Хан берке: сколько православных церквей он помог построить

Монголо-татары были язычниками. Наряду с почитанием высшего Бога, они поклонялись идолам, солнцу, луне, теням умерших ханов и предков. Они руководствовались Книгой Запретов («Яса»), составленной Чингисханом. В этой книге предписывалась веротерпимость, уважение ко всем религиям, необходимость бояться богов других народов. Для монголо-татар была характерна смесь верований. Ханы принимали участие в богослужениях, проводимых служителями разных культов. Тем не менее, нам известны примеры мученичества: владимирского епископа Митрофана, тверского князя Михаила и его боярина Федора, рязанского князя Романа и др. В 1237 году была проведена перепись всего русского населения, которое было обложено данью. Этот год считается началом установления монголо-татарского ига. В 1313 году при хане Узбеке Золотая Орда приняла ислам, после чего стала относиться с фанатичной нетерпимостью к другим религиям. Ханы выдавали русским князьям и митрополитам ярлыки — грамоты, в которых указывались права и льготы. До нашего времени сохранилось семь таких ярлыков. Первый ярлык, который получил митрополит Кирилл II, освобождал русское духовенство от всех податей и повинностей. Под страхом смерти запрещалось оскорблять Православную Церковь и веру. Митрополит Петр получил от хана Узбека ярлык, согласно которому все судебные дела над духовенством, вплоть до уголовных, подлежали ведению митрополита. Известны примеры обращения в христианство татар. Так, племянник хана Берке под влиянием проповеди Ростовского епископа Кирилла тайно покинул Орду, постригся в монахи и основал монастырь в честь святых апостолов Петра и Павла. В 1261 году в столице Золотой Орды Сарае была учреждена православная епархия. Идея учреждения епархии принадлежала не митрополиту Кириллу, а хану (некоторые историки считают иначе). Необходимость в храмах в самой Золотой Орде была вызвана тем, что много русских приходило на поклон к ханам, приезжали русские купцы, было много русских пленников. Много татар приняло христианство после исцеления ханши святителем Алексием. Русская Церковь при монголах имела привилегии с той целью, чтобы духовенство «молилось о хане и всем его племени безпечально». Цель была задобрить Русскую Церковь. В этот период мы видим расцвет русской святости. Так, на северо-западе успешно просвещал зырян светом Христовой веры святитель Стефан Пермский. Он изобрел зырянскую азбуку, переводил церковные книги на зырянский язык. Часто святитель приезжал в Москву ходатайствовать за своих пасомых перед Великим князем. Просил снять недоимки, защищал от насилия со стороны московских чиновников. Среди иерархов этого времени уже упомянутый митрополит Кирилл II (1247-1280гг.) разъезжал по епархиям и не имел постоянного места пребывания. Чаще всего он останавливался во Владимире. Здесь в 1274 году состоялся Собор. Важным решением этого Собора было запрещение обливательного крещения. Было принято специальное постановление о необходимости приискания достойных кандидатов на рукоположение («лучше один достойный, чем сто недостойных»). Митрополит Максим в 1299 году переносит кафедру во Владимир. В этом решении его укрепило видение Богородицы. Митрополит Петр (1308-1326гг.) перевел кафедру в Москву. Перед кончиной он завещал построить соборный храм в часть Успения Богородицы и там его погребсти. Святитель Алексий (1354-1378 гг.) был регентом, т.е. фактически правителем государства при малолетнем Великом князе Дмитрии Ивановиче. Владыка Алексий около года прожил на испытании у Константинопольского Патриарха. На Русскую кафедру он был поставлен в 1354 году. При поставлении было оговорено, что оно происходит в виде исключения, из-за личных качеств кандидата, и что впредь русские епископы не будут поставляться на митрополичью кафедру. Было также поставлено условие, чтобы один раз в два года митрополит Алексий приезжал в Константинополь для отчета. Ему, однако, пришлось там побывать всего один раз. Десять лет он фактически возглавлял Русское государство. Святитель прославился исцелением ханши Тайдулы (1357 г.). Хан писал Великому князю: «пришли своего главного попа, ибо слышали, что Бог слушает его; если не пришлешь, пойду разорять Русскую Землю». Когда сын хана Чанибека Бердибек хотел обложить данью Церковь, святитель Алексей через Тайдулу добился отказа от этого намерения. Перед кончиной он предлагал прп. Сергию стать его преемником, но тот отказался. В Орде он побывал еще раз, когда новый хан увеличил поборы с русских князей. Они просили митрополита поехать в Орду, чтобы упросить хана не устанавливать новых податей и не требовать русских воинов в ордынское войско. Как известно, непростыми были отношения между Новгородом и Москвой в течение очень долгого времени. Новгородцы всегда тяготились церковной зависимостью от митрополита. Великого князя и митрополита здесь принимали плохо. Дважды они отказывали митрополиту Киприану в праве суда, не раз они обращались к польскому королю и к литовскому князю с предложением взять их под свою опеку.

Желая обуздать русских князей, воспрянувших после Куликовской битвы, Тохтамыш в 1382 году с большим войском пошёл к Москве. Татары двигались в три раза быстрее, чем обычно, меняя по ходу коней. Сведения о своем набеге Тохтамыш старался держать в секрете. Летопись, однако, сообщает, что, выражаясь современным языком, у русских был свой источник в Орде.

В то же время в летописи не объясняется, почему в Москве в тот момент не оказалось ни одного военачальника и дружины. Видимо, по причине огромного урона, который был понесен в результате Куликовской битвы. Перед Великим князем стояла дилемма: либо руководить осажденными, либо оставить Москву и идти собирать дружину. Он избрал второе.

Москву окружал огромный ров, а у татар не было приспособлений для его преодоления. Несколько дней осажденные посмеивались, видя безсилие противника. В городе начались нестроения. Распространялось пьянство.

Тохтамыш взял Москву хитростью, подослав нижегородских князей Василия и Симеона, которые поклялись, что Тохтамыш ничего дурного москвичам не сделает, и в случае сдачи города обойдется с ними с честью. Осажденные решили открыть ворота и крестным ходом идти навстречу татарам. Началась резня. Погибло около 20 тысяч человек.

Через два года после Куликовской битвы хан Тохтамыш сжег Москву. Сгорело огромное количество книг. Великий князь распорядился выдавать по полтине за сорок погребений. Русь опять была обложена данью.

Интересный взгляд на период татаро-монгольского ига приведен Г. Шимановым в книге «Записки из красного дома»: «На заре своего исторического бытия Россия не случайно была отгорожена от Европы нашествием монголов.

Европа за­душила б в своих мощных ренессансных объятиях только что родившуюся нацию, т.е. увлекла бы её на свои пути ещё до того, как её специфический православно-русский лик сфор­мировался.

Монгольское иго, принеся величайшее унижение народу русскому и понизив катастрофически его нравствен­ный и культурный уровень, не достало, однако, самой серд­цевины народного духа.

Оно не разрушило его православной души, но дало ей возможность сформироваться настолько, что никакие последующие события уже не могли изгладить из сердца народного православной печати. Этого знака осо­бенного призвания».

В 1439 году во Флоренции открылся Собор во главе с римским папой Евгением IV (кстати, он был низложен Базельским Собором). Этот папа предложил грекам безоговорочно подписать унию. В решительную минуту слово взял митрополит Исидор, возглавлявший тогда Русскую Церковь. С большой ревностью он поддержал предложение папы.

В июле 1439 года Ферраро-Флорентийская уния была подписана и официально провозглашена. В благодарность за вклад Исидора в дело подписание унии он был возведен в кардинальское достоинство и назначен легатом на территории Литвы, Ливонии, Польши и всей Руси. Некоторые члены его свиты, догадавшись о предательстве, покинули Исидора и срочно бежали в Москву.

По пути в столицу Руси Исидор рассылал грамоты, в которых сообщал о подписании унии. В марте 1441 года он прибыл в Москву. Именно Великий князь Василий Васильевич решительно отреагировал на предательство Исидора. После нескольких дней размышлений он приказал заточить его в Чудов монастырь.

За короткий срок был созван Собор Русских иерархов, на котором Исидору было предложено покаяться. Тот и не думал каяться, а во всем обвинял Русских иерархов.

В сентябре 1441 года, почувствовав безуспешность своих усилий и опасность для жизни, он со своим учеником Григорием бежал из Москвы на прием к римскому папе.

Нужно сказать, что большинство греческих участников Ферраро-Флорентинского Собора, подписавших унию, отказались от нее, а народ совсем не принял ее, так же как и духовенство. Патриарх же (Григорий Мамма) был сторонником унии и стремился насадить ее и на Руси.

Сам Исидор не отказывался от притязаний на Московскую кафедру и стремился возвратиться в Москву.

После всего произошедшего на Руси пришли к выводу: в Константинополе после подписания унии не стало ни православного Императора, ни православного Патриарха, нарушилась чистота Православия, что несло опасность для Руси. В декабре 1448 года в Москве решились поставить в митрополиты давно избранного Собором Русских иерархов рязанского епископа Иону без предварительного благословения Патриарха.

Не все признали законность этого акта (например, прп. Пафнутий Боровский), так что митрополиту Ионе было непросто. В 1450 году Великий князь Василий вновь направил послание императору Константину Палеологу, в котором сообщал о произошедших событиях в Русской Церкви.

В своем послании он напоминал, что еще в 1436 году владыке Ионе во время общения его с Патриархом было обещано, что после Исидора он будет главой Русской Церкви. Император Константин в 1452 году полностью перешел в унию, а в мае 1453 года Константинополь пал. После падения Константинополя Патриархом стал ревностный поборник Православия Геннадий Схоларий.

Ссылаясь на свои права, он послал митрополита Игнатия в Москву возглавить Русскую Церковь. Митрополит Макарий (Булгаков), профессор-протоиерей Александр Горский, профессор Знаменский утверждали, что существовала Патриаршая грамота, которая официально предоставляла Русской Церкви автокефалию, и ей усваивалось пятое место в диптихе Православных Церквей.

Текст этой грамоты не сохранился. По-видимому, сначала этот свой статус Русская митрополия рассматривала как временный, а после падения Константинополя ситуация была уже качественно иной. Никаких возражений со стороны Константинопольского Патриарха не было. Патриархи связывались друг с другом в связи с русской автокефалией.

Нет никаких документов, отрицающих законность поставления самостоятельного Московского митрополита и права Русской Церкви на автокефалию. Если бы этот оспаривалось, могло бы быть отлучение, но этого не произошло.

Итак, при митрополите Ионе (1448-1461гг.) Русская Церковь стала автокефальной (1448г.). В грамоте по этому случаю разъяснялось, что Русская Церковь не порывает связей с Греческой, а поступает так в виду того, что неизвестно, есть ли в Царьграде православный Патриарх. При Патриархе Геннадии Схоларии отношения наладились.

В 1458 году польский король добился поставления для юго-западной Руси независимого митрополита (им стал Григорий — ученик митрополита Исидора; он был посвящен латинствующим патриархом Григорием, жившим в Риме). Великий князь Московский умолял польского короля не соглашаться принимать этого митрополита, но тот проигнорировал эту просьбу.

В 1459 году по поводу происшедшего в Москве состоялся Собор, на котором была принята клятва о верности Московской Церкви.

Источник: https://ruskline.ru/analitika/2014/02/13/russkaya_cerkov_v_period_mongolotatarskogo_iga

Преподобный Пётр Царевич Ордынский и основанная им обитель в Ростове Великом

1238 год. Губительное нашествие монголов на Русь. Ростов порабощён и превращён в пепел. Настало татарское порабощение.

В то время в Ростове епископствовал святитель Кирилл. В 1253 году святитель пошёл на переговорды в Орду к хану Берке для ходатайства о церковных нуждах. Святитель рассказывал хану о православии, о крестителе князе Владимире, о святом епископе Леонтие Ростовском при гробе которого совершаются чудеса.

Хан внимательно слушал, но ещё более внимательно всё слушал его юный племянник Даир (правнук Чингисхана). Татарский мальчик заинтересовался христианством.

Вскоре у Хана Берке заболел сын и доктора  были бессильны его излечить. Хан потребовал вызвать епископа Кирилла Ростовского вспомня о чудесах которых он рассказывал. Епископ Кирилл пришёл и молитвой обращённый к святым и окроплением святой воды излечил сына хана. Хан щедро отблагодарил святителя.

Когда епископ Кирилл следовал домой, то за ним бежал и плагал татарский мальчик Даир, племянник хана. Он просил выкрасть его от матери-вдовы и от властного дяди. Поражённый чудесами исцеления двоюродного брата он просил епископа сделать его христианином.

Епископ пожалел мальчика, но крестить его не решался. Святитель боялся вызвать гнев хана на  Ростов и на Церковь. Он разрешил татарскому мальчику жить в своём доме столько, сколько он сам захочет и молиться так, как он сам хочет.

Умерает хан Берке. В Орде начинают делить власть. О мальчике забыли. Епископ решается крестить Даира с именем Петр, в честь апостола. Юноша с желанием учит молитвы. А когда епископ Кирилл умирает, юношу к себе берёт  его преемник, святитель Игнатий.

Татарский мальчик любил охоту. Охотился на берегу озера неро. Однажды в двух верстах от Ростова  на охоте он устал и уснул. Во сне ему явились апостолы Петр и Павел.

Читайте также:  Почему русские до петра i не ставили зверей на свои знамена

Апостолы высказали желание, чтобы юный Петр на этом месте построил храм в честь апостолов Петра и Павла.

И дали Петру денег 2 мешочка золотом и серебром, чтобы он для своей церкви купил три иконы, Богородицу, Святителя Николая и великомученника Димитрия Солунского.

Пётр проснулся и увидел два мешочка денег рядом с собой. Утром он вернулся в город и у иконописца заказал нужные иконы. Когда Петр принёс иконы святителю Игнатию, весь дом от икон наполнился светом. А ночью апостолы Петр и Павел явились во сне святителю и пизвали его помочь Петру в строительстве церкви.

  • Святитель Игнатий ужаснулся всем видениям и тут же благословил пойти крестным ходом до того места, которое укажет Юный Петр, сделать там временную часовню и оставить в ней иконы.

После этого юный Петр пошёл прямо к князю Глебу Васильковичу и стал просить ту землю под строительство церкви. Князь спросил «А если я не отдам землю, что будешь делать тогда?» И Пётр сказал : «Тогда я выкуплю эту землю!» Князь посмеялся, откуда у татарского юноши живущего у епископа столько денег.

Тогда юноша Петр позвал князя на берег озера и из мешочков юноша стал доставать монеты золотые и серебрянные и выкладывать ими границу земли, которую он хотел купить у князя. Князь Глеб  был в ужасе от дел Петра. Он с благодарностью принял деньги и не только разрешил забрать этот участок земли, но подарил Петру дополнительно землю с лесами и озёрами.

У Петра ещё хватило денег построить храм, а при нём создать монастырь. Но вскоре Петр стал скучать по Орде и святитель Игнатий стал боятся чтобы юноша не вернулся в Орду. Епископ решил Петра женить.

И жену ему подобрали православную татарку Феодулию , дочь одного знатного вельможи из Орды (до крещения которую звали Кончак). Епископ Игнатий их повенчал, и сам Князь был на свадьбе и братался с Петром.

Князь Глеб благодоря Святому царевичу Петру Ордынскому мог  править Ростовом в спокойствии и мире. Ведь рядом с ним жил сам Ордынский Царевич, которого любили и чтили в Золотой Орде его татарские властные родственники. Тем самым не было недовольства ни среди русских, ни среди татар .

Ростовские купцы сроднились и сблизились с купцами булгарскими и татарскими, ведь и у князя Глеба в женах княгиня Феодора тоже была Татарка. Вокруг её дворца татарские купцы оснавали Татарскую Слободу.

Сын, ростовских князей  Глеба и Феодоры, Михаил Глебович  Белозерский ,тоже много проявлял заботы в строительстве и создании ростовского Петра-Павловского монастыря  .

У Петра с Феодулией был крепкий и долгий брак. Родилось  много детей. Но когда Петр овдавел, то он уже в старости пришёл в созданный свой монастырь и принял там монашеский постриг. В 1290 году Ордынский Царевич умер монахом в монастыре в глубокой старости и был в монастыре погребён.

От его могилы стали совершаться чудеса и исцеления. Люди массово стали приходить к могиле Петра. У монастыря стали строить дома, чтобы жить ближе к могиле Петра. Ростов стал расширятся.

В 14 веке в Ростове Петр почитался уже святым, а в 1549 году Всероссийский митрополит Макарий установил официальное празднование святому царевичу Петру Ордынскому вначале в День апостолов Петра и Павла, но позже праздник был перенесён на другой день, на день памяти 12 апостолов (13 июля по новому стилю).

После смерти царевича Петра, его сын Лазарь пошёл в Орду. В Орде правил родной брат его дедушки. В Орде была радость. сына святого царевича петра буквально осыпали золотом. Наделили землями и властью, заверили грамоты золотой печатью.

Однако племянчатые внуки (по матери) святого Петра  были в обиде на святого родственника. Обида затаилась из-за того, что Пётр и его сын  Лазарь не оставили им денег ни Ордынских, ни тех на которые  строился монастырь. Они уже считали себя русскими и говорили «Род татарский — кость не наша!».

Сын Петра, Лазарь тоже умер в глубокой старости имея большой почёт и уважение у хана в Орде.

Внук святого царевича Петра по имени Юрий, человеком был очень верующим. На большие праздники, особенно на день Петра и павла и на Покров Богородицы жертвовал богато Церкви и накрывал  столы для духовенства и клироса в память о своём деде и отце.

Внук Царевича Петра, Юрий тоже был вхож и уважаем у хана в Орде.

У Юрия был сын Игнат, уже правнук святого царевича Петра.

он прославился тем, что когда  в 1322 году хан Узбек Ахмыл вторгся на Русь и разорил Ярославль, а потом пошёл на Ростов, то князи Ростовские разбежались и епископ Прохор тоже удирал с города.

  Но игнат задержал Владыку Прохора, вынул перед ним мечь и сказал, что сам засекёт мечом владыку, если он не поднимет народ против Узбека чтобы спасти своё племя и сродников.

Игнат и епископ Прохор с крестным ходом пошли на встречу хану Узбеку. Игнат перед ханом встал на колени и сказал, что он тоже потомок хана и они не воины, а богомольцы и благословят Хана Узбека, если он их не тронет. Хан Узбек сказал, что болеет его сын, пусть благословит епископ его сына, который не может ходить. Епископ помолился и сын хана выздоровел.

Хан щедро наградил деньгами епископа и Церковь и поблагодарил Игнатия, что спас от разорения свой город и уезжая обратно сказал : «Игнатий, ты наша царева кость и наше племя..

Если кто тебя обидет, не ленись дойти до меня и я войском тебе помогу!»

Потомки Царевича Ордынского Петра много послужили на благо России разным Русским Государям и они носили фамилию Чириковых.

.

    Первый монастырь был деревянный и в 1608 году его сожгли литовцы и русские изменники. Каменный монастырь построили в 1684 году. Мощи царевича Петра покоились в земле. Над ними в 1803 году потомок святого Петра, Николай Чириков сделал гробницу из серебра весом 32 кг.

    В монастыре у могилы святого находились и три заказные иконы, которые заказал сам Св.Петр. В 1908 году к ним добавилась икона «Скоропослушница» которую игумен монастыря Птоломей привёз из Афона.

    После 1917 года монастырь был разогнан. Позже и храм закрыт. В 1933 году храмь разобрали на камни и кирпичи оставив целыми только монашеские кельи, которые отдали горожанам под квартиры. На месте храма, над мощами Св.Петра создали свалку мусора.

    Возрождать монастырь стали в июле 2005 года. 11 лет назад в частично сохранённой трапезной церкви монастыря в честь Похвалы Богородицы была отслужена литургия.

    Над мощами Св.Петра Ордынского были снесены построенные в Советское время автогаражи и поставлен крест с временной ракой над могилой святого.

    • В 2005 году произошло вот такое чудо над местом погребения Ордынского Царевича Петра.

    22 ноября 2005г примерно в 15.00 в день праздника обители в честь чтимой иконы Пресвятой Богородицы именуемой Скоропослушница.

    В этот день, после Божественной Литургии, совершено освящение новосооруженного Креста над местом, где находилась рака над мощами преподобного Петра царевича Ордынского Подсветка и другие дополнительные источники света не использовались, погода была пасмурной, солнце не показывалось. Съемку производил бригадир Седешев Юрий Юрьевич.

    Тропарь Петру, царевичу Ордынскому (Ростовскому), 

    Отечества своего, блаженне Петре, удалився,/и богомерзкую веру отнюд возненавидев, /от тьмы во свет пришел еси /и вселился еси во славный и многонародный град Ростов, /в немже житие честно пожив, /церковь во имя святых апостол Петра и Павла воздвигл еси Христовою благодатию, /и сию чудными иконами, яко невесту, украсив, /святителя же, и князя, и вся люди житием своим удивил еси, /темже и по смерти твоей Христос даром чудес обогати тя. /Поминай нас, чтущих пресветлую память твою, преподобне отче Петре, /

    и моли Христа Бога спастися душам нашим.

    Молитва

    О преблаженне и преподобне Петре царевиче, Ростовский чудотворче! Якоже из мрака языческаго во свет Евангельскаго учения Господь тя призва: тако умоли Его, да и нас по неизреченней Своей благости и человеколюбию измет всесильною Своею Десницею из тмы греховныя, и осияет сердца наша к деланию Его божественных заповедей.

    Якоже ты избег мятежа мирских волнений, во ангелоподобное безпечальное житие сподобился еси достигнути, тако сподоби и нам грешным моря сего, влаемаго страстьми, пучину безмятежно преплыти, имея тя, отче, кормчаго о Господе нашем, и достигнути чистым покаянием ко пристанищу спасения вечнаго.

    И якоже имел еси споспешников тебе верховных апостолов Петра и Павла в созидании обители, тако подвигни их умилосердитися и о нас недостойных, и даровати нам от сугубыя апостольския благости дерзновение ко Христу Богу.

    Веруем бо, яко аще мощи твоя святыя и сокровенны в земли, но ты царствуеши со избранными Божиими на небеси: исходатайствуй убо, да и нам грешным молитвами твоими, да отверзется дверь Царствия Небеснаго в безконечныя веки. Аминь.

    ..

    Источник: https://filaretuos.livejournal.com/318555.html

    Положение церкви при монголо-татарах — DRIVE2

    Практически все историки, будь то атеисты (Никольский Н.М, Каргалов В.В) или же убежденные православные (Петрушко В.И, Голубинский Е.Е, мирополит Макарий), отмечали, что именно в период монголо-татарского ига, положение церкви упрочилось невероятно. Именно во время ига, возник «исконно-русский» обычай золотить купола церквей(1)(2)-столько там скопилось богатств. Церковь стала крупнейшим землевладельцем(2)(3), причем все без исключения церковные богатства были освобождены от любых поборов (1)(2)(3)(4)(5)(6)(7). Ханы в Улусе Джучи, вообще считали священников (русских!) именно своими слугами, и на этом основании тщательно оберегали церковь, от каких-либо претензий князей (3)(4)(7).

    Правда игумен Кирилл(Сахаров) заявил, что татары -де «задабривали Церковь«(6), но думается, что игумен, все же несколько сместил акценты.

    Во всяком случае, историки давно уже объяснили очередной «каверзный» вопрос «тартарианцев«-«Отчего не было монгольских гарнизонов?«. А зачем, когда православная церковь по факту была частью (и частью важной!) монголо-татарской власти.

    (3)(8). Сарайская епархия, куда кстати князья исправно ездили на поклон, располагалась напротив ханского дворца(3)(8)

    Тем не менее, влияние церкви выросло чрезвычайно. Именно в эпоху ига, между понятиями «православный» и «русский» стал ставиться знак равенства. Как пишет один из исследователей «Монголо-татарское иго научило русских кротости и смирению«(9), причем пишет это с нескрываемым удовольствием.

    Многие историки цитируют ярлык хана Узбека, данный церкви: «зане они за нас и род наш бога молят и воинство наше укрепляют«.

    Помнится недавно, в интернет-дискуссии, один рьяный защитник церковников постеснялся ответить на прямой вопрос: -а как собственно называются лица, активно и добровольно сотрудничающие с оккупационными властями? И сотрудничающие за щедрую плату.

    За время ига помимо монастырей было построено около трех сотен церквей (4), и значительное (неучтенное) количество часовен. Можно заявить без преувеличения: время монголо-татарского ига, было временем очевидного расцвета православной церкви.

    Уже упоминавшийся игумен Кирилл (Сахаров) с удовольствием цитирует некоего Г.Шиманова. Шиманова не читал, но отчего же сомневаться в точности цитирования священником-то? Итак:

    «На заре своего исторического бытия Россия не случайно была отгорожена от Европы нашествием монголов. Европа задушила б в своих мощных ренессансных объятиях только что родившуюся нацию, т.е увлекла бы ее на свои пути, еще до того как ее специфический православно-русский лик сформировался.

    Монгольское иго, принеся величайшее унижение народу русскому, и понизив катастрофически его нравственный и культурный уровень(…).

    Оно не разрушило его православной души, но дало ей возможность сформироваться настолько, что никакие последующие события уже не могли изгладить из сердца народного православной печати«(6)

    А хорошо сказано? «задушила б в своих мощных ренессансных объятиях«-это нечто! То, что именуется Возрождением, могло оказывается «задушить» откровенную византийщину, не будь ордынских сабель.

    И не было бы «Домостроя«, теремного затворничества, и я бы писал о РУССКИХ ХУДОЖНИЦАХ И ПИСАТЕЛЬНИЦАХ/ПИСАТЕЛЯХ XV в.

    ! Потому что они БЫ БЫЛИ,а так ИХ НЕТ! И очень возможен вывод, о том, что укрепление православной церкви, явилось следствием «катастрофического понижения нравственного и культурного уровня» людей-это вполне возможный вывод из цитаты приведенной православным священником.

    Так, что монголо-татары, боролись ЗА православную церковь. И византийские ценности, прямо отторгающие Московское государство от остальной Европы (а в Московии было между прочим и не мало общеевропейских черт, несмотря ни на что-И.Л) -укрепились лишь под охраной ордынских, т.е монголо-татарских сабель.

    Читайте также:  Зачем татарстан хотел выйти из ссср и одновременно остаться там

    1 Никольский Н.М. История русской церкви М 1985 г,3-е изд2 Каргалов В.В. Монголо-татарское нашествие на Русь М 19663 Егоров В.П. Золотая Орда: мифы и реальность М 1990 г4 Петрушко В.И.

    Курс лекций по истории русской церкви М 2008,ч 25 Голубинский Е.Е История Русской церкви Т II 1899 г6 Игумен Кирилл(Сахаров) Русская Церковь в период монголо-татарского ига7 Почекаев Р.Ю.

    Право Золотой Орды М 20098 Похлебкин В.В. Татары и Русь М 2000

    9 М.Яблоков Русская Православная церковь в период монголо-татарского ига.

    Илья Левко

    Источник: https://www.drive2.ru/b/482044865266319412/

    adeptdao: Золотая орда

    Про Куликово поле, где оно на самом деле находится, про «выдуманное» ордынское иго, и многое другое. Про Храм Всех Святых на Кулишках, якобы на месте Куликовской битвы… В общем, много букв. Читайте.

    Сразу даю ссылку на редкую книгу: «Москва. Том 1. 1865 г. Подробное историческое описание города.» Очень и очень рекомендую.

    Ссылка.

    Небольшая цитата от того, чьё имя не произносится. В приличном обществе. :))

         Начнем с того, что некоторые летописцы прямо указывают, что поле находилось в Москве. Например, архангельский летописец, описывая встречу Владимирской иконы Божьей матери в Москве «на поле на Куличкове». Вот полная цитата: «И принесоша икону и сретоша Киприян митрополит со множеством народу, на поле на Куличкове, идее же ныне церкви камена стоит во имя Сретенья Пречистыя, месяца августа, в 26 день». Упомянутая церковь стоит, как известно, на Сретенке. А недалеко от Сретенки в Москве есть место, до сих пор под своим древним названием — Кулишки. Мнение о том, что московское название Кулишки являются синонимом Куликова поля, бытовало в Москве еще и в XIX веке! Например, в сборнике «Старая Москва», изданном Комиссией по изучении старой Москвы при Императорском Московском археологическом обществе, упоминается о существовавшем, якобы, «неправильном предположении», будто московское «Кулишки произошли от Куликов или Куликова поля». Именно на Кулишках до сих пор стоит церковь Всех Святых, которая «старому преданию была построена Дмитрием Донским в память воинов, убитых на Куликовом поле». Она так и называется : церковь Всех Святых на Кулишках.

    По мнению Фоменко здесь и произошла знаменитая битва.

    •  Можете сами почитать.
    • Ссылка.
    • И теперь, редкая книга, 
    • Путешествие в Восточные страны Вильгельма де Рубрук
    • в лето Благости 1253 Послание Вильгельма де Рубрук Людовику IХ, королю французскому.
    • Ссылка.

    ГЛАВА ПЕРВАЯОтъезд наш из Константинополя и прибытие в Солдаию, первый город Татар.ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯО дворе Бату и том, как он нас принял

    Вся эта страна от западной стороны того моря, где находятся Железные Ворота Александра и горы Аланов, до северного океана и Болот Меотиды, где начинается Танаид, обычно называлась Албанией. Исидор говорит про нее, что там водятся собаки такие большие и такие свирепые, что они хватают волов и умерщвляют львов.

    Это верно, судя по тому, что я узнал от рассказывавших, как там, в направлении к северу, собаки, в силу своей величины и крепости, тянут повозки, как быки.

    Итак в том месте, где мы остановились на берегу Этилии, есть новый поселок, который Татары устроили вперемешку из Русских и Саррацинов, перевозящих послов, как направляющихся ко двору Бату, так и возвращающихся оттуда, потому что Бату находится на другом берегу в восточном направлении, и он не проходит через это место, где мы остановились, когда поднимается летом, а он уже начинал спускаться. Именно с января до августа он сам и все другие поднимаются к холодным странам, а в августе начинают возвращаться. Итак, мы спустились на корабле от этого поселка до двора Бату, и от этого места до городов Великой Булгарии к северу считается пять дней пути. И я удивляюсь, какой дьявол занес сюда закон Магомета. Ибо от Железных Ворот, находящихся в конце Персии, требуется более тридцати дней пути, {119} чтобы, поднимаясь возле Этилии, пересечь пустыню до упомянутой Булгарии, где нет никакого города, кроме некиих поселков вблизи того места, где Этилия впадает в море; и эти Булгаре – самые злейшие Саррацины, крепче держащиеся закона Магометова, чем кто-нибудь другой. Итак, когда я увидел двор Бату, я оробел, потому что собственно дома его казались как бы каким-то большим городом, протянувшимся в длину и отовсюду окруженным народами на расстоянии трех или четырех лье. И как в Израильском народе каждый знал, с какой стороны скинии должен он раскидывать палатки, так и они знают, с какого бока двора должны они размещаться, когда они снимают свои дома [с повозок]. Отсюда двор на их языке называется ордой, что значит середина, так как он всегда находится по середине их людей, за исключением того, что прямо к югу не помещается никто, так как с этой стороны отворяются ворота двора. Но справа и слева они располагаются, как хотят, насколько позволяет местность, лишь бы только не попасть прямо пред двором или напротив двора. Итак, нас отвели сперва к одному Саррацину, который не позаботился для нас ни о какой пище. На следующий день нас отвели ко двору, и Бату приказал раскинуть большую палатку, так как дом его не мог вместить столько мужчин и столько женщин, сколько их собралось. Наш проводник внушил нам, чтобы мы ничего не говорили, пока не прикажет Бату, а тогда говорили бы кратко. Он спросил также, отправляли ли вы к ним послов. Я сказал, что вы посылали их к Кен-хану и что не отправляли бы ни послов к нему, ни грамоты к Сартаху, если бы не думали, что они были христианами, так как вы послали нас не из-за какого-нибудь страха, а с целью поздравления, потому что вы слышали, что они – христиане. Затем он отвел нас к шатру [павильону, papilionern], и мы получили внушение не касаться веревок палатки, которые они рассматривают как порог дома. Мы стояли там в нашем одеянии босиком с непокрытыми головами, представляя и в собственных глазах великое зрелище.

    Кто-нибудь, заметил в тексте слово Тартар? Нет?

     О местоположении Сарая (первой столицы Золотой Орды)Тезисы доклада. Опубликованы в сборнике: «АРХЕОЛОГIЯ ТА ЕТНОЛОГIЯ СХIДНОЇ ЄВРОПИ: Матерiали i дослiдження». Том 3.(Мiжнародний конгрес. Крок молодi у XXI столiття. 24-27 квiтня 2002 р.). Одеса. «Друк». 2002 р.Стр. 177.Город Сарай был основан Батыем в низовьях Волги в 1250-е гг.

    , окончательное запустение города относится к концу XV в. По всей видимости столица в XIV в. была перенесена (ни одно из средневековых городищ Нижнего Поволжья не существовало столь длительное время — с середины XIII в. до конца XV в.). На протяжении XX в. господствовало убеждение, что Старому Сараю соответствует городище у с. Селитренное (Астраханская обл.

    ), а Новому Сараю — Царевское городище (Волгоградская обл.). И.В. Евстратов в 1997 г. пересмотрел эту теорию. По его мнению, в Золотой Орде была только одна столица, которая располагалась у Селитренного. Мы согласны с тем, что локализация Нового Сарая на Царевском городище невозможна, т.к. данное городище не существовало в то время, когда еще чеканились монеты в Сарае ал-Джедид (И.

    В.Евстратовым была предложена локализация Гюлистана на месте Царевского городища). Датировка Селитренного городища прекрасно согласуется со временем чеканки монет в Сарае ал-Джедид.Однако, мы полагаем, что древнейшая столица Золотой Орды располагалась не в районе Селитренного. На городище собран многотысячный комплекс монет (Рудаков, 2000, табл. II).

    По монетным находкам время существования этого памятника определяется от 1330-х гг. до XV в. Слоев 1250-1320-х гг. здесь неизвестно. В «Торговой практике» Ф.Бальдуччи Пеголотти и в Тосканском Анониме сообщается, что Сарай расположен на расстоянии одного дня пути от Хаджи-Тархана (Еманов , 1995, -C. 149; Pegolotti, 1936, -P. 21). Данные Пеголотти, по мнению Г.А.

    Федорова-Давыдова, относятся к 1320 гг. (Федоров-Давыдов, 1958, -C. 65). Местоположение Хаджи-Тархана в настоящее время споров не вызывает. Этот город локализуется на месте городища Жареный (Шареный) Бугор (северная часть г. Астрахани). Селитренное расположено на расстоянии более 100 км. от Жареного Бугра. Преодолевать такой путь за один день регулярно было маловероятно.

    Обычно, торговые караваны проходили в сутки около 30 км. Ибн Баттута сообщает, что расстояние между Хаджи Тарханом и Сараем он преодолел в 1333/1334 г. за три дня (Тизенгаузен , 1884, -C. 306). Это вполне согласуется с расстоянием между Селитренным и Жареным Бугром.

    Таким образом, можно предполагать, что до путешествия Ибн Баттуты столица располагалась южнее, ближе к Хаджи Тархану.В настоящее время мы располагаем информацией о монетных находках на ряде городищ в южной части Астраханской обл. В XIII в., судя по нумизматическим материалам, существовали населенные пункты в Красном Яру, Самосделке и Мошаике.

    Время существования Комсомольского (Аксарайского) городища определяется XIV в., но, возможно, что памятник существовал и в XIII в. Красноярское городище остается почти неизученным, т.к. полностью застроено.Однако, при археологических раскопках в 1989-1990 гг. здесь был собран небольшой комплекс джучидских монет 23 экз.) конца XIII – первой трети XIV в.

    Вызывают огромный интерес нумизматические материалы из раскопок грунтового могильника Маячный бугор, расположенного в непосредственной близости от Красноярского городища и являющегося, вероятно, городским некрополем этого памятника (Васильев, 2001, -С. 34). В 1990-е гг. здесь в различных погребениях были найдены следующие монеты с определенным временем чеканки: 1266 г.

    – 2, 1271 г. – 1, 1280 г. — 2, 1290 г. – 1, 1293 – 2, конец XIII в. – 6, 1310 г. – 6, 1310-1316 гг. — 3, 1313 г. — 2, 1313-1317 гг. — 3, 1316 г. – 1, 1322 г. – 1 (Пигарев, 2000, -С. 288-290). Таким образом, очевидно, что Красноярское городище существует со второй половины XIII в. до конца 1330-х гг. Монет времени Джанибека на этом памятнике уже нет.

    Самосдельское городище также возникает в XIII в., но этот памятник вряд ли может претендовать на роль первой золотоордынской столицы, т.к., во-первых, ордынское поселение на территории городища небольшое, а, во-вторых, монет Сарая второй половины 1330-х гг. (тип «лев и солнце») здесь не обнаружено, т.е.

    , вероятно, памятник не существовал в то время, когда в Сарае чеканились монеты (Гречкина, Васильев, 2001, -С. 43; Попов, 2001, -С. 105; Гончаров, 2001, -С. 2).В XIV в. происходило резкое повышение уровня Каспийского моря, вероятно, носившее характер катастрофы.

    Существует версия о том, что именно это и послужило причиной гибели поселения Самосделка (Бронникова, Зазовская, Аржанцева, 2001, -С. 47). Е.В.Шнайдштейн полагает, что городище Мошаик было также затоплено к середине XIV в. (здесь была найдена монета 1310 г.)(Шнайдштейн, 1979, -С. 201-203; 1989, -С. 3-4).

    Анализ монетного материала Самосделки позволяет сделать предположение, что резкое повышение уровня моря произошло в 1330-е гг. В 1330-е гг. было оставлено и Красноярское городище (вероятно, на несколько лет позже, чем Самосделка). Нельзя не заметить также, что и Селитренное городище (Вторая столица) возникает в 1330-е гг., к началу 1340-х гг.

    относятся первые сообщения о Новом Сарае. Нам представляется вероятным, что именно повышение уровня Каспия могло послужить причиной переноса столицы на безопасное расстояние от моря.

    Мы считаем Красноярское городище наиболее вероятным претендентом на роль первой столицы Золотой Орды. Дальнейшие исследования этого памятника позволят подтвердить или опровергнуть предложенную нами гипотезу. Заметим также, что расстояние от Жареного Бугра до Красного Яра, очевидно, составляло в XIII-XIV один день пути, что согласуется с данными Пеголотти и Тосканского Анонима. Однако, сейчас нельзя исключать, что городище Старого Сарая археологически еще не обнаружено или застроено.

    Расцвет Сарай-Берке/Сарай Ал-Джедида относится к первой половине XIV века. После 1361 года, в период «Великой замятни», город переходил из рук в руки различных претендентов на ханский престол, а в 1395 году был разрушен Тимуром в ходе его борьбы с Тохтамышем.

    В 1402 году столица возобновлена, но уже не смогла достичь прежнего великолепия и блеска. В 1471 году Сарай был взят и разграблен вятскими ушкуйниками.

    Окончательно запустел после разорения князем Ноздроватым-Звенигородским в 1480 году и завоевания крымским ханом Менгли-Гиреем в 1502 году.

    Не стану упираться и доказывать, что это вот всё, точка в местоположении Нового Сарая, не суть. Вопрос не в том, где, а в том, был или нет?

    Читайте также:  Раскрашивание покойника, кукла мертвеца и другие шокирующие похоронные обряды манси

    Царевское викариатство Астраханской епархии 

    Источник: https://cont.ws/post/296207

    Ханы и Сарайская епархия

    Во взаимоотношениях Золотой Орды и русских княжеств в XII–XIV веках немаловажную роль играл религиозный фактор. Это достаточно малоизвестная широкой общественности тема ждёт ещё добросовестных исследователей. Судя по имеющимся летописным источникам, свидетельствам католических монахов и арабских путешественников того времени, пришедшие на Русь чингизиды отличались веротерпимостью.Так, монах-францисканец Гийом де Рубрук, участник французского посольства к великому хану Мункэ (1253 г.) писал королю Людовику Святому: «О городе Каракоруме да будет вашему величеству известно… Там находятся 12 храмов различных народов, 2 мечети, в которых провозглашают закон Мухаммада, и христианская церковь на краю города».
    К Православной церкви Батый и последующие правители улуса Джучи (Золотой Орды) относились весьма благосклонно. В 1261 году митрополитом Киевским Кириллом по ходатайству великого князя Владимирского Александра Невского и с разрешения хана Берке в Сарай-Бату, в столице Золотой Орды была учреждена Сарайская епархия. Первым епископом Сарайским стал святитель Митрофан, в управлении которого находилась также Переяславская епархия.

    Один из наиболее глубоких исследователей Сарайской епархии – историк и православный публицист Владимир Махнач, чьи работы проливают свет на эту страницу истории Руси и Русской Православной церкви. Его видение тех событий таково.

    ПРАВОСЛАВНАЯ епархия в столице Орды – Сарае, тремя столетиями позже перенесенная на Крутицы (ныне Таганский район Москвы. – Ред.), учреждена в 1261 году. Многие авторы указывают самые многочисленные причины основания новой кафедры.

    Во-первых, число русских в Орде в 1250-е годы все увеличивалось. Речь шла уже об участившихся посещениях ханской резиденции русскими князьями с их приближёнными, купцами, различными посольствами. Князья содержали в Сарае свои дворы с челядью.

    Многие из этих русичей волей или неволей проводили в Орде годы.

    Во-вторых, ордынская власть к этому времени уже вполне наладила отношения с духовным сословием, находившемся в привилегированном положении по сравнению с остальным русским населением и, вероятно, не противилась стремлению русского духовенства упрочить своё влияние на новой обширной территории.

    В-третьих, в ордынских землях, особенно по Дону, жили бродники – христианизированные потомки хазар и предки донских казаков. В-четвёртых, ханская власть придавала особое значение сарайскому епископу во взаимоотношениях Орды с Византией.

    Вряд ли случайным совпадением было основание кафедры в том самом 1261 году, когда Михаил Палеолог вышвырнул крестоносцев из Константинополя, восстановив православную столицу. Известно летописное свидетельство о возвращении Феогноста, второго епископа Сарайского, в 1279 году «из Грек, послан бо бе митрополитом к патриарху и царем Менгутемером к царю греческому Палеологу».

    Русские князья и высшее духовенство, видимо, получали от сарайского архиерея сведения об обстановке в ставке, об отношении хана к тому или иному из русских князей. В какой-то степени епископ мог влиять на эти отношения.

    При всей изученности вопроса бросается в глаза странная ситуация, когда историки преимущественно интересуются, чем была полезна сарайская кафедра ордынцам, а не русским, не Византийской империи, не Вселенской Православной Церкви.

    В конце концов, не ордынцы же учредили епархию!

    БЫЛА ЕЩЁ ОДНА серьёзнейшая причина стремления русского духовенства к усилению влияния в Орде: борьба с римо-католичеством, которое с XIII столетия постоянно усиливало натиск на Восток. С установлением ордынской власти на Руси в Риме сочли, что теперь появилась возможность распространить папизм как среди русских с помощью Орды, так и среди самих ордынцев, возможно, с помощью наших. Преследовалась и цель привлечь степняков к борьбе с турками-сельджуками, с Никейской (Византийской) империей, с германским императором Фридрихом II Гогенштауфеном.

    Этот нажим осуществлялся с помощью миссионеров, чаще всего францисканцев и доминиканцев, которых папы, снабдив посланиями, посылали на Русь и в Орду и в XIII, и в XIV веках.

    Таким из них, как Иоанн Плано Карпини, Гильом Рубрук, Юлиан, мы обязаны интереснейшими свидетельствами о тех странах, где они побывали, но посланы они были совсем не с познавательными целями. Их донесения подчас даже носили ложный характер при описании собственных миссионерских успехов.

    Так, венгерский монах-доминиканец Юлиан в 1235 году сообщал о словах, сказанных будто бы князем великой Лаудамерии (Владимиро-Суздальского княжества. – Ред.): «…Ведь близко время, когда все мы должны принять веру римской церкви и подчиниться её власти».

    Интересно отметить, что ещё в булле 1233 года Папа Григорий IX давал индульгенцию всем доминиканцам, отправлявшимся на Русь, прощая им такие грехи, как поджог и убийство клирика; им также дано было право самим отпускать эти грехи.

    В ряде посланий начиная с XIII века Папы призывали русских князей к отречению «от своих заблуждений», то есть от православия.

    ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ обстановка в XIII веке была тяжелейшей во всей русской истории. Русь не смогла оградить себя от вторжения монгольской орды.

    Ряд важнейших городов был разорен, страх перед шайками степняков делал невозможным движение купеческих караванов. Ещё в XII веке иссяк Великий днепровский транзитный «путь из варяг в греки». К тому же западная граница была враждебна, а уцелевшие города Северо-Запада – Новгород, Псков, Полоцк, Смоленск – стремились переориентировать свою торговлю на Балтику, потеряв русский рынок.

    Упадок торговли поощрял упадок ремесла и наоборот, что образует порочный круг. Падение заказа под влиянием социально-психологического шока было чудовищным: богатейший, никем не разорённый Новгород около 60 лет не вёл каменного строительства. Отсечённый Великой схизмой (церковный раскол в 1054 г.

    , приведший к разделению христианства на Римско-католическую церковь на Западе и Православную – на Востоке с центром в Константинополе. – Ред.), Запад стал окончательно чужим после разорения Константинополя в 1204 году. Византийская империя, выстояв шестивековой натиск Ислама, пала под предательскими ударами крестоносцев.

    Между Русью и Чёрным морем вместо «своих поганых» – торков, берендеев, половцев – была Орда. Культурная изоляция и экономический упадок влекли за собой утрату влияния городов и городских монастырей.Лишь Церковь оставалась твердыней русского человека. Церковь, которую не тронули и монголы, которую «и врата адовы не одолеют».

    РЕЛИГИОЗНО-КУЛЬТУРНАЯ терпимость монгол изумляла современников. Ханские ярлыки освобождали духовенство ото всех видов дани, всех повинностей в пользу хана.

    «Сию грамоту видяще и слышаще от попов и чернецов ни дани, ни иного чего ни хотят, ни возьмут баскаци, княжьи писцы, поплужники, таможници, а возьмут ине по велицей Язе извиняться и умруть» (из ярлыка Менгу-Тимура 1267 г.).

    Ярлыки оберегают земли, воды, сады, огороды, мельницы, принадлежащие духовенству. Церковные дома освобождаются от постоя. За оскорбление церквей, хуление веры, уничтожение церковного имущества (книг и т.п.) полагалась смертная казнь. Ярлык Тайдулы 1347 года прямо обращается к русским князьям с призывом поддерживать все эти привилегии церкви.

    Представляется уместным отметить, что Русская земля, оправившись от первого потрясения, могла сопротивляться. В 110 тысяч воинов оценивают историки силу объединённых княжеств в XIII веке. Это заведомо больше, нежели силы Батыева улуса. Но Русь сражалась и на Западе. Поляки, венгры, шведы и несравненно более опасный Тевтонский орден – вот страшные бескомпромиссные враги.

    Блестящий анализ Л.Н. Гумилева не оставляет сомнений в том, что Русь могла победить ценой союза с папством, ценой окатоличивания и феодализации. Ценой, которую в конечном итоге отказался платить князь Даниил Галицкий, которую решительно отвергли святой благоверный князь Александр Невский и митрополит Кирилл.

    К тому же положение и в Орде, и в ставке великого хана отличалось исключительной нестабильностью и даже поддавалось русскому влиянию. Во время похода Батый рассорился со своими кузенами – Гуюком, сыном великого хана Угедея, и Бури, сыном великого хранителя Ясы, Чагатая. «Отцы стали на сторону Батыя и наказали опалой своих зарвавшихся сынков, — писал Л.Н.

    Гумилёв, — но когда умер в 1241 году Удегей и власть попала в руки матери Гуюка, ханши Туракины, дружины Гуюка и Бури были отозваны – и бедняга Батый оказался властителем огромной страны, имея всего четыре тысячи верных воинов при сверхнатянутых отношениях с центральным правительством. О насильственном удержании завоеванных территорий не могло быть и речи.

    Возвращение в Монголию означало более или менее жестокую смерть. И тут Батый, человек неглупый и дальновидный, начал политику заигрывания со своими подданными, в частности с русскими князьями Ярославом Всеволодичем и его сыном Александром. Их земли не были обложены данью». Но и Гуюку было несладко.

    Против него выступили монгольские ветераны, сподвижники его деда, и несториане, связанные с детьми Толуя. Хотя в 1246 году Гуюка провозгласили великим ханом, но настоящей опоры у него не было. Гуюк попытался найти её там же, где и его враг Батый, – среди православного населения завоеванных стран.

    Он пригласил к себе «священников из Шама (Сирии), Рума (Византии), Осов и Руси» и провозгласил программу, угодную этим народам, – поход на латинский Запад.

    МИССИЯ Плано Карпини официально состояла в том, чтобы передать великому хану предложение принять римо-католичество.

    В отношении монгольской державы эти планы на том этапе были безнадёжны: сохранилось письмо хана Гуюка папе Иннокентию IV , где хан, угрожая нашествием, требовал полного подчинения. «Отсюда знайте за верное, — сообщал Гильом Рубрук французскому королю в 1253 году, — что они весьма далеки от веры, вследствие этого мнения, которое укрепилось среди них, благодаря русским, количество которых среди них весьма велико».

    В начале 1248 года Гуюк внезапно умер или был отравлен. Батый, получивший перевес сил, возвёл на престол сына Толуя – Мункэ, вождя несторианской партии, а сторонники Гуюка были казнены в 1251 году.

    НАША СПРАВКА.

    Несторианство – учение, традиционно приписываемое Несторию, архиепископу Константинополя (428—431) и осуждённое как ересь на Эфесском (Третьем Вселенском) соборе в 431 г. Единственной христианской церковью, исповедующей ныне данное вероучение, является Ассирийская церковь Востока.

    Фактически несторианство возникло задолго до самого Нестория, являясь учением Антиохийской богословской школы.

    После завоевания Руси Батыем и ссоры Батыя с наследником престола Гуюком (1241 г.) русскими делами в Золотой Орде заведовал Сартак, сын Батыя. Христианские симпатии Сартака были широко известны, и даже есть данные, что он был крещён, разумеется, по несторианскому обряду.

    Однако к римо-католикам и православным Сартак не благоволил, делая исключение лишь для своего друга и побратима – Александра Ярославича. Такое положение продолжалось до смерти Сартака в 1256 году, после чего хан Берке (младший брат хана Бату. – Ред.

    ) перешёл в ислам, но постарался учредить в Сарае епархию Православной церкви в 1261 году и благоволил православным, опираясь на них в войне с персидскими ильханами, покровителями несторианства (правители государства Хулагуидов носили титул ильхан, основателем этой династии был Хулагу, младший брат Мункэ. – Ред.

    )Именно с этого момента несторианская проблема становится для русских неактуальной, а православная контрмиссия – направленной прежде всего против латинян.

    ПОРАЗИТЕЛЬНО, однако, как все историки отказываются замечать ещё одну причину основания кафедры в Сарае, на наш взгляд – главнейшую: организацию широкой миссии среди ордынцев.

    Н.М. Карамзин приписывал замысел учреждения кафедры в Сарае Александру Невскому, митрополит Макарий (Булгаков) и Е.Е. Голубинский – митрополиту Кириллу. Оба они, без сомнения, знали, что половецкая угроза закончилась с крещением многих и многих половцев.

    Известны факты: половецкий хан Амурат крестился в Рязани в 1132 году, Айдар – в Киеве в 1168 году, Бастий – в 1223 году, вступая в союз с русскими против монгол; из православных половцев состояло целое крыло войск царя Давида Строителя в Дидгорской битве (произошла в 1121 году между войсками грузинского царства и армией сельджуков. – Ред.

    ); половцы, переселившиеся в Венгрию, были православными. Следует помнить, что и само монгольское нашествие Русь навлекла, заступившись за друзей-половцев. Бесконечно много писали об Александре Невском, но, пожалуй, незаслуженно мало – о митрополите Кирилле, заслонённом от нас светлыми образами великих Святителей Московских.

    А между тем сей владыка занимал первосвятительскую кафедру с 1243 по 1280 годы, то есть дольше, чем кто-либо когда-либо. Он открыл три новые епархии: Холмскую – в 1250 году, Сарайскую – в 1261 году и Тверскую – около 1271 года.

    Именно митрополит Кирилл достиг согласия между князьями Александром Невским и Даниилом Галицким, между Александром Невским и его братом Андреем. Он созвал Владимирский поместный собор 1274 года. Он проводил святого князя Александра в последний путь, сказав над его гробом слова, ставшие бессмертными: «Уже зашло солнце Земли суздальской».

    Первоисточник:
    http://redstar.ru/

    Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

    Источник: https://topwar.ru/30117-hany-i-sarayskaya-eparhiya.html

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector