Зачем на руси знахарка перед свадьбой собирала пот невесты

   Свадебные традиции в современной России имеют много общего с обрядами Древней Руси. Но за многовековую историю одни ритуалы подверглись изменениям, другие оказались безвозвратно утерянными.

Последняя волна моды на возрождение старинных традиций привела к тому, что сегодня многие пары стремятся организовать настоящую русскую свадьбу со всей присущей ей атрибутикой: символичными обрядами, особыми песнями и русским свадебным танцем.

Зачем на Руси знахарка перед свадьбой собирала пот невесты

Сватовство

Зачем на Руси знахарка перед свадьбой собирала пот невесты

   Сватовство – важнейший и обязательный ритуал, который предшествовал русской свадьбе. В дом к девушке приходили родители или другие родственники молодого человека, чтобы договориться о заключении брака. Окончательный ответ давался не сразу, а лишь после второго или третьего посещения семьи избранницы.

   Именно во время сватовства представители двух фамилий знакомились и налаживали взаимоотношения. Так как родственные связи на Руси имели большое значение, к сватовству относились серьезно и продумывали все до мелочей. Например, суеверные считали, что не стоит свататься по средам и пятницам, а также 13-го числа (хотя остальные нечетные числа рассматривались как благоприятные).

   Сейчас обряд сватовства не утратил своей актуальности, правда, он стал гораздо проще и непродолжительнее, чем это было принято на русской свадьбе несколько веков назад. Как правило, жених просто посещает родителей своей девушки и просит руки их дочери. После сватовства будущие молодожены готовятся к помолвке.

Помолвка

Зачем на Руси знахарка перед свадьбой собирала пот невесты

   Помолвка – обряд, представляющий собой официальное провозглашение влюбленных женихом и невестой. Сегодня помолвка считается одним из самых романтичных моментов.

   Как и в старину, жених преподносит невесте кольцо, которое она носит до самой свадьбы, а потом хранит в шкатулке и надевает в особые дни.

Если брак удался, то, согласно древним обрядам и современным свадебным традициям в России, помолвочное кольцо следует передать по наследству детям и внукам.

Принимая кольцо от своего избранника, невеста тем самым дает понять, что согласна предстать перед венцом, – помолвка состоялась.

   В честь помолвки по обычаям русской свадьбы устраивался настоящий праздник: дворяне рассылали приглашения на пышный бал, люди менее состоятельные собирали близких родственников на семейный ужин. В свадебных традициях в России также предусматривается вечеринка по случаю помолвки.

Канун русской свадьбы

Зачем на Руси знахарка перед свадьбой собирала пот невесты

   Русские свадьбы могли совершаться как через неделю после помолвки, так и спустя несколько месяцев. Это зависело от степени подготовки к церемонии и времени года (идеальным временем для русской свадьбы считалась золотая осень – сразу после сбора урожая).

   Канун торжества, когда девушка собирала девичник, начинался с русских свадебных песен-причитаний. Девушка прощалась с отчим домом и беззаботной жизнью.

Считалось: чем больше причитает невеста и льет слез перед свадьбой, тем счастливее будет ее семейная жизнь.

В ответ ее родители и подружки готовили русские свадебные песни-наставления, в которых поддерживали невесту и давали мудрые советы.

   Конечно, в современных свадебных традициях в России грустные песни рассматриваются как обряд достаточно архаичный, и девичник проходит в атмосфере легкости и веселья. И этому есть историческое объяснение: если раньше невесту часто выдавали замуж без ее желания и грусть была отражением внутреннего мира, то сейчас насильственные браки встречаются достаточно редко.

   Различные по своей тональности и настроению русские свадебные песни звучали на протяжении всего дня. Песенная культура наших предков находит свое отражение в обязательном музыкальном оформлении свадьбы.

Русская свадьба

Зачем на Руси знахарка перед свадьбой собирала пот невесты

   На венчание в церковь собирался, так называемый, свадебный поезд, состоявший из жениха, дружки, крестных матери и отца, свахи. В церкви совершались таинства, направленные на скрепление отношений жениха и невесты. Например, молодым предписывалось одновременно вставать на подножник, расстеленный у аналоя, и в одно мгновение креститься.

   Любопытно, что всем предметам, которые в сакральный момент венчания находились в руках молодых, предписывали магическую силу: воск с венчальных свечей использовали для лечения больных детей, а венчальная рубаха придавала женщине сил во время родов.

   На исконно русской свадьбе родители жениха не ездили в церковь, а оставались дома готовиться к встрече молодоженов и свадебному пиру.

Когда повозка с молодыми подъезжала к дому, первой на порог выходила мать и посыпала сына и свою невестку пшеном, овсом или хмелем, символизирующим беззаботную жизнь и полный достаток.

И, конечно, без традиционного каравая не обходилась ни одна русская свадьба.

Свадебный банкет

Зачем на Руси знахарка перед свадьбой собирала пот невесты

   Первыми за праздничным столом занимали места невеста и жених. Жених садится слева от невесты, а его родители – справа от нее.

Для ведения банкета выбирался ведущий из числа друзей молодоженов, который предоставлял слово гостям, произносил тосты и руководил вечером.

Любопытно, что помимо ведущего на свадьбу назначался человек, который следил за соблюдением всех свадебных примет (считалось, что в день свадьбы молодые наиболее уязвимы) – например, не разрешал никому садиться между женихом и невестой и переходить им дорогу.

   Жених и невеста, в отличие от других гостей, не ели во время ужина: перед ними ставилась пустая миска, ложки связывались лентой, а стаканы переворачивались вверх дном.

Молодоженам не следовало есть вместе с замужними мужчинами и женщинами – ведь по-настоящему мужем и женой они станут только после первой брачной ночи.

Чтобы не умереть с голода, влюбленные перед банкетом втайне от гостей ели отварную курицу.

   На свадьбе звучали веселые песни и устраивались русские свадебные танцы. Обычно жених отплясывал в присядку, танец же невесты, напротив, был спокойным и нежным. Иногда девушка просто стояла и взмахивала вверх платочком. Сегодня традиционный русский свадебный танец молодых – это вальс, который идеально подчеркивает и воздушность невесты, и галантность кавалера.

Зачем на Руси знахарка перед свадьбой собирала пот невесты

Источник: http://ivzags.ru/russvad.php

Зачем перед свадьбой на Руси невесту водили в баню, а знахарка собирала пот девушки

В России молодые красавицы особенно переживали за первую брачную ночь, ведь традиционно муж являлся единственным мужчиной, с которым у них были интимные отношения. И от того, как они сложатся, во многом зависела дальнейшая судьба пары.

В связи с этим подготовка к первой брачной ночи была очень серьезная и длилась не один день. Одним из ритуалов, устраиваемых накануне свадьбы, был банный.

Все предсвадебные ритуалы проводились для того, чтобы облегчить девице переход к супружеской жизни. Традиционные свадебные обряды на Руси имели много общего с погребальными обрядами, неслучайно невесте предписывалось оплакивать ее предыдущую жизнь в доме родителей, которая была веселой и беззаботной.

Омовение в бане также было предсвадебным обрядом, символизировавшим переход к замужней жизни. Чем-то он напоминал омовение мертвых перед переходом в загробный мир. Баню для невесты готовили самые близкие подружки и родственники, чтобы она словно очистилась от прошлого.

При мытье невесты приходилось пользоваться веником, привезенным из дома жениха, или подаренным им мылом. Или баню топили дровами, взятыми из дома жениха. Помещение предварительно тщательно мыли. Воду нужно было приносить из трех различных источников, в том числе и из колодцев. Важно, чтобы все они были чистыми.

Камни брались с трех полей, а бревна и ветки, которыми изнутри украшалась баня, с трех берез. Все эти действия отражались в песнях и частушках, которые пели подружки невесты. А еще они готовили маленькие березовые веточки, которые назывались «вики». К ним привязывали обрывки ткани и ленты, вешали их в бане и клали по бокам дорожки, ведущей в баню.

Читайте также:  С какой страной россия воевала чаще всего

Когда все было готово, девушки приходили к сидящей в доме невесте и приглашали ее пойти в баню «по мосту Калинову с кумушками, да с подружками». О Калинове мосте говорится в былинах, он раскален до красна и перекинут через речку Смородину. Это последний рубеж, находящийся перед миром мертвых.

Во многих регионах России перед посещением бани невеста просила благословения у своих родителей, как будто она действительно собиралась к переходу в иной мир.

Невеста не ходила в баню самостоятельно, ее провожали девушки. Во главе шел парень-дружка, читая защитные заклинания и ударяя по дороге хлыстом, чтобы отпугнуть нечистого. Если там не было мужчины, впереди шла женщина и подметала дорогу метлой.

Перед входом в баню невеста кланялась на четыре стороны света, как бы входя во взаимодействие со стихиями. Подружки просили разрешения войти у Банника. Это был дух бани. Иногда невесту вносили на руках.

Существовал запрет – в каменке не бить головешку, чтобы не спровоцировать в будущем рукоприкладство мужа. На каменку в бане лили квас, мед, пиво, бросали хлеб и хмель. Прислушиваясь к издававшимся после этих действий звукам, гадали о том, каким будет характер будущего супруга.

Чтобы невеста была плодовитой, подружки парили новобрачную березовым веником, в который были вплетены ветки плодовых деревьев и ягодных кустарников. Та в ответ парила подруг. Существовала примета: какую из девушек невеста хлестнет первой, та первая и выйдет замуж.

В бане присутствовала знахарка, которая собирала пот, образовывавшийся на теле молодой, чтобы подмешать его затем в питье жениху. Это была ворожба на любовь. Когда пот смешивался с напитком, читался специальный заговор. Иногда вместо знахарки это делали подруги.

Когда невеста выходила из бани, она благодарила ее духа. Ее сопровождали девушки, которые при помощи различных предметов быта производили шум, тем самым отгоняя злых духов.

Одна девушка метлой расчищала перед невестой дорогу, а другая поднимала вверх девичий головной убор, который доставался ей от новобрачной. При этом невеста должна была быть грустной, а все сопровождавшие ее девушки и замужние женщины должны были веселиться.

Источник: https://homsk.com/bingo/zachem-pered-svadboj-na-rusi-nevestu-vodili-v-banyu-a-znaharka-sobirala-pot-devushki

Зачем на Руси знахарка перед свадьбой собирала пот невесты

Свадьба – это и волнующее, и ответственное событие в жизни каждой девушки. На Руси юные красавицы особенно тревожились из-за первой брачной ночи, поскольку традиционно супруг являлся единственным сексуальным партнером в жизни женщины. И очень многое зависело от того, как сложатся с ним интимные отношения. Поэтому подготовка к первой брачной ночи обычно занимала не один день.

Сходить в баню

Автор книги «Традиции русской народной свадьбы» Алла Леонидовна Соколова уделила отдельную главу банным ритуалам, которые устраивались для невесты накануне венчания. Все они были призваны помочь красавице совершить символический переход из девичества в супружескую жизнь.

Традиционные свадебные ритуалы на Руси имели много сходства с похоронными обрядами, не случайно невеста должна была буквально оплакивать свою прошлую беззаботную жизнь в родительской семье. А в бане, которую готовили ближайшие подруги и родственницы новобрачной, она как бы очищалась от прошлого. Во многом это напоминало ритуал омовения покойника.

«Когда все готово, девушки подходили к сидящей в избе невесте и приглашали ее пройти в баню «по мостам да по калиновым со кумушками да со подруженьками». Напомню, Калинов мост – это раскаленный мост через реку Смородину в сказках и былинах, последний рубеж перед миром мертвых», – написала А. Л. Соколова.Обычно подружки парили невесту березовым веником.

Иногда в него добавляли веточки фруктовых деревьев, ягодных кустарников. Считалось, что таким образом можно увеличить плодовитость будущей жены, усилить ее детородную способность.Часто после бани невесту до дома сопровождали родственницы, в чьи обязанности входило производить громкий шум, чтобы отпугнуть нечистую силу от красной девицы.

Иногда впереди процессии шла женщина, которая символически расчищала дорогу с помощью метелки.Родители невесты обычно приглашали сельскую знахарку или ведунью. Эта женщина собирала пот красной девицы, образовавшийся в парилке. В день свадьбы знахарка могла незаметно подлить в питье жениху несколько капель пота его суженой, прочитав особый заговор.

Жители Руси верили, что такая свадебная магия поможет вызвать в молодоженах взаимные романтические чувства, первую влюбленность.

В баню перед свадьбой в сопровождении дружки и старших родственников ходил и жених.

Поцеловаться с женихом

Следующим этапом традиционной русской свадьбы, призванным разжечь страсть в девушке, подготовив ее к постельным утехам с молодым супругом, было праздничное застолье. Гости активно способствовали сексуальному раскрепощению юной красавицы, часто крича: «Горько! Горько!»Доктор филологических наук, Юрий Владимирович Откупщиков, в своей книге «К истокам слова.

Рассказы о науке этимологии» написал о происхождении этого свадебного возгласа. Вопреки множеству народных преданий, слово «горько» этимологически связано с древнерусским глаголом «горити» (гореть). То есть, своими криками гости призывают молодоженов к жарким, горячим поцелуям, а вовсе не просят «подсластить» им еду.

Обычно один из гостей, залпом выпив рюмку водки и закусив соленым огурчиком, громко жалуется на то, что угощенье-то горькое на вкус. Другие участники свадебного застолья сразу понимают намек и начинают хором скандировать: «Горько! Горько!» Это практически заставляет молодоженов забыть о природной стеснительности и служит публичной прелюдией грядущих постельных утех.

Поскольку молодым предстояло ответственное и важное событие, им обычно спиртного на собственной свадьбе не наливали.

Послушать частушки

Известный публицист, Владислав Владимирович Артемов, описал подготовку к первой брачной ночи в книге «Славянская энциклопедия».Практически все веселые песни, стихи, тосты, заговоры и шутки, звучащие на свадьбе, должны были помочь молодоженам раскрепоститься. Особую роль играли частушки фривольного содержания, которые настраивали невесту на нужный лад.

«Наступало время выполнения постельного обряда: под песни и пляски, с явно нескромными намеками и шутками, молодых провожали в отдельное помещение или клеть и оставляли одних. Считалось, что пение подобных песен необходимо для счастливого брака», – пишет В. В. Артемов.

У дверей обычно оставался дружка жениха или кто-то из его ближайших родственников, он должен был охранять покой новобрачных.Интересно, что молодожены в некоторых селах брали с собой в постель вареную или жареную курицу. А иногда сам факт подачи к свадебному столу блюда из птицы означал, что жениху и невесте пора уже уединиться для первой брачной ночи.

А недогадливым людям, как правило, еще и намекали: «Тетера на стол прилетела – молода спать захотела».

Как правило, утром у новобрачного деликатно интересовались о случившемся половом акте, используя различные иносказания.

Могли, например, спросить: «Как твое здоровье?» И если новоиспеченный муж отвечал, что он в «добром здравии», то молодых супругов поздравляли. Только после подтвержденного факта интимной близости новая семья считалась состоявшейся.

Читайте также:  Как будущая екатерина ii служила английской шпионкой

Лечь на кунью шубу

Не случайно на Руси первую брачную ночь именовали подклетной. Дело в том, что половая жизнь супругов должна была, согласно обычаю, начаться в клети – неотапливаемом помещении хозяйственного назначения. Брачное ложе готовили, как правило, мать жениха и его родственницы.Как написал в своей книге В.В. Артемов, в основе постели были снопы пшеницы.

Их количество должно составлять 21, ведь семерка умноженная на три считалась не просто счастливым, а «огненным» числом, способным разжечь настоящую страсть в невесте. Возле ложа стояла кадка с медом, чтобы жизнь молодых была сладкой. Кроме того, девушка могла полакомиться, что также улучшало ее настроение.

Помимо перины и одеяла на брачное ложе устилали шубу из меха куницы или бросали шкурку ласки (мелкий пушной зверек). Согласно народным поверьям, такой мех тоже способствовал усилению женской сексуальности.

А для защиты супружеской постели от злых чар под перину закладывали веточку рябины, которая считалась способной не только отогнать нечистую силу, но и помочь успешному зачатию ребенка, увеличению плодовитости семейной пары.

Главной целью создания семьи на Руси издавна было рождение детей, особенно – сыновей, продолжателей рода.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/cyrillitsa.ru/zachem-na-rusi-znaharka-pered-svadboi-sobirala-pot-nevesty-5da4d022118d7f00ae94d177

Как женились на Руси

Трудно представить, чтобы в наши дни невеста каждое утро с момента сватовства  до самого дня замужества выходила из дому и причитала,  рыдала, оплакивала свое девичество, красоту, молодость.

 Впрочем, как и с трудом представляются возможными сейчас многие из тех обычаев и обрядов, которые были некогда неотъемлемой частью свадебного ритуала, а теперь либо забыты, либо утрачены, либо переосмыслены…

Сватовство — это не только неожиданный приезд жениха в сопровождении родственников  в дом невесты, чтобы в иносказательной форме посвататься (себя показать да товар посмотреть). Сватовство было той отправной точкой, с которой буквально начиналось перерождение главных участников свадебного обряда, жениха и невесты.

С момента самого просватания на невесту (сговоренку) налагалось ограничение в передвижении, ее жизненное пространство резко сужалось до пределов родительского дома. Если девушка и выходила, то только в сопровождении подруг и, по сути, только для того, чтобы пригласить гостей на свадьбу. Невеста так же отстранялась от всех домашних дел, становилась недееспособной.

Так происходило постепенное “расчеловечивание”, необходимое для рождения нового человека, уже семейного.

Через два-три дня после сватовства жених и его близкие родственники вновь приезжают в дом невесты, теперь на смотрины, во время которых девушка должна показать себя во всей красе и продемонстрировать все свои навыки и уменья, точно так же как и жених, который красуется перед всеми собравшимися. После этого мать жениха пристально рассматривает и оценивает приданое невесты. Все происходящее обязательно сопровождается песнями и причитаниями,- чаще всего в исполнении подруг невесты. Однако девушка могла отказаться от женитьбы, не выйдя к жениху.

Незадолго до намеченного дня свадьбы происходило рукобитье или же запой, событие, которое окончательно закрепляло договоренность о свадьбе. После рукобитья отказ от свадьбы был невозможен. Жениха и невесту усаживали рядом за стол и величали в песнях, которые исполнялись подругами невесты.

А что же делают сами жених и невеста? Невеста не разговоривает, а причитает, а в некоторых домах и вовсе зовут выльницу, которая «воет», то есть исполняет причеты, а невеста охает и плачет.

И, несмотря на видимую активность жениха, его постоянные перемещения (он приезжает в дом невесты практически каждый день после рукобитья на «побывашки», «поцелуи», «проведки»), все же он остается пассивным: за него говорят и делают всё сваты, родственники, дружки.

Неужели этот обряд тоже исчез?  Дело в том, что девичник на Руси — это не только прощальные посиделки невесты с подругами накануне венчания, но и изготовление «красоты» («воли»), расплетание косы, мытье невесты в бане, уничтожение или передача «красоты» подруге или жениху. Девичья «красота» — последнее, что связывает невесту с ее девичеством.

  Это мог быть  кудель, деревце, украшенное лентами  и лоскутами, венок, платок. После изготовления «красоты» ее сжигали либо невеста раздавала ее близким подругам. Каким бы ни был предмет, символизирующий «красоту», он неизменно связан с головой, точнее волосами, а волосы – своего рода олицетворение девичьей красоты, воли.

С уничтожением или раздачей «красоты» девушка аллегорически лишалась девичества.

Также невесте могли отрезать косу и передавали ее жениху. А ритуальное омовение в бане окончательно завершало процесс: невеста становилась: ”ни жива, ни мертва”, и в этом состоянии ее передавали жениху, устраивался торгом, а невеста и ее подруги изо всех сил сопротивлялись.

Сразу после венчания невесте делали прическу молодухи: заплетали две косы и покрывали голову платком или же сразу «окручивали по-бабьи»: заплетенные в две косы волосы закручивали на затылке в пучок, а поверх надевали головной убор замужней женщины (повойник, очток, наметка).

С этого момента волосы невесты мог видеть только муж: показаться с непокрытой головой постороннему мужчине было равносильно измене, а сорвать с женщины головной убор — оскорбление.

Перемена прически означает переход девушки во власть мужа, а так же представляет собой формирование нового облика человека, его перерождение в новом статусе.

Девушка начинает «оживать»: к ней возвращается способность самостоятельно передвигаться, а так же способность все делать своими руками: невеста, войдя в дом, начинает активно осваивать его пространство, бросает рожь, кладет коровай, бросает пояс и др.

Особый обряд был посвящен «раскрыванию» невесты, когда молодые  приезжали из-под венца в дом жениха.

Этот обряд наделялся двойным смыслом: для невесты он означал возвращение зрения; невеста, продолжая оживать, смотрела теперь на все иными глазами, а для жениха это было своего рода узнаванием любимой, так как она теперь была иная.

В некоторых деталях обряда прочитывается эротический смысл, когда невесту «вскрывают»: свекор или дружка приподымает подол кнутовищем, ухватом. пирогом или палкой.

Или же на голову невесты клали пирог без начинки, символизирующий дитя, и заворачивали его в платок, клали его в чулан, где молодые отдельно от всех  сначала ели, а затем проводили брачную ночь. В некоторых областях был обычай устраивать постель новобрачным в клети или хлеве, что связано с идеей плодородия, деторождения.

«Отводины» (совместное посещение молодыми родителей невесты) знаменует конец свадьбы как особого состояния для всех ее участников.

Этот элемент свадебного обряда особенно важен  для невесты, которая приезжает ненадолго и в качестве гостьи, что подчеркивает необратимость всех превращений, произошедших с ней во время свадьбы. Впрочем, встречаются и другие данные о связи невесты со своим домом.

Например, в Воронежской губернии, молодица в течение первого года замужества жила у матери и занималась прядением для своих будущих нужд.

Источник: https://russian7.ru/post/svdb/

"Перед свадьбой зайди на кладбище!" Свадебные поверья и традиции

Выкуп невесты. Почем продашь?

Свадебный бум в городе, как правило, наступает летом, а в деревне осенью. Однако, как выясняется, временные рамки — не единственное отличие городской свадьбы от сельской.

Читайте также:  Что хорошего мазепа сделал для русских до предательства

Во многих деревнях свадьбы и сегодня играются «по-дедовски», со сватами и выкупами. При этом деревенский выкуп происходит так: во дворе невесты свадебный кортеж встречают подростки (родственники и соседи невесты), вооруженные метлами, палками, ведрами. Они охраняют закрытые ворота, чтобы не пустить жениха к невесте без выкупа.

Ворота открывают только после того, как дружка жениха даст выкуп. Затем он идет в дом, чтобы «выкупить» стол и косу невесты. Стол «продает» старшая дружка невесты: она долго торгуется, хотя сумма известна заранее. Косу «продает» мальчик — родственник невесты, он получает конфеты и пряники.

На этом деревенский выкуп, как правило, заканчивается.

Иногда сторона невесты наряжает «подставную» невесту и сажает ее с цветами за дверь. От такой невесты жених должен «откупиться». Впрочем, этот обычай соблюдается и многими горожанами.

В некоторых деревнях Чувашии сохранилась традиция встречать жениха хлебом-солью, белым покрывалом, которое расстилают под ноги, и деньгами, которые бросают на землю. Чем крупнее купюра, тем ценнее будущий супруг.

Обычай выкупа невесты на селе обязательно сопровождают обрядовые песни пожилых женщин.

Жениху активно помогают друзья: чтобы лишний раз не раскошеливаться, перелезают через ворота, открывают отмычками нехитрые деревенские замки.

Современный городской выкуп на деревенский похож мало. Прибытие жениха к дому невесты сопровождается громкими автомобильными сигналами и по возможности игрой на музыкальном инструменте (баян, гитара). У подъезда свадебную делегацию встречают свидетельница и подруги невесты.

Две подруги перегораживают с помощью атласной ленты вход в подъезд, а свидетельница держит в руках поднос, на котором находятся три шкатулки, в одной из которых ножницы.

Каждая неудачная попытка разрезать ленту стоит жениху определенной суммы, выраженной, как правило, в долларовом эквиваленте.

После прохождения женихом первого свадебного испытания, свидетельница рассказывает о втором: «Поднимаясь по лестнице к квартире невесты, жених должен на каждой ступеньке давать обещания». Например, такие как дарить невесте каждую субботу цветы. В отдельных случаях жениху приходилось преодолевать по 9 этажей.

Заметим, что все вырученные от испытаний деньги свидетельницы оставляют себе. «Навар» будет тем больше, чем лучше проявят подружки смекалку и сообразительность.

Свадьба с местным колоритом

«Свадебный поезд» татар-мишарей к дому невесты всегда подъезжает с правой стороны. По традиции его встречают выстрелами. В некоторых селах сохранился обычай сажать невесте на колени маленького ребенка, чтобы у молодых было много детей. По одному из поверий, лучше сажать на колени маленького мальчика.

Выходя из машины, татарская невеста разбрасывает мелочь, которую подбирают дети. Жених и невеста под руки идут к дому жениха, иногда жених несет невесту на руках до дома, крыльца. В это время их осыпают конфетами, мелочью, чигелдеком (кусковым сахаром).

В Ульяновской области существует традиция вкладывать в подол платья невесты булавки и иголки «крестом». Согласно поверью, они оберегают невесту от сглаза. По другой примете, в день свадьбы невесте нельзя наступать на порог.

На Алтае перед самым началом свадебной церемонии будущей жене расплетают косы. Этот обряд символизирует собой прощание с девичьей жизнью. Кульминация алтайской свадьбы — выливание невестой масла в огонь очага. Если она промахнется или огонь по какой-то причине гаснет, то это означает, что духи семьи жениха не желают принимать невесту.

Любопытный обычай существовал у тункинских бурят.

На свадьбу невеста ехала в мужской одежде, а в ее свадебный костюм наряжали парня-одногодка, который сопровождал невесту до того времени, пока не наступал момент переодевания ее в свадебный костюм.

Во многих местах лицо невесты в пути закрывалось платком или покрывалом с прорезями для глаз. По поверьям, таким образом можно было обвести злых духов и уберечь невесту от их враждебных действий.

На Кубани одним из предсвадебных обычаев было посещение кладбища. Невеста, если у нее не было родителей, шла туда накануне свадьбы, иногда в день свадьбы или накануне, но в любом случае рано утром или даже ночью. На могиле отца или матери она причитала, просила у них благословения, а сопровождавшие ее подруги по дороге на кладбище пели.

На Дону в последние годы все чаще стали справлять свадьбы в казачьих традициях. Ожидая появления жениха и невесты, в станице выставляют казачий дозор.

О приближении молодых оповещает пушечный залп — сигнал, зазывающий станичников на казачий круг, во время которого и решается судьба будущей пары.

В середине круга жених и невеста произносят старинную казачью формулу верности: «Будь мне женой» и «Будь мне мужем». Возгласами «Любо!» казаки одобряют выбор молодых, и круг объявляет их супругами.

У чеченцев до сих пор распространены два основных варианта женитьбы: обычное сватовство и так называемое «похищение невесты».

Символ целомудрия

На Руси традиционное платье невесты было красным. Революцию цвета произвела Екатерина Великая — именно она первая надела белое платье, положив начало новой традиции.

Однако, как отмечает одно из изданий, истинным символом целомудрия невесты является не белое платье, а фата. Традицию обмена обручальными кольцами предположительно придумали египтяне. Круглая форма кольца — это символ вечности, бесконечного счастья и любви между супругами.

Римский каравай на русской свадьбе

Свадебный каравай пришел в Россию из Древнего Рима: в начале эры римские жених и невеста не признавались супругами до тех пор, пока одновременно не съедали по куску свадебной лепешки — far. Само бракосочетание называлась у римлян confarreatio.

В России традиция свадебного каравая существует и сегодня, правда в несколько измененном варианте: где-то каравай ломают, а где-то — откусывают. Кто отломил больший кусок, тому и быть хозяином в доме.

Звон бокалов и горшков

Ни одна современная свадьба не обходится сегодня без битья посуды. В городах молодожены разбивают на счастье первый бокал, а в деревнях — глиняный горшок. На Руси разбитый сосуд считался доказательством целомудренности невесты. Да и вообще считалось, что чем больше осколков, тем больше счастья.

Правило пяти

Чтобы брак был удачным, невеста, считается, должна надеть что-то старое, что-то новое, что-то голубое и взятое в долг. Под старым, как правило, подразумевался подарок от матери. Такая вещь символизирует мир и мудрость в замужестве. Новое — это новая семья девушки. Голубое — означает любовь, скромность, верность.

Ну а в долг лучше всего брать у замужней женщины, счастливой в браке. Считается, что с такой вещицей передается благословение на хорошую семейную жизнь. Заметим, что данная «русская традиция» пришла к нам из Англии. Правда в английском варианте невеста должна положить еще и монетку в туфлю. Чтобы деньги водились.

К сведению

Согласно Толковому словарю живого великорусского языка В.Даля, слово свадьба происходит от «сводить, сватать», подразумевает обрученье, совершенье брака, женитьбу и замужество, повенчанье, со всеми брачными обрядами и пирушками.

Слово «свекровь» произошло от слов «своя кровь», а слово «невестка» — от слов «невесть кто».

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников

Источник: https://ria.ru/20060927/54298487.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector