Как михаил лермонтов предсказал революцию 1917 года

«Настанет год – России черный год – Когда царей корона упадет, Забудет чернь к ним прежнюю любовь И пища многих будет смерть и кровь…» М.Ю. Лермонтов

Как Михаил Лермонтов предсказал революцию 1917 года Как Михаил Лермонтов предсказал революцию 1917 года Как Михаил Лермонтов предсказал революцию 1917 года Как Михаил Лермонтов предсказал революцию 1917 года Как Михаил Лермонтов предсказал революцию 1917 года Как Михаил Лермонтов предсказал революцию 1917 года

       Первая часть нашей подборки книг охватывает период с февраля 1917 г. по июль 1917 г.

Это период двоевластия и мирного развития Великой российской революции, который закончился вооруженными июльскими демонстрациями в Петрограде, их разгоном и последующим запрещением партии большевиков.

Мятеж Корнилова,  подготовка Октябрьского переворота и последующие революционные преобразования – тема следующего выпуска подборки.

       О самой революции мы здесь рассказывать не будем: тема эта слишком велика для небольшой вступительной статьи. Составитель считает, что предлагаемые материалы говорят за себя сами и сделают это лучше. Поэтому дадим их краткий обзор.

       В подборке представлены статьи и воспоминания тех, кого в советское время называли «профессиональными революционерами». Ленин, Троцкий, Зиновьев…  Для них февраль 1917 г. оказался неожиданностью, но он они сумели возглавить и повести за собой начавшееся стихийное движение.

По мере развития революционного процесса эти люди все больше влияли на ход событий, а политики  демократического стана, несмотря на формальную власть, теряли нити управления страной и просто адекватную политическую ориентацию.

Они спорили о процедуре, законности, избирательной системе, а Россия словно потерявший водителя автомобиль мчалась в пропасть.

Широко дана литература, порожденная самой революцией: книги и брошюры, написанные в 1917 г. на злобу дня. Последние имеют ценность исторического источника и раскрывают разные аспекты политической борьбы «года свободы». Они дают представление о программных целях и полемике политических партий  и общественных сил по важнейшим вопросам жизни страны.

Закономерно включены мемуары  участников событий и их очевидцев.

Революцию невозможно представить без листовок. Обилие этих материалов в НЭБ побудило нас привести только примеры подобных изданий и предложить их сборник, подготовленный Российской национальной библиотекой.

Приводимые листовки отражают важнейшие события жизни страны: отречение императора Николая II, постановление о созыве Учредительного собрания, июльские события в Петрограде, по-видимому, являвшиеся неудачной попыткой организации большевиками вооруженного восстания.

       Большой интерес представляет популярный русский еженедельный журнал «Нива» за 1917 г. Он позволяет, до некоторой степени, ощутить пульс времени и осмыслить политическую повестку дня года революции.

Правда, надо иметь в виду, что журнал имел читательскую аудиторию в основном в лице интеллигенции, мещан и буржуазии и не отражал политического мироощущения других классов, сословий  и социальных групп.

       В подборку вошли и некоторые поэтические произведения. Их особенность в том, что в основном это  стихи и поэмы,  написанные в 1917 г. или вскоре после него. Поэмы и стихотворения М.А. Волошина, С.А. Есенина, В.В. Маяковского, И.Г. Эренбурга имеют ценность непосредственного поэтического свидетельства об эпохе. Но приведено и, казалось бы, далеко отстоящее по времени стихотворение М.

Ю. Лермонтова «Предсказание», послужившая эпиграфом к нашей подборке. До первой русской революции 1905-1907 гг. оно выходило с неизменными цензурными изъятиями (слова «когда царей корона упадет» заменялись отточиями). Стихотворение обладает потрясающей провидческой силой и в дни революции его вспоминали многие. Так например,  Н.А.  Бердяев писал о «потрясающем впечатлении» от этих строк.

       Несколько книг в подборке можно отнести к  набирающей популярность теме революционологии. В числе первопроходцев этого направления исторического и политологического дискурса был один из руководителей БУНДа П.И. Розенталь, выпустивший в 1917 г. книгу «Вокруг переворота . Пути революций».

После заглавия автор дает обширный подзаголовок, по сути – краткое содержание книги (даем в современной орфографии): «Революция. Эволюция. Восстание. Дворцовая, военная, буржуазная, социалистическая революция. Периодичность. Интернационализм. Подражание. Революция и война. Цикл революций. Предреволюционная фаза. Контрреволюция. Государственный переворот. Реставрация.

«Кривые» революции. Оружие. Баррикады. Армия. Стихийность. Эмблемы революции».

       Как видно, П.И. Розенталь пытался дать типологию революции, пусть в беглом очерке, описать все ее аспекты и составляющие. В первоначальном виде автор издал книгу еще в 1905 г., но в 1917 дополнил новым материалом и переработал.

       Интересным примером современного анализа темы является монография В.П. Булдакова «Красная смута» (М., 2010).

  Она посвящена не столько событийной конкретике и ее анализу, сколько общетеоретическим и методологическим вопросам, связанным с революцией в России как таковой, в качестве феномена общественной жизни.

Автор рассматривает лишь один, но возможно, важнейший аспект проблемы – революционное насилие, его сущность, причины и природу.

       В сборнике статей под редакцией Л. Е. Бляхера, Б. В. Межуева, А. В. Павлова «Концепт «Революция» в современном политическом дискурсе» (М., 2008) анализируется восприятие революции  в современной научной, публицистической и политологической литературе.

       Работа И.П. Смирнова «Социософия революции» имеет в виду коллективное тело — общество и его историю моменты радикального преобразования общественных отношений.

       Подборка включает также исследовательские работы,  непосредственно посвященные Великой Российской революции и последовавшим за ней событиям.

       Как всегда в наших подборках представленные книги разделены на две группы. В первых двух частях, помещены описания материалов доступных для свободного просмотра и скачивания на локальные компьютеры. Во второй части –  цифровые копии книг, которые можно читать только в электронных залах НЭБ.

Источник: https://rusneb.ru/collections/248_the-great-russian-revolution-1917-part-1-february-july/

Анализ стихотворения Предсказание Лермонтова

Поэты-романтики нередко обращались к теме революции и тех преобразований, которые она должна с собой принести. Не оставался в стороне и Михаил Юрьевич Лермонтов – ярчайший романтический поэт своей эпохи. Одно из его стихотворений, посвященных размышлениям о народном восстании – «Предсказание». Написанное в 1830-м году, оно было вдохновлено чередой крестьянских бунтов.

В «Предсказании» то, что революция свершится, представляется говорящему абсолютной истиной. Время переворота не указывается даже приблизительно, но во всех подробностях описывается сам процесс.

Лермонтов создает серию ярких образов ужасов, что произойдут в это время.

Он широко использует эпитеты — «чёрный год», «низвергнутый закон», «смрадных тел» — и другие средства художественной выразительности.

По интенсивности развития сюжета стихотворение можно разделить на две части. Первая – до появления «мощного человека» и обращения «ты» — полна развернутых описаний, а действия только дополняют их.

Вторая же связана с проявлением трех личностей: личности говорящего, который четко обозначает свою позицию относительно адресата; личности адресата – есть обращение к нему и описание его действий; личности «мощного человека».

Последнего в заданном контексте можно понимать либо как предводителя народного восстания, либо как народ, обобщенный до единого образа, в целом.

По форме «Предсказание» — это одно распространённое сложное предложение. Такая форма подчеркивает спонтанность, порывистость авторской мысли, и, в то же время, её единство.

Предсказание

Написал в 1830 году, за 87 лет до революции 1917 года, было Лермонтову тогда всего 16 лет!

Конечно же, это стихотворение юноши—максималиста, после казни декабристов и ссылок сотен участников на каторги. Когда ужесточился царский режим, когда народу уже нечем было дышать.

Уже тогда Юный поэт готовил для себя будущее, полное трагедий и злого рока. Он ничего и никого не боялся, поэтому так смело и открыто высказал презрение к царскому режиму. Конечно ,это не было предвидение, это были фантазии и мечты поэта,но они,по стечению обстоятельств, сбылись,хоть и через 87 лети сбылись самым страшным и кровавым образом.

В первых строках поэт говорит о том, что корона царя упадёт, и народ ,наконец, прозреет,перестанет смотреть на царя как на посланника божьего, и начнёт всё громить и разрушать—терпение народа иссякнет.

Народ поймёт, что законы царские не защищают ни детей ни взрослых, что они против них. Кровью и смрадом будет наполнен воздух и земля, голод охватит людей. Далее поэт верит, что вот тогда и явится народу «мощный человек» соберёт вокруг себя народ, который свергнет ненавистный трон и царя.

Стихотворение это вызывает страх и ужас для того времени, раскрывает нам юного поэта как смелого предсказателя будущего России, что свободу ,говорится в стихотворении, можно добыть только кровавым свержением власти.

Прочитав это стихотворение, нам становится понятен страх царя перед новым явлением преемника убитого Пушкина-поэта Лермонтова. Поэтому царь и постарался скорей избавиться от него, сослав на Кавказ в надежде, то там, на войне с горцами он будет убит.

Порекомендуй этот анализ стихотворения друзьям

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Предсказание» №3

В 1830 году Михаил Юрьевич пишет стихотворение «Предсказание». Он как предсказатель будущего чувствовал, что настанут те времена, когда царская семья будет свергнута. Он верил, что придет человек, который навсегда изменит привычную жизнь. Лермонтов не мог сказать точно, когда это произойдет, но описываемые в стихотворении события произошли в 1917 году.

Читайте также:  Использовал ли пушкин ненормативную лексику в своих стихах

Это бунтарское стихотворение. В нем поэт показывает свой нрав и отношение к власти. Он описывает некоего мощного человека, в котором все ужасно и мрачно. В руке этого человека булатный нож и с его приходом жизнь изменится до неузнаваемости. Поэт поддерживал декабристов, но считал, что любое восстание, пусть и за правду, приведет народ к тяжелой жизни. Тот год станет для страны черным.

Бытует мнение, что Лермонтов в стихотворении описывал Владимира Ленина. Это он тот самый человек, который все изменит. Поэт предрекал, что страну накроет эпидемия болезней, люди будут умирать не только от болезней, но и от голода. До сих пор неизвестно, как Михаил Юрьевич смог так точно предсказать будущее, события, которые наступили почти спустя век, после написания стихотворения.

«Предсказание» написано пятистопным ямбом. Стихотворение написано одной строфой, как будто автор хотел показать неразрывность всех событий. Смешанная рифмовка еще больше нагнетает атмосферу, заставляя поверить в то, что поэт видел картину приближающегося будущего. Эпитеты и олицетворения подчеркивают мрачность атмосферы.

Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Предсказание»

Читаешь это стихотворение и понимаешь, насколько патриотичным был сей молодой поэт и насколько он оказался прав. Ведь много лет спустя, в грядущем веке случилось именно то, что он описал.

Произошла смена власти. И люди, которые привыкли годами и веками верить в батюшку-царя, вдруг в короткое время забыли о нём. Забыли и о вере в Бога. Забыли, для чего сами-то предназначены.

Так бешено увлеклись созданием своего государства, что забыли про землю, которая всегда кормила. Так начался голод. Беззакония начались с самого начала, в безвременье, когда ещё было чётко не понятно, чья власть в России.

Стали убивать и грабить, отбирать и сажать в тюрьму без разбора.

А потом появился он. Правда не сразу, прячась за спинами своих товарищей в начале, а позже с мощным давлением на тех же товарищей, по их спинам и головам, он пройдётся до своего «трона». Он станет вождём, отодвинув от власти другого вождя. Им он станет надолго, почти тридцать лет.

И именно как у поэта, он будет смеяться над теми, кто будет просить о пощаде. Он будет смеяться над теми, кто при виде его каменел, а когда он изволил шутить – бледнели и даже падали в обморок. Это был действительно «мощный» человек, которого все увидели и поняли: выше его не прыгнуть! Не даст, задушит, засадит, предаст полному забвению. Это он умел!

Уж как смог предугадать Михаил Юрьевич такую участь для своей родины – неизвестно. Но ведь сбылось! Во времена поэта тоже жилось не совсем нормально. Крестьяне были пока ещё всё в той же кабале и зависели от барина.

Дворяне пытались протиснуться поближе к свите императора. А кто не сумел, тот проиграл и скатывался в нищету. Работать-то господа не умели, привыкли, что за них всё делает крепостные крестьяне. Но даже получив вольную, эти батраки даже не собирались покидать своих хозяев. И тогда все недоумевали: освободили и ведь не уходят, но тогда зачем?

К 1905 возникла первая вспышка недовольства рабочих и крестьян. Это был первый звонок императору и его приближённым – не всё в порядке в государстве российском.

В 1913 году Россия вышла в лидеры по экономике в мире, по основным показателям. Но и это не особо замечали всё тот же рабочий класс. А потом грянула первая мировая, а следом, через пару лет – революция. И вот тогда-то лермонтовское «Предсказание» напомнило о себе. Его читали в литературных кружках и все склонялись к тому, что предсказания поэта всё же сбудутся.

Текст «Предсказание» М.Лермонтов

  • Настанет год, России черный год, Когда царей корона упадет; Забудет чернь к ним прежнюю любовь, И пища многих будет смерть и кровь; Когда детей, когда невинных жен Низвергнутый не защитит закон; Когда чума от смрадных, мертвых тел Начнет бродить среди печальных сел, Чтобы платком из хижин вызывать, И станет глад сей бедный край терзать; И зарево окрасит волны рек: В тот день явится мощный человек, И ты его узнаешь — и поймешь, Зачем в руке его булатный нож; И горе для тебя!- твой плач, твой стон Ему тогда покажется смешон; И будет все ужасно, мрачно в нем,
  • Как плащ его с возвышенным челом.

Анализ стихотворения №5

Существует весьма распространенное мнение о том, что поэты могут предсказывать будущее.

На этот счет даже есть целая научная теория, утверждающая, что дар ясновидения люди, наделенные литературными способностями, получают свыше именно для того, чтобы донести определенную информацию до своих соплеменников.

Можно поддерживать либо опровергать эту теорию, однако факт остается фактом: в произведениях многих русских поэтов можно найти пророческие слова, которые касаются не только их судьбы, но и будущего целых государств.

К таким поэтам, несомненно, относится и Михаил Лермонтов, который знал о том, что ему суждено будет умереть молодым, понимал неизбежность этого и принимал сей факт, как должное. Однако удивительно другое: будучи 16-летним юношей, он сумел предвидеть, как сложится судьба его страны, и в 1830 году написал стихотворение «Предсказание» — мрачное, грозное и поражающее своей беспощадностью.

Сегодня можно уже с уверенностью говорить о том, что оно действительно оказалось пророческим, и автор с точностью до мелочей описал в нем события 1917 года. Историки и исследователи творчества Лермонтова часто спорят о том, что именно натолкнуло автора на мысль создать подобное произведение, и их мнения расходятся.

Конечно, можно предположить, что толчком к созданию «Предсказания» послужило восстание декабристов. Но после его подавления в России наступил период жесткой реакции, когда любое вольнодумство пресекалось на корню. В это время царская власть была как никогда сильна, и утверждать, что скоро самодержавию придет конец, мог бы только глупец.

Либо – человек, наделенный даром предвидения будущего, которым, судя по всему, и оказался Лермонтов.

С первых строчек стихотворения «Предсказание» становится ясно, что речь в нем идет об Октябрьской революции, до которой – без малого век. Тем не менее, Лермонтов с уверенностью утверждает: «Настанет год, России черный год, когда царей корона упадет».

Поддерживая в душе идеи декабристов, юный поэт, тем не менее, утверждает, что для России год революции будет черным. И далее развивает свою мысль, что «пища многих будет смерть и кровь».

Эти строки рисуют в воображении картину всеобщего разрушения и хаоса, «когда детей, когда невинных жен низвергнутый не защитит закон».

Если проводить параллель с 1917 годом, то становится очевидным – Лермонтов каким-то сверхъестественным образом смог не только увидеть будущее России, но и максимально точно передать его в своем стихотворении. Более того, в его «Пророчестве» содержатся шокирующая своим откровением фраза о том, что «чума от смрадных, мертвых тел начнет бродить среди печальных сел».

Если анализировать последующие строки этого произведения, то становится ясно, что автор не только очень точно описал предстоящую революцию, но и сумел создать словесный портрет ее идеолога Владимира Ленина.

Он появляется на авансцене отнюдь не сразу после свержения царя, а спустя полгода после того, как власть переходит к временному правительству, а Россия действительно превращается в обескровленную и изможденную войной страну, где царят голод и эпидемии.

«В тот день явится мощный человек», — предрекает поэт. И далее описывает вождя мирового пролетариата, указывая, что «будет все ужасно, мрачно в нем, как плащ его с возвышенным челом».

Однако самое удивительное не то, что Лермонтову удалось так точно предсказать будущее России, а том, что это стихотворение после революции находилось под запретом – уж слишком точными оказались слова поэта, который вряд ли хотел бы, чтобы его родина заплатила за изменения общественного строя столь высокую цену.

«Предсказание», анализ стихотворения Лермонтова по плану

Юношеские стихотворения М. Ю. Лермонтова рано перестали быть ученическими. Так, стихотворение 1830 года «Предсказание». начинающееся со строк:

Настанет год, России черный год,Когда царей корона упадет;

поражает тончайшей чуткостью к бегу истории и удивительным ясновидением.

Есть предположение, что на молодого поэта оказали влияние холерные бунты 1830 года.

Эта беда напрямую коснулась семьи Лермонтова, дружный и крепкий клан Столыпиных, частью которого он был (бабушка Лермонтова — урожденная Столыпина), оказался в центре трагедии: в Севастополе, где люди были доведены до крайней степени отчаяния, вспыхивает бунт, во время которого убивают Н. А. Столыпина, родного брата Елизаветы Алексеевны.

Читайте также:  Почему илью муромца хотел убить его собственный сын

«Предсказание» — бунтарское стихотворение. В нем максимализм поэта и романтизм как основа мироощущения достигают своего апогея. Гордая, демоническая личность — тщательно разрабатываемый поэтом образ — становится композиционным центром произведения.

В тот день явится мощный человек…

Монументальность, мощь содержания передаются через строфическую организацию лирического пространства. Автор не разделяет стихотворение на части, как бы стремясь показать незыблемость его содержания.

  1. С ужасающим откровением рисует поэт апокалиптические картины, стилистически стихотворение восходит к «Откровению Иоанна Богослова».
  2. Зримая, реальная картина хаоса описывается с перечислительной интонацией, что как бы дистанцирует провидца от его пророчества.
  3. Злой рок, нависший над Россией, грозит трагедией: картины глада, болезней, смертей безвинных людей рисуются в первой части текста, во второй же изображено явление кого-то «мощного», но не менее ужасного.
  4. В произведении идет постоянное обращение к читателю, он выступает в роли собеседника, и ему предстоит познать не только мировую катастрофу, но и испытать на себе жестокость пришедшего незнакомца.
  5. Кем является изображенный Лермонтовым сверхчеловек остается загадкой, но он пришел карать, а не миловать:
  6. Зачем в его руке булатный нож;И горе для тебя! — твой плач, твой стон
  7. Ему тогда покажется смешон.
  8. Ощущения тревоги, волнения, страха поэт добивается многочисленными повторами и градацией («когда детей, когда невинных жен, когда чума» ), беспокойство и неизбывная скорбь усиливаются с помощью инверсии, пронизывающей весь текст, четко и осязаемо передаются образы погибшего будущего .

Цветопись произведения тоже поразительна: черный и красный цвета показывают доминанту изображаемого. Емкие эпитеты («смрадные тела». «печальные села» ) и мастерски созданные олицетворения («чума начнет бродить среди печальных сел…» ) создают реалистичность поэтического пространства.

Надо заметить, что пророчество М. Ю. Лермонтова, вызванное неприятием русской действительности, отчасти нашло отражение в русской истории.

Слушать стихотворение Лермонтова Предсказание

Темы соседних сочинений

← Поэт↑ ЛермонтовПророк →

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/lermontova/predskazanie

К 200-летию михаила лермонтова

01.10.2014 | 15:10

В октябре 2014 года исполняется 200 лет со дня рождения Михаила Лермонтова – гениального русского поэта, прозаика и драматурга. К этой дате телеканал «Россия К» подготовил программу из художественных и документальных фильмов, познавательных и музыкальных программ.

На неделе с 6 октября зрители получат возможность увидеть: премьеру спектакля «Маскарад» театра им. Евг. Вахтангова (10 октября, 21:00), премьеру документального фильма «Маскарад». Уроки режиссуры» (10 октября, 23:10), спецкурс «Лермонтов.

Перечитывая заново» из цикла ACADEMIA (6-9 октября, 15:10) и музыкальную программу «Романтика романса» (12 октября, 19:25).

Михаил Юрьевич Лермонтов – одно из удивительнейших явлений в русской литературе, переоценить которое очень сложно. Александр Блок в 1920 году написал об этом точно и кратко: «Наследие Лермонтова вошло в плоть и кровь русской литературы».

Всемирно признанный столп русской словесности Лев Николаевич Толстой признавался, что его эпопея «Война и мир» выросла из лермонтовского «Бородино». Он погиб, не дожив до 27 лет, создав за тринадцать лет творческой жизни литературные шедевры, поставившие его в один ряд с Пушкиным и Грибоедовым.

«Материя Лермонтова была высшая, не наша, неземная…» – написал в начале ХХ века Василий Розанов. Лермонтов прозревал будущее и проникал в прошлое, предсказал революцию 1917 года и последовавшую затем Гражданскую войну, да и свою гибель описал довольно точно, снискав славу одного из самых мистических писателей России ХIХ века.

Об этом и многом другом пойдет речь в лекциях Александра Ушанкова, Екатерины Дмитриевой и Валентина Коровина в спецкурсе «Лермонтов. Перечитывая заново» в рамках цикла ACADEMIA (6-9 октября, 15:10).

«Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь…» – знаменитые строки из романа в стихах «Евгений Онегин» вполне могли бы стать эпиграфом к спецкурсу «Перечитывая заново», – рассказывает Начальник отдела программ по науке, руководитель проекта ACADEMIA Аркадий Бедеров.

– Спецкурс открывает для зрителей литературную классику, которую мы когда-то читали в школе и ВУЗе, но потом забыли.

Поверьте мне, перечитывать заново – это такое удовольствие! Заглянув в лучшие образцы мировой и особенно русской литературы, вдруг находишь именно то самое, созвучное дню сегодняшнему, близкое представлению современного человека о самом себе.

Каждое новое прочтение удивительно и откровенно! Спецкурс «Лермонтов. Перечитывая заново» канал «Россия К» показывает в преддверии масштабного празднования 200-летия со дня рождения поэта».

В 1835 году Лермонтов написал одно из лучших своих произведений – драму в стихах «Маскарад».

Это беспощадная правда о жестоком мире, где нравственность ходит по острию ножа, где злословят, шутят, морочат, оставаясь неузнанными – свобода от всех и самого себя, это театр характеров, интриг, флирта, жарких признаний и опасных откровений.

Бездумно начатая интрига обрастает домыслами и катится, как снежный ком, на жертву и искусителя. Зрители телеканала «Россия К» увидят премьеру одной из самых ярких и необычных современных постановок – спектакль Государственного академического театра им. Евг. Вахтангова «Маскарад» в постановке Римаса Туминаса (10 октября, 21:00).

В ролях: Евгений Князев, Мария Волкова, Леонид Бичевин, Александр Павлов, Лидия Вележева, Юрий Шлыков. Римас Туминас прочел эту драму по-своему: его «Маскарад» – это сказочный гротеск, трагифарс, печальная комедия дель арте, закружившаяся под звуки бессмертного вальса Арама Хачатуряна.

«История, которую мы рассказываем, она совершенно другая, очень простая, не требующая каких-то переломов. Это зимняя сказка для взрослых, мы послушаем вальс, постоянно возвращающийся в эти стены. При всей феерии, при всем празднике мы должны успеть рассказать судьбы. 10 секунд – и судьба должна быть видна, понятна.

Всегда надо искать опасность! Мы ее не чувствуем, ничего не боимся, мы такие довольно защищенные, закрываемся и… вперед, и в мечтах завтра, послезавтра…! А этого не будет! Ни завтра, ни послезавтра! Есть только сегодня! Только сейчас! Все. Дальше пора умирать. Праздник кончается, жизнь кончается, театр кончается, все кончается… Но пока не кончилось – надо играть, пока не кончилось – надо умирать, сыграв!»

Сразу после окончания спектакля – премьера документального фильма «Маскарад». Уроки режиссуры». Это фильм-наблюдение за процессом создания театрального спектакля. Это уникальные съемки, сделанные на протяжении всей работы Римаса Туминаса над постановкой, от первой репетиции до премьеры.

Зрители получат необыкновенную возможность принять участие в творческом процессе – поприсутствовать на репетициях, увидеть сценические прогоны, а потом и прочувствовать ощущение от премьеры спектакля.

Это возможность попробовать самим охватить все компоненты, составляющие спектакль, погружаясь в текст, заглядывая за кулисы, присутствуя на световых репетициях и толкаясь в пошивочных цехах для того, чтобы понять главное – как из этих разных задач, эпизодов, решений, характеров и мнений складывается спектакль.

Проследить, как текст становится действием, как в сказочном вальсе Хачатуряна проносятся судьбы… Это также редкая возможность погрузиться в мистическую историю создания лермонтовского «Маскарада» и проследить необычную историю театральных и кинопостановок бессмертного произведения разных эпох.

При жизни поэта цензура не допустила пьесу ни на сцену, ни в печать. Опубликована она была только в 1842 году, а поставлена спустя 10 лет. Затем на долгие годы практически забыта, вновь появляясь на сцене уже в ХХ веке в самые драматические моменты истории нашей Родины…

К 200-летию со дня рождения поэта в эфире телеканала «Россия К» – музыкальная программа «Романтика романса» (12 октября, 19:25). Заслуженный артист России Олег Погудин читает стихи М.Ю. Лермонтова, исполняет романсы Александра Даргомыжского, Александра Варламова, Александра Гурилева, Аркадия Абазы и песни на стихи поэта.

  • С 13 октября в эфире телеканала «Россия К» продолжается специальная программа, приуроченная к 200-летию Михаила Юрьевича Лермонтова.
  • Пресс-служба телеканала «Россия К»

Источник: https://tvkultura.ru/article/show/article_id/119443/

Михаил Лермонтов — Предсказание: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Настанет год, России черный год, Когда царей корона упадет; Забудет чернь к ним прежнюю любовь, И пища многих будет смерть и кровь; Когда детей, когда невинных жен Низвергнутый не защитит закон; Когда чума от смрадных, мертвых тел Начнет бродить среди печальных сел, Чтобы платком из хижин вызывать, И станет глад сей бедный край терзать; И зарево окрасит волны рек: В тот день явится мощный человек, И ты его узнаешь — и поймешь, Зачем в руке его булатный нож; И горе для тебя!- твой плач, твой стон Ему тогда покажется смешон; И будет все ужасно, мрачно в нем,

Читайте также:  Как не превратить обычный прием пищи в чревоугодие

Как плащ его с возвышенным челом.

Анализ стихотворения «Предсказание» Лермонтова

В 1830 г. по России прокатилась волна крестьянских волнений, усилившихся в связи с эпидемией холеры. Лермонтов откликнулся на эти события стихотворением «Предсказание». В автографе поэт сделал многозначительную приписку: «Это мечта».

В произведениях юношеского периода, а также в романе «Вадим», поэт признает за народом право на восстание. При этом он не разделяет энтузиазма крайних революционеров и представляет себе это восстание в самых суровых и страшных красках. Выражение «черный год» появилось в России еще во времена восстания Пугачева и стало применяться по отношению к масштабным крестьянским бунтам.

Лермонтов понимал, что насильственное свержение самодержавия, даже оправданное произволом власти, приведет к разгулу самых диких и темных сил.

На смену пусть несправедливым, но твердо установленным законам, придет ярость толпы, жаждущей кровавой мести («пища многих будет смерть и кровь»). Поэт изображает ужасную картину абсолютного беззакония.

Вместе с убийствами страну захлестнет волна болезней, вызванных разлагающимися телами, и голод.

Во второй части стихотворения Лермонтов изображает появление «мощного человека». Этот образ символизирует беспощадного лидера восстания, вооруженного «булатным ножом». Мрачный и суровый вожак, выдвинутый толпой, будет глух к мольбам и стонам.

Он будет руководствоваться только собственными представлениями о справедливости. От личности этого человека будет напрямую зависеть, до каких пор будет бушевать народная стихия.

В любом случае, понадобится много времени, пока в стране вновь не установится порядок и спокойствие.

Возвращаясь к авторской приписке, логично предположить, что Лермонтов действительно мечтал о таком развитии событий. Он видел, что законные способы хоть как-то ограничить самодержавие бесполезны. Если выхода нет, то чаша народного терпения все равно когда-нибудь будет переполнена.

«Предсказание» Лермонтова воплотилось в Октябрьской революции. Описание поэта бледнеет по сравнению с событиями 1917-1922 гг. В Гражданской войне, ставшей величайшим бедствием для России, трудно найти правых и виноватых.

Людей, взявшихся за оружие во имя какой-то идеи, было меньшинство.

Большая часть либо просто была вынуждена это сделать, чтобы сохранить свою жизнь, либо представляла собой «чернь», обрадованную возможностью беззаконных убийств, насилий и грабежей.

Слушать аудио-стихотворение:

Читать стих поэта Михаил Лермонтов — Предсказание на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник: https://rustih.ru/mixail-lermontov-predskazanie/

Памяти русского гения Михаила Лермонтова. О великом поэте и пророке

Михаил Юрьевич Лермонтов был, очевидно, самым мистическим поэтом Земли. Впрочем, он и пришел к нам с Неба, но так и не сумел выполнить свое земное предназначение. Не дали. Мы все виновны в этом. И убивший его Николай Мартынов, и власти, презревший сей Божий Дар, и равнодушные друзья, и потомки, отвернувшиеся от него.

27 июля 2016 года весь культурный мир будет отмечать день памяти Михаила Юрьевича Лермонтова, погибшего в этот день 175 лет назад в Пятигорске. Никакие самые подробные и объективные исследования злополучной дуэли все-таки не дадут представления о том, что произошло.

Убит русский пророк, убит русский гений, убит данный нам свыше человек с величайшим, небывалым дарованием. Небо содрогнулось, Россия и по сей день отвечает за то, что дала уничтожить дарованное ей от Бога духовное откровение. Можно верить в мистику, можно не верить, но лермонтовское отмщение продолжается и поныне.

Еще Владислав Ходасевич заметил, что высшие силы не дали отметить столетие со дня рождения, в 1914 году началась первая мировая война.

Как рассказывал Ходасевич, одна женщина, любящая поэзию Лермонтова, объяснила ему в 1912 году, за два года до столетнего юбилея: «Вот попомните мое слово, даже юбилея его не справят, как следует: что-нибудь помешает.

При жизни мучили, смерть оскорбили, после смерти семьдесят лет память его приносили в жертву памяти Пушкина — и уж как-нибудь да случится, что юбилея Лермонтова не будет…»

  • Так и случилось.
  • В 1830 году 16-летний юноша Лермонтов напишет пророческие стихи на сто лет вперед:
  • Настанет год, России черный год,
  • Когда царей корона упадет;
  • Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
  • И пища многих будет смерть и кровь…»
  • Разве это не предсказание революции 1917 года и отречения Николая Второго от престола?

После Ходасевича на это мистическое мщение Неба за гибель русского гения обратила внимание Анна Андреевна Ахматова. Ведь, и столетие со дня гибели поэта — 1941 год — по странному совпадению — тоже не удалось отметить, началась Великая Отечественная война.

14 октября 1964 года Ахматова с секретарем Анатолием Найманом ехала в такси, и заметила над Невой световой столб, превратившийся в крест. Ахматова сказала: «Это Лермонтов. В его годовщины всегда что-то жуткое случается. В столетие рождения, в 14-м году, Первая мировая, в столетие смерти, в 41-м, Великая Отечественная.

Сто пятьдесят лет — дата так себе, ну и событие пожиже. Но все-таки с небесным знамением…». На другой день сняли с должности Никиту Хрущева.

Жаль, не дожила Анна Андреевна до 150-летия смерти Лермонтова: 1991 год, развал Советского Союза…

Могут заметить, что на 200 лет со дня рождения ничего страшного не случилось. Да, возвращение Крыма, война в Донбассе, западные санкции. Но меня поразило то, что именно на день 200-летия поэта к его могиле в Тарханах и в его дом-музей нельзя было зайти никому из народа в связи с приездом высоких гостей. А ведь должны были приехать десятки тысяч?

Теперь будем с опаской и надеждой ждать 27 июля 2016 года. Может быть, пора уже дать этой дате народное звучание? Такое, какое в 1937 году сделало памятную дату Пушкина знаковым событием. Пожалуй, именно с тех пор Александр Сергеевич Пушкин и стал нашим народным поэтом.

Все-таки, не получается с гением Михаила Лермонтова такого народного поклонения. И не только здесь, но и на исторической родине его предков в Шотландии, откуда и пришла к нему от кельтов такая пророческая мистическая сила древних магов.

Его предок Томас-прорицатель, предсказал, уходя в царство эльфов, что когда-нибудь вернется на землю с новыми пророческими стихами. На этот раз он выбрал Россию, но небесному гению не дали договорить его важнейшие слова. Вот дух его и томится невоплощенным.

В Шотландии, как раз на 200-летие поэта, проводили референдум о независимости. И опять не хватило народных сил.

Астролог Павел Глоба, например, считает, что такого количества совпадений просто не может быть: «Это мистические знаки, — утверждает он. — Проклятие Лермонтова всё-таки существует… По моим наблюдениям, существуют люди, которые несут в себе некую историческую матрицу».

По словам Глобы, такие магические личности способны влиять не только на души и судьбы людей, но и на ход истории большой страны. Можно верить в астрологию, можно воспринимать это как некую игру, но неосуществленный пророк дает о себе знать.

Разгадать мистику Лермонтова пытались Мережковский, Розанов, Владимир Соловьев… Одной из глубочайших загадок нашей культуры назвал миссию Лермонтова Даниил Андреев.

Автор «Розы мира» отнес Лермонтова, вместе с Иоанном Грозным и Достоевским, к числу трех великих созерцателей «бездны горнего мира и бездны слоев демонических». «Четвертым следовало бы назвать Александра Блока, если бы не меньший, сравнительно с этими, тремя масштаб его личности»…»

И далее… «Если и не приоткрыть завесу над тайной миссии, не свершенной Лермонтовым, то хотя бы угадать ее направление может помочь метаисторическое созерцание и размышление о полярности его души, — писал в „Розе мира“ Андреев. — В противоположность Байрону, Лермонтов — мистик по существу.

Не мистик-декадент поздней, истощающейся культуры, мистицизм которого предопределён эпохой, модой, социально-политическим бытием, а мистик, если можно так выразиться, милостью Божией: мистик потому, что внутренние его органы — духовное зрение, слух и глубинная память, а также дар созерцания космических панорам и дар постижения человеческих душ — приоткрыты с самого рождения и через них в сферу сознания просачивается вторая реальность: реальность, а не фантастика».

Великие поэты всегда нам несли новое познание мира. Иосиф Бродский писал: «Существуют, как мы знаем, три метода познания: аналитический, интуитивный и метод, которым пользовались библейские пророки — посредством откровения.

Отличие поэзии от прочих форм литературы в том, что она пользуется сразу всеми тремя (тяготея преимущественно ко второму и третьему), ибо все три даны в языке; и порой с помощью одного слова, одной рифмы пишущему стихотворение удается оказаться там, где до него никто не бывал, — и дальше, может быть, чем он сам бы желал.

Пишущий стихотворение пишет его, прежде всего потому, что стихотворение — колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения».

Таким ускорителем русского мышления и пытался стать Михаил Лермонтов. Не дали.

Но тут уже и без всякой астрологии, я считаю, что такие великие личности, как Михаил Лермонтов, могут еще сотни лет влиять и на развитие литературы, и на развитие истории, и даже на развитие страны.

Повлиял ли Сервантес на развитие Испании, Шекспир на развитие Англии? Влияют и поныне. Так и на нашу жизнь и нашу поэзию влияет, и будет влиять 26-летний гений Михаил Юрьевич Лермонтов.

Будет влиять и его роковое отсутствие. Я думаю, нам необходимо всенародное признание Михаила Лермонтова, как величайшего гения земли русской. Иначе его дух не успокоится.

Михаил Юрьевич Лермонтов — удивительнейшее явление в русской литературе, переоценить которое очень сложно. Михаил Лермонтов погиб, не дожив до 27 лет, однако созданное им за эти годы в поэзии, прозе, драматургии дало ему право войти в число великих русских писателей.

Всемирно признанный гений русской словесности Лев Николаевич Толстой признавался, что его эпопея «Война и мир» выросла из лермонтовского «Бородино». Александр Блок в 1920 году написал: «Наследие Лермонтова вошло в плоть и кровь русской литературы».

Источник: https://svpressa.ru/culture/article/153000/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector