Зачем лапландские колдуны воскресили лжедмитрия i

Еще в Средневековье за лапландскими шаманами утвердилась слава самых сильных чародеев в мире. Перед их знаниями и силой склонялись даже финны, также слывшие блестящими магами.

Нойда (нойд, кебун) — название шамана у народа саамов (лопарей), распространённого на территориях Норвегии, Швеции, Финляндии и севера России. По одной версии саамских поверий, нойды считаются «хорошими» шаманами, которые помогают людям, в отличие от «плохих», гейду (ведьм), способных вредить людям.

Издавна лапландским шаманам приписывают невероятные способности — будто бы они не только видят будущее и знают прошлое, излечивают от любых недугов, но даже умеют летать, управлять ветрами, перевоплощаться, а в нужный момент им ничего не стоит и вовсе исчезнуть.

Зачем лапландские колдуны воскресили Лжедмитрия i

Говорят, правда, что теперь от былого мастерства не осталось и следа: последнего шамана якобы расстреляли еще в 30-е годы прошлого века.

Хотя, как знать, быть может, и сегодня живут в Лапландии настоящие хранители древних таинств и магических секретов.

Ведь недаром же северный край полон слухов о том, что прячутся в горах странные люди, скрываясь от глаз человеческих в таинственных подземных пещерах и неведомых каменных лабиринтах.

Большой колдовской бубен, обтянутый оленьей кожей и украшенный магическими, символами, глухим звуком откликается на ритмичные удары своего авладельца. Закружившись в диковинном танце, шаман начинает напевать странные, непривычные для нашего уха мелодии. Так еще в давние времена начинали свое магическое действо нойды — шаманы Лапландии.

Лапландия — это самые северные территории Финляндии, Швеции и Норвегии, находящиеся преимущественно за Полярным кругом. Это удивительный волшебный уголок нашей планеты, серебряный край вечной зимы, царство холода и снега, суровый край колдунов и ведьм, земля саамов — коренных жителей Финляндии.

Саамы, те, что на Руси издавна звались лопарями или лапландцами, — один из самых древних народов Европы, потомки охотников на мамонтов. Первые поселения саамов появились на севере страны около пяти тысяч лет назад. Старожилы Лапландии сумели приручить норовистых оленей и познать тайны суровой северной природы.

  • И хотя сейчас хозяева Севера в своих чумах живут только летом (и то чумы те не из шкур, а брезентовые), они все же стараются поддерживать древние традиции: занимаются оленеводством, совершают обряды на озере Инари, где обитают их языческие боги и, конечно, немного «шаманят».
  • Колдовской обряд шамана-нойды пришел к нам из глубины веков.
  • С помощью заклинаний и волшебника-бубна шаман приводил присутствующих на магическом действе людей в состояние, близкое к гипнотическому сну.

Затем доставал оленью косточку и бросал ее на плоскость бубна. Знак, на который падала косточка, и рассказывала о том, что ждет человека в будущем.

Когда-то великая слава саамских шаманов гремела по всей Европе, а в 1584 году сам царь Иван Грозный выписал из Лапландии целых 60 чародеев для объяснения странного явления — появившейся в небе кометы, — которое царь почему-то воспринял как знамение своей смерти.

Надо заметить, что Лапландия в ту пору, когда Русь и Европа еще не знали Сибири, считалась местом, где живут самые сильные волшебники Старого Света, и многие оккультисты ездили туда для обучения.

Неизвестно, с помощью каких действий, но абсолютно единодушно лопарские ведуны пришли к заключению, что государь действительно очень скоро покинет сей мир и случится это 18 марта. Иван Грозный, не поверив, что жить ему осталось так маю, пришел в ярость и повелел за столь наглое вранье именно 18 марта сжечь всех колдунов.

Утром указанного числа лапландцам было велено готовиться к казни, но шаманы философски ответили, что «еще не вечер». И оказались правы: вечером этого же дня Иван Грозный внезапно упал в обморок и к ночи скончался. А после смерти Ивана Грозного громкие разговоры о лопарских волшебниках возобновились в российской столице с новой силой.

Особенно всколыхнули они народ после переворота 1606 г., когда был убит самозванец Григорий Отрепьев. Его тело с множеством ран несколько дней лежало на Красной площади, выставленное на всеобщее обозрение. Но сторонники смуты тут же пустили слух, что «Гришка был колдун, научившийся колдовству у лопарей: когда они дадут себя убить, могут и воскрешать себя», то есть, мол, не все еще потеряно.

Тем более что за слухами, возможно, стояли и кое-какие реалии. Во всяком случае, серьезный историк Н. М. Карамзин приводит в своей «Истории государства Российского» следующий отрывок из «Московской хроники»:

«Вокруг Лжедмитриева тела, лежащего на площади, ночью сиял свет: когда часовые приближались к нему, свет исчезал и снова являлся, как скоро они удалялись. Когда его тело повезли в убогий дом, сделалась ужасная буря, сорвало кровлю башни на Кулишке и повалило деревянную стену у Калужских ворот.

В убогом доме сие тело невидимою силою переносилось с места на место, и видели сидящего на нем голубя. Произошла великая тревога.

Одни считали Лжедмитрия необыкновенным человеком, другие — дьяволом, по крайней мере ведуном, наученным сему адскому искусству лапландскими волшебниками, которые велят убивать себя и после оживляют».

Подобные факты, слухи или домыслы, чем бы они ни были, в любом случае сыграли свою роль — через некоторое время народ относительно легко принял весть о том, что в Польше объявился второй Лжедмитрий. Так шаманы Лапландии впервые «по-крупному» повлияли на российскую политику.

Зачем лапландские колдуны воскресили Лжедмитрия i

В сверхъестественные способности саамских шаманов верили с давних времен. Люди не сомневались, что лапландские чародеи имели власть над ветрами. Во времена Средневековья считалось общепризнанным, что духи Лапландии весьма могущественны и могут поднимать ветер или обрушивать ураган по условному знаку нойды, когда тот развязывает магические узелки.

Как писали в то время, «нойда, развязывая один за другим три волшебных узелка, вызывал появление сначала умеренного ветра, затем сильного и, наконец, урагана с громом и молниями от одного края неба до другого».

Адам Бременский, летописец XI в., упоминал, что лапландские шаманы могли узнать, чем занимаются люди в отдаленных местах, и силой заклинаний выбрасывать на берег китов.

Мистическую славу шаманов перенесли на весь народ саамов.

Конец колдовству и язычеству коренных жителей Финляндии положили шведы, в конце XVII в. разрушившие культовые постройки саамов. Шаманство запретили, а всех, кто осмеливался взяться за колдовской бубен, жестоко наказывали. Традиционные саамские песни «ёйку», которые шаманы пели во время камлания (магического обряда), тоже оказались под запретом.

Шаманские бубны — вспомогательное средство шамана — было велено сжечь все до одного. В сохранившихся до наших дней документах XVII в. описываются процессы над шаманами, занимавшимися «вредоносной» магией. С 1593 до 1695 г. в одной только северной Норвегии было осуждено «за колдовство» 175 человек.

Но маленький, затерянный в тундре народ сумел сохранить свои древние традиции. Сберегли саамы до наших дней и технологию изготовления бубнов из оленьей кожи. Пожалуй, бубен — это единственный музыкальный инструмент в мире, который настраивают, нагревая над костром. К нему у шаманов особое, трепетное отношение.

Зачем лапландские колдуны воскресили Лжедмитрия i

«Бубен, как и все вещи, живой. Послушайте, как он поет! Я чуть-чуть дотрагиваюсь до него, и он уже звучит, — рассказывает современный шаман, эстонец Тийт Терас, счастливый обладатель настоящего бубна из Лапландии. — Но только тогда, когда я о нем забочусь, когда с ним общаюсь. Мой прежний бубен обиделся, когда у меня появился новый.

С тех пор старый бубен уже не звучит так красиво, когда я в него бью. Но я отдал его другу, и голос вернулся. Нужно уметь бить в бубен. У меня для этого есть две палочки. Важна частота ударов: 4—7 ударов в секунду.

Иначе говоря, это помогает остановить деятельность левого полушария мозга и активизировать работу правого полушария, перейти в состояние измененного сознания. Не случайно, что бубен круглый. Этот круг включает восток, юг, запад и север, это модель, символ мира».

Кроме бубнов у саамских шаманов были и другие могущественные приспособления — «чуэрвь-гарты». Эти «приборы» представляли собой выкладки из оленьих рогов и камней. Двигая рога, шаман мог управлять погодой, охотой и ловлей рыбы. Одна из таких конструкций находится на горе Нинчурт — несколько старинных полуистлевших рогов аккуратно разложены на большом камне.

Но самыми могущественными покровителями саамов являются культовые места их прародителей — сейды («священное место»), Сейдом может быть и камень, и холм, и водоем, и дерево — все то, где сконцентрирована сила природы.

Саамы природу считали живой, с ней следовало считаться. Сейдам издавна поклонялись, у них искали защиты.

Считалось, что посредством ритуальных обрядов уважительного поведения можно было усилить духовную связь между человеком и природными силами.

К сейдам и сейчас в Лапландии относятся с трепетом и почтением, но в былые времена вера в их могущество была абсолютной. Люди верили, что в сейдах обитают души предков и духи, даже в то, что сейды и есть сами эти духи. Иногда считали, что некоторые сейды — заколдованные люди.

Связь культа сейдов с лапландской магией была настолько велика, что в преданиях описывались случаи, когда шаман-нойда, умирая «превращался» в сейд, помогая из потустороннего мира своим соплеменникам.

Например, сохранилось предание о том, как нойда по имени Сырец после смерти стал сейдом Репт-Кедги.

Этот сейд мог управлять погодой: как выполняя просьбы о хорошей погоде, так и насылая бурю на тех, кто шел в горы, чтобы уничтожить его.

В соответствии с некоторыми преданиями сейды, как воплощенные шаманы-нойды, осуществляли связь мира живых с миром ушедших. Бытовало поверье, что сейд живет до тех пор, пока его почитают люди, в противном случае он теряет магические свойства.

Таким образом, с точки зрения саамов, сейды были населены духами, способными помогать человеку как в магии, так и в быту в обмен на приношения. Старая легенда гласит, что священный камень красив и блестит, когда он весь вымазан оленьим жиром. Разрушение священных камней наказывалось сурово, ибо считалось, что это принесет ужасные бедствия.

Очень подробно о культе сейдов написал русский исследователь саамского шаманизма Николай Волков:

«Сейд обычно являлся объектом почитания всего селения и, по-видимому, был связан с почитанием предков-родоначальников. Первоначально сейды были, несомненно, родовыми фетишами. По мере дробления родовых угодий сейды превращались в семейные фетиши.

Сейд, в отличие от вещественных объектов магии, является объектом поклонения и почитания. Прежде всего человек считается с интересами сейда. Сейд не только требует уважения к себе, но и соблюдения известных правил в районе своего влияния, в особенности же поблизости, на виду.

Соблюдение тишины, безусловное воздержание от ругани и даже шуток — повсеместно распространенные правила. Сейд, кроме того, любит подарки и пищу, любимую саамами. Взамен оказываемого внимания он загоняет в сети рыбу, помогает на охоте и выпасе оленей. За невнимание, насмешки и грубость сейд жестоко наказывает виновных не только лишением промыслов, но также и болезнями и даже смертью… »

С саамскими сейдами, коих в Лапландии насчитывается великое множество, связаны удивительные феномены. Невозможно не обратить внимание на некоторые аномальные явления, которые наблюдаются в местах, где расположены комплексы сейдов.

Это и субъективные ощущения некоторого психического воздействия (как позитивного, так и отрицательного), и странные проблемы, возникающие с фото- и видеотехникой во время съемки сейдов.

Так, нередко случается, что при съемке того или иного сейда на суперсовременную цифровую фотокамеру наблюдается странный эффект — на снимке окружающий пейзаж виден четко, а контуры сейда немного расплываются.

Зачем лапландские колдуны воскресили Лжедмитрия i

Подобными фокусами хорошо известно плато сейдов на горе Воттоваара. Один из сейдов этого плато является также источником магнитной аномалии — стрелка компаса вокруг сейда буквально движется по кругу.

Является сам камень причиной магнитной аномалии или просто поставлен над ней остается невыясненным, но сам факт наводит на мысль об обширных познаниях древних шаманов, в том числе и о магнитных свойствах Земли.

Читайте также:  «новозаветная троица»: чем эта икона отличается от «троицы ветхозаветной»

Возможно, что знаменитая лапландская магия не что иное, как обрывки абсолютно научных знаний забытого доисторического народа. Вполне вероятно, что лишь особой касте саамских шаманов удалось перенять и адаптировать эти знания, остальным же жителям Лапландии осталось лишь примитивное почитание и свод запретов, связанных с камнями.

Мифологические и «материалистические» феномены, связанные с сейдами, необычайно многогранны. Хотя древние саамы объясняли все тем, что в камне живет «дух», современным исследователям феноменов сейдов еще только предстоит разгадать загадки «арктических мегалитов» Лапландии.

Правда, фантастическая северная страна не спешит открывать свои секреты. Сегодня в Лапландии, где плотность населения 1 человек и 2 оленя на квадратный километр, есть все: города, курорты, аквапарки. И все это земля саамов гостеприимно предлагает посещающим ее туристам.

Вот только о колдунах, шаманах и загадочных сейдах хозяева Севера с чужаками предпочитают не говорить, хотя прочие традиции, оставшиеся им наследство от древних предков, демонстрируют с удовольствием. Что ж, возможно, со временем все изменится и мы узнаем тайны лапландских сейдов.

Источник

Илья Александров

Источник: https://politpuzzle.ru/56289-nojdy-tajny-samyh-mogushhestvennyh-i-zagadochnyh-koldunov-v-mire/

Правление Лжедмитрия 1

Испекли Самозванца в польской печке, а вот заквасили его в России.

Ключевский

История Лжедмитрия берет свое начало в 1601 году в Польше.

1 ноября 1601 года к польскому королю Сигизмунду 3 пришел папский нунций и уведомил его о том, что в имении Адама Вишневецкого появился россиянин, который называет себя царевичем Дмитрием, выжившим после Углича, и который сейчас намеревается вернуть себе российский престол с помощью татар и казаков.

Король приказал привести претендента в Краков для удостоверения его личности. Состоялась встреча, во время которой молодой человек, называвший себя царевичем Дмитрием, выказывал готовность перейти в католичество и начать подготовку к походу в Россию.

Примерно в это же время о самозванце стало известно и в России. Борис Годунов прямо обвинил бояр в том что самозванец это их рук дело и результат их интриги.

Было названо и конкретное имя предателя — Григорий Отрепьев. Это имя было связано Годуновым с Романовыми.

Показательно, что бороьбу с самозванцем Годунов доверил тем боярам, которые ненавидели Романовых: Шуйские, Галицыны и Мстиславские.

Зачем лапландские колдуны воскресили Лжедмитрия i

Лжедмитрий 1 это Григорй Отрепьев?

Зачем лапландские колдуны воскресили Лжедмитрия i

Кем был самозванец Лжедмитрий 1? Версия что это был Григорий Отрепьев мягко говоря сомнительная. Отрепьев никак не тянул на роль самозванца, потому что Григорию было уже за 30, а самозванцу было чуть более 20 лет. Следовательно разница 10-12 лет. Да и прямых доказателсьтво того, что это одно и тоже лицо,нет. Поэтому следует различать Лжедмитрия 1 и Отрепьева, поскольку достоверных сведений о том, что это одно и тоже лицо, в истории России нет.

История Григория Отрепьева такова. Его отец был сотник, которого по пьянке зарезали в драке. Гришка с молодых лет был очень способным человеком.

У него был хороший почерк, он переписывал книги, отличался большим артистизмом, поступил на службу к Романову старшему, принимал участие в сражении на подворье Романовых в 1600 году, и спасаясь от виселецы. В 20 лет был пострижен в монахи.

Из Суздаля непонятным образом попал в Чудов монастырь. В 1602 году оказался в Литве, где, как принято считать, объявил себя царевичем Дмитрием.

Нужно сказать что Романовы очень здорово подчистили историю России за столетия своего правления. Многие документы того времени историки называют откровенными подделками. Поэтому вероятность, что Самозванец был Отрепьевым есть, но она крайне невелика. Но каким было на самом деле правление Лжедмитрия 1 и кем он был — достоверно мы до сих пор не знаем. И скорее всего никогда не узнаем.

Связь Лжедмитрия с семьей Мнишек

Оказавшись в Польше Лжедмитрий влюбился в дочь местного воеводы Марину Мнишек. Ее отец, Юрий Мнишек, был человек вороватый (его не раз на этом ловили). Поэтому Лжедмитрий обещал тому:

  1. После воцарения выдать 1 миллион злотых на погашение долгов Мнишека.
  2. Отдать Марине в полное владение Новгород и Псков
  3. Способствовать переходу своих будущих подданных в католичество.

Это были условия сделки между Лжедмитрием и семьей Мнишек. После этого состоялась помолвка. Поляки начали готовиться к походу. Очень интересно что Сигизмунд 3 от похода Лжедмитрия 1 в Россию дистанцировался, сразу же и написав письмо Борису Годунову о том, что здесь есть самозванец, который собирает людей, но это все волонтеры, а Сигизмунд 3 к этому отношения не имеет.

Начало похода на Россию

13 октября 1604 года  войско Лжедмитрия отправилось в поход в Россию. Войско состояло из поляков 2000 донских запорожских казаков , которые и форсировали Днепр.

Какие меры предпринял Борис? Он отправил к Марии Нагой человека и Мария (то есть мать Дмитрия) сделала заявление о том, что Дмитрий действительно погиб в Угличе, а на Россию идет самозванец.

В Литву отправили дядю Отрепьева, чтобы он разоблачил племянника, но его не допустили к Лжедмитрию.

Карта движения Лжедмитрия

Зачем лапландские колдуны воскресили Лжедмитрия i

Тем временем армия Лжедмитрия легко занимала территорию за территорией. Народ, особенно казаки, которые ненавидели Годунова радостно встречали его и говорили: «Встает наше красно солнышко, возвращается к нам Дмитрий Иванович!». И всего за 2 недели под властью Лжедмитрия оказались огромные территории под бассейном Десны и Северского Донца до верховьев Оки. Из крупных городов были взяты Моравск и Чернигов. То есть почти вся южная Русь поднялась против Годунова. Это был не столько успех Лжедмитрия, сколько поражений Годунова. Тут уже стало понятно, что ачало правления Лжедмитрия 1 в россии это просто вопрос времени.

Бояре встают на сторону Лжедмитрия и Польши

В то время, как наставниками сына Годунова стали Пётр Басманов и Богдан Бельский (тот самый, которому выщипали по одному волосу из бороды), клан годуновых очень быстро утратил контроль над армией. А Басманов устроиз заговор против Годуновых. Царские войска бежали из под Кром, а самозванец, который уже спешил бежать из России, вернулся и начал двигаться на Москву.

1 июня посланец Лжедмитрия Гаврила Пушкин (предок поэта) прибыл в село Крсное под Москвой и подняли давно назревшее антигодуновское восстание. Богдан Бельский, который был главным следователем по делу о смерти Дмитрий в Угличе, и который клялся до этого, что Дмитрий умер, здесь всенародно сказал, что он лгал, потому, что он спас царевича, которого хотел извести мерзавец Годунов.

Но Бельский спас мальчика.

Этому же присягнул и Василий Шуйский, сказав, что узнает царевича Дмитрия. Самое главное — своего сына узнала Мария Нагая, которая до этого дважды клялась в том, что ее сын умер и похоронен. Федора Годунова и его жену арестовали и поместили в дом к малюте Скуратову, где вскоре их задушили.

Въезд самозванца в Москву

20 июня 1605 года москвичи с восторгом встречали торжественно въезжавшего в город Лжедмитрия (естественно, мы сейчас говорим, что это Лжедмитрий, а тогда народ встречал Дмитрия Ивановича).

Новый царь сразу вернул ко двору Романовых и других бояр, которые пострадали при Годунове. Федор Романов, отец будущего царя Михаила, был также возвращен и назначен патриархом Ростовским.

Фактически именно с 20 июня началось правление Лжедмитрия 1 в Москве.

8 мая 1606 года Лжедмитрий повенчался с Мариной Мнишек. Это произошло в пятницу и на Николин день, что было против устава православной церкви. В тоже самое время самозванец не спеши выполнять свои обещания перед поляками.

Он не превратился в польского ставленника, и вообще (что удивительно) вел себя как природный царь, как будто он всю жизнь был царем: он прекрасно знал этикет, говорил на иностранных языках, называл себя императором задолго до Петра 1, выступал за расширение контактов с Западом, установил бесплатные суды.

Боярам Лжедмитрий не нравился в виду своей большой активности, а также в виду того, что он максимально стал отдалять бояр от управления страной.

Конец правления Лжедмитрия 1

Лжедмитрий 1 не выполнил свои обещания полякам и не стал своим для московских бояр. Поэтому к лету 1606 года он оказался в вакууме. У Лжедмитрия больше не было поддержки за рубежом. Этим и решили воспользоваться бояре, устроив заговор. Его организовали Шуйские. Но заговор был раскрыт, а Шуйские были арестованы. Судьи приговорил Василия Шуйского к казни.

Но по просьбе в Марии Нагой и других влиятельных бояр Лжедмитрий не только помиловал Василия Шуйского, но и полностью его простил. В результате Шуйский остался там где он и был, и тут же начал плести второй заговор. 16 мая 1606 года Шуйские пустили слух об опасности царю от поляков, а сами под шумок вошли в кремль 17 мая.

Басманова и самозванца убили (нужно понимать, что это был тандем). Изуродованный труп Лжедмитрия оставили на лобном месте, привели Нагую, у которой в очередной раз спросили — ее это сын или нет. Она мастерски вывернулась, сказав: «Теперь, какой есть, — конечно не мой». Тело Лжедмитрия сожгли, прах забили в пушку и выстрелили в сторону Польши.

Марина Мнишек бежала из Москвы.

Источник: https://istoriarusi.ru/car/lzedmitrij.html

Зачем лапландские колдуны воскресили Лжедмитрия I

Людям свойственно наделять мистическими способностями жителей отдаленных мест, малочисленные народы, чьи обычаи и традиции заметно отличаются от собственных.

И все же, когда все соседи в один в голос указывают на колдовство представителей одной этнической группы, стоит призадуматься: на чем основаны все эти слухи и домыслы? Так произошло и с народом саамы, чьи колдуны точно предсказали день смерти Ивана Грозного.

Кто такие саамы

Издревле их называли «лопари». Считалось, что они населяют таинственную северную страну Лапландию, овеянную мифами и легендами. В настоящее время в науке утвердился этноним «саамы».

Это коренной малочисленный народ Северной Европы, проживающий в России, Финляндии, Швеции и Норвегии. Общая численность саамов, по оценкам различных международных организаций, составляет от 60 до 80 тысяч человек.

Из них в нашей стране во время Всероссийской переписи населения 2010 года насчитали более 1 тысячи 700 человек. В основном, они проживают на территории Мурманской области.

С давних времен саамы были оленеводами, рыболовами и охотниками. Их быт и привычки мало отличались от традиций других малочисленных народов Севера. Например, как и манси, саамы кастрировали оленей зубами.

Эта «операция» делала самцов послушными, способствовала быстрому набору веса крупного рогатого скота.

Кроме того, при отсутствии дезинфицирующих средств такой способ кастрации оленей более гигиеничен, чем возможная альтернатива – с помощью ножа.

Что о них говорили

Известный этнограф Людмила Васильевна Хомич в своей книге «Саамы» (Санкт-Петербург, 1999 год издания) рассказала, что в фольклоре разных стран сохранились упоминания о могущественных колдунах, населяющих Лапландию.

Так, в знаменитом карело-финском эпосе «Калевала» есть такие строки о жителях мистической страны: «Колдунов полны покои.

С музыкой у стен сидели, Громко пели чародеи, Прорицатели – у двери, Знахари же – на скамейках, Заклинатели – на печке,

Множество лапландских песен…»

  • Английский драматург Уильям Шекспир в «Комедии ошибок» упомянул о землях саамов: «Заехал я в страну воображенья?
  • Иль город здесь лапландских колдунов?»

Вообще, рассказами о шаманах и ведьмах, населяющих самые северные земли Европы, изобилует британская и скандинавская мифологии. В России тоже ходило немало легенд о колдовстве представителей этого северного народа. Многие исследователи считают, что связь с мистическими силами в Лапландии осуществляли разные категории «специалистов»: нойды, кебуны, вëльвы и гейды.

Шаманы с бубнами

Несмотря на то, что саамы приняли христианство, в их культуре сохранились древние обычаи, связанные с почитанием предков. Мужчины-шаманы назывались «нойды», их знания и способности передавались из поколения в поколение.

Камлая с помощью бубна и других магических предметов, шаман мог призвать своих магических помощников – птицу, рыбу и оленя. Они сопровождали нойда в мире духов.

Читайте также:  За что салтычиха готовила покушения на своего возлюбленного

Люди верили: эти маги настолько могущественны, что способны видеть будущее, излечивать болезни, получать никому не известную информацию, влиять на погоду.

Часто шаманам противостояли злые ведьмы (гейды), которые могли причинить людям значительный вред. Хотя и с добрыми волшебницами (вëльвами) нойды никогда не сотрудничали – магические традиции у саамов четко разделялись на мужскую и женскую.

Например, магию сейда, часто упоминающуюся в разных скандинавских сагах, практиковали вëльвы. И хотя некоторые представители сильного пола порой к ним присоединялись, в целом, практики сейда считались женским делом. Саамские ведьмы при этом использовали не бубны, а специальные прялки, наделенные мистическими силами.

С их помощью вëльвы могли совершать путешествия в мире духов, вызывать у себя различные видения.

Саамская магия была напрямую связана с культом предков, что дало многим этнографам возможность называть нойдов своеобразными языческими жрецами Северной Европы.

Жители Лапландии с древнейших времен поклонялись священным камням, которые считались местами обитания духов-покровителей. Им приносили жертвы. Камни мазали кровью оленей или рыбьим жиром, подношениями служили и рога животных.

Оставлять без угощений и подарков таких духов было нельзя – иначе они потеряют свою магическую силу и больше никому не смогут помочь.

Возле села Левозеро Мурманской области, где компактно проживают более 700 саамов, находится несколько таких священных камней. Среди них особенно почитается «Кугов-Старик», напоминающий фигуру человека. Согласно легенде, это окаменевший шаман.

Узелки для ветра

Исследовательница древних языческих верований разных народов Инна Михайловна Смирнова в книге «Величайшие загадки и тайны магии» (Москва, 2006 год издания) написала, что саамские шаманы могли управлять ветрами.

Для этого они завязывали на платках особые заговоренные узелки. Дело в том, что жители Скандинавии часто путешествовали по морям, и их парусные корабли нуждались в попутном ветре.

Суеверные люди готовы были платить магам и чародеям немалые деньги, лишь бы торговый груз и пассажиры вовремя прибыли в порт назначения. Поэтому купцы и капитаны кораблей покупали у предприимчивых саамских шаманов платочки с тремя узелками.

Считалось, что при развязывании первого можно рассчитывать на легкий ветерок, второй узел гарантирует сильный воздушный поток, а третий трогать было нельзя, если не хочешь вызвать бурю.

Ради процветания этого прибыльного бизнеса нойды даже пустили слух, что могут сделать так, чтобы корабль вообще не сдвинулся с места.

А еще с помощью бубна шаманы могли узнать, что делает конкретный человек, даже если он в этот момент находится в другом городе. Вера в могущество саамских чародеев среди европейцев была настолько сильна, что породила слухи о левитации и телепортации лопарей «на облаке вместе со своими оленями».

Естественно, злые нойды могли причинить людям значительный вред и даже убить своих врагов. В Швеции поговаривали, что во время многочисленных войн правительства разных стран использовали шаманов в качестве боевых магов.

Болезни и смерть они насылали с помощью бубнов, отлитых из свинца миниатюрных подобий копья, заговоренных насекомых (в основном, мух). Существовал и другой вид темной магии – изготовление так называемых «тире»: из особой секретной массы шаманы лепили шарики размером с грецкий орех.

Любой желающий мог купить тире у чародея и запустить им в ненавистного человека. Нойды уверяли, что несчастный, в которого попало такое магическое оружие, скоро скончается.

Но вера в могущество саамских колдунов не всегда была им на руку. В Средневековье людей, уличенных в ворожбе и магии, часто подвергали пыткам и казнили.

Смерть Ивана Грозного

О последних днях жизни царя Ивана IV Грозного в народе сложено немало преданий, одно из них напрямую связано с колдунами-лопарями. Доктор исторических наук Руслан Григорьевич Скрынников в книге «Иван Грозный» (Москва, 1975 год издания) рассказал о таинственной встрече царя с лапландскими магами.

Почувствовав ухудшение здоровья, правитель страны искал все возможные способы продлить собственную жизнь. Он не только обращался с покаянием к представителям православной церкви, но и разыскивал знахарей, способных ему помочь. Вот и вспомнились Ивану Грозному таинственные рассказы о чародеях и ведьмах с Севера.

К тому же, в начале 1584 года на небе была отчетливо видна комета, отличавшаяся крестообразным свечением. Суеверный царь приказал доставить к нему лапландских шаманов. Это повеление было исполнено с рвением: около 60 саамов привезли в Москву накануне Крещения.

Прибывшие устроили коллективное камлание, результат которого для Ивана Грозного оказался неутешительным. Шаманы не стали обманывать царя, сообщили ему о неизбежной кончине. И даже назвали точную дату – 18 марта 1584 года. Разумеется, известие не обрадовало представителя династии Рюриковичей.

По одной версии предания, Иван IV Васильевич жестоко расправился с лапландцами. Но согласно другой трактовке, правитель приказал прилюдно сжечь колдунов именно в назначенный ими день, чтобы доказать их неправоту: сам царь надеялся прожить намного дольше.

Утром 18 марта монарх явился к шаманам и лично обвинил их в шарлатанстве. Тогда один из них пробурчал: «Еще не вечер». Он оказался прав, перед ужином Иван Грозный скончался.

Воскрешение Лжедмитрия I

Еще одним правителем нашей страны, чья смерть связывается с лапландскими колдунами, был Лжедмитрий I. Большинство специалистов считают, что настоящее имя этого самозванца – Григорий Отрепьев. Автор книги «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей» известный исследователь Николай Иванович Костомаров указал, что после похорон Лжедмитрия I по Москве поползли слухи.

Якобы мертвый самозванец по ночам вылезает из своей могилы и ходит. В народе поговаривали, что Григорий Отрепьев продал душу дьяволу, учился колдовству у саамских шаманов и достиг такого невиданного могущества, что сумел одолеть саму смерть. Именно так народное сознание объясняло успех его затеи: все поверили самозванцу, что он – чудом спасшийся царевич Дмитрий.

Не иначе как сам Дьявол отвел людям глаза. Возможно, причиной подобных разговоров было негативное отношение Григория Отрепьева, который сам являлся беглым монахом, к представителям православной церкви. По свидетельствам очевидцев, он не раз называл их лицемерами и бездельниками. А брак с католичкой Мариной Мнишек и дружба с поляками только подлили масла в огонь.

В России отход от канонов православия, выраженный в той или иной форме, сразу давал повод для подозрений в колдовстве. Как известно, после убийства, состоявшегося 17 мая 1606 года, труп самозванца несколько дней подвергался публичному поруганию и осмеянию. Затем его похоронили вместе с пьяницами и ворами, в общей «убогой» могиле. И начали ходить по столице слухи.

Особо впечатлительные москвичи утверждали, что над могилой Лжедмитрия I по ночам сияют и движутся таинственные огоньки, слышатся звуки бубнов и пение шаманов. Суеверные люди считали, что земля не принимает такого сильного и злого колдуна. Сказывали, что по утрам труп Григория Отрепьева находили лежащим на мостовой, а компанию ему всегда составляли два голубя.

И любые погодные явления – резкое похолодание и порывы сильного ветра – многие люди объясняли гневом убитого колдуна. Подобные слухи заставили московских бояр выкопать «беспокойный» труп и прилюдно сжечь. А для пущей убедительности, чтобы успокоить суеверный народ, прах самозванца зарядили в пушку вместе с порохом и выстрелили им в сторону Польши, откуда и пришел Лжедмитрий I.

Именно вера людей в колдовство помогла еще одному претенденту на трон – Лжедмитрию II, который вскоре объявился, убедить многих жителей Руси в том, что он является тем же самым человеком, мужем Марины Мнишек. Ведь эта женщина признала его своим супругом в силу сложившихся обстоятельств. Чудесное воскрешение Григория Отрепьева народное сознание тоже приписало саамским шаманам.

А некоторые романтичные и суеверные люди утверждали, что дух Лжедмитрия I якобы вселился в тело другого человека, чтобы вернуться к возлюбленной Марине Мнишек, победив смерть.

История Григория Отрепьева до сих пор полна тайн и загадок, хотя слухи о его обучении у шаманов в Лапландии и последующем воскрешении кажутся фантастическими. Впрочем, в эпоху Средневековья некоторые русские, финны и шведы действительно отправлялись к лопарям, надеясь получить от них тайные знания.

Экология и саамы

Реальным ли было колдовское могущество саамов, никто точно не знает, но невозможно отрицать их особый взгляд на окружающий мир, который во многом повлиял на повседневный быт этих людей. Жители суровых северных широт умудрялись жить, не нарушая экологию природы.

Например, для разведения костра они использовали лишь сухостой, никогда не трогая «живую» древесину и кустарник. Листья этих растений могли стать кормом для оленей в летний период времени, когда мох ягель засыхает. Саамы выстроили с природой очень гармоничные взаимоотношения.

Путешествуя по заснеженным просторам, они разводили огонь лишь на месте старых кострищ, чтобы не причинять земле новую рану. Эти люди считали, что почва чувствует жар пламени, совсем как живое существо. Рядом с кострищем жители Севера оставляли запас дров не для себя, а для следующего путника.

Свои стоянки оленеводы переносили с места на место, когда в округе заканчивался сухостой. Они не могли причинить вред растениям, а охотились так, чтобы не нанести ущерба популяции пушного зверя: лишь в определенное время и не больше, чем нужно для выживания.

Не удивительно, что пришедшие следом в Лапландию поморы предпочитали селиться там, где раньше жили саамы. Ведь после них в лесу оставалось много добычи, а в реках и озерах было полно рыбы. Плюс готовые кострища, выложенные плоскими камнями, проторенные тропы и обилие кустарника, пригодного для растопки печей.

Экологическая культура саамов, сформировавшаяся в незапамятные времена, намного опередила отношение современного человечества к природе. Безусловно, это отражение языческих верований жителей Лапландии.

Источник: https://cyrillitsa.ru/narody/90790-zachem-laplandskie-kolduny-voskresil.html

Кем на самом деле был Лжедмитрий I

Борис Годунов был последним сильным царем. После его смерти началась Смута, которая продолжалась до 1613 года. Некоторые историки считают началом Смутного времени смерть Ивана Грозного.

Как бы там ни было, а самая одиозная фигура Смутного времени — это, конечно же, Лжедмитрий I. Точнее на тот момент его было звать-величать Дмитрием Ивановичем. Кто это был на самом деле и почему выдавал себя за сына Ивана Грозного?

Мутные обстоятельства смерти настоящего царевича Дмитрия

Иван Грозный чувствовал себя абсолютным монархом и творил что хотел. После четырех законных браков стал жениться незаконно. Просто брал к себе понравившуюся девушку и устраивал «свадьбу» — незаконное венчание проводил домашний поп или же с этим вообще не заморачивались.

Последней женой сумасшедшего царя стала Мария Нагая, княжеская дочь, которой Иван сам сказал, что берет ее в жены. Естественно, никаких законных обрядов не проводилось — просто очередная гулянка-пьянка и поселение Марии в царских палатах.

В 1582 году Мария родила сына Дмитрия, и вскоре Иван Грозный выслал ее и ребенка в Углич. Мария была этому даже рада, находиться вблизи Ивана было опасно. Легитимность царевича от незаконного брака была под сомнением. К тому же был Федор, старший сын Грозного. После смерти Ивана Грозного в 1584 году этот Федор стал царем. Дмитрий с матерью по прежнему жил в Угличе.

Дмитрия растили, внушая ему, что он царевич, сын помазанника божьего и всё в таком духе. Мальчик рос замашками в отца, был жестким, нетерпимым.

В 9 лет неожиданно умер. Дмитрий и несколько других мальчишек играли в игру, где нужно было метать ножички. Якобы случился припадок эпилепсии и Дмитрий, крюча руки и шею в этом припадке, проткнул сам себе горло. Очень сомнительно, чтобы это было так, поскольку в эпилептическом припадке обычно ладони выпрямлены.

Велось следствие, мать и дядя царевича заявляли, что это убийство по приказу Годунова, который таким образом расчищает себе дорогу во власть. Назвали имена предполагаемых убийц. Начались волнения, толпа в Угличе растерзала названных убийц.

Читайте также:  Сколько любовниц было у ивана грозного

Такие обстоятельства — золотая жила для любителей половить рыбу в мутной воде. Когда умирает царь или наследник и есть хоть малейшие сомнения, тут же возникают «чудом спасшиеся» цари по всей стране и их именем поднимаются бунты.

Версии о происхождении Лжедмитрия

В 1603 году, когда на царстве сидел Борис Годунов, в Польше объявился молодой человек, который называл себя царевичем Дмитрием, якобы чудом спасшимся.»Дмитрий» заявил свои права на престол как сын Ивана Грозного и собрался идти войной на Москву, сбросить незаконного Годунова.

Борис Годунов

Правительство Годунова объявило «царевича» самозванцем, монахом Григорием Отрепьевым, который ранее служил у Романовых, но впал в ересь и повредился умом, называя себя Дмитрием.

Во всей этой истории больше белых пятен, чем точных фактов. Возникают естественные вопросы: какие достоверные факты предъявил польскому королю Лжедмитрий, чтобы ему поверили? Как доказал, что он царевич? Разве мог совершенно чужой человек выдать себя за царского сына? Как вообще добрался до короля?

Многие документы были уничтожены во время Смуты, многие сжег потом Василий Шуйский, успевший побывать царем. Да и Романовы после избрания их претендента тоже вряд ли хранили компроментирующие их бумаги. Сейчас мы можем только догадываться.

Григорий Отрепьев под именем царевича Дмитрия, сериал «Годунов. Продолжение» 2019

На данный момент есть три популярные версии:

1. Под именем Лжедмитрий скрывался Григорий Отрепьев. Вот только придумал он это всё не сам, а был тщательно подготовлен сильными мира сего — боярами, которые хотели свалить Годунова. Нашли юношу, по возрасту и внешности похожего на погибшего Дмитрия, умного и прыткого, всему обучили, натаскали и отправили в Польшу.

Григорий Отрепьев, сериал «Годунов» 2019

2. Это внебрачный сын польского короля Стефана Батория. Мол, Лжедмитрий знал и умел много всего западного, что никак не мог уметь даже продвинутый московит. Танцы, владение оружием, ношение доспехов и прочие вещи. Но и русские обычаи знал. Есть версия, что он сын — Марии Ливонской и Батория.

3. Это был настоящий царевич Дмитрий, которого в свое время вывезли и укрыли, скрывали по монастырям от ищейк Годунова, а потом переправили в Польшу.

В 1605 году внезапно умирает Годунов, Лжедмитрию оказалась открыта дорога на Москву, куда он и явился во главе польского войска. Сына и вдову Годунова убили, его дочь Ксения была наложницей Лжедмитрия, покуда не приехала жена самозванца Марина Мнишек.

Лжедмитрий и Марина Мнишек

Масло в огонь подливает поведение матери царевича, Марии Нагой, на тот момент — инокини Марфы. В момент их первой встречи она признала сына, они кинулись друг другу в объятия. Зато когда новоявленного царя убили, она отреклась, мол, соврала тогда, потому что он ей угрожал. Где здесь правда?

Как сказал один историк: «Лжедмитрий лишь испечен в польской печи, а заквашен в Москве». Дмитрий или Отрепьев — а готовили эту аферу явно не один год, готовили сильные бояре, скорее всего во главе с Василием Шуйским. Которые потом сами же его и списали при первой возможности.

  • Лжедмитрий I побыл царем всего год, после Василий Шуйский поднял народ, царя объявили самозванцем, убили, тело выставили на поругание, после сожгли, а прахом зарядили пушку и выстрелили в сторону Польши — туда, откуда он пришел.
  • _____________________
  • Если материал вам понравился, ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Впереди много интересного 😉

Марина Мнишек и проклятие рода Романовых Лжедмитрий II, он же Тушинский вор, он же Калужкий царёк Кто тут в цари крайний, или Как выбирали Михаила Романова

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5aeadec6a815f19a06c0388e/5bc78fb781349d00aa7993b5

Как и почему был свергнут Лжедмитрий I

Историки связывают начало первой в русской истории гражданской войны с воцарением якобы воскресшего младшего сына Ивана Грозного, оставшегося в памяти потомков как Лжедмитрий I.

Его недолгое правление стало возможным благодаря сильной поддержке Польши и Литвы, а также началу крестьянских бунтов и массового восстания военных гарнизонов в Москве.

Именно в эти смутные дни Лжедмитрий во главе небольшого войска из польских наемников и казаков начал поход на Москву с целью свергнуть правящего тогда Федора Борисовича Годунова и объявить себя истинным императором.

За недолгий срок правления Годуновых (1598-1605 годы) недовольство в стране нарастало: боярам не нравилось его возвышение, а народ был возмущен голодом и спорными указами Бориса Годунова.

Так, на волне народного возмущения небольшому войску «истинного» царевича почти никто не оказывал сопротивления, города сдавались один за другим. Только под Новгородом московское войско под командованием боярина Мстиславского попыталось дать отпор.

Однако русские солдаты не хотели сражаться против того, кого считали законным царем, и битва была проиграна, а Лжедмитрий продолжил свой поход на Москву.

Неожиданно 13 апреля 1605 царствовавший тогда Борис Годунов умер, и через несколько дней все войско московское во главе с П.Ф. Басмановым перешло на сторону самозванца. Наследовавший Борису сын Федор Годунов оставался на престоле немногим больше месяца, после чего был схвачен по приказу Лжедмитрия и убит.

Почему же русские люди настолько легко поверили вымышленной истории спасения младшего сына Ивана Грозного и провозгласили неведомо откуда появившегося человека своим истинным правителем? Неужели настолько сильна была в людях вера в «истинного» царя и его справедливые решения, что притязания на трон появившегося со стороны Польши самозванца были всенародно одобрены? У историков до сих пор нет ответа…

После своего триумфального въезда в столицу, новый правитель чуть не казнил нескольких бояр Шуйских, заменив потом смерть ссылкой, низложил действующего патриарха и назначил на его место рязанского архиепископа Игнатия. Именно он и венчал 21 июля 1605 года и венчал нового императора на царство под именем Дмитрия Ивановича Рюриковича.

В своей политике Лжедмитрию приходилось варьировать между интересами своей страны и Польского государства. Однако никакого заметного влияния его власть на ситуацию в России не оказала, народ продолжал голодать, а все реформы были направлены на поддержание дворянского сословия. 

Продлилось правление нового императора недолго: пока в мае 1606 года он готовился к свадьбе с надменной пани Мариной Мнишек, среди бояр зрел заговор. Слишком многим не нравились его планы в отношении церковных реформ и дружественные отношения с Польшей.

Во главе заговора встал недавно помилованный царем боярин Василий Иванович Шуйский, который смог выбрать удобный момент для переворота.

В ночь после свадьбы заговорщики объявили, что приехавшие поляки покушаются на жизнь царя и под этим предлогом ворвались в Кремль.

Лжедмитрий пытался спастись, но стрельцы его выдали, и царь был застрелен. Членов его семьи и приближенных поместили под арест. 

На следующий день тело убитого Лжедмитрия было сожжено, затем его прахом выстелили из пушки. Это дало народу повод думать, что царь второй раз избежал смерти и вскоре вернется, чтобы отомстить обидчикам. Так была подготовлена почва для второй волны гражданских волнений и появления новых самозванцев.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-969591-kak-i-pochemu-byl-svergnut-lzhedmitriy-i

Главные заблуждения о Лжедмитрии I

Глупец

В народном сознании Лжедмитрий — персонаж однозначно отрицательный, ведь это он привёл интервентов на Русь. По этой причине его внешний и нравственный облик подаются не в самом выгодном свете.

Но если описания внешности правдивы: красавцем мнимый Димитрий не был: нос широк, на лице бородавки, руки — одна длиннее второй — правда, сложением статен, — то его нравственные качества не просто искажаются, но часто выворачиваются наизнанку.

Так, для простого обывателя Лжедмитрий — эдакий дурачок, марионетка в руках польского короля, Марины Мнишек с её отцом и русских бояр во главе с Шуйским. Но глупым человеком на деле царь не был. Современники отмечают, что глаза его были умны и выразительны.

Он был прекрасным психологом и ярким артистом: Лжедмитрий быстро сумел расположить к себе и даже влюбить в себя толпу и затем умело манипулировал общественным мнением.

Момент его встречи с матерью, инокиней Марфой — неподдельная, как показалось, искренность — убедили его современников, что царь — настоящий.

Он смог обмануть не только простой русский люд, но искушённых в дипломатии польских сановников, иезуитов и даже Папу Римского, умело увиливая от данных им обещаний.

Невежа

Раз он глуп, то и невежественен. Беглый монах, расстрига, нахватавшийся обрывочных знаний. И все будто бы изначально понимали, что он никакой не царь и обманывали его, пользуясь невежеством.

В реальности же Дмитрий удивлял многих современников своей эрудицией: он нередко к месту цитировал Библию. Читал сам и всячески приобщал к чтению приближённых. Боярскую думу он превратил в Сенат и сам активно участвовал в его заседаниях.

Мечтал мнимый Дмитрий даже о всеобщем образовании — в начале XVII века.

Ещё по пути в Москву он говорил: «Как только с Божьей помощью стану царём, сейчас заведу школы, чтобы у меня во всём государстве выучились читать и писать; заложу университет в Москве, стану посылать русских в чужие края, а к себе буду приглашать умных и знающих иностранцев».

Труслив

Обычно Лжедмитрия считают авантюристом и, хотя он безрассуден (ведь покусился на царство), но труслив. Факты же свидетельствуют не только о том, что самозванец свято верил свою идентичность с сыном Ивана Грозного, но также и о том, что он был отважным человеком.

Первым из царей он не забирался на коня, предварительно вставая на подставленную скамью, а удалецки запрыгивал на него. Активно участвовал в царской охоте. Сам травил опаснейших зверей, даже медведей. Мечтая разделаться с врагом, тревожащим постоянными набегами южные земли, с Крымским ханством, он вёл активную подготовку к войне.

Судя по всему, Димитрий сам собирался возглавить поход. Готовясь, он устраивал смотры войск, что одновременно становилось и учением, и развлечением.

Изнежен и ленив

Лжедмитрий любил балы, любил веселье и танцы — это правда. Но неверно представлять, будто он, достигнув царствования, предался разврату и неге.

Новый царь не только исполнял свои обязанности: он, в отличие от предшественников, к примеру, после обеда гулял по городу и разговаривал с купцами и мещанами.

За сто лет до Петра I Лжедмитрий покорял сердца ремесленников тем, что работал с ними наравне, причём, когда его толкали или даже сбивали с ног, не гневался и держал себя просто.

Хотел отдать страну полякам

Следующий устойчивый миф заключается в том, что Лжедмитрий — предатель, перебежчик, и это он привёл поляков в Россию и начал тем жестокое Смутное время.

Он, действительно, пребывая в Польше и готовясь только к походу на Москву, обещал королю Речи Посполитой Сигизмунду III «вернуть» северскую землю и Смоленск.

А своей будущей жене якобы хотел отписать Новгород и Псков. Но, став царём, он принялся вести себя независимо от Сигизмунда, требовал, чтобы тот его называл непобедимым цезарем.

Что до земель, то польскому послу царь прямо объявил: их передача королю невозможна.

Отношения Сигизмунда и Лжедмитрия после воцарения последнего стали натянутыми, если не сказать враждебными. В то время, когда против царя бояре во главе с Василием Шуйским готовили заговор, в Кракове подумывали о том, чтобы свергнуть неугодного Сигизмунда и посадить на его трон молодого русского государя.

Покушался на православную веру

А ещё — говорят — Лжедмитрий ненавидел православную веру и государственной религией хотел сделать католицизм. А сам был вероотступником.

Дмитрия, действительно, в Польше крестили — он принял католичество. Действительно, он не питал добрых чувств к монахам, отбирая у монастырей всё их богатство, которое они веком ранее так долго и так упорно защищали от нестяжателей. Монахов он считал бездельниками.

Однако о смене государственной религии не могло быть и речи. Ответы Лжедмитрия Папе Римскому, который напоминал московскому государю о данном за год до того обещании, были расплывчаты. Он не отказывал прямо, но говорил, что не станет строить католических церквей в ущерб православным. Игнорировал он жалобы Папы относительно обилия протестантов в Московии.

Равнодушный к религии, царь, очевидно, понимал, что православие — один из столпов русского общества, и посягать на него опасно. И в то же время, он был по-современному терпим к другим конфессиям.

Он — Григорий Отрепьев

Наконец, последний устоявшийся, упрочившийся слух о том, что царём Дмитрием представлялся беглый монах аристократического Чудова монастыря Григорий (в миру Юрий) Отрепьев. Из всех прочих эта гипотеза представляется наиболее правдоподобной, но и она имеет серьёзные недостатки, которые не позволяют отождествить царя Димитрия с Гришкой, преданным анафеме ещё при Борисе Годунове.

Во-первых, сам Лжедмитрий, чтобы развеять сомнения, показывал народу истинного Григория Отрепьева. Когда тот стал не нужен, его за пьянство сослали в Ярославль. Поскольку Отрепьев был не простым монахом, а дьяком Чудова монастыря, секретарём патриарха, его без труда отличили бы от двойника. И обман неминуемо был бы раскрыт в Москве или другом городе.

Во-вторых, он слишком хорошо говорил по-польски, ездил верхом, стрелял, танцевал, чтобы быть монахом, с юности отданном на послушание.

Таким образом, отождествление Гришки Отрепьева и Лжедмитрия, скорее всего, лживо.

Источник: https://diletant.media/articles/29636691/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector