Какие опричники ивана грозного были самые жестокие

  • При царе Иване IV Грозном никто не мог предвидеть, каким образом  повернется его жизнь завтра, послезавтра, через неделю и, вообще, останется ли он жив.
  • Какие опричники Ивана Грозного были самые жестокие
  • Английский дипломат Джером Горсей отмечал в своих записках, что царю доставляло наслаждение «купать в крови свои руки… изобретая новые пытки».
  • Какие опричники Ивана Грозного были самые жестокие

Какой бы противоречивой фигурой ни был царь (исследователи до сих пор спорят о его характере, уме, психическом здоровье и т. д.), его подозрительность и жестокость остается фактом. Царские «забавы» стоили жизни многим вне зависимости от социального статуса, пола и возраста.

Какие опричники Ивана Грозного были самые жестокие

На гравюре XVI века Иван Грозный изображен, как тиран и палач

Опричники (о них, как и о самом царе, на нашем сайте history-thema.com имеется целая серия статей) – личная гвардия царя (в то время они назывались “государевыми людьми”) стали настоящим кошмаром не только для неугодной знати, но и для простых людей.

Какие опричники Ивана Грозного были самые жестокие

Опричники в Новгороде. Художник: М. И. Авилов

Какие опричники Ивана Грозного были самые жестокие

Опричники идут! Художник: А. Васнецов

При пытках и казнях, кровавых “забавах” любил участвовать сам царь. И не только. Своего сына Ивана он также привлекал к истязаниям людей. Например, когда в июле 1570 г. 300 человек было обвинено в государевой измене, царевичу Ивану было всего 16 лет, но он вместе с отцом наравне с палачами собственноручно терзал приговоренных.

Какие опричники Ивана Грозного были самые жестокие

Московский застенок. Конец XVI века (художник: А. М. Васнецов)

Одним из самых известных руководителей опричников был Малюта Скуратов – думный боярин шляхетских кровей Скуратов-Бельский. О его прозвище “Малюта” существует две версии: из-за невысокого роста боярина и из-за присущей ему присказки “Молю тя…“. Имя Малюты Скуратова стало нарицательным, обозначающим жестокого и беспринципного палача.

Какие опричники Ивана Грозного были самые жестокие

Иван Грозный и Малюта Скуратов. Художник: Г. С. Седов

  1. Малюта лично задушил подушкой митрополита Филиппа, который отказал царю в благословении перед походом того на Новгород, заявив, что не станет благословлять убийц.
  2. Какие опричники Ивана Грозного были самые жестокие
  3. Еще несколько художественных произведений, показывающих склонность Ивана IV к пыткам и кровавым развлечениям.
  4. Какие опричники Ивана Грозного были самые жестокие

Какие опричники Ивана Грозного были самые жестокие

На картине изображен опричный допрос. К сожалению, поиски в Интернете “не выдали” автора этого произведения

Пытка на дыбе М. Ф. Нагого в московском застенке (художник: Л. И. Фалин)

Щадя чувства читателей, среди которых могут быть и школьники, мы не выкладываем более шокирующие иллюстрации о времени правления Ивана Грозного и разгуле его опричников.

Добавим лишь, что повеления “посадить на кол”, “зашить в медвежью шкуру и стравить собакам” был вполне в духе того времени. А о набившем оскомину случае убийства Грозным в гневе собственного сына знают даже те, кто не интересуется историей.

Причем, сын – это тот самый Иван, помогавший отцу в пытках. Правда, то, что царь убил сына, факт не доказанный, этот случай основан на слухах, тогда ходивших.

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. Художник: И. Е. Репин

Приступы подозрительности и гнева сменялись у Ивана IV приступами раскаяния  и страха перед божьей карой.

Иван Грозный и тени его жертв (художник: Михаил Константинович Клодт)

  • Ну, и еще несколько иллюстраций об Иване Васильевиче.
  • Все иллюстрации при клике увеличиваются.

Источник: https://history-thema.com/krovavyie-zabavyi-ivana-groznogo-v-illyustratsiyah/

Пять зверств Ивана Грозного

«Жаловати есмя своих холопей вольны, а и казнить вольны же», — так Иван Грозный сам определил свое право лишать жизни неугодных государству людей. Многие виды казней были определены Судебником 1550 года, однако и сам царь и его подчинённые (опричники) часто позволяли себе жестокие импровизации.

1. В котле с кипятком

Какие опричники Ивана Грозного были самые жестокие В котле с кипятком. (wikipedia.org)

Некоторые бояре погибали поистине страшной смертью. Их в буквальном смысле кипятили в котле. Обычно это вид казни применялся к государственным изменникам. Такое преступление как раз было оформлено при Иване Грозном. Несчастного сажали в котёл, который был наполнен водой или маслом.

Его руки вдевали в специальные кольца, они не давали ему выбраться. Котёл ставили на огонь, постепенно подогревая жидкость. Такой жуткой смерти был предан Никита Фуников, государственный казначей. Иногда преступников (с точки зрения опричников) казнили несколько иным способом: их попеременно обливали то кипятком, то ледяной водой, «пока кожа не сходила чулком».

2. На бочке с порохом

Какие опричники Ивана Грозного были самые жестокие

Воеводу и гонца в Крымское ханство Никиту Голохвастова царь Иван Грозный казнил, пожалуй, самым известным способом. О нём ещё рассказывал герой фильма «Иван Васильевич меняет профессию».

Его привязали к бочке с порохом, которую взорвали. Аналогичным образом Грозный казнил не одного монаха. По легенде, при этом он произнёс: «Пускай они, подобно ангелам, сразу летят на небеса».

3. Обшить медведно

Какие опричники Ивана Грозного были самые жестокие Медвежья шкура. (wikipedia.org)

Новгородский епископ Леонид был казнён одной из излюбленных казней Ивана Грозного. Священник был зашит в медвежью шкуру, а затем его затравили собаками. В летописях этот способ был назван «обшить медведно».

Иногда, впрочем, провинившихся перед царем казнили с помощью медведей, но не «обшив медведно», а скормив этим хищникам.

4. Массовое утопление

Какие опричники Ивана Грозного были самые жестокие Утопление. (wikipedia.org)

Люди Ивана грозного проводили и массовые казни. В 1570-м году несколько сотен представителей новгородской знати были утоплены в реке. Иногда перед этим царь приказывал поджигать людей специальным горючим веществом, а затем привязывать к саням и пускать лошадей вскач.

После этого, как правило, с моста в реку сбрасывали жён и детей несчастных. Женщинам связывали сзади руки с ногами, а детей привязывали к матерям. Спастись не удавалось никому: после совершения зверства опричники, плавающие в лодках по реке, добивали баграми тех, кто пытался спастись.

5. По части тела

Какие опричники Ивана Грозного были самые жестокие Иван Грозный. (wikipedia.org)

Ивана Висковатого, посмевшего критиковать расправу над боярами государственного печатника, привязали к столбу, а затем «псы государевы», приближенные царя, подходили к чиновнику и отрубали у него кусок мяса из тела.

Висковатый скончался после того, как свою «порцию» получил один из опричников, которого звали Иван Реутов. Иван Грозный предположил, что Реутов убил Висковатова нарочно, чтобы тот не мучился. За это поплатился сам опричник — его вели казнить. Правда, ещё до казни Реутов заболел чумой и умер от болезни.

Источник: https://diletant.media/articles/45264175/

Пытки и казни в эпоху опричнины Ивана Грозного ≪ Scisne?

Какие опричники Ивана Грозного были самые жестокие
Портрет Ивана Грозного работы Клавдия Лебедева

Полностью соглашаясь с утверждением, что Иван IV — фигура противоречивая, мы решили рассмотреть лишь одно из направлений его реформаторской деятельности: судебную реформу, сопровождавшуюся распространением пыток, широким применением смертной казни и массовыми репрессиями.

Пытки как вид наказания (зачастую заканчивающегося смертью), средство
устрашения или способ получения информации известны с древнейших времен. Если зарождение пытки связывают с ритуальными религиозными практиками и военными обычаями, то по мере политического развития социума истязания инкорпорируются в судебную систему.

Установление единоличной формы правления зачастую приводило к тому,
что к жестоким нравам общества добавлялась личная жестокость (и изобретательность) правителя — таких примеров только европейская история знает десятки: от римских императоров Нерона и Калигулы до валашского князя Влада III и русской императрицы Анны Иоанновны.

Почетное место в списке самых жестоких правителей в истории
занимает и царь Иван Грозный.

Несмотря на то, что доивановская история нашей страны не знает недостатка в кровожадных эпизодах (некоторая часть из них по традиции описывается в учебниках для начальной школы), именно при Иване IV пытки принимают в России системный характер.

Происходит это не столько под влиянием субъективных факторов — особенностей личности царя, сколько в силу объективных причин — завершения формирования к XVI веку централизованного русского государства.

Исследователи и потомки наделили Ивана Грозного множеством характеристик, большей частью нелестных.

Историки спорят о том, что
толкало государя на те или иные поступки, однако два факта кажутся непреложными: царь Иван был, во-первых, человеком жестоким и, во-вторых, деспотичным — эталонным самодержавным правителем, не знавшим и не признававшим другой власти, кроме собственной.

Так что приписываемое Грозному знаменитое изречение: «Жаловать есь мы своих холопов вольны, а и казнить вольны же», — не следует воспринимать буквально: под «холопами» понималось все государство.

Именно при Иване Грозном в обиход начинает вводиться понятие «государева (государственного) преступления».

Соответствующее определение в законодательстве появится лишь столетием позже (в Соборном уложении 1649 года), но возникновение понятия
преступления против государства, или попросту политического преступления, принято относить ко времени царствования Ивана IV.

А вслед за понятием появляется и система политического сыска — которая просуществовала в нашей стране до конца XX века, а по мнению некоторых исследователей, продолжает
существовать до сих пор (подробнее об этом можно прочитать, например, в книге Е.В. Анисимова «Русская пытка»).

В Европе позднего Средневековья и Нового времени применение
истязаний увязывается с развитием розыскной (инквизиционной) формы
уголовного процесса. Характерные для нее черты — отсутствие прав у обвиняемого, сращивание следствия, суда и отправления правосудия.

Следствие при такой форме процесса нацелено на сбор формальных доказательств вины,
наиболее совершенным (неоспоримым) из которых считается признание обвиняемого.

Нетрудно понять, что такие правила игры способствуют совершенствованию самых жестоких методов получения признательных показаний.

Подобная система сложилась и в России. Судебник Ивана Грозного (1550 год) существенно ограничил распространенный ранее метод решения споров и запутанных дел путем боевого поединка спорящих сторон.

А с появлением тайной полиции (опричнины, 1565 год) была выстроена система розыска, дознания и казни, опиравшаяся на намеренное причинение страданий обвиняемым.

Истязания применялись и как способ получения признания, и как вид тяжелого наказания за совершенное преступление.

Какие опричники Ивана Грозного были самые жестокие

Одним из распространенных способов получения информации стал «роспрос под дыбой» (это приспособление известно в России еще с XIV века). Как правило, жертву «расспрашивали с увещеванием и угрозами» и лишь потом подвешивали на дыбу, часто привязывая к ногам дополнительный груз. После этого к подозреваемому применялись различные пытки — от битья кнутом до жжения огнем.

К этим же временам восходят некоторые русские поговорки, позволяющие узнать, какими еще способами можно было получить признание. К примеру, выражение «подлинная правда» происходит от процедуры битья допрашиваемого просмоленным кнутом-подлинником.

Выражения «рассказать подноготную» и «в ногах правды нет», также отсылающие к пыткам, восходят, скорее всего, ко временам
более давним.

Впрочем, нет оснований полагать, что запускание игл или гвоздей под ногти рук и ног не практиковалось и во времена Ивана IV.

Читайте также:  Что хорошего сделал для россии петр столыпин

Для обвиняемых, признавших вину в ходе описанных процедур, были определены различные наказания — в зависимости от тяжести
совершенного преступления.

Практиковалась, в частности, ссылка, в том числе и на каторжные работы (при Иване Грозном местами ссылки чаще всего служили Урал и другие окраины европейской
России; первая ссылка в Сибирь считается делом рук Бориса Годунова, который отправил в Пелымский острог жителей города Углича
в связи с убийством царевича Дмитрия).

В отношении каторжан одновременно применялись и телесные наказания — к примеру, битье кнутами или палками, «резание носов» — удаление крыльев носа раскаленными или холодными щипцами.

Наказанием за тяжкие уголовные и политические преступления была смертная казнь. Перечень преступлений, караемых смертью, постепенно
расширялся предшественниками Ивана Грозного. К примеру, в конце XIV века смертная казнь предусматривалась за кражу, совершенную в третий раз, но не за убийство.

Судебник Ивана III (1497 год) вводил смертную казнь за некоторые виды убийства, разбой, измену, религиозные преступления. Судебник Ивана Грозного сделал смертную казнь одним из самых частых видов наказания.

К примеру, при наличии признания обвиняемого, смертью могла караться первая кража («…и скажет
на собя сам, ино его казнить смертною казнию»). Отдельные царские указы предписывали казнить за разбой, государственную измену, учинение мятежа, подделку монет.

Причем казнь должна была осуществляться
публично и сопровождаться пытками.

Какие опричники Ивана Грозного были самые жестокие
Посажение на кол

В царствование Ивана Грозного в России применялись и тривиальные наказания — как например отрубание головы или повешение (за шею, ноги или ребро). Однако эту эпоху принято связывать и с особенно жестокими видами казни.

Считается, к примеру, что одним из излюбленных методов казни в те времена было посажение на кол — одно из самых мучительных наказаний: искусство палача состояло в том, чтобы не повредить в процессе жизненно важных органов, и не избавить ненароком осужденного от страданий.

Действительно, такое наказание встречалось в XVI
веке относительно часто, однако едва ли Иван Грозный отдавал ему специальное предпочтение перед другими видами казни.

Более распространенной формой государственного воздаяния за политические преступление было четвертование — расчленение тела преступника с помощью топора.

Если осужденный заслужил к себе гуманное отношение государя, то сперва он лишался головы и только потом — рук и ног. В ином случае казнь осуществлялась в обратной последовательности.

Четвертование с помощью лошадей в России не практиковалось.

Вопреки расхожему мнению, при Иване Грозном не практиковалось колесование — переламывание костей с помощью колеса или привязывание к колесу и переламывание конечностей с помощью лома.

Этот вид казни, известный еще с Античности, вновь распространился в Западной Европе в XVII веке, а в России первое упоминание о нем относится к 1696 году.

Впоследствии колесование широко применялось при Петре I.

Какие опричники Ивана Грозного были самые жестокие
Колесование

Однако Иван Грозный запомнился и тем, что лично определял для осужденных вид казни, часто не предусмотренный устоявшейся практикой тех времен.

Дошли сведения о попеременном обливании приговоренных кипятком и ледяной водой; подвешивании вверх ногами и последующем рассечении на части; утоплении в реке, в том числе и как метода массовой казни (такая участь постигла
в 1570 году несколько сотен представителей новгородской знати, а годом позже — 80 жен ранее казненных московских дворян).

Массовые расправы в период опричнины были явлением нередким. Московские казни 1570-71 годов, когда в городе были убиты тысячи человек, в том числе и бывшие приближенные царя, стали пиком опричного террора.

Ивану Грозному приписывают изобретение заживо варить в котлах подозреваемых в измене.

Существуют сведения, что после массовых казней Иван Грозный каждому своему придворному определил день смерти и способ казни: одним приказал отрубить руки, одну ногу и голову, другим же приказывал разрезать живот, потом рубить ноги, руки и голову.

Впрочем, ему же приписывают такое изречение: «Чтобы охотиться на зайцев, нужно множество псов, чтобы побеждать врагов — множество воинов; кто же, имея разум, будет без причины казнить своих подданных!»

Другие примеры изобретательности царя дошли до нас в качестве единичных случаев, своеобразных исторических анекдотов.

Одной из самых кровавых считается казнь главы иностранного приказа дьяка Ивана Висковатого: в 1570 году царь обвинил его в сговоре с литовским королем и турецким султаном и повелел казнить, привязав к столбу и приказав своим приближенным заживо отрезать от его тела по куску.

Опричник Иван Реутов, отрезавший кусок, ставший для Висковатого последним, был обвинен царем в попытке смягчить страдания осужденного. Реутова Иван Грозный тоже приказал казнить, но тот умер от чумы, не дожив до исполнения приговора.

Известны и другие подобные истории: прибивание шапки к голове посла, не успевшего ее снять; своеобразное четвертование дьяка, принявшего взятку в виде жареного гуся, начиненного деньгами; повешение дворянина по фамилии Овцын на одной перекладине с овцой; зашивание осужденного в медвежью шкуру и последующая травля собаками — этой казни подвергся, в частности, новгородский епископ Леонид. О непростых отношениях царя с церковью и ее служителями известно немало. В частности, Ивану Грозному приписывается приказ привязать нескольких монахов к бочке с порохом и взорвать: чтобы сразу отправились на небеса, как ангелы. И несмотря на то, что подобные процедуры при преемниках
Ивана IV не прижились, многие заложенные при нем принципы легли в основу судебно-дознавательной системы, существовавшей в России и в куда более просвещенные времена.

Константин Бенюмов
«Лента.ру»

Источник: https://scisne.net/a-784

Опричина жестокости. Казни и пытки эпохи Ивана Грозного

Какие опричники Ивана Грозного были самые жестокие

Большинство правителей России были жестокими, так или иначе. Среди них можно выделить уникальных по жестокости личностей. Вот, Иван Грозный любил казни и всячески их пропагандировал. Последний настоящий царь Рюриковичей, в котором текла кровь императоров Византии и татарских ханов, громко хлопнул дверью истории.

Царь не был ленивым и равнодушным, он лично определял наказания для осужденных, часто самые невероятные.

Есть сведения, что по его приказам людей наказывали с особой жестокость, например, при нем практиковалось попеременном обливании приговоренных кипятком и ледяной водой; подвешивании вверх ногами и последующем рассечении на части; утоплении в реке, в том числе и как метода массовой казни (такая участь постигла в 1570 году несколько сотен представителей новгородской знати, а годом позже — 80 жен ранее казненных московских дворян). Массовые расправы в период опричнины были явлением нередким. Московские казни 1570-71 годов, когда в городе были убиты тысячи человек, в том числе и бывшие приближенные царя, стали пиком опричного террора.

Какие опричники Ивана Грозного были самые жестокие

Ивану Грозному приписывают изобретение заживо варить в котлах подозреваемых в измене.

Есть свидетельства, что после массовых казней Грозный каждому своему придворному определил день смерти и способ казни: одним приказал отрубить руки, одну ногу и голову, другим же приказывал разрезать живот, потом рубить ноги, руки и голову. Впрочем, ему же приписывают такое изречение: «Чтобы охотиться на зайцев, нужно множество псов, чтобы побеждать врагов — множество воинов; кто же, имея разум, будет без причины казнить своих подданных!»

Другие примеры изобретательности царя дошли до нас в качестве единичных случаев, своеобразных исторических анекдотов.

Одной из самых кровавых считается казнь главы иностранного приказа дьяка Ивана Висковатого: в 1570 году царь обвинил его в сговоре с литовским королем и турецким султаном и повелел казнить, привязав к столбу и приказав своим приближенным заживо отрезать от его тела по куску.

Опричник Иван Реутов, отрезавший кусок, ставший для Висковатого последним, был обвинен царем в попытке смягчить страдания осужденного. Реутова Иван Грозный тоже приказал казнить, но тот умер от чумы, не дожив до исполнения приговора.

Какие опричники Ивана Грозного были самые жестокие

Известны и другие подобные истории: прибивание шапки к голове посла, не успевшего ее снять; своеобразное четвертование дьяка, принявшего взятку в виде жареного гуся, начиненного деньгами; повешение дворянина по фамилии Овцын на одной перекладине с овцой; зашивание осужденного в медвежью шкуру и последующая травля собаками — этой казни подвергся, в частности, новгородский епископ Леонид. О непростых отношениях царя с церковью и ее служителями известно немало. В частности, Ивану Грозному приписывается приказ привязать нескольких монахов к бочке с порохом и взорвать: чтобы сразу отправились на небеса, как ангелы. И несмотря на то, что подобные процедуры при преемниках Ивана IV не прижились, многие заложенные при нем принципы легли в основу судебно-дознавательной системы, существовавшей в России и в куда более просвещенные времена.

В целом, во время царствования Ивана Грозного в России применялись и тривиальные наказания — как например отрубание головы или повешение (за шею, ноги или ребро). Однако эту эпоху принято связывать и с особенно жестокими видами казни.

Считается, к примеру, что одним из излюбленных методов казни в те времена было посажение на кол — одно из самых мучительных наказаний: искусство палача состояло в том, чтобы не повредить в процессе жизненно важных органов, и не избавить ненароком осужденного от страданий.

Действительно, такое наказание встречалось в XVI веке относительно часто, однако едва ли Иван Грозный отдавал ему специальное предпочтение перед другими видами казни.

Судебник Ивана Грозного сделал смертную казнь одним из самых частых видов наказания. К примеру, при наличии признания обвиняемого, смертью могла караться первая кража («…

и скажет на собя сам, ино его казнить смертною казнию»). Отдельные царские указы предписывали казнить за разбой, государственную измену, учинение мятежа, подделку монет.

Причем казнь должна была осуществляться публично и сопровождаться пытками.

Безусловно, многие истязания и наказания были придуманы для шпионов и политических преступников. Нужно было эффективно получать от людей признание. Некоторые русские поговорки восходят к тем темным эпохам в истории человечества, позволяющие узнать, какими еще способами можно было получить признание.

К примеру, выражение «подлинная правда» происходит от процедуры битья допрашиваемого просмоленным кнутом-подлинником. Выражения «рассказать подноготную» и «в ногах правды нет», также отсылающие к пыткам, восходят, скорее всего, ко временам более давним.

Впрочем, нет оснований полагать, что запускание игл или гвоздей под ногти рук и ног не практиковалось и во времена Ивана IV.

Более распространенной формой государственного воздаяния за политические преступление было четвертование — расчленение тела преступника с помощью топора.

Если осужденный заслужил к себе гуманное отношение государя, то сперва он лишался головы и только потом — рук и ног. В ином случае казнь осуществлялась в обратной последовательности.

Четвертование с помощью лошадей в России не практиковалось.

Вопреки расхожему мнению, при Иване Грозном не практиковалось колесование — переламывание костей с помощью колеса или привязывание к колесу и переламывание конечностей с помощью лома.

Этот вид казни, известный еще с Античности, вновь распространился в Западной Европе в XVII веке, а в России первое упоминание о нем относится к 1696 году.

Впоследствии колесование широко применялось при Петре I.

Вот такие они — жестокие и беспощадные годы. Сейчас человеческая жизнь тоже не сильно ценится, но все-таки стало жить намного лучше.

Читайте также:  Атаман шкуро: за что сталин повесил героя первой мировой войны

Источник: http://denis-balin.livejournal.com/3688973.html

Источник: https://www.livejournal.com/media/143290.html

Самые дикие выходки Ивана Грозного, признанного акциониста

Иван Грозный не просто любил пытки и казни. Он имел сильную склонность устраивать из них настоящий перформанс, этакий «акт публичного искусства». Возможно, дело во врождённой жестокости, возможно, правитель и впрямь чувствовал вдохновение, карая неугодных, как Нерон, в восторженном порыве сжигающий свой Рим.

Фактрум рассказывает читателю о самых зрелищных актах насилия, которые источники приписывают царю Ивану Васильевичу Рюриковичу.

Какие опричники Ивана Грозного были самые жестокиеИван Грозный

Взойдя на престол, царь Иван Грозный окружил себя людьми, разделявшими его любовь к насилию. В частности, он создал войско опричников, которые мучили и казнили людей по его приказу. Царь считал пытки и другие проявления насилия этаким развлечением, которому и он, и его окружение предавались с большим удовольствием.

Чаще всего жертвами немилости царя становились бояре и их семьи. Заподозренного в измене человека выводили на площадь пред светлые очи царя и собравшейся толпы, приковывали к чану с водой, а после котёл ставили на огонь, медленно варя человека заживо.

После казни боярина опричники казнили и всю семью «провинившегося». Чтобы удовлетворить свою жажду крови, царь изменил множество законов о наказаниях, заменив штрафы или ссылки за малейшие провинности на смертный приговор.

Особенно частой в то время была казнь путём сажания преступника на длинный кол на центральной площади города.

На проведение казней царь зачастую собирал толпы людей, чтобы они были свидетелями «вершения справедливости» и разнесли новость о ней по городам и весям в назидание будущим преступникам. Кроме того, на казни царь часто брал своего сына Ивана и заставлял смотреть мальчика на то, как страдают люди.

Многие очевидцы зверств утверждали, что царь пребывал в экстазе от увиденного. Во время погрома в Новгороде царь вместе с сыном и своим войском отбирали из толпы несколько сотен, а то и тысяч человек и пытали их, а потом убивали.

Людей поджигали при помощи специальной смеси, а после, ещё живых, бросали в ледяную реку, где они и умирали.

Расправы над известными людьми

Иван Грозный был большим любителем псовой охоты. Перенёс он эту любовь и на проводимые им лично казни. Особой «чести» быть замученным царём удостоился епископ из Новгорода Леонид. Царь приказал зашить его в шкуру медведя, а после спустил на епископа голодных разъярённых псов, которые мигом порвали шкуру и загрызли несчастного.

Не лучше дела обстояли с теми, кто пытался донести до царя несправедливость его приговоров и обвинений. Дипломат Иван Висковатый попытался объяснить Ивану Грозному, что тот поступил нечестно по отношению к группе бояр, и поплатился за это. Ивана Висковатого привязали к столбу, а затем приближённые царя отрезали от его тела по кусочку, пока бедняга не скончался от потери крови.

Об одной из казней даже рассказывалось в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Из-за разногласий в вопросах политики царь велел привязать воеводу и посла в Крымское ханство Голохвастова к большой бочке, заполненной порохом, которую потом взорвали.

От немилости Ивана Грозного не спасало и особое положение при дворе. Официальный поставщик ядов и врач Елисей Бомелия в один не прекрасный для него момент стал не нужен царю и подвергся жутким пыткам.

Его привязали к дыбе, вывернув тем самым суставы рук и ног, а после, удерживая в таком положении, подожгли.

Спустя некоторое время Елисея отвязали от дыбы и кинули в тюремную камеру, где он скончался в страшных муках.

Убийства членов собственной семьи

Официально Иван Грозный был женат четыре раза. Те его жёны, которые не умирали собственной смертью, были или сосланы в монастырь, или убиты им же. Когда царь взял в жёны Марию Долгорукую, то после первой же ночи усомнился в её невинности и повелел утопить девушку в дворцовом пруду.

Но, пожалуй, самым из ряда вон выходящим поступком стало убийство Иваном Грозным собственного сына. В пылу ссоры по поводу войны с Литвой царь схватил свой тяжёлый железный посох и стал избивать сына. Он нанёс ему несколько десятков ударов по плечам и голове. Роковым для наследника стал удар в висок, после этого он несколько дней пробыл без сознания в агонии и в конце концов умер.

Источник: https://www.factroom.ru/istoriya/samye-dikie-vyhodki-ivana-groznogo-priznannogo-akcionista

Что творили опричники Ивана Грозного

Зимой 1565 года страну накрыла семилетняя «тьма кромешная» – опричнина. О ее причинах, ходе и последствиях спорят уже не одно столетие. Явление опричнины уже стало мифом, живущим параллельно с исторической правдой.

Тысяча лучших слуг

Известно, что в 1550 году Иван Грозный раздал подмосковные поместья тысяче «лучших слуг», среди которых оказались и худородные дворяне, и родовитые князья. От новых подмосковных помещиков требовалось немного: всегда быть «под рукой» и в нужный момент исполнить поручение государя.

Именно такие люди пригодятся Ивану Грозному, когда он решит ввести опричнину: надежные, проверенные, готовые отдать «долг». Правда, результаты реформы «тысячи лучших слуг» оказались эффективнее, нежели опричнина, — в октябре 1552 года была наконец-то взята Казань.

После неудач – сожжения Москвы, и потери всего, что было завоевано в ходе успешного этапа Ливонской войны, в 1572 году опричнина была отменена.

Чем руководствовался Иван Грозный, когда принимал решение о введении опричнины?

Широко известно мнение о его желании отомстить, а также о «сумасшествии» царя.

Несмотря на то, что вопрос о невменяемости Грозного до сих пор не решен однозначно, следует ли без колебаний признавать, что им руководили только помешательство и желание отомстить? Возможно, он желал утвердить свой новый титул и церемонию венчания на царство, которая была проведена в 1547 году и признавалась далеко не всеми? А может царь стремился победить детские страхи? Или хотел создать новую опору для себя – дворянство, которое к тому же перестало бы заявлять претензии на престол, сосредоточенный в итоге в руках одной династии? Вопрос остается открытым.

Вдовья доля

Интересно, что термином «опришнина» в юридических документах эпохи Грозного именовалась «вдовья доля» — та часть имущества, которую получала женщина, потерявшая супруга. Таким образом, используя термин в новом значении, Грозный в очередной раз занимался уничижением, сравнивая себя с осиротевшей вдовой.

Так уже случалось не раз: например, в начале своего послания в Кирилло-Белозерский монастырь он именует себя не иначе как «грешный» или «пес смердящий». Государь вообще обладал своеобразным чувством юмора и любил «поиграть» со словами и терминами.

Например, во время казни некоего Овцына он мог рядом с приговоренным повесить овцу.

Ошибочно определять опричнину исключительно как формирование специальных карательных отрядов. «Черные мстители» действительно исполняли повеление государя: нещадно истребляли изменников. Сам Иван Грозный говорил, что всегда боролся с изменниками, и не важно, в чьем лице: боярина, дворянина или обычного повара.

Когда бояре и духовенство приехало к Ивану Грозному в Александровскую слободу с просьбами вернуться, государь объявил о своем желании: разделить земли на земщину и опричнину.

В первых — дозволялось править боярам, себе же царь оставлял опричнину, в которой только он мог решать, как править, кого казнить, а кого миловать. Грозный желал освободиться от сложившейся системы управления и мешавших ему феодальных связей.

В опричнину вошли лучшие земли и более 20 крупных городов, в том числе Москва, Вязьма, Суздаль, Вологда и Великий Устюг. Таким образом, была сформирована система,  которая положила начало истинного самодержавия на Руси.

В последующей истории снова и снова самодержцы прибегали к «опричным методам управления».

Метла и песья голова

Опричниками становились люди проверенные, доказавшие свою верность, зачастую очень неглупые. К концу опричнины общий корпус войска достигал по разным оценкам 7 тысяч человек.

С легкой руки любившего каламбуры князя Курбского опричников иногда называли кромешниками — от слова «опричь» в значении «кроме», «особенный». Они действительно были «особенными» – обладали практически неограниченной властью и решительным характером.

В черных кафтанах, на вороных конях, украшенных черной сбруей – вид у царских «слуг» был устрашающим. Неизменным атрибутом опричников были метла и песья голова, которыми «декорировалось» седло.

Символы давали понять, что любой государев изменник будет по-собачьи «выгрызен» и «выметен» поганой метлой. Впрочем, собачьи головы могли напоминать и об ужасной казни, к которой нередко прибегали: осужденного зашивали в медвежью шкуру и травили собаками.

Во время репрессий в одном только Новгороде было уничтожено по разным оценкам от 3 до 10 тысяч человек. Если учесть, что население города составляло в то время 30 тысяч человек, был убит как минимум каждый десятый.

После жестокой расправы с главой Боярской думы Иваном Федоровым, царь лично ездил с опричниками и уничтожал имущество изменника. Сегодня это связывают не столько с кровожадностью государя, сколько с его особым отношением к так называемому «нечистому имуществу», которое было неугодно Богу и не могло быть принято, например, монастырем.

Видимо, предчувствуя скорую расправу Федоров отписал часть земель Кирилло-Белозерскому монастырю, часть – в московскую обитель. Интересно, что Иван Грозный «подтвердил» дар, при этом, правда, вторую часть забрал себе в казну.

Действия опричников поражали, но не столько своей кровожадностью, к которой по большому счету русский народ был привычен, а масштабностью и зачастую бессмысленностью. Конечно, казни и грабежи были. Могли убить не только изменника, но и членов его семьи и прислугу, однако, массово истреблять крестьян ни один здравомыслящий опричник не стал бы.

Дело в том, что во времена Ивана Грозного ощущался острый дефицит рабочих рук. Возможно, потому-то и был русский суд «самым гуманным» в мире: за «мелкие» нарушения чаще следовало позорящее наказание, например, публичная порка. Кому же будет нужен работник, которому отрубили руку? Подобным образом обстояло дело и с опричниной.

Читайте также:  Чем на руси занимались офени

Вотчины, которые получали государевы слуги, были ценны не землей, а дворами с крестьянами. У многих земли было предостаточно, только вот работать на ней было практически некому. Поэтому опричники старались не упустить  возможности «поживиться» рабочей силой: иногда уговорами, иногда насильно вывозили крестьян изменника в свою вотчину.

Слишком практичные даже заставляли мужиков разбирать избы и перевозить их на новое место жительства.

Какие опричники Ивана Грозного были самые жестокие

Источник: https://the-criminal.ru/chto-tvorili-oprichniki-ivana-groznogo/

Стыдные вопросы про Ивана Грозного Грозный он или великий? И была ли польза от опричнины? — Meduza

Летом стало известно о планах установить сразу в двух городах России памятники царю Ивану Грозному. Один собираются поставить в Орле, основателем которого считается Иван IV, другой — в Александрове, где в XVI веке располагалась царская резиденция, ставшая фактической столицей опричнины. Иван Грозный считается одним из самых жестоких царей в русской истории, и за 400 с лишним лет, прошедших с его смерти, ему ни разу не ставили памятников. Для тех, кто не очень хорошо представляет себе фигуру царя, мы попросили доктора исторических наук, профессора РГГУ Игоря Курукина ответить на стыдные вопросы об Иване Грозном.

Ивана Грозного называют Грозным из-за жестокости? Или он просто был строгим правителем?

Прозвище «Грозный» с трудом переводится на иные языки — оно подразумевает не только жестокость, но и определенное величие его носителя. В некоторой степени царь Иван соответствовал образу «великого государя»: он был изворотливым политиком и дипломатом. Но он был также и очень жестоким человеком.

В наши дни из Ивана IV вышел бы кинорежиссер-шоумейкер, только кровь была бы не бутафорской, а настоящей.

Царь обряжал своих опричников в монашеские одежды, устраивал потрясающие зрелища — как, например, летом 1570 года на Чистых прудах в Москве на площади, куда привели связанными «300 знатных московских мужей, происходивших из старинных семейств»; Иван лично обратился к народу и спросил «правильно ли он делает, что хочет карать своих изменников.

Народ восклицает громким голосом: „Живи, преблагий царь. Ты хорошо делаешь, что наказуешь изменников по делам их“». Но следуют не казни, а прощение половине осужденных — люди валились на колени, били челом и спешили к еще не верящим в чудо родным.

Но не зря же зрители собрались — следом начинается экзекуция: кого режут на куски, кого варят заживо; остальным опричники лихо рубят головы. Так погибли дьяки, стоявшие во главе наиболее важных московских приказов, по-современному — министры и их замы. Жестокое представление долго не забудется: вот это государь — что казнить, что миловать умеет!

Что такого плохого произошло при Иване Грозном?

XVI век — время, конечно, экологически чистое, но и суровое: скудные земли Нечерноземья и Севера, редкое население, отсутствие выхода к морям и мировым торговым путям, татарские набеги на южной границе — так было и при царе Иване, и до него.

А еще — как раз при нем — эпидемия чумы, сожжение Москвы при походе крымского хана Девлет-Гирея, бесконечная война с соседями — Великим княжеством Литовским (а с 1569 года — объединенной Польшей и Литвой, Речью Посполитой) и Швецией за земли и крепости Лифляндии и Эстляндии. Наконец, с введением «заповедных лет» (отменой права крестьян переходить от одного землевладельца к другому в Юрьев день) началось становление системы крепостного права, то есть ликвидация личных прав крестьян в России. Но больше всего современникам и потомкам запомнилась опричнина.

А что такое опричнина?

Если коротко, это режим чрезвычайного управления, действовавший в России с 1565 по 1572 годы.

Иван IV искренне верил, что неограниченная власть государя — наилучшая форма правления и что «русские владатели… вольны были подовластных своих жаловати и казнити».

 В России не было ограничивавших власть государя законов, но, как в любом средневековом обществе, отношения власти и подданных определялись неписаными традициями.

 Так, например, нельзя было просто отрубить голову заслуженному боярину без предъявления обвинения и суда Боярской думы, и с мнением бояр приходилось считаться. Только на рубеже 1550-1560-х годов Ивану удалось переломить сложившиеся устои. 

В декабре 1564 года царь вместе с семьей и казной отбыл в свою резиденцию в Александровой слободе. Оттуда он прислал две грамоты. Одна была адресована боярам: Иван обвинил их в расхищении казны и измене и заявил, что именно поэтому отказывается от управления страной.

Другая грамота была обращена к москвичам — Иван жаловался на боярские обиды и заверял, что на население «опалы не держит». Народ поддержал царя, и знати пришлось просить его вернуться на трон.

Иван согласился — но с условием: царь существенно расширит свои полномочия, получит право казнить изменников и конфисковать их имущество. 

Говоря современным языком, в стране вводилось чрезвычайное положение с отменой всяких норм и традиций, а единственным источником права становилась воля царя.

Страну и столицу царь разделил на две части — земщину и опричнину, где были созданы своя Боярская дума, свои приказы, свое «опричное» войско. Сам термин происходит от слова «оприч» («за пределами», «кроме») и означает территорию, на которой вводилось особое управление.

Фактически царь раскалывал армию, приказной аппарат, Думу и даже церковь (в опричнине были свои монастыри), чтобы привлечь часть их на свою сторону.

Чтобы закрепить раскол, Иван в «опричных» уездах отнимал у местных землевладельцев вотчины, которые шли в раздачу опричникам; десятки и сотни бывших владельцев — не только князей-рюриковичей, но и обычных помещиков и вотчинников — выселялись в «иные города», где получали поместья.

Почему времена опричнины часто называют террором?

Ответом на любой шаг против воли царя неизменно становились массовые казни. Так в 1566 году царь казнил членов Земского собора, выступивших против репрессий.

Главными «опричными процессами» были публичная казнь боярина Ивана Федорова и расправа с митрополитом Филиппом Колычевым в 1568 году; двоюродного брата царя князя Владимира Андреевича Старицкого опричники заставили выпить яд осенью 1569 года.

В том же году по подозрению в измене в пользу Литвы царь предпринял зимой карательный поход на Тверь и Новгород. Опричники громили лавки купцов, уничтожали и жгли их товары; дома новгородцев царь повелел «ломати, а окна и ворота… без милости высекати». 

Изменников искореняли «всеродне» вместе с женами, детьми и десятками слуг и холопов, убийства совершались внезапно, на улице или прямо во дворце, чтобы приговоренный не успел покаяться и получить отпущение грехов. По-видимому, царь полагал, что все, кто препятствует ему, поставили себя вне христианских норм и не только заслуживают самых страшных наказаний, но и недостойны спасения души.

Мы не можем сказать точно, существовали ли в действительности какие-либо заговоры и «измены» против царя — но он сам был искренне убежден, что окружен изменниками. В 1571 году, после нападения на Москву крымского хана Девлет-Гирея, Иван перестал доверять и опричникам; руководство опричнины было казнено.

Но государство в результате опричнины укрепилось?

Нет, скорее наоборот. Репрессии и опричные преобразования резко усилили личную власть государя, но подорвали единство армии и государственного аппарата. В 1583 году была проиграна Ливонская война, длившаяся почти 25 лет.

 Писцовые книги начала 1580-х годов говорят о том, что во многих уездах намного сократилась пашня, а население вымерло или разбежалось — о чем говорят такие записи: «Опричники замучили, живот пограбили, двор сожгли» или «волость запустела от гладу и от мору и от Басаргина правежу» (т.е. от сбора податей отрядом опричника Басарги Леонтьева).

Казни воевод и разорение поместий делали небоеспособной армию: дворян в конце 1570-х годов надо было бить кнутом, чтобы заставить их отправиться на службу в полки.

Но хорошее что-то тоже было? Ведь Грозный Казань брал!

И Астрахань брал. Но, вопреки расхожему мнению, Иван Васильевич не был выдающимся полководцем.

Все военные успехи были достигнуты военачальниками царя, которых он «отблагодарил»: в 1563-1564 годах был казнен герой взятия Полоцка боярин Репнин, первой жертвой опричнины стал главный воевода при осаде Казани князь Горбатый-Шуйский; дважды попадал в опалу знаменитый полководец князь Михаил Воротынский, разгромивший в 1572 году под Москвой татарское войско хана Девлет-Гирея — после этой победы он был арестован и умер от пыток. Сам же царь стремился держаться подальше от опасности: в 1571 и 1572 годах пережидал татарскую угрозу в Кирилло-Белозерском монастыре и в Новгороде. На завершающем этапе Ливонской войны царь и не помышлял встретиться на поле боя ни со шведами, ни со знаменитым полководцем Стефаном Баторием.

Однако при царе Иване были проведены важные (сейчас бы сказали — структурные) преобразования, направленные на обеспечение единства только что «собранной» из прежних земель и княжеств территории.

При нем прошли денежная и налоговая реформы (были введены единая денежная система и единый размер подати), губная и земская реформы (появилась система местного самоуправления с независимыми от царских наместников судами и выборными должностными лицами).

В 1550 году был принят новый судебник: в нем впервые появилась квалификация целого ряда преступлений (подлог документов, разбой, грабеж, мошенничество); вводилась новая мера наказания — тюремное заключение. В судебнике было прописано, что закон не имеет обратной силы.

Разумеется, наличие прогрессивного судебника не отменяло ни широкого распространения пыток, которые были нормой следствия тех времен, ни репрессий времен опричнины — впрочем, в российской истории и не такое уживалось, достаточно вспомнить сталинскую конституцию 1936 года — самую передовую в Европе. 

В середине XVI века страна в условиях внутриполитической стабильности переживала экономический подъем: появилось до 40 новых городов.

В результате активной внешней политики территория государства увеличилась вдвое, Россия получила первый порт на Балтике — Нарву.

 Все эти действия осуществлялись именем царя, однако не стоит рассматривать историю страны с точки зрения действий одного человека — тем более, что далеко не все в XVI веке делалось самим Иваном Грозным или хотя бы по его замыслам. 

Если он был такой плохой, почему же тогда правил так долго? Ведь можно было и свергнуть?

Это мы с вами сейчас, в начале XXI века, так можем рассуждать — после бурной эпохи всяких переворотов и революций. В традиционном обществе «старого порядка» все было несколько иначе. Как можно было поднять руку на законного и природного государя?

Распространенное на государственность религиозное чувство делало царя фигурой символической, как бы «живой иконой».

Управленческие функции главы государства определялись в России не писаными законами или иными юридическими установлениями, а воспринимались как проявление особой харизмы власти, когда ее носитель уподобляется сверхъестественному существу.

Такое восприятие царской власти как «предназначенной» божьим промыслом делало весьма проблематичным сопротивление «праведному», то есть истинному государю.

В глазах современников царь мог выглядеть грозным и жестоким; но это не означало, что он не на своем месте: подданные Ивана Грозного не мыслили покушаться на прирожденного государя даже во время опричных репрессий. Даже идейный противник царя Ивана и политический эмигрант князь Андрей Курбский убеждал самодержца опомниться («очютися и воспряни», «воспомяни дни свои первые, в них же блаженне царствовал еси»), но не допускал призывов к свержению царя.

Источник: https://meduza.io/feature/2016/08/09/stydnye-voprosy-pro-ivana-groznogo

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector