Племя водь: что случилось с аборигенами руси

Племя Водь: что случилось с аборигенами РусиПервые упоминания о славянах встречаются письменных источниках V—VI вв. Но современная археология утверждает, что первые племена Древней Руси жили на территории нынешней России ещё до нашей эры.           Изначально народы, жившие до IV—VI вв. в междуречье Одера и Вислы, около реки Днепр, назывались венедами. Позже их стали называть славянами. Венеды занимались земледелием, скотоводством, знали ремёсла, строили укреплённые дома. Все члены племени трудились наравне, социальное неравенство отсутствовало. Такой образ жизни сделал славян цивилизованным и развитым народом. Наши предки одними из первых стали строить города и крупные поселения, налаживать дороги и торговые отношения.

Племена Будущей  Руси

Историки насчитывают несколько племён, которые жили в Древней Руси с VI по XI века.

Кривичи занимали обширную территорию современных Витебской, Могилёвской, Смоленской, Псковской областей.

Главными городами рода были Смоленск и Полоцк. Это племя — одно из самых многочисленных в Древней Руси. Подразделяются на две группы: псковскую и полоцко-смоленскую.

В состав племенного союза кривичей входили полочане.

Племя Водь: что случилось с аборигенами Руси

Вятичи были самым восточным племенем Древней Руси, они обитали по берегам реки Москвы и в верхнем течении Оки.

Их земли располагались на территории современных Московской, Орловской, Рязанской и других соседних областей. Центральный город — Дедославль, его точное расположение ещё не установлено.

Народ долгое время сохранял язычество и сопротивлялся навязываемому Киевом христианству. Вятичи были воинственным и своенравным племенем.

Ильменские словены соседствовали с Кривичами, населяли земли около озера Ильмень, которое и дало племени название. Согласно письменным источникам, они вместе с другими народами призвали родственных словенам варягов править землями Древней Руси. Воины племенного союза входили в дружину князя Олега, участвовали в походах Владимира Святославича.

Вместе с вятичами и кривичами сформировали народ великороссов.

Дулебы являются одними из самых древних родов славян. Жили они в районе притоков реки Припять. Сведений о них сохранилось немного. В письменных источниках того времени указывается, что дулебы участвовали в военных походах князя Олега. Из народа позднее произошли две группы: Волыняне и Древляне. Их земли принадлежали Киевской Руси.

Волыняне обитали возле Буга и около истока Припяти. Некоторые исследователи утверждают, что Волыняне и Бужане — одно и то же племя. На территории, которую занимал этот славянский род, насчитывалось до 230 городов.

Племя Водь: что случилось с аборигенами Руси

Древляне жили в районе Полесья, на правом берегу реки Днепр. Название племени произошло от места обитания рода — лесов. Занимались они в основном земледелием, скотоводством.

В исторических источниках указывается, что племя было мирным и почти не воевало. С древлянами связана известная история об убийстве князя Игоря в 945 году.

Княгиня Ольга, вдова Игоря, сожгла их главный город — Искоростень, позднее известный как Вручий.

Поляне жили на территории нынешнего Киева и около реки Днепр. Их поселения располагались в самом центре восточнославянских земель. Культура полян была очень развита, именно поэтому Киев подчинил себе народы других племён уже к IX веку. Самыми крупными городами племени считаются Киев, Белгород, Звенигород. Считается, что название рода произошло от места их обитания — полей.

Радимичи населяли Верхнее Приднестровье, бассейн реки Сож и её притоков. Родоначальником этого племенного союза был Радим, его брат Вятко основал народ вятичей. Археологи отмечают схожесть обычаев этих племён. В последний раз радимичи фигурируют в записях источников 1169 года. Их территории позже стали принадлежать Смоленскому и Черниговскому княжествам.

Русы многочисленны и видят средства жизни и пропитание в мече. Они люди сильные, крепкие, которые отпраляются пешими в отдаленные страны для набега. Их храбрость и мужество известны, и один человек из них равен нескольким из всякого другого народа. И если бы у них были лошади и они были бы всадниками, то они были бы бедой для людей. Тахир аль-Марвази, арабский писатель.

Племя Водь: что случилось с аборигенами Руси

Дреговичи — одно из самых загадочных и малоизученных племён Древней Руси. Предположительно обосновались они в средней части бассейна Припяти. Точные границы их земель всё ещё не установлены. Дреговичи перемещались с юга к реке Неман.

Северяне жили около Десны примерно до IX—X вв. Название племени не происходит от их географического расположения. Исследователи предполагают, что слово переводится как «чёрный». Подтверждает эту теорию то, что главным городом племени был Чернигов. Занимались они главным образом земледелием.

Тиверцы населяли междуречье Днестра и Прута. В настоящее время эти земли располагаются на территории Украины и Молдавии. В XII веке племя покинуло эти земли из-за военной агрессии соседних княжеств. Впоследствии тиверцы смешались с другими народами.

Уличи занимали территорию нижнего Днепра. Их главный город назывался Пересечен. Долгое время племя противостояло попыткам столицы Древней Руси подчинить их себе.

Все племена Древней Руси обладали своими обычаями, укладом жизни, но их объединяла общая вера и религия, язык, культура.Племя Водь: что случилось с аборигенами Руси

Клявшиеся на мечах и веровавшие только в свой меч, язычники обречены были Божиим судом от меча погибнуть.   Иоакимовская летопись

Племя Водь: что случилось с аборигенами Руси

Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые – свой нрав.

Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводит ее накануне, а на следующий день приносят за нее – что дают.

Племя Водь: что случилось с аборигенами Руси

Древляне жили звериным обычаем, по скотски. Убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девицу у воды.

А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах;  и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски ина всякие бесовские песни и здесь умыкали себе жен по сговору с ними, имели же по две и по три жены .И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду, и возлагали на эту колоду мертвеца, и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах по дорогам, как делают и теперь еще вятичи.

Этого же обычая держались и кривичи, и прочие язычники, не знающие закона Божьего, но сами себе устанавливающие закон. Повесть временных лет.

Племя Водь: что случилось с аборигенами Руси

Язычество

На первом этапе религиозные представления древних славян были связаны с обожествлением сил природы, которая представлялась населённой множеством духов, что отразилось и в символике древнеславянского искусства. Славяне поклонялись матери-земле.

Довольно развиты были водяные культы, так как вода считалась стихией, из которой образовался мир. Вода населялась многочисленными божествами — русалками, водяными, в честь которых устраивались специальные праздники — русалии. Символом воды в искусстве обычно служили утки и гуси.

Почитались леса и рощи как жилища богов. Хозяином языческого леса был Медведь — самый сильный зверь. Он считался защитником от всякого зла и покровителем плодородия. Некоторые племена своим предком считали Волка и почитали его как божество.

Из травоядных животных наиболее почиталась Олениха (Лосиха) — древнейшая славянская богиня плодородия, неба и солнечного света. Среди домашних животных славяне более других почитали Коня. В облике золотого Коня, бегущего по небу, им представлялось солнце. В начале I тыс. н.э.

древнеславянские божества принимают антропоморфную форму, то есть звериные черты в образах божеств постепенно уступают место человеческим. Главными среди них становятся боги — Сварог, Даждьбог, Хорс, Стрибог, Велес (Волос), Ярило, Макошь (Мокошь).

Русское язычество было так бедно, так бесцветно, что не могло с успехом вести спора ни с одною из религий, имевших место в юго-восточных областях тогдашней Европы, тем более с христианством. Сергей Михайлович Соловьев, историк.

Племя Водь: что случилось с аборигенами РусиНа завершающем этапе развития язычества возвышается культ Перуна, дружинного бога-громовержца. В 980 г. киевский князь Владимир I , прозванный Красное Солнышко, предпринял попытку реформировать язычество. Стремясь поднять народные верования до уровня государственной религии, князь приказал поставить в Киеве деревянные идолы шести богов: Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса, Даждьбога, Стрибога и Мокоши. Вокруг идола Перуна горело восемь негасимых костров. В Киеве стоял и идол Велеса, но не близ княжеского двора, а в слободах простого люда: культ этого полузвериного бога был сочтён слишком диким и простонародным, чтобы равнять его с «княжескими» богами.Племя Водь: что случилось с аборигенами Руси

И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь.

И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот.

Повесть временных лет

Перун не являлся исконно славянским божеством. Славяне верили в Хорса- Солнце, почитали женское божество Мокошь, небесного Дажьбога, скотего бога Волоса. Славянские боги требовали почитания, но не человеческих жертв.Совсем другим был культ Перуна, бога войны и громовержца, с приходом которого земля обагрилась кровью жертв. Лев Николаевич Гумилев.

  • Исторический парк «Россия – Моя история»
  • istmira.com Племена Древней Руси: основа первого русского государства

ИсточникиПовесть временных лет.historicaldis.ru Язычество Древней Руси

Источник: https://vladimirtan.livejournal.com/191206.html

Аборигены Руси: растворившиеся в котле

Племя Водь: что случилось с аборигенами Руси

«Как лодку назови, так она и поплывет». Таинственный народ чудь вполне оправдывает свое название. Народная версия гласит, что славяне окрестили некие племена чудью, поскольку их язык казался им странным, непривычным. В древнерусских источниках и народном фольклоре сохранилось немало упоминаний о «чуди», которую «варяги из заморья обложили данью».

Они принимали участие в походе князя Олега на Смоленск, против них воевал Ярослав Мудрый: «и победил их, и поставил город Юрьев», о них слагали легенды, как о чуди белоглазой – древнем народе, сродни европейским «феям».

Они оставили огромный след в топонимике России, их имя носит Чудское озеро, Чудский берег, деревни: «Передние Чуди», «Средние Чуди», «Задние Чуди».

С северо-запада нынешней России до гор Алтая по сей день прослеживается их загадочный «чудный» след.

Долгое время их было принято ассоциировать с финно-уграми, поскольку о них упоминали там, где проживали или до сих пор проживают представители финно-угорских народов.

Но в фольклоре последних также сохранились предания о загадочном древнем народе чудь, представители которого покинули свои земли и ушли куда-то, не пожелав принимать христианство. Особенно много про них рассказывают в Республике Коми.

Так поговаривают, что древнее урочище Важгорт «Старая деревня» в районе Удора когда-то был поселением чуди. Оттуда их якобы вытеснили славянские пришельцы.

В Прикамье о чуди можно узнать немало: местные жители описывают их внешность (темноволосые и смуглые), язык, обычаи. Рассказывают, что жили они посреди лесов в землянках, где и погребали себя, отказываясь подчиняться более удачливым захватчикам.

Есть даже легенда, что «чудь ушла под землю»: мол, вырыли большую яму с земляной кровлей на столбах, да и обрушили ее, предпочтя смерть плену.

Но ни одно народное поверье, ни летописное упоминание не может ответить на вопросы: что это были за племена, куда они ушли и живы ли еще их потомки. Некоторые этнографы относят их к народам манси, другие к представителям народа коми, которые предпочли остаться язычниками.

Самая смелая версия, появившаяся после открытия Аркаима и «Страны городов» Синташты, утверждает, что чудь – это древние арии. Но пока что ясно одно, чудь – одни из аборигенов древней Руси.

Меря

Племя Водь: что случилось с аборигенами Руси

«Чудь начудила, да меря намеряла гатей, дорог да столбов верстовых…» — эти строки из стихотворения Александра Блока отражают замешательство ученых его времени по поводу двух племен, когда-то проживавших по соседству со славянами. Но, в отличие от первого, у мери оказалась «более прозрачная история». Это древнее финно-угорское племя когда-то обитало на территориях современных Московской, Ярославской, Ивановской, Тверской, Владимирской и Костромской областях России. То есть, в самом центре нашей страны.

Читайте также:  Почему считается, что у русских «женская душа»

О них осталось немало упоминаний, меря (merins) встречается у готского историка Иордана, который в VI веке называл их данниками готского царя Германариха.

Как и чудь, они были в войсках князя Олега, когда он ходил в походы на Смоленск, Киев и Любеч, о чем сохранились записи в «Повести временных лет».

Правда, по мнению некоторых ученых, в частности Валентина Седова, к тому времени этнически они уже были не поволжско-финским племенем, а «наполовину славянами». Окончательная ассимиляция, произошла, очевидно, к XVI веку.

С именем меря связано одно из самых крупных крестьянских восстаний Киевской Руси 1024 года. Поводом стал великий голод, охвативший суздальскую землю. Причем, согласно летописям, ему предшествовали «безмерные дожди», засуха, преждевременные заморозки, суховеи.

Для мери, большинство представителей которых выступало против христианизации, это очевидно выглядело «божественным наказанием». Во главе бунта стали жрецы «старой веры» — волхвы, которые попытались использовать шанс, чтобы вернуться к дохристианским культам. Впрочем, неудачно.

Мятеж был разбит Ярославом Мудрым, зачинщики были казнены или отправлены в изгнание.

Несмотря на скудные данные, которые нам известны о народе меря, ученым удалось восстановить их древний язык, который в отечественной лингвистике получил название «мерянский».

Его реконструировали на основе диалекта ярославско-костромского поволжья и финно-угорских языков. Ряд слов удалось восстановить благодаря географическим названиям.

Так оказалось, что окончания «-гда» в центрально-русской топонимике: Вологда, Судогда, Шогда – наследие мерянского народа.

Несмотря на то, что упоминания о меря полностью исчезли в источниках еще в допетровскую эпоху, сегодня есть люди, которые относят себя к их потомкам. В основном, это жители Верхнего Поволжья.

Они утверждают, что меряне не растворились в веках, а составили субстрат (подоснову) северной великорусской народности, перешли на русский язык, и их потомки называют себя русскими.

Впрочем, никаких доказательств этому нет.

Мурома

Племя Водь: что случилось с аборигенами Руси

Как гласит Повесть временных лет: в 862 году жили в Новгороде словене, в Полоцке кривичи, в Ростове меря, в Муроме мурома. Последних летопись, как и мерян, относит к неславянским народам. Их название переводится как «возвышенное место у воды», что соответствует положению города Мурома, который долгое время был их центром.

Сегодня на основе археологических находок, обнаруженных в крупных могильниках племени (расположены меж притоками Оки левыми Ушной, Унжей и правым Тёшей), практически невозможным определить, к какой этнической группе они принадлежали.

По мнению отечественных археологов, они могли быть как еще одним финно-угорским племенем или частью мери, так и мордвой. Известно лишь одно, это были доброжелательные соседи с высокоразвитой культурой.

Их оружие по качеству изготовления было одним из лучших в близлежащих областях, а ювелирные украшения, которые в изобилии найдены в захоронениях, отличаются изобретательностью форм и тщательностью изготовления.

Для мурома были характерны дугообразные головные украшения, сплетенные из конского волоса и полосок кожи, которые были спирально оплетены бронзовой проволокой. Интересно, что аналогов у других финно-угорских племен не встречается.

Источники показывают, что славянская колонизация муромы была мирной и происходила, в основном, за счет прочных и экономических торговых связей. Впрочем, итогом этого мирного сосуществования стало то, что мурома было одним из самых первых ассимилированных племен, исчезнувших со страниц истории. К XII веку о них уже не упоминается в летописях.

Полищуки

Полесью – области, расположенной сегодня на территории целых четырех государств: России, Украины, Белоруссии и Польши – отведена особая роль в истории славян.

Если посмотреть на карту, то Полесье окажется прямо в центре славянского мира.

Отсюда и идея о ней, как о прародине славян, а также гипотеза о «полесском озере» – непроходимом болотистом барьере, разделившем славян и балтов, что якобы нарушило их первоначальное единство.

Племя Водь: что случилось с аборигенами Руси

Сегодня, представление о Полесье как о месте, где впервые зародился праславянский этнос, весьма популярно. По крайней мере, это может быть справедливым по отношению к его западных районах. Советский археолог Юрий Кухаренко назвал их «мостом», по которому происходило древнейшее переселение славян с запада на восток, из Повисленья в Приднепровье.

Сегодня на этих территориях обитает совершенно уникальный восточнославянский народ, который не относится ни к русским, ни к украинцам, ни к белорусам. Западные полищуки или тутэйшы – представляют собой самобытный славянский этнос: они отличаются от своих соседей не только языком и культурой, но и физическими чертами.

По мнению исследователей, они могут быть потомками групп племен дулебов, известных как «бужане» и «волыняне», которые проживали на этой территории в первом тысячелетии нашей эры.

Сегодня они делятся условно на три группы, в зависимости от территории, которую населяют: лесовые люди, живущие в деревнях на окраинах лесов, болотюки – наиболее значимая группа, занимающая болотные территории и полевики, живущие на равнинах.

Несмотря на то, что сегодня количество западных полищуков перевалило за три миллиона, официального статуса отдельного этноса за ними никто до сих пор не признал.

Источник: http://asiarussia.ru/articles/6533/

Аборигены Руси: Народы, которые мы потеряли — Форум Старого Оскола и Губкина

ЧУДЬ 

«Как лодку назови, так она и поплывет». Таинственный народ чудь вполне оправдывает свое название. Народная версия гласит, что славяне окрестили некие племена чудью, поскольку их язык казался им странным, непривычным.

В древнерусских источниках и народном фольклоре сохранилось немало упоминаний о «чуди», которую «варяги из заморья обложили данью».

Они принимали участие в походе князя Олега на Смоленск, против них воевал Ярослав Мудрый: «и победил их, и поставил город Юрьев», о них слагали легенды, как о чуди белоглазой – древнем народе, сродни европейским «феям».

Они оставили огромный след в топонимике России, их имя носит Чудское озеро, Чудский берег, деревни: «Передние Чуди», «Средние Чуди», «Задние Чуди». С северо-запада нынешней России до гор Алтая по сей день прослеживается их загадочный «чудный» след.

Долгое время их было принято ассоциировать с финно-уграми, поскольку о них упоминали там, где проживали или до сих пор проживают представители финно-угорских народов.

Но в фольклоре последних также сохранились предания о загадочном древнем народе чудь, представители которого покинули свои земли и ушли куда-то, не пожелав принимать христианство. Особенно много про них рассказывают в Республике Коми.

Так поговаривают, что древнее урочище Важгорт «Старая деревня» в районе Удора когда-то был поселением чуди. Оттуда их якобы вытеснили славянские пришельцы.

Племя Водь: что случилось с аборигенами РусиПлемя Водь: что случилось с аборигенами Руси

МЕРЯ

«Чудь начудила, да меря намеряла гатей, дорог да столбов верстовых…» — эти строки из стихотворения Александра Блока отражают замешательство ученых его времени по поводу двух племен, когда-то проживавших по соседству со славянами. Но, в отличие от первого, у мери оказалась «более прозрачная история».

Это древнее финно-угорское племя когда-то обитало на территориях современных Московской, Ярославской, Ивановской, Тверской, Владимирской и Костромской областях России. То есть, в самом центре нашей страны. О них осталось немало упоминаний, меря (merins) встречается у готского историка Иордана, который в VI веке называл их данниками готского царя Германариха.

Как и чудь, они были в войсках князя Олега, когда он ходил в походы на Смоленск, Киев и Любеч, о чем сохранились записи в «Повести временных лет». Правда, по мнению некоторых ученых, в частности Валентина Седова, к тому времени этнически они уже были не поволжско-финским племенем, а «наполовину славянами». Окончательная ассимиляция, произошла, очевидно, к XVI веку.

С именем меря связано одно из самых крупных крестьянских восстаний Киевской Руси 1024 года. Поводом стал великий голод, охвативший суздальскую землю. Причем, согласно летописям, ему предшествовали «безмерные дожди», засуха, преждевременные заморозки, суховеи.

Для мери, большинство представителей которых выступало против христианизации, это очевидно выглядело «божественным наказанием». Во главе бунта стали жрецы «старой веры» — волхвы, которые попытались использовать шанс, чтобы вернуться к дохристианским культам. Впрочем, неудачно. Мятеж был разбит Ярославом Мудрым, зачинщики были казнены или отправлены в изгнание.

Несмотря на скудные данные, которые нам известны о народе меря, ученым удалось восстановить их древний язык, который в отечественной лингвистике получил название «мерянский». Его реконструировали на основе диалекта ярославско-костромского поволжья и финно-угорских языков. Ряд слов удалось восстановить благодаря географическим названиям.

Так оказалось, что окончания «-гда» в центрально-русской топонимике: Вологда, Судогда, Шогда – наследие мерянского народа. Несмотря на то, что упоминания о меря полностью исчезли в источниках еще в допетровскую эпоху, сегодня есть люди, которые относят себя к их потомкам.

В основном, это жители Верхнего Поволжья. Они утверждают, что меряне не растворились в веках, а составили субстрат (подоснову) северной великорусской народности, перешли на русский язык, и их потомки называют себя русскими. Впрочем, никаких доказательств этому нет.

Племя Водь: что случилось с аборигенами Руси

МУРОМА

Как гласит Повесть временных лет: в 862 году жили в Новгороде словене, в Полоцке кривичи, в Ростове меря, в Муроме мурома. Последних летопись, как и мерян, относит к неславянским народам. Их название переводится как «возвышенное место у воды», что соответствует положению города Мурома, который долгое время был их центром.

Сегодня на основе археологических находок, обнаруженных в крупных могильниках племени (расположены меж притоками Оки левыми Ушной, Унжей и правым Тёшей), практически невозможным определить, к какой этнической группе они принадлежали.

По мнению отечественных археологов, они могли быть как еще одним финно-угорским племенем или частью мери, так и мордвой. Известно лишь одно, это были доброжелательные соседи с высокоразвитой культурой.

Их оружие по качеству изготовления было одним из лучших в близлежащих областях, а ювелирные украшения, которые в изобилии найдены в захоронениях, отличаются изобретательностью форм и тщательностью изготовления.

Для мурома были характерны дугообразные головные украшения, сплетенные из конского волоса и полосок кожи, которые были спирально оплетены бронзовой проволокой. Интересно, что аналогов у других финно-угорских племен не встречается. Источники показывают, что славянская колонизация муромы была мирной и происходила, в основном, за счет прочных и экономических торговых связей.

Впрочем, итогом этого мирного сосуществования стало то, что мурома было одним из самых первых ассимилированных племен, исчезнувших со страниц истории. К XII веку о них уже не упоминается в летописях.

ПОЛИЩУКИ

Полесью – области, расположенной сегодня на территории целых четырех государств: России, Украины, Белоруссии и Польши – отведена особая роль в истории славян. Если посмотреть на карту, то Полесье окажется прямо в центре славянского мира.

Отсюда и идея о ней, как о прародине славян, а также гипотеза о «полесском озере» – непроходимом болотистом барьере, разделившем славян и балтов, что якобы нарушило их первоначальное единство. Сегодня, представление о Полесье как о месте, где впервые зародился праславянский этнос, весьма популярно.

По крайней мере, это может быть справедливым по отношению к его западных районах. Советский археолог Юрий Кухаренко назвал их «мостом», по которому происходило древнейшее переселение славян с запада на восток, из Повисленья в Приднепровье.

Сегодня на этих территориях обитает совершенно уникальный восточнославянский народ, который не относится ни к русским, ни к украинцам, ни к белорусам. Западные полищуки или тутэйшы – представляют собой самобытный славянский этнос: они отличаются от своих соседей не только языком и культурой, но и физическими чертами.

По мнению исследователей, они могут быть потомками групп племен дулебов, известных как «бужане» и «волыняне», которые проживали на этой территории в первом тысячелетии нашей эры.

Сегодня они делятся условно на три группы, в зависимости от территории, которую населяют: лесовые люди, живущие в деревнях на окраинах лесов, болотюки – наиболее значимая группа, занимающая болотные территории и полевики, живущие на равнинах. Несмотря на то, что сегодня количество западных полищуков перевалило за три миллиона, официального статуса отдельного этноса за ними никто до сих пор не признал.Копипаст

  •  Источник: Аборигены Руси: народы, которые мы потеряли
  • © Русская Семерка russian7.ru
Читайте также:  Женщины гоголя: что о них известно

Источник: https://www.KaviCom.ru/pages-view-7853.html

Что стало с финно-угорскими народами

?

wowavostok

January 15 2019, 12:13

Categories:

Оригинал взят у https://tiina.livejournal.com/12133040.html

Племя Водь: что случилось с аборигенами Руси

В XVIII веке католический священник из Венгрии Янош Шайнович обнаружил родство между языками нескольких финно-угорских народов. Сейчас финно-угорская «семья» насчитывает 24 народа, три из них – венгры, эстонцы и финны – создали независимые государства. 17 народов проживают на территории России.

Часть из них находится под угрозой исчезновения. Несколько народностей исчезли совсем.Финно-угорские народы в русских летописяхАнтропологи считают финно-угров самыми древними постоянными жителями Европы и древнейшими сохранившимися до наших дней народами, жившими в Северо-Восточной Европе.

На северо-востоке Руси финно-угорские племена жили еще до колонизации этих земель славянами. Взаимодействовали племена мирно – территории были большими, а плотность населения – низкой. В «Повести временных лет» упоминаются такие племена, как чудь, меря, веся, мурома.

В 800-е годы в летописи еще нет русских, а есть ряд славянских племен: кривичи, словене.С живших на территории северо-востока славянских и финно-угорских племен собирали дань варяги. Чудь и меря позднее участвовали в походе князя Олега против Византии. Отряды собирались и для других походов.

Например, в походе Владимира против полоцкого князя Рогволода участвовали представители чуди. «Чудью» русские называли финнов.

С XII века согласно летописи происходит постепенная ассимиляция финно-угров. Для летописцев они уже не столько самостоятельные племена, сколько часть русского народа. На самом деле племенная структура сохранялась, хоть и отошла на задний план.

Примерно в это время началась и дальнейшая экспансия русских на северо-восток. Появляются сообщения о конфликтах с местными племенами. Например, «бился Ярослав с мордвою, месяца марта в 4-й день, u побежден был Ярослав».

В позднем введении к «Повести временных лет, созданном предположительно в 1113 г., систематизируются данные о местах проживания финно-угорских племен: «А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере — меря, а на Клещине озере — также меря.

А по реке Оке – там, где она впадает в Волгу, – мурома, говорящая на своем языке, и черемисы, говорящие на своем языке, и мордва, говорящая на своем языке».

Об ижоре как племени в летописях упоминают с XIII века, хотя наряду с водью они с древнейших времен населяли северо-западную часть нынешней Ленинградской области. Они воевали вместе с новгородцами. В 1240 г.

ижорский старейшина обнаружил флотилию шведов и доложил об этом князю Александру Невскому. Тогда ижоры были близки с карелами. Разобщение произошло в 1323 г.

, когда после подписания Ореховецкого мирного договора территория карел отошла к Швеции, а ижора осталась во владениях Новгорода.

По имени финно-угорского народа названа Ижорская возвышенность – местность к югу от Невы и река Ижора.

Чем занимались финно-угорские народы северо-востока?Придя на территорию финно-угров, славяне быстро начали строить города. Среди пермских, волжско-финских и малочисленных прибалтийско-финских народов городская культура так и не сложилась. Они – представители аграрной культуры — занимались земледелием, охотой и рыболовством, плели корзины, делали глиняную посуду.

Жизнь в селах надолго помогла сохранить самобытность в одежде, пище, строительстве жилищ. Браки преимущественно заключались между своими, сохранялись свои языки.Внутри народа отмечались и праздники.

Как говорили, «без шуму и ссоры, и если явится кто шумной или бранчливый, то тащят в воду и окунят, чтоб был смирен». Были собственные обычаи. Так, у ижоры сразу после венчания молодые разделялись и ехали праздновать к своим родным. Порознь.

Встречались они только на следующий день.

Племена ижора и водь сохраняли свой язык до середины XX века. Этнографы того времени отмечали, что ижорцы плохо говорят по-русски, хотя и носят русские имена и фамилии. Существовала даже письменность на основе латиницы, но в 1937 г. издание книг было прекращено.

Ижора – один из самых поющих финно-угорских народов. Они сохранили более 125 тысяч песен. Одной из главных песенниц была Ларин Параске, знавшая 1152 песни и более 32 тысяч стихов.

Постепенно российские финно-угры принимали православную веру. Так, крещение карел состоялось в 1227 г. Многие христианские термины в прибалтийско-финских языках – восточнославянского происхождения.

Долгое время православие у финно-угров (например, у ижоры) бытовало наравне с язычеством. В 1354 г. архиепископ Макарий сообщал князю Ивану Васильевичу, что у чуди, корелы, ижоры до сих пор имеются «скверные молбища идолские». До наших дней язычество сохранилось только у марийцев и удмуртов. Некоторые северные народы до сих пор практикуют шаманизм.

Новейшая историяМногие финно-угры добровольно ассимилировались с русскими: переехали в города, уходили работать на фабрики и в мастерские, женщины шли в няньки. Но до 1920-х более 90% ижор были сельскими жителями.

После революции многим финно-угорским народам были предоставлены национальные автономии. Существовала даже Карело-Финская советская социалистическая республика (при том что карелов и финнов на той территории было около 20%). Во время советско-финской войны многие финно-угры перебрались в Финляндию. А во время Второй мировой в Финляндию на работы ижор отправляли принудительно.

В 1944 г. большую часть вернувшихся ижор советские власти депортировали в Ярославскую, Псковскую, Новгородскую области. На места исконного проживания вернулись далеко не все. Такая же судьба постигла и представителей народа водь.Всего за XX век было ассимилировано более полумиллиона российских финно-угров.

По данным переписи 2010 года, сейчас в России проживают 266 ижор. Когда-то большое и сильное племя водь сейчас составляют около 60 человек, а говорящих на водском языке – единицы. Причем для некоторых он не родной – люди учат его для того, чтобы сохранить.

Водской письменности не существовало, но фольклористами были записаны песни и заговоры.

В бывших водских деревнях между Нарвой и Кингисеппом (и восточнее него) давно живут одни русские. О водском наследии напоминают только названия населенных пунктов.

Вероятно, число представителей исчезающих народностей больше, но многие уже записывают себя русскими. Если тенденции будут сохраняться, скоро многие малые финно-угорские народы и их языки исчезнут навсегда.https://analitic.livejournal.com/4738498.htmlvia

Источник: https://wowavostok.livejournal.com/14089424.html

Культура Руси

Финские корни

Племя Водь: что случилось с аборигенами Руси

Бронзовая подвеска Северо-запад России X-XII вв.

Для становления Северной Руси переломным стал период ран­него Средневековья (IX—XI вв.), когда на основе несколь­ких народов складывался новый этнос — древнерусский. В XI—XIII вв. финно-угорские племена органично влива­лись в эту общность и становились неотъемлемой частью сплава разноэтнических традиций в древнерусской куль­туре, где ведущая роль принадлежала славянам.

Ко второй половине IX—X в. относятся первые летописные све­дения о финно-угорских «языцах» Руси — чудь, меря, весь, мурома, черемись, мордва, принимавших важное учас­тие в событиях древнерусской истории.

И если одна часть финно-угорских племён продолжала развиваться самосто­ятельно, то другая постепенно исчезла со страниц истории. Такова, в частности, судьба летописной мери, имя кото­рой уже после 907 г. не упоминалось.

Позднейшие сведе­ния о мере имеются в агиографических сочинениях. Так, в Житии Леонтия епископа Ростовского, распространявшего христианство в Залесской земле во второй половине XI в., сообщалось, что последний «мерский язык добре умеяше».

Окончательно их земли вошли в состав Древней Руси около 1024 г., когда было подавлено волнение в Суздале, и Яро­слав «устави ту землю».

На востоке с мерей соседствовала мурома, о кото­рой Начальная летопись под 862 г. сообщает как о «первых насельниках» Мурома. Уже к 988 г. относится свидетельство об утверж­дении власти киевских князей на берегах Оки. К концу XI в.

слияние муромы со славянами завершилось.

Позднее муромские князья постоянно упоминались в русских летописях, а их дружины участвовали в походах на половцев, волжских болгар и мордву и дру­гих военных действиях владимиро — Суздальских князей.

Южнее Клязьмы сохранились немногочислен­ные могильники мещеры, летописные упо­минания о которой содержатся в наиболее поздних списках «Повести временных лет», где это племя названо вместе с мерей и муромой среди данников киевских князей. В отличие от двух других финских племён мещера не исчезла со страниц и более поздних русских документов XIII—XV вв.

Одними из наиболее загадочных финно-угорских племён, чья дальнейшая история, возможно, связана с современной народностью вепсов, были весь и чудь. Весь жила в основном по Суде и Мологе, а чудь — к северо-востоку от Белого озера.

Последние упоминания веси связаны с походом Олега на Смоленск и Киев в 882 г.: «…Поимъ воя многи, чюдь, словени, мерю, весь». В рассказе о движении волхвов в Рос­товской земле и Белозерье, помещённом под 1071 г., упо­минается уже не весь, а белозерцы.

Имя «чудь» продолжает встречаться в летописях, но постепенно становится собира­тельным для всех прибалтийско-финских народов.

Земли ижоры и води закрепились за Новгородской республи­кой. Согласно летописному рассказу, в 1069 г. водь, зани­мавшая всю Ижорскую возвышенность, участвовала в на­беге полоцкого князя Всеслава на Новгород. Возможно, этот поход стал ответом вожан на изменения в характере даннических отношений с Новгородом.

Со второй поло­вины XII в. водские земли попали под власть Новгорода. В 1149 г. крупный отряд финской еми напал на водские земли, и водь смогла отбиться только с помощью новго­родцев. Однако в 1241 г. «придоша Немцы на Водь с Чу­дью, и повоеваша, и дань на них възложиша, а город учиниша в Копорье погосте».

Новгородский князь Александр Ярославич, двинувшись в тыл немцам через земли корел и ижоры, взял Копорье и «Вожан и Чюдцю переветники извеша», после чего захватил Нарову и разбил там немцев и эстов.

Несмотря на постепенную славянизацию и христи­анизацию води, окраины водской земли были мало затро­нуты, и там достаточно долго сохранялась самобытная при­балтийско-финская культура.

Ещё одной финноязычной народностью Северо-Запада, ранние сведения о которой весьма скудны, были ижорцы. В пись­менных источниках впервые в хронике Генриха Латвий­ского (1220 г.) названы Ижорская земля («Ингариа») и жители её — ингры («ингарос»). В русских летописях под 1241 г.

упомянут старейшина ижорцев Пелгуй (или Пелгусий) — он сообщил Александру Невскому о высадке шведов на берегах Финского залива. В русских хрониках ижорцы, возможно, назывались и собирательным именем «чудь».

Область расселения ижорцев вошла, вероятно, в XII столе­тии в Новгородскую республику, что предопределило даль­нейшую судьбу этого народа, в частности то, что у ижорцев не сложилось собственной государственности.

Постоян­ный союзник Новгорода, ижора отражала нашествие еми вместе с корелой, причём выступала как племя, сохранив­шее относительную самостоятельность и управлявшееся старейшинами. Славянская культура оказала на ижорцев довольно мощное воздействие, но, несмотря на принятие христианства, ижорцы продолжали соблюдать многие язы­ческие обряды и поклоняться старым богам, на что жало­вался Новгородский митрополит Макарий и в XVI в.

Феномен формирования древнерусской народности чрезвы­чайно сложен и многогранен, он включает и расселение сла­вян, и слияние с ними местных финно-угров, и смешение культур.

В конце I — начале II тысячелетия письменные источники перестали упоминать чудь, весь, мерю, мурому, мещеру.

Оказавшиеся на пути могучего славянского потока финно-угорские племена практически полностью раство­рились среди пришельцев.

Источник: http://kulturarusi.ru/finno-ugorskie-plemena/

Племя голядь: что стало с аборигенами Руси

Племя Водь: что случилось с аборигенами Руси

На территории современной России прежде обитало немало племен, от которых сегодня остались только названия. Одно из них, согласно историческим источникам, носило название «голядь». И было оно вовсе не славянским.

Пришельцы из Пруссии

Как утверждают летописи XI—XII веков, это балтоязычное племя обитало в верховьях реки Протвы (на территории современных Московской, Смоленской и Калужской областей), между землями вятичей и кривичей.

Археологи относят его к так называемой мощинской культуре (балтской археологической культуре, существовавшей с IV по VII век). Вероятно, «голядью» называли данное племя соседи-славяне.

Читайте также:  На смертном одре: когда русские понимали, что пора ложиться умирать

Сами же его представители звали себя «галиндами» (по Галиндии – области в Пруссии, откуда они пришли, упомянутой во II веке Птолемеем). По крайней мере, такова гипотеза русского историка В. Н. Татищева.

По предположению историков, до II века галинды жили в Восточной Пруссии, а затем мигрировали в верховья Оки, где ассимилировались с местными восточными балтами, принадлежавшими к верхнеокской культуре. Советский историк А. Л.

Погодин обратил внимание на этноним сoldas, упомянутый в сочинении его коллеги VI века В. Иордана «Гетика». Речь шла о названиях северных племен, покоренных готским королем Германарихом.

Среди них были также племена меря, мордва, весь, чудь.

Голядь на Руси

Самое первое русское летописное упоминание о голяди относится к 1058 году и повествует о походе на Смоленщину князя Изяслава Ярославича.

В Ипатьевской же летописи за 1147 год сообщается, что суздальский князь Юрий Долгорукий пошел с войском на Великий Новгород, а черниговскому князю Святославу Ольговичу повелел двинуться с дружиной на Смоленскую волость, что тот и выполнил, захватив часть смоленских земель на Протве, населенных голядью: «И шед Святославъ и взя люди Голядь, верхъ Поротве».

Еще один летописный источник рассказывает о том, что в 1248 году в сражении с «Литвой на Протве» был убит владимирский князь Михаил Хоробрит, брат Александра Невского: «И Михаиле Ярославичъ московский убьенъ бысть от Литвы на Поротве». По всей вероятности, речь шла о битве с потомками голяди, которых к тому времени стали называть литовцами.

Скорее всего, балты продолжали проживать на указанных территориях и в период монголо-татарского ига. На это могут указывать балтоязычные топонимы, содержащиеся в духовных и договорных грамотах Ивана Калиты и его сыновей в XIV веке.

Славянизация голяди

Голядь (или потомки племени) были вытеснены с русских земель славяноязычным населением лишь в конце XV столетия, когда московские князья стали активно основывать города. Вятичи постепенно продвигались к северу нынешнего Подмосковья, заселяя берега Нары, Пахры и Москвы-реки, и наконец воссоединились с кривичами.

По всей вероятности, остатки балтского племени, которые уже не могли оказать захватчикам полноценного военного сопротивления, были просто славянизированы. На это указывает и лингвистический анализ восточно-великорусских говоров, распространенных в верховьях Днепра и Угры, то есть на территории мощинской культуры.

Лингвисты считают, что «диалекты этой группы ввиду сугубой архаичности их акцентной системы не могут быть объяснены как результат вторичного развития какой-либо из известных акцентологических систем, а должны рассматриваться как наиболее раннее ответвление от праславянского; этнос — носитель этого диалекта — представляет, по-видимому, наиболее ранний восточный колонизационный поток славян».

Что же осталось от голяди? Прежде всего, топонимы. Например, в Дмитровском и Клинском районах Подмосковья есть деревни с названием Голяди. Существует также речка Голяданка, левый приток Москвы-реки. В окрестностях города Брянска есть село Отрадное, которое раньше называлось Голяжьим. Впервые оно упоминается в начале XVII века.

Таким образом потомки древнего племени балтов не были истреблены и не исчезли — они растворились среди славянского населения и вполне могут быть нашими предками, как и представители многих других национальностей.

источник

Источник: https://neganews.ru/post421074762/

Тайна африканского русского племени людоедов

  • Фото простого русского мужика из племени людоедов
  • «Первобытные, чернокожие жители разговаривают на чистом русском языке»
  • На просторах инета нашел интересную статейку про русское племя в Африке и спешу поделиться ей с вами.
  • Русскоязычное племя каннибалов говорящих на чистом русском языке случайно найдено на чёрном африканском континенте, а именно, неподалёку от приграничной зоны Танзании экспедицией Александра Желтова.

В числе участников Международной научно-исследовательской экспедиции под названием «Африканское кольцо-2010» были представители России. Научным руководителем проекта являлся А. Желтов (зав. кафедрой Африки Санкт-Петербургского государственного университета).

В интервью Smixer.ru Желтов сообщил, что на востоке Африке обнаружено дикое опасное племя людоедов. Людей они воспринимают не как иначе как еду. Мы постоянно были начеку и держали оружие заряженным. Вождь племени понял, что конфликт с экспедиции ему не нужен, и мы посетили племя.

А.

Желтов сообщил также о самой большой неожиданности, которая подстерегла их помимо факта каннибализма: эти первобытные, чернокожие местные жители, оказывается, разговаривают на чистейшем русском языке! Причём, это особая, лингвистическая форма языка, характерная той, на которой общались представители дворянства и иных благородных сословий на рубеже 18, начала 19 веков (Пушкин, Толстой). Как утверждает академик В.И. Борисоглебская входящая в состав экспедиции (заведующая кафедрой Института русского языка).

Членам экспедиции даже предложили отведать местный деликатес, поджаренное мясо врага на огне сказав:  «Не угодно ли будет покушать, любезные гости?». Получив отрицательный ответ, людоеды запричитали: «Ах, право, нам очень жаль!». Чем ввели в невероятное замешательство экспедицию.

За те полдня, которые провели наши соотечественники в гостях, так и не удалось узнать: с каких пор и почему этот народ говорит по русски. Это предстоит выяснить ученным. На вопрос членов экспедиции вождю, откуда они знают русский язык, вождь ответил: «Наше племя всегда говорило на этом могучем, прекрасном и великом языке» дословно читирует Желтов фразу вождя.

В племени ведётся своя Летопись – особая форма статистического учёта численности, из которой стало известно, что племя постепенно исчезает. В течение последних пяти лет произошло значительное его сокращение. Если 5 лет назад их насчитывалось порядка одной тысячи человек, то в 2009 их осталось меньше 200, а сегодня всего 72.

«Они продолжают и сегодня поедать друг друга», – дал разъяснение вымиранию А. Желтов.

Честно говоря, по мне это кажется как то фантастично, не знаю, правда или очередной фейк, слишком много их сейчас в инете, может, кто знает, подскажет.

Источник: https://plyk.ru/publ/tajna-afrikanskogo-russkogo-plemeni-lyudoedov/

Водь: самый белокурый народ на свете

Водь — это древний народ, живущий в Ленинградской области. Водь относится к финно-угорской языковой семье, этнически они очень близки эстонцам и финнам. Водский язык похож на севро-восточные диалекты Эстонии. Однако уже больше тысячи лет водь и эстонцы живут порознь, водь исповедует православие и прочно ассоциирует себя с Россией. Принято считать, что финны — народ с самым большим количеством блондинов. Однако это не так: все-таки самый светловолосый народ мира — это российская водь. Сотрудник Кунтскамеры антрополог Ольга Игоревна Конькова приводит цифры, что количество белокурых среди вожжан доходит до 76-80%. Водь считается самым древним населением этих земель: археологические находки указывают, что они жили здесь уже в IV веке н.э., когда никаких славян тут не было и в помине. Когда здесь закрепилась власть Новгорода, водь подчинилась ему — вожжане не любили воевать, и предпочли мирную жизнь под властью русской республики бессмысленной борьбе. Водь стала периферийным народом Новгородского государства, что, впрочем, не помешало его процветанию. Сложно судить о том, как жили вожжане в средневековье, однако все этнографы XVIII-XIX веков описывают их как очень зажиточный народ, который живет лучше, чем русские соседи. Возможно, это было связано с тем, что когда вожжане переселились на почти безлюдные территории современной Ленинградской области из Эстонии, они выбрали себе самые плодородные земли этого края, и полторы тысячи лет не покидали их. Кроме земледелия, в Российском царстве вожжане ловили рыбу, занимались извозом. В XV-XVIII веках Россия экспортировала огромное количество иван-чая — у него были ценители заграницей. Большую часть этой травки собирали именно водь. Возможно даже, что именно у вожжан русские позаимствовали рецепт этого напитка. А еще представители води считались лучшими печниками северо-западной Руси.

  Алкопост на вечер этой пятницы за 19 июля 2019 (30 фото)

Тяжелый XX век

В XIX веке водь стала привлекать интерес ученых. Шведские и русские антропологи и лингвисты изучили водский язык, древнюю религию и культуру. Но в XX веке про вожжан все забыли, и их численность стала резко снижаться, во всяком случае по переписям населения. Советская власть не стремилась к этнографическим изыскам.

Поэтому порой целые водские семьи, а то и села, приписывали или к русским, или к ижоре — еще одному финно-угорскому району этих краев, очень близкому к води культурно и генетически. Последствия этого мы видим и сегодня: многих вожжан убедили в том, что они на самом деле ижорцы, старожилы водских сел владеют и русским, и водским, и ижорским языками.

Например в статье 1931 года «Немного расскажу о води», написанной первым водским этноактивистом — школьным учителем Дмитрием Цветковым, мы читаем о переписи населения 1926 года: «Когда народ переписывали, переписчики сами не знали на самом деле, есть он ижор, ваддя (самоназвание води) или русский в деревне — и записывали оптом — или всех русскими или ижорами».

Когда вожанин говорил, что он есть ваддялайн — хорошо, попадал в перепись как водь, если не говорил, то писали вместе с ижорами, или русскими.» Дмитрий Цветков тогда полагал, что на самом деле води в 5-6 раз больше, чем одна тысяча по советской статистке, и водских деревень в 5-6 раз больше.

Возможно и сегодня многие чистокровные вожжане просто забыли свою настоящую этническую принадлежность, и считают себя русскими или ижорцами. Водь с ижорой сильно пострадали из-за коллективизации — «русско-финские» крестьяне жили зажиточнее своих русских соседей, поэтому многие из них были признаны «кулаками».

А во время Великой Отечественной войны водь была депортирована в соседние области. Советское правительство видела в них опасный элемент, потенциально готовый к коллаборационизму с финскими войсками.

Эти подозрения основывались на популярности среди ультраправых финно-угров идеи создания Ингерманландии, немецко-финского государственного образования на территории Ленинградской и Псковских областей. И водь в этом проекте предполагалась как один из «народов-господ». После войны водь, вместе с другими финно-уграми русских регионов северо-запада СССР, власти старались рассеять. И почти получилось: по переписи 1959 года води в СССР не было вообще.

Водь сегодня

Однако сегодня водь вновь появляется на этнических картах. Пережившие ужасы сталинских репрессий водские бабушки и дедушки больше не боятся скрывать свое происхождение. Сегодня осталось всего 3 преимущественно водские деревни: Лужицы, Краколье, Пиллово. Все они расположены в Кингисеппском районе Ленинградской области.

Сегодня к води себя причисляют всего 64 человека (перепись 2010 года,), и только 8 из них владеют водским языком. Однако водский язык, и водская культура понемногу возрождаются. Активисты национального движения открывают курсы водского языка, выпускают учебники и рабочие тетради. Сегодня каждый желающий может изучить водский язык в Санкт-Петербурге.

В деревни Лужица — сегодняшней «столице» этого маленького народа, постоянно проводятся этнографические фестивали, выставки, на постоянной основе работает музей водского народа, в котором проходят мастер-классы и уроки краеведения. Сегодня многовековая традиция этого народа обязана своим живым существованием только этноактивистам.

Многие из них местные жители, как, например, коренная вожжанка Марина Ильина, хранительница музея в Лужицах.

Деревенские старушки вдруг осознали, что их культура — с иван-чаем, заговорами над ушибами внуков уже полупонятными им самим древними словами, родовые знаки над домами, для других людей — не норма жизни, посредственная часть существования, а загадочная и интересная традиция. Вожжане пронесли свои древние традиции через века в самом чистом виде.

Поэтому сегодня водь интересна и сторонним людям. На ежегодный фестиваль «Лужицкая складчина» приезжает немного людей — но среди них не только вожжане. И водским языком занимаются русские и эстонские специалисты и преподаватели. Сегодня водь не стесняется быть водью, делится с миром своим наследием. И пока будет так, древняя традиция этого народа будет жить в сердцах и умах неравнодушных людей, даже когда умрет последний вожжанин.

Источник: https://labuda.blog/87557

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector