Зачем княгиня ольга хотела породниться с европейскими монархами

Кем была княгиня Ольга? Расчетливым и мудрым политиком, безжалостным к своими врагами, или великой равноапостольной святой, канонизированной православной церковью?

Зачем княгиня Ольга хотела породниться с европейскими монархами

Год рождения княгини – предмет исторических споров. Известно, что она жила в 10-м веке. Что касается места рождения Ольги (Хельги), это, предположительно, была Болгария. Другие источники указывают, что будущая княгиня была простой девушкой из Пскова.

История знакомства Ольги с мужем Игорем Святославовичем также полна загадок. По известной версии, юная девушка зарабатывала на жизнь паромщицей в Псковских землях.

Князь, желая перебраться на другой берег, обратился к ней за помощью, после чего пожелал войти с юной девицей в связь. Она же ответила ему жестким отказом, сказав, что лучше ей утопиться, чем потерять свою честь.

Это покорило юного Игоря, и, когда прошло немного лет, княжеские сваты поехали именно к Ольге.

Летописи свидетельствуют о том, что князь был далеко не образцовый муж, но свою супругу он уважал: Ольга была очень рассудительной и чрезвычайно волевой женщиной.

Зачем княгиня Ольга хотела породниться с европейскими монархами

Живя в кругу царских интриг, княгиня вынуждена была приспосабливаться. В ее характере появились расчетливость и даже жестокость. Когда древляне убили ее мужа за то, что тот облагал их слишком большой данью, княгиня безжалостно расправилась со всей знатью древлян.

После расправы (одних древлянских послов Ольга приказала закопать заживо, а других сожгли в бане) никто более не осмеливался оскорблять или спорить с суровой княгиней.

 По причине малых лет сына Святослава Ольга взяла бразды правления в собственные руки. Но и тогда, когда мальчик пришел возраст, княгиня продолжала править Русью: Святослав слишком увлекался войнами.

В итоге, княжила Ольга 17 лет.

За время своего правления, княгиня разработала жесткую систему налогообложения, проведя серию административных реформ; затеяла серьезное и доселе невиданное на Руси каменное строительство; границы многих городов укреплялись каменными стенами; Киев стал привлекателен для купцов во многом благодаря своим искусным строениям; Ольга централизовала власть, подавляя бунты; установила первые границы с Польшей; уничтожала языческих идолов и поддерживала христиан и христианство.

Зачем княгиня Ольга хотела породниться с европейскими монархами

В историю она вошла великой женщиной, с крещением которой Русь стала приобретать христианские черты. Ее дело продолжил и завершил внук Владимир, крестивший Русь.

Считается, что крещение для Ольги было делом политически выгодным: она должна была занять достойное место среди византийской элиты. Но на деле факт крещения не принес особых бонусов государству. Очевидно, что дело было именно в вере.

Сильная и властная Ольга, державшая в своих руках Русь, рано задумывалась над смыслом жизни. Где и как прошло ее крещение достоверно не известно. Однако большинство историков склоняется к мнению, что крещена княгиня была императором Константином в Византии.

Зачем княгиня Ольга хотела породниться с европейскими монархами

После принятия христианства Ольга занялась уничтожением языческих капищ и многочисленных идолов, поддерживая при этом христиан. Сына Святослава Ольге не удалось обратить ко Христу. Лояльный к христианству, он не спешил отказываться от язычества, опасаясь, что от него отвернутся друзья-язычники.

Летописная легенда гласит, что княгиня Ольга, известная своей мудростью и красотой, очень понравилась Константину, императору Византии.

До крещения он предлагал Ольге руку и сердце, но та ответила отказом, ссылаясь на то, что она язычница, а он христианин, а значит, их брак невозможен.

А когда крещение свершилось (по одной из версий именно Константин крестил княгиню), он спросил ее, могут ли они пожениться после свершившегося? Ольга ответила: теперь ты — мой крестный отец, и мы не можем быть супругами. Император похвалил княгиню за мудрость, отпустив с миром.

Зачем княгиня Ольга хотела породниться с европейскими монархами

Важно понимать, что невероятная жестокость Ольги, проявившаяся в мести древлянам, была вполне закономерна и ожидаема по языческим меркам того времени.

Но, с точки зрения современного сознания, — это жутко. Надо полагать, что княгиня Ольга (в крещении —  Елена), причисленная в 1547 году к лику святых, кардинально изменилась после крещения.

Став по итогу другим человеком, преображенным внутренне.

В начале 11 века мощи равноапостольной княгини Ольги, которые до этого момента хранились в храме Успения Пресвятой Богородицы, были перенесены в Киев, в Десятинную церковь. Легенда гласит, что ее мощи остались нетленны, в чем можно было убедиться, глядя на усопшую через маленькое окошко в склепе.

Зачем княгиня Ольга хотела породниться с европейскими монархами

Источник: https://diaryrh.ru/istoricheskij-portret/knyaginya-olga-ot-zhestokosti-k-svyatosti

Святая княгиня Ольга. Моменты истории — Православный журнал "Фома"

Великая княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшим христианскую веру. Однако после ее крещения княжеская дружина и весь народ оставались еще язычниками. Даже сын будущей святой, великий князь Киевский Святослав Игоревич, не был христианином.

Согласно «Повести временных лет», Ольга крестилась в 957 году в столице Византии – Константинополе. Она отправилась туда, поручив Киев сыну Святославу, который к тому времени подрос и мог управлять государством.

В Царьграде император Константин VII Багрянородный и патриарх Константинопольский Феофилакт крестили русскую княгиню лично: «И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице-матери императора Константина I».

На христианском Востоке было принято крестить в честь какого-либо святого, а имя Ольга было в то время еще языческим, поэтому ее крестили в честь матери императора Константина Великого Елены. Правда, теперь, имея святую с именем Ольга, христиане могут называть в честь нее своих детей.

Патриарх напутствовал Ольгу словами: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Благословят тебя русские люди во всех грядущих поколениях, от внуков и правнуков до отдаленнейших потомков твоих».

***

Как известно, княгиня Ольга славилась разумом и красотой. К моменту крещения она была вдовой. Согласно  летописной легенде, византийскому императору Константину русская княгиня так понравилась, что он захотел взять ее в жены.

Но Ольге это пришлось не по сердцу, она отвергла притязания императора, сославшись на то, что она язычница, а он христианин, и такому браку совершаться не подобает.

Когда же Ольгу окрестили (император Константин стал ее крестным отцом), он у нее спросил: «Ну, теперь ты христианка, теперь ты пойдешь за меня?» На что она ответила: «Нет, теперь я твоя крестная дочь, и в брак мы с тобой вступить не можем». Константин похвалил ее за разумность, богато одарил и отпустил домой.

Жизнь княгини

Будущая святая и великая княгиня родилась примерно в 890 году. Имя ее – Ольга – было русским вариантом скандинавского имени Хельга, что переводится, как «светлая», «священная». Она была простой, ничем не знаменитой девушкой, хотя и происходила из забытого рода Изборских князей.

Мужем княгини Ольги был Киевский князь Игорь, с которым она случайно познакомилась на берегу реки в Псковской земле. На киевский престол княгиня Ольга вступила после того, как князя Игоря убили древляне. Правила она семнадцать лет – с 945 по 962 годы. У Ольги был сын – великий князь Святослав Игоревич.

Материал по теме

Зачем княгиня Ольга хотела породниться с европейскими монархами

Княгиня Ольга. История преображения

Искала ли Ольга крещения в Константинополе? Вряд ли. Во всяком случае, это не могло быть главной причиной ее визита. Стать христианской она могла, не покидая «стольного града», — отыскался бы священник.

В начале своего княжения Ольга прославилась как жесткая, даже жестокая правительница. Первым ее деянием была месть древлянам, убившим ее супруга. Войска Ольги безжалостно жгли, рубили древлян, и даже закапывали их живьем.

После этого никто уже не посмел поднять на Ольгу руку, и она по причине малолетства сына Святослава стала единоличной правительницей Новгородских, Псковских и Киевских земель.

Впрочем, даже когда Святослав вырос, власть практически оставалась в ее руках, поскольку страстью сына была война, а государством управляла его мать.

Ольга провела мощную административную реформу, выработала схему налогообложения, начала активное каменное строительство, бывшее дотоле на Руси делом неслыханным. И все-таки в народной памяти княгиня осталась не жесткой правительницей, а именно христианкой – первой среди Рюриковичей.

После крещения Ольга прожила чуть больше десяти лет. Она умерла в 969 году и была похоронена по христианскому обряду. Внук великой княгини – святой равноапостольный Владимир, Креститель Руси, перенес ее мощи в знаменитую Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы, первый каменный храм Древнерусского государства.

Тогда же, в период правления святого равноапостольного князя Владимира, Ольгу стали почитать как святую. День памяти святой Ольги (в крещении Елены) отмечали 11 июля (24 июля по новому стилю). В 1547 году великую княгиню причислили к лику равноапостольных святых.

***

По «Повести временных лет» свадьба князя Игоря и Ольги произошла в 903 году, когда Ольге уже исполнилось 12 лет.

Однако эта дата неоднократно оспаривалась историками в связи с тем, что своего сына Святослава она родила только в 942 году, то есть в 51 год, что выглядит, очевидно, крайне странно.

По мнению исследователей, наиболее вероятно, что дата – 903 год – возникла уже позже, когда изначальные древнерусские летописи пытались привести в относительно стройный хронологический порядок.

***

Первый раз, когда к Ольге прибыли послы древлян, просить о милости за убийство мужа, она приказала вырыть глубокую яму и закопать их там живьем, причем вместе с кораблем. Когда прибыли другие древлянские послы, она приказала затопить им баню, где они и были сожжены живьем.

Потом княгиня приехала в земли древлян справить тризну на могиле мужа, во время которой древлян напоили и, по некоторым летописным сведениям, перебили пять тысяч человек. После этого древляне прислали Ольге в виде дани птиц, а она велела привязать к их лапам горящие тряпки и отпустить домой. Птицы вернулись на свои насиженные места и, тем самым, сожгли город древлян.

В этой истории нужно понимать два момента. Во-первых, совершая эти поступки, Ольга была еще язычницей, а не христианкой. То есть, она еще не изменилась внутренне. Во-вторых, поведение княгини, по языческим меркам, было вполне закономерным.

***

В 1007 году, после постройки Десятинной церкви в Киеве, тело княгини Ольги было перенесено в этот храм. По легенде, в каменном склепе было проделано окошечко, и было видно, что останки этой великой женщины нетленны.

 Значение в русской истории

Великая княгиня Ольга вошла в историю как одна из создательниц русской государственности. Она объезжала русские земли, подавляла бунты мелких поместных князей, централизовала государственное управление с помощью системы «погостов».

Погосты – финансово-административные и судебные центры – стали крепкой опорой княжеской власти в удаленных от Киева землях.

Благодаря великой княгине значительно выросла оборонная мощь Руси. При ней вокруг городов вырастали крепкие стены. Ко времени ее правления историки относят установление первых государственных границ России – на западе, с Польшей.

Киев времен великой княгини был центром притяжения для иноземных купцов; рос за счет каменных строений, порой очень искусных, как, например, городской дворец Ольги. Его фундамент и остатки стен археологи нашли в 70-е годы XX века.

Приняв христианство, Ольга всеми средствами поддерживала немногочисленных христиан Киева: уничтожала языческих идолов, строила храмы, поощряла проповедь Евангелия.

Читайте также:  Через что должна пройти душа православного, чтобы попасть в рай

***

Иконография святой княгини Ольги – традиционная для всех равноапостольных святых. Равноапостольные – те святые, которые служили Господу, просвещая людей светом Христовым. Святую Ольгу традиционно изображают на иконах стоящей.

В правой руке у нее – крест, символ проповеди Христовой, которую вели все равноапостольные святые. В левой руке – символическое изображение храма. Еще один традиционный образ княгини – вместе с равноапостольным князем Владимиром.

Зачем княгиня Ольга хотела породниться с европейскими монархами

***

Памятников святой княгине Ольге существует несколько. Один из самых известных – в Киеве, на старинной Михайловской площади. Это целая скульптурная композиция. В центре – княгиня Ольга, по правую сторону от нее – апостол Андрей Первозванный, по левую – святые Кирилл и Мефодий. Открыли памятник больше ста лет назад – в 1911 году.

Скульптурная композиция была элементом большого проекта «Исторический путь» – по всей Украине возводили монументы в честь первых русских князей. По задумке авторов, памятники должны были сформировать своеобразную аллею от Софийской до Михайловской площади.

Николай II дал добро на создание этой аллеи и выделил на строительство 10 000 рублей.

В советские годы памятник святой Ольге постигла печальная участь. В 1919-ом статую сбросили с пьедестала и разломали на две части. Боковые скульптуры заколотили досками. Вместо княгини Ольги установили бюст писателя Тараса Шевченко. В 1920-х годах скульптурную композиция и вовсе демонтировали, а на ее месте разбили сквер.

В 1996 году в сквере провели раскопки – археологи нашли некоторые части разбитой фигуры великой княгини Ольги. Куски старого монумента скрепили и поставили в парке скульптур Ивана Кавалеридзе на Андреевском спуске. А композицию на Михайловской площади бережно воссоздали. Работали над воссозданием ученики первого автора памятника – Ивана Кавалеридзе.

***

В Русской Церкви есть женский орден святой равноапостольной княгини Ольги. В 1988 году его учредил патриарх Пимен и Священный Синод – в честь 1000-летия крещения Руси.

По времени учреждения, этот орден – третий в Русской Церкви.

Орденом святой равноапостольной княгини Ольги награждают игумений монастырей и светских женщин, которые, так или иначе, служат Церкви и делу христианского просвещения.

На заставке: Н. А. Бруни. Святая великая княгиня Ольга. 1901 г. Фрагмент картины. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург 

Источник: https://foma.ru/svyataya-knyaginya-olga-momentyi-istorii.html

Как княгиня Ольга прогнала с Руси латинян

Зачем княгиня Ольга хотела породниться с европейскими монархами

Кириллица

Святая княгиня Ольга — личность в истории нашей страны легендарная и столь же противоречивая для многих. Канонизированная Православной Церковью, как равноапостольная, она известна не только жесткой мстительностью и политической амбициозностью. Но и осознанной и глубокой верой.
Описание поездки Ольги в Константинополь, где она приняла крещение — это не только, а как полагают многие историки, и не столько исторический, сколько литературный материал, за которым скрывается реальная история начала долгого пути к христианизации Руси, которое в итоге вылилось в крещение князя Владимира.

Христианство по западному обряду

Однако, мало кто знает, что Русь при Ольге имела все шансы стать государством, где исповедовали бы христианство западного обряда. Дело было ещё до раскола на православную и католическую церкви, хотя разногласия между христианским Востоком и Западом уже отчетливо наметились.

И, что интересно, скорее всего, такой, «западной» христианизации Руси не допустили именно язычники.

Но, чтобы понять суть этой истории, о которой умалчивается в русских летописях, однако неоднократно говорится в западных источниках, нужно начать именно с поездки Ольги в столицу Византийской империи на приём к василевсу.

Поездка в Константинополь

Если вспоминать сюжет «Повести временных лет», то примерно в 955-957 годах Ольга, будучи регентом при князе Святославе, совершила посольство в Константинополь ко двору императора. Согласно «Повести», император захотел её в жены.

Сначала Ольга сослалась на свое язычество, а после того, как её крестил патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником стал сам василевс Константин Багрянородный, объяснила последнему, что теперь он — её крестный отец, и жениться у них точно не получится. С этим и отбыла назад в Киев. Однако, в этой истории все было несколько сложнее.

Историк Карташов указывает на то, что уже на следующий год из Киева было изгнано византийское посольство. Он упоминает и то, что в официальной византийской хронике «О церемониях» описание визита Ольги дается хоть и подробно, но очень сухо, казённым языком, при этом о целях этого визита не сообщается. Впрочем, в свите княгини отдельно упоминается православный священник.

Из всех этих данных Карташов делает вывод, что Ольга действительно серьёзно решила принять христианскую веру или же уже крестилась ранее, но при этом её посольство было ещё и «сватовством».

Русь и Византия

Дело в том, что на тот момент «настоящими императорами» были именно правители Византии, на Западе, в Риме уже правили какие-то «странные люди с непонятной биографией».

Ольга же хотела породниться с «порфирогенитами», единственными на тот момент «настоящими европейскими монархами», чем могла укрепить положение и своей династии, и страны. К тому же, это привело бы к тому, что Крещение Руси состоялось именно при ней.

Хотела ли она женить Святослава или выйти замуж сама — история умалчивает. Однако, этих целей ей в итоге добиться не удалось.

Впрочем, нужно отметить, что в плане актуальной политики, отношения между Русью и Византией дополнительно укрепились, а в перспективе, что называется, вечности, на Руси наступило время терпимости к христианам на законодательном уровне. Вот только обида на Константинополь осталась.

Свита хотела крестить Русь

При этом, нужно понимать, что с религиозной точки зрения являл собой двор княгини, да и молодого князя. Там были и язычники, и христиане, как восточного, так и западного обряда. При этом, эти самые «западные христиане» уже обзавелись друзьями и родственниками из Западной Европы, которые, в том числе были и послами при дворе Ольги.

И вот эти, последние, решили воспользоваться ситуацией, чтобы устроить-таки Крещение Руси, но только под юрисдикцией Рима.

И дальше начинается натуральный политический детектив, который все тот же Карташов описывает так: «пользуясь непрерывно существующими организованными коммерческими и политическими сношениями с западно-европейскими государствами, эти варяжские элементы очередных посольств задумали предпринять нечто на свой страх.

А именно: злоупотребляя своим посольским положением, выдать свой авантюрный план за прямое поручение княгини Ольги. Они даже торопились, ибо наступил уже срок конца опекунского положения Ольги над властью Святослава, знаменоносца язычества».

Визит епископа

И от имени Ольги в итоге на Русь был приглашен епископ Адальберт. Кстати, это был первый христианский архиерей, побывавший на Руси. Правда, визит его закончился несколько не так, как планировал и он, и пригласившие его послы, и пославший его Римский император Оттон Великий.

А именно, как указывает в своей хронике Продолжатель Регинона, «в этом году возвратился назад Адальберт, поставленный в епископы для Ругов, ибо не преуспел ни в чем том, зачем был послан, и видел все свои старания напрасными. На обратном пути некоторые из его спутников были убиты. А сам он с великим трудом едва спасся». Фиаско западной миссии было обусловлено рядом факторов.

Во-первых, усилением «языческой партии», которая могла мириться, хоть и «насмехаясь», с христианами восточного обряда, но вот по отношению к «западным чужакам» уже не стеснялась в методах давления.

Во-вторых, сама Ольга считала западных императоров «узурпаторами», а носителями настоящей монаршей и христианской традиции именно императоров восточных, а потому не оказала Адальберту никакой поддержки. А уж в контексте того, что пригласили его без ведома княгини, но от её имени, все это походило на глобальный дипломатический и внутриполитический скандал.

Так или иначе, но Адальберт вернулся назад в Европу, где позже стал епископом Магдебурга, Ольга же, добившись от Святослава и его свиты терпимости к христианам, занялась миссионерством в своих вотчинах. И значимость этой «тихой христианизации» оценили уже современники княгини.

На смерть Ольги в летописи был написан панегирик, сравнимый по стилистике с акафистами Богородице: «Си бо омыся купелью святою и совлечеся греховныя одежа ветхаго человека Адама и в новый Адам облечеся, еже есть Христос. Мы же рцем к ней: радуйся русской земли познанье к Богу. Начаток к примиренью быхом. Си первое вниде в царство небесное от Руси. Сию бо хвалят рустии сынове аки начальницю ибо по смерти моляше Бога за Русь».

Источник: https://news.rambler.ru/other/41246931-kak-knyaginya-olga-prognala-s-rusi-latinyan/

Почему Ольга крестилась в Константинополе

Вопрос о крещении княгини Ольги до сих пор вызывает дискуссии среди исследователей. Главные спорные вопросы: где и когда она крестилась? Причина неутихающих споров заключается в противоречивости сведений в дошедших до нас источниках.

Исследователи заметили, что в византийских источниках есть сведения о том, что «народ рос» крестился несколько раз, и это было приблизительно на 100 лет раньше, чем принято считать. Правда в этих источниках речь идет не о государстве, а об отдельных группах россов, которые оказывались на территории Византии. Например, это могло быть войско киевских князей Аскольда и Дира.

Данные сведения говорят о том, что в период правления мужа Ольги Игоря на Руси уже были христиане и существовали христианские храмы. В летописях есть данные о храме Ильи Пророка в Киеве и Преображенском соборе в Новгороде.

Значит, по мнению некоторых исследователей, Ольга могла принять христианство в местном храме. В качестве подтверждения своего мнения они приводят данные императора Константина Багрянородного о том, что Ольга приехала в Константинополь со священником Григорием.

Однако данный священник мог быть включен в свиту Ольги, не потому, что та уже была христианкой, а потому что являлся ее духовным наставником. Под его влиянием княгиня могла принять осознанное желание креститься и стать христианкой. Но осуществлять этот важный для себя и своего государства акт не имело смысла в маленьком местном храме.

Ведь он должен был иметь важное международное значение. Ольга не была простой женщиной, а являлась правительницей большой страны и прекрасно это осознавала.

В древнейших русских летописях, Лаврентьевской и Ипатьевской, подробно описано, где и когда крестилась Ольга. В 955 г. княгиня отправилась в Константинополь, где правил император Константин. Встретившись с ней и побеседовав, император пришел в восхищение от ее красоты и ума и заявил, что она должна вместе с ним царствовать.

Но Ольга ответила, что не может быть женой императора, поскольку «погана», т.е. язычница. Ей следует креститься, но она хочет, чтобы церемонию осуществлял патриарх, а крестным отцом был сам Константин. Император пошел навстречу гостье, и ее крестили так, как она захотела. После этого он вновь заявил Ольге, что хочет на ней жениться.

Но та ответила, что это невозможно, поскольку она стала его духовной дочерью. На это император был вынужден заявить, что княгиня его «переклюкала», т.е. перехитрила. Одарив дорогими подарками, он отпустил ее на родину. Но там Ольга-Елена столкнулась с откровенным нежеланием сына Святослава принять христианскую веру.

Пришлось Ольге лишь молить Бога, чтобы он вложил в сердце сына и всем людям земли Русской желание креститься.

Это подробное и красочное повествование, казалось бы, позволяет исследователям сделать однозначный вывод: Ольга крестилась в Константинополе в 955 г.

Однако далеко не все летописные данные совпадают с другим важным источником о крещении Ольги – трактатом самого императора Константина «О церемониях византийского двора».

Это произведение интересно тем, что в главе 15 второй книги описывает прием Ольги в императорском дворце во время ее визита в Константинополь.

Казалось бы, что именно этот источник должен дать ответ на все вопросы, касающиеся крещения Ольги, но он почти не содержит никаких данных на этот счет, поскольку его цель – описать церемонию, а не дать сведения о цели визита княгини в Константинополь.

Недостатком трактата является и то, что в нем не указан год поездки Ольги, а только месяц, число и день недели двух ее приемов: 9 сентября в четверг и 18 сентября в воскресенье. Историки провели исследование и обнаружили, что указанные данные подходят для 946 года и 957 года. Это означает, что указанный в летописях 955 г. неверен.

Поскольку в тексте трактата княгиня названа Эльгой, а после крещения ее имя должно быть Елена, некоторые исследователи решили, что княгиня была в Константинополе до крещения. Но следует заметить, что Еленой звали жену императора, поэтому, чтобы не путать двух женщин, он мог называть княгиню ее дохристианским именем. Ведь он описывал лишь церемонию ее приема.

Будучи женатым, Константин никак не мог предложить и княгине стать его женой. Это еще раз указывает на наличие ошибок в летописном повествовании о крещении Ольги.

Читайте также:  Сколько американских интервентов воевало на русском севере

Попробуем из анализа текста трактата понять, какова была цель визита княгини Ольги. Во-первых, знатоки византийского церемониала отметили, что Ольгу принимали на самом высоком уровне.

Император не только принял ее в тронном зале, но и пригласил во внутренние покои, познакомил с членами своей семьи, устроил в честь княгини пышный званый обед.

Это говорит о значимости самой персоны Ольги и о важности цели ее визита

После обеда княгиня и ее спутники получили ценные подарки.

Ольге вручили золотое блюдо с 500 серебряными монетами, ее родственнику – 30 монет, 8 ее приближенным – по 20 монет, 6 женщинам из свиты княгини – по 20 монет, 20 послам – по 12 монет, переводчику княгини – 15 монет, 2 переводчикам делегации – по 12 монет, 43 купцам – по 12 монет, священнику Григорию – 8 монет, 18 прислужницам – 8 монет, представителям Святослава – по 5 монет, 6 их прислужникам – по 3 монеты.

Перечень подарков показывает, что наиболее ценные получила Ольга и люди из ее окружения. Самые маленькие – послы ее сына Святослава, даже меньше, чем рабыни княгини. Этот факт очень знаменателен.

Он говорит о том, что император особо почтил княгиню и ее окружение и очень мало оказал внимания посланцам ее сына, который должен был возглавить Русское государство после матери и, фактически, считался вторым правителем.

Такое невнимание к Святославу можно объяснить одним – Ольга прибыла в Константинополь с целью креститься и крестить всех людей из своего окружения. Святослав же и его представители категорически отказались это делать.

Из сообщений русских паломников, посещавших храм Святой Софии в Константинополе, известно, что в нем хранилось золотое блюдо княгини Ольги. Поэтому напрашивается предположение, что это было то самое блюдо, которое она получила в дар от императора Константина. Подарить его храму она могла после церемонии крещения. Такой подарок был бы неуместен, если бы Ольга оставалась язычницей.

Анализ подарков, которые получила Ольга и ее спутники во второй прием у императора, подтверждает наше предположение о том, что во время первого визита княгиня объявила о своем желании креститься.

Во время визита 18 сентября Ольга получила 200 монет, ее родственник – 20, 16 знатных женщин – по 12, 22 посла – по 12, 2 переводчика – по 12, священник Григорий – 8, 44 купца – по 6, 18 рабынь – по 6. Характерно, что посланцев Святослава уже не было на этом приеме. Это может означать, что второй раз император встречался лишь с теми, кто принял христианство.

Интересно отметить, что некоторые члены свиты княгини получили одинаковые дары и в первый, и во второй прием. Это послы, священник Григорий и переводчики. Поэтому напрашивается предположение, а не были ли они христианами до поездки в Константинополь? Но точный ответ на этот вопрос дать нельзя, поскольку неизвестно, что за послы входили в свиту княгини.

Таким образом, анализ сочинения Константина Багрянородного дает основание предположить, что Ольга ездила в Константинополь, чтобы креститься. Но когда же была ее поездка: в 946 г. или 957 г.?

Переводчик сочинения Константина Багрянородного академик Г.Г.Литавринполагал, что княгиня ездила дважды: в 946 г. для утверждения договора с Византией 944 г., заключенного ее мужем, и в 954/55 гг., как сообщают летописи. Во второй визит она приняла крещение.

Однако возникает вопрос: могла ли Ольга уехать из своей страны в 946 г., до урегулирования ситуации после убийства мужа и древлянского восстания, до проведения реформ налогообложения, в то время, когда сын был еще совсем маленьким мальчиком? Думается, что нет.

Ее положение и власть в это время были очень непрочными. В 957 г. ситуация была более подходящей.

Святослав уже приближался к своему совершеннолетию и вскоре должен был взойти на престол. (По нашему мнению, он родился приблизительно в 938 г.). Никаких волнений или восстаний в государстве не было. Поэтому Ольга совершенно спокойно могла уехать на несколько месяцев для решения своих проблем.

Княгиня, как уже отмечалось, прекрасно осознавала, что является правительницей большого и сильного государства. Выбрав христианство в качестве единственно правильной веры, она отправилась в Константинополь, чтобы креститься в одном из главных христианских храмов.

Акт ее крещения стал публичным, о нем стало известно в других европейских странах, а сама она породнилась с самим правителем Византийской империи. Так она встала в один ряд с другими европейскими монархами и могла при решении важных международных проблем быть с ними на равных.

Но свое государство она крестить не смогла.

Причина была не только в сопротивлении Святослава. В Константинополе Ольга, видимо, узнала, что император является не только главой Церкви, но и главой всех христиан.

Крестившись, целые народы автоматически попадали в число его подданных. Самой ей удалось избежать такого подчинения, поскольку она стала духовной дочерью Константина.

Получалось, что после крещения Русское государство попадало под власть византийского императора. Ольга, конечно, не могла это допустить.

Из Продолжения хроники Регинона, написанной немецким епископом Алальбертом, известно, что в 959 г. княгиня пыталась крестить страну с помощью духовенства, которое обещал прислать германский король Оттон I. Но отправленный им епископ Адальберт прибыл слишком поздно, когда Ольга уже передала власть Святославу, закоренелому язычнику. Поэтому данный проект не удалось реализовать.

Кстати, Адальберт сообщал, что к 959 г. Ольга-Елена уже была христианкой, и что крещение она приняла в Византии.

Таким образом, анализ источников, сообщавших о крещении княгини Ольги, дает право сделать вывод о том, что она приняла крещение в 957 г.

в столице всего христианского мира Константинополе при участии в церемонии патриарха и императора. Сделала она это для того, чтобы акт ее крещения был публичным и имел важное международное значение.

Приняв христианство, Ольга встала в один ряд с правителями других европейских стран и подняла престиж своей власти

К сожалению, ей не удалось крестить Древнерусское государство. Сделал это ее внук Владимир, которого она с детских лет воспитывала.

Источник: https://histrf.ru/uchenim/blogi/post-1773

От чего нас избавила святая равноапостольная княгиня Ольга?

Предисловие

В конце июля нас ожидают дни памяти удивительных отечественных святых, которые осознали гибельность язычества и привели с Божьей помощью восточных славян к православию. 11 июля по старому стилю (24 июля н.ст.

) – святой равноапостольной великой княгини Ольги. На следующий день – 12 (25) июля – мучеников Феодора варяга и сына его Иоанна.

А 15 (28) июля – равноапостольного великого князя Владимира, во Святом Крещении Василия: День Крещения Руси.

Святая равноапостольная княгиня Ольга

Прежде чем начать разговор о святой равноапостольной княгине Ольге, хочется, дорогие братья и сестры, сказать о том, что русичи – современники княгини – очень отличались от нас.

У славянских наших предков-язычников совсем иное было отношение к жизни другого человека, к браку и многим морально-нравственным категориям, которые стали нашим общественным фундаментом сегодня и которые привил нам Господь наш Иисус Христос и Его Святая Церковь.

Многие поступки людей прошлых веков нам кажутся страшными и очень жестокими, но им самим так не казалось. Ведь они жили по агрессивным, почти звериным, хищным законам язычества, девиз которого – «служи себе, угождай своим страстям, подчиняй себе других для этой цели».

Современный человек часто не задумывается о том, что такие, как сейчас говорят, демократические принципы – право на жизнь, на частную собственность, свобода совести, право на охрану здоровья, институт брака – детища христианской, православной морали, вышедшие из чрева Матери-Церкви, имеющие в себе ген заповедей Божиих из Священного Писания.

Современный человек может декларировать, что он атеист и даже активный богоборец, но ходит в жизни по дорожкам, созданным и пробитым для него именно христианством.

Цель данного блока трех статей, основанных на житиях святой равноапостольной княгини Ольги, киевских мучеников Феодора варяга и сына его Иоанна, а также святого равноапостольного великого князя Владимира – показать подвиг этих воистину великих людей, которые вывели восточных славян из страшной, разрушительной тьмы язычества.

И с другой стороны, показать существование опасности сегодня – в XXI веке – перечеркнуть духовный подвиг десятков поколений славянских православных святых и путем неоязычества, эгоизма, культа тела и удовольствий снова ввергнуться в гибельную и разрушительную духовную тьму, из которой с такими скорбями и трудом нас выводили наши святые предки.

И воистину денницей, предутренней зарей, луною, предваряющей солнце и освещавшей во тьме язычества путь ко Христу для целого конгломерата народов, была княгиня Ольга.

«Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи», –вот что о ней писал преподобный Нестор Летописец в своем произведении «Повесть временных лет».

Святая Княгиня Ольга. Владимирский собор в Киеве. М. Нестеров

«Ольга» это значит «святая»

Действительно, имя «Хельга» имеет скандинавские корни и переводится на русский язык как «святая». В славянском произношении имя произносилось как «Ольга» или «Вольга». Очевидно, что она с детства имела три особенных качества характера.

Первое – богоискательство. Конечно же, имя «Ольга», или «святая», подразумевало языческое понимание святости, но все равно оно определяло какое-то духовное и неотмирное устроение нашей великой древнерусской святой княгини. Как подсолнух тянется к солнцу, так и она всю жизнь тянулась к Господу. Она искала Его и обрела в византийском православии.

Вторым качеством ее характера было дивное целомудрие и несклонность к разврату, который бушевал вокруг нее в славянских племенах того времени.

И третьим качеством внутреннего устроения Ольги была ее особенная мудрость во всем – от веры до дел государственных, которая, очевидно, питалась из источника ее глубокой религиозности.

История ее рождения и происхождения довольно туманна в силу своей древности и различных исторических версий. Так, например, одна из них говорит, что она была воспитанницей князя Олега (ум. 912 г.), который воспитывал малолетнего княжича Игоря – сына Рюрика.

Отсюда историки, придерживающиеся этой версии, говорят о том, что девочка была названа Хельгой в честь киевского князя Олега.  Об этом говорит Иоакимовская летопись: «Когда Игорь возмужал, оженил его Олег, выдал за него жену от Изборска, рода Гостомыслова, которая Прекраса звалась, а Олег переименовал её и нарек в своё имя Ольга.

Были у Игоря потом другие жены, но Ольгу из-за мудрости её более других чтил». Существует также и версия болгарского происхождения святой княгини Ольги.

Но наиболее распространенная и документально аргументированная версия такова, что Ольга происходила из Псковщины, из села Выбуты, что на реке Великой, из древнего славянского рода князей Изборских, представители которого заключали браки с варягами. Этим и объясняется скандинавское имя княгини.

Читайте также:  Рюмка с хлебом: зачем русские оставляют это на могилах

«Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря». Эскиз В. И. Сурикова, 1915

Встреча и брак с княжичем Игорем Рюриковичем

Житие дает красивую и чудесную историю их встречи, которая полна нежности и напоминает о неизреченных чудесах Божиих и Его благом Промысле о человечестве: провинциальной дворянке из псковских лесов предуготовано было стать великой княгиней Киевской и великим светильником православия. Вот уж действительно Господь смотрит не на статус, а на душу человека! Душа же Ольги пламенела любовью ко Всевышнему. Недаром в крещении она получает имя «Елена», что переводится с греческого как «факел».

Предание гласит, что княжич Игорь, воин и викинг до мозга костей, воспитанный в походах сурового Олега, охотился в псковских лесах. Он захотел перебраться через речку Великую. Увидел вдалеке фигуру лодочника на челне и подозвал его к берегу. Тот подплыл.

Лодочником оказалась красивая девушка, к которой Игорь тут же воспылал похотью. Будучи воином, привыкшим к грабежам и насилию, он захотел тут же взять ее силой. Но Ольга (а это была она) оказалась не только красива, но также целомудренна и умна.

Девушка пристыдила княжича, сказав, что он должен быть светлым примером для своих подданных. Она говорила ему о княжеском достоинстве и правителя, и судии. Игорь, что называется, был совершенно сражен и покорен ею. Он вернулся в Киев, храня в сердце прекрасный образ Ольги.

И когда пришло время жениться, он выбрал ее. В грубом варяге проснулось нежное, светлое чувство.

Ольга на вершине власти в языческом Киеве

Следует сказать, что быть женою великого князя киевского – дело непростое. При древнерусском дворе в ходу были казни, отравления, интриги и убийства. Дело в том, что становым хребтом русской аристократии на то время были варяги, и не просто скандинавы, но викинги.

Известный российский историк Лев Гумилев, к примеру, в своей книге «Древняя Русь и Великая степь» пишет о том, что нельзя было отождествлять полностью весь скандинавский народ и викингов.

Викинги, скорее, были необычным феноменом этого народа, чем-то отдаленно напоминающим наше казачество или, к примеру, японских самураев.

Среди скандинавов были племена земледельцев, рыболовов и моряков. Викинги для них были почти таким же необычным элементом, как и для многих других народов – социальным феноменом.

Это были люди определенного воинско-разбойничьего склада, которые уходили из скандинавских племен и образовывали свои общины-отряды «вики» – команды для войн, пиратства, грабежей и убийств. Викинги держали в страхе портовые города побережий Европы, Азии и Африки. У них выработались свои правила и законы.

Именно викинги, начиная от Рюрика, стали основой древнеславянской монархии и аристократии. Они во многом навязали современному им русскому обществу свои устои и правила поведения.

В 941 году Игорь предпринимает со своей дружиной поход на Царьград (Константинополь) и полностью разоряет южное побережье Черного моря. Его воины сжигают множество христианских храмов, священникам вбивают в головы железные гвозди. Но вот что интересно: в 944 году князь Игорь заключает с Византийской империей военно-торговый договор.

В нем есть статьи о том, что русские воины-христиане могут приносить присягу в Киеве в храме святого пророка Ильи, а воины-язычники – на оружии в капищах Перуновых. Для нас это древнее свидетельство интересно тем, что воины-христиане поставлены на первое место, значит, их было довольно много на Руси.

И уже тогда, по крайней мере, в Киеве, существовали православные храмы.

Как настоящий язычник, Игорь умирает от своей невоздержанности и сребролюбия. В течение 945 года он несколько раз собирал дань с племени древлян. Те уже были обобраны практически до нитки. Но Игорь, подстрекаемый дружиной, пошел на них еще раз. Древляне собрались на совет.

В «Повести Временных лет» есть такие строки: «Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: „Если повадиться волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит“». И древляне отважились убить киевского князя. Это случилось близ их столицы Искоростеня.

По одной из исторических версий, Игорь был привязан к верхушкам деревьев и разорван надвое.

Таким образом, княгиня Ольга при малолетнем их с Игорем сыне Святославе осталась вдовой и правительницей Киевской Руси. Почувствовав слабость великокняжеского престола, древляне предложили ей сделку – брак со своим князем Малом.

Но Ольга отомстила обидчикам за смерть мужа. Сегодня ее поступок может казаться крайне жестоким, но вспомним оговорку в начале статьи. Время было темное, страшное, языческое.

Будущей славянской святой еще только предстояло впустить в себя свет Христовой веры.

Ольга мстит древлянам четырежды. В первый раз она закапывает заживо послов, пришедших к ней от Мала. Во второй раз она сжигает послов живьем в бане. В третий раз, уже на древлянской земле, дружина Ольги убивает до пяти тысяч неприятелей.

И в четвертый раз княгиня вновь завоевывает древлян и с помощью известной хитрости с птицами сжигает  столицу противников Искоростень дотла.

Она просит у осажденных необычную дань в виде голубей и воробьев с каждого двора, а потом привязывает к их лапкам трут, поджигает и отпускает домой. Птицы сжигают город.

  • Таким образом, древляне оказываются вновь покоренными Киевом.
  • Ольга принимает христианство

Перефразируя выражение Достоевского о том, что есть ум главный и не главный, нужно сказать, что у княгини Ольги был главный ум, потому она в истории и получила прозвище Мудрой. Она глубоко осознавала несостоятельность язычества, замешанного на эгоцентризме – на услаждении самого себя.

Варварской разбойничьей империи древней Руси суждено было распасться, если бы она держалась, только на одних грабежах, кутежах, языческих ритуальных убийствах и блудодеяниях. Человеческая личность разлагалась в таких условиях, и это снова вело к родовой раздробленности и бесконечным межплеменным войнам.

Итог же этому был самым печальным: человек уничтожал сам себя, и молодое славянское государство обречено было бы на гибель.

Нужно было что-то скрепляющее, не государственное и не экономическое в первую очередь. Нужен был некий духовный геном, нужно было исправить жизнь славянской души – надо было обрести Бога. И Ольга едет в Константинополь.

В памятнике русской исторической литературы XVIвека «Степенной книге» есть такие слова:  «Подвиг ее (Ольги) в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью, и желала она быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания».

Преподобный Нестор летописец повествует: «Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг — Христа».

Она присутствует на богослужениях в великой церкви Святой Софии, во Влахернском храме и принимает Святое Крещение от рук Святейшего Патриарха Константинопольского Феофилакта, ее восприемником становится сам император Константин Багрянородный.

Это свидетельствует о том, какой политический вес имели русские князья в современном Ольге мире. Патриарх благословил ее крестом, вырезанным из цельного куска Честного Животворящего Креста Господня, и сказал пророческие слова: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет.

Благословят тебя русские люди во всех грядущих поколениях, от внуков и правнуков до отдаленнейших потомков твоих».

Она же ответила: «Молитвами твоими, Владыко, да сохранена буду от сетей вражеских». Здесь мы видим, что Ольга Мудрая прекрасно понимала: главное сражение человека происходит не во внешнем мире, но в глубине его души.

Крещена она была Еленой в честь святой равноапостольной царицы Елены. И жизненные пути обеих святых женщин были так сходны!

Крест, которым ее благословили, святая привезла на родину. Став великой княгиней Киевской, она во множестве строит православные храмы. Например, 11 мая 960 года в Киеве освятили храм Святой Софии – Премудрости Божией. А на своей родине – Псковщине – она впервые на Руси заложила основы почитания Святой Троицы.

Святой Ольге было видение на речке Великой. Княгиня видела три пресветлых луча, сходящие с неба с востока.

Она сказала прочески своим спутницам: «Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на этом месте будет церковь во имя Пресвятой и Животворящей Троицы и будет здесь великий и славный град, изобилующий всем».

На этом месте она воздвигла Крест и основан Троицкий храм, который позже станет главным собором Пскова.

Княгиня Ольга очень много пеклась о централизованной государственной власти. В землях различных славянских племен основываются погосты – поселения, где жили княжеские тиуны с дружиной, собиравшие дань и следившие за порядком. Часто при погосте строился православный храм.

  1. Княгиня Ольга с сыном Святославом
  2. Трагедия Ольги: сын Святослав

Как говорится в народе, яблоко от яблони недалеко падает. Святослав был духовным наследником своих отца Игоря и деда Рюрика – варягом по сути своей.

Как не уговаривала его Ольга, но он креститься не хотел, больше потакал языческой дружине.

И хотя он очень много сделал для расширения Киевской Руси на юге, западе и востоке (победа над хазарами, печенегами, булгарами) и для безопасности ее жителей, при его правлении язычество начинает процветать.

Святослав и его сторонники начинают притеснять Церковь Божию. Во время языческой реакции был убит племянник Ольги Глеб и разрушены некоторые построенные княгиней храмы.

Святая уединяется в княжеском городке в Вышгороде, где проводит время как настоящая монахиня – в молитве, милостыне и воспитании внуков в христианском благочестии.

Несмотря на то, что язычество торжествовало в Киевской Руси, Святослав разрешил матери содержать при себе православного священника.

Сергей Ефошкин. Княгиня Ольга. Успение

Мирное упокоение святой и ее прославление

Умерла святая равноапостольная княгиня Ольга довольно рано вследствие тяжких трудов, прожив около пятидесяти лет, 11 июля 969 года. Незадолго до смерти она исповедалась и причастилась Святых Христовых Таин. Главным ее завещанием было, чтобы никаких языческих тризн над ней не совершать, но похоронить по православному обряду. Она умерла настоящей христианкой, верной своему Богу.

Бог прославил Свою угодницу нетлением мощей и чудесами, исцелениями, происходившими от них. В 1547 году она была канонизирована в чине равноапостольном. Примечательно, что только пять женщин в церковной истории канонизированы в этом чине.

Языческая реакция по ее смерти продолжалась недолго. Семя Христово было уже брошено в благодатную почву славянского сердца, и вскоре оно даст могучий и щедрый урожай.

Святая равноапостольная великая княгине Ольго, моли Бога о нас!

Иерей Андрей Чиженко

Источник: https://pravlife.org/ru/content/ot-chego-nas-izbavila-svyataya-ravnoapostolnaya-knyaginya-olga

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector