Как предпоследний герой ссср стал монахом

Готовясь к встрече с отцом Киприаном (Бурковым), изучив интервью прошлых лет, погрузившись в военные, афганские песни, которые сам писал и исполнял Бурков, я ожидала увидеть, наверное, совсем другого человека. Валерий Анатольевич принял постриг совсем недавно, летом 2016 года, и большую часть своей жизни он все-таки — военный, офицер, политик.

Нас встретил исполинского роста человек, с лучистыми глазами и седой бородой — так что наш оператор забывался и норовил-таки взять у него благословение как у священника: мирского в этом облике почти не осталось. И к слову, ни за что нельзя и подумать, что отец Киприан уже более 20 лет ходит на протезах!

Монашество стало логичным продолжением жизни Героя Советского Союза, но вместе с тем — это уже совсем другой человек. Уже не тот, который получал высшую военную награду, медаль «Золотая звезда», в 1991 году…

Как предпоследний Герой СССР стал монахом Как предпоследний Герой СССР стал монахом

Война — противоестественное явление

«Путь человека к Богу, — рассказывает отец Киприан, — идет через всю жизнь. Христос сказал: «Се, стою у дверей и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и с ним вечерять буду». И вот таких «стуков» в моей жизни было много, причем явных!»

Одним из самых серьезных поводов задуматься, переосмыслить жизнь, конечно, стала война.

…Однажды ему, молодому офицеру, выпускнику Челябинского высшего военного авиационного училища штурманов, приснился сон: как он подорвался на мине. Казалось бы, хуже не придумаешь. Бурков поделился этим сном со своим товарищем. «Не дай Бог! Лучше застрелиться», — сказал он тогда… 

Как предпоследний Герой СССР стал монахом

1979 год. Начинается война в Афганистане. В составе ограниченного контингента советских войск в страну уехал полковник Анатолий Иванович Бурков, отец Валерия. В октябре 1982 года домой придет известие о его гибели: Бурков-старший спасал экипаж подбитого вертолета, сам был подбит, сгорел вместе с Ми-8 (экипаж остался жив).

Орденом Красной Звезды Анатолий Иванович был награжден посмертно. 

Как предпоследний Герой СССР стал монахом БУРКОВ Анатолий Иванович (31.03.1934 — 12.10.1982)

Валерий Анатольевич в армии — с середины 70-х, получив высшее военное образование, служил на Дальнем Востоке, а после смерти отца — буквально вырвал у командования разрешение лететь в Афганистан, хотя по состоянию здоровья мог не лететь.

Кто-то думал — едет мстить, а на самом деле он ехал, потому что обещал отцу приехать — в их последний долгий разговор.

К войне как таковой отец Киприан относится однозначно: это не игра, не место, где играют мускулами, а вещь страшная, глубоко противная человеку: «Когда во время первой боевой операции я увидел убитых и раненых, я вам скажу, меня мутило, тошнило, в общем, было очень неприятно.

Война — это психологическая травма в любом случае, потому что ты каждый день видишь смерть, кровь, трагедии. Хотя к смерти привыкнуть нельзя, но все равно включается какая-то внутренняя защита, и ты по-другому начинаешь воспринимать происходящее. И на войне ты постоянно стоишь перед выбором: преступить нравственный закон, Богом в нас вложенный, или нет».

Как-то Бурков не остался в стороне, когда можно было бы и остаться — спас от смерти человека. Война есть война, схватили душмана, оказалось, что вроде это никакой не душман, обычный афганец, но чтоб не таскать его с собой и не сомневаться, враг он или не враг, отпускать его или нет (а врага отпускать нельзя и таскать за собой тоже опасно), начальство решило «пустить его в расход».

Бурков не дал этого сделать командиру батальона, к большому облегчению самих солдат, которым был отдан соответствующий приказ. До сих пор он считает, что это его единственный в жизни, на войне настоящий поступок.

Любой военный, говорит он, ненавидит войну: «Нет людей, которые ненавидели бы войну больше, чем военные, особенно те, кто уже повоевал. Я бы никому не пожелал поучаствовать в боевых действиях! Это очень тяжелое дело, противоестественное».

Проклятый сон в руку

…Сон сбылся в апреле 1984 года. В ходе очередной Панджерской операции молодой майор подорвался на мине. Местность горная, его эвакуировали на вертолете, с большими сложностями. Пока лежал на скале, ждал помощи, терпел боль, переживал и думал об одном: как мама все это переживет? Сначала отец погиб, теперь сын подорвался — как она это вынесет?

Госпиталь, три клинические смерти, врачам чудом удалось сохранить офицеру руку, ноги пришлось ампутировать. 

«Когда я утром после ранения очнулся, лежал под простыней, правая рука в гипсе, левой рукой снял простынку, смотрю — там остатки ног загипсованы.

Передо мной вдруг, словно какая-то икона, возник образ Алексея Маресьева, летчика Великой Отечественной войны. Я подумал: «Он летчик, и я летчик, и я тоже советский человек.

Почему я должен быть хуже, чем он? И рукой махнул: ерунда! Новые ноги сделают!» И — как отрубило: я больше не переживал. Был абсолютно уверен, что останусь в армии, вернусь в боевой строй».

В один из дней, когда Бурков был уже на протезах, приехал тот самый товарищ, с которым он поделился когда-то своим страшным сном. «Ну что, — говорит, — стреляться будешь? — Нет, ты что!».

Сон оказался вещим, и это был тот самый «стук» из иного мира, потому что такие совпадения наводили на вопросы: откуда такая информация, которая вдруг сбывается? И свет в конце туннеля, который он видел во время клинической смерти — откуда это все?..

Как предпоследний Герой СССР стал монахом

— Отец Киприан, — спрашиваю, — Неужели ни разу не задавались вопросом: за что вам это?

— Нет. Хотя в песне задавался, но это, скорее, образно: «Да за что же вы так меня, боги? Лежал я распятый на голой скале, стиснув зубы и сжав свои нервы». Нет, не было таких переживаний. Я же поехал в Афганистан осознанно, понимал, чем там может закончиться моя служба.

Как предпоследний Герой СССР стал монахом

Но вот служба и закончилась. Отец погиб, сын потерял ноги — для чего? Бурков потом ответил сам себе на этот вопрос, написал песню:

«Что же я сумел понять, как ответить, что сказать? Да, за счастье ребятишек, пусть чужой страны детишек, стоит жить и умирать». 

  • И хотя в одном из радиоинтервью отец Киприан — тогда еще Валерий Анатольевич Бурков — обмолвился о том, что афганская война была не нужна, и это становилось понятно тем, кто провел там некоторое время… но для офицера служба есть служба, долг есть долг, он и его отец были так воспитаны: «Родина сказала: «Афганский народ нуждается в помощи», — и мы ехали помогать афганскому народу».
  • Никогда не думал, что так можно рыдать

Афганский период заканчивался. Война, говорит отец Киприан, при всех ее ужасах дала ему внутренний стержень, которого не было раньше. Он рассказывает о переоценке всей жизни, которая там произошла. Вспоминает о людях, которые жертвовали там собой: 

Как предпоследний Герой СССР стал монахом

«Я вам простой пример приведу, он красноречивей любых описаний. Это произошло на боевой операции. Наши саперы, как полагается, шли впереди, и случилось так, что духи выскочили из-за дувалов прямо перед ними и в упор открыли огонь.

Командиру, старшему лейтенанту, с которым мы только вчера чай пили, разговаривали, пуля попала в живот. А сержанту, который шел рядом с ним, полчерепа снесло — мозги просто наружу. И в таком состоянии он все равно оттащил своего командира, и только после этого умер. По сути дела, он не дал его добить, а сам погиб». 

Отец Киприан признается, что после войны стал сентиментальным — прорвались эмоции, которые там волей-неволей пришлось сдерживать.

— А Вы плакали когда-нибудь? — спрашиваю.

— В связи с войной или с чем-то мирским — не плакал.

Но на похоронах отца разрыдался, когда читал его прощальное письмо и дошел до строк: «Не жалей меня мама, я не страдаю, и не трудная жизнь у меня, я горел, я горю и сгораю, но не будет стыда за меня».

Он же именно сгорел в том вертолете. Но потом рыдания, и гораздо большие, у меня были связаны с Богом. Я в жизни не думал, что так можно рыдать — целый потоп из души шел, очистительный потоп… 

Как предпоследний Герой СССР стал монахом

Наступает 1985-й год. Валерий Анатольевич Бурков действительно возвращается в строй после года, проведенного в госпитале. Идет учиться в Военно-воздушную академию имени Ю.А.Гагарина. И встречает свою будущую жену — Ирину.

Вот тогда отпали последние сомнения, из-за которых переживал еще в госпитале: «Думал: как девчата ко мне с таким ранением отнесутся? Я же был холостым тогда. В скором будущем узнал, как: нормально!».

После первого курса они поженились. Журналисты как-то расспрашивали Ирину, долго ли Валерий за ней ухаживал, на что она сказала: «Да вы что! Это я за ним полгода ухаживала, чтоб он поверил, что я буду хорошей женой!». И Бурков сдался, поверил.

Пройдут годы, и жена даст свое согласие на постриг Валерия в монахи. 

Как предпоследний Герой СССР стал монахом

  1. Читать полностью
  2.  PS. 
  • СЛОВО — ИНОК КИПРИАН (БУРКОВ)

Телеканал «СПАС»

Источник: https://cont.ws/post/762163

Как предпоследний Герой СССР стал монахом

Судьба этого уникального человека поделена на две половины. Полковник боевой авиации, советник Президента РФ, отважный летчик, штурман — и православный монах. Валерий Бурков (монах Киприан) в Афгане потерял обе ноги, в монашестве он передвигается на протезах.

Боевое прошлое

До 2016 года Валерий Бурков был мирянином, профессиональным военным. По рассказам самого Буркова, его отец служил авиационным штурманом. Валерий учился в музучилище, играл в группе. Но отец настоял, чтобы сын продолжил семейную традицию. Бурков окончил Челябинское авиационное училище штурманов, попал служить на Дальний Восток.

Отец Валерия Буркова к началу 1980-х командовал оперотделом ВВС Уральского округа, он полетел в Афганистан в 1981 году.

Сын болел туберкулезом, но к моменту командировки «за речку» болезнь отступила, и он сделал все возможное, чтобы оказаться в Афгане.

Бурков-старший погиб в результате Пандшерской операции — его Ми-8 сбили моджахеды. Валерию Буркову отказали в афганской командировке, отправили служить на Урал.

Спустя год после гибели отца в часть Буркова пришла разнарядка: в Афганистан нужен авиационный наводчик. С большим трудом ему удалось добиться отправки в ДРА.

За что будущий монах получил Героя

Валерий Бурков в интервью отечественным СМИ говорил, что он на боевые задания ходил вместе с мотострелками и десантниками, чаще всего в этих операциях нес на себе более чем 20-килограммовую рацию, не раз оказывался на волосок от гибели. Подразделение Буркова наводило на цели советские авиагруппы — это было главной их задачей. Случалось, они вызывали огонь на себя, обнаруживая душманский «схрон».

В апреле 1984 года в районе Пандшерского ущелья, неподалеку от места гибели отца, у пещеры, оказавшейся складом оружия моджахедов, разведчик Бурков наступил на мину. Правую ногу оторвало, левую раздробило. Осколком ранило в руку. «Вертушка» эвакуировала Буркова в госпиталь.

С ногами в итоге пришлось проститься, их ампутировали. Тем не менее Валерий Бурков, адаптировавшись после ранения, окончил военно-воздушную академию, служил в Главном штабе ВВС РФ, его воинское звание — полковник.

Будущий монах дважды был советником Президента — РСФСР (по делам инвалидов) и России (именно ему принадлежит идея провозглашения Международного дня инвалидов; празднуется с декабря 1992 года, утвержден Генассамблеей ООН) — первый раз до августовского путча, второй — после подписания Указа Михаила Горбачева о присвоении в октябре 1991 года Валерию Буркову звания Героя Советского Союза.

До 2016 года Бурков занимался политикой, писал и исполнял бардовские песни об афганской войне. Еще во время учебы в военном училище он женился, у Буркова есть сын.

Он был предпоследним

Последний Герой Советского Союза — кавторанг Леонид Соловков, моряк-спасатель. Звание ему было присвоено за выполнение спецзадания в 1991 году за день до официального распада СССР. Валерий Бурков был предпоследним, кто получил главную награду страны.

Воцерковление

Как говорил сам монах Киприан в интервью «Российской газете», он долго восстанавливался после ранения, учился ходить на протезах. В 1994 году по настоянию тети Гали ветеран Афгана крестился. Потом 5 лет сильно пил и только в конце нулевых полностью переменил свое отношение к жизни — духовник игумен Пантелеймон настроил отставного полковника на путь православия.

С 2011 года Валерий Бурков начал посещать богословские курсы. С этого времени он, по его же собственным словам, отдалялся от семьи — жены Ирины и сына Андрея. В 2016-м Бурков был благословлен на постриг в монахи, «изъят из прежнего мира», как говорит сам инок Киприан.

Сегодня он служит в монастыре одного из городов Киргизии. Примечательно, что духовный отец Макарий благословил носить Киприану звезду Героя Советского Союза на монашеском одеянии — «нужно проповедовать и подвиг, и монашество».

Источник: https://cyrillitsa.ru/sovremennost/96220-kak-predposledniy-geroy-sssr-stal-mon.html

Штурман. Герой. Монах: жизнь и судьба героя Валерия Буркова

В Афганистане в апреле 1984 года передовой авианаводчик Бурков во время боевой операции подорвался на мине-растяжке и потерял обе ноги. В медсанбате под Кабулом на операционном столе у него трижды останавливалось сердце. Мало кто верил, что штурман выживет.

Читайте также:  Белая вежа, тмутаракань и олешье: что произошло с анклавами древней руси

Но он выстоял, научился на протезах не только ходить, но и танцевать. Несмотря на тяжелое ранение, вернулся в строй, и еще 13 лет прослужил в армии. Закончил Военно-воздушную академию имени Гагарина, летал, прыгал с парашютом. В 1991 году одним из последних был удостоен звания Героя Советского Союза.

Валерий Бурков работал советником президента, избирался депутатом, занимался бизнесом.

А когда в 2016-м его кандидатуру рассматривали на пост губернатора Курганской области, он взял и принял монашество с именем Киприан.

По примеру отца

Биография Буркова столь впечатляющая, что ее хватило бы на десятерых. Он мог стать музыкантом. Уже во втором классе мастерски играл на балалайке, в третьем — поступив в музыкальную школу, освоил баян, фортепиано и домбру. А потом самостоятельно научился играть на гитаре. Его, тринадцатилетнего, взяли в школьный ансамбль, а через год он возглавил ВИА.

— Одно время я задумывался о профессиональной карьере музыканта, но тяга к небу оказалось сильнее, — рассказывает Валерий. — Пошел по стопам отца, так же, как батя, поступил в Челябинское училище штурманов. Выбрал факультет дальней авиации.

Учеба Валерию давалась легко. На третьем курсе уже летал со своими однокашниками в качестве инструктора. А вскоре на курсе определили десятку лидеров, которых готовили по особой программе. Валерий в этом списке был один из первых.

Сил хватало не только на учебу. Будучи компанейским, музыкально одаренным, Валерий неизменно становился душой компании.

Выпустился из училища в 1978 году с квалификацией штурмана 3-го класса с налетом более 300 часов.

Служить попал на Дальний Восток, в Приморский край, на авиабазу «Воздвиженка». Там базировался полк ракетоносцев Ту-16, которые предназначались для борьбы с авианосцами США в Тихом океане.

— В основном у нас были ночные полеты, причем довольно продолжительные, — вспоминает Валерий. — Тогда керосин никто не считал. Мы летали на сопровождение американских авианосцев «Энтерпрайз» и «Мидуэй». Вели фотосъемку.

К штурманам в дальней авиации было отношение особое. Их в шутку называли «белой костью», «интеллигентами». Про них и их штурманские брезентовые портфели с расчетами сочиняли анекдоты. Это была на самом деле летная элита. Компьютерных систем тогда еще не было. Курс, расстояние и время рассчитывали штурманы. И именно штурманы готовили расчеты для командира воздушного судна.

Отец Валерия, полковник Анатолий Иванович Бурков, служил начальником оперативного отдела ВВС Уральского военного округа. В июле 1981 года он написал рапорт с просьбой направить его в Афганистан.

— Батя не мог оставаться в Союзе, когда из Афгана шли военно-транспортные самолеты с «грузом 200», он хотел быть на передовой, — говорит Валерий. — Когда я уезжал в отпуск, он мне позвонил, спросил: «Не хочешь поехать со мной?» Он знал, что ответ будет утвердительным, и следом продиктовал мне московский телефон управления кадров, сообщив, что обо мне там знают.

Дорога в Афган

Валерий Бурков поехал в столицу «оформляться» штурманом в боевой экипаж. И тут прозвенел «первый звоночек», предупреждение, что нельзя ему ехать «за речку».

В ожидании приказа на перевод в Афганистан Валерий был командирован в Иркутскую область. Нужно было в качестве инструктора «поставить на крыло» молодых летчиков после переобучения. Была осень. Но в Ангарске в это время уже трещали морозы. На ногах у Валерия были ботинки с тонкой подошвой. У штурмана заледенели стопы, он начал шмыгать носом, но не придал значения простуде.

— По возвращении из командировки стал проходить предполетный медосмотр, и тут врач меня «тормознул», — рассказал Валерий. — Послушав легкие, измерив температуру, отстранил меня от работы. Заподозрив у меня воспаление легких, отправил на флюорографию. Все оказалось гораздо хуже. В госпитале врачи определили у меня очаговый туберкулез.

На долгих четыре месяца Валерий Бурков попал в туберкулезный диспансер. В больнице бросил курить, стал усиленно заниматься физкультурой. Когда медики сделали контрольные снимки, легкие уже были чистые, очагов не было.

Но путь в Афганистан ему был пока закрыт. Согласно 220-му приказу министра обороны СССР, тем, кто перенес туберкулез, три года нельзя было отправляться в командировки на территории с неблагоприятным климатом.

— Последующие три месяца я провел в санатории под Киевом. В итоге все–таки уговорил врача, тот сделал отметку в справке: «Не возражаю».

Через месяц на Валерия Буркова пришел приказ. Он уже собрал чемоданы, готов был отправиться в действующую часть 40-й армии в Афганистан. Перед отъездом отправился в патруль. А когда в двенадцать ночи вернулся в общежитие, дежурный подозвал его к телефону. Он узнал, что его отец погиб.

Как оформлял у командира полка отпуск на похороны, ехал на аэродром в Свердловск, само летное поле и приземлившийся самолет, — все это он помнил смутно. В память врезалась надпись на цинковом гробу, обитом досками: «п-к Бурков».

Так в промозглом октябре 1982–го на продуваемом летном поле встретились отец с сыном.

Полковник Анатолий Бурков был заместителем начальника управления ВВС 40-й армии. Его командировка в Афганистане уже закончилась. Ему оставалось дождаться сменщика и сына.

— В это время между Кабулом и Баграмом шла в «зеленке» армейская операция. Батя сидеть без дела не мог. Поднялся в воздух на вертолете Ми-8, переоборудованном под воздушный пункт управления. Один из боевых Ми-24, который работал по целям, запросил помощи.

Надо было спасать экипаж. Поисково-спасательная пара была далеко, а их Ми-8 — рядом. Отец приказал снижаться. Когда они были на 200 метрах, по ним открыли огонь из крупнокалиберного пулемета и отстрелили у вертолета хвостовую балку.

Началось неуправляемое падение.

При жесткой посадке летчики выпрыгнули из вертолета в боковые створки. Полковник Анатолий Бурков покидал «вертушку» через люк.

В это время в бачок с керосином, который находился в десантном отсеке, попала пуля. Анатолия Буркова обдало горючим, а потом отбросило взрывной волной. Полковник полностью обгорел.

«Белая полоска кожи осталась только под портупеей», — с горечью говорит Валерий Бурков.

Об отправке его в Афганистан теперь не было и речи. Валерия Буркова перевели служить на Урал, в Челябинск, в районный центр управления воздушным движением, поближе к маме, Александре Тимофеевне.

Воинская часть была небольшой. Службу несли всего 20 человек. Через стенку на аэродроме располагались гражданские диспетчеры. Режим был удобный: сутки дежуришь, трое суток — дома. Валерий Бурков был старшим лейтенантом, а должность была подполковничья. Казалось бы, не служба, а мечта. Но не для Валерия Буркова.

Через год в часть пришла разнарядка в Афганистан. Требовался передовой авиационный наводчик — ПАН, кто действовал в тылу противника в составе штурмовых батальонов. Зная, что потери среди авиационного спецназа были самыми большими в 40-й армии, Валерий Бурков написал рапорт.

В январе 1984-го, в 26 лет, он попал в Афганистан.

Душманам платили за голову авианаводчика

Авиационные наводчики были особой кастой. На всю 40-ю армию приходилось около двадцати офицеров боевого управления. Их мало кто знал по именам, в ходу были только позывные. На боевое задание они отправлялись без документов, не носили знаков различия, касок и бронежилетов. Для них важна была мобильность. Многие отпускали бороды. С первого взгляда ПАНы вообще не были похожи на военных.

Меры предосторожности были понятны. У душманов авиационные наводчики были целью №1, за их головы платили большое вознаграждение.

ПАНы ходили на боевые задания со спецназом, с мотострелками, с десантниками. Оказывая им огневую поддержку, корректировали удары нашей авиации по позициям моджахедов.

— Это сейчас авианаводчикам помогают спутники и лазеры. А мы в Афганистане бросали дымовую шашку подальше от себя и передавали летчикам: «Азимут такой-то, удаление от дыма, например, 200 метров, цель такая-то…»

Бывало, что офицеры наводили на цель самолеты и «вертушки» в 60 метрах от себя. Это притом, что разлет осколков неуправляемых авиаракет — как раз 60 метров. Но когда превосходящие по численности душманы прижимали огнем спецназ или десантников, брали их в кольцо, это был единственный шанс спастись.

— Мы числились в штате командного пункта ВВС 40-й армии, но были распределены кто в Кандагар, кто в Кундуз. У нас была своя комнатка в авиационном полку. Но мы там не задерживались более чем на три дня.

Бывало, приходили с боевой операции в штаб армии, где была усиленная охрана, все в копоти, в изодранной одежде, обросшие. Охрана спрашивала: «Кто такие?» Мы говорил: «Авиационные наводчики» — и нас пропускали.

Летчики узнавали Валерия Буркова по голосу. Позывной «Боцман» у него остался со времен службы на Урале. Бывало, выходил в эфир, говорил: «Я — Боцман», и слышал в ответ: «Привет, усатый!»

Смерть всегда была рядом. На первой же боевой операции Валерий Бурков едва не погиб. Их группа тогда следовала отдельным маршрутом от роты. Когда остановились на привале, Валерий только закурил, как раздался грохот автоматных очередей.

Боковым зрением он отметил, что бойцов как ветром сдуло, в один миг они оказались за дувалом. Из-за глинобитного забора он услышал крик молодого лейтенанта: «Ложись в арык!». А был январь, дул пронизывающий ветер. Бойцы начали отстреливаться. Взводный уже кричал с матюгами: «В арык! В арык!..».

Как только Валерий Бурков упал в воду, дерево в том месте, где он сидел, прошила автоматная очередь.

Потом было еще два десятка боевых операций, в том числе с подразделениями 70-й отдельной мотострелковой бригады в провинции Кандагар. Всю зиму он провел в горах. Получил орден Красного Знамени и досрочно — звание майор.

Отправляясь в апреле 1984-го на Панджшерскую операцию, Валерий Бурков отметил, что действовать предстоит недалеко от того места, где погиб его отец. Свой счастливый позывной «Боцман» он тогда вынужденно сменил на «Визит».

Операция разворачивалась успешно. Летчики отлично отработали по целям. Мотострелковое подразделение выбило душманов с высотки.

Когда расположились на отдых, Валерий Бурков заметил пещеру. Зная, что моджахеды обычно в них устраивают схрон, прячут оружие и документы, он решил ее поверить. И действительно, обнаружил в пещере гранаты английского производства, пулеметные ленты, а когда выходил с трофеями в руках, наступил на мину-растяжку…

Ноги обожгло горячей волной, правая нога была оторвана, левая раздроблена до колена, рука выше локтя перебита. Нужно было остановить кровотечение. Рядом оказался боец, который помогал нести радиостанцию. Он порвал проводную антенну на жгуты и перетянул авианаводчику ноги.

Высота была 3300, воздух — разряженный. «Вертушке», которая эвакуировала Валерия Буркова, могло не хватить тяги двигателей. Его поднимали в режиме зависания. От бьющей воздушной струи бойцы, поднимающие майора, потеряли равновесие. Валерий Бурков упал на камни и потерял сознание.

В госпитале под Кабулом на операционном столе он три раза находился в состоянии клинической смерти, у него трижды останавливалось сердце. Ноги ему ампутировали, а вот раздробленную правую руку хирург от бога, Владимир Кузьмич Николенко, сумел ему спасти.

Потом были госпитали в Ленинграде, в Подольске. Валерий Бурков перенес пять операций. Окружающие не могли понять, отчего ликует этот майор, который только пробует ходить на учебно-тренировочных протезах из кожи. А у Валерия улыбка не сходила с лица. Еще бы, он наконец смог взять в руки гитару, правая рука слушалась!

Ноги он тренировал, отправляясь в город за покупками. В советские годы царил дефицит. Он выстаивал очереди, несмотря на стертые в кровь культи. Боль была нестерпимая, но он знал: жалеть себя нельзя. Еще в госпитале он дал себе слово, что не наденет офицерскую форму, пока не научится ходить без трости.

Второй Маресьев

Валерию Буркову помогли его жизнелюбие и стойкость. Он не только научился ходить без палочки на протезах, но и танцевать.

Однажды на фестивале советско-лаосской дружбы он так лихо отплясывал рок-н-ролл, что у протеза сорвалась резьба, отвалилась стопа, четырехмиллиметровая сталь лопнула.

Протезы были рассчитаны на инвалида, Валерий Бурков к тому времени считал себя совершенно здоровым человеком…

Несмотря на тяжелое ранение, Валерий Бурков вернулся в строй, восстановился в армии. Поступил в Военно-воздушную академию имени Гагарина.

На танцевальной площадке в кафе при Доме офицеров встретил свою будущую жену Ирину.

Узнав, что у этого веселого, оптимистично настроенного парня нет ног, она решила, что это именно тот мужчина, которого она искала. Они поженились, а в 1986-м у них родился сын Андрей.

Окончив академию, Валерий Бурков продолжил службу в Главном штабе ВВС, по собственной инициативе разработал нормативную базу для авианаводчиков.

В 1991-м был удостоен звания Героя Советского Союза. А в апреле 1994-го в Кубинке на празднике, посвященном 60-летию учреждения звания Героя Советского Союза, взял и вместе с инструктором прыгнул на протезах с парашютом. В том же году, в 37 лет, Валерий Бурков крестился. Этому способствовала тетя, верующий человек, которая приехала к ним в гости с Камчатки.

Читайте также:  «сказка о рыбаке и рыбке» и другие произведения, которые пушкин «позаимствовал» на западе

— К этому надо было очень серьезно подходить. А я тогда даже не знал, кто такой Иисус и Святая Троица, — делится Валерий. — Таинство крещения ведь в том, что ты становишься воином Христовым, объявляешь войну сатане. Я объявил войну демонам, будучи к ней совершенно не готовым. Вот они мне физиономию в грязи и изваляли. Пять лет у меня было пьянство. Был такой период в моей жизни.

Валерий Бурков прошел огонь, воду и медные трубы.

Был советником президента, активно работал во Всероссийском обществе инвалидов, возглавлял фонд «Герои Отечества», вращался в большой политике, был депутатом, занимался бизнесом.

Его кандидатуру рассматривали на пост губернатора Курганской области. Но Валерий Бурков все больше осознавал, что он в тупике, ничего его в жизни уже не радовало, в душе была пустота…

Еще в 2009-м он начал читать духовную литературу, воцерковляться. «Учился быть христианином», — объясняет Валерий. Господь призвал его к Себе, остановил в грехе.

В 2016-м Валерий Бурков принял монашество с именем Киприан. Службу он нес в православном мужском монастыре города Кара-Балта Жайылского района Чуйской области Киргизии.

Сейчас Валерий Бурков учится сразу в трех православных вузах Москвы и Санкт-Петербурга, получает специальности педагога и христианского психолога. И в то же время руководит центром душепопечения, психиатрической и психологической помощи «Добрый самарянин». Принимает всех, кто нуждается в помощи.

Теперь бывший штурман и авианаводчик в «спецназе божьем», ведет войну за души людей.

Источник: https://armystandard.ru/news/t/20198291634-49brJ.html

На скромной рясе звездочка героя

Последний Герой СССР Монах Киприан Бурков встретился с верующими города Челябинска

Сегодня мы хотели рассказать вам об уникальной судьбе последнего Героя Советского Союза, ставшего монахом. Его зовут отец Киприан (Бурков).

В своей жизни ему удалось побывать солдатом и офицером, авианаводчиком и передовым командиром, политиком и защитником прав инвалидов, миссионером и монахом.

6 февраля в челябинском просветительском центре “Наследие” при храме преподобного Сергия Радонежского состоялась встреча с нашим героем. По ее итогам мы приготовили для вас репортаж, фотоотчет и видео нашей беседы.

На встрече присутствовали представители православного студенческого клуба “Призма” и челябинского трезвенного движения, а также прихожане Свято-Сергиевского храма, учащиеся православной гимназии, местные казаки и активисты военно-патриотического клуба “Славяне”.

Досье

Валерий Анатольевич Бурков в мирской жизни был авиационным штурманом, передовым авианаводчиком (во время войны в Афганистане). В ее ключевых сражениях он горел заживо, потерял обе ноги, подорвавшись на мине. Но он всегда возвращался в строй, несмотря на все эти трагические испытания. В отставку будущий инок вышел на несколько лет позже них — в звании полковника.

  • В 1992-1993 годах он был советником Президента Российской Федерации по вопросам социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья.
  • В 1994-1998 годах — слушатель Военной академии Генерального штаба.
  • После этого он был депутатом различных органов законодательной власти, президентом фонда «Герои Отечества».
  • Многим знатокам и любителям бардовской песни отец Киприан, принявший монашество в 2016 году, известен как автор-исполнитель песен, посвященных событиям Афганской войны и воинам-интернационалистам.

Постриг как второе крещение

Отец Киприан приехал к нам со встречи с учениками школы №28 имени Героя России майора гвардии Сергея Молодова. Он начал вечер с рассказа о том, как он принял Бога в своем сердце. Это произошло в 2009 году. После воцерковления Валерий Анатольевич пришел к тому, что его жизненным девизом стали следующие слова: «Ни от чего не отказывайся, кроме греха. И ни на что не напрашивайся».

По прошествии семи лет христианский путь привел Валерия Анатольевича к принятию монашества. Все годы, предшествующие этому жизненному перелому, Бурков прожил в своеобразном затворе на своей даче, переосмысливая свою жизнь.

По его словам, даже сейчас он бывает в миру больше, чем тогда. После пострига его определили в монашескую общину в Киргизии. Пока у нее нет официального статуса монастыря.

Но в городке Кара-Балта уже зарегистрировано Свято-Казанское мужское архиерейское подворье.

Также всем нам запомнился еще один интересный факт. Батюшка поделился с нами тем, что за время его миссионерского служения в в Кара-Балте двенадцать мусульман приняли Православие, благодаря прикосновению к духовной жизни их монашеской общины.

Вообще отцу Киприану на жизненном пути встречались совершенно разные люди. В свое время он даже молился за бывшую участницу оккультного телешоу «Битва экстрасенсов».

В конце концов, она раскаялась в своей деятельности, прошла отчитку (молитвенный чин изгнания бесов) и приняла таинство Святого Крещения с именем Иустина.

Бурков отмечает то, что она была ему близка своим менталитетом, поскольку была уроженкой одной из среднеазиатских республик, которые он всегда любил. Когда проходило ее крещение, он шутил с казахстанскими клириками о том, что у них есть Иустина, но нет Киприана.

Тогда он еще был мирянином.

Герой нашей встречи также просил известного оптинского духовника схиархимандрита Илия (Ноздрина) молиться за Иустину. На одной из встреч с ним он спросил старца о том, есть ли Божья воля на его постриг.

После недолгой молчаливой молитвы он получил от него в ответ согласие на принятие монашества. Тогда ему вспомнилось имя «Киприан» — в связи с историей о его знакомой Иустине.

На таинстве пострижения, во время жребия, он вытянул из рук архиерея бумажку именно с этим именем. Как будто кто-то подсказал ему на это…

Солдатская лямка и спецназ Божий

После этого мы заговорили о превратностях военной службы, касаясь при этом и общих вопросов, и историй из жизни отца Киприана. К слову, ему выпала тяжелая доля — быть авианаводчиком.

Как известно, именно эти военные специалисты задают траектории атак авиации. Поэтому талибы ранили каждого из сослуживцев Буркова. Его машину также однажды сбили.

А еще он подорвался на мине во время одной из панджшерских операций, защищая от моджахедов единственную дорогу, ведущую на север от Кабула.

//hramsergiy74.ru/wp-content/uploads/2017/02/Valeriy-Burkov-Spasibo-avianavodchik.mp3

Инок Киприан (Бурков). «Спасибо, авианаводчик!»

Отец Киприан всегда просил лишь одного — не сообщать матери о его ранениях и увечьях. Также ему было важно донести до командования, что не нужно представлять его к званию Героя Союза, поскольку он, по его же словам, этого не заслужил. Его оставили в армии даже тогда, когда он получил протезы. Приказом министра обороны он был направлен в Академию ВВС.

//hramsergiy74.ru/wp-content/uploads/2017/02/Valeriy-Burkov-Prosti-moya-mama.mp3

Инок Киприан (Бурков). «Прости, моя мама!»

За весь вечер батюшка так и не сознался, за что его наградили медалью Героя. В Интернете мы нашли ответ его хорошего знакомого журналиста Вячеслава Ерохина, который утверждает, что звезду Буркову дали за героизм, проявленный в Афганистане, а также за участие в подавлении «августовского путча».

Действительно, одним из последних указов Президента СССР Михаила Горбачёва № VII-2719 от 17 октября 1991 года подполковнику Буркову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина (№ 460764) и медали «Золотая Звезда» (№ 11663).

У него никогда не возникало сомнений — стоило ли ему или его отцу, принявшему героическую смерть в Афганистане, жертвовать собой ради лучшей жизни тамошнего населения. Ответ родился у монаха Киприана в одной из его песен: «За счастье ребятишек стоит жить и умирать».

Его отец столь же тонко чувствовал афганскую войну, давая на этот вопрос тот же самый ответ. В своем последнем письме в стихах он предсказал свою гибель в огне — за двенадцать дней до своего трагического часа.

Тем не менее, его сын никогда не мстил за его гибель, ход теми же военными тропами Афганистана.

— Христиане — лучшие воины, потому что они не боятся смерти. Для меня было важным уяснить то, что Господь даже неверующих не предает самим себе — ни на войне, ни в мирное время. В сегодняшнем мире много фальшивого — но на войну нас влечет настоящая жизнь. Пусть даже ее проявления и бывают отвратительными, — говорит об этом монах.

При всей своей скромности отец Киприан считает, что стесняться Звезды Героя нельзя. По его словам, обладатели этой медали могут и должны заниматься военно-патриотическим воспитанием подрастающего поколения.

А для него самого ее ношение давно уже стало проповедью. Носит он свою медаль по благословению священноначалия. Один ее вид на монашеской рясе вызывает у людей удивление. А отец Киприан отвечает на это: «Продолжаю служить.

Все монахи — это спецназ Божий. Воюем дальше».

Наш гость сравнивает путь монашеского смирения с армейской службой:

— Становясь иноком, ты каждый день получаешь для себя задачу дня — как в армии. После пострига я установил для себя правило: ничего не планировать. Принять его безоговорочно — это очень интересный опыт.

В армии мы получали задачу дня себе под нос, а здесь сложнее — нужно уяснить ее через молитву. Раньше я всегда достигал целей, поставленных в моих планах. Но это принесло мне только опустошение.

А теперь Господь Сам посылает мне людей и дела, — с трогательной уверенностью подытоживает он.

Хотелось бы упомянуть также и о том, что отец Киприан стремился послужить ближним всевозможными случаями и до пострига, «на гражданке».

За два неполных года работы советником президента по правам инвалидов он многое сделал: была создана система социальной реабилитации инвалидов; началась разработка научного и информационного обеспечения решения их проблем; в строительные нормативы впервые ввели нормы, закрепляющие безбарьерное пространство.

Словом, была заложена база для создания нормальной жизни для людей с ограниченными возможностями. Разработанные Бурковым в тот период его жизни документы позднее вошли составной частью в закон «О социальной защите инвалидов».

//www.youtube.com/watch?v=wsiS46iAtRM

Проповедь любви через творчество

Православную молодежь нашего храма также заинтересовала тема музыкального и поэтического творчества отца Киприана. Эта тема стала одной из последних в нашем разговоре.

Наш собеседник рассказал о том, что в Афганистане ему пришлось побывать трубачом, а также посетить с оркестром несколько гарнизонов. Во время войны у него родилось большое количество поэтических образов, которые нашли свое воплощение в его авторских песнях.

Сейчас он оставил свое творчество, но его имя до сих пор на устах у ветеранов-афганцев.

Между прочим, Буркова высоко оценивают литературные критики. К примеру, вот что пишет Александр Карпенко:

— Мотив любви в песнях Буркова неразрывно связан с мотивом поклонения. Его герой хочет низко поклониться тем людям, благодаря которым он живет, ради которых он не имеет права умереть.

Его лирическая героиня — это исконно русский, единый, но собирательный в своем единстве образ: это одновременно и Вера, и Надежда, и Любовь.

И действительно, любовь без веры и надежды застывает, хиреет, лишается будущего.

В завершение нашего рассказа мы приведем описание еще двух песен отца Киприана. Песня «По дороженьке, дорожке» имеет глубокие фольклорные корни. Эти строчки содержат в себе высокий нравственный смысл — дойти до родной земли, пусть со стертыми башмаками, но с чистой душой. Военные дороги складываются в единый путь нравственного очищения.

//hramsergiy74.ru/wp-content/uploads/2017/02/Valeriy-Burkov-Po-dorozhenke-dorozhke.mp3

Инок Киприан (Бурков). «По дорожке, по дороженьке»

Одна их лучших песен Буркова «Лежу один на каменной земле» (мы сумели найти только ее текст и аккорды) вызывает у Александра Карпенко ассоциацию с Христом в пустыне:

— Космос одиночества, абсолютное знание своего будущего… Вот только герой Буркова в своей пустыне не один. Вереница воспоминаний неразрывной нитью связывает героя с оплакиваемой им Родиной. В своем лице оплакивать Родину — это высшая совесть русского офицера.

Исхода нет — и только теперь герой понимает, как мало он ценил в прошлой жизни «глаза любви, и сына первый крик, и матушки моей святые руки…» Но кто из смертных может похвастать тем, что ему удалось «долюбить» своих родных и близких, ведь это чувство не имеет временных границ…

//hramsergiy74.ru/wp-content/uploads/2017/02/Valeriy-Burkov-Proshhanie.mp3

Инок Киприан (Бурков). «Прощание»

Челябинскую молодежь порадовало то, что творческие поиски Буркова привели его к обретению себя через воцерковление и монашество; его тоска по любви, страдающей Родине было утолена: он нашел свое успокоение в Боге.

А прошедший вечер оставил после себя самые лучшие впечатления у всех его участников — это видно на многих кадрах из нашего фоторепортажа.

Встреча завершилась многолетием отцу Киприану, которое возгласил руководитель Отдела по делам молодежи Челябинской епархии протоиерей Ярослав Иванов.

P.S. Наша редакция желает ему здоровья, духовной крепости и Божьей помощи в его миссионерском послушании и в деле военно-патриотической подготовки наших соотечественников из Средней Азии.

  1. Кирилл Белоусов
  2. Видео Кирилла Князева
  3. Фото Тамары Кондаковой и Олега Курова (полностью — здесь)

все новости

Источник: https://hramsergiy74.ru/news/monah-kiprian-zvezda-geroya2017.htm

Канон. Герой Советского Союза инок Киприан (Бурков). Часть 2

Продолжение встречи с Героем Советского Союза иноком Киприаном (Бурковым). Отец Киприан расскажет о своей встрече с Богом.

Читайте также:  Самые обидные вещи, которые могла сказать русская женщина своему мужу

– Сегодня мы продолжим беседовать с Героем Советского Союза иноком Киприаном (Бурковым).

Инок Киприан, в миру Валерий Анатольевич Бурков, – Герой Советского Союза. Родился в 1957 году в городе Шадринск Курганской области.

После школы окончил Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов. Валерий Бурков участвовал в боевых действиях в Афганистане в качестве передового авианаводчика.

В апреле 1984 года в ходе боевой операции был тяжело ранен – подорвался на мине-растяжке, потерял обе ноги.

После тяжелейшего ранения Валерий Анатольевич научился заново ходить и вернулся в строй. В 1988 году окончил Военно-воздушную академию имени Гагарина, продолжил службу в главном штабе ВВС, впоследствии получил звание полковника. В 1991 году был назначен советником президента РСФСР по делам инвалидов. В том же году ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1992 году был назначен советником президента Российской Федерации по вопросам социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Валерию Буркову принадлежит идея провозглашения Международного дня инвалидов, который отмечается ежегодно 3 декабря с 1992 года.

В 90-е и 2000-е годы Валерий Анатольевич вел активную социально-политическую деятельность, был депутатом, также занимался бизнесом. В 2016 году принял монашеский постриг с именем Киприан.

(Звучит песня «Неотправленное письмо».)

– Отец Киприан, говорят, что на войне нет людей неверующих. Это действительно так? Казалось бы, вроде все жили в атеистической стране. Ваш опыт какой?

– Я не могу говорить за всех людей, могу за себя. И в какой-то степени об отце могу говорить в этом плане. Не могу сказать, что отец мой был верующим или неверующим, но могу сказать, что любовь к ближнему у него была, это точно. Я старался быть похожим на отца, в рапорте писал: «Хочу быть достойным чести своего отца, погибшего в Афганистане».

Не могу сказать, что я был какой-то верующий на тот момент, но и не могу сказать, что был неверующий. Если говорить о признании, что есть какой-то Высший Разум, в то время я уже это признавал. Потому что до Афганистана у меня уже были и вещие сны… Я говорил об этом в прошлой передаче.

– Вы упомянули, что у Вас была и клиническая смерть.

– Да. И, как говорят, «летающие тарелки», неопознанные летающие объекты, дважды в своей жизни я видел… Побывав в клинической смерти, я не мог этого понять в тот момент, три года спустя только узнал, что у меня была клиническая смерть. У меня просто остались воспоминания.

И я точно помню, что эти воспоминания относятся к периоду, когда меня завозили: вот я потерял сознание… последнее мое воспоминание о том, как мне было тяжело, все болело, я весь был болью – до того, как  утром очнулся. А в этом промежутке была только операция.

– А что для Вас открылось?

– Я увидел себя лежащим, то есть душа моя вышла из тела. И со светом повстречался, с тем, что свет в конце тоннеля (можно так это называть). Но это можно назвать и по-другому – это встреча с Богом. Бог же говорит: «Я свет миру». И Его любовь я испытал.

Когда ты в этот, образно говоря, луч света попадаешь и начинаешь двигаться в сторону источника света, наполняешься просто блаженством, возникает огромное чувство радости, любви, счастья. Но есть черная каемочка вокруг этого тоннеля – вот оттуда начинают выглядывать всякие нечисти, страшилища.

Тогда я с этим впервые столкнулся – как с Божественным, так и с демоническим миром. А потом я опять оказался в теле, если вкратце об этом говорить.

– Но осознанный приход в храм был намного позже.

– Ранение было в 1984 году, и только в 2009-м я наконец-то откликнулся на стук Бога в дверь моей души. А до этого были разные явления и мистического характера, и просто жизненные, которые, конечно, обращали мой взор к небу. Я думал, что есть некий Высший Разум, а вот Кто этот Разум, я не имел никакого понятия. Хотя Господь мне делал такие подарки!

Знаете, я был очень близок с митрополитом Волоколамским и Юрьевским Питиримом (Нечаевым) – мы вместе и за рубеж ездили, и создание Союза ветеранов войны в Афганистане в свое время вместе обсуждали. Я так много от него узнал, услышал! Это был светлейший человек. И, к моей печали, даже тогда я не приблизился к Богу.

– А почему, на Ваш взгляд, так произошло? Просто было не время?

– Суета сует. Я же был советником президента, а также бизнесом занимался – было не до Бога, как говорится.

Тем более когда ты успешный человек, у тебя все хорошо, то кажется: есть Бог или нет Его – какая разница? У тебя есть своя жизнь, свое поле деятельности… Поэтому было не до того.

Но вот приходит момент – думаю, это с каждым происходит рано или поздно… Ведь наша задача в этой жизни – разочароваться  в ней, осознать, что это все пустое, что это все суета сует.

Вся моя деятельность до 1988 года была связана с тем, чтобы помогать людям. Сначала в рамках Всероссийского общества инвалидов инвалидам-афганцам, потом в должности советника президента в координационном комитете по делам инвалидов в рамках уже страны в целом.

Потом в качестве советника президента нужно было помогать уже не только инвалидам, но и длительно и часто болеющим людям, с хроническими заболеваниями, то есть тем, кто нездоров.

А в качестве депутата – это помощь вообще всем гражданам, которые обращались по всяким вопросам, как связанным, так и не связанным со здоровьем.

То есть была активная социальная деятельность, направленная на оказание помощи людям. И к чему она меня привела? Знаете, в профессиональной среде есть такой термин – выгорание. Особенно это происходит с теми, кто работает с людьми. У меня это и произошло в конечном итоге. Я понял, что вся эта «социалка» как таковая – тоже суета сует.

– Но она связана с помощью.

– А не всякая помощь полезна. Приведу Вам простой пример. Я сейчас оканчиваю магистратуру на психологическом факультете по христианской психологии, в прошлом году окончил еще педагогический факультет в ПСТГУ.

Так вот, когда человек приходит к психологу, говорит: «Мне плохо, у меня проблема, у меня  душа болит», – психолог помогает ему эту боль устранить.

Но вопрос: а на стороне ли Бога в этот момент психолог? Может быть, как раз и надо, чтобы душа поболела? Ведь она не просто так заболела. Значит, что-то не богоугодное человек делал – и это призыв Божий.

Поэтому не всякая помощь во благо. Она полезна только, как говорил Серафим Саровский, во славу Божью и когда ты четко понимаешь, чего достигаешь этим, каков результат. Смысл не в том, чтобы люди перестали болеть, смысл в том, чтобы люди перестали грешить. Для этого и болезни хороши.

– Что в Вашей жизни стало шагом прихода в монастырь? В народе говорят: «Ушел в монастырь». Но Вы, наоборот, пришли в монастырь. Уходят от каких-то разочарований, а Вы, получается, пришли, наоборот, зачем-то.

– В 2009 году у меня действительно началась счастливая жизнь. Я учился дружить с Богом. Из меня, конечно, плохой друг Божий, но как-никак все-таки стараешься, а Бог Милостив. Я, конечно, испытал Божью любовь. И каждый человек ее испытывает, когда причащается. Это же тоже Божья любовь, когда нам хорошо после Причастия, благостно на душе.

Все познается в сравнении. Хорошо рассуждать о мирских делах – о карьере, самореализации, саморазвитии и так далее. А вот когда встречаешься с Богом, понимаешь: однозначно – все это пустое.

И Господь меня бросил на другой фронт (ну, фронт борьбы – так я, как военный человек, называю). Если бы я занимался социальной помощью, борьбой за социальную справедливость, социальные блага… Ерунда это все.

А вот Он бросил меня на духовную брань – то есть помогать людям подружиться с Христом.

И вот это того стоит. Здесь можно любые скорби проходить, ведь ты понимаешь, что это даст человеку счастье.

Самое главное в жизни – подружиться с Богом, встретиться с Ним на земле, стать счастливым поэтому, обрести в себе любовь как дар Божий и многое другое, что дает Бог. Бог Благ. Бог есть любовь, и только любовь. И вся радость в душе от Бога.

А все мирское приходит и уходит. Влюбился – «ах! ох!» – через три года развелся. Статистика печальная, на эту тему можно много говорить.

Но семь лет я не стремился в монастырь, понимая: какой монастырь? Я без ног, в 2009 году мне было 52 года – какой там монах? В монахи надо молодым человеком идти.

Но сложилось это от меня совершенно независимо, как говорят в народе, случайно: я оказался не по своей воле на встрече со старцем Илием, который вдруг неожиданно меня благословил на монашество – человека, который был женат в тот момент.

– Вы подошли к нему с вопросом? Или старцы обычно какой-то знак подают?

– В Переделкино, где находился старец Илий (Ноздрин), нас привез протоиерей Владимир Иванов, служащий в храме поселка Кожино, относящемся к Рузскому благочинию. Привез на благословление реабилитационного центра, который батюшка попросил меня создать как человека, занимающегося реабилитацией алко- и наркозависимых людей и помощью людям с разными трудными жизненными ситуациями.

Эта встреча была обстоятельной, нам никто не мешал, нас было три мирянина и батюшка. Старец Илий с каждым побеседовал. Когда моя очередь подошла, я просто не знал, о чем спрашивать, хотя отец Владимир говорил: «Готовьте вопросы – ведь старец!» Но я думал: «Если старец, он сам скажет, что мне надо. А если не скажет, значит, мне и не надо».

И когда я уже стоял перед старцем и молчал, мне отец Владимир своим огромным кулачищем, размером с мою голову (он просто занимался вольной борьбой в своей жизни), так двинул в спину, что я просто чуть не упал в ноги старцу. И выпалил: «Скажите, батюшка, есть ли Божья воля на пострижение меня в монахи?» Сам до сих пор удивляюсь, как это из меня могло вылететь.

Смотрите, как: «Есть ли Божья воля…» Я не спросил его, что он мне посоветует и так далее. И он совсем не сразу ответил. Это была длительная неловкая пауза. Только в самый последний момент он благословил.

А через год мне позвонил из Кыргызстана иеромонах Макарий, благочинный Свято-Казанского архиерейского подворья в городе Кара-Балта, и сообщил мне радостную новость: «Вчера был у владыки, он благословил постричь тебя в монахи, так что приезжай через месяц, в апостольский пост, на постриг».

Вот представьте: ты находишься в Москве у себя на даче, отдыхаешь, а тебе звонят: «Через месяц чтоб был в Кыргызстане на постриге». Поскольку у меня был принцип ни на что не напрашиваться и ни от чего не отказываться (кроме греха), тем более если это исходит от батюшки, то я поехал на постриг. Вот так я стал монахом.

– Отец Киприан, я хотел бы попросить Вас поздравить всех защитников Отечества с праздником и исполнить для нас какую-нибудь из своих песен.

– Я уже говорил, что для меня было важно понять, стоит ли отдать свою жизнь в Афганистане, защищая не свою страну, а чужую. Я нашел для себя ответ на этот вопрос и дал его в песне. Песня так и называется: «Что же я сумел понять».

( Звучит песня «Что же я сумел понять».)

Тридцать лет прошло с момента окончания войны в Афганистане. Большой срок, конечно. Могу сказать, что благодарен Господу за то, что Афганистан был в моей жизни. Он мне помог обрести стержень.

Я бы хотел всех тех ребят, которые прошли через эту войну, поздравить с годовщиной ее окончания. Хочу пожелать всем нашим воинам только одного – подружиться с Богом. И тогда весь опыт нашей военной жизни будет нам только во благо.

Поздравляю вас, дорогие друзья, и желаю вам здоровья, счастья и всего самого лучшего в вашей жизни. Спасибо.

– Отец Киприан, мы поздравляем Вас с годовщиной окончания той войны, мы поздравляем Вас с Днем защитника Отечества, желаем Вам крепкого здоровья, Божьей помощи. В память о нашей встрече мы хотим Вам подарить образ Архангела Михаила.

– Спасибо.

– Храни Вас Господь. Мы с удовольствием приглашаем Вас к нам в программу еще. Ждем Вас.

Ведущий  Александр Крузе

Записал Игорь Лунёв

Источник: https://tv-soyuz.ru/peredachi/kanon-geroy-sovetskogo-soyuza-inok-kiprian-burkov-chast-2

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector