Как коренные питерцы называют некультурных людей

Сегодня отмечается Международный день культуры. Для Санкт-Петербурга, который называют «культурной столицей», этот день особенный.

 

Хотя на самом деле звание «культурная столица» Петербург обрел совсем недавно.

Как ни удивительно, впервые оно прозвучало в 90-х из уст тогдашнего президента России Бориса Ельцина, при передачи питерскому телеканалу «Культура» «кнопки» центрального ТВ Петербурга.

 

Как коренные питерцы называют некультурных людейФото roissya.ru 

 Кто подсказал Борису Николаевичу такой ход, осталось тайной, но словосочетание прижилось. Хотя на самом деле смысла в нем не очень много – придумать таких можно десятки. Как, например, появившееся в то же время обозначение Петербурга как «криминальной столицы». Оно, как и «культурная», было выдумано в целях пиара – на сей раз «черного». И тоже прижилось, хотя совершенно очевидно, что не соответствует действительности.  Таких определений для Питера на самом деле полно: «туристическая столица», «свадебная столица», «столица импорта»… Слава Богу, не «гастрономическая столица» — хотя пытались, в тех же 90-х, придумывая особую «питерскую кулинарию», которой по большому счету нет. Даже выпустили в роскошном издании книгу рецептов «Петербургская кухня». Вероятно, это делалось в интересах крупных петербургских рестораторов, однако не прижилось.  

Как коренные питерцы называют некультурных людейФото «НЕкультурный Питер» 

 Вообще, многие представители питерской творческой элиты уверены, что распиаренная «культурная столица» на самом деле была запущена во враждебных Петербургу целях.  

— Я абсолютно не сомневаюсь в предварительной договоренности по этому поводу, — говорит режиссер Юрий Мамин.

– Теперь власти имеют возможность вместо реальности заявить какой-то плакатный слоган, который тешит наших граждан.

Народ наш к этому приучен, у нас есть врожденное свойство патриотизма за свой край, за свою родину: приятно. Если люди не привыкли размышлять, они довольствуются этим.

Действительно, в имперский период Петербург в таких определениях никак не нуждался – он был столицей Российской Империи, значит, по определению, столицей ее культуры.

А теперь большая часть наиболее способных творческих людей норовит уехать из «культурной столицы» в столицу настоящую.  

– Что же у нас есть, кроме Эрмитажа? – задается вопросом Мамин.

– В любом городе есть свои памятники, иногда очень древние, но от этого они не становятся культурной столицей мира. Кроме того, Санкт-Петербург отличается большим нарушением старинной застройки…

Разрушения тихой сапой проходят по всему городу – исторических интерьеров почти не сохранилось, идут мощные переделки. Иногда остаются только фасады, да и то под видом модернизации они превращаются в общее место европейского стиля, никак не отличающее Петербург от другого североевропейского города.  

 Как коренные питерцы называют некультурных людейФото «Пикабу» 

— По сравнению с Москвой вся страна является болотом. В том числе и город, который льстиво называют «культурной столицей» вместо того, чтобы что-нибудь сделать, — заключает Мамин. 

 Остается, конечно, еще гордость петербуржцев за особенную культуру своего поведения. Хотя на этот счет ходит множество злых анекдотов, некоторым образом это действительно имеет место. Стоит хотя бы сравнить стиль общения с незнакомыми людьми вечно озабоченных, спешащих, часто недоброжелательных москвичей и вдумчивых, неторопливых и общительных жителей Петербурга.   

Однако бытового хамства хватает и в северной столице. Тем более, что, как писало ИА FederalCity, в советское время город подвергался намеренной депопуляции с замещением коренных жителей пришлыми. Потомки которых теперь считают себя коренными петербуржцами, однако ментально не всегда ими являются.

 

Как коренные питерцы называют некультурных людейФото Demotivation.me 

 

— Один раз в метро наблюдал, как полупьяный лиговский гопник приставал к пожилому интеллигентному мужчине в очках, — рассказывает писатель Павел Ганипровский. – Приставал не агрессивно, а, если так можно выразиться, доброжелательно, хоть и весьма нахраписто.

Он громко кричал, что вот, мол, сразу узнал в «отце» коренного ленинградца, и сам он, гопник, тоже коренной, и мама его, гопника, коренная ленинградка. А эти хамы москвичи – вообще не люди. «Правда же, отец?..» «Отец» молчал и жалобно жался от «сынка» в угол. Особей симпатии оба не вызывали.

Но ведь они наверняка и правда ленинградцы-петербуржцы… 

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.

Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен

Источник: http://federalcity.ru/index.php?newsid=5524

Миф о «культурном Петербурге» работает против Петербурга

Почему — объясняет антрополог Дарья Радченко.

Как коренные питерцы называют некультурных людей

Istockphoto.com

Как коренные питерцы называют некультурных людейДарья Радченко, заместитель руководителя Центра городской антропологии КБ «Стрелка»

Фраза о том, что Санкт-Петербург — «культурная столица России», давно стала стереотипной. Этот стереотип о городе музеев и «городе-музее», городе «высокой культуры» первым приходит в голову жителям России в разговоре о Петербурге и лежит в основе его туристического предложения.

А куда ходят и что предпочитают сами петербуржцы? Чтобы узнать ответ на этот вопрос, осенью 2016 года КБ «Стрелка» провело антропологическое исследование культурных практик молодых горожан.

Задачей исследования было создать событийную карту Петербурга и выявить ключевые аудитории и их запросы прежде всего в отношении инновационных форматов мероприятий, ориентированных на городскую молодёжь.

Были проведены глубинные интервью с культурно активными молодыми жителями города: школьниками старших классов, студентами, молодыми специалистами — всего 54 человека от 15 до 35 лет. Среди них были жители всех районов города: как коренные петербуржцы, так и недавно приехавшие сюда учиться и работать.

Кроме этого, состоялось 19 экспертных интервью со специалистами в области событийной программы: организаторами культурных событий, музейными специалистами, экспертами в области музыки, представителями СМИ. Ценность метода глубинных интервью заключается в том, что даже относительно небольшое, по сравнению, скажем, с массовыми опросами, число бесед с представителями разных групп горожан позволяет выявить неочевидные тренды, причины выбора того или иного маршрута, объекта, практики, особенности локальной идентичности.

Золотой Бермудский треугольник

Когда популярные среди молодых петербуржцев места культурного досуга были нанесены на карту, окончательно подтвердился следующий факт: почти вся запоминающаяся культурная жизнь сосредоточена в самом центре города — так называемом «золотом треугольнике» между Невским проспектом, Невой и Фонтанкой.

Чем дальше от него — тем ниже плотность востребованных культурных пространств. Так, в Петроградском районе проходит множество событий, но большинство из них имеет камерный, нишевый характер.

Это подтверждают и цифры: в среднем 42 % событий жители Петербурга посещают в центре города и лишь 8 % — в собственном районе.

42 % событий жители Петербурга посещают в центре города и лишь 8 % — в собственном районе

На первый взгляд кажется, что это естественный ход вещей: именно в центре сосредоточены архитектурные памятники и старейшие культурные институции города: музеи, театры, филармония. Эксперты говорят, что смысл проводить культурное мероприятие есть только в центре: на другую площадку зритель не пойдёт. И действительно, для многих горожан потребление культуры связано с поездкой в центр.

Анна, студентка: «Для меня всегда выезд в центр, с детства, это надо надеть платьице, мы едем в театр или ещё куда-то. То есть для меня это каждый раз что-то приятное; наверное, если бы я жила в центре, особенно с маленького возраста, наверное, я бы просто не так это ощущала».

Однако сами петербуржцы вполне готовы ездить через весь город туда, где проходят интересные для них события, особенно если речь идёт о современных формах искусства или научно-популярных мероприятиях.

Дело в том, что провести в центре города мероприятие нового формата, особенно под открытым небом, на улице, — серьёзная проблема. Для Петербурга характерна охранительная, консервативная политика по отношению к городу и происходящей в нём жизни.

Такая позиция приводит к музеефикации центра, дефициту современных форм искусства, боязни со стороны администрации новых форматов. Как выразился один из опрошенных экспертов: «От чего мы страдаем больше всего, так это от того, что Петербург — это застывшая скульптура».

По мнению экспертов, этот консерватизм нередко распространяется и на аудиторию, не ассоциирующую Петербург — и в особенности центр — с современной культурой. На периферии же современные и научно-популярные форматы воспринимаются гораздо более органично.

Как коренные питерцы называют некультурных людей

  • Тяготение к центру / иллюстрация: КБ «Стрелка»
  • Захар, инженер: «С моей точки зрения, коренные жители спальных районов за искусством не пойдут в какой-то там локальный центр, а, например, какую-то лекцию из серии „чудеса химии“, мне кажется, организовывать можно именно вот в таких спальных районах».
  • Характерными примерами таких точек притяжения могут служить Политехнический университет, «Охта Lab» в ТЦ «Охта Молл» и Музей уличного искусства: они находятся на периферии, в довольно малопривлекательной с точки зрения ландшафта и безопасности среде, где нет удобных маршрутов общественного транспорта, — однако сила их предложения такова, что молодые горожане мирятся со всеми трудностями, лишь бы попасть на проходящие там фестивали, лекции, концерты.

«От чего мы страдаем больше всего, так это от того, что Петербург — это такая застывшая скульптура»

Геттоизация событийной программы

При этом логистические сложности нередко запирают жителей в рамках своего района (особенно уязвимы маломобильные группы, например женщины с маленькими детьми) — и они оказываются отрезанными от качественного культурного продукта и возможностей развития — от событий, проходящих не только в периферийных районах, но и в центре. Жители центра, в свою очередь, практически не рассматривают культурные события на периферии — 75 % мест, востребованных жителями Центрального района, происходят либо в нём же, либо в близлежащем историческом Адмиралтейском. Иными словами, в центре создаётся своего рода «гетто высокой культуры», лишённое доступа к современной культуре, а на периферии — «гетто без культуры», сильно ограниченное в культурном потреблении. Молодые петербуржцы, с которыми проводились интервью, нередко говорили о том, что в городе ощутимо не хватает небольших локальных культурных центров и точек притяжения, куда можно спонтанно пойти вечером, в будний день.

Ирина, студентка: «Я бы активнее стала развивать районы подальше от центра, потому что просто, допустим, ты сидишь дома, 10 часов вечера, тебе скучно и некуда пойти, ты не знаешь, куда сходить. Понятно, что какие-то большие фестивали проводить лучше в центре, но такие местечковые, чтобы было уютно, можно и на периферии». 

Преодоление этой «культурной геттоизации» идёт парадоксальным путём: жители Петербурга пасуют перед логистическими трудностями внутри города, но зато охотно едут в пригороды и даже за рубеж.

Характерны краткие выезды для посещения культурных мероприятий прежде всего в Хельсинки и Таллин — это тот «край света», на который, по мнению петербуржцев, поедут с гастролями лучшие исполнители и коллективы мира.

Примером может служить фестиваль музыки и визуальных искусств Flow в Хельсинки, выставка к столетию Туве Янссон в музее «Атенеум» в Хельсинки.

Что мешает развитию периферии?

Почему же в этих условиях не происходит тотальной экспансии современной культуры на периферию города и её бурного расцвета там, где есть и потребности, и условия, а вместо этого петербуржцы едут на фестивали и концерты в Финляндию? Важный фактор, который притягивает в центр жителей периферийных районов, — это сложившаяся там среда: от архитектурных памятников и исторической памяти района до магазинов, кафе, баров. Приехав в центр на выставку или на концерт, зритель в дополнение к культурной программе может прогуляться в привлекательном месте, полюбоваться историческими зданиями, выпить кофе в необычном заведении, зайти в магазинчик с дизайнерскими украшениями — всего этого лишены районы позднесоветской и постсоветской застройки.

Как коренные питерцы называют некультурных людей

Запрос на периферийную досуговую активность / иллюстрация: КБ «Стрелка»

Фёдор, журналист: «Но мне кажется, что в центре действительно очень много чего сосредоточено, и окраина, конечно, страдает от недостатка каких-то культурных явлений. В центре вся эта культурная составляющая, помимо, собственно, мероприятия, например кафе».

То же самое происходит и при поездке в Хельсинки или Таллин — культурный досуг сочетается со средовым контекстом. В Петербурге же развитие среды на периферии тормозит всё то же представление о том, что «жизнь происходит только в центре».

Иными словами, Петербург становится заложником стереотипа о культурной столице. В городе есть масса возможностей для развития по-настоящему многогранного культурного ландшафта — люди, школы, площадки, — но препятствием к этому оказывается картина из учебника, который ещё в школе читали и организаторы событий, и их аудитория.

Дарья Радченко

Источник: https://strelka.com/ru/magazine/2017/09/07/culture-in-st-pete

Правда ли, что петербуржцы культурнее москвичей? | Rusbase

RB.ru спросил у представителей бизнеса и других профессий, согласны ли они с тем, что петербуржцы культурнее москвичей. Мнения разделились.

  • Как коренные питерцы называют некультурных людей
  • Fotoimedia
  • Лев Лурье, историк, коренной петербуржец, живет в Петербурге:

— Откуда взялся стереотип, что петербуржцы культурнее москвичей? Или это не стереотип?

«Дело  не в культуре, проблема заключается в том, что в Ленинграде, нынешнем Санкт-Петербурге, производительность труда значительно ниже, чем в Москве  – грубо говоря, работа не требует большой отдачи, но за нее не платят такие деньги. Поэтому в нашем городе можно больше времени уделять культуре, читать, ходить в кино, общаться с людьми и вообще рефлексировать.

Читайте также:  Егорлыкское рубка: как была разгромлена казачья кавалерия деникина

Поэтому добавочная часть, которая формируется в результате большего количества времени свободного, здесь больше, и результаты творческой работы не прямо зависят от денег, которые за нее платят.  Я бы сказал, что это следствие более низкой производительности труда (потому что основные рабочие места у нас в Москве), возникшее  после переноса столицы в Москву в 1918 г.

«.

Лилиана Пертенава, PR-директор Runa Capital (петербурженка, живет в Москве):

«Я переехала в 2010 году в Москву по карьерным обстоятельствам, для моей профессии в Петербурге было меньше перспектив. Мне кажется, тема особой «культурности» петербуржцев была актуальна в XVIII-XIX веках, потому что тогда в столице Российской империи зародился литературный русский язык, начал издаваться легендарный журнал «Современник», кипела дворянская культурная жизнь.

Такая специфика давно утеряна, тяга к прекрасному еще какое-то время и в XX веке культивировалась горожанами, но Петербург — не закрытый город. Там уже много приезжих, это способствует смешению культур.

При этом, в Петербурге до сих пор интересный андеграунд. Например, скандально-известный художник-акционист Павленский родом из Петербурга, андеграундная музыкальная жизнь в городе на Неве — тоже всегда была богаче и свободнее, чем в Москве, на мой взгляд.

Из современников, вспомним группу «Ленинград», которая начиналась в петербургских подвальных клубах. Также, считаю Мариинский театр более мощным художественно, чем Большой (да простят меня москвичи).

В Петербурге, на мой взгляд, есть позитивное свойство: контркультура плотно связана с классическим искусством и не отрицает его.

Что касается ниши современного искусства, то и в Москве, и в Петербурге она скорее бедна, и это печально. Обе столицы нельзя сравнить ни с Лондоном, ни с Нью-Йорком, ни с Парижем в этом смысле.

На многомиллионные мегаполисы мало одного «Гаража» или «Новой Голландии» с «Эрартой». Я недавно была в Копенгагене, там проходил фестиваль contemporary art, в котором участвовал весь город централизованно и массово. Из забавного: одной из площадок для представлений театра современного танца было главное полицейское управление датской столицы.

В Москве массово проходят только народные гуляния. Не хватает «движухи» в сфере более высокого искусства. Заканчивая мысль, кто культурнее, отмечу, что жители Петербурга зато большие снобы и охотно готовы корить каждого, кто ни разу не был в Эрмитаже. Я такая же, кстати».

Даниил Павлючков, CEO&Founder Mailburn (петербуржец, живет в Петербурге):

«Мне кажется, это один из самых распространенных мифов про Питер и Москву. Культурные люди есть в обоих городах, как и гопники. В Москве не меньшее количество музеев и театров, есть Третьяковка и музей Пушкина. На мой взгляд, Москва более деловая, и это затмевает ее культурную составляющую, тогда как в Питере она более заметна».

Топ-менеджер частного российского банка (15 лет прожил в Петербурге, 4 года живет в Москве):

«Вранье. Нет, считаю, что не культурнее, люди везде одинаковые. Считаю, что каждый человек притягивает людей себе подобных. При переезде из Санкт-Петербурга думал, что будет гораздо сложнее работать с коллегами в Москве (в головном офисе), чем в Питере, но оказалось так же. Везде люди одинаковые, одни приезжие и там, и там, все оказываются в одних условиях — выживание в большом городе».

Юлия Никитина, управляющий партнер Boyden (петербурженка, живет в Петербурге; Boyden — международная компания, осуществляющая подбор топ-менеджеров, с офисами в Москве и в Санкт-Петербурге):

«Я бы уточнила для начала, что означает культурнее и кто такие петербуржцы и москвичи. К настоящему моменту и в Москве, и в Петербурге большое количество приезжих, не являющихся коренными жителями. Если взять мой круг общения, то культурный уровень урожденных питерцев и москвичей абсолютно одинаков».

Источник: https://rb.ru/article/pravda-li-chto-peterburjtsy-kulturnee-moskvichey/7409837.html

Тайны петербуржца

21.05.2018 00:01:00

О тех, кто живет по победам, а не по средствам

Как коренные питерцы называют некультурных людей У петербуржцев свои временные ориентиры: за неимением солнца приходится сверяться с разведением мостов. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

«Не родись красивой, а родись счастливой». Кто не узрел в этой мудрости указания на то, что красота – причина несчастий, тот не был красив. «Я знаю, что ничего не знаю».

Кто не узрел здесь указания на то, что знание порождает сумму новых незнаний, тот невежда. «О вкусах не спорят».

Кто не понял под этим, что вкус воспитанный, а не впитанный, знает свои законы, но не имеет понятия о себе, – тот не петербуржец.

Употребление псевдопонятия «петербургский сноб» пробуждает у петербургского интеллигента непреодолимое желание пролить свет разума на разумеющееся и правды – на правдоподобное. «Петербургский интеллигент» здесь будет называться петербуржцем, но никто не будет называться петербургским снобом, хочется надеяться – отныне и нигде.

Петербуржцы с мороком Петра впитали в себя и дистиллировали особое эстетическое кредо. Местная эстетика – плод ошибок трудных множества заграничных неудачников, зазнаек и шарлатанов: от архитекторов, музыкантов, врачей до учителей фехтования.

Петербуржцы – в вечном долгу перед миром за свое врожденное чутье. Но здесь живут по победам, а не по средствам, поэтому пьют итальянские и французские вина, а не содержимое чилийских или калифорнийских «синих бутылок».

Водку тоже пьют, когда дело в эстетике жанра, – чухонскую.

Эстетика современного петербуржца подспудна и интуитивна. Его вкус разойдется со вкусом любого не-петербуржца так же тонко и совершенно, как набоковская строчка – с булгаковской или оруэлловской.

У петербуржца – особый такт и в отношении понятий. Он бы не смог сказать про Владимира Набокова «аристократ, сноб», как определил главный культурный телеканал России.

К счастью, «ахиллесову пяту карающей длани» журналистики писатель в свое время препарировал и изучил и к туземному невежеству отнесся бы иронически.

Снобами называют себя и некоторые (нередко скандально) известные современные петербуржцы, но в основном – это личности мятежные, и такое их самоопределение – часть местного эпатажа, исключение ради правила.

Онтология петербургского интеллигента филологична и относит нас к феномену петербургского разночинца последней трети XIX века: профессионалу без протекции, интеллектуалу и скептику.

В петербургской семье на вопрос «Кто такие яппи?» даже физики ответят, что это – «снобы от профессионального сообщества».

А на вопрос «Кто такие разночинцы?» – что философы от Добролюбова до Гинзбург пытались это осмыслить, но завещали нам вечные поиски.

Сноб – это человек, главная черта которого – тщеславие, обусловленное и подстегиваемое ощущением внутренней непричастности. Сноб – это претензия вместо амбиции, желание очаровать вместо потребности очарования, соглядатайство вместо свидетельства, тщеславие вместо честолюбия, стремление выказать причастность там, где быть частью невозможно.

В Петербурге снобы особенные – они отравлены любовью к Городу. Вопреки устоявшемуся мнению, обычно не коренные петербуржцы дотошно знают город, но «снобы от петербурговедения», которыми становятся почему-либо обосновавшиеся здесь приезжие.

Петербургская незаинтересованность, отсутствие хватки, прострация – все кажется им знаками, указывающими на тайное знание.

Ощущая себя «иностранцами», испытывая смутное и тревожное чувство «неместности», чтобы не сказать «неуместности», они, если в них есть амбиция и желание причаститься местной «тайны», въедаются в отличия одного Калинкина моста от другого, в историю названия Гражданской улицы или в статистические подсчеты горгулий и пр.

На самом же деле топографию и топонимику Города петербуржец обычно знает фрагментарно. Кому-то дорого одно, кому-то – другое.

У петербуржца свои временные ориентиры: за неимением солнца ему приходится сверяться с разведением мостов как фактором сезонности.

Свои «тайные» знаки он считывает и с длины тени, и с угла ее падения, и с ее наличия в принципе.

Это – те «тайны», которых не родившемуся здесь, не ходившему здесь в папин детсад и мамину школу  не понять, выучи он всю историю Петрополя от Меншикова до Матвиенко.

У каждого петербуржца своя «тайна». Кто-то невольно залюбуется электронным циферблатом, показывающим время в три минуты шестого. Кто-то не перешагнет, но наступит на порог дома, инстинктивно выбирая твердый уступ: привычка к лужам и грязи на улице.

Но есть и общепетербургские тайны, например неприятие сплетни.

Она считается пошлостью, и, если речь заходит о третьих лицах, петербуржец выскажется максимально общо и при этом избежит околичностей – еще одного признака дурного тона, каковым считается все, что слишком далеко от «необходимого и достаточного» – двух священных чаш равноплечных весов суждения петербуржца.

С ранних припушек желёз петербуржец умеет набрать на клавишах пианино «Чижика-пыжика», даже если в его доме нет инструмента; тогда же он усваивает и культурное табу на «Собачий вальс». Петербуржец обращается к собеседнику на «вы», часто – по имени-отчеству. Ему органически противно чинопочитание. В его натуре – уважение, уступка, сдержанность, расстояние, невмешательство.

И там, где сноб саркастически ухмыльнется, петербуржец сардонически скорчится. В этом сардоническом выражении лица многим вчуже мнятся высокомерие и снобизм, но, меряя своими мерками, они ошибаются. На этих галерах саркастическая улыбка выглядит куда высокомернее. Петербуржец не насмехается – он терзается улыбкой, поскольку он не благодарно, но понимающе принимает невзгоды.

Местное правило – осторожная вежливость. Любое предложение – деловое или дружеское – получит ответ, но – как бы и из сомнения. Сделки пожатием рук не начинаются и не заканчиваются; «дай пять» – моветон.

Петербуржец преимущественно человек не торга, но – долга. И не обязательно он будет бедняком или в услужении: он может хорошо зарабатывать, быть кумом королю и уметь перешибить плетью обух. Он не заметит бесцеремонного попрошайку, но нуждающегося постарается без заботы не оставить.

Заглядывать в глаза встречным не будет, но субъекта, покушающегося на его пространство, смерит тяжелым взглядом. Он не разговаривает громко, отношения выясняет нервно, с поджатыми губами и сдавленно. Он вообще натура нервная и блеклая, но созерцательная, незлобивая и толерантная.

Петербуржец в отличие от сноба апатически воспримет восторги тех, кто, цокая языком и качая головой, скажет, что везет тому, кто чуть не в Эрмитаже живет, чуть не всю библиотеку Юсупова прочел и чуть не во все мемориальные квартиры входит, как в дом родной. Средний петербуржец не только в чужие квартиры, но и в Эрмитаж-то заглядывает раз лет примерно в 10. А приезжающие к нему погостить друзья ходят по музеям, как правило, без его сопровождения.

Петербургский интеллигент – не сноб, но чистой слезы космополит. Ему нет заботы о том, в чьей тарелке чувствует себя приезжий, не из высокомерия или заносчивости, но из бесстрастного отношения как к знанию, так и к незнанию Города.

Петербуржцу важно не отнесение к прошедшему, а отношение к историческому настоящему. У него впечатлительная не душа, но – вдохновение.

По этому вдохновению вы, сами того не ведая, и отождествите его личность, где бы ни повстречали, и почувствуете в нем скрытую от вас «тайну» так же безошибочно, как скрытую мощь и амплитуду – в свободной сдержанности шага петербургской балерины.   

Источник: http://www.ng.ru/style/2018-05-21/8_7228_piter.html

10 вещей, которые вам никогда не простят петербуржцы

Назад serg-degtyarev.livejournal.com

Читайте также:  За что донские казаки просили прошение у дона

Никогда, слышите, никогда, ни при каких обстоятельствах не нужно этого делать в Петербурге! Редакция портала «ЗаграNица» составила список из 10 вещей, которые точно не понравятся местным жителям

ЗаграNица.Петербург

Мы собрали достаточно стереотипные суждения о жителях Санкт-Петербурга, к которым нужно отнестись с долей юмора. Вот только в каждой шутке, как известно, есть доля шутки.

1

Это так банально, что кажется почти нелепым, но петербуржцы действительно оскорбляются, когда слышат, как их прекрасные, старинные парадные называют плебейскими «подъездами». Всё дело в том, что в Санкт-Петербурге даже парадные лестницы часто можно назвать произведениями искусства, а уж о том, что по ним экскурсии водят, и говорить не стоит (потому что мы уже об этом писали).

Роман Везенин 2

Об этом сокращении споры не умолкают уже давно. Кто-то думает, что негоже к величественному городу вот так вот фамильярно обращаться, а кто-то считает Северную Пальмиру старым другом, с которым напускная учтивость не нужна.

Однако большинство жителей Санкт-Петербурга всё же придерживаются первой позиции. Многим горожанам слово «Питер» кажется жаргонным, недостойным и даже неэстетичным. А эстетика здесь решает — смиритесь.

И если еще петербуржцы между собой могут выяснять, как лучше величать родной город, то приезжим, однозначно, лучше лишний раз проявить уважение.

serg-degtyarev.livejournal.com 3

Каждый уважающий себя петербуржец, где-то глубоко внутри или на подсознательном уровне, хоть самую малость, да презирает Москву. Тут вопрос даже не в приписываемом жителям Петербурга снобизме, а в исторических обстоятельствах, которые отобрали у города на Неве статус столицы.

Эта несправедливость запала в душу среднестатистического петербуржца и не дает ему искренне полюбить Белокаменную. Горожане считают столичный ритм жизни слишком быстрым, а москвичей — бескультурными и пафосными. Поэтому любая реплика «а вот в Москве…

» здесь воспримется скорее враждебно, чем радушно.

shutterstock.com 4

В Петербурге привычка обращаться друг к другу на «вы», подчеркивая почтение к собеседнику, достаточно прочно укоренилась в подсознании жителей.

Поэтому многим кажется непостижимым, почему посторонний человек позволяет себе «тыкать», особенно в транспорте или иных общественных местах.

Так что даже если вам кажется, что обращение на «вы» — это пережиток прошлого, в разговорах с петербуржцами старайтесь проявлять вежливость и хороший тон.

shutterstock.com 5

Рядом с непереносимостью фамильярного обращения у жителей Северной столицы стоит грубость, хамство и невежество. Используйте в своей речи слова «пожалуйста», «будьте любезны», «спасибо», и вы почувствуете хорошее расположение к себе.

Эксперимента ради спросите дорогу у любого прохожего на улице и слушайте, как участливо и вежливо вам будут помогать. Одно время в общественном транспорте на держателях писали, что настоящий петербуржец всегда извинится, если наступит на ногу соседу.

Такого же отношения горожане требуют и к себе, что вполне естественно.

shutterstock.com 6

Все знают, что Петербург — культурная столица России. Здесь архитектура Растрелли, живопись Эрмитажа, колыбель российской поэзии, Достоевский и Бродский, музыка группы «Кино», тут закончилась история последних российских монархов. С этим никто поспорить не сможет, и, естественно, этим всем наследием очень гордятся петербуржцы.

Если вы, приехав в Петербург, не восторгаетесь видами разводных мостов над акваторией Невы, архитектурой Казанского собора, скульптурами в Летнем саду и прочими будничными для жителей города вещами — с вами что-то не так.

При этом сами горожане крайне редко хвалят свое болото, как бы молчаливо подтверждая, что это само собой разумеется. Также большая часть жителей так любят свой город, что не говорят о его изъянах и недостатках.

Никогда не жалуйтесь петербуржцу на то, что в парадном гадят бомжи, что билеты в музей дороговаты, что система сводки-разводки мостов дико неудобная, что на улице уже вторую неделю идет дождь, а пробки в центре отнимают часы времени.

shutterstock.com 7

На самом деле петербуржцы очень самоироничны. Именно улыбка помогает им с легкостью относиться к вечному дождю и сырости, холоду, зловонным парадным и многим другим превратностям судьбы.

Между собой жители города на Неве часто используют особый мрачноватый юмор, но подобная шутка из уст приезжего или туриста может неприятно задеть.

Так что постарайтесь во время своего визита не подкалывать местных, особенно на тему снобизма, депрессивности и прочих приписываемых им черт.

wapkin.dp.ua 8

Да, большинство петербуржцев патологически грамотны, причем отнюдь не в плохом смысле, всем бы так.

Они знают, что нужно «класть», а не «ложить», «надевают» одежду вместо того, чтобы ее «одевать», правильно ставят ударение в слове «звонят», крайне редко употребляют в разговорной речи слова-паразиты.

Именно поэтому жители Санкт-Петербурга так восприимчивы к коверканию родного языка. Готовясь к путешествию по Северной Пальмире, вспомните всё, что вам втемяшивали в голову со школьной скамьи.

shutterstock.com 9

Грамотность, о которой мы только что говорили, сама собой у петербуржцев не выработалась — горожанам в этом помогла любовь к чтению. Согласно наблюдениям, люди в Петербурге действительно много читают.

А если и не читают, то, по крайней мере, могут отличить Достоевского от Толстого, Ахматову от Цветаевой, и разбуди среди ночи — назовут как минимум пять поэтов Серебряного века.

Так что если вы не любитель литературы, старайтесь этого хотя бы не демонстрировать на публику.

Дом книги 10

В Петербурге каждый дом, каждая улочка, скамейка и камушек дышат историей. Если вы ее не знаете, то воспринять величие города, к сожалению, не сможете.

Сложно восхищаться Северной столицей, если вам неведомо, кто такая Екатерина и почему ей памятник стоит в саду на Невском, или почему Апрашка — именно Апрашка.

Изучение истории города — must have для жителей, а приезжим добавит очарования в глазах местных.

shutterstock.com

Ну а вообще, петербуржцы — приветливые, воспитанные и участливые люди. И на самом деле они простят вам всё вышеперечисленное за добрую улыбку. Так что смело поезжайте в Санкт-Петербург, знакомьтесь с дивными жителями и восхитительным культурным наследием!

Источник: https://saintpetersburg.zagranitsa.com/article/2570/10-veshchei-kotorye-vam-nikogda-ne-prostiat-peterb

Самые культурные и самые коренные — все заблуждения петербуржцев о себе

У петербуржцев – особый менталитет В бытовом плане Петербург слабо отличается от других восточно-европейских городов.

Но поскольку статус петербуржца как культурного, интеллигентного и сдержанного человека укоренился в общественном сознании, ему приходится соответствовать.

Усвоить «менталитет» может каждый, кто знаком с массовым представлением – для этого не обязательно вести родословную от дворян. Достаточно знать элементарные правила этикета.

Анисья Хохлова, социолог: «Когда говорят о менталитете, мы как ученые начинаем недовольно щуриться. Менталитет как бы связан с врожденными психологическими характеристиками, которые передаются с кровью, естественны для жителей города.

Если подойти к вопросу эмпирически, петербургского менталитета не существует. Мы слишком разнообразны экономически, культурно, социально. Тем более, что Питер – город мигрантов. Удивительно другое: большинство респондентов, петербуржцев, считает, что менталитет у нас есть. Люди испытывают эфемерное чувство родства.

И начинают действовать так, как предписывает неформальный кодекс».

Михаил Лурье, антрополог, фольклорист: «Представление о том, что Петербург – особенный город, является одной из доминант петербургского мифа. Оно формирует этический кодекс, даже если не подтверждается научно.

Представление о петербуржце как о жителе особого города, носителе особой культуры, характера, темперамента цементирует локальное сообщество, несмотря на то, что сообщество нельзя назвать единым.

Если с Петербургом связано понятие человеческого одиночества, то при всей уютности нашего города эта идея формирует сознание и делает людей одинокими».

Наум Сандаловский, писатель: «Типичный признак петербуржца. Вы заходите в вагон метро и видите сиденье во всю длину, на котором сидит один человек. Если сесть на это сиденье, петербуржец немного отодвинется, чтобы у вас было равное пространство.

Он уступит часть территории входящему. Обратите внимание: в толпе, сошедшейся у входа в метро, люди стараются не касаться друг друга даже плечами. Это петербуржцы. Их отличие в интеллигентности (об этом все знают) и в ненавязчивости.

Освобождение личного пространства для другого – наша неотъемлемая черта».

Петербург – европейский город

У жителей Петербурга и нынешних властей — разное представление о «европейскости». Фраза Пушкина про окно в Европу превратилась в идеологическое клише, которым можно оправдать снос ларьков в спальных районах и одновременно – строительство торговых центров на месте исторической застройки. Власть говорит, что делает, как в Европе. И связывает протесты с чем-то московским и азиатским. Так, Георгий Полтавченко провел параллель между низкой (относительно Москвы) численностью протестных митингов с высокой культурой петербуржцев.

Анна Желина, социолог: ««Европейскость» считают одной из основных черт Петербурга. В последние годы европейское окно стремительно захлопывается. Или его захлопывают.

В 90-е годы социологи отмечали, что Петербург – оппозиционный город, что здесь голосуют за либералов. В последнее время самые мракобесные законы принимаются в Петербурге. Власти интерпретируют «европейскость» как своеобразный этикет – не сидеть на газоне, не орать на митингах.

Задают строгие правила. И только слабые голоса отмечают, что в Европе можно сидеть на газонах».

Анисья Хохлова: «Любой конфликт в Петербурге сводится к категории «европейскости». Что город должен быть стерильным, спланированным сверху.

Что гаражи, особое творческое место, где мужчины могут реализовать свои маскулинные практики, не соответствуют статусу Петербурга.

Мне кажется, что «европейскость» – это свобода пользоваться городским пространством, реализация права на город».

Наум Сандаловский: «Мы стали в некоторой степени охранителями. Знаете, почему петербургские новостройки 1960-70-х годов такие скучные? Неужели архитекторы не умели строить? Прекрасно умели.

Архитекторы утверждают, что построить здание по индивидуальному проекту не сложнее, чем по типовому. Те же самые кирпичи, только выкладывать их надо не прямолинейно, а «криволинейно».

Купчино выглядит скучно, потому что у строителей сидела одна мысль: не дай бог чем-то новым навредить впечатлению об  исторической части города».

Исконные петербуржцы расселяются компактно

В социальных сетях и СМИ то и дело натыкаешься на «коренных петербуржцев». На проверку оказывается, что корни пущены не так глубоко. А правда, что в некоторых районах таких жителей больше, чем в других?

Анна Желина: «Сейчас я провожу исследование в Купчино. Молодые люди 16-20 лет считают, что именно в Купчино живут настоящие петербуржцы. Что центр города заселили приезжие.

А настоящие питерцы в 60-70-е годы получили квартиры в Купчино и сохранили настоящий городской дух.

У каждого района Петербурга есть местечковая идеология, которая объясняет, почему его жители самые классные».

Михаил Лурье: «Жители Гражданки удивились бы, услышав о настоящих петербуржцах –  жителях Купчино. Гражданка – это север, исконная территория! Что за Купчино, юг такой?!»

Петербуржцы знают свою историю

Те, кто помнят со школьных времен уроки «истории любимого города», не всегда помнят, о чем на них говорили.

Читайте также:  Почему в православии стеснительных людей приравнивают к грешникам

Наум Сандаловский:  «Мы находимся во власти мифов относительно истории Петербурга. «На берегу пустынных волн», – воспользовались этой пушкинской метафорой и забываем, что до Петербурга только на исторической его части находилось более 40 различных поселений. До сих пор многие считают, что город назван в честь Петра I, хотя он назван в честь его святого покровителя.

Петербург магнетически действовал на огромную территорию России, особенно на близлежащие губернии. В моем собрании более 1200 образцов петербургского фольклора – пословиц, поговорок, идиом, грамматических конструкций, которые можно объединить одним словом: петербургская фразеология. «Псковский да витебский – народ самый питерский». Это действительно так, поскольку наш город очень молод. В нем жили всего 12 поколений. Все столицы развивались по эволюционному принципу: дом, усадьба, деревня, поселок, город. Петербург возник на пустом месте. Мы все пришельцы, и фольклор у нас соответствующий».

Михаил Лурье: «Петербург всегда славился кабаками. С момента основания, и когда он появился на ментальной карте России.

Он всегда был точкой притяжения как гигантское публичное пространство и выполняет эту функцию поныне.

Фольклор, не только петербургский, но и общероссийский, с начала XVIII века славил Питер как город заработков, город труда, – и как город кабаков, развлечений».

Мнения историков, социологов и фольклористов озвучены на круглом столе «Петербургский контекст», организованном журналом «Русский репортер».

Источник: https://mr-7.ru/articles/62242

В чём заключается особенности характера и менталитета питерцев?

Этьо в отличии от остальных россиянцев.

Гроссмейстер (7408)

Есть в них нечто этакое такое. Вот есть что то, когда можно сказать это не массы, не сброд, не народ, не население — а ЛЮДИ. Ухватить суть тяжело конечно — а ухватив, слов для пояснений не подберёшь. И ещё одна странная особенность. Мегаполисы, особенно столицы — всегда манят «понаехавших».

Москву понаехавшие превратили в огромную помойку. Все во всём растворились и получилась некая бесформенная, однородная и гадкая масса. Азиаты живут там, как в своём ауле, кавказцы как в своём кишлаке и т.д. А Питер как то непринуждённо понаехавших заставляет принять его правила и этим как бы облагораживает.

Человек, которого ты хорошо знал, уезжает и год живёт в Питере. После приезжает и ты видишь в нём какие то неуловимые перемены. В лучшую сторону. Например в маршрутке, оживлённо с тобой беседуя, он вместе с тем мимоходом заметит пожилую женщину и уступит место. Чего ты сам не заметишь.

И точно знаешь, что и он раньше не заметил бы. А заметил бы — так и не подумал бы место уступать.

Ни в чем вообще! И там и там разные люди…Я говорю про них и россиян.. А вот в чем отличие от … россиянЦЕВ — не знаю))))))

В Питере россияне живут)

Наставник (60965)

Коренные питерцы, коих много больше, чем истинно коренных москвичей, люди что ни есть приятнейшие и в общении и в жизни, а приезжие-как и везде-ни родины, ни флага.

Гроссмейстер (5435)

Не думаю,что сейчас есть какая-то разница.Раньше-да,жители Ленинграда отличались немного,хотя бы,правильной литературной речью,вежливостью,гостеприимным отношением к «гостям города».Лет …цать назад был популярен анекдот-«Где можно встретить коренного ленинградца?»(носителя вышеуказанных особенностей:)-ответ:-«В бане».

Почему?Да потому,что город строился и рос,а жили эти индивиды в центре,в своих коммунальных или «отдельных» квартирах,зачастую без горячей воды и ванной.Новостройки заселяли приезжими,т.к почти половина ленинградцев погибла во время Блокады,и Ленинграду требовалась «свежая кровь»….Такая вот картина,карочи.

Нету отличий,пардон муа:)Как и нет ленинградцев,»особой породы»:)

Верховный Наставник (125375)

Не буду нахваливать своих земляков — но другие тут, знающие и понимающие жизнь люди, говорят истинную правду, которую приятно слышать, — чтоб им всегда сопутствовала удача в благих делах! Вот только к мерзавцам мы далеко не так благосклонны, как они бы того хотели…

Источник: https://qna.center/question/783531

Сколько коренных жителей осталось в Санкт-Петербурге Среднее время прочтения:

Население Санкт-Петербурга на сегодняшний день составляет более 5 миллионов. А сколько из них могут назвать себя коренными петербуржцами?

— Salik.biz

Откуда взялись петербуржцы?

Изначально население Петда ежегодно приезжали до 24 тысяч работных людей, в основном крестьян. Однако, отработав на строительстве в тяжелых условиях два-три месяца, они возвращались в свои деревни.

Кем же было заселять новую столицу? В 1710-х годах вышел ряд новых указов, согласно которым в Петербург «на вечное житье» переселялись тысячи представителей ремесленного, купеческого и даже дворянского сословия из Москвы, Киева, Казани, Архангельска и других городов.

Хотя прибывали туда и иностранные специалисты (в основном из Германии). В период с 1869-го по 1910 годы, когда регулярно проводились городские переписи, доля русского населения в Петербурге стабильно составляла 82-83%.

Кроме русских на рубеже XIX–XX веков значительную часть этнического населения северной столицы составляли украинцы, белорусы, поляки, евреи, эстонцы, латыши, финны, немцы. Например, перепись от 1897 года насчитала здесь целых 60 этнических групп.

Уничтожение «Европы в миниатюре»

Между тем специалист по этнодемографии и генеалогии И. В. Сахаров утверждает, что «коренному населению города в целом, потомственным петербуржцам, к каким бы этническим группам или религиозным общинам они ни принадлежали, оказались присущи особый петербургский дух, своеобразный петербургский менталитет, специфическое мироощущение».

Увы, полагает исследователь, после революции «сложившийся здесь мир «Европы в миниатюре» был безжалостно уничтожен, общеевропейский дух сломлен, и о них стали напоминать лишь внешняя архитектурная оболочка да немногие пережившие революцию, массовые репрессии и блокаду коренные петербуржцы – уцелевшие носители добрых старых культурных традиций».

В ХХ веке произошли три самых больших спада численности населения Петрограда – Ленинграда – Санкт-Петербурга. Так, за годы Гражданской войны, с 1917-го по 1920-й, количество жителей города упало с 2,5 миллиона до 720 тысяч человек. За период Ленинградской блокады — с 3,4 миллиона до 560 тысяч.

И, наконец, население Петербурга значительно сократилось после распада Советского Союза, правда, уже не в таких масштабах: с 5 миллионов в 1990 году до 4,8 миллиона в 1996-м. Кто-то эмигрировал за рубеж, кто-то уехал искать лучшей доли в других регионах страны.

Всякий раз восстановление численности населения происходило за счет мигрантов.

Рекламное видео:

Согласно работе исследовательницы Н. И. Гайдуковой, к началу 90-х годов прошлого столетия состав населения Ленинграда был таков: родились в городе 52% жителей, приехали туда до войны 4%, после войны – 44%. Что же касается коренных жителей в полном смысле этого слова, то есть тех, у кого и мать и отец родились в этом городе, на тот момент их оставалось не более 10%.

Итак, современные петербуржцы являются в основном мигрантами или же потомками мигрантов. Хотя все-таки сохранился небольшой процент тех, у кого несколько поколений предков родились и выросли в Петербурге.

  • Как вычислить «коренных петербуржцев»?
  • Многие считают, что им свойственные следующие черты.
  • Они вежливы, уважают чужие границы, в транспорте, например, обязательно подвинутся, чтобы освободить место.
  • Они никогда не употребляют слова: «Питер» или «питерцы», только «Санкт-Петербург», «петербуржцы» или даже «Ленинград» и «ленинградцы».

Они одеваются скромно, но очень чисто и опрятно. Здесь не считается зазорным носить одежду, купленную с секонд-хенде. Если вы встретили на улице человека, разодетого в пух и прах, – это, скорее всего, приезжий.

Они предпочитают покупать ржаной хлеб и городские соленые батоны. При этом коренной петербуржец никогда не скажет «белый хлеб» или «батон», а только «булка» или «булка хлеба».

Большинство коренных петербуржцев предпочитают собак кошкам. Их держат дома, прикармливают во дворах. Петербуржец даже может перестать общаться с человеком, не любящим этих четвероногих.

К особе женского пола коренной петербуржец, скорее, обратится «дама» или «барышня», а не «женщина», «девушка» или «сударыня».

Среди «настоящих» петербуржцев практически не встречаются «крутые» бизнесмены и олигархи. Как правило, все местные представители этого сословия не являются коренными жителями города. Коренные петербуржцы не суетливы и редко стремятся к высокому материальному и социальному статусу, даже если их предки были аристократами.

Источник: https://salik.biz/articles/44193-skolko-korennyh-zhitelei-ostalos-v-sankt-peterburge.html

Коренные петербуржцы

Расскажу прежде всего о молодежи. Делится она на две части — которая принципиально уехала или хочет уехать и вторая — которая не собирается уезжать, по разным причинам, обычно прагматическим.

Также как многие россияне хотят переехать в Москву, так и многие Питерцы стремятся в Европу. Если для всей России переезд в Москву считается продвижением по карьере, то для питерцев — невероятным грехопадением.

Ибо зарплаты там все-таки в 2 раза выше, но окончательно туда мало кто переезжает, а обычно работают «вахтовым методом». Оттого в понедельник утром забиты все рейсы Питер-Москва, а в пятницу вечером — Москва-Питер.

Жизнь той части молодежи, которая осталась можно охарактеризовать одним выражением «а мне родители квартиру купили» (с вариациями). Суть  выражения в том, что при средней зарплате тысяч 40 рэ они наслаждаются жизнью и не напрягаются и особо ни к чему не стремятся.

Как Вы сами догадываетесь, уехавших за рубеж заменяют «понаехавшие» из регионов России (к которым я сам и отношусь). В среднем, они обычно более амбициозные и энергичные, ибо надо выплачивать аренду квартиры или ипотеку, родители тебе вряд ли помогут, потому что они в другом городе, да и друзей намного меньше.

Вообще отсутствие быдла и особая история города привела к тому, что среднестатистического горожанина вообще не существует.

Особую прослойку составляют люди культуры, разного происхождения — от потомков графьев до романтических натур, приехавших поступать в МУХу, но работающих официантами.

(МУХа — Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица, бывшее Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной, откуда и название).

Например, бывшая моя директорша, как-то прочитав очередную новость про вновь найденные полотна Рембрандта, воскликнула: «Ну откуда же они Рембрандта находят?! Я понимаю, у меня за комодом наброски Моне валялись, но Рембрандта то откуда!».

Рокеры и все прочие неформалы как-то сдулись и практически отсутствуют как явление, за исключением проводимых несколько раз в год концертов «Алисы», «Наши в городе», клубов типа «Космонавт» и «Мани Ханей».

Ради справедливости стоит отметить, что существует особый класс молодежи — вернувшиеся из-за границы. Обычно из Европы или Америки. Причины возвращения банальны.

  • Во первых это то, что всю жизнь официантом работать не будешь. А чтобы попасть на должность хотя бы захудалого менеджера по продажам все-таки надо идеально встроиться в культуру западной страны, что далеко не у всех получается.
  • Во вторых — это скукота. Ведь таких больших городов как Питер и Москва в Европе почти нет. Соответственно найти себе компанию или хотя-бы тусы по интересам даже в европейских столицах и уж тем более в штатах довольно сложно.

Дмитрий Казаков

Назад:

Продукты местные и не очень

Дальше:

Чудо городской планировки

Источник: https://www.spb-guide.ru/page_15284.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector