Как французы поступили с русскими, воевавшими в первой мировой за францию

Как французы поступили с русскими, воевавшими в Первой мировой за Францию Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Танки оказались невероятно эффективным оружием, хотя первые и были похожи
на сухопутные броненосцы

Любая война — лучшая питательная среда для военной промышленности. Первая мировая не стала исключением, более того — она вошла в историю целым списком новых видов оружия, впервые примененных в ней.

  • Многое из того, что стреляло, взрывало, травило или иным способом уничтожало противника в этой войне, оказалось неэффективным оружием и от него отказались.
  • К примеру, отравляющие вещества или дирижабли: ни то, ни другое массово не применялось в последовавших конфликтах.
  • Другие виды вооружений, наоборот, за те несколько лет появились на свет, окрепли и даже сформировались настолько, что принципиально не изменились до сих пор.
  • Например, танки в их классической компоновке, которая существует и поныне, строились уже в Первую мировую.

Кто первым применил газы?

Отравляющие вещества стали, наверное, одним из символов этой войны. Смерть от отравления была страшной — разные вещества действовали по-разному, вызывая ожоги, или спазмы, или сильное кровотечение. Часто смерть наступала не сразу — пострадавший долго мучился в госпитале.

Выжившие часто слепли, страдали от поражения кожи или внутренних органов.

Как можно после этого упрекать в трусости солдат, которые без оглядки бежали во время газовой атаки, едва завидя желтые или зеленоватые облака, плывущие в сторону их позиций?

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Российские солдаты в противогазах

Сейчас уже сложно сказать, кто именно применил первым отравляющее вещество в бою: французы использовали слезоточивый газ в малых количествах еще в самом начале войны, однако это не оказало практически никакого эффекта. Часто химического характера обстрелов немцы просто не замечали.

Немцы первыми стали применять его в крупных масштабах. Сначала безуспешно — в Польше против русской армии в январе 1915 года. Затем, спустя несколько месяцев, 22 апреля 1915 года немецкая армия распылила 168 тонн хлора в сторону позиций французов возле реки Ипр.

Эта знаменитая атака вызвала настоящую панику среди французов, заставив их отступить. Впрочем, германские войска не смогли воспользоваться результатами атаки и сказать, что газ сильно помог германцам в наступлении, нельзя.

Хотя вслед за Германией производить и иногда использовать газ стали Франция, Великобритания, Австро-Венгрия, Италия, США и Россия, это оружие во многом было более эффектным, нежели эффективным.

Метеорологическая зависимость

При первом же использовании газа против русской армии выяснилось, что январские морозы — самая неподходящая погода для отравляющего вещества (в том случае — метилбензил бромида), который просто замерзал в воздухе и выпадал на землю.

Потом уже выяснилось, что химическое оружие — вещь довольно капризная.

Применению отравляющих веществ часто мешал дождь. Их было бессмысленно распылять, когда противник находился на возвышенности: газ часто скапливался в низинах, не причиняя вреда.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Британские солдаты, потерявшие зрение в результате газовой атаки

  1. Любой меняющий направление ветер мог просто отнести газ и в обратную сторону, как иногда и случалось, и тогда атакующий становился жертвой своего собственного оружия.
  2. Наконец, во всех странах немедленно стали разрабатываться контрмеры, начиная от противогазов и кончая медицинскими препаратами, что также снизило эффект от химоружия.
  3. С другой стороны, страшная смерть от отравления пугала настолько, что само появление зеленоватого облака газа действительно заставляло солдат отступать.
  4. Эффективными были также и химические снаряды: они были удобней, хотя и являлись прямым нарушением гаагской декларации 1899 года «О неупотреблении снарядов, имеющих единственным назначением распространять удушающие или вредоносные газы».
  5. После Первой мировой войны химическое оружие так больше и не применялось широко в ходе масштабных боевых действий: его использовали лишь в ходе ограниченных операций.

Сухопутные броненосцы

Британия — родоначальница гусеничных бронированных машин, вооруженных пушками или пулеметами. Британцы и назвали танк танком.

Само это слово в переводе с английского означает «цистерна», «бак». А названием военных машин оно стало из-за повышенной секретности — в транспортных документах фигурировали некие «цистерны».

В отличие от отравляющих веществ, танки оказали едва ли не самое сильное влияние на развитие военного дела в XX веке.

Как и в случаях с другими техническими новинками, в самом начале не существовало никаких законов, правил и уж тем более традиций танкостроения.

Первые британские машины, как и германские и американские, были результатом попыток каким-то образом создать сухопутный мини-броненосец. Исключением на фоне этих более-менее похожих проектов представлял российский танк, созданный инженером Николаем Лебеденко в 1915 году.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Фантазия у конструкторов была бурной, но все равно это были различные варианты
сухопутного военного корабля

Он представлял собой гигантскую конструкцию на двух девятиметровых колесах, с одним небольшим, вынесенным назад на продолговатой балке. Танк был построен в единственном экземпляре и не принят на вооружение, но он демонстрирует нам, как в то время работала конструкторская мысль, не стесненная никакими традициями и опытом.

Дебют танков на театре военных действий можно назвать вполне успешным — первая танковая атака в истории состоялась в битве на Сомме 15 сентября 1916 года. В результате поломок и прочих неприятностей из почти 50 танков «Марк I» до германских траншей добрался лишь десяток, но они, тем не менее, поставленную задачу выполнили.

Танки не стали тем чудо-оружием, которое смогло изменить ход войны — они были не слишком надежные, все воюющие стороны быстро научились с ними бороться при помощи артиллерии, наконец, сами генералы не вполне понимали тогда, как можно использовать эти стальные коробки в бою.

Первый «настоящий» танк

Ближе к концу войны настоящей сенсацией (хоть и не особо замеченной в то время) стало появление на поле боя французских легких танков Renault-FT17.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Французские войска вступают в Рейнланд. Солдат рядом с танком Renault FT17
— первым «настоящим» танком

Французы использовали собственные тяжелые танки Saint-Chamond, которые, как и британские или германские аналоги, были эдакими сухопутными броненосцами. Их задачей было поддерживать пехоту, двигаясь вместе с ней.

Однако вскоре французы осознали, что армии остро не хватает легких бронированных машин, которые смогли бы действовать более свободно, без привязки к пехоте. Им нужна была кавалерия нового типа.

И автомобильная компания «Рено» разработала танк, отвечавший требованиям военных. Собственно, компания построила первый танк, каким мы знаем его теперь.

Renault-FT17 получился настолько эффективным, что компоновка этого танка (башня с основным вооружением наверху, моторно-трансмиссионное отделение сзади, боевое отделение впереди) стала классической и сохраняется почти во всех танках до сих пор.

Читайте также:  Какие индейцы были самыми опасными противниками русских на аляске

В этом смысле не только советский Т-34, но и российский Т-90 и американский «Абрамс» — все они потомки французского легкого «Рено», воевавшего на полях Первой мировой.

Пулеметы

Строго говоря, оружие, способное стрелять очередями, появилось задолго до Первой мировой.

Еще в середине XIX века появились многоствольные митральезы (кстати, и в Первую мировую пулеметы часто продолжали называть митральезами), картечницы (самая известная — револьверная картечница конструкции Гатлинга, которую использовали в гражданской войне в США).

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Германский расчет пулемета на позиции — это пулемет системы Максима

Однако полностью автоматическими эти вооружения считать было нельзя — эти громоздкие многоствольные или барабанные механизмы приводились в действие рукояткой, которая приводила в движение спусковой механизм — в каждом случае разный.

Первым додумался, как использовать энергию отдачи для создания полностью автоматического оружия британский конструктор американского происхождения Хайрем Максим. Пулемет Максима (в русском языке ударение традиционно обычно ставится на последнем слоге, тогда как в его имени оно ставилось на первом) появился в 1884 году.

В Великобритании и вообще на Западе он больше известен, как пулемет «Викерс» — по названию фирмы, которая его изготавливала. Оружие оказалось настолько эффективным, что его выпускали по лицензии даже в Германии.

Максим был талантливым изобретателем, и прославился бы, вероятно, другими своими работами, если бы не увлекся стрелковым оружием.

Существует легенда, согласно которой он встретил в Вене знакомого американца, который сказал ему: «Бросай ты свою химию и электричество! Если хочешь заработать кучу денег, придумай что-нибудь такое, что поможет этим европейцам лучше резать друг другу глотки».

Так это было или нет, неизвестно, но одно из самых эффективных вооружений Первой мировой придумал именно он.

Оружие будущего

В 1917 году американский оружейник Джон Браунинг приступил к разработке тяжелого пулемета для армии США. В 1918 году начались испытания пулемета калибра .50 (.50 — в американской системе означает полдюйма).

  • На основе этого пулемета с небольшими доработками в 1933 году на вооружение был принят знаменитый Browning M2, стоящий на вооружении американской армии до сих пор.
  • В ходе Первой мировой были созданы также ручные пулеметы — облегченные образцы, с которыми можно было даже идти в атаку.
  • Получили развитие и другие типы автоматического оружия, как крупнокалиберные, так и совсем легкие.
  • В 1916 году на румынском фронте в российской армии был применен «автомат Федорова».

Это был фактически прообраз штурмовой винтовки — шаг через одну ступень в эволюции стрелкового оружия. Правда, развития этот автомат не получил, хотя и применялся в боевых условиях.

Именно в это время во многих странах были созданы автоматические винтовки, которые получили распространение во Второй мировой.

Небесный террор

В первой половине XX века на долю британцев выпало трижды становиться целью воздушных операций Германии. И все три раза это испытание было не из легких.

В 1940-41 году Лондон пережил 57-дневный чудовищный «Блиц», когда в результате налетов Люфтваффе погибло более 40 тысяч человек.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Цеппелин был дирижаблем жесткой конструкции

Летом 1944 года на город стали падать «жужжащие бомбы» — германские крылатые ракеты Фау-1. Однако задолго до этого германские дирижабли «Цеппелин» буквально терроризировали Лондон своими ночными налетами всю Первую мировую войну.

По сравнению с «Блицем» ущерб от бомбардировок Лондона германскими дирижаблями был, конечно, не столь крупным, но шок от сыпавшихся с небес бомб переоценить сложно.

Лондонцам 1914 года в самом страшном сне не могло привидеться, что враг может внезапно обрушиться на их город с небес темной ночью. Память об этом они хранят до сих пор.

«Это место здесь на улице Красного Льва — бомба упала перед таверной «Дельфин». Мужчина, обслуживавший газовый светильник, погиб на месте. Еще два человека также получили ранения и скончались. И вся улица перед пабом была буквально раскурочена», — рассказывает в своем документальном фильме о Цеппелинах корреспондент Би-би-си Бен Робинсон.

На набережной Темзы неподалеку от комплекса Британского парламента установлен металлический Сфинкс, привезенный из Египта. Скульптура буквально испещрена мелкими рваными отверстиями. Табличка, установленная рядом, поясняет, что это следы от осколков бомбы, сброшенной 8 сентября 1915 года.

Воздушные крейсеры

Цеппелин был дирижаблем жесткой конструкции. В отличие от полужестких, обладавших небольшим каркасом и мягких, которые просто представляли собой гондолу, привязанную к воздушному шару, они собирались из ферм, к которым крепились обшивка, кабина (иногда она находилась внутри дирижабля), моторы с пропеллерами.

Из-за отсутствия гелия цеппелины держались в воздухе при помощи водорода. Хотя они и представляли собой по сути гигантскую бомбу, готовую взорваться от любой искры, конструкция была настолько совершенной, что сбить цеппелин было очень непросто.

Водород находился внутри в огромных емкостях, от попадания пули в которую корабль лишь терял часть газа и немного снижался. Впоследствии британцы стали использовать специальные бомбы, сбрасывая их на дирижабли, чтобы вызвать более обширный пожар водорода.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Morane Saulnier L — французский истребитель, который первым сбил Цеппелин

Цеппелины развивали приличную скорость, даже первыми летали на высоте около 3000 метров, недосягаемые для зенитного огня. Вспоследствии их потолок и скорость значительно возросли.

Истребители же находились в то время на столь раннем этапе развития, что угроза их атаки была не очень серьезной. Так что Британия была практически беззащитной.

Ближе к концу войны союзники приложили все усилия для того чтобы налеты прекратились. Постоянно совершенствовалась система ПВО, появились более совершенные самолеты, зенитные орудия, даже звуковые радары.

  1. В конце концов удары по базам цеппелинов и возросшее сопротивление ПВО сделало рейды на Лондон слишком дорогостоящим делом, и Германия постепенно их сократила.
  2. Союзники также использовали дирижабли, включая и жесткие, однако в основном для разведывательных целей.
  3. Уже после войны фирма Zeppelin строила пассажирские дирижабли и даже продавала их в США, однако катастрофа «Гинденбурга» в Нью-Йорке поставила точку на этом виде воздушного транспорта.

Самолеты

Дирижабли при всех своих неоспоримых достоинствах (дальность действия, автономность, большая полезная нагрузка), все-таки обладали и серьезными недостатками: обслуживать воздушные корабли было непросто, а строить — невероятно дорого.

Между тем, буквально за год до начала Первой мировой в России появился первый самолет, который потенциально мог стать тяжелым бомбардировщиком — конкурентом германским цеппелинам.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption «Илья Муромец» стал первым в истории тяжелым четырехмоторным бомбардировщиком

Читайте также:  Казнь николая ii: что рассказал палач григорий никулин

Весной 1913 года воздушный корабль «Гранд» произвел серию полетов в Петербурге. Тогда такое казалось немыслимым — большинство специалистов считали, что авиация не сможет шагнуть дальше небольших машин с одним двигателем. В октябре 1913 года был готов уже новый четырехмоторный «Илья Муромец» — первый в мире тяжелый бомбардировщик.

Машина оказалась на редкость удачной. Экипаж вооружался карабинами и ручными пулеметами, которыми можно было вполне успешно отстреливаться от противника.

В декабре 1914 года бомбардировщики были сведены в единую эскадру, и за всю войну в нее поступило до 60 самолетов. «Илья Муромец» использовался и после Первой мировой — в Гражданскую несколько самолетов попали в Красную армию.

При всех талантах Сикорского Россия не была ведущей авиационной державой и вскоре остальные смогли догнать и обогнать ее.

Итальянский Caproni Ca.1 полетел через год после «Муромца», у британцев в 1915 году появился Handley Page Type O, технологически близкий к российскому самолету. Германия в 1917 году получила большой самолет Gotha G.IV, который мог уже бомбить Лондон вместо Цеппелинов.

На суше и на море

На самом деле список военных нововведений, появившихся в Первую мировую, не ограничивается газами, танками, пулеметами, дирижаблями и бомбардировщиками.

В ту войну появились новые артиллерийские системы, включая сверхтяжелую германскую «Парижскую пушку», которая обстреливала столицу Франции.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Российские солдаты позируют рядом с новинкой того времени — портативной
радиостанцией Маркони

В бой с германскими цеппелинами вступали уже самолеты с первых авианосцев. На море появились первые подводные лодки.

При том, что эта война била все исторические рекорды по числу жертв, она же всколыхнула мир науки, человечество получило массу полезных мирных технологий, которые помогали потом спасать жизни.

Такие неожиданные изобретения как застежка-молния, наручные часы, чайные пакетики и даже гигиенические прокладки появились лишь благодаря тому, что летом 1914 года мир начал одну из самых разрушительных и кровавых войн.

Источник: https://www.bbc.com/russian/international/2014/06/140626_ww1_new_weapons

В париже открывают памятник русским солдатам первой мировой

Во вторник в Париже российский премьер Владимир Путин и его французский коллега Франсуа Фийон откроют памятник, посвященный Русскому экспедиционному корпусу, воевавшему во Франции в годы Первой мировой войны.

Напомним, что в 1916 году свыше сорока тысяч наших офицеров и солдат были направлены на помощь союзникам. Из них две бригады воевали на греческом фронте, а большая часть корпуса защищала вместе с французскими войсками район Шампань-Арденны.

Россияне (среди них был будущий прославленный полководец, а в то время пулеметчик Родион Малиновский) особенно отличались в боях под Реймсом, тем самым преградив наступление немецких дивизий на Париж. В кровопролитных боях погибло свыше пяти тысяч наших воинов.

«РГ» попросила рассказать о памятнике его автора известного российского скульптора Владимира Суровцева.

Российская газета: Кто был инициатором создания монумента?

Владимир Суровцев: Французская сторона. А если конкретно, то премьер-министр Франсуа Фийон и министр культуры Фредерик Миттеран. Инициатива была озвучена во время визита Владимира Путина во Францию в ноябре 2009 года и полностью поддержана Москвой.

РГ: Как вышло, что вы получили заказ?

Суровцев: Французы провели международный конкурс, жюри которого возглавлял Фредерик Миттеран. В конкурсе участвовали многие известные мастера. Я же оказался в их числе, наверное, потому, что во Франции уже установлено несколько памятников моей работы.

Один из них находится в Ле Бурже и посвящен летчикам и механикам легендарного полка «Нормандия-Неман», другой поставлен в Париже на Пер-Лашез в память о русских и советских партизанах-макизарах, воевавших во Франции с 1941 по 1944 годы.

Еще один воздвигнут на центральном воинском кладбище в Нуайе-Сен-Мартен, где похоронено около пяти тысяч россиян, участников французского Сопротивления. Очень рад, что и на этот раз выбор пал на меня. Так что это мой четвертый памятник во Франции.

РГ: Как определились с местом для мемориала?

Материал публикуется в авторской редакции. Читать версию статьи из номера

Суровцев: Предложение поступило от городской мэрии и французского правительства. И, откровенно говоря, лучшей площадки не найти. Речь идет об очень престижном месте — в двух шагах от Гран-Пале.

А у меня, кстати, есть фотографии, на которых запечатлены солдаты экспедиционного корпуса, которые в 1916 году проходили как раз мимо этого дворца. К тому же рядом мост Александра III, с именем которого связан русско-французский союз в конце XIX века.

Это уже не говоря о том, что буквально напротив мемориала на другой стороне Сены на набережной Бранли вскоре будет построен российский духовно-культурный центр. Получается своего рода русский островок в центре Парижа.

Хочу отметить, что открытие памятника состоится 21 июня — за день до 70-летия начала Великой Отечественной войны, в ходе которой россияне и французы во второй раз за ХХ век были союзниками и сражались против общего врага. Не символично ли?

РГ: Как вы пришли к нестандартному для воинских мемориалов, без присущего им пафоса, решению: на постаменте русский офицер-кавалерист смотрит вдаль и под уздцы держит лошадь?

Суровцев: Композицию, хотя это нигде не обозначено, я назвал «Родник». Ведь конь пьет воду из родника, а это слово однокоренное с родом, родней, Родиной.

Мне хотелось таким образом обозначить тему России, сделать памятник многослойным.

К тому же надо учесть, что та война была по большому счету последней, которая прошла на конной тяге, а Россия в то время была первой в мире конной державой, насчитывавшей 26 миллионов коней.

Кроме всего прочего, я сам очень люблю лошадей, занимаюсь конным спортом. Наверное, сказываются гены моего деда Василия Фомича, хоперского казака, который принимал участие в знаменитом Брусиловском прорыве.

Другой лейтмотив — сам поручик. В его руках французская каска с российским двуглавым орлом. Дело в том, что союзнические войска, сражавшиеся во Франции, носили свою национальную военную форму, но каски были французские, правда, с национальным гербом. Кстати, эту деталь, о которой я раньше не знал, подсказал французский министр культуры.

РГ: Кто с вами работал над памятником?

Суровцев: Мой сын Данила. Он, как и я, скульптор, выпускник Суриковского института, а также архитекторы отец и сын Владимир и Олег Сутягины.

Мы постарались сделать памятник, скажем так, человеческим, чтобы он не давил, не отторгал проходящих мимо людей, а притягивал к себе внимание.

Он о тех людях, которые храбро сражались и погибли, но основная идея композиции — это обращение через суровые события прошлого к нынешним и будущим поколениям, призыв к тому, чтобы больше не было войн.

Читайте также:  Почему народ считал алексея тишайшего антихристом

РГ: Как отнеслись к вашей работе представители русской эмиграции в Париже?

Суровцев: Я показывал памятник Жоржу де Бреверну, который возглавляет ассоциацию по сохранению памяти русского экспедиционного корпуса во Франции, председателю парижской ассоциации Императорской гвардии князю Александру Трубецкому. Они отнеслись с большим интересом и уважением. Многие родственники тех, кто воевал в корпусе, во вторник придут на церемонию открытия памятника.

РГ: Долго ли работали над ним?

Суровцев: Чуть больше года. Работал вместе с сыном в московской студии на Пятницкой. После скульптура отливалась в бронзе в поселке Катынь под Смоленском.

РГ: Кто финансировал?

Суровцев: Российское министерство культуры. Французская сторона взяла на себя расходы по благоустройству территории, строительству фундамента.

РГ: Что дальше? Есть планы, связанные с Францией?

Суровцев: В Москве на Ордынке есть памятный знак по рисунку Модильяни — он посвящен Ахматовой. Давнишняя мечта: воплотить в скульптуру тему поэта и художника.  Также хотелось сделать большую персональную выставку в Париже.

Источник: https://rg.ru/2011/06/20/pamyatnik-poln.html

Во Франции вспоминают подвиг солдат Русского экспедиционного корпуса во время Первой мировой войны. Новости. Первый канал

«Когда Россия и Франция вместе, они сильны». Эти слова генерала де Голля повторяют сегодня в городе Курси, где проходят торжества, посвященные событиям столетней давности.

В 1917 году солдаты Русского экспедиционного корпуса отбили Курси у германской армии, заплатив за его свободу тысячами жизней. О подвигах и героизме наших воинов в годы Первой мировой войны во Франции никогда не забывали.

Памятники русским солдатам стоят в Париже и в других городах страны.

«Добро пожаловать в Курси!» Таблички на русском языке здесь на время памятных торжеств, а на здании мэрии – фотографии русских и французских солдат, которые 100 лет назад освободили коммуну от немецких захватчиков.

В честь героев марш памяти. Плечом к плечу русские и французы идут, чтобы показать: подвиг наших предков не забыт: 15 километров в той же форме и по тому же маршруту, которым шли бригады в 1917 году. Только сегодня вместо армии противника и разбомбленных полей — виноградники, цветущий рапс, мирное небо над головой.

«Если бы не русские, французская и британская армии не смогли бы продолжать битву. Благодаря жертве русских солдат немецкие силы были разделены», — рассказывает участник исторической реконструкции Гийом Гослан.

«Наши предки прошли этими дорогами, и для нас очень важно помнить об этом и в какой-то степени прочувствовать, как это было», — говорит Олег Усманов из Клуба военно-исторической реконструкции «199-й Кронштадский пехотный полк».

Русский экспедиционный корпус — около 50 тысяч человек — во время Первой мировой войны на помощь Франции послал Николай II. Город Курси, удерживаемый немцами на протяжении двух лет, освободили 17 апреля 1917 года. Кровопролитные бои шли три дня. Более пяти тысяч русских солдат здесь отдали свои жизни, сражаясь за победу. Сегодня в строю потомки героев.

«Я внучка солдата Русского экспедиционного корпуса, мой дедушка из Каширы, он сражался за Курси, был ранен здесь, влюбился в больнице и остался жить во Франции», — рассказывает внучка солдата Русского экспедиционного корпуса Клодин Симатти-Иваноф.

Наши солдаты сражались так отчаянно и храбро, что даже верховный главнокомандующий союзными войсками во Франции, маршал Фош признал: «Если Франция не была стерта с карты Европы, то в первую очередь благодаря мужеству русских солдат».

«Россия и Франция были друзьями, и сегодня эту историческую связь важно помнить! Мы нуждаемся в России так же, как и Россия нуждается в нас», — говорит Сильван Пинар.

Леса под Курси до сих пор — запретная зона, охраняется государством. Здесь, кажется, время остановилось, и во власти 1917 год. Повсюду воронки от взрывов, тут же сами бомбы и даже детонаторы. Именно здесь перед наступлением располагалась 3-я бригада, она состояла из русских и французов. Лучше всего сохранились предметы быта, кухонные принадлежности, осталась в земле и бутылка вина.

Исследователь Пьер Малиновский ведет раскопки в этих местах три последних года. В марте он нашел останки неизвестного русского солдата. Героя, погибшего за Францию, захоронили с воинскими почестями на местном кладбище.

«Этим летом от 10 до 15 русских студентов-археологов приедут сюда на раскопки. Я знаю, что в окопах остается еще много останков русских солдат, и наше дело чести, чтобы эти воины обрели покой», — говорит историк Пьер Малиновский.

В самом центре Курси вновь, как и 100 лет назад, разбит военный лагерь. Здесь варят кофе а ля прошлый век, греются у костра, а маленький Гаврош с энтузиазмом чистит солдатскую обувь.

  • «Никогда нельзя забывать все то, что другие сделали для нас, иначе сегодня будет так же, как раньше — война все время», — говорит Тома Гиме.
  • Любители истории сюда приехали из разных городов Франции, России и Украины — в Русском экспедиционном корпусе было немало солдат из Одесской губернии.
  • «Государство сильно прежде всего тогда, когда она имеет историческую память», — подчеркивает Олег Павлов из запорожского клуба военно-исторической реконструкции «Воин».
  • В честь подвига тех, кто сражался за тысячи километров от дома и помог одержать победу в Курси, одну из немногочисленных в ходе всей наступательной операции, мэр города и посол России во Франции возложили цветы к памятнику Русскому солдату, он находится на одной из центральных площадей.

«Как раз один из уроков истории состоит в том, что когда Россия и Франция были вместе, они были сильны. Это сказал не я, это сказал еще генерал де Голль, и он был абсолютно прав. И сегодня, когда у наших двух стран общие угрозы, общий противник, только вместе мы сможем победить», — отметил Чрезвычайный и Полномочный посол России во Франции Александр Орлов.

«Эта история русских солдат долгое время была забыта, и мы постарались сделать все возможное, чтобы мир узнал о подвиге молодых солдат, которые отдали свои жизни, сражаясь во Франции. Мы восстанавливаем справедливость!» — сказал мэр города Курси Мартин Жоли.

Как в далеком 1917 году — фотография на память у разгромленного немецкого бастиона. И точно так же, как тогда, солдаты поменялись формой, чтобы еще раз подчеркнуть: это наша общая история, наша общая победа.

Источник: https://www.1tv.ru/news/2017-04-17/323696-vo_frantsii_vspominayut_podvig_soldat_russkogo_ekspeditsionnogo_korpusa_vo_vremya_pervoy_mirovoy_voyny

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector