Владимирская икона божией матери: какие военные победы русских связывают с ней

Исследователи-материалисты не раз фиксировали неожиданное избавление от вражеских нашествий, которое происходило вслед за молитвами перед чудотворными образами

Богородицу считают покровительницей нашей страны, и особенно сильно ее помощь чувствовалась в тяжкие времена.

Исследователи-материалисты не раз фиксировали неожиданное избавление от вражеских нашествий, которое происходило вслед за молитвами перед чудотворными образами.

В нашей стране есть несколько десятков икон, которые, по мнению историков, сыграли большую роль в спасении страны. Наиболее почитаемые — образы Владимирской, Казанской, Смоленской и Донской Божией Матери.

В начале июня православные отмечали день Владимирской иконы. Она трижды спасала Москву от монгольского разорения. И сегодня, когда сатанисты из-за океана спят и видят, как бы напакостить России, невольно вспоминаются события далекого прошлого.

Владимирская икона Божией Матери: какие военные победы русских связывают с ней
Богородица заставила ТАМЕРЛАНА убраться прочь

Кто напугал Железного хромца

1395 год. На Москву надвигаются полчища Тамерлана. Он ведет на Русь неисчислимые орды, о жестокости которых ходят легенды. Москвичи в ужасе…

Хромоногий полководец Тимур-Тамерлан намерен подавить любое сопротивление огнем и мечом, сжечь русские города, истребить людей или угнать в рабство. Сын Дмитрия Донского, московский великий князь Василий Дмитриевич, решил встретить неприятеля со своей дружиной на берегу Оки, но силы были катастрофически не равны.

Владимирская икона Божией Матери: какие военные победы русских связывают с ней
Узбеки сделали тирана и живодёра уважаемой исторической персоной. Его памятники понатыканы повсюду…

19 миллионов трупов

* Все помнят картину В. Верещагина «Апофеоз войны»: гора черепов в степи. Изначально художник хотел назвать полотно «Торжество Тамерлана»: такие курганы оставляло после себя войско жестокого правителя.

* Завоевав Исфахан (Иран), Тамерлан приказал умертвить всех, кто был старше 14 лет. Головы убитых были сложены в виде пирамиды.

Затем приказал вывести женщин и детей в поле за городом, где отделил детей моложе семи лет. Всадники получили приказ топтать детей лошадьми.

Ни один воин не решался выполнить приказание, и тогда Железный хромец поскакал первым. Воины последовали его примеру. В тот день погибло семь тысяч детей.

* Тамерлан стремился быть хорошим мусульманином, но пил по-черному. Лицемерный и хитрый человек, перед смертью он приказал перебить все горшки с алкоголем, чтобы Аллах увидел, как он покаялся. И завещал положить его тело в ногах праведника. Дабы тот замолвил словечко за него перед Аллахом.

* От рук солдат Тимура погибло 19 миллионов человек. Не щадил ни иноверцев, ни мусульман и не чувствовал угрызений совести. Дамаск, Хива, Багдад — эти древние центры ислама навсегда запомнили жестокость Тимура.

Владимирская икона Божией Матери: какие военные победы русских связывают с ней
…а орден «Амира Тимура» в республике — самый почётный

* Железный хромец был одержим жаждой наживы. Даже создав громадную империю со столицей в Самарканде, он продолжал организовывать новые походы. Лев Гумилев писал: «Начав войну, Тимур должен был ее продолжать — война кормила войско. Остановившись, Тимур остался бы без армии, а затем и без головы».

* Когда вскрыли гробницу Тамерлана в Самарканде, по останкам удалось установить, что Тамерлан не похож на азиата. Его рост составлял 172 см (немало по тем временам), он имел ярко-рыжие волосы и антропологически принадлежал к южносибирской расе.

* В современном Узбекистане Тамерлана сделали национальным героем. Его именем названо множество районов, улиц, площадей, школ и больниц. Учрежден государственный орден Тимура.

Президент Ислам Каримов даже свою резиденцию назвал по примеру «предка» — Ак-Сарай.

Он говорил: «Если кто-то хочет понять, кем являются узбеки, если кто-то хочет постичь всю силу, мощь и неограниченные возможности узбекского народа, его вклад в глобальное развитие, его веру в будущее, то он должен вспомнить эмира Тимура».

Владимирская икона Божией Матери: какие военные победы русских связывают с ней
Отец ТИХОН и ВВП часто беседуют тет-а-тет

Духовник Путина

Владимирская икона Божией Матери — величайшая святыня Русской земли. По преданию, ее написал евангелист Лука на доске от стола, за которым ужинали Иисус, Божия Матерь и Иосиф. Сейчас икона находится в храме Святителя Николая в Толмачах.

Чудесные избавления от захватчиков по молитвам перед этой иконой зафиксированы в 1395-м (нашествие Тамерлана), 1480-м (нашествие хана Ахмата) и в 1521-м (нападение крымчаков под предводительством хана Мехмет-Гирея).

Московский князь надеялся только на Божию помощь. Он послал гонца к митрополиту Московскому и всея Руси Киприану, чтобы тот распорядился принести из Владимира чудотворный образ — Владимирскую икону Божией Матери.

Встречать ее вышли примерно 30 тыс. москвичей. Они столпились на берегу Неглинки — там, где сегодня к Трубной площади идет улица Сретенка.

Пришли все, кто способен стоять на ногах, и все плакали, понимая, что, кроме Небесной Заступницы, надеяться не на кого.

Когда показался Крестный ход с иконой Богородицы, толпа опустилась на колени. И воскликнула: «Пресвятая Богородица, спаси нас!»

В этот день Тамерлан задремал в своем шатре и увидел странный сон: на вершине горы стоит Жена в лучезарном сиянии, окруженная множеством воинов. Она грозно повелела захватчику убираться из России. Воины, окружавшие ее, молниями полетели на тирана. Тамерлан обратился к старцам, и те объяснили, что Жена — это заступница Русской земли Божия Матерь.

«Ясно. Мы не одолеем их», — заявил Тамерлан и развернул войско. Повернув к югу, конница Тамерлана пошла на Золотую Орду. Враждебные Руси города были разграблены и сожжены. Тохтамыш, который в 1382-м сжег Москву, чтоб отомстить за разгром на Куликовом поле, сбежал в Литву. Золотая Орда перестала существовать.

Сейчас на месте, где москвичи ждали икону (на месте сретенья, то есть встречи), стоит Сретенский монастырь. Нынешний его настоятель Тихон (Шевкунов) — духовник Владимира Путина.

Москва — Третий Рим, а четвертому не бывать

На крутых поворотах русской истории чаще являли чудеса Владимирская или Казанская иконы. К Смоленской же Божией Матери традиционно обращались с простыми житейскими просьбами: об исцелении от болезней, о мире в семье, о помощи в трудных ситуациях. Как к первой заступнице перед Богом.

С воинской тематикой было связано лишь спасение Смоленска от орд хана Батыя и драматичные события 1812 года.

В дни Отечественной войны чудотворный образ привезли из Смоленска Кутузову. Фельдмаршал со слезами молился перед ней. А в день Бородинской битвы Смоленскую икону вместе с Владимирской и Иверской обнесли вокруг Белого города, Китай-города и Кремля, а затем носили по военному лагерю на Бородинском поле и служили перед ней молебны.

После победы над Бонапартом икону возвратили в Смоленск, в Успенский собор. А во время оккупации города фашистами в 41-м древняя икона исчезла. Сейчас на ее месте находится чудотворный список (копия) Смоленского образа, датируемый 1602 годом.

Владимирская икона Божией Матери: какие военные победы русских связывают с ней
Перед решающей битвой КУТУЗОВ…

Ошибка корсиканца

Наполеон уже ощущал себя императором священной Римской империи, объединившей всю Европу. Он создал крупнейшую в мире армию, которая поставила на колени континент. Оставалась Россия. Бонапарт считал, что захватить ее — дело нескольких месяцев.

Основной целью Наполеон видел именно покорение Москвы, духовного центра России. Перед войной он говорил, что, если он займет Киев, он возьмет Россию за ноги, если овладеет Петербургом, возьмет ее за голову, но если войдет в Москву, поразит ее в самое сердце.

* Перед походом, по всем законам информационных войн, Наполеон начал массированную пропагандистскую атаку. Газетам была поставлена задача сформировать в глазах Европы образ русского варвара, а Россию представить агрессором.

* Весной 1812-го во Франции был издан огромный 500-страничный труд историка Лезюра «О возрастании русского могущества с самого его начала до XIX века».

Историк ссылался на фальшивку, поддельное завещание Петра I. Якобы тот повелел потомкам объединиться с Англией против Польши, Швеции и Германии, чтобы завоевать Европу, а потом весь мир.

Подлог помогал Наполеону представить поход на Россию как общеевропейскую войну против опасных варваров с востока.

* Император был убежден, что Москва стала центром русского масонства и московские либералы с нетерпением ждут его как освободителя.

Владимирская икона Божией Матери: какие военные победы русских связывают с ней
…молился перед иконой Смоленской Божией Матери. Молитва помогла

* Но ключей от Первопрестольной Бонапарт, как известно, не дождался. А когда, уже сидя в Кремле, увидел зарево пожаров, император побледнел и произнес: «Какое страшное зрелище! Это они сами поджигают свой город… Какие люди! Это — скифы!»

* Когда французы вошли в Москву, император издал указ, запрещающий мародерство. Но солдаты убивали своих офицеров, настаивавших на исполнении указа. Наполеоновская армия 20 лет воевала на чужой территории и привыкла жить грабежом и насилием.

* На оккупированных территориях солдаты Наполеона вели себя так же, как фашисты в Великую Отечественную. Оскверняли церкви, разрывали богатые могилы, чтобы снять со скелетов драгоценности, распинали юных девушек в церковных алтарях.

* Россия потеряла в боях 200 тысяч солдат, а еще — полмиллиона мирных жителей, детей и женщин. В некоторых губерниях потери мирного населения достигали 30 — 38 проц. В XX веке этот страшный рекорд повторили гитлеровцы.

* Когда русские войска вошли в Париж, Александр I наивно решил, что Россия должна проявить благородство и не требовать от Франции компенсацию, хотя ущерб, нанесенный Наполеоном, был колоссален. Сначала французы носили его на руках, предлагали даже стать монархом Франции.

Но чувство благодарности быстро испарилось. Скоро Франция уже участвовала в Крымской войне против России.

А у антироссийской пропаганды появилась новая фишка — идея о том, что цивилизованных европейцев надо защитить от «татарских орд», от злых казаков, насилующих мирных жителей, — прямая аналогия с событиями 1945-го.

Кстати

Французы до сих пор убеждены, что Бонапарт не только победил при Бородино, но и войну на самом деле не проиграл! Селяви…

Владимирская икона Божией Матери: какие военные победы русских связывают с ней

СТАЛИНА НАДОУМИЛ ЛИВАНСКИЙ СТАРЕЦ

Казанская икона Божией Матери — одна из самых почитаемых икон Русской православной церкви. Перед ней молятся о спасении России во время военных действий, о воинах. По доброй традиции родители благословляют ею своих детей, вступающих в брак.

До Москвы оставалось не больше 30 километров. В войска фашистов уже завезли ордена за взятие Москвы и форму для участников парада победы. Эсэсовец Отто Скорцени напишет позже в воспоминаниях, что с колокольни наблюдал в бинокль жизнь внутренних районов Москвы.

Немецкий историк Клаус Рейнгардт в книге «Поворот под Москвой» цитирует письмо офицера абвера: «Десять минут назад я вернулся из штаба нашей пехотной дивизии, куда возил приказ о последнем наступлении на Москву. Через несколько часов это наступление начнется.

Я видел тяжелые орудия, которые к вечеру будут обстреливать Кремль. Я видел полк наших пехотинцев, которые первыми должны пройти по Красной площади. Это конец, дядюшка, Москва наша, Россия наша… Утром напишу тебе из Москвы». Православные всего мира молились тогда о спасении России.

Митрополит гор Ливанских Илия спустился в каменное подземелье и несколько суток без сна и пищи провел перед иконой Божией Матери. Через трое суток бдения ему явилась Царица Небесная. Вот что она сказала: «По всей России должны быть открыты храмы и монастыри и духовные школы.

Священников надо возвратить из тюрем и с фронта. Пусть вынесут чудотворную икону Божией Матери и обнесут ее вокруг города».

Владимирская икона Божией Матери: какие военные победы русских связывают с ней

Источник: https://www.eg.ru/tech/science/46197/

Великая святыня Церкви: Владимирская икона Божьей Матери — Православный журнал "Фома"

Дни празднования – 3 июня (в 2017 году – 1 июня), 6 июля, 8 сентября

Читайте также:  Бразильские староверы: чем они отличаются от русских

В истории и политике Русского средневековья для нынешнего, современного человека, существует немало парадоксов.

Действительно: мы живём в обществе с сильным секулярным сознанием.

Когда представить себе мир, где даже жестокий, по-своему коварный, политик может быть одновременно человеком целиком церковным, верующим, даже достигшим святости — почти невозможно.

Но это для Средневековья парадокс из серии “очевидное – невероятное”. Тогда как раз так и было: верующий и не мыслящий себя без Бога, молящийся, раздающий милостыню, кающийся… и одновременно политически беспощадный, опасный для оппонента, властитель.

Это для Средневековья чуть ли не аксиома. Над которой поднимались немногие, среди коих – Владимир, Борис и Глеб, быть может, ещё Федор Иоаннович… И история, связанная с великой святыней, Владимирской иконой Божией Матери, тоже из числа характерных средневековых. А было так.

В момент обострения борьбы между русскими городами и княжествами, потомок святого Владимира святой благоверный князь Андрей Юрьевич, в народе прозванный Боголюбским, разорил Киев. И в 1169 году силой вывез из опального города икону Богородицы.

Он отправился с нею в сторону Владимира-на-Клязьме, в далекую северо-восточную часть Руси, где стремился укрепить собственную столицу большого и независимого княжества.

Был ли этот поступок проявлением политической дальновидности или же являлся следствием личной пламенной веры – можно спорить.

В те времена практически никакой человек не мыслил мира без Бога, поэтому часто трудно для Средневековья отделить деяния политические от дел веры. Кроме того, церковное Предание сохранило образ иного князя Андрея – молитвенника, святого.

И дошедшие до нас потрясающие храмы, построенные по его воле (вместе с открытиями археологов) подтверждают его высокое личное благочестие и особую ревность к вере.

По воле Божией, образ, первоначально похищенный у киевлян, очень скоро явился святыней не только княжеского дома, но и всего государства, которое создавал Андрей.

 И в этом качестве он “вернулся” и в Киев, и в каждый православный город. Образ стал достоянием православных церковных людей по всей земле. Сейчас святыня эта находится в Москве, в Третьяковской галерее.

Речь идет, конечно же, о Владимирской иконе Божьей Матери.

***

Владимирская икона Божией Матери: какие военные победы русских связывают с нейСоздание известнейшей из дошедших до нас русских икон обычно связывают с именем евангелиста Луки. Он обладал талантом художника и еще при жизни Девы Марии написал несколько Ее портретов. По преданию икона Владимирской Божией Матери была написана именно апостолом Лукой в первом веке от Рождества Христова: по желанию современников апостол изобразил лик Богоматери с Младенцем на руках, причем сделал это на доске стола, за которым в юности Спасителя сидели Иисус Христос, Дева Мария и Иосиф Обручник.Точных подтверждений этому нет, и Церковь не настаивает на буквальной достоверности такого предания, однако и не отвергает его. Существует большое число копий, которые веками переписывались безымянными мастерами из поколения в поколение. Одной из таких икон. возможно, и является и Владимирский образ.

Он был подарен киевлянам Константинопольским патриархом Лукой Хрисовергом как благословение русскому стольному граду. После своего прибытия на Русь икона с 1131 года находилась в Богородичном монастыре, который располагался в Вышгороде – одном из северных пригородов Киева.

Большинство исследователей полагает, что Вышгородскую реликвию создали византийские мастера, но есть вполне обоснованное допущение, что она может иметь и чисто русское происхождение, а написал ее преподобный Алипий Печерский, известный киевский иконописец XI – XII столетий.

Как бы там ни было, уже с самого начала своего существования святое изображение Богородицы особо почиталось русичами, практически сразу сделавшись национальной святыней.

«Киевский период» истории Владимирской иконы совпал со временем княжения Юрия Долгорукого – личности одиозной и противоречивой. Этот человек, по сути, начал активную колонизацию тех земель, которые лежали к северо-востоку от нынешнего Курска.

Собственно, процессы овладения славянами новых территорий протекали и много ранее, но именно Юрий поставил дело на государственный уровень.

И если до него обживаемые дебри северо-восточных лесов были практически ничейными, то примерно при этом князе осваиваемые пространства стали мыслиться уже государственной собственностью – то есть собственностью князя и его клана.

Так постепенно, в противовес сложившимся вечевым порядкам Киева, Новгорода, Смоленска и Галича, утверждались самодержавные тенденции Суздаля, Ростова и Владимира. Единая некогда Русь входила в период раздробленности и несходности различных политических традиций.

Материал по теме

Владимирская икона Божией Матери: какие военные победы русских связывают с ней

Владимирская икона Божией Матери (Инфографика)

Владимирская икона Божией Матери — один из наиболее лиричных типов иконографий Богородицы. В трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: Богородица, ласкающая Сына, предстает как символ души, находящейся в близком общении с Богом.

Будучи проводником абсолютистской политики, Долгорукий, однако, являлся человеком старой закалки. Он крепко держался за Киевский престол, стремился сохранить Киев столицей. А его сын Андрей – человек уже иного склада.

 Он вырос на Северо-Востоке Руси, поэтому родные просторы ему куда милее центральных земель тогдашней Русской земли. И в конечном итоге, он решает окончательно порвать с Киевом, полностью посвятив свою жизнь развитию собственного удела.

А чтобы его начинания получили благословение свыше, князь решает забрать из киевских пределов самую чтимую русскую святыню и перенести ее в столицу северных владений, каковой в то время был город Владимир.

Для Боголюбского такой желанной реликвией была Вышгородская икона – вместе с нею он как бы увозил из Киева его славу, величие, мощь и историю. Переносом образа Богородицы во Владимир Андрей, по сути, объявлял Север наследником древнего стольного града.

Стремление князя освятить свои начинания впоследствии отразились в летописных сказаниях. Например, существует предание, что еще в Вышгороде икона несколько раз была обретаема совсем не в том месте, где ее размещали до этого.

Авторы сводов видят в этих чудесах знак свыше – Богородица словно сама говорила всем, что здесь Она оставаться не хочет, что Ее воля связана отныне не с Киевом, а с Владимиро-Суздальскими землями. Сейчас уже трудно отделить в этих сказаниях легенду от реального исторического  факта.

Бесспорно лишь одно – Владимирская икона действительно сыграла огромную роль в истории России.

Сначала она находилась в Боголюбове – предместье Владимира, где располагалась загородная княжеская резиденция. Но очень скоро ее перенесли в саму столицу и поместили в только что построенный Успенский собор, которым князь очень гордился и считал делом всей своей жизни.

Храм стал постоянным местом пребывания образа. Ежедневно к нему приходили толпы людей, и многим из них по их горячим молитвам Пречистая Дева подавала исцеление и избавление от разных скорбей.

Так продолжалось до самого татаро-монгольского нашествия 1238 года, когда практически все города Руси были разрушены и сожжены завоевателями.

Но волей Божьей в дни страшного разорения икона не пострадала – существует легенда, что ворвавшиеся в собор ордынцы, сдирая со стен все блестящие и имеющие хоть какую-то ценность предметы, попросту побоялись трогать святыню. Они смотрели на лик Богоматери, и их объял невыразимый ужас, заставивший в спешке покинуть храм.

Все годы чужеземного ига святой образ пребывал во Владимире. Но через столетие его на некоторое время принесли в Москву, которая уже стала практически неоспоримым лидером в регионе. Случилось это при набеге Тамерлана в 1395 году.

Тогда жители столицы, сознавая нависшую над ними угрозу и понимая, что полчища завоевателей многократно превышают число русских ратников, пали духом, и ничто не могло изгнать тоску из их сердец.

Тогда митрополит Киприан и приказал доставить в город из Владимира великую святыню – чтобы она воодушевила морально подавленных воинов. И свершилось чудо – Тамерлан отступил, так и не дав боя.

Легенда гласит, что Богородица лично явилась ему во сне вместе со святыми, и это видение устрашило завоевателя. Он решил не рисковать и не иметь дело с духовными покровителями москвичей.

После этого случая икона стала почитаться еще больше, а день изгнания Тамерлана – 26 августа (8 сентября) – вошел в церковный календарь как праздничный. Кстати, с первым прибытием образа в Москву связана история основания Сретенского монастыря и Сретенского бульвара.

В глубокой древности современная Сретенка была дальним пригородом столицы, и именно в этом месте – на Кучковом поле – духовенство встречало («сретало») крестный ход с Владимирской иконой.

Позже в честь этой встречи и местность получила соответствующее название.

В Москве тогда лик Богородицы не остался – его вернули во Владимир, где он находился еще сто лет. Только в 1480 году икону Богородицы окончательно перенесли в Москву, которая уже окончательно закрепила за собой титул столицы всего северорусского государства.

Повод, по которому был организован этот перенос был трагическим – на реке Угра, на восточных рубежах зарождавшейся России стояли два войска – Великого князя Ивана III и хана Ахмата. Они сошлись из-за очень важного вопроса – Москва отказалась признавать Орду своим хозяином.

После долгих маневров армии встретились, но ни одна сторона не решалась начать сражение первой. Воспользовавшись благоприятной ситуацией, русские направили в тыл врага диверсионную группу, и это заставило хана повернуть обратно, по сути, приняв условия москвичей.

И пусть до конца XVII века Москва страдала от нашествий степняков, это были уже именно набеги, а не целенаправленные походы за данью. Россия после «стояния на Угре» перестала быть данником Орды.

Победу над Ахматом русские посвятили Богородице, которой неустанно молились перед пречистым Владимирским образом. И даже праздник дополнительный установили – 23 июня (6 июля). После избавления от ордынского ига Владимирский образ больше не покидал пределов Москвы.

С 1480 по 1918 год икона хранилась в Успенском соборе Кремля слева от главных царских врат.

Она стала поистине общенациональной реликвией, перед ней молились все российские святители и цари, ею благословляли в походы войска, она является свидетельницей самых драматических страниц истории.

Так, в 1521 году стотысячная орда во главе с Махмед Гиреем двинулась на Русь. Наши войска были разбиты, многие города – захвачены, а их жители либо перебиты, либо взяты в плен. Со дня на день москвичи готовились к худшему.

Но даже в такое тяжелое время основной народной массе и боярам было не до подлинного покаяния – столица жила своим обычным ритмом. И вот, одна слепая инокиня увидела, как огромный крестный ход во главе с уже умершими московскими митрополитами, несущими Владимирскую икону, покидал Кремль.

Женщине было открыто, что за грехи жителей столица лишается заступничества Богородицы. Можно представить, что чувствовала инокиня, увидев открывшуюся ей скорбную картину.

Однако сподобилась она и утешения – далее женщина видела, как в Спасских воротах Кремля крестный ход остановили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Они горячо молились перед иконой – долго и слезно.

Материал по теме

Владимирская икона Божией Матери: какие военные победы русских связывают с ней

Владимирская Икона и Третьяковская галерея

Была ли это та самая икона, к которой прикоснулся сам евангелист Лука, — вопрос веры

Богородица услышала их молитвы – крестный ход вернулся в Кремль. Василию Блаженному, московскому юродивому, тоже довелось стать свидетелем этого чудесного действа. Ему было открыто, что Москва будет спасена от захватчиков.

Читайте также:  «как не надо «взаимодействовать с русскими»»: какой инцидент произошел в 1988 году в чёрном море

Так оно и случилось – Махмед Гирей ушел в Орду иным путем, не причинив стольному граду никакого вреда. А ведь все могло быть иначе, но заступничеством святых и самой Богоматери город был спасен. В честь этого события установлено празднование 3 июня.

Пришел кровавый 1917 год, и спустя несколько месяцев после революции и захвата большевиками власти кремлевские святыни были конфискованы. Владимирскую икону вначале направили на реставрацию, затем она экспонировалась в Государственном историческом музее, а в 1930 году ее передали в Третьяковскую галерею.

До 1989 года она находилась в самом здании музея, пока в 1989 году ее не поместили в специальном киоте в восстановленном храме святителя Николая в Толмачах.

Икона принадлежит к древнему типу изображений Богородицы, который называется «Елеуса», то есть «Умиление». Это самые нежные иконы Богородицы, на них Пресвятая прильнула к своему Сыну, а Он – к Ней. Они словно ведут некий внутренний диалог между собою, а молящийся становится как бы участником этого разговора Матери и Богомладенца.

К сожалению, икона почти утратила свой первоначальный вид – от древнего красочного слоя сохранились лишь фрагменты – лики Спасителя и Богородицы, а также элементы одежды. Остальное – более поздние дорисовки, выполненные уже владимиро-московскими мастерами после того, как изображение несколько раз страдало от пожаров.

Но даже в таком виде Владимирская – пожалуй, самая красивая икона среди всех русских памятников. И не зря когда-то Андрей Боголюбский выбрал именно ее. Наверняка неким внутренним чутьем он понимал, что только эта святыня может стать настоящим духовным символом России, выражением ее внутреннего мира и ее многогранной души.

  • Другие статьи о Владимирской иконе Божией Матери читайте в специальной рубрике  журнала “Фома”
  • Владимирская икона Божией Матери: какие военные победы русских связывают с нейНапоминаем нашим читателям, что непосредственно через наш сайт, можно:
  • за одну-две минуты оформить подписку на бумажные выпуски журнала, а также помочь с подпиской на «Фому» малоимущим людям или поддержать иные наши начинания.
  • Благодарны всем нашим молитвенникам и друзьям!

Источник: https://foma.ru/velikaya-svyatyinya-rossii.html

Владимирская икона Божией Матери: какие военные победы русских связывают с ней

Владимирская икона Божией Матери – пожалуй, самая почитаемая из всех икон в русском православии. Трижды в год РПЦ отмечает связанные с ней памятные моменты истории. Икона эта – чудотворная и самая древняя на Руси.

По легенде, она была написана апостолом Лукой, затем кем-то переписана и привезена из Иерусалима сначала в Константинополь, а затем около 1130 года подарена русскому князю Мстиславу Владимировичу греческим митрополитом Михаилом.

Икона имеет огромное значение для исторической памяти русского народа, так как считается, что она спасала Русь от врагов в самые тяжелые и опасные годы.

Исследовательница В.Н. Дёмина изучила, какие даты военных побед считаются Русской православной церковью дарованными иконами пресвятой Богородицы.

8 сентября (26 августа) отмечается избавление Руси от нашествия Темир-Аксака (Тамерлана) в 1395 году; великий князь Василий I перевез икону в Москву, чтобы защитить ее от угрожавшего России завоевателя.

Народ встречал икону на Кучковом поле и просил Богородицу спасти Родину от страшных захватчиков. Гигантская армия Тамерлана у Ельца внезапно повернула и покинула русскую землю, не разорив ее.

По легенде, Тамерлану во сне явилась Матерь христианского Бога и велела ему уходить с земли русской. Это чудо заступничества русские приписали Владимирской иконе. Почитали ее с тех пор еще больше, а с 16 в. у нее стали венчаться на царство русские государи, у нее же избирали митрополитов и патриархов.

Продолжала икона, как считалось, и дальше оберегать Россию. Следующее чудо произошло 6 июля (23 июня) 1480 г. – русские избавились от хана Ахмата Ордынского. В 1480 г. окончательно завершилось ордынское иго, а ознаменовала это окончание военная победа русских в так называемом «стоянии на реке Угре».

Великий князь Иван III сумел одолеть Ахмата – отправил в тыл татарам диверсантов и вынудил хана уйти с войском в Орду. При этом во время «стояния на Угре», когда русская и ордынская армии стояли друг против друга, ожидая решающей битвы, русские ежедневно совершали молебны перед Владимирской иконой. Она, по мнению воинов, и помогла.

Столь неожиданным казался уход войска Ахмата в степь, что только усиленной молитвой можно было объяснить это событие.

Развернувшаяся после 1480 г. в татарском государстве смута ослабила ордынцев настолько, что их влияние на Руси уже никогда не восстановилось. Впрочем, еще раз Владимирская икона Божьей матери спасла Москву – 3 июня (21 мая) 1521 г., когда на город напал крымский хан Мехмет-Гирей.

Молились иконе Богородицы и в этот раз, прося о заступничестве. Хотя татары сильно пожгли и разорили пригороды и много пленили людей, а также осадили Рязань, но саму Москву не захватили, не сожгли, и в итоге отступили домой, на юг.

В решающий момент обороны столицы воеводам удалось собрать войско, узнав о котором, Мехмет-Гирей в последний момент отказался от попыток взять русскую столицу.

Еще одна легенда о том, как спасла Богородица Россию, относится к периоду Великой Отечественной войны – легенда о «воздушном крестном ходе». Источниками ее являются слухи и сомнительные свидетельства, но от этого она не становится менее увлекательной.

Утверждается, что в разгар наступления немцев на Москву в конце 1941 г. Сталин, уже готовый прибегнуть к любым, даже самым невероятным средствам борьбы, тайно приказал облететь столицу СССР самолету с иконой Божией Матери на борту.

Правда, есть в этом сказании разночтения – неясно, была то Казанская икона, Тихвинская или Владимирская, и был ли, помимо облета Москвы, обход с иконой оборонительных позиций красноармейцев на подступах к городу.

Как утверждает легенда, сразу после ритуала резко похолодало и начался сильный снегопад – так Богородица помешала немцам победить русских. Молились иконам Божией Матери о победе и позже – во время Сталинградской битвы.

Так или иначе, хотя историки все еще спорят, имеет ли эта красивая легенда под собой реальные основания, Москва устояла. 5 декабря 1941 г. Красная армия перешла в контрнаступление, в результате которого немцы были отброшены от столицы более чем на сотню километров. В дальнейшем вермахт оказался уже не в состоянии угрожать непосредственно советской столице.

События 1941 г. – последние в истории, которые связывают с чудотворными свойствами иконы Богородицы. Сегодня Владимирская икона Божией Матери хранится в Храме Святителя Николая в Толмачах (Москва) и все еще (надеемся) оберегает столицу России.

Источник: https://cyrillitsa.ru/history/100177-vladimirskaya-ikona-bozhey-materi-kak.html

Иконы Божией Матери на полях сражений русского воинства

Человек в трудную минуту зовёт на помощь родную матушку. Русские люди в тяжкую годину призывают Матерь Божию. Вся российская история подтверждает, что упование на помощь Небесной Заступницы не бывает  напрасной. Об иконах Богородицы на войне в нашем материале.

Не удивительно, что православные считают Русь уделом Пресвятой Богородицы.

Когда русский народ возлагает упование на свою Взбранную Воеводу от всего сердца, тогда силы возрастают, приходит воодушевление, безстрашие и готовность душу свою положить за родное Отечество.

А если человеческих усилий не хватает, тогда заступает Сила Божия. Все важнейшие переломные события отечественной истории происходили под сенью образов Спасителя и Богородицы.

Почему так много икон Богородицы?

В житии благоверного князя Андрея Боголюбского приводится рассказ о походе на волжских булгар в 1164 году. Пред войском несли хоругви, Животворящий крест и чудотворную икону Владимирскую. Поход был успешным. Пленники освобождены, угроза набегов устранена.

Донская икона Божией Матери

На Куликовом поле, где впервые собралась общерусская рать во главе с
князем Димитрием, чтобы сбросить ордынское иго, велико было упование на помощь
Божию.

Велико было мужество русских ратников в битве на Дону. Значима была и
победа, приблизившая час освобождения.

С тех пор икона Богородицы, принесённая
на битву донскими казаками, пред которой молился князь Димитрий и всё воинство,
стала именоваться Донскою.

В 1395 году над Русью нависла смертельная опасность. Полчища
Тимура (Тамерлана), уже завоевавшие Среднюю Азию, Кавказ и Персию, вторглись в
русские пределы и захватили Елец. Москва, недавно разорённая ордынцами  и потерявшая множество воинов в борьбе с
Мамаем, не имела сил противостоять вторжению.

Тогда русские люди обратили свою
мольбу о спасении к Богородице. Крестный ход с чудотворной Владимирской иконой двинулся из Владимира
навстречу врагу. В день встречи иконы в Москве Тимур неожиданно повернул свои
войска и увёл их в южные степи.

Русская земля была спасена от погрома, а
разоритель Москвы хан Тохтамыш был разбит войсками Тимура.

В 1480 году пришло время окончательного избавления от ордынского
ига. Хан Ахмат (Ахмет), разгневанный непокорностью князя Ивана III, выступил со
всем своим войском, но был встречен общерусской ратью на реке Угре.

В русском
стане находилась Владимирская икона Божией Матери, перед которой
непрестанно совершались молебны. Четыре дня продолжалось вооружённое
противостояние.

Ахмат так и не смог преодолеть этот рубеж, и был вынужден
оставить русские пределы, после того как русские вместе с союзными нам тогда
крымскими татарами предприняли обходной манёвр. Настал час освобождения Руси!
Река Угра с тех пор стала называться «поясом Богородицы».

Великое стояние на Угре

В 1547 году накануне Казанского
похода Иоанн Васильевич Грозный пришёл в Тихвин для поклонения чудотворной
иконе Божией Матери. После успешного похода Царь основал здесь Тихвинский Успенский монастырь.

Этот монастырь уже в
смутное время выдержал долговременную осаду шведских войск. Обороной руководил
князь Семён Прозоровский, впоследствии принявший здесь монашеский постриг. А
монастырь с тех  пор стали называть «Домом Богоматери».

Псково-Печерская икона Богородицы помогла избавить Псков от осады войск польского короля Стефана Батория в 1581 году.  В память чудесного избавления древнего города при царе Феодоре Иоанновиче икона была украшена жемчугом и драгоценными каменьями: алмазами, изумрудами, яхонтами и аметистами.

В 1591 году новая опасность нависла над Русью. Огромные орды
крымского хана Казы Гирея подступили к самой Москве и уже стояли на Воробьёвых
горах. Для ободрения защитников города Царь Федор Иоаннович повелел вынести к
ним чудотворную Донскую икону.

Крестный ход с этой иконой прошёл по всем стенам Москвы, а затем её
торжественно поставили в походной церкви. Все попытки крымчаков овладеть
городом были отбиты. Неожиданно хан в панике поспешно отступил, бросая по
дороге всё награбленное.

Это был последний набег крымских татар, когда им
удалось дойти до Москвы.

Минин и Пожарский с Казанской иконой

Смутные годы начала XVII века довели страну до края гибели. От
безисходности население присягнуло польскому королевичу Владиславу, в кремле
хозяйничали поляки, первое ополчение распалось.

Новое народное ополчение,
собиравшееся в Нижнем Новгороде, восприяло Казанскую икону как свою духовную
предводительницу. Накануне штурма Кремля в рядах русского ополчения был объявлен
трехдневный пост и сугубая молитва перед Казанским образом Богородицы.

22
октября/4 ноября 1612 года, ополченцы Минина и Пожарского штурмом
овладели Китай-городом, и спустя два дня освободили Кремль.

В начале XVIII века
Шведская корона распространила своё господство по всему северу Европы и
намеревалась покончить с Россией, стоявшей на пути её победного марша. Под Полтавой решалась судьба
России и всей Европы.

В войска была принесена из Каплуновки местночтимая икона
Божией Матери именуемая Каплуновская. Накануне сражения этой иконой
благословляли коленопреклоненных воинов. Царь Петр неоднократно молился перед
ней, испрашивая благословения и победы.

Баталия была выиграна, а непобедимая
шведская армия нашла своё последнее убежище в русской земле. Грозная шведская
держава отныне не посягала на русские владения.

Читайте также:  Чем жиганы отличались от уркаганов

Решающее сражение Отечественной
войны 1812 года
произошло на Бородинском поле. Русские войска, уходя
из Смоленска, взяли с собой Смоленскую икону Богоматери. Перед судьбоносной битвой «Матушку Смоленскую»
пронесли перед полками, и верховный главнокомандующий М.И.

Кутузов преклонив
пред ней седую голову, молил о заступлении. Жестокая кровопролитная битва
предопределила весь последующий ход войны, в которой властитель Европы Наполеон
схоронил военную армаду из «двунадесяти язык» на необъятных и непокорённых
российских просторах.

Впоследствии трофеи разгромленных французов были положены
в Казанском соборе Петербурга, рядом с местом упокоения  полководца Кутузова.

М.И. Кутузов накануне Бородинского сражения пред Смоленской иконойАлбазинская икона «Слово плоть бысть»

Освоение необозримых и
глухих сибирских земель вплоть до самых берегов Великого океана происходило с
благословением Царицы Небесной.

В далёкой крепости Албазин на Амуре икона, именуемая «Слово
плоть бысть
»,  укрепляла духом
русских воинов-первопроходцев при китайских набегах. В 1900 году китайцы осадили Благовещенск, куда ранее была
перенесена Албазинская икона.

Всё время осады в Благовещенском храме непрерывно шла служба и читались
акафисты. По заступничеству Богородицы удалось отогнать неприятеля от города.

Ещё до начала
русско-японской войны для поддержания духа защитников Порт-Артура была написана
икона Божией Матери. Эта икона, созданная на народные деньги, была доставлена
из Киево-Печерской лавры во Владивосток в 1904 году.

Но все попытки перевезти
её в Порт-Артур оказались неудачными. Духовная святыня так и не достигла
осаждённого гарнизона — город был сдан.

Лишь в конце XX века копия Порт-Артурской иконы была доставлена в
город, где была совершена заупокойная литургия по погибшим воинам.

В 1914 году у города Августов Сувалкской губернии Российской империи (ныне территория Польши) произошло удивительное явление. По рассказам солдат Царскосельского кирасирского полка в ночь с 7 на 8 сентября они увидели на небе Божию Матерь с младенцем. Правая рука её указывала на запад. Последовавшее затем сражение, ознаменовалось победой русского оружия.

Августовская икона. Явление Божией Матери пред русским воинством

В этом бою ни один из свидетелей чудного явление не погиб. Через два года Святейший Синод «признает необходимым запечатлеть помянутое событие явления Божией Матери в памяти последующих поколений русского народа и посему определяет: благословить чествование в храмах Божиих и домах верующих икон, изображающих означенное явление Божией Матери русским воинам…».

По месту явления икона стала именоваться Августовской.

В последние годы стали
известны свидетельства о небесном заступничестве за Россию и её воинство во
время Великой Отечественной войны.

При подходе немецких войск
к Ленинграду Казанская икона
Божией Матери была обнесена вокруг города на Неве. И произошло
удивительное. Гитлер приказал остановить танки. Враг так и не переступил невидимую
границу, намеченную крестным ходом.

Позже Казанскую икону перевезли в Богоявленский Собор московского Кремля, а затем в Сталинград.  И вновь врагу не удалось захватить город.

Крестный ход в Сталинграде

Согласно рассказу лётчика
А.Е. Голованова (впоследствии маршала авиации) 8 декабря 1941 года был совершён
облёт вокруг Москвы с чудотворным образом Богоматери Тихвинской. Враг был остановлен на подступах к
столице.

Свято-Крестовская икона Божией Матери, явленная в Будёновске (прежнее название Святой Крест)

Сохранились рассказы
очевидцев о явлении Божией Матери в небе Восточной Пруссии в конце войны под стенами Кёнигсберга.
Вскоре неприступный город-крепость был захвачен нашими солдатами.

Все эти свидетельства
говорят о том, что и в послереволюционное время сохранилось заступничество
Божией Матери за Россию
, и что эти годы нельзя называть безбожными.
Правильнее говорить о некоторых безбожных властителях советского времени.

В наши беспокойные дни
заступничество Царицы Небесной за Русскую Землю не прекращается. Так было и во
время войны на Северном Кавказе, и в 2008 году в Южной Осетии, и в 2014 в Крыму
и Новороссии. Все эти знамения неопровержимо свидетельствуют о том, что Россия,
как и встарь, остаётся уделом Пресвятой Богородицы.

Источник: https://media.elitsy.ru/otvety/ikony-bozhiej-materi-na-poljah-srazhenij-russkogo-voinstva/

Избавление Руси от ига Тамерлана и другие чудеса Владимирской иконы Божией Матери

Перед ней присягали на верность Родине, молились перед решающими военными сражениями, она спасала от бед и напастей, подсказывала верные решения, укрепляла веру и смягчала сердца.

Одна из главных православных святынь много раз становилась не только свидетельницей, но и участницей важнейших событий.

Перед ней присягали на верность Родине, молились перед решающими военными сражениями, она спасала от бед и напастей, подсказывала верные решения, укрепляла веру и смягчала сердца.

В день празднования Владимирской иконы Богоматери по случаю избавления Москвы от нашествия хана Ахмата предлагаем вспомнить о чудесах Пресвятой Богородицы.

Благодаряще Тя о великих благодеяниях

История чудес Владимирской иконы Божией Матери насчитывает не одно столетие. Она была прислана в 1132 году патриархом Лукой Хризовергом из Константинополя в Киев сыну Мономаха великому князю Мстиславу. Святыню поставили в вышгородском монастыре, что под Киевом, и совсем скоро по земле пошла молва о ее чудесах.

Как известно, из Вышгорода икону тайно забрал Андрей Боголюбский, когда уезжал в Ростово-Суздальское княжество. По дороге кони, запряженные в повозку с иконой, остановились на берегу реки Клязьмы вблизи Владимира. Решив, что лошади устали, их заменили новыми. Результат остался прежним — кони не двигались.

Боголюбский припал к чудотворной иконе и начал молиться. Во время молитвы, а, может, во сне к нему явилась Пресвятая Дева и велела поставить икону во Владимире. Возможно, это стало еще одной причиной, почему великий князь сделал Владимир столицей.

Он построил белокаменный храм в местечке, которое назвал Боголюбовым, где на некоторое время оставил чудотворную икону. Затем он отстроит во Владимире величественный собор в честь Успения Божией Матери и перенесет икону в него. Вспомним и об еще одном чуде, произошедшем на владимирской земле.

Во время строительства Золотых ворот произошло обрушение свода, обломками которого была придавлена дюжина человек. Винивший себя в смерти людей князь усердно молился перед образом. Спустя время ему доложили, что чудесным образом все участники происшествия остались живы.

Спаси, Госпоже, и помилуй

Заметим, что благоверный князь был непосредственным свидетелем многих чудес Богородицы, а ряд исследователей считают, что «Сказания о чудесах Владимирской иконы Божией Матери» созданы при непосредственном участии самого Боголюбского. Он свято верил в ее заступничество и покровительство, потому всегда брал святыню с собой во время военных походов.

Не стал исключением и поход 1164 года против Волжской Булгарии. Перед сражением князь молился перед образом Богоматери: «Всяк, уповай на Тя, Госпоже, не погибнет. И я грешный имею в Тебе стену и покров». Вслед за князем о покровительстве и с надеждой на помощь вознесли молитву и воины.

После победы великий князь повелит отслужить благодарственный молебен, во время которого икона Богородицы озарит воинов благодатным светом.

Молим Тя: сохрани град сей
Именно с иконой Владимирской Богоматери связывают и избавление Руси от ига Тамерлана. В 1395 Русь дрогнула от разорений, убийств и жестокостей, творимых огромным войском Тамерлана. Сын Дмитрия Донского московский князь Василий Дмитриевич решил встретить захватчиков на берегу Оки. Казалось, русские воины были обречены на гибель в сражении с огромными полчищами. Уповая на чудо и Божию милость, князь велел митрополиту Киприану перенести образ Богоматери из Владимира в Москву. Встретивший икону на Кучкове поле народ слезно умолял Богородицу спасти землю русскую. И Заступница вновь явила чудо! В то время, когда москвичи с трепетом и надеждой молились перед образом, Тамерлан дремал в своем шатре и видел кошмарный сон. На вершине огромной горы с золотыми жезлами в руках стояли святители, над которыми в лучах света — невиданной красоты и величия Жена в окружении войска. Грозно взглянув на Тамерлана, она повелела ему покинуть Русь. В тот же миг окружавшие ее воины устремились на Тамерлана. Проснувшийся в холодном поту Тамерлан велел своим советникам истолковать видение, на что мудрейшие из них ответили, что во сне явилась к нему Матерь Бога Христианского и заступница русских. Со словами «Мы не одолеем их!» Тамерлан приказал своему войску отступать. В великой радости народ и великий князь благодарили Богородицу не только за спасение Москвы, но и всей русской земли. А в память о заступничестве на месте встречи иконы построили церковь и монастырь, названный Сретенским.

Утверди нас в вере Христовой

По другому преданию во время отступления Тамерлана владимирцы стали просить великого князя вернуть икону, однако получил отказ — Защитницу земли Русской «приличнее» иметь в Москве. Во второй раз владимирцы стали просить князя, ссылаясь на народное роптание.

Князь повелел арестовать дерзких просителей, а во Владимир был отправлен человек с велением наказать недовольных. Однако Матерь Божия спасла от наказания «неразумных грешников» за усердие, с которым они пытались вернуть себе икону.

Однажды перед утрени пришедший в Успенский Собор Московского Кремля пономарь дивился двум абсолютно одинаковым иконам Богоматери, которые стояли рядышком. В свидетели он призвал людей, пришедших в церковь, а затем и великого князя с митрополитом.

Приведя под стражей арестованных владимирцев, им предложили выбрать один из образов, что те и сделали. Через несколько дней после литургии и молебна великой князь взял выбранную икону Богоматери, донес ее до возводимого Сретенского монастыря и торжественно вручил радостным владимирцам.

Сохрани Землю русскую от губительства

В 1480 году, разозленный отсутствием дани от русских, хан Золотой Орды Ахмат двинулся с огромным войском на Русь. Иоанн Третий готовился встретить Ахмата на реке Угре, именуемой охраняющим русские земли поясом Богоматери. Татары решили подождать, пока реку скует лед.

Когда же река покрылась льдом, Иоанн Третий повелел своим воинам отступать. Татары же решили, что царь предпринимает ловкий маневр, заманивая их в ловушку, и… бежали. В летописях находим: ««Да не похвалятся легкомысленные страхом их оружия.

Нет! Не оружие и не мудрость человеческая, но Господь спас ныне Россию».

Еще одно избавление приписывается заступничеству Божией Матери — в 1451 году ногайский царевич Мазовши услышал, будучи практически у московских стен, необыкновенный шум и, решив, что на него идет огромное войско великого князя, поспешил удалиться. Тем шумом была вселенская молитва перед Святым образом о заступничестве и покровительстве.

Согрей сердца их ревностию о Бозе

В 1521 году казанские, ногайские и крымские татары, возглавляемые Мехмет-Гиреем, опустошив все на своем пути, подошли к Москве. Нападение было настолько стремительным, что, не успевшие собрать необходимое количество воинов, русские уповали только на покровительство своей Защитницы. Народ горячо и неустанно возносил молитву. Вместе со всеми молился и юродивый Василий. По преданию, во время одной из таких молитв перед вратами Успенского собора он услышал в храме сильнейший шум. Двери собора распахнулись, и чудотворная икона сошла с места. Юродивый услышал голос: «Выйду из града с Российскими святителями», а затем увидел пламя, которое через мгновение пропало. Той же ночью слепой монахине Вознесенского монастыря явилось, будто от ворот Московского кремля, словно крестным ходом, идут святители, которые уносят чудотворный образ из Москвы. Уж не знак ли это Божественного гнева за грехи москвичей? Упоминается и об еще одном видении одной отроковицы: навстречу «собору» святых мужей спешат Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Пав перед шествием, старцы вопрошали: «Зачем уходите из города, оставляя его один на один со страшной бедой?» На что святители в скорби отвечали: «Много молили мы Всемилостиваго Бога и Пречистую Богородицу об избавлении от предлежащей скорби; Бог же не только повелел нам выйти из города, но и повелел вынести с собою чудотворный образ Пречистой Его Матери; ибо люди эти презрели страх Божий и о заповедях Его не радели, и посему попустил Бог прийти варварскому народу, да накажутся ныне и чрез покаяние возвратятся к Богу». Сергей и Варлаам смогли уговорить святителей умилостивить Бога — начался молебен, после которого город осенили крестом, а святители вернулись с иконой в Кремль. [С-BLOCK]

Гирей так и не вошел в город. В летописях сказано, что посланные жечь московские посады татары заметили вблизи Москвы русское войско, о чем и рассказали хану. Но тот усомнился и послал своих начальников подтвердить или опровергнуть рассказ. Те же действительно увидели под стенами города огромное войско. Гирей бежал, и Москва была спасена.

Избави нас от искушения

В 1605 году находящийся у власти Лжедмитрий Первый решил свергнуть патриарха Иова. Ворвавшиеся в Успенский собор люди напали на патриарха во время свершения им литургии и начали рвать с него одежды.

Со словами: «Здесь пред этою святою иконою я был удостоен сана архиерейскаго и 19 лет хранил целость веры; ныне вижу бедствие церкви, торжество обмана и ереси: Мати Божия, спаси православие» патриарх снял панагию и возложил ее к чудотворной иконе Богоматери.

И на этот раз Пресвятая Дева спасла православную веру — менее чем через год после воцарения Лжедмитрия князь Шуйский, испросив перед Святым образом небесной помощи для свержения самозванца, успешно реализовал задуманное.

Источник: https://weekend.rambler.ru/other/42282380-izbavlenie-rusi-ot-iga-tamerlana-i-drugie-chudesa-vladimirskoy-ikony-bozhiey-materi/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector