Что иноков связывает с иконой

Легенда об окаменевшей девушке, застывшей  в начале 1956 года на несколько месяцев с иконой в руках, до сих про широко известна в кругах верующих. Однако мало кто знает, насколько «удачно» эта история затмила нашумевшее в Самаре дело о мужеложстве священника.

Содом и Гоморра в Куйбышеве: трансформация православной легенды

Холодным зимним утром января 1956 года, когда Клавдия Ивановна Болонкина убирала снег у своего дома на Чкаловской улице, в Куйбышеве, к ней обратилась пожилая женщина: «Это какая улица? А дом? А кто хозяйка пятой квартиры?» Когда выяснилось, что в квартире проживает сама Клавдия Ивановна, старуха начала ее торопить: «Ну, тогда, дочка, пойдем скорее, покажи ее, несчастненькую… Ах, какой грех!.. Ах, какое наказание!» Из слов старухи Клавдия Ивановна поняла, что в ее квартире якобы находится окаменевшая молодая женщина. Как выяснилось, старухе рассказали историю о некоей девушке, которой на вечеринке не досталось партнера для танца. Рассердившись, она сняла со стены икону святого Николая и стала кружиться с ней в такт музыке. Вдруг сверкнула молния, грянул гром, и девушку окутал дым. Когда он рассеялся, все увидели, что богохульница застыла с иконой в руках. (…)

От кризиса к легенде

Слухи об «окаменевшей девушке» не только отражали изменение в настроениях верующих после смерти Сталина. Они странным образом вписываются в ситуацию локального церковного кризиса, который вспыхнул в ряде городов за несколько недель до описываемых событий.

До Московской патриархии из Куйбышевской епархии доходили не только слухи о чуде на Чкаловской улице: в феврале 1956 года патриарх и члены Священного синода ознакомились с письмом куйбышевского священника, в котором рассказывалось о сексуальных домогательствах одного иеромонаха в отношении кандидата в духовную семинарию, а также о попытках куйбышевского епископа замять это дело.

При этом бросаются в глаза три вещи. Во-первых, хотя эти события, на первый взгляд, и не связаны с историей на Чкаловской улице, удивляет временнóе совпадение: мать пострадавшего семинариста сразу обнародовала случившееся – в начале декабря 1956 года, за несколько недель до волны слухов и столпотворения на Чкаловской улице.

Во-вторых, в центре обеих историй находятся молодые, но уже довольно взрослые по тогдашним меркам люди: в истории с «окаменевшей» – фабричная работница лет восемнадцати, во второй истории – семнадцатилетний юноша, который, однако, в отличие от «Зои», исправно посещал церковь и помышлял об обучении в духовной семинарии.

Чтобы подготовиться к учебе в семинарии он обратился к иеромонаху, настоятелю своего прихода, который и стал его домогаться. В-третьих, мать жертвы позаботилась о том, чтобы и факт домогательства, и попытки иеромонаха Серафима (Полоза) купить молчание потерпевшего стали достоянием общественности.

Мать не только обращалась с жалобами к другим священникам, но, судя по всему, и в милицию, так как уже в декабре 1955 года против Полоза было возбуждено уголовное дело, по которому дали показания священники ряда куйбышевских приходов.

В околоцерковных кругах и среди прихожан активно обсуждалось поведение епископа, который повысил обвиняемого в церковной должности, а священников, давших показания, уволил или перевел на другое место.

В результате давление на епископа Иеронима (Захарова) усилилось, и он был вынужден покинуть епархию в конце мая 1956 года. Иеромонах Серафим (Полоз) был приговорен за «насильственное […] мужеложство» (статья 154а УК РСФСР).

В позднем СССР преследования за настоящий или выдуманный гомосексуализм были эффективным методом расправы с неугодными. Однако в случае Серафима (Полоза), который ранее примыкал к лояльному внутрицерковному течению «обновленцев», нет никаких оснований полагать, что это было именно так.

Поскольку показания матери и других священников звучат вполне убедительно, а обвинения были восприняты всерьез и в церковных структурах, можно предположить, что сексуальные домогательства действительно имели место.

Епископ Иероним откровенно говорил с уполномоченным по РПЦ о том, в чем его обвинили в Московской патриархии в мае 1956 года:

«Из-за иеромонаха Полоза мне приходится иметь большие неприятности. Как только я пришел в патриархию на синод, на меня сразу набросились: “Что вы наделали, уволили Сагайдаковского, изобличившего Полоза в преступлениях, увольняете других и не приняли своевременно мер по отношению к Полозу, довели дело до суда”».

Вся эта история выставляет «чудесный» рассказ о «Зое» в несколько ином свете. В легенде о «стоянии» можно легко обнаружить следы скандала с гомосексуальным домогательством: в обеих историях речь идет о святотатстве и (сексуально коннотированном) грехе, хотя и с характерным перевертыванием действующих лиц.

В то время как молодой человек стал жертвой домогательств священника, в истории с «Зоей» молодая женщина играет роль грешницы, которая как бы домогалась (посредством иконы) святого. Традиционные представления о женщине как искусительнице и чистоте священника таким образом восстанавливаются.

Путем превращения грешного иеромонаха в кощунствующую «деву» грех экстернализировался дважды: во-первых, как грех, совершенный женщиной, которая, во-вторых, не могла принадлежать к духовенству. Божья кара над грешницей восстанавливала справедливость на уровне легенды.

В легенде, таким образом, присутствуют и антиклерикальные мотивы, так как «Зою» наказывает не церковь, а непосредственно божественная сила.

Праведный, «невинный» молодой человек в легенде сливается с образом святого Николая, таким образом развеивается и связанная с гомосексуализмом тень, а скандал, связанный с домогательством, сублимируется в осквернение иконы. В этом виде случившуюся историю можно было рассказывать в воцерковленной среде. В таком контексте в легенде об «окаменевшей» можно отыскать еще один сюжетный пласт.

Сюжет о Содоме и Гоморре, с которым прихожане (возможно) сравнивали свою епархию в те месяцы, включает в себя и историю жены Лота (Быт. 19:26), которая, несмотря на запрет, оглянувшись на картину истребляемых гнезд разврата, была обращена в соляной столб, – подобно застывшей «Зое».

Таким образом, «легенда о Зое» транслировала на поверхность социума нарратив непоколебимого христианского канона, требуя от верующих теснее сплотиться вокруг церкви. Но на уровне «скрытого смысла» (hiddentranscripts) в легенде остаются элементы истории о домогательстве и потрясенной скандалом епархии.

Если прочесть эти скрытые уровни легенды, то история окаменевшей девушки предстает троекратным чудом. На одном уровне легенда передает весть о чудесном вмешательстве бога и его присутствии: несмотря на неспокойные для верующих времена, кощунство все же наказывается, а партийные функционеры лишь демонстрируют свою беспомощность.

На следующем уровне возникновение этой истории есть истинное чудо и для дискредитированного местного православного клира, так как церкви Куйбышева не опустели после скандала с домогательством, как этого можно было бы ожидать. Распространение слухов об окаменевшей девушке, напротив, привело к росту числа людей, приходящих в храмы.

Третье чудо следует искать в самом нарративе легенды, развитие которой получило в годы кризисных постсоветских 1990-х годов очередной толчок.

Воскресение «Зои», или Кому принадлежит вся слава избавителя

Один вопрос так и остался открытым: что потом произошло с «Зоей»? Различные варианты, имеющие хождение с 1991 года (в том числе и в бесчисленных Интернет-публикациях), можно интерпретировать не только как результат усилий согласовать относительно правдоподобные версии произошедшего (или как процесс согласования в поисках правдоподобного толкования), но и как попытку приспособить «чудо» к местной религиозной идентичности. Центральную роль здесь играл (и продолжает играть) журналист Антон Жоголев, пишущий с 1991 года для региональной православной газеты «Благовест». В начале 1992 года он опубликовал подробное описание «стояния Зои Самарской» – статья содержала много выдержек из архивных материалов (впрочем, без ссылок) и воспоминаний свидетелей. Последовавшая вскоре перепечатка материала в сборнике «Православные чудеса. Век ХХ»помогла дальнейшему распространению легенды за пределы региона. За девушкой окончательно закрепилось имя «Зоя», устоялись и некоторые элементы сюжета (новогодняя вечеринка, разочарование «Зои», тем, что ее жених «Николай» не пришел); однако отдельные вопросы о подробностях спасения «Зои» в статье остались открытыми. В тексте 1992 года Жоголев делает несколько предположений о том, кто являлся избавителем девушки: он упоминает горячие молитвы ее матери, письмо патриарху Алексию с просьбой молиться за «Зою», наконец, молитву некоего иеромонаха Серафима, которому якобы удалось вынуть икону Николая Чудотворца из «Зоиных» рук. Приводятся и другие версии. На Благовещение в доме Зои появился некий неизвестный старец, который исчез чудесным образом – и был опознан Зоей как сам святой Николай. Только к Пасхе, но уже без всякого постороннего вмешательства «Зоя» ожила, однако через три дня после Светлого Воскресения «Господь забрал ее к себе».

Почти десять лет спустя Жоголев представил новую версию избавления «Зои», где в центр повествования был помещен иеромонах Серафим, которого автор идентифицировал как Серафима (Полоза).

Якобы «имя отца Серафима (Полоза) стало известно верующим по всей стране», и «Москва» решила применить к нему проверенный метод привлечения к уголовной ответственности за гомосексуализм. На самом деле оппозиционеров под этим предлогом стали преследовать только в 1970-е годы, на что намекает сам Жоголев.

По словам Жоголева, по истечении срока наказания патриарх Алексий (Симанский) назначил иеромонаха (несмотря на всю «клевету») в единственный тогда в республике Коми приход. До своей смерти в 1987 году Полоз поведал о своем участии в куйбышевских событиях только двум лицам, которые в свою очередь не захотели напрямую подтвердить этот факт.

Сам Жоголев признался, что один многолетний сотрудник Самарской епархии до сих пор убежден в правомочности обвинений против Полоза. Однако приговор был вынесен советским – то есть враждебным церкви – судом.

«Доброе имя отца Серафима (Полоза) восстановлено. Состряпанная атеистами провокация, направленная против великого самарского чуда, рухнула под напором неопровержимых свидетельств».

Однако Жоголев был не единственным, кто попытался связать чудесное избавление «Зои» с куйбышевскими священниками и таким образом повысить авторитет и престиж местной епархии.

Далеко от Самары был еще один претендент на славу спасителя «Зои» – умерший в 1982 году старец Серафим (Тяпочкин), особо почитаемый в Белгородской и Курской епархии.

В первом тираже биографии старца содержатся воспоминания «духовных детей», которые утверждают, что Серафим сам намекал, что это он смог вынуть икону из рук «Зои».

Новое, исправленное издание 2006 года в специальной главе «Отец Серафим и Зоя из Куйбышева» разъясняет однако, что в 1956 году Тяпочкин не жил в Куйбышеве и сам открыто отрицал свое участие в избавлении «Зои». Тем не менее, впоследствии оба варианта получили распространение и на страницах других изданий. К версии Жоголева о Серафиме (Полозе) как истинном избавителе присоединился крупнейший еженедельник страны «Аргументы и факты»:

Говорят, он был настолько светел душой идобр, что даже обладал даром предсказания. Они смог забрать икону иззастывших рук Зои, после чего предрек, что ее“стояние” закончится вдень Пасхи. Так оно и вышло.

Читайте также:  Была ли жена пушкина любовницей царя

Новый вариант ответа на вопрос об избавителе «Зои» предложил режиссер Александр Прошкин в вышедшем на экран в 2009 году фильме «Чудо».Прошкин придерживается версии о чистом, еще «невинном» иноке, который избавил Зою от остолбенения.

Комичным образом согласно кинематографической версии в спасение «Зои» включается и случайно оказавшийся в Куйбышеве Никита Хрущев, который, выступая в роле доброго царя, заботится обо всех нуждах своих подданных и инициирует поиск девственного юноши (коим оказывается сын преследуемого властями священника).

Тот, подобно сказочному принцу, пробуждает спящую красавицу Зою. С этого момента фильм, который до того вполне серьезно повествовал о чуде как о документальном факте, превращается в пародию.

фильм «Чудо», собравшего в России (по версии портала КиноПоиск)  $50 656:

Другой источник ]]>http://www.pravmir.ru/kamennaya-zoya/]]> сообщает о возникновении легеды следующее:

На улице Чкалова за полвека мало что изменилось. В центре Самары сегодня царит даже не ХХ, а XIX век: вода в колонке, отопление печное, удобства на улице, почти все постройки в аварийном состоянии.

О событиях 1956 года напоминает лишь сам дом № 84, а также отсутствие поблизости автобусной остановки.

«Как ликвидировали во времена “Зоиной смуты”, так и не восстановили», — вспоминает жительница соседнего дома Любовь Борисовна Кабаева.

— Сейчас хоть пореже стали приезжать, а года два назад все как с цепи сорвались. На дню раз по десять паломники приходили. И все спрашивают одно и то же, а я одно и то же отвечаю — язык отсох.

— А что отвечаете-то?

— А что тут ответишь? Ерунда все это! Я сама в те годы еще девчонкой была, а мать покойная все хорошо помнила и мне рассказала. В доме этом когда-то жил не то монах, не то священник. А когда в 30−е годы начались гонения, он не выдержал и отрекся от веры. Куда делся, неизвестно, а только дом продал и уехал.

Но по старой памяти сюда часто заходили религиозные люди, спрашивали, где он, куда делся. А в тот самый день, когда Зоя якобы окаменела, в доме у Болонкиных действительно гуляла молодежь. И как на грех в тот же вечер какая-то очередная монахиня приехала. Она заглянула в окно и увидела, как одна девица танцует с иконой.

И пошла по улицам причитать: «Ах ты, охальница! Ах, богохульница! Ах, сердце твое каменное! Да Бог тебя покарает. Да ты вся окаменеешь. Да ты уже окаменела!» Кто-то услышал, подхватил, потом еще кто-то, еще, и пошло-поехало. На следующий день к Болонкиным попер народ — где, мол, баба каменная, давай показывай. Когда люди ее вконец достали, она вызвала милицию.

Те выставили оцепление. Ну, а народ у нас как обычно думает? Раз не пускают, значит, точно что-то скрывают. Вот и все «Зоино стояние».
]]>

Подписаться на секретный telegram-канал, чтобы не пропустить эксклюзивную информацию, не представленную больше нигде.

Источник: https://www.kramola.info/vesti/religija/stojanie-zoi-legenda-dlja-prikrytija-muzhelozhestva-v-cerkvi

Иверская икона Божьей Матери: легенда, согласно которой с этой древней святыней связано множество чудес

Легенда об Иверской иконе Божьей Матери заинтересует многих. Она дошла до нас еще с давних времен и стала поводом для учреждения христианского праздника. Также людям интересно, какие обычаи связаны с данным церковным праздником.

Верующие торжество называют Обретением образа Пресвятой Богородицы, этот праздник отмечают 26 октября. Своими истоками он уходит в 1648 год, тогда икона попала в Москву. Согласно древнему церковному преданию, Иверский образ Девы Марии написал святой апостол Лука в 1 веке, когда Богородица еще была жива.

Где хранилась Иверская икона Божьей Матери

Когда царствовал император Феофил (829-842 годы) икона хранилась в домовой церкви у набожной вдовы. В те времена верующих христиан, которые читали молитвы пред иконами, жестоко притесняли. Это продолжалось вплоть до Константинопольского собора в 843 году. На данном собрании одобрили иконопочитание и подтвердили, что оно не перечит религиозным канонам. Указом императора Феофила все иконы в его владениях изымались у людей и подлежали уничтожению.

Согласно легенде, к благочестивой женщине в дом ворвались солдаты, они были иконоборцами, а у нее хранилась Иверская икона Божьей Матери. Они хотели конфисковать древнюю святыню, но вдова так любила Бога и Деву Марию, что взамен предложила воинам деньги, и они ушли. Тогда женщина решила, дабы икону не осквернили, пустить ее по морю, причем та не утонула, а поплыла по волнам.

Набожная женщина велела своему сыну отправляться на Святую гору с названием Афон, а сама осталась дома. Своему наследнику она сказала, что не боится солдат и готова пострадать за веру. Спустя время ее сын обратился в монаха.

Как Иверская икона Божьей Матери попала в монастырь на горе Афон

На Афоне была расположена Иверская церковь и неподалёку было море, а через 200 лет после событий к местному берегу прибило Святой образ Богоматери. В Иверском монастыре глубоко почитали Божью Матерь, его основателями были грузинские монахи – отец и сын,  поэтому в обитель в основном принимали людей данной национальности. Иверией в древние времена называли Грузию. Основателя монастыря звали Иоанн, а его сына Ефимий. Издавна Деву Марию считают покровительницей грузинского народа.

Согласно Святому писанию, апостолы кидали жребий, кому из них в какой стране проповедовать Евангелие, при этом Деве Марии досталась Грузия. Но она увидала ведение: к ней пришёл Ангел и сказал, что Бог пожелал, дабы она осталась в Иерусалиме. А в Грузию отправился апостол Андрей.

Дева Мария позвала к себе апостола Андрея и сказала ему, что она будет молить Иисуса Христа, сына своего, дабы он помогал народу Иверии.

Когда иноки обнаружили икону Божьей Матери в море, они выплыли на челноке за ней, но чем усердней они гребли веслами, тем дальше от них отдалялся образ Богородицы. А неподалёку проживал один благочестивый старец, он тоже принадлежал к братии монахов христиан.

Этот инок отличался тем, что жил в строгости и все время постился, ел травы и пил воду, а звали его Гавриил Иверский.

Явление Девы Марии простому иноку, дабы он забрал Иверскую икону Божьей Матери

Ретивому монаху явилось ведение Девы Марии. Она сказала ему, что дарит его братии свой образ, который будет оберегать их обитель и их самих от разных бед. Она хотела, чтобы именно он принёс её икону в стены монастыря, так и произошло. С тех пор икона Богородицы является главной святыней монастыря на горе Афон, и с ней связывают множество разных чудес.

Гавриил вошёл в воду за иконой и она стала приближаться к берегу, он взял ее в руки и передал игумену, произошло это в первый вторник после Пасхи. С тех пор и стали отмечать Обретение образа Пресвятой Богородицы. И на протяжении всех последующих веков в этот день в православных церквях служили молебен в честь Иверской иконы с образом Богородицы.

Чудеса, связанные с Иверской иконой Божьей Матери

После того как икона явилась людям, монахи водворили ее на самое видное место в своем главном соборе и три дня служили службу. Но произошло необъяснимое: когда все улеглись спать, святыня исчезла со своего места и утром ее обнаружили над воротами монастыря. Монахи подивились чуду и вернули образ на прежнее место, а на следующий день произошло то же самое, икона опять оказалась над воротами. Тогда к Гавриилу Иверскому снова пришла Дева Мария и сказала ему, что дала монастырю свое изображение не для того, дабы монахи его оберегали,  она сама станет их заступницей перед Богом. Со временем перед воротами в монастырскую обитель соорудили церковь для Иверской иконы Богоматери и там поместили ее образ.

Источник: http://rsute.ru/645450-legenda-ob-ikone-iverskoj-bozhej-materi-govorit-o-mnogix-chudesax-v-chest-nee-otmechayut-prazdnik-26-oktyabrya.html

«Зоино стояние» / Православие.Ru

Самара. Дом, в котором жила Зоя

В 1956 году в Куйбышеве (ныне городу возвращено его исконное имя — Самара) случилось то, что потрясло весь православный мир, — знаменитое «Зоино стояние».

Зоя снимает со стены образ Николая Чудотворца и начинает танцевать с ним

Работница трубного завода, некая Зоя, решила с друзьями встретить Новый год. Ее верующая мать была против веселья в Рождественский пост, но Зоя не послушалась. Все собрались, а Зоин жених Николай где-то задержался. Играла музыка, молодежь танцевала, только у Зои не было пары. Обиженная на жениха, она сняла икону Святителя Николая и сказала: «Если нет моего Николая, потанцую со святым Николой». На увещевания подруги не делать этого, она дерзко ответила: «Если Бог есть, пусть Он меня накажет!» С этими словами она пошла по кругу. На третьем круге комнату вдруг наполнил сильный шум, поднялся вихрь, молнией сверкнул ослепительный свет, все в страхе выбежали. Одна только Зоя застыла с прижатой к груди иконой Святителя, окаменевшая, холодная, как мрамор.

Зоя прирастает к полу и каменеет

Ее не могли сдвинуть с места, ноги ее как бы срослись с полом. При отсутствии внешних признаков жизни Зоя была жива: сердце ее билось. С того времени она не могла ни пить, ни есть. Врачи прилагали всевозможные усилия и старания, но не могли привести ее в чувство.

Товарищи вызывают милицию и скорую, но врачи не могут помочь

Весть о чуде быстро разнеслась по городу, многие приходили посмотреть Зоино стояние. Но спустя некоторое время городские власти опомнились: подходы к дому перекрыли, и его стал охранять наряд дежурных милиционеров, а приезжим и любопытным отвечали, что никакого чуда здесь нет и не происходило.

Иеромонах Серафим, которого допустили в дом, служит водосвятный молебен, извлекает икону из рук девушки и возвращает ее на место

Дежурившие на Зоином посту по ночам слышали, как Зоя кричала: «Мама! Молись! В грехах погибаем! Молись!» Медицинское обследование подтвердило, что сердцебиение у девушки не прекратилось, несмотря на окаменелость тканей (не могли даже сделать укол — иглы ломались). Приглашенные священники после совершения молитв не могли взять икону из ее застывших рук. Но в праздник Рождества Христова пришел отец Димитрий Тяпочкин (будущий иеромонах Серафим), отслужил молебен и освятил всю комнату. После этого он взял из рук Зои икону и сказал: «Теперь надо ждать знамения в Великий день (то есть, на Пасху)».

Читайте также:  Сколько на самом деле в россии было крепостных крестьян
К Зое является сам Николай Чудотворец и освобождает ее

Перед праздником Благовещения некий благообразный старец просил охрану пропустить его. Ему отказали. Появлялся он и на следующий день, но и другая смена его не пропустила. В третий раз, в самый день Благовещения, охрана его не задержала. Дежурные слышали, как старичок говорил Зое: «Ну что, устала стоять?» Прошло какое-то время, старец все не выходил. Когда заглянули в комнату, его там не обнаружили (все свидетели происшедшего убеждены, что являлся сам Святитель Николай).

Зоя испытывает страшные мучения, кается и приходит к вере

Зоя простояла 4 месяца, до самой Пасхи. В ночь на Светлое Христово Воскресение Зоя громко взывала: «Молитесь! Страшно, земля горит! Весь мир в грехах гибнет! Молитесь!» С этого времени она стала оживать, в мускулах появилась мягкость, жизненность. Ее уложили в постель, но она продолжала взывать и просить всех молиться о мире, гибнущем во грехах, и о земле, горящей в беззакониях.

Молитвами святителя Николая Господь помиловал ее, принял ее покаяние и простил ее грехи… Все случившееся настолько поразило жителей Куйбышева и его окрестностей, что множество людей обратилось к вере. Многие спешили в церковь с покаянием, некрещеные крестились, не носившие креста стали его носить (даже не хватало крестов для просящих).

Отцу Димитрию запретили рассказывать о взятии иконы у Зои и направили служить в отдаленное село. Но, несмотря на это, люди тянулись к отцу Димитрию, что не устраивало власти.

26 октября 1960 года в селе Соколовка епископ Курский и Белгородский Леонид совершил постриг протоиерея Димитрия в монашество с именем Серафим.

С 14 октября 1961 года и до конца своих дней отец Серафим был настоятелем Свято-Никольского храма в селе Ракитном Белгородской области. Отец Серафим всего себя отдавал ближним, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9, 22), которые услышат голос Церкви и покаются в своих грехах.

Источник: https://pravoslavie.ru/37896.html

Предвозвестительница. История иконы, связанная со страшными событиями на Афоне – память 23 октября

22.10.2019

23 октября по гражданскому и 10 по церковному календарю Православная церковь вспоминает событие, связанное с иконой Богородицы, которая именуется Предвозвестительница.

С этой иконой связано трагическое событие, произошедшее в XIII веке.

В то время Византийская империя страдала от арабов и крестоносцев: с одной стороны императоры искали поддержки от Рима, чтобы сдержать натиск арабов, а с другой – удержать от разграбления свои города крестоносцами.

Известен случай, который произошел во время IV крестового похода, когда армия «освободителей» Святой земли отклонилась от своего маршрута и осадила Константинополь, ворвавшись в него, они разграбили город, а бывшие с ними римские священники увезли много святынь на Запад.

Для того чтобы сохранить свою власть и мир, византийские императоры готовы были пойти на всякие уступки Риму, а конкретно римским епископам.

Рим, со своей стороны, предлагая покровительство, требовал от восточных церквей принять еретическое учение о чистилище, главенство папы Римского, изменение 8-го члена символа веры, где утверждается, что Дух Святой исходит от Отца – Рим насаждал свою ересь, что Дух Святой исходит от Отца и Сына.

Если восточные церкви принимают предложение пап, за ними сохранялось право проводить службы на своих языках с прежним обрядом и брак белого духовенства. Это устраивало некоторых византийский императоров, но большая часть восточного духовенства и мирян были против. Поэтому уния, то есть подчинение восточных церквей папе на условиях Рима, часто была насильственной.

В это смутное время и произошло чудовищное событие, которое связано с прославлением храмовой иконы Богородицы Акафистной (Предвозвестительницы). На Афоне есть болгарский монастырь, который был основан в X веке, Зограф, что в переводе означает «Живописец».

Византийский император Михаил Палеолог принял унию с Римом. Вначале он пытался склонить Православное духовенство уговорами и ласками, но когда увидел, что это занятие бесполезно, он приступил к жестокостям: применялись ослепление, рвание ноздрей, отсечение рук и т. д.

 А для того чтобы принудить к унии оплот Православия Афон, он послал на Святую гору войско латинян и наемников. В это время недалеко от Зографа один старец молился перед своей келейной иконой Богородицы. Во время чтения приветствия в акафисте пресвятой Богородицы «Радуйся» он услышал в ответ: «Радуйся и ты, старче Божий».

Затем Богоматерь приказала ему срочно отправиться в монастырь и предупредить его насельников о приближающейся опасности. Старец отправился в монастырь и когда дошел до его ворот, то увидел при них свою келейную икону, перед которой только что читал акафист. Он упал перед образом Богородицы в молитве, затем принял его и пошел к игумену.

Когда монастырская братия услышала о надвигающейся опасности, самых слабых и больных отправили в горы, где они смогли спрятаться в ущельях и расщелинах, а сами заперлись в башне монастыря.

10 октября 1276 года представители Рима подошли к монастырю и начали вести переговоры о подчинении иноков Римскому престолу и принятии положений веры, которые Православной церковью осуждены как еретические. После безуспешного уговора униаты подожгли башню, 26 монахов, в их числе старец, который оповестил об опасности, и игумен монастыря сгорели заживо.

Икона, перед которой старец читал акафист, стала называться среди монахов Предвозвестительницей, так как перед нею старец получил откровение о надвигающейся беде.

Храмовая икона Богородицы Акафистная написана по типу Одигитрия, что в переводе на русский язык означает «Путеводительница». Богомладенец находится на левой руке Богородицы, Его правая ручка выставлена вперед, а пальцы на ней сложены в особом жесте.

Безымянный палец подогнут под большой, а мизинец, средний и указательный выставлены вперед, этот жест означает повествование или начало речи.

В Евангелии от Иоанна Спаситель назван Логосом, то есть Словом, а в своем послании апостол Иоанн называет Спасителя Словом жизни (1Иоан.1:1). О Себе же Сам Господь говорил, что Он есть Путь, Истина и Жизнь (Иоан.

14:6) и что никто не приходит к Богу, как только через Него и никто не обретает жизни вечной, как только от Его слов. Именно на это должно обратить внимание молящегося перстосложение Богомладенца на иконе Богородицы.

Евангельское повествование усиливается также и жестом Самой Богородицы. Дева указывает правой рукой на Спасителя, словно говоря стоящему перед образом, что Он Тот, которого обещал Господь через пророчества, Он Тот, Кто дает верующему жизнь вечную.

Этот образ Богородицы является одной из древнейших святынь церкви. Когда к обители подступили латиняне, то старец, который был сожжен вместе с другими иноками в башне, взял этот чудотворный образ с собой.

После того, как разрушение монастыря закончилось, в него вернулись прятавшиеся в горах насельники и увидели, что все было уничтожено огнем.

Но большим ободрением для них стала удивительная находка среди пепла – это икона того самого старца, которая осталась неповрежденной.

Источник: https://www.blagovest2000.ru/blog/predvozvestitelnitsa-istoriya-ikony-svyazannaya-so-strashnymi-sobytiyami-na-afone—pamyat-23-oktyabrya

Окаменевшая девушка с иконой Николая Чудотворца: подлинная история Зоиного Стояния

Вот уже более 60 лет народ хранит память о необычайном происшествии, имевшим место в Куйбышеве (ныне Самаре). Оно именуется «Зоино стояние», слух о нем передается из уст в уста, иногда что-то добавляется или убавляется.

Некоторые подробности этого чуда были придуманы, как выяснилось, но то, что окаменевшая девушка с иконой Николая Чудотворца действительно была, сомнений нет.

Иначе почему о нем столько говорят даже спустя много лет?!

Народная легенда

Википедияназывает это событиенародным преданием, городской легендой. Ничего конкретного в подтверждении существования девушки, которая когда-то застыла с иконой, статья не приводит.

Но зато имеются сведения о книге, написанной священником Николаем Агафоновым «Стояние».

Как утверждает автор, он долго собирал сведения и документы об истории, рассказывающей об окаменевшей девушке с иконой.

В начале этого века кинематограф вернулся к этой легенде. По ее мотивам было снято несколько фильмов.

Интересно! Когда можно попасть в храм Казанской иконы в Коломенском

Один из них – двадцатиминутный документальный фильм режиссера Дмитрия Одерусова. Он снял фильм глазами верующего православного человека. Благословение на съемки фильма дал архиепископ Самарский и Сызранский Сергий. В нем были использованы свидетельства очевидцев и даже священника, мама которого работала в скорой помощи и приезжала к Зое по вызову.

Еще один фильм – художественныйрежиссера А.Прошкина, называется он «Чудо». В нем играют знаменитые актеры:

  • Сергей Маковецкий;
  • Константин Хабенский;
  • Полина Кутепова.

И третий телевизионный фильм «Зоя», снятый по пьесе А.Игнашева, в нем главную роль играла актриса из Самары.

Как это происходило

История про окаменевшую девушкус иконойпроизошла в новогоднюю ночь с 31 декабря 1955 года на 1 января 1956 года. В доме 84 по улице Чкалова проживала семья Болонкиных, мать и юный сын. В этот праздник сын устроил вечеринку. Были приглашены друзья, среди которых находилась Зоя Карнаухова.

Познавательно! Сайт для верующих Светёлка

После застолья, где, конечно, был и алкоголь, молодые люди устроили танцы. Все быстро разошлись по парам, а Зоя сидела одна и скучала, потому что ее парень по имени Николай не пришел на вечеринку.

Вероятно, подвыпившая девушка решила развеяться и, достав образ святителя Николая, сказала: «Раз моего Николая нет, то я буду танцевать с иконой Николая Чудотворца!».

Тут даже многие выпившие друзья протрезвели и стали урезонивать ее, говоря, что это – страшный грех. На их предупреждения она смело возразила: «Если Бог существует, пусть он остановит меня!». Зоя стала танцевать с иконой, но не прошло и минуты, как раздался страшный гром, и блеснула молния.

Интересно! Сильная молитва святому Иоанну Сочавскому на успешную торговлю

Все испугались и когда зажгли свет, то увидели застывшую девушку с иконой Николая Чудотворца. Друзья сначала подумали, что она просто замерла от страха, стали ее трясти, шевелить, но вдруг поняли, что Зоя стала холодная и неподвижная, как камень. С криками ужаса выбежали парни и девушки из избы и разбежались кто куда.

Видимо, жильцы пытались расшевелить Зою, растолкать, но ничего не получалось. Тогда они вызвали скорую помощь. Врач, приехавшая по вызову, хотела сделать укол девушке, которая танцевала с иконой и замерла, но все попытки были безрезультатны.

Читайте также:  Рюмка с хлебом: зачем русские оставляют это на могилах

Иглы гнулись, соприкоснувшись с ее телом, как будто их втыкали в камень. Фамилия женщины-врача Калашникова, ее сын, ставший священником, поведал потом всем эту историю.

Он рассказал, что мама приехала на рассвете сильно возбужденная. Она прокричала: «Вы тут спите, а там такое творится!». И рассказала историю о девушке с иконой, которая с ней произошла.Хотя врач и дала расписку о неразглашении, но удержаться не смогла.

Также бесполезно пытались сдвинуть Зою с места, чтобы уложить ее на кровать. Она словно приросла к полу! Пытались даже вырубить топором доски вместе с ней, пока из пола не хлынула кровь. Святой образ из рук окаменевшей девушкитоже никто не мог вырвать. Ее мама, говорят, была верующим человеком и отговаривала дочь от вечеринки в рождественский пост, но Зоя не послушалась.

Важно! Пост, как известно, время покаяния, молитвы и воздержания во всех смыслах. Это касается не только еды, но и развлеченийПоэтому церковь всегда предупреждает людей о том, что новогодний праздник, приходящийся под конец рождественского поста, не следует проводить в пьяных застольях, танцах и т.д.

Когда сказали матери о том, что ее дочьокаменела с иконой, она прибежала и, увидев Зою, упала в обморок. Ее увезли в больницу, а после того как ее выписали, мать постоянно стала молиться за дочь.

Молва быстро разнеслась по городу, и к утру уже множество людей спешили попасть в этот дом, где стояла застывшая девушка с иконой. Тогда жителям пришлось вызвать милицию, которая сдерживала огромную толпу на улице. В дом никого не впускали, хотя желающих было сотни, иногда даже тысячи в течение дня.

Важно! Когда отмечают именины Ирины по церковному православному календарю

Говорят, что милиционер, который охранял ее, слышал ночью, как она страшно кричала: «Мама, молись! Мы все погибаем в грехах!».

Одна жительница Самары рассказывает, что подходила к этому милиционеру и спрашивала: «Что там случилось?». Он ответил, что ему не велено разглашать. Но когда 26-летний парень снял милицейскую фуражку, женщина увидела, что его волосы стали седыми. Такое редко случается просто так с молодыми людьми – только от сильного стресса.

Услышав про чудо девушки с иконой, в этот дом приезжал архиерей. Его впустили, но он не смог вынуть икону из рук, так и уехал.

Источник: https://religiya.guru/svyatye/podlinnaya-istoriya-okamenevshej-devushki-zoi-s-ikonoj-nikolaya-chudotvortsa.html

Стояние Зои подлинные фотографии

Самара, улица Чкалова. Женщина на заднем плане поравнялась с воротами дома № 84. В январе 1956 года эта улица была оцеплена нарядами конной милиции.

В каждом блоге есть статьи, которые пользуются у читателей наибольшей популярностью. У одного моего знакомого на сайте с более чем тысячей статей на самые разные околокультурые темы граждане почему-то в основном читают про то, какие типы бород и усов существуют. В моём блоге наибольшее число просмотров собрала статья о «Стоянии Зои». И всё бы ничего, да вот только читатели, вероятно, искренне считающие себя православными, в комментариях под статьёй натурально себя не сдерживают. И ведут себя как «комментаторы-чайки»: прилетел – нагадил — скрылся. Не все, конечно, но тенденция хорошо прослеживается.

Сортир у дома Клавдии Болонкиной

Если честно, не хотел снова касаться темы, связанной с самой
известной городской легендой Самары, но достали. Да, понимаю, для
вышеозначенной категории читателей всё будет без толку, тем не менее.

Для начала напомню саму легенду. За годы она обросла всяческими подробностями и интерпретациями, но канонический сюжет найти легко в фельетоне «Дикий случай», напечатанном в газете «Волжская коммуна» 24 января 1956 года.

Заметим по ходу, что в этом фельетоне упоминается только одно реальное имя участницы событий – хозяйки дома Клавдии Петровны Болонкиной.

Каноническая история представлена и в Википедии, правда, уже с подробностями и дополнительными именами:

В доме № 84 по улице Чкалова жили Клавдия Болонкина с сыном. В новогоднюю ночь сын пригласил в гости друзей. Среди приглашённых была Зоя Карнаухова, которая накануне познакомилась с молодым практикантом по имени Николай, обещавшим прийти к ним на праздник.

Все подруги были с парнями, Зоя сидела одна, Николай задерживался. Когда начались танцы, она заявила: «Если нет моего Николая, буду с Николой Угодником танцевать!» И направилась к углу, где стояли иконы.

Друзья ужаснулись: «Зоя, это грех», но она сказала: «Если есть Бог, пусть он меня накажет!» Взяла икону, прижала к груди. Вошла в круг танцующих и вдруг застыла, словно вросла в пол…

Там же можно найти и вариации описания событий, например,
такую:

По рассказам одной женщины, танцы с иконой действительно имели место, и проходившая монахиня бросила: «За такой грех обернёшься ты соляным столбом!», а Клавдия начала распускать слух, что так и произошло…

Произошло ли? Чтобы сейчас в этом разобраться, нужно основываться на неопровержимых фактах и логике. А из неопровержимых фактов у нас есть, в первую очередь — сам дом, домовые книги, уголовное дело, список личного состава завода им. Масленникова (бывшего трубочного завода). Начнём плясать от печки, то есть – от дома.

«Стояние Зои». Факт № 1 «Дом»

Так или иначе, во всех версиях легенды о Зое фигурирует дом по улице Чкаловской № 84. Возьмите любой источник везде написано – «дом по улице Чкаловской № 84», «в доме Болонкиной». Я специально выделяю эти фразы, чтобы вы поняли:  каждый раз речь идёт про один, конкретный дом.

Квартира — дом Клавдии Болонкиной. Согласно легенде «Стояние Зои» произошло именно здесь.

Но вот в чём проблема: по указанному адресу на улице Чкалова
находятся несколько жилых построек под одним номером. Это такая усадьба,
состоящая из домов-квартир, обнесённых общим забором. И бывшая квартира Клавдии
Болонкиной находится примерно в середине «усадьбы».

Общий вид на «дом» на улице Чкалова, 84

С улицы «дом Зои» увидеть просто невозможно. Ну, вот никак!
Даже если вы подойдёте к забору и подпрыгните, всё равно вы ничего не
разглядите. Так выглядит комплекс домов по улице Чкалова сейчас, так же он
выглядел в 1956 году.

Следовательно, никакая старушка или совокупность старушек-богомолок рассмотреть зимой богомерзкие танцы с иконой не могла/не могли.  Всё, что они могли бы увидеть с улицы Чкаловской – это фасад двухэтажного дома и забор.

Ворота во двор «усадьбы» на улице Чкалова, 84

Первым, кто в Самаре начал досконально расследовать историю «Стояния Зои», был краевед Валерий Ерофеев. В то время ещё можно было найти очевидцев событий на Чкаловской. С их слов он и записал — в январе 1956 года по улице Чкаловской действительно бродили две старухи. Жильцы домов перенаправляли дам по разным адресам. Пока, наконец, один из соседей, в шутку, не указал на дом Болонкиной. 

Во дворе усадьбы висит белый мешок. Кто-то ждёт Санту.

Клавдии Болонкиной старухи объяснили, что ищут зелёный дом, в котором стоит каменная девушка. Якобы, на этот счет на какую-то блаженную Аграфену снизошла Божья благодать и она пророчествовала. Болонкина, разумеется, ни о какой «каменной девушке» не слышала. Старухи ушли, а уже на следующий день начались всем известные события.

Подробнее читайте в статье Валерия Ерофеева

Зафиксируем. Никто из «очевидцев» не мог с улицы узреть
«чудо», так как дом-квартира Болонкиной находилась в глубине огороженного
забором двора.

«Стояние Зои» или размер имеет значение

Почему-то никто из верующих в «чудо» не обращает внимание на совершенно очевидный факт: дом Болонкиной имеет весьма скромные размеры. Это три крохотных комнаты, в которых можно, конечно, напиться индивидуальным образом, но устроить гулянку с танцами решительно невозможно.

Вид на дом Клавдии Болонкиной из глубины двора.

Комната, где якобы состоялись танцы с фатальными для одной
из участниц последствиями, размером около 12-ти квадратных метров.

Добавьте
туда мебель – стол, стулья, некую тумбочку с неким патефоном, под который якобы
танцевали гуляющие, или гармониста с инструментом, сидящего, допустим, на кровати
– и станет совершенно понятно, что одна пара ещё как-то может повальсировать на
таком крохотном пространстве, а вот несколько человек – никак. Если, конечно,
они не ламбаду танцуют…

Всё, что осталось от одной из комнат дома Клавдии Болонкиной

В 2007 году в эфире ГТРК «Самара» в рамках телевизионного цикла «Собрание сочинений» вышел документальный фильм «Каменная Зоя». 15-ти минутная программа снималась несколько месяцев, над ней работала журналист Галина Щерба.

В это время бывший дом Болонкиной уже давно сдавался, очевидцев не осталось, а жильцы соседних домов настолько устали от бесконечных вопросов, что при одном упоминании имени «Зоя» готовы были захлопнуть дверь перед интересующимися и запереть калитку…

Бытовые условия в этих домах до сих пор остаются на уровне каменного века

Их можно понять – бытовые условия в этих домах до сих пор остаются на уровне каменного века: без канализации, без водопровода, без капитального ремонта.

Им бы свои проблемы с помощью журналистов решить, а все, как назло, только про каменную девку спрашивают… Тем не менее, съёмочной группе тогда удалось попасть в дом. Квартиросъёмщик даже любезно отогнул палас и показал половицы.

Но то, что развернуться в комнатушке невозможно, было очевидно. Судите сами – мы сделали нарезку из кадров дома и комнаты, вошедших тогда в программу.

До этого самарский краевед Валерий Ерофеева тоже отмечал скромные размеры жилища Болонкиной, а по словам соседей, Клавдия никогда не устраивала попоек и вообще жила тихо.

Окна бывшего дома Болонкиной заколочены. Как сказали жильцы, время от времени здесь проходят моления

Ну, а с остальными неопровержимыми фактами мы вас ознакомим позже. Хотя главный, на наш взгляд, «факт» заключается в отношении РПЦ к дому Клавдии Болонкиной. Дом, в котором случилось «чудо», Русской Православной Церкви НЕ НУЖЕН.

 Сравнительно недавно он горел, а сейчас тихо доживает свой век в ожидании сноса. Хотя мог бы стать центром массового паломничества. Но не станет, так как землю под соответствующие цели желающих купить нет.

Почему? Возможно, у вас есть ответ на этот вопрос.

Стояние Зои. Факты

Стояние Зои. Дополнение к «Википеди»

Источник: https://kraevedoff.biz/stoyanie-zoi-podlinnye-fotografii/

Ссылка на основную публикацию