Как православная церковь относится к изображению сталина на иконах

Кто пустил Проханова и икону Сталина на военный аэродром со стратегическими бомбардировщиками

Как Православная церковь относится к изображению Сталина на иконах
vlada.io

Очередной скандал, связанный с отношением общества к Иосифу Сталину, разгорелся после того, как председатель Изборского клуба Александр Проханов представил в Саратовской области Державную икону Божией Матери с изображением генералиссимуса.

Писатель заявил, что «Сталин был благодетелем церкви», «выиграл глобальную религиозную войну, не дав аду прийти в мир» и призвал «серьезно подумать» о канонизации героев Великой Отечественной. Саратовская митрополия выразила по поводу произошедшего «сожаление и возмущение».

Кроме того, представители РПЦ предполагают, что историю с иконой раздувают журналисты, чтобы нанести «еще один удар по церкви».

Проханов приехал в Саратовскую область в качестве почетного гостя книжной ярмарки «Волжская волна», организованной в рамках российского Года литературы. Всего на ярмарку пригласили двух писателей, вторым оказался Эдуард Лимонов.

Президент Приволжской книжной палаты Дмитрий Аяцков (бывший губернатор Саратовской области) накануне мероприятия предупреждал, что члены Изборского клуба «передадут иконы» на Энгельсскую базу дальней авиации. Название иконы не прозвучало, и слова экс-губернатора остались незамеченными.

На аэродроме выставили Державную икону Божией Матери, на которой под покровом ангельских крыльев изображен Иосиф Сталин и советские маршалы. По сообщению газеты «Завтра», образ был написан художниками из Рыбинска по заказу Изборского клуба.

«Эта икона, на которой Бог рукой своей направляет действия генералиссимуса и маршалов ВОВ, — лишь первая. Готовятся еще как минимум две — одна посвящена параду 1941 года, другая — параду 1945-го», — заявил Александр Проханов.

Писатель выразил надежду, что энгельсский бомбардировщик, «пролетая над Америкой, покажет военную мощь России, как бы скажет: «Не валяй дурака, Америка!» Отметим, что Проханов не первый раз гостит на авиабазе. В августе прошлого года одному из стратегических ракетоносцев Ту-95 МС было присвоено почетное имя «Изборск».

Как Православная церковь относится к изображению Сталина на иконах

Икону с изображением Сталина освятил православный священник, и это фото попало на федеральные ленты новостей. В тот же день саратовская митрополия опубликовала «Разъяснение по поводу инцидента, происшедшего на Энгельсской авиабазе».

Как сказано в сообщении, командование части пригласило иеромонаха Виссариона, представителя Покровской епархии, «для благословения экипажа самолета, направляемого для выполнения задания». В митрополии подчеркивают, что Покровскую епархию не предупредили о присутствии на аэродроме спорного образа.

«Клирик проявил вопиющую некомпетентность и духовную нерассудительность, совершив моление перед неканоничным изображением, не признанным Русской Православной Церковью.

Сам священник объясняет свои действия неопытностью и растерянностью (срок его служения в сане пресвитера ― один год)», — сообщает митрополия и обещает наказать священнослужителя в дисциплинарном порядке. Как сказано в сообщении, «действия руководителя Изборского клуба А.А. Проханова можно назвать откровенной провокацией», вызывающей сожаление и возмущение.

В ответ писатель напомнил оппонентам, что «самое страшное в мире — это предательство благодетеля:

Сталин был благодетелем церкви. Вся православная церковь за него молилась. Сталина предало огромное количество людей, после XX съезда партии от него отреклись. Так же они предали Горбачева и Ельцина. Есть угроза, что теперь они предадут Путина».

Выступая на встрече с саратовскими читателями, литератор заявил, что считает день Победы религиозным праздником и предлагает «серьезно подумать насчет причисления героев Великой Отечественной к лику святых».

По окончании книжной ярмарки в Саратове (к сожалению, событий, более ярких, чем изборская икона, на литературном форуме не было) патриоты и православные продолжили полемику в прессе и соцсетях.

Газета «Завтра» обвинила представителей саратовской митрополии в «промайданных настроениях»: «Возмущение церковных либералов более объясняется их политическими взглядами, нежели ревностью о чистоте православия».

Представители РПЦ, в свою очередь, обвинили в раздувании скандала журналистов. «Сейчас начнет раскручиваться эта история, главной целью которой будет еще один удар по Церкви.

Но в основе ее, как и раньше, — ложь», — заявил известный православный блогер протоиерей Владимир Вигилянский, напомнив, что «Православная Церковь знает множество изображений на фресках и иконах людей, не являющихся святыми» и даже «откровенных грешников, чертей и самого дьявола».

Отметим, что в мае Державная икона Божией Матери побывала в Белгородской области, где проходил пленум Союза писателей России. Как сообщала газета «Завтра», «сопутствующий иконе афонский иеромонах Афиноген отслужил литию в память героев, павших на Прохоровском поле».

РПЦ заявляла, что этот священнослужитель «является «карманным» иеромонахом господина Проханова и не принадлежит к клиру Белгородской митрополии».

В комментарии митрополии подчеркивалось, что спорное изображение следует считать не иконой, а картиной, «иллюстрацией идей так называемой «гражданской религии», которая противостоит богооткровенной религии и Православной Церкви».

Напомним, что это не первая попытка иконописного изображения Иосифа Сталина. В 2008 году в храме города Стрельны Ленинградской области была выставлена для поклонения икона с изображением генералиссимуса и блаженной Матроны Московской.

Настоятель храма игумен Евстафий (Жаков) объяснил это личными симпатиями к «отцу народов», но по просьбе прихожан, не согласившихся прикладываться к такому образу, перенес икону в нижний придел. В том же году движение «Коммунисты Петербурга и Ленинградской области» обращалось в патриархию с предложением канонизировать Сталина.

Активисты заявляли о намерении напечатать 10 тысяч таких иконок, чтобы «распространять эти изображения среди тех, для кого Сталин уже давно святой».

Источник: https://www.novayagazeta.ru/society/68939.html

"Икона" со Сталиным на мемориале ВОВ: как так вышло?

Михаил Поплавский, Ольга Алисова Би-би-си, Москва

Как Православная церковь относится к изображению Сталина на иконах Правообладатель иллюстрации zavtra.ru Image caption Церемония на Прохоровском поле местами напоминала военное торжество

  • На Прохоровском поле в Белгородской области, где 12 июля 1943 года произошло одно из крупнейших танковых сражений в истории и располагается музей Курской битвы, состоялась церемония награждения литературной премией «Прохоровское поле», учрежденной в 1999 году национально-консервативным Союзом писателей России, правительством Белгородской области и Белгородской и Старооскольской епархией.
  • По информации СМИ, на церемонии фигурировала икона с ликом Иосифа Сталина, которую внес в зал главный редактор газетыв «Завтра» писатель Александр Проханов, а затем использовал во время богослужения проживающий на горе Афон иеромонах Афиноген.
  • На выездной пленум Союза писателей России [существует с 1991 года после раскола единой писательской организации; либерально-демократическое направление представляет Союз российских писателей] Афиногена также пригласил Проханов.
  • Верховный главнокомандующий в окружении генералитета изображен на «Богоматери Державной» под ликом Девы Марии.
  • «Это освященная икона», — подтвердил Русской службе Би-би-си политолог Алексей Воробьев.
  • Изображение было изготовлено рыбинскими иконописцами по заказу Изборского клуба, председателем которого является Проханов.
  • Эта организация вбирает в себя ультраконсервативный фланг сторонников Владимира Путина, среди которых — председатель движения «Антимайдан» историк Николай Стариков и экс-преподаватель МГУ, идеолог концепции «евразийства» Александр Дугин.

Как Моисей?

Проханов считает, что победа России в Великой Отечественной войне являлась мистической и религиозной и уподобляет Сталина Моисею.

«Сталин на данной иконе преподносится как победоносный лидер, лидер с флагом победы, а над его головой сияет икона Державной Божией Матери.

Надо трактовать эту икону не как икону святого Иосифа, нет, над головой Сталина и над головами его сподвижников нет золотых нимбов, это икона Державной Божией матери.

Но она, эта икона, символизирующая власть и государство, победу Света над Тьмой, она накрывает своим Покровом эту могучую группу воителей», — сказал Проханов Русской службе Би-би-си.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Для Александра Проханова Сталин — святой

По мнению автора романов «Дерево в центре Кабула» и «Господин Гексоген», руководители, повинные в репрессиях, все равно могут считаться «святыми», если одержали победу в конфликте, угрожавшем существованию нации.

«Поэтому как и у Мао Цзедуна, который убивал многих людей и у Моисея, который убил множество евреев, есть мотивация считаться очень возвышенным, почти святым человеком. […

] Например, мой учитель литературный Юрий Трифонов — его отец был расстрелян Сталиным, после этого Сталин присудил ему Сталинскую премию, и Юрий Валентинович Трифонов принял эту премию, считая, что поступает морально и логично», — полагает Проханов.

«Карманный иеромонах»

Тем временем, Белгородская митрополия открестилась от причастности к богослужению на Прохоровском поле и высказалась против определения присутствовавшего там изображения как иконы.

«Хотя картина написана в иконописном стиле, все же, по целому ряду причин, иконой она считаться не может. Во-первых, никто из изображенных на ней исторических персонажей не причислен Русской Православной Церковью к лику святых. Во-вторых, некоторые из изображенных на данной картине были откровенными гонителями Церкви», — сказано в официальном заявлении на сайте митрополии.

«Картина, написанная по заказу Изборского клуба художниками из города Рыбинска, является своеобразным манифестом и иллюстрацией идей так называемой «гражданской религии», которая противостоит богооткровенной религии и Православной церкви. Заупокойную литию совершил «Афонский иеромонах Афиноген» (как его представляют), который является «карманным» иеромонахом господина Проханова и не принадлежит к клиру Белгородской митрополии», — говорится в документе.

Правообладатель иллюстрации zavtra.ru Image caption Икону со Сталиным водружали и на «сталинский» танк

Среди иконописцев нет единой точки зрения на написание столь противоречивых персонажей, как Иосиф Сталин. Как сообщили Русской службе Би-би-си в Рыбинском отделении Союза художников России, многие принципиально не взялись бы за подобный заказ, однако среди не состоящих в Союзе живописцев такие есть.

Автор «Богоматери Державной» категорически отказался от комментариев.

Священник Украинской автокефальной православной церкви Яков Кротов полагает, что инициатива Изборского клуба не имеет отношения к церкви, но отражает настроения части российского общества.

«С точки зрения строго канонической рядом со святым можно ставить на икону хоть сатану, но понятно, что здесь именно у Сталина центральная роль. К церкви как к религиозной организации это всё отношения не имеет.

Это всё реставрация самодержавия в сочетании с ленинизмом, как общества подавления человеческой свободы, вместо того, чтобы строить общество на взаимоуважении и любви», — сказал священнослужитель Русской службе Би-би-си.

Матрона со Сталиным

Между тем, попытка изобразить Сталина на иконе не является беспрецедентной: в 2008 году настоятель храма Святой равноапостольной княгини Ольги в пригороде Санкт-Петербурга Стрельне Евстафий выставил в верхнем приделе церкви икону, где организатор массовых репрессий стоит около сидящей на кровати святой Матроны Московской.

Это решение стоило отцу Евстафию места. Миссионерский отдел Санкт-Петербургской епархии РПЦ категорически высказался против такой иконы и осудил поступок священника.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption О личной встречи Сталина с Матроной Московской нет достоверных сведений

  1. Настоятель утверждал, что Сталин якобы был глубоко верующим человеком.
  2. При этом до встречи будущего патриарха Сергия с советским лидером 4 сентября 1943 года тысячи священнослужителей подверглись репрессиям.
  3. Сергий еще в 1927 году, будучи митрополитом, встал на путь безусловной лояльности режиму, вызвав ожесточенную полемику в церковной среде.
  4. После его избрания на патриаршество гонения со стороны властей смягчились, были вновь открыты некоторые храмы, монастыри и духовные семинарии, в частности, Троице-Сергиева лавра.
  5. Первым, еще 4 ноября 1941 года, возгласил во время церковной службы многолетие «первоверховному вождю» протодьякон московской церкви Николы в Кузнецах, доводившийся родным братом главе советской военной контрразведки «СМЕРШ» Виктору Абакумову.
  6. Нынешний патриарх Кирилл недавно призвал не уравнивать Сталина с Гитлером: по его классификации, режим вождя СССР был «репрессивным», а немецкий фюрер строил «человеконенавистническое» общество.

Источник: https://www.bbc.com/russian/society/2015/05/150529_tr_prokhorovka_stalin_icon

Сталин и Путин увековечены на иконах в РПЦ

Впервые об этом сюжете поведал скандально известный протодиакон Андрей Кураев, который бывал в упомянутом храме еще до завершения в нем росписи: http://rublev-museum.livejournal.com/244530.html

По его словам, оттуда доносился «плач священников, что строители храма (градообразующая компания и администрация) ни на йоту не считаются с пожеланиями Церкви. Бывало, что лики спонсоров (князей, императоров) появлялись в росписи храмов. Но обычно это было внизу на западной стене, в притворе, у входа. А тут — под куполом, в небесной выси». Как всегда не стерпев, Кураев решил поделиться всеми «сенсационными» подробностями с журналистами, которые разнесли по России эту новость из Казахстана. Правящий архиерей Костанайской епархии РПЦ Анатолий, в свою очередь, поспешил опровергнуть церковного «стрингера», назвав его действия «шквалом злословия на страницах СМИ»: «Относительно обращения к «известнейшему российскому богослову, протодиакону Андрею Кураеву» (газета «Время» 25.01.12 г.) должен заметить следующее: икона имеет в Православии канонические правила, которые поручены надзору епископа, а не диакона. Все особенности написания икон, живописи, стенописи, фрески, фотографии и т.д. согласовываются с архиереем, потому что любое изображение, выраженное светом и цветом, в пространстве и времени в простой или сложной композиции принимаются в церкви через освящение и благословение епископа». Относительно обнародования в СМИ с подачи о. Андрея Кураева информации о «фреске с чиновником» епископ Костанайский и Рудненский Анатолий задаётся вполне резонным вопросом: «почему, несколько месяцев со времени появления росписи в соборе авторы статей не обращались с вопросами, даже во время интервью, во время чаепития в храме после богослужений и не попытались получить на них разъяснения?». Из этих слов следует, что правящий архиерей Костанайской епархии почувствовал в этом определенную угрозу в свой личный адрес, зная не понаслышке о кураевских технологиях «мочить братьев Капалиных» и пр.

Однако в своём праведном гневе вл. Анатолий «выплеснул с водой ребёнка», поделившись с широкой публикой весьма странными представлениями о церковной живописи: «общепринятые и разрешенные формы в строительстве храмов их оформлении, росписи и расположении подвергнуты некорректным насмешкам и домыслам.

В Московской Духовной Академии студенты изучают православную иконографию, среди них посчастливилось быть и мне. На основании этого спешу уверить вас, что канонического отступления в рассматриваемой росписи нет. Кроме того, художник по благословению архиерея пишет икону, используя своё художественное мастерство, опыт и окружающие примеры.

Читайте также:  Чему татаро-монголы научили польских улан

Известны случаи, когда Спасителя и Его святых апостолов изображают в виде китайцев, японцев, русских и других, при этом каноничность иконы не подвергается сомнениям. Христос–Спаситель жил среди людей праведных и грешных, здоровых и больных, богатых и бедных, бесноватых и мудрых – всё это имеет место быть в росписи (икона Христа Спасителя при этом становиться частью росписи).

Сейчас на иконах мы видим красноармейцев, расстреливающих невинных людей, даже бесов, искушающих Святых, но кланяемся не мучителям, а мученикам. Что касается опубликованной росписи: она не вызывает никакого сомнения в правомочности быть на указанном месте свода храма. После окончания росписи и одобрения архиереем замысла художников совершилось освящение собора.

Сейчас это место особого присутствия Божия»: http://www.kpeparhiya.kz/news/vsjakij_nenavidjashhij_brata_ne_imeet_zhizni_1_in_3_15/2012-01-26-198

Приведённое высказывание казахстанского архиерея весьма озадачивает.

Во-первых, если нынешнее священноначалие РПЦ вполне допускает изображения в церковной живописи грешников, «бесноватых и мудрых», «красноармейцев» и даже «бесов, искушающих святых», то почему, например, оно резко воспротивилось появлению в православных храмах иконы «Матрона и Сталин» («Блаженная Матрона благословляет Иосифа Сталина»), на которой изображена св. блж. Матрона Московская (1885-1952) и Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами СССР И. В. Сталин (см. фото). Допустивший в своём храме этот образ игумен Евстафий (Жаков) был даже подвергнут церковному наказанию, хотя, как считает иконописец Вячеслав Михайленко, «в изображении Сталина на иконе ничего богохульного нет. Изображение обычных людей, не святых, на иконах допустимо. Изображаются даже поганые, например, в сюжете победы святого Дмитрия над поганым царем»…

Однако в новом кафедральном соборе города Рудного в Казахстане здравстующий чиновник был изображен именно на фреске «Вход Господень в Иерусалим» среди встречающих Спасителя, что резко противоречит канонической композиции с этим сюжетом Евангелия! Странно, что епископ Костанайский и Рудненский Анатолий не только не «замечает» данного противоречия евангельскому историзму, но пытается сослаться на факт состоявшегося освящения храма, ставшего «местом особого присутствия Божия», как на окончательный вердикт, не допускающий никакой критики храмовой росписи?! Вот бы такую ревность о Бозе архиереи проявляли тогда, в доме Божьем устанавливают скрытое видеонаблюдение без ведома прихожан: http://expertmus.livejournal.com/81425.html

Ну и, конечно, ссылки вл. Анатолия на прослушанный им в Московской Духовной Академии курс православной иконографии в очередной раз заставляют задуматься о компетентности целого ряда членов профессорско-преподавательского состава МДАиС, которых привлек к преподаванию её ректор вл. Евгений (Решетников): http://expertmus.livejournal.com/37212.html

Число епархий РПЦ увеличивается с каждым днём, а на кафедры ставятся не вполне подготовленные архипастыри …

От редакции. См. также по данной теме —

«Новорусская Богоматерь» как отражение позиции Синода РПЦ: http://rublev-museum.livejournal.com/270582.html

Православие.Ru зажигает – Лужков у них всё ещё мэр Москвы: http://rublev-museum.livejournal.com/225951.html

Источник: https://expertmus.livejournal.com/190509.html

Рпц осудила икону с изображением сталина

На иконе блаженной Матроны Московской женская фигура теряется, поскольку на первом плане изображен вполне хрестоматийный «отец народов» в шинели, в полный рост, правда, без нимба. Эти две фигуры соединила легенда о том, что в 1941 году Сталин пришел к блаженной Матрене, и она благословила его сказав: «Ты один останешься в городе. Всех отправляй, а город не сдавай. И не сдашь».

Икона появилась в храме святой княгини Ольги в Стрельне по инициативе его настоятеля игумена Евстафия (Жакова). В интервью газете «Завтра» он объяснил, что «это не икона, прославляющая Сталина. Это образ святой Матрёны Московской. А Сталин — это один из тех людей, кого она благословила. В этом нет никакого криминала с точки зрения богословия».

Неканонические иконы появляются с легкой руки отца Евстафия не впервые. Ранее в другой церкви, где он был настоятелем, появилась икона святого Евгения Родионова — солдата, отказавшегося снять нательный крест и за это убитого в чеченском плену.

Председатель Свято-Петровского православного братства Владимир Коваль-Зайцев согласен с тем, что «с точки зрения официальной церкви появление такой иконы не является каноническим действием. Но вера движет людьми. Они верят, что Сталин был в некотором смысле человеком святым. Это говорит о том, что христианства они не поняли, не почувствовали, даже если они и называют себя христианами».

При этом часть прихожан храма святой Ольги в Стрельне отказалась поклоняться иконе с изображением Сталина.

Владимир Коваль-Зайцев напоминает, что «Сталин после 1943 года действительно сделал какие-то шаги, которые можно интерпретировать как обращение к Богу. Но это не подтверждает ни изучение истории, ни то, что происходило после войны. Репрессии продолжались.

Народ, который во время войны развернул плечи, после нее был репрессирован, заключен в те же самые лагеря. Я не могу отнести это к деяниям верующего».

Не так давно петербургские коммунисты обратились к Русской православной церкви с просьбой канонизировать Сталина, но разрешения не получили.

Владимир Коваль-Зайцев замечает, что «никакой общенародной оценки этому коммунистическому явлению в нашей стране дано не было. Звучат только отдельные голоса.

Солженицын так и не был услышан, хотя у нее все очень давно написано. Преступления не осуждены. Мы пожинаем плоды этого до сих пор».

Петербургская епархия уже назвала поступок игумена Евстафия грубейшим нарушением канонической дисциплины, с которым должен разбираться митрополит. Игумен Вениамин (Новик) считает, что «попытки церковного почитания Сталина — это полное историческое беспамятство и даже безумие.

19 января 1918 года патриарх Тихон в своем послании отлучил от церкви тех крещенных в православии людей, которые убивали невинных. А 22 января Поместный Собор подтвердил эту анафему. Так что с канонической точки зрения Сталин находится под анафемой. Ее никто не отменял.

Поэтому даже панихида по Сталину является канонически недопустимой.

В 1937-41 гг. было расстреляно около 100 тысяч священно- и церковнослужителей. После окончания войны снова начались довольно жесткие репрессии в адрес церкви.

На оккупированных советских территориях был открыто 9 тысяч православных храмов, а на советских территориях, которые не были оккупированы, во время войны было открыто всего лишь 700 храмов.

Таким образом, Сталин ни с какой стороны в православные не годится. Для него церковь была лишь инструментом в его игре».

Источник: https://www.svoboda.org/a/474968.html

Сталин и православная церковь: мифы и факты

В последние десятилетия приобрела популярность версия, что Сталин не только способствовал возрождению Русской православной церкви во время и после войны, но что он был втайне верующим человеком и предпринимал свои шаги не только по практическим соображениям, но и исходя из внутренних убеждений. Сторонники этой версии любят опираться на тот факт, что Сталин в молодости был семинаристом, и утверждают, что он не до конца изжил из себя ту веру, которая двигала его желание стать священником. Насколько эта легенда соответствует действительности?

Многие современники утверждали, что мать Сталина настаивала на его карьере священнослужителя и побудила его поступить в Тифлисскую духовную семинарию. По свидетельству преподавателя Московской семинарии в послевоенное время М.Х.

 Трофимчука, во время встречи Сталина с иерархами РПЦ в Кремле 4 сентября 1943 года вождь СССР будто бы спросил митрополита (будущего патриарха) Сергия Страгородского в ответ на его жалобу: «А почему у вас нет кадров?» Сергий, вместо того, чтобы сказать правду о тысячах священников, сгинувших в сталинских застенках, слукавил: «Кадров у нас нет по разным причинам.

Одна из них: мы готовим священника, а он становится маршалом Советского Союза». Сталину понравилась шутка и он якобы даже прослезился: «Да, моя мама очень хотела, чтобы я стал священником».

По некоторым свидетельствам, Сталин во время войны втайне молился, даже исповедовался и причащался, встречался с блаженной Матроной Московской и т.д. Такие свидетели в один голос утверждают, что Сталин был верующим человеком и лишь идеологические обстоятельства мешали ему открыто объявить об этом.

По мнению некоторых историков, послание местоблюстителя патриаршего престола, митрополита Сергия (Страгородского) к верующим с призывом дать отпор немецко-фашистским захватчикам было издано с прямого одобрения Сталина.

Это воззвание стало распространяться с 10 часов утра 22 июня 1941 года, то есть на два часа раньше, чем с речью о начале войны выступил по радио В.М. Молотов и на одиннадцать дней раньше выступления самого Сталина.

В этом они видят признак того, что Сталин уже тогда решил возложить на церковь миссию духовной мобилизации народа на Отечественную войну.

Встречаются также утверждения, что в декабре 1941 года, когда немцы стояли на пороге Москвы, Сталин пригласил в Кремль духовенство и попросил его совершить молебен о даровании победы.

Тогда же, по его указанию, был совершён облёт вокруг Москвы на самолёте с Тихвинской иконой Богоматери из церкви близ ВСХВ (ВДНХ). Осенью 1942 года аналогичное действие было проведено в Сталинграде с Казанской иконой Богородицы.

Рассказывают и о крестных ходах в Ленинграде, и других подобных акциях, которые совершались по указанию или с санкции Сталина в самые тяжёлые периоды войны.

Резкий поворот в политике Сталина по отношению к церкви связывают обычно с упомянутой встречей 4 сентября 1943 года.

Сторонники версии о внутренних личных мотивах, побудивших Сталина пойти на восстановление патриаршества и других церковных институтов, отмечают то, что данный шаг был предпринят Сталиным не в 1941-1942 гг., а когда в войне наступил перелом.

Следовательно, считают они, Сталин уже не нуждался в церкви как в инструменте мобилизации народа. Отсюда они делают вывод, что Сталин решил повернуться лицом к церкви только под воздействием собственной веры.

Свидетельства из разных источников о том, что Сосо Джугашвили поступил в семинарию по настояниям матери, подтверждают, скорее, что он лично не испытывал сильного желания стать священником, но лишь исполнял свой сыновний долг.

Учёбой в семинарии, как известно, Сосо тяготился, постоянно конфликтовал с наставниками, подвергался дисциплинарным взысканиям, именно тогда увлёкся запрещённой литературой и в конце концов был отчислен за неявку на экзамен.

Впрочем, весьма возможно, что Сталин, как и многие мятежные натуры во все времена, делал различие между верой в Бога и почитанием духовенства. Но даже это уже не согласуется с тем его портретом «покровителя церкви», который рисуют некоторые его нынешние апологеты.

В 1928 году в одном из интервью центральной партийной прессе Сталин заявил: «Надо пожалеть, что духовенство не было с корнем ликвидировано». В 1932 году была объявлена «безбожная пятилетка». К 1 мая 1937 года официально намечалось закрыть все храмы в СССР и ликвидировать духовенство как класс.

Утверждения писателей недавнего времени о молебнах и облётах с иконами в 1941-1942 гг., равно как и о встречах Сталина с православными прорицателями, не подтверждаются надёжными источниками.

Действительно, в 1941-1942 гг. Сталин не занимался восстановлением и укреплением церковных структур. Он в них не нуждался именно в тяжёлый период войны. Церковь была настолько обескровлена сталинскими репрессиями (за один 1937 год было уничтожено 35 архиереев), что не играла заметной роли в духовной жизни СССР накануне и в первые два года Великой Отечественной войны.

Поворот в религиозной политике Сталина стал необходим как раз с началом освобождения западных территорий СССР. За время немецкой оккупации церковь пережила период возрождения. Немцы в практических целях поощряли открытие храмов, закрытых большевиками.

Более того, германская армия брала на себя ответственность за возвращение церкви имущества, отобранного советской властью. Перед войной на Украине оставалось всего два действующих православных храма и ни одного монастыря.

В конце 1942 года там насчитывалось уже 318 действующих храмов и 8 монастырей, в которых служили 434 священника, 21 диакон, 387 монахов и монахинь. Быстрыми темпами шло возрождение церкви также в оккупированных Белоруссии и Псковщине.

Сталин хорошо понимал, что священники и паства возрождённой в оккупации церкви это антисоветская сила. Ей было необходимо противопоставить свою «ручную» церковь, так как сам факт воскрешения церкви на оккупированной территории показывал, что довоенная атеистическая политика потерпела полный крах.

Кроме того, Сталин имел широкие геополитические планы по расширению сферы советского влияния в мире после войны. Здесь церковь (не только РПЦ, но также Армяно-григорианская) могла сослужить хорошую службу.

Был Сталин заинтересован пока и в хороших отношениях с западными союзниками, которые наращивали поставки материалов и вооружений, способствовавших скорейшей победе СССР.

Либерализация церковной политики благоприятно вписывалась в контекст нового имиджа СССР с его отказом от «мировой революции» и гимна «Интернационал», роспуском Коминтерна, возвращением многих дореволюционных названий городов и улиц и т.д. О том же, чтобы сделать церковь независимым институтом, как то следовало бы из советской конституции, и речи не шло. РПЦ стала одним из послушных орудий государственной политики в реализации политических планов Сталина.

Источник: https://russian7.ru/post/stalin-i-pravoslavnaya-cerkov-mify-i-f/

На Прохоровском поле помолились перед образом со Сталиным, который Церковь не признала иконой

ВСЕ ФОТО

Белгородская митрополия Русской православной церкви распространила в пятницу комментарий по поводу «богослужения», совершенного перед «иконой Сталина».

Поводом для послужила заметка, опубликованная накануне в газете «Завтра». О публикации сообщило в минувший четверг агентство «Интерфакс».

Газета извещала, что некий афонский иеромонах Афиноген отслужил литию на Прохоровском поле в Белгородской области перед иконой, на которой изображен Иосиф Сталин и советские маршалы.

Что говорят о Сталине представители РПЦ

«Икона «Богоматерь Державная», на которой изображен генералиссимус Иосиф Сталин в окружении маршалов Победы, была принесена на Прохоровское поле и явлена множеству собравшихся там людей…

Сопутствующий иконе афонский иеромонах Афиноген отслужил литию в память павших героев», — сообщало издание, уточняя, что, по данным газеты, икона была изготовлена рыбинскими иконописцами по заказу Изборского клуба.

Читайте также:  Что происходит с женами шейхов после развода

Между тем в комментарии Белгородской митрополии по поводу этой публикации принесенный на Прохоровское поле образ именуется так называемой «иконой» и отмечается, что эта заметка стала предметом обсуждения в интернет-пространстве и других средствах массовой информации, что и побудило митрополию высказаться по поводу произошедшего.

«14 мая в пределах Белгородской митрополии, — говорится в комментарии, — состоялся пленум Союза писателей России, участие в котором принял писатель, публицист и общественный деятель Александр Проханов».

«Александр Андреевич внес в зал заседания изображение генералиссимуса Сталина, окруженного военачальниками, которое многие тут же окрестили «иконой».

И хотя картина написана в «иконописном стиле», все же по целому ряду причин иконой она считаться не может. Во-первых, никто из изображенных на ней исторических персонажей не причислен Русской православной церковью к лику святых.

Во-вторых, некоторые из изображенных на данной картине были откровенными гонителями Церкви», — поясняет митрополия.

  • «Картина, написанная по заказу Изборского клуба художниками из города Рыбинска, является своеобразным манифестом и иллюстрацией идей так называемой «гражданской религии», которая противостоит богооткровенной религии и Православной церкви», — подчеркивают авторы .
  • «Что же касается упоминаемого в заметке богослужения, то заупокойную литию совершил «афонский иеромонах Афиноген» (как его представляют), который является «карманным» иеромонахом господина Проханова и не принадлежит к клиру Белгородской митрополии», — сказано далее в публикации.
  • «Данная акция, — заключают авторы , — проведенная в дни празднования 70-летия Великой Победы на Третьем Ратном поле России, не нашла поддержки среди участников и гостей торжеств, которые высказали свое недоумение и огорчение по поводу навязывания им псевдорелигиозных взглядов».
  • Что говорят о Сталине представители РПЦ

Отметим, что из уст представителей священноначалия Русской православной церкви не раз достаточно четко звучала негативная оценка сталинского периода советской истории. Хотя не секрет, что среди клириков РПЦ встречаются и иные взгляды.

Еще четыре года назад глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион, считающийся вторым человеком в нынешней иерархии РПЦ, в интервью «Российской газете» осудил звучащие в среде монашества и духовенства положительные высказывания о роли Сталина в истории, сопровождающиеся осуждением интеллигенции.

«Я думаю, что история уже расставила все акценты, и ностальгия по сталинизму, тем более из уст священнослужителя, для меня звучит как какое-то кощунство», — заявил глава ОВЦС МП. Таким образом митрополит прокомментировал высказывания секретаря Ивановской епархии РПЦ игумена Виталия (Уткина), который в своем блоге не скрывал уважительного отношения к Сталину.

Ответственный редактор Журнала Московской патриархии (ЖМП), известный церковный публицист Сергей Чапнин, со своей стороны, убежден, что участие православных христиан в установке памятников Сталину — событие, недопустимое с нравственной точки зрения, и оно прямо противоречит каноническим установлениям Русской православной церкви.

Нынешний глава Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин несколько лет назад заявил, что не может общество жить спокойно «и не будет у него достойного будущего», «если не будут названы преступники — это и Сталин, и Ленин, и Троцкий, и Урицкий, и Свердлов — организаторы красного террора, сталинских репрессий».

«Сегодня мы точно знаем, что на руках этих людей реки невинной крови, поэтому все их заслуги, действительные или мнимые, а есть и действительные, и мнимые заслуги, не оправдывают того, что они совершили.

И об этом наше общество, государство, народ, должны не только знать, но и ясно сказать», — сказал священник, выступая в 2011 году после панихиды по жертвам советских репрессий у Соловецкого камня на Лубянской площади в Москве.

А на заседании дискуссионного клуба Всемирного русского народного собора, состоявшегося накануне 60-летия со дня смерти Сталина, скончавшегося 5 марта 1953 года, Всеволод Чаплин заявил, что Сталин потерпел поражение в стремлении навязать России свою логику ее исторического пути.

«Хотел ли Сталин возвращения России к себе? Я не уверен в этом. Скорее всего, он искренне жил идеалами мировой революции. Но сама логика истории, само сознание народа заставило его пойти по пути хотя бы частичного возвращения России к себе. Народ оказался сильнее Сталина», — подчеркнул священник.

По его словам, логика российской истории оказалась сильнее той логики, с которой Сталин пришел к власти.

«Церковь оказалась сильнее Сталина. И мученический подвиг, и возрождение Церкви, и все, что потом произошло, показало, что наш народ, его дух, логика его истории, его путь сильнее любой самой мощной силы, любого самого вроде бы могущественного правителя», — заявил представитель Церкви.

Иногда Чаплин высказывается по поводу Сталина более мягко. «Лично я считаю, что Сталин — человек, в котором было хорошее и было плохое.

Это человек, который виновен в безвинной смерти значительного количества людей, которые были убиты только потому, что принадлежали к определенным сословиям», — заявил священник на одном из заседаний Всемирного русского народного собора, отметив однако, что в то же время Сталин сделал «и определенное количество полезных для страны дел».

«Оценка личности Сталина, конечно, должна быть дана. И Всемирный русский народный собор, и другие общественные механизмы должны серьезно подумать над тем, как оценивать советский период нашей истории, в частности деятельность Ленина, Сталина, Троцкого, других лидеров этого периода», — добавил протоиерей Всеволод Чаплин.

А в нынешнем году на международной конференции в Российской академии наук, посвященной 70-летию Победы, священник говорил о вкладе лидеров СССР, США и Британии в победу над фашизмом и поставил их в пример современным политикам.

«Ошибки и преступления были, по моему убеждению, и у Сталина, и у Черчилля, и у Рузвельта, и практически у всех других активных деятелей периода Второй мировой войны.

Но нельзя забывать и о том героизме, который проявили наши народы, и о той воле лидеров, которая сделала возможной Победу», — сказал Чаплин, добавив, что «нацизм вместе победили и Рузвельт, и Черчилль, и Сталин, и объединившиеся народы».

Несколько иная оценка прозвучала в свое время из уст главы ОВЦС МП митрополита Илариона. В интервью германскому журналу Der Spiegel в 2009 году он призвал «смотреть в глаза исторической правде» при оценке исторической роли Сталина.

«Существуют неопровержимые доказательства того, что при Сталине происходили массовые репрессии.

Мы, наверное, никогда не узнаем точное число репрессированных, но речь идет о миллионах расстрелянных, лишенных имущества, изгнанных с родной земли», — заявил православный иерарх.

Подобные преступления, по его словам, «нельзя оправдать ни этими заслугами, ни победой во Второй мировой войне». «Победу в войне одержал не Сталин, а народ», — подчеркнул Иларион.

Между тем от священнослужителей РПЦ можно услышать и совершенно другие высказывания. Так, например, православный священник и публицист Николай Булгаков написал два года назад в православной газете «Русь державная», что правда об Иосифе Сталине до сих пор сокрыта, а сам же советский лидер стал жертвой хрущевско-перестроечной пропаганды.

«О сталинском периоде нашей истории во всеуслышание никогда не говорилось правды. И не только у нас, но и за границей, в эмигрантской литературе», — заявил Булгаков.

Напомним также, что в 2008 году организация «Коммунисты Петербурга и Ленобласти» предложила канонизировать Иосифа Сталина. Тогда же настоятель храма в Стрельне под Санкт-Петербургом игумен Евстафий (Жаков) выставил у себя в приходе изображение Иосифа Сталина и предложил прихожанам почитать его как икону.

«Вождь народов» изображен там с почитаемой Церковью праведной Матроной Московской. По легенде Сталин встречался с ней осенью 1941 года. Святая Матрона якобы сказала вождю: «Ты один останешься в городе. Всех отправляй, а город не сдавай. И не сдашь».

Как отмечали наблюдатели, несмотря на то, что нимбом на изображении наделена только старица, генеральный секретарь ВКП (б) в привычной шинели выглядел там весьма одухотворенно.

Священноначалие Русской православной церкви тогда осудило настоятеля, поскольку он совершил дисциплинарное нарушение, поместив в храме неканонический образ. Игумен затем попросил освободить его от должности.

Попытка говорить о заслугах Сталина перед Русской церковью была сделана и лидером КПРФ Геннадием Зюгановым, который отметил позитивный пример Иосифа Сталина, сделавшего «многое для возрождения православия в нашей стране». Правда, на это заявление быстро откликнулась «Комсомольская правда».

Газета написала, что упомянутый Зюгановым «позитивный пример» вряд ли может быть подтвержден реальными событиями. Репрессии большевиков против РПЦ начались сразу же после революции.

Однако они переросли в войну на уничтожение РПЦ как организации с середины 1930-х годов, когда власть бывшего семинариста Джугашвили, ставшего великим вождем всех народов Иосифом Сталиным, была уже безраздельной.

РПЦ воспринималась как «социально опасный элемент», которому места в «светлом будущем» не отводилось.

Уже в 1934 году были арестованы шесть епископов, в 1935 году — 14, а в 1936 году число арестованных архиереев достигло 20. В результате 10 мая 1935 года митрополит Сергий, старавшийся идти на все возможные и невозможные компромиссы с советской властью, был вынужден распустить Временный патриарший синод.

Начиная с 1937 года в рамках «выработки нового законодательства о религиозных культах» были созданы спецкомиссии по стране с целью проведения массовых репрессий.

Жизнь приходов контролировалась инспекторами по наблюдению и сексотами НКВД, которые обязаны были докладывать обо всех особенностях церковной жизни, даже о том, «куда расходятся деньги, полученные за просвирки и свечи».

При малейшем подозрении в нарушении установленных правил или по любому, самому нелепому доносу священника арестовывали, а храм закрывали. Храмы вообще закрывали в массовом порядке, часто без всяких предлогов. Использовали их в лучшем случае под учреждения культуры и науки, в худшем — под амбары и склады.

В 1935 году только в советской России (без учета других республик СССР) было 25 тысяч действующих церквей. Уже на 1 апреля 1936 года в стране оставалось 15 835 храмов. В 1937-м было закрыто еще восемь тысяч церквей, в 1938-м — еще примерно шесть тысяч.

По современным данным, на момент начала войны из дореволюционных российских храмов действовало примерно 350-400. И хотя официально вплоть до 1941 года в стране числилось пять тысяч православных общин, 90% из них не действовало из-за отсутствия священника.

Правда, многие священнослужители ушли в подполье и окормляли верующих тайно. Но и там их настигал сталинский террор.

Именно Сталин санкционировал истребление духовенства с целью «физического сокрушения православия». По приказу наркома внутренних дел СССР Ежова за номером 00447 от 30 июля 1937 года церковники были поставлены по степени опасности для советского общества на второе место после кулаков.

Были установлены региональные квоты на репрессии на основе социального происхождения. Только в 1937 году были расстреляны 60 епископов. Рядовых священников репрессировали тысячами. Точное число трудно установить до сих пор.

По разным данным, жертвами репрессий только начиная с середины 30-х годов до конца сталинского правления стали от 200 до 300 епископов.

Общее число представителей духовенства РПЦ, ставших жертвами репрессий, Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий 1995 года насчитывает в 200 тысяч (всего 500 тысяч «религиозных» репрессированных, включая уже представителей всех конфессий).

Многим историкам эта цифра кажется завышенной: такого числа священнослужителей в России не было и до революции. Видимо, сюда попали еще и миряне. Так, уже по данным Комиссии по реабилитации Московской патриархии, к 1941 году были репрессированы за веру 350 тысяч человек, из них 140 тысяч священнослужителей. 150 тысяч человек пострадали в 1937-1938 годах, из них 80 тысяч расстреляны.

Протоиерей Георгий Митрофанов указывает другие цифры: в 1937-1941 годах по религиозным делам были репрессированы 172 тысяч человек, из них 116 тысяч человек расстреляны. На основе сопоставления всех этих данных можно представить себе порядок цифр.

Лишь в условиях войны, когда страна стояла на грани поражения, Сталин смягчил политику в отношении РПЦ. Однако, по словам автора публикации в «КП», вряд ли это можно назвать «возрождением православия», как это делает Зюганов. Советское руководство и после Сталина вплоть до перестройки никогда не отменяло цели создания безрелигиозного общества.

Источник: https://www.newsru.com/religy/29may2015/prokhorovka_rpc_prokhanov_stalin.html

В православной среде вновь подняли вопрос о роли сталина в судьбе рпц

Пожалуй, ни один политический деятель российской истории не вызывает таких противоречивых оценок, как Иосиф Сталин. Для кого-то он один из самых кровавых злодеев, каких только знал мир, а для кого-то – спаситель России и гениальный политик.

Причём единства насчёт сего персонажа нет даже среди священников Православной церкви. Как известно, во время репрессий, получивших название сталинских, были расстреляны и осуждены тысячи священнослужителей.

В «безбожную пятилетку» 1938-1943 годов планировалось закрыть последнюю церковь в СССР. И если бы не Великая Отечественная война, эти планы вполне могли осуществиться.

И всё же находились и продолжают находиться священники, которые считают Сталина благодетелем Православной церкви, «богодарованным вождём» России. Недавно в издательстве «Книжный мир» вышла книга «Сталин и Церковь». По замыслу её автора-составителя П.

Победоносцева, она должна перевернуть представление о Сталине, как о гонителе Церкви. В ней приводятся мнения самых разных людей, включая канонизированного Православной церковью святителя Луки, архиепископа Крымского, патриархов Московских и Всея Руси Сергия и Алексия I.

Какие же доводы у тех, кто желает обелить роль Сталина в истории Православной церкви 20-го века?

Главный аргумент – Сталин был государственником. И сам Бог избрал его орудием для того, чтобы Россия, преодолев революционную «разруху в головах», достигла небывалого в своей истории величия.

С именем Сталина связывает священник Дмитрий Дудко (проведший многие годы в сталинских лагерях) отказ от идеи бесконечной революции в пользу построения социализма в отдельно взятой стране.

«…Если с Божественной точки зрения посмотреть на Сталина, то это, в самом деле, был особый человек, Богом данный, Богом хранимый, об этом пишут даже его противники, – размышляет о.Дмитрий.

– Если бы победил Троцкий с его перманентной революцией… все мы были бы трудовой армией для тёмных сил.

Но именно Сталин доказал практически, что социализм можно построить в одной стране и сохранил Россию… Поэтому я, как православный христианин и русский патриот, низко кланяюсь Сталину.

Схожей точки зрения придерживается доктор исторических наук профессор Игорь Фроянов. «…По планам Троцкого и его единомышленников Россия должна была послужить горючим материалом для того, чтобы разжечь мировой революционный пожар. В этом пожаре, конечно, сгорела бы и сама Россия. Сталин поступил по-другому.

Он национализировал Октябрьскую революцию, провозгласив лозунг «Построение социализма в отдельной стране». Это, на мой взгляд, было благом для исторической России. Я даже склонен утверждать, что, выдвинув план построения социализма в отдельной стране, в России, Сталин тем самым спас Россию от уничтожения.

В этом его крупная историческая роль в судьбах России и русского народа.

Конечно, Сталин не мог в этом случае игнорировать национальные традиции России и русского народа. Мы видим, как на протяжении 30-х годов происходит поворот руководства, его политики к национальным истокам. Это прежде всего коллективизм и общинность, умение жертвовать собой. Все это русский народ доказал на протяжении многих веков.

Перед Сталиным в 30-е годы стояла задача построения мобилизационного общества. Иначе устоять было невозможно. Удержаться во враждебном окружении иначе было нельзя. Необходимо было все сосредоточить в одних руках.

Сталин с этой задачей справился, но построение мобилизационного общества, конечно, было связано с большими издержками…»

Отец Евстафий, в храме которого несколько лет назад верующие молились на икону с изображением «вождя народов», уверен, что со временем вокруг Сталина начнётся почитание. Хотя о канонизации речь не идёт.

«…У меня было два отца (кроме Отца Небесного): один отец – это мой отец по плоти, а другой отец – это отец народов, который был строг, который ошибался, но который всё равно, тем не менее, имеет для меня высокое имя моего отца как отца моей страны. – признаётся на страницах книги о. Евстафий.

– Именно поэтому любые нападки на Сталина и смешны, и отвратительны. Я не хочу слушать этих пуделей демократии, которые лают на мёртвого льва, я слушаю моё сердце, мою душу.

Я поминаю Иосифа Виссарионовича Сталина на всех службах, где это уместно, особенно в день общей Победы нашего народа…

… По большому счёту история нашей страны – история тех, кто борется с русским народом, и история тех, кто всё-таки противодействует русофобии, кто всё-таки, в конечном счёте, в трудной борьбе защищает нашу землю, наш народ.

И Сталин был человек, который противопоставил, порой даже предельно жестоким образом – свою жёсткость этой всемирной русофобии, которая и сегодня направлена на то, чтобы уничтожить русский народ и завладеть его территорией.

Величие Сталина в том, что он не поддался русофобам, гениально разгромил «верных ленинцев».

  • Другой аргумент православных сталинистов и вовсе звучит дико для «неподготовленного» уха: Сталин, с именем которого связаны беспримерные гонения на христиан, на самом деле в тайне от своего окружения симпатизировал Православной церкви и даже был верующим.
  • Вот какой эпизод, посвящённый знаменитой встрече «вождя народов» с предстоятелями РПЦ, находим в книге.
  • «…Святейший патриарх Сергий (тогда ещё митрополит) после встречи со Сталиным 4 сентября 1943 года, (тогда было принято решение о возобновлении Патриаршества в нашей стране), на вопрос келейника патриарха архимандрита Иоанна (Разумова) как прошла встреча, ответил:

— Какой он добрый!.. Какой он добрый!..

  1. Архимандрит Иоанн переспросил:
  2. — Ведь он же неверующий.
  3. Патриарх, седовласый мудрый старец, произнёс:
  4. — А знаешь, Иоанн, что я думаю: кто добрый, у того в душе живёт Бог!

Вот что по этому поводу говорит священник Дмитрий Дудко: «Не случайно философ Н.Бердяев говорил: «Атеизм – это дверь к Богу с чёрного хода»…

Сталин с внешней стороны атеист, но на самом деле он верующий человек, это можно было бы показать на фактах… Не случайно в Русской православной церкви ему пропели, когда он умер, даже «Вечную память», так случайно не могло произойти в самое «безбожное» время.

Не случайно он и учился в Духовной семинарии, хотя и потерял там веру, но чтобы по-настоящему её приобрести…»

Итак, какие же доказательства «православности» Сталина находим в книге? Вот, например,цитата из подписанного им документа от 12.09 1933 г.

  • «… Планы архитектурных застроек (в Москве – СП) предусматривают снос более чем 500 оставшихся строений храмов и церквей.
  • На основании изложенного ЦК считает невозможным проектирование застроек за счёт разрушения храмов и церквей, что следует считать памятниками архитектуры древнерусского зодчества.
  • Органы советской власти обязаны принимать меры вплоть до дисциплинарной и партийной ответственности по охране памятников архитектуры древнерусского зодчества».

Или вот, например, ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ ПОЛИТБЮРО ЦК от 11.11.39

  1. Вопросы религии
  2. В отношении к религии, служителям Русской Православной Церкви и православно верующим ЦК постановляет:
  3. 1) Признать нецелесообразным впредь практику органов НКВД СССР в части арестов служителей русской православной церкви, преследование верующих.

2) Указание товарища Ульянова (Ленина) от 1 мая 1919 года за №13666-2 «О борьбе с попами и религией», адресованных пред. ВЧК товарищу Дзержинскому и все соответствующие инструкции ВЧК-ОГПУ-НКВД, касающиеся преследования служителей русской православной Церкви и православно верующих, — отменить.

3) НКВД произвести ревизию осужденных и арестованных граждан по делам, связанных с богослужительской деятельностью. Освободить из-под стражи и заменить наказание на не связанное с лишением свободы осужденным по указанным мотивам, если деятельность этих граждан не нанесла вреда советской власти.

4) Вопрос о судьбе верующих, находящихся под стражей и в тюрьмах, принадлежащих иным конфессиям, ЦК вынесет решение дополнительно.

Секретарь ЦК И.Сталин

Или ещё эпизод, который, по мнению составителя книги, характеризует Сталина, как человека верующего. В нём описывается одна из встреч генсека с маршалом Василевским.

«… Как вспоминал В.М. Молотов со слов маршала, однажды Сталин пригласил Василевского и стал расспрашивать его о родителях. А у него отец – сельский священник, и маршал не поддерживал с ним отношений.

— Нехорошо забывать родителей, — сказал Сталин. – А вы, между прочим, долго со мной не расплатитесь! – он подошёл к сейфу и достал пачку квитанций почтовых переводов.

Оказывается, Сталин регулярно посылал деньги отцу Василевского, а старик думал, что это от сына.

«Удивительно, но патриаршество было ликвидировано при православном, казалось бы, царе Петре I, а восстановлено при господстве большевиков-безбожников, – читаем в книге размышления православного публициста В.Шкляева. – Глаза наши до сего времени ещё закрыты.

Мы, церковные люди, упорно не хотим видеть, что за период с 1939 по 1952 год не было созвано ни одного съезда партии.

Но за этот же период была восстановлена в своих правах патриархия, проведено (три!) Поместных церковных собора с важнейшими вопросами, в числе которых – отказ от участия славянских поместных церквей в экуменизме.

…Как Церковь относилась к Сталину? Как и весь народ – с восторгом.

Вот что говорил от лица Церкви её предстоятель митрополит Сергий (Старгородский) в 1944 году: «Глубоко тронуты сочувственным отношением нашего всенародного вождя, главы советского Правительства И.В. Сталина к нуждам Русской православной церкви, приносим Правительству нашему общесоборную искреннюю благодарность».

Враги наши говорят, что епископы лицемерили. Тогда приведу мнение о Сталине патриарха Александрийского Христофора: «Маршал Сталин является одним из величайших людей нашей эпохи, питает доверие к Церкви и благосклонно к ней относится…». Ему-то какой смысл был лицемерить?….

  • В период с 1941 по 1953 год было настоящее церковное возрождение! Сохранившиеся храмы были переполнены, открылось вновь около 22 тысяч приходов, семинарии, Академия…»
  • И всё-таки никуда не уйдёшь от факта, что при Сталине были расстреляны тысячи священников, закрыты и уничтожены тысячи храмов, в том числе главный символ русского Православия – Храм Христа Спасителя.
  • Однако и этим деяниям у адептов «православного сталинизма» находится своё объяснение и даже оправдание.

«…Нам, православным людям, испытавшим гонение за веру, нужно забыть обиду, как и подобает христианам, и с должным вниманием и любовью посмотреть на всё,– рассуждает священник Дмитрий Дудко. – Скажу о себе.

Я тоже не понимал Сталина как следует, и в своих юношеских стихах писал: «И вы мне кажетесь палач, их погубивший, самый первый». Теперь я готов посмертно попросить у него прощения.

Нет, он не был палачом, он многим спас жизнь, таким как Шолохов… И я, сидевший при Сталине и Брежневе, как и владыка Лука, готов воскликнуть: «Сталин – богодарованный вождь России».

Народ, который в значительной части своей равнодушно относился к низверганию своих святынь… — этот народ должен быть наказан, – читаем размышления отца Евстафия. – И это наказание, в принципе, не ужасное.

Это наказание, которое ведёт народ к лучшему. Это учительство, поскольку Бог является педагогом. И вот именно таким педагогическим, я уверен, приёмом, является то, что в нашей стране произошло с Православной Церковью в 20-е и 30-е годы.

И это было частью деятельности Сталина…».

Мы попросили прокомментировать основные положения книги «Сталин и церковь» православного публициста, дьякона Андрея Кураева

— Я не могу согласится с мифами о том, что Сталин был втайне верующим человеком и вообще всячески заботился о Православной церкви. На многих расстрельных списках священников 20-х и 30-х годов стоит его подпись.

Да, в сталинской политике был этап, когда он пытался использовать церковь в своих целях. Это период с 1944 по 1948 годы. Но уже с 1949 года он охладел к Православной церкви. Ни одного храма с 1948 до самой его смерти не было открыто.

С конца 1948 года возобновляются аресты священников. Примерно половина открывшихся во время церковной «оттепели» монастырей было закрыто в конце жизни Сталина. Нет-нет, ни о какой тайной любви «вождя народов» к православию говорить не приходится.

Отношение Сталина к церкви – это отношение прагматичного, циничного политика, а никак не отношение верующего христианина.

  1. «СП»: — Почему тогда после смерти Сталина ему пели «вечную память» в церквях?
  2. — «Вечную память» пели и Брежневу и Черненко, и Андропову.
  3. «СП»: — Но они всё-таки не расстреливали священников…

— Что касается «вечной памяти» Сталину, то это была всё-таки не инициатива церкви, а вынужденный шаг. Решение было «подсказано» через Совет по делам религии.

«СП»: — Это можно сказать и о письмах патриаршего местоблюстителя Сергия, где он многократно благодарит Сталина за помощь и желает, чтобы «Бог сохранил его на многие лета»?

— Надо быть идиотом, чтобы принимать за чистую монету комплименты в этих письмах. Наши патриархи врали. Церковь разрешает врать, когда речь идёт о комплиментах.

«СП»: — То есть это не было грехом с их стороны?

— Это было грехом, но терпимым. Категорически нельзя клеветать на человека, распространять дурные небылицы.

А льстивая ложь о несуществующих добродетелях – к этому и народное мнение, и церковное относятся терпимо. Это обычная византийская лесть.

Необычность её только в том, что это была не лесть карьеристов, а лесть людей, которые находились под прицелом и пытались сохранить остатки Православия в СССР.

«СП»: — Как бы вы тогда объяснили мнения современных священников, которым не для чего льстить, и которые при этом называют Сталина «богодарованным вождём»?

— Есть у нас люди среди священников с повредившемся умом и короткой исторической памятью. Это маргиналы, которых можно лишать сана за такие высказывания.

  • «СП»: — Вспоминается история с изображением Сталина на иконе в одном из храмов в Ленинградской области.
  • — За это иеромонах Евстафий был наказан – он перестал быть настоятелем храма.
  • Справка «СП»

Число репрессированных за свои религиозные убеждения граждан СССР до сих пор не поддаётся точной статистике. Цифры колеблются от нескольких десятков тысяч до миллионов человек.

По данным Комиссии по реабилитации Московс­кого Патриархата, общее количество репрес­сированных за веру на территории СССР к 1941 году соста­вило 350 тысяч человек (в том числе не менее 140 тысяч свя­щеннослужителей). Кроме того, хоть и в меньших масштабах подвергались репрессиям и представители других конфессий в СССР — мусульманской, католической, лютеранской и т.д.

К 1939 году были закрыты все Православные монастыри (накануне революции их было около 1000) и более 60000 храмов. Сохранилось только около 100 православных храмов, в которых совершалась служба.

Источник: https://kprf.ru/rus_soc/105093.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector