Почему илью муромца хотел убить его собственный сын

Илья Муромец – самый популярный богатырь русского народа. О нем сложено больше всего былин. По ним можно написать всю его биографию. (См. также Боги древних славян.)

Этот «матерой» казак – спокойный и сознательный слуга своему отечеству.

Нет в нем никаких порывов, не знает он увлечений; жизнь его протекает спокойно и ровно, по заветам русской старины: он богомолен, охотно делает добрые дела; когда не нужно, не проливает крови: он – защитник вдов и сирот.

В нем так все уравновешено, так соответствует укладам русской жизни, что из всех богатырей он менее всех подвержен случайностям, – судьба над ним бессильна. [См. также статью Илья Муромец — былины и исторические факты.]

Его любит мать сыра земля, потому что он – «крестьянский сын». Это придает ему своеобразный демократизм, который удачно подчеркнут Алексеем Константиновичем Толстым в его балладе: «Илья Муромец». Этот демократизм делает его иногда нежелательным гостем в гриднице князя, а его заставляет, порвав сношения с князем, искать общества с «голью кабацкой».

По былинам, жизнь Ильи складывается следующим образом

Почему Илью Муромца хотел убить его собственный сын

Богатырский скок. Картина В. Васнецова, 1914

Происхождение и чудесное исцеление Ильи

Илья – сын крестьянина Ивана Тимофеевича из села Карачарова, близ, города Мурома. До 30-ти лет Илья был болен, «сидел сиднем» в отцовской избе, не владея ногами.

И вот однажды, когда он был в избе один, в окно к нему постучались странники – «калики перехожие».

По одной былине это были старшие богатыри (Святогор, Вольга и Микула), по другой – Сам Иисус Христос и два Апостола, или два ангела. Они явились для того, чтобы исцелить Илью.

Калики попросили Илью дать им испить, на что он сказал, что не может встать, ибо не владеет ногами. Калики настойчиво повторили свою просьбу, и вдруг Илья «вскочил на резвы ноги», спустился «в погреба глубокие» и принес им испить чару зелена вина, величиной «в полтора ведра». Калики только попробовали и дали самому Илье выпить эту чару, которую он осушил «во единый дух».

Калики спросили: сколько он «чует в себе силушки». Илья ответил, что если бы в землю воткнуть кол длинной от земли до неба, он бы ухватился за этот кол и перевернул бы всю землю. Тогда калики велели ему выпить вторую чашу, чтобы поубавить ему силы.

После второй чары Илья сказал, что у него стало «силушки – половинушка». – «Этого довольно с тебя», – сказали ему калики перехожие и дали наставление, что силушку эту он должен употреблять лишь на добрые дела.

Они предсказали Илье, что «смерть ему в бою не написана», после чего «потерялися», то есть исчезли.

В этой легенде об исцелении Ильи Муромца каликами-ангелами, или даже Самим Спасителем, заключён глубокий смысл. Сила дана Илье свыше, от Бога, она дана ему для совершения добрых дел. Этим определяется весь его дальнейший богатырский путь, его служение вере, родине, князю.

Отцовское благословение Илье на подвиги

Первое, что делает исцеленный Илья, идет просить благословенья своего отца, который в это время занят тяжелой крестьянской работой – освобождает поле от «дубья-колодья», то есть, выкорчевывает корни деревьев. Илья помогает отцу в этой работе, а затем кланяется ему в ноги:

Не сырой дуб к земле преклоняется,Расстилается сын перед батюшкой,

Он и просит его благословеньица». Тоже типичная черта русского богатыря: любовь и почтенье к родителям. Илья просит отца благословить его на подвиг, на что отец отвечает так же, как и калики:

  • На добрые дела я тебе благословенье дам,А на недобрые – моего благословенья нет.
  • В наставлении отца замечательны слова
  • Не помысли злом на татарина,Не убей в чистом поле христианина,
  • то есть, не убивай со злобой, а только защищая родину.

Подвиги Ильи под Черниговом

Садится Илья на своего «ретивого коня», которого он по совету калик выкупал в трех росах, и отправляется в «Киев-град, заложиться за князя Владимира». Выехав чем свет, Илья рассчитывает попасть в Киев к обедне (вообще же, от села Карачарова, близ города Мурома, до Киева – добрых 800 верст). Илья бьет своего коня «по крутым бокам»,

  1. Ретивый конь под ним осержается,Прочь от земли отделяется,Он и скачет выше дерева стоячего,
  2. Чуть пониже облака ходячего.

Первый скачок принес Илью Муромца в дремучий лес. На память он вырубил и поставил на том месте часовенку и написал, что проезжал тут «старый матерой казак Илья, сын Иванович». Вторым скачком конь принес Илью к Чернигову-граду.

Но в Чернигов было нельзя попасть, окружила город «сила несметная» – вражеское полчище, вероятно, татарское. Илья напустил своего коня на эту вражескую силу и начал ее колоть-рубить и конем топтать.

Куда саблей махнет – там улица лежит,Куда отмахнет – переулочек.

«Мужики Черниговские», увидав, что Илья Муромец победил всю «силу», осаждавшую их город, открыли ворота, вышли встречать своего славного избавителя с хлебом-солью и стали просить его сделаться их князем. Но Илья скромно отклонил эту честь, говоря, что он сам хочет послужить князю Киевскому, и только спросил, где самая короткая «прямоезжая» дорога ко граду Киеву?

Оказалось, что надо ехать в объезд, т. к. «прямоезжая» дорога к Киеву была заложена: на ней сидел Соловей-разбойник, и никого к Киеву не пропускал. Узнав об этом, Илья Муромец направил своего коня именно по этой «прямоезжей» дороге, чтобы освободить землю русскую от злого грабителя. (См. также статью Илья Муромец на распутье.)

Бой Ильи с Соловьем-разбойником

[Подробнее см. в отдельной статье Илья Муромец и Соловей-разбойник.]

  • «Ретивный конь» понес Илью Муромца по «прямоезжей» дороге, и скоро богатырь очутился перед гнездом Соловья-разбойника, обладавшего такой силой свиста и крика, что от этого его «посвиста соловьиного» и «покрика звериного» люди немедленно падали мертвыми, а он обирал и грабил их.
  • Илья Муромец и Соловей Разбойник. Мультфильм

Соловей-разбойник, «станишники» в другой былине («Илья Муромец и станишники») – символические образы внутренних врагов России, с которыми, как и с внешними, борются богатыри.

В былине про станишников говорится, что Илья не хотел убивать этих разбойников, надеясь их вразумить.

Чтобы показать им свою силу и их устрашить, он только пустил стрелу в столетний дуб на их глазах и расщепил дуб на мелкие щепки.

Победив Соловья-разбойника, Илья не убил его, а привязал к своему седлу. Напрасно жена и дети Соловья умоляли Илью принять от них дорогие подарки из сокровищ, награбленных разбойником, Илья Муромец был неподкупен. С Соловьем-разбойником, привязанным к седлу, Илья в третий скачок очутился в Киеве.

Он хотел поспеть к обедне, но, задержавшись под Черниговом и с Соловьем-разбойником, попал в Киев, когда народ уже расходился от обедни, и поехал прямо во двор к князю Владимиру, где ласковый князь принимал и угощал всех, приходивших к нему.

Илья у князя Владимира

Оставив коня с Соловьем во дворе, Илья вошёл прямо в «гридницу», помолился на образа, «крест клал по писанному, поклон вел по ученому». Он поклонился сперва князю, потом на все четыре стороны. На вопрос князя, кто он такой? – ответил, что он – матерой казак Илья Муромец, сын Иванович, что приехал он в стольный Киев-град послужить князю Владимиру, постоять за веру православную.

Князь Владимир спросил Илью, каким путем он ехал из Мурома? Илья ответил, что ехал он через Чернигов. Князь усомнился в правдивости Ильи, так как знает, что под Черниговом стоит «сила несметная». Илья скромно ответил, что, правда, сила несметная стояла под Черниговом, но что больше ее там нет.

«А из Чернигова какой дорогой ехал?» – продолжал спрашивать князь.

На ответ Ильи, что он ехал «прямоезжей», князь опять засомневался в правдивости Ильи, потому что знал: дорога «прямоезжая заложена», сидит на ней Соловей-разбойник.

Илья спокойно объяснил, что Соловей-разбойник и вправду «сидел» на этой дороге, но теперь он, «собака», находится тут, на дворе самого князя Владимира, привязанный к седлу.

Читайте также:  Православные индейцы аляски: каким иконам они молятся
  1. Как услышал князь таковы слова,Он вскочил на ноги резвые,Накинул шубку кунью на одно плечо,
  2. Шапку соболиную надел на одно ушко.

и побежал во двор посмотреть на знаменитого разбойника. Любопытство разбирало князя: ему хотелось услыхать знаменитый «посвист соловьиный, покрик звериный», которыми разбойник губил добрых людей.

Илья Муромец подошёл к Соловью, передал ему желание князя, но велел, чтобы он, «собака, кричал в полкрика» и «свистал, собака, в полсвиста».

Соловей закричал и засвистал в полсилы, но и от этого ужасного крика и свиста «маковки золотые на церквах зашаталися», князь Владимир упал на одно коленко, «куньей шубкою прикрылся».

Илья же увез Соловья-разбойника во «чисто поле» и там убил его, потому что такого вредного человека нельзя было оставлять жить на земле.

Победа Ильи над Идолищем Поганым

С этих пор Илья Муромец остается при дворе князя Владимира и от него ездит совершать свои богатырские подвиги. Он – старший над другими богатырями, – «атаман Илья Муромец».

Часто видим мы его на «заставе богатырской», охраняющим границы родной земли от врагов.

«Заставой богатырской» в былинах называется пограничный сторожевой пост, где богатыри сторожили границу Руси и наблюдали за степью.

Почему Илью Муромца хотел убить его собственный сын

Богатыри. Картина В. Васнецова, 1898

Один из самых известных подвигов Ильи, это – победа над «Идолищем Поганым», который воплощает в себе всю антихристианскую языческую силу. Идолище Поганое изображается грубыми материальными чертами:

Головшца у Идолища – что лоханище,А глазища – что пивные чашицы.

Идолище хвастает, что он «по семи пудов хлеба ест, по семи ведер пиво пьет». Илья побеждает Идолище Поганое не только физической силой, но и спокойным мужеством, духовной силой.

Ссора Ильи с князем Владимиром

В одной былине рассказывается о ссоре Ильи Муромца с князем Владимиром. Князь велел посадить Илью в «погреба глубокие, заковать в оковы железные».

Богатырь мог бы разломать эти оковы, раскидать стены своей тюрьмы, но он подчинился воле князя.

Но через некоторое время на Киев напали враги — грозный татарский Калин-царь, и князь Владимир вспомнил своего верного слугу. Он послал дружинников вывести Илью из «погребов глубоких».

Илья Муромец и Калин-царь. Былинная аудиосказка

Слуги спустились в погреба – и что же увидели? Сидел могучий богатырь Илья Муромец, перед ним горела свеча «воску ярого», при свете ее он читал святую книгу – Евангелие. Вот, как проводил русский богатырь время в заточении!

Есть также былина о бое Ильи с собственным сыном — богатырём Сокольником.

Источник: http://rushist.com/index.php/mifologiya/5342-podvigi-ili-muromtsa

История жизни Ильи Муромца

История жизни Ильи Муромца

     Былина «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» — мечта народа о герое-защитнике.     Былины — это эпические песни, составленные в Древней Руси. В них воспеты народные герои — сильные и отважные богатыри, защитники земли русской.

Один из таких героев был — богатырь Илья из городка Мурома. Илью изобразил на полотне «Три богатыря» великий русский художник В. Васнецов. Илья является центральной фигурой картины, он старший и более сильный среди богатырей, так как сила его от матери земли.

Под ним — вороной конь с длинной гривой, только он может выдержать крепкого рыцаря-богатыря. Левой рукой Илья заслоняет глаза от солнца, выглядывая, не сунутся ли на русскую землю враги. Рядом с ним его друзья, тоже рыцари — Добрыня Никитич и Алеша Попович.

Понятно, что за их спинами — вся родная земля, весь христианский мир.

     Былины об Илье Муромце и его героических поступках рассказывают о том, как Илья стал богатырем. Простой крестьянский сын из села Карачарова   обороняет родную землю. Много врагов одолел за жизнь сказочный русский богатырь: Соловья-Разбойника, Калин-Царя, Идолища плохого.

Он очень похож на героя греческих мифов Геракла, расчистил лес от огромных лубьев, как Геракл расчищал конюшни царя Авгия. Былина рассказывает о том, что Илья идет служить не из принуждения, а со своей воли — постоять за Русскую землю, за церкви Божьи, за веру христианскую.

      В былине «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» описано путешествие богатыря по Киеву, к княжескому столу Владимира. Дорогу ему перегородил Соловей-Разбойник, от свиста и рыка какого травы клонились, цветы осыпались, темные леса падали.

Илья мог объехать страшный лес возле Черной грязи, и реки Смородины, и креста Леванидова, но избрал прямой путь — именно через то место, где живет Соловей-Разбойник. Преодолев страшного разбойника, богатырь привез его к стольному граду Киеву, к княжескому дворцу. Насмеялся князь Владимир, так как не поверил, что Илья так быстро дошел до Киева.

В доказательство своего подвига Илья заставил Соловья-Разбойника засвистеть. От этого маковки в тереме наклонились, многие люди мертвыми повалились, а сам князь от страха задрожал.

       В этом эпизоде русские люди, передававшие былину из уст в уста, отразили свое отношение к власти и мнение о том, что никакой правитель не сможет защитить свое государство без поддержки народа. 

   В былине показана спесь киевской княжеской верхушки, которой противопоставлена моральная сила и чувства собственного достоинства героев из народа. В народной памяти они остались именно такими — князь и его двор злыми и никчемными, а богатыри — добрыми, честными, сильными, справедливыми оборонцами простого народа, образцом для следующих поколений.

    Илья Муромец  был патриотом, был преданным своей Родине и службе у князя. Когда вражеский царь Калин хотел сделать Илью своим воеводой в награду за его упорность и отвагу на поле битвы — он один бился с бесчисленным войском!

 — Илья отказался и сказал: «Мне Родина дороже службы у врага! «

    Когда перед залогом появился сын Ильи, Сокольник, против него поочередно выступают все рыцари — Алеша, Добрыня, Илья. Сокольник стал врагом, он угрожает Русскому государству и церкви, грозясь: «Киев-Град в плен возьму, Божьи церкви огнем спалю».

Он хочет пленить самого князя Владимира, вступить в брак с княгиней. Илья не хочет убивать сына, поэтому, победив его, «братается» с ним. И Сокольник поднимает побратимство, коварно нападает на сонного отца.

На этот раз Сокольника ждет смерть как следствие измены побратимства и родной земли.

   Именно Илья Муромец  является  для нас примером мужества и стойкости в любви к родной земле. Его рука не дрожит даже тогда, когда предателем есть его собственный сын. Вот таким должен быть защитник родной Отчизны — сильным, смелым, непоколебимым духом и верой.

       Шли века за веками, но народ в своем устном творчестве донес до наших дней героический эпос, в котором Илья Муромец, любимец богатырь, борется со всеми врагами своего народа.

       Общие черты характера Ильи Муромца — это храбрость, смекалка, бесстрашие, любовь к своему народу и ненависть к врагам своей родины. Илья Муромец, это богатырь, подвиги которого, восхищают и воспеваются людьми.

Почему Илью Муромца хотел убить его собственный сын

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2016/10/16/istoriya-zhizni-ili-muromtsa

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся Старт в науке

Соколенко В.С. 11Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №35»
Корнеева О.С. 11Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №35»

Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

Взаимоотношения, складывающиеся между родителями и детьми, являются решающим моментом социализации. Они обнаруживают себя в самый ответственный момент — когда человек наиболее восприимчив к добру и злу, доверчив и открыт всему новому.

Эти взаимоотношения продолжаются всю жизнь, и, следовательно, оказывают наиболее длительное воздействие. Родительско-детские отношения являются самыми тесными и близкими отношениями из всех существующих в обществе. Влияние родителей в период взросления можно считать основным.

Родители определяют характер усвоения детьми общественных, религиозных и политических ценностей, помогают им понять происходящее, учат добру и состраданию.

Нравственное развитие ребенка возможно лишь в той семейной атмосфере, где царят взаимное уважение и доверие. Дети, эмоционально зависимые от родителей и испытывающие к ним сильную привязанность, вырастают более совестливыми по сравнению с теми, кто не знал таких отношений.

Часто возникает непонимание между детьми и родителями в силу многих причин. Рассмотрим их.

Читайте также:  Как русские использовали картошку при петре i

Первая причина — разные взгляды на мир и на самих себя.

Вторая причина — некомпетентность родителей в вопросах массовой культуры, в которой живут подростки, и в пользовании современной техникой. В свое время родители тоже любили рок-музыку, но сегодня их вкусы изменились. Они уже осуждают то, что не понимают или что им не нравится.

Третья причина — расхождение в ценностях.

Родители в свои зрелые годы становятся не просто реалистами, но в некоторой степени даже циниками, они утрачивают юношеские иллюзии. Родители уже знают, что мир не переделать, и вполне освоили искусство принимать вещи такими, каковы они есть. Дети всегда максималисты, поэтому они нетерпимы к взрослым, уговаривающим их принять «существующее положение вещей».

Согласно одному из распространенных мнений, все подростки находятся в конфронтации с родителями и их ценностями. Но это не так. Никто не спорит: действительно, юность — это время, когда дети начинают стремиться к независимости. В этот период родители перестают быть для своих детей основным объектом любви. Но ни те, ни другие не осознают происходящих перемен.

Они только огорчаются по их поводу. Несмотря на разногласия, между родителями и их детьми, можно сказать, что подростки в большинстве своем все еще направляемые родителями и разделяют их ценности, а отчуждение от родителей не более, чем заблуждение.

Дети и родители стараются найти выгодные варианты обеим сторонам, ведь только таким образом можно избежать напряженностей в семье.

В целом проблем во взаимоотношениях в семье избежать практически невозможно. Удается только регулировать их частоту, глубину, последствия.

Не последнюю роль во взаимоотношениях, играет авторитет родителей, который во многом зависит от того, насколько они сами умеют прощать и просить прощение.

В итоге, только добрый пример отца и матери может дать добрые всходы. В рассматриваемых мною произведениях этого не происходит.

Тема «Отцов и детей» в русской литературе разных эпох, начиная с Библии до наших дней, раскрыта многогранно. Для меня и моих сверстников вовремя прочитанная книга может стать добрым наставником.

Тема «Отцов и детей»- вечная тема, актуальная, нравственно-философская, а значит, жизненная. Эта проблема отражена в русской литературе разных эпох по-своему, начиная с Библии до наших дней.

Несмотря на небольшой читательский опыт, нельзя не вспомнить Притчу о блудном сыне из Библии, датированной Х веком, с ее глубоким нравоучительным смыслом.

Актуальность

Проблема отцов и детей – это извечная проблема, возникающая между людьми разных поколений. Она актуальна во все времена, потому что является глубоко нравственной проблемой.

Особенно она актуальна сейчас, когда стремительно меняющаяся политическая обстановка, навязывание ценностей с Запада идет полным ходом.

Предыдущие поколения пытаются передать потомкам свой жизненный опыт, привить жизненные ценности своего поколения, передать свою любовь к Родине…

Цель

На примере Тараса Бульбы и Ильи Муромца хочу показать различие между отцами и их сыновьями. Выявить причины, побудившие Тараса и Илью Муромца убить своих сыновей.

Новизна

Тема, достаточно распространенная в русской литературе, наиболее полно, по моему мнению, отражается именно в произведении Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и в былинах об Илье Муромце. Существует много работ, написанных по произведениям «Станционный смотритель» А. С.

Пушкина, «Отцы и дети» и. С. Тургенева, А. С. Грибоедова «Горе от ума», «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Гроза» Н. Островского… но работы, объединяющей Тараса Бульбу и Илью Муромца, нет. А между тем, эти произведения – наиболее яркий «отголосок» этой проблемы.

Рассмотрим, по каким причинам Тарас Бульба убил своего любимого сына, Андрия. Тарас Бульба убивает своего сына, потому что у него не было другого выхода. К старому козацкому полковнику Тарасу Бульбе приезжают после выпуска из Киевской академии два его сына — Остап и Андрий.

Тарас Бульба приводит своих сыновей в Запорожскую Сечь, будучи уверенным в том, что они уже по происхождению своему настоящие казаки. Законы Сечи были очень суровы: жестоко карались воровство, убийство. Наказание за трусость, предательство даже не были прописаны в законах Сечи. Подразумевалось, что такого просто не может быть среди казачества.

Причиной предательства Андрия становится не трусость, не разочарование в товарищах — юноша полюбил молодую панночку и ради нее забыл все клятвы и законы Запорожской Сечи. Молодой казак ради своей любви готов на все. Он скачет в бой, он готов убивать брата, товарищей, отца. Ему нет оправдания.

Такие понятия как любовь, жалость не были распространены в Запорожской Сечи. Возникшая любовь к дочери врага вполне объяснима. Но между долгом и чувством Андрий выбрал чувство, и вот это не по-мужски, тем более, что чувства оказались на руку врагу. У Гоголя Андрий не на первом плане, его роль притушована.

Да и сам Андрий понимает вину и умирает молча, прошептав лишь имя любимой. Убийство сына, это и приговор себе, как отцу, и сыну, предавшему род «козацкий».

Разогнался на коне Андрий и чуть было уже не настигнул Голокопытенка, как вдруг чья-то сильная рука ухватила за повод его коня. Оглянулся Андрий: пред ним Тарас! Затрясся он всем телом и вдруг стал бледен…

Так школьник, неосторожно задравши своего товарища и получивши за то от него удар линейкою по лбу, вспыхивает, как огонь, бешеный выскакивает из лавки и гонится за испуганным товарищем своим, готовый разорвать его на части; и вдруг наталкивается на входящего в класс учителя: вмиг притихает бешеный порыв и упадает бессильная ярость. Подобно ему, в один миг пропал, как бы не бывал вовсе, гнев Андрия. И видел он перед собою одного только страшного отца.

Ну, что ж теперь мы будем делать? – сказал Тарас, смотря прямо ему в очи.

  • Но ничего не знал на то сказать Андрий и стоял, утупивши в землю очи.
  • Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?
  • Андрий был безответен.

Так продать? продать веру? продать своих? Стой же, слезай с коня!

Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом.

Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! – сказал Тарас и, отступивши шаг назад, снял с плеча ружье.

Бледен как полотно был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или братьев – это было имя прекрасной полячки. Тарас выстрелил.

Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова.

Остановился сыноубийца и глядел долго на бездыханный труп. Он был и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жен очарованья, все еще выражало чудную красоту; черные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты.

Чем бы не козак был? – сказал Тарас, – и станом высокий, и чернобровый, и лицо как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!

В пору той схватки Запорожской Сечи среди могучих богатырских характеров, самоотверженных страстей Андрий оказался слабым звеном, браком в деле воспитания патриотизма. Можно сказать что, все произошло по законам военного времени.

А вот Остап был до конца верен своей отчизне, своему долгу. Даже в плену, когда ляхи подвергали его страшным мукам, он не сказал ни слова. Ни крика, ни стона не вырвалось из его истерзанной груди. Он умер как верный сын своей Родины.

Читайте также:  Происхождение «тушинского вора»: был ли лжедмитрий ii евреем

Трудно не преклониться перед мужеством, отвагой и стойкостью Остапа.

2 Рассмотрим отношения между Ильёй Муромцем и Подсокольничком: в былинах у Ильи Муромца брак с бабой Латынгоркой, несмотря на “любовь великую”, был невозможен потому, что тогда ему пришлось бы “королём царить” в её государстве, а он не хочет покидать Россию:

Наша славная земля жо всё Россиюшка Она считается земелюшкой-то перьвою.

Былинный сюжет о бое Ильи Муромца с собственным сыном (Подсокольничком, Сокольником и пр.) давно стал предметом внимания исследователей. Отмечался и его высокий патриотический пафос, и сходство с сюжетами о бое отца и сына у других народов (Рустам и Сухраб у иранцев, Гильдебранд и Хадубранд у германцев).

Однако не все черты этой былины получили, на наш взгляд, объяснение.

Бросаются в глаза два обстоятельства: отсутствие всякой рефлексии по поводу сыноубийства (в отличие от иранского и германского сюжетов и при том, что рефлексия отнюдь не чужда былинному эпосу — см., напр.

, «Данило Ловчанин»), и необычный способ расправы с сыном-предателем. Илья раздирает Подсокольничка надвое, ухватив за одну ногу и наступив на другую. Никаким героем кроме Ильи, и ни к какому противнику, кроме Подсокольничка, такая расправа не применяется.

Вне былин мы встречаем подобный способ расправы, объектом которого становится дитя человека и нечеловеческого существа.

В несказочной прозе (предания, былички) нечеловеческий родитель (родительница) подобного метиса при расставании с человеком разрывает ребенка за ноги надвое, бросая одну половину вслед человеку.

Таким образом, как бы вновь разделяется то, что было соединено вопреки законам Бога, Природы.

В эпической морали степные кочевники-«татары» являются не совсем человеческими существами. Так, «татарский» царь, отряжая посла в Киев, спрашивает соплеменников: «умеет ли кто говорить языком русским, человеческим?».

В этом, впрочем, славяне были едины с другими оседлыми народами: готами, считавшими степняков-гуннов плодом соития ведьм и демонов, и византийцами, для которых «варвары-кочевники — звери (либо порождения «нечистых духов») с отдельными человеческими чертами» (В. В. Пузанов).

Учитывая, что нравственные качества в былинах впрямую ставятся в зависимость от происхождения («вежество рожоное», «невежа, неотецкий сын», «боярские роды все хвастливые» и пр.), плод греховного соития со степной нелюдью наделяется отвратительными чертами. Подсокольничек пытается убить спящего отца, в ряде вариантов убивает мать.

Илья не казнит предателя в современном смысле слова, а устраняет воплощенное нарушение миропорядка, разрывает надвое то, что было соединено вопреки законам Бытия. В этом и состоит подвиг любимца былин, и смысл данного сюжета.

При этом, у них было двое детей, которых он не бросает, но в силу своей занятости он дорогого ему сына Подсокольничка, которого Илья всё-таки просмотрел и который, для вида помирившись с отцом, ведёт себя как вредитель, богатырь убивает не потому, что сын хотел расправиться с ним, а из опасений за будущее родной страны:

Когда помру-то я, старый, вот представлюсь-то, После моего-то будет же жированьица, Много-много ты (б) наделал вреду славну Киеву.

Сюжет былины о бое Ильи Муромца с не узнанным им сыном принадлежит к наиболее значительным и интересным сюжетам русского героического эпоса. Русские материалы дают наиболее сложную и совершенную форму сюжета, которая в данном ее виде совершенно национальна и не принадлежит другим народам.

Тем не менее буржуазные ученые при исследовании этого сюжета всегда исходили из иноземного материала и к иноземному влиянию сводили и русскую былину.  В советской науке этой былине была посвящена кандидатская диссертация С. А.

Авижанской; в ней было доказано, что широкое распространение и частичное сходство этого сюжета у разных народов не объясняется заимствованием: оно исторически закономерно вытекает из противоречия двух эпох, а именно — эпохи материнского рода и эпохи рода отцовского.

Здесь, как Энгельс выразился применительно к «Орестее» Эсхила, «отцовское право одержало победу над материнским». Этим, а не заимствованием объясняется широкое распространение этого сюжета, которому различные народы придавали свою национальную форму. Рассмотрение русской песни подтвердит этуточкузрения.

Начало песни состоит в том, что Илья встречает в поле женщину, богатырку и «поленицу», то есть воительницу, и побеждает ее в единоборстве. Он остается у нее жить, но через некоторое время ее покидает, оставляя ее беременной. Вся эта часть повествования наиболее богато насыщена сказочными чертами.

Жена Ильи иногда изображается как хранительница подземного золота. Прощаясь с ней, он оставляет ей крест, чтобы надеть его на будущего сына, и кольцо, если родится дочь. В русском сказочном репертуаре сюжет боя отца с сыном неизвестен. Он имеется как эпизод в сказочном «Еруслане Лазаревиче». Здесь некоторые детали совпадают с былиной.

По исследованию Авижанской, брак этот типичен для брака материнского рода. Он экзогамен: жена не принадлежит к роду мужа; он матрилокален, то есть брачное сожительство протекает на территории, принадлежащей роду жены, а не мужа. Он матрилинеен, то есть сын принадлежит роду матери и не знает, кто его отец.

И, наконец, брак этот временный: муж покидает жену, причем этот поступок не осуждается, так как здесь еще господствуют нормы и мораль эпохи, когда такие браки были обычной формой организации семьи. Все эти черты типичны для брака эпохи материнского рода.

Однако условия материнского права вступают в противоречие с нормами позднейшего уже моногамного брака отцовского рода. В сюжете отражены противоречия этих двух эпох. С точки зрения материнского права нет необходимости знать, кто отец ребенка, так как ребенок растет и живет при матери, мужья которой могут меняться.

Но с точки зрения позднейшего отцовского права и тем более моральных норм моногамного брака не знать, кто отец, — позор, а сын, рожденный вне такого регламентированного брака, считается «незаконным». В былине Илья покидает жену без всякого конфликта. Рождается сын, и с этого момента в песне создается трагическая завязка для него, как одного из действующих лиц. Сверстники дразнят его «сколотным», «заугольником» и другими оскорбительными словами, намекающими на его происхождение. Сокольник — так обычно зовут сына Ильи — отправляется искать своего отца, чтобы отомстить ему за бесчестье матери.

Такова «доисторическая» основа этого сюжета. Но такой сюжет, с таким смыслом и таким содержанием не смог бы удержаться и развиваться в условиях Киевской Руси. Здесь древний сюжет был коренным образом переработан. В условиях исторического древнего Киева Сокольник, ищущий Илью, чтобы его убить, изображается как враг Руси.

Трагедия сына, брошенного своим отцом, былинных певцов уже не интересует. Сын морально неправ, и народ делает все, чтобы изобразить Сокольника безнравственным, а Илью героем.

Именно в этой былине мы имеем наиболее яркое изображение «богатырской заставы», то есть пограничного поста, на котором русские богатыри зорко высматривают нарушителей границ или приближающихся врагов. Илья — атаман, предводитель этой заставы, он стоит на страже границ своей родины.

Нарушитель границы действительно является: это юноша, не заворачивающий на заставу и нарушающий границу самым вызывающим образом. Никто из богатырей, посланных Ильей, чтобы они задержали этого молодца, не может его победить. Они возвращаются побитыми, или вообще не идут, или оказываются непригодными к бою.

Это не значит, что Алеша или Добрыня, посланные Ильей на сражение, — плохие воины. Это значит, что в бой должен вступить сам Илья. Действительно, теперь выезжает Илья; он выдерживает тяжелый бой, в котором едва-едва избегает поражения.

Сидя на побежденном им враге и занося над ним нож, он либо по приметам (по кресту, который он когда-то дал жене для сына и который он теперь видит на нем), либо путем расспросов узнает в нем своего сына. Он ведет его в шатер и готов принять его в число киевских богатырей, но Сокольник к этому совсем не стремится. Ночью он пытается убить отца спящим, но Илья просыпается и без малейших колебаний убивает своего сына, оказавшегося вдвойне изменником и предателем.

Источник: https://school-science.ru/6/10/36402

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector