Кто был прототипом идолища поганого

В 1188 году в Киево-Печерской обители отошел ко Господу преподобный старец Илия, память которого православные христиане отмечают 1 января. Всенародный герой, увенчанный славой и израненный в боях, принял иноческий постриг в глубокой старости. По другой версии, инок Илья Печерский погиб в бою, когда в 1204 году князь Рюрик привел половцев в Киев и разорил лавру.

Мощи его покоятся в Ближних пещерах лавры. В 1988 году межведомственная комиссия Минздрава Украинской ССР провела экспертизу останков.

Исследование показало, что в гробнице покоится мужчина по меркам XII века преклонного возраста, перенесший множество травм и ранений и умерший от поражающего удара, нанесенного в область сердца.

Округлое орудие, возможно, копье, пронзило его левую руку и вошло в грудь. Правая рука его осталась навеки сложенной для крестного знамения.

Медики также выявили дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесенном в юности параличе конечностей.

Кто был прототипом Идолища Поганого

По другой версии Илья пришел на службу к киевскому князю Владимиру из селения Карачев близ города Моровийска на Черниговщине. А германские эпические поэмы, не вдаваясь в подробности, именуют его просто – Ильей Русским.

Кто был прототипом Идолища Поганого

Этот богатырь является главным действующим лицом в 15 сюжетах героических былин, по которым можно проследить его биографию.

Если исходить из них, то в юности Илья был парализован, а впоследствии – исцелен каликами перехожими (по некоторым версиям – Христом и двумя апостолами).

Он учился воинскому искусству у Святогора, а поступив на службу к киевскому князю, зарекомендовал себя победой над Соловьем-разбойником. Известно также, что у Ильи Муромца были непростые отношения с князем Владимиром, а его сына Сокольничка постигла трагическая судьба.

Добрыня Никитич

На картине Васнецова Добрыня изображен в виде зрелого ратника с окладистой бородой, тогда как во всех былинах Добрыня – добрый молодец. Есть мнение, что во внешность Добрыни Васнецов писал отчасти самого себя. Имя «Добрыня» обозначает «мягкосердие богатырское».

Былинный Добрыня также имеет прозвище «млад», он силен, является защитником «несчастных жен, вдов и сирот». Кроме того, он креативен – играет на гуслях и поет, азартен – не избегает игры в тавлеи. В речах Добрыня разумен, знает тонкости этикета. По всему видно, что он не простолюдин.

Как минимум – князь-дружинник.

Кто был прототипом Идолища Поганого

Летописный Добрыня сыграл большую роль в истории Руси. По «Повести временных лет» именно он посоветовал новгородским послам позвать к себе княжить Владимира, он же посодействовал женитьбе племянника на половчанке Рогнеде. За свои дела Добрыня, после смерти брата Владимира Ярополка, стал новгородским посадником и участвовал в крещении Новгорода.

Однако в былинах это, скорее, собирательный образ, которому присущи черты могучего русского витязя. Подвиги богатыря Добрыни Никитича заключаются в борьбе с многочисленными вражескими войсками.

Но главным его деянием является битва со Змеем Горынычем. Знаменитая картина Васнецова изображает бой защитника земли Русской с 7-главым драконом, однако строился сюжет на реальной основе. «Змеем» раньше называли врага.

А прозвище «Горыныч» указывает на его происхождение или место обитания – горы.

Кто был прототипом Идолища Поганого

Алёша Попович

Алёша Попович – младший из троицы былинных богатырей. Он выглядит наименее воинственным, вид его не грозный, скорее скучающий. Это объяснимо – ему скучно без брани, без авантюр, на которые он был склонен, поскольку врагов побеждал скорее не силой, а смекалкой и хитростью.

Он самый нетипичный из всех богатырей, не слишком добродетельный, хвастливый, падок до слабого пола. Традиционно Алешу Поповича соотносят с ростовским боярином Александром Поповичем, о котором есть не одно упоминание в Никоновской летописи. Он участвовал в Липецкой битве, а погиб в 1223 году в битве на реке Калке.

Однако, как из песни не выкинешь слов, так из былины не выкинешь подвига. Алеша Попович прославился двумя главными подвигами – победой над Тугариным змеем и над Идолищем поганым.

Версия сопоставления былинного богатыря с Александром Поповичем не объясняет ни одно из этих достижений, поскольку победы над Идолищем поганым, и над Тугарнином змеем были одержаны за два века до битвы на Калке.

Кто был прототипом Идолища Поганого

По материалам открытых источников

Источник: https://media.elitsy.ru/istorii/kem-na-samom-dele-byli-ilja-muromec-dob/

Исторические прототипы русских богатырей

?

Предыдущие | Следующие

svetlyachok_vtkМы знаем их с самого детства, хотим быть похожими на них, ведь они настоящие супергерои — былинные витязи. Они совершают нечеловеческие подвиги, но и у них, русских богатырей, были свои реальные прототипы.Кто был прототипом Идолища ПоганогоАлёша ПоповичКто был прототипом Идолища ПоганогоАлёша Попович — младший из троицы былинных богатырей. Он выглядит наименее воинственным, вид его не грозный, скорее скучающий. Это объяснимо — ему скучно без брани, без авантюр, на которые он был склонен, поскольку врагов побеждал скорее не силой, а смекалкой и хитростью. Он самый нетипичный из всех богатырей, не слишком добродетельный, хвастливый, падок до слабого пола.Традиционно Алешу Поповича соотносят с ростовским боярином Александром Поповичем, о котором есть не одно упоминание в Никоновской летописи. Он участвовал в Липецкой битве, а погиб в 1223 году в битве на реке Калке.Однако, как из песни не выкинешь слов, так из былины не выкинешь подвига. Алеша Попович прославился двумя главными подвигами — победой над Тугарином змеем и над Идолищем поганым. Версия сопоставления былинного богатыря с Александром Поповичем не объясняет ни одно из этих достижений, поскольку победы над Идолищем поганым, и над Тугарнином змеем были одержаны за два века до битвы на Калке.Другую версию о том, кто был прототипом Алёши Поповича рассказал искусствовед Анатолий Маркович Членов. Он считает, что более правильно сопоставлять Алешу Поповича с сыном боярина и соратником Владимира Мономаха Ольбергом Ратиборовичем.По «Повести временным лет» именно он убил в 1095 году по приказу князя приехавшего на переговоры в Переяславле половецкого хана Итларя, расстреляв его из лука сквозь дыру в крыше. Борис Рыбаков, в частности, писал, что имя Идолище, по всей вероятности, является искажением Итларя через форму «Итларище поганый». Характерно, что во всей былинной традиции именно убийство Идолища поганого является единственным примером убийства врага во дворце, а не в «чистом поле».Второй подвиг Алеши Поповича — победа над Тугарином змеем. Прототип «змея» филологи нашли ещё в XIX веке, в начале XX версию озвучил Всеволод Федорович Миллер. «Тугарин змей» — это половецкий хан Тугоркан из династии Шураканидов. Шарукан у половцев означало как раз «змея».Таким образом, все складывается. По версии Бориса Рыбакова, имя Ольберг с течением времени трансформировалось в христианское Олеша, а сопоставление Алеши Поповича с историческим воеводой Александром Поповичем, по версии Дмитрия Лихачева, более позднее.

Добрыня Никитич

Кто был прототипом Идолища ПоганогоНа картине Васнецова Добрыня изображен в виде зрелого ратника с окладистой бородой, тогда как во всех былинах Добрыня — добрый молодец. Есть мнение, что во внешность Добрыни Васнецов писал отчасти самого себя. Окладистая борода как бы намекает.Имя «Добрыня» обозначает «мягкосердие богатырское». Былинный Добрыня также имеет прозвище «млад», он силен, является защитником «несчастных жен, вдов и сирот». Кроме того, он креативен — играет на гуслях и поет, азартен — не избегает игры в тавлеи. В речах Добрыня разумен, знает тонкости этикета. По всему видно, что он не простолюдин. Как минимум — князь-дружинник.Былинный Добрыня сопоставляется филологами (Хорошев, Киреевский) с летописным Добрыней, дядей князя Владимира Святославовича. Исторически, Никитич — это не отчество, отчество у реального Добрыни вполне голливудское — Малкович. А были Малковичи из села Низкиничи. Считается, что «Никитич» — как раз трансформированное народом «Низкинич».Летописный Добрыня сыграл большую роль в истории Руси. По «Повести временных лет» именно он посоветовал новгородским послам позвать к себе княжить Владимира, он же посодействовал женитьбе племянника на половчанке Рогнеде. За свои дела Добрыня, после смерти брата Владимира Ярополка, стал новгородским посадником и участвовал в крещении Новгорода.Если верить Иоакимовской летописи, крещение проходило болезненно, «Путята крести мечом, а Добрыня огнем», дома строптивых язычников приходилось жечь. Раскопки, к слову, подтверждают большой новгородский пожар в 989 году.

Илья Муромец

Кто был прототипом Идолища ПоганогоИлья Муромец — старший из «младших богатырей». В нем все — наше. Сначала сидел на печи, потом чудесным образом исцелился, затем служил на князя, время от времени ссорился с ним, после дел ратных — ушел в монахи.Прототип нашего главного витязя — Святой Илия Печерский, мощи которого покоятся в ближних пещерах Киево-Печерской лавры. У Ильи Муромца было прозвище, его называли также «Чоботок». Чоботок — это сапожок. О том, как Илья Муромц получил это прозвание можно прочесть в сохранившемся документе Киево-Печерского монастыря:«Есть также один великан или богатырь, называемый Чоботка, говорят, что на него напало однажды много неприятелей в то время, когда он надевал сапог, и так как второпях он не смог захватить никакого другого оружия, то начал защищаться другим сапогом, который еще не надел и им одолел всех, отчего и получил такое прозвище».То, что Илия Печерский и есть Илья Муромец подтверждает и изданная в 1638 году книга «Тератургима». В ней монах из лавры Афанасий Кальнофойский говорит, что в пещерах почивает Святой Илия, которого таке называют Чибитьком. Земную жизнь богатыря «Тератургима» относит к XII веку.

Новые доказательства идентичности исторического Илии Печерского и Ильи Муромца появились в 1988 году, когда в Киев-Печерскую лавру была направлена Межведомственная комиссия Минздрава УССР. Рост Илии Печерского при жизни составлял 177 см, что для Древней Руси было внушительно.

Указанию былин на неподвижность св. Илии до 30 лет соответствуют данные о долгой болезни позвоночника. По заключению ученых, подвижник был воином, об этом свидетельствовали костные мозоли на ребрах, сросшихся после переломов.

Кроме этого, на теле обнаружено много других боевых ран, одна из которых стала, по-видимому, смертельной.

Оригинал взят у vova_91 в Исторические прототипы русских богатырейисточник

Источник: https://svetlyachok-vtk.livejournal.com/522361.html

Илья муромец и идолище поганое — 100 великих легенд и мифов мира

Эта былина дошла до нашего времени в нескольких вариантах. В одном говорится, что действие происходит в Киеве, в другой — в столице Византии Царьграде.

В образе Идолища поганого, как считают ученые, отображен обобщенный образ иноземного врага, захватчика. Им мог быть татарский хан или печенег.

Илья Муромец отправился в Царьград, чтобы освободить город от захватившего его страшного Идолища, рать которого держала в плену царьградского князя Константина Боголюбовича.

Кто был прототипом Идолища Поганого

Сковал он железными цепями князя царьградского Константина Боголюбовича.
— А каков же этот Идолище? — поинтересовался Илья.

— О, он страшнее черной ночи. Ноги у него, как деревья, руки, как грабли, голова, как котел медный, глаза горят, нос крючком с локоть в длину. А как на коня он садится, так земля под ним прогибается. И выводят того коня двадцать человек. От такого страшилища потускнело солнце над Царьградом. Воины Идолища захватили все церкви, бесчинства творят. Все боятся его.

— И ты, Иванище, мужик неотесанный, калик перехожий, богатырь русский, тоже забоялся его? Почему не схватился ты с Идолищем? Не побил его воинов и его самого, не освободил Царьград?
Ничего не ответил на это Ива-нище. Вздохнул Илья, слез со своего коня и говорит:

— Пойду я в Царьград, вызову на бой это Идолище, а ты, Иванище, бери моего коня, моего Бурушку. Можешь ездить на нем куда хочешь, только дела твори богоугодные. Бери и одежду мою богатырскую, а мне давай свою одежду мужицкую, калицкую.

Дошел Илья до Царьграда, схватил тайно одного воина, вытащил его в чисто поле и давай расспрашивать-выпытывать, где сидит этот Идолище, каков он.

Тот рассказал, что огромное Идолище сидит в княжеском дворце, ест и пьет там, и нет на земле человека, который сумел бы одолеть его. Бросил Илья его об землю, и дух из него вылетел. Направился он в Царьград, прямо в княжеский дворец. А его не пускают.

Услышал Идолище шум у ворот, сам спустился. Увидел мужика в простой одежде и спрашивает, кто он такой, зачем пожаловал в его владения.

Илья ему отвечал, что он калик перехожий, пришел из русского города Мурома. Спрашивало его Идолище, а правда ли, что на Руси есть богатырь, которого зовут Илья, он тоже из города Мурома, и он сильнее всех русичей.

Рассказал ему Илья, что Муромец из тех же мест, откуда пришел он, калик перехожий, Муромец одного с ним роста, ест и пьет он умеренно. Рассмеялся тут Идолище, говорит, что такой богатырь ему не страшен.

Читайте также:  Почему россия отдала китаю остров даманский

Сам Идолище съесть может быка запеченного и выпить семь ведер пива. И говорит далее:
— Если Илья Муромец такой богатырь, как и ты, то возьму я его одной рукой, посажу на ладонь и другой прихлопну.

От него одно только мокрое место останется.

— Смотри, как бы ручки твои не оторвались,— сказал Илья.
Обозлилось Идолище на такие слова, метнуло нож обоюдоострый в Илью. Увернулся от него богатырь и метнул клюку девяностопудовую и убил Идолище.

А потом схватил поганого, вышел во двор и давай лупить им всех его воинов. Всех перебил. Потом освободил он князя царьградского Константина Бого-любовича. Тот благодарил его, про-сиЛ остаться в Царьграде, править с ним, предлагал ему великие милости.

Только отказался от всего Илья и отправился к себе домой.

В том же чистом поле встретил он мужика Иванище и своего коня Бурушко. Переоделся он в свое богатырское платье и отправился в стольный град Киев, служить своему князю Владимиру.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И ИДОЛИЩЕ ПОГАНОЕ Ссылка на основную публикацию Кто был прототипом Идолища Поганого Кто был прототипом Идолища Поганого

Источник: https://100legend.ru/?p=266

Идолище Поганое

Идолище или Одолище Поганое – былинный богатырь, представитель темной враждебной силы, «нехристи», «татарщины». О борьбе его с Ильей Муромцем сохранилось много разнообразных вариантов.

По одним из них, Илья Муромец убил «шляпою земли греческой» Идолище Поганое, «отменившее звоны колокольные и запретившее милостыню спасенную», и тем спас от него Киев (по другим – Царьград).

Идолище Поганое, называемое также «нечестивым», «некрещеными, «жидовским», «проклятым татарином», «проклятым», «обжорой», «идолом скоропитом» и сравниваемое с Тугарином Змиевичем и Батыгой Калиной, говорит о себе: «Хлеба я кушаю по печи И мяса я ем по целому стягу

И пива я пью по три яндовы» (до 40 ведер).

Кто был прототипом Идолища Поганого Тугарин Змеевич и русский богатырь

Картина художника Виктора Королькова

Кто был прототипом Идолища Поганого

  • По описанию калики-богатыря Иванища и Алеши-Поповича: «Голова у него с пивной котел А глазища у проклятого с пивны чаши А носище был калена стрела В плечах косая сажень А туловье будто куча сенна несметная.
  • Лошадь его ведут 20 человек.»

По одному из вариантов, Идолище Поганое «объездил» Швецию, «Турецию», Казань, Рязань и Астрахань. Разбор сюжета древнерусских былин о Идолище Поганом изложен в трудах: «Русские былины старой и новой записи» под редакцией Н. Тихонравова и В. Миллера (М.,1894); В. Миллер, «Экскурсы в область русского народного эпоса» (М.,1892); его же, «Очерки русской народной словесности. Былины» (М.,1897).

Кто был прототипом Идолища Поганого

Идолище сватает племянницу князя Владимира

Из-за моря-то, моря, братцы, синего,А из-за синего моря из-за Карского,Из-за Карского моря, АрапскогоА приходило три черненых три-то корабля,А в тих-то кораблях пришло поганое ИдолищеКак ко ласковому князю ко Владимиру.Он пришел ведь к нему сватом свататьсяНа любимые всё его племянницы,Как на душечке все Марфы Дмитревны.

Говорил-то он да таковы речи:«Уж вы гой еси, мои да три татарина,Уж вы младые мои всё корабельщички!Вы подите-ка ко городу ко Киеву,А ко ласкову-ту князю ко Владимиру,А как сватайтесь на его любимой на племяннице,Чтобы с чести он отдал за меня, с радости,А без драки ведь да кроволития.

А расскажите про меня, про Идолища:А как руки мои по трех сажон,А как тулово мое – как сильной бугор,Голова моя – да как пивной котел,Глаза-ти у меня – да как пивны чаши.

А как придете ко князю ко Владимиру,А да станете вы да свататься,А как будет просить сроку на три годика, -Не давайте-ка сроку на три годика;А как будет просить да на три месяца, -Не давайте сроку на три месяца;Будет просить да на два месяца, -Не давайте ему сроку на два месяца;А как станет просить на три неделечки, -Не давайте ему на три неделечки;А как станет просить на три суточки, —

А бессрочного времени на свете нет».

А приходят три-то корабельщичкаКо князю ко Владимиру да в светлы светлицы,А не кстят они лица поганого,Не молятся да чудным образам,Как бьют они челом Владимиру,А князьям, боярам не бьют челом, не кланятся:«Уж ты здравствуй-ка, Владимир стольнокиевский!» –«Уж вы здравствуйте, дородны добры молодцы,А да три-то младых вас да корабельщичков!А ведь разве пришли вы торговать товарами да разноличныма?Вы торгуйте у мня безданно и беспошлинно».Говорят тут три татарина:«Не товарами пошли торговать да разноличныма,Мы пришли к тебе да сватом свататьсяНа твоею на любимой на племянницеЗа того же за поганого Идолища.Ты отдай за него да с чести, с радости,А без драки отдай да кроволитныя.А ты с чести не отдашь, – мы боём возьмем.Руки, ноги у Идолища по трех сажон,А как тулово его – как сильной бугор,Голова его – да как пивной котел». -«Уж вы гой еси, млады три да корабельщички!Уж вы дайте мне-ка сроку на три годика подумати». -«Не даим-то мы те сроку на три годика,Не даим-то мы те сроку на два годика,Не даим тебе сроку на единый год,Не даим тебе сроку и на три месяца,Не даим тебе сроку на три неделечки». -«Ах, отдайте мне-ка сроку на три суточки!»Говорят тут три татарина да три мурина:

«А бессрочного, братцы, времени на свете нет».

А давали князю сроку на три суточки.А да как пошли они на черны корабли,Да приходят они на черны корабли,Говорит поганое Идолище:«Уж вы гой еси, мои млады да корабельщички!А я дам ему-то сроку на три месяца».А во ту пору, во то времяСобирал-то Владимир-князь почесен пирА на князей своих, на бояр же.А как вси на пиру сидят, пьют, едят да проклажаются.

Говорил-то Владимир таковы слова:«Как ведь вси да князья, бояра!А пришло ко мне-ка свататься поганое ИдолищеНа любимой-то моей племяннице,Как на душечке на Марфы всё да Дмитревны.Заступите-ка за ней, за мою племянницу».А как говорили князья, бояра:«Мы не будем губить народу православногоЗа твою ту родную племянницу,А не будем проливать крови по-напрасному».

Как пошел-то Владимир-князь да со честна пиру,А повесил буйну голову с могучих плеч,Он пошел прямо к Марфы Дмитревны в светлу светлицу.

https://www.youtube.com/watch?v=ObqPvL9H8-E

А как увидала Марфа Дмитревна –Как идет ее-то дядюшка не по-старому да не по-прежнему,Не по-прежнему да не по-досельнему, -А да как спрошала Марфа Дмитревна:«Еще что же ты, дядюшка Владимир-князь,А придешь ты ко мне не по-старому, не по-прежнему,Ты повесил буйну голову с могучих плеч?» -«Уж ты гой еси, моя родна любимая племянница!А как подошло туто поганое Идолище,А как сватайтся на тебе, всё на Марфы Дмитревны,А как сам он говорил да таковы речи:Еще с чести не отдам, дак «мы боём возьмем».Как его-то руки, ноги – по трех сажон,А ведь тулово – как сильной бугор,Голова его – да как пивной котел,Очи ясны у него – да как пивны чаши,

А как нос его – как палка дровокольная».

Говорит тут Марфа Дмитревна:«Уж ты гой еси, дядюшка мой родимыя!Не губи народу по-напрасному,А не проливай крови горячую,А отдавай меня да с чести, с радости,Без драки отдай да кроволитныя.

А только дай придано – три черных три корабля:А первой-от корабель грузи ты зеленым вином,А второй-от корабль нагрузи да пивом хмельным же,А третей-от корабль нагрузи да медом сладким же.

Провожатых дай моих братьев крестовых, все названых же:А первого-то брата дай Добрынюшку Микитича,А второго-то брата дай Михайлушка Игнатьева,А третьего брата Олешеньку Поповича».А как дават ей князь три черных корабля,Нагружат напитками разноличныма.Повелась у князя тут ведь свадьба же.

Посылали звать Добрынюшку с Михайлушком –душой-то красных девицей,А пошли они-то звать к Марфы Дмитревны на девью плачь.

Они ходят зовут да красных девицей,А зовут они молодых-то вдов,А зовут-то они жен ведь мужния:«Уж вы милости просим, души красны девицы,К Марфы Дмитревны на девью плачь!Вас зазвала-то Марфа Дмитревна на девью плачь».А как тут скоро сбирались красны девицы,А как белые лебедушки на заводи слеталися.А как не бела тут на заводи, бела лебедь воскикала,А как слезно Марфа Дмитревна восплакала.Тут заплакали да слезно красны девицы,А да тут пуще заплакали по ней молоды вдовы,

Еще пуще тут заплачут жены мужние.

А да как отплакали тут да красны девицы,А пошла у Владимира свадьба навеселе.Как пришел-то тут поганое Идолище,А садился он за столы да белодубовы,За питья, за ествы сахарные.А как ест он, татарин, по-звериному,А как пьет-то он да по-скотиному.А как пили, ели, напивалися,А пошли они, повели Марфушку на черны корабли.

А как провожают ей народ да православныя,Провожают ей да слезно плачутся.А как приходила Марфушка на свой чернен корабль,А заходит она в каюту корабельную,А при ею тут Добрынюшка Микитич млад.Потянула поветерь тиха способная,А пошли тут корабли да во сине море,Во сине море да во свое село.А как русская земля да потаилася,Как поганая земля да заменилася.

А как по Божьей-то былобелыц по милости,По Марфушкиной было участи, -А как пала тут ведь тиха тишина,Не несет-то никуда да черных кораблей.

А как выходила из каюты все ведьМарфа Дмитревна на палубу,А сама она ведь говорит да таковы речи:«Уж ты гой еси, да брат крестовыя!Постарайся-ка ты изобелыц всих же,Подорожи моей да буйной головой,А кричи поганому Идолищу во всю голову,А чтобы он стянулся всима корабли да во одно место;Уж вы пойте-ка татаровей всих допьяна,А я сама пойду поить поганого Идолища».А да как закричал Добрыня громким голосом:«Уж ты гой еси, поганое Идолище!А зовет тебя Марфа-то Дмитревна стягатисяда черныма корабли:Она хочет сделать пир на радости,Что своя земля да потаилася,А как ваша земля да сременилася».Как услыхал тут поганое Идолище,А весьма он сделал весьма радостен,Приказал он во едно место связатися.Повела ли тут Марфа Дмитревна поганого ИдолищаВ свою каюту корабельную,А садила его на стул на ременчат же,А садила за те ествы за сахарные,Она стала наливать-то чары зелена вина,А как стала наливать да чары пива хмельного,На закуску, на запивку меду сладкого.А как начал тут Идолище пить, есть да без опасности.А он пьет-то вино досуха,Запиват да пивом хмельныим,Закусыват да медом сладкиим.Вдостали зашаталася его да буйна голова, А валила его на кроваточку тесовую,На мягку перину на пуховую.Захватил-то он Марфу в охапочку,А как заспал он сном да богатырскиим,А со сна на ней накинул руку правую,А накинул на ней да ногу правую,А да чуть под ним жива лежит,

Душа в теле полуднует.

Закричала она громким голосом:«Уж ты гой еси, ты брат мой крестовыя!А сойми с меня руку Идолища,А скинь с меня ногу поганого».Прибежал Добрынюшка в каюту корабельную,А как сметыват с ней праву руку,А как скидыват он с ней все леву ногу.Как соскакивала Марфа с кроваточки,А выскакивала она на палубу ту корабельную.Как хватил Добрыня востру саблю же,А отсек Идолищу да буйну голову.

Заскакало тут поганое Идолище.А как он присек его ведь намелко,А сметали его да во сине море,Как рубили татаровей да до единого.Потянула им-то поветерь да все способнаяА да как ко городу ко Киеву, А ко ласкову князю-ту ко Владимиру.Как приходят они в красен Киев-град,Услыхал тут всё Владимир-князь да со княгинею,Как стречали со всего города со Киева,А как собиралися народа православные.

Тут пошел у князя пир навеселе, на радости.

Источник: http://godsbay.ru/slavs/idolishe_poganoe.html

Илья одолевает Идолище Поганое. | ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И ДРУГИЕ. Блог-книга Александра Головкова

Начало блог-книги здесь. Предыдущее здесь.

Кто был прототипом Идолища Поганого

В 1094 году произошли немаловажные события, по ходу которых Илья Муромец оказал неоценимую услугу своему князю.

Сюжетная схема, выявляемая путем анализа былины «Илья и Идолище» (соотносимой с указанными событиями), выглядит примерно так: Илья одолевает Идолище Поганое, оказавшись без оружия в окружении врагов (10).

Исторический прототип Идолища – хан Итларь, союзник Олега Святославича, один из главных вождей половецкого кочевого объединения, нападавшего на русские земли в 1093 году.

О бедствиях того времени повествуют летописи: «Города опустели, в селах пылают церкви, дома, житницы и гумны. Жители издыхают под острием меча или трепещут, ожидая смерти.

Пленники, заключенные в узы, идут наги и босы в отдаленную страну поганых, сказывая друг другу со слезами: «Я из такого-то города русского, я из такой-то веси» (11).

Читайте также:  При каком условии душа из ада может перейти в рай

Святополк и Мономах заключили мир с половецкими ханами, щедро их одарив. Но этот бесславный мир не принес спокойствия русской земле. Степные орды без опасения кочевали у самых рубежей Руси, подходили к стенам пограничных городов.

Ханы формально не воевали с русскими князьями, но пограничный люд стонал от насилия степняков. То тут, то там грабительские ватаги врывались в селения, угоняли скот, захватывали в рабство зазевавшихся мужиков и баб.

И некому было спасать русских людей, мстить за обиды Русской земли.

Святополк Киевский, подражая Олегу Черниговскому, искал дружбы с половцами, и ради того женился на дочери хана Тугоркана, предводителя одной из сильнейших орд.

И другие князья, занятые междоусобными разборками, не помышляли о борьбе со степными хищниками. Раздираемый враждой княжеский дом уже не объединял, а разделял русские земли.

Общерусская государственная система пребывала в состоянии паралича.

Владимир Мономах резко выделялся среди многочисленных потомков Ярослава Мудрого. Добровольно отказавшись от борьбы за Киев и Чернигов, он неустанно призывал к примирению всех правителей русских княжеств, к объединению сил для общей защиты от внешнего врага. Он еще не выиграл ни одного крупного сражения, но уже приобрел репутацию самого ревностного защитника Руси.

Переяславское княжество, расположенное на границе с половецкими степями, было небогатым и не слишком обширным.

Но политическое влияние удельного переяславского князя распространялось по всей стране; c ним связывались надежды на восстановление могущества Русской державы.

Мономаху симпатизировали и своевольные бояре Великого Новгорода (12), и смиренные (но весьма влиятельные) иноки Киево-Печерской обители, и простолюдины из всех земель, уставшие от бесконечных неурядиц.

Популярность Мономаха раздражала очень многих, и на Руси, и в половецких степях. И вот однажды к стенам Переяславля заявились: хан Итларь и его брат Китан, с ними – сильный отряд конников. Они пришли не воевать, а как бы в гости к «русским друзьям», с которыми совсем недавно заключили мир.

Не принять гостей Мономах не мог: это было бы оскорбление, равнозначное объявлению войны. Он пригласил Итларя в город, но – одного, без его воинов, оберегаясь тем самым от опасности внезапного нападения.

Итларь согласился оставить брата с войском за пределами городских стен, но потребовал в заложники княжеского сына, чтобы иметь гарантии личной безопасности на время пребывания в Переяславле. Мономаху пришлось согласиться, и юный княжич Святослав отправился в половецкий стан.

Итларя с почетом приняли в городе, поместили в доме тысяцкого Ратибора.

Идолище Поганое – так прозвали переяславцы незваного гостя. Уверившись в собственной безопасности, Итларь держался надменно, как победитель среди побежденного народа. Требовал подношений и угощений, для себя, своей родни и воинов. И не торопился покидать город.

Это была точно рассчитанная провокация (13). Хан намеренно унижал князя на глазах его сограждан, и следовало ожидать, что скоро вся Русь начнет смеяться над Мономахом, который звал на борьбу с половцами, а потом шею согнул перед Идолищем.

Мономах должен был что-то предпринять, чтобы не опозориться окончательно.

Как сообщают летописи, бояре советовали князю разделаться с ненавистными пришельцами, и, после некоторых колебаний, Мономах согласился на такой шаг.

Отборные дружинники и наемные торки напали ночью на Китана и его воинов, перебили их всех и освободили Святослава, живым и невредимым.

А утром Итларь, ничего не подозревавший, вышел к завтраку и был убит стрелой, которую пустил через особое отверстие в потолке Олбег, сын воеводы Ратибора (11).

В кратком летописном рассказе отсутствуют весьма важные подробности. Разрабатывая план ночного нападения на половецкий стан, Мономах и его воеводы должны были, в первую очередь, подумать о защите Святослава в начальный момент схватки. Ведь половецкие стражи постоянно находились рядом с княжичем, а воины Мономаха должны были пробиваться к нему с боем.

Анализ былинных текстов позволяет предположить, что Илья Муромец принял на себя обязанности телохранителя. В половецкий стан он проник в облике калики перехожего. Назвался Иваном (Иванищем-калечищем), бормотал что-то о Святой земле, о граде Иерусалиме.

Таких людей в половецкой степи, как и на Руси, не обижали, считая их не совсем нормальными и, в то же время, сопричастными к чему-то внеземному. Бдительные стражи допустили хромоногого странника с клюкой к Святославу: пусть развлекает скучающего княжича.

Когда воины Мономаха атаковали лагерь Китана, разъяренные половцы кинулись в шатер Святослава, но Илья закрыл собой княжеского сына.

Клюка в деснице могучего воина разила врагов, как боевая палица, а на растопыренные пальцы левой руки он натянул странническую шапчонку, и этим подобием щита отразил нож, брошенный кем-то их нападавших.

Схватка была недолгой: подоспела подмога, добившая тех врагов, кто не попал под сокрушительные удары Муромца.

Спаситель Святослава удостоился щедрых наград и услышал немало благодарственных слов из уст своего князя. Таких наград и почестей он никогда более не получал, за всю свою долголетнюю службу.

Убийство беззащитного гостя (даже если это был враг, принятый, как гость) считалось делом постыдным; подобное не оправдывалось никакими соображениями политики.

Расправа с Итларем стала одним из самых неприятных для Мономаха эпизодов в его биографии. И летописцы мономаховой эпохи отобразили данный исторический сюжет достаточно сухо, без лишних подробностей.

О подвиге воина Ильи – не упомянули. Продолжение

!!! Примечания к Главе 4 смотрите здесь.

Источник: https://www.peremeny.ru/book/muromets/72

Идолище Поганое (злодей)

Кто был прототипом Идолища Поганого

В русских народных сказках присутствует много коварных героев, которые пытаются сбить с праведного пути добрых молодцев и тем самым рассеять смуту. Это и Кощей Бессмертный, и Баба Яга, и Змей Горыныч.

Все они прототипы зла, но, почему-то не вызывают резко негативных эмоций у читателя или слушателя. Многие из этих героев в итоге даже помогают молодцу победить, некоторые принимают сторону добра в конце.

Одним словом – это нечисть, которой можно дать второй шанс.

Но есть образ в русских народных сказках, которого оправдать никак нельзя, даже если он и решит изменить свою позицию. Речь идет об Идолище Поганом, известном из сказки об «Илье Муромце и об Идолище Поганом».

“Ростом как сенная копна, глазищи как чашищи, в плечах косая сажень”

Как известно, на Руси почти четыре столетия стояло татаро-монгольское иго. Страшное, сметающее все на своем пути оно уничтожало праведный русский народ, разворовывало города и селения, заставляло жить народ по новым, чуждым указам.

Это не просто враг, это настоящее чудище. По описаниям, его везет двадцать лошадей, за раз он может съесть хлеб, размером с печь, и мяса стяг. Пива он выпивает три яндовы.

В общем, в сказках Идолище Поганое такое же огромное, как все его войско, войско татаро-монгольского ига. Сравниться по ужасу и страху он может только с Тугариным Змеем.

Но Змей то мифическое существо, а Идолище – самый страшный человек на свете.

Зачем народным сказкам понадобился такой невероятно ужасный персонаж? Идолище Поганое – это вполне себе характерный антипод Ильи Муромца.

Злой антихрист, нечистивый проклятый татарин, который еще и отменил православную милостыню, противопоставляется русскому крепкому молодцу Илье Муромцу.

Он гиперболизируется в своих пороках, чтобы при их помощи на фоне Илье быть максимально отвратительным для читателя и олицетворять собой всю страшную эпоху нашествия.

Очевидно, сказка составлялась уже после победы над игом. Так же, как Идолище Поганое представляет собой собирательный образ татарского войска, Илья Муромец – мужественный православный русский народ.

Естественно, в самом конце богатырь одерживает победу над захватчиком и убивает его при помощи «шляпы земли греческой». Вера в Бога, желание быть свободным и честным помогает Илье Муромцу в победе.

Идолище Поганое больше не навредит земле русской.

Так же, как образы сильных героев демонстрируют крепость духа русского народа, так Идолище Поганое выступает в качестве инструмента демонстрации этой силы. Мол, ничто не способно сломить русского человека.

Источник: https://schci.ru/Idolische_Poganoe.html

Прототипы трех богатырей: кто они

Кто был прототипом Идолища Поганого

Мы знаем их с самого детства, хотим быть похожими на них, ведь они настоящие супергерои — былинные витязи. Они совершают нечеловеческие подвиги, но и у них, русских богатырей, были свои реальные прототипы.

Алёша Попович

Алёша Попович — младший из троицы былинных богатырей. Он выглядит наименее воинственным, вид его не грозный, скорее скучающий. Это объяснимо — ему скучно без брани, без авантюр, на которые он был склонен, поскольку врагов побеждал скорее не силой, а смекалкой и хитростью. Он самый нетипичный из всех богатырей, не слишком добродетельный, хвастливый, падок до слабого пола.

Традиционно Алешу Поповича соотносят с ростовским боярином Александром Поповичем, о котором есть не одно упоминание в Никоновской летописи. Он участвовал в Липецкой битве, а погиб в 1223 году в битве на реке Калке.

Однако, как из песни не выкинешь слов, так из былины не выкинешь подвига. Алеша Попович прославился двумя главными подвигами — победой над Тугариным змеем и над Идолищем поганым. Версия сопоставления былинного богатыря с Александром Поповичем не объясняет ни одно из этих достижений, поскольку победы над Идолищем поганым, и над Тугарнином змеем были одержаны за два века до битвы на Калке.

Другую версию о том, кто был прототипом Алёши Поповича рассказал искусствовед Анатолий Маркович Членов. Он считает, что более правильно сопоставлять Алешу Поповича с сыном боярина и соратником Владимира Мономаха Ольбергом Ратиборовичем.

По «Повести временным лет» именно он убил в 1095 году по приказу князя приехавшего на переговоры в Переяславле половецкого хана Итларя, расстреляв его из лука сквозь дыру в крыше.

Борис Рыбаков, в частности, писал, что имя Идолище, по всей вероятности, является искажением Итларя через форму «Итларище поганый».

Характерно, что во всей былинной традиции именно убийство Идолища поганого является единственным примером убийства врага во дворце, а не в «чистом поле».

Второй подвиг Алеши Поповича — победа над Тугариным змеем. Прототип «змея» филологи нашли ещё в XIX веке, в начале XX версию озвучил Всеволод Федорович Миллер. «Тугарын змей» — это половецкий хан Тугоркан из династии Шураканидов. Шарукан у половцев означало как раз «змея».

Таким образом, все складывается. По версии Бориса Рыбакова, имя Ольберг с течением времени трансформировалось в христианское Олеша, а сопоставление Алеши Поповича с историческим воеводой Александром Поповичем, по версии Дмитрия Лихачева, более позднее.

Добрыня Никитич

На картине Васнецова Добрыня изображен в виде зрелого ратника с окладистой бородой, тогда как во всех былинах Добрыня — добрый молодец. Есть мнение, что во внешность Добрыни Васнецов писал отчасти самого себя. Окладистая борода как бы намекает.

Имя «Добрыня» обозначает «мягкосердие богатырское». Былинный Добрыня также имеет прозвище «млад», он силен, является защитником «несчастных жен, вдов и сирот». Кроме того, он креативен — играет на гуслях и поет, азартен — не избегает игры в тавлеи. В речах Добрыня разумен, знает тонкости этикета. По всему видно, что он не простолюдин. Как минимум — князь-дружинник.

Былинный Добрыня сопоставляется филологами (Хорошев, Киреевский) с летописным Добрыней, дядей князя Владимира Святославовича. Исторически, Никитич — это не отчество, отчество у реального Добрыни вполне голливудское — Малкович. А были Малковичи из села Низкиничи. Считается, что «Никитич» — как раз трансформированное народом «Низкинич».

Летописный Добрыня сыграл большую роль в истории Руси. По «Повести временных лет» именно он посоветовал новгородским послам позвать к себе княжить Владимира, он же посодействовал женитьбе племянника на половчанке Рогнеде. За свои дела Добрыня, после смерти брата Владимира Ярополка, стал новгородским посадником и участвовал в крещении Новгорода.

Если верить Иоакимовской летописи, крещение проходило болезненно, «Путята крести мечом, а Добрыня огнем», дома строптивых язычников приходилось жечь. Раскопки, к слову, подтверждают большой новгородский пожар в 989 году.

Илья Муромец

Илья Муромец — старший из «младших богатырей». В нем все — наше. Сначала сидел на печи, потом чудесным образом исцелился, затем служил на князя, время от времени ссорился с ним, после дел ратных — ушел в монахи.

Прототип нашего главного витязя — Святой Илия Печерский, мощи которого покоятся в ближних пещерах Киево-Печерской лавры. У Ильи Муромца было прозвище, его называли также «Чоботок». Чоботок — это сапожок. О том, как Илья Муромц получил это прозвание можно прочесть в сохранившемся документе Киево-Печерского монастыря:

Читайте также:  Почему ученые считают, что предками украинцев были монголы

«Есть также один великан или богатырь, называемый Чоботка, говорят, что на него напало однажды много неприятелей в то время, когда он надевал сапог, и так как второпях он не смог захватить никакого другого оружия, то начал защищаться другим сапогом, который еще не надел и им одолел всех, отчего и получил такое прозвище».

То, что Илия Печерский и есть Илья Муромец подтверждает и изданная в 1638 году книга «Тератургима». В ней монах из лавры Афанасий Кальнофойский говорит, что в пещерах почивает Святой Илия, которого таке называют Чибитьком. Земную жизнь богатыря «Тератургима» относит к XII веку.

Новые доказательства идентичности исторического Илии Печерского и Ильи Муромца появились в 1988 году, когда в Киев-Печерскую лавру была направлена Межведомственная комиссия Минздрава УССР. Рост Илии Печерского при жизни составлял 177 см, что для Древней Руси было внушительно.

Указанию былин на неподвижность св. Илии до 30 лет соответствуют данные о долгой болезни позвоночника. По заключению ученых, подвижник был воином, об этом свидетельствовали костные мозоли на ребрах, сросшихся после переломов.

Кроме этого, на теле обнаружено много других боевых ран, одна из которых стала, по-видимому, смертельной.

Источник

Источник: http://www.nationaljournal.ru/articles/2018-09-08/3157/

Богатырь Идолище Поганое: кто это на самом деле

«Голова у него размером с котел, глаза, как пивные чаши, косая сажень в плечах, а туловище, как несметная куча сена, а его гигантского коня ведут сразу 20 человек» — так описывается в русских былинах богатырь Идолище Поганое. Но кто (или что) скрывается за этим именем на самом деле?

Идолище в былинах

Идолище поганое, наряду с Тугариным, Калин-царем и Змеем Горынычем – вечный противник положительных былинных героев-богатырей. Идолище постоянно посягает на русские земли, захватывая то один, то другой город. И богатырям, конечно, ничего другого не остается, как защищать свою родину.

Так в одной из былин Идолище Поганое захватывает Царьград и берет в плен самого царя. Илья Муромец, переодевшись в нищего бродягу, проникает в город, а затем в царские палаты и вступает с Идолищем в бой. Однако по причине своеобразного наряда у Ильи не оказывается под рукой никакого оружия. И он убивает противника волшебным головным убором, так называемой «шапкой земли греческой».

Тот же самый сюжет описан и в другом варианте былины. Только теперь Идолище Поганое занимает Киев. Меняется оружие, повествование, названия городов, неизменным остается только одно – захват Идолищем русских территорий.

Идолище в реальности

На самом деле богатырь Идолище Поганое – это не просто отрицательный персонаж, а, скорее, собирательный образ – образ врага, а именно татар.

Не зря в былинах Идолище зовется и «некрещеным», и «нечестивым», и «идолом- скоропитом», и «проклятым татарином». Он предстает в сказаниях прожорливым и ненасытным.

«Хлеба я кушаю по печи, и мяса я ем по целому стягу, и пива я пью по три яндовы» — так о себе говорит само Идолище.

Согласно былинам, Идолище Поганое, как и противники Руси того времени, является мусульманином. Этот факт подтверждают и тексты народных сказаний. Так в одной из былин говорится о том, что Идолище, захватив очередной город, запрещает колокольный звон и милостыню. А ведь именно милостыня, согласно православной вере, очищает от множества грехов.

На вероисповедание Идолища указывает и один из вариантов сражения все того же Ильи Муромца с врагом. Положительный герой спасает Киев только благодаря постройке в городе колокольни, которая, конечно, пришлась не по нраву Идолищу — представителю иного религиозного течения.

Зачем придумали Идолище?

В битвах с противниками Русь не раз терпела тяжелые поражения. Однако отвратительный образ Идолища Поганого и его неминуемая гибель от рук храбрых богатырей способствовали поддержанию духа русских воинов и народа в целом.

Поначалу в былинах фигурировали имена печенегов и половцев, которые во времена создания былин и являлись активными противниками Руси.

Как, например, половецкий князь Шарукан, названный в сказаниях Кудреваном или хан Тугоркан – Тугарин Змеевич.

Однако впоследствии сказания не раз переделывались, и когда на Руси появились татары, главными отрицательными персонажами стали именно они. К примеру, как предполагают историки, прототипом Калин-царя стал татарский хан Менгу-Каан.

В связи с этим былины можно считать своеобразными учебниками истории в устной форме. Их передавали из поколения в поколения, пели на пирах и всевозможных празднествах.

Источник: https://suharewa.ru/bogatyr-idolishhe-poganoe-kto-eto-na-samom-dele/

Правда о Древней Руси зашифрована в былинах

Где на самом деле жил Илья Муромец и кто такой Идолище Поганое? Зачем Илья Муромец хотел разгромить Византию? Почему былинный Киев стоит не на Днепре, а на Дунае? Могла ли Древняя Русь граничить с Италией?

Откуда в былинах столько «языческих» обрядов и символов? Каким был обряд похорон знатных людей в Древней Руси? Был ли Князь Владимир Красно Солнышко русских былин тем человеком, который крестил Русь? Каков возраст русского эпоса? О том, какая информация зашифрована в русских былинах, рассказывает историк Лев Прозоров.

— А знаете ли вы, что русский народ — один из немногих народов мира, сохранивший богатейший крупнейший национальный эпос: былины. Не только то немногое, что всем известно: при Илью Муромца и Соловья Разбойника, про Алешу Тугарина. Масса героев, масса сюжетов, масса событий.

Веками сказители пересказывали, переходили в семьях от бабки к внучке, от деда к внуку — переходили предания о богатырях. Священным долгом своим считали родители рассказывать, ничего не меняя. Хотя не всегда это удавалось, потому что время шло, изменялась жизнь, изменялся мир. И какие-то изменения на былинах сказывались.

Появлялись какие-то новые персонажи, новые имена, потому что старые звучали не совсем понятно. Хотин превращался в Хотея, Лешка — в Алешу и так далее.

Простой пример: былина об Илье Муромце и Идолище поганом первоначально в самых древних своих записях 17-го века — еще до Петра — повествует о том, что Илья отправился в поход на Царь-град, а Идолище поганое был слугой царь-градского кесаря: царь-градским богатырем — и собирался убить его ради приказа своего покровителя: византийского императора. И когда Илья со своими сподвижниками под видом перехожих пробрался в царь-град и побил идолище, тем самым он спас Русь от набега, спровоцированного византийцами. В последствии, когда на север… русский север хранились веками былины о потоке старообрядцев от преследований старообрядцев петровских, а старообрядцы царь-град: центр византийской веры — очень почитали. Стало как-то немножко неудобно описывать ситуацию, как православный богатырь — тем более, что в 17-м веке Илью задним числом записали в православные святые, — как-то неудобно стало, что русский богатырь, да еще и святой воюет со святым городом царь-градом.

И потому Идолище сделали уже не слугой, а пленителем, захватчиком царь-градского отца, царь-градского императора, а Илья стал спасителем святого города от захватчика, от негодяя.

Но и это впоследствии сказителям показалось уж слишком далеким. И былина претерпела еще одно изменение. Ее сюжет переместился в Киев — и Илья спасал Русь уже в Киеве.

Но тем не менее, несмотря на все эти изменения, очень много сохранилось с древнейших времен.

Отголоски былинных преданий мы встречаем в записях арабов 10-го века: Ибн Фадлана, Ибн Рушд. И получается, что уже в десятом веке уже сложенные былины были известны, исполнялись, их слышали арабские путешественники.

Как же так получается? Получается, что былины сложились в языческие времена? Если мы присмотримся к текстам былин, мы обнаружим: да, сложились в языческие времена.

Когда враг подходит к городу Киеву и Владимир Красное Солнышко, испуганный этим, собирается бежать, княгиня говорит ему: «Не бойся, а пойди ты к церквушке, молись богам нашим могучим». Из этого уже видно, что боги могучие.

Изначально там, конечно, была не церковь, раз Владимиру предлагается поклониться в этой церкви — якобы церкви богам могучим.

В былинах сохранилось описание языческого обряда погребения в былине про Михаила Батурина: погребение в ладье, в колонне белодубовой, оббитой тесом по бокам, вместе с конем, вместе с женой.

Такие обряды, конечно, в ближайшем окружении князя, то есть том, которые должны были первыми обратиться к новой вере, могли быть только в языческие времена. Но я уже говорил, что Ибн Фадлан, живший еще до крещения, описывает вещи, явно пересекающиеся с былинами.

«Ну как же так?» — могут спросить меня. Владимир-то у нас Красное Солнышко традиционно считается тем самым Владимиром, что крестил Русь. Получается, что не совсем так. В былинах Владимир вплоть до конца 19-го века, начала 20-го никогда не называется Святославовичем. Он везде называется Всеславовичем.

Этого мало. Где княжит Владимир? В Киеве. А где стоит Киев? Всем понятно, что современный Киев: столица Украинской республики — находится на Днепре. В былинах он находится не на Днепре.

Если вы видели картину Васильева «Рождение Дуная», то помните, что, по преданию — по былинному преданию Дунай-река зародилась из крови заколовшегося, бросившегося на меч богатыря.

Кстати, тоже языческая черта, поскольку всем известно, что христианство самоубийство сурово осуждает, а вот у русов-язычников был такой обычай: когда человек обесчестил себя, а Дунай себя обесчестил, погубив свою жену, доверившуюся ему, он должен броситься на меч.

Так и делает Дунай в легенде. Но делает он это под Киевом. И под Киевом от его крови протекает Дунай-река. И это не единственный случай.

В другой былине Илья Муромец, ведя на подмогу к осажденному очередным вражеским полчищем Киеву своих соратников, вместе с ними на конях перескакивает Дунай-реку. По Дунай-реке к Киеву приплывает Дюк Степанович в третьей былине. И таких примеров множество.

Былинный Киев находится на Дунае, и правит там не Владимир Святославович, а Владимир Всеславович Красное Солнышко.

Это совпадает с преданиями немецкими и шведскими о том, что Ильяз Русский: лучший воин прусского короля Вольдемара — сражался еще с готами и гуннами в стране, которая была… Граничила одновременно с апулийскими землями в Италии и землями вертинов, то есть веретов Лютичей: половских славян.

А если мы возьмем наши былины, найдем мы там упоминание об этом? Найдем.

В былинах упоминается, что Илья Муромец жил несколько лет в тальянской земле, прижил там дочь, которая потом вернулась на Русь как богатырка и вступила в поединок со своим родителем.

И в былинах же упоминается о том, что Киевское княжество тоже граничит с землей помарианской — тоже еще одно из названий земель балтийских славян.

Таким образом, и былины русские и немецкие предания по их мотивам и шведские предания по их мотивам указывают, что былины гораздо древнее, чем принято считать. Как минимум уже в рунах они существовали.

Традиционно считается, что якобы там смещения какие-то произошли. Но это немножко странно, потому что подданные Вольдемара Конбергского Владимира Крестителя скандинавы прекрасно знали.

И они не стали бы отлично знакомого им правителя соседнего государства сдвигать в древность готам и гуннам. Такого, конечно, произойти не могло.

В частности, например, Владимир Красное Солнышко в былинах ведет себя совершенно не так, как вели себя летописные князья Киевской Руси, зато очень похоже на то, как явно с песен русов описывал царя русов Ибн Фадлан. То есть, получается, что по былинам, если посмотреть внимательно тексты…

Что Русь былинная… Русь былинная и Киев былинный расположены не совсем там, где мы их привыкли расставлять: не в Восточной, а в Центральной Европе. Не даром Илья Муромец постоянно ездит по латынским, то есть римским, знаменитым римским дорогам.

И это, кстати, совпадает с исследованиями многих ученых, которые по названиям местностей, по упоминаниям подчеркивают, что в Центральной Европе в среднем течении Дуная в Средневековье долго еще помнилось о том, что там находилась какая-то Русь, родственная нашей.

Видимо, памятью о той Руси и являются дошедшие до нас сейчас, перенесенные на нашу почву, киевские богатырские былины.

Источник: https://vitalidrobishev.livejournal.com/5771125.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector