Рюмка с хлебом: зачем русские оставляют это на могилах

Рюмка с водкой и хлебом на поминках – это традиция, которая осталась с языческих времен. Подаяния умершему в виде алкоголя, еды не одобряются православными канонами. Нельзя помочь душе попасть в рай, откупившись выпивкой, блюдами. Необходимо проявить терпение, любовь и молиться за прощение грехов усопшего.

Почему на поминках ставят рюмку с водкой и хлебом

Похоронные ритуалы связаны с множеством обычаев, не имеющих общих точек соприкосновения с православной верой и ее пониманием о загробной жизни. Распространенная традиция – ставить на поминках перед портретом усопшего рюмку водки, покрытую кусочком хлеба. Данное действие объясняется последним желанием души поесть, попить перед уходом в загробный мир.

На поминках родственники умершего наполняют рюмку водой, вином или водкой. Последний вариант приветствуется в случаях, когда покойник любил выпить при жизни. Хлеб – закуска после горячительного. Разрешается менять содержимое рюмки и еду до наступления 40 дня, чтобы они не протухли.

Съедобными подаяниями и водкой на поминках родственники проявляют уважение к памяти, воздают почести и помогают пережить время, пока душа находится среди живых и посещает родные места, прощается с домом.

Данный поминальный обычай религия не одобряет. Православие рекомендует вместо рюмки с вином или водкой и коркой хлеба раздать милостыню нуждающимся, помолиться о душе новопреставленного.

Что символизирует обряд

В христианстве нет упоминания о поминальном ритуале с водкой и хлебом. Обычай ставить рюмку с алкоголем на поминках и хлебом перед фотографией появился во времена Революции.

В 1917 году правительство решило искоренить в людях веру в Бога, началось активное разрушение храмов, церквей, монастырей. Иконы, Библия, книги сжигались.

В результате в атмосфере хаоса, беспредела произошла незаметная подмена христианских традиций поминок выдуманными или языческими, в том числе и рюмками, полными водкой.

Славяне до времен православия преподносили различные жертвы в честь покойника в виде стопки водки, корзин с едой.

Нуждаетесь в совете специалиста? Получите консультацию эксперта онлайн. Задайте свой вопрос прямо сейчас!

Поминальная рюмка с хлебом появилась в отсутствии церковнослужителей после Революции, когда люди старались сохранить знания, передавая их из поколения в поколение. Старики рассказывали молодым, как правильно проводить похороны и что делать для упокоения души. В результате появились традиции приношения еды, водки на могилы или на поминки.

В разных регионах страны есть собственное объяснение обычаю с рюмкой, куда наливают водку и кладут хлеб. Старожилы утверждают, что он появился более 2000 лет назад и строго соблюдался предками.

Одни считают, что совершают подношение умершему, другие говорят о подаянии Богу и помощи в переходе в мир иной. Существует версия, что рюмку и хлеб оставляют проходящему через кладбище. Путник может выпить воду, вино или водку, закусить и помянуть добрым слоем упокоившегося человека.

Смысл данной традиции утерялся и люди стали ставить подношение на поминках, а не на могилке.

Что делать с водой и хлебом после поминок

Стакан с водой и хлебом для усопшего ставится в день похорон рядом с портретом и остается до окончания поминок. Убирают подношение на третий день или держат дольше 9 дней. Наиболее распространенный вариант – сохранять рюмку с водой или водкой до истечения 40 дня, пока душа находится на земле.

Если не обновлять содержимое и не менять хлеб на стакане после поминок, происходит испарение алкоголя и очерствение корки. Люди объясняют это тем, что душа покинула землю и была принята Богом.

В старинных книгах нет руководства к действию, полагаться приходится на «бабушкины» советы. Старшее поколение наставляет отнести хлеб на могилку и раскрошить в крошку, чтобы птицы съели. Водка на поминках выливается из рюмки на землю, которой присыпан умерший.

Выпивать алкоголь из стакана, предназначенного для покойника, родственникам не рекомендуется. Существует суеверие, что таким действием можно привлечь беду.

После похорон разрешается организовать обед, но не пышное застолье с водкой. Поминки не расцениваются как подаяние Всевышнему. Во время трапезы необходимо молиться, петь церковные песни. Нельзя ставить рюмку с водкой на стол и покрывать ее хлебом. На траурном мероприятии не приветствуется употребление горячительных напитков.

Православие не рекомендует носить хлеб, рюмки с водой или водкой на кладбище. Для покойного продукты не представляют ценности. Правильнее раздать еду на поминках нуждающимся, попросить искренне молиться за душу усопшего.

Разрешает ли традицию христианская религия

Душа умершего человека нематериальна, еда ей не нужна. После смерти невесомая сущность сохраняет эмоции, мысли. Подаяния в виде физических предметов абсурдны и бесполезны. Рюмка водки и хлеб после поминок с целью отдать дань памяти усопшему отрицаются церковью.

Согласно православной вере и поминкам, освободившаяся душа покидает физическую оболочку и в течение 40 дней подвергается различным испытаниям, проверкам. От того, как умерший человек будет проходить мытарства, зависит его местопребывание в загробном мире, а не от хлеба и водки.

Покинув тело, душа может чувствовать. После смерти она испытывает боль, сожаление о незавершенных делах, нанесенных обидах, но изменить ситуацию ей не по силам.

Облегчить страдания, помочь успокоиться и принять новое существование помогают молитвы родственников и близких людей. Рюмку с водкой и хлебом на поминках лучше заменить молитвами.

Особенно важно обращаться за помилованием души к Богу в первые 40 дней.

Можно заказать панихиду, в течение которой молящиеся уповают на милосердие Творца и прощение грехов покойного. Верующие на поминках обращаются к Господу с просьбой даровать умершему вечную жизнь в Царстве Небесном. Во время службы родственники, друзья стоят перед иконами с зажженными свечами в руках в знак веры в светлое будущего, силу очищения.

Хлеб и рюмка с вином или водкой не способны воздать дань памяти об усопшем. Алкоголь оскверняет честь умершего.

Смерть родного человека – трагедия. При подготовке к похоронам, поминкам родственники находятся в подавленном состоянии, им сложно принять рациональное решение по организационным вопросам.

Если покойный крещен при жизни, лучше узнать о похоронных традициях у церковнослужителей. Рюмка с водкой, покрытая хлебом стоит в каждом доме у портрета покойного. Данное действие противоречит законам православия, оскверняет память умершего человека.

Произнося молитвы, поднося милостыню на поминках, облегчаются мытарства души.

Статья проверена редакцией сайта

Источник: https://sorokoviny.ru/pominki/ryumka-s-vodkoj-i-hlebom

Советуемся со священником: порядок и правила проведения поминальной трапезы после похорон. А если умерший иноверец или самоубийца…

Какую бы жизнь ни прожил человек и какие бы поступки ни совершал, в Царстве Божьем мы все едины. Провожать в последний путь близких людей очень тяжело. Хочется ничего не упустить и сделать всё правильно, особенно если при жизни не успел.

Поминки после смерти

Сегодня многих людей интересует вопрос, как поминать усопшего, как лучше организовать застолье, раздавать ли калачи и платки и зачем закрывать зеркала в доме? Кто придумывает эти правила?

«Копилочка Полезных Советов » очень долго изучала христианские традиции в православной библиотеке. Но, посоветовавшись с священнослужителями, мы узнали, где истинное учение, а где языческая предохранительная магия.

Мы предлагаем тебе ознакомиться с советами по проведению похоронного обряда. Ведь поминовение умерших означает желание помочь душе человека и облегчить ее страдания.

Вокруг поминок много народных примет, которые стали традициями. Мы привыкли беспрекословно следовать им, пребывая в незнании и шоковом состоянии. Многих людей можно понять, ведь они надеются, что таким образом отгонят беды от своей семьи. Вот некоторые из популярных суеверий.

  1. На похоронах нельзя есть вилками.
  2. Родные не несут гроб, чтобы покойный не подумал, что его смерти рады.
  3. Все зеркала в доме, где находится покойник, нужно закрывать черной тканью.
  4. На поминальном обеде умершему отводится отдельное место за столом, с рюмкой спиртного, прикрытой кусочком хлеба, и тарелкой с ложкой.
  5. Детям до 6 лет и беременным нельзя ходить на похороны.
  6. Если покойник лежит в доме, там нельзя убирать, пока тело не вынесут за пределы помещения.
  7. Всем, кто был на похоронах, нужно дать хлеб и платок.
  8. Лавку, на которой стоял гроб, необходимо перевернуть на сутки и положить возле нее топор. Это делается для того, чтобы в доме не появился еще один покойник.
  9. Нельзя оставлять в доме вещи, которые входили в контакт с уже мертвым человеком.
  10. Дверь и ворота дома, где умер человек, следует держать открытыми три дня.

Верующие люди советуют не обращать внимание на суеверия, а советоваться с церковными служителями. Поминовение усопших — это, прежде всего, церковный молебен. «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Oтца Mоего Hебесного», — пишется в Eвангелии от Mатфея.

Согласно церковным учениям, поминать умерших надо в третий, девятый, сороковой дни после смерти и на годовщину. День смерти всегда считается первым. Самое главное не поминальная трапеза, а совместная молитва. Если твоя семья решила организовать обед в память усопшего, запомни несколько правил.

  1. В особые дни поминовения (3-й, 9-й, 40-й и на годовщину) закажи в церкви панихиду и присутствуй на литургии, если она положена в этот день.
  2. Посоветуйся со священником, на какой день можно перенести обед, если он приходится на большой праздник. Лучше всего проводить трапезу в субботу. Поминки в пост проводить тоже можно.
  3. Не устраивай пышного застолья. «Если можешь помолиться за человека – помолись, не можешь помолиться – скажи о нём хорошо, не можешь сказать – подумай о нём хорошо».
  4. В особый день поминовения следует зажечь свечу, купленную в церкви, и прочитать молитву: «Молитвами рождшия Тя Христе и Предтечи твоего, апостолов, пророков, иерархов, преподобных и праведных, и всех святых, усопшаго раба твоего упокой».

    Перед принятием пищи, каждый, кто сидит за обеденным столом, должен прочитать «Отче наш». После трапезы проси у Бога за всех умерших: «Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отнем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память. Благословен еси. Господи, научи мя оправданием Твоим».

  5. На поминальном столе не должно быть много еды. Первым блюдом, которое гости едят на поминках, является кутья (коливо, или сочиво) — отваренные зерна пшеницы или риса с мёдом и изюмом. Зерно является символом воскресения, а мёд — сладостью праведников в Царстве Божьем. Кутью желательно освятить во время панихиды, но если не получается, надо окропить святой водой.
  6. Пищу с поминок можно раздать нуждающимся, выбрасывать ее нельзя.
  7. Приносить еду на могилу покойника неправильно, это языческая традиция.
  8. Поминки на годовщину после смерти делают скромными. В этот день соберитесь в тесном кругу близких и помяните усопшего общей молитвой, можно без трапезы.
  9. Церковь не одобряет употребления спиртного на поминках. Вино считается символом земной радости, а поминки — время для усиленной молитвы о человеке, который может тяжело страдать в загробной жизни. Оставлять на столе рюмку с водкой и кусок хлеба нельзя ни в коем случае, это пережиток язычества, и в верующих семьях так не делают.
Читайте также:  Был ли николай ii на самом деле русским

Но что делать, если умерший был неверующим, некрещеным, самоубийцей или следовал другим религиозным учениям? Вот как отвечает святой отец на этот вопрос:

«В храмах за таких людей не молятся и их не отпевают, но в случае с самоубийцами по благословению священников следует читать домашнюю молитву, не возбраняются и поминальные трапезы с родственниками. Следует посетить храм в Tроицкую родительскую субботу — в этот день церковь молится обо всех “от века почивших”, в том числе и об “иже во аде держимих”.

Подавать записки о самоубийце нельзя, а вот поучаствовать в службе и помолиться именно “обо всех” можно и даже нужно. B память об иноверцах, нужно молиться о них и раздавать милостыню. Так как они никогда не были в лоне православной церкви, записки о них не подают и свечи не ставят».

Никто не живет на этой земле вечно, мы приговорены к летальному исходу. Но смерть — это рождение в новую жизнь, ведь умирает только физическое тело, а душа бессмертна. Людям суждено встретиться после кончины, но где, зависит от нас сейчас, от того, как мы проведем эту жизнь.

Молись и кайся, живи по заповедям и не проливай бесполезных слез об умерших. Вспоминай их в домашней молитве или в храме.

Если тебе знакомо чувство утраты, расскажи нам, как тебе удалось с ним справиться. Как ты считаешь, что делать с поминальными суевериями: следовать им, а вдруг сработает эта магия, или прислушиваться к библейским заповедям и мнению священнослужителей? Не забудь написать комментарий.

Покажи статью друзьям в социальных сетях, ведь здесь именно та информация, о которой должен знать каждый.

Источник: https://kopilohka.ru/archives/21215

Приметы на поминках: Как нужно себя вести, чтобы не накликать беду

  • Алла Трофимова
  • 15 января
  • 7/10 2 1257

Поминки, как и все ритуальные обряды, имеют свои традиции, правила и приметы. Традиционно поминают усопшего в день похорон, на девятый, сороковой день и спустя год после смерти. Поминки сопровождаются строгим соблюдением церковных канонов, но существует и ряд народных «законов», которые называют поминальными приметами. Их стараются придерживаться едва ли не строже самих обрядов. И это не только дань уважения покойному человеку. В них – память умершему, и спокойствие живым.

Неукоснительные приметы, предшествующие поминальной трапезе

Поминальные обряды и трапезы устраивают несколько раз:

  1. Непосредственно после захоронения усопшего, когда его душа прощается с телом.
  2. На девятый день после смерти, когда душа видела и райскую обитель и преисподнюю.
  3. На сороковой день, когда душа прощается с миром живых и улетает в царство рая или ада.
  4. На годовщину смерти, когда душа покойного переходит в новую вечную жизнь.

Перед поминками, организованными сразу после похорон, соблюдают ряд обязательных примет, необходимых для подготовки к поминальной трапезе:

  • В некоторых регионах после захоронения принято поминать покойного прямо на кладбище, выпивая за упокой и оставляя в рюмке водку на свежей могиле. Однако специалисты, исследующие традиции поминок, утверждают, что согласно некоторым обрядам после погребения принято крошить на могиле кусочек хлеба. Родственники усопшего делают это, ссылаясь на древнее славянское поверье, утверждающее, что покинувшая тело душа может переселиться в птицу, поэтому правильнее будет, если хлебное крошки съедят птицы.
  • По возвращению домой после похорон чашку, миску, ложку и вилку, которыми любил пользоваться покойный, отдают нищим. Считается, что благодарность нуждающихся людей обеспечит душе легкий переход из мира живых в мир мертвых.
  • На поминальном столе зажигают несколько свечей. Одну возле портрета усопшего, и еще несколько в центре стола. Это тоже связанно с давними верованиями, которые гласят, что стихия Огня способна нейтрализовать тяжелую энергетику смерти и негатив, принесенный с кладбища. Есть и иная точка зрения. На столе должна быть лишь одна свечка. В таком случае, чтобы обезвредить энергию смерти, возле входа в помещение, где будет происходить поминальная трапеза, ставят церковную свечу. Люди, пришедшие с кладбища, должны прогреть руки над пламенем.
  • Существует традиция в день похорон перед поминками ставить на подоконник (или на место, где много времени проводил умерший) стакан воды. Соблюдение этой приметы необходимо, чтобы душа, перешедшая в мир иной, испила чашу земной жизни до дна и не маялась недожитым и недоделанным. Если воды в стакане до сорокового дня будет меньше половины, ее нужно долить.
  • Прежде чем начать поминальную трапезу на стол обязательно ставят угощение покойному. У разных регионов блюда могут отличаться, но часто кроме рюмки водки и кусочка хлеба возле фотографии ставят поминальный блин и стакан компота либо киселя. Это должен быть первый отрезанный от буханки хлеба кусочек, первые сто грамм водки из новой бутылки, первый испеченный блин и первый половник киселя. Придерживаясь этой приметы, близкие и родственники выражают уважение дорогому человеку и обозначают важность повода, ради которого они здесь собрались.

Приметы во время поминальной трапезы

Поминальный обряд также наполнен приметами, которые призваны почтить память, соблюсти обычаи и обеспечить покой живым:

  • На поминальном обеде нельзя чокаться. Эта примета связана с традициями славян. Звон рюмок приравнивается к звону колоколов, а он, как известно, прогоняет духи. В связи с этим и появилась традиция не чокаться, поминая умершего, чтобы не прогнать с поминок его душу.
  • Плохая примета говорить на поминках длинные тосты. Особенно это касается первой выпитой рюмки, которая поднимается с кратким текстом о том, за кого пьется. Выпивают все без чоканья и молча. Это делают в знак глубоко траура и в память о навсегда ушедшем человеке.
  • Нельзя одалживать на поминки столы, стулья и посуду. Считается, что забирая их назад, можно принести в свой дом дух смерти.
  • Недопустимо на поминках хохотать и затягивать песни. Тот, кто нарушит эту примету, вскорости будет выть от горя. Запрещено и много плакать за умершим. Его душа может утонуть в слезах.
  • Не приветствуется во время поминального обеда использование вилок. В меню, как правило, входят блюда, которые едят ложками или руками. Вилка символизирует трезубец дьявола.
  • На поминки по прошествии сорока дней принято выпекать «лесенки». Люди, верящие в приметы, говорят, что они помогают душе вознестись на небо.

Источник: https://strana-sovetov.com/miscellaneous/16606-primety-na-pominkah-kak-ne-naklikat-bedu.html

Александр Моисеенков. Поминки: нужна ли покойнику еда? / Православие.Ru

Накануне Радоницы – дня поминовения усопших, который приходится на второй вторник после Пасхи – очень важно сказать о наиболее часто встречающихся заблуждениях, касающихся вопроса поминовения покойников. Ведь и в советское, и в нынешнее просвещенное время забота о том, чтобы нашим родным хорошо жилось на том свете, стоит не на последнем месте. Важным элементом заботы о покойниках в большинстве религий являются поминки — обеды или съедобные подаяния в честь преставившегося человека.

Примитивное язычество верит, что поминальные продукты необъяснимым образом передаются в мир иной, и умерший родственник может их кушать. Более развитые религии (например, индуизм) рассматривают поминание как жертву, которая служит своеобразной платой богам за благую участь покойника. В христианстве тоже есть традиция поминок, но она имеет мало общего с тем, о чем мы говорили выше.

Умершему человеку еда не нужна! Это Церковь говорила всегда. По ту сторону смерти сохраняется личность, душа и все эмоциональные характеристики человека, но чисто биологические функции там прекращаются – ведь тела нет! Поэтому «передачи на тот свет» абсурдны с точки зрения Церкви. Но что же тогда имеет в виду христианская традиция, которая не отрицает идею поминовения умершего едой?

Дело в том, что умершим людям нужна молитва за них. Очень хорошо, если человек умирает, очистившись и исправившись. Но, увы, многие уходят в вечность нераскаянными, с тяжелым греховным грузом, который они накопили в своей жизни. И, находясь в таком состоянии, люди нуждаются в нашей помощи. А помочь им мы можем молитвой, милостыней и добрыми делами, сделанными ради них.

О том, как действует молитва на другого человека, говорить очень трудно, поскольку все в мире находится во власти Бога, и все тайны бытия ведает только Он.

Но опыт Церкви говорит о том, что молитва очень действенна, и умерший, за которого помолились в храме и ради которого дали милостыню, получает через это помощь.

Церковь знает множество случаев, когда молитвы полностью освобождали грешника от адских мук.

Накрытый поминальный стол – это не способ «улучшения жилищных условий» на том свете, и не попытка задобрить Бога, ведь Он в еде тоже не нуждается. Еда – это всего лишь форма милостыни, которую мы творим ради умершего. И здесь очень важно, как мы ее творим.

Милостыня должна нас самих делать добрее, и если это произойдет, то и покойникам нашим будет намного легче по ту сторону жизни.

Поэтому, если поминальный обед был сделан для галочки, или «для своих», без молитвы об умершем человеке, то вряд ли от такого обеда умерший получит много пользы.

Еще среди далеких от Церкви людей (да и среди верующих, увы, тоже) есть традиция на следующий день после похорон приносить на могилу тарелки с едой. Или же при каждом посещении могилы оставлять на надгробиях куски хлеба, крошки печенья, рюмочки с водкой. Считается, что душа еще не покинула пределы Земли и гуляет по тем местам, которые ей были дороги.

Вот родственники и приглашают ее разделить с ними трапезу, полагая, что покойник необъяснимым образом тоже может к ней присоединиться. На самом деле эта практика языческая и с христианством не связана. Спасибо за такое угощение скажут разве что кладбищенские коты и собаки, а покойнику эти печеньки – только печаль. Не рюмки с водкой ему теперь нужны, а наша молитва – искренняя, чистая, живая.

А лучшим местом молитвы является храм Божий.

Если вы подаете еду в храм, здесь тоже важно помнить несколько моментов. Во-первых, в храме, прежде всего, молятся. И без молитвы оставленное приношение (свечи, продукты, деньги) не имеют для покойника никакой ценности.

Вы можете принести горы, но если это будет сделано без веры и молитвы, то толку от этого будет мало. И для вас, и для умершего. Разве что нуждающиеся будут благодарны вам за это.

Читайте также:  Как монголо-татарское иго повлияло на украинцев и белорусов

И, наоборот, если у человека нечего пожертвовать, но он будет горячо молиться о своем родном или друге, то эта молитва будет ценнее любых богатых приношений.

Важно в конечном итоге понять, что Царство Небесное не покупается и не продается! Ни за какие деньги! Царство Небесное достигается только усердным духовным трудом, и наша милостыня ( еда – в том числе) – это один из элементов такого труда.

Ну, а если все-таки вы захотите пожертвовать, то важно помнить – жертвовать нужно лучшее! Чтобы у человека, которому вы даете милостыню, была от вашего приношения настоящая радость. Чтоб он захотел помолиться о покойнике, и делал это с благодарностью, а не воспринял вашу жертву как подачку.

Это весьма распространенное заблуждение – мы порою хотим тремя конфетами купить себе рай. Но такой подход – прямое лукавство. Бог ждет от нас покаяния, перемены в лучшую сторону, избавления от скупости, жадности, черствости душевной.

И если мы сможем через милостыню изменить себя подобным образом, если сумеем поправить собственное духовное здоровье, тогда сможем поделиться им и с нашими умершими близкими.

Источник: https://pravoslavie.ru/53122.html

Приметы на поминках — почему не едят вилками, не пьют спиртное и другие

У современного человека много вопросов, связанных со старинными обычаями — почему на поминках нельзя есть вилками, пить ли алкоголь на скорбной трапезе, присутствовать ли на ней беременным и многие другие. Ниже вы найдете пояснения по всем существующим поминальным поверьям.

Застольные приметы

До правления Петра l русский народ вообще ел только ложками. Появление вилок на столах восторга не вызвало. Их сравнивали с чертовыми хвостами и вилами, которыми истязают грешников. Особо прикипевшими к старым укладам люди считали, что появление этого столового прибора — еще один инструмент «царя-антихриста» против христианских душ.

Со временем вилка все-таки прижилась в России. Но на поминках все же не пользовались из-за «сатанинского» внешнего вида. Эта традиция дожила до сегодняшних дней. В общинах староверов и вовсе по сей день едят только ложками.

Еще одна причина отсутствия вилок на поминальном столе — боязнь потревожить спокойствие умершего. Дело в том, что кутья, одно из обязательных угощений, символизирует Царство Небесное. Если ткнуть в обрядовую пищу ножом или вилкой, можно растревожить мертвых. Впрочем, большинство поминальных блюд не слишком удобно ими есть. Традиционно это кутья, блины и кисель.

Народные поверья, как известно, часто бывают рациональными. Так, использование острых столовых приборов можно объяснить попыткой предотвратить драки с поножовщиной. На поминки съезжаются даже самые дальние родственники, которые могут не упустить шанса припомнить друг другу старые обиды. Кроме того, к дележу наследства, в старину приступали практически сразу же после похорон.

С точки зрения биоэнергетики, с острых концов вилок и ножей стекает энергия. Поэтому запрет на их использование вызван необходимостью защитить поминающих от энергетических атак. Астральное тело усопшего может находиться рядом с близкими, и такая атака может причинить боль и ему. Известно, что на похоронах и поминках энергетика не слишком-то позитивная.

Кстати, несмотря на суеверия, которые ходят в народе, церковь разрешает пользоваться ножом и вилкой во время поминальной трапезы.

Алкогольные суеверия — поминание спиртным

Стакан водки возле портрета усопшего и утверждение, что хотя бы одну рюмку за упокой души нужно выпить — все это известно каждому. Однако можно ли на поминках пить спиртное? Откуда пошла эта традиция?

Церковь к питью на поминках относится отрицательно. Это касается и водки, и вина, и других алкогольных напитков. Так, вино – символ земной радости, которая на поминальной трапезе неуместна. Очевидцы, побывавшие на том свете, рассказывали, что страдания человека, которого помянули алкоголем, многократно усиливаются.

Несложно понять, почему нельзя поминать водкой с точки зрения христианства.

Алкоголизм — грех, а ведь родственники собрались за столом для того, чтобы способствовать своими добрыми словами и молитвой прощению грехов умершего.

Не допустима просить у Бога о прощении и одновременно грешить. В народе говорят, что детей тех, кто пил вино или водку за поминальных столом, Бог наказывает алкоголизмом.

Традиция употреблять алкоголь на кладбище, похоронах и поминках — не дань древним традициям, а относительно современный стереотип.

Он уже успел обрасти различными поверьями, например, о том, что нельзя чокаться на скорбном застолье. Так можно ли выпивать на поминках, когда так делают практически все? Советуем не делать этого.

Даже старинных примет на эту тему нет, потому как нашим предкам и в голову не приходило употреблять алкоголь на поминальной трапезе.

Можно ли забирать еду домой

Известно, что еду с кладбища не едят. Это в некой мере позволено только тем, кто не имеет другого способа добыть пропитание, кроме как взять с могилы помин. Но можно ли забирать еду с поминок домой?

Еда с поминального стола предназначена для того, чтобы накормить ей как можно большее количество людей. Остатки принято раздавать нуждающимся. Эта пища не несет в себе негатива. Она была приготовлена для того, чтобы люди угостились и за трапезой вспомнили светлые дела покойного при жизни.

Можно также отдавать еду пришедшим почтить усопшего с собой. Для вас передали что-то с поминок, на которых присутствовал ваш близкий человек? Угоститесь, вспомните об умершем человеке, пожелайте ему упокоения. Правда, здесь есть одно «но». На поминальные яства часто делают колдовство с различными целями. Поэтому не берите их из рук тех, кто может желать вам зла.

Если после застолья что-то осталось, можно забрать угощения с собой. А вот выбрасывать их нельзя, лучше  отдайте объедки животным.

Во время скорбной трапезы выставляют портрет покойного, а возле него — стакан воды и кусок хлеба. Тот, кто выпьет или съест его угощение, заболеет и умрет вскоре. Его нельзя отдавать даже животным.

Поминальное меню — о конфетах и не только

Раздавать сладости в поминальные дни — старинная традиция. Это часто делают на кладбищах, не стоит пугаться таких подарков.

Нельзя есть только те угощения, которые ранее лежали на могилах. Такие сладости предназначены усопшему. Традиционно их могут забрать только люди, живущие в нужде.

Опасения может вызывать тот факт, что на любые поминальные блюда, в том числе и конфеты, можно навести приворот или порчу. Поэтому не нужно есть то, что было получено из рук человека, который может желать вам вреда. Незнакомцев со сладостями зачастую пугаться не стоит — они просто соблюдают древнюю поминальную традицию.

Стоит ли беременным ходить на поминки

Известно, что приметы для беременных не рекомендуют им ходить на кладбище и посещать похороны. Не стоит им ходить и на поминки, которые, по сути, являются логическим продолжением похорон.

Энергетика там все та же — скорбь, смерть, горе. Если имеется возможность отказаться от поминания, лучше сделать это.

Если прощание с покойным можно отнести к необходимым мероприятиям, то поминки — уже нет.

Биополе беременной женщины слабо защищено. А ведь она отвечает не только за себя, но и за ребенка. Подпитаться его энергетикой окажутся совсем не против сущности, которых притягивают сильные негативные эмоции большого количества людей.

Церковь не запрещает беременным ходить на поминальные обеды, похороны и кладбище. Однако и не обязывает делать это. Если самочувствие не позволяет присутствовать, можно посетить церковь вместо кладбища, поставить свечку за упокой души, заказать молебен.

Другие суеверия на поминках

Соблюдать народные приметы на поминках крайне важно. От этого зависит качество загробной жизни человека, ушедшего в мир иной. Так, на поминальном обеде полагается вспоминать только хорошие его поступки и черты характера. Оставьте обсуждение недостатков. О мертвых — либо хорошо, либо ничего. Неспроста придумана эта пословица.

Поминки — не время для слез. Много плакать по умершему нельзя, иначе он захлебнется в загробной жизни. Смеяться тоже не рекомендуется. Тот, кто засмеется на поминках, в скором времени прольет много слез.

В целом, существует множество поминальных примет. Некоторые из них появились относительно недавно, но большинству суеверий — сотни, если не тысячи лет. Они предназначены для того, чтобы научить правильному поведению поминающих, ведь от него зависит то, куда попадет душа покойного после смерти.

Источник: https://suever.ru/primety-na-pominkah.html

Вопрос священнику. О поминовении усопших

Вопрос священнику. О поминовении усопших

Просмотров: 30070     Комментариев: 2

Говорят, что по православным канонам нельзя размещать на могильном памятнике фотографию или скульптурное изображение похороненного человека. Так ли это и почему? Ведь на могилах, в частности, известных личностей, у нас всегда ставили либо их скульптуры, либо барельефы с их изображением.

Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Православный христианин, осознавая необходимость внешнего выражения памяти об усопшем, все же внутренне старается всегда помнить о главном и самом важном нашем долге перед почившими. Это молитвенный долг, как приношение любви, и как самая благоугодная Богу наша жертва памяти об умершем человеке.

Переступившему порог вечности, по большому счету, не нужен ни гроб, ни могила, ни цветы на ней, ни долгие застолья с речами. Все внимание души в этот страшный час сосредотачивается только на тех препятствиях, которые преграждают ей путь в Царство Божие.

В первую очередь, такими препятствиями являются нераскаянные, неосознанные грехи, не прощеные обиды, не исправленные пути жизни.

После смерти человек уже ничего не может изменить и ждет от нас, от членов Церкви Христовой и близких в земной жизни людей, имеющих благодатную возможность молиться Богу сыновней молитвой,— ждет о нас только как можно более частого и теплого молитвенного воздыхания.

Поэтому на могильном холме достаточно одного лишь православного креста, который ставится в ноги усопшему, как бы для того, чтобы он взирал на него, как на свою последнюю надежду. Крестная смерть Христа является тем событием, с которого власть смерти над родом человеческим упразднена Сошествием в ад Самого Бога.

  • Приходя на могилу, даже самого известного человека (тем более, если он нам так дорог) мы не должны отвлекаться на воспоминание о внешности или заслугах умершего, рассматривая его фотографию или скульптуру, но наш долг обратить всю силу молитвенного внимания на простые и самые необходимые слова: Покой, Господи, душу усопшего раба Твоего.
  • Можно ли фотографировать или снимать на видео во время похорон?
  • Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»
Читайте также:  «новозаветная троица»: чем эта икона отличается от «троицы ветхозаветной»

Похороны, как правило, проходят в сосредоточенной, если не молитвенной, то, по крайней мере, благоговейной атмосфере. Каждый из присутствующих на похоронах соприкасается с Таинством смерти и думает о многом, в том числе, наверное, и о своем исходе из этой жизни.

В такие святые минуты создавать какие-либо неудобства людям, не совсем правильно. Фотографирование всегда связано с неким вторжением во внутренний мир, в этом и заключается сила этого искусства.

А внутренний мир человека перед лицом смерти, когда он видит ее и как бы вспоминает о ней,— это таинственная минута, нарушать которую неприлично. Конечно же, исключение составляют похороны известных личностей, когда это подается как новость, как некая дань информационному сообществу.

Но все же и в этом случае надо помнить о родных и близких усопшего, ведь каким бы широкоизвестным человеком он ни был, всегда есть те, для кого умерший — просто близкий человек, без регалий и наград.

Почему на поминках запрещается пользоваться вилками и ножами?

Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Такого запрета не существует. Если кто-то смущает Вас подобными вымыслами, Вы имеет полное право потребовать объяснения, почему же нельзя этого делать. Если ответ будет здравым, что в принципе невозможно, то поступайте по Вашему усмотрению. Но лучше не засорять голову такими мелочами, а подумать более о молитвенном поминовении усопшего.

К сожалению, вместе с общей культурой ушла в небытие и культура поминальных трапез, которые изначально были продолжением заупокойного церковного богослужения. Но, несмотря на это, надо приложить максимум усилий, чтобы поминальный обед сопровождала атмосфера благоговения и тишины, а не стремление соблюсти самые невразумительные приметы.

Можно ли поминать усопших водкой?

Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова

Это то, с чем приходится не только сталкиваться, но и бороться, и даже запрещать такого рода поминовение как не имеющее ничего общего с христианским. Усопшим прежде всего нужны наши молитвы и добрые дела, совершаемые в память о нем.

Отпевание в храме свидетельствует о том, что человек умер в мире с Церковью, и Церковь молится о нем, о прощении его согрешений. А поминальная трапеза представляет собой своего рода доброе дело, которое направлено на тех, кто живет рядом.

Обычно на нее приглашались люди близкие, знакомые, а также люди неимущие, нищие, которые, побывав на обеде, могли бы вознести молитву о душе усопшего.

Интересно проследить, как возникла традиция устраивать поминальные трапезы. Раньше отпевание совершалось после литургии, и гроб с усопшим находился в храме. Люди приходили утром натощак, а процедура захоронения заканчивалась, как правило, уже во второй половине дня.

Естественно, что люди нуждались в естественном подкреплении сил. Но сама идея поминовения, идея молитвы совершенно несовместима с распитием спиртных напитков, это кощунство.

Прискорбно, когда поминальные трапезы превращаются в шумные застолья, к концу которых становится неясно, по какой причине все собрались.

Можно ли ставить на поминальный стол тарелку борща, стакан с водкой и хлебом «на дорожку» усопшему?

Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова

Эта традиция не имеет отношения к Православию. По христианскому убеждению земная жизнь человека, который принадлежит Церкви по крещению, является временем, когда он может засвидетельствовать свое желание быть с Богом или, наоборот, своими делами показать, что служит каким-то другим целям и убеждением.

Человек реализует свою свободу — быть с Богом либо без Него. И после смерти это волеизъявление быть сделано уже не может.

Однако, по милости Божией, до всеобщего суда загробная участь крещеного человек, почившего в мире с Церковью, может быть изменена посредством молитвы Церкви и молитвенного предстательства ближних о его душе, сопряженного с милостыней.

Говоря об усопшем, часто добавляют «Пусть земля будет пухом»… Можно ли так делать?

Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова

Бог создал человека, чтобы тот разделил с Ним радость бытия в Царствии Небесном. Это главная и конечная цель жизни человека. Поэтому лучшее пожелание усопшему — пожелание вечной памяти (не в том смысле, что мы должны вечно помнить о нем, а вечной памяти Бога о его душе), и пожелание Царствия Небесного, которое является своего рода молитвой и упованием на милость Божию.

Правда ли, что «земельку» после отпевания нельзя домой заносить и нельзя ничего брать с собой с кладбища?

Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова

Вопрос о «земельке» отражает языческое представление людей об обряде погребения, не имеющее ничего общего с церковной традицией и христианским отношением к смерти. Очень часто нерадивые родственники сначала хоронят усопшего и лишь потом вспоминают, что он был крещен.

И, приходя в храм вместо того, чтобы попросить отпеть человека, начинают требовать «землю». Приходится объяснять, что земля не является главным в отпевании и не содержит сакрального смысла. Она имеет лишь символическое значение, является напоминанием слов Священного Писания о том, что человек — земля, и в землю возвратится.

Это не пропуск в Царствие Небесное. Поэтому заносить землю домой или не заносить — значения не имеет.

Если отпевание совершается в храме, то речь об этом вообще не идет — священник крестообразно посыпает усопшего землей прямо в храме, а если сопровождает гроб на кладбище, то сыплет землю в могилу со словами: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» (Пс. 23, 1).

Поэтому вопрос о «земельке» возникает у тех, кто просит отпеть своего усопшего родственника заочно. Раньше такое отпевание совершалось в исключительных случаях, если, к примеру, человек погибал на войне, и его невозможно было отпеть в храме.

По большому счету заочное отпевание — ненормальное и недопустимое явление, совершаемое Церковью лишь по снисхождению к современному невоцерковленному обществу.

Таковы последствия безбожного времени, когда люди, будучи причислены к Церкви и называющие себя христианами, являются православными только лишь по крещению, живут вне храма, и естественно, что после смерти они так же вне храма и погребаются. Но священники всё равно идут людям навстречу и совершают обряд, поскольку нельзя лишить православного человека молитвы.

Источник: https://eparhia-saratov.ru/articles/article_old_6685

Почему нельзя есть на кладбище

В христианской религии существуют определенные поминальные (родительские) дни, когда живые посещают могилы усопших и чествуют умерших предков. Большинство из нас даже не знают происхождение и значение этой традиции, поэтому все поминальные дни заканчиваются застольями и пьянками на могиле покойного.

Несмотря на всеобщее застолье и веселье в поминальные дни, Церковь не только не поддерживает подобную традицию, но и осуждает ее. Многие удивляются, почему нельзя есть на кладбище, ведь так всегда поступали наши предки?

Происхождение обряда чествования

Листая Библию, вряд ли можно найти информацию о том, что трапеза на кладбище является одной из традиций поминания умерших.

Чтобы понять, зачем вообще приносить еду на могилу, нужно обратиться к древнеславянскому мировоззрению, в котором существует поверье о том, что Бог в Страстной четверг отпускает души умерших из загробного мира.

До Вознесения они проводят время в застольях и гуляниях со своими живыми родственниками, а по возвращении в свой мир ждут от них подаяний, ведь в загробном мире умершие ведут свой привычный образ жизни и также, как и другие члены семьи, нуждаются в пище. Именно поэтому принято оставлять хлеб, сладости и водку на могилах.

Поминальная традиция нашла свое отражение в весеннем языческом празднике Радуница («поминальная радость»), посвященном культу предков.

Этим праздником, который приходился на начало марта и длился неделю, язычники отмечали окончание зимы и приход весны. Согласно древним верованиям, на Радуницу умершие покидают свои могилы и вместе с живыми радуются приходу новой жизни.

Живые, в свою очередь, устраивают на могилах усопших праздничные игрища и трапезу, принося еду и вино на могилы.

Истоки праздника своими корнями уходят в глубину веков, когда древние землевладельцы связывали богатство земли и будущий урожай с духом умерших предков, которых задабривали на поминальный праздник.

В праздничный день хозяйки красиво убирали дом, готовили поминальные угощения, святили яйца или сыр, которые относили на кладбище после обеда. Там женщины голосили и причитали, а мужчины катали свяченое яйцо по могиле и произносили «Христос воскрес».

После этого, хозяйка стелила на могилу белую скатерть, раскладывала кушанья, которых было нечетное количество, а остальные родственники располагались вокруг и приступали к торжественной трапезе, приглашая к «столу» покойного.

После этого на могиле оставляли немного еды и водки для умерших, а остальное раздавали нищим. Поминальный день заканчивался песнями и плясками.

С приходом христианства Радуницу не смогли запретить и стали отмечать в первое послепасхальное воскресенье, на Фоминой неделе.

Сегодня этот языческий праздник входит в официальный православный календарь, является выходным днем и носит несколько названий в зависимости от территории празднования – «гробки», «могилки», «поминки» или «проводы».

Несмотря на массовость праздника, Церковь не поддерживает традиции трапезничать на могилах умерших, считая этот обряд пережитком языческих верований. Этот ответ на вопрос: «Почему нельзя есть на кладбище?», является основным.

Как правильно поминать усопших

Еще святитель Иоанн Златоуст сказал, что усопшим не нужны наши слезы, рыдания и пышные гробницы.

Для получения обетованного блага душе достаточно молитв, милостынь и приношений, ведь сама она не способна творить добрые дела и просить милости у Бога.

Поэтому на кладбище в поминальные дни молитва за ушедших в иной мир является долгом всякого христианина. Особый вес имеют поминальные молитвы, которые совершаются в церкви.

Перед тем, как идти на кладбище родственник усопшего должен посетить храм и перед началом службы передать на алтарь записку с именем покойного, которое священник упомянет в литургии.

Поминать усопших следует молитвой (литией), при этом на могилке должна гореть свеча. Перед уходом могилу нужно прибрать и в молчании вспомнить усопшего. Кладбище – священное место, «город мертвых», где тела усопших ожидают своего будущего воскрешения. Именно поэтому все могилы принято содержать в чистоте и ухоженности.

Согласно мнению Церкви, пиры на кладбище оскорбляют память умерших. Кроме того, поминальные застолья, после которых у нас принято оставлять на могилке рюмку с водкой, кусочек хлеба и сладости, являются пережитком древних языческих верований и к христианству не имеют никакого отношения. Поминальную еду нужно отдавать нищим и голодным.

Источник: http://samoeinteresnoe.com/primety-i-sueveriya/pochemu-nelzya-est-na-kladbishche.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector