Использовал ли пушкин ненормативную лексику в своих стихах

Мат, нравится нам это или нет, – часть русского языка, причем часть довольно обширная. Ее использованием не гнушались даже великие классики! И ведь это при том, что употребление мата, как в устной речи, так и в письменной, считается как минимум неприличным.


Интеллигенты до сих пор ломают копья, пытаясь решить, допустим ли мат. Его употребление знаменитыми писателями – один из основных аргументов «за». Вот лишь малая часть знаменитых «матершинников».

  • 1. Александр Пушкин
  • Использовал ли Пушкин ненормативную лексику в своих стихах

Пушкин, будучи гением русской словесности, пользовался матом соответствующе – метко разбрасывая его по своим произведениям. Причем мат в его арсенале был не только отечественный, но и французский. Он искренне сокрушался, что изначальная версия «Бориса Годунова» оказалась зацензурена – сцены с матом попросту вырезали. Зато отдельные стихотворения сохранились.

Орлов с Истоминой в постели
В убогой наготе лежал.
Не отличился в жарком деле
Непостоянный генерал.
Не думав милого обидеть,
Взяла Лаиса микроскоп
И говорит: «Позволь увидеть,


Чем ты меня, мой милый, ё*”.

К ругательствам в жизни Пушкин тоже относился тепло и активно использовал их в переписке. В письме своему другу Соболевскому великий поэт писал: «Ты ничего не пишешь мне о 2100 р., мною тебе должных, а пишешь мне о M-me Kern, которую с помощию божией я на днях *б» По словам Пушкина, «какова компания, таков и разговор». Почему бы и не поматериться.

2. Сергей Есенин

Использовал ли Пушкин ненормативную лексику в своих стихах

Есенин, как известно, умело воспевал деревенские просторы. Но какая русская деревня без мата? Вот поэт и намотал на ус. В подпитии матерные стихи лились из него рекой. Правда, воспевали они уже не красоты природы, а вещи откровенно непристойные.

К сожалению, эти произведения поэта до нас не дошли – Есенин их никогда не записывал, о них мы знаем только по воспоминаниям современников. В интернете довольно много сомнительных стихов, приписываемых поэту, однако это творчество, как говорится, народное. Зато в поэме «Пугачев» Есенин все-таки не удержался:

  1. Разве это когда прощается,
    Чтоб с престола какая-то б***ь
    Протягивала солдат, как пальцы,

  2. Непокорную чернь умерщвлять!
  3. 3. Михаил Лермонтов
  4. Использовал ли Пушкин ненормативную лексику в своих стихах

Михаилу Лермонтову ругаться было положено по профессии: все-таки он служил в гвардии, а с военными мат так же неразлучен, как и с деревней. Да и повздорить поэт был не прочь. Эти навыки нашли отражения в его стихах.

  • Встречаясь с ним подчас,
    Смущалися красотки;
    Он п**дил их не раз,
    Перебирая четки.

  • (из стихотворения «Он был в краю святом»)
  • или

— Ужель Ижорки не видать!.. —
«Ты, братец, придавил мне ногу;
Да вправо!» — Вот поднял тревогу! —
— «Дай трубку» — Тише — *б их мать.


  1. (из поэмы «Уланша»)
  2. 4. Лев Толстой
  3. Использовал ли Пушкин ненормативную лексику в своих стихах
    Источник: svoboda.org

Лев Толстой не оставил письменных свидетельств о любви к сквернословию, однако, по свидетельствам современников, был опытным матершинником.

Максим Горький писал: «Вспоминается моя первая встреча с ним, его беседа о «Вареньке Олесовой», «Двадцать шесть и одна». С обычной точки зрения речь его была цепью «неприличных» слов.

Я был смущен этим и даже обижен; мне показалось, что он не считает меня способным понять другой язык».

5. Иван Бунин

Использовал ли Пушкин ненормативную лексику в своих стихах

Иван Бунин, почетный академик и Нобелевский лауреат, был большим любителем крепко выругаться. Проявлялось это по-разному – и в повседневных разговорах, и в литературной жизни. О его «матерных» подвигах известно много.

Так, однажды он откомментировал том сочинений Блока, исписав нецензурными словами всю книгу. На встрече с Набоковым, не поняв шутки, не выдержал и выматерился от души.

И это был не единичный случай: современники вспоминали, что ругался Бунин часто и много.

Своеобразным апогеем его любви к мату стал словарь матерных слов. Он составлял его, любовно собирая словесную грязь, а потом решил преподнести Академии – в благодарность за присуждение ему звания почетного академика. Интересно, не пожалела ли Академия о своем решении после такого подарка?

6. Александр Куприн

Использовал ли Пушкин ненормативную лексику в своих стихах

На этом поприще у Бунина был серьезный конкурент – Александр Куприн. Он ругался так виртуозно, что Иван Алексеевич открыто ему завидовал.

Как-то раз Куприн пришел к нему в гости с определенной целью: поделиться последними наработками. Он ругался долго, со вкусом и, по утверждениям Бунина, «гениально». Что тут скажешь, талантливый человек талантлив во всем.

  • 7. Владимир Маяковский
  • Использовал ли Пушкин ненормативную лексику в своих стихах
  • Маяковский, как гласят легенды, тоже был не прочь крепко выругаться – как в жизни, так и в поэзии.

Вам ли, любящим баб да блюда,
жизнь отдавать в угоду?!
Я лучше в баре бл***м буду
подавать ананасную воду!


(из стихотворения «Вам!»)

Вообще-то перу Маяковского приписывают вещи куда более вольные, но вряд ли их действительно написал он. Его друг Роман Якобсон утверждал, что Маяковский гордился тем, что, не считая двух двустиший, не засорил ни одного своего стихотворения грубой лексикой. Но даже если и так, гордость поэта заставляет считать, что порывы были, причем серьезные.

После стольких примеров впору думать, что мат – это нечто не только нестрашное, но и необходимое для поддержания русской культуры. Мол, если великие классики не чурались, то чем мы хуже?

Но не все так просто и радужно. Хотя большинство лингвистов видят в мате неотъемлемую составляющую русского языка, существует серьезная проблема ее нецелевого использования. Иначе говоря, если писатель умело («гениально», по выражению Бунина) выругался в жизни или тексте – это допустимо. А вот если человек употребляет мат к месту и не к месту, как часто и происходит, это уже серьезно.

Существует и кардинально противоположная точка зрения: мат – это зло, и его надо искоренять из жизни и литературы любыми путями.

Источник: https://www.livelib.ru/articles/post/36805-dopustim-li-mat-v-russkoj-literature

Пушкин матерные стихи читать

  • Но любая строчка великого поэта дополняет его образ, иной раз с самой неожиданной стороны.
  • В книгу вошли произведения, которые раньше не публиковались в подцензурных изданиях, так как считались неприличными.
  • Многие стихотворения Александра Сергеевича до сих пор находятся под строгой цензурой.
  • В свое время великий поэт использовал нецензурную лексику и в публицистических произведениях, и лирических, включая всем известного «Бориса Годунова».

В одном из своих писем он пишет: «Все это прекрасно; одного жаль — в «Борисе» моем выпущены народные сцены, да матерщина французская и отечественная…

» Современные филологи по-разному трактуют нецензурную брань в стихотворениях Пушкина.

Сам же Александр Сергеевич высказался по этому поводу так: «Если уж ты пришел в кабак, то не прогневайся — какова компания, таков и разговор…».

Кто из великих (и не только великих) русских поэтов не использовал мата в своих стихах? Кто из великих (и не только великих) русских поэтов не использовал мата в своих стихах? Интереснее и поучительнее исследовать, как относились к нецензурной лексике сами поэты. Лист из сборника «Взял» с правкой на тексте Маяковского я обнаружил сравнительно недавно… В 1920 году Крученых перед своим отъездом из Тбилиси в Баку оставил у Гордеевых часть своего архива.

Матерные стихи, нецензурные стихи с матом

Есенина продавать в запечатанных пакетах, как предложил Станислав Говорухин во время обсуждения закона о запрете мата в СМИ? Есенина продавать в запечатанных пакетах, как предложил Станислав Говорухин во время обсуждения закона о запрете мата в СМИ? Якобсон свидетельствовал, что Маяковский «гордился тем, что ни разу не написал скабрезного стихотворения, кроме таких двустиший…». В опубликованных текстах Маяковского встречаются еще несколько случаев употребления нецензурных выражений. Например, нецензурное слово «б…дь», которое встречается в текстах Маяковского всего три раза, впервые появилось в его скандальном стихотворении «Вам! Рукописей ранних стихотворений Маяковского сохранилось крайне мало, поэтому находка неизвестной редакции известного стихотворения «Вам! Впоследствии он писал в автобиографии «Я сам»: «Бродячую » закрыли тоже чуть не за «Вам, проживающим».

Существует легенда, что Маяковский нередко употреблял в своих текстах матерные выражения. у себя дома среди бумаг Алексея Крученых, которые в середине 60-х годов приобрел в Тбилиси у вдовы искусствоведа-медиевиста Д.

Среди бумаг оказался и лист из сборника «Взял» с текстом Маяковского. Через несколько лет тот же Каменский вспоминал: «Это было «сотворчество», поэты читали на фоне живописных ширм-декораций, характерных для поэзии каждого.

Все остальные матерные стихи, приписываемые Маяковскому и гуляющие в соцсетях, а также опубликованные в сомнительных сборниках типа «Мат в русской поэзии», — это апокрифы.

Мне удалось обнаружить первопечатный текст этого знаменитого стихотворения с многочисленными поправками и новой строфой, сделанными рукой автора.

», которое носит программный характер, Маяковский впервые прочитал 11 февраля 1915 года на «Вечере пяти» в петербургском артистическом подвале «Бродячая собака».

Читайте также:  Что нельзя делать с церковными свечами

Первоначально я решил, что эти полустертые поправки на листе были сделаны рукой Крученых, и отложил прочтение этих маргиналий до будущих времен. Радаков, например, изобразил понизовую вольницу с кистенями для моих стихов».

В 2011 году, в связи с работой над докладом для «Крученыховской» конференции, я стал изучать пометы на этом листе. Приведу рассказ об этом вечере хозяина «Бродячей собаки» Бориса Пронина: «На этом вечере было обилие народа: Вдруг Маяковский обращается ко мне и говорит: «Боричка, разреши мне!

Стишки матерные

Об этом я подробно написал в работе, которая будет опубликована в юбилейном сборнике Маяковского. Козлинский вспоминал: «Маяковский противопоставлял себя публике, бывавшей в «Бродячей собаке». » А он чувствовал, что его не любят и на эстраду не пускают, что я и Кульбин — это единственные, кто за него, и это была его трагедия.

Несомненный интерес представляет новая строфа, вписанная Маяковским мелким почерком между третьей и четвертой строфами.

Он держал себя как человек, попавший в артистический салон высокого вкуса (в эстетическом смысле), где он хотел быть грубым, утверждать свое мировоззрение, которое он считал единственно правильным, как каждый человек его масштаба, не хотел ни с кем мириться и считаться. — Разреши мне выйти на эстраду, и я сделаю «эпатэ», немножко буржуев расшевелю. Это имело действие грома, получились даже обмороки.

Для этой строфы характерны резкие антипатриотические и антимещанские выпады. Его отношение к «Собаке» было определенное, но он бывал там много раз».

Тогда я, озлобленный тем, что вечер получился кислый, говорю Вере Александровне: «Это будет замечательно».

Была такая Танька Шенфельд, она что-то делала в «Сатириконе», ее это так ошарашило, что она была в полуобмороке, полуистерике, ее это шокировало больше всех.

Вероятно, впоследствии при публикации этого текста в сборнике «Взял» поэт по цензурным соображениям отказался от этих инвектив и отбросил новую строфу: Однако полной неожиданностью была правка в последней строфе новонайденной редакции стихотворения.

Сам Маяковский вспоминал в 1926 году об атмосфере «Собаки»: «Богема — это было общество изысканно остроумных и талантливых людей, и ходили туда отнюдь не пьянствовать».

На стороне Маяковского была Вера Александровна, Кульбин и я, а все наши остервенели, даже Кузмин.

Вариант с «б…и» появился только в конце 1915 года в публикации в сборнике «Взял». Брик) были вынуждены ориентироваться на цензуру и дали «смягченный» вариант.

И тут случилась примечательная вещь: князь Михаил Николаевич Волконский, человек с огромной серебряной бородой, лет 80, автор многих исторических романов, печатавшихся в «Ниве», был возмущен публикой и, представьте себе, — не был возмущен Маяковским.

Использовал ли Пушкин ненормативную лексику в своих стихах

Стишки Матерные

Примечательно, что в газетных отчетах о нашумевшем вечере в «Бродячей собаке» вообще не указано, какое именно слово произнес Маяковский во время своего выступления. И вот по-старинному воспитанный человек, князь Волконский говорит мне: «Я у вас в первый раз, но, по-моему, происходит глубочайшее недоразумение.

А в мемуарах, опубликованных через несколько лет после скандала, авторы цитируют это стихотворение, очевидно, по сборнику «Взял» или по первому тому прижизненного собрания сочинений (1928), где напечатан «смягченный» вариант — «б….ям». Разрешите мне выйти на эстраду и поговорить с собравшимися». Я сразу почувствовал, что у князя с серебряной бородой симпатия к нам.

Очевидно, что у Маяковского было два варианта: в публичных выступлениях он в финале стихотворения произносил резкий вариант ненормативного слова «фуям», а в печатных изданиях давал подцензурный вариант с отточием и без отточия «б….» и «б….ям» ( — Прим.

Об этом скандальном вечере писали многие участники и посетители «Собаки» — в частности, В.

Он ловко и остроумно выступил, как совершенно светский в прошлом человек (в нем было что-то от Льва Толстого), и сказал приблизительно следующее: «Я не понимаю возмущения присутствующих.

Мне кажется, что юноша, который прочитал необычайные по форме стихи, юноша-поэт почему-то шокировал собрание.

Я тут в первый раз, всех вас вижу в первый раз, но и юношу, который прочитал великолепное, хотя и странное, стихотворение, тоже.

Я нахожу, что если бы нецензурное слово в последней строчке заменить — то стихотворение этого нерядового поэта было бы совершенно великолепным! » Впоследствии в послереволюционных изданиях Маяковский отказался от новой строфы и ненормативного слова мужского рода и публиковал это стихотворение в первоначальной редакции с незначительными поправками.

  1. Приведенные ниже примеры, кроме пушкинского, на самом деле не принадлежат указанным поэтам.
  2. Подробно об этом я пишу здесь: Есть ли в русском языке слово, которое звучит в других странах как оскорбление или что-то смешное?
  3. С литературной точки зрения стихи Ах Астаховой действительно представляют ценность или всего лишь проходное явление?

Какие нестыковки и ошибки есть в цикле книг о Гарри Поттере? И у Пушкина, и у Есенина есть стихотворения с матом.

Прикольные стишки @ — Матерные

Недавно вспоминал легендарную Фаину Раневскую и ее саркастический юмор.

Известно, что Фаина Георгиевна при всех своих талантах была остра на язык, а книги с ее афоризмами и цитатами, в которых зачастую присутствует ненормативная лексика продаются огромными тиражами. Сочетание воспитания и отборного русского матахеще никого не портило. Ругаюсь я редко, а публично и вовсе стараюсь быть сдержанным, чего не скажешь о юном поколении в моем дворе — лютые сапожники.

Ну любит у нас народ все бранное и матершинное, так еще из уст знаменитостей… Наверное, этому есть одно объяснение: Люблю крепкое, русское слово.

Причем, возраст юных матершинников — от 7 до 15 лет… Дети, которые изо дня в день, с утра до вечера играют в футбол, кроют друга друга матом и абсолютно неспособные на изучение литературы, прозы и поэзии.

И иногда даже самые великие гении русской литературы не пренебрегали в своем творчестве ненормативной лексикой…Ведь писатели и поэты как все обычные люди — со своими слабостями, пороками и страстями.

Лермонтов, Пушкин, Маяковский, Есенин — все эти гениальные товарищи любили развлекать публику творчеством весьма скабрезного содержания. Маяковский: — Пойдемте, девушки, это Есенин.***Есенин С. — «Не тужи, дорогой, и не ахай»Не тужи, дорогой, и не ахай, Жизнь держи, как коня, за узду, Посылай всех и каждого на *уй, Чтоб тебя не послали в пи*ду!

Стихи Матерные

Использовал ли Пушкин ненормативную лексику в своих стихах

Стихи пошлые матерные непристойные

Использовал ли Пушкин ненормативную лексику в своих стихах

Матерные стихи Маяковского

Матерные стихи русских поэтов классиков нецензурные, хулиганские

Использовал ли Пушкин ненормативную лексику в своих стихах

Матерные стихи великих поэтов

Матерные прикольные стишки и стихи!

Использовал ли Пушкин ненормативную лексику в своих стихах

Источник: http://pushkinhouse.spb.ru/pushkin-maternye-stihi-chitat.html

Ненормативная лексика: от Пушкина до Лимонова

litlli_tlu

Оригинальный пост http://www.livejournal.ru/themes/id/60628

«Русский мат был, есть и будет. Предлагаю вспомнить, как слова на «х», на «б» и на «п» любили использовать русские писатели», — пишетdenis_balin.

denis_balin

Иван Барков



Живший в середине XVIII века знаменитый переводчик и ученый, состоявший при Академии наук, был страшным острословом, любителем крепкого словца, за свою жизнь написавшим не одно стихотворение с обсценной лексикой. Вот пример:

О вы, замужние, о вдовы,О девки с целкой наотлет!Позвольте мне вам напередСказать о е**е два-три слова.Е**тесь с толком, аккуратно,Чем реже е*ься, тем приятней,Но боже вас оборони

  • От беспорядочной е*ни!
  • Александр Пушкин
  • 
  • В Академии наук заседает князь ДундукГоворят, не подобает Дундуку такая честьОтчего ж он заседает?
  • Оттого что жопа есть.

Как сам Барков говорил про себя: «Жил грешно и умер смешно». Так и вышло. Академик слишком много выпил и захлебнулся в нужнике. А его стихи долго еще ходили в переписках. Один томик с полным собранием откровенных виршей был даже в библиотеке Ленина и назывался «Девичья игрушка». Остается только догадываться, о какой такой «игрушке» шла речь.Александр Сергеевич был одним из первых, кто активно использовал мат в своих текстах. Тогда цензура еще вырезала все неприличные выражения до печати, но многие стихотворения ходили в пересказах и переписках. Самая знаменитая эпиграмма – на князя Дондукова, который свой пост в Академии наук, говорят, получил благодаря гомосексуальной связи с графом Уваровым:Были и совершенно неприличные стихи, в которых прямо указывалось на совершение совершенно определенного полового акта в совершенно определенной позе:

… Я дал и третий поцелуй,Она проснуться не желала,Тогда я ей засунул х*й –

  1. И тут уже затрепетала.
  2. Сергей Есенин

Певец народа, Сергей Есенин, разумеется, не мог обойтись и без крепкого словца. И, конечно же, многие из них оказались в напечатанном виде уж только к эре Интернета, когда мат уже более нельзя было как-то контролировать. Есенин очень хорошо обращался с матом. Одно только слово «б*ядюга» чего стоит!

Ветер веет с югаИ луна взошла,Что же ты, б*ядюга,Ночью не пришла?Не пришла ты ночью,Не явилась днем.Думаешь, мы др*чим?

Читайте также:  Екатерина гончарова: что случилось с русской женой дантеса

Нет! Других е*ём!

  • Владимир Маяковский
  • 

Бунтарь и мат использовал, как инструмент протеста: против косности традиционных утех («Вы любите розы? А я на них с*ал!»), за раскрепощение рабочего класса («Выполнил план – шли всех в п*зду! Не выполнил – сам иди на х*й!»). Да и простые половые забавы Владимиру Маяковскому не были чужды. Образность их описания не имеет себе конкурентов:

Я в Париже живу как денди.Женщин имею до ста.Мой х*й, как сюжет в легенде,

  1. Переходит из уст в уста.
  2. Венедикт Ерофеев
  3. 

Это потом его однофамилец Виктор Ерофеев скажет, что «мат – это использование слов в военных целях». Но сам Венечка использовал его просто потому что не знал более, как описать состояние своих героев – униженных и оскорбленных чудаков советской эпохи, идущих кривым путем от бутылки к бутылке. Вот, к примеру, отрывок из его полуавтобиографичных «Записок психопата»:

— Пррекрасная пародия, чорт побери!- Талант! Талант!- Би-и-ис! Брра-аво!!!- Веньк! Свою вчерашнюю штучку прочти нам…- А ну ее на х*й…

Эдуард Лимонов



Безусловно, писатель, который описывал оральный секс с негром, не мог обойтись и без русского народного. Причем использовал он его совсем обыденно. Даже не как Ерофеев, а нарочито и очень по-злому. Так ругается озлобленный и уставший от жизни интеллигент, для которого мат – уже сам по себе неплохой возмутитель и возбудитель.

«Вот он лежал с женщиной с дурной репутацией и думал: «А вот не буду тебя е*ать! Ты ведь привыкла, что все хотят от тебя именно этого: Наташа, дай! А я вот не стану. Назло тебе, или чтобы удивить тебя»»«— Я е*ал вас всех е*аные в рот с*ки! — говорю я и вытираю слезы кулаком. Может быть, я адресую эти слова билдингам вокруг.

Я не знаю.

— Я е*ал вас всех, е*аные в рот с*ки! Идите вы все на х*й! — шепчу я»

Дискуссия в журнале

nikkochumay Налицо многовековая традиция!Дискуссия в журнале

anni_sanni У меня по поводу мата регулярные споры с людбми. Я считаю, что мт имеет право на жизнь, как выражение экспрессии чувств, либо грубое обозначение тех или иных органов. НО не как оскорбление 🙂

А мне доказывают, что мат вообще — низя-низя )Дискуссия в журнале

ja_tika когда я пришла работать на хлебозавод, наши бабы однажды меня спросили:»аты чего матом не ругаешься, не умеешь, что ли, антилигентка?» я им:»да чтоб вредной привычки не создавать. представьте, нравится мне парень, идем с ним в кино, и вдруг выясняется, что этот фильм я уже видела и он не понравился. и я на автопилоте выдаю: дескать, вечно в наших е.ных кинотеатрах всякую х.ню крутят, пошли в п.ду отсюда… и что, думаете, я ему понравлюсь?»

а вообще есть такое — из песни слов не выкинешь: стихи, байки, анекдоты, где мат — основа юмора. их не так уж много, но они существуют. а просто так, для связки слов — некрасиво и глупо.Дискуссия в журнале

Источник: https://litlli-tlu.livejournal.com/123659.html

Матерные стихи Пушкина

/Внимание! Материал содержит ненормативную лексику./

Масштаб любого гения трудно оценить и современникам, и потомкам. Первым — потому что «большое видится на расстоянии», вторым — потому, что кроме расстояния, восприятию мешает множество чужих суждений и оценок…

Так и с творчеством Пушкина: все знают, что гений, а адекватного восприятия нет. С одной стороны, высокие строки «Избранного», тысячи раз перепечатанные, спетые на разный мотив и заученные наизусть с начальной школы. С другой — сборники матерных стихов все того же Александра Сергеевича Пушкина. Полноте, один ли это поэт?!

Да, один. Единственный и неповторимый, Пушкин А. С. И гений его прежде всего и состоял в глубоком владении русским языком: не надуманным рафинированным языком аристократии, но и не примитивным просторечием.

Из сказок няни, из разговоров дворовых мужиков, из самых разных книг, из вольных бесед лицеистов, из общения с самыми образованными людьми своего времени вырастал и выкристаллизовывался Поэт, который впервые заставит «изъясняться по-русски» не только женскую любовь, но и русскую поэзию как таковую.

Это с песнях про райские кущи площадная брань неуместна. А когда спокойно пишешь «про дождь, про лен, про скотный двор», мат оказывается всего лишь частью выразительных средств языка.

Так и вышло у Пушкина. С юношеских пор друзья отмечали его умение вставить в свою речь крепкое словцо. И в стихах Пушкина мат тоже присутствует, как бы ни старалась цензура последовавших веков прикрыть его многочисленными многоточиями.

Причем заметим, что речь идет не про сказки или любовные стихи, а про дружеские эпиграммы, или стихи о вольных похождениях в младые годы, или про сатирические произведения, или же мат «точечно» используется в описаниях бытовых сцен и привычек — одним словом, Пушкин владеет матерщиной так же умело и органично, как и всеми прочими средствами русского языка. Стоит ли ставить это ему в вину?

Сегодня трудно сказать, насколько сам поэт был готов к публичному распространению своих матерных стихов.

Скорей всего, в большинстве случаев эти строки адресовались в письмах конкретным людям или предназначались для дружеских бесед, а вовсе не для эпатирования широкой публики.

И уж совсем неестественно выглядят попытки собрать и опубликовать отдельно только похабные строки Пушкина.

Поэзия гения упряма и не поддается «причесыванию» так же, как и его африканские кудри. Но присутствие мата в стихах не меняет роли Пушкина в истории русской литературы.

Недавно тихим вечерком

Недавно тихим вечерком
Пришел гулять я в рощу нашу
И там у речки под дубком
Увидел спящую Наташу.
Вы знаете, мои друзья,
К Наташе вдруг подкравшись, я
Поцеловал два раза смело,
Спокойно девица моя
Во сне вздохнула, покраснела;
Я дал и третий поцелуй,
Она проснуться не желала,
Тогда я ей засунул х.й —

И тут уже затрепетала.

К кастрату раз пришел скрыпач

К кастрату раз пришел скрыпач,
Он был бедняк, а тот богач.
«Смотри, сказал певец безм.дый, —
Мои алмазы, изумруды —
Я их от скуки разбирал.
А! кстати, брат, — он продолжал, —
Когда тебе бывает скучно,
Ты что творишь, сказать прошу».
В ответ бедняга равнодушно:

— Я? я м.де себе чешу.

  • Как широко, как глубоко!
  • Как широко,
    Как глубоко!
    Нет, бога ради,
  • Позволь мне сзади.
  1. Телега жизни
  2. Хоть тяжело подчас в ней бремя,
    Телега на ходу легка;
    Ямщик лихой, седое время,
  3. Везет, не слезет с облучка.
  4. С утра садимся мы в телегу;
    Мы рады голову сломать
    И, презирая лень и негу,

Кричим: пошел! еб.на мать!

  • Но в полдень нет уж той отваги;
    Порастрясло нас; нам страшней
    И косогоры и овраги;
  • Кричим: полегче, дуралей!
  • Катит по-прежнему телега;
    Под вечер мы привыкли к ней
    И, дремля, едем до ночлега —
  • А время гонит лошадей.

Орлов с Истоминой в постели

Орлов с Истоминой в постеле
В убогой наготе лежал.
Не отличился в жарком деле
Непостоянный генерал.
Не думав милого обидеть,
Взяла Лаиса микроскоп
И говорит: «Позволь увидеть,

Чем ты меня, мой милый, *б».

  1. А шутку не могу придумать я другую…
  2. Будь мне наставником в насмешливой науке,
    Едва лукавый ум твой поимает звуки,
    Он рифму грозную невольно затвердит
  3. И память темное прозванье сохранит.
  4. Блажен Фирсей, рифмач миролюбивый,
    Пред знатью покорный, молчаливый,
    Как Шаликов, добра хвалитель записной,
  5. Довольный изредка журнальной похвалой,

Невинный фабулист или смиренный лирик.
Но Феб во гневе мне промолвил: будь сатирик.
С тех пор бесплодный жар в груди моей горит,

Браниться жажду я — рука моя свербит.

Клим пошлою меня щекотит остротой.
Кто Фирс? ничтожный шут, красавец молодой,
Жеманный говорун, когда-то бывший в моде,
Толстому тайный друг по греческой методе.
Ну можно ль комара тотчас не раздавить

  • И в грязь словцом одним глупца не превратить?
  • А шутку не могу придумать я другую,
    Как только отослать Толстого к х*ю.
  • И в глупом бешенстве кричу я наконец
    Хвостову: ты дурак, — а Стурдзе: ты подлец.
  • Так точно трусивший буян обиняком
    Решит в харчевне спор падежным кулаком.

От всенощной вечор идя домой…

От всенощной вечор идя домой,
Антипьевна с Марфушкою бранилась;
Антипьевна отменно горячилась.

«Постой, — кричит, — управлюсь я с тобой;
Ты думаешь, что я уж позабыла
Ту ночь, когда, забравшись в уголок,
Ты с крестником Ванюшкою шалила?
Постой, о всем узнает муженек!»
— Тебе ль грозить! — Марфушка отвечает:
Ванюша — что? Ведь он еще дитя;
А сват Трофим, который у тебя
И день и ночь? Весь город это знает.
Молчи ж, кума: и ты, как я, грешна,
А всякого словами разобидишь;
В чужой пи*де соломинку ты видишь,

Читайте также:  Через что должна пройти душа православного, чтобы попасть в рай

А у себя не видишь и бревна.

  1. Сводня грустно за столом…
  2. Сводня грустно за столом
    Карты разлагает.
    Смотрят барышни кругом,
    Сводня им гадает:
    «Три девятки, туз червей
    И король бубновый —
    Спор, досада от речей
  3. И притом обновы…
  4. А по картам — ждать гостей
    Надобно сегодня».
    Вдруг стучатся у дверей;
    Барышни и сводня
    Встали, отодвинув стол,
  5. Все толкнули ,
    Шепчут: «Катя, кто пришел?
  6. Посмотри хоть в щелку».
  7. Что? Хороший человек…
    Сводня с ним знакома,
  8. Он целый век,
    Он у них, как дома.
  9. в кухню руки мыть
    Кинулись прыжками,
    Обуваться, пукли взбить,
  10. Прыскаться духами.

Гостя сводня между тем
Ласково встречает,
Просит лечь его совсем.
Он же вопрошает:
«Что, как торг идет у вас?
Барышей довольно?»
Сводня за щеку взялась

  • И вздохнула больно:
  • «Хоть бывало худо мне,
    Но такого горя
    Не видала и во сне,
    Хоть бежать за море.
    Верите ль, с Петрова дня
    Ровно до субботы
    Все девицы у меня
  • Были без работы.
  • Четверых гостей, гляжу,
    Бог мне посылает.

Я им вывожу,
Каждый выбирает.
Занимаются всю ночь,
Кончили, и что же?
Не платя, пошли все прочь,

  1. Господи мой боже!»

Гость ей: «Право, мне вас жаль.
Здравствуй, друг Анета,
Что за шляпка! что за шаль,
Подойди, Жанета.
А, Луиза, — поцелуй,
Выбрать, так обидишь;

Так на всех и ,
Только вас увидишь».

«Что же, — сводня говорит, —
Хочете ль Жанету?
В деле так у ней горит
Иль возьмете эту?»
Бедной сводне гость в ответ:
«Нет, не беспокойтесь,
Мне охоты что-то нет,

  • Девушки, не бойтесь».
  • Он ушел — все стихло вдруг,
    Сводня приуныла,
    Дремлют девушки вокруг,
    Свечка
    Сводня карты вновь берет,
    Молча вновь гадает,
    Но никто, никто нейдет —
  • Сводня засыпает.
  1. Накажи, святой угодник…
  2. Накажи, святой угодник,
    Капитана Борозду,
    Разлюбил он, греховодник,
  3. Нашу матушку пи*ду.

Анне Вульф

Увы! напрасно деве гордой
Я предлагал свою любовь!
Ни наша жизнь, ни наша кровь
Ее души не тронет твердой.
Слезами только буду сыт,
Хоть сердце мне печаль расколет.

Она на щепочку ,
Но и не позволит.

  • К портрету Каверина
  • первый вариант (без цензуры)
  • В нем пунша и войны кипит всегдашний жар,
    На Марсовых полях он грозный был рубака,
    Друзьям он верный друг, в бордели он ебака,
  • И всюду он гусар.
  • второй вариант
  • В нем пунша и войны кипит всегдашний жар,
    На Марсовых полях он грозный был воитель,
    Друзьям он верный друг, красавицам мучитель,
  • И всюду он гусар.

Источник: https://pishi-stihi.ru/matershinnik-pushkin.html

Использовал ли Пушкин ненормативную лексику в своих стихах

Все, кто интересуется творчеством Пушкина, наверняка не раз слышали о том, что великому поэту приписывают многочисленные произведения, богатые ненормативной лексикой.

Казалось бы, все его стихотворения и поэмы перечитаны вдоль и поперек. Хотя при углубленном изучении творчества Пушкина можно действительно выделить ряд произведений, где некоторые выражения заменены многоточием. В некоторых источниках можно даже встретить высказывания, где Александра Сергеевича позиционируют как «гения матерного слова».

Пушкин всегда считал себя народным поэтом. Поэтому вполне возможно, что в его произведениях мат использовался как полноценная часть языка, которая позволяет выразить всю силу русского слова.

Многие поэты «пушкинской» эпохи писали свои труды, придерживаясь рамок сложившихся поэтических традиций. И Александр Сергеевич резко выделялся среди них остротой слова и неподдельной эмоцией.

Многие исследователи русской поэзии утверждают, что еще с юных лет он умело использовал крепкие выражения в небольших стихах и эпиграммах. Некоторые из них даже вошли в сборники сочинений — «К кастрату раз пришел скрипач», «Телега жизни» и др.

Сам Пушкин называл матерные выражения «русским титулом». Так, посылая текст стихотворения «Телега жизни» в письме к Вяземскому, он пишет: «Можно напечатать, пропустив русский титул».

В современной филологии об исследованиях нетрадиционных сочинений поэта говорят неохотно. На самом деле четкого подтверждения того, что матерные стихи принадлежат перу Пушкина, нет.

Хотя при изучении личной переписки Пушкина становится понятно, что он достаточно умело использует ненормативную лексику в обиходе.

Существует мнение, что мат в оригинальном исполнении присутствует во многих известных произведениях, которые впоследствии подвергались строгой цензуре.

Сила цензуры

Использование мата в публичных изданиях, которые могут попасть в руки даже к школьнику, недопустимо. Учитывая, что изучение творчества Пушкина начинается еще со школьной скамьи, печать произведений в оригинале считается неприемлемой. Многие стихотворения Александра Сергеевича до сих пор находятся под строгой цензурой. В свое время великий поэт использовал нецензурную лексику и в публицистических произведениях, и лирических, включая всем известного «Бориса Годунова». В одном из своих писем он пишет: «Все это прекрасно; одного жаль — в „Борисе“ моем выпущены народные сцены, да матерщина французская и отечественная…»

Современные филологи по-разному трактуют нецензурную брань в стихотворениях Пушкина. Сам же Александр Сергеевич высказался по этому поводу так: «Если уж ты пришел в кабак, то не прогневайся — какова компания, таков и разговор…».

Читать ещё •••

Видео дня. Космонавт улетел из СССР и вернулся в Россию

Другое
,

Борис Годунов

Источник: https://weekend.rambler.ru/other/42735638-ispolzoval-li-pushkin-nenormativnuyu-leksiku-v-svoih-stihah/

Аналитика

– Ты куда идешь, страна? – Я иду тихонько на… – На работу? На ученье?

– Просто «на», без уточненья.

Когда я слышу мат на улице, на пляже, в общественном транспорте, то невольно думаю: «Неужели это — язык будущего?» Судя по тому, как сегодня крепкими словцами пересыпают свою речь и студенты, и юные мамаши, и подростки, и подвыпившие сомнительные личности, а окружающие терпимо реагируют на такое поведение, не осуждают употребление матерных выражений, совсем немногие видят проблему в употреблении нецензурной брани.

Когда пытаешься пресечь ее потоки из уст симпатичной девушки или молодого человека приятной наружности, в ответ слышишь: «Мы матом не ругаемся, мы так разговариваем», «Если эти слова есть в русском языке, так почему бы ими не пользоваться?»

Велик и могуч русский язык в умелых устах!

Только в любом цивилизованном обществе мат — это прежде всего оскорбление. Люди, которые его употребляют, вызывают не только душевное, но и физическое отвращение.

Неприятное, когда в вузе, в салоне троллейбуса звучит мат, когда люди употребляют эти слова как связки из-за ограниченности собственного словарного запаса.

Наверное, не обязательно выражаться, как аристократы в XIX веке, цитировать «Войну и мир», но владеть элементарными нормами этикета было бы неплохо для любого человека.

Кто-то возразит: если мат существует, значит, зачем-то он нужен человеку. Может быть, его функция — снимать стрессы? К примеру, кто-то ремонтирует что-нибудь. Так пока не выскажется, как следует, — ни за что не починит. Я не ханжа. Каждый сам решает, употреблять или нет ненормативную лексику. Но ведь важно понимать, где, с кем и о чем говоришь.

Русские поэты использовали мат в своих стихах как выразительное средство, начиная с Пушкина, а в наше время на обыгрывании ненормативной лексики построены знаменитые «гарики» Игоря Губермана.

Но наблюдать на лавочке у подъезда, как юноши матерятся в компании девушек, а девушки делают то же самое, крайне неприятно, говоря по-студенчески, «уши вянут». Что-то надо с этим делать.

Мат — это табуированная лексика, и употребление мата — грубое нарушение запретов. Люди договорились не оскорблять свой слух, свое внутреннее «я», а сейчас этот договор повсеместно нарушается.

Язык всегда отражает состояние общества. Разговорный язык сегодня используется и в сфере политики, и в общественной коммуникации.

«Крепкое словцо» теперь не редкость в речи известных ведущих молодежных передач, да и известные политики им не брезгуют.

Мат — это сквернословие, а скверна – это болезнь. Сквернословие — это болезнь нашего общества.

Как же бороться с матом, и кто должен этим заниматься? Все, кого это порочное явление оскорбляет, кто понимает, что оно не делает нас лучше, умнее. Надо всем лечиться от этой болезни.

Я думаю, любой человек должен уметь оценивать это явление и его место в нашем языке. Этому должны способствовать и школьные уроки русского языка и культуры речи, и вновь введенные курсы культуры речи.

Я где-то читала, что в древности матом отпугивали злых духов. Выходит, мы разговариваем с друзьями, как со злыми духами, подсознательно пытаясь их запугать?

А может быть, лучше будем говорить на человеческом языке?

Тем более что использование ненормативной лексики в стране ограничено законом. Существует административная ответственность за нецензурную брань, ст. 158 «мелкое хулиганство»: нецензурная брань в общественном месте, оскорбительные приставания к гражданам и иные действия, нарушающие общественный порядок, подвергаются административной ответственности: штраф, задержание до суток.

Хулиганство от мелкого хулиганства отличается продолжительностью и тяжестью последствий. Привести к ответственности хулигана-сквернослова можно, если есть потерпевший и два свидетеля. Но это по закону, а в действительности?

  • Ольга ГЛУХИХ
  • Газета «Городские известия» № 79 (2938)
  • © МУ «Редакция газеты «Городские известия», 2008–2010, г. Курск
  • Адрес в сети Интернет: http://gi-kursk.ru/number/2938/actual/001730

Источник: http://slovari21.thesite.ru/analytics/203

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector