Православные индейцы аляски: каким иконам они молятся

Очень понравились мне, думаю будет интересно всем, особенно моим православным френдам)

Это Троица

Православные индейцы Аляски: каким иконам они молятся

Это я так понимаю Христос

Православные индейцы Аляски: каким иконам они молятся

А дальше сами думайте)

Православные индейцы Аляски: каким иконам они молятся
Православные индейцы Аляски: каким иконам они молятся
Православные индейцы Аляски: каким иконам они молятся
Православные индейцы Аляски: каким иконам они молятся
Православные индейцы Аляски: каким иконам они молятся
Православные индейцы Аляски: каким иконам они молятся
Православные индейцы Аляски: каким иконам они молятся
Православные индейцы Аляски: каким иконам они молятся

Это весьма необычно, ведь и христианство среди индейцев распространилось также совсем недавно — только в XX веке. Ранее они предпочитали придерживаться веры своих предков: тотемизма. Самым известным иконописцем Северной Америки можно назвать, пожалуй, Джона Джулиани. Этот католический священник по национальности является итальянцем.

В молодые годы он учился в Бруклине, в Институте Пратт. Джулиани изучал искусство и закончил институт в 1952 году.
Затем он предпочел стать священником, его рукоположение состоялось в 1965 году. В 1977 году, совместно с пятью единомышленниками, основал в Коннектикуте общину бенедиктинского толка.

Потом Джон Джулиани еще учился в Нью-Йорке иконописи и религиозной живописи. Ему хотелось создать образцы религиозного живописного творчества специально для прихожан-индейцев. Но священник сомневался, что канонические иконы византийской школы способны привлечь индейцев в его церковь.

Он хотел изобразить для них библейские сюжеты так, чтобы надолго привлечь их внимание. При этом Джулиани намеревался создавать свои произведения для индейцев-христиан из любых племен, а также для всех религиозных течений в христианстве одновременно — ведь среди индейцев были и протестанты, и католики, и даже православные.

Накануне празднования 500-летия Америки в голову Джулиани пришла оригинальная мысль — он решил, что именно сами индейцы должны быть изображены на его иконах, это поможет им глубже понять и почувствовать библейские мотивы.

Перед созданием икон он провел большую этнографическую работу: он изучил предметы быта различных индейских племен — навахо, хопи, сиу и других. Также он исследовал обряды и ценности индейцев в плане морали, к своему удивлению обнаружив в них множество идей, аналогичных идеям и высказываниям Евангелия.

Иконы Джулиани основаны на сюжетах Ветхого и Нового Завета, и, хотя персонажи на них имеют ярко выраженную индейскую внешность, узнать их все-таки можно. Основные сюжетные линии его иконотворчества — это жизнь Богоматери, земная жизнь Христа, святые и архангелы, Богородица с Младенцем.

Иконописное творчество Джона Джулиани можно увидеть в храмах штатов Монтана и в Дакота. Что же в них такого уж необычного? Например, на иконе Воскресения Христос изображается танцующим национальную индейскую пляску солнца. Пророк Илия изображается курящим трубку мира.

Моисей накинул на плечи шкуру буйвола, а в руках держит орлиные крылья в качестве знака величия. Основная идея, которую можно вынести из творчества этого американского священника — это идея единства творения. Ведь сам Иисус Христос говорил «Нет ни эллина, ни иудея». Все мы создания господа, и Джон Джулиани считал, что коренные народности Америки являются носителями «божественных энергий» континента. Но, к сожалению, песчаная магия навахо и других племён осталась в далёком прошлом.
Продолжение по ссылке https://zamorin.livejournal.com/475635.html

Источник: https://www.BabyBlog.ru/community/post/docheribozhii/3206457

Американские очерки. Том 2: Аляска. Ч. 1. Эклутна: кости Русской Америки

?

    О том, как на миг ощутили мы себя героями чудной сказки, будет наша повесть. О том, как чужеземного воздуха хлебнули, не напоённого миазмами Лихолесья, будет наша повесть. О том, как мы почувствовали себя теми, кем Чип и Дейл нас учили быть с начала 1990-х и кем мы не стали, будет наша повесть. О том, как прикоснулись мы к очагу по-настоящему живой жизни, хотя и изуродованной религией и государством, но всё же сохранившей больше здравости и приличности, будет повесть наша. И о том, светлеется ли там град на холме или всё это происки пиарщиков, киношников и прочей нечисти.Православные индейцы Аляски: каким иконам они молятсяПовесть наша о том, как Братья Забадай были на Аляске, изучали русских староверов, а попутно и просто русских, и простых американцев, и американцев непростых. Нужен был год, чтобы мысли и чувство отстоялись после культурного шока, испытанного не отъездом, а возвращением из места, которого нет. И вот, стало казаться, что ничего этого не было, и только страх забвения да напоминания завистников-злопыхателей о Госдепе, по их мнению, проплатившего все наши исследования, удерживает в памяти то приключение-путешествие. Да ещё и обещания, данные множеству моих студентов и приятелей. Пора, пора написать.О том, как продвигаясь к цели нашего путешествия, посетили мы Харбин и окунулись в самый что ни на есть Лос-Анджелес, уже написано здесь и здесь. А здесь — небольшой релиз на основе лекции нудного профессора Товбина об экспедиции.В этом очерке мы расскажем об Аляске, о старообрядцах, о русских и американских американцах. Ни за что не будем претендовать на «рассказ об Америке», ибо Америка очень разная, в её частях больше различия, чем между Подмосковьем, Чечнёй, Калмыкией и Сахалином. Объект – Аляска и её обитатели. Предмет – способы жизни в «царстве мирового зла».А конкретной целью нашей было изучение адаптационных механизмом у русских старообрядцев на Аляске, об их местонахождении между традиционализмом и модернизмом. А попутно – что такое «американистость» и какова её мощь в воздействии на индивидов и сообщества.

После Китая и Лос-Анджелеса на Аляску мы прибыли совершенно дезориентированные, уставшие и мечтающие только об одном – о настоящем ду́ше. Огромное значение в этой поездке сыграл наш хороший знакомец АР, случайно встреченного в Южно-Сахалинске, когда поднимались на великах по лесной дороге на Чеховский перевал. Конечно, это было неслучайно – сейчас понимаем и открыто признаём, что именно американский Госдеп к нам прямо в лес подсунул мужика, который 12 лет прожил в США из них 8 – на Аляске. Чтобы он нас совратил в «шестую колонну» и превратил в послушных маленьких бжезинских. А может, это была битва уицраоров: нашего и заморского?.. Так или иначе, АР очень помог нам со связями, жильём и все, чем можно. Вечная ему слава и дружеская благодарность за это! И уж звиняй, дружище, что имени твоего не раскрываем: тебе ещё контракт тут доработать надобно.

Почему мы добирались через Тихий океан, через Китай? Потому что мы в Мордоре под столь плотным колпаком, что буквально до последних де было неясно, выпустят нас наружу или нет. И чтобы не сесть в ералашевскую позу где-нибудь в Шереметьево, мы решили вылететь с родного Сахалина прямиком до Харбина.

Тем мы обрекли себя на вдохновляющие и приснопамятные трудности, описание которых, надеемся, порадует и поучит тебя, благоразумный читатель.

Как отмечал патриот Семичаевский, отличие аляскинцев от других американцем мы узрели уже в пересадочном аэропорту Сиэтла, при посадке на самолёт до Анкориджа.

Это была гуща из умных лиц, проницательных глаз, бород и глубоких морщин (выдающих многие перенесённые страсти и тяготы) и пристального ироничного внимания к нашим персонам. Из-за погодных условий нас сперва высадили из самолёта и стали потчевать разнообразными шоколадками.

По советской привычке, мы захопили почти всё, что раздавалось бесплатно – не обеднеют американцы, они ведь всем миром правят.

https://www.youtube.com/watch?v=ndC7W9A0eWY

Как в тумане, пролетели часы полёта из штата Орегон до штата Аляска. А когда мы, вконец очумелые, выползли в аэропорт, нас встретил Лось. И символически потом сопровождал всю нашу экспедицию; ощущение защищённости и спокойствия было неотступным весь последующий месяц.Православные индейцы Аляски: каким иконам они молятсяСразу после лося нас встретили Ларри и Таня – друзья нашего знакомого АР, неслучайно встреченного нами во время велокатания по окраинам Южно-Сахалинска. Фамилии наших друзей называть также не будем – пускай нынешние разнеженные чекисты отрабатывают свои зарплаты. Нас поместили в хостел, где ещё обитал странный латинос, готовивший ежедневно огромные порции вкусной еды и угощавший нас ей. Когда мы отмылись и отоспались, началось наше знакомство с аляско-американской действительность. И началось оно символично и магистрально – Ларри отвёз нас в недалеко от Анкориджа находящуюся русскую деревню Эклутна, точнее в то, что от неё осталось, — кладбище и церкви. Такое знакомство с останками Русской Америки нас сразу впечатлило и определённым образом настроило. По каким-то недоразумениям старообрядцы на Аляске приравнены к коренному населению, даже получают определённые льготы от этого положения (например, повышенные квоты на вылов рыбы). Кто-то мне даже утверждал, что на кладбище в Эклутне похоронены те сами первые староверы-первопоселенцы. Звучит красиво, но неправда. На этом погосте почти исключительно захоронены православные индейцы – духовные потомки миссии Иннокентия Иркутского и Германа Аляскинского. Подтверждение тому – настоящие домовины в виде надгробий. В древнерусской лексиконе домовиной именовался гроб; здесь же оба смысла – изначальный и современный – срослись.

Дорога из Анкориджа в Эклутну (около 20 км.):

Православные индейцы Аляски: каким иконам они молятсяЭта дорога потрясла нас; американским дорогам будут посвящены отдельные строки иных очерков. Это особая вселенная, сравнивать её с нашими асфальтовыми дорожками — то же самое, что сравнивать полотна Рембрандта с акварельными красками для рисования, продающимися в ларьке. Американские дороги — это царство особого сосредоточенного покоя. Здесб царит атмосфера безопасности и взаимной услужливости — в отличие от наших. Здесб люди отдыхают за рулём, а не зарабатывают язву.

Вот и церковь XIX века в посёлке Эклутна, бывшем центре православных аборигенов:

Православные индейцы Аляски: каким иконам они молятсяПравославные индейцы Аляски: каким иконам они молятсяПравославные индейцы Аляски: каким иконам они молятсяЦерковь XVIII или начала XIX века — дровяной свидетель русской колонизации этих мест:Православные индейцы Аляски: каким иконам они молятсяИкона первого аляскинского епископа Иоасафа Болотова, сгинувшего в 1799 году в пучине Охотского моря в неосуществлённом желании добраться до своей раскосой паствы:Православные индейцы Аляски: каким иконам они молятсяПо кладке брусьев — настоящая русская изба:Православные индейцы Аляски: каким иконам они молятсяЭто вам не Россия. У американцев любое религиозное место должно располагась к высокоэстетичной релаксации:Гробы-домовины сочетают в себе множество православных, традиционных тунгусских и американских черт:Настоящее произведение искусства, со внутренним интерьером:Могила горняка:Главный объект нашей фотовыставки:Это даже не двоеверие, это просто выплеск традиционности в самых свободных формах…

Некоторые современные эмигранты из России тоже хотели себя здесь похоронить. Получилось, приобщились:

Читатель, догадайся, почему деревянная церковь имеет два креста:Догадаешься — с нас приз.Трудно представить, что эти купола и берёзки — не на родине, а в далёкой заморской стране:Так что знакомство с Аляской началось с православного индейства – это символично. Вопрос о христианстве как культуртрегерстве, как миссионерском десанте я уже не раз поднимал.

Аляска была русской с 1799 по 1867 гг. Никакого старообрядческого фактора в этом не было, хотя некоторые недобросовестные публицисты пытаются приписать староверам заслуги в колонизации Америки. Нет, это была типичная ресурсная внутренняя колония – как Сахалин сейчас. Только обогащались не нефтью, а пушниной.

Разумеется, для духовного порабощения окормления аборигенов, русская церковь протянула сюда свои миссионерские щупальца длани, окрестив почти половину местных народов. Первым епископом Русской Америки в 1840 г.

стал Иннокентий Вениаминов (впоследствии – митрополит Московский), а зарядил духовностью, приобщая заморские территории к нашим родным уицраорам, святой Герман Аляскинский (небесный покровитель Америки, хотя она об этом не знает), это всё было на стыке XVIII и XIX вв, а после продажи Аляски в 1867 году все русские возвратились в родные пенаты.

Но в ХХ веке в связи с массовой иммиграцией в США из России, Украины и Восточной Европы, в Америке появилось огромное количество белых православных с высокими культурными потребностями и социально-политическими аппетитами, которым требовалось подыскать себе духовных предков в Америке, что и было связано с религиозной историей Русской Америки.

В эмигрантской диаспоре появился даже свой святой – «босой епископ» Иоанн Сан-Францисский (Максимо́вич).Но православие по-прежнему оставалось делом эмигрантов из быв. Российской Империи.

Настоящий прорыв осуществил в бурные 1960-е хиппанский искатель духовности, перепробовавший разнообразный восточный эзотеризм и в итоге окончательно и бесповоротно остановившийся на православии, – Серафим Роуз (1934-1982). Вот с его примера и многочисленных и весьма талантливых писаний и началось «православие для американцев».

А сегодня в США больше миллиона православных («древлеправославные» староверы не в счёт, т.к. принципиально отказываются считать себя в чём-то едиными с современной православной церковсью – «погаными никонианами»).

Сегодня в США небывалый рост православия.

По неподтвержденным данным, в разные православные юрисдикции ежегодно переходят тысячи этнических американцев – генетических протестантов и католиков. Некоторые факты говорят сами за себя: православие просачивается в СМИ, культуру, медиасферу. Православными являются такие звездецы, как Том Хэнкс, Кристиан Бейл, Дженнифер Эннистон, Мила Йовович, Зак Галифианакис; православная тематика и символика мелькают и в «Симпсонах» и фильмах – например, братьев Коэнов. И – самое главное – глава Республиканской партии США (от которой нынче выдвигается Трамп) также православный.

Читайте также:  «обрадуй верных обещанием помощи от аллаха»: почему эти слова украшали шлем александра невского

Эннистон — самая православная из всех.

На фото она галстуком прикрывает крест, который отказалась снять при ню-сессии:Изменит ли православие облик Америки? И если да, то кто за этим стоит? Византии больше нет, не Россия же: в роли разработчиков идеологической войн трудно представить и осатанелых отечественных олигархов, и одноизвилинных военных, и примитивно-елейных выпускников российский семинарий.

Тем паче в Америке популяризуется православие греческого эмигрантского формата. Но всё равно трудно представить Америку без оголтелого потребленчества, кредитов и улыбок. А ведь именно к этому приводит религия – к смене цивилизационного лица.

Ведь именно это посмотреть мы и прибыли сюда: как русские православные старообрядцы, ультраконерваторы и традиционалисты выживают в тотально обмирщённом мире глобализации и ультрамодернизма, глобализации и постиндустриализма.

Смогли ли они сохранить своеобразие и выработать механизмы адаптации к среде, враждебной старообрядчеству и духовно, и культурно, и цивилизационно? И можем ли мы в своём Мордоре использовать какие-либо из их механик? Ведь старообрядчество – это не оригинальничающий Том Хэнкс, это настоящая традиционная среда.

И на Аляске эта среда представлена не отдельными выскочками или экспатами, а целыми сообществами – как говорят, преуспевающими и жизнерадостными. До нас тут были только историки, они старательно переписали, кто из староверов чей потомок и в какой именно китайской деревне родился прадедушка.

Ещё были этнографы, они старательно переписали, какие именно старожаргонные словечки используют американские староверы и в какую сторону повёрнуты загогулинки на орнаментах их праздничных сарафанов. Ещё была тьма-тьмущая журналистов, которые оставили прорву восторженных ахов и вздохов на тему вопиющей экзотики. А полномасштабных экспедиций, ставящих целью культурологический и социальный анализ, не было. Вот мы и решили этим заняться – кто, кроме нас, воинствующих культурологов и анархо-традиционалистов? Получилось ли у нас и что мы вообще видели в старообрядческой диаспоре Аляски и вообще какова Аляска и аляскинцы – смотрите следующие выпуски новостей у Братьев Забадай.

А чтобы и самим было приятно, и хоть чуточку уважения проявить к читателю, завершим мы на показе одного из аляскинских природных чудес в парке Чугач. Это путь к нему:

Типичный придородный отельчик — естественно, с вай-фаем, парковкой и всеми мыслимыми услугами:В этом чуде зеркально отражаются не только отдалённые горы, но и вся глубинная фабула «американской мечты» из диснеевских «Утиных историй».

И не только само чудо, но и аккуратнейшая дорога к нему, и чистенькие отельчики на каждом километре, и полное отсутствие мусора в окружающем дорогу реально диком лесу. Кстати, именно на этой дороге в 1970-е орудовал серийный убивец, укокошивший 17 женщин – на эту тему недавно вышел фильм «Мёрзлая земля» с Кьюсаком.

И это упоминание – не неуместная чернуха, но ещё одно отражение внешне диалектической американской действительности. Из-за чего стоит жить? Из-за этого:

Озеро Эклутна:

Начали за здравие… Завтра отправимся к русским православным старообрядцам. Выясним, насколько они русские, насколько православные, насколько ещё старообрядцы.Ч. 2. Николаевск-на-Аляске как кладбище Русской Идеи

Источник: https://bratya-zabaday.livejournal.com/14972.html

Православие на Аляске — Православный журнал "Фома"

Православные индейцы Аляски: каким иконам они молятся

Русские купцы и промышленники появились на территории Северной Америки еще в начале XVIII века, а в конце столетия купец Григорий Шелихов основал первое постоянное русское поселение на берегах Аляски – Гавань Трех Святителей.

Православные индейцы Аляски: каким иконам они молятся

24 сентября 1794 года восемь русских миссионеров из Валаамского монастыря прибыли на остров Кадьяк к берегам Аляски. Оказавшись на Аляске, монахи сразу начали строительство храма и основали школу.

Православные индейцы Аляски: каким иконам они молятся

Однако вскоре между купцами Русско-Американской компании и монахами назрел конфликт: миссионеры заступались за аборигенов, которых зачастую спаивали и притесняли торговцы. В результате компания сильно урезала финансирование миссии, и на Аляске остался только один монах по имени Герман, который теперь прославлен как преподобный Герман Аляскинский.

Православные индейцы Аляски: каким иконам они молятся

Инок Герман поселился на маленьком островке Еловом, который он называл Новым Валаамом, и жил там в уединении более сорока лет. Он кормил и одевал алеутских сирот, заступался за аборигенов перед чиновниками компании, лечил больных, помогал нуждающимся. Алеуты часто приходили к нему за советом и утешением. Монах Герман особенно радовался детям и часто пек для них крендельки.

Православные индейцы Аляски: каким иконам они молятся

Расцвет православной миссии на Аляске связан с именем святителя Иннокентия Московского, апостола Аляски. Выучив местные языки, он начал переводить на них Священное Писание. Он же рукоположил первого местного священника-алеута, который обратил в Православие множество эскимосов и индейцев. С тех пор русские миссионеры всегда старались готовить клириков из аборигенов Аляски.

Православные индейцы Аляски: каким иконам они молятся

Православные миссионеры, в отличие от остальных, не насаждали среди коренных народов Аляски европейский образ жизни, а позволяли аборигенам сохранять свою культурную самобытность, в частности, такие традиционные виды искусства, как алеутская и тлингитская роспись по дереву и самобытные стили ткачества.

Православные индейцы Аляски: каким иконам они молятся

История Русской Америки закончилась 30 марта 1867 года, когда Аляска и Алеутские острова были проданы США императором Александром II, но Православие и русская культура по-прежнему здесь живы. Сейчас на Аляске около 90 православных приходов. Несколько местных храмов посвящены любимым американским святым — преподобному Герману и Иннокентию.

Рисунки Валерии Неручевой

(5 votes, average: 4,40

Источник: https://foma.ru/pravoslavie-na-alyaske.html

Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах —

  • Статьи — История
  • 30 марта 1867 года Аляска была продана США.
  • Православные индейцы Аляски: каким иконам они молятся

Американцы приобрели Аляску и Алеутские острова за 7,2 миллиона долларов (по 2 цента за акр земли). Русское правительство пыталось избавиться от них еще раньше —слишком сложно и накладно было сохранять контроль за огромными заокеанскими владениями, в которых русских насчитывалось человек 600. Но продать Аляску и Алеусткие острова помешала Гражданская война в США. Впрочем, и после нее желающих приобретать этот огромный «заповедник для белых медведей» в Америке было мало — сенат ратифицировал договор о продаже Аляски большинством всего лишь в один голос… 

Но после ее продажи покинули Аляску только те русские, которые занимались торговлей и промыслом каланов. Православные миссионеры на Аляске остались. 

После того как в конце XVIII века Григорий Шелихов основал в бухте Трех святых первое русское поселение, Екатерина II направила на Аляску группу монахов из Валаамского монастыря.

В городе Гавань Святого Павла были основаны детский дом и школа, в которой помимо Закона Божьего учили еще и практическим навыкам, например, навигации.

Но вскоре на проданной Аляске между Русско-Американской компанией и монахами назрел конфликт: миссионеры заступались за аборигенов, которых спаивали и притесняли торговцы. 

В результате компания настолько урезала финансирование миссии, что, в конце концов, на Аляске остался только один монах по имени Герман, который теперь прославлен как преподобный Герман Аляскинский. 

Православные индейцы Аляски: каким иконам они молятся

Благословение алеутов на промысел. Художник В.Латынцев

Герман Аляскинский поселился на маленьком островке Еловом, и жил там один в безмолвии, как подвижник-исихаст, особой миссионерской деятельностью не занимался, но был человеком такой высокой жизни, что по его молитвам даже совершались чудеса.

На Аляске и после ее продажи святого помнят, любят и почитают.

Сейчас, спустя века, алеуты и эскимосы приходят со своими бедами помолиться на место его могилы, собирают с нее землю и по молитвам святого получают исцеления и утешение в своих горестях.

Но настоящий расцвет православной миссии на Аляске связан с именем святителя Иннокентия Московского. Он, выучив местные языки, начал переводить на них Священное Писание. Приехав, он построил на Аляске — в Ситхе церковь, открыл при ней школу, рукоположил первого местного священника, отца Иакова Нецветова, наполовину алеута, наполовину русского. Поселок на Аляске , где служил потом отец Иаков, обративший в православие множество эскимосов и индейцев, до сих пор носит название «Русская миссия».

Когда же Россия продала Аляску, епископа Иннокентия избрали митрополитом Московским, он основал в Москве Миссионерское общество, и вскоре труды этого общества превзошли то, что удалось сделать в те времена, когда Аляска еще принадлежала России. По всей Аляске строились церкви, было основано более 45 школ и две семинарии. Потом Аляскинский епископ перенес центр епархии из Ситхи в Сан-Франциско, и началась новая миссия, уже на основной территории США. 

А американское правительство в 1910 году решило, наконец, вплотную заняться образованием народов Севера. Аляску поделили между разными протестантскими группами, их миссии, получая финансовую господдержку, начали открывать школы-интернаты, где детей аборигенов держали безвыездно, заставляя получать «настоящее американское образование». 

Все русские школы на Аляске, после того, как она была продана, были закрыты. Протестантские миссионеры старались перекрыть все источники распространения православия.

Однако их усилия привели к парадоксальному результату — остававшиеся на Аляске языческими деревни стали православными, ведь православные миссии использовали местные языки, рукополагали местных священников, уважали местные традиции. 

Революция 1917 года стала катастрофой не только для России, но и для американской православной миссии.

Многие священники вернулись с Аляски на родину, финансирование было прекращено, вся административная структура Церкви разрушилась, большинство церковных учреждений закрылось, миссия постепенно практически сошла на нет. Было время, когда на всей Аляске оставалось меньше десятка православных священников. 

Только в 1960-х годах на Аляске открылась маленькая миссионерская школа в Ситхе, а в 1973 году — семинария на Кадьяке. Русские миссионеры всегда старались готовить клириков из алеутов, и эскимосы-юпики до сих пор остаются самым многочисленным православным народом Аляски. И самым благочестивым. 

Сейчас на Аляске около 90 православных приходов, около 40 священников и больше 100 чтецов с семинарским образованием. Причем большинство священников — из местных. 

К сожалению, американцы, владея территорией Аляски, бросились из одной крайности в другую: раньше они навязывали английский язык и протестантизм, теперь всячески поощряются местные языки и культуру, а вместе с ними народу навязывается давно отмерший шаманизм.

Впрочем сами алеуты и эскимосы на Аляске твердо держатся православия, и до сих пор еще среди них остается много людей, которые говорят по-русски. А церковнославянский по всей Аляске используется во время богослужений наряду с английским и местными языками.

 

Православные индейцы Аляски: каким иконам они молятся

БОРИСОВА Марина

Ссылки по теме: РУССКАЯ АМЕРИКА. ИСТОРИЯ ПРОДАЖИ АЛЯСКИ.

Назад к списку

Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/articles/view/id/1116982

Православный апостол Америки – преподобный Герман Аляскинский

Они и в Саровский монастырь поступили одновременно – в 1778 году и, конечно, знали друг друга лично. Только святой Серафим остался в Сарове, а прп. Герман отправился на Север.

25.12.2015 Трудами братии монастыря  14 532

Православные индейцы Аляски: каким иконам они молятся На самом деле он из крестьян Кадомской провинции Воронежской губернии. Его семья жила недалеко от города Шацка. 26 декабря празднуется память валаамского святого – преподобного Германа Аляскинского. Описание его жизни впервые составлено братией Валаамского монастыря в 1867 году. В 1868 году оно было издано под названием «Жизнь валаамского монаха Германа, американского миссионера». В 2005 году Валаамским монастырем на основании новых данных о жизни святого, обнаруженных в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской Академии наук (Кунсткамера) кандидатом исторических наук Сергеем Корсуном, было издано исследование «Преподобный Герман Аляскинский, валаамский подвижник в Америке». ***

Сергей Корсун много лет занимается этнографией народов Аляски, написал более 50 статей, и в архиве наткнулся на интересные документы, связанные с Русской Миссией на Аляске:

— Я стал искать более точные сведения о преподобном Германе, и в 2003 году в Петербурге, в Центральном государственном историческом архиве обнаружил два документа. Первый – это свидетельство о выдаче паспортов пятерым послушникам Саровского монастыря, когда они во главе с игуменом Назарием поехали на Валаам. Среди них был и будущий преподобный Герман. Второй документ – письмо в Священный Синод, в котором настоятель Валаамской обители отец Гавриил сообщает, что в 1782 году бывшие саровские послушники приняли у него постриг. Среди прочих с именем Герман пострижен Попов Егор Иванович – это и есть мирское имя преп. Германа.

Читайте также:  Какие были самые унизительные казни на руси

— Еще какие-то сведения о преподобном там сообщаются?

Православные индейцы Аляски: каким иконам они молятся — Да, год и место рождения. Он родился не в 1757 году, как прежде думали, а в 1751. В наших календарях до сих пор пишут, что преподобный родом из Серпухова, из купеческой семьи. На самом деле он из крестьян Кадомской провинции Воронежской губернии. Его семья жила недалеко от города Шацка. В 17 лет Егора Попова забрали в рекруты, в армии он служил 11 лет, после чего пошел в Саровский монастырь. Преподобные Серафим Саровский и Герман Аляскинский очень похожи. Даже на картинках их рисуют одинаково – у лесной кельи, кормящих медведя. Это подвижники одного поколения, одного духа. Они и в Саровский монастырь поступили одновременно – в 1778 году и, конечно, знали друг друга лично. Только святой Серафим остался в Сарове, а прп. Герман отправился на Север.

— Прошло уже полторы сотни лет, как Россия отказалась от Аляски. Интересно, там кто-нибудь еще говорит по-русски?

— 150 лет назад столицей Аляски был Новоархангельск (ныне г. Ситка), там, в основном, жили русские. В остальных селениях преобладали креолы и аборигены. Они потом довольно быстро перешли или на английский, или на свой эскимосский язык. А русские почти все уехали в «нижние штаты», в сами США, поближе к цивилизации. Основной отток населения пришелся на период между 1920 и 1940 годами, в эту пору в Сан-Франциско образовалась большая «аляскинская колония». Вместе с русскими уезжали многие креолы, а некоторые оставались.

Преподобный Герман Аляскинский

Впрочем, известен и такой факт. На Аляске, на Кенайском полуострове, есть русское село Нинильчик. Туда после продажи Аляски в течение 77 лет не заходил ни один корабль – люди жили в полной изоляции. И когда в 1935 году в Нинильчик явился первый протестантский проповедник, то с удивлением обнаружил, что никто не понимает его речь: с ним говорили только по-русски.

— В своей книге вы рассказываете, что прп. Герман в Миссии на Аляске был обычным монахом, нес послушание пекаря. И вдруг он возглавляет Миссию, к нему на остров Еловый, где он позже жил отшельником, едут правители Русской Америки не только за духовным советом, но и по вопросам управления территорией. Что особенного было в этом человеке?

Православные индейцы Аляски: каким иконам они молятся — Преподобный не был даже священником, он умер простым монахом. И главой Миссии стал против своего желания. Святой Герман вообще тяготился мирской жизнью, ведь он еще на Валааме жил в пустыни. Я так думаю, он и не хотел быть миссионером, хотя вызвался добровольцем ехать на Аляску. Остальные члены Миссии отправились туда больше по долгу и по приказу, а не по желанию. Когда представилась возможность, Герман уединился на острове Еловом, чтобы провести там жизнь отшельником, в молитве. Но Господь судил иначе. В 1819 году на Аляске случилась страшная эпидемия, много людей умерло и Герману пришлось взять на воспитание двухлетнего сироту-креола Герасима Зырянова. Это был знак батюшке, что он должен стать миссионером. Он перестал убегать от людей, и к нему на Еловый пришло еще несколько учеников. Потом, узнав о подвигах батюшки, пришла алеутка Софья Власова, позже к ней присоединилось 12 учениц. Так рядом с пустынной кельей Германа образовался настоящий монастырь.

— Может, это нежелание Германа быть миссионером и привело к истинному миссионерству? Когда он в молитве стяжал благодать, аборигены сами к нему потянулись?

— Да, Герман творил настоящие чудеса и радел за местное население, что привлекало людей. Но специально он к этому не стремился. Я думаю, что батюшка по своему смирению считал себя недостойным такого трудного делания – миссионерства. Сохранилось первое по прибытии на Аляску письмо прп. Германа на Валаам, игумену Назарию. В нем отец Герман, пекарь Миссии, с восхищением пишет о миссионерских подвигах своих собратьев. Надо заметить, что миссионеры трудились самоотверженно и на своем пути крестили тысячи аборигенов. Но поначалу это было формальное крещение, ведь наши отцы местного языка еще не знали и не могли объяснить суть православного учения. Настоящая миссия началась позже, когда почва была подготовлена, в том числе молитвенными подвигами прп. Германа.

Записал Михаил СИЗОВ, газета «Вера – Эском»

*** Из жития преподобного Германа Аляскинского. Когда отец Герман почувствовал, что приближается время его упокоения, он приказал своему ученику Герасиму зажечь свечи перед иконами и читать Деяния Святых Апостолов. Через какое-то время лицо его просияло, и он громко произнес: «Слава Тебе, Господи!». Повелел прекратить чтение и объявил, что Господу угодно еще на неделю продлить его жизнь. Через неделю опять были зажжены свечи, и тот же Герасим читал Деяния Святых Апостолов. Тихо преклонил старец свою голову, келья наполнилась благоуханием и отца Германа не стало. В этот же вечер жители селения Катани, которое находилось на острове Афогнак, видели над Еловым необыкновенно светлый столб, который шел от земли к небу. Пораженные чудесным явлением, креол Герасим Вологдин и его жена Анна сказали: «Видно, отец Герман оставил нас» и стали молиться. Также этот светлый столб видела кадьякская алеутка Анна Нацмышкнак. К. Ларионов писал в 1867 году: «О сем я слыхал от многих людей, которые видели с разных мест, другие видели на море, едучи на байдарках». В Америке над могилой святого была сооружена скромная деревянная церковь, освященная в честь преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. К большой частичке его мощей и сейчас можно приложиться в Спасо-Преображенском соборе Валаамского монастыря. И некоторые паломники, подходя к этой величайшей святыне, именно так впервые знакомятся с преподобным отцом Германом.

Источник: https://valaam.ru/publishing/9551/

Эти славные индейцы православные

Православные индейцы Аляски: каким иконам они молятся Церковь на Аляске

Полуостров Аляска – это треть США. В крупнейшем его городе — Анкоридж — шестнадцатом по величине городе страны, живет половина всей Аляски — триста тысяч человек.

Но Анкоридж — вовсе не столица штата. Столица расположена южнее и зовется Джуно, и нет там ничего примечательного, кроме здания правительства и крошечного аэропортика. Вторая же половина жителей 49-го штата США обитает в небольших городках и деревеньках, отстоящих на огромном расстоянии друг от друга.

Деревенские жители на все лето уходят на охоту и рыбалку. С ними часто отправляются и священники.

Уходят из нужды и также по традиции и обычаю предков, потому что доход местное население получает сегодня не только от добычи рук своих, но и от финансов, вложенных корпорациями индейского населения в бизнес.

По специальному закону каждый житель Аляски имеет дивиденды — до 2 тысяч долларов на человека — от средств, заработанных штатом на бирже и от продажи нефти. Сейчас на территории Аляски добывается больше половины всей американской нефти.

Валаамцы на краю земли

Так что индеец нынче не тот, что был при преподобном Германе, хотя фамилии многие носят русские — Александровы, Михайловы, Кашеваровы… Есть такие, кто назван в честь и память «людей высокой духовной жизни», приехавших на Аляску с первой православной миссией.

В числе их был и первый святой здешней земли — преподобный Герман Аляскинский. Валаамский инок, в 1794 году он отправился на Аляску с православной миссией, которую возглавил также валаамец архимандрит Иоасаф.

«…На острове Уналашка более ста человек окрестили: они уже давно готовы к принятию крещения, ибо всегда с русскими промышленниками живут, — писал на Валаам отец Иоасаф. — Народ добрый, но бедный. Живем хорошо, они нас любят, а мы их.

И так усердно приемлют крещение, что все свои шаманские наряды изломали и сожгли. … Платье носят небогатое, из птичьих шкурок, но длинное до пят… Пища — рыба и разные коренья».

В 1796 году на острове Кадьяк была освящена церковь, а через несколько лет устроили школу, где алеутов учили краткому катехизису, священной истории, чтению, письму, арифметике и навыкам земледелия.

В то время главой Американо-Кадьякской духовной миссии был назначен отец Герман — истинный христианин: он всех любил и всех прощал. Старец, однако, с каждым годом все больше тяготился мирским обществом и в конце концов решил уединиться на необитаемом острове Еловом.

Все ему здесь напоминало Валаам: хвойный лес и огромное нагромождение каменных глыб на берегу. Около поселения отца Германа бил источник, который местные жители считали чудотворным по бывшим от его воды исцелениям.

На острове отец Герман вырыл землянку, где прожил все лето, а к зиме построил небольшую деревянную келию. Постелью ему служила небольшая скамья, подушкой — два кирпича, которые лежали под шкурой. Одеяло заменяла деревянная доска, днем лежавшая на печке.

Со временем недалеко от келии была устроена часовня и дом для посетителей со школой для сирот — учеников отца Германа. Первое время отец Герман жил на Еловом абсолютно один. Порой его спрашивали, не скучает ли он один в лесу, на что преподобный отвечал: «Я там не один. Там есть Бог, как и везде есть Бог. Там есть ангелы святые.

И можно ли с ними соскучиться? С кем же лучше и приятнее беседы, с людьми или ангелами? Конечно, с ангелами». В конце 1819 года отец Герман возобновил переписку с иноками Валаамского монастыря.

«…Мы, Валаамские, живем трое вместе: отец Афанасий — от церкви верст за сорок или более, на острове Афогнак, который от Кадьяка отделяется узким проливом; отец Иоасаф в Гавани при церкви — для хранения библиотеки и ризницы. А я от Гавани верст за десять, на особливом острове, имя ему Новый Валаам.

Близко подле меня — самая маленькая речка, в ней летом довольно бывает рыбы. Отец Иоасаф часто ко мне ездит в кожаных американских лодочках, кои называются по-здешнему байдарками. У нас общие огороды, а живущие подле меня американцы почитают нас за родных и во всем нам помогают».

Алеуты часто приезжали к нему за советами, с жалобами на притеснения, прося его защиты, и с разными другими нуждами, а по воскресеньям и праздникам — для молитвы. Отец Герман читал Часы, Апостол, Евангелие, пел и поучал; детей наделял сухариками, пек крендельки и рассказывал им, вместо сказок, жития святых.

Полностью посвятив себя, вдали от родины, служению Господу, среди скорбей и лишений, преподобный Герман сподобился многих даров от Бога. Водой, освященной в праздник Богоявления, он поил хворых, и это «лекарство» всегда приносило облегчение.

В 1830 году новым правителем в Русской Америке стал капитан первого ранга барон Ф. П. Врангель.

Он дважды встречался с отцом Германом, после чего написал: «Отец Герман ортодокс в своей вере, которой он предан без всякого обмана и лжи… Он нрава веселого, любит смешному посмеяться, принимает участие во всех мирских событиях, особенно исторических. Однако о сих предметах разговаривает недолго и, наконец, перейдет непременно к своему предмету — к религии…»

Незадолго до своей смерти преподобный сказал своим ученикам: «Когда я умру,… похороните меня одни и о моей смерти не сказывайте в Гавани. … За священником не посылайте и не дожидайтесь его — не дождетесь!» И действительно, когда 13 декабря 1836 года старец почил на 81-м году жизни, разразилась буря, и в течение месяца никто не мог добраться на Еловый. После погребения преподобного ветер тотчас стих, и поверхность моря сделалась гладкой как зеркало. … При жизни отец Герман часто говорил, что на Аляске будет свой архиерей. И это его предсказание исполнилось. 28 мая 1842 года на Уналашку прибыл епископ, а впоследствии Митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов), апостол Америки и Сибири. Здесь 18 лет тому назад, ещё священником, начал он свои миссионерские труды. Любимые им алеуты радовались, как дети. После литургии в построенной им Вознесенской церкви и проповеди они преподнесли дорогому архипастырю трогательный подарок: чрезвычайно искусно вытканные из древесных корней и различных трав орлецы — коврики, подстилаемые под ноги архиерею во время церковной службы. В том же году епископ Иннокентий начал сооружение Миссионерского Дома в городе Ситка. Сегодня это старейшая постройка на Аляске — с часовней, освященной в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Православные индейцы Аляски: каким иконам они молятся

Спустя два года на Ситке началась сооружение нового собора в честь Архангела Михаила. Несмотря на многие труды, епископ Иннокентий нашел время изготовить часы, которые украсили соборную колокольню. 20 ноября 1848 года храм был освящен.

А спустя два года известный иконописец из Санкт-Петербурга Владимир Боровиковский пожертвовал собору одну из самых почитаемых в Америке святынь — чудотворную икону Божией Матери Казанскую, больше известную сегодня как Ситкинская.

Среди верующих Аляски бытует верование, что именно взгляд Божией Матери восстановил здоровье тем, кто с верою и молитвой притекал к Ситкинской иконе. После молитвы перед этим образом, среди других бывших чудес, многие получили исцеление глаз. Святитель Иннокентий был замечательным проповедником и постоянно наставлял прихожан.

Во время многочисленных поездок изучал язык островитян, так мало схожий с языками Старого Света, быт и нравы народов, среди которых проповедовал; составил алфавит и грамматику алеутско-лисьевского языка, перевел на него Катехизис, Евангелие и многие молитвы.

В 1868 году, когда святитель Иннокентий стал митрополитом Московским, произошло значительное для него и для России событие: земли Русской Америки были проданы Соединенным Штатам. Первые и самые любимые прихожане святителя, алеуты и колоши, стали гражданами другого государства.

Как живет и верит Аляска

В год столетия становления Православия в Америке в 1894 году епархиальные власти вспомнили преподобного Германа и поставили над его могилой памятник. А ещё двумя годами раньше епископ Николай (Зиоров) после посещения Нового Валаама распорядился сделать все необходимое для вскрытия мощей преп.

Германа и построить над его могилой часовню во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских. По обретению мощей небесного покровителя Аляски они были положены в храме Воскресения Господня, где покоятся и ныне. «Сегодня на Аляске живет около тридцати тысяч православных верующих, все англоязычные, многие американцы.

Соответственно и служат в храмах по-английски с добавлением эскимосского, алеутского, атабасского языков. Благодаря монахам-миссионерам у них осталась и сохранилась тяга к русскому Православию.

Читайте также:  Почему европейцы так боялись русских штыковых атак

Шестьдесят приходов на Аляске входят в юрисдикцию Американской Православной Церкви, три прихода — Антиохийской Церкви, один приход — греческий, — продолжает отец Вениамин.

— На Еловом острове находится скит во имя Архистратига Михаила, в котором подвизаются двое монахов — отец Мартирий и отец Андрей, на острове святого Нила — женская обитель из трех монахинь. В Православной семинария во имя преподобного Германа Аляскинского на острове Кадьяк обучаются будущие местные православные — атабаски, алеуты, эскимосы».

Это рассказывает Джорданвилльский насельник монах Вениамин (Гомартели), проведший на Аляске 15 лет. Поселился он в лесу недалеко от деревеньке с поэтичным названием — Виллоу — «верба», жил в тишине, молился и трудился. Отец Вениамин, как и две сотни лет назад преподобный Герман, поселился поначалу в старенькой крошечной избушке.

И была она столько мала, что встать в ней в полный рост было невозможно. Со временем к избушке он сделал пристройку и там провел суровую зиму, когда воздух на улице, словно «открытый космос», а пилу при температуре минус пятьдесят с лишним заводил разве что в доме, и с уже работавшим агрегатом шел в лес — пилить дрова. Продукты из города привозили летом на лошади, а зимой на снегоходе или собаках, если последний не заводился.

Но те, что недавно приехал из России, выбирают на жительство города большие, как Анкоридж.

Вот туда, служить по-церковнославянски, специально для новоприезжих, лет шесть назад из Москвы прислали батюшку — выпускника Московской духовной академии и Свято-Тихоновской семинарии в Пенсильвании протоиерея Даниила Андреюка. Батюшка основал приход-миссию в Анкоридже в честь св. патриарха Тихона и преп. Алексея Зосимовского для вновь приезжих.

Но случилось непредвиденное: на службы стали приходить все больше эскимосы, алеуты да атабаски. По-славянски они не понимали, зато в интонациях богослужения им все было близко и знакомо. И понял отец Даниил, что постоянно служить здесь надо все-таки хотя бы наполовину по-английски. Но на этом не успокоился.

Сын сельского священника из Белоруссии поставил себе цель построить новый большой храм. На месте будущей церкви каждую неделю стал служить молебен. Тут пожилой американец протестант продал ему в рассрочку семь акров земли в столице с видом на море и разрешил сразу же начать строительство. И за год отец Даниил построил храм почти без долгов.

«Прихожане возводили стены, покрыли потолок, мы с индейцем сделали купол, — рассказывает отец Вениамин. — Батюшке пожертвовали плитку, а поляк-католик бесплатно выложил ею пол в церкви. Отец Даниил постоянно находил трудников и благотворителей. Ему помогали вожди племен и индейских корпораций, потому что видели, что это человек дела, и он строит храм».

Многие удивлялись, откуда деньги? Отец Даниил только отшучивался… И никогда не говорил, что молится.

В 2007 году церковь освятили во имя священноисповедника Патриарха Московского Тихона и преподобного Алексия, старца Зосимовского. Последние годы на Пасху храм собирает до трехсот человек — американцев, эскимосов, индейцев, креолов, русских. Приняв Православие, в быту аляскинские индейцы, при этом, сохранили свои вековые традиции.

В последний путь усопших они по-прежнему провожают не на знакомом нам кладбище, а строят для почившего «спирит хаус», — «дом, где обитает дух». Такой домик, увенчанный по православному крестом, имеют право строить только родные усопшего. Потому и домики, где «обитает дух почившего», заметно разнятся с точки зрения как дизайна, так и мастерства строителя.

Сегодня православная Аляска живет в ожидании перемен.

С избранием главой Американской Православной Церкви монахолюбивого митрополита Ионы, духовного воспитанника Валаамской — не промыслительно ли! — обители, и назначением на Аляскинскую кафедру епископа Герасима, который хорошо знает и любит Аляску, церковную жизнь на полуострове ждет время духовного расцвета. Его так долго и терпеливо ждали последние годы православные христиане полуострова, какой бы национальности они не были.

Источник: https://www.unification.com.au/articles/267/

«Индейцы могут стать главным этносом в Американской Православной Церкви»

Православные индейцы Аляски: каким иконам они молятся

Православная Церковь в Америке является неотъемлемой частью русского Православия. У ее истоков стояли монахи-миссионеры из Валаамского монастыря, направленные Святейшим Синодом Русской Православной Церкви на остров Кадьяк (Аляска) в 1794 году для создания духовной миссии. В 1840 году Синод учредил Камчатскую, Курильскую и Алеутскую епархию, которую возглавил епископ, впоследствии митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов; 1797–1879), «апостол Америки и Сибири», прославленный в лике святых.

В 1924 году Русская Православная Греко-Кафолическая Церковь в Северной Америке провозгласила временную автономию, а в 1937 году – полную автономию в статусе митрополичьего округа.

В 1946 году VII Всеамериканский Собор в Кливленде (штат Огайо) принял решение о вхождении митрополии в юрисдикцию Московского Патриархата. Но контакты с Москвой начались лишь в 1960-е годы, а 31 марта 1970 года состоялось восстановление канонических отношений.

10 апреля того же года Русская Православная Церковь даровала Американской митрополии автокефалию.

Сегодня Православная Церковь в Америке объединяет более 700 приходов, при которых окормляются более миллиона верующих.

Предстоятель Православной Церкви в Америке именуется Архиепископом Вашингтонским, Митрополитом всей Америки и Канады. Более года этот титул носит Блаженнейший Митрополит Иона (в миру – Джеймс Паффхаузен).

Он родился в Чикаго (штат Иллинойс) в 1959 году и принял крещение в Епископальной Церкви США. Впоследствии его семья переехала в Калифорнию. Джеймс получил образование в Калифорнийском университете в Сан-Диего и Калифорнийском университете в Санта-Круз.

В 1978 году присоединился к Православию в Казанском храме Московского Патриархата в Сан-Диего. Обучался в Свято-Владимирской семинарии Православной Церкви в Америке в Крествуде (штат Нью-Йорк).

Получил степени магистра богословия и магистра теологии в области догматики.

В конце 1980-х годов некоторое время провел в СССР, где изучал русский язык, сотрудничал с Издательским отделом Московской Патриархии, знакомился с жизнью Русской Православной Церкви, проявляя особый интерес к монастырскому деланию. Духовным отцом Джеймса Паффхаузена стал наместник Валаамского монастыря архимандрит (ныне епископ Троицкий) Панкратий (Жердев).

В 1994 году был рукоположен в диакона, затем во священника. В 1995 году принял монашество в Свято-Тихоновском монастыре в Саут-Кейнане (штат Пенсильвания) с именем Иона. По возвращении в Калифорнию служил в нескольких миссиях, основал монастырь и ряд миссионерских общин. Весной 2008 года поставлен в архимандрита.

1 ноября 2008 года отец Иона был хиротонисан во епископа Форт-Уортского, викария Южной епархии.

12 ноября того же года XV Всеамериканский Собор в Питтсбурге (штат Пенсильвания) избрал его Архиепископом Вашингтонским и Нью-Йоркским, Митрополитом всей Америки и Канады.

28 декабря 2008 года в Николаевском соборе в Вашингтоне Архиерейский Синод Православной Церкви в Америке торжественно возвел епископа Иону на первосвятительскую кафедру.

Публикуемая ниже беседа состоялась в первых числах декабря 2009 года, в ходе визита Митрополита Ионы в Россию по случаю празднования 15-летия московского представительства Православной Церкви в Америке, и посвящена деятельности этой Церкви в Латинской Америке.

– Ваше Блаженство, в каких латиноамериканских странах представлена Православная Церковь в Америке?

– Юрисдикция нашей Церкви распространяется на Мексику. Раньше мы располагали приходами также в Аргентине, Бразилии, Перу и Венесуэле. Но одни из них ушли в Русскую Зарубежную Церковь, другие закрылись.

Несколько общин в Латинской Америке хотят войти в состав Американской Православной Церкви. Мы были бы рады принять этих верующих, но о них некому будет заботиться, поскольку у нас крайне мало священнослужителей, говорящих на испанском или португальском языках.

Один священник – надеюсь, он скоро станет епископом, – начал миссию в Эквадоре, в городе Гуаякиль, где осела крупная палестинская колония. К сожалению, в последние годы его благая инициатива затухла. Я слышал, что в центральноамериканских странах, в частности в Сальвадоре, живет много палестинцев. Любопытно, что они не посещают приходы Антиохийской Церкви и просятся под наш омофор.

Константинопольский и Антиохийский Патриархаты предпочитают окормлять греческую и арабскую диаспоры. Мы не понимаем этого. Церковь должна давать пастырскую опеку, прежде всего, местным духовным чадам. Такова принципиальная позиция Православной Церкви в Америке.

– Когда был образован Мексиканский экзархат?

– Мексиканский экзархат существует с начала 1970-х годов. В тот период епископ Мексиканской национальной старокатолической Церкви Хосе (Кортес-и-Ольмос) завязал контакты с нашей Церковью и вместе со своей общиной перешел в Православие. Благодаря его трудам сотни мексиканцев прониклись православной верой.

Недавно 5 тысяч индейцев из 23 населенных пунктов штата Веракрус крестились в Православие. Однако на такую огромную массу прихожан приходится всего один батюшка. В Мексиканском экзархате вообще очень мало клириков. Все они – мексиканцы, в том числе правящий архиерей – епископ Алехо (Пачеко-Вера).

– Бывали ли вы в Латинской Америке?

– Я посещал только Мексику. Сейчас собираюсь в Гватемалу. Там живет моя знакомая – игумения Инес (Айау), настоятельница Свято-Троицкого женского монастыря, который находится в юрисдикции Антиохийского Патриархата.

В Гватемале мое внимание привлекает многотысячная группа людей, желающая принять Православие. Большая ее часть принадлежит к народу майя. Если мы возьмем к себе этих гватемальцев, а также представителей коренного населения из других стран Латинской Америки, то индейцы могут стать главным этносом в Американской Православной Церкви. Лично я был бы рад этому.

– Видно, что вы симпатизируете исконным обитателям Американского континента…

– Я испытываю самые теплые чувства к индейцам. В университете я изучал антропологию, увлекался культурами майя и ацтеков. Это огромные и удивительные цивилизации.

Мне нравится Латинская Америка в целом – ее искусство, музыка, литература, кухня. Латиноамериканцы любят жизнь, они открытые и гостеприимные люди.

Я рос в Калифорнии – одном из самых испанизированных штатов США, от своих друзей-мексиканцев немного усвоил испанский язык (хотя говорю на нем плохо).

Священник, присоединивший меня к Православной Церкви, был мексиканцем. Звали его отец Рамон Мерлос.

– Что общего и различного в миссионерской работе с индейцами США и Латинской Америки?

– Честно говоря, я пока не знаю… Наша Церковь имеет опыт миссионерства на Аляске, где служит замечательный священник – протоиерей Майкл Олекса, антрополог по специальности. Он карпаторос, а его жена – из автохтонной народности юпик. Отец Майкл хочет провести на Аляске съезд православных индейцев Америки. Это будет крайне интересное мероприятие.

В бытность ректором семинарии отец Майкл предложил общине из Гватемалы, алчущей Православия, направить двух своих членов для получения богословского образования. Идея, безусловно, хорошая, но люди, привыкшие к тропическому климату, вряд ли бы вынесли аляскинские морозы.

– Встречаются ли латиноамериканцы среди ваших прихожан в США?

– Конечно. В Калифорнии 35% населения – латиноамериканцы, в Техасе – еще больше. Латины присутствуют и в пастве, и в духовенстве нашей Церкви. В Свято-Тихоновской семинарии учится мексиканец с индейскими корнями, по имени Авраам.

Он несет послушание иподиакона. Один иподиакон в Сан-Франциско имеет колумбийское происхождение. В конце ноября этого года я освятил новый женский монастырь в честь Рождества Господня в Далласе, настоятельница которого – бразильянка.

– Что, на ваш взгляд, привлекает латиноамериканцев в Православии?

– Латины любят нашу литургию и иконы, их пленяет глубокое почитание Божией Матери, присущее Православной Церкви.

Надо сказать, что Католическая Церковь стремительно теряет влияние в Латинской Америке, виной чему – ее тесные связи с высшими классами общества. Значительная часть бедных слоев, составляющих большинство населения региона, разочаровалась в католических пастырях и примкнула к протестантам, мормонам и другим сектантам.

Митрополит Андрес (Хирон), глава Ордена белого духовенства имени святителя Василия Великого в Гватемале, ранее был католическим священником. Он видел, что его руководство ориентируется на богатых, и в начале 1990-х годов оставил Католическую Церковь, так как хотел трудиться для народа. Недавно митрополит Андрес сказал мне: «Я уже старый и больной.

Пожалуйста, возьми моих людей в свою Церковь ради их спасения». Его общину трудно назвать православной, но она постепенно познает православное вероучение и приобщается к традициям Православной Церкви. Помимо Гватемалы, владыка Андрес открыл приходы в Лос-Анджелесе, Сан-Франциско и других городах США, в которых обосновались его соотечественники.

– Вы не боитесь конфликта с Католической Церковью? Все-таки, несмотря ни на что, Латинская Америка по-прежнему считается «главной епархией Ватикана».

– Никакого конфликта не случится. Католическая Церковь лояльно относится к Православию. Более того, я вижу немалый потенциал у соработничества с Католической Церковью, в первую очередь в противостоянии сектантству.

Источник: https://pravoslavie.ru/33155.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector