Почему на руси ели так много лука

О Пресвятой Богородице, матери Иисуса Христа, так или иначе слышали все. В русской православной традиции Святая Дева всегда особо почиталась верующими людьми.

К ее заступничеству зачастую в истории прибегали и люди неверующие, и чудесным образом получали просимое.

Но почему в Христианстве так много икон, изображающих Богородицу? Разве нельзя молиться перед одним образом, без разных названий, вроде «Владимирская», «Казанская», «Троеручица»…?

Кто такая Пресвятая Богородица?

После грехопадения первых людей, Адама и Евы, человечество жило в ожидании Мессии, Спасителя. Он должен был искупить людскую цивилизацию от рабства греха. Согласно пророчествам, будущий Искупитель мог появиться от чистой и непорочной, способной на подвиг любви и самоотречения девушки.

Понадобились тысячелетия, прежде чем достойная рождения Богочеловека Иисуса Христа появилась на свет. Родителями избранницы величайшей миссии стали праведные Иоаким и Анна, жители ветхозаветного Израиля.

В три года Марию отдали на воспитание в храм. Ей являлся Архангел Гавриил, сообщая о предстоящей девушке великой миссии.

Чудесным образом, в результате непорочного зачатия, Мария родила Иисуса Христа и стала Богородицей.

Вместе со своим супругом, праведным Иосифом, она воспитывала и оберегала Сына, пока Он не возмужал, и даже присутствовала при крестной смерти Господа. Как Иисус Христос, Богородица воскресла и вознеслась на Небо.

Что такое икона?

Почему на Руси ели так много лука

В Православной Церкви иконой называется священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории. Икона является одним из средств познания Бога, помогает сосредоточить внимание на молитве во время богослужения, общего или домашнего. Иконами считаются изображения, выполненные на твердой поверхности, как правило, липовой доске, покрытой левкасом, на которых запечатлены также надписи и знаки.

Догмат об иконопочитании был закреплен на VII Вселенском соборе Православной Церкви в 787 году.

Согласно решению 367 епископов, изображение образов Бога и святых необходимы человеку для воспоминания о первообразе – самом изображенном на иконе святом или событии. «Честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней» – гласит постановление святых отцов.

Когда началось почитание Пресвятой Богородицы?

Согласно преданию, первую икону Пресвятой Богородицы написал евангелист Лука. Можно сказать, что почитание Богородицы началось сразу же после Ее телесной смерти, об этом свидетельствует торжественное погребение Девы Марии апостолами.

Во время гонений христиане Римской империи вынуждены были совершать богослужения в катакомбах, до наших дней сохранились изображения и фрески Богородицы. К примеру, с сюжетом «Поклонение волхвов».

Когда гонения на христиан в Риме закончились, он стал православной империей и византийский культ впоследствии пришел на Русь. Первым храмом официально крещеного государства стала знаменитая Десятинная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы в Киеве.

В числе двунадесятых (самых значимых) церковных праздников 4 богородичных:

  • Рождество Пресвятой Богородицы, 21 сентября (8 сентября по ст. стилю);
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы— 4 декабря (21 ноября по ст. стилю);
  • Благовещение Пресвятой Богородицы— 7 апреля (25 марта по ст. стилю);
  • Успение Пресвятой Богородицы—  28 августа (15 августа по ст. стилю).

В разных нуждах люди молились перед святым образом Богородицы и всегда получали просимое.

Почему на Руси ели так много лука

Какие бывают иконы Богородицы?

Почему на Руси ели так много лука

Церковные историки Никифор Каллист и монах Епифаний сохранили для нас сведения о традиционном написании образа Богородицы. На Деве Марии непременно пурпурный мафорий (покрывало замужней женщины, закрывающее голову и плечи), и туника (длинное платье) синего цвета. Мафорий украшают три звезды на голове и плечах.

Самым распространенным типом изображений Богородицы является Оранта.  На изображении Богородица стоит в полный рост с распростертыми в сторону руками, с развернутыми ладонями наружу. Этот жест символизирует заступническую молитву.

К таким иконам относится, например, известная в России икона Пречистой Девы «Неупиваемая Чаша», перед которой молятся в избавлении от пьянства. О том, в каких случаях и перед какой иконой в своих нуждах молятся верующие, мы подробном поговорим ниже.

Почему на Руси ели так много лукаВладимирская икона Божией Матери

Иконографический тип Елеуса (Умиление) наиболее был популярен в сюжетах древнерусской иконописи. Здесь Богородица представлена с младенцем Иисусом на руках и прижимающимся к Ее щеке. Самые известные русские иконы, такие как «Владимирская» или «Почаевская»  — наиболее яркие примеры данного типа.

Среди икон Одигитрии характерной особенностью является Пречистая Дева с младенцем Христом правая рука которого зажата в благословляющем двуперстном жесте, а в левой держится свиток или книга. Например, «Казанская» икона Богородицы относится к данному типу.

Почему на Руси ели так много лукаКазанская икона Божией Матери

Панахранта или «Всемилостивая» серия богородичных икон представляет собой Божью Матерь, сидящую на троне, что символизирует Ее царственное величие. Одной из самых известных икон этого типа считается «Всецарица».

Почему на Руси ели так много лукаикона Богородицы “Всецарица”

А вот на изображениях Агиосоритисса Богородица изображается в повороте в три четверти рук с молитвенным сложением рук. К типу этой иконы можно отнести «Боголюбскую» Богородицу (по имени князя Андрея Боголюбского). Получив широкое распространение в Византии, Агиосоритисса была популярна и в древнерусском церковном искусстве.

Почему на Руси ели так много лукаБоголюбская икона Божией Матери

Перед какими иконами и в каких случаях молиться?

Почему на Руси ели так много лука

Каждая икона Богородицы посвящена событию Ее земной жизни или событию Ее явления людям в тот или иной непростой момент их истории. И, конечно, молясь перед каким-либо образом Пречистой Матери, верующий человек обращается именно к Ней, а не к какой-то из сущностей Богородицы.

Образ, запечатленный на иконе, тождественный просьбе человека, помогает сосредоточить молитвенное внимание, проникнуться событиями далеких дней и вспомнить, что когда-то Святая Мария помогла людям в похожей ситуации.

В церковном календаре Русской Православной Церкви упоминается более 260 чтимых и чудотворных образов Божьей Матери. Всего наша христианская традиция знает почти 900 изображений Богородицы.

Для многих икон установлены отдельные праздники с торжественными богослужениями и специально написанными в воспоминание молитвами.

О сохранение семьи, благополучных родах и защитниках Отечества

Почему на Руси ели так много лукаВладимирская икона Божией Матери

Самой древней русской иконой, сохранившихся до наших дней, является «Владимирская». Согласно преданию, этот образ был написан евангелистом Лукой на доске стола, за которым совершали трапезу Иисус Христос, Пресвятая Мария и Иосиф Обручник.

На Русь список иконы был передан в XII веке из Византии, а в 1395 году для защиты Москвы от войск Тамерлана святой образ был перевезен в столицу из Владимира. Силы неприятеля отступили, а икона с тех пор стала именоваться «Владимирской». Впоследствии Богородица не раз спасала москвичей от нападения татаро-монгольских войск.

Перед иконой Божьей Матери «Владимирская» молятся с просьбами о помощи в принятии решения, примирения людей, беременности, сохранении семьи, благополучии детей, вразумлении врагов и о защитниках Родины. Образ Богородицы вспоминается Церковью в специально установленные дни: 3 июня, 6 июля, 8 сентября.

Об избавлении от пьянства и наркомании

Почему на Руси ели так много лукаИкона Богородицы “Неупиваемая Чаша”

По преданию в 1878 году отставной солдат, крестьянин Тульской губернии, страдавший недугом пьянства и потерей из-за это способности ходить, увидел сон. Ему явился старец-схимник  и направил несчастного в Серпуховский монастырь.

Старец во сне настаивал на службе молебна перед иконой «Неупиваемая чаша», но в монастыре, как оказалось, о подобном образе никто не знал. В результате поисков в ризнице храме была обнаружена икона Богородицы, с обратной стороны которой была нанесена надпись «Неупиваемая чаша».

С тех пор перед иконой и ее списками молятся об исцелении себя или своих близких от недуга пьянства и других греховных зависимостей. Кроме того, перед этим образом верующие просят помощи в благополучии детей, вразумлении потерявших нравственный облик родственников и продаже/покупке недвижимости. День памяти иконы – 5 мая.

Об осужденных, прощении греха аборта и больных раком

Икона «Всех скорбящих радость»

Икона «Всех скорбящих радость» появляется в русской иконографии в XVII веке.

По преданию тяжело больной сестре московского патриарха Иоакима Евфимии было видение.

Лежащей на постели гостил посоветовал позвать священника с образом из храма Преображения Господня на Ордынке для совершения молебна. Евфимия получила исцеление. С тех пор икона почитается чудотворной.

На иконе, помимо Богородицы, изображаются люди, страдающие болезнями и жизненными тяготами. Перед образом «Всех скорбящих радость» люди просят разрешения внутренних душевных переживаний, например, прощение за совершение аборта или о примирении с близкими.

Перед иконой также молятся о помощи в принятии правильного решения, сохранении семьи, об освобождении осужденных и исцелении больных онкологическими заболеваниями и другими болезнями,  а также в избавлении от пагубных привычек и зависимостей и устроении дел. Память иконы – 24 октября.

Зачать ребенка, избавиться от блуда и вернуть супруга

“Иверская” икона Божией Матери

В IX веке монахи грузинского Иверского монастыря на Афоне обрели на берегу моря икону Пресвятой Богородицы, которая поддерживалась огненным столбом.

Преподобный Гавриил Святогорец, увидев во сне Святую Марию, получил от нее указание взять икону. Монах поставил образ в соборе монастыря, но необъяснимым образом на утро его нашли над вратами в обители. Так повторялось несколько раз.

Икону оставили над вратами, а назвали в честь монастыря – «Иверской».

В церковном календаре икону вспоминают во вторник Светлой пасхальной седмицы, 25 февраля, 6 мая и 26 октября. У образа люди молятся об избавлении от блудной страсти, возвращении ушедшего супруга, о помощи в зачатии ребенка.

Успешно сдать экзамены и решить проблему

Икона Божией Матери “Прибавление ума”

У иконы «Прибавление ума» уже много лет верующие в России традиционно молятся перед началом учебного года и в его конце, как правило, перед сдачей экзаменов, в том числе вступительных испытаний.

По преданию образ был написан мастером времен XVII века, пытавшимся разобраться в смысле никоновской реформе. Ему явилась Богородица и заповедала написать Ее образ в таком виде, в котором Она предстала перед иконописцем. Так появилась икона «Прибавление ума».

К этому образу верующие обращаются с просьбой даровать высшую мудрость, а также получить помощь в учении, сдаче экзаменов. Родственники страдающих слабоумием и психическими расстройствами людей. В разрешении вопросов и проблем, требующих неординарного решения, люди также прибегают к молитвам перед иконой «Прибавление ума». День памяти образа  – 28 августа.

О помощи в женитьбе и замужестве

Пожалуй, одной из самых известных икон и праздников в России считается «Покров» Пресвятой Богородицы.

Во времена правления Льва Мудрого в Константинополе во Влахернской Церкви на всенощном бдении людям явилась Пресвятая Богородица с омофором (покровом) в руках и множество святых, сопровождавших Ее. Город как раз находился в осаде и после явления войска неприятеля отступили.

На Руси праздник Покрова традиционно широко отмечался, так как символизировал осень, время, когда крестьяне завершали полевые работы. На Покров игралось много свадеб.

Верующие издавна прибегают к образу Покрова Пресвятой Богородицы в просьбах об устроении личной жизни, решении финансовых и бытовых проблем, защите от сплетен и ссор, о благополучном путешествии, решении судебных споров и даже в похудении. Память иконы отмечается 14 октября.

Икона Покров Пресвятой Богородицы

В нашей статье представлены лишь несколько икон среди двух с половиной сотен, почитаемых Русской Церковью. Такое количество сюжетов говорит о любви православного народа к Богородице с одной стороны и Ее безотказности в помощи людям – с другой.

Главное – приступать к Матери Божьей с чистым сердцем, искренним желанием получить поддержку и заступление, устремить свое сердце к Святой Деве и иметь намерение жить по-христиански.

Источник: https://media.elitsy.ru/otvety/pochemu-tak-mnogo-ikon-bogorodicy/

Что ели наши предки на Руси — "Легенда о Сове"

Читать далее Почему на Руси ели так много лука

Читайте также:  Как отличился белый генерал деникин на первой мировой

Русская кухня характеризуется следующими чертами: чрезвычайным постоянством состава блюд и их вкусовой гаммы, строгими канонами приготовления. Истоки русской кулинарии начинаются с создания зерновых каш, в первую очередь овсяной, ржаной и национального русского квасного (то есть кислого) хлеба из ржаной муки.

Уже в середине IX века появился тот чёрный, ржаной, ноздреватый и духовитый хлеб на квасной закваске, без которого вообще немыслимо русское меню.
Вслед за ним были созданы и другие виды национальных хлебенных и мучных изделий: дежни, караваи, сочни, блины, пироги, оладьи, баранки, сайки, пышки. Последние три категории почти на столетие позже, после появления пшеничной муки

Приверженность к квасному, кислому отразилась и в создании собственно квасов, ассортимент которых достигал двух-трёх десятков видов, сильно отличавшихся друг от друга вкусом, а также в изобретении исконных русских киселей овсяного, ржаного, пшеничного, появившихся почти на 900 лет ранее современных ягодно крахмальных киселей.

Почему на Руси ели так много лука
В самом начале древнерусского периода сложилиcь и все основные напитки, помимо квасов: всевозможные перевары (сбитни), представлявшие собой комбинацию отваров различных лесных трав с мёдом и пряностями, а также меды и медки, то есть натуральный мёд, сброженный с ягодным соком или просто разведенный соками и водой до различной консистенции.

Каши хотя и были по принципам своего изготовления пресными, но иногда подкислялись кислым молоком.

Они также отличались разнообразием, подразделяясь по видам зерна (полба, рожь, овёс, ячмень, гречиха, просо, пшеница), по видам дробления зерна или его обкатки (например, ячмень давал три крупы: ячневую, голландку, перловку; гречиха четыре: ядрицу, велигорку, смоленскую, продел; пшеница тоже три: целик, коркот, манную и т. д.), и, наконец, по виду консистенции, ибо каши делились на рассыпчатые, размазни и кашицы (совсем жиденькие).

Почему на Руси ели так много лука
Всё это давало возможность варьировать из 6-7 видов зерна и трёх видов бобовых (горох, бобы, чечевица) несколько десятков различных каш. Кроме того, из муки этих культур делали разнообразные мучные изделия. Вся эта хлебенная, преимущественно мучная пища разнообразилась в основном рыбой, грибами, лесными ягодами, овощами и реже молоком и мясом.

Уже в раннее средневековье возникло чёткое, а точнее, резкое разделение русского стола на постный (растительно рыбно грибной) и скоромный (молочно мясо яичный). При этом постный стол включал в себя далеко не все растительные продукты.

Так, из него были исключены свекла, морковь и сахар, также причислявшиеся к скоромной пище. Проведение резкой грани между скоромным и постным столом, отгораживание друг от друга непроходимой стеной продуктов различного происхождения и строгое недопущение их смешения, естественно, привело к созданию оригинальных блюд, например, различных видов ухи, блинов, кундюмов (грибных пельменей).

Тот факт, что большинство дней в году от 192 до 216 в разные годы были постными, вызывало вполне естественное стремление к разнообразию постного стола. Отсюда обилие в русской национальной кухне грибных и рыбных блюд, склонность к использованию различного растительного сырья от зерна (каш) до лесных ягод и трав (сныти, крапивы, щавеля, лебеды, дудника и др.).

Почему на Руси ели так много лука
На первых порах попытки разнообразить постный стол выражались в том, что каждый вид овощей, грибов или рыбы готовились отдельно. Так, капуста, репа, редька, горох, огурцы (овощи, известные с X века) приготавливались и елись сырыми, солёными (квашеными), пареными, варёными или печёными отдельно одно от другого.

Салаты и особенно винегреты не были в ту пору свойственны русской кухне и появились в России лишь в середине XIX века. Но и они первоначально делались преимущественно с одним овощем, отчего и носили названия салат огуречный, салат свекольный, салат картофельный и т. п.

Ещё большей дифференциации подвергались грибные блюда. Каждый вид грибов грузди, рыжики, опята, белые, сморчки и печерицы (шампиньоны) и т. д. не только солился, но и варился совершенно отдельно. Точно так же обстояло дело и с рыбой, употребляемой в отварном, вяленом, солёном, запеченном и реже в жареном виде.

Сиговина, тайменина, щучина, палтусина, сомовина, лососина, осетрина, севрюжина, белужина и другие считались каждая в отдельности особым, иным блюдом, а не просто рыбой. Поэтому и уха могла быть окуневой, ершовой, налимьей или стерляжьей.

Вкусовое разнообразие таких однородных блюд достигалось двояким способом: с одной стороны, различием в тепловой и холодной обработке, а также за счёт применения различных масел, преимущественно растительных конопляного, орехового, макового, деревянного (оливкового) и значительно позднее подсолнечного, а с другой употреблением пряностей.

Почему на Руси ели так много лука
Из последних чаще употреблялись лук и чеснок, причём в весьма больших количествах, а также петрушка, горчица, анис, кориандр, лавровый лист, чёрный перец и гвоздика, появившиеся на Руси уже с XI века. Позднее, в XI начале XII века их дополнили имбирём, кардамоном, корицей, аиром (ирным корнем) и шафраном.

В древний период русской кухни появляются и жидкие горячие блюда, получившие общее название хлёбоваk.

Особенное распространение приобретают такие виды хлёбова, как щи, похлёбки, основанные на растительном сырье, а также различные затирухи, заверихи, болтушки, соломаты и другие разновидности мучных супов, которые отличались друг от друга лишь консистенцией и состояли из трёх элементов воды, муки и жира, к которым порой (но не всегда) прибавлялся, лук, чеснок или петрушка.

Выделывали также сметану и творог (по тогдашней терминологии сыр). Производство же сливок и масла оставалось до XIV века неизвестным, а в XIV-XV веках эти продукты готовились редко и были на первых порах плохого качества. Масло из-за несовершенных способов сбивания, очистки и хранения быстро горкло.

Национальный сладкий стол состоял из ягодно- мучных и ягодно- медовых или медово-мучных изделий. Это пряники и разные виды непеченого, сырого, но сложенного особым образом теста (калужское тесто, солодуха, кулаги), в котором тонкий вкусовой эффект достигался длительной, терпеливой и трудоёмкой обработкой.

Почему на Руси ели так много лука
С давних времен Русь была зерновая, рыбная, грибная, ягодная…

Основой меню были зерновые блюда: разнообразные каши и кашицы, которые изначально были обрядовой пищей, ржаной хлеб, ржаные и овсяные кисели, блины. «Каша – матушка наша, а хлеб ржаной – тятька родной!». А когда в Х веке появилась пшеница, меню разнообразилось калачами, пирогами, караваями из пшеничной муки.

Подспорьем к столу были овощи с огорода: репа, капуста, горох, редька. Репу употребляли в пищу во всех видах – сырую, печеную, пареную. Ее ласково называли вторым хлебом. Более полезной была сырая репа. Их гороха готовили похлебки, варили каши, мололи в муку и пекли оладьи, блины, лепешки. Капуста была не на последнем месте. Ее ели в свежем виде, а на зиму квасили.

Готовились и жидкие горячие блюда, которые назывались варево или хлебово. Изначально хлебово было всегда рыбное, позже появились похлебки, щи, затирухи, заварихи, болтушки, саломаты.

Название у рыбного хлебова зависело от того, из какой рыбы оно было приготовлено: сиговина, тайменина, щучина, палтусина, сомовина, лососина, осетрина, севрюжина, белужина и другие.

И уха могла быть и окуневой, и ершовой, и налимьей, и стерляжьей и т. п.

Чтобы разнообразить вкусы приготовленных блюд применялись различные масла: конопляное, ореховое, маковое, льняное и значительно позже появилось подсолнечное масло.

Использовались и приправы, такие как лук, чеснок, хрен, укроп, а так же петрушка, анис, кориандр.

В Х – ХI веке на Руси появились лавровый лист, черный перец, гвоздика, а позднее в ХY – начале ХYI века – имбирь, кардамон, корица, шафран.

Широко использовались дикорастущие травы и коренья, такие как мята, душица, можжевельник, дикий лук, лебеда, ромашка. Причем наши предки до определенного времени почти не употребляли соль, ведь она была очень дорогая.В то время обходились травами и овощами, в которых содержится органическая соль.

Из питья на столе всегда был малиновый морс, брусничная вода, различные квасы, кисели, природные соки — березовый и кленовый, разнообразные сбитни.

Осенью на столе появлялись блюда из свежих грибов. Впрок грибы заготавливали каждый вид отдельно — грузди, рыжики, опята, белые солили. Их отваривали или квасили свежими.  Собирали в лесу и ягоды – чернику, малину, бруснику, клюкву, ежевику.

Почему на Руси ели так много лука
Главным секретом русской кухни была, конечно, русская печь. Именно в ней все приготовленные блюда приобретали неповторимый вкус и аромат. Готовили еду в глиняных горшках с  толстыми стенками или чугунках. Варево или хлебово не просто варилось, а постепенно томилось в такой посуде, прогреваясь со всех сторон. Еда получалась ароматная, вкусная, питательная. Да и хлеб в русской печи получался необыкновенно вкусным, душистым, с хрустящей корочкой, и пропекался он со всех сторон.

Из овса или ячменя, а реже – из гороха готовили толокно, национальный русский продукт. Процесс приготовления был достаточно трудоемким. Овес (или ячмень) насыпали в мешок, а мешок помещали в природный водоем и оставляли на сутки. Затем мешок доставали, приносили домой. Крупу рассыпали в решете и высушивали.

Затем пересыпали всё на противень, помещали в теплую остывающую печь и оставляли на ночь. Получалось так, что крупа не только просыхала, но и успевала даже слегка подрумяниться.

Именно эту крупу далее перемалывали и просеивали сквозь решето. Оставшуюся в нем часть толкли.

Затем просеивали, и лишь когда решето оказывалось пустым, просеивали толченое зерно сквозь сито, пока не получалась мука кремового оттенка. Вот она-то и называется толокном.

Именно такой способ обеспечивал, прежде всего, сохранение большей части полезных веществ. Растительный белок изменял строение и свойства, мука приобретала способность хорошо набухать в жидкости и быстро загустевать, становилась более питательной. Кроме того, толокно можно было использовать без тепловой обработки.

Самое простое блюдо, которое готовили из толокна была кулага, масса, замешанная в холодной кипяченой воде и приправленная солью. Оно было любимым лакомством детей. Из загустевшего толокна лепили животных.

Толокно обычно употребляли, если между обедом и ужином проходило достаточно много времени.  О нем сложили пословицу: «Самая скорая еда – это толокно: замеси, да в рот неси». А еще готовили дежень – толокно с творогом и молоком.

Постепенно ассортимент толоконных блюд расширялся.

В заключение можно смело сказать, что нет ничего лучше настоящей русской еды – простой, но сытной, вкусной и питательной, и чтобы быть здоровыми, пора бы нам возвращаться к старым русским традициям в еде.

Related Posts via Categories

еда предков • еда славян • что ели в древности • что ели на Руси

Источник: http://a-lysenko.com/chto-eli-nashi-predki-na-rusi/

Репчатый лук от семи недуг

Каждый из нас что-то слышал о чудодейственных свойствах лука, фитонцидах и поддержке иммунитета. Однако мы продолжаем покупать различные лекарства и, к сожалению, продолжаем болеть. Мы все чаще говорим о том, что нынешнее поколение слабее предыдущего.

С чем это связано? С тем, что люди раньше жили на одном и том же месте всю жизнь, а сегодня мы в течение одного дня можем оказаться не то что в разных концах города, но даже в разных странах и на других континентах. Мы стали мобильнее, и чаще попадаем под воздействие «чужих микробов».

При этом мы стали меньше бывать на свежем воздухе, двигаться, соблюдать режим дня и главное – изменилась культура питания.Почему на Руси ели так много лукаПомните знаменитое выражение Бабы Яги: «Русским духом пахнет»? Как вы думаете, чем на самом деле в этот момент пахло? Что это за «русский дух»? Если припомнить, что наши предки питались экологически чистыми продуктами со своего огорода: редькой, репой, свеклой, брюквой, капустой, чесноком, луком – то можно представить примерное ароматическое сочетание после такого обеда или ужина.Ни о каких эпидемиях гриппа в те времена не слыхали. Попарился в бане, съел горбушку хлеба с луком – и выздоровел! При этом никаких аптек и платных консультаций.Но сегодня эта практика становится для нас чуждой. Запах лука, чеснока и других традиционных русских овощей и корнеплодов нас отпугивает, нам «неприлично» иметь «русский дух» в транспорте, на работе или в гостях, да хотя бы и просто гуляя на детской площадке. Возможно, здесь и кроется одна из причин наших недугов. Материнство.ру расскажет, чего мы себя лишаем, перестав употреблять сырой лук.Весна – период авитаминоза и обострения простудных заболеваний, поэтому сейчас самое время перейти к активному употреблению репчатого лука. В луке содержится большое количество витаминов и минералов. Особенно много в нем витамина С. Полезны эфирные масла, содержащиеся в нем. Лук богат железом. Содержащийся в нем калий способствует улучшению работы сердечнососудистой системы.

Читайте также:  Аполлинария суслова: феминистка, которая вдохновляла достоевского

Волшебные летучие вещества фитонциды, содержащиеся в луке, способны уничтожить различные бактерии. Он действенен против стрептококков, возбудителей туберкулеза, дифтерии и дизентерии. Лук активизирует иммунитет, улучшает обмен веществ. Его применяют при общей слабости и усталости, так как он способствует прибавлению сил. Раньше лук применяли и при заболеваниях пневмонией, а во время эпидемии чумы в Европе его разрезали на части и развешивали в доме.

Зеленый лук тоже очень полезен: для зубов (в нем много кальция и фосфора), для волос и репродуктивной функции (в нем много цинка), для кожи и слизистых (благодаря каротину).Резким запахом лук обязан содержащейся в нем сере, которую еще называют «минералом красоты».

Она выводит шлаки и токсины из организма, способствует антиоксидантной защите, является необходимым элементом для клеточного дыхания, входит в состав элементов кожи, волос и ногтей.

  • Лук сильно повышает кислотность желудка. Его не рекомендуют употреблять при острых заболеваниях желудочно-кишечного тракта, почек и печени, повышении артериального давления и астме.
  • Определить приемлемую порцию употребления каждый человек может, начав прислушиваться к себе, постепенно увеличивая дозировку этого жгучего ингредиента.
  • Лук не рекомендуется хранить в разрезанном виде, так как он является своеобразным «магнитом» для бактерий. А вот «чистить» таким образом комнату – отличное решение.
  • Свое название репчатый лук получил из-за внешнего сходства с репой.
  • Ежегодно Россия импортирует около 800 тыс. тонн лука. Потребление на душу населения – примерно 11 кг в год.
  • Говорят, что лук лечит бессонницу и помогает легче адаптироваться при смене часовых поясов и переводе часов на «зимнее» и «летнее» время.
  • Самая большая головка лука выращена в Англии. Ее вес – 6 килограммов.
  • Недавно британский фермер вывел сорт лука, не вызывающий слезы и резкий запах изо рта.

Чтобы бульон приобрел янтарно-желтый оттенок, в него следует положить целиковую луковицу.При варке грибов в кастрюлю кладут целиковую луковицу. Если среди них попадается ядовитый, то она синеет или чернеет. Эти грибы не следует употреблять.

Сырой лук удаляет следы ржавчины на металле.На Руси репчатый лук ели вприкуску с хлебом, слегка присыпав солью. Это было самостоятельное блюдо. Сегодня на основе этого кушанья придуманы различные витаминные салаты. Лук маринуют, запекают, фаршируют, варят знаменитый луковый суп, из него готовят пикантные соусы, делают различную выпечку.

Фаршированный лук с грибами и рисом: срезаем верхушку очищенной луковицы на 1/3., так же удаляем внутреннюю часть нашей чашечки. Кладем начинку из обжаренных грибов с луком, риса, отварного яйца, солим, добавляем приправу по вкусу. Запекаем 20-25 минут. Поливаем фаршированные луковицы соусом из сметаны, сыра и свежей зелени.

Почему на Руси ели так много лука

Итальянский фаршированный лук: в луковые чашечки кладем фарш из ветчины, обжаренного лука, яйца, куска белого хлеба, сыра, петрушки. Солим и перчим. Складываем фаршированные луковицы в кастрюлю. Готовим соус: подрумяниваем масло с сахарным песком, добавляем мясной бульон — 0,5 стакана. Поливаем этой смесью лук. Тушим при слабом огне 40 минут.

Луковый салат по-французски: в замаринованный с уксусом лук добавляем тертое яблоко, мелко нарубленные яйца, твердый сыр, майонез и соль. Перемешиваем, и салат готов к употреблению!

На Материнство.ру вы так же можете найти рецепт лукового салата со свеклой и сельдью.

Острый луковый соус: мелко нарезанный лук обжариваем на растительном масле, разбавляем 2 стаканами бульона или воды, добавляем обжаренную муку, томатную пасту или свежие помидоры, соль, жгучий перец, приправу, немного уксуса или сока лимона. Увариваем соус до состояния густой сметаны.

Сырно-луковая заправка с помидорами: пассируем лук до золотистого цвета, добавляем мелко нарезанные помидоры без кожицы, тушим вместе 5 минут. Добавляем измельченную брынзу, тушим на слабом огне 15 минут, подаем горячей и посыпаем свежей зеленью петрушки.

Выпечка с луковой начинкой: отличные закрытые пироги и пирожки получаются с начинкой из зеленого лука. Для ее приготовления измельчают отварные яйца и добавляют зеленый лук. По желанию в начинку можно добавить сметану и острый перец. Получается вкусное и витаминное блюдо!Почему на Руси ели так много лука

Тосканский пирог с луком, грибами и картофелем: в форме раскладываем тонкий слой теста. На него выкладываем начинку: нарезанный кубиками отварной картофель, зеленый лук, отварные или обжаренные грибы, смешанные с яйцом, сыром, сливками и специями. За пять минут до готовности смазываем пирог яйцом и посыпаем кунжутом.

Почему на Руси ели так много лукаСалат из репчатого лука и хлеба: натертый на терке ржаной хлеб, нарезанные тонкие полукольца лука заправляют растительным маслом, сбрызгивают соком лимона или уксусом, солят, по желанию добавляют перец.

Луковый суп простой: мелко нарезанный лук и небольшие кусочки хлеба обжариваем на растительном масле до золотистого цвета, перекладываем в кипящую воду, солим, добавляем специи и варим 10-15 минут. В не постный вариант лукового супа добавляем сливочное масло, тертый сыр.

Почему на Руси ели так много лука

Лук с фасолью и грибами: в обжаренный до золотистой корочки лук добавляем отварные грибы, обжариваем вместе, добавляем отварную красную фасоль (можно стручковую), солим и перчим. Получается вкусное и сытное блюдо!

Маринованный репчатый лук: луковицу порезать тонкими колечками, обдать кипятком, сбрызнуть уксусом или лимонным соком, посолить, слегка подсластить сахаром, можно добавить перец, гвоздику, лавровый лист. Оставить настояться на 2-3 часа. Перед подачей на стол посыпать зеленью укропа.

Почему на Руси ели так много лука

А какие блюда с луком готовите вы?

Напоследок — несколько пословиц и загадок про лук. Будучи широко распространенным овощем, лук не мог не оставить следа в устном народном творчестве. Да и кому из нас мама в детстве с упреком не говорила: «Горе ты мое луковое!»Лук с чесноком родные братья.Ешь лук — чаще зубы будут.Лук добр и в бою, и во щах.

(игра слов, лук как оружие)Лук с морковкой хоть и с одной грядки, да неодинаково сладки.В нашем краю – словно в раю: луку да рябины не приешь.Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит.Лук туг, а муж не дюж.Лук во щах – и голод прощай.Луковки во щах нет, а пуговки светленькие.

Луком торговать, луковым плетнем и подпоясываться.

Десять шуб имеет, ни одна не греет. (Русская)Сидит Ермолка на грядке – сам весь в заплатках. (Русская)Сидит тупка в семи юбках; кто ни глянет, всяк заплачет. (Русская)Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Русская)Я весь из кожи, а люди едят. (Коми-пермяцкая)У овцы на холодную зиму сто шуб. (Калмыцкая)Злые буржуйки надели красные шубки. (Армянская)На статной девице семь архалуков. (Осетинская)Под землей не велик в золотой шубе старик (Узбекская)Голова внизу, а хвост вверху. (Таджикская)Берешь в руки — смеешься, когда раздеваешь — плачешь. (Молдавская)У красного быка девять кож, кто будет их сдирать, будет горько рыдать. (Литовская)Не ударив, не побив, а заставит плакать. (Ногайская)

Зимою — репа, летом — веретено. (Марийская)

Фото — фотобанк Лори

Дата публикации 05.03.2015 Автор статьи: Александра Лукашина

Источник: https://materinstvo.ru/art/repchatyi-luk-ot-semi-nedug

Что на Руси выращивали в огороде до картошки

Почему на Руси ели так много лукаДействительно все привыкли к определенному набору садовода: картошка, помидоры, клубника, лук, перец и зелень всякая.

Однако, почти все, что растет на грядках у современного русского садовода, никакого отношения к традиционному русскому огородничеству не имеет.

Картошка? Еще в середине XIXвека ей было занято всего 1,5% сельхозплощадей страны. Особо ортодоксальные крестьяне и вовсе считали что картофелина — это тело злобного подземного жителя, голова и конечности которого невидимы для православных.

Помидоры? Они и в Европе на грядках и столах появились только к концу XIXвека. Морковь? Да, ее на Руси ели активно, но вовсе не тот голландский ярко-оранжевый сорт, который распространен сейчас. Восстанавливаем историческую справедливость и рассказываем о том, что должно расти на правильном русском огороде.

Репа

Несомненный номер один. Важнейший русский (и не только русский — ту же роль «второго хлеба» до появления картошки он играл, например, в Средней Азии) овощ, опытные огородники умудрялись собирать за лето два урожая.

Ранней весной сеяли белую репу — более скороспелую, но не так хорошо хранящуюся и не такую сладкую. Убрав ее в середине лета, сеяли уже более знакомую нам желтую репу, которая держалась в земле до заморозков.

Она прекрасно хранится в погребе вплоть до Рождества.

Лук кубастый

Лука наши предки выращивали множество сортов — сначала зеленый лук и лук-порей, затем репчатый, шалот и батун. Все эти сорта известны и сейчас, а вот кубастый лук забыт. Выведенный ростовскими огородниками из обычного репчатого, он лишен остроты и может употребляться, как обычный овощ.

Брюква

Гибрид репы и капусты. По вкусу схожа с первой, но гораздо питательней и неприхотливей репы, поэтому особенно активно выращивалась в северных и северозападных регионах Российской империи.

Не менее активно на русских огородах выращивали корень петрушки, пастернак, свеклу, редьку и редис (все это есть и сейчас, а вот о брюкве забывают) — корнеплоды хорошо хранятся, а это крайне важно в условиях долгих и холодных зим.

Серая капуста

Знакомая нам кочанная капуста выращивалась лишь зажиточными крестьянами — ведь она на грядках занимала куда больше места, чем капуста листовая, или серая, которая росла сплошным листовым покровом.

Не такая сладкая и сочная, как кочанная, эта капуста целиком шла на приготовление крошева. Для него капусту мелко-мелко нарезали, укладывали с крупной солью в бочки, дно которых присыпали ржаной мукой.

Всю зиму из крошева варили щи, называемые холопскими.

Примула

Молодую зелень этих цветов с философско-автомобильным названием выращивали на салаты, начинку для ботвиньи, тюри и прочих летних яств с зеленью.

Ревень

Неприхотлив, нетребователен, растет буквально как сорняк — но из его стеблей готовили прекрасные кисели и морсы, варенье и начинку для сладких пирогов. Посмотрите внимательно — возможно, среди лопухов и одуванчиков на вашей даче тоже растет ревень.

Конопля

Главная масличная культура в средней полосе России, сейчас из-за заморского неестественного употребления запрещенная. Конопляным маслом заправляли каши и кисели, на нем жарили, с ним ели зелень или просто свежий ржаной хлеб.

Читайте также:  Как наполеон упустил верный шанс победить россию

Листовая горчица

Пряная зелень, напоминающая по вкусу горчицу и хрен одновременно. Листовую горчицу добавляли в окрошки и ботвиньи и ели так, с другой зеленью. Известная нам зерновая горчица появилась в России только в конце XVIIIвека, когда дикой горчице привили черенки горчицы немецкой. Немцы, собственно, это и сделали.

Козлобородник

Он же овсяный корень. К овсу, впрочем, не имеет никакого отношения — это родственник обычных садовых астр. Длинные белые, с легким рыбным привкусом корни растения крестьяне собирали по осени, варили, тушили и жарили, как и прочие многочисленные корнеплоды.

А еще был амарант. Кстати, сейчас можно купить муку. Полезная. Ну и конечно же хрен и редька.

[источники]источникиhttps://weekend.rambler.ru/people/39524598-chto-russkie-vyraschivali-v-ogorode-do-kartoshki/

Источник: https://masterok.livejournal.com/4364744.html

Что ели на Руси?

Почему на Руси ели так много лука

Правило ПЕРВОЕ и ГЛАВНОЕ. Если вы здоровы питайтесь преимущественно так, как питались ваши предки, живущие в этой же местности.

Традиции же питания у разных народов разные, и складывались они на протяжении многих столетий.

Поэтому, если механически перенести даже самые лучшие особенности питания одного народа на другой, здоровья это не прибавит, поскольку потребуется достаточно много времени, чтобы желудочно-кишечный тракт человека приспособился и воспринял непривычную пищу как родную.

Повсеместно установлено, что долгожители самых различных регионов мира ведут привычный им с детства активный образ жизни. В частности, много ходят в любое время года и в любую погоду.

Характерно также в подавляющем большинстве случаев их прочное семейное и общественное положение. У долгожителей, у их родных и близких высоко развито чувство целостности семьи и преемственности поколений.

Идеальная пища это пища родного дома, родного очага, которая основывается на рецептах, передаваемых от бабушки к дочери и внучке, на семейных традициях, на традициях данной местности, данного народа, данной национальности.

Это и будет идеальным питанием здорового человека.

Итак, самым идеальным питанием для здорового человека является питание, которого придерживались его предки. Наглядным подтверждение от противного является ситуация со здоровьем и питанием в США.

Это молодая страна, состоящая из эмигрантов, зачастую оторвавшихся от родины и забывших всякие национальные традиции. Своих традиций Америка не имеет! И именно поэтому там столько больных с нарушением обмена веществ.

Это самая богатая страна мира, но это и страна самых жирных и больных людей!

И совершенно логично, что большинство новомодных диет и теорий питания появляется в Америке они просто не знают, к какой традиции прибиться, часто выхватывают различные места из различных традиций, получая в итоге совершенно не перевариваемый результат.

Именно поэтому там и могли появиться дикие на взгляд диетолога теории П. Брэгга и Г. Шелтона, Н. Уокера и т.п.

Традиционное питание.

Чтобы проиллюстрировать всю важность этого вопроса я хочу привести некоторые результаты исследований.

Ещё при Советском Союзе во время изучения проблемы долгожительства одна геронтологическая экспедиция проводила исследование в двух расположенных рядом сёлах в Нагорном Карабахе. Одно село было русским, второе азербайджанским.

Выяснилось, что среди азербайджанцев много долгожителей, а в русском селе люди умирали рано, несмотря на то, что жители этого села были членами религиозной общины и вели чрезвычайно правильный образ жизни.

Подобные исследования было проведены совсем недавно в Украине. Было выявлено, что на юге Украины (Херсонская область, Крым) в благодатном месте, где, казалось бы, жить лучше всего, у населения самая короткая продолжительность жизни.

Зато самая высокая продолжительность жизни наблюдалась в западных районах Украины. А всё дело в том, что на юге живёт пришлое население, а в западных районах коренное.

Вывод, сделанный геронтологами однозначен: дольше живут те, кто соблюдает традиционный образ жизни.

Традиционное питание, характерное для данной местности и для каждой местности своё, и является тем фактором, которые сохраняет здоровье и увеличивает продолжительность жизни.

Объясняется это тем, что тип питания у каждой этнической группы формируется в течение нескольких поколений, которые длительное время отбирали продукты, адаптированные именно к этой местности и позволяющие выжить именно на этой территории.

Именно поэтому, здоровый человек должен питаться так, как питались его предки, а не так, как пишет Геннадий Малахов, Поль Брэгг, Герберт Шелтон и многие другие.
Но, подчеркну – это касается здорового человека.

Нельзя забывать, что подавляющая часть нашего населения это люди, имеющие те или иные заболевания. Как питаться им?
Я тут не скажу ничего нового.

Больной человек должен подстраивать своё питание под свою болезнь.

В этом ему очень поможет любой учебник диетологии, где подробно расписываются режимы питания, состав продуктов и общая калорийность рациона в зависимости от каждого конкретного заболевания.

Такое питание будет действительно лечебным. Ну а как только вы избавитесь от своей болезни, то можете переходить к традиционному для вашей местности питанию.

История древнерусской кухни чётко прослеживается начиная с IX века.

В целом русская кухня характеризуется следующими чертами: чрезвычайным постоянством состава блюд и их вкусовой гаммы, строгими канонами приготовления. Истоки русской кулинарии начинаются с создания зерновых каш, в первую очередь полбяной, овсяной, ржаной (так называемая «зелёная каша») и национального русского квасного (т.е. кислого) хлеба из ржаной муки.

Уже в середине IX века появился тот чёрный, ржаной, ноздреватый и духовитый хлеб на квасной закваске, без которого вообще немыслимо русское меню. Вслед за ним были созданы и другие виды национальных хлебенных и мучных изделий: дежни, караваи, сочни, блины, пироги, оладьи, баранки, сайки, пышки.

Последние три категории почти на столетие позже, после появления пшеничной муки.

Приверженность к квасному, кислому отразилась и в создании собственно квасов, ассортимент которых достигал двух-трёх десятков видов, сильно отличавшихся друг от друга вкусом, а также в изобретении исконных русских киселей овсяного, ржаного, пшеничного, появившихся почти на 900 лет ранее современных ягодно-крахмальных киселей.

В самом начале древнерусского периода сложились и все основные напитки, помимо квасов: всевозможные перевары (сбитни), представлявшие собой комбинацию отваров различных лесных трав с мёдом и пряностями, а также меды и медки, то есть натуральный мёд, сброженный с ягодным соком или просто разведенный соками и водой до различной консистенции.

Хотя рецептура медов, медков и квасов усложнялась и дополнялась на протяжении последующих веков, сами по себе эти изделия стойко оставались на русском столе вплоть до XVIII века.
Каши хотя и были по принципам своего изготовления пресными, но иногда подкислялись кислым молоком.

Они также отличались разнообразием, подразделяясь по видам зерна (полба, рожь, овёс, ячмень, гречиха, просо, пшеница), по видам дробления зерна или его обкатки (например, ячмень давал три крупы: ячневую, голландку, перловку; гречиха четыре: ядрицу, велигорку, смоленскую, продел; пшеница тоже три: целик, коркот, манную и т. д.

), и, наконец, по виду консистенции, ибо каши делились на рассыпчатые, размазни и кашицы (совсем жиденькие). Всё это давало возможность варьировать из 6-7 видов зерна и трёх видов бобовых (горох, бобы, чечевица) несколько десятков различных каш. Кроме того, из муки этих культур делали разнообразные мучные изделия.

Вся эта хлебенная, преимущественно мучная пища разнообразилась в основном рыбой, грибами, лесными ягодами, овощами и реже молоком и мясом.

Уже в раннее средневековье возникло чёткое, а точнее, резкое разделение русского стола на постный (растительно-рыбно-грибной) и скоромный (молочно-мясо-яичный). При этом постный стол включал в себя далеко не все растительные продукты.

Так, из него были исключены свекла, морковь и сахар, также причислявшиеся к скоромной пище.

Проведение резкой грани между скоромным и постным столом, отгораживание друг от друга непроходимой стеной продуктов различного происхождения и строгое недопущение их смешения, естественно, привело к созданию оригинальных блюд, например, различных видов ухи, блинов, кундюмов (грибных пельменей).

Тот факт, что большинство дней в году от 192 до 216 в разные годы были постными, вызывало вполне естественное стремление к разнообразию постного стола. Отсюда обилие в русской национальной кухне грибных и рыбных блюд, склонность к использованию различного растительного сырья от зерна (каш) до лесных ягод и трав (сныти, крапивы, щавеля, лебеды, дудника и др.).

На первых порах попытки разнообразить постный стол выражались в том, что каждый вид овощей, грибов или рыбы готовились отдельно. Так, капуста, репа, редька, горох, огурцы (овощи, известные с X века) приготавливались и елись сырыми, солёными (квашеными), пареными, варёными или печёными отдельно одно от другого.

Салаты и особенно винегреты не были в ту пору свойственны русской кухне и появились в России лишь в середине XIX века. Но и они первоначально делались преимущественно с одним овощем, отчего и носили названия салат огуречный, салат свекольный, салат картофельный и т. п.

Ещё большей дифференциации подвергались грибные блюда. Каждый вид грибов грузди, рыжики, опята, белые, сморчки и печерицы (шампиньоны) и т. д. не только солился, но и варился совершенно отдельно. Точно так же обстояло дело и с рыбой, употребляемой в отварном, вяленом, солёном, запеченном и реже в жареном виде.

Сиговина, тайменина, щучина, палтусина, сомовина, лососина, осетрина, севрюжина, белужина и другие считались каждая в отдельности особым, иным блюдом, а не просто «рыбой». Поэтому и уха могла быть окуневой, ершовой, налимьей или стерляжьей.

Таким образом, количество блюд по названиям было огромно, но технологические отличия между ними были невелики.

Вкусовое разнообразие таких однородных блюд достигалось двояким способом: с одной стороны, различием в тепловой и холодной обработке, а также за счёт применения различных масел, преимущественно растительных конопляного, орехового, макового, деревянного (оливкового) и значительно позднее подсолнечного, а с другой употреблением пряностей.

Из последних чаще употреблялись лук и чеснок, причём в весьма больших количествах, а также петрушка, горчица, анис, кориандр, лавровый лист, чёрный перец и гвоздика, появившиеся на Руси уже с XI века. Позднее, в XI начале XII века их дополнили имбирём, кардамоном, корицей, аиром (ирным корнем) и шафраном.

В древний период русской кухни появляются и жидкие горячие блюда, получившие общее название «хлёбова».

Особенное распространение приобретают такие виды хлёбова, как щи, похлёбки, основанные на растительном сырье, а также различные затирухи, заверихи, болтушки, соломаты и другие разновидности мучных супов, которые отличались друг от друга лишь консистенцией и состояли из трёх элементов воды, муки и жира, к которым порой (но не всегда) прибавлялся, лук, чеснок или петрушка.

Обработка мясных и молочных продуктов не отличалась особой сложностью. Мясо, как правило, варили в щах и кашицах, молоко пили сырое, но чаще топлёное и очень редко скисшее. Кислым молоком чаще заправляли кашицы и щи (забеливали их).

Выделывали также сметану и творог (по тогдашней терминологии сыр). Производство же сливок и масла оставалось до XIV века неизвестным, а в XIV-XV веках эти продукты готовились редко и были на первых порах плохого качества. Масло из-за несовершенных способов сбивания, очистки и хранения быстро горкло.

Национальный сладкий стол состоял из ягодно мучных и ягодно медовых или медово-мучных изделий. Это пряники и разные виды непеченого, сырого, но сложенного особым образом теста (калужское тесто, солодуха, кулаги), в котором тонкий вкусовой эффект достигался длительной, терпеливой и трудоёмкой обработкой.

Источник: http://RusPravda.info/CHto-eli-na-Rusi-1917.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector