Печенеги: за что этот народ был уничтожен

Кто такие печенеги: подробно о кочевниках

Кто такие печенеги: подробно о кочевниках

На территории современной Российской Федерации и Европы в древности проживали десятки разных народов и племён.

Племена воевали между собой, нападали на Русь, занимались земледелием или кочевали вместе со своим скотом.

Чтобы успешно сдать экзамены, вам предстоит узнать, как жили печенеги, кто такие и какие у них были отношения с Киевской Русью. В этой небольшой статье мы кратко разберем, что о них известно.

Печенеги: за что этот народ был уничтожен

Термин

Печенеги – это союз древних кочевых племён, который был организован приблизительно в восьмом – девятом столетии. Начали кочевать по территории Средней Азии. Этноним «печенег» скорей всего пошло от термина Беч (бэч), которым называли следующего вождя объединённых племён.

Особенности кочевников

Арабские, византийские, европейские и российские ученые описывали эти племена, их особенности и откуда они пришли на русские земли.

Во всех источниках они представлены как варвары, несмотря на организованность племени и их чётко-построенную систему управления.

Возможно, варварами их называли в Древней Руси из-за другой культуры и языка, который был непонятен славянам, ведь печенеги имели свой язык – тюркский. И для славянина их речь звучала как «вар вар вар вар».

В работах древних учёных представители этого племени выглядели как мужественные воины невысокого роста, европеоидной расы с тёмными, как земля, волосами. Также говорится, что они носили бороды, а одевались совсем скромно. Их наряды никак не отличались от других кочевых племён, а порой и от жителей Руси.

Печенеги: за что этот народ был уничтожен

Как и все кочевые племена, печенеги занимались скотоводством, ходили на охоту, что приносило им мясо, молоко и шкуры, чем они успешно и торговали. Периодически случались стычки с другими местными племенами. Во главе их племён стоял каган, который выполнял роль главного воеводы, решал внутренние вопросы, то есть выполнял судебные функции. Самые известные правители:

  • Куря – напал и уничтожил войско Святослава, велел из его черепа сделать чашу и пить из нее на пирах.
  • Метигай – принял крещение у Владимира Великого.
  • Балтчар – верой и правдой служил Византии.

Особенностью племени были из похоронные обряды. Они насыпали небольшие курганы, умершего клали головой на запад. Вместе с ним погребали его лошадей, сабли, стрелы, лук, монеты, золото…

Борьба за земли

Кочевой способ жизни и собственный скот вынуждает искать новые и новые земли. По этой причине в месте, где они проживали, должны были находиться пастбища. Нападения со стороны соседей – огузов и хазар вынудили печенегов уже к концу девятого столетия покинуть Среднюю Азию и направиться в сторону европейского континента.

Столкнувшись с проживающими на землях между Дунаем и Волгой венграми, кочевники завоевали их земли и частично осели на них. Позже, эти кочевники, как и половцы позже, в своё время, разделяться на две группы. И начнут существовать порознь, если кратко, то западные частично останутся на завоёванных землях, а восточные продолжат свой кочевнический путь.

В 880–890 годах печенеги дойдут до Крыма. Увидев богатство русских земель, печенежский каганат будет делать постоянные набеги на княжеские земли, что и породит конфликт между ними и Киевской Русью.

Падение Хазарского каганата дало возможность кочевникам без боя занять новые территории. Огромные земли от Византии до Руси, рост население, регулярные набеги и успешная торговля дали возможность нарастить военную мощь печенегам.

При князе Игоре

Печенеги: за что этот народ был уничтожен

Князь Игорь Старый. Годы княжения 912 — 945

Игорь правил княжеством с 912 по 945 года и именно на его правление попало появление на этих землях печенегов, от набегов которых ему постоянно приходилось оборонять родную землю. Конфликты с кочевниками были, но, вероятно в 915 или 920 годах.

Об остальных годах правления этого князя толком ничего не ясно. Возможно было вообще два «Игоря». Тем не менее в походе 944 года Игорь уговорил печенегов идти на Византию походом в 944 году.

Так что времена конфликта часто сменялись периодами сотрудничества, как например в дальнейшем будет в 13 веке, уже с половцами против монголо-татар.

При Святославе

На момент правления Святослава (945–972 года) печенеги решились пойти войной на Киев в 968 году, но Святослав одержал победу, ведь его с детства учили в варяжских традициях – воевать и побеждать! После такого фиаско кочевникам ничего не оставалось как пойти на мира с Святославом.

Печенеги: за что этот народ был уничтожен

Князь Святослав Игоревич. Годы княжения 962 — 972

Они даже выступили на стороне князя в походе на Византию, но, к сожалению, этот союз просуществовал недолго и уже в 972 году на порогах Днепра они убьют князя, когда тот будет возвращаться из военного похода на болгарские земли. После этого набеги и военные конфликты возобновляться.

При Владимире Святом

Для молодого князя Владимира, который взошёл на киевский престол в 979, печенеги были противником номер один, поскольку они убили отца и не хотели подчиняться великой княжеской власти.

Печенеги: за что этот народ был уничтожен

Князь Владимир Святой (Красное Солнышко). Годы княжения 979 — 1015

Воспользовавшись внутренними проблемами кочевников (одна часть принимает ислам, а другая переходит на Византийскую сторону, приняв христианство), Великий Князь разбивает войско противника. Но это победа не стала концом войны.

Ярослав Мудрый и конец печенежской орде

Путь Ярослава на киевский трон был проложен кровопролитными битвами и братской борьбой за Киев. Степняки стали на сторону Святополка (брата Ярослава), чем попали в немилость следующего киевского князя.

Взойдя в 1019 году на престол, Ярослав решается пойти против давнего врага и остановить набеги варваров. Удача улыбнулась правителю, и он окончательно разбил войско противников под Киевом в 1036 году, убив почти всех мужчин племени.

Эта победа стала одной из самых великих в истории Руси.

Кстати именно в честь этой победы был заложен Софийский храм в Киеве.

Печенеги: за что этот народ был уничтожен

Князь Ярослав Мудрый. Годы княжения 1019 — 1054

Превосходства печенеги были лишены, разделившись на сотни маленьких племён, они продолжили кочевать. Оседая на русских землях, они начали ассимилироваться с местными жителями, принимая их православную веру, традиции, обряды, быт. И уже к концу четырнадцатого столетия этот степной народ пропадут с политической карты мир.

Наследие

На богатые материально и духовно русские земли каждый человек, каждое новое племя приносили что то своё, чем пополняли богатство, что сейчас отобразилось на нашей культуре, языке и обычаях. Ученые спорят о наследии печенегов и в вопросе, кто их современные потомки.

Одно ясно, что гагаузы и каракалпаки (тюркские народы, проживающие на территории современной Молдовы и части Одесской области в Украине, а вторые на территории Узбекистана) — это их потомки.

Они говорили на своих языках и исповедовали разные веры. Другие исследователи считают, что юрматы — истинные наследники рода.

Юрматы – башкирское племя, которое сейчас территориально относят к Саратовской области Росси. Кроме того, у коренного населения Киргизии (киргизов) есть целый род, который происходит от печенегов.

Именно этот род был основным населением города Бечен (беч – печенежское слово, означавшее вождь).

Источник: https://ege59.ru/2018/09/14/kto-takie-pechenegi-podrobno-o-kochevnikax/

«Исчезнувшие» печенеги

«Усеченная» версия русской истории отдает все евразийские степи Средневековья «тюркоязычным» народам (печенегам, половцам, татарам). Якобы после хазар (народа неизвестного происхождения, исчезнувшего тоже неизвестно куда) весь юг Восточно-Европейской равнины заняли тюрки-печенеги, «злейшие враги» России… Что же скрывается на самом деле под названием «печенеги»?

О печенегах известно, что они были европеоидны по внешнему облику; они пришли на европейскую территорию России из Средней Азии… и это все: как и многие «народы» южнорусских степей, печенеги обитают только на страницах многотомных исторических трудов; в действительности же они «исчезли без следа»…

Археологически НИКАКИХ СЛЕДОВ ПРЕБЫВАНИЯ «ПЕЧЕНЕГОВ» КАК ОСОБОГО ЭТНОСА В ЮЖНОРУССКИХ СТЕПЯХ НЕ ОБНАРУЖЕНО.

Как же так? Ведь найдены же следы позднейших половцев (их «каменные бабы» видны невооруженным глазом).

Не имеем ли мы дело с некоей искусственной конструкцией, составленной в известные времена специально для того, чтобы укоротить русскую историю не только во времени, но и в пространстве?

Печенеги: за что этот народ был уничтожен

Доспехи и оружие половецкого воина. XII век.

Каким же образом историки и археологи пытаются выпутаться из противоречий между фактами и теоретическими конструкциями XVIII в.? Оказывается, следов печенегов не найдено потому, что «у печенегов не было постоянных кочевий.

Для них характерен был первобытный, наиболее архаичный способ кочевания — таборный… При этом способе кочевания народ кочует круглый год, передвигаясь по степи и летом и зимой… То обстоятельство, что в южнорусских степях не известно не только ни одного печенежского становища, но и ни одного могильника, подтверждает полное отстутствие хотя бы сезонной оседлости у печенегов»206. Удивителен не сам абсурд в этих словах, но то, что так долго к этому абсурду относились как к норме. Даже если допустить, что печенеги беспрерывно кочевали — но хоть могильники-то они должны были оставить?

Что касается идеи «таборного» скотоводства в донских степях, то… сторонникам такой идеи можно предложить «покочевать» в наших краях зимой, в 20-градусный мороз (с ветром 20 м в секунду), с глубиной снежного покрова до полуметра.

Неужели не понятно, что здешние климатические условия начисто исключают «зимние кочевания», предполагая необходимость хотя бы сезонных постоянных поселений… Но такие поселения не обнаружены, а в методах археологического поиска сомневаться не приходится.

Это может значить только одно: никаких кочевников-тюрков в русских степях X–XI вв. просто не было!

А кого же тогда разумеют русские летописи и другие источники под именем «печенегов»? Ответ на этот вопрос можно легко найти у арабских авторов. Ибн-Хаукаль, например, говорил о печенегах с истинно восточным красноречием: они — «ШИП РУСИЙЕВ И ИХ СИЛА»207.

Вот даже как — «шип и сила»! Это значит, что те, кого русские летописи называют «печенеги», вовсе не были какими-то «внешними» по отношению к Руси народами.

Это были, в сущности, все те же южнорусские ясы-аланы, потому их следы и неразличимы на фоне обычных аланских древностей.

В самом деле, раскопки южнорусских степных погребений «печенежского» периода (X–XI вв.

) обнаруживают полную преемственность с алано-сарматской традицией: все те же курганы, а под ними — чучело коня, сопровождающее хозяина, наборные серебряные пояса, костяные накладки на тяжелые луки, прямолезвийные сабли, поясные подвески-амулеты… такой же, как у скифов и сарматов, обычай сооружать кенотафы (памятники в честь воинов, «пропавших без вести»)208. Мало того, значительная часть «печенежских» погребений произведена в древних курганах железного века и даже эпохи бронзы, что ясно показывает: те, кто населял русские степи в раннем Средневековье, считали сарматов и скифов своими предками.

О том, что печенеги являлись наследниками культуры Великой Скифии, свидетельствует и принятая у них система письменности. Да, у этих «варваров» была собственная письменность рунического типа, восходящая к древнему общеевразийскому источнику.

Очевидно, к одной и той же культурной традиции относятся сходные между собой знаки на сосудах, найденные в хазарской крепости Саркел, знаки русских князей, донские и сибирские руны, клеймы Боспорского царства209.

И сложиться эта традиция могла только в скифские времена, когда вся континентальная Евразия была заселена одним народом. (Традиции суперэтноса русов. — Примеч. Ю. Д. Петухова.)

Какая-то часть тех, кого называли «печенегами», действительно пришла с востока, и надо полагать, что они были потомками азиатских сарматов-аланов, отступавших под давлением тюрков. Но, придя в южнорусские степи, «печенеги» так естественно вписались в родственную им этнополитическую систему, что рассматривать их как самостоятельный народ нет никакой возможности.

Как известно, ПВЛ под 915 г. отмечает, что печенеги «приидоша первое на русскую землю». Пришли они, однако, как друзья, а не как враги: киевское правительство немедля заключило с ними союз. Напомним, что незадолго до этого события (около 898 г.

Читайте также:  Россия и другие страны, которые невозможно завоевать

) венгерские войска (базировавшиеся в Приуралье), действуя в союзе с Хазарией, прорвали линию обороны на Дону и захватили всю южнорусскую степь вплоть до Дуная.

Движение печенегов, очевидно, с самого начала было направлено как против венгров, так и против Хазарского каганата (Константин Багрянородный отмечал, что против печенегов действовали гузы, союзные Хазарии).

Политическую ситуацию в Южной России конца IX — нач. X вв.

можно представить как противоборство двух блоков: Хазария + венгры (уральские угро-финны), с одной стороны, варяжский Киев + печенеги (потомки среднеазиатских аланов) — с другой.

Однако правильному пониманию этой ситуации мешает ложная геополитическая установка, принятая некоторыми историками, неверно проведенные ими государственные границы той эпохи.

Утверждая, что донская область Салтово-Маяцкой культуры принадлежала в ту пору Хазарии, они пытаются приписать разрушение ее городов, имевшее место в начале X в., именно движению печенегов. Но тогда получается, что Хазарский каганат получил решающий удар за полвека до своего «официального» падения, известного из источников (965 г. из русских и 969 г. из арабских).

Приходится удивляться, что «Письмо кагана Иосифа» (источник 940-х гг.

) восхваляет мощь Хазарии и всего лишь бегло упоминает о печенегах, «хотя они уже расселились почти по всей территории каганата… и фактически уничтожили каганат»! «Прежде всего, они разорили его экономику: богатые земледельческие поселки степной и лесостепной зон Подонья были сметены с лица земли. Население было частично уничтожено, частично вошло в кочевые роды печенегов. Небольшая его часть бежала на север — в Волжскую Болгарию и в верховья Оскола и Дона» (Плетнева, с. 29).

На самом деле разорение области Салтово-Маяцкой культуры в начале X в.

, о котором здесь говорится, было деянием не печенегов, а венгров (летописи средневековой Дунайской Венгрии сохранили смутное упоминание о том, что некогда их предки в своем движении на запад «завоевали русскую землю»; очевидно, имелась в виду именно донская и причерноморская степь, потому что Киев, как указывают русские летописи, это нашествие не затронуло).

Хазарское государство в результате этого события только усилилось.

Даже авторы, приписывающие Салтово-Маяцкую культуру Хазарии, а ее разорение печенегам, вынуждены отмечать, что в это время «заметно вырос пограничный донской городок Саркел, что прекрасно прослеживается археологически: слои начала X в. на городище отличались богатством и разнообразием находок» (История Дона…). Саркел и был форпостом

Хазарии на северо-западе, и разорение салтовских крепостей явно пошло ему на пользу…

Движение печенегов (в 915 г*) резко изменило ситуацию в пользу Новгород-Киевской Руси и тяготевшей к ней донской области. Занятие печенегами причерноморских степей от Дона до устья Дуная (и очистка их от венгерского влияния) фактически означало возвращение этого региона под контроль варяжского Киева.

Надо наконец признать, что господствовавшие долгое время представления о том, что «печенежские полчища» якобы вели «постоянную и жестокую борьбу с Киевской Русью», соответствуют действительности с точностью до наоборот…

Анализ источников позволяет утверждать, что отношения Руси и печенегов в течение почти всего X в. были мирными и даже союзными и обострились всерьез только после принятия христианства210.

Недаром же император Константин Багрянородный отмечал, что «русы не могут даже выступать на заграничные войны, если не живут в мире с печенегами».

И недаром же в качестве основной задачи политики Византии в этом регионе он ставил «вбитие клина» между Киевской Русью и печенегами…

Единственный русско-печенежский конфликт отмечен в первые годы правления князя Игоря (920 г.), а затем печенеги выступают как часть войска Руси в походе на Константинополь 944 г., а в 965 г.

печенеги («шип Русов и их сила») принимают участие в уничтожении Хазарии! Правда, как сообщают летописи, именно печенеги убили князя Святослава при его возвращении из похода в Болгарию, но здесь было столкновение внутреннего порядка.

Как выясняется, великий князь Святослав пал жертвой внутреннего заговора (возглавляемого «провизантийской» партией), и печенеги выступали в этом конфликте на стороне одной из враждующих сторон в среде самой варяжской элиты.

Зато в 890-х гг. князь Владимир вел серьезные войны с печенегами — во время одного из конфликтов он едва спас свою жизнь. Но, как мы знаем, в это же время «Добрыня крестил Новгород огнем, а Путята мечом», и многие славяне киевско-черниговской земли хлынул на север, в бассейн Оки, спасаясь от новой религии.

Последнее столкновение с печенегами было в 1036 г., но это был акт гражданской войны. В этом году Ярослав Мудрый, сидевший в Новгороде, двинулся на юг, чтобы принять наследство в Киеве и Чернигове после смерти брата, Мстислава Храброго. Но население южных степей отнеслось к новому властителю без восторга…

Крупных, настоящих походов русских войск в степь против печенегов просто не было.

Даже сторонники враждебного отношения к печенегам вынуждены признать, что «русские ограничивались только охраной границы» и «в глубь степи походов не организовывалось»… Объясняют это тем, что печенеги так быстро «кочевали», что их было невозможно поймать!211 Этим объяснением на истории «русско-печенежских» отношений можно поставить точку.

Как известно из летописей, на смену «печенегам» в XI в. пришли торки (якобы ветвь тюрков-сельджуков), затем половцы. Но… «за 20 лет пребывания в южнорусских степях торки, ведшие, как и печенеги, таборное кочевание… не оставили никаких археологических памятников». Более того.

«Не найдено ни одного половецкого могильника XI в. Ни в одной из летописей нет упоминания о половецких кочевьях в XI в.»212 За все время расцвета Киевской Руси, с нач. X до кон. XI в., в степной зоне Южной России не обнаружено никаких «чуждых» влияний.

Чего, впрочем, и следовало ожидать.

Вывод: ВПЛОТЬ ДО КОНЦА XI СТОЛЕТИЯ Н.Э. СТЕПНАЯ ЗОНА ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ НЕ ТОЛЬКО БЫЛА ЗАСЕЛЕНА РУССКИМИ (ПРЯМЫМИ ПОТОМКАМИ СКИФОВ-АЛАНОВ), НО И ПОДЧИНЯЛАСЬ ИХ ПОЛИТИЧЕСКОМУ КОНТРОЛЮ.

Следующая глава

Источник: https://history.wikireading.ru/60890

Загадки истории: Печенеги

Печенеги: за что этот народ был уничтожен

Первыми из европейцев с печенегами столкнулись Русь и Византия. Шёл IX век. До этого времени народ печенегов так далеко на запад ещё не заходил. Сложился он из смешения тюркских племён огузов и кипчаков, переселившихся из Сибири, с Иртыша, к Аральскому морю, и кангаров, обитавших и прежде в бассейне Сырдарьи. Там, в этой среднеазиатской плавильне, сибирские тюрки оказались среди чуждого им населения, причём практически поголовно мусульманского.

Переселенцы
Единственным близким по образу жизни народом были кангары. Разумеется, переселенцы стали вступать в племенные союзы и заключать браки. Хватило полутора веков, чтобы этнические границы совершенно размылись. Племена разрослись, они кочевали по огромной территории между Хорезмом и Волгой.

Но случилась климатическая катастрофа, и на запад, из глубин степной Азии, потянулись новые воинственные переселенцы — хазары и кимаки. На пятки им наступали и восточные огузы, ближайшие сородичи.

Из приаральских степей пришлось убираться ещё западнее — в поволжскую Леведию, где уже длительное время обитали племена угров.

Угры предпочли спастись бегством, а пришельцы с востока расселились по их территории — между Уралом и Волгой. На востоке их земли граничили с кимаками и огузами, на юге — с Хазарским каганатом, на западе — с древнерусским Киевским государством.

Восточные соседи тоже стремились переселиться позападнее. Но печенегам, или, как называли их в Византии, пацинакам, двигаться было некуда — разрозненные славянские племена неожиданно быстро обрели государственность.

И если кочевое племя ещё можно согнать с земли, то государство просто так уже не подвинешь. Если бы печенеги пришли на киевские земли веком раньше, они бы ещё могли отобрать чужую территорию. Но в конце IX века это было уже невозможно.

Так началась эпоха войн, примирений, полудружбы и династических браков между Киевом и печенегами.

Сородичи с голубыми глазами
Нравы у этих пришельцев были самые простые: весь их быт определялся движением за своими стадами, которые были и валютой, и средством к существованию. Мясо и молоко, то есть все, что нужно для пропитания, давал скот.

Кожа и шерсть шли на производство одежды и обуви. Постоянных жилищ пришельцы не строили — дома их делались из войлока и перемещались на телегах. Легко поставить, легко собрать. Они не обрабатывали землю, не выращивали ни злаков, ни овощей.

Если им не хватало еды, они просто совершали набег на соседей. Нападения были стремительными и беспощадными. Все, что можно унести, — уносили. Все, что нельзя унести, — уничтожали. Людей уводили в плен.

Из этого плена было два пути: либо ассимиляция и уподобление завоевателям, либо продажа на невольничьем рынке. На продажу рабов везли к хазарам, хотя с ними враждовали, или ещё дальше на юг.

Когда начались печенежские набеги на славян, кочевники быстро поняли преимущество новых пленников перед всеми прежними: высокие, сильные, светлокожие. А какие женщины! Восторг!

Сами завоеватели были малорослыми, смуглыми, почти желтолицыми, узкоглазыми, черноволосыми. Но не полные монголоиды, как можно было бы подумать. У них росли усы и борода, которые они даже стригли.

Портретов печенегов, конечно, не сохранилось. Все хронисты делают, однако, упор на то, что внешность у них была отвратительная. То есть — непривычная европейцам.

Предположительно, сами себя печенеги называли «канглы» или «кангюи», так же их называли и китайцы. Правда, учёные сомневаются, что кангюи имеют к печенегам хоть какое-то отношение. А именование «канглы» соотносят с именем другого народа — кангаров.

Отсылку к кангарам, как первоначальному самоназванию печенегов, можно найти и в трудах византийского императора Константина Багрянородного. Правда, те печенеги, с которыми византийцы имели дело, предпочитали называть себя пацинаками. А степь, в которой они кочевали, так и именовалась — Пацинакская, или Падзинакская.

В переводе с тюркского «падзинак», или «пацинак», означает «зять» или «свояк». Проще говоря — сородич.

Интересно, что печенеги различали в своей среде «печенегов тюркских» и «печенегов хазарских», и это зависело не только от того, в какой части степной полосы они жили и кому подчинялись или кому служили, но ещё и от происхождения. Видимо, у печенегов из разных родов были этнически разные предки.

За пару веков общения со славянами этнического элемента прибавилось ещё больше. От белокожих славянских рабынь рождались вполне белокожие детки. Может быть, именно поэтому некоторые хронисты отмечали у кочевников, которые должны бы быть полными монголоидами, европейские черты.

Даже иногда голубые глаза, вот ведь как бывает…

Налётчики
С берегов Волги печенеги попробовали перебраться в щедрые южные степи. И двигались они все ближе к границам Киевского государства. Было две волны этих печенежских нашествий. Одна шла строго на запад. Другая — на юго-запад.

Первые дошли до киевских земель, и тут их движение застопорилось. Вторые благополучно обошли Киев с юга и оказались в Крыму. А затем прошли до Восточных Карпат и осели на территории современной Венгрии, основав ещё одну Падзинакию.

Там они образовали восемь фем (областей): Иртим, Цуры, Гилы, Кулпеи, Харавои, Косту, Хопони, Цопон. Причём для борьбы с венграми их использовал в 895 году болгарский царь Симеон, не желавший, чтобы последние селились у его границы.

Печенеги честно отработали вознаграждение — отогнали мадьяр из Причерноморья дальше на запад, к Паннонской равнине.

Первое столкновение с Киевом состоялось, согласно некоторым источникам, ещё в 875 году, до захвата Киева Олегом. Зато второе упоминание о налётах печенегов на Киев уже вполне достоверно — 915 и 920 годы. При князе Игоре Киев несколько раз страдал от набегов кочевого врага.

Читайте также:  «сказка о рыбаке и рыбке» и другие произведения, которые пушкин «позаимствовал» на западе

Однако тот же Игорь спустя 24 года заключил военный союз с печенегами, как это ранее сделал Симеон, для нападения на Болгарское (Булгарское) царство, бывшее в то время в союзе с Византией. Печенеги были добросовестными наёмниками: за хорошую плату были готовы на всё.

Однако, если вдруг им обещали более высокое вознаграждение, разом забывали о прежнем союзнике. Именно так произошло со злосчастным князем Святославом, который нанял печенегов для своего византийского похода. Византийский император назначил печенежскому хану Куре более высокий гонорар.

В результате Куря устроил засаду на Святослава, убил его, а из черепа сделал чашу для вина. Ничего личного. Просто бизнес.

Пыль под копытами
Святослав, убитый Курей, успел до того здорово помочь печенегам — он уничтожил Хазарский каганат. И в степи стало гораздо спокойнее. Но зато у печенежских ханов появилась уверенность, что именно они, самые сильные и славные, вершат степную историю. Более полувека прожили они в этом великом заблуждении.

Сами князья тоже помогали печенегам верить в собственную неуязвимость. Владимиру не удалось их окончательно разбить. Ярослав использовал их для братоубийственной междоусобицы, а когда ресурс был полностью исчерпан и печенеги, осмелев, пошли штурмовать Киев — разбил их в 1036 году наголову. Больше печенеги не желали испытывать судьбу и воевать с Киевом.

Напротив, они стали искать у Киева защиты.

Ведь в степи появились новые переселенцы — половцы. К этому времени из множества печенегов осталось всего 13 племён. Киевские князья приручили их и денежными вливаниями, и династическими союзами, и даже частично обратили в христианство. Однако не все хотели верить в Христа.

Печенеги хана Тираха единодушно приняли ислам. И в печенежской среде начался страшный религиозный раздор.

Желавшие стать христианами даже бежали в Византию, а по Причерноморским степям кочевали орды убеждённых язычников и мусульман, с которыми Византии пришлось вести полувековую войну.

В 1091 году византийцам удалось разгромить неожиданно перешедших Дунай печенегов. Причём это был не какой-то небольшой военный отряд, а несколько племён с полным скарбом, женщинами и детьми. Практически все они были убиты. Победу ромеи одержали лишь потому, что наняли себе в помощь таких же кочевников — половцев.

Выжившим печенегам удалось бежать и рассеяться среди других степняков. А некоторые остались в византийском войске. Сами себя они уже не считали ни степняками, ни кочевниками. Они прошли рубеж между дикостью и цивилизацией, став в первую очередь христианами и предпочтя забыть о своём происхождении.

Так закончилась история этого народа.

via

Источник: https://taynikrus.ru/zagadki-istorii/zagadki-istorii-pechenegi/

Истребление печенегов – Документ

Так действовал император. Между тем скифы [печенеги], расположившись по берегам речки под названием Мавропотам, начали тайком привлекать на свою сторону куманов [половцев], призывая их стать союзниками. Вместе с тем они непрерывно отправляли послов к императору с предложением мира.

Алексей догадывался о хитром замысле скифов и давал уклончивые ответы послам, желая внушить им мысль, что к нему должно подойти наемное войско из Рима.

Куманы же, поскольку обещания печенегов были двусмысленными, не перешли к ним и вечером обратились к императору со следующими словами: «До каких пор будем мы оттягивать бой? Знай, что мы больше не намерены ждать и с восходом солнца отведаем мяса волка или ягненка». Император выслушал это и, зная крутой нрав куманов, больше не стал откладывать сражения.

Определив следующий день для решительной битвы, он обещал куманам назавтра вступить в бой со скифами, а сам немедленно созвал военачальников, пентеконтархов и остальных командиров и велел им объявить по всему лагерю о назначенной битве. Несмотря на принятые меры, император опасался бесчисленного множества печенегов и куманов и боялся соединения обоих войск.

К одолеваемому этими мыслями императору прибыли на подмогу перебежчики — около пяти тысяч храбрых и воинственных жителей горных областей. Не собираясь более откладывать сражения, император стал просить помощи у бога. На закате он первый приступил к молитвам, устроил торжественное факельное шествие и стал исполнять соответствующие случаю гимны.

Он не оставил в покое ни одного человека в лагере; разумным людям советовал, а невежественным приказывал делать то же, что и он. В это время можно было наблюдать такую картину: солнце опускалось за горизонт, а воздух, казалось, озаряли не только лучи солнца, но и яркий свет других многочисленных звезд.

Каждый воин укрепил на своем копье и зажег как можно большее число светильников и свечей. А голоса воинов, я думаю, достигали небесных сфер и даже, можно с уверенностью сказать, возносились к самому господу богу. Как я полагаю, все это было свидетельством благочестия императора, который даже не помышлял напасть на врагов без божественной помощи.

Алексей не возлагал надежд ни на воинов, ни на коней, ни на свои военные хитрости, но всецело полагался на высший суд. До середины ночи свершал молитвы Алексей и лишь затем позволил себе кратковременный отдых.

Восстав ото сна, император полностью вооружил легкие отряды войска, правда, некоторых воинов облачил в одежды и головные уборы, перешитые из одноцветных шелковых плащей, ибо железных доспехов на всех не хватило.

С первой улыбкой утра Алексей в полном вооружении вышел из лощины и приказал подать сигнал к бою. У подножья так называемого Левуния (это место…) он разделил свое войско и выстроил фаланги по отрядам. Сам пышащий яростью самодержец встал впереди строя, командование правым флангом принял Георгий Палеолог, левым — Константин Далассин.

Справа от куманов стоял в полном вооружении вместе со своими воинами Монастра. Видя, что самодержец устанавливает фаланги, куманы также вооружили и выстроили в принятый у них боевой порядок свои отряды. Слева от них находились Уза и — фронтом на запад — Умбертопул с кельтами.

Как бы огородив свое войско строем фаланг и окружив его плотным кольцом конных отрядов, самодержец приказал вновь подать трубой сигнал к бою.

Ромеи, опасаясь неисчислимого скифского войска и несметного множества крытых повозок, которые скифы использовали вместо стены, в один голос воззвали к милости всевышнего и, опустив поводья, бросились в бой со скифами; самодержец несся впереди всех. Строй принял вид серпа, и в один момент, будто по условному знаку, все войско, в том числе и куманы, ринулось на скифов.

Один из самых главных скифских военачальников понял, чем все это может кончиться, и решил заранее обеспечить себе спасение: в сопровождении нескольких скифов он явился к куманам — последние говорили на одном с ним языке.

Хотя куманы ревностно сражались со скифами, тем не менее он питал к ним больше доверия, чем к ромеям, и хотел воспользоваться их посредничеством перед самодержцем. Самодержец заметил это и стал опасаться, как бы и другие скифы не перешли к ним, не привлекли на свою сторону куманов и не убедили их направить против ромейской фаланги как помыслы свои, так и коней.

Поэтому император, который всегда умел находить выход из критического положения, немедленно приказал императорскому знаменосцу со знаменем в руках встать у куманского лагеря.

К этому времени скифский строй был уже прорван, оба войска сошлись в рукопашной схватке и началась резня, подобной которой никто никогда не был свидетелем. Страшные удары мечей поражали уже постигнутых божьим гневом скифов, а разящие устали непрерывно размахивать оружием и, утомленные, ослабили натиск.

Самодержец въехал на коне в гущу врагов; он приводил в замешательство целые фаланги, наносил удары пытавшимся сопротивляться, а находившихся вдали устрашал криками. Когда Алексей увидел, что наступил полдень и солнечные лучи уже падают вертикально, он предусмотрительно сделал следующее.

Подозвав к себе нескольких воинов, он приказал им попросить крестьян наполнить водой кожаные мехи и привезти их на своих мулах.

Когда доставляющих воду крестьян увидели их соседи, они, хотя их никто об этом и не просил, сделали то же самое: стали подвозить воду в амфорах, в кожаных мехах или в других подвернувшихся под руку сосудах, чтобы освежить наших воинов, освобождавших их от страшного скифского владычества. Выпив немного воды, ромеи продолжили битву.

В тот день произошло нечто необычайное: погиб целый народ вместе с женщинами и детьми, народ, численность которого составляла не десять тысяч человек, а выражалась в огромных цифрах. Это было двадцать девятого апреля, в третий день недели. По этому поводу византийцы стали распевать насмешливую песенку: «Из-за одного дня не пришлось скифам увидеть мая».

На закате, когда все скифы, включая женщин и детей, стали добычей меча и многие из них были взяты в плен, император приказал сыграть сигнал отхода и вернулся в свой лагерь. Все случившееся тогда должно было казаться чудом, особенно если принять во внимание следующее обстоятельство.

В свое время ромеи, выступая из Византии против скифов, закупили веревки и ремни, чтобы ими связать пленных и таким образом привести их к себе домой. Но все произошло тогда наоборот: ромеи сами были связаны и оказались в плену у скифов. Это произошло в битве со скифами у Дристры, когда бог обуздал гордыню ромеев.

Но позднее, в то время, о котором я сейчас повествую, бог, видя, что ромеи охвачены страхом, потеряли всякую надежду на спасение и не имеют сил противостоять такому множеству врагов, неожиданно даровал им победу, и теперь уже они вязали, разили, вели в плен скифов и, не ограничиваясь этим (ведь все это нередко происходит и во время небольших сражений), в один день полностью уничтожили многотысячный народ.

Источник: https://diletant.media/articles/45239180/

Печенеги: самые шокирующие факты о первых врагах Руси

Тактика печенегов была проста. Они стремительно нападали на селения, вызывали панику, убивали защитников, набивали добычей свои мешки и исчезали. Они не ставили перед собой задачу обживать захваченные территории.

Сначала печенеги совершали набеги на Византию, а потом, примерно во второй половине 11-го столетия, перешли за Дунай.

Печенеги были язычниками. Бон – религия тибетского происхождения была для них родной. Умываться не любили. Волосы не стригли, заплетали их в длинные черные косы. На голову надевали шапку.

Переплавлялись через реки с помощью специально сшитых из кожи мешков. Внутрь помещалась вся необходимая амуниция, а потом все это сшивалось так крепко, что не проходила ни одна капля воды. Их лошади славились быстротой. Они с легкостью преодолевали большие пространства. Стрелы, смоченные змеиным ядом, приводили к неминуемой смерти даже при легкой царапине.

Основу рациона составляли просо и рис. Крупу печенеги варили в молоке без соли. Они доили лошадей и пили вместо воды кобылье молоко, сырое мясо не жарили, а клали под седло, так оно согревалось. Лечились настоями разных степных трав.  Многие из них могли подстрелить птицу на лету .

Клятву верности они приносили друг другу, прокалывая палец, и по очереди пили капли крови.

Племена печенегов жили в заволжских степях, потом населили территорию за Уралом, откуда впоследствии ушли на запад.

В Никоновской летописи можно найти рассказ о первом столкновении войск киевских князей Аскольда и Дира с печенегами в Приднестровье.

Игорь Рюрикович, вступив на престол, заключил мир с печенегами, но они, презирая такие договоры, прошли широким маршем через Русь. Поэтому Игорь Рюрикович снова вступил с ними в схватку. В результате печенеги ушли в степь.

У печенегов была хорошая разведка. Когда Святослав Игоревич со своим войском ушел в поход на Болгарию, печенежские орды неожиданно осадили Киев. Горожане защищались из последних сил. Русский разведчик, хорошо знавший печенежский язык, смог пробраться через их кордоны, переплыть Днепр и позвать на помощь воеводу Претича.

Он тут же поспешил на помощь осажденным. Кочевники решили, что возвращаются княжеские войска и стали спасаться бегством, но около реки Лыбедь остановились и направили к воеводе посланцев, чтобы узнать, действительно ли это идет Святослав. Воевода им ответил, что это его передовые части, а за ними – главные.

Печенежский хан тут же сделался другом и предложил подарок – саблю и коня.

Пока шли переговоры, Святослав смог свои войска направить против захватчиков и отогнать их далеко назад.

Печенеги смогли победить Святослава только тогда, когда он возвращался из Византийского похода. Около Днепровских порогов печенеги организовали несколько засад и перебили всех русских, включая князя. Хан Куря сделал из его черепа золотой кубок и хвастался этим трофеем перед другими печенегами.

Старший сын Святослава, одиннадцатилетний Ярополк, под началом своего регента Свенальда отомстил за погибшего отца в 978 году и наложил на врагов крупную дань.

Защитой от нападений кочевников стали крупные фортификационные сооружения – «Змеиные валы». Русские организовали круглосуточное дежурство не только на валах, но и высылали разведывательные отряды далеко в степень.

В 988 году князь Владимир пытался договориться с печенегами, привлекал некоторых князей на свою сторону. Но через два года другие печенежские князья вновь совершили набег Русскую территорию, причинив огромный вред. Ответная реакция последовала незамедлительно — Владимир со своим войском разбил печенегов полностью.

Читайте также:  Почему от дождя лучше всего прятаться под буком

Спустя два года печенеги опять собрали войско и встали около реки Трубеж. Княжеские войска, предупрежденные разведкой, уже сосредоточились на противоположном берегу. Печенежский боец вызвал на поединок русского богатыря Яна.

Русский победил и войско, вдохновленное этой победой, набросилось на печенегов, обратив их в бегство.

После смерти Владимира, печенеги поддержали Святополка, а Ярославу победу пришлось добывать на двух фронтах. В бою под Любечем печенежские войска не принимали участия в битве, потому что их и войска Ярослава разделяло озеро, которое они не стали форсировать.

В 1036 году произошло последнее сражение. Когда Ярослав находился в Новгороде печенеги осадили Киев. Но русский князь смог вернуться на поле брани и организовать оборону. Печенеги напали первыми по всему фронту. Контратака русских стала для них неожиданностью. Бой длился целый день, но Ярослав, хоть и с великим трудом, смог победить.

Остатки печенегов ушли глубоко в степи и больше никогда не предпринимали попыток нападать на Русь. Их предводитель князь Тирах напал на Болгарию, потом на Византию.

В непрерывных сражениях войско его потеряло часть бойцов, было измотано и постепенно распалось. Одни из оставшихся в живых пошли служить наемниками в византийские, венгерские и русские войска.

Другие — подались на юго-восток, где слились с другими народностями.

Печенеги стали прародителями карапалкапов, башкиров, гагаузов (тюркский народ, проживающей в Бессарабии, Одесской области Украины, на территории Молдавии в составе автономной территории Гагаузы). От печенегов ведет свою историю крупный  киргизский род Бечен.

Источник: https://russian7.ru/post/pechenegi-kuda-propali-pervye-vragi-ru/

Печенеги

В русских, украинских сказаниях и былинах встречается название печенеги, которое обычно связано с историями о грабеже, набегах на мирные поселения. Ну, короче, не хорошую память о себе оставили печенеги. Но какими они были на самом деле, откуда взялись и как исчезли?

Кто назвал из печенегами?

Название «печенеги» по своему звучанию определенно славянского происхождения: что-то типа нежиться на печи. И тут надо вспомнить средневековье, когда существовало графство Пешт в Венгрии, между Тиссой и Дунаем.

Столицей Пешта был город Буда-Пешт — знакомое название, не так ли. Само название Пешт слегка искажено немецкой фонетикой, а вообще это славянское «пещь».

Об этом свидетельствует и немецкое название города Пешта Ofen, которое также означает «печь».

Название Пешта произошло от особых башнеобразных сооружений, применявшихся для выплавки железа из руды. Их и теперь называют домнами, но названы они так не потому, что похожи на дома, а потому, что дымят вечно.

Тем не менее считается, что печенеги это смесь европейских племен и тюркских племен, кочевавших в степях Средней Азии. Основу положили именно кочевники. Язык печенегов также тюркского происхождения.

Миграции печенегов

В точности неизвестно, когда печенеги переселились из Азии в Европу. В VIII-IX веках они населяли пространство между Уралом и Волгой, но ушли откуда на запад под напором огузов, кипчаков и хазар. Печенеги разгромили венгров в IX веке, которые также кочевали тогда в причерноморских степях и заняли огромную территорию от нижней Волги до устья Дуная.

Видимо и до Пешта добрались. Действительно ли они при этом заимствовали свое название из Пешта или это мирные жители тех областей, где появлялись печенеги, прозвали их так, например, за то, что те очень любили спать не печи, не известно (во всяком случае мне).

Устои и занятия

Печенеги — это сообщество племен, в X веке таковых было восемь, в XI — тринадцать. В каждом племени был хан, выбиравшийся, как правило из одного рода. Как военная сила печенеги представляли собой мощное формирование. В боевом построении использовали всё тот же клин, состоявший из отдельных отрядов, между отрядами устанавливались телеги, за телегами стоял резерв.

Тем не менее, исследователи пишут, что основным занятием для печенегов было кочевое скотоводство. Жили родовым строем. Но не прочь были повоевать в качестве наемников.

Киевская Русь подвергалась набегам печенегов в 915 г, 920 г, 968 г. А вот уже в 944 и 971 годах киевские князья Игорь и Святослав Игоревич ходили на Византию с отрядами печенегов. Византийцы подкопили деньжат и в 972 году отряды печенегов, под предводительством хана Курея разбили дружину Святослава Игоревича у порогов на Днепре.

Закат

Следующие лет 50 Русь постоянно и беспрестанно боролась с печенегами. Русь старалась оградить себя от них, для чего строились укрепления и города. Князь Владимир строил укрепленную динию по реке Стугне, Ярослав Мудрый делал тоже самое по реке Росе (южнее). А в 1036 году Ярослав Мудрый разгромил печенегов под Киевом и пресек конец их набегам на Русь.

С другой стороны на печенегов, почувствовав их ослабление, двинулись торки, сместившие печенегов на Запад до Дуная, и далее на Балканский полуостров. В южнорусских степях в это время уже хозяйничали половцы, вытеснившие оттуда и торков.

История печенегов неизменно связана с боевыми походами, точнее набегами. Похоже они не создали мощного государственного образования, не сильно вникали в мораль и предпочитали служить интересам других.

Так в XI-XII веках много печенегов были расселены на юге Киевской Руси для защиты её рубежей. В X-XI веках как и писалось выше византийские императоры использовали печенегов как союзников в борьбе с Русью и Дунайской Болгарией.

В X-XII веках племена печенегов проникли в Венгрию, где местные правители расселили их как по границам, так и внутри своих земель.

Так в XIII-XIV веках печенеги постепенно растворились, ассимилировались с торками, половцами, венграми, русскими, византийцами, монголам и перестали существовать как единый народ.

Источник: https://xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai/pechenegi.html

Печенеги — первые враги Руси

?

Специальный Алексей Алексеевич (spetsialny) wrote, 2016-12-16 11:10:00 Специальный Алексей Алексеевич spetsialny 2016-12-16 11:10:00 Category: Оригинал взят у bolivar_s в Печенеги — какими были первые враги РусиПеченеги — какими были первые враги Руси

Тактика печенегов проста. Они стремительно нападали на селенья, создавали панику, убивали защитников, набивали добычей свои мешки и исчезали. У них никогда не было задачи обживать захваченные территории.

Сначала печенеги наносили атаки по Византии, а потом перешли за Дунай примерно во второй половине 11-го столетия. Это стало великим переходом Печенежской орды, которая оказала существенное влияние на развитие истории.

Печенеги были язычниками. Бон – религия тибетского происхождения была для них родной. Умываться не любили. Волосы не стригли, заплетали их в длинные черные косы. На голову сверху надевали шапку.

Переплавляются через реки с помощью специально сшитых из кожи мешков. Вовнутрь помещается вся необходимая амуниция, а потом все это сшивается так крепко, что не проходит ни одна капля воды. Их лошади славились быстротой. Они с легкостью преодолевали большие пространства. Стрелы, смоченные змеиным ядом, приводили к неминуемой смерти даже при легкой царапине.

Основная еда – просо, рис. Печенеги варят крупу в молоке. Соли — нет. Они доили лошадей и пили вместо воды кобылье молоко, сырое мясо не жарили, а клали под седло, так оно согревалось.

Если голод совсем уже невмоготу, не брезговали кошками и степными животными. Лечились настоями разных степных трав. Они знали, какой настой травы нужно выпить, чтобы повысить дальность зрения.

Многие из них на лету могли с первого раза подстрелить птицу.

Клятву верности они приносили друг другу, прокалывая палец – по очереди пили капли крови.

Кочевые племена печенегов жили в заволжских степях, потом стали населять территорию за Волгой и Уралом, откуда ушли на запад.

В Никоновской летописи можно найти рассказ о первом летнем столкновении войск киевских князей Аскольда и Дира с печенегами в Приднестровье.

Игорь Рюриковвич, вступивший на престол, смог заключил мир с печенегами, но они, презирая такие договоры, уже совершили не кратковременный набег, а прошли широким маршем через Русь. Поэтому Игорь Рюрикович снова вступает в схватку с ними. Печенеги уходят в степь.

Они имели хорошо обустроенную разведку. Когда Святослав Игоревич со своим войском уходит в поход на Болгарию, печенежские орды неожиданно осаждают Киев. Горожане защищают свой город из последних сил в отсутствии основных боевых частей. Русский разведчик, хорошо знающий печенежский язык, смог пробраться через их кордоны, переплыть Днепр и позвать на помощь воеводу Претича.

Он тут же поспешил на помощь осажденным – печенеги подумали, что это идут главные войска Святослава Игоревича и рванули спасться бегством, но около реки Лыбедь остановились и направили к воеводе посланцев, чтобы узнать, действительно ли это идет Святослав. Воевода им ответил, что это его передовые части идут впереди, а за ними – главные.

Печенежский хан тут же сделался другом и предложил подарок – саблю и коня.

Пока шли переговоры, Святослав смог свои войска направить против захватчиков и отогнать их далеко назад.

Печенеги смогли победить Святослава только того, когда он возвращался из Византийского похода. Около Днепровских порогов печенеги организовали несколько засад, перебили всех русских. Князь погиб тоже. Печенежский хан Куря сделал из его черепа золотой кубок и хвастался этим трофеем перед другими печенегами.

Старший сын Свястослава Ярополк под началом своего регента Свенальда отомстил за погибшего отца в 978 году и наложил на врагов крупную дань.

Защитой от нападений степных кочевников стали построенные крупные фортификационные сооружения – «Змеиные валы». Русские организуют круглосуточное дежурство не только на валах, но и высылают далеко в степень разведывательные отряды.

В 988 году князь Владимир пытается договориться с печенегами, привлекает некоторых князей на свою сторону. Но через два года другие печенежские князья снова совершают налет на территорию Руси, причинив огромный вред. Ответная реакция последовала незамедлительно — Владимир со своим войском разбил печенегов полностью.

Но через два года печенеги снова собрали свое войско и стали около речки Трубеж. Русские войска, предупрежденные разведкой, уже стояли на противоположной стороне реки. Печенежский боец вызвал на поединок русского богатыря Яна. Русский победил.

Тогда войска, вдохновленные этой победой, набросились на печенегов и обратили их в бегство.

После смерти Владимира, печенеги поддержали Святополка, а Ярославу победу пришлось добывать на двух фронтах. В бою под городом Любечем, печенеги против Ярослава не участвовали, они были отрезаны озером и не захотели его форсировать.

После прихода к власти, Ярослав потратил много времени и сил на укрепление границ и городов.

Наконец, в 1036 году произошла последняя битва. Когда Ярослав находился в Новгороде, они осадили Киев. Но русский князь смог вернуться на поле брани и организовать оборону. Печенеги напали первыми по всему фронту. Контратака русских стала для них неожиданностью. Бой длился целый день, но Ярослав смог победить. Правда, как отмечают историки, с великим трудом.

Остатки печенегов глубоко ушли в степи и больше никогда не предпринимали попыток нападений на Русь. Их предводитель князь Тирах напал на Болгарию, потом на Византию, но был измотан в непрерывных сражениях и постепенно его войско распалось. Часть ушла служить наемниками в византийские, венгерские и русские войска. Другие печенеги подались на юго-восток, где слились с другими народностями.

Они стали прародителями карапалкапов, башкиров, гагаузов (тюркский народ, проживающей в Бессарабии, Одесской области Украины, на территории Молдавии в составе автономной территории Гагаузы). Киргизский крупный род Бечен ведут свое происхождение от печенегов.

Источник: https://spetsialny.livejournal.com/1497016.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector