Почему монголо-татары не стали трогать некоторые российские территории

Рафаэль Хакимов

«Вопрос о татаро-монголах историками запутан до такой степени, что ученые, читая в летописях о татарах, непременно их называют почему-то монголами», — пишет директор Института истории им. Марджани Рафаэль Хакимов. Мы продолжаем знакомить читателей с главами из его новой работы. На этот раз он пытается разобраться в том, откуда появилась империя Чингизхана.

  • ОТКУДА РОДОМ КУЛ ГАЛИ?
  • «Когда хотите одурачить мир, скажите ему правду»
  • Отто фон Бисмарк

В Болгаре отстроили двухэтажный музей. Мы концепцию подготовили довольно стандартную, примерно такую же делали для Национального музея и музея истории государственности Казанского кремля. Там все было правильно, но ничего оригинального. За что дали археологам премию имени великого поэта Тукая, я не понял. Будем считать это издержками производства. Премия девальвировалась.

Минтимер Шаймиев хотел украсить Болгар какой-нибудь скульптурой, остановились на поэте Кул Гали. Любое новое сооружение нужно согласовывать с ЮНЕСКО.

С тем, чтобы избежать придирок, решили памятник поставить в фойе музея. У Владимира Демченко уже была подходящая модель Шихабутдина Марджани.

По какой-то причине эту скульптуру так и не поставили у озера Кабан, но композиция нравилась Шаймиеву. Надо было только поменять портрет.

Демченко приходит ко мне и начинает издалека. «Мы так давно работаем вместе, я хотел бы сделать твой портрет в качестве подарка». Меня трудно так легко провести. Я ему:

— Колись. Не хочешь раскошеливаться на модель и решил с меня слепить Кол Гали?

— Ну пойми меня правильно. Если я сделаю с тебя портрет, никто не будет возражать и придираться.

У него был конфуз с одной скульптурой. Он слепил портрет с живой татарки, а когда обсуждали, все начали его упрекать, что он слепил не татарку. На этот раз он решил подстраховаться.

Почему монголо-татары не стали трогать некоторые российские территорииМинтимер Шаймиев хотел украсить Болгар какой-нибудь скульптурой, остановились на поэте Кол Гали «БИЗНЕС Online»

Когда открывали музей, кое-кто уже знал, что портрет лепили с меня, только бороду добавили, и все меня толкали вбок, приговаривая: «Похож. Точно похож».

Шаймиеву скульптура понравилась, он сам выправлял освещение и любовался. Затем он задал вопрос:

— Откуда родом Кол Гали? Уточните, пожалуйста.

  1. Я ему отвечаю:
  2. — Минтимер Шарипович, не стоит углубляться в этот вопрос.
  3. — Почему?
  4. — Он из Хорезма.
  5. — А почему мы ставим ему памятник?

— Во-первых, он бывал в Болгаре. Во-вторых, мы его приватизировали, пока в Хорезме думают.

На самом деле в те далекие времена Хорезм и Булгарское государство были в одной связке. Именно от Хорезма отходила ветка Великого Шелкового пути в Болгар и Крым.

Великий Шелковый путь пронизывал всю Центральную Азию — колыбель многих тюркских народов. Благодаря этому связь между ганьсуйскими татарами (Китай), уйгурами Турфанского оазиса (Синьцзян), Бухарой, Хорезмом, Крымом, Причерноморьем и Поволжьем в Средние века не прерывалась. Кстати, вместе с купцами из Хорезма в Поволжье проникли и мусульманские миссионеры.

Почему монголо-татары не стали трогать некоторые российские территории

Насколько культура народов, живущих на Великом Шелковом пути, была и остается близкой, видно из простого факта. Сегодня татары могут объясняться с уйгурами Синьцзяна и узбеками Хорезма без переводчика.

Такая близость не объясняется общетюркскими корнями. Чуваши и татары живут рядом чересполосно, а объясниться не могут. А уйгуры, узбеки и татары, несмотря на большие расстояния, близки по культуре и языку.

В 2016 году Рустам Минниханов побывал с официальной поездкой в Синьцзяне и говорил с уйгурской стороной на татарском. Российская делегация не поняла, что происходит, и китайская сторона, в свою очередь, не поняла, почему они говорят на одном языке.

  • Историю надо знать, причем не по учебнику.
  • «Самый большой подарок от матери ребенку — язык»
  • Татарская пословица
  • МОЖЕТ ЛИ ПАСТУХ УПРАВЛЯТЬ ГОСУДАРСТВОМ?

«Я — кара Господня. Если вы не совершали смертельных грехов, Господь не пошлет вам кару в моем лице!»

Чингизхан

Летим с Шаймиевым из Болгарии, где успешно провели очередной форум и презентовали атлас «Болгарская цивилизация». Болгарская Академия наук своими силами не смогла бы написать такой труд, а мы собрали авторов со всей Европы.

Почему монголо-татары не стали трогать некоторые российские территории shaimiev.tatatrstan.ru

В самолете команда обменивается впечатлениями. Минтимер Шарипович спрашивает: «Вот говорят: татаро-монголы, татаро-монголы. Мы здесь все татары, а где среди нас монголы? Мы же похожи на европейцев. При чем здесь монголы?» Вопрос понятный.

Почему монголо-татары не стали трогать некоторые российские территории

Вопрос о татаро-монголах историками запутан до такой степени, что ученые, читая в летописях о татарах, непременно их называют почему-то монголами. На вопрос: «Почему вы татар называете монголами?», ответ оказывается весьма удручающим: «Такова традиция историографии».

Кто-то, не разобравшись в тонкостях этнонимов, экзоэтнонимов, эпонимов, политонимов и династий, решил, что в Монгольской империи должны жить монголы, а татарами народ назван по ошибке. Получается, что европейские, китайские, персидские, арабские, азиатские летописцы ошибались, а вот наши ученые точно определили, кто есть кто.

Очень странная ситуация. Когда дело касается татар, ученые ведут себя как зомби.

Точно так же ведут себя художники и режиссеры фильмов. В источниках пишется, что Чингизхан был рыжим, голубоглазым, высокого роста, но его неизменно рисуют монголоидом. Причем канонический портрет Чингизхана нарисован в 1748 году.

Казалось бы, должны возникнуть сомнения в достоверности рисунка, но никто таких мыслей вслух не высказывает.

Современные художники непременно его рисуют или лепят монголоидом, но где написано, что он был таковым? В летописях свидетельства совершенно иные.

Почему монголо-татары не стали трогать некоторые российские территорииКанонический портрет Чингизхана, 1748 год

Почему же современные переводчики и комментаторы должны знать лучше, чем сами летописцы, кто именно татарин, а кто монгол? Так, Марко Поло сообщает о возвышении Чингизхана следующее: «Случилось, что в 1187 году татары выбрали себе царя, и звался он по-ихнему Чингис-хан, был человек храбрый, умный и удалой; когда, скажу вам, выбрали его в цари, татары со всего света, что были рассеяны по чужим странам, пришли к нему и признали его своим государем». Поло не просто был в летней ставке Хубилая, но даже три года был губернатором города Янчжоу. Рашид ад-Дин, который считается одним из наиболее осведомленных историков, вторую главу своих летописей называет «О тюркских племенах, которых в настоящее время называют монголами». Получается, что монголы на самом деле тюрки. Конечно, нам укажут на современных монголов, которые совсем не тюрки, но ведь они появились в Монголии позже татар, причем среди кочевых «черных татар» было тюркское племя «монгол»/«могол», откуда и происходит Чингизхан. Современные монголы — это совсем другой народ и другая история. В китайской летописи «Краткие сведения о черных татарах» записано: «Государство черных татар называется Великой Монголией». Яснее не скажешь.

Можно было бы усомниться в достоверности данной летописи, но остальные источники только подтверждают этот факт. В китайской летописи «Полное описание монголо-татар» («Мэн-да бей-лу», 1221 год) записано: «[Я], Хун, лично замечал, как их временно замещающий императора го-ван Мо-хоу каждый раз сам называл себя „мы, татары“ …

Они даже не знают, являются ли они монголами и что это за название…» Следует заметить, что Мо-хоу (Мухали) был самым приближенным человеком к Чингизхану. Комментируя эту фразу, наши доблестные ученые замечают, что Мухали, происходивший из племени джалаир, никак якобы не мог называть себя татарином.

Почему же современники Мухали ошибались, а российские комментаторы точно знают, кто есть кто? Откуда такое самомнение? Между прочим, Рашид ад-Дин причислял джалаиров к тюркам: «В настоящее время, вследствие благоденствия Чингис-хана и его рода, поскольку они суть могалы, — тюркские племена, подобно джалаирам, татарам, ойратам, онгутам, кераитам, найманам, тангутам и прочим, из которых каждое имело определенное имя и специальное прозвище, — все они из-за самовосхваления называют себя [тоже] могалами, несмотря на то, что в древности они не признавали этого имени. Их теперешние потомки, таким образом, воображают, что они уже издревле относятся к имени могалов и именуются [этим] именем, — а это не так, ибо в древности могалы были [лишь] одним племенем из всей совокупности тюркских степных племен». Когда стоит выбор между авторами древних летописей или российским комментатором, я вынужден отдать предпочтение автору летописи, ведь автор «Мэн-да бэй-лу» побывал в ставке Чингизхана, а Рашид ад-Дин — самый осведомленный летописец того периода из всех известных на сегодняшний день. Историографические штампы прочно сидят в головах ученых, мешая объективно взглянуть на происхождение татар. Выступить против сложившейся традиции решаются немногие, при этом они рискуют оказаться в изоляции.

Почему монголо-татары не стали трогать некоторые российские территории

Создание империи Чингизхана нередко представляют весьма облегченно: появился, мол, харизматичный лидер, сумевший собрать вокруг себя джигитов «длинной воли» (пассионариев), они объединили монгольские племена, кочевавшие в степи, и таким образом пастухи создали невиданное доселе государство.

Спрашивается: как пастух мог создать империю? Поясняют — мол, у него были советники. Я сам 16 лет работал советником президента. С тем, чтобы президент мог воспринять советы, он сам должен понимать предмет не хуже советника. Самосознание руководителей Монгольской империи должно было созреть до имперского уровня, а у населения ментальность — приобрести гражданские признаки.

К тому же империя — это организация экономики и военного дела не в рамках какой-то шайки, а в качестве регулярной армии с опытными полководцами во главе. Империя ведет государственные дела, для этого нужна канцелярия с грамотными людьми, а не пастухами. Империя ведет обширную дипломатию, для чего нужны знающие разные языки дипломаты и т. д.

Так откуда появилась империя?

  1. Почему монголо-татары не стали трогать некоторые российские территории
  2. «Где много пастухов, там все овцы передохнут»
  3. Татарская пословица

Источник: https://m.business-gazeta.ru/article/328369

История Монголии — взгляд из Улан-Батора, а также монументы Чингисхана в современной Монголии и поиски его могилы, и как Золотая Орда защищала православие

Почему монголо-татары не стали трогать некоторые российские территории

Вынос государственных бунчужных знамен (о них смотрите ниже по ссылке) на одном из ежегодных спортивных праздников Монголии — Наадам.

Читайте также:  Какими смертельными болезнями не болеют цыгане

Здесь 2015 г.

  • Отметим для начала, что общий обзор специфики Монголии, а также рассказ о государственной символике этой страны (от герба до бунчужных знамен) вы найдете в другом материале нашего сайта здесь.
  • Также обращаем внимание, что вы можете послушать в нашем аудиофайле № 1 две программы русской службы монгольского иновещания Радио «Голос Монголии». Это передачи из цикла «Интересная Монголия» от 12/11/2009 и 19/11/2009 — о поисках захоронения Чингисхана и о великом хане:
  • В аудиофайле № 2 вы можете послушать передачу официального иновещания КНР «Международного Радио Китая», русская программа, от 16/05/2016 о мавзолее Чингисхана во Внутренней Монголии КНР, который однако не является настоящей усыпальницей Чингисхана:
  • Кроме того в аудифайле № 3 можно послушать передачу русской службы монгольского иновещания Радио «Голос Монголии» от16/07/2009 о временах Чингисхана (эта передача по истории Монголии подготовлена станцией по разным современным монгольским и российским ресурсам и публикациям, без упоминания их в программе):
  • И, наконец, в аудиофайле № 4 — передача русской службы монгольского иновещания Радио «Голос Монголии» от 30/07/2009 о временах обретения Монголией независимости от Китая в 1911 г. (эта передача по истории Монголии подготовлена станцией по «Истории Монголии» современного монгольского политика и публициста Баабара, без прямого упоминания этой монгольской публикации в программе):

Все аудиозаписи из архива Portalostranah.ru, упомянутые выше передачи также доступны в тексте далее — в соответствующем разделе этого обзора. На эти передачи мы частично опирались при составлении нашего обзора;

А теперь к заявленной теме истории Монголии.

Спасла ли Золотая Орда православие

Почему монголо-татары не стали трогать некоторые российские территории

На иллюстрации из очерка жизни Александра Невского, изданного в 2009 году под эгидой Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге: Александр Невский перед Батыем в Орде.

На иллюстрации из очерка жизни Александра Невского, изданного в 2009 году под эгидой Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге:

Александр Невский перед Батыем в Орде.

В порыве проявления дружеских отношений к России и в тоже время в попытке не отказаться от наследия предков — Орды и монгольских ханов, проводивших по отношению к той же Руси не всегда дружелюбную политику, современная трактовка истории в Монголии часто принимает причудливые формы. Так, например, в одной из недавних программ русского вещания «Голоса Монголии» (передача от 29/06/2009) прозвучала такая фраза ведущего (Написание имен собственных в первоисточнике сохраняется, цитата по сайту монгольского иновещания, при этом ведущий в программе, насколько можно судить, цитирует не называя, оценки калмыцкого историка Эренджена Хара-Давана (годы жизни: 1883-1941, умершего в эмиграции в Белграде), предпочитавшего иго монгол над Русью католицизму):

«Первая встреча монголов с Русской Православной Церковью произошла по историческим сведениям еще в XIII веке в эпоху Чингис-хана, известного своей веротерпимостью. Наследники же Великого Чингис-хана, золотоордынские ханы продолжали его политику покровительства чужим религиям и на Руси.

Из немногих исторических фактов, можно судить об отношении Золотой Орды к Русской Православной Церкви. Св. Александр Невский, поняв, что России еще не под силу бороться с монголами, стал служить хану не за страх, а за совесть.

Только в союзе с монголами он мог защититься от натиска воинствующего католицизма на православный Восток.

Иначе, быть может, в историю пришлось бы записать факт перехода русских в католицизм, подобно участи, постигшей западных славян: поляков, чехо-словаков, хорватов и словенцев» (передача русской службы монгольского иновещания Радио «Голос Монголии» от 29/06/2009).

Первая часть этого пассажа о некоторой веротерпимости ханов может быть частично похожа на правду, т. к.

монгольские ханы, будучи изначально шаманистами, часто равнодушно относились к другим религиям, хотя как, говорят православные жития, принуждали того же Александра Невского в Орде к поклонению перед языческими божками.

Правда, как говорит житие Александра Невского, шаманист — хан Батый разрешил Александру не кланяться божкам, после категорического отказа последнего сделать это. Однако, необходимо учитывать, что после Батыя золотоордынские ханы уже были мусульманами.

Исключением был сын хана Батыя — хан Сартак, правивший после смерти отца лишь один год — в 1256 году. Он как, считается, был христианином-несторианцем и даже дружил с Александром. Но сменивший Сартака, его дядя и брат Батыя — хан Берке еще в молодости принял ислам.

Вторая часть монгольской трактовки истории из вышеприведенной цитаты «Голоса Монголии» — утверждение, что о власть ханов спасла православие, режет слух гораздо больше.

Даже негативно настроенные по отношению к католической церкви российские авторы вряд ли смогли бы так трактовать события вокруг Александра Невского, как это делает процитированный выше ведущий улан-баторской передачи.

К примеру, очерк жития Александра Невского, изданный в 2009 году под эгидой Александро-Невской лавры в Петербурге православным издательством «Вера», также подчеркивает непримиримость Александра Невского к католической церкви.

Но об отношении князя к монголам пишет совсем в других интонациях, не отрицая, правда, верного служения Александра Невского монголам:

«(К князю Александру)… явились… два кардинала с письмом от папы Иннокентия IV. Римские папы, постоянно стремившиеся подчинить себе Русскую Церковь, поняли, как трудно оружием покорить русских. Победы св. Александра над шведами и немцами ясно доказывали это.

И вот вместо грозных булл, призывавших к крестовым походам против русских, наравне с язычниками, они решили избрать другой путь. Они решили теперь уловить Александра в свои сети коварством.

Видя, что русские князья народ страдают под тяжким игом, папы надеялись, что они будут сговорчивее и согласятся, ценою отступничества, купить надежду на помощь папы и подвластных ему королей.

В письме к Александру папа Иннокентий сообщал князю, будто отец его, великий князь Ярослав, находясь в Татарии в одно время с посланником его, монахом Плано-Карпини, дал сему последнему обещание принять латинскую веру: и скончался уже причисленный к «истинной Церкви».

К этому известию, — без сомнения ложному, — ибо сам Плано-Карпини, описавший подробно путешествие своё, ничего не говорит об этом обстоятельстве.

— папа присоединял увещания Александру последовать благому примеру отца, и вместе с народом своим вступить в «единую истинную церковь», под сенью которой найдет безопасность и славу.

Дух св. Александра возмутился при такой клевете на его покойного отца.

Собрав мудрых людей и рассудив с ними, он написал папе исповедание Православной веры, а кардиналам сказал «Мы знаем истинную историю веры и Церкви от Адама до Иисуса Христа и от Иисуса Христа до седьмого Вселенского Собора; содержим то самое учение, которые возвестили во всем мире святые Апостолы; храним предания святых отцов седми Вселенских Соборов, а вашего учения не принимаем»…

Вскоре после отъезда кардиналов из Новгорода, на Руси поднялся спор между князьями за великое княжение. Батый присудил стол Владимирский Андрею. Андрей вскоре возбудил против себя неудовольствие татар. Громадные полчища их вторглись в пределы Владимирской земли. Андрей потерпел поражение и бежал в Новгород.

Св. Александр, как только получил сведения о готовившихся событиях, тотчас поспешил в Орду. Он надеялся своим приездом предотвратить ужасы нашествия, но, к сожалению, было уже поздно… Сын Батыя Сартак пожаловал Александра Владимирским великокняжеским престолом. Это назначение послужило к великому благу Русской земли…

Все чаяли добра от его княжения, думали отдохнуть его рукой от горьких бед и безвременья. И точно, св. Александр сел на великом княжении не на тихое, безмятежно житие. а на тяжкую службу, на повседневный труд. В Новгороде он переведывался с врагами родной земли в открытом бою; удаль, храбрость давали ему на врагов победу и одоление, а с победой и славе громкую. Во Владимире было не то.

Татары стоили немцев, шведов и Литвы; всех вместе; из открытого боя с татарами вышло бы новое разорение земли, неволя теснее прежнего. Александр Невский все это разумел хорошо.

Может у него не раз щемило сердце и подымалась кровь от насилия татарского, но холодный разум сдерживал горячее сердце, и великий князь, не жалея себя и своей славы воинской, угодливостью да дарами умилостивлял татар.

И не умалилась от этого его слава, а выросла…», пишет житие.

Как видим, интонации при схожести фактов другие. Хотя и эта, фактически, официальная публикация православной церкви рассказывает далее о неоднократных поездках Александра Невского в Орду, об участии князя совместно с татарами (так церковь по старинке называет монголов) в подавлении антимонгольских восстаний на Руси.

 По чингисхановским местам Монголии

1. Новый символ главной площади

Почему монголо-татары не стали трогать некоторые российские территории

На иллюстрациях из архива: Современный вид центральной площади Сухэ-Батора в монгольской столице с чингизидской галереей и памятником Сухэ-Батору; Малый фрагмент — памятник Чингисхану (крупнее) в упомянутой выше галерее.

На иллюстрациях из архива: Современный вид центральной площади Сухэ-Батора в монгольской столице с чингизидской галереей и памятником Сухэ-Батору;

Малый фрагмент — памятник Чингисхану (крупнее) в упомянутой выше галерее.

Площадь Сухэ-Батора названа еще в коммунистический период в честь монгольского революционного деятеля Дамдина Сухэ-Батора (годы жизни: 1893-1923), основавшего на штыках пришедшей из Советской России Красной Армии в 1921 г. советский режим, впоследствии легетимизировавшийся в качестве Монгольской Народной Республики (существовала в 1924-1991 гг.).

Но теперь, кроме названия площади, на ней от памяти этого революционера остался только его конный памятник (виднеется слева на верхнем снимке). В 2005 г. находящийся ранее на площади мавзолей Сухэ-Батора был снесен, а останки Сухэ-Батора были перезахоронены.

Вместо мавзолея тогда же была построена галерея с монументом Чингисхану (на верхнем и нижнем снимках), к которой теперь сзади примыкает т.н.

«Государственная резиденция» (нижний снимок), где принимают иностранных гостей и работают парламент – Великий государственный хурал и президент, а также премьер-министр Монголии (В советский период в здании Гос.

Резиденции, тогда известной как «Дом правительства», построенном в 1951 г., тоже размещалось правительство и парламент — тогда Великий народный хурал).

  1. Памятник, изображающий сидящего Чингисхана является центром галереи национальной истории, служащую фасадом для Дворца государственного церемониала и почета, входящего в парламентский комплекс на центральной площади Сухэ-Батора в монгольской столице Улан-Баторе.
  2. Монумент Чингису был построен на месте снесенного в 2004 году мавзолея основателя коммунистической Монголии Сухэ-Батора (тело Сухэ-Батора было перезахоронено на улан-баторском кладбище Алтан-Өлгий).

Почему монголо-татары не стали трогать некоторые российские территории

Архивный снимок центральной площади Улан-Батора — площади Сухэ-Батора коммунистических времен.

Снесенный ныне мавзолей Сухе-Батора (по центру снимка) заменила теперь галерея национальной истории с монументом Чингисхану, а здание правительства (на снимке на заднем плане) реконструировано до неузнаваемости (см. фотографию выше).

Несмотря на исчезновение мавзолея, память о Сухэ-Баторе также присутствует на площади не только в ее названии, но и в виде конного памятника в ее центре.

В свое время, согласно легенде, коммунистические власти Монголии начали застраивать эту площадь как центральную, т. к. во время одного из первых революционных парадов лошадь Сухэ-Батора помочилась прямо посередине этой площадки, что было воспринято как доброе предзнаменование для новой власти.

  • В 2006 году, к уже упомянутой в начале этой статьи дате, к 800-летию создания монгольского государства (в память о событии 1206 года, когда на Великом Курултае при председательстве Чингисхана состоялось объединение разрозненных монгольских племен в единое государство) в Монголии было сооружено несколько монументов памяти Чингисхана.
  • Все они стали теперь главными туристическими приманками современной Монголии.
  • Один из монументов был построен на главной площади монгольской столицы — площади Сухэ-Батора в период с 28 ноября 2005 года по июль 2006 года 370 строителями, работавшими круглосуточно и в три смены.

Этот монумент сидящего Чингисхана входит в т. н. официальную галерею национальной истории, служащую фасадом Дворца государственного церемониала и почета — части парламентского комплекса.

Читайте также:  28 дуэлей пушкина: почему поэт ни в кого не попал

К 2009 году этот памятник Чингиса уже стал своеобразным талисманом для всех монголов, стремящихся во время экскурсии по площади прикоснуться к статуе.

Также в галерею входят статуи и некоторых полководцев Чингисхана.

Источник: http://www.portalostranah.ru/view.php?id=81&page=2

Монгольское нашествие: как рабы превратились в «спасителей ислама»

Войско, с весны 1253 года неудержимым маршем прошествовавшее из Средней Азии на запад, шокировало уже одними своими масштабами: около 400 тысяч всадников, огромные стада и в довершение ко всему целые палаточные города.

К этому добавлялась тактика, наводившая ужас на противников.

Всех, кто отказывался повиноваться по первому требованию, немедленно и безжалостно убивали; целые города стирались с лица Земли, элиты целых регионов уничтожались, а ремесленников и другую рабочую силу депортировали на восток.

Вот какими были способы и средства, с помощью которых монголам в течение жизни всего двух поколений удалось захватить крупнейшую империю в истории человечества. При этом Чингисхан и его потомки зверствовали вовсе не просто так, а имели вполне рациональные мотивы.

«Изначально монголы находились на завоеванных территориях в численном меньшинстве, и уничтожение местного населения было всего лишь методом „корректировки» демографического дисбаланса», — написала известный эксперт по Средней Азии Каренина Колльмар-Пауленц (Karénina Kollmar-Paulenz) из Бернского университета.

Что ж, по прошествии многих лет можно и геноцид объяснить рациональными причинами.

В феврале 1258 года монголы захватили Багдад и уничтожили древний халифат Аббасидов, а в 1259 году началось завоевание Сирии. Конечной целью монголов был богатый Египет, где на тот момент у власти были мамлюки. Находясь в значительном меньшинстве, они тем не менее вступили в войну.

В битве под Айн-Джалутом мамлюки победили, и эта победа оказалась чрезвычайно важной для всей дальнейшей мировой истории. Они остановили продвижение монголов и отбросили их назад на восток. После этого монголам не удалось ни одно наступление в западном направлении.

На вопрос о причинах, по которым великий западный поход монгольского принца Хулагу потерпел крах, ответить непросто. Историки упоминают в этой связи и военные, и политические, и структурные проблемы.

Хулагу, брат нового великого хана Мунге, не торопился со своим походом. У него были на то свои причины: его логистические возможности были ограниченными, потому что организация его войска была весьма сложна.

Монгольские армии делились на туме — так назывались войсковые подразделения численностью 10 тысяч бойцов под командованием хана, которые могли действовать как сообща, так и по отдельности.

Каждый туме состоял из всадников и их семей со всем скарбом, а именно с 60-70 тысячами пони и 500 тысячами голов скота, в первую очередь, овец. Одним лишь пони требовалось около одного квадратного километра в день, пишет историк Райнхард Шульце (Reinhard Schulze).

«Эта организация основывалась на комбинации ограниченного пространства для пастбищ, ограниченных запасов воды, опасных соседей и борьбы за эти ресурсы».

Но насколько монголы превосходили по численности любого противника, настолько же они были уязвимы — с точки зрения обеспечения такого большого количества людей — и сильно зависели от наличия пастбищ и источников воды.

Завоевание Сирии далось им относительно легко, потому что эта страна к тому времени распалась на мелкие конкурирующие друг с другом государства айюбидских князей, потомков Саладина, завоевавшего в 1187 году Иерусалим и изгнавшего оттуда крестоносцев.

Раньше Айюбиды властвовали в Египте — до тех пор, пока не проиграли борьбу мамлюкам.

Почему монголо-татары не стали трогать некоторые российские территорииABC.es06.11.2016The Independent11.03.2014Ragionpolitica.it18.11.2009После завоевания Алеппо в 1260 году казалось, что монгольскому господству в Сирии ничто не угрожало. Однако то, что Хулагу с большей частью своего войска пришлось отойти назад, имело в первую очередь политические причины: во время осады одной из китайских крепостей его брат Мунге погиб; становиться его наследником Хулагу, судя по всему, не хотел, но стремился избежать конфликтов с враждебными ему двоюродными братьями из Золотой Орды, властвовавшими в низовьях Волги.

В Сирии остался принц Китбука со своим туме и несколькими тысячами всадников своих сирийских союзников. На требование повиноваться мамлюки ответили тем, что казнили монгольского посланника, собрали войско и отправились на север.

Мамлюки были азиатскими военными рабами

Изначально мамлюки происходили из Средней Азии. В IX веке халифы принялись скупать на границах степей в огромных количествах молодых турецких рабов, которых они обращали в ислам и делали солдатами.

Эти военные рабы должны были стать надежной гвардией и «противовесом» для ненадежных племен, составлявших большую часть мусульманских армий. Впрочем, мамлюкские султаны вскоре начали собственную игру и фактически взяли власть в свои руки.

Это произошло в поздние времена империи Аббасидов и вскоре стало нормой в Египте: у властвовавших там мамлюков осталась традиция рекрутировать в свою армию молодых людей из Азии.

Войско мамлюков также состояло преимущественно из всадников, но было намного более профессионально подготовлено. Оружие они получали из арсеналов. Лошадей у них было меньше, чем у монголов, но зато их животные были крупнее и выносливее.

Лучше была и их тактическая дисциплина, а солдаты имели в распоряжении оружие, жизненно необходимое в борьбе с крестоносцами.

Таким образом, мамлюки превосходили монголов в ближнем бою, в то время как те полагались, в первую очередь, на луки и подвижность и маневренность своих лошадей.

Поскольку мамлюки продвинулись по побережью почти до самого Аккона, 2 сентября 1260 года их войска сошлись в битве при Айн-Джалуте. Монголы пришли туда с юга, а мамлюки с севера.

Это место было известно под названием «Источник Голиафа». По легенде, именно там Давид победил Голиафа с помощью пращи. Что касается численности обоих войск, то в этот раз разница была не столь существенна.

Оба войска состояли примерно из 12 тысяч воинов.

Монголы атаковали мамлюков, прибегнув к своей обычной тактике: линия всадников понеслась галопом на противника, они выпустили свои стрелы и вновь присоединились к основным силам. Тем самым им удалось нанести серьезный урон левому флангу мамлюков.

Однако на правом фланге очень честолюбивый командир по имени Бейбарс сумел вместе со своим войском пробиться сквозь силы союзников монголов. Когда те обратились в бегство, Бейбарс напал на центральные силы Китбукаса, который к тому моменту уже погиб в бою.

Потеряв своего полководца и к тому же не имея возможности маневрировать на неровной поверхности, оставшиеся в живых монгольские воины отступили и больше не смогли перейти в контрнаступление.

Прочие попытки монголов к наступлению также провалились

Хотя Хулагу, находившийся в западной части Ирана, отправил в Сирию подкрепление, эти войска оказались уничтожены мамлюками. Байбарс к тому моменту успел стать их главнокомандующим и умело оборонялся по линии Евфрата.

Монгольские ханы предприняли еще несколько попыток отвоевать утраченные территории и пробиться обратно в Сирию, но поскольку все эти попытки остались тщетными, стало понятно, что в битве у «Источника Голиафа» действительно решился дальнейший ход мировой истории.

Причем в самых разных смыслах. Презренным степным «туркам» удалось то, чего не смогли добиться многочисленные мусульманские князья: они победили монголов и заставили тех обратиться в бегство.

Теперь оказалось, что мамлюки стали «спасителями ислама», и тем самым им удалось легализовать узурпированную власть.

Одновременно они приучили подданных к своему простому (суннитскому) исламу, к которому арабы до тех пор относились с подозрением.

В статусе «защитников ислама» мамлюки вскоре стали применять собственные средства власти против других «неверных». Из Египта и Сирии они окружили последние остававшиеся там владения крестоносцев, в 1291 году завоевали Аккон и окончательно изгнали оттуда христиан.

Однако победить монголов мамлюкам удалось не только благодаря своей мощи.

Каренина Колльмар-Пауленц приводит цитату из письма Хулагу французскому королю Людовику IX, в котором монгол писал, что сирийские пастбища «истощены», в связи с чем дальнейшее снабжение войск было невозможно.

Таким образом, не в последнюю очередь причиной поражения монголов стали неблагоприятные экологические условия в Сирии и Палестине. Их огромным стадам оказалось попросту негде разгуляться в небольшом по территории Леванте.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник: https://inosmi.ru/social/20170210/238705700.html

Почему монголо-татары не стали трогать некоторые российские территории

Чингисхан и его потомки, завоёвывая новые земли, не щадили непокорные народы и несли им разрушение, обогащаясь и увеличивая свою мощь. Самыми западными территориями, надолго попавшими под контроль кочевников, стали Русские земли, часть из которых практически не пострадала от восточных орд.

К моменту смерти великого хана в 1227 году Русь была ещё независима от татаро-монголов, хотя уже почувствовала их силу в битве на Калке (1223 г.

), когда объединённые войска русских князей и половцев были полностью разгромлены.

Западные края империи Чингисхана (улус Джучи) после раздела земель между его родственниками достались внуку по линии старшего сына — Батыю, который подчинил Русь в результате двух походов.

До 1260-х годов русские княжества находились в вассальной зависимости от Монгольской империи, ведя тем не менее достаточно самостоятельную политику. Затем государство Чингисхана стало распадаться на отдельные улусы, самый западный из которых вошёл в историю под названием Золотая Орда.

Начало нашествия

Первой территорией Руси, на которую напали кочевники, стала Рязань, куда монголо-татары пришли в декабре 1237 года. Они захватили столицу княжества за шесть дней, буквально стерев её с лица земли: на месте древнего поселения в наши дни остались лишь валы. Одноимённый город вырос более чем в 50 километрах от старого.

Далее монголо-татары, уничтожая попадавшиеся на пути населённые пункты, двинулись вдоль Оки на Коломну и Москву, которые тоже были довольно быстро захвачены. Следующей целью кочевников стал Владимир, являвшийся в то время столицей сильнейшего княжества Руси. Несмотря на это, город пал всего за четыре дня в феврале 1238 года.

Затем Батый выбрал в качестве мишени Новгород, стоявший на пересечении торговых путей между Западом и Востоком. Однако осуществить планы по захвату богатого города не удалось: началась весенняя распутица, которая помешала продвижению по руслам замёрзших рек. Монголо-татары повернули в сторону степей юго-востока, и Новгород избежал разорения.

Второй поход Батыя

Зимой 1239 года после непродолжительного отдыха восточные орды вновь устремились на Русь. На сей раз их интересовали южные княжества. Как и во время предыдущего похода, разрушению подвергались все города на пути следования кочевников. Вскоре после начала кампании монголо-татары заняли Чернигов, а затем в 1240 году за два месяца был покорен Киев.

Дальнейший маршрут восточных орд пролегал на запад: в сторону Польши, Чехии, Венгрии и Балкан. Однако в этих краях конница кочевников, истощенная непрерывными сражениями, не добилась больших успехов. В 1242 году Батый повернул войска обратно на Нижнюю Волгу, ставшую центром его улуса.

Русь в результате походов монголо-татар попала в вассальную зависимость от ханов, которых наравне с правителями Западной и Восточной Римской империи (Византии) стали называть царями, чего не удостаивались больше никакие другие государи. Их господство не оспаривалось вплоть до второй половины XIV века.

Избежавшие опустошения территории

В таких условиях монголо-татарам вовсе не обязательно было разорять все русские земли, поскольку они осуществляли контроль с помощью баскаков (наместников хана), а затем путём выдачи ярлыков на великое княжение. Получивший такую грамоту князь становился правителем всех русских земель благодаря поддержке кочевников, которым он впоследствии должен был помогать.

Так, в 1257 году Александр Невский прибыл с монголо-татарами в Новгород, заставив горожан подчиниться им и выплачивать дань. По мнению известного советского историка Бориса Грекова, именно с этого момента кочевники установили власть над Русской землёй. Помимо Новгорода разграбления избежали Псков, Смоленск, Витебск и Полоцк вместе с прилегающими к ним территориями.

Во многом это было связано с тем, что попасть в данные земли восточной коннице было трудно из-за лесов и болот. Кроме того, кочевники были нацелены на сбор дани, а разорение находившихся вдали от главного маршрута территорий не было самоцелью.

Опустошению также не подверглась основная масса русских сельских поселений, поскольку крестьянское добро не особо интересовало монголо-татар. Куда выгоднее было грабить богатые города и ремесленные центры.

Читайте также:  Что будет, если не выполнить обещание данное господу

Западные русские земли

Избежавшие разорения территории на западе Руси со временем стали попадать в сферу влияния Литвы. В советской историографии по этому поводу часто цитировали Фридриха Энегльса, отмечавшего, что «Белоруссия и Малороссия нашли себе защиту от азиатского нашествия, присоединившись к так называемому Литовскому княжеству».

Тем не менее масштабное вхождение земель в состав русского государства относится ближе к середине XIV века, когда восточные русские земли стали объединяться под началом Москвы, а верховенство Золотой Орды постепенно сходило на нет из-за внутренних междоусобиц.

Источник: https://weekend.rambler.ru/other/42080443-pochemu-mongolo-tatary-ne-stali-trogat-nekotorye-rossiyskie-territorii/

Почему монголо-татары не стали трогать некоторые российские территории

Чингисхан и его потомки, завоёвывая новые земли, не щадили непокорные народы и несли им разрушение, обогащаясь и увеличивая свою мощь . Самыми западными территориями, надолго попавшими под контроль кочевников, стали Русские земли, часть из которых практически не пострадала от восточных орд.

К моменту смерти великого хана в 1227 году Русь была ещё независима от татаро-монголов, хотя уже почувствовала их силу в битве на Калке (1223 г.

), когда объединённые войска русских князей и половцев были полностью разгромлены.

Западные края империи Чингисхана (улус Джучи) после раздела земель между его родственниками достались внуку по линии старшего сына — Батыю, который подчинил Русь в результате двух походов.

До 1260-х годов русские княжества находились в вассальной зависимости от Монгольской империи, ведя тем не менее достаточно самостоятельную политику. Затем государство Чингисхана стало распадаться на отдельные улусы, самый западный из которых вошёл в историю под названием Золотая Орда.

Начало нашествия

Первой территорией Руси, на которую напали кочевники, стала Рязань, куда монголо-татары пришли в декабре 1237 года. Они захватили столицу княжества за шесть дней, буквально стерев её с лица земли: на месте древнего поселения в наши дни остались лишь валы. Одноимённый город вырос более чем в 50 километрах от старого.

Далее монголо-татары, уничтожая попадавшиеся на пути населённые пункты, двинулись вдоль Оки на Коломну и Москву, которые тоже были довольно быстро захвачены. Следующей целью кочевников стал Владимир, являвшийся в то время столицей сильнейшего княжества Руси. Несмотря на это, город пал всего за четыре дня в феврале 1238 года.

Затем Батый выбрал в качестве мишени Новгород, стоявший на пересечении торговых путей между Западом и Востоком. Однако осуществить планы по захвату богатого города не удалось: началась весенняя распутица, которая помешала продвижению по руслам замёрзших рек. Монголо-татары повернули в сторону степей юго-востока, и Новгород избежал разорения.

Второй поход Батыя

Зимой 1239 года после непродолжительного отдыха восточные орды вновь устремились на Русь. На сей раз их интересовали южные княжества. Как и во время предыдущего похода, разрушению подвергались все города на пути следования кочевников. Вскоре после начала кампании монголо-татары заняли Чернигов, а затем в 1240 году за два месяца был покорен Киев.

Дальнейший маршрут восточных орд пролегал на запад: в сторону Польши, Чехии, Венгрии и Балкан. Однако в этих краях конница кочевников, истощенная непрерывными сражениями, не добилась больших успехов. В 1242 году Батый повернул войска обратно на Нижнюю Волгу, ставшую центром его улуса.

Русь в результате походов монголо-татар попала в вассальную зависимость от ханов, которых наравне с правителями Западной и Восточной Римской империи (Византии) стали называть царями, чего не удостаивались больше никакие другие государи. Их господство не оспаривалось вплоть до второй половины XIV века.

Избежавшие опустошения территории

В таких условиях монголо-татарам вовсе не обязательно было разорять все русские земли, поскольку они осуществляли контроль с помощью баскаков (наместников хана), а затем путём выдачи ярлыков на великое княжение. Получивший такую грамоту князь становился правителем всех русских земель благодаря поддержке кочевников, которым он впоследствии должен был помогать.

Так, в 1257 году Александр Невский прибыл с монголо-татарами в Новгород, заставив горожан подчиниться им и выплачивать дань. По мнению известного советского историка Бориса Грекова, именно с этого момента кочевники установили власть над Русской землёй. Помимо Новгорода разграбления избежали Псков, Смоленск, Витебск и Полоцк вместе с прилегающими к ним территориями.

Во многом это было связано с тем, что попасть в данные земли восточной коннице было трудно из-за лесов и болот. Кроме того, кочевники были нацелены на сбор дани, а разорение находившихся вдали от главного маршрута территорий не было самоцелью.

Опустошению также не подверглась основная масса русских сельских поселений, поскольку крестьянское добро не особо интересовало монголо-татар. Куда выгоднее было грабить богатые города и ремесленные центры.

Западные русские земли

Избежавшие разорения территории на западе Руси со временем стали попадать в сферу влияния Литвы. В советской историографии по этому поводу часто цитировали Фридриха Энегльса, отмечавшего, что «Белоруссия и Малороссия нашли себе защиту от азиатского нашествия, присоединившись к так называемому Литовскому княжеству».

Тем не менее масштабное вхождение земель в состав русского государства относится ближе к середине XIV века, когда восточные русские земли стали объединяться под началом Москвы, а верховенство Золотой Орды постепенно сходило на нет из-за внутренних междоусобиц.

Источник: https://cyrillitsa.ru/history/87467-pochemu-mongolo-tatary-ne-stali-trogat.html

Откуда пошла байка про то, что монголы как-то повлияли на генофонд русских, если практически все захваченные поселения вырезались?

Я не понимаю, почему заминусован ответ Татьяны Орловой. В целом-то верно.

Тут надо понимать, что во всех этих завоеваниях растворялись гены прежде всего завоевателей. Если вы монгол, и угнали с собой русую сероглазую девушку, то ребёнок от вас будет считаться монголом по отцовству. От тех детей, что были зачаты при изнасилованиях всегда и везде было принято избавляться.

Особенно, если предполагаемые отцы были чужой веры. Даже если девушка и хотела сохранить такого ребёнка, то у неё скорее всего имелись родственники мужского пола, которые действовали в рамках своей точки зрения. Прибавим к этому, что от единичного полового акта дети в принципе не всегда появляются.

 

Та же история и про греков, и про балканских славян. Самые классические тюрки живут на Алтае. Они обладают характерной монголоидной внешностью, с раскосыми глазами.

Но турки, которые завоевали всё что можно и нельзя, почему-то почти чистые европеоиды. В то время, как генетические исследования показывают, что современные греки почти не отличаются от древних.

Фишка в том, что турки брали себе в жёны гречанок, армянок, славянок и т.д. А турчанок в жёны окрестные народы не брали.

Татарские гены в некотором количестве у русских имеются. Но они проникли уже когда пошла, так сказать, наша Реконкиста. Когда начали завоёвываться ханства. 

Во первых: никаких подтвержденных следов монгольских галогрупп в  генах жителей европейской России тупо нет. Равно как нет таких следов русских  и среди нынешних монгол.

Историки объясняют это всяко разным бредом от озвученного  » всех же вырезали» до » монголы были войны дисциплиннированнные  и никого трахали на захваченных территориях.»

 Во вторых «всех вырезали » звучит бредово даже по меркам традиционной  истории. За исключением редких случаем типа Козельска. Просто ставили свою администрацию и собирали налоги. Массового геноцида  со стороны монгол(как например в 19 веке в Ирландии ) просто не было .

Откуда пошла байка — не понятно. Кто-то когда-то сболтнул и завертелось.

Интереснее, откуда пошла байка, что монголы вырезали всех подряд на своем пути, которая также не соответствует действительности.

Дело в том, что средневековые летописцы чаще всего под народом или всеми понимали законнорожденных, взрослых свободных мужчин. Женщины, дети, рабы и всякие маргиналы в учет не попадали.

Потому более правильно говорить, что монголы вырезали гарнизоны захваченных городов, пока женщины и дети шкерились где-то по болотам.

Кроме того, монголы чисто технически не могли уничтожить прямо всех-всех. Во-первых, городское население на Руси в 13 веке еле-еле переваливало за статистическую погрешность. Во-вторых, монголы шли в свои походы не упражняться в геноциде, а грабить, покорять и порабощать. Потому вряд ли они тратили бы грандиозные ресурсы на то, чтобы искать по лесам и болотам хутора из трех домов.

Также не стоит думать, что монголы, взяв очередной Козельск, шли насиловать всех более-менее товарного вида самок. Конечно же, нет.

После штурма и грабежа они гораздо больше хотели спать и есть, женщин же, если таковых удавалось захватить, скорее безвозвратно угоняли в рабство, чем насиловали и оставляли на месте.

Все таки, работорговля была важным элементом тогдашней экономической системы, потому негоже было бросать потенциальный мешок денег на пеплище.

Еще один немаловажный момент! Так называемые монголо-татары были большими любителями мультикультурализма в его тогдашнем изводе — огромным конгломератом самых разных племен, в который входили тюрки, финно-угры, алтайцы и так далее.

Были там, в том числе, и черные клобуки — кочевники славянского происхождения или, как минимум, сильно славянизированные.

Причем, никто особо учета не вел, сколько там кого было, потому даже точно установить каким именно должен быть вклад Орды в генетику восточных славян невозможно, не говоря уже о его степени.

В самом вопросе собрана целая куча баек.И про генофонд, и про «вырезались» и, главное, про монголов и иго.Все эти байки имеют одни и те же цели и, уж понятно, не дружеские.Вообще понятие «ига» появилось только в 19 веке.

Его смысл был в ориентации внешней политики России.

Примерно так же сейчас, основной вопрос для России — кто главный враг —  Запад или Китай?Очень сложно сказать, как было на самом деле, но очевидно, что влияние «татаро-монгольского ига» на Русь очень сильно преувеличено.

Читать ещё 18 ответов

Источник: https://thequestion.ru/questions/446861/otkuda-poshla-baika-pro-to-chto-mongoly-kak-to-povliyali-na-genofond-russkikh-esli-prakticheski-vse-zakhvachennye-poseleniya-vyrezalis

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector