в Париж, Аполлинария говорит, что уже слишком поздно: у неё появился любовник, молодой испанец с “гордым и самоуверенно дерзким лицом”, но она для него была всего лишь увлечением.

Достоевский пытается успокоить её, говоря о том, что она необыкновенная девушка, а этот мерзавец даже “не Лермонтов”. Для того, чтобы забыть на время о горечи, они вместе едут в Германию.

В Баден-Бадене Фёдор Михайлович проигрывает огромную сумму в казино. Полина, находясь ещё в мечтах об испанце, мучает писателя своим двойственным поведением. Это путешествие не принесло положительных результатов: доехав вместе до Парижа, они расстаются.

Суслова остаётся во Франции, а Достоевский возвращается в Россию.

Аполлинария Суслова: феминистка, которая вдохновляла Достоевского

Несколько лет, воспоминания о которых отразятся в её дневнике, Аполлинария Прокофьевна проведёт в Европе. Большое количество поклонников, сменяющиеся города, события – всё ей становится всё в тягость, вокруг она видит пустоту:

“… Мне опять приходит мысль отомстить. Какая суетность! Я теперь одна и смотрю на мир как-то со стороны, и чем больше я в него вглядываюсь, тем мне становится тошнее. Что они делают! Из-за чего хлопочут! О чем пишут! Вот тут у меня книжечка: шесть изданий и вышло в шесть месяцев….

Lobulo восхищается тем, что в Америке булочник может получить несколько десятков тысяч в год, что там девушку можно выдать без приданого, что шестнадцатилетний сам в состоянии себя прокормить. Вот их надежды, вот их идеал. Я бы их всех растерзала…”.
Аполлинария Суслова: феминистка, которая вдохновляла ДостоевскогоМария Дмитриевна умирает весной 1864 года. Тогда писатель с чистой совестью делает предложение своей возлюбленной, но она, конечно, отказывается. Обида была сильнее желания стать счастливой. В дальнейшем они расстанутся окончательно, последнее письмо придёт от нее в 1867 году, когда Федор Михайлович был  уже женат на молодой стенографистке Анне Сниткиной. Да и сама Аполлинария всё-таки выйдет замуж, но уже будучи сорокалетней женщиной, за молодого журналиста 24-летнего Василия Розанова, будущего русского философа.

Влюбленный юноша видел в ней что-то трагически надрывное, как и Достоевский когда-то. Красота страдальческого лица разжигала внутри Розанова интерес к её душе. Правда, в течение 7 лет, она постоянно изменяла ему, при этом обвиняя его во всех смертных грехах. Нет, не счастья хотела эта женщина, а окончательного падения в бездну. Умирает она у 1918 году в Крыму.

Аполлинария Суслова: феминистка, которая вдохновляла Достоевского

Идея равенства мужчин и женщин помогла Надежде сделать блестящую карьеру, преодолев все трудности, и стать первой женщиной врачом в России, а Апполинарии, увы, нет.

Раннее разочарование в мужчинах, как в существах слабых, не умеющих сделать решительный шаг на пути к свободе, погубило в сердце юной энтузиастки веру в возрождение.

А ведь она мечтала посвятить себя “хождению в народ”, но зацикленность на внутренних обидах не дала ей этого сделать. В конечном счёте её независимость принимала уродливую форму желания властвовать и мстить:

“… Я была много раз оскорблена теми, кого любила, или теми, кто меня любил, и терпела… но чувство оскорбленного достоинства не умирало никогда, и вот теперь оно просится высказаться. Все, что я вижу, слышу каждый день, оскорбляет меня, и, мстя ему, я отомщу им всем.Я не хочу его убить, потому что это слишком мало. Я отравлю его медленным ядом. Я отниму у него радости, я его унижу…”.

Достоевский показал себя  прекрасным психологом, запечатлев её в автобиографическом романе “Игрок” в образе Полины. Она – молодая падчерица в семье отставного генерала, в доме которого главный герой Алексей Иванович работает учителем.

Полина влюблена во француза де-Грие, в свою очередь в неё влюблен англичанин Астлей и сам Алексей. Ради неё главный герой идёт играть в рулетку, чтобы восполнить проигранное её бабушкой состояние.

Она денег не принимает, отталкивая его всё время, а через два года он узнает, что за всю свою жизнь любила Поля только его.

Странная, мучительная история любви не заканчивается ничем: Полине всё время мешала её гордость.

Другой яркий образ, запечатлевший характер Аполлинарии –  образ Настасьи Филипповны в романе “Идиот”, которая, будучи обижена в юности господином Тоцким, превращается в безжалостную, но глубоко страдающую женщину.

На протяжении всего романа она словно ищет смерти, делая себя предметом купли-продажи, разыгрывая себя, как игрушку, за деньги между мужчинами, и, в конце концов, доводит Рогожина до исступления: он убивает её.

  Полина и Настасья Филипповна пленяли мужчин красотой и обманчивой страстью, лишь для того, чтобы увидеть их страдание и падение. Они роковые женщины, обреченные на конец, в таких образах нет воздуха, она затворницы в кельях своей бесконечной гордости и боли, которую простить не в силах.

От Аполлинарии Сусловой практически ничего не осталось, кроме её дневника, нескольких писем и парочки рассказов, зато её образ плеядой роковых образов проходит через позднее творчество Достоевского.

Она была страдающей душой, которая была не в силах измениться, вся её жизнь – крест на своем счастье.

Но именно она смогла отразиться в этих печальных зарисовках русской души, жаждущей апокалипсического конца.

ВИКТОРИЯ ЕДИНА 

Источник: https://www.ili-nnov.ru/rokovaya-stradalica-apollinariya-susl/

Аполлинария Суслова: феминистка, которая вдохновляла Достоевского

Как известно, классик русской литературы был женат дважды. Несомненно, супруги (особенно вторая жена Анна, которой писатель посвятил роман «Братья Карамазовы») повлияли на творчество Достоевского. Однако настоящей музой Федора Михайловича стала Аполлинария Суслова, которая отказалась выходить за Достоевского замуж.

Читайте также:  «призрачные» станции в метро: почему их закрыли

Обеспеченная феминистка

Отец Аполлинарии был крепостным крестьянином семейства Шереметьевых. Прокофий Григорьевич сумел выкупиться и занялся торговлей. Он так преуспел в этом деле, что вскоре стал известным предпринимателем и открыл свою ситцебумажную фабрику.

Материальное положение позволяло Суслову дать своим дочерям Надежде и Аполлинарии достойное образование. Данной возможностью воспользовалась только Надежда, которая навсегда осталась в истории как первая в России женщина-врач. Что касается Аполлинарии, то та никак не могла определиться с профессией.

Да и никакими особыми способностями она не обладала.

Немаловажно, что в те годы представительницы женского пола посещали занятия в университетах только в качестве вольных слушательниц и нередко только с разрешения руководства учебного заведения. Именно так училась Надежда Суслова. Аполлинария тоже ходила на разнообразные лекции, но для нее это было скорее развлечение, нежели дело всей жизни.

Понятно, что Надежда Суслова все время отстаивала свое право на получение образования. Аполлинарии образ феминистки-сестры пришелся по вкусу, и она примерила его и на себя. Тем более что она могла позволить себе определенную независимость. По крайней мере, на вполне приличную жизнь в Петербурге и поездки за границу средств отца ей вполне хватало.

Любовница писателя

В начале 1860-х Аполлинария оказалась на лекции Федора Достоевского. Писатель очень заинтересовал девушку. В тот момент Сусловой едва исполнилось 20, Федор Михайлович же был вдвое ее старше. Тогда Достоевский состоял в браке с первой супругой Марией Констант. Мария Дмитриевна была больна туберкулезом.

Однако как наличие жены, так и ее смертельный диагноз не стали препятствиями для развития романтических отношений между Достоевским и Сусловой. Хотя, надо отметить, что инициатором этой связи все-таки оказалась Аполлинария. Именно она отправила Федору Михайловичу письмо, полное восхищения и восторга.

Так и начался этот странный роман.

Достоевский, по всей видимости, испытывал весьма сильные чувства к своей пассии. В противном случае онбы не стал публиковать довольно посредственную повесть Аполлинарии под названием «Покуда» в основанном его старшим братом журнале.

Будучи сама не верна писателю, Суслова регулярно устраивала ему сцены ревности и требовала, чтобы Достоевский развелся с тяжело больной женой.

Тем не менее, когда в 1864 году Мария Дмитриевна скончалась и Федор Михайлович сделал Сусловой предложение, Аполлинария ответила отказом.

Суслова на страницах романов

В конце концов Достоевский встретил стенографистку Анну Сниткину, которая стала его второй супругой и родила ему детей. Аполлинария же вышла замуж за критика и публициста Василия Розанова, который оказался младше Сусловой на 16 лет. Примечательно, что Анна Достоевская и Аполлинария Суслова ушли из жизни в одном и том же году, в 1918. Обеим было за 70.

Несмотря на то, что роман писателя с Сусловой никак нельзя назвать счастливым, Достоевский так и не смог забыть Аполлинарию.

Как утверждают литературоведы, именно Аполлинария стала прототипом героинь по крайней мере двух произведений писателя. Ее образ проглядывается в Настасье Филипповне из романа «Идиот» и в Полине из «Игрока».

Любопытно, в произведении «Игрок» Федор Михайлович использовал реальное имя своей возлюбленной. Ведь близкие звали Аполлинарию именно Полиной.

Источник: https://cyrillitsa.ru/history/101154-apollinariya-suslova-feministka-koto.html

Оправдание женщины: Аполлинария Суслова

Быть женщиной – великий шаг,/ Сводить с ума – геройство (Б.Пастернак)

П. Соколов-Скаля Настасья Филипповна

Аполлинария Суслова, роковая любовница Ф.М.Достоевского, фигура в истории литературы не менее значимая, чем сам писатель. Она вошла  в пантеон бессмертных. И не только потому, что была прототипом основных женских образов писателя

(Полины, Настасьи Филипповны, Аглаи, Грушеньки, Катерины, Лизы), но и потому что, как мираж, не далась ему, оставшись неуловимой и непознанной, навсегда сердечной болью и разоблачительной тенью.

Аполлинария опаляла мужчин женственностью, необыкновенностью, независимостью, непохожестью, талантом и лицом не общим выраженьем. Я  люблю ее, чувствую ее силу, страстность, властность и вечную женственность.

Люблю как Настасью Филипповну.  Любимая героиня, которой бредила в юности, которой хотела подражать в молодости и рядом с которой, уже в зрелые годы, встали только Анна Каренина и мадам Бовари.

Этот текст – объяснение в любви всем женщинам, которые не побоялись остаться один на один со всем обществом, бросив ему вызов; быть судом мужчин, всегда «знающих как надо»; быть вызовом женщинам, так упивающимся своей «порядочностью» и благонадежностью.

Всю оставшуюся жизнь Федор Михайлович пытался в своих последних романах как-то оправдаться перед ней; хотел излечиться от нее, выплеснуть боль на бумагу, но так и не смог освободиться от нее. Она была больше, чем просто его женщиной. Она была его зеркалом, в которое ему страшно было смотреться; его виной и грехом, которые он не изжил и так и не исповедал до конца; его  женским воплощением.

До конца Аполлинария осталась вечно любимой, которую он хотел, но не смог, забыть. Ему оставалось одно: с позиции мужского превосходства и «объективной социальности», обвинять ее в эгоизме, самолюбии, эгоцентризме и самовлюбленности.

Так бывает: когда что-то не получается, как хочешь,  или что-то обижает, начинаешь обвинять и карать то, что не дается, винить зеркало. Что-то подобное произошло и с Федором Михайловичем.

Как мамочки и бабушки, потакая младенцам, начинают бить «плохую» игрушку, так, к сожалению, большинство женщин, сталкиваясь с такой непохожей на них Апполинарией, начинали бить ее сплетнями, наговорами, несправедливыми упреками и характеристиками, активно культивируя образ падшей женщины, неудачницы и озлобившейся старухи.

Так Полина навсегда разошлась со своей сестрой Надеждой, которая, в отличие от нее, сделала блестящую карьеру врача, став первой русской женщиной в ряду Гиппократов, женой и матерью, приняв нормы общественной морали, с позиции которых так легко и просто было судить сестру. Но когда Надежда приезжала к сестре, Аполлинария собирала свои постельные принадлежности и уходила из дома от постоянных ее поучений, как надо жить и  заботиться о здоровье.

С такими «положительно-семейными» женщинами потом связали жизнь великий писатель — любовник ее молодости — Достоевский и муж —  русский мыслитель-богослов Василий Розанов. С женщинами, не обладавшими  женскими чарами и страстностью, которые заставляли мужчин сходить с ума, даже когда те перешагивали порог молодости и зрелости.

Аполлинария никогда не принимала то, что видела, так, как  воспринимали это другие. Она все пропускала сквозь личную призму, бывшую для нее более важным аргументом, нежели то, что казалось другим.

Она втягивала в свою орбиту весь мир и других, находя им место и характеристики только те, что шли из ее сердца и ума. Она их не боялась, она к ним прислушивалась и действовала в соответствии с ними.

Отсюда субъективность и эгоцентризм, в которых обвиняли Полину не только Достоевский и Розанов. У нее была своя система координат, у них – своя, и они трагически не совпадали. Мужчины ей этого не простили. Но им не удалось поглотить ее «Я», в отличие от «Я» женщин, потом ставших их спутницами и женами, растворившимися в своих гениальных мужьях.

Да, она умерла одинокой женщиной, хотя имела немало любовников и возможностей выйти замуж; да, она многим приносила боль и несчастье, даже не желая этого; да, она не стала большой писательницей, литератором и революционеркой, как мечталось и хотелось.

Но все-таки большинство женщин мечтает остаться в истории апполинарией? Она была прекрасна, и не только своими внешними данными. Она смогла реализовать свое главное достоинство — быть женщиной. Пусть ее страстное начало было тягучим, инертным, разрушающим духовное и человеческое как горный поток, смывающий все на своем пути.

Пусть она была упряма. Но она была естественна, как сама природа, которая после бури утихала и становилась холодной и непроницаемой, к великому удивлению своих партнеров, какими бы великими они ни были. Этим она манила мужчин, этим она была привлекательна. И такой теперь она уже останется навсегда.

Тина Гай

coded by nessus

Источник: http://sotvori-sebia-sam.ru/appolinariya-suslova/

«Роковой» роман с Полиной Сусловой

«Роковой» роман с Полиной Сусловой

Встреча зимой 1862/63 года с рыжеволосой эмансипированной Аполлинарией Сусловой, которая была на 20 лет моложе писателя, обернулась для него нечаянно нагрянувшей любовью, страстным романом, принесшим писателю больше мучений и страданий, чем счастья.

Юная студентка Аполлинария Суслова – Полина, как называл девушку Достоевский, ворвалась в его жизнь стремительно, подобно комете. Она подошла к писателю на одном из его выступлений, потом написала ему письмо, в котором смело призналась в любви своему кумиру (автор нашумевших «Записок из Мертвого дома» был очень популярен у тогдашней молодежи).

Достоевский, которого тронула искренность признания, на послание откликнулся. Так завязалось это знакомство.

Аполлинария пробовала себя в литературном творчестве, и Достоевский, который к этому времени занимал должность редактора журнала «Время», напечатал в нем ее повесть «Покуда».

Хотя первое произведение Полины Сусловой было откровенно слабым и претенциозным, чувства к этой девушке заставили Достоевского на время забыть о своих редакторских убеждениях.

Постепенно встречи с Полиной переросли для Федора Достоевского в насущную потребность, без них он уже не мог обходиться.

Аполлинария Суслова – крестьянка по происхождению, до 15 лет росла в деревне, а затем вместе с младшей сестрой Надеждой воспитывалась в частном пансионате в Москве, куда дочерей определил отец – Прокофий Суслов, человек незаурядный, начитанный, бывший крепостной графа Шереметева.

Сложно представить более неподходящих друг другу людей, чем Достоевский и Суслова. Она была феминисткой, он же всегда придерживалея домостроевских устоев. Она интересовалась революционными идеями, он к моменту их встречи был консерватором и приверженцем монархии.

Полине было всего 22, а Достоевскому уже перевалило за 40, но с этой девушкой писатель не чувствовал своих лет и не ощущал разницы в возрасте. Высокая, стройная, Полина Суслова была очень хороша собой. По воспоминаниям ее современников, за сдержанностью манер девушки угадывалась страстная эмоциональная натура.

К ней применимы все эпитеты – яркая, незабываемая, талантливая, пустая, надменная, скандальная… Может быть, именно за это «сопряжение несопряжимого» и полюбил Аполлинарию Суслову Федор Достоевский?

Любопытен портрет Сусловой той поры, описанный в воспоминаниях дочери писателя – Любови Федоровны Достоевской: «Полина приехала из русской провинции, где у нее были богатые родственники, посылавшие ей достаточно денег для того, чтобы удобно жить в Петербурге.

Каждую осень она записывалась студенткой в университет, но никогда не занималась и не сдавала экзамены.

Однако она усердно ходила на лекции, флиртовала со студентами, ходила к ним домой, мешая им работать, подстрекала их к выступлениям, заставляла подписывать протесты, принимала участие во всех политических манифестациях, шагала во главе студентов, неся красное знамя, пела Марсельезу, ругала казаков и вела себя вызывающе… Полина присутствовала на всех балах, всех литературных вечерах студенчества, танцевала с ними, аплодировала, разделяла все новые идеи, волновавшие молодежь… Она вертелась вокруг Достоевского и всячески угождала ему. Достоевский не замечал этого. Тогда она написала ему письмо с объяснением в любви. Это письмо было найдено в бумагах отца, оно было простым, наивным и поэтичным. Можно было предположить, что писала его робкая молодая девушка, ослепленная гением великого писателя. Достоевский, растроганный, читал письмо Полины…»

Встречаясь с молодой студенткой, Федор Достоевский не ощущал разницы в возрасте совершенно, а вот из-за своей внешности переживал. Он знал, что его болезненно-бледное, подергивающееся лицо с разного цвета глазами порой производило на людей отталкивающее впечатление.

Читайте также:  Почему собак считают «нечистыми» животными

По многим воспоминаниям современников можно увидеть, что первое впечатление при встрече с Достоевским порой почти разочаровывало окружающих: внешность неброская, не аристократичная, и ко всему в лице писателя было что-то болезненное – эта особенность отмечена почти всеми мемуаристами.

Однако, по тем же воспоминаниям, это первое впечатление от внешнего облика Федора Достоевского у его собеседников пропадало, как только они от первого знакомства переходили к более глубокому общению.

Тогда открывалась внутренняя значительность, уникальность личности Достоевского, совершенно в новом свете воспринимался и его внешний облик. Противоречие между внешней «обыкновенностью» и глубокой одухотворенностью облика Федора Достоевского подчеркнуто в воспоминаниях Вс.

Соловьева: «Передо мною был человек небольшого роста, худощавый, но довольно широкоплечий, казавшийся гораздо моложе своих пятидесяти двух лет, с негустой русою бородою, высоким лбом, у которого поредели, но не поседели мягкие, тонкие волосы, с маленькими, светлыми карими глазами, с некрасивым и на первый взгляд простым лицом.

Но это было только первое и мгновенное впечатление – это лицо сразу и навсегда запечатлевалось в памяти, оно носило на себе отпечаток исключительной, духовной жизни». А вот какое любопытное сравнение сделал С. Д.

Яновский, один из самых преданных друзей юности Достоевского: «Его обширный, сравнительно с величиною всей головы, лоб, резко выделявшиеся лобные пазухи и далеко выдавшиеся окраины глазниц, при совершенном отсутствии возвышений в нижней части затылочной кости, делали голову Федора Михайловича похожей на Сократову».

Но ни внешняя некрасивость, ни возраст, ни измученность жизнью Федора Достоевского не только не оттолкнули юную Полину Суслову, но и не помешали ей увлечься этим человеком.

Поначалу она заинтересовалась Достоевским как известным редактором и писателем, который к тому же был на каторге, в ссылке, а значит, является жертвой так ненавистного ей режима! Потом девушка влюбилась – всерьез, по-настоящему. Чувство к этому некрасивому, уже немолодому, болезненному и нервному человеку захлестнуло ее.

Достоевского же притягивали в Полине Сусловой не только ее молодость и непосредственность, но и родственная натура, в которой удивительным образом сочетались черты мучителя и жертвы, и тот психологический надлом, который присутствовал в нем самом.

Однако, несмотря на силу, искренность и взаимность чувств, ни Полина Суслова, ни Федор Достоевский не смогли сохранить свои отношения. Слишком много времени Федор Михайлович уделял творчеству, редакторской работе, семье.

Ночами он по своему обыкновению писал, днями хлопотал в редакции, затем долгими часами просиживал у постели таявшей на глазах от чахотки жены. Аполлинарии он говорил, что к Марии Дмитриевной давно уже не испытывает любви и что его удерживает рядом с ней лишь чувство долга перед умирающей.

Полина не верила этому, очень ревновала, ее самолюбие страдало. Все чаще Федор Михайлович слышал от нее упреки, требования развестись со «своей чахоточной женой». Потом Достоевский напишет: «Аполлинария – больная эгоистка. Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны.

Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважении других хороших черт, сама же избавляет себя от самых малейших обязанностей к людям».

Со временем любовные отношения Сусловой и Достоевского превратились в настоящую борьбу. В начале лета 1863 года после очередной ссоры вместо запланированной совместной поездки в Европу Аполлинария Суслова уехала в Париж одна.

А Достоевский, по рекомендации врачей перевезя Марию Дмитриевну из вечно сырого Петербурга во Владимир, вернулся в столицу.

Ему было необходимо наладить дела в редакции – именно в этот период по распоряжению Цензурного комитета журнал «Время» был закрыт.

Все лето Достоевский мучился в разлуке от одиночества. Но приходилось терпеть – в Париж, вслед за любимой, он уехать не мог, слишком много дел было у него в Петербурге. Нужно было отдавать долги кредиторам, возвращать деньги подписчикам, находить средства на лечение и содержание Марии Дмитриевны, содержать себя самого и приемного сына Пашу.

Денег катастрофически не хватало, Достоевский влезал в новые долги, не отдав старые, он начал брать авансы под будущие романы, давать кредиторам невыгодные расписки. Однажды ему захотелось забросить все дела, забыть все и уехать за границу, в Париж, к Полине. Она, позабыв про обиды, писала ему письма, в которых звала, убеждала, что в Европе все образуется.

В конце концов Достоевский, раздобыв денег на поездку, отправился во Францию. По дороге в Париж он, оправдывая себя нехваткой средств, остановился в Висбадене, чтобы попытать счастья в рулетке. Там он играл несколько дней, почти позабыв о Полине.

«С той самой минуты, как я дотронулся до игорного стола и стал загребать пачки денег, – моя любовь отступила как бы на второй план», – кается он в «Игроке» устами главного персонажа Алексея Ивановича.

Достоевский как всегда играл страстно, с упоением. Все, что ему удавалось одолжить или заработать за письменным столом, он немедленно относил на рулеточный.

15 августа 1865 года он писал Ивану Тургеневу: «Пять дней как я уже в Висбадене, и все проиграл, все дотла, и часы, и даже в отеле должен. Мне гадко и стыдно беспокоить Вас собою. Обращаюсь к Вам как человек к человеку и прошу у вас 100 талеров».

Тургенев выслал половину этой суммы, но Достоевский проиграл ее, а долг отдал… спустя 11 лет!

Но наконец судьба улыбнулась Федору Михайловичу, и вопреки обыкновению он не проиграл, а выиграл, сумел удержать себя от соблазна снова сесть за игорный стол и бежал с деньгами из «Рулетенбурга» в Париж.

Однако Аполлинария уже не ждала его; у нее появился новый возлюбленный – молодой студент, то ли француз, то ли испанец, бездельник и прожигатель жизни.

Полина встретила Достоевского холодно и равнодушно, еще в письме она рассказала ему все обо всем, прекрасно сознавая, что причиняет нестерпимую боль: «Ты едешь немножко поздно… Еще очень недавно я мечтала ехать с тобой в Италию и даже начала учиться итальянскому языку, все изменилось в несколько дней.

Ты как-то говорил, что я не скоро могу отдать свое сердце. Я его отдала в неделю по первому призыву, без борьбы, без уверенности, почти без надежды, что меня любят. Я была права, сердясь на тебя, когда ты начинал мной восхищаться. Не подумай, что я порицаю себя, но хочу только сказать, что ты меня не знал, да и я сама себя не знала. Прощай, милый!»

Подавленный, униженный и растерянный, в неуютном гостиничном номере, Достоевский впал в отчаяние. Он лихорадочно искал выход из создавшегося тупика, чувство вины перед умиравшей женой пронизало его, надо было что-то предпринимать, но развязка наступила неожиданно и нежданно, сама собой.

Вот как вспоминает Любовь Федоровна Достоевская о дальнейшем развитии событий: «Весной Полина написала отцу из Парижа и сообщила о неудачном окончании ее романа. Французский возлюбленный обманул, но у нее не хватало сил покинуть его, и она заклинала отца приехать к ней в Париж.

Так как Достоевский медлил с приездом, Полина грозилась покончить с собой – излюбленная угроза русских женщин. Напуганный отец наконец поехал во Францию и сделал все возможное, чтобы образумить безутешную красавицу. Но так как Полина нашла Достоевского слишком холодным, то прибегла к крайним средствам.

В один прекрасный день она явилась к моему отцу в 7 часов утра, разбудила его и, вытащив огромный нож, заявила, что ее возлюбленный – подлец, она хочет вонзить ему этот нож в глотку и сейчас направляется к нему, но сначала хотела еще раз увидеть моего отца… Я не знаю, позволил ли Федор Михайлович себя одурачить этой вульгарной комедией, во всяком случае, он посоветовал Полине оставить свой нож в Париже и сопровождать его в Германию. Полина согласилась, это было именно то, чего она хотела».

Достоевский и Полина выехали в Баден-Баден. Затем были Рим, Тунис, Генуя и Неаполь, опять Турин и Берлин. В дороге Суслова успокоилась, пришла в себя и вновь из жертвы превратилась в мучительницу Они снова начали ссориться и недовольные друг другом в конце сентября 1865 года расстались.

Полина уехала из Берлина в Париж, Федору Михайловичу надо было возвращаться в Россию, во Владимир, где умирала тяжело больная Мария Дмитриевна… Постепенно нервные, мучительные отношения Сусловой и Достоевского еще более осложнились, а вскоре и вовсе стали затруднять им жизнь. Оба понимали, что разрыв неизбежен.

Но после расставания их болезненные чувства друг к другу угасли не сразу. «Я люблю ее еще до сих пор, очень люблю, но я уже не хотел бы любить ее. Она не стоит такой любви. Мне жаль ее, потому что, предвижу, она вечно будет несчастна. Она никогда не найдет себе друга и счастье.

Кто требует от другого всего, а сам избавляет себя от всех обязанностей, тот никогда не найдет счастья», – говорил писатель сестре Сусловой после окончательного разрыва с Полиной.

В течение всей своей последующей жизни писатель называл Аполлинарию «подругой вечной», вздрагивал, когда при нем произносили ее имя, описывал в своих произведениях, скрывая свои болезненные чувства к этой женщине от своей второй жены, которую, впрочем, тоже очень любил.

А вот Полина Суслова, скорее всего, так и не сумела понять ни значительности личности Федора Достоевского, ни глубины его чувств. Болезненная драма их отношений, впоследствии гениально описанная писателем в романе «Игрок», в ее устах имела до обидного простое объяснение. Об этом свидетельствует диалог между Полиной Сусловой и Василием Розановым.

Надо сказать, что через много лет спустя после разлуки с Достоевским Суслова стала женой писателя и философа В. Розанова, преданного почитателя Достоевского. Недоброжелатели с сарказмом говорили, что он женился не на Аполлинарии, которая была гораздо старше его, а на Достоевском. «“Почему же вы разошлись?” – спросил Розанов у Полины.

 – «Потому что он не хотел развестись со своей женой, чахоточной, так как она умирает». – «Так ведь она умирала?» – «Да. Умирала. Через полгода умерла. Но я уже его разлюбила». – «Почему «разлюбили»?» – “Потому, что он не хотел развестись… Я же ему отдалась любя, не спрашивая, не рассчитывая. И он должен был так же поступить.

Он не поступил, и я его кинула”».

После окончания романа с Федором Достоевским Аполлинария Суслова сожгла многие компрометирующие ее бумаги, в том числе и письма к ней писателя. Тайны их бурных и необычных отношений так и канули в историю, оставив исследователям только догадки и предположения. На момент разрыва с Достоевским Сусловой было 27 лет.

Как и предвидел писатель, жизнь у нее не сложилась. Бывшая любовница знаменитого писателя вынужденно уехала на жительство в провинцию, была под надзором полиции. Своему мужу Василию Розанову «роковая искусительница» принесла только мучения и страдания. Остаток своей жизни Аполлинария Суслова провела в одиночестве.

Она умерла в Севастополе в 1918 году в возрасте 78 лет.

С ее властной и увлекающейся натуры великим Достоевским написаны блистательные женские образы в бессмертных романах классика – Полины в «Игроке», Настасьи Филипповны в «Идиоте», Грушеньки и Катерины в «Братьях Карамазовых»… После расставания с Полиной Сусловой Достоевский вновь остался один, взвалив на себя все хлопоты и расходы по воспитанию пасынка Паши, делая неоднократные и всегда неудачные попытки по устройству своей семейной жизни. Он уже полагал, что всю последующую жизнь проведет в одиночестве, без семейного тепла, жены и собственных детей, как вдруг совершено случайно в его жизнь вошла Анна Григорьевна Сниткина.

Следующая глава

Источник: https://biography.wikireading.ru/209379

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector