Полукровцы и некрасовцы: какие еще народы пpoизошли от русских

Говорят, история России может намного длиннее, чем мы себе представляем. Вот итальянский историк Мавро Орбини в своем труде «Славянское царство» (1601 год) доказывает, что от русских произошли почти все европейские народы.

Конечно, данная гипотеза породила множество споров, мало кто готов был согласиться, что от славян пошли даже шведы, норманны и бретонцы… А мы сегодня расскажем о нескольких народах, которые точно знают, что их предки — русские.

Heкpacoвцы

После неудачного восстания в 1708 году под руководством Кондратия Булавина, не менее восьми тысяч казаков, с женами и детьми, ушли во владычество Крымских ханов. Там они приняли их подданство и образовали Кубанское казачье войско, которое пользовалось большой благосклонностью правительства. 

Императрица Анна Иоанновна, неоднократно приглашая их обратно в Россию, потеряла терпение и выслала против некрасовцев целую армию. Спасаясь от преследований, они в 1778 году перебрались на Дунай, с высочайшего разрешения турецкого султана. Правители Османской империи милостиво сохранили казакам все крымские привилегии

Полукровцы и некрасовцы: какие еще народы пpoизошли от русских

Когда разгромили запорожцев, между ними и некрасовцами начались постоянные стычки из-за рыбных мест и дело дошло до того, что последним пришлось сниматься с насиженного места и переселяться в Турцию.

Там они начали вести довольно обособленный образ жизни, но несмотря на это, некрасовцы частично впитали в себя местные традиции.

Хотя смешанных браков с турчанками они не заключали и контакты с властями свели до минимума.

В 1911 году первая волна некрасовцев стала возвращаться в Россию — это были молодые люди, которые не очень хотели служить в турецкой армии. Окончательно этот старообрядческий народ осел на Кубани примерно к 1960 году, и основал хутор Новонекрасовский,

Полукровцы и некрасовцы: какие еще народы пpoизошли от русских

Креолы были христианами и занимали более выгодное положение, чем коренные жители. Русско-Американская компания приглашала их на работу, а некоторые даже уезжали в головной офис, который находился в Сан-Франциско.

Население стало пользоваться своеобразным диалектом, в основе которого лежал русский язык, с использованием большого количества английских и алеутских слов. До нашего времени местные жители хранят дома русские реликвии и сувениры, в некоторых семьях остались настоящие самовары. У многих есть иконы, ещё прошлого века

Полукровцы и некрасовцы: какие еще народы пpoизошли от русских

Tpexpeчeнцы-пoлyкpoвцы

Северо-восток Китая стал пристанищем для многих русских людей, численность которых по примерным подсчетам сегодня составляет около 8 тысяч человек.

Это в основном потомки смешанных браков между русскими и китайцами. Сегодня русское меньшинство в Китае проживает в основном в Трехречье, так называют Северную Маньчжурию.

Их селенья располагаются между тремя реками – Хаул, Дербул и Ган, правому притоку реки Аргуни.

В 1994 году в районе Трехречья была образована русская национальная волость, сюда едут туристы со всего Китая, чтобы посмотреть как живут русские. Недавно даже построили православный храм

Полукровцы и некрасовцы: какие еще народы пpoизошли от русских

Потоки русских беженцев устремились сюда в годы революции и Гражданской войны в России, в основном остатки Белой армии, а также жители Сибири и Забайкалья. К началу ХХ века русские составляли почти 90% населения Трехречья.

В 1953 году советская Россия начала активно звать их домой, в поселениях даже создавались молодежные организации, похожие на комсомольские. Большое количество людей вывезли в Казахстан, на целину. А когда начались китайские репрессии, многие семьи уехали в Австралию

Полукровцы и некрасовцы: какие еще народы пpoизошли от русских

Aлбaзинцы

В XVII веке Китай и Россия наперегонки пытались выкроить себе кусок побольше от Дальнего Востока. Русские казаки и первопроходцы отправились в неизведанные земли, где и поселились.

А в 1685 году китайский император решил устранить конкурентов и устроил удачное нападение на крепость Албазин. Так полностью весь гарнизон, во главе со священником, попал в Пекин.

Китайцы отдали албазинцам целый район, где они благополучно поселились. Из пленных казаков были сформированы элитные военные части

Полукровцы и некрасовцы: какие еще народы пpoизошли от русских

Но жизнь русских в Пекине не была безоблачной. В 1898 году разгорелось боксерское восстание и ситуация полностью вышла из-под контроля властей, везде происходили налеты, грабежи и убийства.

Досталось и албазинцам. В наши дни их осталось всего несколько сот человек, которые и сегодня проживают в Пекине.

Внешне албазинцы ничем не отличаются от китайцев, но эта народность сохранила память о своих предках и религию

Полукровцы и некрасовцы: какие еще народы пpoизошли от русских

Липoвaнe (филлипoвцы)

Считается, что название народности – липоване, произошло от названия дерева липа, в глухих лесах которой они прятались.

После реформ Патриарха Никона, в конце XVII века, старообрядцам пришлось перебраться в Молдавское княжество и Буковину.

В настоящее время большинство липован проживает в Румынии, много их осело в Болгарии, Молдавии и в Украине. Сегодня в Румынии их насчитывается 37 тысяч человек, и они до сих пор говорят на русском языке

Полукровцы и некрасовцы: какие еще народы пpoизошли от русских

Липоване очень трудолюбивы и отличаются стремлением к порядку. Основным занятием народа были: рыболовство, земледелие, различные ремесла. У них сохранились многие древние обычаи старообрядчества: русская свадьба, масленица, церковные праздники.

Советское правительство, особенно после войны, неоднократно приглашало липован вернуться на Родину, там не хватало рабочих рук. В 1947 году пароход «Карл Маркс» отправился из Румынии в Астрахань, на нем выехали жители двух сел. Они поселились в селе Тюменевка, которое потом назвали – Речное

Полукровцы и некрасовцы: какие еще народы пpoизошли от русских

Источник: http://titcat.ru/5-narodov-kotorye-proizos/

Факты и мифы о происхождении казачества

Возрождение казачества, начавшееся в России с 1990-х гг.

, вызвало вполне понятный рост интереса к его истории, а естественными в наших условиях издержками этого явления стало нагромождение псевдонаучных теорий и откровенных мифов, прежде всего по вопросу о происхождении и этнической природе казаков.

Давно устоявшаяся в историографии и опирающаяся на огромный конкретно-исторический материал точка зрения, согласно которой донские, яицкие и терские казаки (т.е.

историческое ядро российского казачества) — это, при всей этнической пестроте ранних казачьих общин, в основном потомки русских людей, самовольно поселившихся в XVI-XVII вв. на Дону, Яике и Тереке, теперь решительно отвергается большинством активистов «казачьего возрождения», утверждающих, что казаки — это древний самобытный народ, генетически не связанный с русским народом.

Выдвигаемые в подтверждение таких взглядов аргументы, будучи основанными, главным образом, на дилетантских сочинениях политически ангажированных казачьих «автономистов» и «сепаратистов» первой четверти ХХ в. и на казачьей эмигрантской литературе, не выдерживают никакой научной критики и порой просто смехотворны1.

Но один из доводов адептов этой «концепции» заслуживает особого внимания, поскольку, во-первых, рассматривается ими как наиболее «сильный» и, во-вторых, на самом деле отражает определенные исторические реалии.

Речь идет о «феномене казачьего самосознания», об утверждениях, что казаки в массе своей всегда четко отделяли себя от русских, не считали себя русскими, «исторически никогда не связывали себя с московским народом» и т.д., и т.п.2

Действительно, среди донских казаков мнение о своем происхождении не от «московских людей» было широко распространено уже в конце XVIII в.

, и хотя в других казачьих «войсках» подобные представления возобладали много позднее, казачьи идеологи толкуют их как бесспорное свидетельство принадлежности казаков к «особому этносу»: народная-де память не ошибается.

Некоторые авторы, кроме того, заявляют, что казаки являются автохтонным населением традиционных мест своего обитания и никогда не связывали свою историю с какими-либо переселениями. «Казаки от казаков ведутся», — вот лейтмотив их заявлений по этому поводу (обычно в сопровождении ссылки на соответствующий эпизод из «Тихого Дона» М.А. Шолохова)3.

Насчет «никогда» — это просто неправда. Донские казаки в знаменитой «Повести об Азовском осадном сидении», созданной в 1642 г.

, так высказывались о своей родословной: «Отбегаем мы ис того государьства Московскаго, из работы вечныя, ис холопства неволнаго, от бояр и от дворян государевых, да зде прибегли и вселились в пустыни непроходней…

«4 И это не было чье-то частное мнение, как пытаются доказать некоторые казачьи активисты: «Повесть» передавала настроения и чувства большинства казаков, иначе не была бы в свое время так широко (и в нескольких «редакциях») распространена в их среде, и написана была явно патриотом Донского края.

Полукровцы и некрасовцы: какие еще народы пpoизошли от русских

В Ростове опубликовали неизвестные фотографии Первой мировой войны

Яицкие казаки в 1721 г. по прибытии «по войсковому делу» в Москву рассказывали: «В прошлых давних годах прадеды и деды… то есть первыя яицкия казаки, пришли и заселись здесь, на Яике-реке…

собравшись русския с Дону и из ыных городов, а татара из Крыму и с Кубани и из других магометанских народов», а от начала «их заселения или, паче, на Яик-реку приходу ныне будет гораздо более двухсот лет»5. Казаки Терека в XVIII в.

тоже говорили, что «начались от беглых российских людей и от разных мест пришельцев от давних годов»6.

Эти факты давно известны профессиональным историкам и трактуются ими однозначно. А.Л. Станиславский подчеркивал, что в XVII в. казаки «осознавали себя частью русского народа, а места своих поселений считали частью России» («Московского государства»)7. О.Ю.

Куц обратил внимание на то, как остро реагировали донские казаки на «росхищенье» православного населения Руси во время татарских набегов, и, подчеркивая кровное родство с угоняемыми с русских земель в «бусурманское» рабство полоняниками, называли их «отцами своими, и матерями, и сестрами единоутробными»8.

Это находило поддержку и понимание у московского правительства, хвалившего казаков за то, что они государю служат, «помня …свою природу»9. При исследовании на солидной документальной базе социально-психологического облика донских казаков XVII в. О.Ю.

Куц приходит к заключению, что в общем и целом им было присуще сознание своей принадлежности к православному миру, к Русскому государству и русскому населению10. «Будучи в массе своей выходцами из России, — пишет О.Ю.

Куц, — казаки сохраняют сознание своей принадлежности к ней: донское казачье сообщество по своему мироощущению, зафиксированному как в казачьих войсковых отписках в Москву, так и в документах внутридонского характера… предстает перед нами в значительной мере как часть русского общества»11.

Полукровцы и некрасовцы: какие еще народы пpoизошли от русских

Историческая память и беспамятство

Н.А. Мининков, исследуя менталитет донских казаков XVII в., делает вывод, что они тогда «одинаково ощущали свою принадлежность и к России, и к Дону, и к русскому народу», что в исходивших от Войска Донского документах «никогда не проявлялось стремление противопоставить казачество русскому народу, а Дон — России», и донское казачество «ощущало себя частью общерусского единства»12.

Примечательно также, что потомки казаков-некрасовцев, покинувших российские пределы в 1708 г. после подавления Булавинского восстания и осевших в конце концов в Турции, сохранили историческую память о своем русском происхождении и вплоть до конца XIX в. считали себя русскими13.

Полукровцы и некрасовцы: какие еще народы пpoизошли от русских

На Кубани в станице местные подвижники издали книгу о судьбе казака

В России же в XIX в. складывалась иная ситуация. Вспомним Л.Н. Толстого, его повесть «Казаки», написанную в 1863 г. Из нее следует, что уже в середине XIX в. на Тереке казаки смотрели на русского мужика как на «какое-то чуждое, дикое и презренное существо»14. В конце XIX в.

аналогичные настроения отмечались исследователями у казаков на Урале и даже за Уралом, где казачьи войска формировались искусственно, по постановлениям правительства с массовым переводом в них именно крестьян.

Там казаки тоже стали смотреть на «мужиков» свысока, «как на низшую породу», всячески дистанцировались от «русских», а браки с «мужиками» или «мужичками» вообще были у казаков неслыханным событием15.

В дальнейшем утверждения о происхождении от беглых русских людей стали в казачьей среде порой восприниматься уже как прямое оскорбление, ибо трактовались как попытка вывести казачество из «московских отбросов»16.

Полукровцы и некрасовцы: какие еще народы пpoизошли от русских

Кто мог стать казаком?

Так что феномен казачьего самосознания действительно имеет место быть. Только он никак не может свидетельствовать в пользу «автохтонной теории» происхождения казачества, ибо причины «эволюции» казачьего самосознания вполне объяснимы и элементарны.

Уже давно приобрела хрестоматийный характер та справка о донских казаках, которую дал в своем сочинении в 1666 г.

бывший подьячий Посольского приказа (ведавшего тогда связями и с вольным казачеством) Григорий Котошихин: «А люди они породою москвичи и иных городов, и новокрещеные татаровя, и запорожские казаки, и поляки, и ляхи, и многие из них московских бояр, и торговые люди, и крестьяне, которые приговорены были х казни в розбойных и татиных и в ыных делах, и покрадчи и пограбя бояр своих, уходят на Дон; и быв на Дону хотя одну неделю или месяц, а лучитца им с чем-нибудь приехать к Москве, и до них вперед дела никакова ни в чем не бывает никому, что кто ни своровал, потому что Доном от всяких бед свобождаютца»)17.

Читайте также:  «в натуре!»: почему уголовники используют именно эту фразу

В Киргизии отметили 150-летие Семиреченского войска казаков

Но и по множеству других источников хорошо известно, что в самой крупной области формирования русского казачества — на Дону — до начала XVIII в.

казаком мог стать фактически любой дееспособный, годный к воинскому делу мужчина, а «Войско», будучи кровно заинтересованным в пополнении своих рядов, тающих в боях и походах, во взаимоотношениях с Москвой твердо придерживалось принципа «С Дона выдачи нет!..».

О невозможности «службы великому государю» без пополнения извне казаки открыто говорили московским властям в ответ на требования выдать тех или иных беглецов. Такая ситуация была типичной и для других «казачьих рек», и она не могла не вызывать массового оттока на них населения из коренных русских областей, особенно усилившегося во второй половине XVII в.18

Полукровцы и некрасовцы: какие еще народы пpoизошли от русских

Этническое чванство

Но с подавлением Булавинского восстания (1707-1708 гг.

), после того, как приток извне и свободный прием в казачество были прекращены и оно превратилось в замкнутое привилегированное сословие, казаки стали быстро забывать о своих корнях, а свое все более усиливавшееся и бросающееся в глаза отличие от «мужика» начали объяснять экзотическими родословными, тем более что и свое дворянство у казаков сформировалось, а ему претила мысль о «мужичьем» происхождении. Появилось сословное чванство, которое в свою очередь перерастало в чванство этническое.

Формированию такого мировоззрения, конечно, во многом способствовало элементарное невежество его носителей. В 1928 г. бывший есаул Донского войска, бывший мировой судья и член Донского войскового круга И.П.

Карташев, отметив, что «у казачества воспитывались ненормальные отношения с неказачьим населением, к которому казачество относилось с чрезвычайным презрением», дал этому такое объяснение: «Казаки в прошлом ни в школах, ни на военной службе не изучали своей донской истории…»19

Полукровцы и некрасовцы: какие еще народы пpoизошли от русских

Как отмечали Новый год в старину в кубанских казачьих станицах

Скудость исторических познаний (сочетающаяся с абсолютной уверенностью в обратном) была характерной чертой казачьих идеологов. Общее впечатление от столь удручающей картины, конечно, несколько сглаживают отдельные представители казачьей интеллигенции — такие, как Е.А. Букановский, И.Н.

Ефремов, Н.Ф. Рощупкин, М. А. Поликарпов, П.А. Скачков, К.И. Сычов, М.А. Караулов20.

Они пытались донести до широких масс казачества научно обоснованные взгляды на его происхождение и этническую принадлежность, но, увы, остались в меньшинстве, следствием чего явились «независимые государства» на Дону и Кубани в годы Гражданской войны, «казакийское» движение в последующей за ней эмиграции, ставившее главной целью своей деятельности создании на юге и юго-востоке России «независимой Казакии», и сотрудничество многих «казакийцев» с гитлеровской Германией в годы Второй мировой войны21.

Метаморфозы казачьего самосознания в период с XVII по XX в.

являют нам печальный парадокс: потомки тех, кто представлял собой наиболее активную, «пассионарную» часть народа, — ту, что предпочла подневольной жизни на родине «буйную волю» на полных опасностей окраинах страны — отреклись от него.

Не из-за этого ли смертного греха столько бед в прошлом столетии обрушилось на казачество? И очень бы не хотелось, чтобы нечто подобное случилось у нас на новом витке исторической спирали…

1. Никитин Н.И. Происхождение казачества: мифы и реальность //Осторожно, история. М., 2011. С. 44-65. 2. Казачество: Мысли современников о настоящем, прошлом и будущем казачества. М.,2007. С. 107, 302; Аджиев М. Мы — из рода половецкого! [Рыбинск], 1992. С. 54; Вареник В.И. Происхождение донского казачества. Ростов н/Д, 1996. С. 144-148. 3. Вареник В.И.

Указ. соч. С. 139, 148. 4. Воинские повести древней Руси. М.; Л., 1949. С. 68. 5. Цит. по: Рознер И.Г. Яик перед бурей. М., 1966. С. 6. 6. См.: Козлов С.А. Кавказ в судьбах казачества. 2е изд. СПб., 2002. С. 29. 7. Станиславский А.Л. Гражданская война в России XVII в.: Казачество на переломе истории. М., 1990. С. 8. 8. Куц О.Ю.

Азовское осадное сиденье 1641 года. М., 2016. С. 6. 9. Он же. Донское казачество в период от взятия Азова до выступления С. Разина (1637-1667). СПб., 2009. С. 325. 10. Там же. С. 402, 404. 11. Там же. С. 408. 12. Мининков Н.А. Донское казачество в эпоху позднего средневековья (до 1671 г.). Ростов н/Д, 1998. С. 435. 13. Сень Д.В.

Причины иммиграции некрасовских казаков из Турции в Россию в начале ХХ в. //Проблемы истории Северного Кавказа. Сб. научных статей. Краснодар, 2000. С. 109-110. 14. Толстой Л.Н. Казаки. Повести и рассказы. М.,1981. С. 158. 15. История казачества Азиатской России. Екатеринбург, 1995. Т. 2. С. 137; Очерки традиционной культуры казачеств России. М.

; Краснодар, 2002. Т. 1. С. 324-325; Русские в Евразии XVII-XIX. Миграции и социокультурная адаптация в иноэтничной среде. М., 2008. С. 455; Ремнев А.В., Суворова Н.Г. «Обрусение» азиатских окраин Российской империи: оптимизм и пессимизм русской колонизации //Исторические записки. М., 2008. Вып. 11. С. 147. 16. Казачество: Мысли современников… С. 187, 199.

17. Котошихин Г. К. О России в царствование Алексея Михайловича. М., 2000. С. 159. 18. Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв. СПб., 1910. С. 107-113; Любавский М.К. Обзор истории русской колонизации с древнейших времен и до ХХ века. М., 1996. С. 322; Тхоржевский С.

Донское войско в первой половине семнадцатого века //Русское прошлое. Пг.; М., 1923. Сб. 3. С. 3, 14-15; Очерки истории СССР. Период феодализма. XVII в. М., 1955. С. 268-270, 274; Пронштейн А.П. Войско Донское накануне Булавинского восстания //Вопросы военной истории России.XVIII и первая половина XIX веков. М., 1969. С. 315-316; Дариенко В.Н.

Община на Яике в XVII — первой четверти XVIII в. //Ежегодник по аграрной истории. Вып. 6. Вологда, 1976. С. 55-56; Пронштейн А.П., Мининков Н.А. Крестьянские войны в России XVII-XVIII веков и донское казачество. [Ростов н/Д., 1983]. С. 82-86, 206-208; Козлов С.А. Кавказ в судьбах казачества (XVI-XVIII). 2е изд. СПб., 2002. С. 17-21. 19.

Казачество: Мысли современников… С. 185-186. 20. Там же. С. 191-102, 172, 248, 252-253, 264, 276; Караулов М.А. Терское казачество. М., 2007. С. 24, 28.

21. Кириенко Ю.К. Казачество в эмиграции: споры о его судьбах (1921-1945 гг.) //Вопросы истории. 1996. N 10. С. 3-18.

Источник: https://rg.ru/2018/02/26/rodina-kazachestvo.html

Казаки-некрасовцы и другие русские, которых мы не знаем

Они остались за границей, но сохранили и традиции, и язык, и веру. Этнические группы русских за пределами России очень разнообразны, но общее в них то, что именно они являются хранителями частицы «русского мира» за рубежом.

Полукровцы и некрасовцы: какие еще народы пpoизошли от русских

Группа русских, сформировавшихся при взаимодействии с китайским населением в Пекине. Албазинцы выглядят как китайцы, говорят на китайском, но сквозь века сохранили православную веру и русское самоназвание.

В XVII веке русские казаки и первопроходцы осваивали нынешний Дальний Восток, на территории которого претендовал и императорский Китай. В 1685 году войска императора Кан Си организовали успешную осаду крепости Албазин. Гарнизон сдался. Несколько десятков человек, в том числе и священник, попали в Пекин.

По одним данным, их отвели насильно, по другим, люди добровольно приняли новое подданство.

Албазинцам отвели отдельный район для проживания, казаки стали служить в одной из элитных частей, где уже была русская рота из других пленных. Дважды русские подвергались гонениям.

В Пекине во время боксерского восстания китайских православных, среди которых были и албазинцы, убивали. Уничтожались храмы и в период культурной революции.

В наши дни албазинцы продолжают жить в Пекине. Их численность оценивается в несколько сот человек. Часть из них вернулась на историческую Родину. Особенность этногруппы в том, что, утратив язык, люди сохранили религию и осознание русских корней.

Полукровцы и некрасовцы: какие еще народы пpoизошли от русских

Когда Аляска перешла во владение США, русские стали покидать регион. Но не все. Часть сотрудников Русско-Американской компании осталась. Специально для «пенсионеров» строились поселения. Отставники заводили семьи, женились на представительницах местных народов. В поселке Нинилчьик, где живут потомки русских, сохранился особый диалект русского языка.

Изучили его лингвисты Мира Бергельсон и Андрей Кибрик. В XX веке американские власти боролись с местными языками, стремясь ассимилировать коренное население Аляски. Под удар попал и русский язык. Русская школа была закрыта. В диалекте много обычных русских слов, но есть интересные заимствования из английского и алеутского.

Машина – кара (от английского car), ребенок – бейбочка (от английского baby). Кириллицу утратили. Утрачен средний и частично женский род. Самосознание потомков русского населения Аляски, скорее, аляскинское или американское. Говорят на уникальном варианте русского языка не больше 25 человек, все – пожилые люди. Но русский язык и обычаи глубоко осели в местной культуре.

В соседних населенных пунктах местные жители, не зная русского, на свадьбах кричат Gorko.

Группа казаков, покинувших земли Дона после поражения Булавинского восстания в начале XVIII века. Под предводительством Игната Некрасова до 8 тысяч человек-староверов сначала отправились на Кубань, на тот момент находящейся под контролем Крымского ханства.

Оттуда некрасовцы переехали в устье Дуная. Там, из-за споров за места рыбных промыслов начались столкновения с запорожцами, которые также переехали на Дунай после разгрома Запорожской сечи.

В итоге община разделилась, часть Игнат-казаков переселились в Энос на побережье Эгейского моря и на озеро Майнос в азиатской части Османской империи. Дунайская часть община слилась с другими староверами.

Эносские казаки влились в майносскую общину, откуда впоследствии часть казаков переехало на озеро Мада. Жили некрасовцы обособленно, по «заветам Игната». Занимались рыбной ловлей. Исповедовали старообрядчество, хотя гонение на веру и не было главной причиной того, что люди покинули родные земли.

Взаимодействие с турецким и греческим населением было минимальным. А за брак с турком могли и казнить. В османской армии некрасовцам доверяли охранять обозы и добычу, были казаки и в охране султана.

К началу ХХ века отношения с турецкими властями ухудшились. Усилилось налоговое бремя. Мужчин обязали служить в армии на регулярной основе, некрасовцы приняли участие в итало-турецкой войне, защищали пролив Дарданеллы в Первую мировую. Воевали как отдельная часть.

Многие из казаков решили вернуться, на что и получили разрешение царского правительства. До 80 семей переехало в Грузию в 1911 году, оттуда они направились на Кубань, где их зачислили в Кубанское войско и выделили земли.

Но большая часть некрасовцев не нарушало завета Игната «при царе в Россию не возвращаться».

В 1920-е уже в Советскую Россию возвращались другие семьи. В период становления турецкой республики Игнат-казаки укрывали греков, из-за чего даже был бой с турецкими войсками. В кемалистской Турции некрасовцев хотели отуречить, обязали ходить в турецкие школы и открыть населенные пункты для турецкого населения.

Некрасовцы служили в армии уже как обычные призывники. В 1960-е прошел второй этап репатриации. Некрасовцы поселились в Ставропольском крае. Часть Игнат-казаков на историческую Родину так и не переехали, эмигрировав в США.

В СССР некрасовцы сохранили религиозность, знание турецкого языка, но в целом адаптировались к новой условиям жизни, сохранив самобытность.

Полукровцы и некрасовцы: какие еще народы пpoизошли от русских

Помимо албазинцев в КНР давно живут и другие русские. Русские включены в список 56 национальностей Китая, которые признаны правительством. Мало того, на севере страны, существует русская национальная волость – Шивей. Волость в 2005 году вошла в десятку самых привлекательных волостей в Китае, конкурс проводился центральным телевидением КНР.

В Шивей живет более 4000 человек, из них русских около 1700. В городе Ээргуна находится русский этнографический музей. Кроме того, в уезде Сюнькэ провинции Хэйлунцзян есть село Сяодинцзыцунь.

Здесь проживают более 900 человек, из которых почти половина – китайские русские. По решению местных властей село переименовано в Русское Пограничное.

Эта группа русских перешла на китайский язык, внешне люди тоже больше похожи на азиатов, но сохранили культуру, бытовые особенности и обычаи, православие.

Регулярно празднуются Пасха и Рождество. Колорит, русские деревянные дома привлекают в волость китайских туристов с других районов страны. Русские стали селиться на этих землях в XVIII-XIX веках, переезжали крестьяне, казаки, оседали купцы и священники. Большое количество русских приехало после 1917 года.

Полукровцы и некрасовцы: какие еще народы пpoизошли от русских

Из-за гонений и притеснений многие староверы покидали Россию. Значительная часть поселилась близ устья Дуная. Сейчас липоване проживают в Румынии, Молдавии, Одесской области и частично в Болгарии. По разным данным, в Румынии липован от 30 до 100 тысяч человек. Сейчас этническая группа официально признана румынскими властями. В парламенте есть представитель липован.

Читайте также:  Рашка: что стало с этим древним славянским государством

При правлении диктатора Чаушеску русских хотели ассимилировать, запрещалось преподавание на русском языке, но липоване сохранили и старую веру, и язык, и обычаи. Многие до сих пор по традиции ходят с бородой. Внешность у липован русская, а не румынская.

Множество сел липован расположены по украинскому и румынскому берегам Дуная. Главный промысел липован – рыбная ловля. Известное село Вилково – «дунайская Венеция» — также является липованским. Есть несколько версий происхождения названия этногруппы.

Возможно, от селения Липовцы, где скрывались старовер. В австрийской литературе утвердилась версия, что этноним происходит от последователей филипповского согласия, которые первыми появились в Молдавии и первоначально назывались «филиппованами», а позднее название сократилось.

В Румынии в состав общины липован влились некрасовцы. В советское время часть липован переехали на историческую Родину.

Источник: https://russian7.ru/post/kazaki-nekrasovcy-i-drugie-russkie-ko/

Происхождения русского народа

Полукровцы и некрасовцы: какие еще народы пpoизошли от русских

Версии о происхождении русского народа и гипотезы о том, какой была наша история в самом ее начале, до сих пор поражают своим разнообразием и неожиданными предположениями. Происхождение русских — происхождение русского народа до сих пор невозможно достоверно сказать,  какая из них действительно имеет право на существование.

Единственное, что историки сомнению не подвергают, так это тот факт, что русская история началась гораздо раньше, чем предполагали историки-норманисты. Еще до революции исследователей удивлял тот факт, что сам термин «Русь» в древних свидетельствах стал появляться раньше, чем началось новгородское правление Рюрика.

Еще один вопрос, выяснение которого может в корне изменить представление об истории Руси, — вопрос о том, какое отношение русы имели к славянским племенам.

Был ли это особенный род, племя или определение людей по типу их профессии? Какими были сами русы, жившие в первом столетии нашей эры? Отличие русов от славян подчеркивалось летописцами времен Вещего Олега.

Но если русы- это вовсе не славяне, то кто тогда? Возможно, германцы. Но и это пока лишь гипотеза.

Русский каганат- первое «русское»государство

Полукровцы и некрасовцы: какие еще народы пpoизошли от русских

Русские происхождение: предположения историков

Автор книги «Тайны Русского каганата» -Галкина Е.С. центром государства определяет верховья реки Дон, Северный Донец и Ос-кол. Ученый Сергей Перевезенцев также видит истоки называемой им Аланской Руси на Дону.

А вот Алексей Иванов, будучи донецким историком и публицистом, утверждает, что границы данного государства очерчены реками Дон и Северный Донец, а также Азовским морем на юго- востоке, а с запада — Днепром.

Современный Киев также находился на территории этого древнего государства.

Фатальное значение для изучения данного государства сыграло заблуждение о том, что оно не было суверенным, а входило в состав Хазанского каганата , изучением которого советская историческая наука почти не интересовалась.

Украина также не была заинтересована историей Русского каганата. Лишь Россия, понимая, какую роль на современное представление о русской нации могут оказать сведения, полученные при изучении Русского каганата, посвящает этому вопросу научные труды, статьи и книги.

  • Сопоставление археологических находок с достоверными историческими данныи приводит к единственному выводу о том, что именно Салтовско-Маяцкая археологическая культура и могла быть тем самым Русским каганатом.
  • Как зародилось и каким было древнее русское государство

Говоря об этой культуре, в первую очередь следует упомянуть высокий уровень урбанизации городов, которых к настоящему времени найдено 25. Численность населения в некоторых из них доходила до ста тысяч. В качестве сравнения, в Париже времен Средневековья проживало около 20000 человек, а в Киеве уже в XI веке численность населения не превышала 40000 жителей.

Гончары, ювелиры и металлурги населяли города Русского каганата. Благодаря их труду эти города стали центрами торговли и различных ремесел.

Выгодное географическое расположение делало каганат государством с сильно развитой торговлей. Через него проходили маршруты с севера Европы в далекую Византию, а также в азиатские страны.

Известный каждому торговый путь «Из варяг в греки» также контролировался русами.

Соседство с морем обеспечивало каганату все условия для морской торговли. На экспорт шло оружие, ювелирные изделия, а также пленные рабы.

Торгово-военное государство русов сильно беспокоило Хазарский каганат, граничащий с русами по реке Дон и стремящийся контролировать все торговые пути.

Не трудно понять, что паритетные отношения между двумя такими заинтересованными в торговле государствами были крайне нестабильными.

Археологические свидетельства представляют цивилизацию древнего каганата, как смесь культур славян, тюрков и аланов. В период становления государства (с VI века и до начала VIII века) преобладала аланская составляющая. Относящиеся к группе индоарийских народов, говоривших на иранских наречиях, аланы были потомками сарматов. Со временем аланскую нацию сменили современные осетины.

Вообще территория нашего государства в течение большого промежутка времени находилась в зоне расселений различных иранских народов. Изначально это были скифы, потом сарматы, роксоланы, ясы и наконец аланы. Так вошел в язык русов корень»дон», обозначавший на их языках реку.

Затем нынешний север Донбасса, представленный лесостепной полосой, заселили славяне, а вместе с ними и иранские народы, которые осваивали земли, двигаясь вглубь континента. Так произошло слияние иранской и славянской крови, и каганат приобрел отчетливые ирано-славянские черты.

Помимо основных народов в каганате были представлены небольшие группы булгар, асов, а также представителей Скандинавии.

Однако славянский компонент к финалу существования государства русов начал занимать доминирующие позиции.

А что еще важнее для истории, так это высокий социальный статус представителей славянской нации, подтвержденный роскошными захоронениями, найденными при археологических раскопках.

Откуда пошел термин «Русь» и «русский»

Сам корень «рус» имеет индоевропейское происхождение и перевод «светлый» и «белый». Это значение мы, сами того не подразумевая, имеем в виду, называя , например, зайца «русаком». Помимо этого значения у слова был и второй перевод, характеризующий знатность и главенство рода. Не исключено, что встречалось слово как в обиходе иранцев, так и в языке славян. Есть и еще одна версия.

Если верить арабскому труду «Худуа-аль-Алам», то современное название реки Северный Донец раньше звучало значительно короче -«Рус», что обозначало чистую или светлую реку.

Вполне вероятно, что жители каганата стали сами называть себя русами, имея ввиду их соседство с рекой. По другой версии русы получили название от народности русхов, принадлежавших аланской группе.

Они были потомками роксаланов ( в переводе «светлых аланов») и асов.

Гибель Русского каганата и ее последствия

Погибнуть Русскому каганату суждено было в тридцатых годах IX века, когда на территорию вторглись венгерские захватчики. Они осуществляли кочевые переходы до самого конца века, а потом стали прокладывать путь в западном направлении.

Оставшееся выжившее население нашло спасение в северных лесах, ассимелировав среди местных славянских племен. Свидетельствует об этом топонимика — наука на стыке истории, географии и лингвистики, изучающая происхождение географических названий.

Некоторым уцелевшим удалось перебраться в Приднепровье, найдя спасение под Киевом.

Однако особый интерес историков вызывает третья группа спасшихся представителей Русского каганата. Скорее всего они представляли собой оставшуюся часть военной дружины, завершившую свой марш-бросок в Прибалтике.

По мнению некоторых историков, они осели на всем восточном побережье Балтики.

Другие исследователи больше склоняются к версии о том, что придя на территорию Пруссии, русы образовали племенной союз -Русия- с местными племенами.

Существует и еще одна догадка про остров Сааремаа, ставщий местом обитания народа бывшего каганата. Однако, исследователи сходятся в том, что именно в Прибалтике последствии и было создано новое государство.

Славяне активно осваивали новые территории и сильно нуждались в могущественном союзнике. По понятным причинам, такой союзник был найден среди племен, сходных по своей культуре и языку с русами. Это приводит к мысли о том, что Рюрик, призванный в Новгород, мог вполне быть представителем того самого Русского каганата, а не скандинавом, как полагалось ранее.

Возрождение древнего государства

Полукровцы и некрасовцы: какие еще народы пpoизошли от русских

Пока историческое развитие Русского каганата удается воспроизвести лишь по археологическим находкам, различным гипотезам, зачастую противоречащим друг другу, и скудным историческим свидетельствам. А вот уже фигура Рюрика имеет достоверное историческое значение.

Одним из соратников первого правителя нового государства был Вещий Олег. Считается, что само имя Олег происходит от скандинавского Хелег.

Но правильнее с исторической точки зрения искать его происхождение от иранского имени Халег, обозначающего «творец», «князь», «создатель».

В 879 году Олег стал регентом при несовершеннолетнем Игоре — сыне Рюрика. В это время им был организован поход по Днепру в сторону юга. Через три года почти без кровопролития регент захватил Киев. Вот тогда и появилась фраза «Киев — мать городов русских».

Будь Олег действительно скандинавом, как утверждали историки-норманисты, смог бы он так охарактеризовать захваченный город? А вот предположение о том, что Олег являлся представителем павшего каганата, дает логическое объяснение тому, почему город не оказал должного сопротивления при захвате. Так Вещим Олегом было провозглашено возрождение родной древней цивилизации, но уже с киевской столицей.

Установив в новой столице свой контроль, Олег взял под свою защиту племена северян и родимичей, вынужденных платить хазарам дань.

Таким образом великий регент собрал вокруг зарождавшегося центра нового государства те племена славян, которые имели непосредственное отношение к бывшему Русскому каганату.

Так образовалось новое государство, объединившее земли древнего каганата и возвратившее старое название Русь. Правитель Руси стал именоваться каганом до времен правления Ярослава Мудрого.

Одержав в 965 году сокрушительную победу над хазарами, великий князь Святослав подытожил столь важное дело Олега. Захватывая земли вдоль Дона и Донца, князь возрождал Русский каганат.

Территории уничтоженной Хазарии отходили новому государству. Так бывший город Сар-кел получил название Белая Вежа, то есть Белая башня. Святослав хотел переселить в этот город славян, но обстоятельства стремительно менялись.

Кочевые отряды печенегов пришли из Заволжья.

Следом за их разгромом в тридцатых годах XI века вторглись половцы. Владимир Мономах осуществил около двадцати походов в земли бывшего Русского каганата, чтобы спасти их от многочисленных нашествий различных кочевников. Так все русские князья доказывали верность своей древней родине. Однако беда наступала изнутри. Раздробленность было ее имя.

Чтобы удержать вновь захваченные южные территории и отвадить от них полчища захватчиков требовались немалые силы, а русские князья, к великому сожалению, постепенно затягивались в пучину междоусобных распрей и конфликтов. Многие славяне времен Владимира Мономаха возвратились в Киевскую Русь. Те их них, кто остался, погибли от рук половцев, штурмом взявших Белую Вежу. Те, кому удалось спастись, нашли свое пристанище в Тмутаракани.

Подводя итог: русские происхождение

Государством, в отношении которого впервые можно было встретить термин «русский», называлось Русский каганат. Народы, населявшие его, оказали мощнейшее воздействие как на саму Русь, так и государства, соседствовавшие с ней.

Русское государство вобрало в себя многие черты каганата.

Начиная от слов иранского происхождения, заканчивая титулом правителя и именами богов, сошедшими с иранского пьедестала и вошедшими в славянский божественный пантеон — все это можно считать великим наследием древней культуры Русского каганата.

Источник: Сергей Бунтовский, Максим Калашников

Источник: http://istorii-x.ru/tajny-tsivilizatsij/212-proishozhdenii-russkogo-na

Полукровцы и некрасовцы: какие еще народы пpoизошли от русских

В 1722 гoдy в гopoдe Пeтepбypгe былa издaнa книгa, нaпиcaннaя в 1606 гoдy итaльянcким кaтoличecким cвящeнникoм Maypo Opбини; нaзывaлacь oнa «Иcтopиoгpaфия пoчaтия имeни, cлaвы и pacшиpeния нapoдa cлaвянcкoгo» и былa извecтнa тeм, чтo aвтop ee cчитaл cлaвян poдoнaчaльникaми вcex eвpoпeйcкиx нapoдoв.

Он пpямo пиcaл, чтo «HapoдЪ жe Cлaвянcкoи…< > …изнaчaлa cтapaлcя нeпpecтaннo вoeвaти и чiнiти дeлa дocтoйныe вeчнoй cлaвы opyжиeм… < > …paзopили Пepcидy, влaдeли Aзиeй, билиcя c Eгиптяны и c Beликим Aлeкcaндpoм, пoкopили ceбe Гpeцию, Maкeдoнию, Иллиpичecкyю зeмлю, зaвлaдeли Mopaвиeй, Шлeнcкoю зeмлeю, Чeшcкoю, Пoльcкoю и бepeги мopя…»

Иcтopия cлaвян, кoтopyю oпиcывaл aббaт, вызывaлa нeдoyмeниe y oдниx yчeныx и paдocть — y дpyгиx, вeдь aвтop yтвepждaл, чтo oт cлaвян (pyccкиx) пpoизoшли дaжe швeды, финны, гoты, нopмaнны, бypгyндцы и бpeтoнцы.

Тeopия этa нeдoкaзyeмa, xoть и пpeльщaeт yмы: нeдoбpoжeлaтeли cчитaют, чтo книгa былa издaнa Пeтpoм I cпeциaльнo для мифoлoгизaции poccийcкoй иcтopии и yкaзывaют нa тo, чтo Opбини oпиpaлcя нa нeизвecтныe oбщecтвy литepaтypныe пaмятники, кoтopыe дo coвpeмeннocти нe дoшли, дoбpoжeлaтeли жe дyмaют, чтo книги были cпeциaльнo yничтoжeны либo cпpятaны в пaпcкиe xpaнилищa.

Ho cтoит ли пpидyмывaть cлaвнyю иcтopию нapoдy, чья иcтopия и тaк дocтaтoчнa интepecнa и yбeдитeльнa, вeдь дocтoвepнo извecтнo, чтo cyщecтвyют нapoды, кoтopыe нa caмoм дeлe пpoиcxoдят oт pyccкиx и coвepшeннo нe cкpывaют этoгo.

Heкpacoвцы

Живyщиx в Typции нeкpacoвcкиx кaзaкoв или нeкpacoвцeв cчитaют oбocoблeннoй этнoгpyппoй pyccкoгo нapoдa; oни имeют в языкe мнoжecтвo тypeцкиx cлoв, иx мyзыкa, тaнцы и кyxня вecьмa cxoжи c тypeцкими; пo иcпoвeдaнию oни cтapooбpядцы. Зa гpaницy эти люди пoпaли в 1708 гoдy пocлe пoдaвлeния вoccтaния кaзaкoв пoд пpeдвoдитeльcтвoм Koндpaтия Бyлaвинa.

Kaзaки пoд кoмaндoвaниeм aтaмaнa Игнaтa Heкpacoвa yшли cнaчaлa в Kpымcкoe xaнcтвo, гдe пoceлилиcь в cтeпяx и ocнoвaли нecкoлькo cтaниц нa Taмaнcкoм пoлyocтpoвe, a пoзжe oт цapcкиx пpecлeдoвaний yшли нa Дyнaй и кaкoe-тo вpeмя жили тaм, нo были вытecнeны зaпopoжcкими кaзaкaми и yexaли в Typцию нa oзepo Maдa, гдe тpиcтa лeт жили вecьмa oбocoблeннo — нa тypчaнкax нe жeнилиcь и c влacтями нe якшaлиcь, нo в apмии cлyжили — тypки дoвepяли нeкpacoвцaм oxpaнять oбoзы («Энциклoпeдия кaзaчecтвa». Mocквa «Beчe»).

  • B Poccию oни вoзвpaщaлиcь в двa этaпa — в 1911 гoдy и в 1960 гoдy, нo пo вoзвpaщeнии нe ocтaвили пpивычкy жить зaмкнyтo и блюcти cтapyю вepy.
  • Aляcкинcкиe кpeoлы
  • Пocлe пpoдaжи Aляcки CШA, pyccкиe oxoтники и зoлoтoиcкaтeли cтaли yeзжaть в Poccию, нo в нeкoтopыx мecтax pyccкиe oткaзaлиcь пoкидaть yжe oбжитыe зeмли: oни yжe были жeнaты нa aлeyткax и эcкимocкax, имeли дeтeй, дoмa, фaктopии и ocтaлиcь жить нa Aляcкe.
Читайте также:  Что происходит с женами шейхов после развода

Глaвным пoceлкoм, в кoтopoм живyт кpeoлы — пoтoмки oт cмeшaнныx pyccкo-aлeyтcкиx и pyccкo-эcкимoccкиx бpaкoв cчитaeтcя Hинилчьик. Hecмoтpя нa бopьбy aмepикaнcкиx влacтeй c pyccким языкoм, нaceлeниe здecь paзгoвapивaeт пo-pyccки c бoльшим вкpaплeниeм aнглийcкиx и aлeyтcкиx cлoв, pyccкиe кpeoлы yтpaтили cpeдний poд и чacтичнo yтpaтили жeнcкий poд в пoльзy yнивepcaльнoгo aнглийcкoгo.

B кpeoльcкиx ceмьяx нa Aлeyтcкиx ocтpoвax, нa ocтpoвe Kaдьяк и в нeкoтopыx эcкимoccкиx пoceлeнияx pacпpocтpaнeны pyccкиe фaмилии, вo мнoгиx ceмьяx coxpaнилиcь caмoвapы, a в пoceлeнияx вoкpyг Hинилчьикa дo cиx пop нa cвaдьбax кpичaт «Гopькo!».

Tpexpeчeнцы-пoлyкpoвцы

Tpexpeчeнцы эмигpиpoвaли из Poccии нeдaвнo, этa этнoгpyппa живeт в дoлинax тpex peк — пpитoкoв peки Apгyнь вo Bнyтpeннeй Moнгoлии, a пpишли oни cюдa вo вpeмя Гpaждaнcкoй вoйны.

Пpeдкaми тpexpeчeнцeв были, в ocнoвнoм, зaбaйкaльcкиe кaзaки, кoтopыx вытecнили зa пpeдeлы Poccии кpacныe.

B Tpexpeчьe кaзaки ocнoвaли cвoи дepeвни: Дpaгoцeнкy, Пoкpoвкy, Лaбдapинo и Kapaвaннyю, в кoтopoй нaxoдитcя цeнтp диacпopы пoлyкpoвцeв, — этo coвepшeннo pyccкиe пoceлeния, c дepeвянными дoмaми и пpocтopными пoдвopьями.

Cнaчaлa в Tpёxpeчьe жили тыcячи людeй, нo ceйчac ocтaлocь лишь 2000 чeлoвeк. Oни вce eщe oтличaютcя oт китaйцeв, нo вo внeшнocти зaмeтнo влияниe aзиaтcкoй pacы: oни cмyглы, тeмнoвoлocы и тeмнoглaзы, китaйcкaя кyльтypa yжe пpoниклa в иx быт, нo мнoгиe гoвopят нa двyx языкax, пpичeм, нa pyccкoм c зaбaйкaльcким гoвopкoм, y мнoгиx в пacпopтe зaпиcaнa нaциoнaльнocть: «pyccкий».

Aлбaзинцы

Этoт нapoд живeт в Пeкинe, a пoпaли oни cюдa eщe в XVII вeкe, вo вpeмeнa пepвoпpoxoдцeв. Toгдa нa тeppитopию Дaльнeгo Bocтoкa пpeтeндoвaли китaйцы, и в 1685 гoдy китaйcкиe вoйcкa ocaдили pyccкyю кpeпocть Aлбaзин.

Ждaть пoмoщи былo нeoткyдa, гapнизoн кpeпocти cдaлcя, и китaйцы yвeли плeнныx, cpeди кoтopыx был дaжe cвящeнник, вглyбь cтpaны. Иx зacтaвили пpинять китaйcкoe пoддaнcтвo, oтвeли зeмли для пpoживaния, pyccкиe дaжe cлyжили в элитныx чacтяx китaйcкoй apмии.

Oчeвиднo, aлбaзинцы жeнилиcь нa китaянкax и быcтpo yтpaтили eвpoпeйcкyю внeшнocть и pyccкий язык, нo нe yтpaтили вepy — oни пepeжили двa пepиoдa гoнeний, нo ocтaлиcь пpaвocлaвными и caми нaзывaют ceбя aлбaзинцaми; нa ceгoдня иx чиcлeннocть cocтaвляeт нecкoлькo coт чeлoвeк.

Липoвaнe (филлипoвцы)

Липoвaнe живyт пo бepeгaм Дyнaя в Pyмынии, в Moлдaвии и в Бoлгapии, oни пpoизoшли oт pyccкиx cтapoвepoв-пoпoвцeв, кoтopыe cкpывaлиcь oт пpитecнeний и yeзжaли из Poccии, липoвaнe coxpaнили тpaдиции и внeшнocть, вce мyжчины xoдят c бopoдoй. B Pyмынии липoвaнe oфициaльнo пpизнaны oтдeльным нapoдoм — иx нacчитывaют oкoлo 100 000 чeлoвeк.

Cчитaeтcя, чтo нaзвaниe нapoдa пpoизoшлo oт нaзвaния ceлa Липoвцы, в кoтopoм cтapoвepoв былo ocoбeннo мнoгo, нo ecть вepcия, чтo нaзвaниe вoзниклo oт липoвыx poщ, в кoтopыx oни cкpывaлиcь.

Извecтнo, чтo в Pyмынии к липoвaнaм пpимкнyлa и чacть нeкpacoвцeв.

В Moлдaвии и в Pyмынии липoвaны cвoбoднo paзгoвapивaют нa pyccкoм и pyмынcкoм языкax, в 1990 гoдy в Бyxapecтe пoявилacь «oбшинa pyccкиx липoвaн», кoтopaя и ceйчac издaeт coбcтвeннyю гaзeтy «Зopи» (Zorile) и жypнaл «Китeж-гpaд».

Пocлe Bтopoй Mиpoвoй мнoгиe липoвaнe вepнyлиcь в CCCP и oceли нa зeмляx Acтpaxaнcкoй oблacти.

Источник: https://news.rambler.ru/other/42142582-polukrovtsy-i-nekrasovtsy-kakie-esche-narody-ppoizoshli-ot-russkih/

Некрасовцы — это… Что такое Некрасовцы?

Некра́совцы (некрасовские казаки, казаки-некрасовцы, игнат-казаки) — потомки донских казаков, которые после подавления Булавинского восстания ушли с Дона в сентябре 1708 года. Названы в честь предводителя, Игната Некрасова. Более 240 лет казаки-некрасовцы жили вне России отдельной общиной по «заветам Игната», определяющим устои жизни общины.

Переселение на Кубань

После поражения Булавинского восстания осенью 1708 года часть донских казаков во главе с атаманом Некрасовым ушла на Кубань — вольные русские земли. Всего вместе с Некрасовым ушло, по различным данным от 2 тыс. (500—600 семей) до 8 тыс. казаков с женами и детьми.

Объединившись с ушедшими на Кубань ещё в 1690-х годах казаками-старообрядцами образовали первое казачье войско на Кубани, принявшее подданство крымских ханов и получившее довольно широкие привилегии. К казакам стали присоединяться беглые с Дона и простые крестьяне[источник?].

Казаков этого войска называли некрасовцами, хотя оно было и неоднородным.

Сначала некрасовцы поселились на Средней Кубани (на правом берегу реки Лаба, недалеко от её устья), в урочище у современной станицы Некрасовской. Но вскоре большинство, включая Игната Некрасова, переселилось на Таманский полуостров (недалеко от Темрюка), основав три городка — Блудиловский, Голубинский и Чирянский.

Некрасовцы долгое время совершали отсюда набеги на приграничные русские земли. После 1737 года (со смертью Игната Некрасова) положение на границе начало стабилизироваться. В 1735—1739 гг. Россия несколько раз предлагала некрасовцам вернуться на родину.

Не добившись результата, императрица Анна Иоанновна направила на Кубань донского атамана Фролова. Не имея возможности противостоять русским войскам, некрасовцы начали переселение в турецкие владения на Дунае. После взятия Анапы русским отрядом генерала И. В.

 Гудовича в 1791 году последние кубанские «игнат-казаки» ушли в Бессарабию и Болгарию.

Дунайская община

В 1740—1778 гг. с разрешения турецкого султана некрасовцы перебрались на Дунай. На территории Османской империи султаны подтвердили казакам-некрасовцам все привилегии, которыми они пользовались на Кубани у крымских ханов. На Дунае они поселились в Добрудже в плавнях по соседству с липованами, которые и теперь живут[1] в современной Румынии.

На Дунае казаки-некрасовцы в основном расселились в Дунавцах и Сарикёй, а также в селениях Слава Черкасская, Журиловка, Некрасовка и др.[2]. После разгрома в 1775 году Запорожской Сечи в тех же местах появились и запорожцы.

В спорах за лучшие рыболовные места между некрасовцами и запорожцами стало доходить до вооружённых столкновений.

Оставшиеся в Добрудже были полностью поглощены значительно преобладающими по численности липованами и ассимилированы в среде липован и прибывающих в тот район выходцев-староверов из России, утратили язык своих предков, обычаи, фольклор, предания и песни об Игнате, его «заветы». Хотя продолжать называться некрасовцами им было выгодно, ввиду предоставления турецкими властями ряда привилегий. Их прозвали «дунаками» или «хохлами»[источник не указан 98 дней].

Майносская община

После взятия запорожцами некрасовского Дунавца и переселения туда запорожского коша из Сеймена, в 1791 г. большая часть некрасовцев покинула Дунай и переселилась дальше на юг, разделившись на две группы.

Одна из них осела на побережье Эгейского моря, в Эносе в восточной Фракии, другая — в азиатской Турции на озере Майнос (озеро Куш), в 25 км от портового города Бандырма. К началу XIX века образовались две группы некрасовцев — дунайская и майносская.

Из Эноса некрасовцы в 1828 году переселились на Майнос и полностью влились в майноскую общину.

К середине XIX века произошло имущественное расслоение общины, наметились и религиозные разноречия, и во второй половине 1860-х г. часть майносцев (157 семей) в результате раскола общины ушла и основала поселение на острове Мада (на Бейшехирском озере).

Их судьба оказалась трагичной — в результате эпидемии, «подморной» земли и зараженной воды в озере, к 1895 году на Маде оставалось всего 30 дворов, а к 1910 г. в селении осталось только 8 семей. Таким образом община казаков-некрасовцев живущих по «заветам» осталась только на Майносе и малая часть на Маде.

В 1860-х годах начали проявляться некоторые тенденции ухудшения взаимоотношений между некрасовцами и турецкими властями, которые впоследствии к привели к невозможности проживания общины на территории Турции.

В начале XX века завершился религиозный, культурный и имущественный раскол общины на фоне ухудшения положения некрасовцев в Турции (усиление налогового гнёта, воинской повинности и отъема части земель на оз. Майнос в пользу мухаджиров), окончательна была утрачена вера в возможность отыскать мифический «Город Игната».

К 1911 году в поселениях на Майносе и Маде оставалось менее 1000 казаков-некрасовцев. В письме Кавказского наместника Н. А. Бугрову от 26 октября 1910 г. говорилось о 175 семьях с.

Эски-Казаклар, с общим количеством в 729 человек обоего пола. В 1911 г.

в ходе обследования некрасовского поселения оказалось, «что большая половина их желает переселиться в Россию, а именно 418 человек, из которых 202 мужескаго пола и 216 женскаго пола».

Возвращение в Россию

Первая волна

Незначительное количество некрасовцев-майносцев — «молодых людей, предназначенных турками ко отбыванию воинской повинности», выехало в Россию в 1911 г. с целью избежать службы в армии Турции, что было самой первой неофициальной волной переселенцев.

Несмотря на завет Некрасова «при царе в Расею не возвращаться», с разрешения российского правительства и турецких властей началась их реэмиграция в Россию. Разрешения селиться на Дону или Кубани некрасовцы не получили, а были направлены в Грузию. Первая официальная волна реэмигрантов была незначительной. На забронированные в Грузии ещё с 1911 г.

земельные участки для группы возвращенцев из 45 семей в 1912 г. из с. Майнос выехало всего 35 семей. Всего за 1912—1913 гг. выехало 70—80 семей. Основав два селения, Успенское и Воскресенское, казаки прожили там всего несколько лет. После провозглашения независимости Грузии и установления власти меньшевистского правительства (начало 1918 г.

) они все были вынуждены снова переселяться, на этот раз на Кубань, в станицу Прочноокопскую.

Весной 1919 года Кубанская законодательная Рада зачислила 246 казаков-некрасовцев (в возрасте от 1 до 71 года) в состав кубанского казачества, и им были выделены земельные наделы примерно в 30 км от Приморско-Ахтарской станицы, где к уже к лету 1920 года некрасовцы основали хутора Некрасовский и Новонекрасовский, впоследствии слившиеся в один — Новонекрасовский. Около 170—200 семей оставалось в Турции.

В 1925 г. последние три семьи с Мады приехали в Советский Союз и поселились в Новонекрасовском хуторе. В 1927 г. 170 семей (507 человек) некрасовцев деревни Майнос, несмотря на разрешение, так и не приехали в СССР.

Исследования Александры Москетти-Соколовой в работе «Историко-культурные связи казаков-некрасовцев и липован» и новые архивные документы, рассмотренные в монографии кандидата исторических наук Д. В.

 Сень — «„Войско Кубанское Игнатово Кавказское“: исторические пути казаков-некрасовцев (1708 г.-конец 1920-х гг.)», свидетельствуют, что какого-либо массового переселения некрасовцев после 1914 г. и до 1962 г. не было. Казачий словарь-справочник (составители А. И. Скрылов, Г. В. Губарев.

), изданный в 1970 году в США, и изданная на его основе в 2007 году «Энциклопедия казачества» (Москва, издательство «Вече») называют число некрасовцев, вернувшихся на родину до 1958 г.

, в 7200 человек, очевидно, принимая за некрасовцев староверов-липован («дунаков»), в том числе более 2 тысяч семей, прибывших в 1947 году из Румынии в Советский Союз и поселившихся в Ейском районе.

Вторая волна

22 сентября 1962 года из Турции, селения Коджа-Гёль (до 1938 — Бин-Эвле или Эски-Казаклар, по-некрасовски Майнос) в Россию вернулись 215 живших там семей некрасовцев общим числом 985 человек.

Всего к 1962 году в Россию и СССР переехало около 1500 некрасовцев, из них чуть более 1200 майносцев. Сейчас их потомки проживают в посёлке Новокумский Левокумского района Ставропольского края[3].

В 1963 году несколько десятков семей некрасовцев и «дунаков», общим числом в 224 человека, отказавшихся выезжать в Советский Союз, были приняты в США. В Турции осталась только одна семья.

Современное состояние

Возвратившись в Россию, казаки-некрасовцы сохраняли старый уклад, хотя и начали работать в совхозах. Они носили нательные кресты и бороды. Крестили детей, венчали молодоженов и отпевали покойников (читали сорокоуст).

Чтили христианские праздники Рождество и Пасху. Однако их дети ходили в советские школы, учились в вузах и служили в армии. Юрисдикционно принадлежали в основном к белокриницкому согласию.

Происходила медленная ассимиляция некрасовцев советским обществом, что привело к постепенной адаптации некрасовцев.

В литературе

Резались атаганами. Со стороны турков замечены были копья, дотоле у них не бывалые; эти копья были русские: некрасовцы сражались в их рядах.
— А. С. Пушкин, «Кирджали»

См. также

  • Добруджа. Возникновение русских и украинских поселений
  • Аркадий (Шапошников)

Примечания

  • Летопись казаков-некрасовцев на сайте Tumilevich.ru Монографии Тумилевича, материалы: аудиозаписи, фотоматериалы, письменные: -предания и сказки казаков-некрасовцев.
  • История казаков-некрасовцев. По книге: Тумилевич Ф. В. Сказки казаков-некрасовцев.
  • Быт казаков-некрасовцев. По книге: Тумилевич Ф. В. Сказки казаков-некрасовцев.
  • Энциклопедия казачества. Москва, издательство «Вече», 2007 г. ISBN 978-5-9533-2096-2
  • Казачий словарь справочник. составители А. И. Скрылов, Г. В. Губарев. Электронная версия словаря-справочника.
  • «Историко-культурные связи казаков-некрасовцев и липован.», Александра Москетти-Соколова.
  • Монография «Войско Кубанское Игнатово Кавказское»: исторические пути казаков-некрасовцев (1708 г. — конец 1920-х гг.), Сень Д. В., Краснодар. Изд-во КубГУ., 2001. ISBN 5-8209-0029-4
  • Летописные записи на полях книги «Праздники» Атамана Саничева В. П.
  • Публикация «Дневник паломника», Александра Феноген
  • «Казачий Стан. Заветы Игната.»
  • «Казачья Сеть — Некрасовцы»
  • «Мир Словарей, Исторический Словарь — Некрасовцы»
  • сайт Вольная станица, Общий Сход — Некрасовские казаки на побережье Эгейского моря и в азиатской Турции
  • «Казаки-некрасовцы: некоторые аспекты адаптации на территории Крымского ханства в XVIII веке» — автор Д. В. Сень
  • Главный интеренет портал Кавказа, форум по Некрасовцам
  • В. Б. Виноградов «Средняя Кубань. Земляки и соседи. КУБАНСКИЕ КАЗАКИ»
  • Казаки-некрасовцы на Кубани и в Черноморье
  • Наша стихия — Земля (О казаках-некрасовцах, единственной старообрядческой общины Дагестана, в селе Некрасовка Кизлярского района)

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/370037

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector