Страсть: какой смысл имело это слово изначально

Говоря о ком-то, что он «страстный человек», мы обычно подразумеваем, что он целиком отдает себя какому-либо занятию или эмоции, и, скорее, говорим об этом в положительном смысле.

Слово «страсть» в современном русском языке нейтрально, оно часто употребляется как синоним слов «эмоция» или «чувство». Такое понимание, сталкиваясь с практикой церковного употребления, несколько искажает картину христианской добродетели, представляя идеальный образ праведника как бесстрастного и бесчувственного человека, ушедшего исключительно в пост и молитву.

Конечно же, христианство не отвергает сильные чувства и эмоции. Оно лишь говорит о том, что ими должен владеть и управлять человек, а не наоборот.

Этимологически же слово «страсть» родственно слову «страдание». Именно в таком значении оно долгое время и употреблялось (например, выражение «страсти Христовы» — значит «страдания», отсюда же – Страстная Седмица).

Однако в православном богословии за словом «страсть» издревле закрепилось и иное значение – греховный навык души, заставляющий ее страдать.

Согласно христианскому учению, грех, войдя в привычку, способен укорениться в человеке, став тем единственным «идолом», угождая которому, можно забыть обо всем, в том числе – о Боге.

Ведь на утоление того, что принято называть страстями (будь то страсти тела или ума) человек, как правило, бросает все душевные и физические силы, однако утолить их до конца оказывается невозможным.

В православии выделяют восемь основных страстей, которые, укоренившись, могут особенно болезненно воздействовать на душу и непрестанно побуждать ко греху: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, отчаяние, уныние, тщеславие и гордость.

Человек теряет душевный мир, занимая ум поиском способов утоления такой страсти. Сидя на такой «адреналиновой игле», душа, привыкшая к сильным воздействиям страсти, со временем оказывается неспособна переживать глубокую подлинную духовную радость, перестает искать богообщения, так как поиски направлены на другое.

Страсть затягивает все сильнее, принося недолгую радость, но после – еще мучительнее опустошая человека и требуя все большего угождения себе. Согласно святоотеческой литературе, страсти – это то, что побуждает ко греху, но еще не сам грех, потому борьбе именно со страстями в ней уделяется особое место.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a58c45d168a91fd9b027f16/5d5c14563f548700ae2716dd

12 русских слов, которые изменили свое значение самым неожиданным образом (Задница — это хорошо)

  • 20+ вещей и принципов, которые давно устарели, а мы все равно ими пользуемся
  • Слонам не нравится возить людей на спине. 9 поводов забыть об этом «развлечении»
  • 11 неочевидных последствий детских травм, которые настигают взрослых людей
  • 20+ фактов о нашем теле и окружающем мире, которых явно не хватает в школьных учебниках
  • 14 анимационных фильмов для тех, кто хочет отвлечься от своих проблем (Осторожно: беспощадный юмор)
  • 16 ложных убеждений, которые передаются из поколения в поколение. Мы готовы с ними покончить
  • 15+ советов от стилистов Кейт Миддлтон и Меган Маркл, которые стоит взять на заметку
  • 20+ вещей, о которых не стоит говорить в разных странах мира, если хотите быть вежливым
  • 20 фотографий и их реальные истории, которые больше похожи на выдумку
  • Австралию накрыло снегом — посмотрите, как реагируют на стихию жители и кенгуру
  • 15 твитов о людях со сногсшибательной смекалкой
  • 20 твитов от людей, которые смогли раскусить эту чертову взрослую жизнь
  • 16 человек рассказали, что хорошо в малых количествах, но ужасно в больших, и тут не поспоришь
  • 15 безумных историй о том, что работники сферы обслуживания и их клиенты стоят друг друга на 100 %
  • В сети появилось сообщество с двойниками Адама Сэндлера (Актера явно кто-то клонировал)
  • «Шо вы меня благодарите, будто это я вам заделал ребенка? Бога благодарите!» Рассказ о гениальном гинекологе из Одессы

Источник: https://www.adme.ru/svoboda-kultura/12-russkih-slov-kotorye-izmenili-svoe-znachenie-samym-neozhidannym-obrazom-zadnica-eto-horosho-2092365/

Что такое страсти / Православие.Ru

    

С церковнославянского языка слово страсть переводится как страдание (отсюда, например, слово страстотерпец, то есть терпящий страдания, мучения). И действительно, ничто так не мучает людей — ни болезни, ни что другое, — как собственные страсти, укоренившиеся грехи. Сначала они служат удовлетворению греховных потребностей, а потом люди сами начинают служить им: всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин 8, 34).

Конечно, в каждой страсти есть момент греховного удовольствия для человека, но тем не менее страсти мучают, терзают и порабощают грешника.

Самый яркий пример страстной зависимости — это алкоголизм, наркомания и табакокурение.

Алкоголь, наркотики не только становятся частью души человека, но и входят в обмен его веществ, становятся частью биохимических процессов в его организме, он физически плохо чувствует себя, когда в его крови отсутствуют эти вещества.

То есть это зависимость духовно-телесная. И лечить ее нужно двояко — и душу, и тело. Но в основе лежит грех, страсть. У алкоголика, наркомана разваливается семья, его выгоняют с работы, он теряет друзей, но все это он приносит в жертву страсти.

Человек, зависимый от алкоголя и наркотиков, готов на любое преступление, чтобы удовлетворить свою страсть. Недаром большинство убийств совершаются под воздействием алкогольно-наркотических веществ. Вот как силен демон пьянства!

Другие страсти могут не меньше порабощать душу. Но в данном случае это еще усиливается телесной зависимостью.

Грех наносит вред в первую очередь самому согрешившему. А в случае со страстями вред от греха усиливается многократно, ибо он становится постоянным, приобретает характер хронической болезни.

Как говорит преподобный Иоанн Лествичник: «Страстью называют уже самый порок, от долгого времени вгнездившийся в душе и через навык сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собой к нему стремится». То есть страсть — это уже нечто большее, чем грех, это — греховная зависимость, рабство определенному виду порока.

    

  • Большинство святых отцов говорят о восьми страстях: 1) чревообъядение (чревоугодие); 2) любодеяние; 3) сребролюбие; 4) гнев; 5) печаль; 6) уныние; 7) тщеславие; 8) гордость.
  • Некоторые богословы, говоря о страстях, объединяют печаль и уныние.

Иногда восемь страстей называют смертными грехами. Такое название страсти имеют потому, что могут (если полностью завладеют человеком) нарушить духовную жизнь, лишить спасения и привести к вечной смерти. Согласно святым отцам, за каждой страстью стоит определенный бес, зависимость от которого и делает человека пленником определенного порока.

Святой Иоанн Кассиан Римлянин пишет, что первые шесть страстей происходят как бы одна из другой; «излишество предыдущей дает начало последующей».

Например, от излишнего чревоугодия происходит блудная страсть; от блуда — сребролюбие; от сребролюбия — гнев; от гнева — печаль; от печали — уныние. И лечится каждая из них изгнанием предыдущей. Например, чтобы победить блудную страсть, нужно связать чревоугодие; чтобы победить печаль, нужно справиться с гневом и т.д.

Особо стоят тщеславие и гордость. Но и они взаимосвязаны. Тщеславие дает начало гордости, и бороться с гордостью нужно победив тщеславие. Самое страшное, что страсти не исчезают со смертью тела. Тело, как инструмент, которым человек чаще всего совершает грех, умирает, исчезает, и невозможность удовлетворить свои страсти — вот что будет мучить и жечь человека после смерти.

Святые отцы говорят, что там страсти будут мучить человека гораздо сильнее, чем на земле, без сна и отдыха, палить как огнем. И не только телесные страсти будут мучить людей, не находя удовлетворения, такие, как блуд или пьянство.

Но и душевные: гордость, тщеславие, гнев, — ведь там тоже не будет возможности их удовлетворить. И главное, бороться со страстями человек тоже не сможет, это возможно только на земле, ведь земная жизнь и дается для покаяния и исправления.

Чему и кому человек служил в земной жизни, с тем он будет и в вечности. Если служит своим страстям и диаволу, с ними и останется. Например, для наркомана ад — это бесконечная, никогда не прекращающаяся «ломка», для алкоголика — вечное похмелье и т.д.

Но если человек служил Богу, был с Ним и на земле, он может надеяться, что и там будет с Ним.

    

Как врачуются страсти? Бороться со страстями гораздо труднее, чем с обычными грехами. Хроническую, запущенную болезнь победить сложнее.

Первое, что нужно сделать одержимому страстью, — это осознать, что он тяжело болен, зависим. Не он властвует над своими пороками и дурными привычками, а они над ним. Зависимый от страсти должен сам осознать, что нуждается в лечении духовном.

Второе, что нужно сделать, — это, как говорит святитель Феофан Затворник, возненавидеть страсть, принять твердое решение бороться с ней. Третье — борьбу нужно начинать с молитвы к Богу. Без Его помощи, без постоянного участия в Таинствах исповеди и причастия, только своими силами со страстью не совладаешь.

И четвертое, что нужно помнить: всякая страсть лечится насаждением в душе противоположных ей добродетелей. Например, чревоугодие побеждается воздержанием, постом; страсть сребролюбия — воспитанием в себе милосердия к бедным, нуждающимся, умеренным образом жизни.

Гнев лечится уклонением от раздражения, терпением, воспитанием в душе кротости, любви, прощения. И так каждой страсти противостоят противоположные ей добродетели.

Источник: https://pravoslavie.ru/104749.html

СТРАСТЬ

вожделение человека, не поддающееся контролю и оказывающее значительное воздействие на его мышление и поведение.

   З. Фрейд уделял основное внимание рассмотрению бессознательных влечений человека.

В одних работах он проводил различие между влечением и инстинктом, в других понятия «влечение» и «инстинкт» рассматривались в качестве равнозначных.

Его представления о человеческих страстях входили в остов размышлений о влечениях и инстинктах как таковых, и в этом отношении сами страсти воспринимались как изначально присущие человеку, подобно влечению к деструктуивности или инстинкту агрессии.

   Переосмысливая взгляды З. Фрейда на природу влечений человека, часть психоаналитиков по-иному подошли к трактовке человеческих страстей. Так, американский психоаналитик Э. Фромм (1900–1980) предложил такое видение человека, которое включало в себя культурные и социальные детерминанты.

В работе «Бегство от свободы» (1941) он подчеркнул, что бессознательные стремления человека, включая любовь, ненависть, жажду власти, тенденцию к подчинению, влечение к чувственному наслаждению или страх перед ними, являются продуктами социального процесса формирования личности.

Словом, «страсти человека и тревоги его – это продукт культуры».

   В работе «Человек для себя» (1947) Э. Фромм подчеркнул, что большую часть «человеческих страстных влечений» невозможно объяснить силой инстинктов, а индивид обладает такими страстями, которые могут быть сильнее стремления к самосохранению.

В книге «Анатомия человеческой деструктивности» (1973) он провел различие между инстинктами и страстями. Инстинкты, или естественные влечения, коренятся в физиологических потребностях человека, в то время как человеческие страсти – в его характере.

Произрастающие из характера страсти (потребность в любви, нежности, свободе, разрушении, садизм, мазохизм и др.) соответствуют экзистенциальным потребностям человека. Если инстинкты – это ответ на физиологические потребности человека, то страсти – ответ на его экзистенциальные потребности.

В отличие от инстинктов страсти являются специфически человеческими. «Хотя экзистенциальные потребности одинаковы для всех людей, индивиды и группы отличаются с точки зрения преобладающих страстей».

Читайте также:  Почему русские женщины не ели яйца с двумя желтками

   С точки зрения Э. Фромма, инстинкт – это чисто биологическое понятие, а коренящиеся в характере страсти и влечения – биосоциальные, исторические категории.

В этом смысле он предпринял попытку заменить «фрейдовский физиологический принцип объяснения человеческих страстей на эволюционный социобиологический принцип историзма».

В соответствии с этим принципом человеческие страсти рассматриваются в связи с их функцией в процессе жизни целостного организма.

Признается, что интенсивность страстей коренится не в физиологических потребностях, а в потребностях целостного организма жить и развиваться как в телесном, так и в духовном смысле. Стало быть, страсти важны для человека не после того, как удовлетворены его физиологические потребности. Они не относятся к разряду роскоши и уходят своими корнями в основания человеческого бытия. Без страстей человек перестает быть человеком.

   Э. Фромм различал рациональные страсти (любовь, заботливое отношение к живому существу) и иррациональные страсти (жадность, тщеславие и др.). Рациональные страсти являются жизнеспособными.

Они ведут к самоутверждению человека, усиливают его ощущение радости, способствуют проявлению его целостности и придают смысл его жизни. Иррациональные страсти, напротив, мешают жизнедеятельности человека, подрывают его силы, ведут к раздвоенности и утрате смысла жизни.

Однако и те и другие участвуют в реальном человеческом существовании и, следовательно, их анализ необходим для решения проблемы человека.

Если человеку удается мобилизовать свои жизненно важные устремления и страсти, то он сможет достичь большей интеграции, целостности личности. До тех пор пока это не происходит, «его можно обуздать, укротить, но не исцелить».

   При неблагоприятных условиях жизни, не способствующих развитию личности, человек становится деструктивным и жестоким. Его страсти оказываются иррациональными, по сравнению с возможностями нормально развивающегося человека. Вместе с тем, как отмечал Э.

Фромм, с точки зрения особых обстоятельств жизни данного конкретного индивида в его страстях есть своя рациональность. Во всяком случае разрушительные для жизни страсти также являются своеобразным ответом на экзистенциальные потребности человека, как и его созидательные страсти.

Другое дело, что разрушительные, иррациональные страсти развиваются неизбежно в том случае, если отсутствуют реальные предпосылки для реализации созидательных страстей.

   Э. Фромм считал, что на рациональном и иррациональном уровне страсти являются стержнем мотивационной сферы жизнедеятельности индивида.

Человеком владеют такие страсти, как потребность в любви, нежности, солидарности, свободе, правде, с одной стороны, и жажда власти, подчинения, разрушения – с другой.

Все эти и многие другие страсти ведут его по жизни, становятся причиной волнений и тревог, являются источником, питающим сновидения, мифы, легенды, религии, искусство, литературу. В конечном счете, все они представляются чрезвычайно важными и существенными для любого человека.

«Человеческие страсти – это отнюдь не психологические комплексы, которые можно объяснить путем обращения к событиям и впечатлениям детства. Их можно понять, только разорвав узкие рамки редукционистской психологии и изучая их в живой реальности, то есть подвергнув анализу попытку человека придать смысл своей жизни».    

Источник: https://vocabulary.ru/termin/strast.html

Страсть

Страсть это личное переживание, которому мы не способны помешать и которое не можем полностью преодолеть. Страсть и противоположна, и симметрична действию.

Душа подчиняется телу, как говорили классики, т.е. той части себя, которая не мыслит или мыслит неправильно. Таким образом, крайней степенью страсти является безумие, а ее доброкачественной формой — склонность или наклонность. Однако чаще всего словом «страсть» называют не первое и не второе, а нечто промежуточное.

Страсть это состояние души, нередко выраженное очень ярко, но при этом неавтономное. Декарт мог бы назвать страсть движением души, возникающим под влиянием тела, действия которого она ощущает («Страсти души», часть I, § 27—29).

Спиноза, наверное, сказал бы, что это аффект, адекватной причиной которого сам человек не является («Этика», часть III, определение 3; см. также «Общее определение аффектов»; ср.: латинский текст «Принципов философии Декарта»).

Отсюда — пассивность страсти, являющаяся не бездействием (что опровергается опытом), но навязанным действием.

Страсть это то, что во мне сильнее меня. Свободная, добровольная страсть перестает быть страстью — с этим согласится каждый, кто когда-либо испытывал страсть.

Мы не решаем волевым порядком, что влюбимся до безумия, что вдруг разлюбим, что станем скрягой или честолюбцем и т.д. Вот почему правосудие считает страсть смягчающим обстоятельством, а философы смотрят на нее свысока.

Преступление на почве страсти не заслуживает ни строгого наказания, ни уважения.

Часто приходится слышать, что классики осуждали страсти, а романтики, напротив, ими восхищались. Подобный подход представляется явным упрощением.

Декарт, например, считал, что «все страсти по природе хороши, и нам следует лишь избегать их дурного употребления или чрезмерного увлечения ими»; мало того, «только от страстей зависит все благо и зло в этой жизни», а люди, наиболее подверженные страстям, способны испытать всю их сладость («Трактат о страстях», часть III, § 211 и § 212; более тонкое рассмотрение проблемы содержится в § 147 и § 148). Однако страсти необходимо должным образом контролировать, по мере надобности держать в узде и по мере возможности использовать. По этим признакам мы и узнаем человека действия. Широко известны слова Гегеля о том, что «ничто великое в мире не совершалось без страсти» («Философия истории», Введение). Это звучит очень правдоподобно. Но точно так же ничто великое не совершалось без действия, и сам Гегель спешит дать это уточнение в нижеследующих строках: «Страсть не является вполне подходящим словом для того, что я хочу здесь выразить. А именно я имею здесь в виду вообще деятельность людей, обусловленную частными интересами, специальными целями, или, если угодно, эгоистическими намерениями, и притом так, что они вкладывают в эти цели всю энергию своей воли и своего характера, жертвуя ради них другими целями, вернее даже, жертвуют… для них всем остальным» (там же, введение).

В страсти присутствует пассивность, и именно в этом смысле понимали ее классики. Но пассивная страсть перестает быть полноценной страстью в новейшем понимании слова; это всего лишь прихоть или непреодолимое влечение. Представляется очевидным, что страсть нельзя сводить к любовному увлечению, поскольку второе есть всего лишь одна из форм первой.

В одной из лекций, посвященных страсти, Ален напомнил студентам, что существует три основных вида страсти: любовь, честолюбие и скупость. А потом небрежно прокомментировал: «20 лет, 40 лет, 60 лет». Разумеется, это была шутка, но такая, в какой наверняка есть доля правды.

Каждая страсть имеет свой возраст, вернее говоря, у каждого возраста — своя страсть, преобладающая над другими. 20-летний скупец — такая же редкость, как пылкий 60-летний влюбленный, и подобные случаи следует считать тяжелыми. Во всяком случае, страсти существуют во множественном числе и не все они вызваны любовью.

В то же время любая страсть подразумевает любовь.

Что такое честолюбие, как не особый вид страстной до одержимости любви к власти, которой пока не обладаешь? Что такое скупость, как не любовь к деньгам, которые успел накопить? В самом общем смысле страсть есть поляризация желания на единственном объекте (Тристан) или единственном типе объектов (Дон Жуан), которым не обладаешь или обладание которым боишься утратить. Это торжество Эроса, точнее, его крайних проявлений. Одержимый страстью человек остается пленником любви к тому, чего у него нет (честолюбец, корыстолюбец, донжуан), пленником страха потерять то, что он уже имеет (властитель, цепляющийся за власть, скупец, ревнивец).

Одержимые страстью только выглядят значительно, на самом деле они как малые дети, не желающие расставаться с материнской грудью: или они ищут ей замену, или боятся, что момент, когда их отнимут от груди, все же настанет.

Они любят только себя (умеют только брать и хранить), и этим многое объясняется. Освободиться от страсти значит перерасти того маленького ребенка, который горько плачет в каждом из нас. Это значит научиться отдавать и действовать, т.е. стать взрослым.

Процесс этот никогда не кончается. Лишний довод к тому, чтобы приступить к нему не мешкая.

Источник: https://www.phildic.ru/strast/

Что такое страсть и как узнать есть ли она у человека?

Страсть – это чрезвычайно сильное чувство, возникающее на уровне интуиции. Выражается оно как увлечение, тяга или склонность к чему-либо или кому-либо. Объектом страсти выступают как люди, так и предметы, идеи и даже мысли. О том, в чем же проявляется страсть, какой вид она принимает в той или иной ситуации, а также как ее распознать в современном мире, и пойдет речь ниже.

Что такое страсть: отвечают психологи

Психологи и философы современности характеризуют страсть как сильнейший эмоциональный всплеск, который берет верх над разумом, действиями и остальными чувствами человека. Правда, они убеждены в том, что страсть – чувство нейтральное, и только сам человек, испытывающий ее, способен придать этому чувству положительную или отрицательную эмоциональную окраску.

Дело в том, что человек, охваченный страстью, испытывает сразу массу сильных эмоций – радость, тревогу, предвкушение, ожидание, иногда сомнение.

Эти эмоции приводят к тому, что человек начинает вести себя в некотором смысле неадекватно, иначе говоря, он совершает поступки, которые окружающим будут казаться необдуманными или попросту глупыми.

Происходит это из-за выброса в организме гормонов: серотонина, эндорфина и адреналина.

Радость — одно из проявлений страсти

Как уже отмечалось ранее, страсть чаще всего выступает в роли чувства разрушающего. Но человек способен превратить негативную энергию в позитивную.

Так, например, психологи рекомендуют именно в порыве подобных эмоций, начинать саморазвиваться. Стоит заняться тем, о чем давно мечтали, но не решались этого сделать по тем или иным причинам, например, начать изучать иностранный язык или отправиться путешествовать.

Этот процесс способен захватить все мысли, переключить внимание и, в итоге, привнести в жизнь новые знания и впечатления.

Однако не всегда человеку хватает самообладания и сил, чтобы самостоятельно управлять своей волей, изначально испытывая страсть и тягу к чему-либо другому.

Читайте по теме: Ученые узнали, как вызвать любовь

Хотя у понятия «страсть» известно несколько значений, большинство людей отождествляют ее исключительно с сексуальным возбуждением к партнеру или даже с любовью (используя при этом понятие «страстная любовь»).

Однако психологи отрицают отождествление понятий «любовь» и «страсть», а большинство и вовсе противопоставляют их. Они убеждены, что отношения, построенные на сексуальном влечении, эгоистичны, в отличие от любви. Каждый партнер, мужчина это или женщина, преследует в таких отношениях свою цель, используя при этом другого. 

Читайте также:  «остров смерти»: почему казаки так прозвали остров лемнос

Страсть в этих отношениях действует как наркотик, она захватывает человека с головой, но так же быстро отпускает. Ученые даже установили срок таким отношениям – не больше двух лет.

Они считают, что ровно столько времени в человеческом организме сохраняется повышенный уровень определенного вида протеинов – нейротрофинов.

С течением времени он начинает неуклонно снижаться, и былые чувства, принятые за любовь, постепенно исчезают.

Как узнать, испытывает ли человек страсть?

Никто не хочет быть «игрушкой» в отношениях. А вот быть «объектом страсти» намного почетнее, хотя итог для такого рода отношений все равно один.

И тут возникает вопрос, а можно ли понять по человеку, испытывает он страсть или это более глубокое чувство.

Психологи выделяют следующие признаки, характерные для людей, испытывающих к партнеру только страсть, которая выражается исключительно в сексуальном интересе:

  1. Человек испытывает жадный интерес к телу избранника, ему важны манеры и другие внешние проявления.
  2. Флирт и соблазнение доминируют над душевными разговорами.
  3. Повышенная, временами патологическая ревность. Проявляется из-за безудержного желания обладать объектом страсти и контролировать его.
  4. Человек не склонен разговаривать о своих истинных чувствах, его мысли сосредоточены только на собственных фантазиях.
  5. Кроме сексуальных контактов и веселого проведения времени, другие совместные мероприятия малоинтересны.

Любовная страсть

Признаки страсти определяются и физически, только не спешите делать выводы, опираясь на них. Помните, что страсть присуща всем, а человек изредка поддается ей, поскольку это заложено в его природе. Другое дело – когда он систематически испытывает сильную страсть, переставая себя контролировать. Физически это будет выражено так:

  • Учащенное сердцебиение;
  • Частое перемещение по комнате;
  • Непроизвольное расширение зрачков;
  • Частое пребывание в состоянии сексуального возбуждения;
  • Легкое дрожание рук;

Перед тем, как вступить с новым партнером в отношения, понаблюдайте за его поведением и манерами. Даже неглубокий анализ поможет вам понять истинные мотивы и принять верное решение.

Виды страсти

Классифицировать страсть можно по разным признакам. Например, классификацию проводят по объекту, на который она направлена.

Страсть к острым ощущениям

  • Сексуальная страсть – описание ее признаков было раскрыто ранее.
  • Страсть к увлечению. В этом случае на второй план уходят остальные мысли и чувства. Подобная страсть мобилизует силы человека и делает его способным совершать поступки почти на грани физических и умственных возможностей. К примеру, у творческих людей рождаются шедевры или появляются новые замыслы и идеи.
  • Страсть к острым ощущениям. Она присуща людям, увлекающимся экстримом или принимающим наркотические вещества. Во втором случае происходит изменение чувствительности нервной системы, при котором человека уже не интересуют стандартные удовольствия и радости.
  • Страсть к работе. Она делает из людей с повышенным чувством ответственности и долга истинных фанатов своего дела. Как правило, такая страсть сопровождается нерегламентированным перечнем обязанностей и ненормированным рабочим днём.

Гордыня, алчность, блуд, зависть, чревоугодие, гнев, уныние – все это тоже виды страстей, в совокупности представляющие «семь смертных грехов» в православии.

Страстью в этом случае называется навык души, который сформировался в ней от многократного повторения одних и тех же грехов и стал как бы природным ее качеством – настолько, что человек не способен избавиться от страсти, даже когда поймет, что она уже не приносит ему удовольствия, а доставляет мучения. Собственно, слово «страсть» в церковнославянском языке как раз и означает — страдание.

Страсть к работе

А смертными эти грехи называются потому, что они влекут за собой смерть души. Не сумев остановиться, душа человека в итоге теряет связь с Богом, становится неспособной к переживанию духовной радости ни в земной жизни человека, ни в посмертном существовании.

Страсть – понятие неоднозначное. С одной стороны, она несет разрушение, поскольку затмевает человеческий разум и не дает оценивать ситуацию трезво, даже приводит к непоправимым последствиям.

С другой стороны, страсть побуждает людей к творчеству и действию, дает силы воплотить в жизнь смелые масштабные проекты. Даже трудно представить, какой была бы цивилизация XXI века без страстного желания людей познать мир вокруг себя.

Умение направлять страсть в правильное русло приводит к развитию, отсутствие же этого навыка способно разрушить судьбы и жизни.

Источник: https://24smi.org/news/71000-chto-takoe-strast-i-kak-uznat-est-li-ona-u-chelove.html

Страсть, как наркотик: существует ли противоядие?

29 марта 2012 / просмотров – 22393

Психология

Безрассудно, нелепо, безумно, волшебно… Мы с юности мечтаем о такой всепоглощающей любви. Она способна в одно мгновение перевернуть всю жизнь, заставить расстаться с прошлым, осчастливить, захватить, ослепить.

Нам кажется, что ради такого чувства мы были бы готовы на многие жертвы, ведь именно страсть, думаем мы, – главное мерило истинной глубины чувств. Но так рассуждают те, кто не испытал ее разрушающее действие на себе.

Тот, кто попал под ее огонь, еще очень долго восстанавливал свою опустошенную душу, собирая себя по частям, заново строил жизнь, через мучения освобождаясь от наваждения.

Сегодня мы попробуем разобраться, что такое страсть, может ли она перерасти в любовь или она и есть это чувство? Почему мы, несмотря на риск раствориться и пропасть в безумии влечения, все равно стремимся испытать эти безумные чувства? И можно ли противостоять силе страсти?

Страсть – сильное, стойкое, доминирующее над другими, положительно окрашенное чувство человека, характеризующееся энтузиазмом или сильным влечением к объекту страсти. Еще один смысл, в котором часто используется слово «страсть» – для обозначения высокой степени сексуального возбуждения в сочетании с эмоциональным влечением к партнеру. В этом смысле это чувство порой необдуманно отождествляют с любовью. Объясняет эксперт рубрики, психолог общественной приемной Татьяна Корецкая: «Главное отличие отношений, основанных на страсти, это то, что у партнеров удовлетворение своих желаний стоит на первом месте. Отсюда очень ярко проявляется эгоизм и преследование прежде всего своих целей. Страсти может поддаться каждый из нас, такова уж природа человека! Другое дело – придаваться страстям, и это уже вопрос этического характера и психологических особенностей и заболеваний».

Любовная химия

Уже известно, что часть причин возникновения наших страстей лежит в области биохимии нашего организма. Но, в отличие от животных, сексуальная активность которых регулируется непосредственно гормонами, мы принимаем решения, пользуясь разумом и логикой. Безусловно, «любовная химия» влияет на регуляцию полового поведения человека, но нельзя забывать об индивидуальном опыте, который имеет не меньшее значение. Врожденные и приобретенные факторы действуют совместно на сознательном и бессознательном уровнях, и однозначно определить, когда и какой из них берет верх над другим, невозможно. Поэтому наше сексуальное поведение нельзя рассматривать по формуле «стимул–реакция», в отрыве от смысла, который эти действия имеют для конкретного человека. У нас всегда есть выбор: поддаться страсти, разрешить ей овладеть собой или же задуматься о цене собственного порыва. Психолог продолжает: «Наука не одну сотню лет бьется над загадкой, как возникает страсть, но точный ответ до сих пор неизвестен. Первое, что «цепляет» в объекте нашего влечения, это телесная симпатия. Второе – запах, вырабатываемый феромоном. Человек не располагает органом, определяющим феромон, но такой орган есть на стенке, разделяющей носовые пазухи. Поэтому один запах человека для нас выглядит как «свой», другой же наоборот отталкивает. Сама по себе страсть – это чувство, порождающее очень сильные эмоции из-за мощного выброса в кровь адреналина, нейротрофинов, которых так не хватает в нашей повседневной жизни. Поэтому нам так нравится испытывать влечение. Для человека это чувство как долгожданный, свежий глоток, дающий невероятное количество сил, бурю ощущений, ажиотажа, мотивации. Страсть действует, как наркотик».

Это ведет к одиночеству…

Страсть принято считать высшей формой любви. Парадоксально, но она, напротив, может помешать нам любить: когда мы одновременно хотим испытывать яркие любовные эмоции, но в то же время не привязываться ни к кому, желая оставаться независимыми и свободными. Эти противоположные желания объединяет одно – внутренний барьер, не позволяющий ни дать любовь, ни принять любовь другого. Такие крайности в итоге ведут к одиночеству.

Мечты о страсти могут помешать нам найти тепло и заботу

Бывает, что человек не принимает любовь из-за того, что мечты о страсти мешают ему найти и ценить тепло и заботу. Независимый, не желающий ни к кому привязываться человек, как ни странно, тоже является жертвой страсти: некогда отношения принесли ему боль и разочарования, и теперь пережитая страсть мешает ему испытать настоящую любовь.

Обесцененные ценности

Любить – значит пройти до конца весь опыт соединения одной человеческой жизни с другой. Страсть захватывает и бросает в совершенно иной мир, где обычные человеческие ценности не имеют никакой цены. «Как правило, отношения, построенные на страсти, долго не длятся, в отличие от союза, основанного на любви, где заложены свои, обоюдно-семейные ценности. И любовь, и страсть сходны в одном: они толкают человека на сильные, противоестественные в обычной жизни поступки. Но отношения, построенные на основе пылкой страсти, могут продлиться не дольше двух лет. Именно столько в человеческом организме сохраняется высокий уровень определенного вида протеинов–нейротрофинов. С течением времени он начинает неуклонно снижаться, и былые безумные чувства постепенно исчезают», – резюмирует Татьяна Корецкая.

У нас всегда есть выбор: разрешить страсти овладеть собой или задуматься о цене собственного порыва?

Если мы не можем уклониться от страсти, когда она обрушивается на нас, можно постараться прожить, довести ее до того момента, когда она преобразуется в любовь. В самом начале отношений нередко главенствует именно страсть, но потом для нее надо найти определенное место: если же она заполняет отношения целиком, это приведет их к разрушению. Возможен путь, когда сильные чувства человек направляет не только на возлюбленного, но использует их и в других делах, превращая свою страсть в дополнительную энергию. Если же вся страсть отдана только партнеру, это может привести к внутреннему опустошению.

Даже если вы попали под жернова страсти и она вас выжгла дотла, воспримите это как испытание, ставшее для вас уроком. Слишком сильная любовь – это своего рода перерождение, после которого, испытав всю боль и отчаяние, мы становимся сильнее.

Страсть всегда проявляется двояко: мы стремимся поглотить другого и отказываемся от самих себя. Как и безумие, страсть обезличивает того, кто ее испытывает.

А раз другой отнимает у меня мою индивидуальность, то и я в отместку низвожу его до уровня объекта, вещи. Пока отношения длятся, страстно влюбленный прибегает к шантажу, чтобы добиться присутствия другого и его внимания.

Читайте также:  Какие индейцы были самыми опасными противниками русских на аляске

«Ты меня любишь?» – это всегда вопрос-прикрытие. Вопросительная форма скрывает повелительное наклонение: «Люби меня!»

Стремление обойтись без страстей носит имя «смерть». Любовь не всегда является болезнью, но в ней всегда присутствует нечто причиняющее боль, некий аффект.

Ведь любить кого-то – значит дать ему и право причинять нам страдания. Ради чего нужно любить до безумия? В том-то и дело, что это ни для чего не нужно.

Но это позволяет нам выйти за пределы собственной личности, вызывает желание терять – разум, время, самих себя.

Источник: https://infovoronezh.ru/News/Strast-kak-narkotik-suschestvuet-li-protivoyadie-10618.html

Личный сайт клинического психолога, психотерапевта Отто Ляутеншлягер

Мужчина – существо полигамное. Одновременно ему нравятся множество женщин. Он может проявлять знаки внимания к женщине даже на основе сиюминутного хорошего настроения. Зачастую за этим не нужно усматривать ничего большего.

Первое, что происходит на этапе создания влечения – это запаховое опознавание. Индивидуальное сочетание бактерий на поверхности коже создает индивидуальное сочетание выделяемых ими газов, что в свою очередь образует неповторимый запах каждого человека.

Этот запах содержит феромоны – продукт внешней секреции, выделяемый организмом, для привлечения особи противоположного пола. Феромоны сигнализируют о том, что партнер готов к спариванию. У людей действия этих химических веществ на мозг более слабые, но не менее важные.

Так, в состав мужского пота входит химическое вещество андростенол, который привлекает женщин. А в состав женской вагинальной секреции входят вещества, именуемые копулинами. Как показали исследования, они повышают сексуальную привлекательность женщины в глазах мужчины.

Кроме того, выяснилось, что мужчины более позитивно реагируют на запах, женщины в то время, когда у нее происходит овуляция. В этот момент решается, привлечет партнера запах или нет. Если нет, то какой бы классной не оказалась девушка, он ее не выберет.

Потому что молекулы запаха, проникая в носовые пазухи, попадают не в мозг, а сразу в лимбическую систему. Это не осознаваемый процесс. Если запах подходит, в органе полового обоняния в носовой пазухе часть молекул запаха купируются и сохраняются, надолго подогревая периодически мозг небольшим выбросом.

Это запаховое опознавание длится 10-15 секунд и необходимо для распознавания совместимости иммунных систем. Если иммунные системы не совместимы, это отразится на потомстве.Следующая стадия распознавание эндокринных систем – гормональных статусов. Длится следующую минуту на уровне нейронных определителей.

Дальше стадия телесной симпатии. Здесь срабатывают бессознательные идеалы красоты: формы тела и их размер, цвет волос, тембр голоса и т.д. Внешняя привлекательность женщины играет для мужчины большое значение.

Исходя из своеобразного типа мышления, ему необходимо разглядывать, создавать зрительный образ и дополнять его собственными фантазиями. Обычно мужчина обращает внимание на 1-2 особо привлекательные черты женщины.

Дальше стадия передачи опознавания адаптационных механизмов (статус, знания, навыки, поведение и т.д.).

Возникнет ли страсть, зависит от этих совпадений. Проходят эти стадии у каждого индивидуально: от 15-20 минут, до суток. И если все это совпадает, начинается первая стадия любви – страсть.

Когда опознавание произошло, инстинкты определяют это как стрессовую ситуацию, давая сигнал в гипоталамус. В гипоталамусе находится центр удовольствия и неудовольствия. На этом уровне происходит оценка: она мне нравится.

Гипоталамус участвует в регуляции внешних проявлений эмоционального поведения путем управления соматическими (мышц лица и конечностей) и вегетативными (железы и мышцы внутренних органов) реакциями. Далее гипоталамус избирательно раздражает разные зоны мозга.

В частности гиппокамп с его способностью реагировать на сигналы маловероятных событий и включать в качестве компенсаторной функции при недостатке информации эмоции.

Возникновение эмоционального напряжения сопровождается переходом к иным, чем в спокойном состоянии, формам поведения, механизмам оценки внешних сигналов и реагирования на них в соответствии с принципом доминанты.Так же гипоталамус запускает симпатический отдел вегетативной нервной системы, выполняет активирующую функцию.

Он включается в момент напряжения для мобилизации специальных ресурсов организма, обеспечивая готовность к дополнительным активным действиям. Гипоталамус в свою очередь выделяет кортикотропин в кровь. Кортикотропин, достигнув надпочечников, побуждает производство адреналина и норадреналина в надпочечниках. Включается адреналиновая фаза.

Адреналин вызывает учащение сердцебиения, сужение сосудов брюшной полости, мускулатуры, слизистых, способствует расслаблению мускулатуры кишечника, расширению зрачков, ускоряет белковый обмен, снижает мышечную массу, повышает температуру тела, увеличивает потоотделение. Норадреналин сужает сосуды и повышает уровень артериального давления. Они позволяют мобилизовать ресурсы тела.

Сигналы от моторной коры поступают к ядрам лицевых нервов и в стволе мозга, откуда по аксонам мотонейронов достигают лицевых мышц. Происходит взрывной эффект. Эта реакция проявляется в том, что в крови мужчин повышается уровень содержания тестостерона – мужского гормона.

Который заставляет мужчину начать охоту и отражать нападение. Уменьшается уровень серотонина. Весь этот химический и психический компот и порождает состояние страсти.

Для мужчины это чувство как долгожданный, свежий глоток, дающий невероятное количество сил, бурю эмоций, невероятного подъема мотивации.

Источник: https://magenergy.org/strast

Что по-церковному означает — страсть?

Добрый день, дорогие наши посетители!

В церковных книгах часто встречается слово «страсть», но как понять, в каком смысле? Например, страсть отчаяния — это что, стремление совершать рискованные (отчаянные) поступки? Или страсть уныния — вообще не понятно, как можно страстно унывать?

Так что же такое — страсть? Откуда она берет свое начало и как с ней бороться?

Отвечает протоиерей Александр Лебедев:

«Есть такая церковная наука — аскетика, как всякая наука, она имеет свою терминологию. Встречающееся в церковных книгах слово «страсть» — это как раз аскетический термин.

Это церковнославянское слово, переводимое на русский язык, как — «страдание».

Называют страсти страстями по результату их действия на душу человека — они всегда приносят страдания, потакание страстям умножает боль и неприятности человека и окружающих его людей.

Сейчас, в современном русском языке, слово «страсть» употребляется в другом смысле, оно описывает особое напряженное эмоциональное состояние человека. Отсюда и недоумение автора вопроса.

Подобные случаи «переквалификации» церковнославянских слов встречаются нередко. Например, в церковнославянских текстах равнодушный человек — это близкий друг, равный по душе.

Сейчас же мы так называем человека, безразличного к окружающим.

Страсть я попытался бы объяснить, как некий внутренний, в душу человека внедрившийся корень греха, его (греха) основание и источник. Это состояние души, которое обнаруживает себя в грехе, подобно тому, как радость обнаруживает себя в улыбке.

Человеческие чувства могут переживаться и без видимых проявлений, так и страсть в человеке тоже может существовать, внешне никак не проявляясь.

В самом деле: если связать кого-либо по рукам и ногам, завязать глаза и заклеить скотчем рот — грешить он не сможет, но безгрешным от этого не станет, грехи его будут томиться до поры до времени, чтобы, при первой же возможности, пустить побеги, как сорняк, отродившийся от остатка корня в земле. И пока в нашей душе та или иная страсть не искоренена, она неизбежно, при каждом удобном случае, будет прорастать и приносить греховные плоды.

Все наши грехи — это побеги от корня той или иной страсти, количество их (страстей) ограничено. Большие специалисты в этой области — святые Отцы — выделяют следующие страсти: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Как видим, их восемь, но часто говорят о семи страстях: некоторые объединяют печаль и уныние в одну страсть.

Спаситель говорил: «Исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк. 7, 20-23).

Эти слова довольно точно можно приложить к описанию действия страстей: если какая-либо из них завладела сердцем человека, то она придает особую окраску всем или почти всем его (человека) словам и поступкам.

Среди страстей есть родоначальница, от которой произошли все остальные,— это гордость, чрезмерно раздутое «я».

Отсюда и борьба со страстями, искоренение их возможно только тогда, когда человек старается преодолеть не только ту или иную страсть, но и саму гордость.

Упоминавшееся отчаяние — это состояние души человека, разуверившегося в возможности своего спасения. Обычно это ощущение нападает после совершения какого-либо греха, оцениваемого человеком, как непростительный.

Конечно, есть грехи тяжкие, и совестливое, мучительное их переживание естественно для человека с нормальным нравственным чувством. Отчаяние начинается тогда, когда проявляется маловерие, когда человек считает (видимо, судя по себе), что Бог не сможет простить такого грешника, как он.

А если все равно погибать, то нечего мелочиться, нечего пытаться не грешить; погибать, так с музыкой — и человек пускается во все тяжкие.

Уныние — это тоже состояние разуверенности человека, но не в милости Божией, а в себе, в своей способности достичь спасения. Неуспешно попытавшись не грешить раз, два и три, человек поддается ощущению, похожему на то, что сейчас называют комплексом неполноценности.

У человека опускаются руки: зачем делать вообще что-либо, если итог известен — недостоин я Царства Небесного… Уныние, по корню своему, очень похоже на отчаяние, противоположно лишь по проявлению. Отчаяние — активное, а уныние — пассивное проявление маловерия.

Поэтому, состояние отчаяния, если строго следовать классификации, можно отнести к проявлению страсти уныния.

Как ни странно может показаться, но и отчаяние, и уныние — это проявления гордости. В первом случае человек присваивает себе право решать от лица Бога, какой грех простительный, а какой — нет. Свое мнение: «Как МНЕ кажется» — человек принимает во внимание более, чем множество примеров неизмеримой милости Божией.

Во втором случае человек склонен не принимать во внимание участие Бога в деле нашего спасения. У истока уныния лежит мысль: «Я спасаюсь САМ», а уныние — всего лишь плод разочарования в своем самомнении, когда действительность эту мысль опровергает. В обоих случаях человек замкнут на себе, а это и есть гордость.

Как бороться с подобным состоянием? Прежде всего, постараться разомкнуться, вспомнить о Боге, о том, что Он есть любовь, принести Ему покаяние в содеянных грехах, пусть и в сотый-двухсотый раз.

Нужно постараться расшевелить в себе «чаяние паче чаяния», как называл это чувство преподобный Кассиан Римлянин, то есть надежду на милость Божию, несмотря на всю кажущуюся безнадежность прощения и исправления.

Святые Отпы советуют больше трудиться, чтобы  унынию не было времени разъедать мысли. Помогает победить уныние и отчаяние также искреннее бескорыстное доброе дело».

Можно ли погасить в себе страсть?

Что такое «греховная страсть»?

>

Источник: http://semyaivera.ru/2015/07/30/chto-po-tserkovnomu-oznachaet-strast/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector