«обрадуй верных обещанием помощи от аллаха»: почему эти слова украшали шлем александра невского

Откуда на шлеме Александра Невского мусульманская вязь, почему на печати Ивана III появился орел, убивал ли Иван Грозный своего сына? История русских монархов полна загадок.

Кем был Рюрик?

«Обрадуй верных обещанием помощи от Аллаха»: почему эти слова украшали шлем Александра Невского Историки так и не пришли к единому мнению по поводу того, кем был Рюрик. По некоторым источникам им мог быть датский викинг Рёрик Ютландский, по другим – совершавший набеги на земли балтов швед Эйрик Эмундарсон. Существует и славянская версия происхождения Рюрика. Историк XIX века Стапан Гедеонов связывал имя князя со словом «Ререк» (или «Рарог»), которое в славянском племени ободритов означало сокола. При раскопках ранних поселений династии Рюриковичей было найдено много изображений этой птицы.

  • Убивал ли Святополк Бориса и Глеба?
  • Куда исчезли останки Ярослава Мудрого?
  • Откуда на шлеме Александра Невского мусульманская вязь?

Одним из главных «антигероев» истории Древней Руси стал Святополк Окаянный. Его принято считать убийцей благоверных князей Бориса и Глеба в 1015 году. Народная этимология связывает прозвище Святополка с именем Каина, хотя это слово восходит к древнерусскому «каяти» — каяться. Несмотря на обвинение в убийстве князей, из родового списка княжеских имен имя Святополка не убирали до середины XII века. Некоторые историки, например, Николай Ильин, считают, что Святополк не мог убить Бориса и Глеба, поскольку они признали за ним право на престол. По его мнению, молодые князья пали жертвой от рук воинов Ярослава Мудрого, который претендовал на киевский трон. По этой причине имя Святополка из родового списка имен не убирали. Ярослав Мудрый, сын Владимира-крестителя, был похоронен 20 февраля 1054 года в Киеве в мраморной гробнице св. Климента. В 1936 году саркофаг вскрыли и с удивлением обнаружили несколько перемешанных останков: мужской, женский и несколько косточек ребенка. В 1939 году их отправили в Ленинград, где ученые Института антропологии установили, что один из трех скелетов принадлежит Ярославу Мудрому. Однако оставалось загадкой кому принадлежат другие останки и как они туда попали. По одной из версий, в гробнице упокоилась единственная жена Ярослава, скандинавская принцесса Ингегерде. Но кем приходился Ярославу ребенок, похороненный вместе с ним? С появлением ДНК-технологий, вопрос вскрытия гробницы встал опять. Мощи Ярослава — самые древние из сохранившихся останков рода Рюриковичей, должны были «ответить» на несколько вопросов. Главный из которых: род Рюриковичей – скандинавы или все-таки славяне? 10 сентября 2009 года, глядя на побледневшего антрополога Сергея Сегеду, сотрудники музея Софийского собора поняли: дела плохи. Останки великого князя Ярослава Мудрого пропали, а на их месте лежал совсем другой скелет и газета «Правда» за 1964 год. Загадку появления газеты разгадали быстро. Ее забыли советские специалисты—последние, кто работал с костями. А вот с «самозваными» мощами дело обстояло сложнее. Выяснилось, что это женские останки, причем из двух скелетов, датирующихся совершенно разным временем! Кто эти женщины, как их останки оказались в саркофаге, и куда пропал сам Ярослав, по-прежнему остается тайной. «Обрадуй верных обещанием помощи от Аллаха»: почему эти слова украшали шлем Александра Невского На шлеме Александра Невского, кроме алмазов и рубинов — арабская вязь, 3-й стих 61-ой суры Корана: «Обрадуй верных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы». В ходе бесчисленных проверок и экспертиз было установлено, что «Ерихонская шапка» была выкована на Востоке (откуда арабские надписи) в XVII веке. Затем с оказией шлем оказался у Михаила Федоровича, где подвергся «христианскому тюнингу». Невскому шлем приписывался ошибочно, но из-за этой ошибки он был на гербе Российской империи вместе с другими царскими «шапками». Интересно, что арабская вязь украшала и шлем Ивана Грозного, а также других родовитых персон средневековой Руси. Конечно, можно говорить, о том, что это были трофеи. Но сложно представить, чтобы регламентированный Иван IV водрузил на свою венценосную голову бывший в употреблении шлем. Причем в употреблении у «басурмана». Вопрос о том, почему благоверный князь носил шлем с исламскими письменами по-прежнему остается открытым.

  1. Почему на печати Ивана III появился орел?
  2. Убивал ли Иван Грозный своего сына?
  3. Почему Иван Грозный переехал в Александровскую слободу?

Двуглавый орел в России впервые появился на государственной печати Великого князя Ивана III в 1497 году. Историки почти безапелляционно утверждают, что орёл на Руси появился с легкой руки Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора и жены Ивана III. Но почему Великий князь решил воспользоваться орлом только спустя два десятилетия, никто не объясняет. Интересно, что именно в те же времена в Западной Европе двуглавый орел вошел в моду в среде алхимиков. Авторы алхимических трудов ставили орла на своих книгах в качестве знака качества. Двуглавый орел означал, что автор получил Философский камень, способный превращать металлы в золото. Тот факт, что Иван III собрал вокруг себя иностранных архитекторов, инженеров, лекарей, которые наверняка практиковали тогда модную алхимию, косвенно доказывает, что царь имел представление о сути «пернатого» символа. Убийство Иваном Васильевичем своего наследника — весьма спорный факт. Так, в 1963 году в Архангельском соборе Московского Кремля была вскрыты гробницы Ивана Грозного и его сына. Исследования позволили утверждать, что царевич Иоанн был отравлен. Содержание яда в его останках во много раз превышает допустимую норму. Интересно, что тот же яд был найден и в костях Ивана Васильевича. Ученые заключили, что царская семья на протяжении нескольких десятилетий была жертвой отравителей. Иван Грозный не убивал своего сына. Такой версии придерживался, например, обер-прокурор Святейшего Синода Константин Победоносцев. Увидев на выставке знаменитую картину Репина, он был возмущен и писал императору Александру III: «Нельзя назвать картину исторической, так как этот момент… чисто фантастический». Версия же об убийстве была основана на рассказах папского легата Антонио Поссевино, которого сложно назвать незаинтересованным лицом. «Обрадуй верных обещанием помощи от Аллаха»: почему эти слова украшали шлем Александра Невского Переезд Грозного в Александровскую слободу стал беспрецедентным событием в русской истории. По сути, почти на 20 лет Александровская слобода стала столицей России. Здесь Иван Грозный начал налаживать первые после многовековой изоляции международные отношения, заключать важные торговые и политические договоры, принимать посольства европейских держав. Грозный перевез туда первую в России типографию, где работали ученики первопечатника Ивана Фёдорова Андроник Тимофеев и Никифор Тарасиев, напечатавшие в ней множество книг и даже первые листовки. В Александровскую слободу вслед за государем приехали лучшие зодчие, иконописцы, музыканты. При дворе работала книгописная мастерская, был создан прообраз первой консерватории. Царские дипломаты получили приказ объяснить иноземцам, что русский царь уехал в «село» по своей воле «для своего прохладу», что его резиденция в «селе» расположена вблизи Москвы, поэтому царь «государство свое правит и на Москве, и в Слободе». Почему Грозный принял решение о переезде? Вероятнее всего, монашеское братство в Слободе был образовано на волне конфликта Ивана IV с митрополитом Филиппом. Глава церкви обличил неправедное житие царя. Наличие в Слободе иноческого братства воочию показывало всем, что государь ведет жизнь святого. Иван Грозный со своим братством особо не заигрывался. В 1570-1571 годах одни братья были зарезаны либо повешены на воротах собственного дома, другие утоплены, либо брошены в темницу.

  • Куда пропала библиотека Ивана Грозного?
  • Почему Иван Грозный отрекся от престола?
  • Был ли Лжедмитрий «лже»

По легенде, Иван Грозный после своего переезда в Александровскую Слободу перевез с собой и библиотеку. Другая гипотеза говорит, что Иоанн спрятал ее в каком-то надежном кремлевском тайнике. Но как бы оно ни было, после правления Грозного библиотека исчезла. Существует множество версий пропажи. Первая: бесценные рукописи сгорели в одном из московских пожаров. Вторая: «либерею» во время оккупации Москвы вывезли на Запад поляки и там по частям распродали. По третьей версии, поляки действительно нашли библиотеку, но в условиях голода, там же в Кремле её и съели. Библиотеку долго, но тщетно искали. Проводились поиски «либереи» и в XX веке. Впрочем, академик Дмитрий Лихачев говорил о том, что вряд ли легендарная библиотека представляет большую ценность. В 1575 году Иван Грозный отрекся от престола и посадил на трон служилого татарского хана Симеона Бекбулатовича. Современники не понимали смысла затеи монарха. Распространился слух, будто государь был напуган предсказанием кудесников. Известие об этом сохранил один из поздних летописцев: «А говорят нецыи, что для того сажал (Симеона), что волхви ему сказали, что в том году будет пременение: московскому царю будет смерть». Предупреждения такого рода самодержец получал от колдунов и астрологов не однажды. Иван же стал называть себя «холопом Ивашкой». Но показательно, что власть «холопа» почему-то продолжала распространяться на земли бывшего Казанского ханства, где Иван сохранял титул царя. Скорее всего, Иван побоялся, что, оказавшись под властью настоящего чингизида, казанцы пожалуй воспрянут духом, подобьют Симеона на восстание. Конечно, Симеон не был настоящим царем, неопределенность его положения усугублялась тем обстоятельством, что он занял царский трон, но получил вместо царского один только великокняжеский титул. На третьем месяце правления Симеона Грозный сказал английскому послу, что сможет вновь принять сан, когда ему будет угодно, и поступит, как Бог его наставит, потому что Симеон еще не утвержден обрядом венчания и назначен не по народному избранию, а лишь по его соизволению. Правление Симеона продолжалось 11 месяцев, после чего Иван смещает его, щедро награждает Тверью и Торжком, где Симеон и умирает в 1616 году, приняв перед смертью монашество. Почти год Грозный проводил свой странный эксперимент. «Обрадуй верных обещанием помощи от Аллаха»: почему эти слова украшали шлем Александра Невского Мы уже смирились, что Лжедмитрий I – это беглый монах Гришка Отрепьев. Идею о том, что «легче было спасти, чем подделать Димитрия» высказывал еще знаменитый русский историк Николай Костомаров. И действительно, выглядит очень сюрреалистично, что вначале Дмитрия (с приставкой «лже») признала при всем честном народе родная мать, князья, бояре, а спустя некоторое время – все вдруг прозрели. Патологичности ситуации добавляет тот факт, что сам царевич был полностью убежден в своем натуральности, о чем писали современники. Либо это шизофрения, либо у него были основания. Проверить «оригинальность» царя Дмитрия Ивановича, по крайней мере, сегодня не представляется возможным.

  1. Кто убил царевича Дмитрия?
  2. Петра I подменили?
  3. Кому завещал власть Петр I?
Читайте также:  Зачем русские пастухи натирали копыта животных чесноком

Если Дмитрий все-таки погиб, что стало причиной его смерти? В полдень 25 мая 1591 года царевич метал ножи с другими детьми, входившими в его свиту. В материалах следствия по факту смерти сына Ивана Грозного есть свидетельство одного отрока, игравшего вместе с царевичем: «…играл-де царевич в тычку ножиком с ними на заднем дворе, и пришла на него болезнь – падучей недуг – и набросился на нож». Фактически эти показания стали главным аргументом для следователей, чтобы квалифицировать смерть Дмитрия Иоанновича как несчастный случай. Однако официальная версия до сих пор не устраивает историков. Смерть последнего государя из династии Рюриковичей открыло дорогу к царству Борису Годунову, который фактически был правителем страны еще при живем Федоре Иоанновиче. К тому времени за Годуновым в народе закрепилась репутация «убивца царевича», однако это не сильно его смущало. Путем хитрых манипуляций он все-таки был избран царем В таком убеждении находились многие русские бояре после возвращения Петра I из 15-месячного турне по Европе. И дело здесь было не только в новом царском «прикиде». Особо внимательные персоны нашли несоответствия физиологического свойства: во-первых, царь значительно подрос, а, во-вторых, изменились черты его лица, а, в-третьих, у него размер ног стал намного меньше. По Московии поползли слухи о подмене государя. По одной версии, Петра «заклали в стену», а вместо него прислали на Русь похожего лицом самозванца. По другой — «царь в немцах в бочку закладен и в море пущен». Масло в огонь добавило то, что вернувшийся из Европы Петр начал масштабное уничтожение «древнерусской старины». Также ходили слухи о том, что царя подменили еще в младенчестве: «Государь не русской породы, и не царя Алексея Михайловича сын; взят во младенчестве из немецкой слободы, у иноземца по обмену. Царица-де родила царевну, и вместо царевны взяли ево, государя, и царевну отдали вместо ево». «Обрадуй верных обещанием помощи от Аллаха»: почему эти слова украшали шлем Александра Невского Петр I умер, не успев назначить наследника. После него престол заняла Екатерина I, а затем последовала долгая политическая чехарда, именуемая Эпохой дворцовых переворотов. В 1812 году после краха наполеоновского нашествия становится известно о неком «Завещании Петра I». В 1836 году оно публикуется, правда, на французском языке. В завещании Петр, якобы, призывал преемников вести постоянные войны с Европой, разделить Польшу, завоевать Индию и нейтрализовать Турцию. В общем, добиться полной и окончательной гегемонии в Евразии. Достоверность документу придавала часть уже исполненных «заветов», к примеру, раздел Польши. Но, в конце XIX века документ был тщательно изучен и признан поддельным.

Кем был Павел I?

Император Павел I невольно продолжил традицию генерирования слухов вокруг дома Романовых. Сразу же после рождения наследника по двору, а потом уже и по всей России поползли слухи о том, о том, что настоящим отцом Павла I был не Пётр III, а первый фаворит великой княгини Екатерины Алексеевны, граф Сергей Васильевич Салтыков. Косвенным образом это подтвердила и Екатерина II, которая в своих мемуарах вспоминала, как императрица Елизавета Петровна, чтобы династия не угасла, велела жене своего наследника произвести на свет ребёнка, невзирая на то, кто будет его генетическим отцом. Есть и народная легенда появления на свет Павла I: согласно ей, Екатерина родила от Петра мёртвого ребенка, и он был заменён неким «чухонским» мальчиком.

Когда умер Александр I?

«Обрадуй верных обещанием помощи от Аллаха»: почему эти слова украшали шлем Александра Невского Есть легенда, что Александр Первый оставил царский престол, сфальсифицировав собственную смерть, и отправился странствовать по Руси под именем Федора Кузьмича. Есть несколько косвенных подтверждений этой легенды. Так, свидетели заключали, что на смертном одре Александр был категорически не похож на самого себя. Кроме того, по неясным причинам, императрица Елизавета Алексеевна, супруга царя, не участвовала в траурной церемонии.

Знаменитый русский юрист Анатолий Кони провел тщательные сравнительные исследования почерков императора и Федора Кузьмича и пришел к выводу, что «письма императора и записки странника писаны рукой одного и того же человека».

Источник: http://klikabol.com/2015/07/15-glavnyh-zagadok-russkih-carey.html

Русские монархи с сурой Корана. Миф о шлеме Александра Невского

«Обрадуй верных обещанием помощи от Аллаха»: почему эти слова украшали шлем Александра Невского

Тайны любят окружать не только живых существ, но и неодушевленные предметы. Особенно, если это история Московии, шитая нитками лжи и бисером мифов. Шлем Александра Невского, который хранится в Оружейной палате московского Кремля, из этого числа.

«Обрадуй верных обещанием помощи от Аллаха»: почему эти слова украшали шлем Александра Невского

Такой убор венчал голову московского правителя. Все в нем намешано до кучи: красное железо, форма в виде купола храма, образ архистратига Михаила Архангела на носовой стрелке, золотая насечка, алмазы, рубины, изумруды, жемчуг…  И вдруг – арабская вязь! На шлеме как бы православного князя! Что это? 13-й стих 61-ой суры Корана: «Обрадуй верных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы».

«Обрадуй верных обещанием помощи от Аллаха»: почему эти слова украшали шлем Александра Невского

Российские историки-мифотворцы и коллекционеры всему найдут объяснение. В горизонте собственной эрудиции, опыта, сновидений, обсессий… Они любят логику. Логику педагогов начальных классов, разъясняющих школярам невозможность существования призраков.

Согласно легенде шлем Невского был перекован в XVII веке специально для Михаила Федоровича, первого царя от Романовых (немецких правителей Московского кыштыма). Придворный мастер Никита Данилов дополнил его драгоценными камнями.

Обновленный шлем получил имя «Ерихонская шапка царя Михаила Федоровича».

Никакой модернизации здесь не было – шлемы на Московии было принято так называть, поскольку московитские монархи, страдающие комплексом неполноценности со времен Ивана Грозного любили сравнивать себя с Иисусом Навином, ветхозаветным еврейским царем, взявшим Иерихон.

В XX веке историки не поверили в легенду, усомнившись, что шлем когда-то принадлежал Александру Невскому. Подвергнув булатный головной убор бесчисленным экспертизам и анализам, ученые пришли к выводу, что «Ерихонская шапка» была выкована на Востоке (откуда арабские надписи) в XVII веке. Затем с оказией шлем оказался у Михаила Федоровича, где подвергся «христианскому тюнингу».

«Обрадуй верных обещанием помощи от Аллаха»: почему эти слова украшали шлем Александра Невского

Правда, никто не объясняет, а почему царь не распорядился убрать «басурманское письмо»? Неужели по халатности носил символ, как говорят сегодня русские, «чурок»? Вряд ли. По незнанию? Едва ли. Царский двор всегда был переполнен татарами, знакомых с арабской каллиграфией.

Интересно, что арабская вязь украшала и шлем Ивана Грозного, а также других родовитых персон средневековой Московии. Конечно, можно говорить, о том, что это были трофеи.

Ага, как же, данники Золотой Орды с трофеями:-) Можно предположить, что Иван IV водрузил на свою голову бывший в употреблении шлем.

Причем в употреблении у «басурмана»… Ведь присвоил же себе московский правитель византийскую курицу, почему б не поносить шлем от своих хозяев?

Разумеется, царственные владельцы «ерихонских шапок» знали происхождение и перевод «арабских узоров». И при этом проявляли толерантность к присутствию на собственных шлемах.

Возможно, выгравированным сурам из Корана придавались какие-то магические свойства – этакой «графической» иерихонской трубы, разрушающие стены крепостей не звуком, а письменами.

Но, самой вероятной разгадкой мусульманского шлема московских правителей является то, что на Московии в средние века господствующей религией являлся некий микст византийского православия и ислама и покорность московских князей ордынским правителям.

Источник: https://pozornayarossiya.blogspot.com/2015/06/blog-post_57.html

Как появилась надпись из Корана на шлеме Александра Невского

«Обрадуй верных обещанием помощи от Аллаха»: почему эти слова украшали шлем Александра Невского

Тайны любят окружать не только живых существ, но и неодушевленные предметы. Шлем Александра Невского, который хранится в Оружейной палате Московского Кремля, из этого числа. Это, конечно, не Святой Грааль, но загадок в нем не меньше.

Такой убор мог венчать голову Рюриковича, истинного Избранника.

Все к одному: красное железо, форма в виде купола храма, образ архистратига Михаила Архангела на носовой стрелке, призванный дрогнуть руку врага с вознесенным мечом, золотая насечка, алмазы, рубины, изумруды, жемчуг… И вдруг – арабская вязь! На шлеме православного князя! Что это? 13-й стих 61-ой суры Корана: «Обрадуй верных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы».

«Обрадуй верных обещанием помощи от Аллаха»: почему эти слова украшали шлем Александра Невского

Историки и коллекционеры всему найдут объяснение. В горизонте собственной эрудиции, опыта, сновидений, обсессий… Они любят логику. Логику педагогов начальных классов, разъясняющих школярам невозможность существования призраков.

Согласно легенде, шлем Невского был перекован в XVII веке специально для Михаила Федоровича, первого царя от Романовых. Придворный мастер Никита Данилов дополнил его драгоценными камнями.

Обновленный шлем получил имя «Ерихонская шапка царя Михаила Федоровича».

Никакой модернизации здесь не было – шлемы на Руси было принято так называть, поскольку русские монархи со времен Ивана Грозного любили сравнивать себя с Иисусом Навином, ветхозаветным царем, взявшим Иерихон.

«Обрадуй верных обещанием помощи от Аллаха»: почему эти слова украшали шлем Александра Невского

В XX веке историки не поверили в легенду, усомнившись, что шлем когда-то принадлежал Александру Невскому. Подвергнув булатный головной убор бесчисленным экспертизам и анализам, ученые пришли к выводу, что «Ерихонская шапка» была выкована на Востоке (откуда арабские надписи) в XVII веке. Затем с оказией шлем оказался у Михаила Федоровича, где подвергся «христианскому тюнингу».

Правда, никто не объясняет, а почему царь не распорядился убрать «басурманское письмо»? По халатности? Вряд ли. По незнанию? Едва ли. При царском дворе всегда было немало татар, знакомых с арабской каллиграфией.

Интересно, что арабская вязь украшала и шлем Ивана Грозного, а также других родовитых персон средневековой Руси. Конечно, можно говорить, о том, что это были трофеи. Но сложно представить, чтобы регламентированный Иван IV водрузил на свою венценосную голову бывший в употреблении шлем. Причем, в употреблении у «басурмана»…

«Обрадуй верных обещанием помощи от Аллаха»: почему эти слова украшали шлем Александра Невского

С большой долей вероятности царственные владельцы «ерихонских шапок» знали происхождение и перевод «арабских узоров». Но при этом проявляли толерантность к присутствию на собственных шлемах. Возможно, выгравированным сурам из Корана придавалось какие-то магические свойства – этакой «графической» иерихонской трубы, разрушающие стены крепостей не звуком, а письменами.

источник

Источник: http://slazz.ru/kak-poyavilas-nadpis-iz-korana-na-shleme-aleksandra-nevskogo/

Семь вопросов Александру Невскому

«Обрадуй верных обещанием помощи от Аллаха»: почему эти слова украшали шлем Александра Невского

Орда: выясните отношения

На взаимоотношения Александра Невского с монголо-татарами существуют разные точки зрения. Евразиец Лев Гумилев всех запутал и спровоцировал, написав, что в 1251 году Александр Невский побратался с сыном Батыя Сартаком, «вследствие чего стал сыном хана и в 1252 году привел на Русь татарский корпус с опытным нойоном Неврюем».

Читайте также:  Страсть: какой смысл имело это слово изначально

Согласно этой теории, Александр уверенно создал союз с Золотой Ордой, и союз этот рассматривается не как иго, а как благо. Если доверять Гумилеву, во времена Александра Невского существовал политический и военный союз Руси с Ордой.

По другой версии, более распространенной, у Александра Невского не было другого выхода, и он выбрал меньшую из двух зол. Давление Запада, желание Рима распространить на Руси католичество вынудили Александра пойти на уступки Востоку, потому что тот был терпим к православию. Таким образом Александр Невский сохранил православную Русь.

Совсем экзотическая версия — эгоистические стремления Александра укрепить свою власть. Вот как на это смотрит академик Валентин Янин: «Александр Невский, заключив союз с Ордой, подчинил Новгород ордынскому влиянию. Он распространил татарскую власть на Новгород, который никогда не был завоеван татарами.

Причём выкалывал глаза несогласным новгородцам, и много за ним грехов всяких».Так каковы же истинные причины союза с Ордой? И что это были за отношения — союз или иго?

Сколько жен?

В житии Александра Невского сообщается, что в 1239 году святой Александр вступил в брак, взяв в жены дочь Полоцкого князя Брячислава. Некоторые историки говорят, что княгиня в святом Крещении была тезоименита своему святому супругу и носила имя Александра.

В то же время можно найти сообщения о том, что была и другая жена: «В соборе Княгинина монастыря были погребены Александра — первая жена князя, Васса — его вторая супруга и дочь Евдокия». Вот что написано в «Истории государства Российского» Н.М.

Карамзина: » По кончине первой супруги, именем Александры, дочери Полоцкого Князя Брячислава, Невский сочетался вторым браком с неизвестною для нас Княжною Вассою, коей тело лежит в Успенском монастыре Владимирском, в церкви Рождества Христова, где погребена и дочь его, Евдокия».

И все-таки существование второй жены Александра вызывает сомнения и у историков, и у обычных людей, чтящих святого благоверного князя Александра Невского. Существует даже мнение, что Васса — монашеское имя Александры Брячиславовны. Снова загадки?

Приоритеты: родной брат или названный?

Этот вопрос Александру Невскому ставит историк XVIII века Александр Татищев в своей «Истории Российской». Он пытается понять, почему ордынцы неожиданно изменили свое отношение к брату Александра Невского Андрею, которого за три года до этого поставили князем Киева. Ведь сын Батыя Сартак в 1246 году неожиданно посылает против него армию, ведомую полководцем Неврюем.

По гипотезе Татищева, Александр был причастен к этому: он находился в это время в столице Монгольской империи Каракоруме и якобы донес или пожаловался на брата, что тот выпросил княжение лестью, да и дань платит не сполна.

А если принять на веру версию Гумилева о том, что Невский побратался с Сартаком, то полководец Неврюй мог оказаться самим Александром, ведь Неву монголы звали Нервой.

На этот вопрос нет убедительного ответа. Известно только, что Александр действительно находился в Орде во время ссоры, а брат его, попав в немилость, потерпел поражение и скрылся заграницей. Вследствие этого новым великим князем стал Александр.

Новгородская дань: благо или вред?

В 1252 году Александр Невский оставляет Новгород: в нем теперь княжит его сын Василий, а сам великий князь владимирский переезжает в столицу. Пять лет все идет своим чередом, но вдруг татары решают «закрутить гайки», они жаждут новой дани и потому затевают перепись населения.

Непокорный Новгород не соглашается быть «учтенным», ведь формально татары так и не захватили его. Ни народ, ни вельможи, ни князь Василий не собираются подчиняться татарам… И тут Невский делает ход конем: он заключает сына в кандалы, отрезает и отсекает носы, уши, руки, глаза вельможам…

С тех пор Новгород стал платить дань Золотой Орде.

Как оценивать этот поступок? Как жестокость и подчинение интересов монголам или как мудрый ход взрослого правителя, предотвративший войну Новгорода с Ордой? Пошла бы Орда с огнем и мечом на непокорные земли? Или с этого момента началось бы освобождение Руси? История, говорят, не терпит сослагательного наклонения…

Несметная рать?

Ледовое побоище представляется битвой, в которой полегли многочисленные войска. Некоторые историки исчисляют войско Александра Невского в 15-17 тысяч человек, а противостоявших ему немецких воинов — 10-12 тысяч. Бывает и больше — 18 тысяч к 15-ти.

Однако на 78-ой странице Новгородской первой летописи старшего извода написано: «…и паде Чюди бещисла, а Немецъ 400, а 50 руками яша и приведоша в Новъгород». Цифра растет в следующей летописи, младшего извода: «…и паде Чюди бещисла, а Немецъ 500, а иных 50 руками яша и приведоша в Новъгород».

Лаврентьевская летопись укладывает весь рассказ о битве в три строки и даже не указывает количества воинов и убитых. Видимо, это неважно и не значительно?«Житие Александра Невского» — источник более художественный, чем документальный. В нем вообще другой угол зрения: духовный.

А с духовной стороны порой один человек сильнее тысячи.Так была ли несметная рать? Или Ледовое побоище учит нас, что и в битвах дело не всегда в количестве?

Арабская вязь на шлеме

На шлеме Александра Невского, кроме алмазов и рубинов — арабская вязь, 3-й стих 61-ой суры Корана: «Обрадуй верных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы».

В ходе бесчисленных проверок и экспертиз было установлено, что «Ерихонская шапка» была выкована на Востоке (откуда арабские надписи) в XVII веке. Затем с оказией шлем оказался у Михаила Федоровича, где подвергся «христианскому тюнингу».

Интересно, что арабская вязь украшала и шлем Ивана Грозного, а также других родовитых персон средневековой Руси. Конечно, можно говорить, о том, что это были трофеи.

Но сложно представить, чтобы регламентированный Иван IV водрузил на свою венценосную голову бывший в употреблении шлем. Причем в употреблении у «басурмана». Вопрос о том, почему благоверный князь носил шлем с исламскими письменами по-прежнему остается открытым.

«Обрадуй верных обещанием помощи от Аллаха»: почему эти слова украшали шлем Александра Невского

За что причислен к лику святых?

Князь Александр Невский канонизирован как благоверный.

Из-за советской пропаганды этот правитель представляется чаще всего как успешный воин (он действительно не проиграл за всю свою жизнь ни одного сражения!), и кажется, что прославился он только своими военными заслугами, а святость стала чем-то вроде «награды» от Церкви.

За что же его канонизировали? Не только за то, что князь не пошел на союз с латинянами. Удивительно, однако его стараниями в Золотой Орде была создана, например… православная епархия. И проповедь христианства распространилась на север — в земли поморов.

К этому лику святых — благоверные — причисляются миряне, прославившиеся искренней глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители, сумевшие в своем государственном служении и в различных политических коллизиях остаться верными Христу.

«Как и любой православный святой, благоверный князь — вовсе не идеальный безгрешный человек, однако это в первую очередь правитель, руководствовавшийся в своей жизни прежде всего высшими христианскими добродетелями, в том числе милосердием и человеколюбием, а не жаждой власти и не корыстью».

Екатерина Оаро

www.russian7.ru

Источник: http://sotok.net/russkij-mir/4195-sem-voprosov-aleksandru-nevskomu.html

Зачем шлем Александра Невского украшали слова из Корана

Тайны любят окружать не только живых существ, но и неодушевленные предметы. Шлем Александра Невского, который хранится в Оружейной палате Московского Кремля, из этого числа. Это, конечно, не Святой Грааль, но загадок в нем не меньше.

Красиво, очень красиво… Такой убор мог венчать голову Рюриковича, истинного Избранника.

Все к одному: красное железо, форма в виде купола храма, образ архистратига Михаила Архангела на носовой стрелке, призванный дрогнуть руку врага с вознесенным мечом, золотая насечка, алмазы, рубины, изумруды, жемчуг… И вдруг — арабская вязь! На шлеме православного князя! Что это? 13-й стих 61-ой суры Корана: «Обрадуй верных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы».

Историки и коллекционеры всему найдут объяснение. В горизонте собственной эрудиции, опыта, сновидений, обсессий… Они любят логику. Логику педагогов начальных классов, разъясняющих школярам невозможность существования призраков.

Согласно легенде шлем Невского был перекован в XVII веке специально для Михаила Федоровича, первого царя от Романовых. Придворный мастер Никита Данилов дополнил его драгоценными камнями. Обновленный шлем получил имя «Ерихонская шапка царя Михаила Федоровича». Никакой модернизации здесь не было — шлемы на Руси было принято так называть, поскольку русские монархи со времен Ивана Грозного любили сравнивать себя с Иисусом Навином, ветхозаветным царем, взявшим Иерихон.

В XX веке историки не поверили в легенду, усомнившись, что шлем когда-то принадлежал Александру Невскому. Подвергнув булатный головной убор бесчисленным экспертизам и анализам, ученые пришли к выводу, что «Ерихонская шапка» была выкована на Востоке (откуда арабские надписи) в XVII веке. Затем с оказией шлем оказался у Михаила Федоровича, где подвергся «христианскому тюнингу».

Правда, никто не объясняет, а почему царь не распорядился убрать «басурманское письмо»? По халатности? Вряд ли. По незнанию? Едва ли. При царском дворе всегда было немало татар, знакомых с арабской каллиграфией.

Интересно, что арабская вязь украшала и шлем Ивана Грозного, а также других родовитых персон средневековой Руси. Конечно, можно говорить, о том, что это были трофеи. Но сложно представить, чтобы регламентированный Иван IV водрузил на свою венценосную голову бывший в употреблении шлем. Причем в употреблении у «басурмана»…

С большой долей вероятности царственные владельцы «ерихонских шапок» знали происхождение и перевод «арабских узоров». Но при этом проявляли толерантность к присутствию на собственных шлемах. Возможно, выгравированным сурам из Корана придавалось какие-то магические свойства — этакой «графической» иерихонской трубы, разрушающие стены крепостей не звуком, а письменами.

Какие погодные аномалии были на Руси

  • Какие погодные аномалии были на Руси
  • text/html
  • Mon, 09 Oct 2017 13:05:17 +0000

Сегодня много говорят об изменении климата. Некоторые даже пугают новым ледниковым периодом. А ведь в былые времена на Руси с погодой куда более странные вещи происходили. Копченые летописи Отмечать погодные аномалии в летописях начали с Х века. Но термометров еще не изобрели, поэтому нам остается лишь гадать, насколько жарче было, например, в 1370 году, чем в 2010. Лишь словесные […]

Пластилиновый Томск

  1. text/html
  2. Thu, 16 Jan 2014 10:38:34 +0000
  3. Мультяшная история о городе

Русские «Ламборджини»

  • Русские «Ламборджини»
  • text/html
  • Fri, 22 Mar 2013 15:50:15 +0000
  • Автомобили Руссо-Балт
Читайте также:  Алоиз эстерманн: из-за чего в 1988 году убили главу охраны папы римского

Источник: http://news.rambler.ua/other/39544997-zachem-shlem-aleksandra-nevskogo-ukrashali-slova-iz-korana/

Тайны Александра Невского Среднее время прочтения:

О славном русском князе Александре Ярославовиче каждый знает еще со школьных лет. За отвагу и любовь к Отечеству он получил в народе прозвище «Невский», победив шведов в устье Невы.

При разгроме немецких псов-рыцарей, битва с которыми произошла на Чудском озере, юный князь Александр проявил себя талантливым стратегом и полководцем. Но неожиданная и загадочная смерть князя Александра в возрасте 43 лет до сих окутана тайной.

Кроме того, очень много домыслов связано с отношениями между Александров Невским и Золотой ордой.

История оказалась немилостива к такой выдающейся исторической фигуре, как князь Александр Невский: одни считали его истинным героем, а другие – подлым предателем. Как правило, о любом человеке судят по его делам, значит нужно знать не только как поступил князь в том или ином случае, но и причины его поступков – это будет справедливо.

— Salik.biz

Александр Невский — второй сын Великого князя Ярослава II и рязанской княжны Феодосии. С ранних лет княжичей в семье Ярослава II готовили к управлению княжеством. Александр получил очень хорошее образование, а также освоил ратное дело.

Он владел не только мастерством простого дружинника, но и освоил княжеские воинские уменья: научился строить полки для боя, устанавливать дозоры, ставить засады и изучил способы уберегаться от ловушек врага.

В 1235 году он участвовал вместе с отцом в войне против литовцев и немцев.

После гибели старшего сына, Ярослав II назначил своим наследником Александра. В княжение молодому князю был передан Великий Новгород, а сам Ярослав II уехал в Киев.

В 1237 году над Русью нависла смертельная угроза. Полчища монголов под командованием Батыя покорили Рязанскую землю и двинулись на Новгород. Но случилось чудо: не дойдя до Новгорода всего 100 верст, войска Батыя повернули обратно. И уже весной 1238 года татаро-монголы покинули пределы Руси. Но захватчики все же не отказались от покорения русичей.

Одновременно с нашествием батыйских полчищ северо-западные земли Руси оказались под угрозой нападения рыцарей-крестоносцев. Посланник римского папы ездил между Данией, Ливонией и Швецией, организуя совместный поход против Руси. Датские и немецкие рыцари планировали нанести удар по России с Ливонских владений, а шведы решили напасть со стороны моря.

Летом 1240 года шведское пятитысячное войско неожиданно появилось на берегах Невы. Князь Александр понимал, что времени собрать новгородское ополчение у него нет, поэтому и выступил он навстречу врагу только со своей конной дружиной и немногочисленными пешими воинами.

Князь Александр нанес неожиданный и решительный удар по шведам и сразу отступил, понимая, что силы не равны. Но удар русичей для шведов оказался очень сильным, и они быстро покинули берег Невы. После этого победного сражения народ и присвоил имя «Невский» своему князю.

Пусть сражение не было самым крупным, в котором участвовал князь, в памяти поколений осталась именно эта битва. Победа молодого князя дала надежду всему русскому народу на освобождение от набегов завоевателей, в нем увидели великого воителя за Русскую землю.

Но немецкие рыцари не оставили своих планов и не раз еще подходили к русским рубежам.

За свою недолгую жизнь Александр Невский участвовал в многочисленных военных операциях и битвах, из которых всегда выходил победителем.

Но князь Александр не только воевал с завоевателями, он умело проводил внешнюю политику. И результатом ее стало заключения ряда мирных договоров. Благодаря ему на западных рубежах Новгородских земель наступил долгожданный мир и спокойствие.

Рекламное видео:

Папа римский неоднократно присылал свои посольства на Русь, уговаривая признать главенство Римского престола, а за это обещал помощь русичам против рыцарей и татар. С другой стороны, и Батый писал русскому князю: «Мне покорил Бог многие народы: ты ли один не хочешь покориться державе моей? Но если хочешь сохранить за собою землю свою, прийди ко мне: увидишь честь и славу царства моего».

Перед Александром Невским стояла сложная задача – сделать выбор между Востоком и Западом.

Двое сильнейших князей Руси приняли непростое решение, но по-разному: Даниил Галицкий выбрал Запад и это стало его фатальной ошибкой – папа римский обманул его и не оказал помощи в борьбе против врагов; Александр Невский выбрал Восток и добился ошеломляющих политических результатов.

Он понимал, что речь идет о самом существовании Руси и с помощью ордынцев защитил границы своей земли от западных захватчиков, одновременно сохраняя национальное самосознание внутри страны.

Князь Александр ненавидел татарских завоевателей, но он понимал, что время для открытого противостояния не наступило. Обессиленная, разрозненная Русь не могла одержать победу над многочисленным и сильным противником. Ему, как вассалу золотой Орды, часто приходилось посещать ставку Орды.

Он понял их тактику завоеваний: сначала татаро-монголы своей непомерной жестокостью внушали страх, а затем терпимо относились к сохранению религии и национальной культуры покоренных народов. Условие было только одно – исправно платить дань Золотой Орде.

Ради мира на своих землях Александру Невскому приходилось сдерживать народный гнев внутри государства, иногда, достаточно жесткими методами, из-за которых, теперь, историки навешивают на него ярлык деспота.

В начале 1260-х годов Орда разделилась на две части. Этим попытался воспользоваться князь Александр. Он поехал в Орду и провел там пол года, пытаясь договориться, чтобы хан освободил русских воинов от участия в войне в составе монгольских войск.

Во время пребывания в Орде здоровье русского князя пошатнулось (есть предположение, что его травили медленнодействующим ядом). Больным он возвращался на Родину, а 14 ноября 1263 года Александр Невский скончался. Народ встречал тело великого князя Руси около Боголюбова.

Похоронен Александр Невский в церкви Рождества Богородицы во Владимире.

Историки стараются замалчивать главный конфликт эпохи Александра Невского – крестовый поход Запада на Русь, причина которого крылась в отказе князя Александра принять католичество. Преднамеренно искаженно оценивается главный союз эпохи – политический и военный союз Орды и Руси.

Несостоятельным является обвинение Александра Невского в заговоре против Руси при заключении договора с Ордой. Да великий русский князь верно служил Орде, но этим он добился реальной поддержки в борьбе против крестоносцев, направленных на Русь рукой папы римского.

Западными историками умалчивается и факт объявление Римской церковью экономической блокады Руси: католические пасторы запрещали торговать с русскими городами, называли русских «врагами веры», а в 1256 году Запад пошел военным походом на Русь и Орду.

И отбивались русские и татары вместе от шведских, литовских, немецких рыцарей. И ордынцы не посягали на православную веру русичей, в отличие от папских завоевателей.

Теперь возникает вопрос и одновременно ответ: так какие все же отношения были в действительности между Ордой и Русью – это был все же союз или иго?

В некоторых исторических исследованиях говориться о нескольких женах князя Александра. Первой женой князя считается дочь полоцкого князя Брячислава. При крещении она получила имя Александра.

Карамзин в своем труде «История государства Российского» утверждал, что после кончины жены, князь женился второй раз и звали ее Васса.

Можно относиться со всем уважением к мнению великого историка Карамзина, но есть достаточно убедительная версия о том, что Васса — это монашеское имя Александры Брячеславовны – первой и единственной жены Александра Невского. Но эта загадка еще ждет своего ответа.

Историки много говорят о конфликте между братьями – Александром и Андреем, обвиняя князя Александра в силовом изгнании брата с киевского престола руками войска ордынского.

Следует учитывать, что отношения в самой Орде были достаточно жестокими, а поступки непредсказуемыми. В какой-то момент Андрей попал в немилость ордынской знати и поплатился за это, но ведь жив остался, вовремя сбежал за границу.

А причины немилости – это еще одна историческая загадка.

Александра Невского упрекают в том, что он платил исправно Орде дань. В 1252 году в Новгороде под руководством сына князя Александра – князя Василия поднимается бунт против оплаты дани Орде. Александр Невский заключает Василия в кандалы и расправляется с его сподвижниками.

Что это было – неоправданная жестокость или мудрый шаг правителя, предотвратившего войну Орды против Новгорода? Что бы стало с многочисленным населением новгородских земель, если бы Орда с огнем и мечом ступила на русские земли? А может быть именно с этого момента Русь стала освобождаться от зависимости?

Существует много не состыковок в сведениях о Ледовом побоище. Так предполагается, что в битве участвовали многочисленные войска: со стороны русичей – 17 тысяч человек, со стороны немцев 12 тысяч. Но новгородская летопись эти цифры опровергает. Согласно ей, с каждой из сторон участвовало не более тысячи воинов. Возможно все же результат битвы не всегда зависит от количества участников?

Еще одна тайна. На шлеме Александра Невского, украшенного, как и полагается князю, рубинами и алмазами была надпись стиха из Корана: «Обрадуй верных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы». До сих пор загадка, почему православный князь носил шлем с исламские письменами, ждет свой разгадки.

На протяжении столетий, прошедших с эпохи Александра Невского, всегда находились люди, уничтожавшие историю, либо планомерно искажавшие ее.

А те обвинения, которые пытаются высказывать в адрес великого русского князя Александра Невского, не пожалевшего свою жизнь, защищая Отечество, и который достойно нес тяжелый княжеский крест в трудную для Руси годину, не стоят ни гроша. Настало время дать достойную отповедь клевете, так искусно замаскированную под исторические исследования.

Необходимо признать, что на самом деле, мы мало знаем о необыкновенно сильном, умном русском правителе – князе Александре Ярославовиче. А значит, нас ожидают интересные исторические открытия.

Источник: https://salik.biz/articles/20493-tainy-aleksandra-nevskogo.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector