Подводные лодки казаков: что это было

№75 (10189) // 14 июля 2015 г.

Подводные лодки казаков: что это было

Подводным лодкам запорожцев 420 лет

Летом этого года исполняется 420 лет выдающемуся событию — первому в мировой истории применению подводных лодок запорожскими казаками. Это произошло во время штурма турецкой крепости Синоп в 1595 году.

О событии оставил воспоминания французский монах-иезуит Р. Фурнье после посещения Константинополя в 1595 году: «Здесь мне рассказывали совершенно необыкновенные истории о нападении северных славян на турецкие города и крепости.

Они появлялись неожиданно, поднимались просто со дна моря и наводили ужас на стражу и всех береговых жителей. Мне и раньше рассказывали, будто славянские воины переплывают море под водой, но я считал это вымыслом.

Теперь же я говорил с теми людьми, которые были свидетелями подводных набегов славян на турецкие берега». Позже Фурнье сам стал одним из авторов трактата, в котором утверждалось возможность плавания под водой.

Писатель-маринист, капитан первого ранга ВМС Украины Мирослав Мамчак утверждает, что эту историю рассказывали монаху при дворе турецкого султана, а турки вряд ли выставили бы себя на посмешище перед иностранцем.

В 1820 году в Париже, а через семь лет и в России, вышла книга французского капитана и изобретателя подводных лодок Жака Филиппа Монжери «О подводном мореплавании и войне», в которой, комментируя статью Фурнье, автор отмечал: «Запорожские казаки пользовались вёсельными судами, которые имеют способность опускаться под воду, двигаться так в течение длительного времени, а затем возвращаться назад, подняв паруса». Не имея никаких источников кроме воспоминаний Фурнье, Монжери делает смелую реконструкцию казацкой лодки. По мнению французского изобретателя казаки обшивали свои лодки извне кожей, корпус их накрывали герметичной палубой, а над ней вертикально сооружали шахту, внутри которой находился казак, который вел наблюдение за морем и одновременно руководил лодкой, шахта одновременно служила и для поставки свежего воздуха внутрь лодки, лодки в подводном положении двигались с помощью весел, причем герметичность бортов в местах установки весел обеспечивали кожаные манжеты.

Подводные лодки казаков: что это было

В рассказе одесских маринистов Михаила Нейдинга и Роберта Короткого «Есаул Марко», авторы, как морские специалисты (М. Нейдинг закончил Одесский морской университет, был инженером, а Р.

Короткий после срочной службы на Черноморском флоте стал журналистом, окончив факультет журналистики МГУ имени Ломоносова), дают более простую схему судна — это была лодка, выдолбленная из ствола большого дуба, рассчитанная на 6-10 казаков, которая герметично закрывалась такой же крышкой.

В бортах сделаны отверстия для весел, которые герметично закрывались кожаными манжетами. Руководил лодкой казак, который находился рядом с трубкой для воздуха, соединенной с корпусом, в которую помещались канаты для подачи звуковых сигналов на маленькие литавры. Для балласта использовали мешки с камнями, привязанные к лодке.

В нужный момент наблюдателем перерезались канаты с мешками, и лодка всплывала на поверхность. На Сечи создавался секретный курень, где команды подводных лодок тренировались плавать в протоках Днепра с завязанными глазами и проходили тренировки по стрельбе, фехтованию и рукопашному бою.

Первое применение подводных лодок произошло во время гетманства Федора Полоуса. Запорожцы небольшими силами достаточно легко взяли турецкий город — порт Синоп.

Вот как это описывает одесский писатель-маринист, член Национального союза писателей Украины морской офицер в отставке Олег Олейников в статье «Подводные рейды казаков»: «В один из пасмурных рассветов турецкие стражи со стен крепости Синоп спокойно смотрели на множество бревен, которые прибили к берегу волны.

Этому они не удивлялись, ведь ночь была довольно ветреная и, как назло, длинная. При такой непогоде всегда что-то прибивает к берегу. Не обратили внимания на эти бревна и наблюдатели турецких галер, мимо которых проплывали огромные деревянные бревна.

Как только начало светать, бревна ударились в берег, растворились замаскированные створки, и на берег вырвались запорожские казаки, которые бросились к открытим воротам. Город-крепость была захвачена очень быстро. Так украинские казаки впервые использовали во время морского похода подводные лодки».

Боевое применение подводных лодок украинскими казаками при взятии крепости Синоп в 1595 году стало значительным толчком для создания подводных аппаратов по покорению морских глубин.

Казацкие летописцы Самойло Величко, Самовидец, Григорий Драбянка не упоминают никаких подводных лодок, также нет никаких упоминаний о них в польских, турецких, российских, французских, румынских исторических документах. Не упоминают о применении подводных лодок такие историки, как Грушевский, Аркас или Драгоманов.

Вообще к середине XX века ни в исторических документах, ни в трудах местных историков казацкие подводные лодки не упоминаются. А вот позже, когда подводные лодки стали привычными, интерес к казацким субмаринам значительно возрос.

По мнению современных украинских исследователей, это потому, что наличие такого оружия держалось в глубокой тайне, о которой знали только те, кто был причастен к созданию подводных лодок. А турецкие летописцы сознательно не описывали казацкие подводные суда, чтобы не демонстрировать своей военной отсталости.

Большое количество уважаемых украинских современных исследователей: известный историк Владимир Сергийчук, автор книг по истории украинского флота Мирослав Мамчак, одесский ветеран-подводник, автор многочисленных публикаций о жизни подводников Александр Калиниченко, херсонские исследователи Николай Оленковский и Август Вирлич, их земляк Виктор Савченко в статье «Имели ли казаки черноморский флот?» считают, что все это соответствовало действительности.

Василий Вельможко. Председатель историко-краеведческого объединения Одесского союза маринистов

Источник: http://www.vo.od.ua/rubrics/dalekoe-blizkoe/33506.php

Оборотни, черти и подводные лодки на службе у запорожского спецназа

Сколько бы ни вели мы споры о запорожских казаках, их этнической принадлежности, сколько бы ни критиковали уклад их общества и морально-этические принципы, но стоит признать, что эта каста воинов была настоящим спецназом прошлых времен.

Выработанные в жестких условиях пограничного существования навыки позволяли не только выжить, но и процветать всему сообществу запорожцев. Изучение тогдашнего быта, опыта разведопераций, тактики и стратегии ведения битв, обычаев и ритуалов, способов выживания может многое дать и современному бойцу.

Посвящение в «лыцари»

Не всякого принимали в ряды казаков: существовала целая система испытаний для кандидата. Это и владение телом, и знание оружия, и умение обращаться с конем, и, конечно же, способность выжить в экстремальных условиях.

Пройти по жерди между скалами с завязанными глазами; сесть на неоседланного дикого лошака лицом к хвосту и проскакать по степи, вернувшись здоровым; дважды переплыть Днепр в районе порогов; не измениться в лице, когда с тебя кнутами сбивают шапку – это только несколько из известных этапов посвящения в казаки.

На выдумку сечевики были богаты, так что знать, что именно придумают старшины для очередного претендента, было невозможно. Если юноша не справлялся с каким-то заданием, он был вынужден оставаться в недорослях еще год.

Гопак как боевое искусство

Практически в каждой культуре существует присущий только ей вид самообороны без оружия. И многие из этих видов оформлены в танец. Не обошла чаша сия и боевое искусство запорожцев. Украинский гопак – не что иное, как положенная на музыку тренировка бойцов.

Все эти «дробушки», «чесанки», «штрыки» и «ляпасы» – названия приемов рукопашного боя. Немало впечатляют удары ногами в прыжке. «Пистоль» – удар ногой вбок, «щупак» – двумя ногами вперед, «разножка» – двумя ногами в обе стороны, «черт» – удар с поворотом в воздухе на 360 градусов – Ван Дамм обзавидуется.

Тренировки происходили под задаваемый барабанный ритм, бойцов обучали правильно дышать, не расходовать понапрасну ресурсы организма, вместе с тем используя все доступные способы победить. Использование подручных средств как для защиты, так и для нападения породило другие виды борьбы.

«Спасом» называлась борьба оборонительного характера, известна боевка «крест-накрест» – бой на палках. Интерес вызывает стиль «гойдок», использовавшийся для тайного проникновения в лагерь противника. Запорожец тенью следовал за часовым, повторяя все его движения, и нападал, только если его обнаружили.

В противном случае, добравшись до нужной точки вместе с противником, исчезал по своим делам.

Подводные лодки казаков: что это былоИлья Репин. «Гопак». Источник: wikimedia.org

В Санкт-Петербурге в 1905 году вышла книга Н.И. Адамовича «Подводные лодки, их устройство и история». В ней автор упоминает иезуита Фурнье и историка Монжери, которые свидетельствуют о нападении запорожцев на османский флот из-под воды.

Зная о технике затопления судов запорожцами и тайного их транспортирования в поле зрения противника, некоторые современные исследователи не исключают, что в качестве «подводных лодок» использовались обыкновенные казацкие «чайки».

Усовершенствованная конструкция судна имела герметичный верх, сквозь бока которого были продеты весла, и двойное дно, наполненное балластом – предположительно, песком. Когда приходила пора всплыть, балласт сбрасывался, и судно появлялось на поверхности. В 1827 году Монжери писал о том, что нет сомнений в наличии подводного флота у славян.

Что до Фурнье, то он посетил Константинополь еще в конце XVI века и оставил после себя записи, в которых говорится о нападениях славян на города и крепости турок. Автор пишет о том, что он не верил в подводные суда славян до тех пор, пока не поговорил с живыми свидетелями таких подводных набегов на османский берег.

Споры о том, как выглядели подводные лодки запорожских казаков, да и были ли они вообще, не утихают и в наше время. Единственным доказанным фактом считается тот, что казаки использовали суда как способ подобраться незамеченными к берегу противника, укрывшись под перевернутыми «чайками» как под куполами.

«Розгардияш»

Разнобой, бардак, хаотичные действия – вот, что обозначает это слово. Им же называлась тактика ведения боя в условиях, где невозможно поддерживать связь между разрозненными отрядами.

В плавнях или дикой степи успешнее было нападение нескольких малочисленных ватаг, каждая из которых действовала по только ей известному плану. Общей стратегии не было, что помогало сохранить внезапность и непредсказуемость нападений.

Такой малый отряд мог возглавить как любой из сечевиков, так и казак-зимовчак (иначе – зимовéнько), хуторянин, хозяйство которого обычно представляло собой небольшую крепость в плавнях.

«Кручена веремия»

Кутерьма, канитель – лучше и не определить изматывающую тактику комариных укусов, заставляющую противника нервничать и нести мелкие потери. Судно запорожцев появлялось то с одной стороны корабля противника, то с другой, казаки давали ружейный залп, не особо прицеливаясь, и тут же отплывали в зону недосягаемости. Это и называлось «крутить веремию».

Читайте также:  Где в россии находятся подземные города

Другое название этого же действа – «шарпанина» (от слова «шарпать» – дергать, трепать). «Пошарпать бусурманина» было любимой забавой для опытных воинов и обкаткой характеров для молодых, необстрелянных бойцов. После полной деморализации врага казаки по сигналу подплывали к кораблю с измотанным экипажем и полностью истребляли оставшихся в живых.

Подобная же тактика применялась и на суше с применением конных ватаг.

Вода, огонь и специфическое оружие

Исследователи быта запорожских казаков пишут, что если уж казак добрался до воды – он спасся.

Уже давно стало притчей во языцех умение казаков затаиться на дне, используя для дыхания ножны или полую трубку тростника или камыша. Вода вообще была родной стихией для любого казака.

Мальчиков с ранних лет тренировали переплывать бурные пороги, учили надолго задерживать дыхание, угадывать характер течения и вычислять броды и переправы.

Умело казаки обращались и со степным огнем: при благоприятном ветре и нужной диспозиции с нескольких сторон поджигалась степь, и враг оказывался в кольце огня, из которого можно было вырваться только в одном направлении, где, конечно, его поджидала засада. Ослепленный, обожженный и надышавшийся дыма противник был легкой добычей. Эта же тактика применялась в камышовых зарослях.

На месте раскопок запорожских зимовий и военных стоянок находят глиняные горшки с тонкими стенками. Готовить или хранить в них что-то нельзя.

Историки предполагают, что казаки использовали их в качестве «живых бомб». Горшки наполняли пчелами, запечатывали и забрасывали на вражеские корабли.

Тонкая керамика легко разбивалась, а разъяренные насекомые набрасывались на всех, кто оказывался рядом.

Чтобы обезопасить свои поселения от массовых набегов, запорожцы по границе своих земель возами разбрасывали «якорцы» – подобие птичьей лапы. Торчащие во все стороны шипы были опасны прежде всего для конницы. Поранившиеся о них лошади становились неуправляемыми, и сквозь усеянное якорцами поле могла прорваться лишь малая часть нападавших.

Подводные лодки казаков: что это былоКазачье вооружение. Источник: wikipedia.org

Психологическая атака

В народе ходили байки о том, что запорожцы – «вовкулаки», то есть оборотни. Немудрено: выдвигаясь на разведку, сечевики наряжались в волчьи шкуры; использовали волчий вой, чтобы напугать врага; нападали в ночи, на глазах превращаясь из серых теней волков в людей.

Еще одним приемом было заманивание врага в болота и топи, которые казаки знали как свои пять пальцев. Когда противник оказывался по брюхо в болоте, из жирной жижи поднимались прятавшиеся под поверхностью бойцы. Как есть – черти.

Деморализованный враг не оказывал серьезного сопротивления.

Выжить любой ценой

Нередко казаку случалось оказаться в глухой степи или бескрайних плавнях в одиночестве или малым отрядом без поддержки товарищей и в отрыве от лагеря. Но вопрос выживания остро не стоял.

В отличие от наших избалованных современников, запорожец мог достаточно комфортно чувствовать себя в любых условиях. Будучи прекрасно обученными следопытами, казаки выслеживали и отлавливали дичь, а если таковой не наблюдалось, не брезговали ничем. В пищу шли лягушки, саранча, улитки.

В норах степных грызунов добывали зерно, умели найти съедобные коренья и травы, знали способы обеззараживания воды.

* * *

Даже сегодня такие казаки могли бы оказаться полезными российской армии. Но, к сожалению, далеко не все люди, надевающие казачью форму, обладают всеми перечисленными выше навыками. А жаль.

Источник: https://www.eg.ru/society/442636/

Подводные лодки казаков. / Цусимские форумы

Умело и хитро действовали запорожцы и в степи, и в плавнях, и среди черноморских волн. Не чужими были для казаков и морские глубины. Есть сведения (разной степени достоверности, конечно), что сечевики имели свой… подводный флот.

Французский историк Монжери писал в 1827 году: «По крайней мере, нет сомнения, что такого рода суда (подводные) были употребляемы в Европе в ХIII в. Украинцы часто избегали преследования турецких галер с помощью больших подводных лодок». Монжери при этом ссылался на записи французского философа Фурнье, побывавшего в конце ХVI века в Константинополе.

Странствующий пытливый мыслитель, который проявлял интерес к нравам и обычаям других народов, свидетельствовал: «Здесь мне рассказывали совершенно необыкновенные истории о нападении северных славян на турецкие города и крепости — они являлись неожиданно, они поднимались прямо со дна моря и повергали в ужас береговых жителей и воинов.

Мне и раньше рассказывали, будто славянские воины переплывают море под водой, но я посчитал рассказы выдумкой. А теперь я лично говорил с теми людьми, которые были свидетелями подводных набегов славян на турецкие берега».

Комментируя эти и другие высказывания и хроникальные записи разных времен, Монжери утверждал: «Запорожские казаки пользовались гребными судами, способными погружаться под воду, покрывать в погруженном состоянии большие расстояния, а затем уходить в обратный путь под парусами». Как же выглядела подводная лодка казаков? Монжери попытался дать ответ и на этот вопрос.

Корпус обшитого кожей челна был накрыт герметической палубой. Над ней возвышалась шахта, где находился наблюдатель-рулевой. Через шахту поступал воздух при плавании в надводном и полупогруженном положении. В погруженном состоянии движение осуществлялось при помощи весел, герметизированных в местах прохода через корпус кожаными манжетами.

Рассказы Фурнье и Монжери не канули в Лету. Их имена, например, упоминаются в книге П. Адамовича «Подводные лодки, их устройство и история», которая была издана в Петербурге в 1905 году. Проявляют интерес к их работам и современные исследователи. Один из них предположил, что подводной лодкой во время похода становилась обыкновенная «чайка».

Она имела двойное дно, в котором в погруженном состоянии содержался балласт (скорее всего, песок). Дно было снабжено створками. Когда возникала необходимость всплытия, створки откидывались и песок высыпался. Фантастический корабль, облепленный водорослями и ракушками, вдруг появлялся из морской пучины у самых стен вражеской крепости, повергая противника в ужас…

http://www.ug.ru/issues07/?action=topic&toid=1172

***Можно считать первыми подводниками тех сорок запорожских казаков, что подкрались к турецкому судну в подводном челне, обшитом воловьими шкурами, и взяли его на абордаж.

http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/26/

***Казалось бы – что может быть общего между мелководным Дунаем и подводными лодками? Но, тем не менее, в истории подводного мореплавания наш Дунай нашел свое самобытное место. Рассказывая о подводных лодках на Дунае, пожалуй следует начать со средневековой истории подводных судов запорожцев. Интересные воспоминания об этом оставил ученый монах иезуитского ордена Р. Фурнье. Побывав в конце 16 века в Стамбуле, он написал следующее: «Здесь мне рассказывали совершенно необыкновенные истории о нападении северных славян (запорожских казаков) на турецкие города и крепости: они являлись неожиданно, они поднимались прямо со дна моря и повергали в ужас всех береговых жителей и воинов. Мне и раньше рассказывали, будто славянские воины переплывают море под водой, но я почитал рассказы выдумкой. А теперь я лично говорил с теми людьми, которые были свидетелями подводных набегов славян на турецкие берега».

Подводные лодки казаков: что это было

http://www.infoflotforum.ru/lofiversion … t4894.html

Есть ли другие иллюстрации, посвященные этим подводным конструкциям?

Warman Капитанъ II ранга Откуда: Россия, Крым, Керчь ПКР «Москва» Сообщений: 2461 Вебсайт

Теоретически можно из казацкой чайки сделать на некоторое время «водолазный колокол», но при этом:1.Большая сложность изхитриться перевернуть беспалубную (а они все были беспалубные по определению)»чайку» оставив в ней воздушный пузырь.2.

Даже если это удалось, объем воздуха в ней хватит на 30-40 человек в покое — на 1- 1,5ч, а при интенсивной физической работе — 20-30мин. При скорости премещения в 0,5-1 уз они смогут пройти под водой 500 — 700м (а — смысл?).3.

Баласт для подводного плавания необходимо брать в открытом море с другой «чайки» — значит кому-то из отряда «чаек» придется остаться на поверхности — принцип внезапности будет нарушен, все операция в тактическом плане станет бессмысленной.4.Можно еще с десяток причин и тех. проблем перечислить, но и так все ясно.

Вывод: действительно, в XIII-XV веках  в разных флотах Средиземноморья проводились такие эксперименты с беспалубными малыми судами — их переворачивали на берегу, спучкали в воду, загрузив балластом до потери плавучести, подныривали и забирались в эти «колокола». Кажется, даже Великий Леонардо что-то такое пробовал.

Но это только эксперименты, живые легенды. Практически, в открытом море этот способ не реализуем. Можно еще справиться с легкой лодкой на реке — перевернув её, 2-3 чел. могут таким образом по течению пройти опасный участок прикрывшись днищем, но это частный случай.

Кстати — с Днем Водолаза, 5 мая!

Отредактированно Warman (05.05.2009 15:20:49)

«Дальность видимости горизонта определяется высотой глаза наблюдателя.» (с) С.О. Макаров

Нет, первые подводники это несомненно экипаж «Летучего Голландца» под командой Деви Джонса.

Уважаемый коллега KaiserAdler ! Когда я увидел тему с названием «подводные лодки казаков», то сразу же догадался, кто автор … Почему, как Вы думаете ?

Оригинальное сообщение #62592Уважаемый коллега KaiserAdler ! Когда я увидел тему с названием «подводные лодки казаков», то сразу же догадался, кто автор  … Почему, как Вы думаете ?

Ну-ну? И почему?Хотя, быть может название темы и впрямь чересчур амбициозное, да и подводной лодкой эту конструкцию назвать сложно, но тем не менее казаки обладали подводными сооружениями. И что тут, честно говоря смешного???Это общеизвестный факт…

Оригинальное сообщение #62703Ну-ну? И почему?

Потому, что именно Вы являетесь автором тем: Гибель ЛК «Гетман Сагайдачный» 26.11.18 http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=1204 ; Учебно-артиллерийский крейсер «Украина» http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=1358 ; Флот УНР — редкие фото http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=1261 … Патриотизм- дело нужное и хорошее, но конкретно современный украинский национализм, в своём стремлении «утвердить национальную идентичность», уж простите за прямоту, дошёл до полного идиотизма…

Общеизвестный факт, что «теоретически возможные» (опасные главным образом для собственных экипажей) конструкции, типа подводной лодки «Hunley» могли быть реализованы только на технологиях второй половины XIX века, а минимально адекватные задачам боевого применения «подводные сооружения»- на технологиях конца XIX- начала XX века. Рассказы вроде: «Как же выглядела подводная лодка казаков? Монжери попытался дать ответ и на этот вопрос. Корпус обшитого кожей челна был накрыт герметической палубой. Над ней возвышалась шахта, где находился наблюдатель-рулевой. Через шахту поступал воздух при плавании в надводном и полупогруженном положении. В погруженном состоянии движение осуществлялось при помощи весел, герметизированных в местах прохода через корпус кожаными манжетами.

Читайте также:  «шестокрыл»: главная тайна самой чёрной книги на руси

«- это сказки…

Оригинальное сообщение #62712Гибель ЛК «Гетман Сагайдачный» 26.11.18

Здесь, признаюсь, стал жертвой откровенной выдумки, что не есть хорошо.

Оригинальное сообщение #62712Флот УНР — редкие фото

Нормальная была тема — почему закрыли, не знаю.Тема ведь открывалась для простого сбора фотографий кораблей бывшего ЧФ под украинским флагом…

Оригинальное сообщение #62712Патриотизм- дело нужное и хорошее, но конкретно современный украинский национализм, в своём стремлении «утвердить национальную идентичность», уж простите за прямоту, дошёл до полного идиотизма…

Неверное утверждение. Ну что делать, если вопросов у меня больше всего по немцам и Украине, по этим именно темам?Это меня никуда не записывает…Жаль что Вы сделали такие выводы.Теперь касательно темы.Скептицизм Ваш поражает:

Спойлер :

В книге «Подводные лодки, их устройство и история» (С-Пб., 1905 г.) упоминаются подводные лодки запорожцев! Вы это можете себе представить? Французский историк Монжери в 1827 году писал: «Украинцы (запорожские казаки) часто избегали преследования турецких галер с помощью больших подводных лодок». И далее рассказывает, что корпус челна обшивался кожей и сверху накрывался своеобразной палубой, которая не пропускала воду. Над этой палубой устраивалась «шахта», где сидел рулевой, он же наблюдатель. Через «шахту» каким-то образом поступал воздух, когда судно шло в полупогружённом состоянии. А вот по дну судно перемещалось при помощи весел, имеющих прочные кожаные манжеты. Оно, в общем-то, не «плавало», а ползло по дну. И далее: «Запорожские казаки пользовались гребными судами, способными погружаться под воду, покрывать в погружённом состоянии большие расстояния, а затем уходить в обратный путь под парусами».

В статьях по теме предполагалось, что «подводной лодкой во время похода становилась обыкновенная чайка, только имевшая двойное дно, в котором в погружённом состоянии содержался балласт (скорее всего, песок). Дно судна было снабжено створками. когда возникала необходимость всплытия, створки откидывались, и песок высыпался».Источник — явно не украинский сайт http://pohodd.ru/article_info.php?articles_id=115

Alex_12 Капитанъ II ранга тяжелый авианесущий бриг «Red Alert» Сообщений: 3915

Оригинальное сообщение #62703но тем не менее казаки обладали подводными сооружениями. И что тут, честно говоря смешного???Это общеизвестный факт…

они пользовались утраченными ныне технологиями древних укров ?

Да никто не утверждает что у козаков была сотня подобных кораблей одновременно!Может быть один или два за всю историю казачества!Слушайте, а чем ваш Петр руководствовался строя «потаенное судно»?

Бред какой-то. Не было такого, выдумки это все, ждановщина…

Alex_12 Капитанъ II ранга тяжелый авианесущий бриг «Red Alert» Сообщений: 3915

ну, где-нибудь на Днепре, может и использовали несколько раз.  и то — скорее пешком по мелководью с перевернутой лодкой над головами…

Оригинальное сообщение #62724Слушайте, а чем ваш Петр руководствовался строя «потаенное судно»?

Бред какой-то. Не было такого, выдумки это все, ждановщина…

может и не было.  а если что и было — то нечто примитивное, вроде бочки с веслами…  и то не факт.

Оригинальное сообщение #62721Это меня никуда не записывает…

Уважаемый коллега KaiserAdler, я Вас никуда не записываю… И вполне уважаю как участника форума, способного признать свои ошибки:

К сожалению, Вы как житель Украины «погружены» в весьма специфическую «информационную среду»…

Благодаря деятельности энтузиастов от истории. В Украине(да и в России) два вида таких «деятелей». Первые из них, поливают грязью прошлое, настоящее, и будущее.

Их чаяниями сбрасываются в море мемориальные таблички посвященные 90-летию со дня поднятия украинского флага на кораблях ЧФ. Второй вид  таких историков абсолютно противоположен первому.

Они  выдумывают небывалые героические подвиги, приписывают своему народу чуть ли не лидирующие позиции в целом мире, ведают миру небылицы, порожденные  их же воображением.

Оба вида этих деятелей впадают в абсолютно гибельные крайности, дезинформируя людей, направляя их по ложному пути. Вследствие этого у нас возникли внутренние раздоры, и наши силы истощились в борьбе этих двух одинаково неправильных мнений. Такая вот сцилла и харибда украинская..

Оригинальное сообщение #62721Нормальная была тема — почему закрыли, не знаю.

Тема ведь открывалась для простого сбора фотографий кораблей бывшего ЧФ под украинским флагом…

С учетом того как она началась и чем продолжилась, вполне нормальное решение.

Оригинальное сообщение #62737Благодаря деятельности энтузиастов от истории. В Украине(да и в России) два вида таких «деятелей». Первые из них, поливают грязью прошлое, настоящее, и будущее.

Их чаяниями сбрасываются в море мемориальные таблички посвященные 90-летию со дня поднятия украинского флага на кораблях ЧФ. Второй вид  таких историков абсолютно противоположен первому.

Они  выдумывают небывалые героические подвиги, приписывают своему народу чуть ли не лидирующие позиции в целом мире, ведают миру небылицы, порожденные  их же воображением.

Оба вида этих деятелей впадают в абсолютно гибельные крайности, дезинформируя людей, направляя их по ложному пути. Вследствие этого у нас возникли внутренние раздоры, и наши силы истощились в борьбе этих двух одинаково неправильных мнений. Такая вот сцилла и харибда украинская..

2 KaiserAdler…Вы абсолютно правы. По этой причине очень трудно писать о советском флоте.

В имеющийся у меня книге «50 знаменитых загадок Украины» обнаружил следующую информацию:

В руском издании «О подводном плавании и о войне» 1827 года французского историка Монжери со ссылкой на Фурнье расказывалось о том, что украинцы отходили от турецких галер «с помощью больших подводных лодок»…Ю.

Тушин, автор книги «Русское мореплавание на Каспийском, Азовском и Черном морях (XVII век)» считает, что это идеализация, поскольку речь шла о проекте самого Монжери, и отстаивать и отстаивать правдивость этого сообщения нет достаточных оснований.

Тушин полагает, что поскольку мореплавание запорожских казаков нашло широкое отображение в материалах русского, украинского, польского, турецкого, французского документов, но ни каких сведений о подводном флоте казаков в них нет, то этого не могло быть.

В конце концов автор делает вывод, что состояние техники того периода исключает такую возможность…Но в турецких документах встречаются сведения как казаки появлялись просто-таки из-под воды. В 1595 году зафиксировано роявление возле турецкой крепости Синоп подводных «чаек», с помощью которых казаки  сумели захватить город…

Изготовлялись такие лодки из цельных стволов. В них делалось двойное дно со створками. Для балласта на дно насыпали песок. При необходимости нижние створки второго дна разгибались и лодка «выдавливалась» на поверхность.Вверху находились задраенные створки люка.

Чтобы внутрь поступал воздух, выдалбливались отверстия и в них вставлялись все те же камышовые трубки.Иногда вместо них на герметичной палубе строили шахту, внутри которой находился казак, который управлял лодкой. Через эту шахту в лодку поступал воздух для гребцов. Судно было обшито кожей…Преградой для проникновения воды в лодку были кожаные манжеты с плотной припасовкой.

Хотите верьте, а хотите нет…

Отредактированно KaiserAdler (05.05.2009 21:25:45)

kursiv Капитанъ II ранга Сообщений: 939

Да, да, «погрузили», все мучаются в «специфике»! Эти ужасные «современные украинские националисты» заблокировали по стране Интернет, вот и стала среда сразу «специфической».

Настолько «специфической», что это стало очевидным даже жителям Дальнего Востока.

Оригинальное сообщение #62753Эти ужасные «современные украинские националисты» заблокировали по стране Интернет, вот и стала среда сразу «специфической».

Не смешно.Зато правда…(с)Как это не прискорбно.

kursiv Капитанъ II ранга Сообщений: 939

Оригинальное сообщение #62762Скажем так…Я с таким сталкивался.

И это Ваше «столкновение» дает основание говорить об изменении информационной ситуации в стране на «специфическую»?

Да…Как дает.

kursiv Капитанъ II ранга Сообщений: 939

Pr.Eugen,Желаю Вам победить всех своих врагов (с)

Источник: http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?pid=62526

Казацкие подводные лодки: правда или вымысел?

Подводные лодки казаков: что это былоРисунок современного художника, демонстрирующий то, как бы могла выглядеть казацкая подводная лодка / wikimedia

  • …У турок нет города на черноморском берегу, который не взяли и не разорили бы казаки. Если они приложат больше усилий, то будут полностью контролировать Чёрное море…

Пьетро де ла Валле,
итальянский путешественник,

1618 год.

…В 1595 году французский монах-иезуит по имени Фурнье посетил Константинополь, столицу Османской империи. Общаясь с местным населением, он услышал странные истории о демонах в человеческом обличье, которые выходят на берег из морских глубин, нападают на крепости, разоряют порты и держат в страхе всё черноморское побережье.

Рассказы походили на байки о нечистой силе. Фурнье, видный богослов, сначала посмеялся, но потом заинтересовался и стал расспрашивать.

Тогда ему рассказали о казаках, которые живут по ту сторону моря, строят лодки, способные плыть под водой, подходят на них к турецким берегам и насмерть пугают солдат своим внезапным появлением.

В пример привели нападение казаков на крепость Синоп, случившееся в том же году и ошеломившее турок своей внезапностью. Фурнье слышал о взятии Синопа, беспримерная дерзость которого удивила всю Европу. Слово за слово, и вот уже иезуит разыскивал очевидцев этих небывалых сражений.

«Мне и раньше говорили, что славянские воины переплывают море под водой, – отмечал Фурнье позднее в путевых заметках. – Но я считал, что это выдумки. Теперь же я поговорил с людьми, которые лично были свидетелями подводных набегов славян на турецкие берега».

Записи, оставленные монахом, породили споры, не затихающие уже много лет: действительно ли у казаков были подводные лодки? Если да, то насколько совершенные, и какой именно конструкции? Ерунда, считают просвещённые люди, иезуит слишком серьёзно воспринял турецкие сказки. Но Фурнье был образованнейшим человеком своего времени, философом и поэтом. Когда он в своих записях пересказывает турецкие легенды, нам понятно, что это именно легенды. Но о подводных набегах Фурнье пишет серьёзно, даже документально.

Судостроение в XVI веке ещё не достигло того уровня, чтобы говорить о подводных лодках, уверяют скептики.

Напомним им, что столетием раньше чертежи подводной лодки были созданы Леонардо да Винчи, но уничтожены автором из соображений, что изобретение может принести слишком большой вред.

А уже через четверть века после свидетельства Фурнье, в 1620 году, английский инженер Корнелиус Дреббель построил и успешно испытал на Темзе действующую модель весельной подводной лодки, о чём сохранилось немало записей современников.

Ещё двести лет спустя, в 1820 году, французский инженер и изобретатель Монжери в своей книге «О подводном мореплавании и войне» вернулся к свидетельству Фурнье и попытался воспроизвести модель, по которой были построены казацкие подводные лодки.

Читайте также:  Нарочитые, служилые, гулящие и другие: сколько типов людей выделяли на руси

Монжери полагал, что основой такой лодки служили две казацкие «чайки», одна из которых была перевёрнута и накрывала вторую. Дно нижней чайки было двойным, в него насыпался песок, чтобы конструкция стала тяжёлой и опустилась под воду.

От количества песка зависела глубина, на которую погружалась лодка. В нижнем днище делались створки, которые можно было  открыть в любой момент, потянув за канат. Створки открывались, песок высыпался, и лодка мгновенно всплывала, внезапно появляясь на поверхности.

Легко представить ужас неприятеля, когда у него на глазах посреди моря поднимался из воды целый флот неопознанных плавучих объектов.

Всю конструкцию обшивали кожей, чтобы придать ей водонепроницаемость, малейшие щели засмаливались. Вёсла, обеспечивавшие лодке ход, вставлялись в отверстия в борту.

Чтобы в отверстия не протекала вода, их закрывали кожаными «манжетами», плотно пригнанными к веслу и к борту.

Возможность дышать внутри лодки обеспечивали длинные камышовые трубки, вставленные в отверстия в корпусе верхней чайки и торчащие над водой.

Как вариант, над лодкой могли устроить воздушную шахту. Тогда воздуховод выводили в ещё одну крохотную лодочку, закреплённую над подводным корпусом. Она была рассчитана на одного человека, постоянно оставалась на поверхности и соединялась с основной конструкцией системой канатов или стержней.

Сидевший в лодочке человек был дозорным – он высматривал вражеский флот, и указывал нижней палубе, куда плыть, дёргая за канаты. Нечего и говорить, что одинокий гребец посреди моря мог выглядеть странно, но никак не опасно. Другое дело, когда по его сигналу из вод всплывало настоящее морское чудовище.

Суеверным туркам, без сомнения, было что рассказать преподобному Фурье.

После того, как казаки застигали врага врасплох, одерживали победу и забирали добычу, у них отпадала необходимость передвигаться на подводных лодках. Наоборот, следовало без оглядки удирать подальше от места сражения, пока турки не собрали флот и не выслали погоню.

Тогда казаки разбирали подводные лодки на две части, превращая их в обычные чайки, и с удобством отправлялись домой. Эта технология приводила Монжери в восторг. «Украинские казаки пользовались гребными судами, способными опускаться под воду и преодолевать там большие расстояния, – писал он в своей книге.

– А потом они разбирали их и возвращались домой под парусами».

Что из этого правда, а что вымысел? Невероятная инженерная изобретательность казаков не подлежит сомнению. Очевидно также, что плавучесть и степень погружения судна играли важную роль в их судостроительных проектах.

К примеру, они делали свои чайки непотопляемыми, просто обвязывая их по борту толстым «спасательным кругом» из вязанок камыша. Ни одна пробоина не могла погубить чайку – судно держалось на поверхности, даже заполненное водой.

Погружение с помощью песка находится всего в шаге инженерной мысли от этого трюка.

Также точно известно – тому есть огромное число свидетельств – что внезапное появление казаков на турецких берегах действительно связано с погружением под воду.

Добравшись до намеченного порта, но не приближаясь вплотную, казаки переворачивали свои чайки, и подходили к берегу по морскому дну, накрывшись лодками, как куполами, в которых оставался воздух.

На берегу, отбросив в сторону лодки, мокрое и страшное воинство атаковало турок – с воплями, посреди ночи. Безусловно, рассказы о подводных демонах имели под собой самые реальные основания.

Скептики, считающие, что простейшая подводная лодка – слишком сложная конструкция, плохо представляют себе психологию необходимости, которая руководит историей. Казаки вели на Чёрном море не просто войну – это была борьба за выживание. Они строили подводные лодки не для развлечения, как делал это Яков І, заказавший такую лодку Дреббелю.

Английский прототип 1620 года был построен в независимой державе, подступы к которой защищали огромные парусные линейные корабли.

Казаки, у которых не было линейных кораблей и независимой державы – даже портов и верфей не было – должны были быть в десять, в сто раз хитроумнее и смекалистее Дреббеля, если им удалось стать хозяевами Чёрного моря на два века.

Безусловно, техническое развитие Восточной Европы в XVII веке отставало от прогресса Британии, но именно эта отсталость, как ни парадоксально, создала необходимость, а значит и возможность самых оригинальных изобретений. Казацкая подводная лодка – это «каша из топора», сказочное национальное блюдо, символ того, как талант и хитрость преодолевают скудость средств.

Источник: http://seafarers.com.ua/cosacs-subsea-vessels/5165/

Подводные лодки казаков — грозное оружие времен Запорожской сечи

Подводные лодки казаков: что это было

В 16-17 веках в Черном море плавали настоящие казацкие подводные лодки. Казаки нагоняли ужас на врагов своим необычным внезапным появлением из них. В Турции о казаках – подводниках ходили легенды. Их представляли демонами в человеческом обличье, которые выходили на берег из морских глубин, нападали на крепости, разоряли порты и держали в страхе всё черноморское побережье. Скептики считают, что судостроение в 16 веке не могло достичь такого уровня, чтобы можно было говорить о подводных лодках. Но ведь столетием раньше чертежи подводных судов были созданы самим Леонардо да Винчи. К сожалению, гений уничтожил их, посчитав, что человечество было не готово к таким механизмам. Но что же из себя представляли подводные лодки казаков в то время?

Подводные лодки изготавливались из двух казацких лодок «Чаек» длиной в 18 метров. Одну лодку накрывали другой и герметично закрепляли. В бортах делали отверстия для весел, которые обеспечивали лодке ход. Их уплотняли кожаными манжетами. Так вода не проникала во внутрь. Днище заполнялось песком, от количества которого зависела глубина погружения подводной лодки.

При этом делались створки, которые можно было  открыть в любой момент, потянув за канат. Песок высыпался, и лодка мгновенно всплывала, на поверхность. Всю конструкцию обшивали кожей, чтобы придать ей дополнительную водонепроницаемость. Любая щель засмаливалась.

Для притока воздуха внутрь, в отверстия в корпусе верхней лодки вставляли камышовые трубки, которые торчали над водой.

Иногда над лодкой крепили крохотную лодочку, закреплённую над подводным корпусом. Здесь сидел один человек — дозорный. Эта лодка соединялась с подводной частью системой канатов или стержней. Дозорный высматривал вражеский флот, и указывал нижней палубе, куда плыть, дёргая за канаты. Со стороны создавалось впечатление, что на лодке плывет один человек.

Это не было подозрительным. Но когда подводная лодка подплывала к противникам, спускался песок, и она всплывала. Обернутая в водоросли чуть ли не выпрыгивающая из воды, конструкция, приводила в ужас противника.

После того, как казаки застигали врага врасплох и одерживали победу, они разбирали подводные лодки на две части, превращая их в обычные лодки «Чайки».

Невероятная инженерная изобретательность казаков была удивительной. Ни одна пробоина не могла погубить такое подводное судно. Оно держалось на поверхности, даже заполненное водой.  Казацкая подводная лодка – это сказочный национальный символ того, как талант и хитрость преодолевают скудость средств. Вообще в свое время казачество было перспективной силой украинского народа.

Сухопутные, морские и кавалерийские подразделения запорожских казаков считались одними из лучших в Европе.   В мореходстве казаки унаследовали традиции древнерусских моряков. Их морские набеги значительно ослабляли могущественную Османскую империю.

Есть даже свидетельства о том, что западноевропейские государства на протяжении всего 17 века приглашали казаков на морскую и военную службу.

Видео на украинском языке, включите субтитры.

Источник: https://ainteres.ru/podvodnye-lodki-kazakov/

Казацкая подводная лодка

Эта статья содержит недостоверную информацию. Возможно, часть информации на этой странице была выдумана. Вы можете помочь нам, дополнив или исправив статью, но при этом не забудьте дать ссылки на авторитетные источники.

Рисунок современного украинского художника, демонстрирующий то, как бы могла выглядеть казацкая подводная лодка.

Боевая машина, подводная лодка

Украина (Запорожская Сечь)

Казацкая подводная лодка — судно, которое по свидетельствам французских, английских и российских авторов использовалось казаками времен Запорожское сечи и могло некоторое время находится под водой.

В XVI — XVII столетиях на все побережье Черного моря распространялся страх, который создавали подводные лодки запорожских казаков.

«Ни один, даже самый мощный корабль, не чувствовал себя в безопасности, осознавая, что поблизости может находится казацкая подводная лодка» — так говорили историки того времени.

Дерзкие нападения казаков нагоняли ужас на врагов своим появлением из ниоткуда, эта технология явно намного опередила свое время. Некоторые специалисты говорят, что «Чайку» можно считать первой подводной лодкой, хотя другие и отрицают такую теорию.

«Чайка» – судно, изготовленное запорожскими казаками, которое изготавливалось из большой выдолбленной колоды и ее борта оббивались сосновыми досками. Длинна, такой лодки, составляла 18 метров, ширина и высота до четырех.

По бокам прикрепляли связки камыша, которые увеличивали устойчивость и плавучесть, а также служили буфером для швартования и неплохой защитой от низколетящих пуль. За частую имели два руля заду и спереди, что увеличивало скорость и маневренность.

Чайка имела парус, от 10 до 15 пар весел и вмещала до 70 человек.

Подводная лодка же изготавливалась из двух таких чаек, одну накрывали другой и герметично закрепляли. В бортах отверстие для весел уплотняли кожаными манжетами, что не позволяло проникнуть воде внутрь.

Воздух в погруженном состоянии поступал по шахте, которая выходила на поверхность в маленькую лодку, где сидел один казак и управлял всей конструкцией, скорость же обеспечивали гребцы в подводной части лодки веслами.

Со стороны создавалось впечатление, что один человек плывет на лодке и не вызывало никаких подозрений, подводная же основная часть была прикреплена к надводной одной, или несколькими шахтами для воздуха. Когда » Чайка» под водой подходила к ни чему не подозревавшему противнику, открывалось двойное дно лодки и оттуда высыпался песок, что служил балластом.

Обернутая в водоросли конструкция, всплывая внезапно над водой, приводила в ужас противника. Новый метод войны на море принес много побед казакам на побережье Черного моря. В то время ни одна держава не могла эффективно противостоять такому виду вооружения, как подводная лодка «Чайка».

Галерея

«,»caption»:»»,»linkHref»:»/ru/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:1206271202_kozackijj_pdvodnijj_choven2.jpg»,»title»:»1206271202 kozackijj pdvodnijj choven2.jpg»,»dbKey»:»1206271202_kozackijj_pdvodnijj_choven2.jpg»}] data-expanded=0>

Источник: https://warriors.fandom.com/ru/wiki/Казацкая_подводная_лодка

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector