«народное православие»: как оно возникло

«Народное православие»: как оно возникло

Праздник является ежегодным и одним из важнейшим для христиан. Полностью его название звучит так: Успение пресвятой владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Католики и православные отмечают его в разные даты. Первые — 15 августа, вторые — 28-го.

История праздника

В этот день верующие вспоминают окончание (успение) земной жизни Девы Марии — матери Иисуса Христа. Согласно евангельскому преданию, она жила в доме на горе Сион, в Иерусалиме.

Дева Мария часто поднималась на Голгофу и у Гроба Господня молилась. Богородица прожила более 70 лет. Незадолго до смерти перед ней явился Архангел Гавриил.

Он рассказал ей об окончании ее земного пути и предрек встречу с Иисусом.

Архангел попросил Марию не бояться физической смерти, ведь после ее ожидала вечная жизнь в Царствии Божием. Перед смертью Мария захотела увидеть всех апостолов, которые проповедовали христианство.

Согласно Евангелию, ее желание исполнилось. Ученики Христа были перенесены к дому Богоматери. Она тепло с ними попрощалась, около ее ложа возникло сияние, а затем она тихо умерла.

Именно поэтому праздник Успения связан со светлой грустью.

Дева Мария была похоронена в пещере в Гефсимании, рядом со своими родителями Иоакимом и Анной, а также супругом Иосифом Обручником. Апостол Фома, согласно апокрифу, опоздал на прощанье с Богоматерью.

Ради Фомы другие апостолы отодвинули камень, закрывавший вход в пещеру, но тела Марии там не было. Ему в утешение Мария с неба бросила свой пояс.

По преданию, потом этот предмет одежды стал святыней, известной как Пояс Пресвятой Богородицы.

Народные традиции

Как известно, в народе этот праздник называют Первая Пречистая. Вторую Пречистую (Рождество Богородицы) отмечают 21 сентября. Третья Пречистая (Введение Богородицы во храм) проходит 4 декабря.

Эти даты означают окончание осенних полевых работ и предвещают начало зимы. Люди на Руси говорили: «Первая Пречистая рожь засевает, Вторая — дождем поливает, Третья — снегом укрывает».

После Успения женщин в деревнях по возможности освобождали от тяжелой работы. Именно об этом говорит поговорка: «Пришла Первая Пречистая — стала девушка речистая» (то есть появилось время на посиделки и разговоры).

После Успения Богородицы на Руси начинался период осенних свадеб. Чаще всего их играли на Покров (14 октября).

Что хорошо делать на Успение

В этот день на Руси освящали муку и хлеб. Им обычно угощали хлебом голодных и нищих. Также 28 августа молились за близких. Особенно на Успение хорошо просить у Господа о благополучии и здоровье детей, а также девушек и замужних женщин. Богоматерь является заступницей всех детей и женщин, а также слабых и немощных людей.

В конце августа также начиналась подготовка к свадьбам. Считалась, что если на Первую Пречистую удалось договориться о торжестве, которое пройдет на Покров, то молодожены проживут вместе счастливую и долгую жизнь. У них будет хороший достаток и много детей.

Что нельзя делать на Успение

В праздничный день запрещалось любая работа, кроме… соленья огурцов. Кроме того, девушкам советовали 28 августа не плести косы и стричь волосы. Иначе не видать им замужества. В этот день строго-настрого запрещалось сквернословить и ругаться. Также нельзя было готовить еду, если праздник приходился на постный день, то есть на понедельник, среду или пятницу.

В этом случае продолжают действовать правила поста. Запрещены мясо, молочные продукты, яйца. Можно есть горячую постную пищу с растительным мясом, морепродукты и рыбу. В любом случае еда должна была быть приготовлена накануне. Если же хозяйка в этот день взялась что-то варить или жарить, то ее семью могли ждать безденежье и голод.

«Народное православие»: как оно возниклоИсточник фото: Pixabay

Незамужним девушкам утром 28 августа запрещалось с кем-либо разговаривать. Прежде чем сказать первое слово, она должна была умыться холодной водой, при этом говоря про себя: «Пресвятая Богородица, ты всех венчаешь, семьи соединяешь — и мне жениха помоги найти».

Чтобы не притянуть страшные болезни, на Успение в деревнях нельзя было ходить босиком. Ведь в этот праздник природа тоже оплакивает смерть Марии. Роса — это слезы земли, которые в этот день очень горькие.

Приметы

  • Все приметы этого дня были посвящены приближающейся осени:
  • — гроза на Успение — осень будет ранней и дождливой, радуга на небе — осень будет теплой, но сырой;
  • — туман на Успение: запасай большую корзину — грибов будет много;
  • — хорошая погода на Успение — бабье лето будет прохладным;
  • — иней на Успение — будет короткая осень и долгая морозная зима;
  • — на Успение не успела суженого присмотреть: год замуж не выйдешь.

Бабьим летом называли две недели после Успения. Оно продолжалось до Ивана Постного (11 сентября).

Источник: https://360tv.ru/news/tekst/uspenie-bogoroditsy/

Хасиды попали под контроль оккультистов из СССР

03.09.2019 16:34:00

Кто и зачем организует противодействие еврейским общинным центрам

«Народное православие»: как оно возникло Планы строительства общинного центра в Перми обсуждаются уже три года. Изображение с сайта www.gorodperm.ru

Местные организации Федерации еврейских общин России (ФЕОР) практически одновременно подверглись обструкции в двух городах: Краснодаре и Перми. 23 августа группа жительниц кубанской столицы вошла в здание синагоги и обрушила на раввина Арье‑Лейба Ткача шквал вопросов о «зловредном влиянии секты Хабад».

Ранее, 12 августа, в Перми прошло собрание участников публичных слушаний по поводу строительства в центре города общинного центра ФЕОР, и здесь также досталось раввину Залману Дайчу от сплоченной группы активных противников проекта. Совпадение этих событий показалось нам неслучайным, и «НГР» попытались разобраться в существе конфликта.

В него, как оказалось, вовлечены участники, которых объединяет стойкое неприятие еврейских традиций.

Первую попытку проникнуть в синагогу Краснодара группа, именующая себя «Народным контролем», предприняла 21 августа. У входа в общинный центр активистов встретили запертые ворота. Спустя два дня «контролеры» вернулись в синагогу и застали здесь раввина Ткача.

Духовный лидер общины в течение часа слушал взволнованных краснодарских граждан и отвечал на их вопросы.

«Народный контроль» выяснил, что у раввина кроме российского есть и израильское гражданство, а также высказал свои претензии, среди которых была и такая: евреи навязывают России Библию и через чуждое русскому народу христианство прививают свои ценности.

Третий визит в синагогу случился 30 августа. В результате лидер группы Марина Мелихова была задержана полицией, а после освобождения объявила о начале «партизанских действий» против иудейского центра.

Активисты обрушились с особенной критикой на любавических хасидов, называя их ультраортодоксальной сектой и высказывая недовольство содержанием основополагающего для движения Хабад богословского трактата «Тания». По мнению «контролеров», в книге, написанной в XVIII веке любавическим ребе Шнеуром‑Залманом, проповедуется превосходство евреев над другими народами.

Среди упреков в адрес хасидов прозвучало упоминание о ситуации со строительством общинного центра в Перми. Как раз незадолго до рейда кубанского «Народного контроля» в этом уральском городе состоялось собрание участников публичных слушаний по поводу планов возвести в центральном районе синагогу и сопутствующую инфраструктуру.

13 августа на странице еврейской общины Перми в соцсети появилось сообщение, которое завершается так: «Мы сожалеем о том, что в зале присутствовала организованная группа лиц, не являющихся непосредственно жителями данного района, которая активно старалась внести хаос в установленный законодательством регламент слушаний».

Имеются в виду выступления с мест активистов, которые уже на протяжении нескольких лет противодействуют местному отделению ФЕОР.

Межрегиональная антисемитская группа

Есть ли связь между участниками акций в двух этих столь отдаленных друг от друга регионах России? Марина Мелихова подтвердила «НГР», что знает Романа Юшкова, пермского юриста, который не первый год противодействует планам ФЕОР, и общается с ним.

В свою очередь, Роман Юшков сообщил, что он также знаком с деятельностью «Народного контроля». «Мы в курсе, мы немножко даже связь поддерживаем. Я не могу сказать, что они полные единомышленники, потому что это группа людей, которые возрождают СССР, а я категорически не сторонник СССР и не левый.

Я полностью в курсе деятельности этих людей и ей сочувствую», – сказал он «НГР». «Мы совершенно точно не можем давать им никакие команды, потому что они и сами по себе не однородны, у них там разные лидеры, бурная дискуссия.

Я понимаю, что пермская антихабадская активность и информационная работа в определенной степени их вдохновили», – пояснил наш собеседник.

На вопрос о существовании подобных групп в иных регионах России пермский активист ответил, что слышал о противодействии любавическим хасидам в Симферополе в украинский период.

«К моему удивлению и сожалению, с приходом туда России, с приездом сына главного раввина (Йехезкеля Лазара. – «НГР») это исчезло полностью, и нам не удалось никаких концов найти.

Они были очень активны, там были громогласные заявления, и куда‑то все исчезло», – посетовал он.

На вопрос об отношении к подобной активности религиозных организаций края, прежде всего епархии РПЦ, Юшков ответил, что «в кулуарах слова сочувствия высказываются, но ни одного молебна, ни одного публичного заявления».

«Там, где пахнет еврейским вопросом, нашу православную церковь охватывает мистический ужас!» – патетически восклицает он. При этом, по словам нашего собеседника, на собрании 12 августа было «довольно много православных верующих, они знали друг друга», но сам Юшков «их увидел впервые».

«Наряду с православными принимали участие язычники, когда у нас были пикеты, какие‑то митинги», – добавил активист после соответствующего вопроса «НГР». «У нас есть единомышленники, но как движение они не оформлены. Скажем так, группа активных пермяков», – охарактеризовал он свою группу.

Во время разговора Юшков все время старался избегать уточнений, чтобы, по его словам, не навлечь на соратников «репрессии».

Советский союз оккультистов

Конфликт в Перми тлеет уже три года, а свежие видеоролики о рейдах «Народного контроля» в синагогу Краснодара быстро разлетелись по Сети и наделали много шума. Между тем участники этих акций представляют собой благодатную мишень для тех, кто убежден, что антисемитизм – удел маргиналов.

Краснодарские «контролеры» – пестрое сборище людей с крайне экстравагантными и одиозными взглядами. Начнем с того, что многие из них, в том числе Марина Мелихова, входят в сетевое сообщество под названием «Съезд граждан СССР». На этой «ленинско‑сталинской» интернет‑платформе участники движения вступают в перманентно длящуюся ругань между собой.

Кроме того, по нашему предположению, Марина Мелихова, уже под фамилией Мещерякова, учредила с «помощью высших сил» оккультный «центр развития».

Мелихова-Мещерякова на ресурсе этого центра утверждает, что «более 18 лет легко и радостно» занимается бизнесом, причем через ее «энергоструктуру проходят колоссальные материальные потоки», которые она «пропускает играючи, легко и позитивно». «Мастера центра» предоставляют услуги по «очищению кармы и исцелению», «гипнотерапии» и «ангелологии».

Читайте также:  Почему карелы попросили ирландца филиппа вудса стать королем страны

Вместе с тем Мелихова замечена на мероприятиях вполне системных коммунистов. Так, сайт КПРФ упоминает ее среди выступающих на митинге в защиту Павла Грудинина 17 июля в Краснодаре. Что касается пермяка Романа Юшкова, то он сам себя называет «правым» по убеждениям и с идеологией «граждан СССР» не солидарен.

Единственная страсть, которая объединяет всех этих людей в Краснодаре, Перми и, вероятно, еще в других местах России, – стойкая неприязнь к евреям, которую они камуфлируют под разными эвфемизмами, самым заметным из них оказывается «разоблачение» любавических хасидов как «зловредной секты» и противопоставление их «традиционным иудеям». Впрочем, эта уловка ксенофобов не нова, она использовалась еще во время процесса Бейлиса в начале XX века.

«Народное православие»: как оно возникло
Краснодарский раввин Арье-Лейб Ткач в течение часа выслушивал претензии «граждан СССР». Кадр из видео с канала Марины Мелиховой на YouTube

Роман Юшков изложил свои взгляды в разговоре с «НГР». По его мнению, любавические хасиды, которые составляют костяк ФЕОР, – «это секта иудео‑американских хасидов, которая возрождает самый древний, самый мрачный иудаизм». «У нас есть традиционная община, и с ней как‑то все более или менее мирно. Но только эти, придя в город и проводя свои празднества почему‑то в Государственном театре кукол, стали устанавливать впервые в истории города виселицы на Пурим и заставлять пермских еврейских детей в них играть. Стали раздавать печенье в виде отрезанных человеческих ушей, шокируя местную еврейскую интеллигенцию. В лице Хабада у нас возродился самый мрачный, самый средневековый иудаизм», – рассказывает он. Судя по всему, пермяк имеет в виду карнавальные обычаи, связанные с воспоминаниями о событиях библейской Книги Есфири.

По просьбе «НГР» на эти обвинения ответил главный раввин России Берл Лазар: «У евреев есть несколько течений, между которыми есть определенные расхождения, но при этом все они вполне ортодоксальны. Одно из таких течений – хасидизм, а Хабад – крупнейшее на сегодняшний день направление хасидизма.

Оно возникло и развивалось в России с XVIII века, а в XX веке распространилось по всему миру. Кстати, первая синагога в Москве, построенная еще при царе Николае I, была именно синагогой Хабад». «А антисемиты – знаете, эта публика всегда найдет к чему прицепиться, – продолжает раввин. – Им просто хочется, чтобы евреев в России не было, чтобы мы все уехали, скажем, в Израиль.

Но я вовсе не убежден, что этого хочет Россия. Тем более памятуя о массовой эмиграции на рубеже 1990‑х годов, когда уехали полтора миллиона людей с высшим образованием – врачей, инженеров, изобретателей… Вообще наш исторический опыт доказывает, что антисемитизм растет, как раз если евреи боятся и замыкаются в себе.

Чем больше мы открыты для окружающих, чем больше люди имеют возможность узнать о нас правду, тем меньше остается почвы для антисемитов».

«Что нас действительно волнует – так это то, что действия антисемитских групп реально направлены на разжигание национальной розни, то есть напрямую противоречат законам государства, но реакции государства и общества на эти выпады пока не видно. Да, речь идет о маргиналах, но ущерб престижу России они способны нанести – и уже наносят! – немалый», – добавляет Берл Лазар.

Правовую оценку показанного в ролике от 23 августа по просьбе «НГР» дал директор информационно‑аналитического центра «Сова» Александр Верховский: «Визит группы «Народного контроля» к раввину был задуман и реализован как «сеанс разоблачения врага»: подтвердили двойное гражданство раввина, показали обложку особо популярной у наших антисемитов книги «Кицур Шулхан Арух» и т.д. Но при этом законов «контролеры» не нарушали. В здание они не вломились, а мирно вошли. Разговаривали местами не слишком‑то вежливо, но не более того».

«В Перми, насколько я понимаю, наблюдается внутриеврейский конфликт – сторонники Адольфа Шаевича хотят сохранить свою монополию и выступают против синагоги юрисдикции ФЕОР главного раввина Берла Лазара, – сообщил «НГР» руководитель Правозащитного центра Всемирного русского народного собора Роман Силантьев. – Втягивать в это противостояние православное большинство было очень опрометчиво, особенно тиражированием конспирологических баек. С другой стороны, глядя на визит взбудораженного «Народного контроля» Краснодара в местную синагогу, понимаешь, что сильнее всего возбудились оккультисты и некрокоммунисты – которые верховные советы и народные суды СССР создают. Особенно мне понравился их пассаж про истинное значение меноры – оказывается, это перевернутое Славянское древо с подожженными корнями».

Юшков признается, что некоторые из его единомышленников выступают не только против иудеев, но и против других меньшинств.

Он рассказал, что часть группы, к которой он принадлежит, «принимала активное участие в борьбе со строительством мечети рядом со строительным рынком, потому что было совершенно очевидно, что эта мечеть укрепит формирование мигрантского анклава».

Он также вспоминал свое первое уголовное дело, открытое после того, как он «написал статью о чеченском этническом беспределе в Саратовской области».

Однако если бы в пермском сквере планировали строить православный храм, то он «не был бы столь активен». «Потому что по соседнему Екатеринбургу мы прекрасно знаем, что противников православных храмов у нас более чем достаточно.

Вся либеральная интеллигенция нашла бы повод против этого выступить. А против евреев никто не выступит. У нас еврейский вопрос сакрализирован – 6 млн и т.д.», – сказал Юшков.

Между прочим, с отрицанием Холокоста связано одно из его уголовных дел.

Еще одна «скверная» история?

Упоминание екатеринбургской истории в разговоре с Юшковым не случайно.

Хотя и менее значимой, чем принципиальное неприятие любавических хасидов, но существенной причиной своей деятельности Роман Юшков считает несправедливость, допущенную при выделении участка под общинный центр ФЕОР.

Действительно, можно провести аналогию между двумя конфликтами. И здесь, и там дом Божий намерены возвести на месте зеленых насаждений. И здесь, и там против строительства и кулуарных договоренностей с местными властями выступили гражданские активисты.

«Эта земля в 6346 кв. м и кадастровой стоимостью более 73 млн руб. в 2016 году администрацией Перми была предоставлена бесплатно. Это возмутило всех – и заинтересованных еврейским вопросом, и не заинтересованных. Участок подарен под прикрытием того, что это объект благотворительного назначения.

Но мы знаем, что это не благотворительность, это будет традиционный «бейт‑Хабад», сугубо для нужд общины. Почему они не могут купить эту землю? Тогда бы мы, противники, ничего не могли сказать. В этом районе не хватает детских садов.

В этом месте находится сквер, его предполагается вырубить», – возмущается Юшков.

Однако раввин Берл Лазар считает, что «сравнивать две упомянутые конфликтные ситуации бессмысленно». «Если я не ошибаюсь, конфликт вокруг строительства церкви в Екатеринбурге возник не из‑за того, что кто‑то был против православного храма, а исключительно из‑за выбора конкретной площадки для строительства, – говорит духовный лидер ФЕОР.

– Оппоненты исходного проекта не хотели, чтобы пострадал сквер. В нашем случае ничего такого просто нет. Я сам побывал в Перми, на месте, которое городские власти выделили для нашего общинного центра: по‑моему, они приняли оптимальное решение – дали место, где новостройка никому не помешает, а пользы от нее жителям может быть немало».

Раввин приводит в пример район Марьиной Рощи в Москве, где некогда появился комплекс Хабада.

«В 1990‑е годы это был депрессивный район, а после того как нам выделили место для московской религиозной общины, вокруг нее возникли десятки магазинов, социальных объектов, даже музей! Так что пермскую администрацию, по‑моему, все должны искренне поблагодарить», – убежден Берл Лазар.

Между тем Александр Верховский видит параллели между пермской и екатеринбургской историями. «Например, у противников строительства мечетей в Москве тоже были аргументы и антимусульманские, и антимигрантские, и чисто локальные – не дать занять любимый сквер или пустырь, – уточняет правозащитник.

– Мотивы у существенных по размаху протестов чаще всегда смешанные. Вопрос в том, какая мотивация важнее для большинства участников. Боюсь, я не могу оценить это издали в обоих случаях».

«Но на уровне публичной риторики в Екатеринбурге было гораздо меньше неприятия православия, чем в Перми, – иудаизма вообще и Хабада как течения в нем в особенности», – замечает Верховский.

Теперь «антихабадники» Перми ждут решения городских властей. Проект положительного решения, между прочим, уже сейчас размещен на официальном сайте городской администрации www. gorodperm. ru. Активисты готовы к новым выступлениям. «Стараемся держать людей в мобилизованном состоянии», – заверяет Роман Юшков.

Скорее всего пермская община хасидов добьется своего.

Но не станет ли торжество религиозной организации пирровой победой? Неужели корпоративные интересы ФЕОР важнее возможной угрозы для всех евреев России, если движение, которое скромно величает себя «антихабадским», развернет свою деятельность и в других регионах большой страны? «Речь не о «корпоративных интересах», а о служении единому Богу, – отвечает на это Берл Лазар. – Спросите у любого верующего человека: готов ли он отказаться от выполнения заданий от Всевышнего ради чего бы то ни было? Уверен, что вы получите одинаковый ответ от христианина, мусульманина и иудея. Что же касается безопасности еврейского населения – мы, слава Богу, живем в правовом государстве, и это государство реально заботится о безопасности верующих людей, представителей всех традиционных религий, о соблюдении их конституционных прав. Применительно к теме нашей сегодняшней беседы – чем больше у нас таких центров, чем больше люди о нас знают, тем выше наша безопасность». 

Источник: http://www.ng.ru/ng_religii/2019-09-03/13_471_feor.html

Православие

См. раздел ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ РЕЛИГИИ

Правосла́вие (греч. ὀρθοδοξία (ортодоксиа) — правильное суждение, правильное учение, правильное сла́вление (от греч.

ὀρθός — прямой, стоящий прямо, правильный, + δοκέω — думаю) – 1) истинное религиозное учение о Боге, о Его творении и Его отношении к этому творению, о призвании и предназначении человека, о путях достижения человеком спасения, дарованное через Господа Иисуса Христа, раскрываемое человеку посредством благодати Святого Духа, непрестанно пребывающего в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви Христовой; 2) единственно истинное направление христианства.

«Православие есть истинное Богопознание и Богопочитание; Православие есть поклонение Богу Духом и Истиною; Православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему; Православие есть прославление Богом человека, истинного служителя Божия, дарованием ему благодати Всесвятаго Духа. Дух есть слава христиан (Ин. 7:39). Где нет Духа, там нет Православия» (свт. Игнатий Брянчанинов).

Читайте также:  Кольцо «спаси и сохрани»: как к этому относится церковь

«Народное православие»: как оно возникло

Понятие Православие включает в себя три взаимосвязанные части.
Во-первых, слово Православие имеет вероучительный смысл. Под Православием надо понимать чистое, целостное и неискаженное христианское учение, явленное в церковных догматах.

В догматическом смысле Православное учение противостоит всем ересям как искажениям христианства и отражает полноту Боговедения, доступную человеческому роду. В таком значении термин Православие встречается уже в сочинениях апологетов II века (в частности, Климента Александрийского).

Во-вторых, слово Православие имеет церковный или экклезиологический смысл. Под Православием надо понимать сообщество автокефальных христианских поместных Церквей, имеющих между собой евхаристическое общение. 
В-третьих, слово Православие имеет мистический смысл.

Под Православием надо понимать христианскую духовную практику (опыт) Богопознания через стяжание Божественной благодати Святого Духа, спасающей и преображающей (обоживающей) человека.

Все три смысла Православия взаимосвязаны и не мыслимы один без другого. Православное вероучение имеет своим источником мистический опыт и преподается в Церкви Христовой. Православная Церковь являет одно догматическое вероучение, основанное на одном мистическом опыте. Православный мистический опыт выражается в хранимом Церковью вероучении.

***

Слово Православие есть перевод греческого слова Ортодоксия (Orthodoxia). Это слово состоит из двух частей. Первая часть Орто (Ortho) в переводе с греческого означает «прямой», «правильный». Вторая часть докса (doxa) в переводе с греческого означает «знание», «суждение», «мнение», а также «сияние», «слава», «честь».

Эти значения взаимно дополняют друг друга, ибо правильное мнение в религии предполагает правильное славословие Бога, и, как следствие, причастность к Его славе. В последнем значении («слава») слово докса встречается в Новом Завете наиболее часто. Например, Спаситель «принял от Бога Отца славу (греч. doxa) и честь» (2Пет.

1:17), был «увенчан славою (греч. doxa) и честию через претерпение смерти» (Евр. 2:9), грядет «на облаках небесных с силою и славою (греч. doxa) великою» (Лк. 21:27), христианин должен преображаться «в тот же образ от славы (греч. doxa) в славу» (2Кор. 3:18), «ибо Твоё есть царство и сила и слава (греч. doxa) во веки» (Мф. 6:13).

Поэтому слово Ортодоксия переведено как Православие.

***

Профессор Н.Н. Глубоковский:
Православие хочет быть полным откровением христианства, чтобы последнее выражалось в нем адекватно и значит – правильно.

В этом смысле православие есть «правое исповедание» – ортодоксия – потому, что воспроизводит в себе весь разумеемый объект, само видит и другим показывает его в «правильном мнении» по всему предметному богатству и со всеми особенностями. По своему внутреннему упованию православие мыслит себя христианством в его изначальной полноте и неповрежденной целостности.

Оно принципиально разграничивается от других христианских исповеданий не как истина от заблуждений, а, собственно, в качестве целого по сравнению с частями.

Последние уже выделяются из него и для оправдания и обеспечения своей автономии вынуждаются настаивать на прямом обособлении с резким оттенением своих отличительных свойств и такой несродности, которая исключает смешение и передачу. По самой своей целостности православие не чувствует к сему внутренней надобности, ибо носит в себе все части и не имеет ни нужды, ни желания дифференцироваться от них.

Православие не имеет «символических книг» в техническом смысле Оно почитает себя правым, или подлинным учением Христовым во всей первоначальности и неповрежденности, а тогда – какая же может быть у него особая отличительная доктрина, кроме Евангельско-Христовой?! Православие апеллирует к старым, исконно христианским нормам и не указывает для себя особых «символических книг», потому что не имеет ничего символически нового в догматическом отношении по сравнению с эпохою до заключения семи Вселенских Соборов. Этим показывается, что православие сохраняет и продолжает изначальное апостольское христианство по непосредственному и непрерывному преемству. В историческом течении христианства по вселенной это есть центральный поток, идущий от самого «источника воды живой» (Апок. 21:6) и не уклоняющийся на всем своем протяжении до скончания мира.

священник Григорий Григорьев:
Бог – Он для всех народов. Это не значит, что все религии одинаковы, вовсе нет, православие – это религия, когда лестница была спущена с неба. Но когда люди пытаются строить лестницу в небо…, возможно, они не знают о той лестнице.

иеромонах Макарий (Маркиш):
Каково то главное свойство православной жизни, лежащее в самой ее основе, по которому можно определить, не уклонились ли мы от Православия? Свойство это – регулярное и сознательное участие в Святых Таинствах Покаяния и Евхаристии.

***

«Православные церкви отличаются в основном народными традициями и степе­нью модернизации. Болгары, например, полностью перешли на разговорный язык (но народу в храмах от этого стало не больше, а меньше). Греки и многие другие перешли на европейский календарь; русские, сербы и грузины — нет.

У поместных церквей есть свои святые, некоторые особенные праздники — например, Покров (хотя праздник и византийский, сейчас он есть только в Рос­сии). Но в целом традиция имеет тенденцию к однородности — за счет усили­вшегося общения православных разных стран».
Павел Кузенков, кандидат ист.

 наук, доцент Истфака МГУ, преподаватель Сретенской ДС.

См. РЕЛИГИЯ, ИСТИНА, ХРИСТИАНСТВО, ОБОЖЕНИЕ, БОГООБЩЕНИЕ, АВТОКЕФАЛИЯ

Источник: https://azbyka.ru/pravoslavie

Коляда и колядки: о чем поют на Рождество?

Колядки — это рождественские обрядовые песни. Все о русских народных колядках Вы сможете узнать, если внимательно прочитаете нашу познавательную статью!

Колядки и Рождество

Колядка — рождественская обрядовая песня, древнеславянский аналог западных рождественских гимнов.

Колядки пели наши предки на главный зимний праздник вместо привычных теперь американской «Джингл беллс» или советской «В лесу родилась елочка». Изначально все колядки были языческими.

Откуда взялись христианские колядки — рассказала нам фольклорист и собиратель народных песен, руководитель фольклорного ансамбля Елена КРАСНОПЕВЦЕВА.

«Народное православие»: как оно возникло

Иногда колядовщики переодевались в необычные костюмы: вывернутые наизнанку шубы, страшные маски. В Карпатах до сих пор можно увидеть такие процессии

Русские народные колядки — колядуют все!

Колядки — это обрядовые песни, часть так называемого календарного цикла — наиболее древней и устойчивой части русского фольклора. (На каждый из праздников русского календаря в народе полагались свои «сезонные» песни, употребление которых ограничивалось небольшим периодом праздника.

) Все колядки условно можно разделить на «христославные» (рождественские) и «посевные» (языческие). Первые посвящены Рождеству Христа, это те колядки, к которым мы привыкли. Вторые, как правило, более архаичны, связаны с языческим культом плодородия. Их главное содержание — пожелания урожая и благополучия в новом году.

Языческие колядки отражали зависимость от природных сил и, по сути, были обращением к ним, богам, отвечающим за урожай, — ведь жизнь средневекового крестьянина напрямую зависела от урожая.

Само слово «Коляда» — это имя; так, по мнению многих исследователей, в славянском языческом пантеоне звали одну из богинь плодородия, праздник которой отмечался в день зимнего солнцестояния. Имя божества, к которому обращались колядующие в разных регионах, могло различаться: Таусень, Авсень, Виноградень.

Исходя из традиционных припевов русских колядок, обычно повторяющих одно из этих имен, каждую колядку можно классифицировать по географическому признаку: Коляда — Курская область, Виноградие — Архангельская область и Русский Север, Таусень — Рязань. Исполнять колядки за пределами «новогоднего» обряда запрещалось.

Известный нам обычай колядовать на Рождество появился уже после Крещения Руси в ходе переосмысления в контексте христианской культуры языческих обычаев. Судя по музыкальному и гармоническому строю христославных русских колядок, большинство из них украинского происхождения.

До сих пор на юге России христианские колядки встречаются чаще, чем языческие, да и сама традиция колядовать на Рождество там лучше сохранилась. Мелодии языческих колядок, как правило, были очень простыми, такими, чтобы их было легко запомнить: музыкально все они не слишком отличались от прочих народных куплетов-попевок и прибауток.

Христославные колядки несколько сложнее в музыкальном плане.

В России и на Украине в давние времена под Рождество колядовали все: и взрослые, и дети, — но колядовали разными группами: отдельно бабы с мужиками, отдельно подростки и дети. Считалось, что чем больше за день зайдет колядовщиков в дом, тем лучше.

Начинали колядовать с рождественской ночи, сразу после службы, и продолжали до самого Крещения.

Хозяевам было положено благодарить колядовщиков угощениями, которые никогда не делились, все подарки, что колядовщики набирали за день вскладчину, они съедали вместе.

Рождество Христово — история праздника, традиции и обычаи, иконы, песнопения, проповеди

Язычников в дом не пускать

На христославные и посевные колядки разделились не сразу. Например, языческие смысл и стилистика просматриваются в некоторых народных традициях празднования 14 января — дня святителя Василия Великого, когда по старому календарю праздновался Новый год.

Несмотря на память православного святого, калядование в этот день шло по вполне языческому обряду: рано утром в дом прибегали дети, бросали в иконы зерно, гоготали как гуси, изображали домашних животных, — все это, по языческим представлениям, способствовало плодородию.

Иногда колядовщики переодевались в необычные костюмы: вывернутые наизнанку шубы, страшные маски. В Карпатах до сих пор можно увидеть такие процессии. Смысл такого переодевания также архаичный: переодетый нечистью колядовщик олицетворял мертвеца, предка, который помогал «плодородию».

Как правило, одевались так именно на Новый год, 14 января, и исполняли в этом случае исключительно посевные, то есть языческие колядки. Этот обычай был распространен не только в Карпатах, но и по всей России, только у нас это осуждалось Церковью. «Новогодних» колядовщиков не пускали в дом, а одаривали угощениями за порогом или через окно.

Кроме того, тем, кто на Святки ходил в «личине», полагалось обязательно окунуться на Крещение в «иордани» — специально вырубленной в реке и освященной проруби: смыть грех. «Христославных» колядовщиков, напротив, приглашали в избы.

В отличие от переодевания в личины, «христославные» колядовщики ходили шествием с вифлеемской звездой, что олицетворяло поклонение волхвов Младенцу Христу и сопровождалось пением рождественских колядок и тропаря Рождества.

Хотя есть христославные колядки, которые и не содержат рождественских сюжетов, а только пожелания благополучия и богатства. Часто встречаются и смешанные варианты, где по пашне «идет Христос и сеет жито», а помогает ему Богородица. Скорее всего, это древние языческие колядки, позже переделанные на христианский лад.

От языческого прошлого оставался припев, текст которого также уже мог быть смешанным: «Пришла коляда накануне Рождества».

Уже в прошлом

Традиция колядок связана и с таким явлением, как вертеп — театрализованное действо, передающее рождественскую евангельскую историю в форме кукольного театра.

В оригинале вертеп — это передвижной кукольный театр, трехъярусный ящик с ширмой.

Путешествуя по деревням, он показывал представление, во время которого неоднократно исполняются колядки, обозначая появление того или иного героя, и только когда появляется ангел — исполняется рождественский тропарь.

К сожалению, традиция пения колядок в России погибла. Если мы отправимся на Западную Украину, в Карпаты, то мы увидим, что там и сегодня на Рождество колядуют практически все. В российских деревнях обычай колядовать ушел в прошлое, в городах эта традиция возрождается только в театрализованной форме.

Читайте также:  Зачем православные перед едой перекрещивают пищу

Я собираю фольклор около 30 лет и ни разу не видела, чтобы кто-то колядовал у нас в деревнях, удается разве что найти стариков, которые в детстве колядовали и помнят, как это делать.

Конечно, христославные колядки — это не просто фольклор, они выражают живую веру во Христа, и она должна быть очень крепкой, чтобы проявляться во всех сферах жизни.

  • Рождественские колядки
  • Рождественские флешмобы

Источник: https://www.pravmir.ru/kolyada-i-kolyadki-o-chem-poyut-kolyadki-na-rozhdestvo/

«Народное православие»: как оно возникло

«Мне Матронушка помогает, я только в неё верю!», «Троица — это Христос, Богородица и Николай Угодник». Такие признания иногда приходится слушать нашим священникам.

Языческое сознание

Многие искренне удивляются, когда узнают, что православие — это христианство. «Русь крещена, но не просвещена» — слова, которые приписывают Лескову, не теряют своей актуальности. Низкий уровень религиозной культуры — это насущная проблема для нашей страны.

«Непросвещённость» проявляется в своеобразном отношении к обрядам и таинствам Церкви, в специфическом понимании «духовности». Явление это не новое: редкие проповедники умели донести до простого народа суть христианского учения, не исказив смысла.

Христианские элементы удобно встроились в языческую картину мира, лишь слегка её изменив. Магизм и двоеверие всегда были характерны для русской религиозности: принятие обрядовой стороны православия при языческом сознании.

Язычество ставит человека в положение жертвы, потому что от его нравственных усилий ничего не зависит. Никакого внутреннего роста для него не существует. Человек живёт меж двух миров и является лишь пассивным орудием могущественных «духов» — злых или добрых.

Потому, главная задача язычника — найти эффективную магическую защиту от злых «духов» и угодить добрым. Для этого есть особые обряды, которые может исполнить только посвящённый жрец.

Для язычника важно, чтобы обряд был совершён правильно, так как согласно его картине мира — только скрупулёзное исполнение ритуала может принести успех.

«Симптомы» проявления языческого сознания в народном православии

Пантеон Богов. Вполне самодостаточными «богами» в пантеоне «народного православия» стали святые, к которым часто обращаются «вместо» Бога.

Отсюда разделение святых «по функционалу», по аналогии с языческими божествами: непременно важно понять, кому о чём молиться. Молитва «ответственному святому» считается более действенной.

Просто молиться Богу — это непонятно, и страшно, а значит — неэффективно.

«Святыньки». наделение предметов самостоятельной сакральной ценностью. Всевозможные «святыньки» воспринимаются как источник «чуда». Иконы, мощи, «земелька» и прочие атрибуты, которые для христиан лишь предметы благоговейного почитания, становятся в «народном православии» «волшебной палочкой», которая может избавить от всех неприятностей.

Опять же — вне зависимости от собственных усилий и Христа. То же самое с записками, свечами и молитвами — непонятные большинству действия и слова перевираются и воспринимаются как самоценные «заклинания» (например, искаженный 90-й псалом — в народе «Живые помощи»).

Обрядоверие. Как было сказано, для язычества соблюдение ритуала в мелочах являлось залогом успеха у «высших сил». В «народном православии» это выражается в соблюдении буквы церковного Устава без осмысления и веры.

При этом категорически осуждаются любые отклонения. Отсюда любовь к церемониям («Венчание — это красиво»), судорожное соблюдение бытовых традиций («На Пасху кулич и яйца освятить обязательно!») и суеверие («Надо причаститься, чтобы не болеть», «Машину освятить — от аварий»).

Абсолютно искажается понимание взаимоотношений между Богом и человеком: личные, «сыновние» отношения (в которых и заключена суть христианства) здесь невозможны. Возникают формальные: вместо нравственных усилий и духовного возрастания — угождение «божку» посредством исполнения неких внешних правил.

Церковная субкультура XX века

Особые черты приобрело «народное православие» в XX веке, после того, как религия в России перестала быть вне закона.

Православная церковь, выйдя из подполья, привлекла к себе множество людей, ищущих смысла жизни. Но долгий отрыв от подлинной христианской традиции (в том числе — пастырской) плохо сказался на церковной действительности.

Если ранее носителями «народного православия» были, в основном, люди простого сословия, то к концу XX века это мировоззрение распространилось на большую часть православного сообщества и священства. И неудивительно: «простого люда» в России всегда было больше и в годы гонений, в основном, именно в этой среде религиозная жизнь и сохранялась.

Естественно, что, придя в открывшиеся храмы в начале 90-х многие застали там весьма специфические образцы «народного благочестия» и свою сложившуюся систему отношений. И приняли это как должное.

Многие стали пытаться строить жизнь по апокрифическим представлениям «народного православия». Оно стало национальной субкультурой — маргинальной, крестьянско-консервативной, негативно настроенной к «светской» культуре и образованности как вещам, мешающим «подлинной духовности».

Внешняя эффектность вышла на первый план: люди стали гоняться за внешней атрибутикой, «чудесами», «старцами» и «пророчествами», не вникая в суть христианства. И, к сожалению, сталкиваясь с реальными жизненными испытаниями, часто разочаровывались в Церкви, так как ничего, кроме «обычаев» они там не нашли, ничему другому не были научены.

90-е годы для общества были кризисом самоидентификации. И для многих такая «православно-фольклорная» субкультура стала целым открытием: казалось, что это и есть та самая «Святая Русь», которую «мы потеряли».

Всё здесь было экзотикой для уставшего от «диалектического материализма» советского человека: язык, запах ладана, красота обряда. С таким же успехом люди в те годы покорялись различными «духовными практиками».

Для очень многих россиян православие стало синонимом «русскости», что к сожалению, вытеснило Христа. Носителями «народного православия» стали даже вовсе далёкие от религии люди.

Крещение и соблюдение обрядов стало способом национальной самоидентификации — не более.

Хотя, христианство — о другом: «нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе».

Источник: https://weekend.rambler.ru/other/42086483-narodnoe-pravoslavie-kak-ono-vozniklo/

Как произошло слово Церковь? — Православный журнал "Фома"

Место молитвы, община, народ божий… – у слова Церковь множество значений. Как же произошло слово Церковь? В каждом языке – своя история. Например, вы знаете, что в лютеровском переводе Библии на немецкий язык нет слова «Церковь»? Немецкое слово Die Kirche там отсутствует.

Когда речь шла о храме, Лютер использовал слово Tempel, а в остальных случаях – слово Gemeine, что значит по-немецки «община», «приход».

В чем причина этого очень странного обстоятельства? Дело в том, что отвергнув Римо-католическую церковь и не признавая Православной Церкви, Лютер все новозаветные утверждения о Церкви как столпе и утверждении истины, о ее непоколебимости и т.д. стал относить лишь к сообществу мирян, в котором, по сути, нет иерархии и священноначалия.

Впрочем, это лютеровское нововведение в немецком все равно не удержалось, и слово Die Kirche осталось вполне употребительным как обозначение Церкви. Между прочим, именно этому немецкому слову родственно древнеславянское цркы и русское слово «церковь».

Их общий предок – греческое слово το κυριακόν (kyriakon). Так греки IV и V вв. обозначали церковь в смысле здания или храма. Образованное от греческого слова «Господь» (Кύριος), дословно оно значило «Дом Господа».

Кстати, многие народы стали называть Церковь словом, которое обозначало место богослужения. Так румынское слово «Церковь» biserica образовалось из basilica. А у венгров слово egyhäza (церковь) означает дом, здание.

Или польское kos’ciol, от латинского castellum (крепость, стены), тоже указывает на здание или архитектуру церкви.

Но собственно в Новом Завете для Церкви как Божиего народа и тела Христова используется другое древнегреческое слово (которое на немецкий и переводится как Die Kirche). При этом оно находится в интересной смысловой перекличке с греческим словом, обозначавшим язычников.

Итак, раньше мы уже писали о том, как в Новом Завете на древнегреческом языке называли язычников. Дословно «язычники» переводятся с древнегреческого как «народы», «племена».

Это слово – τὰ ἔθνη(ethnē) –множественное число от τό ἔθνος(ethnos)–«народ», «племя», «общество», (отсюда, например, в русском языке прилагательное «этнический»).

Поэтому в Священном Писании на церковнославянском «языки» означают одновременно и народы, и язычников.

А язычникам как совокупности разных непросвещенных светом Христа народов и противостоит народ, состоящий из тех, кого призвал к себе Бог из разных «языков» или племен, – то есть, Церковь.

Ведь древнегреческое слово, взятое для обозначения Церкви, – ἐκκλησία(ekklēsia) – образовано от глагола ἐκκαλέω (ekkaleō), который значит «вызывать», «призывать».

Вообще слово ἐκκλησίαв древнегреческом языке имеет большую и почтенную историю. Первоначально оно значило общее или Народное собрание всех граждан, которое решало самые важные дела в жизни полиса – древнегреческого города-государства.

Всех мужчин, имевших в нем право участия и голоса, вызывали (ἐκκαλέω) в установленные часы герольды, поэтому Народное собрание назвали ἐκκλησία.Потом в Новом Завете этим словом и назвали Церковь.

Получается, если следовать древнегреческой этимологии, что Церковь – это те, кто призван из разных «языков» или народов, собрание «призванных». Более того, так стали называть и христиан – призванные. Призванный по-гречески κλητός (klētos). Так и первые ученики Христа, апостолы сознавали себя призванными Богом.

Апостол Павел в самом начале Послания к римлянам обращается к христианам, как «κλητός απόστολος κλητοΐς άγίοις», то есть – «призванный апостол призванным святым» (Рим. I. 1, 7).

Члены Церкви – это призванные не только из иудеев, но и из язычников (ἐθνικοί), то есть из разных народов, которые должны составить новый единый народ, единое тело во Христе. Принадлежность к Церкви в христианстве не зависит от этнического фактора.

Она открыта для всех народов или «языков», как и для людей всех возрастов, любого социального положения и образования. Ибо во Христе «нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал.

3, 28-29).

Вступившие в Церковь должны стать членами Единого Тела Христова, «братьями» и «сестрами». Они ответили на призыв Бога поменять свою жизнь, отказаться от эгоистического и автономного существования. Теперь их под началом Господа Иисуса Христа должны объединять между собой вера и любовь, Таинства и священноначалие.

Члены Церкви участвуют в Евхаристической трапезе, принятии Плоти и Крови Христа под видом хлеба и вина. Во  второй главе «Деяний апостолов» описаны исходные принципы, объединившие  в Церковь самых разных людей.

Верующие постоянно находились «в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитве» (Деян. 2,42).

«Все же верующие были вместе и имели все общее; и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого; и каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» (Деян. 2, 44-46).

Кстати, эти строки Нового Завета были популярны среди некоторых коммунистических идеологов и комментаторов. Они усматривали особую близость раннего христианства к коммунистическим учениям, которая выражалась в том, что в первых христианских общинах тоже существовала общность имущества.

Между тем, общность имущества как признак христианской жизни оказалась исторически преходящим явлением. Гораздо более существенным было другое: «принятие хлеба» и «принятие пищи в веселии и простоте сердца».

Евхаристическая Трапеза и участие в Ней является центральным смыслом церковной жизни, по сравнению с этим вопрос, является ли, например, собственность в государстве общественной или частной, выглядит в христианской традиции как совершенно вторичный.

С другой стороны, из объединения вокруг Благодарственной Чаши и христианской любви вытекают дела милосердия и то, что сейчас принято называть социальной работой. Напомним, что в ранней Церкви диаконы как раз были такими служителями в христианских общинах, одним из основных призваний которых и была помощь больным, сиротам, беднякам и другим нуждающимся.

Иллюстрация foma.ru

Источник: https://foma.ru/kak-proizoshlo-slovo-tserkov.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector