Почему великое княжество литовское имело в названии «и русское»

Замечание 1

К 14 веку на просторах некогда единой и могучей Киевской Руси стали формироваться новые политические центры силы, которые вступили в борьбу за право собирания земель Киевской Руси.

На Северо-Востоке таким центром стала – Москва, как центр Московской Руси (Московское княжество), на Юго-Западе ей противостояла Литовская Русь (великое княжество Литовское и Русское).

Великое княжество Литовские, Русское и Жемайтское (ВКЛ) в современное историографии получило название – Альтернативная Русь. С чем связано такое название? В чем альтернативность? И какой Руси противопоставляют это княжество? Почему в названии этого государства употреблено обозначение – Русское?

ВКЛ – это государственное образование, существовавшее на территории восточной Европы в 13-16 веках. Через сто лет после нашествия хана Батыя на территории Древнерусского государства существовали два новых государственных образования, две новые Руси – Русь Литовская и Русь Московская.

Почему Великое княжество Литовское имело в названии «и Русское»

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Начиная с 13 века и до конца 17 века исторические земли Киевской Руси – Киев, Полоцк, Смоленск, Чернигов – были тесно вплетены в жизнь ВКЛ.

Впервые упоминание о Литве появляются примерно в начале 11 века. В 11 -12 веках у литовцев начинается процесс разложения родоплеменного строя и формирования отдельных протогосударств – племенных территорий или земель.

Приблизительно в период 1230 – 1240 годов владетель одной из таких земель князь Миндовг объединяет литовские племена единое государство.

Как развивалось княжество Литовское и Русское?

Новый политический центр – ВКЛ – сформировался в 13-15 веках, в результате объединения Новогродского, Полоцкого, Турово-Пинского княжеств и земель балтских княжеств.

Политическое и военное объединение происходило под управление литовских князей Миндовга и его потомков, но вот ядром будущего государства и залогом могущества стали северо-западные земли Древнерусского государства. Дуалистичный характер развития вполне объясним.

К указанному времени древнерусский этнос находился на спаде политической активности, но обладал определённым запасом культурной и экономической развитости.

В Литовском этносе дела обстояли с точностью до наоборот – Литва народ молодой, сильный, воинственный, но совершенно не развитый в экономическом и культурном отношении.

В середине 13 века Русским и Балтийским племенам пришлось испытать серьезные военные испытания. С востока ударили монголы, с запады крестоносцы.

Таким образом в середине 13 века сложились все обстоятельства, чтобы произошло объединение Литвы и северо-западных осколков Древнерусского государства. Только совместное государственное образование гарантировало выживание в сложившейся обстановке.

Каждый этнос давал то, чего не было у другого: Литва – силу молодого народа, Русь – мощь зрелого человека.

Расцвет Русско-Литовского государства пришелся на период князя Гедимина. При нем были присоединены русские княжества на западе, юге и юго-востоке, древняя столица Руси – Киев. С помощью династического был устранен еще один претендент на главенство в Русском мире – Галицко-Волынское княжество.

Рисунок 1. Князь Гедимин. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Власть литовского князя распространялась достаточно мирно, на русских территориях произошло замещение центра силы – вместо Киева стало Вильно. Никаких сложностей и затруднений общество не испытывало.

Официальный язык княжества – западнодревнерусский, существующая система управления и хозяйствования сохранена, интересы основной части не затронуты, даже наоборот в условиях нестабильности и отсутствии единства среди русских князей появляется новая сила, предлагающая защиту и сохранение прежних условий в обмен на подчинение.

Единственно чего коснулся Гедимин и его потомки – это замена князей на своих наместников. Им было поручено собирать дань и защищать территории.

Дань уплачиваемая литовскому князю была значительно ниже чем у ордынцев, князь не касался вопросов веры и сам был христианином. Некоторые из Гедиминовичей приняли Православие. Выгода очевидна.

Так, что Русские в новом государстве составляли равноправную часть и обеспечивали 9/10 экономического благополучия княжества.

Замечание 2

К 14 веку княжество Литовское и русское простиралось от Балтийского до Черного морей.

Соперничество с Москвой

До конца 14 Русские земли в составе ВКЛ не испытывали национально-религиозного гнета. Строй и уклад жизни практически не изменился. Литовско-Русское княжество скорее было конгломератом земель, чем единым целым.

В обществе вызревали тенденции, ведущие к образованию новой варианта Русской государственности на южных и западных землях Древнерусского государства.

У Москвы, Твери, Рязани, Суздаля, Владимира появился новый конкурент за право быть первым.

При сыне Ивана I Гордом Симеоне границы между двумя русскими государствами стали общими. Литовско-Русское государство было готово вмешаться в процесс объединения земель на Северо-Востоке. Успех мог быть на стороне богатой и обеспеченной Литвы.

С 40-х годов 14 века начинается затяжной период «Литовщины» – междоусобных войн между Московской и Литовской Русью.

В какой-то момент объединение двух частей Древнерусского государства едва не состоялось. Ягайло и Дмитрий Донской договорились о династическом браке. Но эти планы разрушило разорение Москвы Тохтамышем.

Ягайло стал искать более сильного союзника, которым в конечном итоге стала Польша.

В 1385 году заключается личная уния между Польшей и Литвой, Ягайло принимает католичество. Началась церковная и шляхетская экспансия в Литву. Стали упразднятся русские княжества, вводятся польские наместничества, в стране происходит насильственная окатоличивание населения.

При Иване III Великом процесс «Литовщины» принял серьезный размах. Русские князья в ВКЛ недовольные полонизацией, насильственной сменой веры, ущемление политических и имущественных прав стали массово переходить под власть Московского князя. Этот исход возглавили князья Вяземские, Бельские, Одоевские, Воротынские. В начале 16 века Русские войска сумели вернуть ряд западнорусских городов.

Замечание 3

Противостояние длилось вплоть до 1793 года, когда остатки Литовско-Русского государства, бывшие в составе речи Посполитой, вошли в состав Российской империи.

Источник: https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/velikoe_knyazhestvo_litovskoe_i_russkoe/

Великое княжество Литовское и Русское 1362

В XIV-XV вв. Великое княжество Литовское и Русское было реальным соперником Московской Руси в борьбе за господство в Восточной Европе. Оно укрепилось при князе Гедимине (правил в 1316-1341 гг.). Русское культурное влияние в это время здесь преобладало. Гедемин и его сыновья были женаты на русских княжнах, при дворе и официальном делопроизводстве господствовал русский язык.

  Литовской письменности в то время не существовало. Вплоть до конца XIV в. русские области в составе государства не испытывали национально-религиозного гнета. При Ольгерде (правил в 1345-1377 гг.) княжество фактически стало доминирующей державой в регионе. Особенно позиции государства укрепились после того, как в 1362 г. Ольгерд разбил татар в битве при Синих водах.

Во время его правления в состав государства входили большая часть нынешней Литвы, Белоруссии, Украины и Смоленской области. Для всех жителей западной Руси Литва стала естественным центром сопротивления традиционным противникам — Орде и крестоносцам.

Кроме того, в Великом княжестве Литовском в середине XIV века численно преобладало православное население, с которыми язычники-литовцы уживались довольно мирно, а иногда случавшиеся волнения быстро подавляли (на пример, в Смоленске).

Земли княжества при Ольгерде простирались от Балтики до Причерноморских степей, восточная граница проходила примерно по нынешней границе Смоленской и Московской областей. Налицо были тенденции, ведущие в сторону складывания нового варианта русской государственности на южных и западных землях бывшей Киевской державы.

С. Боброва. История России с древнейших времен до 1917 года: глоссарий

СТАНОВЛЕНИЕ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО И РУССКОГО

В первой половине XIV в. в Европе появилось сильное государство — Великое княжество Литовское и Русское.

Своим возникновением оно обязано Великому князю Гедиминасу (1316–1341), который за годы своего правления захватил и присоединил к Литве Брестские, Витебские, Волынские, Галицкие, Луцкие, Минские, Пинские, Полоцкие, Слуцкие и Туровские земли.

В зависимость от Литвы попали Смоленское, Псковское, Галицко-Волынское и Киевское княжества. Многие русские земли, стремившиеся найти защиту от монголо-татар, присоединялись к Литве.

Внутренний порядок в присоединенных землях не менялся, но их князья должны были признать себя вассалами Гедиминаса, платить ему дань и поставлять войска в необходимых случаях. Сам Гедиминас стал называть себя «королем литовцев и многих русских». Официальным языком и языком делопроизводства княжества стал старо-русский (близкий к современному белорусскому) язык. В Великом княжестве Литовском не было преследований по религиозному и национальному признакам.

В 1323 у Литвы появилась новая столица — Вильнюс. Согласно преданию, однажды Гедиминас охотился у подножия горы на месте слияния рек Вильни и Нярис. Убив огромного тура, он со своими дружинниками решил заночевать вблизи древнего языческого святилища. Во сне ему приснился одетый в железные доспехи волк, который выл, как сто волков.

Призванный для истолкования сна верховный жрец Лиздейка пояснил, что он этом месте следует построить город — столицу государства и что слава об этом городе разнесется по всему свету. Гедиминас прислушался к совету жреца. Был построен город, который получил свое название от реки Вильни. Сюда и перенес свою резиденцию из Тракая Гедиминас.

Из Вильнюса в 1323-1324 Гедиминас писал письма римскому папе и городам Ганзейского союза. В них он заявлял о своем желании принять католичество, приглашал в Литву ремесленников, купцов, земледельцев.

Крестоносцы понимали, что принятие Литвой католичества означало бы для них окончание их «миссионерской» миссии в глазах Западной Европы. Поэтому они стали подстрекать местных язычников и православных против Гедиминаса.

Князь вынужден был отказаться от своих планов — папским легатам он объявил о допущенной якобы ошибке писаря. Однако христианские храмы в Вильнюсе продолжали строиться.

Крестоносцы же вскоре возобновили военные действия против Литвы. В 1336 они осадили жемайтийский замок Пиленай.

Когда его защитники поняли, что не смогут долго сопротивляться, они сожгли замок и сами погибли в огне.

15 ноября 1337 Людвиг IV Баварский подарил тевтонскому Ордену построенный у Нямунаса Баварский замок, который должен был стать столицей покоренного государства. Однако это государство еще предстояло завоевать.

После смерти Гедиминаса княжество перешло к его семи сыновьям. Великим князем считался тот, кто правил в Вильнюсе. Столица досталась Яунутису.

Его брат Кестутис, получивший в наследство Гродно, Тракайское княжество и Жемайтию, был недоволен тем, что Яунутис оказался слабым правителем и не смог прийти к нему на помощь в борьбе против крестоносцев.

Зимой 1344-1345 Кестутис занял Вильнюс и разделил власть с другим своим братом — Альгирдасом (Ольгердом). Кестутис возглавил борьбу против крестоносцев. Он отразил 70 походов в Литву Тевтонского ордена и 30 — Ливонского.

Не было ни одной крупной битвы, в которой он не принял бы участие. Военный талант Кестутиса ценили даже его враги: каждый из крестоносцев, как сообщают их собственные источники, считал бы для себя величайшей честью пожать Кестутису руку.

Альгирдас, сын русской матери, как и его отец Гедиминас большее внимание уделял захватам русских земель. За годы его правления территория Великого княжества Литовскго увеличилась вдвое. Альгирдас присоединил к Литве Киев, Новгород — Северский, Правобережную Украину и Подол. Взятие Киева привело к столкновению с монголо-татарами.

В 1363 войско Альгирдаса разбило их у Синих Вод, южно-русские земли были освобождены от татарской зависимости. Тесть Альгирдаса, тверской князь Михаил Александрович, в борьбе с Москвой попросил поддержки у своего зятя.

Три раза (1368, 1370 и 1372) Альгирдас совершал поход на Москву, но взять город не смог, после чего с московским князем был в конце концов заключен мир.

После смерти Альгирдаса в 1377 в стране началась междоусобица. Престол Великого князя Литовского получил сын Альгирдаса от второго брака Ягайло (Ягелло). Андрей (Андрюс), сын от первого брака, поднял мятеж и бежал в Москву, прося там поддержки.

Читайте также:  Как сложилась судьба крамарова в голливуде

Он был принят в Москве и направлен отвоевывать у Великого княжества Литовского новгород-северские земли. Ягайло в борьбе против Андрея обратился за помощью к Ордену, обещая принять католичество. В тайне от Кестутиса между Орденом и Ягайлой был заключен мирный договор (1380).

Обеспечив себе надежный тыл, Ягайло отправился с войском на помощь Мамаю против Дмитрия Донского, надеясь наказать Москву за поддержку Андрея и разделить с Олегом Рязанским (также союзником Мамая) земли московского княжества.

Однако на Куликовское поле Ягайло прибыл с опозданием: монголо-татары уже потерпели сокрушительное поражение. Тем временем Кестутис узнал о заключенном против него тайном договоре. В 1381 он занял Вильнюс, изгнал оттуда Ягайлу и отправил его в Витебск.

Однако через несколько месяцев, в отсутствие Кестутиса, Ягайло вместе со своим братом Скиргайлой захватил Вильнюс, а затем и Тракай. Кестутис и его сын Витаутас были приглашены на переговоры в ставку Ягайлы, там схвачены и помещены в Кревский замок. Кестутис был вероломно убит, а Витаутасу удалось бежать. Ягайло стал править один.

В 1383 Орден, с помощью Витаутаса и жемайтийских баронов, возобновил военные действия против Великого княжества Литовского. Союзниками был взят Тракай и сожжен Вильнюс. В этих условиях Ягайло вынужден был искать поддержки у Польши. В 1385 в Кревском (Краковском) замке между Великим княжеством Литовским и польским государством была заключена династическая уния.

В следующем году Ягайло принял крещение, получив имя Владислав, женился на польской королеве Ядвиге и стал польским королем — основателем Ягеллонской династии, которая правила Польшей и Литвой свыше 200 лет. Осуществляя унию на практике, Ягайло создал Вильнюсское епископство, крестил Литву, а литовских феодалов, принявших католичество, уравнял в правах с польскими.

Вильнюс получил право самоуправления (Магдебургское право).

Витаутас, еще некоторое время боровшийся с Ягайло, в 1390 вернулся в Литву, а в 1392 между двумя правителями был заключен договор: Витаутас получил во владение Тракайское княжество и стал фактическим правителем Литвы (1392-1430).

После походов в 1397-1398 к Черному морю он привез в Литву татар и караимов и поселил их в Тракае. Витаутас укрепил литовское государство и расширил его территорию. Он лишил власти удельных князей, направив управлять землями своих наместников.

В 1395 к Великому княжеству Литовскому был присоединен Смоленск, сделаны попытки завоевать Новгород и Псков. Держава Витаутаса простиралась от Балтийского до Черного моря.

Чтобы обеспечить себе надежный тыл в борьбе против крестоносцев, Витаутас подписал договор с великим московским князем Василием I (который был женат на дочери Витаутаса — Софии). Границами между великими княжествами стала река Угра.

Энциклопедия «Кругосвет»

ОЛЬГЕРД, ОН ЖЕ АЛЬГИДРАС

В. Б.

Антонович («Очерк истории Великого княжества Литовского») дает нам следующую мастерскую характеристику Ольгерда: «Ольгерд, по свидетельству современников, отличался по преимуществу глубокими политическими дарованиями, он умел пользоваться обстоятельствами, верно намечал цели своих политических стремлений, выгодно располагал союзы и удачно выбирал время для осуществления своих политических замыслов. Крайне сдержанный и предусмотрительный, Ольгерд отличался умением в непроницаемой тайне сохранять свои политические и военные планы. Русские летописи, не расположенные вообще к Ольгерду вследствие его столкновений с северо-восточной Русью, называют его „зловерным“, „безбожным“ и „льстивым“; однако признают в нем умение пользоваться обстоятельствами, сдержанность, хитрость, – словом, все качества, нужные для усиления своей власти в государстве и для расширения его пределов. По отношению к различным национальностям, можно сказать, что все симпатии и внимание Ольгерда сосредоточивались на русской народности; Ольгерд, по его взглядам, привычками и семейным связям, принадлежал русской народности и служил в Литве ее представителем». В то самое время, когда Ольгерд усиливал Литву присоединением русских областей, Кейстут является ее защитником перед крестоносцами и заслуживает славу народного богатыря. Кейстут — язычник, но даже его враги, крестоносцы, признают в нем качества образцового христианина-рыцаря. Такие же качества признавали в нем поляки.

Оба князя так точно разделили управление Литвой, что русские летописи знают только Ольгерда, а немецкие — только Кейстута.

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории

ЛИТОВЦЫ НА ПАМЯТНИКЕ «ТЫСЯЧЕЛЕТИЮ РОССИИ»

Нижний ярус фигур представляет собой горельеф, на котором в результате длительной борьбы помещено 109 окончательно утвержденных фигур, изображающих выдающихся деятелей Русского государства. Под каждым из них на гранитном цоколе сделана подпись (поименование), выведенная славянским стилизованным шрифтом.

Деятели, помещенные на горельефе, разделены автором проекта Памятника на четыре отдела: Просветителей, Государственных людей; Военных людей и героев; Писателей и художников…

Отдел Государственных людей помещается на восточной стороне Памятника и начинается непосредственно за «Просветителями» фигурой Ярослава Мудрого, после которого идут: Владимир Мономах, Гедимин, Ольгерд, Витовт, князья Великого княжества Литовского.

Захаренко А.Г. История сооружения Памятника «Тысячелетию России» в Новгороде. Ученые записки» историко-филологического факультета  Новгородского государственного педагогического института. Вып. 2. Новгород. 1957

Источник: https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/vielikoie-kniazhiestvo-litovskoie-i-russkoie

Великое княжество Литовское и Русское



Вспомни, как воспринимали себя жители Древней Руси (восточные славяне – предки русских, украинцев и белорусов). Они считали себя одним народом или несколькими? (§ 6)

  • В основном они считали себя жителями своих городов и весей, при этом были единым народом.
  • Какое государство авторы считали «русским» – сформировавшееся вокруг Москвы или созданное Литвой?
  • Русским авторы считали Великое княжество Литовское и Русское.
  • Считали ли они себя и подданных московского князя одним народом?
  • Единым народом с московитами авторы этих строк себя не считали.

Сравни свои выводы с ответом на вопрос, предваряющий текст источника: какую проблему можно сформулировать? Сравни с авторской (с. 258).

Вопрос: Почему древнерусская народность распалась на три народа?

Ответ: Часть древнерусской народность попала под постоянную власть монголов (и в итоге объединилась под властью Москвы), другая подверглась Батыеву нашествию, но под иго не попала, а стало основной частью Великого княжества Литовского и Русского.

В этих государствах была разная политическая культура, соответственно восточная и западная ориентация. Третья часть древнерусских земель вначале попала под власть монголов, но потом после битвы на Синих Водах 1362 года оказалась в составе Литовского княжества.

Эти различия положили начало образованию трёх разных восточнославянских народов.

С помощью фактов докажи, что литовские племена постепенно восходили на ступень цивилизации.

В литовских племенах постепенно выделялись дружины, а из их числа – знать. Племена объединялись в союзы. В итоге Миндовг объединил всю литву и в 1253 году получил от немцев королевскую корону вместе с католическим крещением.

Сделай вывод по проблеме.

Некоторые русские княжества попали под власть литвы, в то время как другие – под власть монголов.

С помощью карты на с. 111 определи, какие древнерусские земли стали называть Литовской Русью.

В состав Великого княжества Литовского и Русского постепенно, в течении многих десятилетий вошли земли княжеств Смоленского, Новгород-Северского, Переяславского, Киевского, Галичского, Владимиро-Волынского, Туровского и Полоцкого.

Чем их положение было выгоднее положения земель Московской Руси?

Они находились южнее и граничили с европейскими государствами – потенциальными торговыми партнёрами. С другой стороны от близости европейских государств могла исходить и опасность. К примеру, с Тевтонским орденам Великое княжество Литовское и Русское веками вело войну.

На твой взгляд, как образование Великого княжества Литовского и Русского повлияло на судьбы его жителей?

Образование этого великого княжества вовлекло русские княжества в международные связи Центральной Европы, ослабив связь с Востоком.

Кроме того, благодаря этому многие княжества были спасены от монгольского ига. Потому там не уменьшалось роль вече городов, большое влияние городского самоуправления там сохранилось и постепенно переросло в макдебургское право, которое формально было оформлено по западноевропейским образцам, но на деле имело много особенностей, которые уходили корнями как раз в древнерусский вечевой строй.

Сделай вывод по проблеме.

Московское государство ориентировалось больше на Восток и связь с Золотой Ордой. Кроме того, из-за монголов там усилилось самодержавие. Великое княжество Литовское и Русское больше ориентировалось на Запад, к тому же, сохранило многие вечевые традиции. Это сильно влияние на мировоззрение жителей.

Сравни (укажи общее и различия) государственный и общественный строй Великого княжества Литовского и Русского и Древнерусского государства. (§ 6, 7)

Во главе и Великого княжества Литовского и Русского, и Древнерусского государства стоял князь, власть которого, однако была не абсолютной, а ограничена знатью (в одном случае старшей дружиной, в другой – радой).

Однако правитель в обоих государствах пытался изменить государственную религию (только у Владимира Святого это получилось, а у Ягайло – лишь частично).

В Великом княжестве Литовском и Русском с принятием католичества (что открыло дорогу заимствованиям из Польши) и в принципе с развитием экономики зависимых земледельцев становилось всё больше.

  1. Сделай вывод по проблеме.
  2. У русских земель было много общего, но всё же разные государства из них состоявшие пошли по разным путям развития.
  3. Опиши схему.
  4. На этой схеме показана система центрального и местного управления, а также система организации войском.

Сравни правление Литовского княжества и Древнерусского государства (см. с. 81), Литвы и Орды (см. с. 161).

Во главе всех трёх государств стоял монарх (великий князь или хан), но его власть была ограничена боярской старшей дружиной в Древнерусском государстве, курултаем у татар и Радой панов в Великом княжестве Литовском. В последнем был также сейм шляхты, но он набирал силу медленно, долгое время реальной роли в политике не играл.

Центральная власть дополнялась у татар визирями и диванами, в Литовском княжестве – кацлеромами, подскарбиями, маршалками, гетманами и др. (обычно такие должности были парными). На местах управляли наместники монарха (в Великом княжестве Литовском они назывались воеводами, но это не сильно отличает его от других двух государств).

Вооружённые силы были организованы по-разному. В Древнерусском княжестве существовали старшая и младшая дружина, а также ополчения. В Литовском княжества также были шляхетское ополчения и панские дружины. Основу составляло как раз шляхетское войско – ополчение, которое собиралось только во время войны, в то время как древнерусская дружина и татарские тумены были войсками постоянными.

Какое значение, на твой взгляд, имело Великое княжество Литовское и Русское в исторической судьбе нашей страны?

Великое княжество Литовское – самостоятельное государство, которое дало начало нескольким современным странам. А в истории Москвы оно сыграло негативную роль – долго не давало собрать под своей властью все древнерусские земли, удерживая многие важные города, вместе с Киевом и Полоцком.

Источник: https://resheba.me/gdz/istorija/6-klass/danilov/16

С.В. Думин — Другая Русь (Великое княжество Литовское и Русское)

С.В. ДУМИН

ДРУГАЯ РУСЬ (ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ И РУССКОЕ)

«И почему было Москве царством быть? И хто то знал, что Москве государством слыть? — дивился в XVII в. один из русских книжников.— Были тут по Москве-реке села красные хороши…

» Впрочем, на вопрос «почему» весьма четкий ответ был найден еще веком раньше: «…

яко вся христианская царства приидоша в ко­нец и снидошася во едино царство нашего государя, по пророческим книгам то есть Российское царство: два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти».

Упокоились под плитами Архангельского собора по­следние потомки Ивана Калиты, а их случайные пре­емники, увенчанные «шапкой Мономаха», с той же непоколебимой уверенностью считали именно себя за­конными наследниками «прежних великих князей и самодержцев».

Читайте также:  Как мусульмане поступают с ветхим кораном

Российская империя изменила старой сто­лице, но все-таки именно Москва оставалась сердцем державы… Московская традиция формировала истори­ческое сознание русского народа, вдохновляла писателей, поэтов, художников, отражалась в ученых трудах.

В жест­кой системе координат, применяемой для оценки со­бытий нашего прошлого, Москве отводилась роль од­ного из основных ориентиров.

Судьбу Москвы, ее победу в борьбе за создание единого государства летописцы объясняли волей Божьей, историки — действием объек­тивных закономерностей социально-экономического раз­вития; но и в том и в другом случае именно данная линия исторического развития Руси признавалась изна­чально главной, магистральной.

Вглядываясь в разноцветную, похожую на лоскутное одеяло карту средневековой Руси, читая летописные рас­сказы о княжеских усобицах, мы невольно усматриваем в победах москвичей над тверичами, рязанцами и нижего­родцами проявление высшей закономерности, торжество централизации над феодальной раздробленностью, победу сторонников единства Руси над сепаратистами, не всегда задумываясь над тем, под какими знаменами и во имя каких идей ходили на Москву ее многочисленные противники. Пожалуй, отчасти повезло лишь Твери: ис­торики оценили заслуги местной династии в начальный период борьбы против ордынского ига, и это княжест­во — хотя и с многочисленными оговорками,— призна­ется одним из потенциальных центров объединения русских земель. Но все-таки, говоря о «полицентризме», характерном для начального этапа борьбы за восстанов­ление единства и освобождение, историки, как правило, не выходят за рамки Северо-Восточной Руси, лишь бегло освещая события и процессы, протекавшие за ее преде­лами. Для подавляющего большинства историков ядро Руси в XIII в. и позже находится совсем не там, где располагалось в предшествующие века. И в научных трудах, и в учебниках русская история как бы перемеща­ется из Киева в Великое княжество Владимирское. Здесь решаются судьбы Руси, здесь борются за власть над нею тверские, нижегородские, московские князья да, собствен­но говоря, здесь и находится теперь настоящая Русь, а на запад от нее раскинулось иное, враждебное государство, Литва, захватившая русские земли; окрепнув, Русь Мо­сковская вступит в борьбу за древнерусское наследие…

Так или примерно так ситуация в Восточной Европе в XIII—XVI вв. выглядит в большинстве общедоступных работ, а о западных соседях Москвы нашим читателям, наверное, известно гораздо меньше, чем хотя бы о Золо­той Орде.

И поэтому многие весьма удивятся, узнав, что восточнославянское население той летописной «Литвы» (начинавшейся за Можайском) считало Русью именно свою державу, что (как убедительно показала недавно А. Л. Хорошкевич) «вся Русь, по их понятиям, объединя­лась именно в Великом княжестве Литовском».

Там жи­телей северо-востока именовали по столицам земель и княжеств — тверичами, псковичами, москвичами; за­тем за подданными Московского государства прочно закрепилось название москвитян, московитов. Русскими для православных жителей «Литвы» были прежде всего они сами (что, впрочем, не мешало им помнить о былом единстве Руси).

Это отразилось в многочисленных мест­ных памятниках, в том числе в летописях, причем форму­лировки источников порою приводят в недоумение современных публикаторов. Например, согласно так назы­ваемой «летописи Рачинского», в 1512 г. «князь великии московский Василии забывшы перемиря и присяги своее, до панъства (государства.— С. Д.

) Руского войско свое высылал и шкоды неприятельским обычаем чынил» (речь шла о походе на подвластный Великому княжеству Ли­товскому Смоленск). В примечании издатели предполо­жили, что летописец ошибся и должен был написать вместо «Руского» — «Литовского». В действительности, вероятно, автор сказал именно то, что хотел сказать: московские войска предприняли поход против его Руси.

Слово «Русь» уже в XIII в. присутствовало в титуле правителей державы, созданной литовскими князьями при поддержке восточнославянского боярства и городов и к XIV—XV вв. вобравшей большую часть территории древнерусского государства. В переписке с иностранными дворами правители Великого княжества именовались «королями Литвы и Руси». Уже в XIV в.

для обозначения этого государства складывается устойчивая формула, включавшая три основных его компонента: собственно Литва, Жмудь (Жемайтия, Западная Литва), населенные близкородственными балтскими племенами, и русские земли. «На Великом князстве Литовском, Жомоитском и Руском» царствовали Витень (ум. 1315), Гедимин (ум. 1341) и его преемники.

Позже в титуле и названии Русь следует сразу же после Литвы, а Жмудь отступает на третье место или вовсе не упоминается. Например, лето­писная «похвала» «славному господарю великому князю Александру зовомому Витовту» (30-е годы XV в.) вспо­минает, что «быше ему держащи великое княжение Ли­товское и Руское, иные многие земли, сопрость реку (попросту скажу.— С. Д.

) вся Руская земля». Одержав победу в феодальной войне после смерти Витовта, его брат Сигизмунд «нача… княжити на великом княжень[и] на Литовьском и на Руском». Его преемник Казимир Ягайлович воцарился «с честию на столечном городе на Вилни (Вильно.— С. Д.) и на Троцех (Троках.— С. Д.

) и на всей земли Литовскои и на Рускои», был «королем польским и великим князем литовским, руским и жомоитским», и так далее, и так далее, и так далее.

Само по себе, впрочем, присутствие имени Руси в этом титуле можно было бы расценить как всего лишь свидетельство владения литовским князем определенной территорией (с XIX в., скажем, император всероссийский именовался и царем польским, но полякам от этого было мало радости).

Но даже мимолетного взгляда на карту Великого княжества Литовского и Русского, в период расцвета простиравшегося от Балтики до Черного моря и от границ Польши и Венгрии до Подмосковья, вполне достаточно, чтобы представить себе реальное соотноше­ние в нем славянского и балтского элемента.

Русские земли составляли 9/ю территории Великого княжества Литовского.

И хотя ареал расселения балтов был тогда значительно шире (захватывал часть территории совре­менной Белоруссии), литовцы и жмудины являлись в этом государстве «национальным меньшинством» (од­нако меньшинством — подчеркнем это сразу — привиле­гированным).

Констатируя, что большую часть населения Великого княжества Литовского составляли восточные славяне (предки нынешних украинцев, белорусов и части велико­россов) и что к XIV — началу XV в.

именно под властью литовской династии оказалась большая часть бывшей Киевской Руси, необходимо выяснить реальные причины появления этой огромной державы, ее роль в Восточной Европе и, в частности, ее место в истории российской государственности.

Для этого, однако, есть немало пре­пятствий, и прежде всего — уже отмеченная традиция рассматривать историю взаимоотношений Московской Руси с ее западной соседкой именно с «московской коло­кольни».

До сих пор немало историков убеждено, что население Южной и Западной Руси вполне разделяло московскую программу объединения и с нетерпением ожидало момента, когда власть литовская (чужеземная) сменится властью московской (родной и любимой).

Одни и те же явления оценивались и оцениваются историками по-разному — в зависимости от того, в которой части Руси они происходили. Так, например, с точки зрения большинства авторов отъезды в Москву вассалов литовс­кого великого князя должны были свидетельствовать, разумеется, о популярности идеи общерусского единства, отстаиваемой потомками Калиты.

Бегство в Литву тверских, рязанских и прочих князей и бояр (в том числе родственников московской династии) считается, однако, явлением принципиально иным, доказывающим лишь сохранение феодальной оппозиции прогрессивной централизаторской политике тех же московских князей.

Бегст­во, скажем, белорусских крестьян в Великороссию счита­лось и считается до сих пор доказательством их стремле­ния к воссоединению Белоруссии с Россией. Массовое бегство русских крестьян в противоположном направле­нии (вплоть до XVIII в.), конечно, не доказывает ровным счетом ничего, кроме обострения классовой борьбы.

Присоединение мелких княжеств к московским владени­ям всегда считалось явлением глубоко прогрессивным. Рост владений Великого княжества Литовского истори­ков, как правило, глубоко огорчает, поскольку тем са­мым отдалялось осуществление Москвой ее историчес­кой миссии. И, разумеется, московские князья предстают при этом «собирателями», а литовские князья — чужеземными завоевателями, разорителями, «находниками» (в этом автор классической монографии «Образова­ние Литовского государства» В. Т. Пашуто вполне соли­дарен с жившими в XVI в. составителями «Сказания о князьях Владимирских», ибо следует той же историчес­кой традиции).

Источник: https://nice-books.ru/books/other-literature/prochee/248917-sv-dumin-drugaya-rus-velikoe-knyazhestvo-litovskoe-i.html

Великое княжество Литовское, Польское и Русское | Альтернатива Московской Руси

В советской истории, а да того в истории России, открыто замалчивалась история еще одного славянского государства в В.Европе.В 14-16 вв. Великое княжество Литовское имело большие шансы стать лидером в регионе, чем Московия.

Умалчивалось, что 9 из 12 княжеств, на которые распалась Киевская Русь, входили в ВКЛ. Что единым государственным языком ВКЛ был западно-русский литературный. Что в личном имении князя Острожского была опубликована Острожская библия, которая была главной библией всей Русской православной церкви два века, а опубликовал ее Иван Фёдоров, который считается российским первопечатником. Хотя он был ученик ученика Франциска Скорины, который реально первопечатник только в Полоцке.
Отчего так? -Политический вопрос.

Литва шла по западному пути, представляла собой альтернативу азиатским порядкам Московии — наследницы Орды и очень долго была крайне опасным противником, а после краха — памятью о других возможностях.

Карта ВКЛ

Краткая хронология ВКЛ:

  • 1236 год — битва при Сауле (Шауляее), где князь Мидовг разбил тевтонских рыцарей, что многократно воодушевило и Литву, и сопредельные русские земли.
  • 1240 в Новогрудке Миндовг объединяет земли балтов, славян и пруссов в княжество
  • 1293-1316 гг. князь Витен присоединяет большую часть Белоруссии
  • 1362 год Литва усиливается, а ее князь Ольгерд разбивает татар в битве на Синих Водах и занимает Киев
  • 1368 первое сражение с Московией, где Литва в союзе с Тверью победила сторожевой полк московитов, идущих войной на Тверь.
  • 1380 г. Литва формально поддерживает Мамая и должна напасть на Дмитрия Донского на Куликовом поле, но затягивает подход своих сил, а сыновья Ольгерда вообще присоединяются к русскому войску.
  • 1410 год Литва, русские полки, поляки и пруссы разбивают Тевтонский Орден в битве при Грюнвальде, что уничтожило это государственное формирование.
  • 1447 г. — первый Привилей — свод законов. Вместе с Судебником 1468 г. он стал первым опытом кодификации права в ВКЛ.
  • 1517 г. — в августе полоцкий профессор Франциск Скорина выпускает в Праге первую печатную русскую книгу «Бивлия Руска».
  • 1487 — 1537 гг. — усилившаяся Московия после выхода из Орды захватывает восточные русские города Смоленск, Брянск, Новгород-Северский и др.
  • 1514 г. — разгром 50-тысячного войска московского государя Василия III 30 тысячами русинского войска Константина Острожского под Оршей, что спасло русские земли от завоевании.

Польские крылатые гусары

  • 1558-1583 — Ливонская война, где Литва выступает против Ивана Грозного
  • 1618 г. — Речь Посполитая — самое могущественное парламентское государство Европы, достигает 990 тыс. кв. км. Около 70 городов ВКЛ используют Магдебургское право.
  • 1654 — 1667 гг — война Алексея Михайловича и Речи Посполитой. 300 000 воинов Московии заняло Беларусь, Швеция выступила против Речи Посполитой, отчего страна потеряла более миллиона жителей.
  • 1700 — 1721 гг. — Северная война, война России, Дании и Речи Посполитой со Швецией. Польша и Литва в первые годы войны переходят на сторону Карла XII, а возвращаются в союзники России после поражения Карла под Полтавой в 1709 г. За годы войны Княжество лишилось около 700 000 жителей, погибших либо бежавших из страны.
  • 1772 г. — первый раздел Речи Посполитой. К России отошли восточные земли ВКЛ — около 92 тыс. кв. км. с населением до 1,3 миллиона человек.
  • 1793 г. — второй раздел Речи Посполитой. К России отошло 250 тыс. кв. км. Литвы с 3 миллионами жителей. Граница раздела прошла по центру современной Беларуси.
  • 1794 г. — восстание генерала Тадеуша Костюшко против царского и прусского самодержавия в Польше, подхваченное Якубом Ясинским в ВКЛ, начавшееся 24 марта.
  • 1795 г. — третий и последний раздел Речи Посполитой. К России отошли оставшиеся русь-литовские земли от курляндской Митавы (Елгавы) до Луцка, с беларускими городами Вильно, Ошмяны, Гродно, Новогрудок, Слоним, Крупчицы, Берестье, в общей сложности до 120 тыс. кв. км. и 1,2 миллиона жителей.
Читайте также:  Почему иконы никогда не пишут на хвойном дереве

Крах ВКЛ наметился уже в 1569, когда была заключена Люблинская уния, окончательно скрепившая узами брака Литву и Польшу. Это для Литвы был некий отчаянный шаг, потому что он не был желанным, он даже не был логичным с их точки зрения. Но просто альтернатива, которую они видели с той стороны, была настолько ужасающая, что готовы были пойти, но Литва была уже практически обречена.

Когда флаг перешел к Польше, объединенная Литва и Польша стала жертвой «заговора» со стороны России, Швеции, Пруссии и Турции, которые координируя усилия разгромили и разделили неудобного соседа, поживившись его землями.

Источник: https://leta-media.ru/velikoe-knyazhestvo-litovskoe-polskoe-i-russkoe-alternativa-moskovskoy-rusi/

Читать

  • Геннадий Кудий
  • РУССКАЯ АТЛАНТИДА
  • Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское в истории и русской государственности
  • Факты, мифы и размышления

Предисловие автора

Развитие Русской государственности, как и любой другой, не могло проходить изолированно.

Внешние условия, будь то военные или мирные, накладывали свой отпечаток на этот процесс везде и всюду, включая становление и развитие главных соперников за право собирания земель бывшей Киевской Руси — Великого княжества Московского и Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского (ВКЛ).

Последнее существовало в 1235–1569 годах на территории нынешних Литвы, Беларуси, Украины, западных областей России и некоторых восточных воеводств Польши.

По своей структуре и политическому устройству ВКЛ было государством полиэтническим, но в основном славянским и православным, интересным и необычным для своего времени, вписавшим яркую страницу в историю восточных славян, а где-то даже предвосхитившим стратегию, тактику и принципы формирования Российской империи после ее выхода за этнически русско-православные границы.

Великое княжество Литовское сформировалось в XIII–XIV веках в результате объединения вокруг Новогродского княжества (ныне белорусский город Новогрудок) древних соседних славянских княжеств — Полоцкого и Турово-Пинского, а также земель балтских племен: литва, аушкайты, ятвязь, жмудь и другие.

Объединение происходило на военно-политической, экономической и культурно-этнической основе, но процесс формирования ядра будущего ВКЛ до сих пор хранит много загадок, начиная с названия княжества.

По крайней мере есть немало очень серьезных оснований полагать, что территориально-этническим ядром и залогом могущества Великого княжества Литовского стали древние северо-западные княжества Киевской Руси с преобладанием белорусского этноса. Он же господствовал в политической, экономической и культурной жизни ВКЛ на протяжении всей его суверенной истории.

По крайней мере официальным языком и средством общения между людьми разных национальностей с середины XIII века и до конца существования Великого княжества Литовского в этом государстве был старобелорусский язык.

Именно на нем увидели свет все своды законов княжества: Висличский статут 1423–1438 годов, Судебник Казимира Ягайловича 1468 года, Статуты 1529, 1566 и 1588 годов, Трибунал 1586 года, первые печатные книги восточных славян, изданные в 20-х годах XVI века Франциском Скориной, множество религиозных и светских литературных произведений, огромное количество различных официальных документов, например метрик, которых насчитывается не одна сотня томов.

Великое Княжество Литовское в XIII–XV вв.

После присоединения к Великому княжеству Литовскому Смоленских, Черниговских, Волынских, Южных и Юго-Западных древнерусских земель более 90 % его населения являлось русскоязычным, исповедовавшим православное христианство, или как тогда его называли «русскую» (греческую) веру. Роль же балтского этнического элемента в ВКЛ во все времена его существования была второстепенной, а подчас и вовсе незначительной, несмотря на литовско-балтские корни правящей княжеской династии. Правовая структура княжества также базировалась преимущественно на нормах древнерусского права, которое в свою очередь испытывало огромное влияние норм византийского гражданского и уголовного права, тогда как основу правовой структуры западноевропейских стран, включая Польшу и Чехию, составляло римское право и латинский язык.

До 1387 года великие литовские князья, включая Ягайло, либо исповедовали православие, либо были язычниками, а древнерусские области, присоединяясь к Литве, не испытывали никакого национально-религиозного гнета.

Строй и характер местной жизни не нарушался, потомки Рюрика полностью сохраняли свои экономические позиции, при этом мало теряя политически, поскольку государственный строй Литвы являлся федеративным. Великое княжество Литовское было скорее конгломератом земель и владений, чем единым политическим целым. Долгое время русское культурное влияние в ВКЛ нарастало.

Гедиминовичи (потомки великого князя Гедимина, правившего в 1316–1341 гг.) обрусевали, становились православными, формировалась тенденция, ведущая к появлению в южных и западных землях бывшей Киевской державы самобытного варианта новой русской государственности.

Даже по переписи 1897 года население Вильно (первоначально Вильня или нынешний Вильнюс), бывшего столицей ВКЛ со времен Гедимина, на 56 % состояло из белорусов, на 11 % из поляков, на 2 % из русских, на 12,7 % из евреев и только на 17,6 % из литовцев (в современном понимании принадлежности к данному этносу).

Тенденция была сломлена великим князем Ягайло. Его прозападная ориентация сформировалась в силу личных характеристик: властолюбия, тщеславия, жестокости и желания занять польский трон.

В 1386 году он принял католичество, оформил Кревскую унию ВКЛ с Польшей, женился на несовершеннолетней польской королеве Ядвиге, стал польским королем Владиславом II (1386–1434) и основателем новой польской королевской династии Ягеллонов.

Амбиции польской шляхты, связанные со стремлением проникнуть на обширные западнорусские земли, были потенциально удовлетворены, правда, не сразу и не без борьбы.

Во время княжения Витовта (1392–1430) Великое княжество Литовское по всем параметрам оставалось суверенным государством, но после его ухода с исторической сцены права и привилегии польской (точнее католической) шляхты сравнительно быстро перевесили права русской (православной) аристократии.

Началась католическая экспансия на западные земли Руси. Упраздняются крупные областные княжения в Полоцке, Витебске, Киеве и других местах, а самоуправление заменяется наместничеством. Со временем прорусская культурная ориентация аристократии и шляхты ВКЛ меняется на пропольскую.

Полонизация и окатоличивание захватывают немалую часть западнорусской знати, в то время как большинство простых людей «русской веры» сохраняли верность православию и древним традициям. Начинается национальная и религиозная вражда, которой до этого в ВКЛ вообще не было места. Постепенно она перерастает в жесткую политическую борьбу, в ходе которой у части национально мыслящего западнорусского населения укрепляются настроения в пользу единого Русского (Московского) государства, складывающегося в XIII–XIV веках в Северо-Восточной Руси.

Расположенное между Польшей и Московской Русью, Великое княжество Литовское и Русское не только являло собой определенный симбиоз политической, социальной и религиозной жизни своих соседей с приоритетом той или иной стороны в различные периоды истории и в разных местах, но и само активно диктовало правила игры на огромных просторах Восточной Европы.

В том числе в Тверском, Рязанском, Смоленском, Черниговском, Стародубском и других северо-западных русских княжествах, Новгородской республике и Псковской земле.

Их отношения с Литвой, как тогда обычно называли ВКЛ, были настолько тесными, что на протяжении как минимум трех веков имелась реальная возможность формирования и развития единого Русского государства по литовско-русскому пути.

Более того, стартовые позиции ВКЛ для осуществления этой миссии первоначально были гораздо предпочтительнее, чем у Великого княжества Московского. По крайней мере великим князьям литовским не надо было ездить в Золотую Орду за ярлыком (разрешением) на княжение, да и экономический потенциал западнорусских земель был тогда мощнее московского.

Здесь нужно оговориться и отдать должное московским князьям, которые в объективно гораздо худших условиях сумели создать мощное этнически и религиозно однородное централизованное государство, которое в конечном итоге вышло победителем в гонке за лидерство с очень сильным соперником.

Но это потребовало огромных усилий, в том числе военных, с обеих сторон. Московская и Литовская Русь (позже Речь Посполитая) воевали между собой великое множество раз на протяжении более трех столетий.

Причем, вопреки бытующему мнению, по большей части это были братоубийственные войны восточных славян, прежде всего белорусов и великороссов, хотя и обставленные благими намерениями. Одновременно нормой вещей считался отъезд московских бояр на литовскую службу и наоборот.

Достаточно сказать, что более трети ближнего окружения великого московского князя Василия III (Тёмного) составляло литовское боярство.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=565348&p=1

Великое княжество Литовское и Русское

 Лекция 5. Северная Русь, Золотая Орда и Русско — литовское государство В XII -XIV веках

доц. Рыбаков С.В.  
История России с древнейших времен до
второй половины  XIX века Курс лекций . Ч. 1.  Под ред. академика Личмана Б.В. Уральский гос. тех. ун — т,

  • Екатеринбург,  1995
  • 3. Великое княжество Литовское и Русское

    Одним из последствий государственной децентрализации Киевской державы, усиленным батыевым погромом, стало разобщение древнерусских территорий, когда Южная и Западная Русь попали под власть Литвы. Некогда единый русский народ разделился на три ветви — великороссов, украинцев и белорусов.

Разрыв культурных и политических связей между частями прежде единого целого вел к консервации некоторых диалектных и обрядовых особенностей, хотя осознание духовно-этнической общности не оставляло потомков древних русичей и в условиях взаимоизолированности.

    Присоединение западнорусских земель к Литве нача­лось во второй трети XIII века при великом князе Литовском Миндовге. В период правления Гедимина и его сына Ольгерда территориальные приобретения Литвы продолжались.

В ее состав вошли Полоцкое, Витебское, Минское, Друцкое княжества, Турово-Пинское Полесье, Берестейщина, Волынь, Подолье, Черниговская земля и часть Смоленщины. В 1362 году под власть литовского князя был приведен Киев.

Коренная Литва окружалась поясом подвластных ей русских земель которые составили 9/10 всей территории образовавшегося государства, простиравшегося от Балтийского до Черного моря.    Русское культурное влияние в новом государстве пользовалось подавляющим преобладанием, подчиняя гос­подствующую в политическом плане народность — литовцев. Гедимин и его сыновья были женаты на русских княжнах, при дворе и в официальном делопроизводстве господствовал русский язык. Литовской письменности в то время не существовало вовсе.

    Вплоть до конца XIV века русские области, присоединяясь к Литве, не испытывали национально-религиозного гнета. Строй и характер местной жизни сохранялся, потомки Рюрика оставались на своих экономических позициях, мало потеряв и в политическом плане, поскольку государственный строй Литвы носил федеративный характер.

Великое княжество Литовское являлось скорее конгломератом земель и владений, чем единым политическим целым. До некоторых пор русское культурное влияние в Литовско — Русском государстве усиливалось по нарастающей. Гедиминовичи обрусевали, многие из них принимали православие.

Налицо были тенденции, ведущие в сторону складывания нового своеобразного варианта русской государственности на южных и западных землях бывшей Киевской державы.

    Эти тенденции были сломлены, когда великим князем Литовским стал Ягайло. Его прозападническая ориентация была результатом личных характеристик Ягайло: властолюбия, тщеславия, жестокости. В 1386 году он принял католичество и оформил унию Литвы с Польшей. Амбиции польской шляхты, связанные со стремлением проникнуть на обширные западнорусские земли, были удовлетворены. Ее права и привилегии быстро перевесили права русской аристократии. Началась католическая экспансия на западные земли Руси. Упразднялись крупные областные княжения в Полоцке, Витебске, Киеве и других местах, самоуправление заменялось наместничеством. Литовская аристократия сменила культурную ориентацию с русской на польскую. Полонизация и окатоличивание захватили часть и западнорусской знати, в то время как большинство русских сохраняло верность православию и древним традициям. Началась национально — религиозная вражда, которой не было до 80-х годов XIV века. Эта вражда перерастала в жесткую политическую борьбу, в ходе которой у национально мыслящей части западнорусского населения неизбежно крепли настроения в пользу единого Русского государства. Процесс складывания государственного ядра на северовостоке Руси влиял на эти настроения и усиливал их.

сс.86 — 88

Следующий раздел  лекции

Важнейшие даты и события

Источник: http://his95.narod.ru/lec5_3.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector