Почему одни крестьяне хранили деньги в доме, а другие — в земле

Издавна людям было свойственно копить деньги. Свои накопления крестьянам было необходимо где-то хранить. А подходящих для этого мест было немного. Это у современных людей имеется масса способов хранения капиталов. Как же хранили свои накопления обыкновенные люди в разные времена?

Первые тайники на Руси

В давние времена на Руси обычные люди еще не слыхали о дорогих шкатулках и потайных комнатах. А сейфов тогда еще не было. Поэтому в течение длительного времени крестьяне хранили свои сбережения в самых простых тайниках. Небольшие накопления в виде нескольких монет, которые необходимы были на текущие расходы, люди прятали в стыки бревен, под порогом или в красном углу.

Кстати, подобная привычка сохранилась и по наш день. Только современные люди выбирают более привычные места для хранения денег в квартире.

Зажиточные крестьяне, имевшие более крупные суммы денег, прятали их в емкости или кубышки, которые зарывали в землю на огороде или в другом укромном месте. Такой способ хранения появился не просто так.

Люди боялись не только воров, но и пожаров, которые тогда были частым явлением, ведь избы строили из дерева. Такой вариант хранения был невероятно популярен до эпохи правления Екатерины ІІ, которая ввела в обиход бумажные купюры.

Зарабатывая небольшие деньги, крестьяне подолгу их копили, чтобы приобрести корову, лошадь или зерно для посадки. Более состоятельные люди вкладывали свои средства в приобретение очередного куска земли, на котором в дальнейшем выращивали овощи для продажи.

В целом у каждого крестьянина денег было немного. Но данный слой населения составлял 80-90 % от всей массы, поэтому общее количество средств на руках было немалым.

Новые тайники

С приходом периода активного строительства каменных домов деньги начали замуровывать в кладке. Монархи же в своих резиденциях и дворцах оборудовали целые потайные комнаты, в которых хранили богатства.

А вот купцы очень редко хранили свои накопления дома, для них был важен постоянный оборот средств. Поэтому они вкладывали свои деньги в приобретение новых товаров.

Что касается зажиточных бояр, то они инвестировали накопления чаще всего в приобретение золотых и серебряных изделий, украшений, драгоценных камней и прочих ценных вещей. Хранили они свои богатства в доме.

Не менее актуальным для них вложением была покупка имений, усадеб и земли.

С развитием ремесел богатые инвесторы вкладывали свои средства в строительство мануфактур, покупку сырья и оборудования.

Первые вклады

Стоит сказать, что никаких альтернативных вариантов хранения собственных накоплений не было вплоть до 1772 года. Тогда появилась первая Сохранная казна.

Такая организация принимала вклады и выдавала ссуды под определенный залог (крепостных, имения). Первый государственный банк на территории России появился в 1733 году.

Но подобные заведения были более ориентированы на выдачу ссуд, а не на сбор вкладов.

И только в 1757 году появились первые векселя. Многие зажиточные люди приобретали векселя за вполне реальные деньги, чтобы потом продать их в нужное время. Одни пытались таким образом сохранить свои богатства, другие использовали векселя при длительных путешествиях по просторам России.

В 1769 году были выпущены ассигнации (бумажные купюры). Только через восемь столетий после появления на Руси собственных монет у граждан появилась возможность вкладывать деньги куда-то или открывать вклады. А вот в Европе зачатки банковской системы зародились еще в 12-м веке.

Источник: https://BusinessMan.ru/post/monetyi-v-zemle-kak-hranili-dengi-v-starinu.html

Как раньше хранили деньги в России?

С давних времен деньги способны выступать в роли сокровищ — так появилась одна из важнейших функций денег, как средства накопления.

У современного человека уйма способов сохранения и накопления собственных средств: вклад в банке, инвестиции в ценные бумаги, акции, покупка драгоценных металлов, валюты и т.д.

Но как хранили и копили средства наши предки? Мы решили капнуть историю и узнать основные способы сохранения и накопления от времен Древней Руси до Царской России.

Как копили деньги в старину? Куда вкладывали?

Довольно долгое время крестьяне хранили деньги в тайниках. Чаще всего тайники с небольшими суммами (пара-тройка монет) на текущие нужды находились дома. Самая удобная заначка тех времен — это монетки, воткнутые в стыки бревен дома, спрятанные под порогом или «красным углом».

Более крупные суммы зажиточные крестьяне прятали в кубышки, различные тары и зарывали в землю. Чаще всего на пашне или в огороде.

Такой способ сохранения средств  был вызван не только боязнью краж или раскулачивания, а мерами предосторожности во время пожаров, которые в те времена были очень частыми.

Этот способ сохранения средств был популярен вплоть до появления первых бумажных денег при императрице Екатерине II.

Зарабатывая «копейки», крестьяне копили средства для дорогостоящих покупок — лошадей, коров, зерна для посадки, если не хватало своего и т.д. Те, кто побогаче, инвестировали свои средства в покупку дополнительной земли для выращивания сельскохозяйственных продуктов на продажу.

У отдельного крестьянина было немного денег, но за счёт того, что крестьяне составляли 80-90% населения, общее количество денег хранимого ими было огромно.

С тех времен и повелась традиция хранить деньги дома, которую на протяжении вот уже тысячи лет активно используют все слои населения по сей день. Только места наши бабушки и дедушки выбирают более примитивные: под матрасом, в банке, в шкафах между постельным бельем и т.д.

С началом активного строительства деньги замуровывали в кладке домов, церквей. Во дворцах и резиденциях монархов были специальные потайные комнаты, где хранились деньги.

Купцы редко хранили дома деньги, для них важен постоянный оборот средств. Они инвестировали средства в новые товары. Зажиточные бояре инвестировали средства в драгоценные металлы, покупая серебряные приборы, золотые канделябры, подсвечники и т.д. Также хранили сбережения дома. Актуальными инвестициями для них были: приобретение земли, усадеб, имений и т.д.

С появлением новых видов ремесел и мелкой промышленности, деньги богатых инвесторов потекли в строительство мануфактур, на закупку необходимого оборудования, материалов и т.д.

Первые подобия современных вкладов и альтернатива

Здесь хочется отметить, что альтернативных способов инвестирования средств не было вплоть до появления в 1772 году Сохранной казны при специальных воспитательных домах. Операции состояли в приеме вкладов и выдаче ссуд под залог недвижимых имений, крепостных душ. Интересно, что первый государственный банк в России появился еще в 1733 году, однако все они были рассчитаны исключительно на выдачу ссуд/кредитов, минуя вклады.

В 1757 году появились банковские векселя. Многие купцы и зажиточные люди покупали векселя за реальные деньги, и могли продать их обратно в любом из 50 крупных городов России. Одни покупали векселя с целью сохранения средств, другие же приобретали их как удобный сохранный инструмент в долгих путешествиях по России.

В 1769 году в обращение были введены ассигнации — бумажные деньги.

Однако первые ассигнации, по сути, были банковскими обязательствами-расписками на получение определенного количества монет, исполняя роль облигаций и денежной единицы одновременно.

Очень многие дворяне хранили свои средства именно в ассигнациях, так как они были гораздо удобнее в хранении и были большего номинала: 25, 50, 75 и 100 руб.

В 1842 году на смену Сохранной казне пришли Сберегательные кассы и получили массовое распространение у всех слоев населения. Тогда же появились первые сберкнижки. Минимальный вклад, который можно было открыть составлял 50 копеек, а максимальный 300 руб., при этом нельзя было положить на счет единовременно сумму больше 10 руб.

В первый день открытий сберкасса открыла 76 счетов на общую сумму в 426 руб. 50 копеек. По тем временам, сумма была запредельная.

Как раз перед отменой крепостного права, в 50-х годах 19 века стали появляться акционерные общества, акции которых стали еще одним способом инвестиций для зажиточных граждан. А в 1864 году в Петербурге появился первый коммерческий банк, акционерами которого были тысячи горожан из знати и простых ремесленников, торговцев и т.д.

Только через 8 столетий после чеканки на Руси первой собственной монеты, у граждан появилась первая возможность открыть вклад и куда-то вообще положить деньги на сохранность. Когда как в Европе банковская система зародилась уже в 12 веке и был куда более широкий перечень возможностей для инвестиций.

Источник: https://investor100.ru/kak-ranshe-xranili-dengi-v-rossii/

Старые приметы о деньгах, в которые верили наши предки, никогда не позволят вашему кошельку опустеть

Но, как бы там ни было, верите вы или нет, они всё равно и дальше продолжают работать. И сегодня мы поделимся с вами самыми старыми и древними приметами о деньгах, в которые еще верили наши предки. Они точно не дадут вашему кошельку опустеть, всегда будут притягивать деньги, наполняя его под завязку. Звучит заманчиво, не правда ли? Так вот:

Многие из нас верят в народные приметы. Особенно в те, что связаны с деньгами и богатством. И нередко в них, действительно, есть доля правды. Лично у меня всегда чешется левая ладонь к деньгам! Об этом и о многом-многом другом читайте ниже.

  • На улице и в заведениях. Купюру, которую вы заметили на улице, обязательно нужно поднять. Иначе вы покажете пренебрежение к деньгам.Монета, лежащая орлом вверх, привлекает деньги, а орлом вниз – отталкивает. В первом случае поднимите монету, а во втором – оставьте.Не поднимайте деньги, которые лежат на перекрестке. Придется много тратиться на здоровье.Деньги, которые вы даете на чаевые, возвращаются в троекратном размере. (Возможно, эту примету придумал официант, но почему бы не проверить это на себе?)
  • Дома. Обеденный стол – это символ достатка. Не сидите на нем, иначе деньги будут обходить вас стороной.Чтобы в доме водились деньги, положите несколько монет под скатерть обеденного стола.Не кладите кошелек на обеденный стол и кровать.В доме должен быть только один веник, иначе деньги быстро переведутся. Он должен стоять широким концом вверх.Во время застолья женщина в последнюю очередь чокается с незнакомым мужчиной. А мужчина – с женщиной. Тогда у них всегда будут водиться деньги.Никогда не разбрасывайте монеты. Храните их в копилке, в бумажнике или в потайном ящичке.Деньги, которые хранятся в доме, регулярно пересчитывайте. Аккуратно расправляйте и поглаживайте купюры.Перед тем, как начать собирать деньги, четко определитесь, на что они пойдут. Но никогда не откладывайте на черный день. Копите с позитивными мыслями. Тогда удача точно придет!Пауки – это символ достатка и благосостояния. Завелся паучок? Ожидайте прибыли! И не вздумайте его убивать.Свист в помещении – это к утрате значительной суммы денег.Не давайте в долг хлеб и соль. Считается, что вместе с этими продуктами из дома уходят деньги и благополучие.Не проводите уборку после захода солнца.Не оставляйте на ночь деньги и ключи на столе.Не ставьте на пол сумку, в которой лежат деньги. Иначе они от вас убегут.Кто оставляет нож в буханке хлеба, того ждет бедность.Кто выбрасывает хлеб, того ждет материальное неблагополучие.Не выбрасывайте мусор в окно – считается, что так деньги улетают из дома.Аквариум притягивает деньги. Но вода в нем всегда должна быть чистой.Почините все краны – вместе с утекающей водой уходят и деньги. (В буквальном смысле тоже!) 
  • Кошелек. Деньги любят красный цвет и натуральные материалы. Купите красный кошелек из натуральной кожи.Не стоит тратить все до копейки. Пустой кошелек привлекает бедность, после шоппинга оставляйте хотя бы одну бумажную купюру и несколько монет.Купюры разного достоинства храните в разных отделах бумажника.Не храните долго грязные, измятые или рваные купюры.Старые кошельки не выбрасывайте.Храните деньги так, чтобы цифры смотрели в одну сторону.В потайном отделе кошелька храните двухдолларовую купюру. Или купюру с цифрой 5.Не храните в кошельке много мелочи. От нее можно избавиться в воскресенье, подав милостыню.Деньги любят счет, но не пересчитывайте деньги вечером после захода солнца. Это приведет к неудаче.Никогда и никому не показывайте имеющиеся деньги у вас в кошельке.Природные символы денег – дерево, кожа и мех. Положите в кошелек деревянный или кожаный амулет. А на ключи повесьте меховой брелок.
  • Общие приметы. Чтобы деньги задерживались в доме, в день зарплаты нельзя тратить ни одной копейки. Полученная сумма должна переночевать дома.В магазине не отдавайте и не берите деньги из рук в руки. Вместе с деньгами может передаться энергетика другого человека, которая не всегда является благоприятной. Возвращайте лишнее, если продавец обсчитался.Никогда не хвастайтесь новыми вещами – иначе деньги уйдут от вас.Никогда не смотрите в глаза человеку, которому подаете милостыню.Дырки в карманах одежды обязательно должны быть зашиты. Иначе через них «уходят» деньги.Для привлечения денег носите дорогие украшения. Они символизируют достаток. И ни при каких условиях не давайте мерить или носить ваши драгоценности кому-то другому.Нельзя стричь волосы самому себе. Иначе вы сострижете удачные финансовые возможности.Чешется левая ладонь – к деньгам, правая – к тратам.Встреча с пожарным или полицейским – это к убытку. С морским офицером или беременной женщиной – к прибыли.Никогда не осуждайте, не завидуйте тем, у кого денег больше, чем у вас. Это приводит к еще большим финансовым затруднениям.

Как видите, примет очень много, что сразу и запомнить все не удастся, но самое главное следует выделить и помнить: это никогда не подбирать деньги на перекрестке, хранить их не в старых кошельках и желательно из натуральных материалов и красного цвета. Так же деньги любят счет, почаще их пересчитывайте и если откладываете то только на положительные цели, а не на черный день, как мы все привыкли.

Источник

Понравился пост? Поделитесь им с друзьями!

1883

Источник: http://womenshour.ru/interesno/starye-primety-o-dengah-v-kotorye-verili-nashi-predk.html

Миф о нищих крестьянах при царе или когда в России начались проблемы с сельским хозяйством

У   россиян всегда была уверенность в тяжелой жизни русского крестьянства при любом царе — батюшке.

Мол наши крестьяне всегда были самыми бедными и угнетаемыми в Европе и лишь большевики загнавшие всех в колхозы наконец принесли передышку…

Это очень распространенное в нашем обществе представление, при этом сами европейцы, долго прожившие в России  в те времена и имевшие возможность сравнить уровень жизни русских с народами Европы, дают совершенно другие сведения о жизни русского народа.

И это не слова, а письменные источники…

Особенностью современной России является вера в исторические мифы из СССР, где прошлое нашей страны (по понятным причинам) представлялось намерено во многом хуже, чем оно было в реальности…

Эпоха крепостного права продолжилась в России с конца XVI в. (в науке до сих пор идет спор о точной дате) до 1861 г, когда крестьянская зависимость была отменена указом императора Александра II. Освобождение произошло вскоре после отмены крепостного права в ближайших к России государствах Центральной Европы Пруссии (50 лет) и Австрии (12 лет).

  • Как в России отменили крепостное право
Читайте также:  Где в россии живут женщины с самыми пухлыми губами

Все познается в сравнении. В США отменили рабство только через 4 года после отмены крепостного права в России и через 1,5 века после отмены рабства (холопства) Петром I. А пережитки этого рабства (неполноправное положение негров) были в США ликвидированы, вообще, только в 60 гг. XX века после упорной общественной борьбы.Таким образом, эпоха крепостничества продолжалась в России немного больше 2,5 столетий, в то время как история Российской государственности насчитывала свыше 1 тысячи лет 862 – 1917 гг. Крепостное право заняло не более 1/4 часть истории старой России.Реформа 1861 г. сильно ударила по сельскому хозяйству и привела к массовым разорениям помещиков, продаже десятков тысяч помещичьих имений. Утверждать, что правительство проводило реформу только в их интересах, явно не приходится. Одна Ленин это утверждал, хотя не был ни историком, ни исследователем. Но с броневика чего не скажешь. Землю — крестьянам!

По подсчетам русского историка Ю. В. Готье по второй ревизии (1743 г.) в Великороссии было 3 443 292 душ муж. пола крепостных 53,7 % от всех крестьян и 3 000 000 душ муж. пола государственных крестьян.

Третья ревизия (1763 г.) нашла 3 786 771 душ муж. пола крепостных (53 %) и 3 400 000 государственных крестьян, четвертая ревизия (1783 г.) 5 092 869 душ муж. пола крепостных (53 %) и 4 470 600 государственных, 5 ревизия (1796 г.) 5 700 465 душ муж. пола крепостных (53 %) и 5 000 000 государственных.Таким образом, на протяжении XVIII в.

крепостные крестьяне составляли чуть более половины в общей массе великорусского крестьянства. Были в России целые провинции, по своей территории превосходившие целые европейские государства, где крепостного права не было вообще – Поморье, Сибирь. Характерно, что на вошедших в Российскую империю западных территориях процент крепостного населения был гораздо выше.

Так в Прибалтике 85 % крестьянства составляли крепостные.

По словам французских историков, «несмотря на все ограничения, русская реформа оказалась бесконечно более щедрой, чем подобная же реформа в соседних странах, Пруссии и Австрии, где крепостным была предоставлена совершенно голая свобода, без малейшего клочка земли».

Русскому же крестьянину в ходе реформы 1861 г. перепало в среднем 4, 8 десятин на душу муж. пола, или по 14, 4 десятин на двор (1 десятина составляла примерно 1,1 гектара). По подсчетам экономиста Ю. Э.

Янсона прожиточный минимум для крестьянской семьи составлял в 1870 гг. 10 – 11 десятин на двор. Таким образом, в целом полученной земли хватало.

В XIX в. количество крепостных крестьян быстро сокращалось путем перехода в другие сословия. Только в 1816 – 1856 гг.

в другие сословия перешло свыше 1 млн. душ муж. пола крепостных крестьян.

Последняя перед крестьянской реформой 10 ревизия 1857 г. нашла в империи 62,5 млн. человек населения, из них крепостных крестьян было 23 млн. крестьян всего 34 % населения. Таким образом, к моменту отмены крепостного права крепостных было меньшинство – 1/3 всего населения.

Миф что русские крестьяне были самыми бедными в Европе родился во времена СССР. При этом сами европейцы, долго прожившие в России и имевшие возможность сравнить уровень жизни русских с народами Европы, дают совершенно другие сведения о жизни русского народа.

Хорват и католик Юрий Крижанич (1618 – 1683) проживший в России более 15 лет и хорошо изучивший русскую жизнь того времени, отмечал большее богатство и более высокий уровень жизни населения Московской Руси XVII в.

по сравнению с ее ближайшими соседями – «Русская земля богаче и лучше Литовской, Польской и Шведской».

Крестьяне Богородского уезда Тульской губернии. Фото А.О. Карелина. 1870 гВ то же время государства Западной и Южной Европы – Испания, Италия, Франция, Англия превосходили в то время Русь по богатству и уровню жизни высших классов. Однако, при этом низшие классы – крестьяне и горожане, по словам Крижанича, «живут на Руси намного лучше и удобнее, нежели в тех пребогатых странах».

Вы скажите, а как же бурлаки? Были и бурлаки. Но им неплохо платили, как и бурлакам в Европе. И это было не у всех основным родом деятельности, а скорее подработкой. На картинах и фото их жалко. Ну не надевали на такое работы лучше сапоги и красивые рубахи…Кстати, о рубахах. Интересно что даже крестьяне и холопы на Руси в это время носили рубахи, украшенные золотом и жемчугом.

Крижанич, критически относясь ко многим русским традициям, в то же время пишет, что как бедные, так и богатые люди на Руси, в отличие от Западной Европы, мало отличаются в своем столе «едят ржаной хлеб, и рыбу и мясо». В результате Крижанич делает вывод – «ни в одном королевстве простые люди не живут так хорошо, и нигде не имеют таких прав как здесь».

Реформы Петра I разорвали культурную связь между высшими и низшими классами, положение простого народа ухудшилось. Однако и в XVIII в. по данным современников уровень жизни крестьян России был выше, чем во многих странах Западной Европы. По наблюдениям французского путешественника Жильбера Рома, проехавшего по Сибири в 1780 гг. сибирский крестьянин жил лучше своего французского собрата.Англичанин Джон Паркинсон отмечал, что русские крестьяне одеваются намного лучше, чем простой народ в Италии. А во время заграничных походов русской армии 1813 – 1814 гг. офицеры были удивлены нищетой польского и французского крестьянства по сравнению с русским.А. С. Пушкин, обладавший глубоким умом и хорошо знавший русскую деревню, отмечал:

«Фонвизин в конце XVIII в. путешествовавший по Франции, говорит, что, по чистой совести, судьба русского крестьянина показалась ему счастливее судьбы французского земледельца. Верю… Повинности вообще не тягостны. Подушная платится миром; барщина определена законом; оброк не разорителен (кроме как в близости Москвы и Петербурга, где разнообразие оборотов промышленности усиливает и раздражает корыстолюбие владельцев)… Иметь корову везде в Европе есть знак роскоши; у нас не иметь коровы есть знак бедности».

Свидетельство Пушкина подтверждается иностранцами. Капитан английского флота Кокрейн, путешествовавший по России 4 года писал в 1824 г. «положение здешнего крестьянства куда лучше состояния этого класса в Ирландии».Кокрейн отмечал в России «изобилие продуктов, они хороши и дешевы», а также «огромные стада» в обычных деревнях. Другой английский путешественник в 1839 г. писал, что русские мужики живут намного лучше, чем низшие классы не только в Ирландии, но также в Англии и в Шотландии.Мифом являлось и утверждение, что крепостные крестьяне не имели никаких прав, а помещики безнаказанно мучили и убивали крестьян.Права крепостных крестьян были ограничены по сравнению с другими группами населения, однако крепостной крестьянин мог быть истцом и свидетелем в суде, присягал на верность царю, имел право с согласия помещика переходить в другие сословия.По словам одного из крупнейших современных историков Б. Н. Миронова, «вопреки распространенному в литературе мнению, крестьяне и юридически и фактически вплоть до 1861 г. имели право жаловаться на своих помещиков и активно им пользовались». Старались, по старой русской традиции не мелочиться и жаловаться сразу НАВЕРХ. 1767 г. Екатерина II даже запретила подавать жалобы лично ей, «мимо учрежденных на то правительств».В отличие от многих государств Европы (например, Польши, где убийство крепостного вообще не считалось государственным преступлением и подлежало только церковному наказанию) законы России защищали жизнь и имущество крестьян от помещиков. «Убийство крепостного рассматривалось как тяжкое уголовное преступление».В случае неумышленного убийства (в драке) дворянин подвергался тюремному заключению до специального распоряжения царя. При предумышленном убийстве крестьянина виновного казнили, независимо от социального происхождения. Когда смертную казнь отменили —  каторга.Екатерина II в 1775 г. уполномочила генерал – губернаторов преследовать помещиков за жестокое обращение с крестьянами вплоть до конфискации имений и передачи их в управление опекунским советам. Александр I в 1817 г. указал за произвол помещиков предавать их суду и брать имения под опеку казны.За 1834 – 1845 гг. правительство привлекло к суду 2838 дворян и осудило из них 630 человек. В правление Николая I в опеке находилось ежегодно около 200 имений, взятых за плохое обращение помещиков с крестьянами. За этот же период в России было осуждено 0,13 % крестьян за неповиновение помещикам и 0,13 % помещиков за превышение власти над крестьянами.К 1916 г. (по данным земской статистики) крестьяне владели 90 % пашенной земли и также 94 % скота в Европейской России, а также 100 % в Азиатской России. По словам русского историка С. Г. Пушкарева «по составу землевладения Россия уже в 1905 г. была совершенно крестьянской страной (в большей степени, чем какая-либо из европейских стран)».

Профессор Гарварда Ричард Пайпс отмечает, что в отличие от государств Европы Англии, Испании, Италии, Франции, где подавляющая часть земли находилась в руках крупных землевладельцев, до революции 1917 г. «Россия … была классическим примером страны малых крестьянских хозяйств».

Ирония истории заключается в том, что именно после победы революционеров крестьян насильно загнали в крупные хозяйства – колхозы, через которые государство эксплуатировало народный труд, сделав фактически всех крестьян батраками.

А те, кто сопротивлялся – были убиты или отправлены в ссылку… вот тогда и начались известные всем советским людям «вечные» проблемы с сельским хозяйством.

Инфа и фото (С) интернет. Основа инфы: http://storyfiles.blogspot.ru/2014/04/blog-post_12.html

Источник: https://pantv.livejournal.com/1490205.html

Не надо свободы: почему крестьяне были недовольны отменой крепостного права

Реформой 1861 года остались не удовлетворены как помещики, так и крестьяне. По всей стране вспыхнули бунты, на подавление которых ушло много сил и времени.

Указ об отмене крепостничества хотели издать и Александр I, и Николай I. Но под влиянием приближённых людей и политической ситуации они отказались от этой затеи.

Фактрум рассказывает, по каким причинам бывшие крепостные, ставшие свободными, вовсе не хотели этой свободой пользоваться.

«Освобождение крестьян (Чтение манифеста)». Б. Кустодиев

В период с начала и до середины XIX века в России было зарегистрировано более двух тысяч крестьянских восстаний. Крепостные были недовольно помещичьей кабалой и непосильными суммами оброков и барщин.

Бывший в то время у власти Александр II справедливо рассудил, что настало время для отмены крепостного права. Для начала он поручил крупным помещикам предоставить его проекты устранения крепостной зависимости крестьян, но все они царя не удовлетворили.

Тогда за дело взялся специально созданный Секретный комитет.

Его участники разработали Манифест и Положение об освобождении крестьян, бывших крепостными. Указ об освобождении в своих владениях зачитывали сами помещики.

Так крестьяне узнали, что вместе со свободой они должны были получить от своего помещика и надел земли.

За пользование ей свободные крестьяне обязаны были или платить оброк, или работать на помещика, то есть отбывать барщину. Такие крестьяне именовались временнообязанными.

Главы сельских общин могли заключить с барином договор, где указывались размеры предоставляемых наделов в постоянное пользование и размер обязательных повинностей.

А с 1883 года временнообязанные крестьяне, чтобы получить землю в своё единоличное пользование, обязаны был выкупить её у помещика. Для этого выкупному крестьянину нужно было сразу заплатить 20% от цены на землю, а оставшиеся 80% барину платило государство.

Эти 80% крестьяне должны были вернуть государству, погашая свой долг определёнными суммами на протяжении 49 лет.

Улучшение крестьянского быта? Как бы не так!

Сразу после того, как в народе узнали об освобождении крепостных крестьян, среди них поползли слухи, что зачитанный помещиками указ — ненастоящий. Настоящий же якобы от крестьян утаили.

Такие слухи появились на почве того, что фактически крестьяне стали свободными, но не собственниками земли, на которой они работали и жили.

Сразу после оглашения Манифеста в стране случилось несколько крупных крестьянских восстаний.

Не все крестьяне были неграмотными и не умели считать. Самые умные быстро вычислили, что землю помещики им продают по цене в несколько раз выше рыночной.

Таким образом за 49 лет выплат государству они переплачивали почти 200%! А если крестьянин не мог совершить выкупной платёж в указанный срок, то его подвергали телесным наказаниям.

Но не только ненормальные условия платежей и наказаний за просрочку стали причиной недовольства крестьянства.

Не нравились им и наделы земли, выделенные помещиком, и не зря. Право раздавать землю было закреплено за её владельцем, поэтому помещики оставляли себе лучшие земли, отдавая крестьянам что похуже. А тем приходилось трудиться на износ, чтобы платить оброк.

Кроме того, ушлые помещики своими личными наделами земли отрезали крестьян от пастбищ, лесов и рек. Крестьянам приходилось арендовать и помещичью землю, отрабатывая на ней барщину. Условия новой барщины отличались от прошлой, срок работы на помещика был сокращён.

Мужчина должен был отработать 40 дней, а женщина — 30.

«Сбор недоимок (Уводят последнюю корову)». А. Корзухин

Незавидной была участь и дворовых людей — помещичьих слуг, они-то земли не имели и, следовательно, оставались без средств к существованию. Многие из них уходили на заработки в город, но, не найдя работы, были вынуждены жить на улице и просить милостыню.

Одной из положительных сторон отмены крепостного права можно назвать то, что помещики лишились права продавать и покупать крестьян как вещи. Но, тем не менее, вмешиваться в жизнь своих подчинённых помещик мог на уровне разрешения денежных или личных споров. Также свободные крестьяне, не имеющие земли, шли устраиваться на фабрики и заводы, что поспособствовало индустриализации России.

 «Трезвые бунты» при Александре II: народ против пьянства 

Источник: https://www.factroom.ru/obshchestvo/ne-nado-svobody-pochemu-krestyane-byli-nedovolny-otmenoj-krepostnogo-prava

Светланка: Реформа 1861, крестьяне и земля, как главная причина революции..

Крестьяне и земля

Корни революции и Гражданской войны – в реформе 1861 г., когда крестьяне были освобождены от крепостной зависимости почти без земли. Было утверждено «временнообязанное» состояние — крестьяне были обязаны продолжать барщину или оброк до выкупа земли. Почему-то решили, что это продлится 9 лет, а за это время крестьяне накопят денег на выкуп.

Денег крестьяне накопить не могли, и пришлось издать закон об обязательном выкупе. Точнее, государство заплатило помещикам плату за землю, переходящую к крестьянам – и обязало крестьян вносить в подконтрльные правительству банки выкупные платежи. Фактически, крестьяне оказались вынуждены платить государству высокую арендную плату за землю.

Какого же размера были эта платежи и подати?

Как ни странно, мало кто из нас знакомился с исключительно важным историческим документом пореформенной России – «Трудами податной комиссии». Но подробные выписки из нее сделал К.Маркс в своей работе «Заметки о реформе 1861 г.» [27]. Оттуда и возьмем некоторые данные.

Бывшие государственные крестьяне вносили налоги и подати в размере 92,75% своего чистого дохода от хозяйствования на земле, так что в их распоряжении оставалось 7,25% дохода. Например, в Новгородской губернии платежи по отношению к доходу с десятины составляли для бывших государственных крестьян ровно 100%.

Бывшие помещичьи крестьяне платили из своего дохода с сельского хозяйства в среднем 198,25% (в Новгородской губернии 180%). Таким образом, они отдавали правительству не только весь свой доход с земли, но почти столько же из заработков за другие работы. При малых наделах крестьяне, выкупившие свои наделы, платили 275% дохода, полученного с земли!

Выкупные платежи крестьян за свою же общинную землю были тяжелейшей нагрузкой. В 1902 г. они составили 90 млн. рублей – более трети тех денег, что крестьянство получало от экспорта хлеба.

Освобождение от выкупных платежей – одно из главных завоеваний крестьянства в революции 1905-1907 гг. Уже в 1906 г. выкупные платежи снизили до 35 млн., а в 1907 г. – до 0,5 млн. рублей. Фактически, они были отменены.

Поскольку крестьяне составляли подавляющее большинство населения России, эти высокие налоги, дополняемые косвенными налогами на продажи предметов первой необходимости, даже при низкой доходности крестьянского хозяйства стали важнейшим источником средств для финансирования индустриализации, создания анклавов капиталистического хозяйства. За счет этих денег, например, финансировалось строительство железных дорог, которые затем приватизировались, и крестьянские деньги переходили в карман буржуазии. В наброске письма Вере Засулич о судьбах русской крестьянской общины Маркс писал о российском капитализме:

«Государство выпестовало те отрасли западной капиталистической системы, которые, нисколько не развивая производственных возможностей сельского хозяйства, особенно способствуют более легкому и быстрому расхищению его плодов» [28].

Надо подчеркнуть вещь, которая с трудом укладывается в наше «прогрессистское» сознание: такое важное принесенное капитализмом техническое средство, как железные дороги, вело к разорению крестьянского хозяйства и к резкому ухудшению материального положения крестьян. Виднейший специалист в области хлебной торговли П.И. Лященко писал:

«Железные дороги вместо того, чтобы служить клапаном, вывозящим избыток, стали постепенно служить способом для более легкого и полного выжимания из хозяйства последнего пуда хлеба, последней копейки» [29].

Таким образом, налоговый пресс искусственно поднял товарность сельскохозяйственного производства, так что крестьяне были вынуждены продавать зерно и скот, сокращая собственное потребление.

С другой стороны, появившиеся железные дороги облегчили заготовки хлеба и отправку его в порты и прямо на экспорт. Но этот экспорт, давая большие доходы банкам и правительству, мало сказывался на экономике крестьянского двора… П.И.

Лященко «Русское зерновое хозяйство в системе мирового хозяйства» (М., 1927)… пишет:

«Иностранный капитал шел в Россию в виде финансового капитала банков для обоснования здесь промышленных предприятий, но тот же иностранный банковый капитал захватывал и все отрасли нашей торговли, в особенности сельскохозяйственными продуктами…

Он начинает приливать в хлебную торговлю и руководить ею, или непосредственно основывая у нас свои экспортные ссыпки, конторы (как, например, конторы французской фирмы Дрейфус, немецкой Нейфельд, массы греческих, отчасти итальянских и др.

) и специальные экспортные общества, или субсидируя и кредитуя те же операции через сложную систему кредита, находившуюся также в руках иностранного капитала

В начале ХХ века, когда государство с помощью налогообложения стало разрушать натуральное хозяйство крестьян без модернизации – просто заставляя крестьян выносить продукт на рынок, терпение крестьян лопнуло. Вот что говорил историк В.В. Кондрашин на международном семинаре в 1995 г.:

“К концу XIX века масштабы неурожаев и голодных бедствий в России возросли… В 1872-1873 и 1891-1892 гг. крестьяне безропотно переносили ужасы голода, не поддерживали революционные партии. В начале ХХ века ситуация резко изменилась.

Обнищание крестьянства в пореформенный период вследствие непомерных государственных платежей, резкого увеличения в конце 90х годов арендных цен на землю… — все это поставило массу крестьян перед реальной угрозой пауперизации, раскрестьянивания… Государственная политика по отношению к деревне в пореформенный период… оказывала самое непосредственное влияние на материальное положение крестьянства и наступление голодных бедствий” [30].

Плата, которую платили крестьяне помещикам за аренду земли, была столь высока, что сегодня невозможно объяснить читателям (и даже в личных разговорах), как же такое могло быть. По данным помещичьих местных комитетов, созданных С.Ю.Витте, перед 1905 г.

крестьяне 49 европейских губерний ежегодно выплачивали помещикам за аренду 315 млн. рублей, то есть в среднем по 25 руб. на двор (вспомним, что все годовое пропитание крестьянина обходилось примерно в 20 рублей) [31, c. 117]. А.В.

Чаянов в книге “Теория крестьянского хозяйства” (1923) пишет:

“Многочисленные исследования русских аренд и цен на землю установили теоретически выясненный нами случай в огромном количестве районов и с несомненной ясностью показали, что русский крестьянин перенаселенных губерний платил до войны аренду выше всего чистого дохода земледельческого предприятия” [32, c. 407].

Политика землеустройства при выделении наделов крестьянам во время реформы 1861 г. заложила основания для глубокой вражды между крестьянами и помещиками. К 1917 г. эта вражда переросла в ненависть.

Суть в том, что при разделе земли помещики отделили от дореформенной площади крестьянских наделов более 20%, а в черноземных губерниях «отрезки» доходили до 40% и более [31, c. 107]. При этом именно помещик обладал правом размежевания, и он разместил «отрезки» таким образом, что они окружали крестьянские наделы.

Тем самым помещик резко затруднил для крестьян и ведение хозяйства, и даже быт – и это стало средством угнетения крестьян.

Вот приговор-наказ крестьян с. Казакова Арзамасского уезда (2 ноября 1905 г.):

«Помещики вскружили нас совсем; куда ни повернись, — везде все их земля и лес, а нам и скотину выгнать некуда; зашла корова на землю помещика – штраф, проехал нечаянно его дорогой – штраф, пойдешь к нему землю брать в аренду – норовится взять как можно дороже, а не возьмешь – сиди совсем без хлеба; вырубил прут из его леса – в суд и сдерут в три раза дороже, да еще отсидишь» [31, с. 115].

Во многих приговорах говорится, что помещики нарезали землю так, что не оставили крестьянам прогонов для скота, чтобы можно было пускать скотину на свой же выпас. Ставя крестьян в безвыходное положение, помещики заставляли их платить за аренду земли не деньгами, а отработками.

Для бедственного положения крестьян, составлявших 85% населения России, имелась фундаментальная причина. Развитие капитализма в России шло по совершенно иному пути, нежели на Западе. Оно уже и не могло в принципе повторить путь Запада, поскольку происходило при активном участии уже сложившегося зрелого западного капитализма.

Это влияние заключалось прежде всего в том, что западный капитал вне своей «метрополии» везде насаждал формы периферийного капитализма.

Иного и не могло быть, и утверждения нынешних антисоветских идеологов, что без Октябрьской революции в России установился бы такой же капитализм, как в Англии или Швеции, наивны (или недобросовестны).

Источник: https://cont.ws/post/529615

Нужно ли хранить деньги в земле?

  • Уважаемый Александр!
  • Реб Эльхонон опирается на слова Талмуда в трактате Бава Меция (42а): Кесэф эйн лаэм шмира эля ба-карка — деньги сохраняются только в земле.
  • Приведем высказывание полностью и попробуем проанализировать смысл этого закона:
  • Итак, Мишна, глава а-Мафкид («Оставляющий на хранение») гласит:

Человек оставляет на хранение своему товарищу монеты.

Если (тот) связал их в узелок и нес за спиной, или передал их своим маленьким детям, или спрятал их недостаточно хорошо, — обязан заплатить за их потерю хозяину. Так как не хранил их так, как следует. Если же хранил их как следует, но они пропали, — не обязан платить хозяину за потерю.

На это Талмуд приводит высказывание раби Ицхака:

Пусть всегда держит человек свои деньги при себе, как сказано в Торе: «Держи узелок с деньгами в руке!». Раши: «а не на хранении у других, дабы иметь возможность их выгодно вложить, купив товар, который всегда может появиться».

И еще одно высказывание Талмуда от имени раби Ицхака о деньгах:

«Всегда пусть хранит человек свои деньги, поделив их на три части.

1. Часть в земле 2. Часть в товарах 3. Часть наличными в руках (Раши: дабы иметь возможность купить выгодный товар)».

Дальше пропускаем отрывок, не относящийся к теме.

Когда Талмуд (=Гемара) возвращается к обсуждению этой темы, он приводит высказывание Шмуэля:

Деньги можно хранить только в земле. Раши: «потому что, если украли их из другого места, обязан тот, кто взялся их сохранить, заплатить хозяину, так как это его халатность как хранителя».

Далее:

Сказал Рова: «Если дело происходит в канун субботы, мудрецы не обязывают человека, принявшего деньги на хранение, сразу зарывать их в землю, он может закопать их после субботы. Но если прошло больше времени, чем нужно для того, чтобы их закопать, а он не закопал и их украли, тогда он должен платить».

Далее Талмуд говорит, что все зависит от профессионализма воров и их умения похитить деньги из различных (или любых) укрытий и тайников.

Итак, понятно, что лучший способ хранения денег зависит от места и времени (РАМО 291:18, он приводит комментарий Мордехая к этой гмаре).

Это же относится к разделению денег на три части — это совет, как не остаться без денег: не класть их «в одну корзину». Это не закон, но реб Эльхонон считал, что совет мудрецов Талмуда многого стоит!

С уважением, Мендель Агранович

Источник: https://toldot.ru/urava/ask/urava_8510.html

Зачем на Руси деньги закапывали в землю

Новости

Немало случаев, когда в земле находили клады, и порой очень старинные. Чаще всего это были тайники, устроенные в земле. Почему же наши предки предпочитали хранить деньги и ценности в таких местах?

Кубышка в тайнике

До революции 80-90% населения России составляло крестьянство. Небольшие денежные суммы на текущие расходы крестьяне держали дома. Если же заводилось побольше монет, клали заначку под порог или прятали в «красном углу». Иногда втыкали монеты в стыки бревен, из которых состояла изба.

Но некоторые крестьяне были зажиточными или же копили деньги на дорогостоящие покупки – новый дом, корову, лошадь. Крупную сумму обычно клали в кубышку или еще какую-нибудь емкость и зарывали на огороде или в поле, прятали в погребах и колодцах, порой даже в лесу, каким-то образом пометив место тайника. Бывали случаи, когда деньги даже закапывали в чью-то могилу – обычно кого-то из близких.

Ещё в XVII веке приезжающих в Россию иностранцев удивляла привычка русских держать деньги зарытыми в землю. Так поступали и европейцы, но в Европе было принято закапывать клады в связи с какой-то экстремальной ситуацией – скажем, при осаде населенного пункта. А для русских это являлось обыденностью. Почему же такой способ хранения считался самым надежным?

Боязнь пожаров

Пожары в сельской местности были делом частым. Бывало так, что люди успевали спастись, но все имущество погорельцев уничтожалось огнем. Хотя вплоть до XVIII столетия в ходу на Руси были только металлические монеты, и их могло попортить пламя – например, от сильного жара они могли почернеть и расплавиться. Поэтому считалось, что в земле сбережения будут сохраннее.

Защита от краж

Воровство тоже не было редкостью. Если бы в крестьянскую избу забрались грабители, они в первую очередь стали бы искать деньги в доме. Тайник вне дома отыскать, не зная точных примет, было сложно.

Захоронка «на чёрный день»

В истории России было немало перипетий. Русь пережила и татаро-монгольское иго, и революцию, и раскулачивание, и множество войн.

Всегда существовала опасность, что придут «лихие люди», «басурманы», солдаты, новая власть и силой отнимут все нажитое. Носить деньги и ценности с собой тоже было крайне рискованно.

Поэтому устраивали «схроны» в надежде воспользоваться их содержимым, когда все утрясется. Порой возвращались в эти места через много лет.

Массово зарывали клады в землю в годы Отечественной войны 1812 года, революции, Гражданской войны. Причем не только крестьяне, но и представители других сословий – купцы, дворяне. Клали в «захоронки» не только деньги, например, золотые монеты, но и фамильные ценности, ювелирные украшения.

Большинство кладов, впрочем, впоследствии так и не были востребованы бывшими владельцами и либо отыскивались случайно, либо так никогда и не были найдены.

Существует немало легенд и мифов о кладах и сокровищах, спрятанных различными людьми, порой даже очень знаменитыми. Немало энтузиастов занималось их поисками, но, как правило, безуспешно.

Отсюда поверья о так называемых «заговоренных» кладах, которые якобы могут отдаться в руки лишь избранным.

Отсутствие надежных способов хранения средств

Если в Европе первые банки появились еще в XII веке, то в России – только в XVIII-м.

Лишь в 1769 году в обращение были введены бумажные деньги – ассигнации, которые поначалу представляли собой всего лишь банковские обязательства, по которым можно было получить определенное количество монет.

Но ассигнации пользовались популярностью в основном у богатых слоев общества, так как у них был большой номинал — 25, 50, 75 и 100 рублей.

В 1772 году появилась Сохранная казна, которая принимала вклады от населения и выдавала ссуды под залог недвижимости или крепостных душ. Но понятно, что это также был вариант для зажиточных россиян, прежде всего для дворянства. Только в 1842 году появились сберегательные банки, куда можно было вносить деньги на счет. На сберегательную книжку можно было положить от 50 копеек до 300 рублей.

А в 50-е годы XIX столетия начали возникать различные акционерные общества. Акции также стали еще одним популярным видом инвестиций. В 1864 году в Санкт-Петербурге открылся первый коммерческий банк, держателями акций которого стали представители самых разных слоев населения – от аристократов до простых торговцев и ремесленников.

Сегодня мало кому может прийти в голову хранить деньги в земле. Тем более что бумажные купюры в таких условиях могут легко испортиться.

Хотя по-прежнему далеко не все россияне доверяют банкам, и многие из нас, живя в городских квартирах, держат «заначки» в «чулке» или под матрасом.

Возможно, это наследие формировавшегося веками менталитета, который подсказывал нашим предкам складывать деньги в кубышку и прятать подальше от посторонних глаз

Источник: https://zen.yandex.ru/media/cyrillitsa.ru/zachem-na-rusi-dengi-zakapyvali-v-zemliu-5b7117ea81115500a962c934?from=channel

Больше новостей

Источник: https://newseum.ru/novosti/zachem-na-rusi-dengi-zakapyvali-v-zemlyu/full/

Как у нас получилось отменить рабство

В России принято подозрительно относиться к реформам — как бы хуже не стало. Но бывали в нашей истории времена, когда власть не только понимала необходимость реформ, но даже их проводила

Об освобождении крестьян российские государи размышляли почти сто лет — об этом думала Екатерина II, это собирался сделать Александр I (но передумал) и даже Николай I (но побоялся, хотя в учебниках истории мелькают девять секретных комитетов, которые рассматривали эту проблему). Тем не менее, и после смерти Николая I и воцарения его сына Александра II Россия оставалась единственной страной в Европе, где сохранялось крепостное право.

В Европе Россию воспринимали как варварскую страну прежде всего из-за крепостного права. Рабов европейцы привозили из Африки в Америку. Страна, в которой рабами были белые люди, не могла считаться европейской. При этом важно знать, что крепостными были только русские люди, в то время как финны, татары, мордва и другие народы Поволжья были свободны.

Источник: http://www.librius.net/b/71250/read#t95Иллюстрация: Рита Черепанова для ТД

Как было устроено рабство в России

В середине XIX века существовало три главных категории крестьянства — помещичьи, государственные и удельные. Первые составляли 47,3%  численности крестьянства, вторые — 48,8%, третьи — 3,9%.

Читайте также:  Кольцо «спаси и сохрани»: как к этому относится церковь

Между этими категориями было много общего, но были и различия.

С одной стороны, государство собирало со всех крестьян подушную подать (в частности, поэтому они назывались податным сословием), а также накладывало на них натуральные повинности — рекрутскую, постойную, подводную, дорожную и другие.

Все они были наследственно прикреплены к своему сословию, месту жительства, общине и владельцу. Они не имели свободы передвижения: с 1719 года крестьянин не мог отлучиться от места житель­ства далее чем на 30 верст, не имея выданного администрацией паспорта.

С другой стороны, их юридическое положение заметно различалось.

Почему судьи штампуют чужие решения   Когда соцсети в России взрывает очередной несправедливый приговор, возникает вопрос: как мог судья под этим подписаться? Сама система подталкивает судью к тому, чтобы оформлять принятые не им решения  

К моменту реформы более трети населения России — 23 миллиона помещичьих крестьян  находились в личной зависимости от своих владельцев и, помимо государственных, обязаны были выполнять и частновладельческие повинности. Помещик собирал с крестьян оброк (деньгами и продуктами) и заставлял трудиться на барщине, то есть даром работать со своим инвентарем на его земле. Часто обе повинности сосуществовали.

Крепостные крестьяне  не могли выбирать себе занятие — им запрещалось заниматься откупами и подрядами, вести портовую торговлю, открывать фабрики и заводы, выдавать векселя и т.д.

Побег рассматривался как преступление. Пойманных беглых крестьян пороли и возвращали владельцам.

Помещик мог продавать крестьян оптом и в розницу, ссылать их в Сибирь, закладывать в банках, переселять в другие имения, отдавать их в рекруты вне очереди. Он имел право наказывать их и распоряжаться их личной жизнью (в том числе браками), он был собственником всего крестьянского имущества.

Побег рассматривался как преступление. Пойманных пороли и возвращали владельцам. юридически помещик не имел права лишь убить крепостного

Некоторые помещики обезземеливали своих крестьян, переводя их на шестидневную барщину и выплачивая им содержание продуктами и одеждой. Эта самая тяжелая форма крепостничества называлась месячиной и фактически была рабством.

Юридически помещик не мог лишь убить крепостного.

Государственные крестьяне, в число которых входили несколько десятков категорий сельских жителей с самым разным правовым статусом, официально именовались свободными сельскими обывателями.

В юридическом отношении (и целом ряде других) их положение в сравнении с помещичьими было куда благоприятнее. Они имели личные права по имуществу и договорам. Они имели право избирать себе род деятельности (заниматься торговлей, промыслами), переходить в другое сословие, приобретать на свое имя имущество, в частности, землю. Их нельзя было наказывать иначе, как по приговору суда.

Помимо подушной подати и выполнения государственных повинностей, они платили денежную оброчную подать. При этом в западных губерниях часть государственных крестьян была на барщине.

Удельные крестьяне, как и государственные, платили оброчную подать за свои наделы, но не государству, а императорской фамилии.

Как крепостное право мешало стране

Крепостное право тормозило развитие экономики.

Именно из-за крепостного права население по территории страны распределялось неравномерно.

Так, в 1863 году Центрально-Черноземный, Средневолжский  и Малороссийский районы, занимавшие в сумме 12,8% территории Европейской России, сконцентрировали 31,0% ее населения, что стало важной причиной аграрного перенаселения.

В то же время в Южном степном и Юго-Восточном районах, занимавших 23,6% площади Европейской России, проживало лишь 16,6% ее населения.

Крепостное право препятствовало развитию городов. Урбанизация России шла крайне медленными темпами — горожане и жители пригородов составляли 9,1% населения в 1825 году и 9,0% — в 1856 году.

Крепостное право прямо препятствовало созданию в России рынка свободной рабочей силы. Нельзя сказать, что промышленность не развивалась, однако в сравнении с темпами промышленного роста Запада это было топтание на месте.

Если в конце XVIII века на Россию приходилось порядка трети мировой выплавки чугуна, то к 1860 году — не более 4%.

За 1830-1862 годы выплавка чугуна в России выросла в 1,8 раза, во Франции — в четыре раза, в США — в 4,9 раза, а в Англии — в 5,6 раза и т. д.

россия осталась единственной европейской страной, в которой сохранилось рабовладение. и части элиты было за это стыдно

Основанная на крепостном принудительном труде промышленность не имела серьезных стимулов к развитию. Дешевизна ручного труда делала ненужным внедрение новых технологий, рост производительности труда и появление новых отраслей, то есть прямо стояла на пути научно-технического прогресса.

Крепостное право не позволяло населению страны реализовать свой личностный потенциал — как сказали бы сейчас, ограничивало социальную мобильность.

Как известно, родоначальниками многих выдающихся фамилий текстильных фабрикантов — Морозовых, Коноваловых, Разореновых и других — были выходцы из крепостных крестьян.

Первым в 1795 году выкупился на свободу крепостной графов Шереметевых фабрикант Ефим Иванович Грачев — за громадную сумму 135 тысяч рублей. Считая оброк того времени за пять рублей с ревизской души — это оброк с 27 тысяч крестьян.

В сравнении с этим сумма выкупа на свободу Саввы Морозова, крепостного Николая Рюмина, — 17 тысяч рублей — две достойные годовые генеральские зарплаты — сравнительно скромна. Легко представить, сколько несостоявшихся капиталистов имелось среди десятков миллионов российских крестьян.

К отмене крепостного права императора Александра II подтолкнуло множество причин — и не в последнюю очередь то, что среди части российской элиты владеть рабами стало считаться просто стыдным. Но катализатором реформы считается военное поражение.

Крымская война (1853-1856) ясно продемонстрировала масштабы технического отставания России от передовых стран Запада, которые воевали на стороне Турции.

Русские парусные корабли не могли конкурировать с английскими и французскими пароходами, в некоторых сражениях союзники просто расстреливали из дальнобойных нарезных штуцеров русскую пехоту с ее устаревшими гладкоствольными ружьями; от Балаклавы до Севастополя англичане проложили железную дорогу и т.д.

Выяснилось, что государству нужны новые пушки, новые снаряды и патроны, качественный порох, нарезные винтовки, современный флот, десятки тысяч верст рельсовых путей и многое другое. Чтобы получить все это и вернуть себе статус мировой державы, стране нужно было переходить от аграрного общества к индустриальному, то есть ей нужна была модернизация.

Как разводили крестьян с помещиками

Александр II подписал Положение об освобождении помещичьих крестьян 19 февраля 1861 года, в шестую годовщину своего вступления на престол.

Крестьяне объявлялись лично свободными. Их больше нельзя было продавать, переселять, делать дворовыми.

Они приобретали гражданские права — свободно вступать в брак, заключать сделки, судиться, владеть имуществом, становиться фабрикантами и торговцами, поступать в сред­ние и высшие учебные заведения, переходить в другие сословия. Однако реализация многих из этих прав ставилась в зависимость от решения общины.

Крестьян освободили с землей, которую они обрабатывали, но за нее нужно было заплатить.

Выбор был такой: либо, как раньше, платить за пользование землей оброк и отрабатывать барщину, либо воспользоваться государственным кредитом и выкупить надел.

Поэтому с момента обнародования манифеста крестьяне назывались «временнообязанными»: временно — то есть до заключения выкупной сделки, обязанными — владельцу земли.

Правительство исходило из того, что помещик не должен потерять в доходах: за землю он должен получить капитал, проценты с которого будут примерно равны старому крестьянскому оброку. Схема была такая. Для оценки выкупаемого надела оброк капитализировался из 6% — иначе говоря, земля оценивалась в 16,6 годового оброка.

Государство оформляло крестьянину в кредит до 80% этой суммы на 49,5 года, крестьянин возвращал долг по 6% в год. Никаких денег на руки крестьянин не получал, государство платило за землю напрямую помещику, причем не деньгами, а ценными бумагами с доходностью 5% годовых. Разница между ставками — 1% — шла на погашение основного долга крестьянина и на расходы по ведению дела.

После выкупа крестьянин должен был стать собственником своей земли.

Выкупная операция напоминала нынешнюю ипотеку. кредитором выступало государство, заемщиком — крестьянин, а деньги получал помещик

Выкуп мог быть добровольным — если крестьяне договаривались с помещиком, и принудительным — по требованию помещика (в последнем случае он получал только плату от государства, крестьяне не доплачивали).

В целом эта схема сработала: уже к 1877 году на выкуп перешли 78% крестьян, при этом в двух случаях из трех он состоялся по требованию помещиков. Крестьяне платили выкупные платежи вплоть до 1906 года, когда, столкнувшись с первой русской революцией, государство простило им и оставшиеся платежи, и накопившиеся по ним недоимки.

В учебниках истории к крестьянской реформе выдвигаются два типа претензий: земли крестьянам дали слишком мало и взяли за нее слишком дорого. Но исследования показывают, что эти претензии несостоятельны.

Чтобы довести размер выкупного надела до нормативного (установленного для каждой местности отдельно), государство практиковало «отрезки» и «прирезки». Критики реформы всегда напирали на эти «отрезки», которые у помещичьих крестьян составили 18%.

Но если не учитывать «дарственников» (четверть высшего надела можно было получить бесплатно, и 640 тысяч человек этим воспользовались) отрезки равнялась уже 12-13%. Удельные крестьяне потеряли всего 1,7% земли, а государственные сохранили свои наделы полностью.

В общем, главная масса крестьянства удержала за собой ту землю, которой она пользовалась в крепостное время. Помещичь­и крестьяне получили по 3,4 де­сятины, удельные — 4,9 десятины, государственные — 5,7 десятины на душу мужского пола (одна десятина — 1,09 гектара).

Эти наделы безусловно обеспечивали прожиточный минимум.

Что касается дороговизны, то ответ на него зависит от того, как считать: цена выкупа действительно была выше рыночной в 1861 году, но к 1907 году земля подорожала всемеро, а с учетом инфляции — более чем вчетверо.

Помещики, в свою очередь, не без оснований считали, что с ними обошлись несправедливо.

Во-первых, государство заставило продать их свою личную собственность, а во-вторых, при расплате за землю оно вычло долги, которые они наделали в казенных банках под залог имений и крепостных.

В итоге помещики получили на руки лишь около трети выкупной суммы. Да и ту не деньгами, а ценными бумагами, которыми не все сумели разумно распорядиться.

Как крестьяне попали в новое крепостное право

Освобождая крестьянина, реформаторы искали механизм, который, с одной стороны, обеспечил бы крестьянину прожиточный минимум, а с другой гарантировал бы исполнение им своих обязательств перед казной и помещиками. Для решения этих задач большая часть власти помещика была передана крестьянским общинам, преобразованным в «сельские общества», куда входили крестьяне, жившие в одном селении и принадлежавшие одному помещику.

Община как форма общежития, как традиционная социальная организация существовала в России исстари. У отдельных категорий крестьян в разное время объем ее функций и прав был различен. К середине XIX века она выполняла разнообразные функции, в том числе, управленческого, производственного, податного и полицейского характера — однако под контролем помещиков.

власть помещика над крестьянином была не ликвидирована, а передана крестьянской общине

После 1861 года община в лице сельского схода получила огромный объем власти над своими членами.

Она стала юридическим собственником земли и распределяла ее между дворами в соответствии с местными обычаями, а затем, сообразно разверстке земли, облагала дворы податями, не только государственными, но и земскими и мирскими.

При этом община получила право устраивать переделы земли в соответствии с изменением числа членов, и это считалось гарантией от пролетаризации.

Чтобы гарантировать крестьянские платежи, был введен институт круговой поруки, который существовал у государственных крестьян.

Соответственно, община не только могла налагать взыскание на движимое и недвижимое имущество должника, подвергать его телесному наказанию, отдавать его в принудительные работы, но даже отбирать у него надел.

Все эти действия община осуществляла бесконтрольно. Отказаться от надела и выйти из общины было очень сложно.

30% православных считают, что Бога нет   До 85% жителей России называют себя православными. При этом примерно треть из них признается, что в Бога не верит, а те, кто верят, в церковь почти не ходят. Так сколько же на самом деле православных в России?  

Поскольку земельный фонд общины оставался постоянным, а число ее членов естественным образом постоянно менялось (люди рождались, взрослели, умирали), в большинстве общин передел земли был рутинной процедурой.

Получая от «мира» надел сегодня, крестьянин не мог быть уверен в том, что завтра, при следующем переделе, «мир» оставит за ним этот надел, а не заменит его другим. И это начисто лишало его стимула к интенсивному земледелию.

Положение крестьян в общине напоминало положение жильца в общежитии: кто будет делать евроремонт в своей комнате, зная, что в ней вскоре будет жить чужой человек?

Крестьяне говорили: нет прав, если не от мира. Гражданские права крестьянина действительно полностью зависели от произвола общины.

Без санкции общины крестьянин не мог, например, вступить в наследство, сдать свою землю в аренду, разделить семью (потому что молодоженам нужен был свой надел).

Община курировала получение паспортов, она имела право вытребовать крестьянина обратно через полицию, а также ссылать в Сибирь своих членов, признаваемых ею порочными.

Главным изъяном реформы оказались не «отрезки», а формирование особого правового режима жизни крестьянства. Крестьянское судопроизводство основывалось не на писаном законе, а на обычае, который якобы существовал в каждом из сотен тысяч селений.

Уравнительно-передельная община, созданная реформой 1861 года, исковеркала представления крестьян об основах социального общежития; община не то что не смогла привить крестьянам представления о том, что такое собственность и правопорядок, но ровно наоборот — зацементировала средневековые идеи о том, что «земля ничья», «Божья» и т. д. В итоге российские крестьяне в подавляющем большинстве не знали, что такое частная собственность. Не имея своей собственности, они не ценили чужую. Забегая вперед, отмечу, что это сыграло роковую роль в годы революции 1917 года и гражданской войны.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

ПОДДЕРЖАТЬ

Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких дел» вам на электронную почту? Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку!

Источник: https://takiedela.ru/2017/04/takaya-rossiya-reforma/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector