Чучуна: что известно об этом дальневосточном вымышленном народе

В середине марта в Верхоянском улусе, в районе села Барылас (название в переводе с якутского означает «ревущий»), в охотничий капкан на волка попалось странное существо.

К тому времени как его обнаружили, оно было мертво (что неудивительно при силе захвата «волчьего» капкана).

По словам учителя средней школы соседнего наслега Борулах Якова Потапова, находящегося сейчас в Якутске, существо это описывают как примата (причем не детеныша, а взрослого), размером с крупную собаку (длинный хвост, все тело, кроме ладошек и лица-морды, покрыто шерстью).

По нашей просьбе Яков Васильевич сделал приблизительный набросок существа, попавшего в капкан. Снежный человек?

Напоминаем, что все происходящее не имеет никакого отношения к первому апреля. Факт странной находки частично подтвердил в эту среду и замглавы администрации Верхоянского улуса Лаврентий Илларионович Васильев.

К сожалению, из-за плохого качества связи обстоятельного разговора не получилось.

Лаврентий Илларионович затруднился дать точное описание, по его версии, это может быть что-то типа «мутанта буучээн (кабарга), с длинным «обезьяньим» хвостом».

Напомним, что кабарга (буучээн) — парнокопытное животное, взрослая особь может быть размером с теленка, у самцов выступают острые длинные клыки, хвост маленький, как обрубок.

Непонятно также, что случилось с трупом «чучуны». Вроде бы его разорвали собаки, по другой версии, испугавшись злых духов, зверушку похоронили вместе с капканом. Ясно лишь, что по официальным каналам сообщать о находке сразу не стали.

Глава Сартанской наслежной администрации Сергей Софронович Слепцов о последнем случае не слышал, однако рассказал нам о встрече с непонятным зверем… осенью прошлого года. Тогда молодой парень случайно нашел мертвое животное, отдаленно напоминающее то ли выдру, то ли бобра, то ли маленькую обезьяну. Значит, не первый случай?

Родственники охотника, с которыми нам удалось связаться, сказали, что находка была предана земле с соблюдением старинного обряда (сиэр-туом), чтобы не навлечь на жителей беды и несчастья.

Говорят, старики, увидев зверя, сказали всего два слова: «Абаасы кыыла» («Зверь абаасы»). Нежелание местных жителей связываться с трупом объяснимо.

По якутским поверьям, кровь чучуны сводила и охотника, и его семью с ума, а через некоторое время умерщвляла.

Итак, снежный человек? Мутант? Сбежавшая от хозяина обезьяна? Последствие ядерных взрывов? Вопросов явно больше, чем ответов. В конце концов, забрел же к нам из Приморья тигр, чучело которого до сих пор красуется в нашем музее.

Директор ветеринарной клиники Петр Сыроватский припомнил случай, когда зимой в Якутске у владельца сбежал из дома лемур.

Найти его, к сожалению, не удалось, однако кто-нибудь мог видеть и этого «снежного человека».

А примерно 12 лет тому назад ученым Института биологии приносили труп «нового вида птиц, доселе неизвестного в Якутии», — это оказался безвинно погибший большой попугай, ранее улетевший из окошка от хозяина.

Правда, по данным наших ветеринаров, в Верхоянье нет владельцев зарегистрированных обезьян. По другой версии, животное вполне могло перевозиться контрабандой по магаданской трассе на заказ. Убежав, оно и попало в капкан. Или…

Чтобы разобраться в этой увлекательнейшей истории наш корреспондент Елена Тихонова и оператор Михаил Кочетов отправляются в командировку в Верхоянский улус. О результатах поездки читайте в ближайших номерах.

Чучуна: история столкновений

Хочется, хочется верить в чудо. Давайте хотя бы рассмотрим эту возможность. Итак, что мы знаем о чучуне (снежном человеке)?

26 апреля 1929 года газета «Автономная Якутия» напечатала статью «Чучуна». Она опубликована к сведению якутской экспедиции Академии наук СССР. Вот выдержки из этой статьи: «Верхоянцы (!) утверждают о существовании неизвестного до сих пор племени на севере. Верхоянцы знают, что чучуна — не фантазия. Есть и очевидцы».

В статье дается и описание чучуны: «…высокого роста, крепкого телосложения, одет в звериную шкуру, имеет очень длинные волосы, развевающиеся при беге, вооружен луком со стрелами, сторонится местных жителей, иногда забирается в погреба за съедобным, бегает очень быстро (быстрее лошади). Отмечен один случай, когда ночью в виде забавы бросал в юрту небольшими камнями».

В этой же статье пишется о том, что в начале 1928 года секретарь Верхоянского окркома ВКП(б) Новгородов в своем отчете в Якутский обком партии упомянул, что рассказы о чучуне — не легенда, а действительность. По его сведениям, коммунист Шадрин специально проверил сообщения о чучуне и целиком подтвердил. Любопытный документ от 9 марта 1929 года хранится в партийном архиве бывшего Якутского обкома КПСС:

«Выписка из протокола заседания комиссии по выявлению и изучению памятников природы и старины при Западно-Сибирском отделе Государственного русского географического Общества, состоявшегося 9 марта 1929 года.

       Слушали:

1. Сообщение профессора П.А. Драверта и студента Сибирского института с/х и лесоводства Д.И. Тимофеева «Люди-мулены и чучуна по сказаниям тунгусов и якутов».

Докладчики знакомят присутствующих с распространенными среди якутов и тунгусов Якутии мнениями о существовании в горах Джюг-джюр и в северных горных хребтах Якутского края какого-то пока загадочного народа, известного у якутов и аянонельских тунгусов низовьев Яны под именем «чучуна». Насколько известно, в литературе нет никаких сведений об этом народе.

О случайных встречах с ними тех или иных отдельных лиц, преимущественно охотников-промышленников, существуют только недостаточно проверенные рассказы.

По этим рассказам, «мулены» и «чучуна» рисуются как люди, стоящие на очень низкой ступени, развития живущие в одиночку, иногда в пещерах гор.

Носят подобие одежды из звериных шкур, имеют вооружение из копья, лука со стрелами, массивного грубо сделанного железного ножа.

К поясу привешивается огниво. Иногда «мулены» и «чучуна» делают нападения на охотников и редких путников в районе их обитания — незаметно, как зверь, прокрадываясь к ним на близкое расстояние и выпуская в них одну за другой весь запас своих стрел.

При всех нападениях «мулен» обычно издает пронзительный свист, который устрашающе действует на психику подвергающегося нападению.

По словам докладчиков, отсутствие надлежащих данных о существовании этого загадочного народа, если действительно это особый народ, а не просто одичавшие, психически больные или по каким-либо другим причинам удалившиеся из общежития представители существующих народностей («мулен») — в переводе на русский язык — разбойник, объясняется, надо думать, еще и тем, что в силу суровых законов жизни Крайнего Севера столкновение с муленами кончается обычно смертью одного из встретившихся и поэтому якуты или тунгусы весьма редко рассказывают о своих встречах с «муленами» и «чучуна», опасаясь ответственности за их уничтожение».

В журнале «Будущая Сибирь» (N6 за 1933 год) была напечатана статья профессора-геолога Петра Людовиковича Драверта, путешествовавшего по низовьям Лены и Индигирки. Он передал свои впечатления о рассказах местных жителей про диких людей — мюленов и чучуна.

В статье приводятся выдержки из дневника якутского студента, знакомого Драверта Д.И. Тимофеева, задокументировавшего рассказы тунгусов и якутов. «Когда остановишься на ночлег, растянув палатку, — писал Д.И.

Тимофеев, — разведешь костер, сидишь за ужином, мюлен подкрадывается к тебе между кустами, как осторожный охотник, вооруженный луком, иногда камнями…

Ростом он ниже среднего (другие говорят — выше). Волосы совсем не стрижены, большая часть лица покрыта шерстью. Одежда у него из звериной шкуры, шерстью наружу. На ногах — нечто похожее на торбаса (вид северной меховой обуви); вокруг головы натянута лента, представляющая головной убор. Вооружение — лук. На поясе привешен нож.

Имеет огниво. Язык производит отдельные нечленораздельные звуки. Подкрадываясь к ночлегу путешественников или к чуму туземных жителей, мюлен обстреливает их из лука или бросает камни. Истратив запас стрел, убегает. Предполагают, что мюлены живут в пещерах». Очень похоже описан и народ чучуна — обитатели северных хребтов.

Из собранных Тимофеевым сведений Драверт выделял как необъяснимые особенности привычку диких людей издавать перед нападением оглушительный свист, который производит ошеломляющее впечатление на человека, а также отсутствие в рассказах упоминаний о «семейной» жизни мюленов и чучуна. Никто не встречал их поселений, женщин и детей. Описывались только редкие случаи похищения туземных женщин дикими охотниками.

Переданная Дравертом в иркутскую редакцию журнала «Будущая Сибирь» статья вызвала большой переполох.

Дабы застраховать себя от недоуменных писем читателей и возможной негативной реакции властей, редакция в этом же номере журнала поместила «нейтрализующую» рецензию этнографа Гавриила Васильевича Ксенофонтова.

Отстаивая мифологическое происхождение этих историй, Г.В. Ксенофонтов, тем не менее, приводит весьма реалистические рассказы местных жителей, например, 65-летнего якута Афанасия Винокурова:

«Чучуна снимает шкуру с дикого оленя целиком, как мы сдираем шкуру с зайца, и натягивает на себя. Когда высохнет шкура и начнет сжимать его тело, он заводит такую же новую одежду. Говорят, он, подобно медведю, роет себе нору в земле.

Люди редко встречаются с ним, но всегда видят его убегающим. Он будто бы бегает с быстротой летящей птицы. Ходит всегда один, при виде человека убегает». Но основной вывод Гавриила Васильевича: чучуна и мюлены — это духи гор, тайги и тундры, персонажи фольклора, не имеющие под собой никакой фактологической основы.

В 1975 году в Москве вышла книга этнографа И.С. Гурвича «Таинственный чучуна. История одного этнографического поиска». Автор после долгих описаний свидетельств очевидцев приходит к выводу, что чучуна — это волею судьбы заброшенные в Якутию чукчи.

По его версии, встречи с дикими людьми в якутской тундре и тайге вплоть до конца 50-х годов во многом объясняются появлением в этих местах отверженных одиночек — охотников-зверобоев с Чукотки. Оказывается, пропавших охотников некоторое время ждали, но, когда, по всем расчетам, сроки спасения проходили, их «хоронили», и обратный путь в племя им был заказан.

Якутский ученый Семен Николаев (Якутск) утверждает, что чучунаа — «самый примитивный палеоазиат Сибири, веками уходивший от наседающей с юга цивилизации, ныне полностью истребленный».

Материальных доказательств существования снежного человека не существует. Пока не существует?

Источник: https://ezoterik-page.com/chuchuna-snezhnyj-chelovek-yakutii/

Таинственный чучуна

На огромной территории Якутии издревле существовало и существует много загадочного и необъяснимого. Это чудовище сродни лох-несскому в озере Лабынкыр, Долина смерти в долине реки Вилюй, Шаман-дерево, Бутылочная скала, Ыгыаттский водопад и многое другое. Нашлось среди них место и снежному человеку — чучуна. Его еще называют мулена.

Первые сведения о чучуна появляются в легендах якутов и эвенков, населяющих север Якутии. Это человекоподобное существо огромного роста, с телом, покрытым длинной шерстью.

Чучуна обладает исключительной физической силой и ловкостью. Эти существа вооружены простым луком, копьем и железным ножом. Иногда они надевают шкуры убитых животных. Питание себе добывают охотой.

При этом могут бегать наравне с оленями. Иногда воруют припасы у местных жителей

В ряде сказаний говорится, что мулена похищали женщин из стойбищ. Но пленницы у них не приживались — быстро чахли и умирали.

Северные народы верили, что если кровь убитого чучуна попадет на одежду или руки охотника, то убийца и вся его семья сойдут с ума и вскоре отправятся в мир духов. То же самое произойдет, если охотник отберет у снежного человека нож.

Раньше местные жители — охотники и оленеводы — часто видели мулена. У тунгусов Усть-Яны есть такое предание. Однажды мулена сломал амбар, где хранились припасы на зиму, и украл все. Как раз в ту ночь шел снег.

Утром разозленные охотники отправились по следам вора. Скоро пришли к пещере на горе и увидели, что снежный человек сидит там и ест украденную пищу.

Мулена упал на землю, будто прося пощады, что-то говорил нечленораздельно, словно мычал… Эвенки, недолго думая, закололи его копьем.

ДИКИЙ НАРОД

В 1929 году в газете «Автономная Якутия» была напечатана статья «Чучуна». Содержание статьи сводилось к тому, что еще со времен царизма на Севере живет никому не ведомый дикий народ. Авторы утверждали, что чучуна — реальное существо. Приводились свидетельства очевидцев, воочию видевших снежного человека.

Указывалось, что излюбленное место обитания чучуна — Бутантайский наслег Верхоянского улуса. До революции здесь ежегодно видели чучуна. По свидетельствам очевидцев, чучуна — высокого роста, крепкого сложения, одет в звериные шкуры, имеет очень длинные волосы, вооружен луком со стрелами.

Отмечался случай, когда чучуна ночью ради забавы бросал в юрту небольшими камнями.

На чучуна пробовали охотиться. Двух или трех в разное время удалось убить из берданки. Трупы закопали, и охотники упорно скрывали это от властей, боясь преследования за убийство.

В статье также приводились данные о том, что в 1926 и 1927 годах в Бугантайском наслеге были убиты два чучуна (по одному в год).

НАУЧНАЯ ДИСКУССИЯ

Естественно, мимо внимания ученых не могли пройти подобного рода факты. В первые годы советской власти изучением материалов о чучуна занимался профессор-геолог Петр Людовикович Драверт. Он написал статью «Люди-мулены и чучуна по сказаниям тунгусов и якутов», которую напечатал в 1933 году журнал «Будущая Сибирь».

В статье утверждалось, что в области Джугджура (часть Станового хребта) и на севере бывшего Верхоянского округа обитают люди неизвестного племени. Они находятся на весьма низкой ступени развития. От народностей Якутии отличаются тем, что лица их покрыты шерстью, членораздельной речью они не владеют.

А может быть, их язык просто непонятен людям? Мулены ведут бродячий образ жизни, свойственный первобытным охотникам. Передвигаются в одиночку или мелкими группами, придерживаясь малонаселенных или пустынных мест. Умеют разжигать огонь.

Они нападают на охотников-одиночек, но только тогда, когда чувствуют недоброе к себе отношение. Кроме того, было несколько случаев, когда мулены отбирали у охотников одежду и оружие. Сейчас эти загадочные существа почти вымерли.

Читайте также:  Светские мероприятия и расстрелы: для чего использовала свои дачи московская элита

Статья заканчивалась призывом взять чучуна под охрану советских законов, тем самым спасая для науки древнейший сохранившийся народ Северной Азии.

Драверту возражал известный якутский ученый-этнограф Г.В. Ксенофонтов. Опираясь на тот же фактический материал (легенды, свидетельства и опросы местных жителей), что и его оппонент, Ксенофонтов пришел к выводу, что чучуна существует лишь в устном народном творчестве как мифологизированный персонаж.

«Существование дикого народа было бы более или менее правдоподобно, если бы указывалась какая-нибудь отдаленная, находящаяся в стороне от жилых пунктов, замкнутая и обособленная территория как район его постоянного обитания.

А между тем, на деле образ чучуна живет повсюду в области распространения северных якутов, от Хатанги до Индигирки, возможно, и еще восточнее. Все изложенное доказывает, что представления о чучуна, или диком, обросшем шерстью охотнике, нужно отнести к остаткам древнейших религиозных верований скотоводческих народов.

Эти верования занесены на Север, по всей вероятности, якутами, более отчетливо сохранились до наших дней у полярных якутов, ранних колонистов бассейна Лены», — утверждал Ксенофонтов.

А ЕСТЬ ЛИ ОНА НА САМОМ ДЕЛЕ?

Казалось бы, при таком обилии сведений, установить местонахождение чучуна, а тем более, найти его следы, оружие или, на худой конец, останки не составит для исследователей труда. Но не тут-то было! За все время поисков не удалось найти абсолютно никаких следов снежного человека. Смущало ученых и отсутствие какого-либо потомства чучуна.

В свете всего этого в научной среде сложилось мнение, что чучуна — это чудом спасшиеся с отколовшихся льдин охотники и рыболовы с берегов Чукотки. По местным традициям, они не могли возвратиться в свои жилища, так как их уже считали мертвыми. Жизнь в пещерах ожидала и тех, кто преступал законы людского племени: убийц, грабителей, насильников — все они подвергались изгнанию со стойбищ.

Лишенные всего, попавшие в незнакомые места, изгнанники быстро дичали. Голод вынуждал их добывать пропитание охотой, а нередко — воровством и даже грабежами.

В организме человека, попавшего в экстремальные северные условия (при температуре зимой до-50°С) происходили кардинальные изменения. Он обрастал шерстью, одновременно неимоверно увеличивалась его физическая сила.

Лишенный общения с себе подобными, он постепенно забывал человеческую речь.

Ученые отмечали и то обстоятельство, что с началом механизации рыбной ловли при социализме, совершенствовании морского промысла на Чукотке, легенды и предания о чучуна стали забываться.

Казалось, была поставлена последняя точка в спорах о реальности чучуна. Но уже в наше время в Якутии появилась газетная заметка о том, что середине марта 2002 года в Верхоянском улусе в волчий капкан попалось странное существо. Ко времени его обнаружения оно было мертво (что неудивительно при силе захвата капкана).

По словам учителя средней школы соседнего наслега Борулах Якова Потапова, существо это выглядело как взрослый примат, размером с крупную собаку. Оно имело длинный хвост, а все тело, кроме ладошек и лица, было покрыто шерстью. Труп не сохранился.

По одной версии, его разорвали собаки, по другой, испугавшись злых духов, существо похоронили вместе с капканом.

Так что тайна чучуна еще ждет своего пытливого исследователя.

Источник: https://othereal.ru/tainstvennyj-chuchuna/

“Якутский йети” или таинственный “чучуна” – в районе Алдана замечено «загадочное» существо

1 апреля, РИА Биробиджан.

Сегодня в пресс-службу ПАО «Селигдар» прислали фото непонятного существа. Пользователь пишет следующее: «В лесах Алданского района появился снежный человек?». Снимок был сделан в окрестностях города, неподалеку от центральной базы компании «Селигдар», сообщили корр. РИА Биробиджан в пресс-службе компании.

«По снимку непонятно что это за существо. Однозначно можно утверждать – это существо прямоходящее, так как оно идет по тропинке. У него темный мех, по-видимому, очень густой. В условиях якутских морозов это один из основных способов сохранить тепло.

Насколько известно, ранее похожих случаев в Алдане не фиксировалось. Провести более детальное исследование, вероятно, можно на месте и сделать гипсовые отпечатки следов, возможно, осмотреть место лежки. Говорить о новом якутском феномене — «Алданском снежном человеке» пока рано.

В пресс-службе компании опросили некоторых старожилов «Селигдара», но никаких подобных фактов никто из них не припомнил. Помогли архивы. Оказывается, что еще в 1929 году газета «Автономная Якутия» опубликовала статью под названием «Чучуна».

В ней рассказывалось, что в царской России в северных районах Якутии бытовало поверье о существовании «на далёком севере» никому не известного народа под названием чучуна. Каждый год их видели в Бутантайском наслеге Верхоянского улуса в направлении Жиганска.

По описаниям очевидцев, чучуны отличались высоким ростом и крепким телосложением, с очень длинными волосами; они одевались в звериные шкуры, умели стрелять из лука и очень быстро бегали.

Является ли алданский феномен тем самым таинственным чучуной пока неизвестно. И пока что вопросов пока больше чем ответов», — говорится в сообщении.

  • #riabir #новости #ЕАО #Биробиджан #Алдан #СнежныйЧеловек
  • Фото предоставлено пресс-службой  ПАО «Селигдар»

704 просмотров

Добавить в избранное

Источник: https://riabir.ru/lenta/novosti/yakutskiy-yeti-ili-tainstvennyiy-chuchuna-v-yakutii-zamecheno-zagadochnoe-sushhestvo.html

Читать

Илья Гурвич

Таинственный чучуна

(история одного этнографического поиска)

От автора

Еще в студенческие годы мое внимание привлекли легенды о диких людях крайнего севера Якутии. Публикации поразили меня своим реалистическим характером.

Неужели на просторах Северной Азии могли выжить какие-то неизвестные науке реликтовые антропоиды? Но в сообщениях говорилось, что их не только встречали — порой они сами нападали на охотников и оленеводов и тогда гибли от пуль наших современников.

Мысль о проверке этих сведений тогда казалась мне такой же несбыточной, как участие в этнографической экспедиции на Марс. Однако судьба распорядилась иначе. После окончания Московского государственного университета заполярный Оленёкский район Якутской АССР стал надолго моим родным краем.

Работая здесь, в одном из самых отдаленных уголков Якутии, я познакомился с жизнью оленеводов, охотников, рыбаков, стал заниматься сбором этнографического и фольклорного материала, И тогда услышал удивительные легенды о диких людях.

Попытки выяснить, насколько эти легенды соответствуют реальной действительности, что явилось первопричиной их возникновения, побудили меня исследовать фольклорное творчество, быт и культуру коренных обитателей бассейна р. Оленёк — северных якутов-оленеводов.

Казалось, решение загадочного вопроса близко, однако вскоре я убедился, как далек от истины. Без данных по смежным районам гипотезы повисали в воздухе. Оставалось одно — копить факты.

После окончания аспирантуры удалось организовать ряд экспедиций в бассейны Лены, Яны, Индигирки, Колымы, на крайний северо-восток Сибири — на Чукотку и Камчатку, которые позволили собрать материал не только о расселении и численности народов тайги и тундры, особенностях быта и культуры, но и о странных существах, беспокоящих тундровых охотников и оленеводов. Немало дали архивные и литературные изыскания.

В предлагаемом очерке рассказывается об этнографическом поиске и его результатах. Здесь нет вымысла. Легенды приводятся иногда в дословном переводе, варианты легенд — в кратком пересказе.

Фамилии некоторых ныне живущих людей изменены.

Описание поездок и путешествий автора, так же как описание хозяйства, быта, обычаев коренных обитателей Севера — якутов, эвенков, эвенов, чукчей и эскимосов, заимствовано из экспедиционных дневников.

ГЛАВА 1. Сенсационное сообщение газеты «Автономная Якутия»

Выставка работ художников-косторезов в Третьяковской галерее привлекла внимание всех интересующихся искусством народов Севера. Как студенту Московского университета, мне довелось на ней познакомиться с известным впоследствии чукотским художником — резчиком по кости Вукволом.

Невысокого роста, с прямыми черными волосами, в темном костюме, живой и подвижный, он разговаривал с высоким мужчиной, рассматривавшим его гравюры на моржовой кости. Я хотел расспросить Вуквола, как наносится гравировка, и мы разговорились.

Сначала речь шла о мастерстве косторезов, потом о недавно изданной книге «Чукчи» известного исследователя В. Г. Богораз-Тана и о том, что Север все еще мало изученный край.

Собеседник Вуквола упомянул, между прочим, о том, что на Севере живут и совсем неведомые люди. Поскольку я в этом усомнился, он посоветовал прочитать заметку в газете «Автономная Якутия» за 26 апреля 1929 г., которая имеется в Румянцевском музее. Я разыскал газету. В ней действительно была напечатана заметка под названием «Чучуна».

«Еще при царизме в Верхоянском, Колымском и Якутском округах было слышно, что на далеком севере находится никому не ведомый народ — чучуна. Никто этим слухам, упорно циркулирующим до сих пор, значения не придавал и не придает. Многие говорят, что рассказы о чучуна — просто выдумки. С этим нельзя согласиться… Верхоянцы знают, что чучуна — не фантазия. Есть и очевидцы.

Чучуна часто появлялись до революции. Излюбленное их место — Бутантайский наслег Верхоянского улуса (в сторону Жи-гаыска), где их видели ежегодно и даже убивали (по многим сообщениям). Появлялись по 2–3 человека рано весной и уходили, неизвестно куда (говорят, к чукчам), поздно осенью.

Чучуна высокого роста, крепкого сложения, одет в звериные шкуры, имеет очень длинные волосы, развевающиеся при беге, вооружен луком со стрелами, сторонится местных жителей, иногда забирается в погреба за съедобным, бегает очень быстро (быстрее лошади). Отмечен один случай, когда чучуна ночью в виде забавы бросал в юрту небольшими камнями.

За чучуна при царизме и во время военного коммунизма пробовали «охотиться». 2–3 чучуна в разное время удалось убить из бердан. Трупы закопаны, и «охотники» упорно скрывают это, боясь преследования за убийство. В 1926 и 1927 гг. в Бутантайском наслеге было 2 чучуна (по одному в год)».

Далее в статье приводился перечень местных руководящих партийных и советских работников, подтверждающих изложенное.

«В 1927 г. чукотский делегат, — продолжал автор заметки, — прибывший на съезд туземных народностей, сообщил, что, чукчи осведомлены о чучуна.

Не подлежит сомнению, что все сообщения о чучуна — не выдумка… Что мудреного, если кто-нибудь обнаружил неведомый нам народ — чучуна? Якутская экспедиция Академии наук, располагающая средствами, обязана до мельчайших деталей проверить существование чучуна».

Статейка меня крайне удивила. Неведомый народ на краю ойкумены?! Почему его представители не приходят в селения якутов, эвенов, русских? Боятся? Но ведь известно, насколько гостеприимны обитатели северных широт. Проверяла ли сообщение газеты Якутская комиссия Академии наук? С этими вопросами я обратился к доценту университета А М.Золотареву.

— Чучуна, дикие люди в Якутии? Что-то слышал. Знаете, слишком сенсационно и мало вероятно. Бывает, что местные журналисты пытаются подивить и позабавить читателя. Расспросите якутоведов.

В отделе Сибири Музея народов СССР мне сказали, что заметка едва ли пустая сенсация. В ней имеются ссылки на известных людей Якутской АССР. Видно, редакция газеты располагала серьезными основаниями, когда публиковала статью. Сотрудница, беседовавшая со мной, указала на то, что вопрос о наименовании и численности племен, населяющих Колыму, точно не выяснен.

— Недавно опубликована статья Г. Попова «Омоки» в журнале «Северная Азия». Он считает их особым народом, но это юкагирское племя.

Может быть, и чучуна какое-нибудь племя, но значившееся под другим названием? Что касается луков, которыми, по данным автора заметки, вооружены чучуна, то удивляться здесь нечему. Ими и теперь пользуются при охоте на водоплавающую дичь.

Выстрел из лука не распугивает птицу. Ну а длинные волосы? Их носят почти все эвены, эвенки, юкагиры.

Заметка не вызвала у моей собеседницы какого-либо удивления. В заключение она сообщила, что о чучуна что-то писали в каком-то сибирском журнале, и посоветовала справиться об этом на кафедре антропологии МГУ.

Доцент Г. Ф. Дебец, когда я его спросил, не знает ли он какой-либо литературы о племени чучуна, тут же ответил:

— Как же, об этом писал профессор Петр Людовикович Драверт в иркутском журнале «Будущая Сибирь», Эмоционально написано! Посмотрите.

ГЛАВА 2. Призыв профессора П. Л. Драверта

Мнение этнографа Г. В. Ксенофонтова

В университетской фундаментальной библиотеке без особого труда удалось разыскать комплект журналов «Будущая Сибирь». В шестом номере за 1933 г. оказаась большая статья П.Драверта «Дикие люди мюлены и чучуна». Привожу ее с некоторыми сокращениями.

«Уже в 1911 году Фрезер в лекциях, читанных им в Кембриджском университете, указал на необходимость торопиться с изучением первобытных народов, «пока не поздно, пока их предания не исчезли навеки», так как первобытные народы, соприкасаясь с цивилизацией, утрачивают свои старые обычаи и идеи, представляющие для нас документы огромной исторической ценности…

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=199361&p=1

Мифы и легенды о якутском чучуне

Мифы и легенды о чучуне. с газеты КП

На огромной территории Якутии издревле существовало и существует много загадочного и необъяснимого

Чучуна – нечто загадочное существо, жившее на территории Якутии. Первые сведения о чучуна появляются в легендах якутов и эвенков, населяющих север республики. Это человекоподобное существо огромного роста, с телом, покрытым длинной шерстью. О таинственном и удивительном читайте в материале ИА YakutiaMedia.

Первое упоминание о чучуне

Из Википедии:

Чучуна́ или чучуны, мюлены (якут. чучуна, чучунаа, чучна, мулуөн[1]) — название диких людей в якутском и эвенкийском фольклоре.

По этнографическим данным, чучуны носили длинные волосы, были одеты в звериные шкуры, при себе имели лук и стрелы. Речь у них была нечленораздельная. Крали оленей и еду; нападали на людей ночью, обстреливая их из лука или забрасывая камнями.

Читайте также:  Происхождение «тушинского вора»: был ли лжедмитрий ii евреем

Фольклорные данные во второй половине XX века послужили основанием для построения научной гипотезы о существовании в Северной Азии реликтового гоминоида.

Первое письменное упоминание о чучуна относится к 1928 году.

Тогда секретарь Верхоянского окружного комитета ВКП(б) Новгородов в своем отчете сообщил, что проведенная коммунистом Шадриным проверка слухов о загадочном существе позволяет предполагать, что загадочная чучуна вовсе не является вымыслом местных необразованных жителей.

В номере газеты «Автономная Якутия» от 26 апреля появилась статья «Чучуна», с подзаголовком «К сведению якутской экспедиции академии наук СССР». В частности, в статье утверждалось: «Верхоянцы знают, что чучуна — не фантазия. Есть и очевидцы».

Содержание статьи сводилось к тому, что еще со времен царизма на Севере живет никому не ведомый дикий народ. Авторы утверждали, что чучуна — реальное существо. Приводились свидетельства очевидцев, воочию видевших снежного человека.

Указывалось, что излюбленное место обитания чучуна — Бутантайский наслег Верхоянского улуса. До революции здесь ежегодно видели чучуна. По свидетельствам очевидцев, чучуна — высокого роста, крепкого сложения, одет в звериные шкуры, имеет очень длинные волосы, вооружен луком со стрелами.

Отмечался случай, когда чучуна ночью ради забавы бросал в юрту небольшими камнями.

На чучуна пробовали охотиться. Двух или трех в разное время удалось убить из берданки. Трупы закопали, и охотники упорно скрывали это от властей, боясь преследования за убийство.

В статье также приводились данные о том, что в 1926 и 1927 годах в Бугантайском наслеге были убиты два чучуна (по одному в год).

Профессор Драверт

9 марта 1929 года состоялось заседание комиссии по выявлению и изучению памятников природы и старины при Западно-Сибирском отделе Государственного русского географического Общества. Слушалось сообщение профессора Петра Драверта и студента Тимофеева «Люди-мулены и чучуна по сказаниям тунгусов и якутов».

Они утверждали, что в области Джугджура (часть Станового хребта) и на севере бывшего Верхоянского округа обитают люди неизвестного племени. Они находятся на весьма низкой ступени развития. От народностей Якутии отличаются тем, что лица их покрыты шерстью, членораздельной речью они не владеют. А может быть, их язык просто непонятен людям?

Выступавшие рассматривали этих существ, как вполне реальных, более того, как стоящих на крайне низкой ступени развития людей.

Утверждалось, что чучуна носят некое подобие одежды из звериных шкур, при себе имеют оружие, состоящее из грубокованного ножа, лука и стрел. Иногда в качестве оружия используют камни.

Общества людей чучуна не любят и поэтому, завидев человека, пытаются скрыться, либо напасть на него.

По сведениям Драверта и Тимофеева, чучуна, подобно диким зверям, способны бесшумно подкрасться к человеку и тогда пускают в ход свое оружие. Обычно они пытаются поразить человека стрелами или камнями, случаев нападения на человека с ножом не отмечалось.

Отсутствие достоверных данных о чучуна ученые объяснили крайне интересно. Они заявили, что в силу весьма своеобразных и жестоких северных нравов встреча человека и чучуна почти всегда заканчивается смертью одного из них.

Поэтому тунгусы и якуты, пережившие такую встречу, властям об этом не сообщают, так как боятся ответственности за убийство, если чучуна признают человеком, либо за уничтожение редких животных.

По сведениям Драверта, перед нападением чучуна издают очень пронзительный и громкий свист, оказывающий на жертву своеобразное парализующее воздействие.

Выписка из протокола данного заседания хранится в материалах архива Якутского комитета КПСС.

Мнение ученого-этнографа Г.В. Ксенофонтова

Он утверждал, что чучуна, наравне с различными духами природы, являются всего лишь персонажами местного фольклора. Для признания же их реальными жителями Якутии фактологической основы он не находит.

«Существование дикого народа было бы более или менее правдоподобно, если бы указывалась какая-нибудь отдаленная, находящаяся в стороне от жилых пунктов, замкнутая и обособленная территория как район его постоянного обитания.

А между тем, на деле образ чучуна живет повсюду в области распространения северных якутов, от Хатангидо Индигирки, возможно, и еще восточнее. Все изложенное доказывает, что представления о чучуна, или диком, обросшем шерстью охотнике, нужно отнести к остаткам древнейших религиозных верований скотоводческих народов.

Эти верования занесены на Север, по всей вероятности, якутами, более отчетливо сохранились до наших дней у полярных якутов, ранних колонистов бассейна Лены», — утверждал Ксенофонтов.

Таким образом, чучуна перешли в разряд мифов и легенд. Прямых запретов на их поиск, изучение и описания не вводилось, но и «самодеятельность» не поощрялась. Собранные же сведения предлагалось трактовать в духе теории Ксенофонтова, либо найти им другое, соответствующее официальной науке объяснение.

Так, в частности, родилась теория о том, что чучуна это отбившиеся от своих родов чукчи. Действительно, лодки с отправившимися на охоту чукчами периодически заносит в Якутию. При этом у дикого на те времена чукотского народа существовал очень своеобразный обычай. Пропавшего охотника ожидали определенный срок, по окончании которого его оплакивали и «хоронили».

После этого человек считался мертвым, и вернуться в свой род не мог. Такие-то изгои, по мнению ряда ученных, и были вынуждены в одиночку скитаться по лесам и горам, одеваться в шкуры убитых животных и, доведенные до отчаяния, нападать на людей. Эта теория, кстати, может объяснить тот факт, что все описанные чучуна были взрослыми представителями мужского пола.

Последнее сообщение о чучуна

Заметка в газете появилась в марте 2002 года. Тогда в волчьем капкане в окрестностях села Баралыс было обнаружено тело неизвестного существа.

Учитель соседнего села Яков Потапов описал его как взрослого примата размером с крупную собаку, с длинным хвостом.

Однако и это тело в руки к ученым не попало – старики объявили его злым духом, и после проведения магического ритуала приказали похоронить вместе с капканом в потайном месте.

  • В материале использованы материалы:
  • http://repin.info
  • википедии

https://www.yakutia.kp.ru/daily/25984/2916778/

13.12.2017

107627

Источник: https://yakutiamedia.ru/news/653565/

Народы Дальнего Востока. Нанайцы

Слайд 1

Народы Дальнего Востока Нанайцы Автор : Гажа Наташа, у ченица МБОУ «СОШ № 10 с углубленным изучением английского языка» НГО, 8-б класса Peoples of the Far East. Nanai.

Слайд 2

Что означает понятие «Нанайцы»? Слово «нанай» растолковывается как «на» — земля, «най» — человек, человек земли. В прошлом нанайцы были известны в литературе на русском и других европейских языках как гольды . В Китае нанайцы известны как хэчжэ .

НАНАЙЦЫ , нанай, нани (самоназвание — «местный», «здешний человек»), гольды (устаревшее название), народ в России. The word «Nana» as interpreted in «on» — the land, «nai» — a man, a man of the earth. Last Nanai were known in the literature in Russian and other European languages as Golds . In China, known as Nanai hechzhe .

Nanai , Nana, Nani (self — «local», «the local people»), Golds (the old name), people in Russia. What is » Nanaians «?

Слайд 3

Численность Дальнего Востока Дальний Восток России- историческая родина 17 многочисленных народов. Общая их численность в 1989 году составляла 63360 человек. Russian Far East, the historical homeland of the many 17 people. Their total number was 63360 chelovek i n 1989 . The number of Far East

Слайд 4

сосредоточено большинство нанайцев, ульчей , орочей, негидальцев , половина нивхов, удэгейцев, эвенов и эвенков всего 23484человека. живут коряки, ительмены, эвены, чукчи и алеуты их общая численность 12329человека.

составляют чукчи, эвены, эскимосы, чуванцы и юкагиры. 2869 аборенгов , среди них нивх, эвенки, ороки , нанайцы.

живут удэгейцы, нанайцы, тазы, всего 1867человек аборигенное население почти исключительно представлено эвенками- 1882человека.

Слайд 5

Место проживания Живут по нижнему течению реки Амур и правым притокам реки Уссури в Хабаровском крае и Приморском крае РФ. They live in the lower reaches of the Amur River and the right tributaries of the Ussuri River in the Khabarovsk and Primorsky Krai of Russia. Place of residence

Слайд 6

Традиционное нанайское жилище Traditional Nanai home Жили люди небольшими родовыми стойбищами, вдали от крупных населенных пунктов. Строили зимние жилища- полуземлянки из тонких жердей, для тепла обмазанных глиной .

Глина все равно не спасала от холода, а летом от нее было душно, поэтому с наступлением теплых дней люди переселялись в легкие шалаши, сделанные из древесной коры. People lived in small tribal camp, away from major population centers. Winter home-built semi-dugouts of thin poles, covered with clay for warmth.

Clay is still not saved them from the cold, and in summer from it was close, so with the onset of warmer days people migrated to the lungs huts made from tree bark.

Слайд 7

Занятия нанайцев Основные традиционные занятия — рыболовство и охота (зимой — пушной промысел). Рыбу ловили неводом, сетями, били острогой и пр. Пушнина обменивалась на ткани, металлические изделия, муку, крупу и пр. Содержали ездовых собак.

Передвигались на лодках (дощатых, долблёных, берестяных), лыжах, подклеенных камусом , нартах. The main traditional occupation — fishing and hunting (winter — fur trade). Seine caught fish, nets, harpoons, etc. beat furs exchanged for cloth, metal goods, flour, cereals, etc. Contained sled dogs.

Traveled in boats (plank, hollowed, birch), skiing, glued Camus, sledges. Nanai classes

  • Слайд 8
  • Быт нанайских народов Gen Nanai people
  • Слайд 9

Традиционный язык нанайцев Нанайский язык относится к группе тунгусо-маньчжурских языков .

В России используется письменность на основе кириллицы, в Китае практически бесписьменный (отдельные издания, обсуждающие язык, используют пиньинь для транскрипции). Nanai language belongs to the Tungusic languages .

In Russia, the script uses the Cyrillic alphabet, in China almost unwritten (separate edition, discussing the language to use pinyin transcription). Traditional Nanai language

Слайд 10

Традиционный нанайский костюм Мужская одежда Одежда мужчин состояла из верхнего халата, коротких штанов, длинных штанов, нательного белья, ноговиц, нарукавников, накидки на голову и плечи, шапки, наушников, обуви, обуви, меховых чулок . Men's Clothing consisted of top coat, short pants, long pants, underwear, leggings, sleeves, cushion head and shoulders, hats, headphones, shoes, shoes, fur stockings. Nanai traditional costume Menswear

Слайд 11

Мужская одежда Men's Clothing in Orok — swing coat (fabric, fish leather, deerskin), the hunters — skirt, vest with belt laces on his chest. In winter, the men wore leather apron over.

Summer hat — a big bark in the form of a low cone hat, and in the winter the men wore a round cap with fur ear. Shoes — boots made of fish skin over leggings, torbasa of deer or a seal skins.

Мужская одежда у Нанайцев — распашной халат (из ткани, рыбьей кожи, оленьей замши), у охотников — юбка, безрукавка с ременными завязками на груди. Зимой мужчины надевали поверх кожаный передник.

Летний головной убор — большая берестяная в форме невысокого конуса шляпа, а зимой мужчины носили круглую шапочку с меховыми наушниками. Обувь — унты из рыбьей кожи поверх ноговиц, торбаса из оленьих или нерпичьих шкур. Menswear

Слайд 12

Женская одежда Женская одежда состояла из длинного халата, коротких штанов и ноговиц, пристёгивавшихся к нательному поясу. Обувь шили из рыбьей, кабаньей и другой кожи. На голове летом носили большую берестяную коническую шляпу. Женщины носили под халатом нагрудник с металлическими подвесками.

Характерным женским украшением была носовая серьга. Все части одежды нанайцы покрывали спиральным, а также животным и растительным орнаментом (петухи, драконы, лягушки, ящерицы).

Women's Clothing Women's clothing consisted of a long coat, short pants and leggings, to wear seat belt worn under clothing. Shoes were made of fish, wild boars and other skin. Summer wore on his head a large birch conical hat. Women wore a bathrobe bib with metal pendants.

Women's jewelry has been a characteristic nose earring. All articles of clothing Nanai covered spiral, and plant and animal designs (roosters, dragons, frogs, lizards).

Слайд 13

Традиционная еда нанайцев Traditional food Nanai Пища в основном из рыбы. Употребляли её в разл ичных видах: варёную, сырую (осётр, сазан). Консервировали рыбу также и с помощью изготовления жареной рыбы «в порошке»; делали запасы рыбьего жира. Супы из свежей или вяленой рыбы, а также из мяса, с множеством приправ — дикорастущих трав, корней.

Покупные продукты употребляли лишь внаиб , состоятельных семьях. The food is mainly fish. Used it in different ways: boiled, raw (sturgeon, carp). Canned fish and also by making fried fish «powder», and stockpiling of fish oil. Soups from fresh or dried fish and meat, with lots of spices — wild herbs, roots.

Purchased products are used only vnaib , wealthy families.

Слайд 14

Подается к столу в сыром, замороженном виде, нарезанная «стружкой ». Взять замороженную двух-трехкилограммовую рыбу, нарезать на тончайшие полоски острым ножом. После этого снова заморозить. Готовится макало для строганины, оно состоит из томатной пасты, мелко-мелко нарезанного чеснока, соли, молотого перца, уксуса и большого желания вкусно его приготовить.

Можно приготовить смесь из сметаны со специями и чесноком. Строганина — свежезамороженая рыба. Котлеты из медвежатины Медвежье мясо – 1 кг, Картофель – 0,8 кг, Лучок – 0,5 кг, Куриные яйца – 1: 2 шт., Белый хлеб – 1 батон, Молоко – 0,5 л.

Читайте также:  Зачем женщины на руси перешагивали через лежачих мужей во время беременности

, Чеснок – 2:3 зубца, Растительное масло – 2 столовые ложки, Соль , молотый перец, специи добавляются по вкусу Медвежатину необходимо помыть в чистой воде и порезать на кусочки. Хлеб следует замочить в молочке. Провернуть мясо через мясорубку. Если Вы заметите в мясе много прожилок, то пропустите его ещё раз через мясорубку.

Почистить лук, ополоснуть его в прохладной воде, после чего порезать на части таким образом, чтобы они без проблем могли поместиться в мясорубку. Далее следует провернуть полученный мясной фарш, зубцы чеснока, вымоченный в молоке хлеб и лук через мясорубку. Для придания фаршу большей однородности, рекомендуется проворачивать, чередуя хлеб, мясо, чеснок и лук.

Молоко, оставшееся от нашего хлеба, можете выливать в фарш. Далее добавить в фарш специи, соль, зелень, яйца и растительное масло. Еда практически готова! Остается обжарить наши котлеты из медвежатины. Приятного аппетита!!!

Слайд 15

Палочки из оленины Оленина 100 г, яичный порошок 2 г, молоко сухое 5 г, шпик свиной 52 г, маргарин 10 г Оленину пропускают через мясорубку, добавляют соль и выдерживают сутки при температуре 2-3° С.

Затем в массу добавляют сухое молоко, яичный порошок, вновь измельчают на мясорубке вместе с салом оленьим или шпиком и тщательно перемешивают. Из кондитерского мешка массу отсаживают в виде палочек на смазанный жиром противень и запекают .

Квашеная оленина В мешок из нерпичьей или оленьей шкуры — тенегын закладывают вперемежку, слой за слоем, оленье мясо и кости, крепко завязывают, Летом, где остался островок из снега, устраивается кэтыран — вроде ледника, делают, прокопав этот сугроб до земли.

В этот кэтыран кладут тенегын и сверху засыпают снегом. Зимой употребляют уже законсервированный продукт .

Слайд 16

Медвежатина тушеная На на 5 порций: Медвежатина — 700 г, маринад — 400 г, морковь — 50 г, сельдерей и петрушка (корень) — по 40 г, лук репчатый — 75 г, мука — 25 г, яйца — 1 шт., сухари — 40 г, сало топленое — 90 г, соль .

Мясо выдержать в маринаде в течение 4 дней. Из костей сварить бульон, взяв равные количества воды и маринада, в котором вымачивалось мясо. Стушить его в этом бульоне, добавив пассерованные коренья и лук (время тушения — 5-6 часов). Готовое мясо охладить в отваре.

Перед подачей к столу нарезать ломтями, Запанировать в муке, смочить во взбитых яйцах, вторично Запанировать в сухарях и обжарить. Отдельно подать маринованные овощи, фрукты или салат из капусты, свеклы.

Медвежатину хорошо мариновать с листьями винограда, красным или белым виноградным вином. Bon appetite !!!

Слайд 17

Литература. Исторические ресурсы. http:// www.phorus.ru/page7-r1328-60.html http ://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%B9%D1%86%D1%8B http://nazaccent.ru/geo/nanaici / http:// referat.ru/referats/view/30741 http://www.hrono.info/etnosy/etnos_n/nanaicy.php Literature. Historic Resources .

Слайд 18

Спасибо за внимание!!! Thank you for your attention !!!

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/03/28/narody-dalnego-vostoka-nanaytsy

Малые и большие народы Сибири

Долгие столетия народы Сибири жили в небольших поселениях. В каждом отдельном населенном пункте проживал свой род. Жители Сибири дружили между собой, вели совместное хозяйство, часто являлись родственниками друг другу и вели активный образ жизни.

Но за счет обширной территории Сибирского края, эти деревни находились далеко друг от друга. Так, например, жители одной деревни вели уже свой образ жизни и говорили на непонятном языке для своих соседей.

Со временем, некоторые поселения исчезали, а некоторые, становились больше и активно развивались.

История народонаселения в Сибири.

Первыми коренными жителями Сибири принято считать племена самодийцев. Они населяли северную часть. К их основному занятию можно отнести оленеводство и ловлю рыбы. Южнее обитали племена манси, которые жили за счет охоты. Главным их промыслом была добыча пушнины, которой они расплачивались за своих будущих жен и покупали необходимые для жизни товары.

Верховья Оби населяли тюрские племена. Их основным занятием являлось кочевое скотоводство и кузнечный промысел. Западнее Байкала жили бурята, которые прославились своим железоделательным ремеслом.

Самую большую территорию от Енисея и до Охотского моря населяли тунгусские племена. Среди них было множество охотников, рыболовов, оленеводов, некоторые занимались ремеслом.

Вдоль берега Чукотского моря, расположились эскимосы (около 4 тыс. человек). По сравнению с другими народами того времени, у эскимосов было самое медленное социальное развитие. Орудие труда было сделано из камня либо дерева,. К основным хозяйственным занятием можно отнести собирательство и охоту.

Главным способом выживания первых поселенцев Сибирского края была охота, оленеводство и добыча пушнины, которая являлась валютой того времени.

К концу  XVII века самыми развитыми народами Сибири были буряты и якуты. Татары являлись единственным народом, которые до прихода русских, успели организовать государственную власть.

К самым крупным народам до русской колонизации можно отнести следующие народы: ительмены ( коренные жители Камчатки), юкагиры (населяли основную территорию тундры), нивхи (жители Сахалина), тувинцы (коренное население Республики Тувы), сибирские татары (располагались на территории Южной Сибири от Урала до Енисея) и селькупы (жители Западной Сибири).

Коренные народы Сибири в современном мире.

Согласно Конституции РФ каждый народ России получил право на национальное самоопределение и идентификацию. С момента распада СССР Россия официально превратилась в многонациональное государство и сохранение культуры малых и исчезающих народностей стало одним из государственных приоритетов.

Не обошли вниманием здесь и сибирские коренные народы: некоторые из них получили право на самоуправление в автономных округах, другие же образовали собственные республики в составе новой России.

Совсем малочисленные и исчезающие народности пользуются всесторонней поддержкой государства, и усилия многих людей направлены на сохранение их культуры и традиций.

В рамках данного обзора мы дадим краткую характеристику каждому сибирскому народу, численность которого больше либо приближается к 7 тысячам человек. Более мелкие народы сложно охарактеризовать, поэтому мы ограничимся их названием и численностью. Итак, начнем.

  1. Якуты – самый многочисленный из сибирских народов. Согласно последних данных, численность якутов составляет 478 100 человек. В современной России якуты одни из немногих народностей, которые имеют собственную республику, причем её площадь сравнима с площадью среднестатистического европейского государства. Республика Якутия (Саха) территориально расположена в Дальневосточном Федеральном Округе, однако этнос «Якуты» всегда считался коренным сибирским народом. Якуты обладают интересной культурой и традициями. Это один из немногих народов Сибири, имеющий собственный эпос. 
  2. Буряты – это еще один сибирский народ с собственной республикой. Столица Бурятии – город Улан-Уде, расположенный к востоку от озера Байкал. Численность бурятов составляет 461 389 человек. В Сибири широко известна бурятская кухня, по праву считающаяся одной из лучших среди этнических. Достаточно интересна история этого народа, его легенды и традиции. Кстати, Республика Бурятия – это один из основных центров буддизма в России.
  3. Тувинцы. Согласно последней переписи населения, 263 934 идентифицировали себя как представители тувинского народа. Республика Тыва – одна из четырех этнических республик Сибирского Федерального Округа. Её столица – город Кызыл с населением в  110 тысяч человек. Общее население республики приближается к 300 тысячам. Здесь также процветает буддизм, а традиции тувинцев говорят еще и о шаманизме.
  4. Хакасы – один из коренных народов Сибири численностью в 72 959 человек. Сегодня имеют собственную республику в составе Сибирского Федерального Округа и со столицей в городе Абакан. Этот древний народ издавна жил на землях к западу от Великого Озера (Байкал). Он никогда не был многочисленен, что не помешало ему пронести сквозь века свою самобытность, культуру и традиции.
  5. Алтайцы. Место их проживания довольно компактно – это Алтайская горная система. Сегодня алтайцы проживают в двух субъектах Российской Федерации —  Республике Алтай и Алтайском Крае. Численность этноса «алтайцы» составляет около 71 тысячи человек, что позволяет говорить о них, как о достаточно крупном народе. Религия – шаманизм и буддизм. Алтайцы имеют собственный эпос и ярко выраженную национальную принадлежность, не позволяющие спутать их с другими сибирскими народами. Этот горный народ обладает многовековой историей и интереснейшими легендами.
  6. Ненцы – один из малых сибирских народов, компактно проживающих в районе Кольского полуострова. Его численность в 44 640 человек позволяет отнести его к малым народам, традиции и культура которых охраняется государством. Ненцы – кочевники-оленеводы. Они принадлежат к так называемой самодийской народной группе. За годы XX века численность ненцев выросла примерно вдвое, что говорит об эффективности государственной политики в области сохранения малых народов Севера. Ненцы имеют собственный язык и устный эпос.
  7. Эвенки – народ, преимущественно проживающий на территории Республики Саха. Численность этого народа в России составляет 38 396 человек, часть из которых проживает в сопредельных с Якутией областях. Стоит сказать, что это примерно половина от общей численности этноса – примерно столько же эвенков проживает в Китае и Монголии. Эвенки – народ маньчжурской группы, не обладающий собственным языком и эпосом. Родным языком эвенков считается тунгусский. Эвенки – прирожденные охотники и следопыты.
  8. Ханты – коренной народ Сибири, относящийся к угорской группе. Большинство хантов проживает на территории  Ханты-Мансийского Автономного Округа, находящегося в составе Уральского Федерального Округа России. Общая численность хантов составляет 30 943 человека. На территории Сибирского Федерального округа проживает порядка 35% хантов, причем львиная их доля приходится на Ямало-Ненецкий АО. Традиционные занятия хантов – рыбная ловля, охота и оленеводство. Религия предков – шаманизм, однако в последнее время все больше хантов причисляют себя к православным христианам.
  9. Эвены – народ, родственный эвенкам. По одной из версий они представляют собой эвенкийскую группу, которая была отсечена от основного ореола проживания продвигающимися на юг якутами. Долгое время вдали от основного этноса сделало эвенов отдельным народом. На сегодняшний день их численность составляет 21 830 человек. Язык – тунгусский. Места проживания – Камчатка, Магаданская область, Республика Саха.
  10. Чукчи – кочевой сибирский народ, который занимается в основном оленеводством и проживает на территории Чукотского Полуострова. Их численность составляет около 16 тысяч человек. Чукчи относятся к монголоидной расе и по мнению многих антропологов являются коренными аборигенами Крайнего Севера. Основная религия – анимизм. Коренные промыслы – охота и оленеводство.
  11. Шорцы – тюркоязычный народ, живущий в юговосточной части Западной Сибири, главным образом на юге Кемеровской области (в Таштагольском, Новокузнецком, Междуреченском, Мысковском, Осинниковском и др. районах). Их численность составляет порядка 13 тысяч человек. Основная религия – шаманизм. Шорский эпос представляет научный интерес в первую очередь своей самобытностью и древностью. История народа восходит к VI веку. Сегодня традиции шорцев сохранились лишь в Шерегеше, та как большая часть этноса переехала в города и в значительной степени ассимилировалась.
  12. Манси. Этот народ известен русским еще с момента начала основания Сибири. Еще Иван Грозный посылал рать против манси, что говорит о том, что они были достаточно многочисленны и сильны. Самоназвание этого народа – вогулы. У них свой язык, достаточно развитый эпос. На сегодняшний день местом их проживания является территория Ханты-Мансийского АО. Согласно последней переписи населения, 12 269 человек идентифицировали себя как принадлежащие к этносу манси.
  13. Нанайцы – малочисленный народ, проживающий по берегам реки Амур на Дальнем Востоке России. Относящиеся к байкальскому этнотипу, нанайцы по праву считаются одним из древнейших коренных народов Сибири и Дальнего Востока. На сегодняшний день численность нанайцев в России составляет 12 160 человек. У нанайцев есть собственный язык, корнями уходящий в тунгусский. Письменность существует только у российских нанайцев и основана на кириллическом алфавите.
  14. Коряки – коренной народ Камчатского края. Различают береговых и тундровых коряков. Коряки в основном оленеводы и рыболовы. Религия этого этноса – шаманизм. Численность – 8 743 человека.
  15. Долганы – народность, проживающая в долгано-ненецком муниципальном районе Красноярского Края. Численность – 7 885 человек.
  16. Сибирские татары – пожалуй самый известный, однако сегодня немногочисленный сибирский народ. Согласно последней переписи населения в качестве сибирских татар самоидентифицировались  6 779 человек. Однако ученые говорят о том, что на самом деле их численность намного больше – по некоторым оценкам до 100 000 человек.
  17. Сойоты – коренной народ Сибири, являющийся потомком саянских самоедов. Компактно проживает на территории современной Бурятии. Численность сойотов составляет 5 579 человек.
  18. Нивхи – коренной народ острова Сахалин. Сейчас проживают и на континентальной части в устье реки Амур. На 2010 год численность нивхов – 5 162 человека.
  19. Селькупы проживают в северных частях Тюменской, Томской областей и на территории Красноярского Края. Численность этого этноса составляет около 4 тысяч человек.
  20. Ительмены – это еще один коренной народ полуострова Камчатка. Сегодня практически все представители этноса проживают на западе Камчатки и в Магаданской Области. Численность ительменов составляет 3 180 человек.
  21. Телеуты – тюркоязычный малый сибирский народ, проживающий на юге Кемеровской Области. Этнос очень тесно связан с алтайцами. Его численность приближается к 2 с половиной тысячам.
  22. Среди иных малочисленных народов Сибири часто выделяют такие этносы как «кеты», «чуванцы», «нганасаны», «тофалгары», «орочи», «негидальцы», «алеуты», «чулымцы», «ороки», «тазы», «энцы», «алюторцы» и «кереки». Стоит сказать, что численность каждого из них составляет менее 1 тысячи человек, так что их культура и традиции уже практически не сохранились. 

Источник: http://xn—-9sbubb4ahmf1byf.xn--p1ai/content/21

Ссылка на основную публикацию