Почему русские не переходили дорогу идущим на кладбище

ГлавнаяПохороны

Нельзя переходить дорогу покойнику — это народная мудрость, о которой часто забывают из-за отсутствия уважения к траурному ритуалу. Умерший обладает особой аурой, по фольклорным поверьям, она заражает мешающих процессии людей, утягивает в могилу следом. Неизвестно, имеет ли суеверие реальную основу, но людская вера в него сильна.

Почему нельзя переходить дорогу похоронной процессии

Первый ритуальный атрибут похорон — процессия: гроб, переносимый людьми, либо автомобиль с гробом, едущий на кладбище.

Суеверие возникло как защита процессии от посторонних. Есть мнение, что пересечь путь умершему — значит, навлечь на себя беду.

Покойник переходит в загробный мир, его сопровождает горе, стенания, страх — почва для роста предрассудков. Пересечь дорогу похоронам — значит, навлечь беду, как утверждает примета.

Другая трактовка говорит, что тело, двигающееся на кладбище, по дороге окружают Демоны и Ангелы, сражающиеся за грешную душу. Своим взаимодействием и желанием перетащить покойника сущности создают коридор между жизнью и смертью, затрагивающий всех вокруг. Переходить путь похоронной процессии — значит, вторгнуться в этот коридор, захватить часть мертвой энергетики.

Смельчаки, делающие это нарочно, показывающие свою ловкость, сноровку и неверие в традиции, заканчивали плохо. Нельзя переходить путь, нельзя обгонять похоронную машину.

Известны случаи, когда опередившие процессию водители вылетали в кювет, попадали в аварии, переворачивались посреди дороги без причин.

Глупцов, считавших суеверия вымышленными, постигала похожая кара: они ломали ноги, начинались проблемы с суставами, коленями, тремор в нижних конечностях.

Нельзя точно сказать, работает ли примета, но мнительному, суеверному человеку перед процессией с покойником лучше не появляться и не переходить перед ней дорогу.

Что делать если случайно перешел дорогу покойнику

Нет греха в том, чтобы перейти дорогу покойнику случайно. Можно не заметить процессию и переходить ее траекторию из-за зрения, рассеянности или отвлекшись на звонок, не терпящий отлагательств. Совершенное неумышленно действие не считается злым, но неприятные последствия зеваку настигнут: ухудшится здоровье, усугубится болезнь, начнется бессонница.

Последствия нарушенной приметы не загонят прохожего в гроб, но ухудшить физическое и моральное состояние им под силу. Чтобы избежать наказания за решение переходить улицу в неподходящий момент, проведите ритуалы:

  • сходите в церковь, причаститесь, скушайте просвиру — церковный хлеб. Исповедуйтесь, расскажите о своем поступке;
  • закажите молитву за здоровье;
  • поставьте свечу за покойника, которому пришлось переходить дорогу;
  • поставьте свечу Святому Николаю, Деве Марии;
  • дома зажгите лампадку у иконы, утром читайте Отче Наш;
  • будьте крепки в своей вере, не давайте болезни сломить ее.

При должном упорстве негатив пройдет сторонней дорогой, вера защитит от пагубных эффектов семью.

Если человеку ближе альтернативная магия, заговоры, шаманизм — нужно провести ритуал очищения духа, поставить духовную энергетическую защиту, чтобы кладбищенская аура покойника не могла переходить на живого.

Нуждаетесь в совете специалиста? Получите консультацию эксперта онлайн. Задайте свой вопрос прямо сейчас!

Обряды очищения не требуют подготовки, ведьминских навыков, их легко провести дома:

  1. Вечером положите емкость для сбора росы в траву, утром умойтесь полученной водой, приговаривая: смой с меня, утренняя роса, беды и болезни.
  2. Срежьте прядь своих волос, закопайте под березой, повторяя: деревце белое, чистое, забери недуги мои, сильнее ты меня, легко их вынесешь, а я человек лишь, стану покойником от них.
  3. Переходите от одного угла спальни к другому, расставляя тарелочки с солью на неделю. По истечении срока ссыпьте соль в темный непрозрачный пакет, мешочек, закопайте подальше от дома, не возле дороги.

Не употребляйте отработанную соль в пищу.

Неуверенным в своих силах людям, перешедшим дорогу покойнику, следует обратиться к профессионалу. Помните, религия не имеет отношения к колдунам и заговорщикам.

Мнение священнослужителей по поводу народных верований

Священники отрицательно относятся к тому, что прихожанин смешивает истинную веру со старыми языческими суевериями, не переходить путь церемонии и покойнику — одно из них. Православие отрицает приметы, поверья, заговоры, знахарок, ведуний, ворожек, всех, кто занимается колдовством.

У церкви есть каноны, по которым проводится погребение, отступление от них — грех, но данных о том, можно ли переходить процессии дорогу, нет.

Церковники успокаивают прихожан: плохого в том, что человеку случилось переходить покойнику дорогу — нет, если это случайность. Господь не формалист и наказывать нерасторопность, невнимательность, забывчивость не станет. Для успокоения верующий может сходить в храм и поставить свечку за упокой мертвецу.

Если христианин переходил дорогу процессии, дабы выказать презрение человеку, лежащему в гробу, Господь накажет его за вольность и гордыню. Бог не станет защищать наглеца, судьба его останется на попечении у бесов, демонов, остальных злобных сущностей.

Заслужить прощение покойника помогут искреннее раскаяние, ежедневная молитва, исповедь, поход в церковь каждое воскресенье.

Как вести себя при виде похоронного шествия

Похоронное шествие лучше обходить стороной. Если знаете, что в доме кого-то хоронят — об этом свидетельствует толпа народа, еловые ветки, крышка гроба у двери, катафалк — не нужно переходить на сторону случившегося, сверните, обойдите дом по другой дороге.

Если человек вынужден находиться рядом с покойником, он должен соблюдать правила:

  • не провожайте до кладбища процессию, если не знаете покойного;
  • на кладбище и по дороге не берите ничего с земли или из чужих рук;
  • при виде процессии мужчины должны снять шапку;
  • перекреститесь три раза;
  • не наступайте на цветы, которые бросают вслед покойнику, когда переходят на кладбище;
  • не наступайте по дороге на еловые ветки;
  • держитесь ровно, старайтесь не упасть.

Участникам похоронной процессии следует соблюдать осторожность, чтобы уберечься от болезней, неудач, порчи, которая часто делается на похоронах из-за кладбищенской ауры покойника.

Правила:

  • подготовьте мелочь. Вместе с горстью земли бросьте часть монеток на откуп могилы, чтоб не пришлось готовить деньги на новые гробы. Всю не бросайте, нищими останетесь;
  • следите, чтобы в гроб к покойнику по дороге ничего не подложили;
  • если видите человека, который переходит на шаг спиной вперед и идет за гробом — гоните, он пытается увеличить ведьминские силы;
  • следите, чтобы на покойном не вязали узлов и веревок — один из видов порчи;
  • при прощании не наступайте на лежащее около гроба полотенце;
  • веревки и канаты, на которых гроб с покойником опускают в яму, оставьте в могиле;
  • после участия в процессии и кладбищенской церемонии обязательно вымойте руки, каждая рука должна быть очищена от земли и грязи.

Покойнику нужно правильно переходить в загробный мир, по канонам и традициям. Нарушать уклад, обычаи не стоит, можно навлечь беду и горе, показать глупость и невежество.

Даже если суеверие ложно, не нужно переходить покойнику дорогу. Не оскорбляйте процессию, не показывайте неуважения к чужому горю. Встать, перекреститься, посочувствовать скорбящим — не трудно.

Статья проверена редакцией сайта Ссылка на основную публикацию

Нуждаетесь в совете специалиста?

Получите консультацию эксперта онлайн. Задайте свой вопрос прямо сейчас!

Пожалуйста оцените статью:

5,00 / 5 Загрузка…

Источник: https://sorokoviny.ru/pohorony/perehodit-dorogu-pokojniku

Приметы связанные с похоронами — как себя вести

Плохих примет на похоронах несравненно больше. Неудивительно — энергетика смерти очень тяжелая. Она не прощает ошибок, несоблюдение старинных правил до добра не доведет. Вполне возможно навести на себя или родственников умершего тяжелую порчу. Именно поэтому важно знать народные приметы о похоронах.

Похоронные суеверия — что нужно делать и нельзя

Каждый пришедший на кладбище должен бросить горсть земли на гроб, чтобы дух не беспокоил. На похоронах нельзя оглядываться, иначе дух покойного может пойти за вами.

После похорон проводится уборка — мытье пола и подметание, чтобы вымести смерть из дома. Как правило, поручают это друзьям семьи — родственникам усопшего запрещено. Метут и моют по направлению к порогу. Веник, тряпка и перчатки выбрасываются. Воду — вылить, где никто не ходит. Ведро — вымыть. После этого отправляться на поминки.

После кладбища полагается ехать на поминки или домой. Заходить в гости нельзя, приведете в этот дом смерть. По приезду с кладбища согрейте над свечой или помойте руки, это уберет энергетику смерти. На входе в дом очистите обувь от земли.

Соблюдайте поминальные приметы. Нельзя перебарщивать с алкоголем, петь, веселиться. В некоторых регионах нельзя говорить «спасибо». Усопшего вспоминают только хорошими словами.

Цветы на кладбище

Цветы на могилы принято класть с древности. Традиционно покойным приносят орхидеи, гвоздики, каллы, тюльпаны, хризантемы, астры. Можно купить букет цветов, которые при жизни нравились умершему.

Касательно цвета растений строгих ограничений нет. В Европе, например, желтые цветы считаются символом скорби, траура и разлуки. У славян были приняты неброские, строгие цветы на похоронах. Не должно присутствовать больше трех оттенков — пестрота не соответствует моменту скорби.

Покойному мужчине розовые тона в букете нежелательны. Хоронят молодую девушку — лучше принести белые и розовые цветы. Детям — белые и кремовые букеты. Чем старше умерший, тем темнее цветы. Растения в букетах должны быть живыми. Лучше, чтобы и венки состояли из живых цветов.

Сколько цветов дарят на похороны? Четное количество, но не больше восьми. В остальном траурные букеты мало чем отличаются от обычных. Принесенные на похороны цветы возлагаются на могилу. Их нельзя уносить. Они принадлежат покойнику. Если нет возможности посетить похороны, пришлите цветы с курьером и запиской, выражающей вашу скорбь.

Поверья для соседей умершего

Если у соседей похороны, придется соблюдать несколько правил даже, если с ними незнакомы, и присутствовать на прощании с усопшим не собираетесь. Не имеет значения, где вы живете — в многоквартирном доме или частном.

Запрещено спать в одном помещении с покойником

Соседям нельзя спать. Душа покойного может вселиться в тело спящего. Не все умершие легко относятся к факту своей кончины, разлуке с близкими и их горю.

 Почивший сосед может не пожелать уходить в иной мир и воспользоваться спящим человеком и прожить еще одну жизнь в его теле. Поэтому полагается разбудить всех, кто живет рядом.

Особенно, если речь идет о детях — их защита от подселения духов слабее.

Если в доме маленькие дети, под колыбель поставьте воду — она впитает негатив. Ребенок ест, когда по соседству прощаются с усопшим? Поставьте воду неподалеку и в этом случае. Пить ее нельзя, вылейте в канализацию после использования.

Можно ли смотреть на похороны из окна

В большинстве стран поверья запрещают это. Считается, кто разглядывает покойника или гроб из окна, скоро умрет от тяжелой болезни. Духу умершего не нравится пристальное разглядывание из окна.

Такое любопытство и живые считают бестактностью, а мертвые отличаются куда большей мстительностью. Дух способен утащить живого человека за собой. Даже если при жизни он не отличался злым нравом. Особенно тщательно придется присматривать за детьми. Если вы знаете о том, что будут похороны, следует заранее закрыть окна шторами.

Читайте также:  Наталья искандер: какой была праправнучка николая ii

Что делать, если правило нарушено случайно? Быстро отвернитесь и перекреститесь три раза. Пожелайте мысленно Царствия небесного умершему, помолитесь о его душе. Смотреть на похороны можно с улицы. Не из-за двери, в глазок или с порога. Не из-за забора или калитки. Если имеется желание выразить сочувствие — выходите на улицу.

Участники похоронной процессии не должны смотреть в окна. Ни в свои, ни в чужие, ни в окна дома, где жил усопший — притянет смерть в дом. По этой же причине не оборачиваются назад, собираясь уезжать на кладбище, и не опережают гроб, идя перед ним.

Если встретить похороны на пути

Почему нельзя переходить дорогу покойнику? Приметы обещают тяжелые болезни нарушителю правила. 

Если переходить дорогу умершему не придется, не задерживайтесь зря. Обгонять его нельзя — к смерти. Проще сменить маршрут. Но помните, оборачиваться на покойника нельзя.

Можно ли фотографировать

До октябрьской революции было принято фотографироваться с умершими. В Индонезии и вовсе принято откапывать трупы родственников раз в три года, фотографироваться с ними, усаживать за стол, а потом закапывать обратно.

Но можно ли фотографировать похороны с точки зрения примет и церкви? Экстрасенсы уверены: фото будет излучать негативную энергию. При хранении в доме оно навредит живущим в нем людям.

Православные и католические священники негативно относятся к фотографированию покойников. Увековечивать полагается лучшие моменты жизни. Мусульмане не снимают похороны и не наносят изображения усопших на надгробия.

Если вам пришлось присутствовать на похоронах, соблюдайте народные традиции. Они составляют немаловажную часть погребального этикета, правил вежливости по отношению к покойному и его родственникам. Существуют правила для соседей умершего и даже прохожих, которые повстречали похоронную процессию по дороге.

Источник: https://suever.ru/primety-sueveriya-pro-pohorony.html

В госдуме предложили запретить установку псевдомемориалов у дорог

Резонансный законопроект на крайне деликатную тему подготовлен в Госдуме. Проблема, затронутая в документе, — не просто горячая, для многих она болезненная. Речь идет о псевдонадгробиях и венках на обочинах, которые в последние годы придают нашим дорогам кладбищенский вид.

Венки и кресты могут исчезнуть с обочин дорог

Изменения, которые предлагается внести в действующее законодательство, касаются и автовладельцев, и дорожников, и всех, кого угораздило поселиться вдоль оживленных трасс. С другой стороны, поправки могут напрямую затронуть тех, чьи близкие погибли в авариях, в результате несчастных случаев, даже преступлений, а таких тоже немало.

Странная ситуация сложилась вокруг самостийных установок псевдомогил, мемориалов и прочей похоронной атрибутики на местах смерти.

Те, кому хоть иногда приходиться ездить по стране, не могли не заметить: в последние годы мода ставить обманки-надгробия, обелиски, возводить на месте трагедий беседочки для поминовения со столиками, вешать там самопальные картины и венки приобрела характер поветрия.

Не надо забывать, что все это возводится, пусть и из лучших побуждений, но в местах, предназначенных совершенно для других целей, — вдоль дорог, у домов придорожных деревень, на улицах, перекрестках и мостах.

Явление получило такой размах, что ученые-этнографы пишут о нем монографии, защищают диссертации. По-научному подобные памятные знаки называют «кенотафы». Кенотафами могут быть и незатейливые венки из искусственных цветов, и строгие стелы.

Простенькие обелиски и помпезные, возведенные по специальным архитектурным проектам, мемориалы из мрамора и гранита. Ставят на месте гибели части машин, искореженных аварией, что однозначно пугает проезжающих мимо.

Или же трудноописуемую лепнину, созданную фантазиями безымянных художников из ритуальных контор.

CD-дисками и картинами маслом стали украшать псевдомемориалы

Общая черта таких разных знаков памяти в том, что под ними нет могил. Тела погибших, как и положено, захоронены на кладбищах. Очевидно, что над могилами, следуя традиции, родные ставят крест, памятник или полумесяц. Здесь же близкие погибшего увековечивают просто само место смерти.

Но есть еще одно сходство, объединяющее такие разные знаки памяти — и скромный обелиск, сваренный из листов металла, и пафосный гранитный мемориал. И тот и другой установили, не испросив разрешения ни у дорожных служб, ни у коммунальщиков, ни у тех, кого сподобило жить неподалеку, ни уж тем более у тех, чей путь пролегает мимо места, где когда-то произошла катастрофа.

Мы так привыкли к придорожным венкам, что уже и не помним, когда эта удручающая традиция так уверенно вошла в нашу жизнь. В лихие 90-е, поясняют ученые. Михаил Матлин и Евгений Сафронов из Ульяновска, совершившие три экспедиции по трассам разных типов — федеральным, административным, районным и сельским, на 670 км насчитали 278 памятных знаков погибшим.

Не на всех из них сохранились посвящения, кому и когда они были установлены. Таких, безымянных и явно забытых теми, кто их ставил, была треть. Когда же исследователи проанализировали кенотафы, на которых дата читалась, они пришли к любопытному выводу.

1980-ми годами были помечены всего 3% от всех памятных знаков, 1990-ми — 28% кенотафов, 2000-ми — 53,5%, а с 2011 по 2013 год — 15,5%.

Источник: https://rg.ru/2015/08/06/venki.html

Почему нельзя падать на кладбище: приметы и факты

Особой таинственностью окружены места упокоения. Примет и суеверий, связанных так или иначе с пребыванием на кладбище, тоже множество. Еще наши бабушки считали, что нельзя падать и даже спотыкаться на кладбище, внушая и нам идти к родным могилам неспешно, без суеты, аккуратно и глядя под ноги.

Приметы и суеверия

Если человек споткнулся по пути к могиле родного человека, стоит подумать, не забыто ли что-то важное, что нужно было принести, считали предки. Так душа покойного пытается сказать об этом или предупредить, что следует быть внимательнее. Возможно, впереди огромная лужа, вырытая кем-то канава, брошенный на тропинке пакет с мусором, о который можно пораниться.

Упав на кладбище, человек должен бы задуматься о том, почему души родных или близких не желают пускать его к месту упокоения. Это — один из самых сильных знаков, предупреждающих, что в этот момент дорога к могиле упавшему закрыта. Не нужно сопротивляться и продолжать путь, если в этом нет большой необходимости.

Лучше всего трижды прочитать молитву, обратившись к ангелу — хранителю за защитой, вернуться домой, умыть лицо и руки святой водой, а затем помыть подошву обуви, в которой ходили. В этот день можно сходить в храм, поставить свечу за упокой, помолиться в тишине о душе умершего.

Визит к могиле можно отложить на другие дни.

Споткнувшись перед выходом с территории кладбища, посмотрите на могилу усопшего, попросите ответить, почему душа не отпускает живых. Проверьте, закрыта ли оградка, всё ли принесённое оставлено на могиле или столе возле неё, убран ли мусор.

Падение — предупреждение о грозящей опасности. Души умерших, скорее всего, стараются предупредить о целой череде неприятностей, болезнях, злом умысле.

Не стоит относиться к этому знаку с пренебрежением: выйдя за ограду кладбища, умойте лицо и руки с молитвой, лучше всего — в проточной воде. Тщательно очистите от кладбищенской земли обувь, с ней можно принести в дом беду.

А вернувшись, ополосните лицо святой водой, зажгите свечи возле икон и попросите защиты святых.

Провожая кого-то в последний путь и споткнувшись, человек должен вспомнить, все ли обещания покойному выполнил, не осталось ли долгов или непрощёных обид. Упав, лучше не продолжать путь, покойный не желает видеть человека возле своей могилы.

Попросив прощения или выполнив обещания, заказав заупокойную службу в церкви, к могиле можно будет прийти через несколько дней.

Если причин для гнева покойного нет, то упавшему следует с благодарностью принять предупреждение и быть внимательнее — вероятно, впереди ждут проблемы, которых можно избежать.

К примете о падении на кладбище можно относиться как к суеверию: какая разница, где именно подвернулась нога. Но мы привыкли с почтением относиться к опыту прежних поколений, а любая примета рождается не случайно.

Логическое объяснение запрета

Мы спотыкаемся, торопясь и не глядя на дорогу под ногами. Это и может объяснить примету: поминая покойных, не нужно спешить и суетиться, глазеть по сторонам, думать о делах.

Мы идём, чтобы почтить память умершего, об этом и нужно помнить все время.

Как в давние времена, так и сейчас, на дорожках могут оказаться острые ржавые железки от памятников и оградок, стеклянной тары, которыми можно пораниться.

А уж об опасности падения в провалившиеся старые могилы даже говорить не стоит.

На кладбище может быть похоронен человек, умерший от опасного заразного заболевания, возбудители которого иногда оказываются на поверхности почвы.

Упав возле такой могилы, можно вдохнуть споры грибков или бактерии, унести на руках или одежде. Возможно, потому после падения бабушки обязательно заставляли омывать руки и лицо святой, богатой серебром, водой.

Суеверия могут показаться смешными. Но многие из нас верят в приметы и стараются учитывать опыт, переданный предками в виде определённых запретов. И большинство так называемых суеверий имеют в основе логические объяснения, сохраняющие актуальность и в наши дни.

Источник: https://legkovmeste.ru/interesnoe/pochemu-nelzya-padat-na-kladbishche.html

Дорога, как место для колдовства

3327

Выбрасывание на дорогу различных предметов является способом ритуального удаления опасной и вредоносной субстанции за пределы «своего» пространства и ее уничтожения. Ритуальное уничтожение на дороге обусловлено и ее семантикой как места, где «нечистые» предметы затаптывают, а также разносят, растаскивают ногами, расчленяя вред и опасность на множество частей. При лечении болезней на дорогу выбрасывали ногти и волосы больного, предметы, бывшие с ним в соприкосновении: его полотенце, рубашку, а также предметы, на которые с помощью заговора «переводилась» болезнь: яйцо, монету, полено, камешки от печки. На дороге обмывали больных, туда выливали воду, которой мыли больного или мылись сами в Чистый четверг, чтобы быть здоровыми (в.-слав.).

Чтобы избавиться от бородавок, их обмывали водой, стекающей с морды коня во время водопоя, а воду выливали на дорогу; кровью от бородавок намазывали палку и оставляли ее на дороге. (полес.

); завязывали на нитке узлы по числу бородавок и бросали на дорогу. (в.-слав.).

Чтобы избавить человека от болей в спине, у него на пояснице рубили старый лапоть и выбрасывали его на дорогу, чтобы проезжающие «развозили и разносили» болезнь.

Согласно этимологической магии, болезни «проходят» так же, как по дороге проходят люди.

У сербов на Пасху во время крестного хода женщины, имеющие больных детей, заворачивали их в рядно, которое бросали на дорогу, чтобы участники крестного хода прошли по нему.

По представлениям в Вятской губ. колдуны с этой же целью на дорогу под ноги участникам крестного хода бросали пояса тяжело больных людей.

Для избавления от сорняков выдернутые растения бросали на дорогу в колею, чтобы их топтали люди и скотина. Схожим образом избавлялись от клопов и тараканов — их выбрасывали на дорогу завернутыми в тряпку. В брестском Полесье принято было выбрасывать на дорогу мусор после выноса покойника из дома, чтобы таким образом изгнать смерть. В дорожную колею выбрасывали залом, чтобы обезвредить его.

Читайте также:  Бичевание, клеймение и ссылка на каторгу: как поступали с вероотступниками в царской россии

Выбрасывание предметов на дорогу могло быть и актом вредоносной магии , призванной передать другому лицу порчу или болезнь. Оставляя на дороге вещи больного, считали, что болезнь тогда покинет его, когда их поднимет другой человек, на которого и перейдет болезнь.

Чтобы испортить свадьбу, подкладывали или закапывали на дороге яйцо, старый веник, стручок с девятью горошинами (в.-слав.), а чтобы обратить новобрачных в волков, колдун втыкал в дорогу нож острием вверх (рус.).

Чтобы наслать на кого-либо чирьи, тряпками обтирали чирьи у больного, обмывали тряпки в воде, а воду выливали на дорогу, по которой должен пройти тот, кому предназначалась порча. Колдуны оставляли на дороге палку или посох, на которые предварительно «переводили» нечистую силу, находящуюся у них в услужении.

Считалось, что черти перейдут к тому человеку, который поднимет этот посох. В связи с этим существовал запрет поднимать на дороге, особенно на перекрестке, найденные вещи и даже прикасаться к ним. В частности, строго запрещалось поднимать валяющийся на дороге веник.

Поэтому в ряде случаев в Полесье на дорогу запрещалось выливать воду после мытья в Чистый четверг, чтобы болезни не перешли на других людей; выбрасывать костру, что бы не было пожара в селе; выбрасывать сажу, иначе наступившие на нее будут страдать падучей; оставлять там мусор, т. к. у тех, кто на него наступит, будут на ногах чирьи.

Одновременно считалось, что предметы, случайно найденные на дороге, т. е. имевшие контакт со сферой «чужого», обладают лечебной силой и приносят счастье нашедшему их. В Воронежской губ.

для излечения от бородавок больной собирал мелкие камешки, идя по дороге, а на перекрестке останавливался, обкладывал ими круг около себя, затем выходил из круга, оставляя камешки, символизирующие бородавки, на перекрестке.

Если путник будет держать в кармане переднюю лапу найденного на дороге крота, его путь будет благополучным. Удачу сулит найденная на дороге подкова или кусок железа.

Предметы оставляли на дороге или развешивали вблизи нее с продуцирующим или защитными целями — чтобы передать их положительные свойства охраняемому объекту или от одного объекта другому.

Например, воду, настоянную на листьях дерева, на которое сел первый пчелиный рой, выливали на дорогу, чтобы по ней прошел скот, для усиления его молочности и плодовитости. Перед молодыми, возвращающимися из-под венца, сыпали на дорогу. жито, чтобы они жили богато.

Одним из вариантов ритуального уничтожения является перебрасывание через дорогу предметов, от которых необходимо избавиться.

В частности, для избавления от клопов и тараканов их перебрасывали через дорогу в коробочке или перевозили в старом лапте (рус., полес.).

По этой причине иногда существовал запрет давать взаймы вещи соседям, живущим через дорогу (в.-слав.), тогда как для соседей из домов со своей стороны дороги таких запретов не было.

В Полесье, что бы узнать и обезвредить ведьму, в купальскую ночь и на Юрьев день дорогу, по которой гоняют скот, перегораживали ниткой, перепахивали плугом или боронили, пересыпали семенами, муравьями, выливали на нее от вар из муравьев, считая, что корова ведьмы не сможет перейти через это препятствие. В Ярославской губ. главный пастух при выгоне стада из села на пастбище чертил поперек дороги границу, чтобы преградить путь злым духам.

Переход дороги человеку или скоту практиковался для отнимания здоровья, счастья, плодовитости. Ведьму, в частности можно было узнать по тому, что она по ночам перебегает дорогу с распущенными волосами (полес.). У коров отнимали молоко, переходя им дорогу с пустым ведром, когда стадо первый раз выгоняют на пастбище (полес.).

Чтобы испортить молодых, колдуны переходили дорогу свадебному поезду. Поэтому тщательно следили, чтобы никто не перешел дорогу отправляющимся в путь во всех этих и других важных случаях, например отправлявшемуся сеять, иначе семена не взойдут. Переходить дорогу похоронной процессии и обгонять ее нельзя было потому, что перешедший мог умереть или заболеть.

Нельзя было переходить дорогу человеку, укушенному гадюкой, или обгонять его.

Дорогу подметали перед молодыми на разных этапах свадьбы, чтобы их не коснулась порча. Связь дороги с потусторонним миром и семантикой пути делают ее местом, где узнается судьба , проявляется удача или неудача, которые реализуются во время случайных встреч с людьми и животными. На дороге зовут и встречают свою Долю (укр.

), гадают о судьбе и браке. На святки девушка с первым испеченным блином выходила на дорогу и узнавала имя у первого встречного; выбрасывала со двора на дорогу башмак, наблюдая, в какую сторону носком он упадет; выносила из избы на дорогу мусор, вставала на него и по доносящимся звукам определяла свою судьбу (в.-слав.).

Накануне Ивана Купалы девушки находили на дороге подорожник и обращались к нему со словами: «Подорожник, подорожник, ты сидишь на дороге, видишь старого и малого, скажи милого моего». После этого растение срывали ртом и на ночь клали под подушку (полес.).

Встреча на дороге с различными людьми и животными служила добрым или злым предзнаменованием: удачу сулила встреча с коровой, с человеком, несущим полные ведра; неудачу — встреча со священником, беременной и недавно родившей женщиной, похоронной процессией, человеком с пустыми ведрами, зайцем, змеей, сорокой, вороной и пр.

В свадебном , крестильном и похоронном обрядах имел значение выбор дороги, по которой следовало ехать в церковь или на кладбище и обратно, т. к.

локус, по которому происходило движение, соотносился с жизненным путем молодых или ребенка в одном случае и путем покойника в загробный мир в другом. Похоронная процессия должна двигаться на кладбище кружной дорогой и без остановок, чтобы покойник не возвращался домой.

Утопленника запрещалось нести домой по дороге, а можно было только окраиной села, глухими улочками, иначе будет засуха.

По дороге запрещалось везти ведьму на кладбище, а предписывалось двигаться в обход, задворками (полес.). После похорон возвращались в село другой дорогой, чтобы покойник не пришел назад. Другой дорогой возвращался домой больной, ходивший скидывать болезнь на перекресток.

Существовали определенные запреты и обереги на дорогу. Запрещалось строить дом на том месте, где была дорога, т. к. в таком доме будет неспокойно жить (в.-слав.). На дороге, как и на меже, нельзя спать, чтобы не быть задавленным проезжающей свадьбой черта или др. нечистой силой, сидеть, громко петь или кричать, справлять естественные надобности, т. к.

считалось, что это делают «лешему на стол». Видя человека, справляющего нужду на дороге, следовало сказать: «Чирий тебе в …» (с.-рус.). Нельзя спать и на месте, где раньше была дорога, иначе человека может «подвеять» (з.-укр.).

На дороге нельзя разводить костер, хотя иногда практиковалось разведение на дорогах ритуальных костров для уничтожения «заломов» или подкинутых вещей с порчей.

Будучи общим местом для людей и нечистой силы, дорога символически разделялась на две половины: правую — для людей и левую — для потусторонних существ и зверей.

Поэтому при встрече с волком переходили на правую сторону, считая, что волк перейдет на левую; при встрече на дороге с упырем следует сказать: «На половину дороги» (зап.

Галиция), а при встрече с ведьмой произносят: «Я иду своей дорогой, а ты ступай своей».

Источник: https://slawa.su/nasledie/zagovory/3129-doroga-kak-mesto-dlya-koldovstva.html

Дорога до кладбища нужна живым!

№80 19.10.2018

5 октября в Верховонданке прошло собрание граждан по вопросу крайне плохого состояния дорог как районного, так и поселенческого уровня. Напомним, что жители села написали коллективное письмо-жалобу и направили его в различные инстанции, в том числе главе района и депутатам районной Думы.

НАБОЛЕЛО!

На встречу с жителями выехали глава района О.Ю. Елькин, председатель районной Думы Т.В. Полозова и депутат по избирательному округу С.В. Краев.

Шумно, на повышенных тонах началось собрание. Было видно, что у местных жителей, как говорится, наболело. Еще бы! Чтобы проехать 26 километров от Даровского до Верховонданки необходимо потратить полтора часа.

Но, пожалуй, даже больше, чем муниципальная, жителей села волнует дорога по самому населенному пункту, а особенно — в сторону кладбища.

Вину за её плачевное состояние верховонданцы возлагают на индивидуальных предпринимателей, которые занимаются вывозкой леса в дождливую погоду.

ЕЗДИТЬ НЕЛЬЗЯ ОГРАНИЧИТЬ

С зачитывания текста письма собрание начал глава Даровского района О.Ю. Елькин. Он сказал, что понимает проблему и разделяет боль жителей за их родное село.

Но ответить на письмо он может только в рамках своей компетенции, в той его части, что касается межмуниципальных участков дорог Даровской-Верховонданка,  Даровской-Александровское.

Эти дороги являются дорогами общего пользования и эксплуатируются как жителями населенных пунктов, так и несколькими предприятиями и индивидуальными предпринимателями для осуществления производственной деятельности. Ограничить использование дороги для кого-либо в рамках действующего законодательства нельзя.

У ВАС ЗАРПЛАТА, У НАС БЮДЖЕТ — ЖИВЕМ ПО СРЕДСТВАМ

«Что касается состояния дороги, то все мы живем в рамках тех средств, которые имеем: вы — в рамках своих зарплат и пенсий, мы — тех средств, что запланированы в бюджете на дорожную деятельность, — отметил глава.

— Протяжённость автомобильных дорог, расположенных вне границ населённых пунктов Даровского района, составляет 324,976 км. На их содержание и ремонт в 2018 году выделено 23 млн 200 тыс. руб., из которых 13 млн 422 тыс. расходуются на содержание дорог; 3 млн 500  тыс.

рублей — на содержание трех наплавных мостов через Молому; еще 6 млн 278 тысяч израсходованы на ремонт участка автодороги общего пользования Даровской-Кобра протяжённостью один километр. Картина по всем дорогам района, особенно по грунтовым, очень плохая.

Курень, Ивановка, Торопово, Порели — в каждом из этих населенных пунктов с плохой доступностью живут люди, и все имеющиеся средства распределяются равномерно, чтобы до всех сел и деревень был проезд.

Ваша дорога — в асфальтовом исполнении, но в настоящее время мы можем позволить себе только подсыпать её щебнем, что и делаем. Конечно, щебень не уральский и его недостаточно, но это всё, что возможно сделать в рамках существующего финансирования.

Так как дорожный фонд района формируется по одним и тем же правилам, можно сказать, что и в следующем году на ремонт и обслуживание дорог будет выделена примерно такая же сумма.

Мы запланировали на будущий летний сезон ремонт картами небольшого участка вашей дороги. Стоимость ремонта километра дороги в асфальтовом исполнении — 7 млн рублей, в щебеночном — от 1 млн 400 тысяч рублей.

Читайте также:  Для чего гитлер хотел напасть на турцию

Переводить вашу дорогу из асфальтовой в щебеночную пока не планируется, это будет понижение её уровня, что нежелательно.

ПО ПРЯМЫМ ДОГОВОРАМ — ДЕШЕВЛЕ

Донеся до населения информацию, касающуюся его полномочий, Олег Юрьевич отметил, что большая часть вопросов, обозначенных в письме, касается полномочий главы Верховонданского поселения, ведь согласно 131-ФЗ за всё, что происходит в границах поселения, в том числе и за содержание дорог, отвечает глава.

В бюджете каждого поселения заложены определенные денежные средства, которые идут на дорожную деятельность. Сюда входят все работы, которые осуществляются в рамках полосы отвода дорог. Главы всех поселений находятся в равных условиях, так как средства дорожного фонда выделяются пропорционально протяженности улично-дорожной сети.

В Верховонданском сельском поселении улично-дорожная сеть составляет 12,5 км, на ее содержание в 2018 году планируется поступление 288 тысяч рублей, израсходовано пока 58,89 тысяч. Это небольшая сумма, но и с ней можно и нужно работать.

Сейчас, отметил Олег Юрьевич, когда все дороги раскисли, вести работы со щебнем нет смысла, он просто утонет, и это будет пустая трата денег. Но и упускать возможность закупить щебень и использовать его в этом году, когда подмерзнет, или даже в следующем — тоже нельзя.

Причем закупать щебень целесообразно напрямую у поставщика, где он почти в три раза дешевле. По прямым договорам можно вести работы и по размещению щебня на дороге, а также по расчистке и грейдированию дорог в зимний период. По словам Олега Юрьевича, все эти меры могли бы способствовать улучшению дорожной ситуации в поселении.

И даже с учетом того, что деньги, не использованные в текущем году, переходят на следующий, допускать этого не стоит. А такой прецедент в поселении уже есть, так, 65 тысяч рублей из средств прошлого года использованы не были.

ППМИ ВАМ В ПОМОЩЬ!

Кроме того, отметил Олег Юрьевич, нельзя пренебрегать возможностями Проекта по поддержке местных инициатив. Большинство проектов в области как раз касается улучшения дорог. И пусть здесь как часть финансирования используются средства местных жителей, вклад спонсоров, с которыми главе нужно проводить разъяснительную работу, может быть существенным.

Практика других поселений района, в частности, Кобрского, Лузянского подтверждает, что и со скромным бюджетом, пользуясь всеми допустимыми законом возможностями, работать с дорогами можно, и работа эта дает результаты. Олег Юрьевич отметил, что Галина Алексеевна  руководитель начинающий и непременно изучит опыт других поселений района, области, и обязательно, по мере возможности, исправит ситуацию, сложившуюся с дорогой в селе.

ДИПЛОМАТИЯ — НАШЕ ВСЁ!

Что касается предпринимателей, ведущих заготовку леса и его вывозку на территории поселения, то они пользуются дорогами на законных основаниях, их пункты складирования и переработки древесины зарегистрированы в надлежащем порядке.

Другой вопрос: понимают ли они, что портят дорогу? Безусловно, понимают все, только кто-то приостанавливает работу, а кто-то, видимо, позволить себе этого не может или не хочет, пользуясь доводами, что разрешено всё, что не запрещено. И, пожалуй, здесь, как нигде, нужна дипломатия.

Ведь удалось же несколько лет назад жителям и главе Пиксура договориться с предпринимателями. И пусть от нескольких засыпанных щебнем ям дорога лучше не стала, вопрос о снижении скорости лесовозов при проезде по селу был решен.

Все жители маленьких населенных пунктов, и не только нашего района, сейчас находятся практически в одинаковых условиях бездорожья, безденежья, отсутствия работы.

Все зависят друг от друга и от предпринимателей, осуществляющих деятельность на территориях поселений, и решать проблемы нужно вместе  — местной власти, жителям, бизнесу.

Положительный результат чаще всего бывает у тех, кто умеет и хочет договариваться.

И ВЕРИТЬ ХОЧЕТСЯ…

Больше 70 человек пришли в тот день в зал Дома культуры. «Обязательно напишите, что такого количества людей не собирается здесь даже в самые большие праздники. Дорога для нас — самый больной вопрос, — сказал после собрания один из мужчин. — Мы не ждем, что всё изменится в один момент,  просто надеемся, что на нашу проблему обратят внимание».

Хочется верить, что просьба о помощи жителей Верховонданки будет услышана на всех уровнях, куда было направлено их письмо, что в бюджете района в ближайшие годы появятся дополнительные средства на ремонт дороги; глава поселения и сельская Дума смогут собраться с силами и используют все «дорожные» средства по назначению, а предприниматели услышат стоны людей и будут вести бизнес не только законно, но и по-человечески заботливо по отношению к живущим в селе людям, к лесу, к дорогам.

Ольга БЕРЕСНЕВА.

Источник: http://www.trudu-slava.ru/aktualno/doroga-do-kladbishcha-nuzhna-zhivym.html

Почему русские бросают горсть земли в могилу при прощании

Некоторые священники объясняют это суеверием. Например, неграмотные люди считают, что если они бросят землю в могилу, то им «покойник не будет сниться» или «призрак не будет преследовать».

Суеверия и язычество

Современные язычники пытаются объяснить возникновение обычая древнеславянской традицией похорон. Действительно, примерно до V века народы, проживающие на территории Древней Руси, по древнеиранскому обычаю сжигали тела умерших соплеменников, после чего помещали прах в урну.

Существует версия, по которой в обряде захоронения урны с прахом принимали участие все родственники. Каждый из них руками бросал на урну, окруженную вещами покойного, землю, и она быстро оказывалась погребенной под толщей земли.

После этого над местом захоронения возводили домовину – маленькое «жилище», где якобы после смерти обитала душа покойника.

С VI века древние славяне начали хоронить покойников под курганами и просто в земле. Считается, что обычай сыпать землю в могилу покойного как бы символизирует общность похорон, причастность к ним. Так на похоронах какого-нибудь князя каждый в его дружине был обязан принести на могилу шлем, наполненный землей.

Еще одна версия происхождения обычая уводит нас в дебри язычества: якобы земля, принимающая тело умершего человека – живая, и каждый из его родственников таким образом приобщается к ней, прося её сделаться «пухом» для покойника. Но такие объяснения чаще всего маловразумительны и не имеют под собой твердой почвы.

И армянин, и мариец

Между тем подобный обряд существует у многих народов, например, у осетин существовал обряд посвящения земли покойнику.

На похоронах один из старейшин, которому подносили на лопате землю, трижды брал ее горстью и посыпал её крестообразно на грудь покойника, «чтобы тот без греха вошел в предназначенную ему землю».

Об этом в труде «Обычай «посвящения земли в погребальной обрядности осетин» писал историк Анзор Валерьевич Дарчиев.

Подобный обычай описывает этнограф Климентий Германович Юадаров в труде «Горные марийцы»: «Доезжают до кладбища. Ставят гроб. С лица покойника снимают холст и уже прощаются в последний раз. Закрыв лицо холстом, сверху посыпают землёй в знак предания тела земле».

В армянской церкви существовал такой же обычай – крестообразно посыпать покойного освященной землей, а потом покрывать его сверху покрывалом и уже после этого закрывать гроб.

Обычай аврамических религий

Если обратить внимание на погребальные обряды в аврамических религиях, то окажется, что подобное есть в каждой из них. Православные христиане трижды бросают горсть земли в могилу, причем первым это делает священник, отпевающий покойного. Он, с молитвой, крестообразно посыпает освященной землей гроб (в других случаях – грудь покойного, а в некоторых храмах посыпали углы гроба).

В исламе после опускания тела в могилу каждый из присутствующих мужчин бросает в неё горсть земли, произнося при этом стих Корана «Все мы принадлежим Богу и возвращаемся к Нему» (2:156), после сооружения холмика могилу поливают водой и бросают на нее семь горстей земли, читая молитву, в которой говорится, что человек создан из земли, возвращается в землю, но вскоре будет «изведен из неё».

В иудаизме после опускания гроба каждый бросает внутрь могилы три лопаты земли, причем лопату из рук в руки не передают, а каждый раз втыкают ее в землю. При этом каждый молиться о душе покойного: «Да упокоится его душа с миром». Потом каждый бросает по три горсти земли и читают Кадиш – еврейскую молитву, которая прославляет Бога и выражает надежду на спасение.

Очевидно, что изначальная традиция бросать землю в могилу произошла от более древней религии – то есть от иудаизма. Но откуда она вязалась там? Ведь в библейские времена покойных евреи хоронили «во гробах» – в пещерах-склепах, где тело истлевало, а кости потом складывали в специальные ящики – оссуарии.

Все дело в земле обетованной?

Оказывается, все дело дело в том, что иудеи верили и верят, что воскреснут только те из них, кто похоронен во святой земле Палестины.

Поэтому и возник обычай при рассеянии евреев по всей земле класть в могилу каждому из них святую землю из Иерусалима, – так объясняет возникновение обычая историк РПЦ Иван Егорович Троицкий в книге «Талмудическое учение о посмертном состоянии и конечной участи людей…

» Он указывает, что положение святой иерусалимской земли в гроб или посыпание ею могилы покойного связано с верой иудеев «в ее чудесное действие».

Формула напоминания о смерти

Настоятель храма св.

апостолов Петра и Павла (Волгоград) иерей Алексий Плужников в статье «Христианский обряд погребения» указывает, что в православии никакого мистического смысла в обычай посыпать освященной землей покойных не вкладывается.

Делают это лишь для того, чтобы лишний раз напомнить присутствующим о бренности земного существования, и о том, что созданы мы из глины, в глину же и отойдем: «Земля еси и в землю отыдеши».

До революции кладбища располагались при храмах, и в них отпевали каждого православного человека. После отпевания священник вместе с прихожанами шел на кладбище, и когда в могилу опускали гроб, брал лопату, и бросал землю вниз, читая молитву, показывая всем, что из земли мы созданы и в землю возвращаемся.

При большевиках, когда храмов стало мало, отпевать стали заочно. Освященная земля выдавалась родственникам, чтобы они отвезли ее на могилу и там рассыпали, напомнив себе и родным о бренности сосуществования, о конечности бытия.

Когда вера стала иссякать, обычай совершенно оторвался от православия и превратился в некий самодостаточный обряд «прощания», в который со временем стали вкладывать и языческий смысл. Землю снова стали считать главным моментом в погребении, а пожелание усопшему «Царствия небесного!» превратилось в обыденно-атеистическое «Земля пухом!» .

Сегодня священники делают все, чтобы проповедью сломать традицию, однако без понимая сути происходящего на похоронах сделать это сложно.

Опубликовал: Василий Смирнов

Источник: https://hystory.mediasole.ru/pochemu_russkie_brosayut_gorst_zemli_v_mogilu_pri_proschanii

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector