Тмутаракань: где на самом деле находилось это русское княжество

  Тмутараканское княжество, ТМУТАРАКАНЬ — древнерусское княжество на Таманском п-ове в X-XI вв. Центр — г. Тмутаракань.

  Через Тмутаракань, располагавшуюся между Азовским и Черным морями, шли торговые пути, связывавшие Европу с Кавказом и Средней Азией. Тмутараканская земля упоминается в трудах иностранных авторов IX-X вв. В 941 г. дружина тмутараканского князя участвовала в походе киевского князя Игоря на Византию.

Есть некоторые основания предполагать, что после возвращения Игоря в Киев тмутараканский князь Хельгу совершил набег на византийские земли, а в 943-944 гг. напал на г. Бердаа в Закавказье. Некоторое время Тмутаракань находилась под властью Хазарского каганата, но вскоре оказалась в сфере влияния Киева.

  С 988 г. в Тмутараканском княжестве правил сын киевского князя Владимира Святославича Мстислав Владимирович Храбрый, который расширил территорию княжества за счет земель касожских племен. Мстислав построил в столице своего княжества церковь Богородицы, позднее была учреждена Тмутараканская епархия. С 1024 г.

Мстислав вопреки воле своего брата Ярослава Владимировича Мудрого занял княжеский стол в Чернигове, сохраняя за собой и контроль над Тмутараканью. В 1026 г. Мстислав и Ярослав заключили соглашение о разделе Русской земли. После смерти Мстислава (1036) Тмутаракань, как и остальные его владения, отошла к Ярославу.

  В 1054 г. князем Тмутараканской земли стал третий сын Ярослава — князь черниговский Святослав Ярославич, затем сын Святослава — Глеб. В 1064 г.

племянник Святослава Ярославича, князь-изгой Ростислав Владимирович, изгнал своего двоюродного брата Глеба из Тмутаракани. После его смерти в 1066 г. Глеб Святославич вернулся в Тмутаракань. В 1070-х гг.

Глеб перешел на княжение в Новгород, а на тмутараканском столе утвердился его младший брат Роман Святославич.

  В 1077 г. в Тмутаракань явился младший брат Романа Святославича Олег, затем князь-изгой Борис Вячеславич. В августе 1078 г. Олег Святославич и Борис Вячеславич, призвав на помощь половцев, разгромили на р. Сожица войско Всеволода Ярославича и заняли Чернигов.

Но 3 октября того же года в битве с объединенным войском Изяслава и Всеволода Ярославичей на Нежатиной ниве рать князей-изгоев была разгромлена. Борис Вячеславич погиб, а Олег Святославич с небольшой дружиной вернулся в Тмутаракань. В 1079 г. Олег был уведен в плен хазарами, которые отправили его в Константинополь.

Несколько лет Тмутараканским княжеством управляли посадники киевского князя.

  В 1083 г. в Тмутаракань вернулся Олег Святославич, который сумел заключить союз с византийцами и даже женился на знатной гречанке. В 1094 г. он ушел княжить в Чернигов.

К этому времени степи, разделявшие Русь и Тмутаракань, оказались под властью половцев. Возможно, до сер. XII в.

князьями Тмутаракани считались потомки Олега Святославича, но фактически Тмутаракань попала под власть Византии, которая владела этой областью вплоть до монголо-татарского нашествия в XIII в.

автор статьи А. Королев

Источник: http://ruhistor.ru/history_rur_igor_sob03.html

Где находится Тмутаракань. — DRIVE2

Порой стараясь выразить свое презрительное отношение к глубинке или далекому месту люди говорят, что это Тьмутаракань. Но что это такое и где это место находится знают не многие. Оказывается Тмутаракань или как еще говорят Тьмутаракань — один из древнейших городов Таманского полуострова, который расположен на территории современной станицы Тамань Темрюкского района Краснодарского края.

В VI веке до н.э. город был основан греками с острова Лесбос и получил название Гермонасса. Он имел развитую структуру и двухэтажные каменные дома, что говорит о богатстве жителей.

В VI веке город был завоёван Тюркским каганатом и с этого времени получил новое название — Таматарха, которое происходит от тюркского титула тархан и слова тумен, обозначавшего у кочевников войсковопопал под влияние хазарского каганата.

После разгрома Хазарского каганата в 965 году (или, по другим данным, в 968—969) киевским князем Святославом Игоревичем город перешёл под власть Киевской Руси.

Тмутаракань (Тмуторокань, Тмутороконь, Тьмуторокань, Тмуторотань, Торокань) — столица древнерусского Тмутараканского княжества (2-я половина X — XI). В это время известен как крупный торговый город с хорошей гаванью.

Через Тмутаракань поддерживались экономические и политические связи между русскими княжествами, народами Северного Кавказа и Византией. В городе продолжали жить зихи, греки, аланы, хазары, славяне и армяне.

О времени завоевания Киевской Русью Тмутаракани в источниках сведений нет. Считается, что оно произошло во время восточного похода Святослава в 960-е годы, либо же в результате корсунского похода Владимира в 988 году. Ранее эта территория входила в состав Хазарского каганата, а до того была ядром Боспорского царства.

В 988/1010—1036 годах княжество было во владении Мстислава Владимировича (умер в 1036 году). В 1022 году Мстислав покорил касогов, убив в поединке их князя Редедю.

В городе Тмутаракани Мстиславом была основана церковь Богородицы, позднее, при учреждении Тмутараканской епархии, ставшая епископской. В 1024 году состоялась Битва при Листвене, которая закрепила авторитет Тмутараканского княжества.

В 1030 Мстислав Владимирович совершил поход на Ширван. В 1032 в союзе с сарирцами и аланами — второй поход на Ширван. В 1033, в союзе с аланами — третий, неудачный.

С 1054 года Тмутараканское княжество входило во владения черниговского князя Святослава Ярославича. Во 2-й половине XI в. в княжестве правили его сыновья Глеб, Роман и Олег Святославичи. В поздний период оно неоднократно захватывалось другими князьями. В XI веке половецкие кочевья отрезают Тмутаракань от Руси.

В 1083 году с помощью византийского флота в Тмутаракани воцаряется Олег Святославич — последний летописный тмутараканский князь. Он же под именем Михаила фигурирует как византийский архонт Матархи, Зихии и всей Хазарии.

Последний раз Тмутаракань была упомянута в русских летописях под 1094. Позже княжество находилось под суверенитетом Византии. По свидетельствам миссионеров, население и правители исповедовали христианство. По мнению Плетнёвой С. А., в XII в. в Тмутаракани установилось половецкое господство. Согласно иной версии, там правили касожские князья, династическими узами связанные с русскими.

В XIII—XV веках город является колонией Генуи, одновременно им управляют адыгские князья. Под 1419 год упомянут династический брак знатного генуэзца Винченцо де Гизольфи и дочери адыгского князя Берозоха — Биха-ханум. Правителем города стал сын от этого брака Захария де Гизольфи.

Однако в 1475 году турки захватили Матрегу и присоединили к своим владениям. Тем не менее, дипломатическая активность Захарии помогла ему сохранить за собой пост главы города.

Турецкая крепость Хункала была построена к востоку от города, на развалинах генуэзской крепости, сам город получил название Таман (XVI — конец XVIII).

Вернулся город к России только чере несколько столетий. По итогам Русско-Турецкой войны Тамань отошла к Российской империи. В 1792 г. на Таманский полуостров переселились запорожские казаки. На месте бывшей турецкой крепости Таман они основали свое первое поселение – станицу Тамань.

Вот так-то друзья, теперь вы знаете что Тамань и Тмутаракань — это один и тот же город просто разделенный несколькими столетиями.

Источник: https://www.drive2.ru/b/807234/

Тмутаракань — земля незнаемая | Тайны истории человечества

На иллюстрации, бегство Олега Святославовича в Тмутаракань. Летописная миниатюра.

Если говорить об истории Тмутараканского княжества в XI веке, начать следует вот с чего. В исторической науке в разные времена происходило множество споров по тем или иным вопросам. Начиная с существования легендарной Атлантиды, и заканчивая Варяжским вопросом. Тема географического расположения Тмутаракани вызвала в XVIII веке дискуссию среди российских историков.

Её искали и под Рязанью (В.Н. Татищев), под Астраханью (А.Лызлов, П. Рычков). М.М. Щербатов видный историк и публицист XVIII считал, что Тмутаракань находится вблизи Азова. И.Н.

Болтин считал, что Тмутаракань находилась в верховьях реки Ворсклы. Оригинальным для своего времени было мнение академика Г.З.

Байера, который писал в 1736 году – «Тмутаракань есть то самое место, которое цесарь Константин Порфирородный Таматаркою называет и полагает против Босфора или Керчи.

Ныне называется место на турецких ландкартах Темрюк и лежит против крепости Тамана в северо-восточной стороне подле Меотического (Азовского) моря.» Мнение Байера было близко к мнению другого историка – Эммина, который так же полагал, что княжество находилось на острове Тамань.

Из этого видно, что до определённого момента историки не могли локализовать место расположения Тмутараканского княжества. Существовало и несколько версий того, с какого времени начало существовать княжество. А вот о том, где-же находилась Тмутаракань нам поведал один очень любопытный источник, впрочем, о нём ниже.

Из исторических источников особенно любопытна «Повесть временных лет» которая довольно подробно описывает жизнь княжества в XI веке.

Итак, летопись сообщает нам, что князь Владимир Креститель раздавая земли сыновьям, отдал или «посадил» на княжение в Тмутаракани Мстислава (умер в 1036 году).

Примерно в это же время византийский хронист Иоанн Скилица сообщает, что в византийских владениях в Крыму вспыхнул мятеж, под предводительством крещёного хазарина Георгия Чулы. Помог византийцам в подавлении мятежа «брат архонта Владимира Сфенг».

Современный русский историк Лев Прозоров сделал предположение что Сфенг судя по быстроте его действий, княжил неподалеку от Крыма, а именно в Тмутаракани. Тут можно согласится.

Но летопись сообщает нам, что тут ещё с 988 году княжил сын Владимира Крестителя.

Как объяснить это противоречие русского и византийского источников? Предположений можно сделать много, но я выдвину своё, кажущееся мне верным.

https://www.youtube.com/watch?v=mcft6nc7ve0

Перед тем как уйти воевать с Византийской Империей Великий князь Святослав Храбрый разделил княжение между сыновьями, даже не разделил, а дал землям славян правителей – олицетворявших власть, вокруг которых они бы могли сплотиться в случай опасности.

Такой, которая пришла под стены Киева в 968 году в виде орды печенегов. Вероятно в Тмутаракани он посадил одного из своих сыновей «Сфенга» (его имя можно так же прочесть как Свен, Звенко, Звяга) который и княжил там до своей смерти.

Судя по имени, он был язычником, нигде в источнике не говорится о том, что он был христианином. Объясню противоречие.

Я думаю что летописец, сообщая о начале княжения сыновей Владимира в своих землях, несколько ошибся, Владимир мог раздать престолы в землях, но вот некоторые его сыновья ещё не могли княжить, и раздача была произведена что называется «заранее».

Владимир мог пообещать Мстиславу княжение в Тмутаракани, но в это время там ещё княжил Сфенг. Это объясняет, почему летопись так поздно сообщает нам о начале деятельности Мстислава в Тмутаракани.

О сколько-нибудь серьёзной деятельности князя мы узнаём в летописи под 1022 годом, когда сообщается о расширении пределов княжества и походе Мстислава Удалого на касогов и его поединке с касожским князем Редедей.

«В год 6530 (1022). Пришел Ярослав к Берестью. В то же время Мстислав находился в Тмутаракани и пошел на касогов. Услышав же это, князь касожский Редедя вышел против него. И, когда стали оба полка друг против друга, сказал Редедя Мстиславу: «Чего ради погубим дружины? Но сойдемся, чтобы побороться самим.

Если одолеешь ты, возьмешь богатства мои, и жену мою, и детей моих, и землю мою. Если же я одолею, то возьму твое все». И сказал Мстислав: «Да будет так». И сказал Редедя Мстиславу: «Не оружием будем биться, но борьбою». И схватились бороться крепко, и в долгой борьбе стал изнемогать Мстислав, ибо был велик и силен Редедя.

И сказал Мстислав: «О пречистая Богородица, помоги мне! Если же одолею его, воздвигну церковь во имя твое». И, сказав так, бросил его на землю. И выхватил нож, и зарезал Редедю. И, пойдя в землю его, забрал все богатства его, и жену его, и детей его, и дань возложил на касогов.

И, придя в Тмутаракань, заложил церковь святой Богородицы и воздвиг ту, что стоит и до сего дня в Тмутаракани.»

Уже то что князь начал действовать в своей земле так поздно говорит за то что он и княжил в ней не так уж давно, возможно после смерти Владимира Крестителя, возможно позже. Возможно, он просто бежал из Киева во время борьбы за Киевский стол после смерти Владимира.

Ведь как мы говорили, Тмутаракань служила пристанищем для князей самого авантюрного нрава. И не удивительно, что Мстислав мог бежать сюда в поисках лучшей доли. А может он княжил в Тмутаракани и раньше, но под присмотром язычника Сфенга и после его смерти стал действовать самостоятельно.

Читайте также:  Кого запрещено отпевать в храме

Может показаться странностью, что князь христианин послал сына под присмотр дяди язычника, но стоит помнить, Русь в это время только начинали крестить и о сколько-нибудь сильном влиянии христианства на жизнь даже княжеского двора, говорить не приходится, об этом писал выдающийся русский историк Игорь Яковлевич Фроянов в своей работе «Начало христианства на Руси». И через пол века от рассматриваемых нами событий на Западе Руси будет существовать вполне себе языческое Полоцкое княжество, где княжил знаменитый князь-чародей Всеслав Полоцкий где однако в качестве некоего «символа» и будет находится несколько христианских священников. Да и Мстислав вполне себе вчерашний язычник, судя по языческому имени.

Ещё это можно увидеть в описании его поединка с Редедей:

«И сказал Редедя Мстиславу: «Не оружием будем биться, но борьбою». И схватились бороться крепко, и в долгой борьбе стал изнемогать Мстислав, ибо был велик и силен Редедя. И сказал Мстислав: «О пречистая Богородица, помоги мне! Если же одолею его, воздвигну церковь во имя твое». И, сказав так, бросил его на землю. И выхватил нож, и зарезал Редедю.

То есть до этого князь не уделял новой вере сколько-нибудь серьёзного внимания, и лишь победив, построил церковь. Это, на мой взгляд, объясняет и то, почему Мстислав так поздно включился в борьбу «Владимировичей» (сыновей Владимира Крестителя) за Киевский Престол.

У него попросту не было сил для этой борьбы, и только начав княжить сам после 1015 года, укрепив положение княжества, победив касогов, (называние адыгейцев в русских источниках) мобилизовав хазар, которые жили в его княжестве, он включился в борьбу против Ярослава Хромца (напомним, первоначально Ярослав Владимирович носил именно прозвище Хромца, и только потом стал Мудрым). В ряде работ историков мы сталкивались с тем что Сфенга и Мстислава отождествляли, чего однако не можем сделать мы, уж слишком серьёзное противоречие в источниках. Мы же выдвинули здесь иные версии объясняющие разночтения в источниках, хотя и не претендуем на стопроцентную их правильность.

По всей вероятности Тмутараканское княжество в первой половине и середине XI века действительно процветало. Из описаний действий Мстислава можно увидеть, как он вначале расширил пределы княжества, покорив касогов, и вероятно земли Прикубанья и Предкавказья.

Под 1023 – 1024 годами в летописи говорится о том что, собрав хазар и касогов Мстислав пошёл войной на Ярослава.

Историк Мавродин в своей статье о мореходстве того периода в Русском (Чёрном) море выдвинул предположение о том, что Мстислав шёл на Ярослава не степью, а морем, поднялся по Днепру к Киеву. Получив отказ от киевлян, он пошёл в Чернигов.

Именно такой маршрут сначала Киев затем Чернигов говорит в пользу морского пути. Если бы князь шёл степью, то сначала бы оказался в Чернигове, а уже затем в Киеве.

Это подтверждает тот факт что мореходство в Русском море продолжалось и после того как кочевники отрезали Русь от Черноморского «Поморья» (о котором упоминает Слово о полку Игореве) и имело весьма важный фактор.

И не маловажный фактор, Тмутаракань была одним из центров славянского мореходства на Русском море того периода. Одержав победу над Ярославом, Мстислав предложил разделить Русь на две части, по Днепру, Левобережную и Правобережную.

Столица владений Мстислава была в Чернигове. Тмутаракань была частью его «удела».

Вероятно с его деятельностью и связанны походы русов на Ширван в 1030-1033 годах. Эти военные предприятия были совершены совместно с народами Северного Кавказа – аланами и сарирцами. Так же русы и аланы совершили совместный поход в сторону Дербента (на Карах), хотя он и был не совсем удачным.

Можно предположить, что в это время территория княжества охватывала такие земли как: Восточный Крым (об этом подробнее ниже), Таманский полуостров и, возможно Нижнее Прикубанье. В это время связи с народами Северного Кавказа были очень тесны.

Да и в самой Тмутаракани проживало помимо русского населения: греки, готы, касоги, хазары, аланы и многие другие народы. Вероятно, в это время вышеуказанные народы были данниками и союзниками Руси.

За это говорит тот факт, что в дружинах Мстислава не редко упоминаются и касоги и хазары, а военные предприятия против Ширвана совершались совместно с аланами, это говорит в пользу очень тесных контактов русов с народами Северного Кавказа.

Они носили и вполне союзнический характер. Тмутаракань служила и крупным торговым центром Северного Кавказа, внешняя торговля многих народов шла вероятно через Тмутаракань. Сам по себе город находился в удобном для транзитной торговли месте, здесь же была удобная гавань для торговых судов.

К середине XI века княжество достигает пика своего могущества, об этом можно судить по записи в летописи от 1066 года :

«В год 6574 (1066). Когда Ростислав был в Тмутаракани и брал дань с касогов и с других народов, этого так испугались греки, что с обманом подослали к нему котопана. Когда же он пришел к Ростиславу, — он вошел к нему в доверие, и чтил его Ростислав.

Однажды, когда Ростислав пировал с дружиною своею, котопан сказал: «Князь, хочу выпить за тебя». Тот же ответил: «Пей». Он же отпил половину, а половину дал выпить князю, опустив палец в чашу; а под ногтем был у него яд смертельный, и дал князю, обрекая его на смерть не позднее седьмого дня.

Тот выпил, котопан же, вернувшись в Корсунь, поведал там, что именно в этот день умрет Ростислав, как и случилось. Котопана этого побили камнями корсунские люди. Был Ростислав муж доблестный, воинственный, прекрасен сложением и красив лицом и милостив к убогим.

И умер февраля в 3-й день и положен там в церкви святой Богородицы»

Из этого отрывка летописи можно сделать вывод что Византия не теряла надежд вернуть себе былое влияние на Русском море, как я уже заметил Восточная часть Крыма была в составе княжества.

И русские, судя по отрывку выше, играли здесь важную роль, и проживало их на территории Крыма не мало, именно здесь в Крыму, в Корсуни во время своей миссии в Хазарию, будущий святой Кирилл видел книги написанные «русьскими письмены». Преобладание русской культуры и русского населения на лицо.

Тем не менее, Крым одна из сфер влияния Византийской империи, а греки не хотели упускать лакомый кусочек пусть даже он достался бы хоть трижды крещённому и православному соседу. Это кстати подтверждает тот факт что после крещения Русь не получила сколько-нибудь большого уважения со стороны греков.

Хитрая греческая дипломатия продолжала действовать только в своих интересах. Византийцы боялись усиления русского влияния в Крыму и утраты этой территории, поэтому князь Ростислав и был отравлен.

Далее мы подходим к одному событию, в истории Тмутаракани которое в будущем и позволило определить точное местонахождение княжества. Речь идёт вот о чём. В 1792 году при строительстве оборонительных сооружений на Тамани под командованием премьер-майора Х.

К. Розенберга был найден камень с надписью гласившей: «В лето 6576 индикта 6 (1068 г.) Глеб князь мерил море по леду от Тмутаракани до Корчева 10 000 и 4000 сажен». Это один из ранних памятников славянской письменности, и первая гидрографическая заметка.

Кроме того, это один из первых русских памятников палеографии и эпиграфики XI века. В связи с исследованием о камне и связанно возникновение русской палеографии. Вообще исследования о Тмутараканском камне многогранны, но для историков он важен ещё и тем, что точно определяет местонахождение княжества.

Хотя стоит сказать, как и любую находку, подлинность камня подвергали сомнениям и даже обвиняли в подделке надписи. Мы однако не будем вдавятся в освещение споров о подлинности камня, просто скажем, мы верим в подлинность камня и аргументам тех учёных которые это доказывали.

Тем более что есть археологические подтверждения существования здесь русского поселения.

Так археологическая экспедиция под руководством выдающегося историка Бориса Александровича Рыбакова раскопала фундамент христианской церкви этого периода, а также сделала несколько других археологических открытий позволивших точно локализовать местонахождение княжества. По поводу церкви хотелось сказать вот что. Краснодарский археолог-энтузиаст В.В.

Туманов, на раскопках вместе со школьниками, обнаружил следы возможных келий Никона (видный деятель русской православной церкви, XI века, написал крупнейший летописный свод для своего времени, послуживший основой Повести временных лет, в 1061 году спасаясь от княжеского гнева, прибыл в Тмутаракань, где жил довольно длительное время, в 1068 году заложил в Тмутаракани фундамент христианской церкви). Дело в том, что предания о существовании вблизи станицы Ахтанизовской христианского храма, а ещё ранее обширного языческого храма, сохранились вплоть до XIX века. Возможно, это был славянский языческий храм, куда приходили молиться Родным Богам славянские воины, и славянские же поселенцы, жившие в этих местах ещё ранее.

Во второй половине XI века Тмутараканское княжество становится пристанищем для князей самого авантюрного нрава. Чего стоит князь Олег Гориславич (в этом прозвище как справедливо заметил русский историк Лев Прозоров нет ни намёка на обиду или горе – долю.

Напротив, это человек мимолётной «горючей» славы»). Множество раз терпевший неудачу, побывавшей в византийской ссылке на острове Родос, он каждый раз умел выходить сухим из воды.

В связи с одним эпизодом его жизни сохранилось одно любопытное адыгейское предание.

История князя Олега – «Аллигико» — передают записанные Ш.Б. Ногмовым адыгейские предания. В них, схваченный и увезённый за море Олег, оказывается пленником в «Саркале»-Саркеле.

Видимо так отразилась в адыгейских преданиях память о пленении князя хазарами, союзником Олега в предании становится татарский хан – вероятно, здесь указание на союз Олега с половцами. Напомним, это предание имеет реальные исторические корни.

Так князя Олега Святославича действительно по приказу князя Всеволода схватили хазары, и он был отправлен в Византию в ссылку на остров Родос, где и находился некоторое время, пока византийский император Алексей Комнин не отпустил его, он же выдал в жёны Олегу знатную гречанку.

Андрей Николаевич Сахаров сделал предположение, что это было сделано с целью получить доступ к Тмутараканской нефти. Как известно нефть в Средние века была компонентом «напалма средневековья» — греческого огня, в котором так нуждалась Византия в этот период.

Вероятно, с Олегом был заключён договор, по которому в обмен на византийскую помощь он обязался выдавать нефть империи. После своего возвращения как сообщает летопись «козар посече» то есть истребил практически всех хазар. И действительно после этого эпизода упоминания о них практически исчезают из источников.

Был в Тмутаракани и ещё один довольно крупный город РОссия, об этом свидетельствует ряд источников, и управляла им греческая жена князя Олега Гориславича, он отдал ей РОссию как удел. Вероятно, в состав Тмутаракани входил и ещё один город – Керчь (Корчев).
Последний раз в Повести временных лет Тмутаракань упоминается под 1094 годом где говорится :

«В тот же год пришел Олег с половцами из Тмутаракани и подошел к Чернигову». Далее мы услышим о Тмутаракани и в слове по полку Игореве где говорится : «Див забился, на вершине дерева кличет — велит послушать земле незнаемой. Волге, и Поморью, и Сурожу, и Корсуню, и тебе, Тмутараканский идолище!»

Как полагают, историки уже в начале XII века княжество перестаёт быть русским, и переходит под власть Византии.

Мы, однако, будем придерживаться мнения историка Татищева, который полагал, что Тмутаракань ещё 1113 году была в составе Руси и только потом, в течение первой половины XII века, стала Землёй незнаемой.

Хотя по всей вероятности русское население, изолированное от Руси продолжало жить в княжестве и в последующие времена. Так в общих чертах мы бы осветили историю Тмутараканского княжества в XI веке.

via

Источник: https://secrethistory.ru/tajny-istorii-rossii/tmutarakan-zemlya-neznaemaya/

Тмутаракань — Достояние планеты

Тмутаракань

Тмутарака́нь — один из древнейших городов Таманского полуострова, расположен на территории нынешней станицы Тамань Темрюкского района Краснодарского края. Город носил это название в том числе, когда входил в состав Киевской Руси.

Читайте также:  Почему русские свахи не работали по средам и пятницам

Город был основан греками с острова Лесбос и получил название Гермонасса (др.-греч. Ἑρμώνασσα) в VI век до н. э. Вошёл в состав Боспорского царства.

С самого начала город имел двухэтажные каменные дома, которые содержали печи и зернохранилища. Здания крылись черепицей и содержали по 5 комнат. В центре города располагался акрополь. Неподалёку от города располагался храм Афродиты.

В VI веке Боспор стал федератом или частью Византийской империи Юстиниана I.

В VI веке город был завоёван Тюркским каганатом и с этого времени получил новое название — Тументархан, которое происходит от тюркского титула тархан и слова тумен, обозначавшего у кочевников войсковое подразделение в 10 тысяч человек.

Вскоре после распада Тюркского каганата Тументархан стал хазарским и в источниках IX—X веков иногда именовался Самкерц. В результате воздействия набегов Тумантархан превратился в крепость.

Византийское влияние не прекратилось: земляночные и юртовые постройки для города не характерны. В это время население города было полиэтничным — здесь селились греки, армяне, хазары, аланы.

Пёстрой была и религиозная ситуация: христианство соседствовало с иудаизмом и язычеством. Основная часть населения была занята в торговле. Также жители занимались виноделием.

После разгрома Хазарского каганата в 965 году (или, по другим данным, в 968—969) киевским князем Святославом Игоревичем город перешёл под власть Руси. Тмутаракань (Тмуторокань, Тмутороконь, Тьмуторокань, Тмуторотань, Торокань) — столица древнерусского Тмутараканского княжества (2-я половина X — XI).

В это время известен как крупный торговый город с гаванью. Через Тмутаракань поддерживались экономические и политические связи между русскими княжествами, народами Северного Кавказа и Византией. В городе продолжали жить зихи, греки, аланы, хазары, славяне и армяне.

В 1022 году князь Мстислав Владимирович, правивший в Тмутаракани с 988 по 1036 год, построил здесь церковь Богородицы. Князь Ростислав Владимирович самостоятельно правил в Тмутаракани в 1064—1066 гг.

В 1068 году князь Глеб Святославич «измерил море» от Тмутаракани до Корчева (Керчи) (о чём сохранилась надпись на Тмутараканском камне).

В 1079 году правивший в Тмутаракани Олег Святославич Черниговский был схвачен местными жителями — козарами, и по соглашению с императором Никифором III Вотаниатом, с которым киевский князь Всеволод Ярославич был в союзе, сослан на Родос. После этого Тмутараканью три года управлял посадник Всеволода Ратибор.

Володарь, сын отравленного византийским катепаном Херсонеса Ростислава, и Давид Игоревич изгнали посадника Ратибора (1082). В 1083 году при поддержке Византии Олег Святославович захватил Тмутаракань. С этого времени, и пока Олег Святославович не вернул себе Черниговское княжение (1094), Тмутаракань находилась под контролем Византии. Сохранившиеся печати Олега подтверждают сложившуюся ситуацию.

После 1094 года упоминания о Тмутаракани исчезают из русских летописей. На протяжении XII века в византийских источниках Таматарха и окрестности упоминались как принадлежащие империи. В 1040-х годах Иоанн Цец писал о «стране матархов» как о части империи. Период господства Византии закончился с падением Константинополя (1204) в ходе 4-го крестового похода.

Таманское городище (площадь около 35 га) раскопано частично, так как большая часть его находится под жилой застройкой или разрушена водами Таманского залива. Толщина культурного слоя достигает 12−14 метров.

Раскопки производятся с XIX века и до настоящего времени. На памятнике открыты фундаменты храма начала XI века (отождествляются с построенной в 1022 г. Мстиславом Владимировичем церковью св. Богородицы) с примыкающим христианским кладбищем, остатки сырцовой оборонительной стены, развалины большого шести- или семиугольного сооружения (башня-донжон?).

В пределах стен открыты резервуары для воды, давильня для винограда. Выявлена регулярная городская планировка: мощёные улицы, поставленные на каменный цоколь сырцовые дома с печами из сырцовых кирпичей. Со второй половины X в. городская планировка меняется — дома ориентированы углами по сторонам света.

К жилищам примыкали небольшие дворики или хозяйственные сооружения без крыши, где размещались ямы-погреба и зернохранилища. Город был окружён несколькими кладбищами. За городищем находилась внутренняя гавань, соединённая с морем протокой. К югу от городища, на вершине горы Зеленской исследованы остатки монастыря XI в.

К востоку от городища, под современной станицей расположены остатки генуэской и турецкой крепости.

Находки материальной культуры (амфоры, высокогорлые кувшины, кухонная, столовая, поливная керамика и пр.) в основной своей массе имеют греческое (византийское) происхождение и традиции. Большинство памятников эпиграфики также выполнено на греческом языке. Предметы славянской культуры очень малочисленны и связаны с пребыванием в городе русских князей, дружинников, монахов и торговцев.

В настоящее время территория городища объявлена музеем-заповедником.

Источники: http://rec.gerodot.ru; http://nado.znate.ru; https://ru.wikipedia.org; 

Источник: http://dostoyanieplaneti.ru/4561-mutarakan

Тмутараканское княжество и Северный Кавказ

Отношения между Россией и Северным Кавказом имеют давние традиции и восходят ко временам еще раннего Киевского государства.

Согласно летописи и известиям различных восточных авторов уже в начале X века древние русы совершали экспедиции через Волгу к Каспийскому морю.

Несколько позднее с Прикаспия начинаются проникновения дружин восточных славян и варягов на северо-западный Кавказ, и вскоре логическим продолжением этого присутствия стало возникновения Тмутараканского княжества.

Впервые название Тмутаракань встречается в 988 г. На протяжении ста лет Тмутаракань упоминается в известной «Повести временных лет». Спустя век появляется в «Слове о полку Игореве», а затем возникает молчание на пять столетий.

В начале XVII в. с появлением первых русских поселений на Северном Кавказе, в частности на нижнем Тереке и затем на нижней Кубани, возникает интерес к этому региону. Ученый монах Дмитрий Ростовский одним из первых задается вопросом «Где находилась Тмутаракань?».

Через 30 лет академик Готлиб Байер (1694-1738), немецкий историк и филолог, заметил, что «Тмутаракань это то самое место, которое у Константина Багрянородного называется Таматаркою и полагается против Босфора или Корчи. Ныне это Темрюк и лежит против крепости Тамана». Однако видные российские историки XVIII в В.Н.

Татищев, а затем и М.М.Щербатов не были уверены в этом.

Разрозненные данные русских и греческих источников не позволяли составить целостную картину. А археологические исследования затруднялись тем, что местное население употребляло найденные материальные свидетельства в строительных целях.

Между учеными того времени велись жаркие споры по поводу не только расположения (некоторые искали город-княжество под Астраханью, другие -под Рязанью, третьи – под Киевом), но и по поводу существования Тмутаракани, как таковой.

Конец этим спорам положила находка, так называемого «Тмутараканского камня», представлявшего собой мраморную плиту или вернее мраморный столб. Он был найден «04.07.1793г. на о.Фанагория служителями первого батальона Таврического егерского корпуса».

Главная ценность камня состояла в надписи, согласно которой князь Глеб в 1068г. измерил по льду расстояние от Тмутаракани до Корчева (ныне Керчь). Таким образом, ученым стало доподлинно известно расположение этого древнего города.

И к настоящему времени среди ученых более не существует разногласий относительно тождества нынешней станицы Тамань в Краснодарском крае с древнерусским городом Тмутараканью.

Открыть в полном размере

По сей день не существует специального исследования истории Тмутаракани. Еще в начале XX в известный русский археолог А.Спицын, позднее В.

Смирнов в статье «Что такое Тмутаракань?», а затем в 1956г советский византиевед А.П.Каждан замечали, что история Тмутаракани «темна». Правда, в 1970-80 гг. появились серьезные работы советского археолога А.В.

Гадло, позволившие значительно продвинуться в изучении этой темы.

Следует отметить, что некоторые сведения о Тмутаракани сохранились и в ряде адыгских преданий.

Проблема источников остается актуальной и сейчас. Их фонд пополняется медленно, а дискуссии ведутся по вопросам, связанным с интерпретацией уже хорошо известных письменных и археологических данных.

История исследуемого города начинается с VI в до н.э., когда выходцы из Ионии, возглавляемые неким Гермоном, закладывают на этом месте поселение, вскоре превращающееся в большой город, которому дано было имя Гермонасса.

Уникальность этого поселения оказалось в том, что жизнь в нем практически не прерывалась со времен основания до наших дней (с конца XV в -основание турецкого поселения Тамань до устройства одноименной станицы в XVIII в.).

Начало проникновения русов на северо-западный Кавказ было положено походом Святослава Игоревича 965-966 гг.

, в котором он наносит сокрушительный удар умирающей Хазарской империи, кроме того он разгромил выступивших против него алан и касогов. После чего к X в.

открылась возможность для колонизации нижнего Дона и Приазовья, куда «вслед за дружинами потянулся земледельческий и ремесленный люд».

В 988 г. после захвата ряда крымских городов дружинами князя Владимира Святославовича, часть русов высадилась и овладела некоторыми районами Таманского полуострова.

Так было положено начало Тмутараканского княжества, в состав которого вошли часть Тамани и Крымского побережья с городом Корчев и его окрестностями. В 988г.

в Тмутаракань на княжение был посажен Мстислав Владимирович, который правил около 34 лет.

Помимо руссов в Тмутаракани проживали хазары, греки, аланы, касоги (адыги), «обезы» (абазины). Соседние племена платили дань и поставляли воинов князю Мстиславу. Несколько раз прибрежные адыги пытались избавиться от Тмутараканской зависимости. Хорошо известна попытка 1022г.

, когда выступление возглавил адыгский князь Редедя. В личном поединке Мстислав одолел Редедю, и по их договоренности перед боем он, как отметил летописец «шедъ в землю его, взя всё именье его и жену его и дети его, и дань возложи на касогы». Сыновей Редеди крестили и дали им имена Юрий и Роман.

С Романом Мстислав даже породнился – выдал за него свою дочь.

Это родство с детьми погибшего князя ставило Мстислава главой адыгской общности, что давало ему право облагать данью подвластное население (подобное родство регулировалось горскими адатами). Таким образом, Мстислав стал полновластным хозяином над народами, до него принадлежавшим Редеде.

Этим правом пользовались и все последующие Тмутараканские князья. Причем дань бралась не только с касогов, но и с других племен граничащих с адыгами. В память об этой победе была построена церковь в 1023г., ее фундамент был обнаружен во время раскопок 1952-55 гг. известным ученым Б.А.

Рыбаковым.

В 1023г. Мстислав вступает в борьбу со своим братом Ярославом за отцовское наследство. Он не раз приводил под Киев дружины, где было немало хазар, алан и адыгов.

В 1024г. Ярослав терпит поражение при попытке выдворить брата из Чернигова (битва при Листвене) и заключает с Мстиславом договор, по которому все левобережье Днепра достается Мстиславу, а Чернигов становится столицей Мстиславского княжества. С этого момента Тмутаракань определяется вотчиной черниговских князей.

Следует отметить, что спустя несколько лет после похода Мстислава 1022г., касоги собрали большое войско, и с целью отомстить за любимого богатыря Редедю разорили «Тамтаракайскую» область. Считается, что с 1023 по 1029 гг. Тмутаракань временно была потеряна русскими князьями, и ею владели касоги.

Хотя территория Тмутараканского княжества была относительно невелика, оно явилось крупным политическим и экономическим центром, и контролировало Подонье, Кубань и нижнюю Волгу. Наивысший рассвет княжества пришелся на правление Мстислава, который ко всему прочему правил княжеством независимо от киевского князя Ярослава Мудрого.

После смерти Мстислава в 1036 г. власть над Тмутараканью, как и впрочем над всеми киевскими землями переходит к Ярославу. А после смерти Ярослава в 1054г. черниговская земля и «вся страна восточнее и до Мурома» переходит к его четвертому сыну Святославу. Святослав, понимая, что такой далекий город оставлять нельзя передает власть над Тмутараканью своему сыну Глебу.

Любопытно отметить, что в 1059 и 1077гг. Тмутаракань посещает игумен Киево-Печерского монастыря Никон, который строит там вторую церковь и проводит антигреческую политику.

В 1064 г. князь-изгой Ростислав Владимирович (внук Ярослава Мудрого) выгоняет Глеба и захватывает Тмутараканский престол. В результате заговора Ростислав был отравлен и на княжение в Тмутаракань вернулся Глеб, который в 1068г. измерил расстояние от Тмутаракани до Корчева.

В марте 1073г. Святослав Ярославович захватил великокняжеский престол и отправил на тмутараканское княжение сына Романа (брата Глеба). После гибели Романа Тмутараканью управляет Ратибор. 18 мая 1081г. в Тмутаракани появляются два князя-изгоя Давид Игоревич и сын Ростислава Тмутараканского Володарь, которые берут в плен Ратибора.

Город становится излюбленным местом изгнанных князей, представлявших черниговскую ветвь и враждовавших с Киевом, которые рассчитывали найти не только безопасное убежище, но и военную помощь в лице северокавказских народов или половцев. К тому же Тмутаракань, представлявшая собой богатый торговый центр, вполне обеспечивала безбедное существование самих князей.

Читайте также:  Почему петр i не смог бы добиться успеха без алексея тишайшего

Византия в это время вела войны с турками-сельджуками на юге и с половцами – на севере, Херсонес (центр византийских связей с Причерноморьем и Киевской Русью) находился в экономическом и политическом упадке, что требовало новых приобретений в Крыму и Северном Причерноморье вместо Херсонеса.

Тем более что слабеющая империя нуждалась в регулярном подвозе продовольствия для Константинополя (азовская и черноморская рыба) и нефтяных источниках для стратегического оружия византийцев «греческого огня».

Нефтяные источники в самой Малой Азии к этому времени уже были в руках турок и соответственно стали недосягаемыми для «ромеев». Все это привело к активизации политики Византии в Крыму и на Северном Кавказе. Князь Олег Святославович в 1083г.

при содействии Византии становится правителем Тмутаракани и таким образом оказывается в роли наместника византийского императора в нефтеносных районах Приазовья.

В результате очередных междоусобиц русские князья не могли проводить твердую внешнюю политику и контролировать отдаленные владения. Свою роль сыграли и враждебные половецкие орды, отрезавшие Приазовье и северное Причерноморье от остальной территории Руси.

Закономерным итогом этих событий становится то, что примерно с 1094г. Тмутаракань переходит под византийское владычество, но, несмотря на это, туда продолжают прибывать и торговать русские купцы.

Следует подчеркнуть, что внук Олега, Новгород-Северский князь Игорь Святославович хотел вернуть Тмутаракань, но его попытки не увенчались успехом. А правнукам Олега было уже не до Тмутаракани – на пороге стоял новый враг – татаро-монгольские завоеватели.

Тмутараканское княжество было надежным форпостом Киевского государства для налаживания торгово-экономических и политических связей с Востоком и народами Северного Кавказа, а также для охраны южных рубежей Руси от кочевников.

Но в силу ряда политических обстоятельств Тмутараканское княжество перестало существовать, а затем бурные события и столетия войн на Северном Кавказе помогли «успешно забыть», что когда-то на отдаленной окраине Древнерусского государства существовало княжество с необычным для русского слуха названием Тмутаракань.

©ncau.ru
создано на основе выступления на конференции

Еще по теме:

Источник: https://ncau.ru/27/

В тмутаракани зародилось христианство

Недавно весь мир узнал, где это – Тмутаракань. Город, название которого многие воспринимают, как синоним беспросветной провинциальности, отметил блистательный юбилей – 2600 лет.

На самом деле, праздновала Тамань, на территории которой и процветала когда-то прекрасная античная Гермонасса, зажиточная византийская Таматарха, гордая русская Тмутаракань и просвещенная генуэзская Матрега. Туда, в самую тмутараканскую глушь, мы и отправились в поисках ответа на извечный вопрос: откуда есть пошла русская земля?

Камень как улика

На следующий день о славном юбилее напоминали лишь цветы, возложенные у главных городских памятников, да пара гирлянд из бумажных флажков, украшавших центральную улицу. Даже не верилось, что еще вчера здесь фланировали 40 тысяч человек, выступали заезжие звезды, вино текло рекой, а шашлыки жарили прямо на мостовой.

Несмотря на будний день, город, казалось, был погружен в вековую сиесту – некоторое оживление вносили только воробьи, купавшиеся в пыли, да редкие полуторки, груженные спелым виноградом. Глушь тмутараканская, одним словом.

Тем не менее, за право зваться Тмутараканью ожесточенно спорят не только причерноморские города, но и Астрахань с Рязанью – по крайней мере, ученые выдвигали такие гипотезы.

«Сейчас вопрос о местонахождении Тмутаракани можно считать закрытым, – говорит старший научный сотрудник Таманского музейного комплекса, начальник тмутараканской экспедиции Эльмира Устаева. – Уже доказано, что Тмутараканский камень – это подлинник».

Знаменитый камень представляет собой мраморную плиту, украшенную славянской вязью: «В лето 1068 года Глеб князь мерил море по леду от Тмутороканя до Корчева. Намерил 10000 и 4000 сажень». Плиту нашли в 1792 году при выборке камня из развалин турецкой крепости Хункала.

Поначалу ей не придали значения и приспособили под порог в солдатской казарме, но затем майор Розенберг заметил камень и оценил важность надписи. В 1794 году известный собиратель старины Мусин-Пушкин попытался расшифровать слова, а в 1806 году граф Оленин дал полный, а, главное, правильный перевод фразы. И уже в начале XIX века в Тамань потянулись археологи-любители.

Настоящие научные исследования Таманского городища начались только в 30-е годы XX века и продолжаются по сей день.

В компании Эльмиры Устаевой мы направляемся к месту раскопа. Современный культурный слой здесь тоже представлен: недалеко от места раскопок груда бычков, остатки костра и жженая мочалка.

Вряд ли археологи будущего, обнаружив такие свидетельства, высоко оценят культурный уровень человека начала XXI века.

Археологи настоящего, напротив, считают, что Тмутараканское княжество было одним из наиболее сильных в Древней Руси.

«Вы не забывайте, что оно было на периферии, – объясняет Эльмира, – а значит, упоминаний в летописях о нем не так много. О Тмутаракани, в частности, говорится в “Повести временных лет”. Впрочем, отдаленность от центра никак не указывает на скромность поселения». Так что, пренебрежительное «в Тмутаракани» было связано лишь с географическим положением города.

Бойкое место

Жизнь в районе Керченского пролива, или, как называли его в древности, Киммерийского Боспора, бурлила уже в конце VI века до н. э. Тогда на этом месте появился древнегреческий город Гермонасса.

Небольшая колония разрослась и превратилась в крупный торговый центр на стыке Европы и Азии. Местные жители занимались ремеслами и, возможно, даже добывали нефть.

Дело в том, что в некоторых местах следы пожарищ не просто золистые, а смолянистые – то есть, горели не дерево и не солома, а масло, скорее всего, нефть.

К слову, именно «черное золото» входило в состав древнего «коктейля Молотова» – так называемого «греческого огня», уничтожавшего целые эскадры вражеских кораблей. В более поздние периоды нефть использовали в ремеслах, для которых требовались постоянные высокие температуры – например, для стеклодувного дела.

«Мы уже сняли пятиметровый слой, – говорит Эльмира Устаева,- притом, что общая глубина уходит на 12-14 метров.

Все удивляются, как же здесь образовалась столь мощная прослойка? Тем более что на каждом уровне мы находим свидетельства того, что город был не просто временной стоянкой, а крупным экономическим центром со своими ремесленными кварталами. Эти земли, начиная с VI века до н. э.

, со времени основания Гермонассы, никогда не пустовали». В археологическом музее Тамани хранятся вещественные доказательства – византийское стекло, греческие амфоры, средневековые черносмоленные кувшины, найденные во время полевых работ.

На самом раскопе Таманского городища можно увидеть, как исторические эпохи сменяли друг друга. Раскоп раскрыт ступенями – от более молодых до более старых фундаментов. А, глядя на срезы, можно, например, заметить, что вот тут бушевал пожар, а тут, чуть выше, прямо на фундаменте более старой постройки уже воздвигли новое здание.

Так, после нашествия гуннов, которые разрушили древнегреческий город, на этом месте появился город Таматарха – имя Тмутаракань, по одной из версий, и есть переложение этого названия на славянский манер.

Это была византийская провинция, в которой ощущалось и влияние хазар. Со временем хазары вытеснили византийцев, но при этом город не был разрушен.

Видимо, ради того, чтобы завладеть его богатствами, сюда пришли и русские дружины.

Полный провал

Из исторических источников известно, что в 965 году киевский князь Святослав разгромил хазар. С того момента и началась история Тмутараканского княжества. Потом князь Владимир Святой отдал эту землю одному из своих двенадцати сыновей – Мстиславу. В 1016 году тот помог византийскому императору отобрать у хазар Крымский полуостров…

Упоминание о Тмутаракани встречается в «Слове о полку Игореве», где некогда сильное княжество названо «землей незнаемой». А затем в источниках возникла долгая пауза. Историки считают, что русские дружины покинули побережье Черного моря в XII веке после очередного нашествия кочевников.

Однако очень уж лакомым куском была Тмутаракань, чтобы русские князья просто так отдали ее. И потому в начале XII века войска Владимира Мономаха и Святополка, разгромив в низовьях Дона приазовских половцев, надолго отбросили их от границ русских земель.

Да и половецкие каменные изваяния, в отличие от останков византийских и греческих, а также более поздних мусульманских храмов, при раскопках в Тамани обнаружены не были. Так что, это только одна из гипотез.

На вопрос, что же на самом деле могло произойти с процветающим княжеством, ответ помогут дать только археологи.

Одна из версий: Тмутаракань могла сильно пострадать от землетрясения. «Обратите внимание, здесь совершенно другая кладка, нежели в предыдущем слое, – указывает на небольшой кусок стены Эльмира Устаева. – Это VII век нашей эры. Если раньше камни выкладывались друг за другом горизонтально, то здесь мы можем видеть елочную кладку, которая делает здание более устойчивым».

Археосейсмологи рассказывают, что на этих территориях в то время могли происходить подземные толчки мощностью до 7 баллов. Это и заставило древних зодчих пересмотреть принципы строительства. Возможно, Тмутаракань исчезла из официальных источников, потому что была временно разрушена в результате природного катаклизма.

На то, что в начале XII века здесь могло произойти землетрясение, указывают косвенные признаки в округе.

Так, в Керчи, расположенной в 25 километрах от Тамани, смена периодов жизнедеятельности приходится на рубеж XI-XII веков, а у мыса Большой Утриш, в нескольких десятках километров юго-восточнее Тамани, наблюдаются следы крупного землетрясения, в ходе которого произошел сильный обвал. На территории Таманского городища явных признаков катаклизма нет – лишь сильное пожарище, причиной которого могли быть как вооруженный набег, так и землетрясение.

Раскопки ведутся на территории чуть меньше гектара, притом, что древний город раскинулся на площади предположительно гектаров в двадцать.

И, увы, этот небольшой раскоп сможет лишь косвенно ответить на вопросы. Дело в том, что Таманское городище – по сути, ремесленный район, окраина большого города.

На месте старого центра уже давно выросли дома, которые не позволяют дать сегодня ответы на многие вопросы.

И один из них – могло ли христианство прийти на Русь именно с таманских земель? Уже в V веке н. э. здесь появились христианские храмы – об этом свидетельствуют находки, сделанные на территории Таманского городища.

«В нашем археологическом музее хранятся византийские колонны V века, – рассказывает Эльмира Устаева, – также во время раскопок были найдены фрагмент сосуда с двумя фигурами апостолов, кусок плиты с изображением ангела, несущего плат».

В многонациональном городе мирно уживались хазарские иудеи, славянские язычники и византийские христиане. В Таматархе могла находиться славянская слобода, жители которой восприняли христианство от греков-византийцев. Историки не исключают, что именно с Тмутаракани началось распространение христианства на Руси, правда, ни документальных, ни археологических подтверждений этому пока нет.

Где земля Тмутараканская?

Дмитрий Васильев, кандидат исторических наук, заведующий археологической лабораторией Астраханского государственного университета:

– Можно сомневаться в том, что Тмутаракань располагалась именно на Таманском городище, поскольку в археологии и древней истории никогда нельзя быть уверенным на 100 процентов. Но то, что княжество находилось на Таманском полуострове, – это точно. На это указывают летописные источники, которым можно доверять.

Конечно, летописцы могли приукрасить события или достоинства того или иного князя, но выдумывать целое государственное образование – такой склонности они не имели. Гипотезы же о том, что Тмутаракань могла находиться в Астрахани или Рязани, полностью лишены оснований.

Николай Сударев, научный сотрудник Института археологии РАН, начальник Восточно-Боспорской экспедиции:

– Нынешнее мнение о местонахождении Тмутаракани действительно общепринятое. На это указывают многие материалы, связанные с русской историей. Таманский полуостров – совершенно уникальное место. Его даже отчасти можно назвать археологическим Вавилоном.

Здесь жили и хазары, и сарматские, и аланские племена, и болгары, и гунны. Даже в период своего расцвета Тмутаракань не была полностью русской. Конечно, там были русские купцы и русские дружины, которые управляли княжеством.

Но большую часть населения составляли потомки тех же греков. Кстати, это могло стать причиной заката Тмутараканского княжества Древней Руси. Сомневаюсь, что это было землетрясение или, скажем, мор.

Скорее всего, русские дружины были вытеснены с Таманского полуострова военным путем или же ассимилировались и, в конце концов, утратили связь с Южной Русью.

Настя Резниченко,

Источник: https://yagazeta.com/nepoznannoe/tajny/_v_tmutarakani_zarodilos_khristianstvo/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector